Главная - Голос
Почему меньшов не признал "сволочей". Владимир Меньшов устроил скандал на вручении кинопремии MTV Как вы относитесь к его поступку

На церемонии вручения премии «Кинонаграды MTV Россия», которая прошла в московском кинотеатре «Пушкинский», разразился скандал. Известный режиссер Владимир Меньшов, который должен был награждать победителя в номинации «Лучший фильм», отказался вручить приз победившей картине – «Сволочи» Александра Атанесяна.

Торжество в «Пушкинском» завершилось громким скандалом. На звание фильма года претендовали «Питер FM», «Бумер. Фильм второй», «Жара», «Волкодав» и «Сволочи». Победила картина Александра Атанесяна «Сволочи».

«Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну. Пускай этот приз вручает Памела Андерсон»

Однако когда режиссер Владимир Меньшов, поднявшийся на сцену вместе с супругой Верой Алентовой, вскрыл конверт и увидел название победившей киноленты, он отказался вручать главный приз.

«Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну. Пускай этот приз вручает Памела Андерсон», – сказал господин Меньшов, бросив на сцену конверт с результатом голосования. После этого он покинул зал.

Позднее Меньшов отказался комментировать свое решение. «Могу ли я прийти в себя после всего этого, не давая комментариев?» – заявил режиссер, слова которого передает РИА «Новости».

#{photos}Александр Атанесян говорит, что воспринял слова Меньшова «без особых эмоций». «Меньшов имел право высказать свое мнение по поводу фильма, и он им воспользовался», – заявил господин Атанесян на пресс-брифинге.

Действие картины «Сволочи» разворачивается во время Великой Отечественной войны в тренировочном лагере, расположенном в горах Казахстана, где из подростков-преступников готовят диверсантов.

Сюжет фильма основан на вымышленных событиях и снят по повести Владимира Кунина. Однако после выхода картины в прокат в ФСБ поступали обращения представителей СМИ и ветеранской общественности о несоответствии сюжета картины исторической действительности.

Фильм «Сволочи» получил также награду за лучшую зрелищную сцену, кроме того, он был объявлен и «Прорывом года» – этой премии удостоился молодой актер Александр Головин, сыгравший в ленте главную роль.

Всего в конкурсе участвовало 42 художественных картины, 21 анимационный фильм и 50 лучших зарубежных кинолент, вышедших в прокат в период с 1 января 2006 года по 1 января 2007 года.

Премию за лучшую мужскую роль получил Андрей Чадов за роль главного героя, Кира, в фильме «Живой», в аналогичной женской номинации выиграла Екатерина Федулова – за исполнение роли Маши в картине «Питер FM».

Лучшим зарубежным фильмом и мультипликационным фильмом стали продолжения популярных картин – «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» и «Ледниковый период – 2» соответственно.

Премия «Кинонаграды MTV Россия» является аналогом всемирно известной MTV Movie Awards, в этом году она вручалась во второй раз. Ведущими церемонии стали актриса Памела Андерсон и Иван Ургант.

Я поговорил с режиссером и актером Владимиром Валентиновичем Меньшовым относительно его вчерашнего поступка на вручении кинопремий MTV.

Напомню, что на вручении он отказался вручать приз за лучшую картину фильму «Сволочи». Вот выдержка из нашей сегодняшней статьи:

А следом произошло и главное событие вечера. Владимир Меньшов и его супруга Вера Алентова вышли вручать приз в номинации «Лучший фильм». Режиссер сказал, что следит за современным российским кино, понимает, как оно сделано, на что работает и платит ему тем же. На звание лучшего фильма по версии MTV претендовали «Питер FM», «Волкодав», второй «Бумер», «Жара» и «Сволочи».

Вскрыв конверт, Меньшов изменился в лице. «Я надеялся, что пронесет. Я очень надеялся, – сказал режиссер. – Я не собираюсь вручать приз фильму, который позорит мою страну». После этих слов Меньшов швырнул конверт на пол и вместе с женой поспешно покинул церемонию.

Поступок этот вызвал неоднозначную реакцию и оценки колебались в интервале от "молодец" до "хам". А вот как он сам объяснил мне свои мотивы:

Мне очень странно - неужели все забыли, что предшествовало выходу этого фильма на экран? Была дискуссия, довольно односторонняя, впрочем - писали ветераны, историки, говорили, что это бред, что такого физически быть не могло, и не было никогда в армии.

На что создатели отвечали - ну как же не было? Наш автор, Владимир Кунин, он сам был в таком лагере смерти для подростков и чудом остался жив. Тогда этим делом заинтересовалось ни много, ни мало - ФСБ, и стало поднимать архивы, доказывая - что не было такого. При этом выяснилось, что Кунин не только в этом лагере не был - он вообще не воевал, фронта не видел. Хотя до этого он своим боевым прошлым очень гордился и много на эту тему написал всякой гадости про армию - в советское время, правда, писал прелести.

Ну и в связи с этим он, видимо, испугался, что раскопают слишком далеко, принес какие очень невнятные извинения. И авторы фильма тоже сказали - извините, мы толком не знали - я имею в виду Атанесяна и прочих. Более того - потом раскопали, что такая школа была, вот только создали ее не у нас, а фашисты - на оккупированных территориях. Это же надо так все наизнанку вывернуть!

А теперь эти подростки, которым запудрили мозги со страшной силой - они вообще ничего не понимают в истории страны и, особенно, в новейшей нашей истории - советской, истории Великой Отечественной войны - они и приняли все показанное за чистую монету и проголосовали.

Все про это было сказано - и все-таки забыли? Тогда слава богу, что сейчас это все опять всплывет, и начнут об этом говорить. Громкие слова, извините, но для меня это святые годы, святой период нашей истории - Великая Отечественная война. Я не могу смотреть, как проваливают в черную дыру весь период советской истории - а именно это и происходит. Проваливают, а вместе с ним проваливают и войну. Это ужасно! Это грешно. Это грех, который нам не простится, веками будем отмаливать его потом.

Вот и все. Поэтому я так и сказал.

Понимаете, мы сейчас вообще очень легко можем свалиться в навязываемую нам позицию, что Советский Союз воевал на стороне Гитлера, а наши отцы были ничем не лучше фашистов. Два шага - и мы там уже будем. Сидеть в этой яме - и с большим удовольствием снимать такие фильмы. В то время, как по крайней мере европейцы перед воевавшими тогда на коленях должны стоять за эту фантастическую, нечеловеческую, жертвенную войну, которую они целиком практически взяли на свои плечи. И вытащили!

И что теперь - это перевернуть? Промолчать? Да никогда!

Кстати, успев посмотреть обсуждения в сети, понял, что вся эта история с фильмом «Сволочи» уже успела забыться. Поэтому я ее, с вашего позволения, напомню.

Ниже – только цитаты и прямая речь, в хронологическом порядке, без каких-либо комментариев.

июль 2000 года.

Кунин: - Дело в том, что я оказался в тюрьме, когда мне исполнилось четырнадцать лет. Было начало сорок третьего года. Меня взяли за групповое ограбление с убийством. Малолеток на том деле было несколько человек.

В Алма-Ате есть такой знаменитый каток Медео, вот 1000 метров вверх располагалась школа диверсантов НКВД, куда меня отобрали. Курсантами могли быть только члены партии или члены коммунистического союза молодежи. Помимо этого, обязательное условие - никаких родственников. Гибель выпускника-диверсанта на задании была запрограммирована. Готовили из нас убийц для выполнения спецзаданий в горах.

Первую группу сбросили над Югославией. Пятнадцать подростков - отлично подготовленных убийц. Приземлились только трупы. Расстреляли всех в воздухе. Кто-то заложил их, кто-то работал на немцев.
А я "отработал" в Карпатах. Потом вышли к своим, попали в фильтрационный лагерь. "Кто?", "откуда?" - а мы молчим, по-другому нельзя было. Но все обошлось.
Кстати, я однажды пришел в КГБ и говорю: "Ребята, у меня срок призыва в военном билете стоит 10 мая 44-го года, я же, извините, с 4 апреля 43-го под пулями сидел!". А они мне: "Вам же сказано подписку хранить вечно - ничего не можем поделать".
Спустя двадцать четыре года я первый раз рассказал об этом жене. И мы с семьей решили полететь в Алма-Ату - я хотел показать следственный изолятор, в котором меня держали.

Радио «Эхо Москвы», эфир Ксении Лариной под названием «Кино о Великой Отечественной». Гости - Актер Андрей Иванович Краско и режиссер и продюсер Александр Атанесян.

Фрагмент:

К. ЛАРИНА – А вот в этой истории, я так понимаю, про детей-смертников, если можно так выразиться. Это же жуть какая-то! Но на самом деле, так оно и было, да?

А. КРАСКО – Я готов поверить.

А. АТАНЕСЯН – Нет оснований не поверить Владимиру Кунину, он был в этом лагере. И собственно, киноповесть «Сволочи» родилась из двух глав романа «Мик и Альфред» - это его автобиографический роман. Он был сыном актера, эвакуированным в Алма-Ату. Потом папа замучил сам себя совестью, что в такое тяжелое для страны время имеет бронь и отсиживается в эвакуации, и, не подумав о сыне, ушел на фронт. Сын остался один, прибился к беспризорникам, бродягам, к преступникам, которых было полно в эвакуированном Казахстане, в Алма-Ате, в частности. Дальше попал в тюрьму, потом попал в этот самый лагерь. Но Кунин (по его рассказу, я не имею оснований ему не доверять), он не попал на спецзадание, почему, он об этом не говорит. На самом деле, это история не о войне. Было бы не правильно называть это о войне. Вот, замечательная песня и слова: «Нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим». Вот это история о той цене, которую заплатила страна за эту самую победу.

В СВЯЗИ С ВЫХОДОМ НА ЭКРАНЫ СТРАНЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА «СВОЛОЧИ»

В связи с выходом на экраны страны художественного фильма «Сволочи», созданного студией «Ритм» и продюсерской компанией «Парадиз» по одноименной повести Владимира Кунина, в ЦОС ФСБ России поступают обращения от представителей средств массовой информации и ветеранской общественности о соответствии сюжета фильма исторической действительности. В фильме рассказывается о якобы существовавшей в годы Великой Отечественной войны в горах Алатау под Алма-Атой спецшколе НКВД по подготовке диверсантов-смертников из малолетних преступников-сирот.

Центр общественных связей ФСБ России сообщает, что в архивах ФСБ России и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД-НКГБ такого рода «детских диверсионных школ», аналогичных описанной в повести «Сволочи», не имеется. Архивных документов о спецоперациях по заброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны нет.

В то же время, ФСБ России располагает документальными материалами о практике использования детей в диверсионных целях спецслужбами фашистской Германии. В ФСБ России хранятся документы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков, организованной Абверкомандой-203 в июле 1943 года в населенном пункте Гемфурт возле города Кассель (Германия). Согласно архивным материалам, для обучения в школе сотрудники абвера производили вербовку детей, находившихся на оккупированной территории в детских домах в городах Орша и Смоленск.

В тот же день:

Кунин:

Для «Эхо Москвы»

В основе сценария фильма "Сволочи" не лежат реальные события, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" автор сценария киноленты Владимир Кунин. "У меня был полуфантастический-полумистический роман "Мика и Альфред", - рассказал В.Кунин. - Я взял оттуда полторы главы и сделал из этого сценарий, убрав фантастику, написал его как любой литератор, имеющий право на свое видение событий, на свои домыслы, основанные на некой информированности, на чем-то похожем".

По его словам, все публикации в Интернете, где "автор сочинения отождествляется с его героем – это бред сивой кобылы". "Я продал сценарий "Мосфильму", его взял режиссер Александр Атанесян, после чего я не виден ни самого режиссера, ни метра отснятого материала, - заметил писатель. – Каждый раз, когда я приезжал в Москву, мне в этом было отказано". По этому, по словам В.Кунина, он не может "отвечать ни за что: ни за переделки, которым подвергся сценарий, ни за то, что Атанесян включил свою фамилию в качестве соавтора сценария".

Для «Радио Культура»

«Мика и Альфред» - это роман мистико-фантастического толка. Все это сочинено. Я считаю, что писатель имеет право на вымысел, на домысел, на свой собственный взгляд на мир и на любые фантазии. Тем более что я не писал никакой документальной повести. К сожалению, очень многие журналисты или не журналисты, может быть, даже и ФСБ, почему-то отождествляют придуманного героя с автором. Даже, когда это пишется от первого лица, как какая-нибудь повесть или роман. Но нельзя же так примитивно считать, что человек описывает самого себя. Все придумано. Это все равно, что сейчас подать иск в суд на Льва Николаевича Толстого за то, что он толкнул Анну Каренину на рельсы или притянуть Федора Михайловича Достоевского к ответу за то, что он вложил в руки Раскольникова топор».

Режиссер Александр Атанесян, для радио «Культура»:

«Ни у меня лично, ни у одного из моих ассистентов нет ни одного архивного документа, подтверждающего существование таких лагерей на территории Советского Союза. То есть, если Владимир Кунин - автор этой истории, утверждает, что он был в этом лагере и он давал подписку, то есть утверждал это в частных разговорах, но никогда на официальном уровне он этого не говорил, то в ФСБ России абсолютно правы, я даже более того допускаю, что правда за ФСБ России, нежели за Владимиром Куниным. Потому как авторы склонны выдумывать».

Статья в «Комсомолке»

В ответ на запрос в Центральный архив Министерства обороны мы получили любопытные документы. Например, как будущий писатель на недолгое время стал военным. Из приказа приемной комиссии о зачислении Кунина в Ташкентскую военно-авиационную школу стрелков-бомбардиров: «Фейнберг Владимир Влад., 1927 г. р., призван в декабре 1944 г., еврей, дом. адрес: г. Алма-Ата. ул. Калинина, 63».

Согласно этому приказу 17-летний Владимир Фейнберг стал курсантом и надел военную форму. Заметим, в нескольких тысячах километров от линии фронта. Здесь юноша и поднимался в небо, но совсем не в качестве военного летчика. В сентябре 1945 года его откомандировывают во 2-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков-наблюдателей (в нынешнюю Оренбургскую область). А уже 15 мая 1946-го по решению педсовета в связи с учебной неуспеваемостью исключают. Не смог он доучиться и в Московской военно-авиационной школе (г. Серпухов). Его и оттуда 11 декабря 1946 года отчисляют за недисциплинированность. Карьера «военного пилота» на этом заканчивается.

Андрей Краско в интервью “Комсомольская правда” (Калининград).

- Как вы отреагировали на письмо ФСБ России, где заявлено, что картина не имеет ничего общего с действительностью?

Для нас это был незапланированный рекламный ход. Мы-то думали, что снимали реальную историю. Автор книги и сценария Владимир Кунин утверждал, что сам был когда-то в одном из таких лагерей. И только за пару минут до премьеры он сообщил по телефону режиссеру Атанесяну, что сюжет «Сволочей» - полный вымысел. В итоге Атанесян сказал зрителям: «Чистая правда - первые 30 секунд фильма». Он имел в виду титры.

Михаил Швыдкой на пресс-конференции в РИА Новости:

«Я не владею информацией, что господин Кунин является самозванцем, - заявил на недавней пресс-конференции Михаил Швыдкой. - Он им не является. Я всегда в таких случаях занимаю адвокатскую позицию, а не прокурорскую. Что касается того, что история "Сволочей" является вымышленной... Художественные произведения - это всегда вымыслы художников. Художник, повторю еще раз, имеет право на вымысел. Фильм "Сволочи" кому-то нравится, кому-то нет, но заверяю вас: социологические опросы показывают, что свою патриотическую миссию он выполняет».

По моему, в последней фразе, если выкинуть слово «патриотическую», Михаил Ефимович в кои-то веки сказал правду.

К несчастью, свою линию Швыдкие-Кунины гнут с неподдельным усердием.

К счастью, иногда на пути им все еще попадаются Меньшовы.

Да, кстати, вот еще показательный "штрих к портрету". Вот что говорил режиссер "лучшей картины" в интервью "Радио Культуры" год назад:

Режиссёр Александр Атанесян особо подчеркнул, что его картина не должна принимать участие в какого-либо рода киноконкурсах. Это его принципиальная позиция:

«Я совершенно не против того, чтобы фильм показывали на любом фестивале вне конкурса. Это моя принципиальная позиция. Я считаю, что культура - не место для соревнований. Реальную оценку фильма, книги, произведению живописи может дать только время. Крайне глупо соревноваться между собой и выяснять, чья картина лучше. Это не разумно по определению. Это всегда зависит от субъективного мнения тех членов жюри, которые приглашены на конкретный фестиваль. А люди - есть люди. Критериев по определению лучших фильмов не существует»

Сегодня Владимир Меньшов прокомментировал причины своего поступка во время церемонии вручения "Кинонаград MTV 2007", передает «Газета.Ru» .

"Мне очень странно - неужели все забыли, что предшествовало выходу этого фильма на экран? Была дискуссия, довольно односторонняя, впрочем - писали ветераны, историки, говорили, что это бред, что такого физически быть не могло, и не было никогда в армии.

На что создатели отвечали - ну как же не было? Наш автор, Владимир Кунин, он сам был в таком лагере смерти для подростков и чудом остался жив. Тогда этим делом заинтересовалось ни много ни мало - ФСБ и стало поднимать архивы, доказывая, что не было такого. При этом выяснилось, что Кунин не только в этом лагере не был - он вообще не воевал, фронта не видел. Хотя до этого он своим боевым прошлым очень гордился и много на эту тему написал всякой гадости про армию, в советское время, правда, писал прелести.

Ну и в связи с этим он, видимо, испугался, что раскопают слишком далеко, принес какие-то очень невнятные извинения. И авторы фильма тоже сказали - извините, мы толком не знали - я имею в виду Атанесяна и прочих. Более того - потом раскопали, что такая школа была, вот только создали ее не у нас, а фашисты - на оккупированных территориях. Это же надо так все наизнанку вывернуть!

А теперь эти подростки, которым запудрили мозги со страшной силой, они вообще ничего не понимают в истории страны и, особенно, в новейшей нашей истории - советской, истории Великой Отечественной войны - они и приняли все показанное за чистую монету и проголосовали.

Об этом все было сказано - неужели забыли? Тогда слава богу, что сейчас это все опять всплывет, и начнут об этом говорить. Громкие слова, извините, но для меня это святые годы, святой период нашей истории - Великая Отечественная война. Я не могу смотреть, как проваливают в черную дыру весь период советской истории - а именно это и происходит. Проваливают, а вместе с ним проваливают и войну. Это ужасно! Это грешно. Это грех, который нам не простится, веками будем отмаливать его потом.

Вот и все. Поэтому я так и сказал.

Понимаете, мы сейчас вообще очень легко можем свалиться в навязываемую нам позицию, что Советский Союз воевал на стороне Гитлера, а наши отцы были ничем не лучше фашистов. Два шага - и мы там уже будем. Сидеть в этой яме - и с большим удовольствием снимать такие фильмы. В то время, как по крайней мере европейцы перед воевавшими тогда на коленях должны стоять за эту фантастическую, нечеловеческую, жертвенную войну, которую они целиком практически взяли на свои плечи. И вытащили!

И что теперь - это перевернуть? Промолчать? Да никогда!"

Скандал произошел вчера на 2-й ежегодной Церемонии вручения "Кинонаград MTV Россия - 2007" в столичном кинотеатре "Пушкинский". режиссер Владимир Меньшов, вскрыв конверт и увидев победителя в номинации "Лучший фильм", - "военная драма" Александра Атанесяна "Сволочи", снятый по сценарию Владимира Кунина, - наотрез отказался вручать премию: "Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну", заявил режиссер картины "Ширли-Мырли".

Церемония вручения премий "Кинонаграды MTV 2007" закончилась громким скандалом. Известный кинорежиссер и актер Владимир Меньшов отказался вручать приз в номинации "Лучший фильм" картине "Сволочи".

Меньшов вышел на сцену вместе со своей супругой Верой Алентовой. Перед тем как вскрыть конверт с итогами голосования, он выразил надежду, что победу одержит достойнейший. Открыв конверт и ознакомившись с его содержанием, Меньшов отказался вручать награду.

"Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну. Пускай этот приз вручает Памела Андерсен", - сказал Меньшов, бросил на сцену конверт и вышел из зала, где проходила церемония.

Меньшов отказался прокомментировать РИА "Новости" свое решение. "Могу ли я прийти в себя после всего этого, не давая комментариев?", - попросил он.

Как пишет ИТАР-ТАСС, фильм «Сволочи» был также признан «Прорывом года». А еще его отметили за «Лучшую зрелищную сцену».

Церемония награждения прошла в четверг вечером в кинотеатре "Пушкинский". Ведущими церемонии были актер и телеведущий Иван Ургант и прилетевшая специально из США актриса и модель Памела Андерсен.

Режиссер фильма "Сволочи" Александр Атанесян позднее заявил журналистам что воспринял слова Меньшова «без особых эмоций». «Меньшов имел право высказать свое мнение по поводу фильма, и он им воспользовался», - считает Атанесян.

Несмотря на скандал, церемония вручения призов все же прошла в теплой обстановке. Лучшим актером по мнению зрителей «MTV Россия» стал Андрей Чадов за роль в фильме «Живой». А лучшей актрисой - Екатерина Федулова, сыгравшая главную роль в картине «Питер FM».

Фильм "Сволочи", вышедший в прокат под рекламным лозунгом "Ни любви, ни тоски, ни жалости", вызвал крайне неоднозначную реакцию в российском обществе. Режиссер картины - Александр Атанесян, сценарист - Владимир Кунин, оператор Дмитрий Яшонков, музыки написал Аркадий Укупник. В главных "взрослых" ролях снялись Андрей Краско (это была одна из его последних киноролей), Андрей Панин, Александр Головин и Сергей Рыченков. Бюджет картины - $2,5 млн.

Сюжет фильма основан на вымышленных событиях второй мировой войны. Действие картины разворачивается в тренировочном лагере в горах Казахстана. Сюда привозят малолетних преступников - тех самых "сволочей", которые и дали название фильму. Из них якобы по секретной директиве советского командования 1943 года готовят диверсантов для заброски к немцам. Воспитатели "сволочей", включая начальника лагеря, отобраны из "зеков" сталинских лагерей.

После выхода фильма в прокат поступали многочисленные протесты ветеранов войны, утверждавших, что сюжет фильма лжив и не имеет ни малейшей исторической достоверности. Так, на сайте Центра общественных связей ФСБ РФ было помещено следующее сообщение: "В связи с выходом на экраны страны художественного фильма «Сволочи»... в ЦОС ФСБ России поступают обращения от представителей средств массовой информации и ветеранской общественности о соответствии сюжета фильма исторической действительности. В фильме рассказывается о якобы существовавшей в годы Великой Отечественной войны в горах Алатау под Алма-Атой спецшколе НКВД по подготовке диверсантов-смертников из малолетних преступников-сирот.
Центр общественных связей ФСБ России сообщает, что в архивах ФСБ России и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД-НКГБ такого рода «детских диверсионных школ», аналогичных описанной в повести «Сволочи», не имеется. Архивных документов о спецоперациях по заброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны нет.
В то же время, ФСБ России располагает документальными материалами о практике использования детей в диверсионных целях спецслужбами фашистской Германии. В ФСБ России хранятся документы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков, организованной Абверкомандой-203 в июле 1943 года в населенном пункте Гемфурт возле города Кассель (Германия). Согласно архивным материалам, для обучения в школе сотрудники абвера производили вербовку детей, находившихся на оккупированной территории в детских домах в городах Орша и Смоленск".

Свидетелями случившегося были миллионы телезрителей: актер и режиссер Владимир Меньшов публично отказался вручить приз MTV за "лучший фильм" создателям Праздник музыкального телеканала из малозначительного факта перекочевал в ранг общественного скандала.

Номинанты этой премии отбираются пулом зрителей MTV, и это, конечно, особая аудитория: передачи развлекательного подросткового канала и признаки серьезного искусства несовместимы. Об этом говорят даже формулировки номинаций: "Лучший поцелуй в кино", "Лучший злодей", "Лучшая драка" и пр. Отсюда и предпочтения типичной для канала аудитории: в финальной пятерке фильмов года оказалась либо "развлекуха", либо некий интригующий "прикол", который позволил войти в число номинантов единственной в пятерке серьезной картине "Живой".

"Сволочи" вполне отвечают развлекательно-клиповому мышлению: динамично, круто, много мускулистых торсов, которые примелькались на афишах. Критически воспринимать кино, соотносить увиденное на экране с жизненными реалиями эту публику давно отучили. Но это не значит, что она не воспримет продемонстрированную им вампуку за историческую правду и начнет простодушно думать, что так, мол, и было.

Если принять все это во внимание, каждый порядочный человек на месте Владимира Меньшова сделал бы то же самое. Даже рискуя попутно создать дополнительную рекламу событию, не имеющему отношения к искусству, а также дать диджеям маргинальных радиостанций, работающим по принципу "о чем говорить, когда не о чем говорить", пищу для самых диких толкований. Среди наблюдавших инцидент по ТВ или прочитавших о нем в газетах многие теперь зададутся вопросом: мы знаем оскаровского лауреата Владимира Меньшова как человека серьезного и вдумчивого - стало быть, были у него веские основания для такого поступка. И задумаются - каковы же они? И это будет первым шагом к тому, чтобы от гипнотического кайфа вернуться к критическому осмыслению увиденного. И тогда - к правде нашей общей истории.

Напомню: речь в фильме идет о том, что в СССР якобы создавались спецшколы НКВД по подготовке диверсантов-смертников из малолетних преступников-сирот. Мало кто читал объяснение живущего в США сценариста Владимира Кунина, заявившего, что это вещь "мистико-фантастического толка. Все сочинено. Я считаю, что писатель имеет право на любые фантазии". Большинство зрителей восприняли картину как едва ли не документальное свидетельство, не заметив попсовой природы фильма, к которому даже музыку писал "попсист" Аркадий Укупник.

Мы попросили Владимира Меньшова прокомментировать двигавшие им мотивы.

"Когда "Сволочи" вышли на экраны, был скандал - фронтовики стали писать письма, возмущаться откровенной выдумкой: не было в практике Великой Отечественной войны случаев, чтобы из подростков формировалось подобие "гитлерюгенда", чтобы их посылали на верную смерть. Сначала авторы ссылались на опыт Владимира Кунина, который, мол, лично был в таком отряде, единственный, кто выжил. Но потом выяснилось, что он вообще не был на войне. Тогда в СМИ промелькнуло подобие извинений: драматург заявил, что имеет право на вымысел, а режиссер Александр Атанесян - что он поверил сценарию. Сейчас вся эта история забылась, и аудитория MTV - подростки, которые уже не знают истории своей страны или окончательно в ней запутались, дружно проголосовали за эту клюкву.

Почему я счел нужным так поступить? Потому что для меня война - это святая тема. Для русского народа не было ничего более значительного за минувший век, чем эта война и победа, давшаяся ценой миллионов жизней. И это очень тяжелый случай, когда мы, борясь с тоталитарным прошлым (причем многие сделали на этом неплохие карьеры), одновременно выплеснули из советской истории все реально героическое, подменив его самой дикой фантазией.

Когда на церемонии "Сволочи" получили парочку второстепенных наград, публика реагировала так буйно, что я внутренне напрягся: неужели фильм станет и главным победителем?! Но у меня еще оставалась надежда на разум этой публики, тем более что когда я вышел вручать приз за лучший фильм, названия номинированных картин мне не были известны. А когда я вскрыл конверт и увидел, что худшее свершилось, передо мной встал трудный выбор. С одной стороны - вроде бы нехорошо портить людям праздник. Но ведь мне тогда придется широко улыбнуться и расцеловать победителей, создателей того самого фильма, к которому я отношусь с брезгливостью. Это было выше моих сил, и я предоставил вручать награду кому-нибудь другому, для кого предмет фильма не столь близок".

подробности

Главной "фишкой" церемонии вручения наград MTV стало не явление киношедевра, а приезд пышногрудой 39-летней звезды Памелы Андерсен, которая известна не столько киноработами, сколько количеством силикона, который носит на себе.

Церемония эта известна стёбом, который переходит порой всякие границы. Так, один из ведущих - Александр Пряников, благожелательно поговорив с кем-то из продюсеров, тут же спохватился: "Лизнул?" Впрочем, возможно, некоторые звезды и заслуживают такого отношения. На церемонии наблюдалось распределение звезд по весовым категориям. Со звездульками мелкого масштаба типа группы "Тутси" говорили Пряников и Ирина Понарошку. С теми, кто претендует на интеллект (Чулпан Хаматова, Анастасия Заворотнюк), беседовали Тутта Ларсен и Александр Анатольевич. Эти уже знали английский, так что смогли достойно встретить Памелу Андерсен, которой кто только не пытался подражать в этот вечер. Больше всех - Маша Малиновская, доказавшая, что и у нас есть девушки, способные показать части тела не хуже, чем у Памелы. Скопление памелообразных блондинок превышало все нормы.

Но поражали не столько экстерьеры и наряды, сколько то, что звезды сами не знали номинированных фильмов. Вопрос: "За кого вы болеете?" - оказался для них самым сложным: они либо называли проект, в котором участвовали, либо уходили от ответа, дабы скрыть свое незнание отечественного кино. Хаматова, поднапрягшись, вспомнила два фильма. Заворотнюк пыталась отговориться: мол, знаю, но не скажу, но увидела рядом Филиппа Янковского и заявила: "За него болею!" Оставалось надеяться, что хотя бы зрители знают, за что голосуют.

Президент МТV Networks Билл Роуди сказал, что русская премия МТV - лучшая в мире! Она своеобразна, кто спорит. Начать с того, что Памела Андерсен не была ведущей церемонии, как было объявлено, а появилась на сцене лишь пару раз. По обе стороны сценической лестницы выстроились чернокожие люди и запели на мотив из рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда". После чего возникла Памела, которой не дали ни микрофона, ни переводчика. Девушка переминалась с ноги на ногу, стоя между двумя ведущими и с Иваном Ургантом за спиной. К счастью, ей не перевели то, что о ней говорили, иначе она вернула бы 300 тысяч долларов, по слухам, уплаченные ей за участие в российской церемонии, и укатила на родину. Самую безобидную шутку отпустил Ургант: мол, Эльдар Рязанов снял в этом году фильм "Андерсен" в честь Памелы. Прошелся Иван и по фильмам с эротическим уклоном, где снималась актриса, а Игорь Верник и вообще обращался с девушкой аки с неразумным животным. Когда на Памелу налетели толпа цыган и русский ансамбль песни и пляски, она не знала, что ей делать. Пробовала потрясти грудью в такт с цыганами, а как пуститься в русский пляс - понятия не имела. Не знала она и что делать с поднесенными хлебом-солью: никто не предупредил, не научил, не перевел. Стёб и веселье - это, конечно, хорошо, но звезду, поставленную в столь бессловесное и беспомощное положение, тоже жалко.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS