Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Форма рассказа после бала. После бала |
8 класс Программа Г.С.Меркина Тема. Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Анализ рассказа. Цель :
Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, слайдовая презентация. ХОД УРОКА. І. Оргмомент. II. Изучение нового материала.Работа над темой. 1.Сообщение темы, цели, плана урока. 2. Выявление первоначальных впечатлений. 3.Заполнение таблицы.
Каковы жизненные источники рассказа «После бала»? Какие события воссозданы в рассказе? Что еще знаете вы об этом времени? 4. Слово учителя. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность. Рассказ основан на реальных фактах, произошедших в юности с братом Л.Н.Толстого Сергеем. «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич знал и ее, и отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л.Н.Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!» Рассказ «После бала» - яркое выражение противоречий в мировоззрении и творчестве великого художника слова; это произведение, в котором Толстой, внутренне сознающий необходимость коренного изменения социального строя, вновь ставит больной вопрос русской жизни - что делать, как жить, чтобы добро победило зло. На какие части можно условно разделить рассказ? От чьего лица ведется повествование в рассказе? Жанровая принадлежность произведения. Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычносоставляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и болееобъемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя. В рассказе, как правило, одна сюжетная линия. 5. Анализ содержания первой части рассказа. 5.1. Слово учителя. Композиция «После бала» своеобразна: это рассказ в рассказе. Автор как бы остается в тени. Повествование ведется от имени второго, «действующего» рассказчика - Ивана Васильевича. Каков Иван Васильевич в обрамлении рассказа и в самом рассказе? Иван Васильевич в обрамлении рассказа - опытный рассказчик, всеми уважаемый человек, много передумавший о цели и смысле жизни, многое переживший и оценивший происшедшее с позиции своего жизненного опыта. В самом рассказе Иван Васильевич - молодой человек, богатый, жизнерадостный, влюбленный в Вареньку. Назовите известные вам произведения, где использован сходный прием. Таким образом строится рассказ и в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, и в «Асе» И.С.Тургенева. Какой смысл придает этот прием художественному произведению? Эта форма повествования дает возможность для непосредствен самоанализа и самораскрытия: Иван Васильевич комментирует и оценивает свои поступки. 5.2. Выразительное чтение начала рассказа от слов «Вот вы говорите…» до слов «Вся жизнь переменилась от одной ночи, скорее, утра». Молодежи, новому поколению, стремящемуся разобраться в социальных причинах зла жизни, противопоставлен умудренный опытом человек, пользующийся заслуженным авторитетом. Какие точки зрения на то, от чего зависит моральное и социальное состояние общества, нашли отражение в данном эпизоде? Найдите цитаты, содержащие ответ на вопрос. «Все дело в среде, среда заедает». «Все дело в случае». Может ли человек сам управлять собою, совершенствовать себя или все дело в среде, в обстоятельствах, которые зачастую оказываются сильнее намерений человека? В рассказе противопоставлены не только политические взгляды, но и нравственный идеал двух поколений: молодежи 1840-х и молодежи 1900-х годов. За что осуждает Иван Васильевич современную молодежь? 5.3. Выразительное чтение от слов «Был я в то время студентом...» до слов «Танцевал я хорошо и был не безобразен». В речи Ивана Васильевича звучит подспудное осуждение современной ему молодежи за ее пристрастие к кружкам, политическим вопросам, за безнравственное поведение. 5.4. Слово учителя. Толстой видел путь к социальной гармонии в моральном «просветлении» и самоусовершенствовании, от которых зависело, по его мнению, и улучшение жизни всего общества. В рассказе поставлен вопрос о необходимости осуждения социального зла этой жизни и личного неучастия в этом зле, непротивления злу насилием. Таким образом, на первое место выдвигаются этико-эстетические проблемы, философскому разрешению которых отвечает идейно-композиционное строение произведения. «Случай» раскрывается Толстым путем контрастного сопоставления сцен бала и экзекуции. Какие эпизоды и образы противопоставлены в рассказе? Противопоставляются описания бала и наказания, отец и дочь, два образа полковника. Первая часть «сцен бала описана человеком, для которого все это - далекое прошлое». Во второй части это уже не тот человек, для которого изображаемое стало далеким прошлым, а тот, кто все видит впервые, кто еще даже не знает точно, что происходит. 5.6. Слово учителя. История рассказа от лица дворянина-студента, счастливого своей молодостью, ощущением бушующих жизненных сил, восторженно обнимающего «весь мир своей любовью». Сцена бала согрета чистым и светлым чувством первой любви. Обычный губернский бал овеян ореолом чего-то прекрасного, неповторимого, лишь однажды встречающегося в жизни. 5.7. Обращение к домашнему заданию. Как в рассказе изображен бал, танцы? Какими предстают перед читателем герои?
Какова Варенька в изображении Л. Н. Толстого? Героиня - воплощение красоты и грации. Она царствует на этом балу, как и в сердце Ивана Васильевича. И хотя автор ни одним словом не приоткрывает внутренний мир Вареньки, мы чувствуем, что она и Иван Васильевич в эти мгновения живут одними мыслями и желаниями. Какие цвета преобладают в описании Вареньки и ее отца? Белый и розовый (в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках). Какая деталь, объединяющая Вареньку и ее отца, присутствует в описании? Иван Васильевич многократно упоминает о статности отца и дочери. (Высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная, держалась прямо. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.) О чем свидетельствует совпадение деталей в изображении Вареньки и ее отца? Рассказчик объединяет в сознании слушателей Вареньку и ее отца-полковника. 5.8. Исследовательская работа с текстом. Выпишите из первой части рассказа конструкции «я + глагол», эмоциональные определения, однородные члены, употребленные попарно при характеристике чувств Ивана Васильевича. Какие чувства героя передают эти конструкции?
Такие конструкции способствуют передаче эмоционального состояния рассказчика. Какие детали особо подчеркнуты в изображении родителей Вареньки? Бархатное пюсовое платье, брильянтовая фероньерка, открытые старые, пухлые, белые плечи и грудь, как портреты Елизаветы Петровны. Полковник с серебряными эполетами, с белыми a laNicolas I подвитыми усами; небогато украшенная орденами, выпячивающаяся по-военному грудь, воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. О чем свидетельствует в описании хозяев бала косвенное указание напортрет Елизаветы Петровны и Николая I? Полковник и его жена стремятся внешне походить на самодержцев Романовых. Почему в рассказе трижды повторяются портретные детали стареющей особы, пытающейся подражать императрице: «Хозяйка бала«в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на головеи с открытыми плечами и грудью, как портрет Елизаветы Петровны»;«услышали мы громкий голос хозяйки в брильянтовой фероньерке и селизаветинскими плечами»; «я любил хозяйку в фероньерке, с ее елизаветинским бюстом...»? Какое чувство находит отражение в замечаниях рассказчика «небогато украшенная орденами, выпячивающаяся по-военному грудь»? Уже в описании безвкусно одетой хозяйки бала и ее мужа - камергера,полковника, отца Вареньки, стремящихся внешне походить на Романовых, подспудно пробивается чувство неприятия этих людей Иваном Васильевичем. Автор замечает, что продвижение по службе полковника обусловлено в первую очередь не ратными подвигами на полях сражений (грудь, небогато украшенная орденами), а ревностной службой в николаевскойармии. Почему в описании танца полковника и его дочери Толстой обращаетвнимание на такую деталь: «...натянув замшевую перчатку на правуюруку, - «надо все по закону»? Полковник привык все делать «по закону», по правилам. Действуя позакону, он не забывает во время танца надеть замшевую перчатку, как это и было предусмотрено правилами светского этикета. Как характеризует полковника слово «служака»? Лексическая работа: служака. Кто дает такую оценку хозяевам бала: юный Иван Васильевич или всеми уважаемый, умудренный опытом Иван Васильевич? Оценка и описание внешнего облика людей «света» даны в несколькоироническом и сатирическом плане уже с позиции постаревшего Ивана Васильевича, а не прежнего восторженного и пылкого юноши. Сцена бала описана человеком, для которого все это уже далекое прошлое. События даны в строгой последовательности, постепенно, обстоятельно, а главное - обобщенно. 5.9. Итоги работы над содержанием первой части рассказа. Почему описание бала не отличается глубиной психологических характеристик, тонкостью суждений рассказчика? Каков смысл замечания Ивана Васильевича: «Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елизаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова»? Внешнее, неглубокое, скользящее по поверхности описание бала психологически оправдывается влюбленностью рассказчика, воспринимавшего все происходящее в розовом свете. Любовь к Вареньке сделала героя по-настоящему счастливым: он переносит свою любовь на все и всех. «Бал был чудесный...» - это уже позднейшая оценка, и не какого-то определенного момента, а всего бала вообще. Рассказчик как бы оправдывает себя, свои оценки необычностью состояния, в котором он находился. 6. Анализ содержания второй части рассказа. 6.1. Слово учителя. После бала Иван Васильевич находится в приподнятом настроении, он счастлив и все еще продолжает жить прекрасными впечатлениями бала. Музыка еще звучит в душе. Во второй части рассказа характер изображения действительности резко меняется. Повествование развертывается как непосредственное впечатление молодого человека. Время повествования и время действия совпали. Это рассказ о первом столкновении юноши-интеллигента с жизнью. Вторая часть рассказываемого эпизода из жизни Ивана Васильевича показывает скрытую от посторонних глаз, внутреннюю и поэтому подлинную сторону личности и характера полковника (а косвенно и всего губернского общества), и отношение его к своим подчиненным. 6.2. Исследовательская работа с текстом. Каковы детали пейзажа, звуки во второй части рассказа? Как Толстой изображает наказание, полковника и чувства героя?
Почему, оказавшись на улице, Иван Васильевич обращает внимание на детали, подробности, мимо которых обычно проходил? Чувства влюбленного Ивана Васильевича обострены. Он замечает туман, насыщенный водою снег; пешеходов и ломовых с дровами на санях, лошадей, покачивающих мокрыми головами, видит трудовой народ, рабочий день которого начинается рано утром. Какой эпизод рассказа является его кульминацией? Почему? Описание сцены экзекуции - кульминация рассказа. Именно этот момент становится переломным в мировосприятии главного героя. Какой цвет преобладает в описании? Преобладает черный цвет: что-то большое, черное; много черных людей; солдаты в черных мундирах. Какие цвета контрастно противопоставлены в этой сцене? Страшным контрастным пятном на этом черном фоне выделяется окровавленная спина наказываемого за побег солдата. Почему в описании музыки, звучащей в сцене наказания, автор употребил слово «флейтщик», созвучное слову «барабанщик», а не флейтист? О чем свидетельствует эмоциональный тон эпизода? Эмоциональный тон эпизода свидетельствует об авторской позиции, заключающейся в отрицании всякого насилия. Какой смысл приобретает замечание кузнеца - свидетеля страшного наказания? Восклицание «О, Господи» говорит о том, как мучительно ему все это видеть. Какие чувства испытывает Иван Васильевич, рассказывая о страшном наказании? Иван Васильевич испытывает чувство сострадания к татарину даже через много лет. Как относится к происходящему полковник? Мог ли полковник Б. поступить иначе? Аргументируйте свою позицию. Чувства Ивана Васильевича и полковника противопоставлены друг другу. Для Ивана Васильевича экзекуция - это узаконенная мерзость; для полковника - обычное воинское поручение. Он не чувствует чудовищной несовместимости того, что происходило на балу, и того, что он делает после бала. Вот почему он может так поступить. Почему в эпизоде наказания вновь возникает деталь (замшевая перчатка), на которую Иван Васильевич обратил внимание на балу? Действуя «по закону», он после бала той же «сильной рукой в замшевой перчатке» бьет по лицу слабосильного солдата. Полковник убежден, что во всех его действиях и поступках нет ничего необычного, что, подвергая экзекуции беглого солдата, он поступает так, ка велит закон. Почему в ряду слов, обозначающих жертву наказания, несколько раз повторяется слово «человек»: «Все так же падали с двух сторон удары на спотыкавшегося, корчившегося человека»; «...я не поверил, чтобы это было тело человека»? Почему в данном синонимическом ряду употреблено слово «наказываемый», относящееся к канцелярскому стилю? Для того чтобы показать, что в царской армии экзекуции были делом обычным, привычным для многих. 6.3. Слово учителя. Словом «татарин» называли любого нерусского солдата. Оно раскрывает причины побега - люди других национальностей особо подвергались унижениям и оскорблениям. Единственным выходом для них зачастуюоставался только побег. Каково значение комментария, которое звучит в ответ на призыв несчастного «Братцы, помилосердствуйте»: «Но братцы не милосердствовали»? В этой фразе звучит горькая ирония автора, размышляющего о том, чтодаже простые солдаты не осознают всей тяжести совершаемых преступлений, воспринимая все происходящее как закономерность. Как повел себя после бала Иван Васильевич? Мог ли он поступить иначе? Аргументируйте свой ответ. Почему Иван Васильевич испытал чувство стыда при виде этой сцены? Иван Васильевич почувствовал себя ответственным за жестокость ибесчеловечность, которые стали привычными, обыденными. Почему любовь героя к Вареньке угасла? Иван Васильевич считал единым целым Вареньку и ее отца. Сцена наказания, в которой участвовал отец возлюбленной, показала, что ощущение гармонии и счастья, испытанное на балу - обман, улыбки полковникаи его дочери - фальшь. 6.4. Выразительное чтение от слов «Что ж, вы думаете, что я тогда решил,что то, что я видел, было - дурное дело?» до слов «А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился...» Почему Иван Васильевич отказался от службы? Какова нравственная позиция Ивана Васильевича? Душевная гармония была нарушена, герой мучительно ищет правду, смысл жизни и свое место в ней, но так и не может понять «право», по которому один человек может безнаказанно издеваться над другим, прикрываясь законом. Столкнувшись с проявлением зла в мире и абсолютной уверенностью участвующих в нем людей в правильности совершаемых ими действий, он понимает, что единственно верный путь - это отстраниться от зла. Герой не в силах изменить мир, однако может не участвовать во всеобщем зле. Иван Васильевич приходит к идее неучастия во зле и личного самосовершенствования. Какое замечание слушателей свидетельствует о том, герой пошел именно по пути нравственного самосовершенствования? III. Подведение итогов урока. Какова причина событий, изображенных в рассказе? Назовите нужные слова из данных: «самодержавие», «власть», «карьерные устремления», «равнодушие», «беззаконие», «жестокость», «произвол», «государство», «строй». Обоснуйте свой выбор. Самодержавие, власть. В первоначальном варианте рассказ имел такой финал: «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал». Почему Л. Н. Толстой отказался от первоначального замысла? Чем актуален для нас рассказ Л. Н. Толстого? Обращение к статье учебника «Для вас, любознательные!». Слово учителя Лев Николаевич Толстой исходил из убеждения, что деспотизм, ничем не ограниченная власть меньшинства не только порождают, но и насаждают безнравственность. Следовательно, в основе рассказа лежит идеи единства нравственной и социальной справедливости. IV. Домашнее задание. Выписать из второй части рассказа цитаты, передающие наиболее значимые детали эпизодов (задание 1 рабочей тетради, с.47-48, ч.2). Предварительный просмотр:В) антитеза; Г) ретроспектива. Ж) внутренний монолог Г) осуждение деспотизма Тест по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» 1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа : А) последовательность излагаемых событий; Б) цикличность излагаемых событий; В) антитеза; Г) ретроспектива. 2. Каков тип композиции рассказа: А) рассказ в рассказе; Б) повествование от первого лица; 3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала? А) отчуждение; Б) возмущение; В) восторг; Г) пренебрежение. 4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа? А) важность судьбы героя после бала; Б) особое значение сцены расправы над солдатом; В) важность утра, следующего за балом. 5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)? А) антитеза Б) подбор эпитетов В) прямая авторская оценка Г) цветопись Д) звукопись Е) описание одного героя Ж) внутренний монолог 6. Определите основную идею рассказа: А) судьба человека зависит от случая Б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость В) идея личной ответственности человека Г) осуждение деспотизма 7. С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери? А) замшевая перчатка Б) белые усы и бакенбарды В) блестящие глаза и радостная улыбка В)»домодельные» сапоги 8. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя? А) утверждает идею Л.Н.Толстого «непротивления злу насилием» В) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека» 9. Отметьте импонирующее вам утверждение: Замысел рассказа впервые упомянут в дневнике Толстого 9 июня 1903 года: «Рассказ о бале и сквозь строй». Первоначальные названия рассказа были «Дочь и отец», «А вы говорите». А 9 августа 1903 года Толстой отметил в дневнике: «Написал в один день „Дочь и отец”. Недурно». В статье «Николай Палкин», написанной в 1886 году - за семнадцать лет до рассказа «После бала», Толстой, воспроизводя сцену экзекуции, которую ему довелось наблюдать, вспоминал: «...я знал одного такого, который накануне с красавицей дочерыо танцевал мазурку па бале и уезжал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонянием на смерть сквозь строй бежавшего солдата-татарииа, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью». Как видим, тема возникла у писателя задолго до её воплощения, хотя в статье основной сюжет и оценки уже расставлены. Впервые рассказ был напечатан в сборнике «Посмертные художественные произведения Льва Николаевича Толстого» в 1911 году. Вопросы и задания
Живое словоПрочитайте высказывания Л.Н. Толстого. Составьте тезисный план сообщения по теме «Л.Н. Толстой о русском языке». «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие п точные понятия». «Один из замечательнейших признаков гибкости русского языка заметен в изменении повторяемого стиха в песнях, например: ни одной песни нет, особенно весёлой, в которой этот refrain не изменялся бы иногда 3-4 манерами». «Пробный камень ясного понимания предмета состоит в том, чтобы быть в состоянии передать его па родном языке необразованному человеку». «Чем более понятно произведение искусства, тем оно выше. искусство тем более общедоступно, чем оно проще, кратче и потому яснее передаёт чувство. Точно так же как в области логической мысли, передача её тем драгоценнее, чем она проще, короче и яснее. Точно так же в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде». Темы для рефератов, сообщений. творческих работ
Самостоятельная работаПроведите сопоставительный анализ повести И.С. Тургенева «Ася» и рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
Живое словоПрочитайте высказывания Л.Н. Толстого о разных гранях личности человека. Какие из его мыслей вам наиболее близки? Почему? Подготовьте развернутый ответ. «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьёзного читателя самого думать». «Часто слышишь, что молодёжь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам всё обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества». «Разумное и нравственное всегда совпадают». «Человек немыслим вне общества». «Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой. Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». «Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя». «Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти своё человеческое достоинство». «В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний». «Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе». «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». «На то человек и родился, чтобы жить своим умом». «Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира». «Простота есть главное условие красоты моральной. Сильные люди всегда просты». «Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой». «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься». «Любить - значит жить жизнью того, кого любишь». «Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас».
Рассказ «После бала» невелик по объему, однако поднимает проблемы общефилософского и нравственного уровня, связанные с миропониманием Толстого, увидевшего в простом сюжете глубокое противоречие между внешним и внутренним, тем, что лежит на поверхности, и тем, что скрыто от посторонних глаз. Разлад в чувствах и поступках становится объектом пристального внимания писателя, исследующего области малопонятной человеческой души. В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения. Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя. Смысл названияРассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала». Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством. Жанр и направление«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей. Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон. Главные герои и их характеристика
Темы и проблемыТематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный. В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения , которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору. Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России. Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием. ИдеяГлавная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения. Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю. Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа. МоральЛ.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести. Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки. Интересно? Сохрани у себя на стенке! Среди друзей зашёл разговор о том, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди». Всеми уважаемый Иван Васильевич рассказал историю, которая в корне изменила его жизнь. Тогда он был молод и сильно влюблён в восемнадцатилетнюю Вареньку, красивую, высокую и грациозную девушку. Это было во времена, когда рассказчик учился в провинциальном университете, и главное его удовольствие составляли балы и вечера. В последний день масленицы бал давал губернский предводитель. Иван Васильевич «был пьян любовью» и танцевал только с Варенькой. Там же был и её отец, полковник Пётр Владиславич - «красивый, статный и свежий старик». После обеда хозяйка уговорила его пройтись один тур мазурки в паре с дочерью. Весь зал был в восторге от этой пары, а Иван Васильевич проникся к варенькиному отцу восторженно-нежным чувством. В ту ночь Ивану Васильевичу не спалось, и он пошёл бродить по городу. Ноги сами принесли его к дому Вареньки. В конце поля, где стоял её дом, он увидел какую-то толпу, но, подойдя ближе, увидел, что это прогоняли сквозь строй татарина-дезертира. Пётр Владиславич шёл рядом и бдительно следил, чтобы солдаты как следует опускали палку на красную спину наказываемого, а увидев Ивана Васильевича, сделал вид, что они не знакомы. Рассказчик никак не мог понять, хорошо или дурно то, что он видел: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал». Но так и не узнав этого, он не мог поступить ни на военную, ни на какую бы ни было другую службу. С тех пор каждый раз при виде хорошенького личика Вареньки ему вспоминалось то утро, и «любовь так и сошла на нет». Вы прочитали краткое содержание рассказа После бала. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , где вы сможете ознакомиться с другими изложениями популярных писателей. Увидевший свет после его смерти, в 1911 году. Энциклопедичный YouTube1 / 3 ✪ После БАЛА. Лев Толстой ✪ Л.Н. Толстой «После бала» ✪ Краткий пересказ Л.Толстой "После бала" СубтитрыИстория созданияВ основе рассказа лежат события, произошедшие с братом Льва Толстого - Сергеем. В ту пору Лев Николаевич, будучи студентом, жил в Казани вместе с братьями. Сергей Николаевич был влюблён в Варвару Андреевну Корейш - дочь военного начальника Андрея Петровича Корейша и бывал у них в доме. Но после увиденного им избиения беглого солдата под руководством отца девушки, чувства влюблённого быстро охладели, и он отказался от намерения жениться. Эта история прочно осела в памяти Толстого, и много лет спустя он описал её в своём произведении. Прежде чем рассказ получил своё окончательное название, он назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите». Толстой написал рассказ для готовившегося Шолом-Алейхемом сборника произведений в пользу евреев, пострадавших во время кишинёвского погрома . Упоминаемый в рассказе «девический институт» - это , располагавшийся тогда на окраине города. Место, где «гоняли татарина за побег», теперь является улицей Льва Толстого. В рассказе Толстой рисует две контрастные картины. Первая - яркая и праздничная, он описывает бал у местного графа, где герой рассказа влюблён в Вареньку и восхищён её отцом-полковником («красивый, статный, высокий и свежий старик»). Заботясь о любимой дочери, отец экономит на себе, вместо модной обуви заказывает сапоги у батальонного сапожника ("«Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», – думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня."). Мазурка отца и дочери вызывает всеобщие аплодисменты, замечательно его бережное отношение к ней. Праздничную атмосферу усиливает то обстоятельство, что бал происходит в последний день масленицы . Но контрастом с этой праздничностью и роскошью предстаёт перед героем рассказа Иваном Васильевичем событие, происходящее наутро - отвратительная по своей жестокости кровавая расправа, осуществляемая отцом Вареньки над совершившим побег солдатом-татарином. Более того, полковник с «румяным лицом и белыми усами и бакенбардами» бьёт «малорослого, слабосильного солдата», считая, что тот недостаточно сильно ударил татарина палкой по спине, представляющей собой уже что-то «пестрое, мокрое, красное, неестественное». Перевоплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, что чувства его к Вареньке быстро остыли, «любовь с этого дня пошла на убыль». В образе сошедшей на нет любви писатель передаёт расставание с формальной верой |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?