Главная - Голос
Что нужно знать о Кощее Бессмертном (8 фото). Кощей (Кащей) Бессмертный – любимый злодей русских сказок

Не все русские народные сказки наделены только положительными персонажами. Некоторые герои наводят страх и ужас на маленьких детей. Стоит вспомнить уродливую старуху , заманивавшую в свой домик на курьих ножках девочек и мальчиков, которые прямиком отправлялись в печь. В зловещем лесу можно встретить , а в озере обитают русалки. Красавицы с рыбьим хвостом – вовсе не добрые существа, каких мы привыкли видеть на картинках, ибо они кидаются на людей, ловят их и щекочут до смерти.

Кроме того, в дремучих лесах стоит остерегаться мистического персонажа Кощея Бессмертного, который предстает в образе злого чародея. Не повезет тому, кто окажется в его царстве! Этот старик, вечно чахнущий над златом, привлек внимание известных художников, режиссеров, мультипликаторов и литературной диаспоры. Стоит только вспомнить картину мастера фольклорной живописи «Кощей Бессмертный», чтобы понять, насколько ужасен этот старик.

Образ и внешность

Откуда пришел Кощей, ученым не понятно до сих пор, поэтому в исследовательских кругах существует несколько мнений. Первые считают, что владельца меча и обладателя сундуков с золотом придумали благодаря славянскому богу Карачуну, олицетворяющему смерть и холод. Вторые говорят, что Бессмертный «списывался» с германского мифического правителя Одина. Третьи же уверены, что у правителя темного царства нет определенного прототипа, и представляют его в виде волхва с магическими способностями.


Кощей играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории. В основном любители кино и литературы привыкли представлять Кощея в образе худого старика в темном костюме, из которого торчат кости. Его кожа настолько бледна и натянута, что видны очертания черепа и глазные впадины. Лицо чародея украшают хмурые брови и крючковатый нос. Порой и вовсе Бессмертного рисовали как скелета. В любом случае, его внешний вид связан с темнотой и смертью, недаром говорится:

«Кощей на что ни взглянет – все вянет. Кощей на скот – скот дохнет, Кощей на траву – трава сохнет».

Во многих рассказах упоминается, что Кощей является пленником, который 300 лет пробыл в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями.

Принято выделять три ипостаси Бессмертного. В первой группе рассказов старик предстает в облике царя, обладающего магическими способностями и владеющего несметными богатствами. Чаще всего у Кощея есть спутник – верный конь-скелет, олицетворяющий мир домашнего скота. Но иногда он появляется и без него.


Главная цель героя заключается в том, чтобы похитить красавиц и расквитаться с врагами: , Дубыней, Горыней и прочими богатырями. Девушкам, которые оказывались в плену худого волшебника, крупно не везло. Однако был случай, когда галантный кавалер Кощей обольстил барышню. По крайней мере, это демонстрируется в былине «Об Иване Годиновиче»: чародей посватался к черниговской княжне Марье Дмитриевичне, которая ответила взаимностью.

В других сказках Бессмертный упоминается как отец Чуд-юд, женатый на змеихе-ведьме. Кощей проводит свои дни праздно: лежит на кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают два десятка могучих богатырей. Таким образом, худощавый колдун чем-то напоминает из одноименной повести .


Также Кощея можно увидеть в виде старика, которому авторы дали такую характеристику: «сам с ноготь, борода с локоть». Герой живет в избушке на курьих ножках. Этот образ демонстрируют сказки «Зорька, Вечорка и Полуночка», «Медведко», «Горыня» и некоторые другие произведения народного творчества.

Сила

Кощей – весьма профессиональный колдун, которому позавидуют и из «Гарри Поттера». Причем темный волшебник подходит к своим магическим преступлениям весьма оригинально.

За примерами далеко ходить не надо. В сказке «Елена Прекрасная» он обратил своего заклятого врага Ивана-царевича в орех, превратил красавицу в царевну-лягушку, а другую барышню – в змею. А в истории об «Иване Сосновиче» колдун расквитался с целым царством, превратив его жителей в каменные глыбы.


Кстати, если увидите в лесу огромного черного ворона, то, возможно, это Кощей Бессмертный перевоплотился в гордую птицу из стихотворения .

Кощея можно назвать счастливчиком, ведь свою силу он черпает из обыкновенной воды. Когда старик выпил три ведра воды, поднесенные Иваном-царевичем, он без труда разорвал двенадцать цепей и освободился из подземелья. Однако у властителя трона есть и слабые стороны. Убить его не просто, но можно:

«Смерть Кощея на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет».

Однако в сказке о Марье Моревне старик, обладающий бессмертием, пал от волшебного коня Ивана, который ударил чародея копытом и размозжил ему голову. Далее Иван сжег несчастного на костре, а пепел пустил по ветру. В другой вариации сказки царевич добивает своего заклятого врага палицей.

Фильмография и актеры

Кинематографических произведений про Кощея Бессмертного не сосчитать на пальцах, поэтому представим несколько известных картин с участием именитых актеров.

«Кащей Бессмертный» (1944)

«После дождичка в четверг» (1985)

В 1985 году режиссер Михаил Юзовский презентовал сказку по мотивам либретто . Сюжет рассказывает о том, как после дождичка в четверг царь Авдей стал отцом: супруга родила ему мальчика. В тот же день ключница Варвара тоже родила первенца, а в капусте был обнаружен новорожденный подкидыш.


Всех мальчиков назвали Иванами, а владелец короны велел воспитывать их вместе. Однако ключница решила действовать хитростью: в царскую люльку положила своего сына, а остальных отдала разбойникам. Прошло 20 лет, и два Ивана решили освободиться от оков и сразить Кощея Бессмертного. Роль колдуна досталась , который поработал с Геннадием Фроловым, и .

«На златом крыльце сидели» (1986)

Волшебная сказка Бориса Рыцарева рассказывает про двух королей-соседей – Федота и Амфибрахия. Но последний монарх словно провалился сквозь землю, а королева не смогла справиться с государственными делами в одиночку. Поэтому повелительница начала размышлять о том, как бы отдать свою дочь Алену замуж на выгодных условиях. Сердце девушки покорил Иван-царевич, которому пришлось сразиться с Кощеем Бессмертным.


Любителя злата сыграл Виктор Сергачев, а его коллегами были , и .

«Книга мастеров» (2009)

В 2009 году вышел первый российский фильм в сотрудничестве с кинокомпанией «Walt Disney Pictures». Режиссером выступил Вадим Соколовский. История рассказывает о том, что Каменная Княжна, заточенная в башне, скоро выберется на свободу, и миру настанет конец. По случайному стечению обстоятельств, роль вершителя судьбы людей достается Ивану, которому придется столкнуться с Кощеем Бессмертным.


В актерский состав картины вошли

Кощей Бессмертный - популярный персонаж славянских сказок, былин и народных сказаний. Правильно его называть - Кащей.

По традиции, изображается чаще всего как злой чародей, негативный персонаж, который просит людям проблемы. Он представал стариком, причем очень тощим, иногда даже живым скелетом.

Образ Кощея

В народных сказках Кощей Бессмертный появляется либо как царь и злой колдун - иногда верхом на волшебном коне, который мог говорить на человеческом языке, а иногда - пешим.

Это тощий старик, почти скелет. Кощей предстает как повелитель всего Подземного мира, очень скупой - он очень обожает все свое золото и не желает делиться ним с кем-бы то ни было.

Способности Кощея

Большинство сказок доказывают, что Кощей - очень могущественный колдун, который обладает большим арсеналом сверхспособностей. К примеру, Кощей может принимать облик диких животных, и чаще всего превращается в черную ворону. Однако несмотря на способности перевоплощения, Кощей не любит обращаться в животных - более всего он любит оставаться в своем собственном облике: худого старца, но очень могущественного.

Убить Кощея просто так невозможно, ибо жизнь колдуна спрятана на конце игры, а та находиться в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, ну а заяц сидит в запертом сундуке. И только разломав иглу можно уничтожить Кощей - в остальном же он полностью неуязвим.

Изначально - в первых сказках о Кощее его вообще не мог никто победить, так как просто не знал о существовании волшебного яйца и иглы. В последних же сказках о игле прознали, и Кощей даже несколько раз погибал.

Демонстраций силы Кощей в сказках достаточно много и все они прекрасно демонстрируют его возможности. К примеру, ему без проблем удалось превратить Ивана Царевича в обычный орех, а целое царство - в камень. Умеет Кощей, как и большинство персонажей русских сказок, сражаться на мечах. Его любимое оружие - полуторный меч и никто не владеет им лучше злого колдуна

Где живет Кащей

Кащей живет в замке или дворце, царство его находится за тридевять земель - на краю света. Чтобы туда добраться, износишь не одну пару железных сапог. Кощей бессмертный - царь золота и серебра, жемчуга.

Кащей бессмертный в сказках

В русских народных сказках данный персонаж всегда выступает как главный противник доброго персонажа. Кощей похищает прекрасных принцесс, непокорных превращает в животных. Например, царевна лягушка.

Одним из главных врагов Кощея Бессмертного является другая достаточно сильная колдунья - Бага-Яга. Конечно, ее сила не достигает уровня Кощей, но она довольно часто берет участие в свержении Бессмертного. К примеру, именно Бага-Яга рассказала Ивану Царевичу секрет погибели Кощея. В редких случаях Кощей и Бага-Яга находятся на одной стороне баррикад. Заклятыми врагами Кощея всегда были богатыри, однако в большинстве сказок они всегда становятся жертвами темного колдуна, так как не знают способа убить Кощея, в отличии от Ивана Царевича.

Кощей (Кащей) Бессмертный - один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок. Уже только эпитет «Бессмертный» заставляет опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.


Тайна имени

Мы до сих пор не знаем точное происхождения имени «Кощей». Самая распространенная версия - имя «Кощей» происходит от слова «кость» и означает худосочного человека - сегодня не в моде в среде лингвистов. Современные исследователи русского фольклора больше склоняются видеть корни злодея либо нижнелужицком kostlar (заклинатель), либо в древнерусском «касть» (мерзость, гадость и прочее). Другие ученые считают, что слово «кощей» на других славянских языках переводится как кожа, шея, кости. Так, на сербский «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенский и на польский — «шея» (словен. kitami, польск. chudzielec).


Кто такой Кощей?

Как ни странно до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие - русскую версию германского бога Одина, третьи - просто несколько отмороженного волхва с большими магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.


Преступления Кощея

В русских сказках Кощей предстает весьма способным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень. Сам, злодей предпочитает оборачиваться вороном.


Неуспешный дамский угодник

Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.

Кощей Галантный

Правда, был случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.


Как убить Кощея

В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце - смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб - «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.

Где живет Кощей и есть ли у него родственники

Дочерью Кощея выступает Василиса (от греч. basilissa — царица) Премудрая (она же Царевна-Лягушка), в другой версии отец Василисы Премудрой Морской Царь. Образ «морских царей» восходит к образу sea-king — германских предводителей морских походов эпохи Темных Веков (от готов до викингов), которые происходили из Скандинавии. Примечательно, что царство Кощея локализовано на севере. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото. Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже бессмертие.


Христианская трактовка Кощея

Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка — человеческую душу, а Иван Царевич - дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.

Кощей Бессмертный один из самых известных антигероев в русских сказках. И раз сказка это сильно упрощенный миф, то этот колдун куда как интересней, чем обычно показано в мультфильмах и кино.

За что назвали «Кощеем»?

Слово «кощей» невероятно древнее. Существует предположение, что оно произошло от глагола «кощевать», что значит «колдовать», «ворожить». Так же по некоторым трактовкам это может значить «худой, бледный как кость». Что вполне соответствует представлениям об внешнем облике колдуна. На сербском языке слово «кощей» означает «кость и кожа». На польском – шея. Вероятно именем хотели подчеркнуть худобу персонажа.

В сказках нет четкого представления, как именно выглядит Кощей Бессмертный. Но все они сходятся, что он был худой и очень бледный. У него есть борода, но не пышная и окладистая, а тонкая и жидкая. Но это не обязательный атрибут. Чаще всего в сказках он появляется на коне, причем иногда как царь, а не просто колдун. Конь его часто «горящий». В сказках у таких чудесных коней огонь идет от копыт и гривы, а из ноздрей пар валит. В целом, деталям внешнего облика уделялось мало внимания. Видимо людям древних времен достаточно было сказать »колдун» и все точно представляли, как именно он выглядит.

Сила Кощеева


Важным моментом для понимания сути Кощея является эпизод с его смертью. Смерть кощея на конце иглы, или просто я яйце. При это игла помещена в несколько сложенных между собой предметов. Б.А. Рыбаков считал, что местонахождение смерти Кощея соотнесено с моделью вселенной – яйцом – и подчёркивал, что охранителями его являются представители всех разделов мира: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка) . Тогда в дубе при желании можно увидеть и неизбежное «мировое древо».

Сама игла в мифологии славян считалась предметом одновременно отводящих порчу, и одновременно при её помощи можно было магически навредить. Считалось, что ведьмы способны обращаться и в иголку. А если подброшенную с порчей иглу поломать, то колдовство исчезнет. Игла и другие атрибуты кощея связаны с символикой смерти. Поэтому иногда его называют хозяином царства мертвых. К слову, поломать иглу, единственный способ победить колдуна.

Если вспомнить подход к интерпретации мифов А.А.Афанасьева, то Кощей это воплощение грозных сил природы. В первую очередь тьмы и зимы. Сюжет с похищением невесты напоминает сюжет с похищением Персефоны Аидом. Эту идею подал Рыбаков, однако она является спорной.

Кощей Бессмертный является весьма сильным колдуном. Он способен обернуть в камень целое царство, как в сказке «Иван Соснович». В сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех. В другой сказке по его слову царевна становиться змеей.

В искусстве


Георгий Милляр в роли Кощея. 1944 год

Сегодня мы воспринимаем образ Кощея Бессмертного в большей степени по тем образцам искусства, куда он попал. Поэтому отдельно отметим и их. Из высокого это балет игоря Стравинского «Жар-птица». И опера Риского-Корсакого «Кащей Бессмертный». Так же стал персонажем многих книг, одним из ранних стал историко-фантастический роман Александра Вельтмана «Кощей Бессмертный» от 1833 года. И конечно же сказки Александра Пушкина, благодаря которому и сохранилось большое количтсво народного фольклора.

Вопрос о том, кто же такой Кощей Бессмертный, актуален и по сей день. Народное ли это творчество или у него был прототип какой-либо исторической личности? Может быть, это вообще плод воображения всех времен и народов? И почему у этого бессмертного сказочного антигероя такое странное имя? Давайте порассуждаем обо всем этом более подробно...

Кощей Бессмертный, ты кто?

Прежде всего, нам известно, что это один из ярких Его облик смутный, а варианты толкования образа противоречивые. Кроме того, его имя имеет не совсем ясную этимологию. Есть как минимум две версии происхождения этой сомнительной сказочной (а может, и не сказочной) личности:

Версия первая: народный вымысел (фольклор)

Кощей Бессмертный, фотокоторого по ряду причин не представляется возможным вам продемонстрировать (только рисунки) как фольклорный наделен многими полномочиями. Он превращается в черного ворона, а иногда - в летучего змея. Это позволяет ему легко и быстро перемещаться по свету и разным мирам, выкрадывая все, что ему необходимо. А необходимо ему именно золото и другие богатства... Помните, как у Пушкина сказано про Кощея, который чахнет над златом? Вот так и есть. Согласно народному приданию, силу ему придает вода. Выпив за раз целых три ведра, он способен укротить даже самого Змея Горыныча! Кстати, некоторые исследователи в области славянской мифологии утверждают, что образы Бессмертного и Горыныча взаимозаменяемы в русских сказках. Оба они просто обожают богатства, а также воруют девушек-красавиц! Однако Кощей наделен чуть большим могуществом, неподвластным Змею Горынычу.

Версия вторая: реальный прототип

По этой версии прототипом сказочного Кощея является не кто иной, как сам Святой Касьян. Дело в том, что вышеупомянутый прототип вполне могли назвать Кощеем из-за созвучности этих имен. Кроме этого, совпадают два праздника: день Чернобога и день Святого Касьяна славяне отмечали в одно и то же время - в конце февраля. По некоторым данным, на этот праздник они надевали на себя странные наряды в виде человеческих костей с короной на голове, которые и по сей день пользуются популярностью на детских утренниках и в сказочных спектаклях. Имеется в виду Бессмертного. Между тем, Касьян многое сделал, чтобы христианство распространилось на земле, однако его все равно считали злым, а не святым!

Значение его имени

Происхождение имени этого сказочного персонажа имеет филологический характер: созвучие и общая семантика с некоторыми словами, например, с кощунством. "Кощун" - это колдун. И действительно: бессмертны только всемогущие черные маги, а также люди, обратившиеся за помощью к темным силам (например,

Кроме того, в старославянском языке слово "кощь" (или "кошть") обозначает "тощий", "сухой" или "худой". Все мы помним внешний облик нашего антигероя: кожа да кости... Некоторые этимологи говорят, что его имя - это не что иное, как мифологический образ окостеневшей и промерзшей от лютых морозов природы.

Подведем итог

Давайте соберем все вышеизложенные мысли воедино. Итак, Кощей Бессмертный - это народно-фольклорный образ древнерусских сказок, возникший из-за сомнительных слухов о Святом Касьяне, подкрепленный такими старославянизмами, как кошть и кощун. Хоть и маленькая, но истина!



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS