Главная - Голос
Почему нельзя писать портрет с человека. Портреты, меняющие судьбы

Почему-то в эти дни в моей ленте и моими друзьями в личных беседах очень часто поднимается тема заимствования в рисовании. Про этику, плагиат и прочее. А незнакомые люди спрашивают: «можно ли рисовать с фотографий?» и, в частности, «можно ли рисовать с фотографий, найденных в интернете?» .
Я же всё никак не могу приступить к ответу, поскольку же, да, можно. И вот тут вы радостно закрываете это окно и бежите обводить фотографии, а ведь за этим «да» идет довольно много «но» .


Почему это может быть не только можно, но и нужно:
Как бы там ни хотелось некоторым авторам и критикам внушить, что «настоящий художник обязан всё рисовать из головы», иначе он не художник, это не так. Не обязан художник знать, как выглядел костюм придворных при конкретном правителе и чем отличался от костюмов тех, кто чуть выше или чуть ниже рангом. А это строго регламентировалось. Да ладно, можно так сложно не ходить — чтобы нарисовать статую свободы, автомобиль, да даже правильно стоящую стопу — нужно изучить то, как это выглядит. Понятно, что в случае со стопой мы всегда можем попросить соседа, встать перед зеркалом или сфотографировать свою конечность для изучения.
Но частенько нужной натуры у нас просто нет под рукой. Для этого мы и берем книжки и гугл и изучаем. Много фотографий, чтобы посмотреть со всех сторон — размеры, пропорции, пластику линий, фактуру и прочее.
Да, ок, можно включить воображение, но на достоверности можно поставить крест. В итоге получается что-то совершенно условное. Да, авторское, но у зрителя не возникнет нужного узнавания. Даже если мы говорим о фантазийный сценах. Если наш персонаж идет по траве, не какой-то условной траве, а похожей на осоку, например, надо пойти и посмотреть, как выглядит эта осока.
Какую бы тему вы ни рисовали, источники всегда будто ощутимым подспорьем. Вы можете стилизовать, играть с деталями, но не имея этих деталей, нам нечем играть.

Аспекты, которые могут всех тут смущать:

Юридический.

Интернет создает иллюзию того, что раз можно скачать, оно теперь моё, но ежу понятно, что у любой картинки есть автор. И этот автор может вполне законно возмутиться. И тогда вам настучат по голове. Не здорово. Поэтому не срисовывайте одну картинку один к одному. Работайте с несколькими, работайте с композицией, стилем, цветом, деталями. Фотография — вспомогательный источник. Основные — ваш мозг, воображение и мастерство.

Этический.

Достоевщина, Ах, какой же я художник, если не могу изобразить все, что взбредет в голову? Всё — не можешь. Смирись. Что-то можешь — и это уже хорошо. Не хватает знаний? Получай! Это такой же образовательный момент.

Технический. Тот, что больше всего смущает меня.

Почему? Рисовать с использованием референсов — не значит обводить фотографии. И уж тем более, чужие рисунки.
Давайте, возьмем первую попавшуюся понравившуюся фотографию и обведем.
Что мы получим в итоге? Широкая грудная клетка, не понятно откуда растущие конечности. Без знания анатомии, без анализа и переработки увиденного не получится убедительно. Жанр «я красиво обрисовал фотку в векторе» оставим в двухтысячных, сейчас это никому не интересно. Как гиперреализм, созданный с помощью проектора.

Как это делать правильно?

— Думать головой
— Включать воображение. Идея вашей работы не в том, чтобы скопировать чужое. Задача — наполнить достоверными деталями своё.
— Изучать композицию, анатомию, перспективу, светотень, цветовые гармонии и прочее то, что маст.
— Качать мастерство с помощью живых зарисовок.
— Использовать нужную вам и вашей задумке степень условности. Не умеете рисовать анатомически верно? Стилизуйте! Упрощайте! Делайте плоским. Меняйте пропорции. Но опять же осознано, ваша цель — сделать убедительно.

Чего не надо делать?

— Не обводить фотографии. Оно по всем трем пунктам попадает — и юридически опасно, и этически сомнительно, и технически слабо выходит. Используйте фото как вспомогательный источник, а не основной.
— Не пользоваться только одним изображением в качестве источника. Знания это не даст, зато выдаст вас с потрохами.

Каждый рисунок, каждый проект может сделать нас лучше.
Тем более, что на стоках мы сами себе хозяева и можем сами ставить себе задачи.
Кто-то тут скажет, что у него цель сгрести побольше бабла, а не какое-то там мифическое развитие, а я отправлю таких подальше. В блоги тех, ко пишет, что стоки — это легко и для всех. Я же скажу, что именно качественно иной уровень сможет выделить ваши работы тиз океана прочих.

Хотела проиллюстрировать материал специальными картинками, но прямо сейчас хочется рисовать то, что рисуется, а не учебные материалы, простите.
Будет эскиз в цвете из рабочего проекта. С учетом того, что рисовала явно новогоднюю атмосферу, итог смогу показать не раньше ноября. А опыт рисования сториборда сложный, но офигенный. Будто за неделю перепрыгнула на следующую ступеньку)

В очередной раз получив от учеников вопрос “Можно ли рисовать по фотографиям?” , я решила написать по этому поводу статью, чтобы раскрыть свою позицию.

Когда я встречаю где-нибудь на художественных форумах, как бывалые художники учат новичков, что рисование по фото – дурной тон, что делать этого ни в коем случае нельзя, то понимаю, что такой художник либо является только теоретиком от искусства, либо просто лукавит.

Предполагается, что можно рисовать только с натуры и на пленэре? А все остальное – жалкая подделка под природу?

Но давайте вспомним, что пленэр вошел в историю живописи не столь уж давно. Рисовать на природе художники начали только в 19 веке! Да, и фотографии тогда не было, рисовали по памяти. Но столь уж сильно потеряло искусство, заменив память художника на фотографию? Ведь память – вещь избирательная, всех деталей не запечатлеет.

Кроме того, в некоторых случаях, работа на пленэре для самой техники письма является не лучшими условиями. Той же акварелью, к примеру, зимой на морозе не порисуешь – вода замерзает…

Тем не менее, я не хочу сказать, что рисовать по фотографии можно и нужно. В этом вопросе, мне кажется, нельзя быть категоричным. Как и во многих вещах, здесь есть свои “за” и “против”. Попробую раскрыть эти моменты.

Рисовать с натуры или по фото: “за” и “против”.

Фотография “одноглаза”, отображает объект более плоским, чем видит глаз.

Действительно, если вы посмотрите на какой-то близкий объект сначала двумя глазами, а потом одним, то увидите, что предмет стал “менее живым”, менее объемным.

Рисуя с натуры, мы можем передать это впечатление объема, а, рисуя по фото, лишаем рисунок части “жизни”.

Рисовать по фотографии легче, особенности объема виднее.

Для начинающих рисование по фото – спасение. Здесь они наглядно видят объем на двумерной плоскости листа, могут анализировать какой цвет они видят на том или ином участке картины и без потерь переносить эти впечатления на двумерный же лист бумаги.

Передача же зрительных ощущений от 3D объекта часто вызывает ощущение потерянности и бессилия. Как следствие, многие люди бросают рисование, отчаявшись разобраться с передачей объемной формы на плоском листе.

Фотография на первом этапе обучения – отличный помощник. Но не стоит застревать на этом этапе. Лучше рисовать с натуры и по фотографии одновременно, чтобы иметь возможность понять, как и что видит глаз на натуре.

Фотография искажает размеры предметов дальнего плана.

Думаю, вы замечали, что при попытке сфотографировать пейзаж, где есть глубина пространства, вы просто теряете объекты среднего плана. Они сильно сжимаются в высоту. Так, поразившие вас высокие горы, на фото выглядят лишь холмами. А тропика в поле, которую видит глаз, на фотографии просто исчезает.

Фотографии можно сделать в условиях, не подходящих для пленэра.

И это, я бы сказала, огромный плюс. Фотоаппарат позволяет нам запечатлевать те пейзажи, в которые художнику со своим мольбертом не попасть. А ну-ка попробуйте порисовать на вершине Эльбруса или посередине оживленного шоссе, в лютый мороз или под дождем! Только фотоаппарат сохраняет для искусства эти образы.

Фотография статична.

Человек же воспринимает мир не только глазами, но и всеми остальными чувствами. И может передать это в картине.

Фото способно запечатлеть мимолетную натуру.

Есть моменты, когда натура просто не будет позировать художнику. Летящая птица, животное в прыжке, сверкнувшая молния, да даже просто быстро увядающие цветы – все это сохраняет для нас фотография.

Фото не передает тонкие оттенки цветов.

Да, фотография изменяет цвет, делает его проще, сближая тона. И в целом краски на фото совсем не те. И против света фотография засвечивается, нужно быть семи пядей фотографом, чтобы сделать качественный, близкий к реальности снимок…

Фотография допускает эксперименты с цветом.

Вы можете экспериментировать с фото, придавая ему разную насыщенность, меняя оттенки цвета, придавая при этом разное настроение мотиву. Так серенький невзрачный пейзаж может стать таинственным, мистическим или ярким и праздничным.

Ни одно фото не даст столько впечатлений и адреналина, как работа на пленэре.

Да, это прекрасно – сидеть на полянке, слушать пение птичек, сливаясь воедино с природой. При этом в душе наступает особое состояние, за которым художники вновь и вновь едут на пленэр. И не важно, что картина на пленэре в 90% случаев – лишь подсобный материал, который, возможно, никогда не станет картиной, но зато какой приятный процесс!

Сейчас вновь появилась мода на написание портретов, это престижно, и многие представители среднего и высшего классов, заказывая портрет у дорогого художника, тем самым подчеркивают свое положение в обществе. Не будем сейчас останавливаться на том, что вешать на стены или дарить портреты себя любимого просто дурной тон и истинные аристократы совершенно справедливо считали это плебейством. Давайте рассмотрим другие аспекты этого поветрия.

Из художественной и документальной литературы известно множество примеров, когда тот или иной человек, заказавший себе портрет, вскоре покидал наш суетный мир. Более того, некоторые художники, даже из плеяды великих, пользовались недоброй известностью на поприще писания портретов. Например, такая слава шла о И. Е. Репине. Некоторые религии, в частности ислам, просто запрещают изображать конкретных людей. То же можно сказать и про иудаизм — там ведь вообще существует принцип «Не сотвори себе кумира». Да и среди христиан достаточно сильно развиты иконоборческие настроения. А рисунок, имеющий портретное сходство с живым человеком, — это, конечно, своего рода кумир, предмет для обожания, поклонения. Впрочем, обо всем этом чуть позже. Портрет — чрезвычайно магическая вещь, поэтому изготовление изображений — одна из древнейших форм магии, известная практически во всем мире.

Естественно, хочется понять, почему так, в чем причина такой притягательности и порой недоброй славы портрета. Сначала давайте поразмышляем о причинах, по которым тот или иной человек заказывает портрет. Это может быть попытка фиксации момента, например, заказать портрет любимого или своих детей. Своеобразная остановка времени. Это вам не фотографию сделать (хотя портретная фотография, профессионально выполненная в ателье, — это тот же портрет). Таким образом, портрет становится этапной вещью, делит жизнь до портрета и после. Неизбежно начинается некое сравнение, как было тогда, как сейчас.

Если человек заказывает свой собственный портрет сам, тут тоже не без проблем и с тем же временем и с самооценкой, и с собственной значимостью. Как надо самого себя любить, чтобы отпечатать себя во времени. Но следует помнить: чтобы включать такое сложное понятие, как время, в свою жизнь, надо быть очень опытным профессионалом. Профессионалом в... магии. Попытки перехитрить время или играть с ним — очень рискованное дело: это сложная магия и это надо уметь. Можно, вполне можно заказать свой портрет, если это вам по силам. Кроме того, зачем подвергать себя такому риску? «В чем же он состоит?» — спросите вы. Изображение любого индивидуума считалось магическим. Используя его, можно непосредственно воздействовать на человека как во благо ему, так и во зло.

Поэтому изображения людей часто делали для того, чтобы вылечить или наслать болезнь, вызвать или разрушить любовь, растратить или приумножить богатство, принести успех или неудачу любому начинанию. Использовали фигурки из глины или воска, применяли существующий портрет или символически использовали какой-нибудь предмет, которому придавали человеческие очертания.

В последнем случае ни о каком портретном сходстве не могло быть и речи, гораздо более важным здесь был ритуал. В средние века по Европе прокатилась волна ворожбы и магии такого рода, и она запечатлелась в виде глубокого страха тайной мести или злых козней. Сейчас все это страшное творчество вновь обрело своих почитателей и, конечно же, появилась многочисленная литература, вроде бы обучающая всем этим приемам.

Мы написали «вроде бы обучающая» не случайно. Конечно, подобная литература может обучить очень и очень относительно. Но человека, склонного к каким-либо магическим действиям, что-то интуитивно чувствующего, такого рода книги могут серьезно подтолкнуть в том или ином направлении. А это очень опасно! Раньше подобные действия приравнивали к тяжелейшим преступлениям и соответственно наказывали, многих это останавливало. Вы что же думаете, «злобные церковники» создали инквизицию на пустом месте?

Спастись от магических действий очень трудно. Разве что привлечь на свою сторону другого такого специалиста. Но это уже, как вы понимаете, война. Надо как можно скорее обнаружить сделанное кем-то изображение и немедленно уничтожить его огнем. И даже этого не всегда достаточно.

Поэтому будьте осторожны со своими изображениями, не бросайте где попало свои фотографии и старайтесь вообще поменьше фотографироваться и рассылать свои фотки по Интернету куда ни попадя. Не позируйте незнакомым художникам и уж во всяком случае забирайте у них свой портрет. А лучше вообще не множьте свои изображения, не дразните гусей.

В мире немало религий, одной из самых популярных является Ислам, наравне с Христианством и Буддизмом. Каждая религия подразумевает вои устои и традиции, свои запреты и свои праздники. Ислам является самой молодой религией и одной из самых распространенных. Те, кто исповедует мусульманство, строго чтит правила, которые прописаны в Кооране. Вообще религии несут огромное количество запретов, многие из которых кажутся странноватыми.

Наверняка, самый известный запрет, которому следуют все мусульмане планеты- это не есть свинину и любые продукты, в которых содержится сало, бекон и все то, что изготавливается из свинины. Наравне с этим, мусульманские девушки и женщины обязательно должны ходить покрытыми, открытыми могут быть только кисти рук и овал лица. Молитвы являются обязательными несколько раз в сутки, ежегодно все верующие постятся. Это общеизвестные факторы, но есть и те, о которых мало кто знает, такие как:

  • Нельзя слушать музыку;
  • Нельзя сквернословить;
  • Алкоголь под строжайшим запретом;
  • Курить так же запрещено;
  • Нельзя использовать изображения с глазами и рисовать их.

Вот тут становится интересно, о глазах мы и поговорим.

Почему нельзя рисовать глаза

Считается, что рисуя изображение с глазами, человек начинает ему поклоняться и создает в итоге себе идола. Глаза- это зеркало души, смотря на чужие глаза, хоть и нарисованные, человек на подсознательном уровне пытается перенять некоторые привычки, повадки и правила поведения. Не просто так же великий и бессмертный шедевр Леонардо Да Винчи «Джоконда» пленяет умы миллионов людей по всему миру. Ее взгляд просто завораживает, отвести глаза практически нереально.

Несомненно, какой-то магнетизм в картине есть, но ведь запрет на рисование глаз появился задолго до того, как художник создал свое величайшее творенье. Еще Стендаль писал о том, что после того, как он долго смотрел в глаза картине, то начинает болеть голова и наблюдается упадок жизненных сил. Сами сотрудники Лувра говорят о том, что ели нет туристов и отдыхающих, краски картины существенно бледнеют и тускнеют.

Многие нерелигиозные люди считают, что чем точнее прорисовывается у картины взгляд, тем больше души и сил художник вкладывает в картину. Если мысли его во время работы над картиной были черны, то такое полотно может стать роковым. В мире есть несколько роковых картин, обладатели которых скоропостижно умирают. так известная картина с плачущим мальчиком в каждом доме, в котором висела, приносила несчастье. Все дома выгорали до основания, но именно картина каким-то чудом уцелела.

Мнение ислама, почему нельзя рисовать глаза

Ислам считает, что изображение животных и людей с глазами является подобием и способом уподобиться создателю, чем можно его оскорбить, и наслать на себя его гнев. Религия знает несколько случаев, когда у людей просыпалось маниакальное желание рисовать именно глаза. К таким людям вызывали муллу и он совместно со своими помощниками начинает процесс изгнания шайтана из несчастного.

Желание создать шедевр, который будет превосходит по красоте творений всевышнего затмевает людям разум, делая их легкой добычей для темных сил. Изгнание возможно, но это долго, довольно сложно и опасно для здоровья и жизни.

Тем не менее, миллионы людей по всему миру продолжают рисовать не только пейзажи, но и людей и никакими расстройствами психики не страдают. Во всем мире огромное количество картинных галерей, выставок фото и рисунков с лицами и глазами, и случаи помешательства единичны.

Верить или нет в приметы и поверья решать только вам, но помните одно, сбываются только те приметы, в которые вы верите.

Обычно люди, не имеющие специального художественного образования, не решаются изображать человеческие лица. Оно и понятно, для этого нужно знать анатомию, строение черепа, виды лицевых мышц и многое другое. Таких учеников больше интересует то, как научиться рисовать цветы, натюрморты или пейзажи, они кажутся доступнее... Однако для того, чтобы рисунок был похож на какого-то конкретного человека, вовсе не обязательны академические знания в области живописи. Пусть этот набросок и не станет шедевром, но память о какой-то встрече сохранит.

Художники, уже знающие о том, как научиться рисовать портреты, рекомендуют всем новичкам уделять больше внимания глазам: от них в большой степени зависит достигаемое сходство. При всем многообразии людей, живущих на земле, они условно делятся на относительно небольшое количество типов. Самый распространенный тип глаз - миндалевидный, но есть и другие (важно понять, какие они у того, кого изображают). Следует определиться и с наклоном наружных и внутренних краев глаз.

Теперь нос. Он уже в верхней части и шире снизу. Линия нижнего края на рисунке уже есть, остается лишь передать особенности его формы. Новичкам, только узнающим, как научиться рисовать портреты, лучше не стараться изображать эту черту лица слишком уж подробно.

Рот изображается тремя основными линиями. Верхний край напоминает растянутую по бокам букву «М». Нижняя черта - выгнутая к низу дуга. Между ними сам рот - небольшая извилистая линия. Незнакомым с анатомией начинающим художникам зубы лучше не рисовать.

Линии бровей и волос удаются, как правило, лучше всего остального. Обрисовать форму прически - дело относительно несложное.

Изображение ушей также обычно не вызывают затруднений, если, конечно, не останавливаться подробно на их строении, что требует определенных знаний.

Остаются шея и одежда (вернее, воротник или вырез). Это уже совсем просто, однако такие детали придают всему наброску завершенность.

После окончания работы неплохо сделать перерыв, а затем (например, на следующий день) самому оценить, насколько то, что получилось, удачно передает внешнее сходство и, возможно, характер нарисованного человека. Могут быть важны и мелкие детали (такие, как родинки, например).

И напоследок несколько советов задумавшимся о том, как научиться рисовать портреты:

  • Карандаш лучше использовать мягкий.
  • Не стоит бояться сделать ошибку, ее можно исправить с помощью ластика.
  • Рисовать нужно то, что видится, а не то, что хочется.
  • Если есть способности - упорно продолжайте учиться.

И еще! К любой критике следует относиться с ангельским терпением, особенно если рисунок комментирует профессиональный художник.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS