Главная - Мышление
Тест по сказке погорельского черная курица. Учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему: Вариант урока по сказочной повести А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители": система вопросов и заданий (5 класс)

Контрольная работа (тест)

по сказке А. Погорельского

« Черная курица, или Подземные жители»

1. Укажите верный вариант названия сказочной повести:

а) «Черная курица, или Подземные жители»;

б) «Черная птица, или Подземные жители»;

в) «Черная курица, или Подземные обитатели».

2. Где происходит действие сказочной повести?

а) в тридевятом государстве;

б) в Москве;

в) в Санкт-Петербурге.

3. Где обучался Алеша?

а) в гимназии;

б) в пансионе;

в) в интернате.

4. Любимую курочку Алеши звали:

а) Чернушка;

б) Чернавка;

в) Пеструшка.

5. О чем попросила мальчика кухарка с большим ножом?

а) нарезать лук;

б) проследить за кастрюлей;

в) поймать курицу.

6. Чтобы спасти любимую курочку Алёша дал кухарке:

а) империал;

б) изумруд;

в) серебряные монеты.

7.Что делал Алеша по воскресеньям и по праздникам?

а) отправлялся в родительский дом;

б) оставался один и читал;

в) работал.

8.Что такое «зимние вакации»

а) зимние каникулы;

б) прививки зимой;

в) катание на санках.

9. Что такое дортуар?

а) спальные комнаты детей;

б) учительская;

в) ванная комната.

10. Пройдя через сени, Алеша с Чернушкой оказались:

а) в саду;

б) в комнатах старушек голландок;

в) в зале с нарядными стенами.

11.У маленьких людей в нарядных разноцветных платьях на головах были:

а) маленькие белые шапочки;

б) круглые шляпы с перьями;

в) рыцарские шлемы.

12.У Чернушки была должность:

а) главный министр;

б) советник;

в) министр иностранных дел.

13.Ккороль дал Алеше в благодарность:

а) зерно пшеницы;

б) гречневое зернышко;

в) конопляное семечко.

14. Почему Алеша не чувствовал удовольствия, когда его хвалил учитель за выученный урок?

а) у него болел живот;

б) урок не стоил ему труда;

в) учитель льстил ему.

15. Когда по Петербургу разнесся слух о необыкновенных способностях Алеши, в пансион несколько раз приезжал:

а) император;

б) директор училищ;

в) чиновник - смотритель.

16. Укажите возраст героя

а) 6-7 лет б) 8-9 лет в) 9-10 лет

17. Через некоторое время Алеша из доброго, милого и скромного сделался:

а) злым и непокорным;

б) гордым и непослушным;

в) своенравным и нахальным.

18. Каким образом Алеше удалось вернуть себе зернышко?

а) он отыскал его на заднем дворе

б) оно было в другом кармане

в) ему вернула его Чернушка

19. Когда учитель задал Алеше выучить 20 страниц, мальчик не смог ответить урок потому что:

а) он не смог выучить такой большой объем материала;

б) он растерялся;

в) он потерял конопляное зернышко.

20. Каким было наказание Алёши?

а) сидеть в комнате на хлебе и воде;

б) убираться в пансионе;

в) исключение из пансиона.

21. Из- за предательства Алеши Чернушка вынужден был носить:

а) наручники;

в) холщовую рубаху.

22. Что случилось с подземными жителями после того, как Алеша выдал их тайну?

а) они переселились в пансион;

б) они вынуждены были переехать;

в) всё осталось по-прежнему.

Тест по литературе Черная курица или подземные жители (А. Погорельский) для учащихся 5 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и одно общее задание с развернутым ответом.

Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона, который ещё до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко ещё не был таким, каков теперь. Тогда на проспектах Васильевского Острова не было весёлых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гни­лых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тро­туаров. Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаа­киевская вовсе не такова была. Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделён был канавою; Адмиралтейство не бы­ло обсажено деревьями, манеж Конногвардейский не украшал пло­щади прекрасным нынешним фасадом, — одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний. Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее… Впрочем, не о том теперь идёт дело. В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переме­нах, происшедших в Петербурге в течение моего века, теперь же об­ратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском Острове, в Первой линии.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. В конце какого века происходят события?

2. Как называется изображение окружающей обстановки в литера­турном произведении?
Тогда на проспектах Васильевского Острова не было весёлых те­нистых аллей…

3. Выпишите слово со значением:
закрытое учреждение с общежитием и полным содержанием уча­щихся.

4.
Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный , совсем иной представлял вид, нежели как теперь…

5. Как называется изображение неживого предмета как живого су­щества?
…дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний.

Задание с развернутым ответом

6.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как зовут главного героя сказки?

2. К какому роду литературы принадлежит произведение?

3. Выпишите из текста сказочную формулу.

4. Что в данном тексте означает слово пространнее ?

5. Укажите название изобразительного средства:
Тогда на проспектах Васильевского Острова не было весёлых те­нистых аллей…

Задание с развернутым ответом

6. Объясните, почему сказка А. Погорельского начинается с кон­кретного описания реального города.

Ответы на тест по литературе Черная курица или подземные жители (А. Погорельский)
1 вариант
1. XVIII
2. пейзаж
3. пансион
4. эпитет
5. олицетворение
2 вариант
1. Алеша
2. эпос
3. жил-был
4. подробнее
5. эпитет

Викторина для младших школьников по сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Описание. Данная викторина разработана для учителей начальных классов для закрепления и обобщения знаний учащихся сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Викторина может быть использована как на внеклассном мероприятии, так и на этапе закрепления изученного материала.
Цель: выявление знаний текста произведения, а также степень усвоения изученного материала; углубление знаний о литературной сказке.
Задачи: развитие мыслительной деятельности (умения анализировать, синтезировать, обобщать); расширение словарного запаса; воспитание чувства ответственности за свои поступки; воспитание нравственных качеств обучающихся на примере главного героя; воспитывать внимательного читателя через чтение произведения к его анализу.
Планируемые результаты:

Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группе;

Регулятивные УУД:
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи.

Ход занятия

Учитель: На уроке чтения мы с вами познакомились с творчеством Антония Погорельского. Скажите, ребята, понравилась ли вам сказка? К какому типу относится данная сказка?
Ученики: Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» является волшебной.
Учитель: Сегодня нашу викторину мы посвятим данной сказке и ещё раз окунемся в загадочный, таинственный мир. Перед тем как начать викторину я предлагаю вам разделится на три команды. (Можно ученикам предложить, что команда это ряд, за которым сидят учащиеся). Выберите название команды. Желательно, чтобы название команды было связано со сказкой. Начинаем викторину!
Вопрос №1 (Слайд 2.)
Учитель: Прежде чем приступим к сказке, мы сначала поговорим о её авторе. Назовите настоящее имя, отчество и фамилию автора сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»
Ответ: Алексей Алексеевич Перовский

Вопрос №2 (Слайд 3.)
Учитель: Кто главный герой сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»?

Ответ: Мальчик Алёша
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. А вот и следующий вопрос.

Вопрос №3 (Слайд 4.)
Учитель: В каком городе располагался пансионат, в котором обучался Алёша?
Ответ: Санкт-Петербург
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Давайте мы с вами остановим нашу викторину и поговорим об этом потрясающе красивом городе. Кто его основал? Какое еще название существовало у данного города? Какие сооружения истории там есть? Продолжаем нашу викторину.

Вопрос №4 (Слайд 5.)
Учитель: Какие книги любил читать Алёша?
Ответ: о рыцарях


Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, а какие книги любите читать вы? Почему они вам нравятся? слушаем следующий вопрос викторины.

Вопрос №5 (Слайд 6.)
Учитель: Что любил делать Алёша, когда все товарищи разъезжались по домам?
Ответ: смотреть сквозь щель забора, кормить курочек
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. А чем вы любите заниматься вы в свободное время? Есть ли у вас хобби? Внимание, следующий вопрос.

Вопрос №6 (Слайд 7.)
Учитель: Кто, по представлению мальчика, мог появиться в переулке и сквозь дырочку подать ему игрушку, или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки?
Ответ: волшебница
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, давайте вспомним с вами сказки, в которых встречаются волшебники и волшебницы. А вот и следующий вопрос.

Вопрос №7 (Слайд 8.)
Учитель: Вспомните, кто жил в комнате старушек голландок?
Ответ: Попугай
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, расскажите вы про своих домашних животных. Слушаем следующий вопрос.

Вопрос №8 (Слайд 9.)
Учитель: Как звали курицу, которую больше всех любил Алёша?
Ответ: Чернушка
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Слушаем следующий вопрос.

Вопрос №9 (Слайд 10.)
Учитель: Что подарил Алёше подземный король?
Ответ: конопляное семечко

Вопрос №10 (Слайд 11.)
Учитель: Кто соскочил со стен в подземелье, и с кем пришлось сражаться Чернушке?
Ответ: с рыцарями

Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, при прочтении данного отрывка какие чувства вы испытывали? Волнение? Страх? Расскажите. А вот и следующий вопрос.

Вопрос №11 (Слайд 12.)
Учитель: На кого охотился Алеша в подземном царстве?
Ответ: на крыс
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Внимание, следующий вопрос.

Вопрос №12 (Слайд 13.)
Учитель: Кем оказалась Черная курица?
Ответ: министром подземного короля.
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, а вы ожидали такого поворота событий? Слушаем следующий вопрос викторины.

Вопрос №13 (Слайд 14.)
Учитель: Из-за чего Алёша может лишиться волшебного подарка (милости короля)?
Ответ: из-за нескромности
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, как бы вы поступили на месте Алёши? Предпоследний вопрос нашей викторины.

Вопрос №14 (Слайд 15.)
Учитель: Что дал кухарке Алёша, чтобы спасти курицу?
Ответ: монету


Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Внимание, ребята, последний вопрос.

Вопрос №15 (Слайд 16.)
Учитель: Как называлось заведение, в котором жил и учился Алеша?
Ответ: пансион
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, что вы можете рассказать о пансионе? Чем он отличатся от современной школы? Подведем итоги викторины. Посчитаем баллы команд. Поздравляем победителей викторины, а также команд-участниц, занявших 1 и 2 места. Вы все старались показать свои знания и стремились к победе. Молодцы, ребята!!!

Презентация на тему: Викторина для младших школьников по сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Тест по повести Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

    Укажите верный вариант названия сказочной повести Антония Погорельского:

    «Черная курица, или Подземные жители»

    «Черная птица, или Подземные жители»

    «Черная курица, или Подземные обитатели»

    Где происходит действие сказочной повести?

    В тридевятом государстве

  1. В Санкт-Петербурге

3. Как зовут главного героя повести?

    Где воспитывался мальчик?

    в пансионате

    в пансионе

    в гимназии

5. Что такое дортуар?

    спальные комнаты детей

    учительская

    ванная комната

6. Укажите возраст героя

7. Чем он занимался по воскресеньям и праздничным дням?

1. отправлялся в родительский дом

2. оставался один и читал

3. работал

8. О ком идет речь: «…которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе»?

1. о воспитанниках

2. о собаках

3. о курочках

9. Что такое «зимние вакации»

1. зимние каникулы

2. прививки зимой

3. катание на санках

10. О чем попросила мальчика кухарка с большим ножом?

1. нарезать лук

2. проследить за кастрюлей

3. поймать курицу

11. Как удалось мальчику убедить Кухарку не жаловаться учителю?

1. он дал ей империал

2. он пригрозил ей расправой

3. он сбежал из учебного заведения

12. Почему Алеша не чувствовал удовольствия, когда его хвалил учитель за выученный урок?

1. у него болел живот

2. урок не стоил ему труда

3. учитель льстил ему

13. Что происходило с характером Алеши после того, как он прославился на весь Петербург своим умом?

1. он начал важничать перед другими и вообразил себя умнее всех

2. он впал в депрессию

3. он получил Нобелевскую премию

14. Выучил ли Алеша свое самое большое задание в 20 страниц (без помощи зернышка)?

3 .Наполовину

15. Каким было наказание за невыученный урок?

1. сидеть в комнате на хлебе и воде

2. убираться в пансионе

3. исключение из пансиона

16. Каким образом Алеше удалось вернуть себе зернышко?

1. он отыскал его на заднем дворе

2. оно было в другом кармане

3. ему вернула его Чернушка

17. Закончи мудрое изречение, произнесенное Чернушкой: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в …»

3. в щёлочку

18. Почему Алеша рассказал учителю о Черной курице и подземных жителях?

1. его собирались высечь розгами

2. он хотел похвалиться своими знакомствами

3. его об этом попросила Черная курица

19. Что случилось с подземными жителями после того, как Алеша выдал их тайну?

1. они переселились в пансион

2. они вынуждены были переехать

3. всё осталось по-прежнему

20. Сколько недель Алеша пробыл в горячке?

1. 2 недели

2. 4 недели

3. 6 недель

  1. 10 – 3

    11 – 1

    12 – 2

    13 – 1

    14 – 2

    15 – 1

    16 – 3

    17 – 3

    18 – 1

    19 – 2

ПРОНУМЕРОВАНО_____________

ПРОШИТО_____________

Директор МБОУ СОШ № 29__________/Н.П.Котвицкая/

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

Интерактивная игра

по сказке А.Погорельского

«Чёрная курица,

или Подземные жители»

5 класс


ИНСТРУКЦИЯ

В игре может участвовать от двух и более учащихся или команд. Игроки по очереди отвечают на вопросы. Проверить себя можно, нажав на прямоугольник с ответом на вопрос. Если ответ неверный, то на карточке будет написано «Переход хода» и на этот вопрос отвечает следующий. Если ответ верный, то на карточке будет написано «МОЛОДЕЦ» .

Кто наберёт наибольшее количество баллов, тот будет победителем.

Перейти к следующему вопросу можно при помощи

Завершить игру можно при помощи кнопки

ВЫХОД

Начать игру


Где происходит действие сказочной повести?

Переход хода

в тридесятом государстве

МОЛОДЕЦ

в Санкт Петербурге

Переход хода


Как зовут главного героя повести?

МОЛОДЕЦ

Переход хода

Переход хода


Где воспитывался мальчик?

Переход хода

Переход хода

в гимназии

МОЛОДЕЦ

в пансионе


Что такое «дортуар»?

Переход хода

учительская

Переход хода

классная комната

МОЛОДЕЦ

спальные комнаты детей


Каков возраст главного героя?

МОЛОДЕЦ

Переход хода

Переход хода


Чем мальчик занимался по воскресеньям и праздничным дням?

Переход хода

в отправлялся в дом родителей

МОЛОДЕЦ

оставался один и читал

Переход хода

работал на кухне пансиона


О ком идёт речь: «… жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе»?

Переход хода

о воспитанниках

МОЛОДЕЦ

о курочках

Переход хода

о собаках


Что такое «зимние вакации»?

зимние каникулы

МОЛОДЕЦ

Переход хода

прививки зимой

Переход хода

катание на санках


О чём попросила мальчика кухарка с большим ножом?

Переход хода

наколоть дров

Переход хода

нарезать лук

МОЛОДЕЦ

поймать курицу


Как звали кухарку?

Переход хода

Аринушка

МОЛОДЕЦ

Тринушка

Переход хода

Маринушка


Как удалось мальчику убедить кухарку не жаловаться учителю?

он дал ей империал

МОЛОДЕЦ

Переход хода

он пригрозил ей расправой

Переход хода

он сбежал из учебного заведения


Что такое «империал»?

русская золотая монета

МОЛОДЕЦ

Переход хода

книга о русских императорах

Переход хода

золотая шкатулка


Кем оказалась курица Чернушка?

Переход хода

Переход хода

волшебником

МОЛОДЕЦ

главным министром подземного царства


Почему Алёша не чувствовал удовольствия, когда учитель хвалил его за выученный урок?

урок не стоил ему труда

МОЛОДЕЦ

Переход хода

учитель льстил ему

Переход хода

у него болел живот


Что происходило с характером Алёши после того, как он прославился

на весь Петербург своим умом?

Переход хода

он впал в депрессию

МОЛОДЕЦ

он начал важничать перед другими и вообразил себя

умнее всех

Переход хода

он получил денежную премию


Сумел ли Алёша выучить урок

без помощи зёрнышка?

МОЛОДЕЦ

Переход хода

Переход хода

он отказался учить урок


Каким было наказание

за невыученный урок?

Переход хода

убираться в пансионе

МОЛОДЕЦ

сидеть в комнате на хлебе и воде

Переход хода

работать на кухне пансиона


Каким образом Алёше удалось

вернуть себе зёрнышко?

Переход хода

он отыскал его на заднем дворе

Переход хода

оно было в другом кармане

МОЛОДЕЦ

ему вернула его Чернушка


Закончи мудрое изречение, произнесённое Чернушкой: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в …»

Переход хода

МОЛОДЕЦ

в щёлочку

Переход хода


Почему Алёша рассказал учителю о Чёрной курице и подземных жителях?

чтобы избежать наказания розгами

МОЛОДЕЦ

Переход хода

он хотел похвалиться своими знакомствами

Переход хода

его об этом попросила Чёрная курица


Что случилось с подземными жителями после того, как Алёша выдал их тайну?

Переход хода

всё осталось по-прежнему

МОЛОДЕЦ

они вынуждены были переехать

Переход хода

они переселились в пансион


Какие нравственные уроки содержатся в сказке?

МОЛОДЕЦ

МОЛОДЕЦ

надо жить честно, быть скромным, уважать других людей

МОЛОДЕЦ

надо быть требовательным к себе, уметь преодолевать эгоизм и лень


Антоний Погорельский – это псевдоним писателя…

Переход хода

Александра Перовского

Переход хода

Алексея Петровского

МОЛОДЕЦ

Алексея Перовского


Сказочную повесть писатель сочинил для своего…

Переход хода

МОЛОДЕЦ

племянника

Переход хода


Племянником

Антония Погорельского был…

Переход хода

Николай Толстой

Переход хода

Лев Толстой

МОЛОДЕЦ

Алексей Толстой

ВЫХОД


5

Как вы оцениваете



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS