Главная - Голос
Художественная литература о детях войны. Война и дети в произведениях советских писателей

Великие сражения и судьбы обычных героев описаны во многих художественных произведениях, но есть книги, мимо которых нельзя пройти и о которых нельзя забывать. Они заставляют читателя задуматься о настоящем и прошлом, о жизни и смерти, о мире и войне. АиФ.ru подготовил список из десяти книг, посвящённых событиям Великой Отечественной войны, которые стоит перечитать на праздниках.

«А зори здесь тихие…» Борис Васильев

«А зори здесь тихие…» — книга-предостережение, заставляющая ответить на вопрос: «А на что готов я ради своей Родины?». В основе сюжета повести Бориса Васильева лежит реально совершённый подвиг времён Великой Отечественной войны: семь самоотверженных солдат не дали немецкой диверсионной группе взорвать Кировскую железную дорогу, по которой доставляли для Мурманска снаряжение и войска. После сражения в живых остался лишь один командир группы. Уже во время работы над произведением автор решил заменить образы бойцов на женские, чтобы сделать историю более драматичной. В итоге получилась книга о женщинах-героях, поражающая читателей правдивостью повествования. Прообразами пяти девушек-добровольцев, вступающих в неравную схватку с группой фашистских диверсантов, стали сверстницы по школе писателя-фронтовика, также в них угадываются черты радисток, медсестёр, разведчиц, которых Васильев встречал в годы войны.

«Живые и мёртвые» Константин Симонов

Константин Симонов широкому кругу читателей больше известен, как поэт. Его стихотворение «Жди меня» знают и помнят наизусть не только ветераны. Однако проза фронтовика ничуть не уступает его поэзии. Одним из самых сильных романов писателя считается эпопея «Живые и мёртвые», состоящая из книг «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето». Это не просто роман о войне: первая часть трилогии практически воспроизводит личный фронтовой дневник писателя, который как корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. На страницах книги автор воссоздаёт борьбу советского народа против фашистских захватчиков с самых первых месяцев страшной войны до знаменитого «последнего лета». Симоновский уникальный взгляд, талант поэта и публициста — всё это сделало «Живых и мертвых» одним из лучших художественных произведений в своём жанре.

«Судьба человека» Михаил Шолохов

В основе рассказа «Судьба человека» лежит реальная история, произошедшая с автором. В 1946 году Михаил Шолохов случайно встретил бывшего вояку, который рассказал писателю о своей жизни. Судьба мужчины настолько поразила Шолохова, что он решил запечатлеть её на страницах книги. В повести автор знакомит читателя с Андреем Соколовым, который сумел сохранить силу духа, несмотря на тяжёлые испытания: ранение, плен, побег, гибель семьи и, наконец, смерть сына в самый счастливый день, 9 мая 1945 года. После войны герой находит в себе силы, чтобы начать новую жизнь и подарить надежду другому человеку — он усыновляет осиротевшего мальчика Ваню. В «Судьбе человека» личная история на фоне страшных событий показывает судьбу целого народа и твёрдость русского характера, который можно назвать символом победы советских войск над фашистами.

«Прокляты и убиты» Виктор Астафьев

Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт в 1942 году, был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Но в романе «Прокляты и убиты» автор отнюдь не воспевает события войны, он говорит о ней, как о «преступлении против разума». На основе личных впечатлений писатель-фронтовик описал исторические события в СССР, предшествовавшие Великой Отечественной войне, процесс подготовки пополнений, быт солдат и офицеров, их взаимоотношения между собой и командирами, боевые действия. Астафьев раскрывает всю грязь и ужасы страшных лет, тем самым показывая, что он не видит смысла в огромных человеческих жертвах, доставшихся на долю людей в страшные военные годы.

«Василий Тёркин» Александр Твардовский

Поэма Твардовского «Василий Теркин» получила всенародное признание ещё в 1942 году, когда её первые главы были напечатаны в газете Западного фронта «Красноармейская правда». Солдаты сразу признали главного героя произведения образцом для подражания. Василий Тёркин — обычный русский парень, который искренне любит Родину и свой народ, с юмором воспринимает любые жизненные тяготы и находит выход даже из самого трудного положения. Кто-то видел в нём товарища по окопу, кто-то давнего приятеля, а кто-то угадывал в его чертах себя. Образ народного героя настолько полюбился читателям, что даже после войны с ним не хотели расставаться. Именно поэтому было написано огромное количество подражаний и «продолжений» «Василия Тёркина», созданных уже другими авторами.

«У войны — не женское лицо» Светлана Алексиевич

«У войны — не женское лицо» — одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война показана глазами женщины. Роман был написан в 1983 году, но долгое время не печатался, так как его автора обвиняли в пацифизме, натурализме, в развенчании героического образа советской женщины. Однако Светлана Алексиевич писала совсем о другом: она показывала, что девушки и война — понятия несовместимые, хотя бы потому, что женщина даёт жизнь, тогда как любая война — прежде всего убивает. В своём романе Алексиевич собрала рассказы фронтовичек, чтобы показать, какими они были, девчонки сорок первого годка, и как уходили на фронт. Автор провела читателей по страшному, жестокому, не женскому пути войны.

«Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой

«Повесть о настоящем человеке» создал писатель, прошедший всю Великую Отечественную войну в качестве корреспондента газеты «Правда». В эти страшные годы он успел побывать в партизанских отрядах в тылу врага, участвовал в Сталинградской битве, в сражении на Курской дуге. Но мировую известность Полевому принесли не военные репортажи, а художественное произведение, написанное на основе документальных материалов. Прототипом героя его «Повести о настоящем человеке» стал советский лётчик Алексей Маресьев, который был сбит в 1942 году во время наступательной операции Красной армии. Боец потерял обе ноги, но нашёл в себе силы вернуться в ряды действующих лётчиков и уничтожил ещё немало фашистских самолётов. Произведение было написано в тяжёлые послевоенные годы и сразу полюбилось читателю, ведь оно доказывало, что в жизни всегда есть место подвигу.


1. Состояние детской литературы в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. 2. Поэзия периода Великой Отечественной войны: детство, опаленное войной.

3. Проза о войне. Жанровое многообразие. Проблематика, образы. Гуманистический пафос повести Катаева «Сын полка». Образ Вани Солнцева.

4. Развитие темы «война и дети» в современной литературе для детей.
С наступлением Великой Отечественной войны 1941-45 с особой остротой встала перед Детской литературой задача усиления её гражданственности. В центре внимания детских писателей были две основные темы: героизм современных воинов на фронте и трудовой героизм народа (в том числе и подростков) в тылу.
Написанные для взрослых «Молодая гвардия» (1945, 2-я редакция 1951) А. Фадеева и «Повесть о настоящем человеке» (1946) Б. Полевого сразу стали любимыми книгами подростков. О борьбе народа против немецко-фашистских захватчиков рассказывает повесть В. Катаева «Сын полка» (1945); Л. Кассиль и создают документальную повесть о юном разведчике партизанского отряда «Улица младшего сына» (1949). Глубоко психологическая повесть Л. «Девочка из города» (1943), о гуманизме советских людей, была переведена на многие языки. О том, как дети заменили в труде ушедших на фронт отцов и братьев, рассказано в повестях Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки» (1944), И. «Малышок» (1947), В. Осеевой Васёк и его товарищи» (книги 1-2, 1947-51). Со времени войны темы еского подвига и темы труда, участия детей в больших делах отцов заняли в Детская литература главенствующее место. О жизни учеников енного училища рассказывает И. Василенко в повести «Звёздочка» (1948), о ной деревне, о восстановлении хозяйства - Л. в повести «Село Городище» (1947), А. Мусатов в повести «Стожары» (1948). О жизни советских школьников и труде учителей рассказали писатели, обладающие опытом еской работы: М. Прилежаева («Юность Маши », «С тобой »), («Мой класс», «Дорога в жизнь») и многие др. Жизни советских детей, вопросам коммуеской нравственности и морали посвящены повести и рассказы В. Беляева, С. Баруздина, А. Л. Ю. Сотника, Я. Е. Н. Р. Погодина, Ю. Ю. Яковлева и др.
Большая советская энциклопедия

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Портрет героя в лирике о Великой Отечественной войне (МИНЕРАЛОВА)
А.Ф. Лосев делает в повести “Жизнь” 1941 г. важные для нас выводы, которые по большому счету диктовала и русская история, и русская философия, и русская литература: “Наша философия должна быть философией Родины и Жертвы «...» Нет осмысления и для каждой отдельной жизни, если она не водружена на лоне общего, если она не уходит корнями в это родное для нее общее, если она не любит этого общего, т.е. если она не жертвует себя для этого общего, не отрекается от себя ради вожделенной и сокровенной для всякого чужого взора Родины“
Зачем?

Отдать дань тем немногим, что еще живы

Вспомнить тех, кто отдал жизнь

Поклониться народному страданию.

Постараться понять, как выстоял Советский Союз и победил

Все труднее понять современной молодежи, потому что из лексикона уходят слова

Равенство и братство

Чувство Родины

Героизм
Все доминантней определение трагическая эпоха вместо героическая эпоха, хотя должно быть ясно, что одно не отменяет другого, но расставляет акценты, которые ближе по каким-то соображениям нашему времени.
Сколько камней “поминальных” как будто брошено уже и еще будет брошено в лицо моей Родины?

Сколько рассуждений о том, что защищать ее можно было бы изящней и эстетичней. Наверное, сегодня можно и порассуждать, еще каких-нибудь четверть века это казалось пошлым и святотатственным: ни одна жертва не напрасна.

Наверное, когда пройдет 1000 лет и я забуду, что 22 июня 1941 г. был выпускной вечер у моего отца, и что из 7 Георгиев, учившихся в их классе, он живым вернулся один, а в 37 лет получил свой первый инфаркт, потому свинец войны догонял и догоняет их и сегодня.

НО есть еще одна особенность: родившиеся в начале 50-х, мы не ощущали себя “послевоенным поколением”, уже другое десятилетие распахнуло нам свои объятья, но, чем дальше от Великой победы, тем (парадокс) мы ближе к войне.

Так вот по праву той памяти я и хочу говорить о портрете героя в литературе ВОВ


Тема необъятная:

1. Лирика, явленная в песне Великой Отечественной войны Исаковский, Фатьянов, Долматовский


2. В прозе военной и послевоенной: галерея, но вглядитесь в Егора Дремова (Русский характер Алексей Толстой) и Андрей Соколов (М.Шолохов Судьба человека) или героев рассказа “Пятница” Б. Васильева.
3. Поэзия ВОВ: сотни имен
Живой портрет времени и его героя:

Симонов


“Сын артиллериста”

Алигер “Зоя”

Твардовский “Василий Теркин”

“Новая война разразится тогда, когда вырастет поколение, не помнящее ее” (Ромэн Роллан)


Лубочный” – Теркин

Монументальный”

Набросок”

Эскиз”

Гравюра”

Жанровая зарисовка”

В годы Великой Отечественной детская литература была представлена публицистическими очерками (А. Гайдар «Война и дети», «Мост», «Переправа»; С. Маршак «Родные дети»; К.И. Чуковский «Война и дети»).
ЛЕВ КАССИЛЬ О ГАЙДАРЕ: (Чуда Гайдара)
Помочь подрастающим мальчишкам и девчонкам увидеть место, которое они должны занять в нерасторжимом строю строителей коммунистического будущего, среди борцов за радостную человеческую жизнь, за великое, светлое спокойствие и мир во всем мире, – вот то «самое важное», про что с такой изумляющей, убедительной простотой умел говорить детям Гайдар.

К пониманию э того «самого важного» ведет Гайдар маленького читателя каждой своей строкой. Все у него – и речь героев, и авторские отступления, и пейзаж – подчинено мыслям о величии Советской страны, о ее могучей силе, все зовет оберегать ее счастье, отвоеванное в жестокой борьбе.

Не раз говорил ребятам Гайдар о том, что он считает самым важным на свете:

«Совсем рядом с ней проносились через площадь глазастые автомобили, тяжелые грузовики, гремящие трамваи, пыльные автобусы, но они не задевали и как будто бы берегли Натку, потому что она шла и думала о самом важном.
Рецензия на Фронтовые записи

Первое обращение А. П. Гайдара к молодежи и детям в дни Великой Отечественной войны было написано в Москве для радио-это был страстный призыв писателя: «Берись за оружие, комсомольское племя!» Позднее, в конце 1941 года, это обращение было напечатано в сборнике «Советским детям», выпущенном Детгизом.

В июле 1941 года А. П. Гайдар уехал на фронт, под Киев, в качестве специального военного корреспондента газеты «Комсомольская правда». Фронтовые записи Гайдара печатались на страницах «Комсомольской-правды» и «Пионерской правды». Его корреспонденции с фронта имели пометку «От специального корреспондента «Комсомольской правды» и подписаны: «Действующая Армия. Аркадий Гайдар».
Первая корреспонденция - «У переправы» - была послана Гайдаром в самом начале августа и опубликована в газете 8 августа, на третьей странице, под общей шапкой: «Героическим комсомольцам орденоносного 306-го полка - слава!»
20 августа в «Комсомольской правде» появился второй военный очерк писателя - «Мост».
Третий очерк А. П. Гайдара - «Война и дети» - был опубликован в «Комсомольской правде» 21 августа. В этот же день очерк «Война и дети» был напечатан и в «Пионерской правде».
30 августа в «Пионерской правде» было напечатано письмо Гайдара пионерам и школьникам перед началом нового учебного года - «В добрый путь!». Это письмо известно несколько менее других фронтовых корреспонденции А. П. Гайдара.
Очерки «У переднего края» и «Ракеты и гранаты» были напечатаны в «Комсомольской правде» 17 сентября и 4 октябри 1941 года.
«Ракеты и гранаты» - последнее произведение, созданное писателем.
26 октября 1941 года А. П. Гайдар погиб.
Источники:
Аркадий Гайдар.Собрание сочинений в четырех томах. Том третий. Издательство: Детская литература. Москва. 1964 год.
Наряду в публицистикой, бытовала психологическая проза . Рассказы: Л. Пантелеев «На ялике», А. Платонов «Маленький солдат». М. Пришвин «Рассказы о Ленинградских детях», М. Зощенко «Бедный Федя».
Во время войны Платонов был специальным корреспондентом «Красной звезды» в действующей армии. Он пошел туда, где в тяжелом ратном труде со всей полнотой раскрылись душа и разум народа, поднявшегося на защиту Родины. Летом 1943 года он был на Курской дуге, а весной 1944 года во время наступательных боев нашей армии – на Украине.

Собрат по перу, Виктор Полторацкий, неоднократно встречавшийся с Платоновым на фронте вспоминает: « Был он мягок и прост в обращении, умел найти свое слово для каждого – будь то солдат, генерал, старуха крестьянка или ребенок. Говорил глуховато, низким голосом, спокойно и ровно. Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству. Цепкий, острый взгляд его насквозь видел собеседника. Особенно душевно умел Платонов разговаривать с солдатами – тружениками войны. Мне помнится его разговор с саперами, наводившими переправу на Горынь-реке. Меня поразило тогда глубокое профессиональное знание писателем того дела, которым были заняты эти солдаты. Да, вероятно, не только меня, а и солдат, увидевших в военном корреспонденте своего, рабочего человека»).
Сюжетно-композиционные особенности.

– Мы можем выделить три части, три основных эпизода. 1 часть – сцена прощания на вокзале, свидетелем которой случайно оказался рассказчик. Первое знакомство с героями. 2 часть – рассказ о судьбе Сережи Лабкова, услышанный из уст майора Бахичева. 3 часть – побег, можно озаглавить словами «Бог весть, куда он ушел».

нравственно-философской проблеме несовместимости войны и детства, ответственности взрослых за судьбы детей, важности эстетического и нравственного воспитания детей.

– Ребенку лет 9-10, а одет как бывалый боец, маленький солдат. Серая шинель, пилотка, сапоги – все это привычная для него одежда, бережно сшитая по мерке взрослыми. Сразу видно, что герой воевал, много видел, рано повзрослел. Но на обветренном лице «приспособленного к жизни человека» автор в то же время замечает грусть, тоску, нежелание расставаться со старшим другом. Ребенок не отпускает от себя одного из майоров, прильнув лицом к руке дорогого ему человека», и, несмотря на ласку, теплые слова другого майора, остается к нему равнодушен. Наверное, он уже испытывал боль расставания с близкими и боится новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой, как бы уговаривая не оставлять его с чужим человеком.

Психологические детали волнуют нас, читателей, и нам хочется узнать загадку ребенка, о его судьбе, найти объяснение поведению мальчика.

В начале произведения автор отмечает из всего многообразия вокзальной суеты только то, что напоминает о доме, счастье, семье: на усталых лицах красноармейцев было запечатлено счастье отдыха, не спавшие еще люди, казалось, шептали друг другу уговаривающие, теплые слова и даже пение котла дежурного паровоза будто напоминает «однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома». Так уже в начале рассказа начинает звучать тема мирной жизни, тема дома, семьи.


– Он проникся заботами и тревогами взрослых. Однажды помог отцу-полковнику сохранить склад с боеприпасами, оставленный на захваченной немцами земле, перерезав взрывной провод. Затем неоднакратно пробирался в тыл противника, запоминая расположение немецких войск, давал отцу-командиру «верные засечки», то есть выполнял работу, какую делали обычно опытные разведчики.
– Мать, не выдержав напряжения, тревожилась за жизнь сына, решила отправить его в тыл, но Сергей уже не мог уйти из армии. «Характер его втянулся в войну», – пишет Платонов, и в этих словах заключен огромный смысл. Сережа не мыслит себя в другой жизни, категорически отказываясь отправиться в тыл. На войне серьезно ранило отца, и он вскоре умер. Недолго прожила без мужа мать Сережи. И остался он сиротой. Нам становится ясно, почему Сережа не хочет расстаться с майором Савельевым, ведь он заменил ему родителей.

Платонову важно донести до нас, читателей, сокровенную мысль: какие бы бесстрашные подвиги ни совершал Сережа, как бы он ни удивлял взрослых своим отчаянным мужеством, все-таки ребенок остался ребенком. Мы как бы слышим голос майора Бахичева, хотя автор не вводит собственно прямую речь военного человека. Его слова просты и бесхитростны, скупы на чувства, в речи преобладают факты, нет того накала эмоций, психологических деталей, как в первой части рассказа. В этой части много разговорной лексики, просторечий, иногда автор специально передает речевые недочеты («в бой-то», «захворала», «затомилась», «указал отцу на карте, как оно есть и где находится», «дескать», «мать не могла терпеть его неудобного положения» и др.)


– В его устах рассказ этот выглядит более достоверно. К тому же военный человек чаще всего обращает внимание на фактическую, а не эмоциональную сторону дела, а от этого становится яснее главная идея рассказа. Автору важно понять душу, истоки поведения ребенка: делал то, что, может быть, было не всегда под силу взрослым, и то, что принято называть подвигом.
5) Третья часть рассказа подтверждает эту мысль.
Является ли концовка неожиданной для нас?

– Нет, мы предчувствовали, что что-то должно случиться. Весь предыдущий рассказ о герое готовил нас к этому. Сережа остается верен себе – побег от хорошего, порядочного майора Бахичева – не случайность. Сережа ведет себя вопреки взрослой логике. Да, с майором Бахичевым ему было бы в бытовом плане неплохо: накормлен, обут и обихожен во всяком случае он был бы всегда. Но сердце ребенка не хочет примириться с новой потерей, оно устало привыкать и терять. Какое дело Сереже до военной необходимости, до того, что майору Савельеву нужно пройти курсы усовершенствования! Не случайно Платонов заканчивает рассказ на такой же пронзительной ноте, как и начал: «…он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, – может быть, вслед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.


Главная мысль рассказа: по Платонову, война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт, она страшна еще тем, что горе разъедает душу человека, особенно ребенка, деформирует ее, так как никто, ничто не сможет восполнить потерю родителей, семьи, друга.

И взрослые, все мы в ответе за то. Чтобы страшное не повторилось. Не случайно на последней странице рассказа вновь звучит тема счастья, детства. Рассказчик и майор Бахичев видят спящего мальчика в комнате общежития перед побегом и не узнают его: «Лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя образ святого детства, откуда его увела война».


Повести, написанные в годы Великой Отечественной войны принято условно разделять на две группы:

1. Произведения, сюжет которых развивается непосредственно во фронтовой обстановке (в тылу врага, на передовой): В. Катаев «Сын полка», С. Заречная «Орленок», «Горячее сердце».

2. Произведения, действие которых по преимуществу связаны с тылом: Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки», М. Прилежаева «Старшеклассницы», Н. Раковская «Мальчик из Ленинграда», А. Кононов «Дни Сергея Глушкова», Г. Матвеев «Зеленые цепочки» и др.

Тема памяти в повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты», в рассказе Ю. Яковлева «Зимородок».

КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ?

Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Знакомить детей с такими произведениями можно уже с младшего школьного возраста. Но чтение книг о войне - это не развлечение, это серьезная работа, интеллектуальная и духовная, во многом сложная и тяжелая, особенно для детей. Однако без этой работы обойтись нельзя… Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит поговорить с ребенком об истории, в доступной форме изложить основные факты, рассказать о том, что солдаты защищали свои дома и своих родных от жестоких захватчиков, проявляя при этом мужество и героизм. Книги можно читать вместе, а можно оставить ребенка с выбранной книгой наедине и обсудить, когда он сам к этому будет готов.

Как говорится в книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»: «Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая».

СПИСОК КНИГ О ВОЙНЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

* Воронкова Л. Девочка из города (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом) — ссылка

* Кассиль Л. Улица младшего сына (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана - героя Великой Отечественной войны.) — ссылка

* Катаев В. Сын полка (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.) — ссылка

* Осеева В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.) — ссылка

* Симонов К. Сын артиллериста (Баллада о майоре Дееве и Лёньке, сыне его друга, основанная на реальных событиях.) —ссылка

* Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.) — ссылка

* Маркуша А. Я - солдат, и ты - солдат

СПИСОК КНИГ О ВОЙНЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 5-7 КЛАССОВ

* Соболев А. Тихий пост (Повесть о мужестве и героизме вчерашних школьников во время Великой Отечественной войны.) —ссылка

СПИСОК КНИГ О ВОЙНЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 8–9 КЛАССОВ

* Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга (Документальная хроника, которая основана на свидетельствах ленинградцев, переживших блокаду.) — ссылка

* Айтматов Ч. Ранние журавли (Повесть о судьбах подростков в годы Великой Отечественной войны, их жизни в далеком киргизском ауле, испытаниях и радостях, выпавших на их долю.) — ссылка

* Бакланов Г. Навеки - девятнадцатилетние (Повесть о юных лейтенантах Великой Отечественной, их трагически коротком фронтовом пути.) — ссылка

* Полевой Б.Повесть о настоящем человеке (Повесть о советском летчике Мересьеве, сбитом в бою и получившем тяжелые ранения, но вновь, несмотря ни на что, вернувшемся в боевой строй.) — ссылка

* Твардовский А. Василий Тёркин (Глубоко правдивая и наполненная юмором поэма, в которой создан бессмертный образ советского бойца.) —ссылка

* Шолохов М. Судьба человека (Рассказ о трагической судьбе простого человека, исковерканной войной, и силе характера, мужестве и сострадании.) — ссылка

Учащиеся старшей школы уже вполне готовы узнать о самых трагических страницах Великой Отечественной войны. Чтение таких книг можно сочетать с просмотром военных фильмов, как советских, так и современных.

СПИСОК КНИГ О ВОЙНЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 10–11-Х КЛАССОВ


»
»
»

Книги про Отечественную Войну 1812 года

Отечественной войне 1812 года посвящены две великолепные книги издательства "Лабиринт".

Первая - "В грозную пору" - была написана еще в советское время историком Михаилом Григорьевичем Брагиным. Её современное издание очень оригинально: кроме текста и иллюстраций, в книге много разнообразных интерактивных элементов. Книга качественно сделана, информационно наполнена - это настоящее произведение искусства. Если школьник увлекается историей, оружием или военным делом - эта книга будет для него отличным подарком! Но и взрослые, я уверена, получат от этой книги огромное удовольствие.

Аннотация:
В 1960-х годах историк М. Г. Брагин написал книгу "В грозную пору", и советские мальчишки заболели 1812 годом. Сколько армий было создано из самых неожиданных материалов, сколько разыграно сражений! Спустя почти полвека эта книга возвращается к читателю, и вновь на её страницах слышен грохот пушек, сверкают кирасы и клубится пороховой дым. Отечественная война оживает здесь в мельчайших подробностях: можно прочесть переписку генералов, разобраться в схемах боёв, увидеть, что носил в ранце русский солдат, заглянуть в устав 1811 г., рассмотреть униформу и оружие, научиться строить укрепления, узнать, как стреляет пушка, зачем сапёру фартук, можно ли было вылечить Багратиона, что такое окочурник, какая статуя Наполеона могла бы стоять в Кремле и что погубило Великую армию. Дополнительные материалы: оригинальные объемные конструкции, панорамные страницы, клапаны, книжечки, карты, схемы сражений, путеводитель по Бородинскому полю, карточки с портретами и биографиями великих полководцев, исторические документы.

В той же серии, в таком же оригинальном оформлении вышла книга "Бородинская битва". Страниц в этом издании немного - всего 26. Зато каждую из картонных страниц можно изучать подолгу. Цена на эту книгу очень и очень приличная. Это не массовый продукт, и в свою библиотеку я, например, данную книгу покупать не стала. Но и оставить её без внимания я тоже не могла - очень уж она хороша.

Аннотация:
Это уникальное интерактивное издание подготовлено специально к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Книга даёт редкую возможность не просто прочитать о событиях давно минувших дней, но и в максимальном приближении увидеть ход Бородинской битвы, самому погрузиться в историю, буквально оживающую на страницах книги. Основное повествование сопровождается дополнительными текстами, которые рассказывают о героях кампании 1812 года и описывают занимательные подробности военного быта. Иллюстрации позволяют представить, как выглядели форма и вооружение того времени: историческая точность соблюдена здесь даже в мельчайших деталях. Книга создавалась при содействии крупнейших библиотек, музеев, военно-исторических клубов России. Издание предназначено для широкого круга читателей. Дополнительные материалы: оригинальные объемные конструкции, подвижные элементы, клапаны, панорамные и раздвижные страницы, ляссе с модулем в виде часов с подвижными стрелками, постер с портретами и биографиями французских и русских полководцев, 10 карточек с униформой русской армии, 10 карточек с униформой французской армии, старинная настольная игра "Казаки".

Война и дети в произведениях советских писателей

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

А.Болутенко


Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба,

наступает святой для нашей родины день, когда мы вспоминаем тех, кто заплатил непомерную цену во имя нашей Победы, вспоминаем живых и усопших. И в первую очередь – тех, кому природой назначено продолжать жить.



Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство.

Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как мы, наших сверстников. Особенно ярко тема войны прозвучала в советской литературе, в произведениях известных мастеров нашей литературы. В годы войны и в послевоенное время лирика была одним из самых популярных жанров, поднимала боевой дух у каждого.

Появляются стихотворения, посвященные детям. Для детей и о них писали А.Т. Твардовский, К. М. Симонов, С. Я. Маршак и другие.


Главный герой баллады «Рассказ танкиста» А.Твардовского на пыльной улочке небольшого провинциального городка, который советские войска пытались отбить у фашистов подошел к танкистам во время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника. «Стоит парнишка - мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем», - именно так описывает поэт героя своего произведения. Солдатам-танкистам не оставалось ничего иного, как взять с собой юного смельчака на броню и, руководствуясь его указаниями, зайти в тыл к противнику. В итоге, как вспоминает очевидец тех далеких событий, «эту пушку, заодно с расчетом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем» . Таких юных героев можно было встретить в каждом городе. И именно детям войны, которые защищали свою Родину наравне со взрослыми посвящено произведение А.Т.Твардовского.


Изображение Великой Отечественной войны в стихотворении К. М. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…» В стихотворении «Майор привёз мальчишку на лафете…», обращаясь к читателю, Симонов говорит: Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца. Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца. Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал «на том свете», потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг.


Значительна в литературе военных и послевоенных лет роль прозаических произведений.

Во время Великой Отечественной войны Л. Кассиль отправляется на фронт военным корреспондентом. События этих времён побуждают его написать о героизме людей, смелости и отваге которых не стоит забывать. Найденные документальные материалы о подвиге партизана-разведчика Володи Дубинина легли в основу повести «Улица младшего сына» .


  • В городском музее г.Керчь,в большом зале среди портретов людей, прославивших этот город, можно увидеть на отдельном алом бархатном щите уже знакомое имя Володи Дубинина. С портрета на нас глядит лицо мальчугана, большелобого, с веселым, упрямо выпяченным ртом, с огромными глазами, полными ясного света и смотрящими на мир с таким пытливым задором, с такой прямой, открытой отвагой, будто перед ними все на свете должно немедленно раскрыться настежь…



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS