Главная - Мышление
Самые страшные кладбища и могилы – фото, реальные истории, легенды, поверья. Самые таинственные древние детские захоронения Гробница заполненная ртутью

Польские археологи заявили, что, во время строительства дороги, были раскопаны могилы вампиров. О том, что покойников считали нечистью, свидетельствует необычный способ захоронения тел

Во время строительства дороги возле польского города Гливице, строители наткнулись на части скелетов. Археологи, приглашенные на место раскопок, ожидали увидеть останки солдат, участвовавших во Второй мировой войне, но ошиблись в своих прогнозах


Глазам исследователей предстала странная картина - головы покойников были отсечены от тел и размещены в ногах.



Археологи сразу уловили суть этого ритуала, призванного предотвратить воскрешение мертвецов.Согласно словам специалистов, практика обезглавливания умерших, которых считали “кровопийцами”, была широко распространена в славянских странах в начале христианства, когда языческие верования еще не утратили своей силы. Люди верили, что отделение головы вампира от его тела не даст нежити подняться из могилы, чтобы терроризировать живых.



Судебный антрополог Маттео Боррини (Matteo Borrini), заинтересовавшийся находкой польских археологов, рассказал журналистам, что существовали и другие, не менее странные способы борьбы с “кровососами”.



Например, жительницу Венеции, скончавшуюся в XVI веке от чумы, похоронили с кирпичом, плотно вставленным между ее челюстями. Такой метод гарантировал итальянцам, что покойница больше не сможет питаться человеческой кровью.А вот в Болгарии к истреблению вампиров подходили несколько иначе. В 2012-м году археологи нашли два скелета, зафиксированных железными прутьями, дабы надежно приковать нежить к земле.


“Рассказы о вампирах породили сельские жители, не знакомые с процессом разложения тела. Они видели, что иногда изо рта трупа появляется кровь, якобы свидетельствующая о недавней трапезе упыря. На самом деле такое явление связано с гниением и вздутием живота, вследствие чего кровь может выходить в ротовую полость, - объясняет научный обозреватель сайта Бенджамин Рэдфорд (Benjamin Radford). - Эти процессы хорошо изучены современными врачами и работниками морга, но в средневековой Европе они считались безошибочными признаками реального существования вампиров”.

Создатели данного сайта призывают не путать кладоискателей и гробокопателей - раскопки любых захоронений не принесли никому и не принесут богатства и тем более счастья. Все там будем - там и зачтется... Археология такого рода не вызывает уважения в любом случае, если она не проводится в научных целях официально, т.е. бескорыстно. А вот и законная сторона этих поисков...

Статья 244. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения

1. Объектом преступления является общественная нравственность.
2. Предмет преступления - тела умерших, места захоронения, надмогильные сооружения и кладбищенские здания, где совершаются церемонии в связи с погребением умерших или их поминовением (см. Федеральный закон от 12.01.96 N 8-ФЗ ((в ред. Федеральных законов от 28.06.97 N 91-ФЗ; от 21.07.98 N 117-ФЗ; от 07.08.2000 N 122-ФЗ)//СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 146; 1997. N 26. Ст. 2952; N 30. Ст. 3613; 2000. N 33. Ст. 3348).3. Объективная сторона преступления включает следующие действия:
а) надругательство над телом умершего, т.е. совершение безнравственных, оскверняющих или циничных действий в отношении захороненных или временно не захороненных человеческих останков (извлечение из могилы, нанесение повреждений, расчленение трупа, обнажение, похищение одежды, находящейся на теле умершего, ценных украшений, зубных коронок, несанкционированное перезахоронение останков и т.д.);
б) уничтожение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, полное разрушение этих объектов, приведение их в полную негодность, чтобы невозможно было использовать по назначению;
в) повреждение указанных объектов означает существенное разрушение предмета, причинение ему такого вреда, после которого для использования его по назначению необходимо восстановление (нанесение порчи отдельным элементам сооружения, изъятие отдельных украшений и другие действия).
г) осквернение таких объектов, выражающееся в совершении безнравственных, циничных действий, несовместимых с предназначением сооружений (например, нанесение оскорбительных надписей, рисунков, символов, нечистот, мусора и т.п.).
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает противоправные действия, и желает этого.
5. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.
6. О понятии группы лиц, группы лиц по предварительному сговору или организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК.
7. О понятии мотива национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды см. комментарий к ст. 105 УК.
8. Скульптурным, архитектурным сооружением, посвященным борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, признается и любое другое сооружение, посвященное указанным обстоятельствам, в том числе возведенное на местах захоронения погибших, независимо от их национальности и гражданства. Места захоронения участников борьбы с фашизмом - индивидуальные и братские могилы, имеющие соответствующие надписи или мемориальные доски.
9. Применение насилия или угроза его применения включают причинение легкого вреда здоровью, побои и угрозу причинения телесных повреждений любой тяжести. В случае причинения потерпевшему умышленно тяжкого или средней тяжести вреда действия виновного следует дополнительно квалифицировать по ст. 121, 112 УК. Потерпевшими могут при этом выступать любые лица, препятствующие совершению действий, указанных в диспозиции данной статьи.
10. Преступление считается оконченным в момент совершения любого действия, образующего объективную сторону состава преступления. Смотрим статью 22
"О погребении и похоронном деле"
(с изменениями от 28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа 2000 г., 30 мая 2001 г., 25 июля, 11 декабря 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.)

Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения
Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ
"О погребении и похоронном деле"
(с изменениями от 28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа 2000 г., 30 мая 2001 г., 25 июля, 11 декабря 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения

4. Запрещаются поиск и вскрытие старых военных и ранее неизвестных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность.
1. Старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.
2. Перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.
3. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.
1. Старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.
2. Перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.
3. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.
4. Запрещаются поиск и вскрытие старых военных и ранее неизвестных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность. не поддающееся разборке. Сгнивают все деревянные части, превращая винтовку или карабин в ржавую железку, неподдающуюся опознанию. Обратная ситуация в болотах: дерево, находясь в воде не сгнивает, а металл превращается в тонкую фольгу. У выкопанных из земли боеприпасов из-за проникания влаги, в большинстве случаев, возможны осечки. Но не стоит создавать себе проблемы и набивая карманы копаными патронами. Поиск и коллекционирование военного антиквариата - это прежде всего сохранение и изучение истории Второй Мировой Войны. А поиск останков советских бойцов, которые так и остались лежать на своих позициях, где их достала вражеская пуля, является занятием благородным и вполне совместимым с коллекционированием военных раритетов. Я вполне согласен с тем, что "война не прекратилась, пока не похоронен последний погибший в бою солдат..." Удачных экспедиций Вам!

Мы призываем к соблюдению законов государственных и моральных при поиске, бескорыстное отношение к раскопкам принесет вам удачу.

Солдатские захоронения.

Отношение к раскопкам захоронений (в частности - немецких оккупантов) разные. И вот, кстати, слово закона по этому поводу и информация к размышлению.

Конечно, германских солдат в гости никто не звал, но надо помнить, что хоронили их чаще всего, соблюдая церковный ритуал: в присутствии военного священника, с молитвой, на могиле устанавливался крест. Можно иметь разные религиозные взгляды или не иметь таковых вообще, но раскопки могил во все времена счастья никому не приносили. Не на каждом мертвом бойце находят ценности: перстень в дешевом исполнении, солдатскую награду или сметный жетон. Металлические детали амуниции на трупе портятся гораздо быстрее, чем просто в почве. Например, каска с боевого захоронения может оставаться в зеленой краске, но быть вся в дырках, да и попахивать специфически. Золотые зубы, не в похвалу нашему народу сказано, начали копать, чуть ли не как последний немецкий танк за околицей скрылся. Даже термин родился "по головам прошлись". Хотя, не нужно было в Россию приезжать на этих самых танках - "блицкриг" не удался. Забыли исторический опыт других европейцев: французов и шведов. Народ русский по своей бедноте и хозяйственности использовал все, что оставалось на полях сражений: зимой отрубали ноги у трупов, чтоб разморозить и обзавестись неплохой обувью, подкованной и с металлическими шипами. Использовали в хозяйстве любые армейские ящики, мешки, противогазные бачки и прочее. Гранатами и толом глушили рыбу, с трофейными винтовками охотились, кителя и шинели перешивали и носили. Так что, почти в любой избе, оставшейся с времен оккупации можно обнаружить предметы с войны "доработанные" и видоизмененные для хозяйственных нужд. Что же касается копаных вещей советского производства, то их встречается меньше, чем вещей противника. Оснащение и материалы, из которых изготавливалась экипировка красноармейцев, явно уступали качеству немецких изделий. Иногда поражаешься и количеству военного фуража у противника. Взять, к примеру, боеприпасы. Гильз, пулеметных лент, мин и прочего попадается столько, что, кажется, Германия находилась где-то в соседней области. По поводу приобретения и коллекционирования уже откопанных предметов с убитых солдат. Ничего зазорного в этом не вижу, так сохраняется память о бойцах, использовавших эти предметы, и событиях тех кровавых дней в целом. Хуже будет, если все истлеет в земле и забудется. При этом важно не забывать про статьи уголовного кодекса - ржавые стволы могут повлечь известную ответственность. Модели ППШ и прочего оружия, продающиеся нынче в магазинах совершенно свободно, я думаю, могут позволить себе многие. Кто хочет пострелять, то не так сложно получить охотничий билет и приобрести ствол официально. Это гораздо безопаснее, как со стороны законности, так и непосредственно самого использования оружия. Выкопанные стволы обычно пребывают в состоянии естественной утилизации, созданной самой природой. Они настолько проржавевшие, закисшие, что иногда только напоминают силуэт боевого оружия. Затворы и все механизмы превращены окислами в единое целое,

На раскопках часто творятся странные вещи. Например, сны археологов там часто бывают пророческими. Так, существует предание о том, что знаменитому немецкому предпринимателю и археологу-любителю Генриху Шлиману, нашедшему античную Трою, в ночь на 31 мая (накануне того, как был найден золотой клад) явился бородатый царь (видимо, правитель Трои - Приам), который объяснил, где именно спрятана царская сокровищница.
Гастон Масперо, раскопавший в XIX веке немало гробниц в Долине Царей, признавался, что многие свои находки сделал под руководством снов. Найденное неолитическое поселение VIII тысячелетия до н.э. в Чатал-Гуюке (Турция) навевало археологам сны о людях с раскрашенными охрой лицами, а еще о быках, которым эти люди поклонялись.
Один старый археолог рассказывал автору этих строк, что ему практически всегда на раскопках древних могил снились люди, которые были там погребены. Нередко они показывали ему предметы своего труда и быта, которые через какое-то время обнаруживались в могилах.
Сны не только подсказывают, но и предостерегают. Памятный случай произошел в Египте с тем же Масперо, которому явившийся во сне жрец велел прекратить работы. Ученый не внял предостережению, и в последующие дни ядовитые змеи укусили нескольких его сотрудников. В итоге четверо скончались.
Подобный же предостерегающий сон видели в одну и ту же ночь два археолога во время раскопок на Урале в конце 1970-х годов. А наутро произошла трагедия: обвалилась насыпь, под которой велись работы, похоронив сразу целую бригаду.
Пророческие сны - не единственная странность, случающаяся в процессе археологических изысканий. Бывает, археологи видят, особенно в сумерках, некие призрачные фигуры и огни. Рассказывают и о необычных звуках, чаще всего звуках шагов - без присутствия того, кто эти шаги производит. Например, в 1950 годах в Монголии археологи до позднего вечера работали в вырытой яме и не раз слышали, как наверху ходит кто-то огромный. Грунт хрустел так, словно вокруг ямы прогуливалось существо весом со слона. Однако когда люди вылезали наверх, звуки смолкали. И никого вокруг не наблюдалось. Спрятаться странному ходоку было негде - кругом простиралась совершенно открытая местность, просматривавшаяся на много километров. Но шаги-то слышали все члены экспедиции! Некоторые нарочно оставались в яме до темноты, чтобы в очередной раз подтвердить наличие феномена, объяснение которому так и не нашлось.
Помимо шагов, на раскопках древних кладбищ часто слышатся «бормочущие голоса». Явление это известно еще с древности. Чаще всего оно возникает в глубоких ущельях, глухих чащобах, пещерах. Места, где звучали голоса, в эпоху античности слыли святынями, а если в невнятном бормотании можно было разобрать слова, то они воспринимались как пророчества. Так в Греции появился когда-то знаменитый Дельфийский Оракул. У древних славян бормочущие голоса предвещали чью-то скорую смерть и указывали на присутствие нечистой силы.
Известен случай (произошедший на Украине), когда подобный голос зазвучал после вскрытия одного из захоронений он не затихал, пока могилу снова не зарыли. Во время раскопок в Поволжье странные голоса, раздававшиеся на рассвете, произносили отдельные слова на непонятном языке. Позже выяснилось, что эти слова - из языка древних булгар, которые когда-то здесь жили.
Среди археологов ходят рассказы и о загадочных «невидимках». Одно такое происшествие, подтвержденное несколькими десятками свидетелей, случилось на раскопках языческого капища в Новгородской области. В ясную безветренную погоду между людьми стал носиться какой-то странный ветер локальный, как смерч, и перемещающийся в разных направлениях. Однако никакого гула при этом не слышалось
- был только шорох, по которому определялся вектор движения воздуха. Как будто какое-то большое невидимое существо носилось взад-вперед среди членов экспедиции.
При раскопках древнего храма на Алтае подобные воздушные порывы были столь сильны, что походили на беззвучную ударную волну. Они опрокидывали людей и тяжеловесные предметы, извлеченные археологами из могил.

Страх и амнезия
Во время раскопок часто страдает психика людей. В 1970-х годах группу археологов, раскапывавших древние аланские могильники на Северном Кавказе, внезапно и совершенно беспричинно охватил такой ужас, что они, бросив все. полезли на деревья и просидели там до утра. С рассветом чувство тревоги уменьшилось, но работы все равно вскоре пришлось свернуть из-за ухудшившегося психического состояния членов экспедиции.
Нечто подобное произошло в Архангельской области, когда археологи-любители стали расчищать древний лабиринт. На них напал страх, умноженный на манию преследования. Люди, знавшие друг друга много лет, начали вдруг подозревать товарищей в злых умыслах. К вечеру страх усилился до того, что участники экспедиции пошли прочь от зловещего места, словно их кто-то погнал оттуда.
К аномальным происшествиям на раскопках можно отнести и моменты кратковременной потери памяти, или, как это называется в медицине, ретроградной амнезии. Человек во время разговора вдруг умолкал и начинал недоуменно оглядываться по сторонам. При расспросах выяснялось, что он не помнил ничего из случившегося с ним в последние пять-тридцать минут (иногда - несколько часов). Обычно что-то подобное бывает при сотрясении мозга. Но здесь у человека травмы отсутствовали, он не падал и не ударялся. По некоторым сведениям, внезапные беспричинные амнезии нередко случались у рабочих, которые вели раскопки в египетской Долине Царей.

Избушка или могилка?
Подобных историй любой археолог расскажет вам не один десяток, особенно вечером у костра, после полевых работ. Некоторые байки могут быть совершенно фантастичными. Например, два копателя нашли в лесу старое кладбище и, в надежде поживиться чем-нибудь ценным, начали вскрывать могилы. К вечеру друзья собрались уходить, как вдруг воздух вокруг них заклубился и небо посветлело. Оглядевшись, они изумились. Опушка леса, на которой они очутились, была им совершенно незнакома. К тому же стоял день, а не вечер. Из избы, которая оказалась поблизости, вышла старомодно одетая молодая женщина с бусами на груди и, улыбаясь, позвала копателей в дом. Те приняли приглашение. Хозяйка поставила на стол еду, разговорилась с гостями. Расспрашивая ее о ближайших населенных пунктах, друзья скоро убедились, что она даже названий таких не знает. Один из гостей, предчувствуя недоброе, решил пойти поискать дорогу. Но как только он вышел из дома, снова что-то произошло с воздухом, и копатель очутился на том же старом кладбище. Его приятеля, который остался в избе, нигде не было видно, как не было видно жилища и его хозяйки. Зато рядом раздавались глухие стоны, словно доносившиеся из-под земли. Копатель пригляделся. Земля на одной из еще не раскопанных могил шевелилась. Из нее, похоже, кто-то пытался выбраться. Узнав голос, незадачливый «археолог» начал лихорадочно копать и вскоре обнаружил своего друга. Тот неизвестно как очутился в могиле и едва не задохнулся в ней. В той же могиле лежал древний рассохшийся труп. При скудном вечернем свете приятели рассмотрели на останках бусы - точно такие же, какие были на хозяйке избы!

Недавно выяснилось, что поисковый отряд экспедиции «Долина» три года вёл раскопки на деревенском кладбище.

Эта история началась прошлым летом, когда к нам обратились из старорусского комитета культуры и попросили посмотреть место на окраине д. Черенчицы. Выехав на место, мой коллега С. Е. Торопов, осмотрев берег, где велись раскопки, убедился, что там находится деревенское кладбище.

Недавно эта история всплыла снова, и мне удалось связаться с командиром отряда проводившего там работы Н. Г. Бабинцевой. Вот что удалось выяснить.

Собственно говоря, в очередной раз повторилась старая ситуация. Поисковый отряд в ходе поиска незахороненных павших бойцов натолкнулся на старое кладбище и принял его за захоронение мирных жителей, погибших во время войны.

Само село имеет древнюю историю.
В средневековье Черенчицы – центр одноименного крупного округа-погоста, разделенного р. Ловать на две половины, расположенные соответственно на территории Шелонской и Деревской пятин. Наиболее раннее из дошедших до нас описаний с. Черенчицы сохранилось в Переписной книге Шелонской пятины 1539 г. По её данным, на территории села значится ц. св. Иоанна Богослова. Черенчицкий погост впервые упоминается в Переписной оброчной книге Деревской пятины, составленной около 1495 г. В XVI в. находящаяся в Черенчицах ц. Иоанна упоминается в Приходной книге новгородского Дома Святой Софии 1576/1577 г.
По мнению академика В. Л. Янина, Черенчицы (под названием Черняны (Черняне)) упоминаются Новгородской I летописью под 1200 г. в сообщении о литовском набеге на Южное Приильменье: «Ловоть взяша Литва и до Налюця, с Белее до Свинорта и до Ворча середу; и гнашася новгородьци по них и до Цьрнян и бишася с ними». Данная локализация поддержана с ономастической точки зрения В. Л. Васильевым.

Во время войны, эта деревня оказалось на линии фронта и была разрушена в ходе боёв. При этом позиции, естественно, закладывали на всех удобных местах, в том числе и на кладбище, прилегавшем к ц. св. Иоанна Богослова.

Спустя много лет, весной 2013 года, бойцы поискового отряда обнаружили на окраине деревни Черенчицы человеческие кости, лежащие на грунтом берегу р. Ловать.



Раскопки на берегу Ловоти

Три года отряд из Кирова вёл поисковые работы, в результате которых извлечены костные останки не менее 80-ти человек, включая многочисленные младенческие и детские скелеты. Взрослых мужчин очень мало. Ни личных вещей, ни фрагментов одежды при останках не обнаружено. Вокруг найдены немецкая пулемётная лента, немногочисленные гильзы и патроны от немецкого и советского оружия, 2 гильзы крупнокалиберного снаряда, несколько гильз от противотанкового ружья, 1 или 2 гильзы от немецкой ракетницы, битый кирпич, битое тонкое стекло, десяток кованых гвоздей, фрагменты досок, несколько крупных осколков снарядов.

Кроме того были найдены 11 нательных крестов, которые предварительно можно датировать XVIII- нач. XX в.

Найденные в ходе работ, нательные кресты и осколок сосуда с изображением Иоанна Богослова

"Кружечка из раскопа под бруствером"

Самое удивительное - это то что, находя сопровождавшие останки, фрагменты истлевшего дерева и кованые гвозди, они не смогли сообразить, чтобы это значило. Хотя любому человеку, знакомому с раскопками погребений, ясно, что это остатки гробовищ. Не могли бойцы и командир отряда понять, почему среди погребений много разрозненных костей и их фрагментов. А это ещё один из признаков долго функционировавшего кладбища – кости из разрушенных погребений.


Расчищенный костяк. Положение типичное для православного захоронения. Лежит на спине, руки сложены на груди

Возможно, среди найденных костяков и могли находится останки непогребённых солдат, но основная масса - это погребения старого кладбища частично разрушенные и перемешенные позициями.

В переписке описывалось, что некоторые скелеты были обнаружены группами, матери прижимали к себе детей. Но в это верится слабо. Такие рассказы я уже слышал в 2007 г., когда при таких же обстоятельствах был раскопан жальник у д. Хотыня, где ничего подобного не было. Методика работы, при которой не фиксируется положение костяков, при наличии фантазии позволяет сделать любые выводы.



Шурфы и методика раскопок

Всё это позволяют сделать вывод о том, что в результате поисковых работ было повреждено церковное кладбище, содержащее погребения XVIII – нач. XX в., а возможно и более раннего периода. Основной причиной сложившейся ситуации, по всей видимости, стало отсутствие у руководителей поискового отряда информации о расположении в районе поисковых работ археологических памятников (которым по факту является раскопанное кладбище) и неумение отличать объекты военного времени от кладбищенских погребений эпохи средневековья и XVIII – нач. XX вв.

Учитывая древность села, стоит предполагать, что на его территории могут находиться и гораздо более древние археологические объекты.
Непосредственно же рядом с местом раскопок находится разрушенный храм Иоанна Богослова. Командир отряда о нём знал, но почему-то не подозревал о том, что вокруг старых храмов обычно располагаются кладбища.

Как можно заниматься поисковой работой по 15-20 лет и не знать этого, да ещё и не уметь отличить деревенское кладбище от военных захоронений, у меня не укладывается в голове. Ведь судя по описанию, не было вообще ничего, что позволяло бы признать эти погребения военными (гильзы и патроны, валявшиеся на поверхности, не в счёт - их везде хватает).

Тем более, что проблема разрушений могильников звучала уже неоднократно. В 2007 г. Разрушен средневековый жальник у д. Хотыня Шимского района, в 2009 г. поисковым отрядом раскопан жальник у д. Бракловицы Старорусского района (там тоже позиции располагались прямо на могильнике). Мы об этом неоднократно говорили, писали в штаб "Долины" , встречались с руководством.

Но в итоге, отряд три года сдавал отчёты в штаб «Долины» и там никто не обеспокоился таким странным захоронением. Три года перезахоранивают останки женщин и детей, и ни у кого не вызывает подозрения тот факт, что нет ни одного повода считать их погибшими в ходе Великой Отечественной войны. По-моему, это признак больших проблем в организации поискового движения и контроля над работами поисковых отрядов. Надеюсь, что новое руководство «Долины» предпримет шаги для решения этой проблемы и повторения подобных случаев удастся избежать.
Уж не знаю что должны чувствовать бойцы этого отряда, осознавая, что их труды не просто прошли впустую, а нанесли серьёзный вред...

В заключение, ещё раз призываю членов и командиров поисковых отрядов пользоваться подготовленной нами Памяткой (БЕРЕГИТЕ ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ! (памятка бойцу поискового отряда)). Если бы копавшие в Черенчицах были знакомы с ней, то сразу бы поняли, что это не военное захоронение (все признаки налицо).
В свою очередь, мы готовы при возникновении спорной ситуации выехать на место работ и выяснить, что же на самом деле было обнаружено. Мы так уже неоднократно делали. Ни разу не отказали. когда нас просили посмотреть на «странное захоронение» (хотя стоит признать что это было всего несколько раз) и выезжали на место (вот например, видеосюжет про один из выездов

Раскопки могильников и поселений - это наиболее ответственная часть процедуры полевых исследований в археологии. Разведки дают сведения разного уровня, которые потом можно неоднократно проверять и дополнять. Процедура лабораторных исследований также повторима и зависит от совершенствования используемых методик. Раскопки же неповторимы.

Как бы тщательно и квалифицированно ни проводились раскопки памятника, он, тем не менее, разрушается. После раскопок он перестает существовать полностью или частично как памятник археологии, становится суммой добытых научных материалов и сведений. Поэтому раскапывать памятники должны только специалисты, имеющие соответствующую подготовку и разрешение на раскопки (открытый лист).

Организация, проводящая раскопки, и руководитель раскопок должны позаботиться об участии в экспедиции необходимых специалистов. Проведением раскопок руководит специалист-археолог. В составе отряда должны быть помощники-лаборанты, квалифицированный фотограф, чертежник, реставратор, антрополог и другие специалисты, в зависимости от задач экспедиционного исследования.

Основные задачи изучения могильников

Исследование древних могил в мировой и отечественной науке имеет большую историю. Их раскопки дали науке колоссальный археологический, антропологический и иной материал. Однако особенность этого вида памятников заключается в том, что с погребенными клали только те предметы, которые требовались по обряду погребения. Поэтому при выделении археологической культуры нельзя основываться лишь на данных, полученных из могил, как это делалось раньше. Впрочем, неверно и строить обобщающие выводы об археологической культуре только на материалах одних поселений. Материалы этих памятников необходимо подвергать общему анализу. Только это позволяет добиться необходимой полноты данных для реконструкции археологической культуры.

Древнюю могилу следует рассматривать в комплексе, не ограничиваясь вещественным материалом. Важно все: ее устройство, проведенный обряд погребения, расположение вещей и их набор.

Исследование погребальных комплексов должно включать изучение устройства могильного сооружения, места захоронения, получение сведений о процессе захоронения, обряде и действиях с погребенным, о сопровождающем инвентаре, его размещении.

Приступая к раскопкам, надо учитывать, какой вид погребального сооружения будет исследоваться. В зависимости от этого следует выбирать соответствующие методики исследования.

Оборудование места погребения . Наиболее распространенным сооружением являются вырытые в грунте (в материке) могильные ямы, разные по форме: четырехугольные, овальные, без дополнительных сооружений или со срубом, сложенными из бревен или камня стенками, с подбоем, перекрытые деревом или камнем. В особую группу можно выделить сложные по устройству погребальные камеры, известные, например, у скифов, саков, в Горном Алтае. Они устраивались в виде обширного деревянного сруба с дополнительными помещениями для инвентаря, погребения коней. Такие камеры имели специально оборудованный коридорный вход.

Вместе с тем известны и другие погребальные устройства: погребальные урны, оссуарии - специальные сосуды из керамики или камня, в которые складывались остатки умершего. Урны хранились в склепах из глины или кирпича.

Археологам часто приходится сталкиваться с устройством места погребения на поверхности погребенной под насыпью кургана почвы или в насыпи кургана. Место погребения в таком случае может быть оборудовано деревянной рамой, обложено каменными плитами или дерном. Сооружения из дерна бывает особенно сложно обнаружить.

Рис. 87.

1 - скорченное погребение эпохи бронзы в могильной яме с деревянным покрытием; 2 - погребение в специально сделанной катакомбе

К более позднему времени, как правило, к периоду сложения ранних государств, относятся погребения в саркофагах из дерева, камня, терракоты, в гробах. Простые и сложные, украшенные, они имели еще и социальную функцию, как, впрочем, и вся конструкция наземного погребального сооружения. Исследуя их, надо иметь в виду, что эти архитектурно-археологические памятники, имеющие свое традиционное устройство, отражали мировоззрение создавших их людей, связанное с представлениями о жизни, смерти, структуре мироздания. Таковы, например, царские курганы у скифов, курган Иссык у саков, курганы в долинах Пазырык и Укок в Горном Алтае, курган Аржан в Туве и др.

В археологии известно несколько способов захоронения , которые без труда устанавливаются в ходе раскопок. Сложнее бывает установить, какие действия совершались с умершим: трепанация черепа, извлечение внутренностей, расчленение и т.д. Археолог в ходе археологических раскопок должен но возможности проследить, какие действия производились перед погребением.

Простое захоронение - помещение тела умершего в землю или гроб, колоду. В археологии фиксируется много разновидностей трупоположения: вытянутое; скорченное на боку, при котором колени умершего подогнуты; на спине с различным положением рук и ног. В ходе раскопок погребений обнаруживается скелет погребенного или его остатки. При этом надо учитывать, что кости рук, ног, череп могли изменить свое первоначальное положение при разложении мышечной ткани, при уплотнении заполняющей могильную яму земли. Например, если погребенный был положен на спину, а ноги его подогнуты коленями вверх, то такое положение со временем сохраниться не может; при раскопках археолог обнаружит кости ног погребенного согнутыми и лежащими коленями вправо или влево, а может быть, и в стороны, в позе "танца". Те же изменения происходят и с расположением черепа. Когда археолог пишет в дневнике, что погребенный был положен на спину, а голова повернута вправо или влево, почти всегда можно сказать, что его утверждение ошибочно, поскольку череп разворачивается под действием тяжести земли, заполнившей могильную яму.

Рис. 88.

1 - одиночное в грунтовой яме; 2 - в подбое; 3 - в каменном ящике; 4 - в срубе; 5, 6 - в погребальной камере

Место, где погребено большое количество людей одновременно или последовательно в течение длительного периода, называется групповым захоронением. Такой тип захоронений, например, известен в Сибири в тагарской культуре эпохи раннего железного века.

Вторичное захоронение - это перезахоронение костей после того, как мышечные ткани сгнили. Зачастую эти кости выкладывались в могильную яму, склеп или урну после того, как они находились какое-то время в другом месте, были захоронены или лежали на поверхности земли.

Основная цель бальзамирования умершего - сохранить тело умершего, для чего череп трепанировался, внутренние органы извлекались и заменялись бальзамирующими веществами. После этого умершего хоронили. В России такие бальзамированные трупы погребенных найдены в Горном Алтае и относятся к пазырыкской культуре.

Обряд кремации (сжигания трупа) в древности был довольно широко известен. Встречается довольно много его разновидностей. В качестве основных можно выделить три из них: сожжение трупа на специальных погребальных площадках внутри могильной ямы или погребального склепа, сожжение умерших вместе с погребальной камерой и погребение в могиле кучек пепла или обожженных костей в урнах и специальных мешочках. Само же сожжение в таком случае совершалось где-то на стороне, за пределами места захоронения. С обрядом сожжения в ряде археологических культур совмещался обряд сохранения облика умершего путем изготовления глиняных и терракотовых масок, скульптурных голов погребенных (тесинская и таштыкская культуры гунно-сарматской эпохи раннего железного века).

Рис. 89. "Групповое" погребение тагарской культуры раннего железного века



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS