Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Технологическая культура ее сущность и структура. Технологическая культура |
Виды культурыТехнологическая культураСегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура. Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой. Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности. Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты. Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие.- М., 1996.-287 с. Человеческое обществоПроявление различных человеческих качеств, способных преобразовывать окружающую среду, улучшать окружающий мир, -- это и есть то множество культур, которые воплотились в понятии "технологическая культура". С позиции современных понятий о развитии человеческого общества, в поле зрения которого рациональные способности человека, его творческий подход ко всему, что его окружает, его творческое самовыражение, понятие "технологическая культура" олицетворяет новый слой культуры, указывающий на высокий уровень способностей и научных знаний в осуществлении человеком любого технологического процесса или проекта как в социальной, так и в производственной сферах деятельности. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996. - 325 с. Система технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессеОдной из важнейших целей системы технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе является воспитание потребности в овладении ими системой научных знаний. На основе научного знания рождаются новые технологии, ведущие к изобилию и процветанию общества. В свою очередь, стандартософия, совместно со стандартизацией должны обеспечить создание и внедрение в практику эффективных инструментов воздействия на производства, на процессы ресурсорасходования и ресурсосбережения, на совершенствование социумов и на защиту сфер существования от всевластия техники. Непрерывность образования, как явление технологизации общества и распространения научных знаний, стали ведущим фактором развития, расширили сферу применения технологии. Овладеть технологической культурой в условиях технологического образования означает овладеть функциональными методами и способами усвоения технологических знаний, необходимых во всякой деятельности, т. е. алгоритмом преобразовательной деятельности. Являясь интегративной основой технологического образования, он включает в себя два основных компонента - процесс проектирования и процесс изготовления. Воспитание технологической культуры человека в учебном процессе связано и с этической проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и ответственности. Технологическая культура -- это еще и этика, это новая философия, философия нового видения мира. Стандартософии может стать объединяющей и централизующей усилия наукой об оптимальных взаимодействиях различных аспектов технической цивилизации между собой и с окружающей средой и будет способствовать установлению возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации между собой и с окружающей средой с установлением возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации во взаимосвязи с атмо-, гео-, био- и ноосферами. В свою очередь, стандарт станет документом, систематизирующим знания о действительности, так как гигантские перемены, произошедшие с нашей планетой, со времен каменного века касаются особенно экологии, а в последние десятилетия и биологии. Последствия технологической деятельности человека на планете (например, парниковый эффект, природные катаклизмы, загрязнение водоемов, вследствие разлива нефти и др.) требуют как установления строгих правил, так взвешенных, разумных действий человека. Галенко С.П. Концептуальные основания политики образования в России// Культура.- Цивилизация.- Образование.- Тверь, 1996. - 81 с. «Технологическая культура производства у нас, к сожалению, недопустимо низка. И за это приходится платить не только деньгами, но и, к сожалению, человеческими жизнями». В.В. Путин Касается ли это приснопамятной Чернобыльской трагедии, обрушения здания аквапарка в Москве, аварии на Красноярской ГЭС и (или) других техногенных катастроф – все это камни в огород строительного комплекса России. Необходимое введение Понятие «технологическая культура в строительстве» стало модным в России буквально недавно – со времен вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), а с легкой руки лидера нашего государства применяется везде и всюду, и почем зря. Вот и недавно руководителя огромнейшего строительного холдинга СУ-155 обвинили «в низкой технологической культуре строительства». Во-первых непонятно, как можно обвинять человека в том, чего нет? Во вторых - а знают ли сами хулители, что такое «технологическая культура», в чем ее смысл и сущность, а также каковы ее требования? Не редко понятия о технике и технологии вызывают даже у «ученых мужей» расхождения во взглядах, многообразие суждений и определений. На сегодняшний день дефиниций, а проще говоря, толкований понятия «технологическая культура строительства» китайские исследователи насчитали более 300. О чем же это свидетельствует? Прежде всего, следует сказать о том, что круг явлений, охватываемых этим понятием, чрезвычайно широк. Китайские ученые, принадлежащие к философской школе инженерии Ли Бо-Цуна , предложили использовать вот этот, вполне разумное и, безусловно, приемлемое толкование термина: «Технологическая культура строительства» есть прагматический уровень развития строительной деятельности на основе:
Происхождение термина «культура» и ее популярная структура Само слово cultura известно со времен Древнего Рима и в переводе с латинского означает возделывание земли, обработка, уход, улучшение. В современном обыденном сознании с культурой особо не церемонятся. Отождествляют ее с образованностью: образованный, значит культурный и наоборот. Примеряют ее к образу жизни – городской или деревенской. Оценивают по поведению: хам – антипод человека культурного. Верх понятия культуры – творчество и творческие личности. В научном обиходе понятие «культура» относится к числу тех, смысл которых кажется очевидным, но трудно поддается точному объяснению. В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное им. Культура тогда предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души». Материальная культура охватывает, прежде всего, сферу материального производства и его продукты – технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты – религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д. Внутри духовной культуры часто специально выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры. Триединая сущность подходов определению культуры Первый подход лежит в самой системе российского образования и воспитания. Культура зачастую представляется как область духовной свободы человека, сфера творчества поэтов, музыкантов и художников, но весьма редко – как преобразовательная деятельность общества и человека. Такое понимание весьма популярно и в житейском массовом сознании home cultura (культурный человек) есть мера уровня образованности, просвещенности и воспитанности человека. Весьма распространенным и популярным в Европе и Америке является представление о культуре как о совокупности положительных ценностей, созданных человечеством в процессе развития. Попросту говоря о всем том полезном, нужном, хорошем, что было сделано как в сфере духовной, так и материальной. Такой подход к пониманию культуры называется аксиологическим (от греч. axios – ценный + logos – слово, учение) – теория ценностей. Однако ценности понятия относительные. В нашу эпоху английский язык становится «новой латынью», «азбукой образования». В качестве международного языка английский выступает как «мак-язык» (англ. McLanguage – редуцированный, стандартизованный), без скрытых коннотаций и грамматических тонкостей. На английском «говорят» все компьютеры и это 80% информации на электронных носителях. Ежедневно на нем общаются более 1,6 млрд человек. Основная масса английских текстов создается теми, для кого английский – вовсе не родной язык. Некоторые лингвисты предсказывают, что уже к началу XXII в. выйдет из употребления до 9/10 существующих ныне языков. Основа понимания культуры, которым мы будем руководствоваться в нашей работе, находится в изначальном значении самого слова «культура» (лат. cultura – возделывание). Это третий, так называемый технологический или деятельностный подход: он строится на понимании культуры как человеческой деятельности и ее результатов. Все, что создано человеком в отличие от подаренного природой, и сам процесс создания, мы будем называть культурой. Технологический подход хорош тем, что позволяет легко определить, что относится к миру культуры, а что – нет. Например: естественным образом выросший пшеничный колос – явление природы, а хлебное поле над созданием которого потрудился крестьянин – явление сельскохозяйственной культуры; естественный овраг – природа, а выкопанный котлован для возведения здания есть проявление геотехнической культуры строителей. Обобщая существующие точки зрения на культуру, можно сказать, что слово «культура» имеет три основных значения:
Технология как основа основ технологической культуры Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому, различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура. В первую очередь необходимо выяснить, в чем сущность технологической культуры? Для этого необходимо определить содержание понятия «технология». Технология – понятие многозначное Термин технология появился в XVIII в., хотя со времени возникновения человеческой общности люди использовали различные технологии для обеспечения своей жизнедеятельности. Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинского слова techne – искусство, мастерство, ремесло и logos – наука. Следовательно, технологию, с одной стороны, можно рассматривать как практическую деятельность человека и общества, а с другой – как науку. Термин «технология» имеет ряд смысловых нагрузок: он применяется в промышленности, науке, искусстве и других областях человеческой деятельности. Очевидно, что «технология» означает интеллектуальную переработку технически значимых качеств и способностей. В сущности, это культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека. Оно определяет место человека в природе, рамки его возможного вмешательства в природные процессы. Современное понятие «технология» рассматривается в трех единых ипостасях.
Таблица1. Виды технологий Технологические революции и технологические уклады На протяжении своей истории человечество пережило две технологические революции, связанные с радикальным изменением технологий производства. Первая – аграрная (сельскохозяйственная за 9,5–6 тыс. лет до н.э.), которая характеризовалась созданием технологий земледелия и скотоводства. Вторая – индустриальная (промышленная в XIX в.), завершившаяся появлением технологии конвейерного производства. Вторая половина XX в. и начало XXI в. характеризовались резким увеличением объема общественного производства в мире, появлением вычислительной техники и новых, в том числе, высоких, наукоемких, материалосберегающих и энергоэффективных технологий. Началась третья технологическая революция в истории человечества, появилось постиндустриальное общество с высоким уровнем интеллектуальной составляющей труда – общество «белых воротничков», которое пришло на смену индустриальному обществу конвейерного производства – обществу «синих воротничков». Термин «технология» стал прилагаться не только к описанию материальных преобразований, но и энергетических, информационных и социальных. Никого не удивляют такие понятия, как «социальные технологии» и «педагогические технологии». Появление новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве способствовало резкому росту мирового общественного производства (в 3 раза с 1990 г. по 2010 г.). Этот рост продолжается и в настоящее время. Создание вычислительных машин привело к появлению информационного мира и высоких технологий. Резко увеличился объем информации, используемой населением. Согласно прогнозам, к 2020 г. доля занятых в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в развитых странах составит не менее 50% от общего числа работающих, а на заводах и фабриках останутся от 5% до 10% населения. Основным же средством существования становится обработка информации в той или иной форме. В XXI в. подавляющее большинство населения будет трудиться в сфере обслуживания, включая просвещение и здравоохранение, и в области информации, науки и культуры. Даже на фермах и в промышленности больше тружеников будет заниматься обработкой информации, нежели возделыванием земли и работой на поточных линиях. Ученые-экономисты полагают, что передовые развитые страны вступили в фазу VI технологического уклада. Наиболее простое определение технологическому укладу (ТУ) дал Ю.В. Яковец: «Это несколько взаимосвязанных и последовательно сменяющих друг друга поколений техники, эволюционно реализующих общий технологический принцип». Что это означает? Начиная с промышленной революции в Англии, в мировом технико-экономическом развитии можно выделить периоды доминирования 6-ти последовательно сменявших друг друга ТУ, включая вступивший в настоящее время в фазу роста информационный ТУ. I уклад (1785–1835 гг.) возник на основе развития технологий в текстильной промышленности и широком использовании энергии воды. Хотя в это время уже имелись паровые машины, но широкого применения они еще не получили. II уклад (1830–1890 гг.) относится к эпохе ускоренного развития транспорта (строительство железных дорог, паровое судоходство) и возникновению механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя. III уклад (1880–1940 гг.) базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе применения стального проката, новых открытий в области химии. IV уклад (1930–1990 гг.) появился как результат дальнейшего развития энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программное обеспечение для них, радары. Атом используется в военных и, затем, в мирных целях. Организовано массовое производство на основе конвейерной технологии. V уклад (1985–2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций. VI технологический уклад будет характеризоваться развитием робототехники, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем. В рамках VI технологического уклада дальнейшее развитие получит гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, атомная промышленность, авиаперевозки, будет совершенствоваться атомная энергетика, потребление природного газа будет дополнено расширением сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, существенно расширится применение возобновляемых источников энергии. Понятие о критических технологиях Выступая на XIX экономическом форуме в Санкт-Петербурге, Президент нашего государства В.В. Путин неоднократно затрагивал вопрос о технологиях, технологическом развитие страны и формировании технологического уклада экономики. В число «технологий, важных для будущего» наш лидер обычно включает технологии, используемые в энергетике, информатике и телекоммуникациях, в основных производственных процессах и области охраны окружающей среды, на транспорте, в процессах управления. В США, странах ЕС и Японии такие технологии получили наименование «критических». Основные из них перечислены в таблице ниже:
*Таблица составлена по материалам аналитического обзора Ассоциации делового и научно-технического сотрудничества в области машиностроения, высоких технологий и конверсии (ассоциация «МВТК»). Как мы видим, процесс развития критических технологий в разных странах различен и неравномерен. Одни страны – передовые в технологическом развитии, держат в своих руках основные технологии и обеспечивают себе устойчивое положение на международных рынках готовой продукции как гражданского, так и военного назначения. Это дает им возможность занимать доминирующее положение в мире. Другие – имеют стремление придать более динамичный характер своим национальным технологическим программам, направленным на сокращение отставания. Являясь государствами передовыми в технологическом отношении, США и страны ЕС имеют приоритетные государственные программы по развитию «критически важных технологий», с помощью которых осуществляются регулирующие функции государства в сфере развития высоких технологий, и обеспечивается государственное финансирование концептуальных, базовых технологий. Например, в США регулярно на уровне рассмотрения Конгрессом страны и последующего утверждения президентом формируется перечень «критически важных технологий», а затем из федерального бюджета выделяются необходимые средства для их развития. В соответствии с принятой в 1976 г. в США «Концепцией национальной технологической безопасности», страна должна занимать ведущие позиции в области достаточно большого числа «критически важных технологий», – в целях сохранения способности выдвижения в безусловные лидеры на критически важных направлениях, обеспечивающих достижение национальных стратегических интересов. Для осуществления необходимых исследований в США создан Институт критических технологий и, кроме того, каждые два года проводится широкомасштабная аналитическая работа, посвященная уточнению перечня выбранных приоритетов, но основной выбор остается за ведомствами министерства обороны (Пентагоном) и Министерства торговли. Конгрессом США определена следующая градация важности систем военных критических технологий:
Для справки: в 2013 г. по части третьей планировалось более 1,5 тыс. разработок. Наглядно это выглядит как 24 солидных книги, изданные Конгрессом США. В науке США являются бесспорным лидером, и никто не сможет в ближайшие годы бросить им вызов. Однако в области развития технологий и применения их результатов Соединенные Штаты лишь один из лидеров, наряду с Японией и Европейским Союзом, и не обладают тем же запасом прочности, как в науке. Отстать в развитии критических технологий, являющихся основой технологической базы стран – означает отстать в общечеловеческом прогрессе. Именно на это рассчитывают США и их партнеры, вводя политику технологических санкций против России. Общие начала технологической культуры Технологическая культура определяет мировоззрение, самопонимание и самоорганизацию современного человека. Ведь под универсальными культурами мы понимаем системы общепонятных принципов, характерных для определенной эпохи и определенных уровней развития научных знаний и технических средств. Технологическая культура - четвертая универсальная культура Первой универсальной культурой, отдельные черты которой восстановлены в ходе изучения археологических находок и письменных свидетельств, была культура мифологическая. Она присуща всем природным цивилизациям древности. Люди этой культуры объясняли явления природы, опираясь на данные непосредственных наблюдений. В своей жизни они пользовались функционально приспособленными натуральными продуктами и материалами. Вторая универсальная культура – космологическая, расцвела в период средней природной цивилизации. Ее понятие сводилась к тому, что во всяком явлении проявляется действие сил природы в соответствии с присущими им закономерностями. Понятия и определения третьей антропологической культуры характерны для развитой природной цивилизации. Согласно этой культуре, все явления и закономерности окружающего мира доступны человеческому пониманию. Опыт позволяет раскрыть системную сущность разрозненных фактов и явлений. Начинается активное вмешательство человека в естественные процессы. Так шло развитие четвертой универсальной культуры. Здесь стоит учесть два фактора. Первый – вмешательство человека в ход естественных процессов принимает небывалые масштабы, становится постоянным и, если иметь в виду результаты, необратимым. Второй – среда обитания человечества – Земля перестает быть неиссякаемым источником разнообразных ресурсов, неким «рогом изобилия»; укоренившееся в сознании «царя природы» потребительское отношение к миру все чаще становится причиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к окончательному его нарушению. Особенности технологической культуры Утверждение Декарта: «Мыслю, следовательно, существую» (Cogito Ergo Sum) стало свидетельством прогресса в европейской философии Нового времени. Но в конце XX в. центр культурной динамики постепенно приобрел тенденцию сползания из духовной культуры в культуру технологическую. Процесс этот продолжается и поныне. Идеолог технологической культуры Ли Бо-Цун придает утверждению Декарта новое значение – под его влиянием в китайской философии было сформулировано утверждение: «Я создаю, Я использую вещи и, следовательно, Я существую». Это выражается в том, что технология становится важнейшим фактором, определяющим развитие всех сфер культуры и общества в целом – от искусства и массовых коммуникаций, до бизнеса и политики. Если духовная и социальная культура нацелены на создание идеалов и ценностей, то технологическая культура концентрируется на том, что и как надо сделать. Современная технологическая культура сугубо рациональна и вносит рациональность во все ветви культуры, пользующиеся ее услугами. Технологическая культура носит в основном утилитарный характер. Ее главный принцип – польза. Три основных компонента технологической культуры Технологическая культура складывается из трех основных компонентов: техники, науки и инженерии. Что мы знаем о роли техники в технологической культуре? С одной стороны, техника порождается культурой и постоянно получает из пространства культуры стимулы для развития. Во-первых, культура определяет цели, ради которых люди обращаются к технике, применяют и совершенствуют ее, и, следовательно, влияет на выбор направлений развития техники. Во-вторых, культура хранит и накапливает знания, необходимые для создания и совершенствования техники. В-третьих, культура обусловливает отношение людей к технике, характер и способы ее использования людьми. С другой стороны, техника есть сила, которая активно воздействует на все культурное пространство. Каков потенциал научного компонента в технологической культуре? Современные технологии и их объекты очень сложны, что определяет их высокую научную и информационную емкость, невозможность их формирования и развития без основательной научной базы, без научно-информационного поиска. Эти технологии обычно базируются на новейших достижениях фундаментальных наук, и взаимодействуют с ними. Часто они ставят перед наукой сложные задачи, которые могут быть решены лишь на базе интеграции ряда естественных, математических, технических и общественных наук. При их формировании устанавливаются новые связи между науками и технологией. Если раньше взаимодействовали науки, смежные по иерархическому ряду, то теперь начали взаимодействовать и науки далеко стоящие друг от друга. Каковы позиции инженерии в технологической культуре? Термин «инженерия» заимствован из французского (ingénierie), в свою очередь восходящего к латинскому ingenium – ум, способности, изобретательность. В истории инженерами изначально назывались военные инженеры. Понятие «гражданский инженер» появилось в XVI в. в Нидерландах применительно к строителям мостов и дорог и отличало их от военных инженеров. Уже от этого сочетания произошел термин «гражданская (строительная) инженерия», в настоящее время распространенный во многих языках мира. Под ним понимается профессиональная инженерная дисциплина, которая занимается проектированием, строительством, эксплуатацией строительных объектов. Исторически традиционная область инженерной культуры – изобретение, изготовление и эксплуатация механизмов, машин, строительных сооружений. Инженер от возникновения этой профессии и до сего времени имел дело с конструкциями, расчет которых опирается, главным образом, на законы механики, физики, химии. Однако во второй половине XX в. культурная «ниша» инженерии постепенно все больше выходит за пределы ее традиционной сферы. Одним из проявлений этой тенденции в современных условиях становится проектирование больших технических систем, охватывающее разнообразные аспекты их функционирования: организационные, экономические, психологические, культурные и др. (так называемая системотехника). Системное проектирование окончательно разрушает перегородки, отделяющие инженера от других специалистов – геологов, географов, экономистов, культурологов, психологов, медиков и т. д. Они включаются в разработку инженерных проектов и, таким образом, начинают заниматься инженерией, которая все больше становится средством решения проблем, возникающих в разных областях практики. Инженерная культура становится необходимой и в науках о жизни. Новой сферой инженерии является управление экологическими процессами. Структура или 5 столпов технологической культуры
Что такое технологическая культура.Культура – это определенный уровень развития общества и человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Сегодня понятие Культура охватывает все стороны деятельности человека и общества.
Одной из сторон общей культуры является технологическая культура, основой которой служат технологии. В обобщенном виде под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства. Понятие "технология". Слово "технология" от древнегреческого «techne» – искусство, мастерство, умение а «logos» – учение. Следовательно, технологию можно рассматривать с двух сторон: как науку и практическую деятельность человека.Виды промышленных технологий. Технологию обычно рассматривают в связи с конкретной отраслью производства (машиностроением, строительством и т.д) или в зависимости от предмета труда (материал, энергия, информация и др.). Какие проблемы решает любая производственная технология?Любая производственная технология, современная или архаичная решает три основополагающие технологические проблемы, которые сформулируем в виде вопросов: - как обрабатывать?- на чем обрабатывать? - чем обрабатывать? Три составляющие технологии. Что такое техносфера? «...Техносфера: часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в технические и техногенные объекты (ресурсы, здания , дороги, механизмы, сооружения и др.), становящиеся частью ноосферы с целью удовлетворения социально-экономических потребностей...» Источник: "РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ГОСТ Р 52104-2003 " (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.07.2003 N 235-ст) Официальная терминология. Академик.ру. 2012 Посмотрите фильм "Кем стали люди на планете Земля" Подготовить доклад-презентацию "История вещей" 👆 Проверь себя Эволюция вещей
(подборка фильмов)
ВведениеТема реферата «Технологическая культура» по дисциплине «Культурология». Цель работы - ознакомится с понятием технологической культуры, а именно: Технологией; Миром техники в пространстве культуры; Особенностями научного знания; Происхождением и развитием инженерной культуры. Технология как культурный феноменЖизнедеятельность человека подчиняется, с одной стороны, биологическим закономерностям, а с другой -- условиям его существования в социокультурном мире. У животных цели жизнедеятельности заданы «от природы» и сводятся к удовлетворению витальных (жизненных) потребностей в самосохранении, продолжении рода и т. п. «Технология» их жизнедеятельности -- ее механизмы и способы -- в основе своей обусловлена генетически, и лишь в большей или меньшей мере видоизменяется в зависимости от индивидуального опыта особи. У человека же над биологическими, витальными потребностями надстраивается целая пирамида обусловленных культурой общества социальных и духовных потребностей. Понятие технологии используется в литературе в разных значениях. Под технологией могут иметь в виду: свод правил конкретного производственного процесса («технология подводной сварки»); организацию какого-либо типа или отрасли производства, включающую все условия -средства, методы, процедуры -- его осуществления («конвейерная технология», «технология машиностроения»); формы и способы использования техники; применение научных знаний в организации практической деятельности; научное описание какой-либо деятельности, ее процессов, средств и методов. Понимая под технологией организационную сторону любой человеческой деятельности, я использую это понятие в современном, наиболее общем смысле. Становление и развитие технологической культурыСвои первые шаги технологическая культура делала в форме мифа и магии. Дальнейшее развитие технологической культуры шло в двух направлениях. С одной стороны, рос объем знаний и умений, что вело к отделению их от мифологии и магии. С другой стороны, расширялся и совершенствовался «вещный», предметный инвентарь технологической культуры. Технические знания долгое время -- вплоть до эпохи Возрождения -- имели, в основном, чисто практический характер. Постепенно в этих знаниях все больше места стали занимать сведения о свойствах материалов и приспособлений, применяемых в работе, о явлениях, происходящих в функционировании технических устройств. Таким образом, постепенно зарождались начатки технической науки. Но параллельно с развитием техники и специальных технических знаний в истории культуры шел еще один процесс: развитие философского мышления. В Новое время оба потока знаний -- сложившееся в практической деятельности техническое знание и созревшая в лоне философии теоретическая наука -- сблизились и переплелись друг с другом. В результате родилась наука в современном ее понимании. После промышленного переворота, давшего в XVIII в. толчок развитию крупной машинной индустрии, техника все больше сращивается с наукой и к XX в. насквозь проникается ею, становится по своему происхождению «научной». Усложнение технологии производственных процессов, превращение науки в теоретическую базу производства, необходимость опираться на научные знания при проектировании, конструировании, изготовлении и эксплуатации техники -- все это выдвинуло на заметное место в обществе фигуру инженера. Итак, технологическая культура складывается из трех основных компонентов -- техники, науки и инженерии. Вряд ли в наше время можно признать оправданным взгляд, что высокая культура совместима с невежеством в сфере «точных» наук и технологической культуры вообще. Существование технологической культуры как особой «ниши» культурного пространства -- это факт, игнорировать который нельзя. Особенно в нашу эпоху, когда техника, инженерия и наука играют столь важную роль в жизни человечества. Особенности технологической культуры1. Духовная и социальная культура ориентированы на «ценностную» ось, их объединяет то, что они нацелены на создание ценностей и идеалов. Технологическая культура не озабочена «ценностным измерением» деятельности. 2. Из сказанного вытекает другая особенность технологической культуры: она носит, в основном, утилитарный характер. 3. Она по отношению к духовной и социальной культуре играет подчиненную, служебную роль. 4. Технологическая культура оказывается всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности. 5. В ходе истории она эволюционирует от мистики к рациональности. В основе технологической культуры лежит идея, сформулированная болгарским ученым Н.Стефановым: «реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать» . Как отмечалось выше, на современном этапе невозможно только опираться на практический опыт, накопленный человечеством, народами или лицами, при решении конкретных жизненных вопросов. Технологическая культура предполагает не столько само обладание информацией, сколько рационализацию ее потока, ее носителей и возможность эффективно, своевременно и оперативно транслировать ее в процессе управления. В реальной практике проблема информации нередко сводится к увеличению потока бумаг, которые прикрывают несовершенство управления, неумение управлять. В конце 80-х годов в обороте находилось 100 млрд. документов, и на их заполнение затрачивалось около 600 млн. человеко-часов. Например, металлургический комбинат с численностью работающих 25–30 тыс. человек получал в год 130–140 тыс. документов. Но отсутствие рационализации потока информации присуще и России 90-х годов. Отдельные островки этой рационализации в рамках конкретных производственных организаций еще не образуют целостности информационных потоков во всем обществе. Остается уповать только на то, что количество рационально функционирующих организаций будет расти и на определенном этапе количество перерастет в качество. Поэтому процесс усвоения азов технологической культуры идет как бы «снизу», от конкретных руководителей, их умения организовать научно обоснованные потоки информации и поставить их на службу делу. Технологическая культура во многом зависит от умения осуществить всесторонний, системный подход. Пока же по объективным и субъективным причинам продолжает господствовать административный волюнтаризм. Управление сталкивается с повторяющейся бедой, не уходящими в прошлое пороками: отсутствием профессионализма, дилетантством, верхоглядством и поспешностью в принятии решений или, говоря иными словами, неумением или незнанием алгоритма управленческих процедур. Возможности технологической культуры ограничиваются не только просчетами в процессе управления. Наука и эмпирия продолжают противостоять друг другу: практика очень мало, чаще стихийно использует научные рекомендации, выводы и предложения ученых. Независимо друг от друга сосуществуют два направления, которые реализуются учеными и практиками. Первые что-то пишут, исследуют, предлагают, вторые прекрасно обходятся без их научных выкладок. В этом случае технология управления теряет ориентиры, а управление поражают прагматизм, верхоглядство, возникают суета и ошибки. К тому же не так редки случаи, когда необходимая информация собирается предвзято, без учета всех характеристик, как говорящих за принятие решения, так и предостерегающих от поспешных умозаключений. Психологически можно понять людей, которые, добиваясь именно такого, а не иного решения, стараются подобрать информацию, подтверждающую именно их точку зрения, и нередко игнорируют все, что противоречит ей. Но если это в какой-то степени объяснимо для поведения в повседневной жизни, то на официальном уровне такой подход нельзя расценивать иначе как тенденциозный, ибо он ведет к негативным последствиям в практике управления. Поэтому одно из первейших требований к технологической культуре – это получение полной, всесторонней, самой представительной информации, позволяющей сделать более обоснованные рекомендации. Социальный аспект технологической культуры особенно наглядно проявляется в том, насколько в процессе управления осуществляются постоянный учет интересов работников и их согласование с интересами производства и общества. Рабочая сила сегодня выступает уже не просто как ресурс, а, прежде всего, как субъект производства. Поэтому там, где не на словах, а на деле отказались от анализа развития и функционирования производства только с точки зрения наличия материальных и финансовых ресурсов, а учитывают интересы и потребностей людей, обеспечивается успешное решение социально-экономических проблем. Нельзя рабочую силу по своим функциям уравнивать с другими ресурсами. К людям нельзя подходить с такими же мерками, как к материальным и финансовым резервам. При недостаточно продуманном и эффективном решении можно, в конечном счете, списать (и оправдать) и материальные, и финансовые потери. Поступить так с людьми – значит сознательно вызвать негативные социальные последствия. Важны такие функции технологии, как регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления. В каждой системе действуют тенденции к организации и дезорганизации, что и предполагает поддержание и соблюдение определенного алгоритма, последовательности протекания операций. Процедуры и операции могут включать использование как экономических рычагов (прибыль, цена, заработная плата и т.д.), так и правового механизма. Но в любом случае они всегда связаны с воздействием на сознание и поведение людей, обеспечивая устойчивость организации. Технологизация культуры как элемент человеческой культуры возникает двумя путями: «вырастает» в культуре эволюционно, постепенно или строится как искусственное образование, главная функция которого – соединение науки и практики . В этом смысле социальные технологии учитывают, с одной стороны, характер и показатели развития глобальных процессов современного мира (развитие средств коммуникации, информации, компьютеризация, интернационализация научной, культурной, образовательной практики, рост взаимозависимости производственно-экономической и духовной жизни и др.), а с другой – специфику национально-культурного развития населения, региональные особенности образа жизни людей, их общественной организации, традиции взаимодействия в исторически определенных социокультурных условиях. Технологическая культура невозможна без выявления закономерностей самоорганизации и дезорганизации социально-экономических процессов, использования их с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей. В технологической культуре важен учет социально-психологических явлений, которые нередко соединяют в себе противоречивые, а иногда и взаимоисключающие черты. Поэтому управление предполагает выявление этих ограничивающих или препятствующих факторов и предусматривает их учет, устранение или по крайней мере нейтрализацию. Все сказанное может быть отнесено к таким, например, явлениям, как национальные и групповые пережитки, предубежденность человека, базирующиеся часто на случайных факторах. Технологическая культура проявляет себя в сфере управления экономическими, социальными, политическими и духовными процессами, в процессе совершенствования исследовательской работы, интеллектуальной деятельности, в образовании, воспитании, художественном творчестве. Но технологическая культура, являясь частью культуры, элементом творчества, – в большей мере продукт науки управления, ее неотъемлемый элемент. Поэтому новизна социальной технологии прежде всего определяется ее наукоемкостью. Технологическая культура должна отвечать и за то, что реализуется в процессе ее осуществления. В научной литературе обсуждается идея управления по результатам и высказывается неудовлетворенность американской системой управления по целям (доход, прибыль, капитал). В понятие результат все в большей мере включаются человеческий фактор, творческие способности, развитое мышление, развитие организации, самоуправление, укрепление межличностных контактов, и, что особенно важно, отрабатывается механизм получения социальной части результата. Этот механизм включает не управление людьми, а создание условий для свободного развития умственных и физических сил человека, повышение уровня организации социальной системы, качества жизни, стимулирование труда не декретами, инструкциями, а самим трудом, его творческим содержанием, материальными и моральными факторами. Причем очень гибко в эту систему вплетаются общечеловеческие ценности, в определенной мере сглаживающие противоречия капитала. Внедряемые на Западе системы социального управления, в том числе и по результатам (финский опыт), не только направлены на достижение социального результата, но и управленчески-организационно обеспечивают его достижение, имеют технологическую проработку, которая предполагает доверие к работнику, уважение к его творческому потенциалу, готовность к сотрудничеству и способствует средствами планирования, нормативными документами их проявлению и развитию. Технологическая культура обеспечивает практическую реализацию социальных резервов, освоение социальных ситуаций путем принятия и осуществления конкретных социальных решений, соответствующих уровню решений технико-технологических задач. Все это позволяет сделать вывод, что технологическая культура – это органическая часть общей культуры, которая стремится в своем содержании интегрировать достижения технических и гуманитарных наук, применять интегрированные принципы не только к изучению социального пространства, но и к активному его обустройству в соответствии с целями развития социальных систем, смыслом человеческого существования. Важным компонентом этой культуры является инновационный тип мышления, который характеризуется конструктивностью мышления. Акцент в мышлении, поведении и практическом действии смещается на то, как получить конечный социальный результат, какими методами и средствами оптимизировать социальные действия, как правильно использовать творческие возможности, имеющиеся потенциалы (общества, социальной организации, личности и др.). XXI век, по прогнозам экспертов, должен стать гуманитарным. Механизм формирования технологической культуры открывает пути органического вхождения гуманности в естественно-научное пространство, в хозяйственную жизнь общества, управленческие структуры и обеспечивает взаимообогащение разных видов культуры. Важнейшим компонентом этого механизма является изменение стиля мышления, которое постепенно становится концептуальным (гуманитарным), стратегическим и конструктивным, технологическим, находящим пути и средства решения все усложняющихся социальных задач . Литература 1. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С.823. 2. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996. С.21. 3. См.: Уткин Э.А. Человеческий фактор и интенсификация производства. М., 1986. С.4; Труд, контакты, эмоции. Л., 1980. С.28. 4. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. С.235. 5. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1983. С.48. 6. Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления // Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М., 1989. С.95. 7. См.: Патрушев В.И. Информатизация и технологизация социального пространства: Сб. М., 1994. 8. Толковый словарь по социальным технологиям. М., 1994. С.211. 9. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976. С.183. 10. См. подробнее: Дудченко B . C . Инновационные игры. Таллинн, 1989. 11. Социальные технологии. Толковый словарь. М. – Белград, 1995. С. 218. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?