Главная - Актерское мастерство
Где находится дом пороховщикова. Мистическая тайна дома пороховщиковых

Соседи говорят, что иногда видят в окнах бледное лицо. От этих слов становится жутко. Однажды Пороховщиков рассказывал, как в юности он с мамой проходил мимо этого здания в Староконюшенном переулке. Дом, раньше принадлежавший семье актера, но после революции перешедший в собственность государства, снаружи выглядел красиво. Но мама сказала будущему артисту: держись от этого дома подальше, он несет смерть.

В ОСОБНЯКЕ АЛЕКСАНДРА ПОРОХОВЩИКОВА БЫЛА ПЫТОЧНАЯ

Актер напрасно отнесся с иронией к словам своей мудрой мамы.

Виктория Катаева

Споры о том, почему женщина свела счеты с жизнью, не утихают. «Желтая газета» выяснила, что дом, в котором Ира покончила с собой, хранит страшные тайны. Ведь даже мать Александра Шалвовича, когда была жива, запретила сыну приближаться к фамильному особняку. Но он ослушался.

Архитектор умер в 45 лет от странной болезни.
Соседи говорят, что иногда видят в окнах бледное лицо. От этих слов становится жутко. Однажды Пороховщиков рассказывал, как в юности он с мамой проходил мимо этого здания в Староконюшенном переулке. Дом, раньше принадлежавший семье актера, но после революции перешедший в собственность государства, снаружи выглядел красиво. Но мама сказала будущему артисту: держись от этого дома подальше, он несет смерть.

Желая узнать тайну дома, Александр неделями пропадал в библиотеках – поднимал архивы, изучал книги по истории центра Москвы.

– В домашней библиотеке на втором этаже несколько полок было отведено специально под материалы, касающиеся истории дома, – рассказала нам домработница семьи Екатерина Кузнецова.

Известно, что дом построен в 1871 году по заказу прадеда актера. Прадед Пороховщикова был уважаемым и состоятельным человеком, владел гостиницей и рестораном.

В исторических архивах мы нашли информацию, что проектировавший здание архитектор Дмитрий Люшин умер в 45 лет от загадочной болезни – ничего не болело, но стремительно уходили силы.

А у прадеда актера через несколько месяцев после завершения строительства умерла от простуды молодая жена.

– В Москве есть несколько десятков мест с темной энергетикой, и дом Пороховщикова в их числе, – говорит историк, автор экскурсий по мистической Москве Ирина Сергиевская.

Принесла на балкон землю с могилы

Прадед Пороховщикова часть дома сдавал состоятельным жильцам. Например, там жил инженер Владимир Чиколев. Он умер здесь же, в довольно молодом возрасте – 53 года. А философ Сергей Трубецкой, прожив в этом доме несколько месяцев, сбежал в Петербург, но от судьбы не убежишь – вскоре отпрыск княжеского рода умер, ему было 43 года. Несколько лет назад в этом же доме умерла от рака мама Ирины.

После смерти мамы Ира словно тронулась умом: принесла на балкон землю с могилки, поставила фотографию мамы и иконку. Разговаривала с умершей, зажигала свечки, молилась.

А еще несколько лет назад в соседнем доме, в том же Староконюшенном, рухнул потолок, под завалами погибли 4 человека. Все это – страшные факты, от которых не отмахнешься.

Домработница Пороховщиковых рассказывала, что в доме отчетливо слышала шаги – в комнатах, где точно не мог ходить никто из живых. Александр Шалвович говорил, что иногда видит в доме тень маленькой девочки и уже даже привык к загадочной обитательнице особняка.

— Несколько лет назад Александр Пороховщиков передал одному из московских музеев уникальную картину Боттичелли «Тондо», которая перешла актеру по наследству, – рассказала Ирина Сергиевская. – Одна из героинь этой картины – маленькая девочка.
Возможно, бесценной картиной Пороховщиков пытался как бы расплатиться со злым роком, который начал преследовать его близких. Ведь недавно не стало и мамы артиста, которую он очень любил и даже хотел клонировать.

Иван Грозный вешал здесь людей

По одной из версий историков, во времена Ивана Грозного на месте дома, который Пороховщиков взял в долгосрочную аренду у государства в 1995 году, стояла виселица – царь казнил здесь не одну сотню людей.

В 20-е – 30-е годы прошлого века в подвальных помещениях многих домов близ Лубянки пытали так называемых врагов народа. Скорее всего пыточная находилась и в этом, теперь печально известном доме. В особняке много потайных помещений, где следы преступлений можно скрыть.

Как известно, смерть притягивает смерть. Очевидно, именно это имела в виду мудрая мама Александра Пороховщикова, требуя, чтобы сын никогда не приближался к страшному дому. Но он, похоже, не верил судьбу. Александр Шалвович хотел создать в доме музей детской игрушки: добро ведь может нейтрализовать темную энергетику места. Однако сделать этого артист не успел: увяз в судах с родственниками, а потом свалился от болезни.

Очень я была удивлена, когда в самом центре Москвы нашла в преуспевающем состоянии дом купца Пороховщикова (архитектор Гун). Нельзя сказать, чтобы в целости и невредимости - заплатки видны, а по поводу наличников и деревянных панно с птицами, так и вовсе возникают подозрения, что это рубеж веков, только не 19-го и 20-го, а 20-го и 21-го. Ещё более я была удивлена, когда окинув его первым же взглядом, я поняла, что кое-что весьма и весьма похожее я уже видела в Ногинске(Богородске). Вот как! Не в Ногинске подумала, что в Москве уже видела, а именно наоборот! Но похожее, а не идентичное. Итак, первый наличник:

А теперь всё по порядку.

Фасад со стороны Староконюшенного переулка. Композиция его сходна с ногинским домом, три островерхих наличника посредине объединены общей линией наверший, а по бокам - по одному наличнику с горизонтальной линией навершия(технологические скаты не рассматриваем, в систему декора они не входят):

Центральная группа трёх окон:

У окон уличного фасада, расположенных по бокам от центральной группы, наличники такие:

Чуть крупнее верхняя часть:

Нижняя часть:

Вот этот наличник вместе со всей секцией дома:

Из информационной таблички узнаём:
"Памятник архитектуры
Деревянный жилой дом последней трети XIX века
(А.А.Пороховщикова)
1871г.
архитектор А.Л.Гун (нрзб)
Охраняется государством"
Странноватой немножко кажется дата. Как-то плохо верится, что в 1871 году создавались ТАКИЕ рисунки. Лет эдак на 25-30 позже - это было бы естественно и понятно. Но может быть в 1871 году был построен дом, а декор - всё-таки рубежа веков? Впрочем, кто знает, тот пусть и уточняет. Возможно, придётся пересматривать своё устоявшееся мнение ввиду неоспоримых фактов.
Однако вернёмся к последней фотографии. По бокам от окна мы видим удивительный декор. Сходство с ногинским домом потрясающее! Ногинская версия(она справа) - явное упрощение-уплощение-удешевление версии московской(слева):

Посмотрим на окошко сбоку. Объёмы значительны:

Доска с птицами прикреплена как-то странновато - какие-то нестыковки и технологические недодуманности:

Единственный кадр приплюснутого чердачка (светёлкой эту нашлёпочку не назовёшь):

Теперь крыльцо уличного фасада:

Декор козырька:

Посмотрим на фотографии торцов брёвен крыльца и (якобы) самого дома. Пишу "якобы", потому как в сомнениях. Похоже, что это всего лишь декор, имитирующий торцы конструктивно безальтернативных брёвен. Что-то не очень стыкуется ряд этих кругляшек с уровнями поперечных брёвен. Может быть и поперечные брёвна не брёвна вовсе, а декорация??? В самом деле, в традиционном русском бревенчатом доме брёвна выглядят более "круглыми". Поясню. Чтобы положить бревно на бревно и получить такую малую кривизну, как на доме Пороховщикова, следовало бы соприкасающиеся поверхности верхнего и нижнего бревна весьма значительно стесать или как-то ещё подубрать объём в этой части. Вся в каких-то подозрениях о ненатуральности, смотрю на фотографии:

Написала про малую кривизну и задумалась. Потом посмотрела на другие дома. Оказывается, далеко не на всех брёвна имеют бОльшую кривизну, чем у дома Пороховщикова. Вот пример безыскусного мещанского домика в Боровске:

Тоже кривизна малая. Да оно, наверное, иначе и нельзя, что же брёвна по касательной что ли только соприкасаются? Как же оно тогда тепло бы держало? Вспомнила, как читала где-то, что при сушке брёвен делали такой провоцирующий к растрескиванию надрез на бревне, чтобы оно трескалось в одном месте, а не хаотично в нескольких местах. Зато потом брёвна друг на дружку клали, как шапки надевали. Тепло в этом случае держалось хорошо, в отличие от дома из неправильно высушенных брёвен.
Так что малая кривизна вполне нормальна.

"Подзоры" беру в кавычки. Подзоры должны быть ажурные, лёгкие. Эти подзоры скорее не подзоры, а сложносоставленный слоёный фриз:

Посмотрим на дом с левого угла (правый угол не слишком презентабелен):

И перейдём к рассмотрению бокового фасада. Мы видим тут единичное окно с другим наличником:

Верхняя часть наличника. В кадр попадают острые-преострые пики забора. Здорово заточены, однако. Интересно, а изначально какой был забор, да и был ли он здесь вообще во времена царской России? Воспринять эту холоднооружейную эстетику как элемент декора не удаётся, как не прищуривайся. Классовое оружие певцов социального мира. Это даже не то, чтобы неприлично. Это война. И вид этих заточенных пик говорит об истинном моральном облике платных певцов толерантности гораздо больше, чем сказали бы слова:

Нижняя доска наличника:

Боковая "пилястра", соответственно нижняя и верхняя части:

Фрагмент навершия вместе с узорным стенным фризом:

Есть на этом фасаде и весьма разнообразно декорированное высокое крыльцо:

Козырёк ближе:

Самые верхние фризы:

Фризов так много, что я уже в них подзапуталась. Кажется, этот фриз относится к плоскому козырьку, который мы видим слева от нарядного навершия бокового крыльца. Правда я уже не могу понять, откуда там взялся подпирающий столбик. Может быть в кадр не попал? Ну да ладно, потом выяснится:

И с этим фризом не всё ясно. Такой же точно идёт понизу. Но здесь он снят в каком-то непонятном месте. Думаю, и это позже прояснится:

1. Ссылки по дому Пороховщикова:
http://www.glazychev.ru/habitations&cities/1995_Rus_Dom.htm
http://www.ogoniok.com/archive/2003/4822/43-27-29/
http://www.allrus.info/APL.php?h=/data/pressa/15/nz171198/nz8bh010.txt

2. Ещё по одной ссылке (http://www.stroyinform.ru/ourarticlepage.aspx?y=2004&n=5&id=339) нашла вот такую информацию:
"В 1871 г. архитектор Л.С. Каменский... построил деревянный дом в Староконюшенном переулке. К его отделке и внутреннему убранству приложил руку другой архитектор, А.Л. Гун.". Получается, в табличке написано не совсем то? Или всё-таки то?
По ссылке http://www.babylon-realty.ru/info/k3d130_2.htm читаем:"деревянный дом в Староконюшенном переулке (архитекторы Д.Люшин, А.Гун) стал настоящим событием в русской архитектуре". опять что-то новенькое.
Припоминаю, как однажды случилось мне в беседе с главным хранителем одного из российских музеев выразить некоторое сомнение в том, ЧТО я прочла в приэкспонатной табличке. Он дал мне очень полезный совет: "Умоляю вас, не смотрите на таблички!". Похоже, совет универсальный.
По ссылке: http://testan.rusgor.ru/moscow/book/pereulok/mosper14_17.html читаем: "Ближе к Арбату - одноэтажный, весь резной деревянный дом, "жемчужина Староконюшенного", как его назвали в одной из статей, ему посвященных. Дом этот был построен на участке, принадлежавшем известному в то время московскому предпринимателю А. А. Пороховщикову.
Он задумал создать в центре Москвы деревянный дом в характере русских народных построек, что тогда было очень модно (рисунок его экспонировался в русском отделе Венской всемирной выставки 1873 г.). Сначала Пороховщиков передает заказ известному архитектору А. С. Каминскому, но окончательно дом строится по проекту А. Л. Гуна. Строительство его началось в мае 1871 г. (резчиком был И. А. Колпаков) и закончилось в октябре того же года. Историю этого дома подробно исследовал известный московский краевед В. В. Сорокин.
"
3. По ссылке http://www.babylon-realty.ru/info/k3d130_2.htm читаем:
"..."изба" Пороховщикова вызвала многочисленные подражания. С легкой его руки по всей России начали вырастать деревянные и каменные особняки, доходные дома, больницы, вокзалы в русском стиле."
Конечно, не от одного дома Пороховщикова пошёл "русский стиль",это смешно, но фраза про многочисленные подражания уже получила фактическое подтверждение(Ногинск, Калуга).

В списке объектов культурного наследия, открытых для посещения 18апреля и(или) 18мая, только что опубликованном в сообществе(http://community.livejournal.com/arch_heritage/322822.html), значится и дом Пороховщикова:

Очень интересный дом!
Обращение "образованного" общества к вековому культурно-художественному наследию русского народа.
Очень разные аспекты этого процесса можно было бы обсудить на материале этого замечательного памятника (и его многочисленных родственников - в Ногинске, Калуге, Угличе,... и в Москве). Но мне хотелось бы отметить один, возможно, не самый важный, но всё-таки существенный поворот темы.
Выкладывая во множестве сообщения о деревянных домах в своём журнале и в сообществе "Наличники России" (http://community.livejournal.com/nalichnik_ru), я с немалым удивлением отмечаю, что с явной статистической достоверностью время от времени приходят комментарии довольно странной, я бы даже сказала - ненатуральной направленности. Часто в моих сообщениях речь идёт о вандализме - вандализме как населения, так и власти. Куда денешься - это постыдное явление распространено повсеместно. В вышеупомянутых комментариях "ненатуральной" направленности с практически нескрываемым удовлетворением и удивительной "пассионарностью" разрушения делаются попытки "оправдать" вандализм. Все аргументы годятся. В частности - абсолютно негодный и абсурдный:
"В таких домах жить нельзя. Бедные жители - в стенах щели, в квартире сквозняк, и (о ужас!) нет горячей воды и канализации. А потому надо всё скорей крушить" и так далее, всё так же ненатурально.
Да, в домах, построенных 100 лет назад нет современных бытовых удобств, и они нуждаются в серьёзных ремонтах.
Но из этого абсолютно не следует, что вековое наследие надо "сбрасывать с корабля современности" и поощрять вандалов. Архитектурные формы, материалы и стиль декора никоим образом не являются помехой бытовому обустройству на самом современном уровне. Что красноречиво доказывает дом Пороховщикова. Уже более ста лет назад в нём всё было устроено для быта весьма и весьма комфортно и технологично. Хорошо бы, чтобы об этом подробнее написали люди знающие.
Тем более сейчас не может быть в этом вопросе никакого противоречия. Всё давно совместимо "в одном флаконе". Удивительно, что приходят людям в голову такие странные "аргументы"!
Рассмотрим дом поближе.
Прошу не судить строго мои описания и наблюдения - поскольку я не имею образования в этой области, то и протрактовать видимое квалифицированно не имею возможности. Думаю, знающие люди поправят и объяснят, что к чему в деревянном строительстве.


Фасад со стороны Староконюшенного переулка. Посредине три островерхих наличника объединены общей линией наверший, а по бокам - по одному наличнику с горизонтальной линией навершия(технологические скаты не рассматриваем, в систему декора они не входят):

Центральная группа трёх окон:

"Отпиливаю" один наличник:

У окон уличного фасада, расположенных по бокам от центральной группы, наличники такие:

Чуть крупнее верхняя часть:

Нижняя часть:

Вот этот наличник вместе со всей секцией дома:

Из информационной таблички узнаём:
"Памятник архитектуры
Деревянный жилой дом последней трети XIX века
(А.А.Пороховщикова)
1871г.
архитектор А.Л.Гун (нрзб)
Охраняется государством"
Странноватой немножко кажется мне дата. Как-то плохо верится, что в 1871 году создавались ТАКИЕ рисунки. Уж очень смелая и обощающая линия без мелкой деталировки. Лет эдак на 25-30 позже - это было бы естественно и понятно. Но может быть в 1871 году был построен дом, а декор - всё-таки рубежа веков? Впрочем, кто знает, тот пусть и уточняет. Возможно, придётся пересматривать своё устоявшееся мнение ввиду неоспоримых фактов.
Однако вернёмся к последней фотографии. По бокам от окна мы видим удивительный декор. Сходство с домом в Ногинске(http://ehidnazevaka.livejournal.com/2008/07/03/) потрясающее! Ногинская версия(она справа) - явное упрощение-уплощение-удешевление версии московской(слева):

Посмотрим на окошко сбоку. Объёмы значительны:

Доска с птицами прикреплена как-то странновато - какие-то нестыковки и технологические недодуманности (или следы каких-то ремонтов?):

Единственный кадр приплюснутого чердачка (светёлкой эту нашлёпочку не назовёшь):

Теперь крыльцо уличного фасада:

Декор козырька:

Посмотрим на фотографии торцов брёвен крыльца и (якобы) самого дома. Пишу "якобы", потому как в сомнениях. Может быть это всего лишь декор, имитирующий торцы конструктивно безальтернативных брёвен? Может быть и поперечные брёвна не брёвна вовсе, а декорация??? Вся в каких-то подозрениях о неестественности, смотрю на фотографии:

Теперь "подзоры". "Подзоры" беру в кавычки. Подзоры должны быть ажурные, лёгкие. Эти подзоры скорее не подзоры, а сложносоставленный слоёный фриз:

Посмотрим на дом с левого угла (правый угол не слишком презентабелен):

И перейдём к рассмотрению бокового фасада. Мы видим тут единичное окно с другим наличником:

Верхняя часть наличника. В кадр попадают острые-преострые пики забора. Здорово заточены, однако. Интересно, а изначально какой был забор, да и был ли он здесь вообще во времена царской России? Воспринять эту холоднооружейную эстетику как элемент декора не удаётся, как не прищуривайся. Классовое оружие певцов социального мира. Поют и пики затачивают под своё сладкоголосое пение. Это более чем неприлично. И не на отшибе в промзоне, а в самом центре Москвы:

Нижняя доска наличника:

Боковая "пилястра", соответственно нижняя и верхняя части:

Фрагмент навершия вместе с узорным стенным фризом:

Есть на этом фасаде и весьма разнообразно декорированное высокое крыльцо:

Козырёк ближе:

Самые верхние фризы:

Фризов так много, что я уже в них подзапуталась. Кажется, этот фриз относится к плоскому козырьку, который мы видим слева от нарядного навершия бокового крыльца. Правда я уже не могу понять, откуда там взялся подпирающий столбик. Может быть в кадр не попал? Ну да ладно, потом выяснится:

И с этим фризом не всё ясно. Такой же точно идёт понизу. Но здесь он снят в каком-то непонятном месте. Думаю, и это позже прояснится:

Достопримечательность

Дом Пороховщикова

Страна Россия
Город Москва
Координаты 55°44′59″ с. ш. 37°35′42″ в. д.  /  55.749854° с. ш. 37.594936° в. д.  / 55.749854; 37.594936 (G) (Я)
Архитектурный стиль Русский стиль
Автор проекта А. Л. Гун
Строительство - годы
Статус Объект культурного наследия РФ № 7710821000
Состояние отреставрирован
К:Википедия:Ссылка на Викисклад непосредственно в статье

Дом Пороховщико́ва - особняк в центре Москвы , в Староконюшенном переулке (дом 36). Построен в 1871-1872 годах для российского предпринимателя и мецената А. А. Пороховщикова , владельца гостиницы «Славянский базар» и одноимённого ресторана . Здание, построенное на древнем фундаменте из дерева, удачно синтезировало приёмы национальной архитектурной традиции. Сложенный из толстых брёвен, украшенный резными наличниками , карнизами и подзорами , особняк сочетает крупные объёмы и не лишённый живописности облик. Проект дома в 1873 году получил премию на Всемирной выставке в Вене .

История

В 1880-х годах в особняке размещается «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению», здесь читали лекции физиолог И. М. Сеченов , зоолог М. А. Мензбир , энтомолог К. Э. Линдеман. 5 марта 1880 здесь на средства меценатов открыта женская Воскресная школа, библиотека и педагогический музей. С конца 1890-х годов здание передано под жильё для состоятельных людей .

В советское время, в 1980-х годах в доме Пороховщикова располагалось Киевское районное отделение ВООПиК города Москвы, Совет ветеранов 77-й Гвардейской дивизии народного ополчения Киевского района с музеем, филиал библиотеки имени Н. А. Добролюбова .

Реставрация, современное состояние

По состоянию на 2009 год в здании размещались ресторан, бильярдный зал , а также частные апартаменты.

Напишите отзыв о статье "Дом Пороховщикова"

Примечания

Литература

  • / Отв. ред. И. А. Савина, М. В. Ляпина, Е. И. Степанова. - М .: ОГИ, 2012. - С. 210-211. - 319 с. - ISBN 978-5-94282-690-1 .

Ссылки

  • Дом Пороховщикова // Москва: Энциклопедия / Глав. ред. С. О. Шмидт ; Сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. - М . : Большая Российская энциклопедия , 1997. - 976 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-85270-277-3 .

Отрывок, характеризующий Дом Пороховщикова

Анатоль последнее время переселился к Долохову. План похищения Ростовой уже несколько дней был обдуман и приготовлен Долоховым, и в тот день, когда Соня, подслушав у двери Наташу, решилась оберегать ее, план этот должен был быть приведен в исполнение. Наташа в десять часов вечера обещала выйти к Курагину на заднее крыльцо. Курагин должен был посадить ее в приготовленную тройку и везти за 60 верст от Москвы в село Каменку, где был приготовлен расстриженный поп, который должен был обвенчать их. В Каменке и была готова подстава, которая должна была вывезти их на Варшавскую дорогу и там на почтовых они должны были скакать за границу.
У Анатоля были и паспорт, и подорожная, и десять тысяч денег, взятые у сестры, и десять тысяч, занятые через посредство Долохова.
Два свидетеля – Хвостиков, бывший приказный, которого употреблял для игры Долохов и Макарин, отставной гусар, добродушный и слабый человек, питавший беспредельную любовь к Курагину – сидели в первой комнате за чаем.
В большом кабинете Долохова, убранном от стен до потолка персидскими коврами, медвежьими шкурами и оружием, сидел Долохов в дорожном бешмете и сапогах перед раскрытым бюро, на котором лежали счеты и пачки денег. Анатоль в расстегнутом мундире ходил из той комнаты, где сидели свидетели, через кабинет в заднюю комнату, где его лакей француз с другими укладывал последние вещи. Долохов считал деньги и записывал.
– Ну, – сказал он, – Хвостикову надо дать две тысячи.
– Ну и дай, – сказал Анатоль.
– Макарка (они так звали Макарина), этот бескорыстно за тебя в огонь и в воду. Ну вот и кончены счеты, – сказал Долохов, показывая ему записку. – Так?
– Да, разумеется, так, – сказал Анатоль, видимо не слушавший Долохова и с улыбкой, не сходившей у него с лица, смотревший вперед себя.
Долохов захлопнул бюро и обратился к Анатолю с насмешливой улыбкой.
– А знаешь что – брось всё это: еще время есть! – сказал он.
– Дурак! – сказал Анатоль. – Перестань говорить глупости. Ежели бы ты знал… Это чорт знает, что такое!
– Право брось, – сказал Долохов. – Я тебе дело говорю. Разве это шутка, что ты затеял?
– Ну, опять, опять дразнить? Пошел к чорту! А?… – сморщившись сказал Анатоль. – Право не до твоих дурацких шуток. – И он ушел из комнаты.
Долохов презрительно и снисходительно улыбался, когда Анатоль вышел.
– Ты постой, – сказал он вслед Анатолю, – я не шучу, я дело говорю, поди, поди сюда.
Анатоль опять вошел в комнату и, стараясь сосредоточить внимание, смотрел на Долохова, очевидно невольно покоряясь ему.
– Ты меня слушай, я тебе последний раз говорю. Что мне с тобой шутить? Разве я тебе перечил? Кто тебе всё устроил, кто попа нашел, кто паспорт взял, кто денег достал? Всё я.
– Ну и спасибо тебе. Ты думаешь я тебе не благодарен? – Анатоль вздохнул и обнял Долохова.
– Я тебе помогал, но всё же я тебе должен правду сказать: дело опасное и, если разобрать, глупое. Ну, ты ее увезешь, хорошо. Разве это так оставят? Узнается дело, что ты женат. Ведь тебя под уголовный суд подведут…
– Ах! глупости, глупости! – опять сморщившись заговорил Анатоль. – Ведь я тебе толковал. А? – И Анатоль с тем особенным пристрастием (которое бывает у людей тупых) к умозаключению, до которого они дойдут своим умом, повторил то рассуждение, которое он раз сто повторял Долохову. – Ведь я тебе толковал, я решил: ежели этот брак будет недействителен, – cказал он, загибая палец, – значит я не отвечаю; ну а ежели действителен, всё равно: за границей никто этого не будет знать, ну ведь так? И не говори, не говори, не говори!
– Право, брось! Ты только себя свяжешь…
– Убирайся к чорту, – сказал Анатоль и, взявшись за волосы, вышел в другую комнату и тотчас же вернулся и с ногами сел на кресло близко перед Долоховым. – Это чорт знает что такое! А? Ты посмотри, как бьется! – Он взял руку Долохова и приложил к своему сердцу. – Ah! quel pied, mon cher, quel regard! Une deesse!! [О! Какая ножка, мой друг, какой взгляд! Богиня!!] A?
Долохов, холодно улыбаясь и блестя своими красивыми, наглыми глазами, смотрел на него, видимо желая еще повеселиться над ним.
– Ну деньги выйдут, тогда что?
– Тогда что? А? – повторил Анатоль с искренним недоумением перед мыслью о будущем. – Тогда что? Там я не знаю что… Ну что глупости говорить! – Он посмотрел на часы. – Пора!
Анатоль пошел в заднюю комнату.
– Ну скоро ли вы? Копаетесь тут! – крикнул он на слуг.
Долохов убрал деньги и крикнув человека, чтобы велеть подать поесть и выпить на дорогу, вошел в ту комнату, где сидели Хвостиков и Макарин.
Анатоль в кабинете лежал, облокотившись на руку, на диване, задумчиво улыбался и что то нежно про себя шептал своим красивым ртом.
– Иди, съешь что нибудь. Ну выпей! – кричал ему из другой комнаты Долохов.
– Не хочу! – ответил Анатоль, всё продолжая улыбаться.
– Иди, Балага приехал.
Анатоль встал и вошел в столовую. Балага был известный троечный ямщик, уже лет шесть знавший Долохова и Анатоля, и служивший им своими тройками. Не раз он, когда полк Анатоля стоял в Твери, с вечера увозил его из Твери, к рассвету доставлял в Москву и увозил на другой день ночью. Не раз он увозил Долохова от погони, не раз он по городу катал их с цыганами и дамочками, как называл Балага. Не раз он с их работой давил по Москве народ и извозчиков, и всегда его выручали его господа, как он называл их. Не одну лошадь он загнал под ними. Не раз он был бит ими, не раз напаивали они его шампанским и мадерой, которую он любил, и не одну штуку он знал за каждым из них, которая обыкновенному человеку давно бы заслужила Сибирь. В кутежах своих они часто зазывали Балагу, заставляли его пить и плясать у цыган, и не одна тысяча их денег перешла через его руки. Служа им, он двадцать раз в году рисковал и своей жизнью и своей шкурой, и на их работе переморил больше лошадей, чем они ему переплатили денег. Но он любил их, любил эту безумную езду, по восемнадцати верст в час, любил перекувырнуть извозчика и раздавить пешехода по Москве, и во весь скок пролететь по московским улицам. Он любил слышать за собой этот дикий крик пьяных голосов: «пошел! пошел!» тогда как уж и так нельзя было ехать шибче; любил вытянуть больно по шее мужика, который и так ни жив, ни мертв сторонился от него. «Настоящие господа!» думал он.

 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS