Главная - Голос
План-конспект урока и презентация по изо "необычный-обычный портрет". План конспект по изо на тему "картина-портрет" Определение темы урока

Тема :Портрет: пропорции лица человека 4 класс

Цель урока: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека, величиной и формой глаз, носа, расположением и формой рта; дать понятие средней линии и симметрии лица.

Задачи:

научить изображать голову человека;

развивать наблюдательность, творческую активность;

воспитывать эстетический вкус, активизировать познавательный интерес к окружающему миру.

Формирование УУД:

Личностные УУД: стремление к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка.

Регулятивные УУД: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы.

Познавательные УУД: анализ и сравнение произведений искусства.

Коммуникативные УУД: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности

Оборудование:
Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока. Образец портрета (рисунка), поэтапные рисунки

Литература: Шпикалова Т. Я.Изобразительное искусство . Учебник. 4 класс

План урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний.

3.Изучение нового материала

4. Самостоятельная работа

5.Подведение итогов урока.

6.Рефлексия

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

Формирование

УУД

I .Орг.момент

II .Актуа лизация

III. Изучение нового материала

Физкультминут

ка.

IV . Практическая работа.

.

V .Подведение итогов. Рефлексия

Здравствуйте ребята, проверьте пожалуйста все ли необходимое у вас лежит на партах. -Все готовы к уроку, ничего дома не осталось?
Все на месте? …Хорошо, молодцы. Садитесь
)

Молодцы, правильно.

Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?

Что такое натюрморт?

Что такое пейзаж?

Что мы сегодня будем учиться рисовать, вы узнаете, отгадав загадку.

Отгадайте загадку

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может папа или мама,

Может дедушка и я

Нарисованы в картине

Может вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется …. (портрет)

Так что мы будем рисовать на уроке? (портрет)

Тема нашего урока так и звучит

Портрет: пропорции лица человека

А что такое портрет?

Презентация Слайд1,2

Какие бывают портреты

В изобразительном искусстве существует много разновидностей портретного жанра. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся. По формату Слайд 3--

По жанру:

Исторический портрет - изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера.

Портрет-картина -человек представлен во взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой.

Костюмированный портрет - человек представлен в виде мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.

Автопортрет - это портреты художников, написанные с помощью зеркального изображения. Только по автопортретам мы и знаем портреты великих художников мира.

Семейный портрет

Для чего рисуют портреты?

О чём нам может рассказать портрет?

Как известно у человека бывает разное настроение.

Давайте отдохнём, поиграем.

Игра «Эмоции». Я называю вам эмоцию, а вы ее показываете: Удивление, радость, страх, грусть, восхищение, боль.

Работа с учебниками. Перед вами иллюстрации с изображениями портретов, нарисованных известными художниками, посмотрите на них и скажите, что их объединяет.

Посмотрите внимательно и скажите

что художники стараются передать в портрете?

А как можно узнать характер человека?

Совершенно верно, художник, перед написанием портрета стремится больше узнать о человеке, чтобы точнее его нарисовать. Художник стремится передать не просто внешнее сходство, а выражение глаз, позу, манеры и др.

Русская земля богата талантами. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики -на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров. В России очень много мест, где с любовью создаются великолепные предметы и изделия, неповторимые по своей красоте! Многие вещи и предметы, сделанные человеком стали гордостью и лицом нашей страны.

А теперь мы с вами побудем немного художниками. Как вы думаете, что мы будем сейчас рисовать?

Совершенно верно. И вы можете написать портрет своего друга, соседа по парте, мамы, папы или любого человека, которого захотите нарисовать

Рисунки лица человека, портрет - это самый сложный вид изобразительного искусства.

Научиться простой технике рисования лица человека вполне возможно самостоятельно, но для начала можно попробовать рисовать лицо человека поэтапно, простым карандашом.

1. Общий контур лица человека самый важный

Чтобы нарисовать правильно портрет человека важно точно сделать первый контур, контур лица.
Не нажимая сильно на карандаш, повторите этот овал лица человека на вашем рисунке.
Возможно придется нарисовать его несколько раз, повторив еще раз этот шаг. Не жалейте бумаги, рисуйте, пока овал лица не будет правильной формы и симметричным. Если вы желаете нарисовать такой же портрет как на моем рисунке, наберитесь терпения и усердия.

2. Разметка основных частей лица человека

Ровно по центру нарисуйте горизонтальную линию, делящую портрет на две части, и чуть ниже еще одну параллельную линию.
От центра нижней линии, нарисуйте перпендикулярную линию, и пометьте, где на лице будет расположен кончик носа.
Рисуя эти линии, не нажимайте сильно на карандаш.
Не забудьте нарисовать уши.

3.Глаза - главная часть портрета человека

Глаза на лице человека - это самая важная часть портрета. Поэтому давайте с них и начнем рисовать этот шаг портрета.
Плавными, овальными линиями нарисуйте глаза, но предварительно поставьте метки (точки) для боковых, верхних и нижних границ каждого глаза.
Нарисуйте зрачки, линию рта и начальные контуры волос.

Нарисуйте контуры бровей, рта и губ

Нарисуйте брови и закончите рисовать контур волос.

Теперь давайте нарисуем чуть сложнее элемент лица человека - губы.
Нижнюю губу рисовать проще, вот с нее и начнем, а верхняя будет зеркальным отражением нижней, только она в центре делится пополам.
Не рисуйте слишком широкий рот и толстые губы.

Начините рисовать нос с его кончика, в виде "галочки", а по краям две дуги.
Теперь от правой брови проведите линию, с легким отклонением вправо.

Аккуратно ластиком удалите с вашего рисунка лица человека лишние контурные линии и посмотрите, получился настоящий портрет человека.

Если вы дошли до этого этапа и вполне довольны своим рисунком человека, то вы настоящий художник и видимо много чего еще можете красиво нарисовать. .

Кто закончил с рисованием в карандаше раскрасьте цветными карандашами или фломастерами.

Давайте посмотрим, как вы сегодня постарались на уроке. Сейчас каждый похвастается своим рисунком и затем мы их вывесим на стенд.

Сегодня мы все с вами хорошо постарались, смотрите, какие замечательные портреты у вас получились. Мне было очень приятно с вами работать, спасибо вам за урок.

Уберите все со столов, приготовьте все необходимое к следующему уроку и можете идти на перемену.

Приветствие.

Ответы детей.

(Портрет)

Портрет – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного или группы людей.

По формату

головные (оплечные)

погрудные

поясные

по бедра

поколенные

во весь рост

Художники нарисовали портреты

Портреты разных профессий, разные возраста

Портрет

Познавательные УУД

1 . Ф ормируем умение извлекать информацию из текста.

Регулятивные УУД

    Формирование умения высказывать своё предположение.

    Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Формирование умения составлять план деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2 . Формируем умение видеть и говорить на языке искусства.

Личностные УУД

1. Формирование эмоционального отношения к портрету

2. Формирование понимания значения сочетания различных портретов.

3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Хотите лучше владеть компьютером?

Особенно успешно головоломка "Поиск слова" используется на уроках иностранного языка, можно даже сказать, что это является классическим упражнением для обучающихся любого возраста. Выполнение такого задания позволяет не раз "отработать" новое слово: играющий видит и полное написание слова в подсказках, и ищет слово среди других. Мы считаем, что эта головоломка эффективна и при изучении родного языка, при изучении словарных слов, новых понятий и т.п. В этой статье мы расскажем, как составить головоломку "Поиск слова по буквам" онлайн.

Читайте новые статьи

Наиболее важным фактором в обучении, который стал широко доступен в настоящее время с приходом новых технологий, стала интерактивность. Однако не всегда и не сразу становится очевидным способ познания с помощью интерактивности — если, например, в химии можно визуально увидеть смешение двух реактивов, то как быть с информатикой и физикой? Каким образом можно визуализировать, а самое главное применить свой опыт в жизни? Вопрос решить легко — нужно взять что-то простое и интересное, подключить немного фантазии и технических навыков и визуально наблюдать за результатом своих действий. Для реализации этих задач под торговой маркой «УмныеЭлементы» выпускаются готовые наборы-конструкторы на базе микроконтроллеров —еще никогда электроника и программирование не были проще!

Недостаточно развитое внимание может привести к отставанию в обучении, которое впоследствии будет сложно наверстать. Необходимо целенаправленно развивать произвольное внимание, чтобы в школе ребёнок мог сосредоточиться на объяснениях учителя или выполнении задания, не отвлекаясь на посторонние звуки, вид за окном или общение с соседом по парте. Процесс обучения куда легче даётся ребёнку с развитым вниманием: ему не нужно тратить огромное количество ресурсов на то, чтобы просто высидеть урок.

Урок изобразительного искусства, УМК «Гармония», 2 класс

Тема: «Портрет»

Цель: формировать знания о портретном изображении, научить выполнять портрет графическими материалами.

Задачи:

    совершенствовать умения рисовать графическими материалами, продолжить знакомство с жанрами изобразительного искусства;

    развивать графические навыки в рисовании портретов;

    способствовать воспитанию у учащихся доброго отношения к сказочному герою, маме, другу.

Оборудование: учебник, презентация.

Технологическая карта урока

Структурный компонент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

    Организационный момент.

Приветствует учеников, представляется им, проверяет готовность учеников к уроку.

Приветствуют учителя, садятся.

Личностные: формирование положительной учебной мотивации.

    Сообщение темы и цели урока.

Послушайте загадку, найдите в ней ошибку. Когда исправите ошибку, узнаете тему нашего урока сегодня:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик, или балерина,

Или Колька – твой сосед,

Обязательно картина

Называется буфет .

Какую ошибку вы заметили?

Конечно же! Так какова тема сегодняшнего урока?

Верно, сегодня мы поговорим о таком жанре изобразительного искусства как портрет и будем учиться рисовать портрет.

Слушают учителя.

Картина называется не буфет , а портрет .

Тема урока «Портрет».

Регулятивные: понимание поставленной учебной задачи; самостоятельное формулирование темы урока.

    Изучение нового материала.

Как вы понимаете, что такое портрет?

Слово «портрет» пришло к нам из французского языка и переводится как «изображение», «описание».

Как вы думаете, чем портрет отличается от фотографии человека? Что может художник выразить в портрете, но не всегда выражает простая фотография?

Портрет – это изображение человека с передачей его внутреннего мира, выразительное изображение человека. Каждый человек неповторим, он обладает своим особым характером, настроением, внешностью. Задача художника – передать эти особенности с помощью средств художественной выразительности.

С особой тщательностью художник обычно изображает глаза.

Рассмотрим репродукции картин в учебнике на с. 96-97.

Вспомните, что глаза называют зеркалом души. Как вы считаете, почему?

Всё верно, ведь взгляд человека отражает его внутреннее состояние.

Иногда художники специально увеличивают размер глаз, чтобы показать их выразительность. Выразить – значит воплотить какую-нибудь мысль, идею или чувство.

Как вы понимаете выражение «пустые глаза»?

Когда мы говорим «пустые глаза», то имеем в виду глаза, которые ничего не выражают.

Знаете ли вы, что такое автопортрет?

Автопортрет – это изображение человеком самого себя. Многие известные художники рисовали автопортреты.

Посмотрим, как же правильно нарисовать лицо человека.

Сначала рисуется овал лица. Затем определяются пропорции лица, то есть места изображений основных частей – глаз, носа, губ, ушей. Для этого овал делят тонкой линией пополам вдоль, а затем ещё пополам поперёк. Затем рисуются глаза, причём расстояние между глаз должно быть равно длине самого глаза. Потом рисуется нос, причём крылья носа не должны превышать расстояния между глаз. Затем рисуется рот, линии рта совпадают с серединами глаз. Потом можно нарисовать уши, а можно закрыть их волосами при желании.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Открывают учебники.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Рассматривают автопортреты художников на слайде.

Смотрят показ последовательности рисования портрета на слайде и показ учителя на доске.

Коммуникативные: умение совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

Личностные: эстетическое и эмоциональное восприятие окружающего мира, произведений искусства.

Регулятивные: определение последовательности действий; умение работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность.

    Творческая практическая деятельность учащихся.

Ваша задача сегодня – изобразить портрет. Это может быть ваш автопортрет или портрет любого человека: мамы, своего друга, любимого сказочного героя. Подумайте, кого вы хотите нарисовать, затем приступайте. Рисунок выполняйте графическими материалами.

Контролирует ход работы учащихся, оказывает индивидуальную помощь при необходимости.

Выполняют творческое задание самостоятельно.

Познавательные: овладение приемами рисования портретного изображения.

    Демонстрация готовых работ.

Кто уже справился с работой, покажите всему классу ваши рисунки. Не забудьте подписать их, придумать название.

Демонстрируют получившиеся рисунки.

Коммуникативные: расширение навыкав общения; обсуждение индивидуальных результатов художественно-творческой деятельности.

    Подведение итогов, рефлексия.

С каким новым жанром изобразительного искусства мы сегодня познакомились?

Поднимите руки, кому понравилось рисовать портрет; кому было трудно; кому было интересно.

Урок окончен, убираем свои рабочие места.

Ответы детей.

Личностные: анализ результатов своей деятельности на уроке.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;
  • познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета;
  • развивать пони­мание того, что в портретном изображении должен выражаться ха­рактер человека, его внутренний мир;
  • формировать умение нахо­дить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем об­лике человека;
  • активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Задачи:

  • Образовательная:
    • закрепить знания о жанре, разновидностях портрета;
    • закрепить навыки изображения головы человека, соблюдая пропорции;
    • знакомство с историей развития портретного жанра.
  • Развивающие :
    • развивать графические навыки (распределение светотени на поверхности форм);
    • развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.
  • Воспитательные : содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.

Материал и оборудование для учителя: компьютер, проектор, проекционная доска, диск с обучающей презентацией по теме «Виды портрета»; музыкальный ряд.
Материал и оборудование для учащихся: л исты бумаги 20х30, карандаш, набор пастели (на каждого учащегося); проверочный лист рабочей тетради (Приложение )

Оформление доски:

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

1. Вводная часть (притча).
2. Повторение:
– Определение жанра портрет.
– Закрепление знаний о разновидностях портрета.
3. Из истории развития портретного жанра. (Презентация )
4. Практическая работа:
– Средства художественной выразительности.
– Последовательность работы над изображением головы человека (закрепление)
– Техника пастели. Мастер класс.
5. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

Притча о художнике

Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО!.. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!

Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

Однажды он взялся за портрет худенькой и неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась себя и всегда смущённо прятала глаза…
«Столь некрасива, худа… – а ты её рисовать задумал!», – говорили художнику люди.
Но художник никого не слушал и рисовал.
И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть – чуть смущённых глаз – вдруг ожили на полотне, прекрасный образ создавая.

И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я…
Так хороша картина!»
«Я только зеркало! – с улыбкой художник отвечал, –
Тебе я красоту души твоей всего лишь показал!
Теперь живи, её от мира не тая.
Твоя душа – подобна красоте утренней зари!
И нежностью твоей любви ты всё, что видишь озари!»

И женщину он старую увидел – и её портрет стал он рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке, их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе
Большой! И в восхищенье – замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
Художник так всё то отобразил, что в почтенье перед старой женщиной склонились люди…

– Ребята, скажите пожалуйста, в чём вы видите разницу между двумя понятиями: «КРАСИВЫЙ» и «ПРЕКРАСНЫЙ»? И как вы понимаете фразу «Портрет – зеркало души?»

– Сегодня на уроке мы продолжим разговор о портрете.

Наша задача, познакомиться с историей возникновения портрета, сформировать своё отношение к портрету, выразить своё отношение к увиденному.
Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного.
– Что означает слово «портрет»? (Правильно, портрет – это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности, – строение лица, черты характера, отношение к людям)
– Определить по демонстрации видеоряда разновидности портрета.
– Определите, какая репродукция здесь является лишней

Разновидности портрета:

Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

Портрет-картина, жанровый портрет – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина).

Портрет-тип – собирательный образ, структурно близкий портрету.

Костюмированный портрет – человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают: Аллегорический, Мифологический, Исторический,Семейныйпортрет

Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.

Парадный (репрезентативный) портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо?льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:

  • Коронационный (реже встречается тронный)
  • Конный
  • В образе полководца (военный)

Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

  • Интимный портрет – является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
  • Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью

Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

Из истории портрета

– Путешествуя во времени и знакомясь с произведениями искусства портретного жанра давайте попробуем определить не только эпоху, но ответить на вопрос: почему же портрет называют «зеркалом души».

Древний Египет

Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.).
Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками.

Древняя Греция

Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег).

Древний РИМ подарил нам первые психологические портреты.

Возрождение

Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. При этом реальные персонажи приравнивались к вымышленным(мифологическим). Примеры тому – живопись С.Боттичелли, Дюрера.
Мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.
Тогда же впервые появляется автопортрет.

Беседа по картине Леонардо да Винчи «Джоконда».

Учитель. Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет? (Ответы учащuхся.)

Джоконда! Это имя стало нарицательным.
Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной?
В предисловии к изданию «Избранных произведений» Леонар­до да Винчи искусствовед А. М. Эфрос писал, что Джоконда – это менее всего портрет супруги Франческо дель ДЖокондо, а изобра­жение какого-то получеловеческого, полуземного существа, не то улыбающегося, но то хмурого. А еще А. М. Эфрос отметил, что Леонардо да Винчи ничего не делал спроста. У каждого его шифра есть ключ и что вот уже пять столетий никто этот ключ не найдет.
Некоторые авторы объясняют такое впечатление от лица Моны Лизы знаменитым леонардовским «сфумато». Крупный ученый, знаток истории и культуры итальянского Возрождения А. К. Джи­вигелов считает, что при помощи «сфумато» можно создать «живое лицо живого человека».
Что же такое «сфумато»?
Это итальянское слово означает: мягкий, неясный, растворяю­щийся, исчезающий. В данном случае это прием светотени, вве­денный в живопись Леонардо.
Но «сфумато» присутствует почти во всех картинах Леонардо да Винчи, да и в картинах других художников и, видимо, этого не­достаточно, чтобы объяснить столь необычное, «то улыбающееся, то хмурое», выражение лица Моны Лизы.
Крупный исследователь творчества Леонардо да Винчи М. А. Гу­ковский писал о Джоконде, что она сама вглядывается в зрителя, а не только зритель в нее, и что зритель чувствует себя неловко и тревожно под этим взглядом и в то же время не в состоянии отвес­ти глаз от замечательного портрета.
Итак, в лице Джоконды не только необычайное выражение, но это выражение все время меняется!
Следовательно, в лице Джоконды – движение. Но ведь всякое движение происходит во времени. А живописная картина статична ­она запечатлела какое-то мгновение!
Незадолго до смерти очень больной и почти парализованный Леонардо да Винчи с мучительными усилиями накладывал все но­вые и новые мазки на свою великую картину, ища, как придать ли­цу Джоконды все новые и новые противоречивые выражения, как достичь изменчивости выражения лица на одном и том же портре­те, то есть изменчивости во времени.
И он нигде не написал про свое последнее открытие – чуда, как не неподвижном лице портрета выражение все время меняется!
Вот так один портрет занимает уже многие и многие годы умы большого числа землян, пытающихся разгадать открытие великого ученого, художника, восхищает, изумляет зрителей, кого-то беспо­коит, тревожит.

Средневековье

Средневековье стало периодом унификации личности, подчинения её определённым правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных).Они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицетворением определённых нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни.

Западная Европа

Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего де Сильва Веласкес.
– А какое чувство вызывает у вас этот портрет? (Портрет старушки).

Русский портрет

Первые портреты в России назывались «ПАРСУНЫ».
НУ а расцвет портретного искусства начался в XVIII веке.
Портрет неизвестной крестьянки кисти Аргунова показывает нам природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности.
Её мягкие черты лица, приветливая улыбка, спокойная поза = всё подчёркивает её скромность, чистоту, благородство Русской женщины.
Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский прославили 18 век в России, создавали в основном великолепные портреты аристократов.
Русские художники XIX-XX веков обратились к портретам людей, прославившихся не знатности, а талантом, любовью к народу. Их портреты не поражают внешним блеском. Они передают правдивый облик человека, сложный мир человеческого характера. В это время появляются парадные и камерные портреты.

И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером. Между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна?

Перед вами картина Федора Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно рассмотрите ее, какой представляется вам эта женщина?

Портрет

Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.

Н. Заболоцкий.

Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой таинственности и красоты (слайд Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.

А какие чувства вызывает у вас этот образ? Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)
19 век – это сложнейшие характеры, образы – запечатлённые на века»
Крамской « Христос в пустыне»
М.Врубель «Царевна – Лебедь»

– Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока: «Портрет – зеркало души».

Вывод: Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.

«Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубины их души и овладеваю ею целиком» (Латур )

– Что должен учитывать художник, создающий портрет, который действительно бы отображал внутренний мир человека?

Техника исполнения:

– выбор характерной позы;
– четкость рук и жестов
– выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
– выбор фона и композиции;
– выбор цвета.

Основными средствами художественной выразительности ста­новятся: деталь, цвет, колорит, композиция, линия, штрих, тон, фон на котором располагается фигура порт­ретируемого.

– А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение.

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Иные, как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошек ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен,
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот!

Повторение пропорций частей лица при рисовании портрета при помощи учебной таблицы.

Техника пастели. Мастер класс

Поэтапный показ учителем на доске выполнение рисунка портрета в технике пастель.

Практическая работа учащихся

Заключительная часть урока

– Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей?

Мини-выставка работ учащихся, обсуждение.

– Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же портрет называют зеркалом души? (Ответы учащихся.)

Вывод урока: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (запись).

Домашнее задание (слайд, запись в тетрадь):

1. Знать записи в тетради.
2. Индивидуальные задания: подобрать картинки – иллюстрации с изображением различных образов человека, пытаться описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного на портрете.
3. Творческое задание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке.

– Наш урок окончен. Спасибо.
В лучших своих работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям. Какие у вас остались впечатления от сегодняшнего урока?

Предлагаю вам конспект урока по изобразительному искусству для детей 5 класса по теме «Четыре разных портрета». Данный конспект представлен по сингапурской системе, в которой ученики должны работать в командах. Данная работа будет полезной учителям изобразительного искусства. Вашему вниманию предлагается , который научит детей показывать на листе бумаги портреты людей с разными эмоциональными состояниями.

Конспект урока по изобразительному искусству

На уроках по сингапурской системе работают в командах. Одна команда - 4 человека, но может быть и 5, все зависит от количества учеников в классе. Одна команда сидит на двух соединенных между собой партах. У каждой команды свой номер стола - 1, 2, 3, 4, 5. Эти номера должны стоять на столах. У каждой команды есть Менедж мет. Он лежит на середине стола каждой команды. При этом он должен правильно лежать на столе. У каждого ученика свой номер, смотря где он сидит (1, 2, 3, 4). В команде может быть 4-5 партнеров - партнеры по лицу, партнеры по плечу. Ученик под номером 1 - отличник, 2 - троечник, 3 - двоечник, 4 - ударник. В одной команде должны сидеть дети, которые хорошо общаются друг с другом, которые как одна команда.

Цели и задачи урока:

  • изучение пропорций и мимики лица;
  • развитие графических навыков и умений;
  • развитие умения найти координатные точки лица;
  • развитие творческого склада ума; фантазии, художественного вкуса, воображения, ассоциативного мышления.

Оборудование для учащихся:

  • рисунки лица,
  • альбомы,
  • простой карандаш

Для учителя:

  • доска,
  • мел,
  • интерактивная доска,
  • бумага,
  • графические материалы,
  • презентация.

Вот и прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

Сегодня мы с вами будем работать в командах. Для начала мы должны поприветствовать друг друга. Тема сегодняшнего урока «Четыре разных портрета» является продолжением прошлого урока «Портрет». И прежде чем перейти к новой теме, я проверю как вы освоили материал прошлого урока. Для этого мы воспользуемся Моделью Фрейер. Для изготовления модели Фрейер необходимо взять лист А4, согнуть его пополам, потом еще раз пополам, затем угол где листочки не расходятся загнуть в треугольник и лист развернуть. У нас посередине получится ромб и около него 4 столбца. В ромбе мы должны записать тему, которую мы должны разобрать.

В левом верхнем столбце - обязательные характеристики, в правом верхнем -необязательные характеристики, в левом нижнем - примеры, в правом нижнем - противоположные примеры. Модель Фрейер мы изготовим заранее. Партнер под номером 1 берет и раздает всем партнерам по одному листочку, которые заранее подготовлены на каждом столе. Тема, которую мы с вами разберем: «Рисование портрета». Мы с вами должны разобрать обязательные характеристики, необязательные характеристики, примеры, противоположные примеры для рисования портрета. Модель Фрейер переплетается с такой структурой как Континиус Раунд Робин.

Рассказываю об этой структуре. Сначала все пишем обязательные характеристики, т.е. то, что нужно обязательно для рисования портрета . Пишем кратко. В сингапурской системе все идет по времени. На каждое задание отводится определенное количество времени, в независимости от того успел ученик или нет. Ученики должны приучаться работать быстро, не отвлекаясь ни на что. Дается 30 сек. Далее отвечает ученик 1 - 10сек, уч. 2 - 10сек, 3 - 10 сек, 4 - 10сек по очереди в своей команде.

Далее необязательные характеристики. Дается 30 сек. Затем отвечает ученик под номером 1 - 10сек, 2 - 10сек, 3 - 10сек, 4 - 10сек. Таким же образом примеры и противоположные примеры. Далее я спрашиваю любого ученика, что он написал. При этом не надо называть фамилию и имя ученика, а нужно говорить так, например: «Отвечать будет ученик стола №1, партнер под номером 2. Остальные дополняют. Если что-то не дописали, дописываем. Затем все хлопаем друг другу.

Слово портрет произошло от латинского «извлечение сущности», т.е выявление внутреннего содержания. Задача создания портрета заставляет нас по-новому увидеть человека, открыть его для себя и для него тем самым тоже. Давайте все посмотрим друг на друга. Похожи ли мы друг на друга? Ответ учеников: конечно, нет. Как удивительно не похожи люди друг на друга. Вроде устроены все одинаково - глаза, нос, губы, а всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности. Портрет - образ определенного человека.

Смысл в интересе именно к его личности, наделенной индивидуальными качествами. И вот, когда мы рисуем портрет определенного человека, к какому результату мы должны прийти? Ответы учеников: чтобы был похож. Для нас всегда существует радость узнавания. Но что значит похож или не похож?

Соответственно форме и пропорциям воспроизведены детали лица - достаточно ли этого? Не менее важно передать особенности его поведения, манеру держать себя, темперамент. Еще глубже лежит внутреннее сходство, т.е. характер человека-властного или вдумчивого, робкого или деятельного. И этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит. То есть еще существует мир чувств этого человека. Сейчас мы с вами будем работать в структуре Микс Пэа Шэа.

Вспомним ее. Ученики отвечают, используя Релли Робин или Таймд Пэа Шэа. В данном случае мы будем использовать Таймд Пэа Шэа, объясняю эту структуру. Все тихонько встают, задвигают стулья. Я включаю музыку. Музыку необходимо включать подвижную, веселую. Все смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Танцуем. Далее музыка останавливается. Образуем пары, которые дают пять друг другу. У кого нет пары, поднимите руку вверх, чтобы найти друг друга.

Поприветствуем друг друга (здравствуй тот-то). Я показываю картины художников. Вы должны ответить. Картина какого художника здесь представлена, как она называется и что можно сказать о характере персонажей? Сразу сначала отвечает 1 минуту один ученик, затем 1 минуту другой ученик. Начинает тот, у кого темнее волосы. Затем я кого-то из них спрашиваю. Остальные дополняют. И так 2 вопроса. Но прежде чем танцевать дальше, необходимо поблагодарить друг друга за ответы и попрощаться со своим партнером. , которые мы разберем: А.Венецианов «Захарка», В.Серов «Девочка с персиками».

А.Венецианов «Захарка»

В.Серов «Девочка с персиками»

Садимся на свои места. По картинам художников мы увидели, что у людей бывает разное эмоциональное состояние. То или иное эмоциональное состояние нам помогают показывать мимические мышцы лица. Мышцы лица расположены главным образом в области лица.

Их можно разделить на 2 группы:

  • мимические мышцы - изменяют выражение лица
  • жевательные мышцы-передвигают нижнюю челюсть.

Мимические мышцы находятся вокруг глаз, рта, ноздрей. Чем эластичнее кожа, тем скорее складки кожи, возникающие при движении этих мышц, сглаживаются. К старости потеря эластичности кожи приводит к тому, что складки приобретают привычный характер и остаются на коже даже тогда, когда действие мышц прекращается. Так возникают морщины.

Сдвиг кожных покровов и изменения очертания рта, носа, глаз производят на лице мимические изменения, придают различные выражения, соответствующие различным эмоциям: боли, печали, веселья, гневу. Мимические мышцы подчиняются волевым импульсам, поэтому они могут и не выражать внутреннее состояние человека. Таким образом, мимические мышцы лица являются выразителями внутренней жизни человека. По необходимости они могут скрыть внутреннее состояние (шпион), и даже создавать видимость другого (актер, клоун). На доске представлена схема изменения, производимых действием отдельных мимических мышц. Разберем их.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS