Главная - Голос
Кто наехал на Кирилла Серебренникова? Серая тень сурка Что связывает суркова и серебренникова.

https://www.сайт/2017-05-24/oleg_kashin_o_nepriyatnostyah_kirilla_serebrennikova

Если долго вглядываться во власть

Олег Кашин о неприятностях Кирилла Серебренникова

Максим Блинов/РИА Новости

Мы познакомились семь лет назад и сразу же поссорились; прошлой весной в общей компании оказались за одним столом и старались друг друга не замечать, было неприятно.

Чего поссорились: семь лет назад я брал у него интервью , и ему хотелось рассказать мне про какую-то сложную и интересную постановку к 9 Мая, а меня и эта постановка интересовала только с той точки зрения, что государству нужен патриотизм и «спасибо деду за победу», и он это «спасибо» за соответствующие деньги обеспечивает, но вообще мне гораздо интереснее было про инсценировку «Околоноля» — уже было известно, кто считается автором этой повести, Серебренников вызвался ее ставить, и мне было приятно, спрашивая его об этом, добиваться ответов в том духе, что не имеет значения, кто автор, просто это очень глубокая и точная повесть, лучше, чем у других, отразившая дух времени, и само название «Околоноля» — какое оно многогранное и талантливое, ведь в слове «околоноля» можно услышать и «околожизни», и «околосмерти», и даже (почему-то) «околожопы» — вот он мне что-то такое говорил. И выглядело это с поправкой на понятную разницу между эпохами, как если бы Юрий Соломин давал интервью о том, как ему приятно было играть Брежнева в спектакле «Малая земля» в Малом театре — все более чем очевидно, но приходится валять дурака, и несколько минут позора, видимо, компенсируются всеми остальными бонусами, связанными с этой постановкой. О Серебренникове я знал, что он дружен с Владиславом Сурковым и что эта дружба к тому времени была материализована в дорогостоящем пермском фестивале «Территория», за который платил таинственный фонд, возглавляемый сурковским то ли одноклассником, то ли другом детства, который, как мне говорили, на самом деле и есть тот таинственный автор модной повести, про которую все думали, что ее написал Сурков и поэтому ее хвалили.

Интервью снимали на видео, и Серебренников приходил на эту съемку ко мне в редакцию. Камера выключилась, мы встали, я пошел его провожать до дверей, простились, как мне показалось, довольно тепло, пожали руки, но как только дверь за ним закрылась, я получил от него огромную (и это меня поразило — когда успел написать?) эсэмэску, в которой было написано, что напрасно я рассчитываю сделать карьеру на том, чтобы обижать людей, ничего хорошего из меня в жизни не получится, и он желает мне гореть в аду. Я понимал, на что он обижен, но меня это совсем не расстроило — ну в самом деле, мужик, если ты выбрал роль придворного панка, будь готов к тому, что тебя о ней будут спрашивать, и никто не обещал, что будет легко. Разумеется, я озаглавил интервью самым очевидным «Околокремля», и Кирилл Серебренников занял в моей памяти ту полочку, на которой сидят заслуженно (конечно, бывают и незаслуженно, но тут не тот случай) обиженные мною люди. Я, конечно, следил за его дальнейшей судьбой, и ничего в ней не показалось мне поводом думать о нем как-то иначе: да, ушел Сурков, но пришел Капков, и роли остались прежними, но говорить о них что-то сверх уже сказанного — да зачем?

И сейчас, когда в «Гоголь-центре» весь день хозяйничали силовики и оперативники ФСБ увозили Серебренникова на допрос, и есть уже двое задержанных по этому делу, и была обеспокоенная публика и актеры перед театром, и Чулпан Хаматова, читающая соответствующую речь, — по всей логике я сейчас должен злорадствовать, потому что ну да, если на протяжении многих лет играть с властью в ее игры, то рано или поздно власть изменит правила, и обаятельный автор «Околоноля» превратится вдруг в безжалостного следователя, который положит перед тобой бланк чистосердечного признания и спросит: «Ну что, надумали?»

Вячеслав Прокофьев/Коммерсантъ

Это злорадство — да, оно кажется естественным, но у него тоже есть своя драматургия. Радуясь неприятностям того, кто тебе неприятен, ты как-то сам собой неизбежно становишься на сторону этого следователя, тех оперов, которые сажали режиссера в свою машину и увезли на допрос, тех росгвардейцев (это же были росгвардейцы?), которые, заперев труппу в театральном зале, сами того не желая, разыграли отвратительную сценку из осени 2002 года — у людей в камуфляже всегда гораздо больше общего между собой, чем они сами об этом думают. И столько же общего у меня с Серебренниковым; разумеется, мне он в любом случае роднее, ближе и понятнее, чем те мужчины и женщины в погонах, которые в этот вторник пришли в театр, и если какие-то рациональные, политические или личные соображения подталкивают меня к тому, чтобы порадоваться неприятностям Серебренникова — они ведь подталкивают меня прежде всего в объятия того опера, который ногой выбивает дверь кабинета, а потом говорит, что вошел в историю театра. А я не хочу в его объятия, поэтому оставим злорадство тем милым людям, которые по какой-то причине относят себя к числу носителей абсолютной моральной правоты — таких людей у нас много, они всегда выступают по таким поводам, и, по-хорошему, из них получились бы отличные чекисты, если бы место чекистов не было занято теми парнями, которые конвоировали Серебренникова.

Серебренников — это форма жизни, которая может не нравиться, может возмущать, может отталкивать. А росгвардейцы, чекисты, следователи — это что-то другое, не форма жизни, а часть вполне бесчеловечной машины, все разрушительные и отравляющие свойства которой общеизвестны и отвратительны. Всякий попавший под эту машину заслуживает безоговорочного сочувствия, даже если он сам имел в виду все риски, когда начинал с ней взаимодействовать. А если не думал о рисках — то тем более.

Много лет Кирилл Серебренников вглядывался во власть и в ее людей, а в какой-то момент, как и положено, власть начала вглядываться в него. Нехорошо так говорить, но я надеюсь, что пережитые им в этот день унижение и страх окажутся сильнее всех возможных оправданий в том духе, что власть неоднородна, и что в ней кроме этих оперов есть и симпатичные интеллигентные люди, с которыми можно иметь дело, добиваясь от них поддержки и помощи. Я надеюсь, что итогом этого неприятного дня для него станет такое безусловное и весомое «Будьте вы прокляты», которое он затаит в себе и рано или поздно обрушит на голову этого государства, уже не разглядывая и не разбираясь, кто там в этой вертикали хороший, а кто плохой. И если во власти обнаружится какой-нибудь очередной театрал, который покажет ему рукопись очередного «Околоноля», Серебренников тихо, но твердо скажет ему: «Иди ты на***». И в идеале такая модель поведения станет эталонной для всей российской творческой интеллигенции — никогда не поздно понять, что другого разговора это государство просто не заслуживает.

Куда тянется ниточка: Апфельбаум, Серебренников, Вырыпаев, Сурков, Медведев... и ФСБ?
Странная последовательность, скажете? А вы почитайте...

Тут, граждане, ко мне в камерный блог "не для всех" на днях случился массовый набег посетителей в старый пост, вот этот -

В посте этом были ссылки еще на два поста -

0. Апфельбаум
Итак, пару тыс. любопытствующих за вечер, что меня крайне удивило и заставило заинтересоваться темой, выяснив, что все нашествие было из запроса в поисковике "апфельбаум софья михайловна биография", который выдавал этот пост вторым после Вики.
Имя "Софья Михайловна" я вообще припомнила с трудом, куда уж мне быть ее биографом, но вот материалы, к которым ведет поисковая фраза с ним, показательны, объединяет все их фамилия Сурков, как видите...

В общем, я крепко задумалась, решив освежить в памяти дело, мною давно не отслеживаемое и вот что нашла из свеженького, полюбопытствуйте -

1. Сурков
Тень Сурка. Дело режиссера Серебренникова принимает политический окрас

Ситуация с «театром Кирилла Серебренникова», известным своими голыми задницами, продолжает неспешно раскручиваться - и принимает уже самый что ни на есть политический оборот. Пока творческая общественность призывает проклятия на головы путинских сатрапов, Серебренников под домашним арестом, а его сотрудники под тюремным - в прессу идут утечки о тех, кто еще попал под подозрение. На днях назвали Софью Апфельбаум, бывшую начальницу отдела финансовой поддержки театрального искусства Минкульта РФ (должность-то какая сладкая!)
В 2011 году Минкульт через Апфельбаум организует как бы «тендер» (у нас же Европа, без тендера никуда!) на «масштабный театральный проект современного искусства» ценой в 214 млн. руб. (7 млн. долл. по тем деньгам). И среди условий конкурса, по данным из СК, занятный пунктик, что победитель должен обладать авторскими правами или лицензией на проект «Платформа».
Поскольку такими правами обладал только его автор проекта Кирилл Серебренников, то именно его «Седьмая студия» тендер и выиграла. Схема старая как мир и применяется везде, где есть госзакупки под конкретного исполнителя.
Сейчас Апфельбаум именно этот пункт и шьют - а удавка на шее Серебренникова и его соратников затягивается при этом все прочнее.
Но вот вопрос: а почему вообще Минкульт отвалил такую сумму какой-то, прости господи, голозадой «Платформе»? Кто ее хозяин федеральному бюджету - кум, сват, брат? - чтобы специально под него сроить липовый тендер?
Радио «Бизнес-ФМ» с кучей оговорок, постоянно вставляя слова «теоретически» и «вероятно», выдало очень простую версию, с которой трудно не согласиться.
Все дескать началось с того, что ушлый Серебренников поставил во МХАТе спектакль «Околоноля» по пьесе некоего Натана Дубовицкого, чье настоящее имя якобы - Владислав Сурков. И - попал в яблочко. Ведь кем был тогда Сурков? «Серым кремлевским кардиналом», которому подчинялась вся «идеология» страны, включая в первую очередь Министерство культуры.
Так вот, по версии радио после премьеры спектакля Серебренников подошел к довольному автору (который приобщился к сонму - как же, мои пьесы ставят во МХАТе, я - Чехов!), и автор спросил: «Что тебе для счастья надо?»
Так «теоретически» и родился проект «Платформа».
То есть Апфельбаум (которая сейчас слезно кается и уже якобы признала, «что халатно относилась к проверке соискателей») вообще тут ни при чем. Ей дали отмашку с самого верха (из АП от Суркова, выше - только Путин): придет дескать хороший человек, режиссер, надо дать ему все, что попросит. Человек пришел, она и отсыпала. А что ж ей было делать - не давать? И деньги-то небольшие - какие-то 7 млн. зелени, в 2011 году - слезы!
А теперь ей грозят судом.

И очень похоже, что копают на самом деле под Суркова. Очередная «борьба башен». Сурков хочет вернуться в большую политику - а ему не дают через «большое театральное дело». Хотят, видимо, получить на него показания от Апфельбаум. Возможно, что и неожиданные неприятности Мединского с его диссертацией связаны с той же «борьбой башен».
А ведь казалось сперва, такой удачный ход - поставить это графоманиистое «Околоноля», что рвался продюсировать король театрального гонорара Табаков, называя эту пьесу «неизвестного автора» шедевром! Хоп - и в дамки сразу.
А вот поди ж ты… Не поставил бы - век бы к большим деньгам и постановкам не пробрался. Поставил - загремел в итоге. Вот и выбирай.

---
2. Медведев
В комментах прозвучала еще одна любопытная подробность -

Там и Медведев появился в деле:
«Было письмо за подписью Медведева — президента — о выделении денег на этот проект. Затем было решение правительства, и Министерство культуры выполняло волю правительства. Соня по доверенности подписывала инвестиционное соглашение с Серебренниковым», — сказала адвокат.

https://zona.media/online/2017/10/27/ramt-mera

А дальше оказалось еще интереснее, внимание -
sergek26
28 октября 2017
Какие на х--р откаты, какие тендеры? Вы документы читать умеете?
Этот, б--ь, "пикантный пункт", как всем, кроме ТС и СК, известно, - пункт №3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1191 г. "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на развитие и популяризацию современного искусства в рамках проекта "Платформа"", подписанном Путиным В.В. в г. Москва

"Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на развитие и популяризацию современного искусства в рамках проекта "Платформа".

"Всего за несколько лет успел возникнуть, изменить жизнь и перестать существовать проект «Платформа» на «Винзаводе», где ставились оперы мирового значения, придумывались спектакли и концерты, реализовывались кураторские программы, посвященные новейшей, современной академической музыке композиторов, родившихся и учившихся в России, потом в Европе, ставших примечательными фигурами в европейском музыкальном ландшафте, а после решивших, что в Москве им тоже есть чем заняться. Кураторские проекты композитора Сергея Невского собирали неакадемическую публику на академические программы самого актуального и высоколобого толка - от громких оперных премьер до гастролей и мастер-классов. Целое поколение композиторов и музыкантов обязано «Платформе» если не своим появлением и оформлением, то, по крайней мере, своим расцветом. Но проект «Платформа» в этом году закрылся." (Юлия Бедерова, 2015)
---
3. Серебренников
Так что, граждане, "не все так однозначно" с делом некой Апфельбаум, фамилия которой, конечно, красная тряпка для многих (и небезосновательно, надо признать, на фоне деятельности многих ее творческих соплеменников), но в данном конкретном случае стоило бы разобраться вот в чем, не ограничиваясь тем, что лежит на поверхности.

Почему - на созданный неким мутным типом Кирюшей С., педерастом и псевдорежиссером, все инноваторство которого состоит в нарушении табу и эпатаже, некий мутный проект Платформа, оказывается, выделяется госфинансирование, фактически по факту принадлежности всякой новой постановки этому проекту?

А? С чего бы это государству оплачивать педерастически-педофильские изыски Киры С., все достижения и заслуги которого в дружбе с Асламбеком Д.?
И с какого такого перепугу президент (на тот момент) Медведев все это фактически взятие на содержание государством и Минкультом знатного педераста - высочайше одобрил?

Я, собственно, на эту тему уже высказалась не раз, вот последний, в связи с шокирующе возмутительной постановкой анально-генитального "Нуреева" аж в Большом (которая скоро выйдет, кстати и это вам не Матильда несчастная) -

Но это еще не все, был ведь и такой нюанс, очень любопытный -

Вот цитата -
..Но, очевидно, посчитали необходимым подключить именно эту вторую так называемую службу. До этого «шестая служба» считалась более чем достаточной в таких ситуациях. Честно говоря, полагаю, что это резонанс, который вызывает эта ситуация вокруг Серебренникова. Возможно, влиятельные люди просили за него, вот эти демонстрации около судов привели к тому, что привлекли к оперативному сопровождению дела одну из самых независимых в административном и антикоррупционном, так сказать, плане служб.
Я ранее слышал, что связанные с Министерством культуры дела, во многом касающиеся миллиардера Михальченко, уголовных дел таможни, силовиков, — все это проекты так называемой шестой службы ФСБ, или иначе называемой в узких кругах — «инквизиции».
Когда-то там работал генерал Феоктистов, который, собственно говоря, инициировал многие дела в отношении влиятельных бизнесменов, чиновников. Но, возможно, это какая-то новая, назовем ее так, мода в силовых кругах, потому что периодически, конечно, одна служба усиливается, влияние другой падает. Это, в общем, тайны мадридского двора. Мне кажется, что до сих пор, когда привлекались такие службы к оперативному сопровождению и вообще к участию в каких-либо делах, они умели добиваться обвинительных приговоров, максимальных сроков наказания для лиц, в отношении которых они вели разработку» .

Генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов, сам ранее работавший в подобном подразделении, говорит, что «вторая служба» часто занимается сопровождением дел, связанных с культурой и искусством. Он объяснил почему.
«Служба, которая так или иначе связана с культурой, она более глубоко разбирается в процессах, которые происходят в этой среде. Все, что связано с творческой интеллигенцией, имеет очень много тонких граней. И вряд ли какие-нибудь подразделения по борьбе с экономическими преступлениями могли бы разобраться в самой проблеме. Более того, для самого Серебренникова это, наверное, выгоднее, потому что ребята, которые понимают, что такое искусство, им как-то проще разбираться, в том числе внимать какие-то турбулентные потоки вокруг самого этого уголовного дела. Все, что потребует следствие, «вторая служба» сделает в полном объеме» .

Цитата друга и защитника Серебренникова Вырыпаева оттуда -
"Я знаком с очень влиятельными людьми из разных сфер (крупный бизнес, искусство и наука) , которые признавались мне в своей позиции «делать все, что в их силах, но не выдавать себя, чтобы продолжать что-то делать, пока не сменится эта власть», но я, простите, перестал верить в целесообразность этого метода.
Неужели вы не понимаете, что помогая, например, больным детям или вкладывая свои деньги в частное образование, ценной поддержки Путина, вы оказываете «медвежью услугу» всему нашему будущему поколению, которое вынуждено расти и ходить в школы в России при этом режиме. Режиме, который сегодня полностью контролирует систему образования превратив ее из науки в «пропаганду». Тоже самое можно сказать и про деятелей науки и спорта. Неужели, вы правда, надеетесь на то, что скоро все как-то само— собой поменяется, а сейчас нужно делать свое дело и помалкивать? А в чем наше дело? В научных открытиях? В спектаклях и фильмах? Или главным нашим делом является воспитание «свободного и открытого на жизнь человека»?

В 2018 году нас ждут выборы президента. И скорее всего, на них все же снова победит Владимир Путин, но у нас есть год, чтобы попытаться максимально снизить его рейтинг, а главное его авторитет и авторитет всей этой правящей идеологии. Многие из нас общаются с людьми крупного бизнеса и мы знаем, какое на самом деле существует недовольство властью в этих кругах, разумеется у тех, кто не состоит в самом близком окружении президента. Но опасаясь потерять свои большие деньги, бизнес прячется и молчит, надеясь пережить это время и на всякий случай выводя свои финансы за границу.

Ведь, на самом деле, вам хорошо известно на чем держится эта власть и как она устроена. Владимир Путин является гарантом некой стабильности и порядка, для его близкого окружения, которые могут зарабатывать свои капиталы, при существующем порядке. Но как только действующий президент утратит свой контроль над массами, он сразу же станет не нужен даже и его близким друзьями, потому что глядя на их лица становится понятно, какие ценности у этих людей, — только прагматичные.
Сменить власть в России можно ненасильственным путем и даже не ходя на митинги. Нужно просто перестать направлять свою личную энергию на поддержание этой власти. (примеч. - это уже исправленный автором текст манифеста, изначально речь шла о насильственном, см. пост полностью)
..За этот год, вы, имея все же неоспоримое влияние на большое количество людей, а иногда являясь авторитетами для миллионов, вы можете существенно снизить позицию Путина и его власти в глазах наших граждан, тем более среди молодежи. И если Владимир Путин победит на выборах уже не с таким количеством голосов, на которой он рассчитывает, то его позиция в глазах тех, кто за ним стоит сильно понизиться. И с этого момента начнется медленное угасание силы этой власти."
---
Вот так-то. Понятно, откуда ноги растут?

А вы говорите - "Софочка", выставляя виновным стрелочника, действующего в рамках высочайшего повеления.
Если б только она, высокопоставленный, но всего лишь клерк Минкульта, там, как видите, совсем другие люди в теме и в доле, фамилии их вы услышали сами - и ФСБ там очень даже есть чем заняться, похоже...

P.S.
Кстати, последний материал о Суркове, завершающий штрих -

и еще пара старых о нем же -

Второй день продолжается под знаком «Гоголь Центра» и «КС». После вчерашнего шока: внезапный обыск у Кирилла Серебренникова, заточение актёров в театре и лишение их мобильной связи, выброс в информполе многомиллионных сумм, якобы похищенных, допрос КС и отпущение домой, наконец, задержание двух фигурантов - журналисты приходят в себя. Задают вопросы, иногда получают ответы.

Вопрос человеческий - как можно так обращаться с людьми? Даже в чём-то подозреваемых. Держать людей (в основном молодых) в замкнутом пространстве одного театра, изъяв у них мобильные телефоны. А если кого-то из них в это время ищет мама, которой плохо? Ей нужны лекарства, а сын/дочь не отвечают, как в воду канул. Представляете, состояние матери, бабушки, отца, жены? А я, мать и не робкого десятка, очень даже хорошо представляю. Речь что, идёт о задержании группы террористов? Что такого могут актёры, всего-навсего исполнители, знать о жизни администрации своего театра, или параллельной творческой жизни худрука настолько, что можно всерьез опасаться утечки какой-то важной информации.

Вопрос честный - в этой истории Кирилла Серебренникова сейчас самое громкое имя, и даже те, кто прежде его не слышал, равно как о «Гоголь Центре», теперь в курсе - бьют, обижают, а за что - не имеет значения. Суть экономических претензий и подозрений никого не волнует. Волнует политика, режим, у которого главная жертва - Кирилл Серебренников. Даже скучно от такого шаблонного мышления, где главным шаблонной фигурой становится сам талантливый художник. Ему это как в портфолио - политический капитал? И все?

Но названы два имени, связанные с ним по этому делу - Юрий Итин и Нина Масляева. О них никто не говорит, как будто их и не существует. Не кричат как о жертвах, несправедливо повязанных. Как будто само собой разумеющийся факт: вот именно они и ответят за те 216 миллионов рублей, которые «повешены» на «Седьмую студию» и её главный проект пятилетней давности - «Платформу».

Итак, кто эти люди, о которых сегодня, кроме Следственного комитета и журналистов не вспоминают? Юрий Итин, бывший директор «Седьмой студии», на сегодняшний день является директором первого российского театра - имени Волкова в Ярославле. Выпускник ГИТИСа, в своё время был заместителем ректора театрального института, и вот уже семь лет трудится в Ярославле. Звоню художественному руководителю Волковского театра Евгению Марчели. Тот в шоке, поскольку о задержании своего директора узнал, находясь на гастролях в Омске.

Мы семь лет работаем с Юрием Константиновичем. У меня ничего кроме хороших рекомендаций: грамотнейший специалист, ни одной запятой не пропустит. За семь лет он театр, который стоял в центре города в ужасном виде, а из стен его деревья росли, капитально отремонтировал здание по фасаду, произвел капитальный ремонт, поменял сцену. И всё это сделал, не останавливая работу театра.

Юрий Итин действительно один из лучших российских директоров, достаточно зайти в театр, чтобы это понять: чистота, порядок, а главное - производственно обеспечен творческий процесс: на трех сценах одна за одной выпускаются премьеры. Репутация театра в глазах областного начальства выросла.

Теперь Нина Масляева, бывший бухгалтер «Седьмой студии». Характеристику её получаю в театре «У Никитских ворот», где с конца 2015-го года она работает главным бухгалтером.

Замечательный работник, у нас нет никаких претензий к ней, - говорит худрук Марк Розовский. - Мы, конечно, вздрогнули, услышав по телевизору о задержании Нины. Мы не знали, что она работала с Кириллом Серебренниковым в «Седьмой студии». Знаете, стоящего главного бухгалтера в бюджетное учреждение, особенно в театр, найти сложно. Мы довольны её работой.

Теперь вопрос: встанет театральное сообщество на защиту этих людей? Или они будут стрелочниками?

Ещё один, который волнует всех - театральных и нетеатральных. Если были какие-то нарушения (а это надо ещё доказать), почему надо было доводить дело до внезапных обысков, слива «преступной» информации «о преступном сговоре» в информагентства, которая только всех запутывает, потому что слишком много мутного? Иначе два дня страна захвачена театральным детективом, как о наркокартеле, сеть которого ветвится по России.

И главный вопрос - будут ли обнародованы результаты проверки работы «Седьмой студии» на Винзаводе? Которые поставят точки над «i»: действительно были нарушения или, наоборот, всё чисто? Бесхозяйственность это или нормальная человеческая слабость? Пока этого не произойдет, ясности не наступит, а подозрения и слухи будут множиться, формироваться устойчивые мифы - о политических жертвах, невинных творцах, борьбе кремлевских башен. Впрочем, как показывает жизнь, надеяться на доступ к информации такого рода не приходится

Про особые отношения мне неизвестно, но знаю, что в свое время Кирилл руководил круглым столом в рамках одного из проектов, инициированных властью. Является ли это результатом какого-то особого сотрудничества, я не знаю. Но в целом похоже на историю с Ильей Пономаревым, когда в начале власти поддерживают какую-то идею, в том числе финансово, а потом человека начинают преследовать, используя государственные деньги как крючок.

Есть еще такое совпадение: недавно появился провластный, промединский «Русский художественный союз», он буквально несколько дней назад достаточно громко о себе заявил. Там среди организаторов есть театральный продюсер, у которого сейчас нет театра. Если почитать их манифест, то понятно, что они планируют бороться с такими, как Кирилл Серебренников. Мы уже предполагаем, что власть борется не с помощью конкуренции, а с помощью ОМОНа, налоговой инспекции или прокуратуры. Власть хочет, чтобы государственные учреждения возглавляли идеологические союзники, а не независимые профессионалы.

Возможно, Серебренников стал жертвой своих прежних связей с Владиславом Сурковым в ту пору, когда тот работал в Администрации президента. Не знаю в каких отношениях они состояли, но известно, что Серебренников был постановщиком спектакля «Околоноля» по роману Суркова. Я также знаю, что у Суркова была такая стратегия - приглашать в Кремль людей из искусства, которые не согласны с курсом государства. Слышала об этом от Николая Фоменко. Сурков якобы говорил: «Да, вы не согласны, но нам самим не нравится, как все это устроено, давайте подумаем, как сделать лучше».

Связь есть, но она выглядит иначе. Речь идет, видимо, о том периоде, когда Кремль еще был относительно открыт к культурным элитам страны, и не разжигал, так сказать, войны одной части деятелей культуры против другой части, мнимых либералов против мнимых патриотов. Тогда в Кремле бывали разные люди, и не существовало никакой границы между, скажем, Бондарчуком, Михалковым, Серебренниковым. То есть не было вот этой сегодняшней, кажущейся нам вечной, а на самом деле недавней посткрымской линии, огневого рубежа, который выстроил Кремль, начав войну против собственного культурного истеблишмента. Конечно, там и Серебренников бывал, ну как бывал, я ни разу не встречал Серебренникова в Кремле. Но насколько я знаю, Сурков с ним был хорошо знаком, как впрочем и со многими другими, мне трудно замерить дистанцию, кто ему был ближе. Скажем, Федор Бондарчук, Чулпан Хаматова или Серебренников, я не могу сказать. Но Сурков постоянно общался с ними, и это входило в его, я бы сказал даже, должностные обязанности ответственного за внутреннюю политику. Это считалось совершенно нормальным. Естественно, что и тогда возможности Никиты Михалкова были в тысячу раз больше, чем у всех остальных, но это связано никак не с Сурковым, а с, так сказать, нежной приязнью между Михалковым и Путиным. Я думаю, что все там, вот я очень часто видел Олега Табакова в этих кругах, и все эти люди приходили с какими-то проблемами. Обычно это помещение и финансирование, какие еще могут быть проблемы у театров с государством?

Я категорически против такой трактовки. Если вы посмотрите дату открытия «Гоголь-центра» и сравните ее со временем Суркова как заместителя главы администрации президента, вы увидите, что Володин сменил Суркова до того, как Серебренников открыл «Гоголь-центр». Так что это спекуляция, это точно не так. Я ничего не знаю про их отношения. Я слышал, что роман «Около ноля», который Серебренников поставил, написал Сурков, и это просто гипотеза.

Уверен на 90%, основываясь на своих представлениях о театральном процессе, что это донос. Это частная инициатива людей, как правило, менее успешных режиссеров, которые, вместо того, чтобы ставить спектакли, пишут доносы. Существует много людей, которые занимаются этим подолгу и достаточно искусно. Есть даже предположение, кто это мог бы быть, но я этого говорить не буду, потому что пока это только предположение. Так что вряд ли это инициатива каких-то властей, скорее всего, это просто удачно написанный донос. В отличие от истории с «Театром.doc», который явно не угодил кому-то сверху, здесь это история чисто про зависть и ревность к чужому успеху. Причем этот донос был написан очень давно, судя по всему, потому что этих проектов давно не существует. Я думаю, это долго лежало-лежало, а потом по каким-то причинам дали отмашку эту историю развивать.

Также я слышал про «Русский художественный союз», кажется, так он называется. Он несколько дней назад появился. Я очень сильно сомневаюсь, что это не совпадение, так как все это происходит в одно и то же время.

Владислав Сурков. Фото kremlin.ru

Социолог приводит в качестве объяснения причин уголовного дела против режиссера версию о том, что деньги на проект «Платформа» выделялись под влиянием тогдашнего куратора российской внутренней политики.

Социолог Алексей Рощин, комментируя по «делу Серебренникова» директора Российского академического молодежного театра Софьи Апфельбаум, которая ранее возглавляла департамент господдержки искусства и народного творчества федерального министерства культуры, считает, что выдвинутые против нее обвинения могут свидетельствовать о попытках «копать» под Владислава Суркова. Об этом сообщает NEWSru.com.

«Подробности про Апфельбаум убедительные: в 2011 году минкульт через Апфельбаум организует как бы «тендер» на организацию «масштабного театрального проекта современного искусства» на 214 миллиона рублей (семь миллионов долларов по тем деньгам), и среди условий конкурса, по сведениям из СК, был пикантный пункт, что победитель должен был обладать авторскими правами или лицензией на проект «Платформа». Поскольку авторскими правами на проект «Платформа» обладал только его автор - Кирилл Серебренников - то именно «Седьмая студия» Серебренникова тендер и выиграла. Схема старая как мир, и применяется, естественно, везде, где есть госзакупки под конкретного исполнителя, а вовсе не только в минкульте», - отмечает блогер.

«Но с чего вдруг к ним привязались? И куда более пикантный вопрос - а почему вообще минкульт отвалил такую сумму какой-то, прости господи, «Платформе»? Федеральные деньги ведь, специально липовый тендер ваяли... С чего вдруг такие хлопоты? Ответ я услышал по радио. По «БизнесФМ» (естественно, с кучей оговорок, постоянно вставляя слово «теоретически») выдали очень простую версию. Оказывается, все началось с того, что ушлый Серебренников поставил во МХАТе спектакль «Околоноля» - по пьесе, которую написал якобы некий Натан Дубовицкий, а на самом деле - Владислав Сурков. И - попал в «яблочко». Ведь кем был тогда, в самом начале «десятых», Сурков? Это был «серый кардинал», могущественный человек, которому подчинялась вся «идеология» страны, включая, конечно же (в первую очередь) министерство культуры», - пишет Рощин.

Согласно этой версии, в качестве благодарности Владислав Сурков мог пролоббировать выделение Серебренникову денег на «Платформу», конечным исполнителем чего была Апфельбаум.

«То есть Апфельбаум тут (которая сейчас бьет себя в грудь, кается и уже, как пишут, «признала, что халатно относилась к исполнению обязанностей по проверке соискателей») вообще ни при чем, на самом-то деле. Ей дали отмашку с самого верха (из АП от Суркова - выше только от самого Путина) - придет, дескать, хороший молодой человек, режиссер, надо дать ему все что попросит. Человек пришел, она и отсыпала. А что ж ей было - не давать? И деньги-то небольшие - какие-то семь миллионов зелени. В 2011 году - слезы! А теперь ей грозят арестом. И очень похоже, что копают-то, на самом деле, под Суркова. Очередная «борьба башен». Сурков хочет вернуться в «большую политику» кукловодом - а ему таким образом не дают. Через «большое театральное дело». Хотят, видимо, получить на него показания от Апфельбаум. Возможно, что и неожиданные неприятности Мединского с его диссером тоже связаны с той же «борьбой башен», - предполагает автор.

Напомним, художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова подозревают в хищении 68 миллионов рублей, выделенных в 2011-2014 годах на реализацию проекта «Платформа». Следствие , что его создание было частью преступн ого план а, который Серебренников разработал для получения денег. Фигурантами уголовного дела являются также бухгалтер Нина Масляева, бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский и бывший гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин. Суд поместил режиссера под домашний арест, несмотря на то, что за Кирилла Серебренникова поручились множество известных деятелей культуры.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS