Главная - Кастинги
Национальные орнаменты и узоры янао. Хантыйские орнаменты: виды и символы, их значение, правила вязания и инструкции по выполнению узоров

Каждый народ имеет свои своеобразные черты, которые считаются визиткой его самобытной культуры. Из истории северных коренных малочисленных народов (ханты и манси) известно о хантыйских узорах и орнаментах. Картинки нашей статьи дадут вам некоторое представление об особенностях и символичности таких мотивов. Ведь это не просто рисунки, в них закодирована информация о культуре народа, ее развитии. Эти узоры северный народ использовал для вышивки, резьбы по дереву и кости, украшения бисером. Картинки хантыйских орнаментов и узоров оживляют любую вещь, делают ее заметной, красивой и оригинальной. Сибирская земля богата трудолюбивыми мастерами, которые с помощью узоров смогли передать красочность природы своей земли, богатый духовный мир ее жителей. Предлагаем вам познакомиться с хантыйскими орнаментами и их значениями.

Немного из истории коренных народов Севера

Созданные задолго до присоединения сибирских земель к России, повествуют о племенах северной Азии, которые были предками нынешних народов Сибири - ханты, манси, ненцы. Этнической общностью ханты стали в 1 тыс. н. э., когда слились южные угорские племена и племена рыболовов и охотников таежного Зауралья. Литература говорит о некоторых особенностях культуры и языка разных групп ханты. Южные и северные ханты - так поделили их специалисты.

На севере основным занятием жителей ханты считается рыболовство, оленеводство, охота. Они строят деревянные домики и чумы. Рыболовы и охотники могут иметь несколько жилищ в разных местах. Оленеводы имеют обычай ставить чум там, где остановятся. Любая постройка у них именуется хот. Они бывают берестяные, земляные, дощатые.

Хантыйские мужчины и женщины разделяют между собой быт. Мужчины занимаются изделиями из дерева, кости и кожи, а женщины мастерят меховую одежду, ткут сукно, украшают наряды бисером. До наших дней дошли своеобразные элементы языческой культуры - узоры и хантыйские орнаменты. Картинки этих мотивов доказывают своеобразное видение мира северных народов. Эти орнаментальные композиции имеют свои художественные принципы. Народ ханты ими выражал свои нравственные и эстетические идеалы. Ведь нужно быть мужественным, чтобы жить на этой земле, нужно обладать щедрым сердцем, чтобы любить суровый север. Коренным жителям нравятся его неяркие краски, скупая весна и белое лето.

Чем был орнамент для народов ханты и манси?

Художественный язык народа ханты отличается многообразностью. Само слово "орнамент" имеет значение - "украшение". Орнамент был элементом художественного стиля для зодчества, ваяния, живописи, графики. Узоры для не были самоцелью, они создавали их, чтобы что-то украшать. Применяли они их довольно широко - от рисунков на наружных и внутренних стенах зданий - до посуды. Их использовали для декорации тканей, вышивок, кружев, металлических изделий, отделки одежды. Орнаменты давали новую жизнь обыденным предметам, выражали отношение ко всему окружающему, создавали особый художественный мир.

Хантыйские узоры и их названия подтверждают то, что их использовали в аппликации, окаймовке вещей. С их помощью делали параллельные ряды, вертикальные и наклонные полоски. Весомость и полноту этим рисункам придают оконтуренные мотивы. Важно отметить, что, как и все орнаменты, хантыйские мотивы также состоят из раппортов, постоянно повторяющихся частей.

Основа орнаментальной системы хантов

Основными элементами орнамента коренных народов Севера были треугольник, квадрат, ромб, зигзаг, крест. Все эти элементы соединяли в результате долгого наблюдения за окружающим миром. Многих интересуют хантыйские орнаменты с названиями, которые давали по сходству и подобию с предметами, растениями, животными, явлениями природы. Такие узоры оживляли вещи, делали их более заметными, добавляли красоты и оригинальности.

Чаще всего орнаментика включала в себя символическое изображение представителей фауны и флоры. Оттенки характеризовались яркостью и контрастностью цветов.

Главной темой узоров является солнце, ведь в тех краях каждый его луч на вес золота. Вторым по значимости идет образ оленя или его рогов. Ведь для северных народов олень считается лучшим другом, кормильцем, извозчиком, спасителем. Из него берут кости для изготовления оружия и жил для шитья.

Самые распространенные узоры хантов

Строгий порядок присущ геометрическому хантыйскому орнаменту. В его основе лежит строгое геометрическое чередование. После геометрического узора следует растительный мотив. Его чаще всего используют в резьбе по дереву.

А теперь более подробно о геометрическом узоре. Очень часто у хантов использовался крест. С его помощью они старались оградиться от боли и укрыться от болезни. Крест несет охранительную функцию, это граница между мирами. Встречается косой крест под названием "собачья лапа", ограничивающий людей от враждебных существ в этом мире.

Особое место ханты уделяли ромбу, его называли "сердца углублением". Поверх него нельзя больше наносить узор, чтобы не испортить судьбу человеку. Встречается ромб с пустотой внутри или в виде лягушки, которая почиталась северным народом. Ее ассоциировали с "прыгающей женщиной", способной дарить счастье.

Часто в полосках орнаментов встречаются прямые линии и зигзаги. Прямая линия считается простейшим геометрическим орнаментом, но довольно часто встречающимся элементом украшения одежды у хантов. Для берестяных изделий, а также аппликаций тканью по ткани использовались зигзаги. Извилистую линию в центре орнамента считали олицетворением жизни и живого существа. С зигзагом связано все живое, одушевленное. Часто именно им украшали берестяные колыбельки для детишек или спинки и бортики люлек.

Некоторые мотивы узоров связаны с треугольником. Именно на него похож топор, с которым у хантов много связано. Топор применяли во многих свадебных, похоронных обрядах, медвежьих игрищах. У топора очистительная функция. Чтобы очиститься, через топор должна была перешагнуть каждая женщина. Также треугольник использовался для орнаментов "утиный выводок", "щучьи зубы", "кедровая шишка".

Хантыйские орнаменты и их значение

Узоры для народа ханты - целая система, которая заменяла письменность и сопровождала человека от его первых шагов до смерти. Интересны и хантыйские узоры, и их названия, которые имеют все мотивы. Эти названия говорят, откуда прибыл обладатель, есть ли у него богатство, о масти его оленя, о рукодельнице-жене. Мастерицы с помощью берестяного трафарета вырезали узоры из камуса (шкуры, которую снимали с ноги оленя). Камус подбирали по оттенку и длине ворса. Затем с помощью оленьих сухожилий детали сшивались, а швы отделывались вставками из цветного сукна. Предлагаем вам познакомиться поближе с некоторыми узорами:

  1. "Заячьи ушки". Применяется для украшения детских вещей и связан с плодородием.
  2. "Глухарь". Эта птица считается хранительницей сна ребенка и его здоровья.
  3. "Выводок утят".
  4. "Лапа лисы".
  5. "Малая рябь воды".
  6. "Крыло гуся".
  7. "Заячьи уши".
  8. "След белки".
  9. "Выдра".
  10. "Человек на лошади".
  11. "Кедровая шишка".
  12. "Лягушка".
  13. "Жук".
  14. "Рога оленя".
  15. "Березовая ветвь".
  16. "Медвежий след".
  17. "Цветущий куст".
  18. "Накаты волн".

С ромбом у хантов связаны узоры "жук", "мужика половина", дровяная поленница", "ель", "мышь". К жукам у народов Севера особое отношение, в них они видят своих бабушек и дедушек. Они считают, что после смерти души превращаются в маленьких жучков. Ель считается священным деревом. В самой ели и ее корнях ханты видели соединение верхнего и нижнего миров. С мышью связано уничтожение всех враждебных существ нижнего мира. Как вы уже заметили, названия узорам давались по сходству и подобию с предметом.

Кроме вышеперечисленных символов, на орнаментах можно было увидеть мифического мамонта, соболя, кедр. С оленем связана победа добра над злом, с пчелой - трудолюбие, с крыльями - движение.

Из зверей в узорах встречается змея, ползучая змея, соболь. На тему птиц можно увидеть хвост тетерева, крылья чайки, шею утки. Тему растений представляют шишки, верхушки еловых веточек, обломанные ветки березы. О явлениях природы напоминают накаты волн, рябь воды. Все эти узоры бывают либо линейного, либо розеточного типа.

А теперь представим вам названия орнаментов на языке северного народа:


Применение узоров для вышивания

Существует три способа хантыйской вышивки: "керем-ханч", ектем-ханч", "севем-ханч". Первые две похожи на русскую двустороннюю вышивку. А последняя, позаимствованная коренным населением у переселенцев, выполняется крестом и считается одной из последних техник южно-хантыйской вышивки. с помощью восстановленных узоров и техник вышивания и сейчас мастерицами создаются национальные костюмы, украшенные колоритными орнаментами. Такой вышивкой современные мастерицы украшают сумки, кошельки, головные уборы, пояса.

Главная особенной вышивки таких узоров в том, что они строго геометричны и состоят из прямоугольников, углов, ромбов, зигзагов. В этих вышитых полосках закодирована информация народов ханты.

Бисерные работы

Декоративное искусство народов ханты пронизано большой ролью в нем женщины. Одним из самых интересных видов женского творчества считается изготовление украшений из бисера по местным узорам. Когда-то бисер доставлялся на север англичанами в обмен на пушнину. Купцы покупали бисер и продавали его ханты. В Тобольске находился целый склад бисера. У северных хантов бисер имел название "сак" и "сек", что означало "камень". В XX веке был популярным фарфоровый бисер.

Женщины украшают бисерными орнаментами рукава, подолы, полы и груди летних нарядов. Для молодых девушек и девочек в изделиях используется оранжевый, зеленый, голубой, красный цвет. Практикуется не только вышивание бисером, но и плетение ажурных цепочек, мозаичных изделий. Очень часто бисерные работы с хантыйскими орнаментами представлены на различных выставках декоративно-прикладного искусства. Очень эффектно смотрятся подвески из бисера к головным уборам, салфеточки, пояса, браслеты и кошелечки.

Шерстяные изделия с узорами

Одним из немногих женских занятий хантов, которые сохранились до сих пор, является узорное вязание на шерсти. В основном, вяжут только теплые варежки. Хантыйские орнаменты для них очень подходят. Каждой мастерице с детства знакомы основные рисунки, которые она сама корректирует во время вязания. Мотивы на варежках имеют столь же много значений, как и в других видах рукоделия.

Иногда узоры также используются для вязания носков. Мастерицы знают, что важно при вязании не оставить орнамент неоконченным. Иногда рисунок одной варежки продолжается на второй или на ладошке. За многие годы узорное вязание хантов почти не изменилось, менялся лишь состав пряжи и палитра оттенков. Когда-то использовалась для вязания только черная, белая и серая гамма, затем подключился синий и зеленый цвет. Шерсть ханты покупали, но потом сами ее красили.

Украшение орнаментами одежды

Северные народы по-своему представляли красоту. По-настоящему красивая женщина должна быть рукодельницей, ведь именно она считается носительницей орнаментальных традиций. С помощью узоров на одежде ханты отражали родоплеменные особенности. На меховых женских шубах орнаменты располагают по краям изделий. На рукавицах часто изображали медвежий след, что предрекало успех будущему охотнику.

На демисезонной женской одежде часто делали узорную аппликацию. Меховую мозаику делали на детских шубках. Хантыйские узоры украшают различные сахи, бурки, платья.

Основным материалом для теплой одежды хантов служили оленьи шкуры. Такая женская шуба называется "сах". У нее впереди находятся завязки, внутренняя подкладка также меховая. Иногда верх может выполняться из яркого прочного сукна. В тех районах, где обитало мало оленей, мастерицы сшивали множество маленьких лапок и шкурок в одно большое полотнище. Такой сах расшивали различными орнаментами по краям.

У женщин хантов было специальное приспособление - тутчан, который передавали от матери к дочери. Это специальная берестяная коробочка для хранения приспособлений для рукоделия. Иголки хранились в специальных игольницах. Женщины работали целый день, не жалели ни глаз, ни рук. Некоторые сложные работы выполнялись годами. Северными узорами украшались платки, косынки, штаны, варежки. Также узоры использовали для аппликаций на мужских рубахах, халатах, подушках, покрывалах для оленей, сумках.

Сегодня фигурные мотивы можно сделать дерева, пластика, картона, кожи. Высочайшая точность нужна для вырубки хантыйского орнамента из фанеры. Это можно использовать для изготовления фоторамок. В учебных заведениях сегодня на уроках труда продумано выполнение поделок для младших школьников с хантыйским орнаментом.

Священные свойства узоров, защитные и тотемные функции

Узоры хантов были не только украшением одежды, но и считались священными символами. Такие священные орнаменты применяли для изготовления ритуальных поясов, варежек, шапок. Предметы с их изображением предназначались для духов-охранителей. В священных узорах таится некая сила, заряд энергии для очищения предмета, на котором они изображены. Среди священных узоров излюбленным считается медвежья тема. Медведю ханты приписывали небесное происхождение и считали его сыном Торума. Есть верование в то, что у медведя несколько душ, способных все видеть, понимать и чувствовать. Узор применялся для того, чтобы стать удачливым охотником.

Часто встречаются узоры, связанные с оленем. Они тоже священны, символизируют землю, где живут стада этих животных. Хантыйский орнамент "солнце" связан с дарительницей силы, энергии для поддержания земной жизни, которую называли "найматерь" (солнце). Штрихи возле солнца символизируют семена жизни, из которых родятся не только люди, но и животные, растения.

Важно отметить, что синий цвет в орнаментах хантов символизирует реки и озера края, белый цвет связан со снегом, зеленый - с тайгой. А вот считаются национальным орнаментов северного народа, своеобразным оберегом. Часто эти узоры красуются на подвесках медальонов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №6»

Самойленко Дарья Дмитриевна,

6 «а» класс

Руководитель:

Шаймарданова Лилия Лутфулловна,

учитель культуры народов Ямала


Орнамент северных народов


г. Губкинский.

2015


    Введение…………………………………………………….……3-4

    Исследовательская часть……………………………………….5-10

    Заключение……………………………………………………….11

    Использованная литература…………………………….……….12

    Приложение………………………………………………………13-17

Введение

Зашифрованы в узорах,
Чтобы радовать людей
Синь озёр, а на озёрах,
Гордый контур лебедей.

Рыбы лов, охоты сценки,

Ритм труда, азарт игры...
С древних пор владеют ненки

Тайной мастерства иглы.

П.Явтысый

Актуальность работы : тема приобщения учащихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в повседневной жизни. Возрастает проблема формирования у подрастающего поколения подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Цель работы: познакомить с образцами орнаментов северных народов и их значениями, глубже проникнуть в изучение культуры нашей малой родины.

Объект исследования : орнамент северных народов.

Предмет исследования : орнаменты в национальной одежде народов Севера и различных предметах.

Задачи исследования:

    изучить теоретическую информацию в научно-популярной литературе и интернет – ресурсах;

    посетить губкинский музей освоения Севера, городскую и школьную библиотеки;

    рассмотреть орнаментальную отделку одежды ненцев, научиться читать язык орнамента;

    подготовить текст и иллюстрирующие материалы

Основные методы исследования : поиск, анализ и изучение орнаментов народов Севера.

Каждый народ выработал свою философию общения с природой. И осознание этого приходит к каждому человеку с самого раннего детства – через сказки, песни, пословицы, поговорки, через наблюдения за поведением родителей, соседей, через игры, обряды и орнаменты.

Северные народы и их предки очеловечили Заполярье – суровый край со сдержанной краской.

Предки лесных ненцев испокон веков вслушивались в неторопливую речь леса, шёпот прибрежной волны, пытались постичь смысл зверей и отразили в своих узорах всё, что они постигли и чему научились. Орнаменты – художественная летопись самого народа, но прочесть её можно лишь зная правила расшифровки сложного и во многом непонятного сегодня стиля. Несмотря на значительную литературу, посвящённую феномену ненецкого орнамента, далеко не все его тайны и загадки раскрыты.

Слово “орнамент” образовано от латинского слова “ornamentum”, которое переводится как “украшение”.

Основными занятиями народов Севера несколько тысячелетий назад были охота и рыболовство. Одежда изготавливалась из шкур добытых зверей – зайца, северного оленя, соболя, куницы, белки – и входила в сферу женского рукоделия.

Ненцы никогда не выбрасывали даже самые маленькие кусочки шкурок - считалось, что не будет удачи в охоте. Шкурки с ушей и лапок белок выделывали и нашивали на кусок кожи, который потом использовали для одежды. Первые орнаменты были округлые по очертаниям, постепенно орнаменты стали прямоугольными, причем, почти все они построены так, что обе части - светлая и тёмная - совершенно одинаковы и как будто входят одна в другую.

Все это большой кропотливый труд. Сначала подбирают шкурки - по цвету, качеству, направлению меха, длине и размеру. Кроят на специальных досках для раскроя узоров, прорезая сразу обе шкуры (светлую и тёмную). В работе нередко используют берестяные трафареты.

Народные умельцы украшали обыденные предметы, выражая свое отношение к окружающему миру, создавая свой художественный мир. С помощью геометрических фигур: линий, ромбов, треугольников люди изображали свое жилище, северное сияние, течение реки, рога оленей, уши зайца…

Исследовательская часть

«…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. «Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум. - Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок . Треугольник кисов - это твой чум , поперечные полоски – запреты , ещё один треугольник – дымок над чумом . А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой . Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не одна ; вокруг твоего чума живут и другие…» .

Назначение орнамента – украсить поверхность предмета, изделия, сделать его более красивым и оригинальным, передать через орнаменты информацию о мастерице, о месте её проживания, по роду занятий, о ее семье, показать ее мастерство и творчество.

Присутствие узоров на предмете придаёт им завершенность и зрелищность. Орнамент несёт в себе не только декоративную нагрузку, но и смысловую. Каждый орнамент имеет своё название и значение. По орнаментам можно узнать, откуда прибыл её носитель, богат он или не очень, какой масти у него олени, рукодельница ли его жена.

Орнаменты состоят из геометрических фигур, каждая из которых является не просто украшением, а имеет своё название и символическое значение . Считается, что орнаменты придают вещам свойства оберегов и играют роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментировали прежде всего ворот, рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь. В узорах изображают растения, животных, солнце, луну, землю, огонь. Эти рисунки не дают приблизиться злым духам и привлекают добрых покровителей человека. Одевшись в орнаментированную одежду, человек защищает себя от духов болезни , которые не смогут проникнуть через защитный магический узор.

Композиция орнамента выражает представление этих народов о единстве и равноценности двух начал – светлого и тёмного, символизирующих свет и тьму, зиму и лето, мужское и женское, добро и зло.

Сшивание узорных половин в единую ленту, вырезание узорных половин дело очень сложное и ответственное. Для орнаментов используют более гладкую, прочную и ценную часть оленьей шкуры.

Так же глаз рукодельницы зорко следит за тем, чтобы узоры орнаментальной линии были строго прямоугольные и соразмерные друг другу. Далеко не каждой представительнице народа под силу соответствовать всем требованиям предъявляемым меховой орнаментации, не каждая женщина могла заниматься таким мастерством.

Жёны мастерицы украшают одежду орнаментами из меха оленя, цветной ткани и бисера. Цвет бисера в орнаменте отражает красоту природы севера. Красный – это яркое солнце, синий и голубой – небо, вода, лед. Желтый, оранжевый и зеленый – летняя тундра. Белый – чистота и бесконечность, а черный – полярная ночь. Одежду украшают орнаментами из меховой мозаики, она составляется из кусочков светлого и темного меха. Нужно громадное терпение, чтобы составить из кусочков меха мельчайшую мозаику – орнамент, какую делают мастерицы, не оставляя неиспользованным ни одного даже самого маленького кусочка.

В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их древнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест – человека или бога.

Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Ненцы трактуют эти рисунки как живое воспроизведение близкой им северной природы. Орнамент ненцев основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди» и другие.
Ненецкие орнаменты широко используются в оформлении того или иного предмета, архитектурного сооружения, текстильного изделия, печатного издания.
Заголовки газет Ненецкого автономного округа украшают орнаменты «оленьи рога», «локоть лисицы».

Домашний олень - основа жизни в тундре. Оленеводы хоро­ шо знают характер и повадки этого животного. Они различа­ют каждого оленя в тысячеголовом стаде по масти, форме ро­ гов, полу, возрасту, степени прирученности, назначению в уп­ ряжке, по его роли в стаде и многому другому. На бытовых вещах и одежде применяют узоры "маленького оленя рога"- ай хор оцат. На юге Шурышкарского района его называют еще и «заячьи уши» - совал пал. Орнамент «рога боль­ шого хора» (оленя-производителя) - ун хор оцат особенно рас­ пространен на женских меховых шубах и бисерных нагрудных украшениях, часто используют его и на детских парках. Ниж­ нюю часть меховой шубы украшают узором «рога лесного оле­ ня» - ур хор оцат. В более сложном варианте он применяется и в бисерных украшениях детской люльки, на на­ циональных подушках из сукна или ткани и на женских укра­ шениях для оленьей упряжи.

Орнаментом «оленьи рога» не украшали обувь. «Нельзя топтать оленя и его голову, без оле­ ня мы никто», - так обычно выражаются ненцы.

Другие орнаменты, связанные с оленем, например «оленья тропа» - калац сарпай, чаще всего применяются на мужской меховой обуви, редко, но встречается он и на женских сумках.

В декоративно-прикладном искусстве применяется орна­ мент «лосиные рога». Он напоминает узор «оле­ ньи рога», но более раскидист, это крупный узор. Он встреча­ ется только в южных районах округа. Применять этот узор на обуви не рекомендуется.

Излюбленными узорами угорских и самодийских народов были «голова медведя», «медвежий след», «лосиный нос», «рог оленя» . Северные народы были убеждены, что их прародителями были эти животные.

Изображали в орнаменте пушных зверей, таких, как соболь, заяц, белка. Птицы тоже были предками родов. Орёл и кедровка считались родоначальниками у селькупов. В селькупских легендах богатыри превращались в орла, глухаря и кедровку, чтобы спастись от неминуемой гибели. Их изображение часто встречается в узорах этого народа. Образ птицы тесно связан ещё и с представлениями о душе человека. У ханты известен мотив глухарки на дереве. В облике глухарки изображена «сонная душа» человека. Она улетает во время сна, покидая тело спящего. Её путешествия человек наблюдает во сне. Когда же душа – глухарка возвращается к владельцу, он просыпается. Изображением глухарей чаще всего украшали люльку младенца, чтобы сон был спокойным.

Рассмотрим подробней рисунки и детали на отдель­ных вещах. Какие мысли и чувства, например, вложила женщина, когда она готовила капюшон для мужской одежды и шапку для женщины.

Более подробно остановимся на деталях женской шап­ ки. В орнаментах и рисунках отражены все заботы, тре­ воги и обязанности хозяйки тундры - хранительницы родового огня семьи. По ним нетрудно догадаться о том, что северянка хорошо защищена и окружена вниманием тех, кого она опекает. Об этом говорят на ее орнаментах изображения «бюстов мужчин», ее надежных защитни­ков. Мужчина для нее не только защитник, кормилец, отец любимых детей, воспитатель сыновей, но и человек, о котором она должна заботиться в первую очередь, обе­ регая его холода и голода.

На шапках женщин можно увидеть и изображения жилища северянина, орнамент чум. Чум строился не без помощи оленей. Владея ими, человек мог иметь теплое жилище, надежную упряжку на все случаи жизни, одежду и обувь, заменяющие ему крышу над головой в экстремальных условиях долгих кочевок, постоянного пребывания на воздухе.

Узор совар пал «заячьи уши» - наиболее простой и популярный. Им любят украшать детские изделия, но чаще всего этот орнамент используют на обуви вай. У хантов зайчи­ ха является одной из ипостасей богини - Калтащ. В молитве, обращенной к ней, говорится:

Покровительница в шапке из зимнего заячьего меха, наша мать, Покровительница в шапке из летнего заячьего меха, которая нас породила...

Очень распространенными и часто употребляемыми почти во всех изделиях из разных материалов являются «лисья лапа» - охсар кус тай, «лисий локоть» - охсар кус олан . Эти орнаменты больше всего любят применять на женской обуви.

Орнамент «зуб белки» встречается на мелких изделиях - чаще всего на маленьких сумочках.

По-особому относятся к орнаментам, изображающим час­ ти тела медведя, и не каждая женщина рискнет выполнять их на своих изделиях. Берется за них только та мастерица, кото­ рая уверена в своих силах и сможет в течение всей своей жизни выполнять требования, связанные с этой категорией орнамен­ тов. Выполнив их, она попадает в разряд мастериц высшей ка­ тегории. Изделия с узорами мойпар пал «медвежьи уши» , мойпар ловкар «медвежий позвоночник », мой­пар колтом «медвежий след» женщина должна вы­ полнить за свою жизнь в семи изделиях. Вещи, в которых есть орнамент, связанный с медведем, не должны валяться, где по­ пало, их не смеет носить женщина во время беременности. В этой одежде не должны ходить на кладбище и в особые священные места, ее нельзя дарить или отдавать лю­дям легкого поведения, да и просто несерьезным. Чаще такие орнаменты используют в детской одежде - на детских меховых шубках, малицах, парках, они являются как бы оберегом.

Медвежьи орнаменты обычно используют при изготов­ лении мужской одежды. Мужчина по сравнению с женщиной является сакрально чистым «неопоганенным» существом. Ему можно ходить на любые священные места, присутствовать при различных культовых и религиозных церемониях, носить одеж­ ду из любой шкуры и с любым орнаментом - простым и свя­ щенным. В мужской одежде изображения частей тела медведя употребляют на рукавах малицы, на подоле, капюшоне и рука­ вах парки.

Опираясь на изложенные материалы, можно распределить узоры по следующим тематическим группам:

    Животный мир.

    Растительный мир.

    Человек и быт.

Росписи-рисунки ненецкой женщины на одежде, обуви - уникальные узоры, рассказывающие о прошлом и настоящем нашего края. На орнаментах, геометрически точно вырезанных, ею изображена вся тундра, с реками, озерами, оленями, следами других животных, птиц и зверей.

Заключение

Обладая своей неповторимостью и своеобразием, прикладное искусство народов Севера несет в себе общечеловеческие ценности, являясь неотъемлемой частью российской и мировой культуры.

Обобщив собранный материал, полученные знания, сделаем следующие выводы :

1. Каждый орнамент имеет свое название, несёт в себе не только декоративную красоту, но и смысловую нагрузку.

2. Образный «язык» орнамента народов Крайнего Севера вобрал в себя опыт взаимодействия человека с природой, отразил в своей структуре единство мира, его гармонию, ритм и дыхание.

3. Знакомство с орнаментами пополнит знания о занятиях, быте, особенностях культуры северного народа.

4. Составление орнаментов - это настоящее искусство.

Использованная литература:

1. Арктика – мой дом. Народы Севера Земли. Культура народов Севера. - Северные просторы, 1999г.

2. Борко Т.И. и др. Культура народов Ямала. Тюмень, изд. «Институт проблем освоения Севера СО РАН», 2002г.

3. Национальный колорит Ямала. Екатеринбург, «Уральский рабочий», 2007г.

4. Приходько М.С.Хомаку.Картинный словарь русско-нещанского языка. Санкт-Перебург, «Морсар АВ», 2000г.

5. Соловьев С. Человек и север. Екатеринбург, изд. «Полярэкс», 2006г.

6. Интернет-ресурсы.

Приложение

Популярные орнаменты

Лисица . «Лисий локоть», «Лисья лапа» – этот орнамент любят применять на женской обуви.

Малочисленные народы Крайнего Севера, живущие в Ямало-Ненецком автономном округе, в своём историческом развитии создали оригинальную культуру, максимально приближенную к условиям жизни в Заполярье.

Эта культура проявляется не только в повседневной хозяйственной деятельности, она теснейшим образом связана с ней — это основа, исток духовной жизни северных народов, их отличие друг от друга. Например, по конструкции нарт, покрою одежды, внутреннему убранству чума знающий глаз точно определит национальную и родовую принадлежность хозяина.
С бытовой и производственной культурой аборигенов Ямальского Севера тесно связано искусство украшения и орнаменталистики одежды, утвари ненцев, ханты, селькупов. Занимаясь созданием украшений, мастера добиваются органичного соединения высокой художественности работы и практичности в применении изготовленной вещи.


Одежда ямальских аборигенов разнообразна по своему покрою и декоративному оформлению. Ряд её элементов восходит к глубокой древности народов Севера и содержит в себе одухотворение явлений природы, которой поклонялись предки.

Поэтому у каждой народности свои требования к внешнему убранству одежды, которое также отличает не только народ от Народа, но и род от рода, мужчину от женщины или ребёнка.
Традиционным у народов Севера было украшение орнаментом одежды — летней и зимней, предметов домашнего обихода, различных видов сумок: они служили для хранения женских вещей, для хранения продуктов или перевозки товаров при касланиях.

В орнаменте обычно использовался мех оленя различных оттенков, сукно. Яркие цветовые пятна орнаментированной одежды, убранства хорошо видны на белоснежных просторах тундры.
С развитием цивилизации народы Севера начинают использовать для создания своих орнаментов современные материалы, не утрачивая своей национальной самобытности. Из традиционных материалов с применением современных изготавливаются не только национальные предметы быта тундровиков, но и современные косметички, кошельки, бумажники, многое иное, что несёт на себе печать древнего искусства народов Севера в современном мире.

А ведь, сколько разновидностей орнаментов. Узоры, композию, цвета для орнаментов каждый народ брал в мире природы. Названия орнаментам давали по сходству с предметами. Каждый орнамент имел свое название, например:

«локоть песца»;
«боковое приспособление для костра»;
«лошадиный нос»;
«утиные крылья»;
«след медведя»

Из музея девочки Савонэ в г.Надым

Более позднее появился крестообразный орнамент. Связано это с христианизацией (17-18 вв.) Существует множество вариантов, орнамент подвергался переработке.

Нац.орнамент с правой и левой стороны (мелкий шов, сшитый сухожилием)

Фрагмент - меховой шубы, шапки с металическими и бисерными украшениями. Ненцы

Мужской пояс - бисер кость кажа. Ненцы

Фрагмент - женская меховая шуба (ненцы)

Нижний орнамент женской одежды - сукно. Ханты

Женская меховая шуба и бок. орнамент. Ханты

Берястенныем чаши на салфетке из сукна с нац. узором

Женская сумка. Ненцы

Праздничная оленья упряж

Праздничная оленья упряж

Детская одежда. Ненцы

Женская одежда. Ханты

Орнамент на сумке. Ханты

Ненцкая сумка, украшенная узором полосами из сукна, бисера, меха, кожи. Бисерные полосы - пояса

Летняя женская одежда. Ханты

Нагрудное украшение платья. Ханты

Сумка-туцю - мех, кожа, сукно. Лесные ненцы

Игольница - кожа, бисер, сукно. Селькупы

Филиппова О.А.

Вдохновение рук ненецких мастериц

1-ый ребенок экскурсовод :

Суров мой север лишь на первый взгляд.

Пусть ветры завывают за стеною.

Вас каждый видеть будет рад

И обогреть душевной теплотою.

Дороже нет родного края,

Где отчий дом, семья, друзья.

Его я славлю, воспеваю,

Ведь это родина моя.

(слайд 1)

Ненцы - очень мужественные люди. Они живут в тундре в необыкновенных домах - чумах. Вместе со стадом оленей ненцы кочуют по тундре. Очень, очень давно ненцы не умели ни читать, ни писать. Как же они передавали знания своим детям и внукам?

Сегодня мы с вами узнаем о древней письменности ненцев, поговорим о ненецких орнаментах . Узнаем о том, что рассказывает нам орнамент. Много народов населяет нашу Россию и у каждого есть свои праздники, обычаи, своя национальная одежда, свои узоры, свой орнамент.

Нить вплела в узоры паниц.

Всё, чем славен мой народ.

Крылья песен, плавный танец,

Стад оленьих хоровод.

Зашифрованы в узорах,

Чтобы радовать людей

Синь озёр, а на озёрах,

Гордый контур лебедей.

Рыбы лов, охоты сценки,

Ритм труда, азарт игры.

С древних пор владеют ненки

Тайной мастерства иглы .

Орнамент – это узор, в котором ритмически повторяются какие–то элементы (в нашем случае геометрические фигуры) . Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев “говорящие”, но только их надо уметь “читать”.

Составление орнаментов – настоящее искусство. Мир орнамента - большой и разнообразный, он живет и развивается по своим законам.

2-ой ребенок экскурсовод :

Самые первые орнаменты вырезала древняя бабушка-ненка. В них она выражала свою мысль, которую хотела передать своим детям, внукам, правнукам. В своих узорах ненки рисуют тундру и чум, ведь с чума начинается жизнь ненцев, и он является самым главным в тундре. Показ фотографии чума (рисунок 1) и орнамента “ Подобие чума”.

(слайд 3 и 4)

А если есть чум, значит рядом, должны быть люди. Людей в орнаменте древняя бабушка - ненка изобразила в виде узора “Головки”.

Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Орнамент ненцев основан на восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия : «оленьи рога» , «заячьи уши» , «рыбьи хвосты» , «сосновая шишка» , «лебеди» .

Ненецкие орнаменты широко используются в оформлении. Также они встречаются и в официальных символах округа – флаге, гербе.

(слайд 5)

3-ий ребенок экскурсовод :

Орнаменты неразрывно связаны с фольклором ненцев. Большинства загадок, пословиц и поговорок связаны с природой, животным и растительным миром.

Вот загадка из растительного мира.

Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

А вот и орнаментальное изображение этой северной ягоды.

(слайд 6)

А вот несколько загадок про одного представителя нашего края.

Днём и ночью дрожит, всего боится.

Зимой около пенька его не видно.

Длинноухий модник : летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц)

В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца» . Как вы себе его представляете?

(слайд 7)

Какое название вы дали бы этому орнаменту? («оленьи рога» или «рога быка» ). Оленю отводится большая роль и в ненецком фольклоре .

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

(слайд 8)

Не остались в стороне и явления природы, в том числе и одно из красивейших, которое посчастливилось наблюдать жителям заполярного Севера.

Небо красноватое играет –

будто там бруснику собирает.

Мажет ею огненные тучи

Ставший на дыбы медведь могучий.

Пляшет золотистыми столбами,

Плещется искристыми цветами

Над землёю радужное пламя. (Полярное сияние)

(слайд 9)

4-ый ребенок экскурсовод :

Очень сложным для изображения является орнамент «Северное сияние» , но он очень точно изображает это природное явление

Белым пламенем стынут снега

Где-то зябнут в сугробах селенья.

А в узорах я вижу рога

Красоту и отвагу оленью.

Вот они разбрелись на пимах,

На паницах я вижу узоры.

Будто стадо на вольном просторе,

Утопает в снегу, как во мхах.

И проворная тянет игла

В том узоре не чувствуешь фальши,

Ненцы кочуют в сибирских северных тундрах, от лесных таежных массивов до прибрежья океана, и в тундре европейской части страны. И азиатские и европейские ненцы - один народ, в ремеслах и искусстве их много общего, хотя и имеются некоторые различия, обусловленные географией их расселения и историко-этнографическими факторами.

Художественные, эстетические потребности ненцев на протяжении веков находили удовлетворение в создании довольно ограниченного круга предметов. Это объяснялось особенностями их кочевой жизни. Все изделия ненецких мастеров исключительно хорошо приспособлены к кочевому хозяйству. Это прежде всего теплая меховая одежда, деревянная, берестяная и металлическая посуда, жилище-чум, в чуме низкий столик для еды, сумки для перевозки домашних предметов, берестяные легкие детские люльки, орудия труда. Женщины выделывали шкуры и шили одежду, мужчины изготовляли предметы из дерева и кости, а также из металла, которого, правда, было очень мало.

Наиболее интересной в художественном отношении была у ненцев, несомненно, меховая одежда. Это и понятно. Потребность в удобной и очень теплой одежде вызывалась окружающей природой, суровым климатом Заполярья. В фольклоре ненцев часто говорится о том, что благополучно живущий человек - это тот, у кого есть хорошая одежда, совсем счастливый человек, у которого есть про запас вторая одежда, а не имеющий в жизни удачи тот, у кого через истертую одежонку ветер холодит тело.

Ненецкая меховая одежда отличается совершенно особой архитектоникой. Нередко ее декоративная выразительность достигается только за счет выделения цветной полоской конструктивных швов. Небогато расцвеченная узорами, почти не имеющая украшений, не расшитая бисером, она, тем не менее, красива своей строгостью, монументальностью. Красота эта основана на гармоничном сочетании всех элементов целого. С большим вкусом используются оттенки меха и отделочные материалы: сукно или ровдуга. На цветовое решение одежды мастерицы всегда обращали большое внимание, они избегали резких, грубых сочетаний цветов.

Мужская одежда и азиатских и европейских ненцев - глухая меховая малица. Характер этой одежды нашел отражение в меткой ненецкой загадке: "В одну дыру входишь - из трех выходишь".

Мужская промысловая одежда - одежда оленеводов, охотников и рыбаков - обычно шьется из более грубых шкур оленя, не имеет украшений.

Женская и зимняя и летняя одежда очень декоративна.

Женская зимняя меховая одежда бывает нескольких типов, из которых ученые выделяют два европейских - малоземельский и болыпеземельский - и один аналогичный болыпеземельскому сибирский (рис. 214).

Малоземельная женская зимняя одежда имеет распашной покрой со сходящимися полами, расширяется к низу. Шьют ее или всю из камуса, или верхнюю часть делают из шкурок белки, бобра, лисицы. Конструктивные швы - горизонтальные, подкладка не подшивается, а поддевается. Встречные полы имеют завязки. Воротник к шубе пришивают из меха песца или рыжей лисицы. Такую одежду прежде носили и мужчины. Лишь позднее, к XVIII веку, они стали носить малицы глухого северного типа.

Малоземельскую женскую зимнюю шубу обязательно украшали два ряда темных мохнатых опушек из собачьего меха, придающих ей то своеобразие, которое так отличает ее от одежды ненок других районов (цв. ил. 118, 119). Опушка из меха разделена красочными полосами, сшитыми из кусочков разноцветного сукна. От рукавов и плеч развеваются суконные цветные ленточки: красные, синие, желтые, зеленые. В давние времена на месте суконных вставок были полосы ярко-оранжевой ровдуги.

Любовь к красному цвету - древняя особенность эстетического восприятия многих народов. Красный цвет, - это цвет крови, огня, солнца - цвет жизни в отличие от черного. Детские люльки ненцы украшали густыми кисточками красного цвета, чтобы ребенку было теплее в ореоле "красного огня". Кисточками из красного сукна обильно украшали одежду, на ненецких шапках весело торчат в разные стороны кусочки красной материи, и каждый элемент орнамента на меховых изделиях, хотя это и очень трудно, старательно обведен красным кантиком.

Полоса собачьего меха в шубах сшита из отдельных кусков исключительно из эстетической потребности сделать вещь красивой. Причем это чувство иногда приходит в противоречие с практическим смыслом, который требовал в интересах сохранения тепла оставить шкуру целой, неразрезанной.

Мех мастерица-ненка всегда подбирает с тонким пониманием его фактурных и цветовых особенностей: поверх полосы белого блестящего меха ложится темно-рыжий, пламенеюще-золотистый и тем более темного оттенка, чем ближе к белому; создается сочный контраст, ясный цветовой рисунок. Кроме того, принимается во внимание длина волоса, его жесткость, цвет. Более светлый золотистый мех вверху примыкает к суконной вставке, в которой чередуются желтые, красные и зеленые кусочки. Внизу, в самом центре опушки, - большой и несколько тяжеловесный по цвету темно-рыжий мех с коричневым отливом. Именно он и организует композицию. От темного центрального пятна разбегаются пестрые куски меха и сукна, при движении женщины они ритмично переливаются. В полосе сукна, которая располагается выше опушки, каждый цветной кусочек отделен от другого узким кантом, который, однако, обрывается, на одну треть длины не доходя до края, тем самым снимается излишняя сухость, четкость членений суконной полосы.

Вместо золотистого меха мастером может быть введен черный мех. И тогда соответственно в цветовой суконной вставке будут другие цветовые отношения - черного с золотым. Красный, зеленый, синий цвета - отсутствуют. И изделие получится исключительно гармоничным. Старые мастерицы очень тонко чувствовали цвет (цв. ил. 120).

Иногда в нижней массивной меховой опушке шубы сочетали контрастные белый и черный меха. Контраст слегка смягчался живописной пушистостью мягкого мехового ворса. Тяжелая монументальная полоса из крупных кусков меха придает зрительную устойчивость всей шубе. В суконных вставках - цветовые отношения черного с золотистым, и лишь в одном месте, в центре, строгий цветовой ритм прерывается алым всплеском - почти квадратным красным клеймом. Выше, над суконной полосой, - узкая меховая вставка как отзвук нижней, более массивной полосы, а затем опять оранжево-черный орнамент, но более спокойный, менее насыщенный.

Весьма своеобразна одежда ненцев с острова Колгуева: прямые короткие со складками меховые шубы, богато орнаментированная высокая обувь, плоские шапки, сшитые из двух половинок, или другие, с длинными ушами. Эти уши обильно украшались орнаментами, кисточками, зубчиками из цветного сукна, бисерными привесками.

В отличие от малоземельской женской зимней одежды паницы большеземельской тундры монументальны, строги. Их шили только из меха оленя (цв. ил. 121, 123). Большеземельские паницы длинные, почти до полу. В них трудно ходить, и они более приспособлены к ночевкам на снегу и езде на нартах. Распашная, имеющая конструктивные вертикальные швы, эта шуба имеет надставленный перед, широкие прямолинейные полы и спинку. Рукава выкраиваются отдельно и имеют ластовицы. Спина состоит из трех полос, причем боковые делаются иного, более светлого цвета.

Шубы малоземельских ненцев не украшены орнаментами, только колгуевские ненцы орнаментируют обувь, головные уборы и шубы. Большеземельские шубы, наоборот, декорированы орнаментальными полосами. Орнамент располагается впереди, не доходя до низа, переходит на бока и спину. Нередко полоса орнамента проходит вдоль всех конструктивных швов, включая плечи, проймы и обшлага рукавов. Полы заходят одна за другую, рукавицы пришиваются к рукаву. Подол оторачивают широкой полосой короткошерстного оленьего меха, который берут от оленей летнего забоя после линьки. Обычно шубу подвязывают тканым поясом из шерсти, а впереди на поясе делают большую металлическую круглую пряжку.

Особым видом прикладного искусства ненцев было изготовление одежды для кукол. Видимо, раньше это были не только детские куклы, но и ритуальные фигурки.

Кукольные меховые паницы привлекают внимание исследователей совершенством декоративного решения. Мастерица как будто рисует мехом, выкладывает кусочки меха как живописные мазки. В кукольной панице из Канинской тундры, которая была выполнена в конце XIX века и хранится в Ленинградском музее этнографии народов СССР, длинные мягкие ворсинки переплетаются, границы полосок смазываются, орнамент становится прозрачным, легким. Полочки впереди обшиты мехом рыжей белочки, плечи и спинка сделаны из меховых полос, а внизу шубки две традиционные массивные полосы собачьего меха. Спинка кукольных паниц нередко имеет центральный темный квадрат из меха, по бокам которого всегда делают четкие белые полосы. Такие кукольные паницы делают в самых равных местах. Они имеют общие черты с одеждой нганасан. И это не случайно. Эти родственные народы имеют много сходного в изделиях прикладного искусства и особенно в одежде малых форм.

В собрании Свердловского краеведческого музея имеется маленькая кукольная ягушка. Она вся сделана только из меха, но зато разнообразны и выразительны приемы его художественного осмысления: белоснежная ягушка по полам впереди и по низу окаймлена полоской темного оленьего меха, и сразу же под темной полоской проходит белая, как бы опушка всего изделия. На спинке шубки - естественные темные пятнышки оленьего меха; одно из них помещено прямо по центру, а два других, более удлиненных, по бокам. Белый рукавчик оканчивается темной полоской, так же, как и полы, а опушен рукавчик тоже белым мягким мехом.

Естественным дополнением к шубам были головные уборы (цв. ил. 122).

Чаще других был распространен капор, шитый из шкурки оленя, снятой с его головы. Места рогов и глазниц не только сохранены, но и подчеркнуты обрамлением - красными суконными полосками. Один из наиболее декоративных капоров хранится в Воркутинском краеведческом музее. Он пошит из белоснежной мягкой шкурки оленя. На белый мех нашиты полоски цветного сукна, которые свободно торчат в разные стороны, С затылочной части свисают декоративные полосы, выполненные из белого и голубого бисера. Бисер сплетен в орнаментальные ромбы, красиво мерцает при поворотах капора, возникают мягкие бело-голубые искры. По бокам бисерных цветных лент подвешены медные полые трубочки - пронизки. Пронизки внизу оканчиваются медными ромбами - подвесками. Ромбы металлические повторяются в ромбах орнамента бисерных лент. Что привлекает в этом головном уборе? Прежде всего его цветовое решение: белый мех и белый бисер, голубой бисер и медь. Мастерица не ввела ярких красок, и поэтому вся композиция изделия получилась особенно гармоничной. Органичность достигается и путем единства рисунка - ромбов медных украшений и ромбов орнамента бисерных лент. Вот такому тонкому пониманию материала, рисунка и цвета следует учить ребят на примерах работ старых мастеров.

Весьма распространенными были и меховые сумки. Большого размера, немного вытянутые по горизонтали, и меньшего размера вертикальные сумочки. В таких сумках до сего времени ненка перевозит свои принадлежности для рукоделия: заготовки для шитья, одежду, нитки, иголки... Всего два типа сумок, но из-за огромного разнообразия декора кажется, что их больше. Особенно богатая коллекция таких сумок хранится в Архангельском краеведческом музее.

Несколько различались сумки малоземельских, большеземельских и ямальских, азиатских, ненцев (цв. ил. 124-128).

Малоземельские сумки почти не имели украшений в виде лент орнамента. Они украшались одной центральной композицией с лицевой стороны. Нередко для сумок использовали мех нерпы наряду с традиционным мехом оленя. Очень красиво смотрятся такие сумки: белый и темный мех оленя чередуется с зеленоватым мехом нерпы. Между полосками меха оранжево-красные вставки из окрашенной ровдуги или сукна.

Большеземельские сумки украшались протяженным ленточным орнаментом. Отличительный признак этих сумок - замшевая окрашенная горловина, которая стягивается ремешком. И вся такая сумочка украшалась множеством красных ровдужных кисточек. Наиболее древним видом сумочек европейских ненцев, которые широко распространены и теперь, являются те, у которых украшение состоит лишь из двух косых клиньев в том месте, где у шкурки, снятой с головы олененка, были глазные отверстия. Косые клинья обшиты полоской красного сукна.

Сумки азиатских ненцев - таких же форм, как и большеземельские. Их обильно украшали орнаментами. Своеобразным приемом, используемым только при украшении сумок, было украшение их копытцами новорожденных оленят. Темные и светлые, распластанные по лицевой поверхности сумки, они образовывали интересный шашечный узор.

Маленькие вертикальные сумочки имели конвертики для иголок и ниток. Эти конвертики украшались бисером.

К сумкам крепились многочисленные металлические привески: это цепочки, колечки, пуговицы и монетки. Бесчисленные металлические привески, бусины, а также подвешенные высушенные зубы-резцы оленей издавали веселое бренчание, шуршание, нарушающее тягостное для человека молчание заснеженной тундры.

Меховые сумки широко распространены и сегодня. Однако их формы несколько изменились под воздействием времени.

В 1973 году на выставке в Москве, на которой были представлены произведения народных мастеров Крайнего Севера и Дальнего Востока, обратили на себя внимание работы учащихся педучилища г. Салехарда. Что в них было особенного? Сохранив многие черты традиционного ненецкого народного искусства, ребята создали принципиально новые, вполне современные вещи, которые хорошо дополняют современную одежду.

Народное искусство всегда отражает все изменения жизни людей. Сейчас на Севере многое стало иным, изменился быт, произошли изменения и в костюме. Естественно, что некоторые традиционные бытовые предметы приобрели другой внешний вид, сохранив, однако, все то лучшее, что веками создавал народ. Появились сумки новых современных форм, ковры на стенах домов, прежде в чумах им не было места. Появились новые головные уборы, но по-прежнему носят традиционный капор и колгуевскую шапку с длинными ушами.

От поколения к поколению на протяжении столетий передавался эстетический опыт создания бытовых предметов, многие из которых становились произведениями искусства. Девочек рано учили шить. Еще в начале этого века пяти-шестилетние дети умели шить одежду. И всегда мастерицы особенно остро чувствовали цвет. Может быть, потому, что в тундре мало красок: в течение более чем восьми месяцев однообразная белая поверхность. Лишь на короткое время зацветает тундра, повсюду сразу, торопясь использовать короткое лето. И тогда везде можно видеть пестрый: голубой, желтый, изумрудно-зеленый, ковер трав и цветов. У природы училась мастерица сочетанию цветов. О работе ненки красиво говорит такая загадка: "Чернобурая лисичка перебегает в обе стороны узенькую ивняковую речку" (игла). А почему ивняковую речку? Потому что шкурки сшивает, проходит через волосинки.

Остановимся немного подробнее на наиболее типичных для ненецких меховых изделий орнаментах (рис. 215). Напомним, что в одежде малоземельских ненцев орнаментов нет.

У колгуевских ненцев распространены три элемента орнамента. Это "заячьи ушки", "головешки" и "телячьи рожки". В одежде и на сумках большеземельских ненцев часто встречаются "головешки" и "оленьи рога".

Богаче других орнаментирована одежда сибирских ненцев, кочующих в азиатских тундрах. Простейшим и наиболее древним орнаментом является ромбовидный узор, которым украшают женские шубы ягушки и женские кисы - меховые чулки. Часто встречается орнамент "головешки". Некоторые другие северные народы элементы этого орнамента так и называют "ненецкие головы". Его используют не только для декорирования верхней одежды, но и обуви. Вариантами "головешек" являются: "мужская голова" - "двойные головешки" и "женская голова" - "одинарные головешки". Появившийся в недавнем прошлом орнамент "нарядная голова" был часто украшением ягушек в Приуральском районе и на Ямале.

Орнамент "оленья тропа" чаще всего употребляется на мужских кисах, редко, но встречается и на сумках. "Волчий капкан" имеет распространение в Байдаракских тундрах Приуральского района. Очень распространен на Ямальском севере орнамент "медвежьи уши". Наиболее популярный на Колгуеве орнамент "заячьи ушки" редко встречается в азиатских тундрах, и только в южных районах: Приуральском, Пуровском и Надымском.

Орнамент "оленьи рога" в настоящее время распространен повсеместно. Он встречается на ягушках и на меховых сумках. Этот орнамент может быть и более сложным, разветвленным. Орнамент "красивые рога" - это импровизированные производные варианты простейшего орнамента "оленьи рога". Интересен один из вариантов этого орнамента - "сломанные рога". Орнаментом "оленьи рога" могли украшать одежду, другие предметы, но им никогда не украшали обувь. В этом, видимо, находило отражение нравственное чувство народа, с которым нам сегодня нельзя не считаться. Особенно мужественным, монументальным был крупный и выразительный орнамент "рога лося". Он встречается только в южных районах, особенно в Пуровском. На женских и детских капорах, паницах, меховых сумках большое распространение имеет орнамент "телячьи рожки". В самое последнее время появился орнамент "острые рога" - наиболее динамичный, несколько колючий.

Оленьи попоны украшают орнаментом "сломанный сук".

В ненецких изделиях орнаменты имеют четкое построение, в них не много составляющих элементов, крупных по отношению к изделию. В настоящее время мех орнаментов в изделиях стали подстригать щеточкой. Тем самым узор становится более четким. Но не всегда следует делать так. Если важнее подчеркнуть легкость орнамента, его слитность с меховым изделием, то лучше оставить длинный ворс меха. Каждый раз этот вопрос нужно решать в зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник.

Орнамент одновременно кроится из двух полос меха оленя - темного и светлого, которые сложены мехом внутрь. После того как орнамент выкроен, его сшивают с изнаночной стороны встык и выворачивают. Получается узор в зеркальном отражении.

Кроме изделий из меха и кожи, ненецкие мастера, правда, в небольшом количестве, производили изделия из бересты и дерева, из металла, из кости. Для производства деревянных изделий использовался главным образом плавун, который находили у берегов океана. Металла было очень мало, из него делали орудия труда, украшения для одежды. До нашего времени сохранилось совсем немного изделий из кости, хотя известно, что кость раньше была широко распространена. Сейчас из кости тоже делают некоторые предметы, нужные для оленеводства, охоты, рыбной ловли. Во многих музеях сохранились выполненные из кости табакерки, пороховницы, пуговицы, пряжки для поясов, черенки ножей, которые ненцы очень бережно хранили, передавали от отца к сыну. У старых ненецких ножей черенки были исключительно продуманной, целесообразной формы. Ближе к торцу ручка расширяется, к середине заметно сужается. При такой форме черенка нож не выскользнет из руки. Кость на вид желтоватая, теплого тона. Ее не полировали, а, напротив, всю иссекали мелкими полосками для того, чтобы не скользила. Иногда черенок делали наборным из костяных колец с кожаными прокладками. Сегодня часто черенок из кости украшают накладным металлическим просечным орнаментом. Гвоздиками он крепится к поверхности кости. Ненецкие ножи очень красивы. Деревянные черенки ножей часто были украшены прекрасной металлической инкрустацией. У других северных народов мы не находим подобной металлической инкрустации. Деревянный черенок, инкрустированный оловом, чаще всего покрывается сетеподобным орнаментом. Серебристо-серые, отсвечивающие тусклым металлическим блеском, четкие линии орнамента стелются по желтоватой поверхности дерева, свободно обтекая форму, как бы растворяясь в ней. Эти кожи очень ценились коми и русскими, торговавшими с ненцами (цв. ил. 129).

Металлическую инкрустацию на черенке ножа делали следующим образом: на инкрустируемую поверхность наносили рисунок будущего орнамента, все линии которого не прерываются. По рисунку вырезали желобки 2 мм глубиной. Потом черенок плотно, в несколько слоев обертывали берестой, бересту туго завязывали веревкой или сухожильной ниткой; у нижнего конца черенка излишек бересты плотно стягивали веревкой. Потом расплавленное олово вливали в трубку, образованную выступающим краем обертки и верхним концом черенка. Оттуда олово течет но желобкам - контурам орнамента. После застывания металла обертку снимали и металл сглаживали напильником.

Ножны ножей чаще всего декорировали крупным орнаментом из полос яркой меди, скрепленных медными гвоздиками; такие ножны были и у европейских и у азиатских ненцев.

У азиатских венцев было широко развито искусство деревянной скульптуры. В прошлом это была культовая скульптура. Однако опыт художественной резьбы, который накопил народ, выходит далеко за рамки чисто культового искусства. И сегодня, увидев такую скульптуру, невольно поражаешься художественным находкам мастера. В отличие от домашних божков эти скульптуры были больших размеров, до 2,5-3 м высотой. Скупая и точная порезка придает круглому деревянному столбу человеческие черты. Однако связь с блоком дерева не утрачена. Лицо как бы проступает из массива дерева. Это и образ человека и часть природы одновременно. Человек слит с природой естественно и органично. Сурово-спокойный, немного грозный и отрешенный от земного образ, внутренняя сила которого подчеркивалась связью с окружающей природой. Эти скульптуры устанавливали на открытых пространствах тундры. Настроение погруженности в себя, углубленной замкнутости создают глубокие тени глазниц. Самих глаз нет, но интересный чисто скульптурный прием постепенного заглубления в блок дерева под надбровные дуги позволяет уловить взгляд скульптуры; намечен напряженно сжатый рот, сдвинуты и слегка приподняты брови. Настроение, передаваемое такой фигурой, выражение ее лица постоянно меняются, так как зависят от состояния природы, времени дня, изменчивости освещения. Видимая издалека среди пустынных мест, потемневшая от снега и дождей, фигура эта действительно олицетворяла природные силы, которые не зависели от практической деятельности человека.

Большинство известных нам подобных скульптур обладают большой силой эмоционального воздействия на человека. Вероятно, схематизм и известная условность изображения, присущие им, были не следствием несовершенства мастерства, а особым художественным приемом, позволяющим мастеру вдохнуть в свое произведение ту необыкновенную силу, которая оказывает воздействие и на современного человека.

В последние годы многие мастера работают с увлечением над созданием произведений реалистической скульптуры. Тут и изображения животных, прежде всего оленей, и жанровые сцены: охотник идет с добычей, женщина занимается хозяйственным трудом, рабочие нефтепромыслов и др. Жанровые скульптуры небольшого размера выполняются из целого блока дерева: березы, кедра или осины; иногда употребляется лиственница. При создании современной скульптуры не следует забывать те художественные достижения, которые имелись в работах старых мастеров, прежде всего лаконизм изобразительного языка. Не стоит делать много порезок, дробить форму, тем самым создавая сложные, запутанные переходы одного объема формы в другой. В скульптурной форме не должно быть ничего лишнего. Большое внимание нужно уделять поискам выразительного силуэта скульптуры. Силуэт должен легко читаться и к тому же быть красивым, плавных и чистых линий.

Нередко приходится видеть, что молодые мастера стремятся сделать поверхность деревянной скульптуры такой гладкой, чтобы она напоминала кость. Это неверный путь. Каждый материал красив, и художнику нужно подумать, как лучше выявить эту красоту. Прежде лучшие мастера не только не скрывали качеств материала, с которым они работали, но своими приемами художественной обработки материала подчеркивали красоту его фактурной поверхности, текстуру дерева. Благородный естественный цвет дерева дополняет эстетические качества произведения.

Многосложность, "многоречивость" никогда не была достоинством скульптуры, которая требует ясности замысла и простоты его выражения. Хорошо смотрятся те работы, в которых продуман каждый штрих. Можно подкрашивать скульптуру, но делать это нужно очень осторожно, не яркими, не плотными красителями, а прозрачными акварельными.

Самые богатые коллекции ненецкого прикладного искусства в настоящее время хранятся в Ленинградском музее этнографии народов СССР, Ленинградском музее Арктики и Антарктики, в Свердловском краеведческом музее, где не просто собрано большое количество предметов, но имеются исключительно интересные экспонаты, дающие прекрасный материал к размышлению о путях развития ненецкого прикладного искусства. Небольшие коллекции хранятся в музеях Архангельска, Воркуты, Салехарда и Нарьян-Мара; произведения ненецкого искусства имеются также в музеях Тюмени, Тобольска и Томска.

Все экспонаты поступили в музеи в результате благородной деятельности многих русских ученых и путешественников, а также благодаря работе Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), которое много сделало для изучения северного народного искусства.

Рассматривая старинное изделие ненецких мастеров, необходимо учить ребят самостоятельно раскрывать его художественные особенности, высокие эстетические качества, постигать замысел старого мастера, видеть его находки, приемы, различать художественный язык произведения. Именно с этого следует начинать обучение мастерству изготовления предметов ненецкого прикладного искусства. Причем из отдельных приемов, навыков, черт и деталей складывается художественный образ, основным компонентом которого является умение использовать природные материалы.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS