Главная - Мышление
Ненецкие узоры и орнаменты. Хантыйские орнаменты: виды и символы, их значение, правила вязания и инструкции по выполнению узоров

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тазовская средняя общеобразовательная школа

Районная конференция юных исследователей

«Мой первый доклад»

Секреты ненецкого орнамента

ученик 4 «А» класс МБОУ ТСОШ.

Руководитель: Максаева Ольга Владимировна

учитель начальных классов МБОУ ТСОШ.

Консультант: Тодерика Мария Ачиновна

учитель КНЯ, заведующая музеем МБОУ ТСОШ

п. Тазовский, 2016г.

Секреты ненецкого орнамента

Цель и задачи проекта

    Выяснить какие типы орнаментов существуют.

    Узнать, о чем рассказывают ненецкие орнаменты.

    Изучить, как создаются орнаменты и как их используют ненцы в своей жизни.

4. Научиться рисовать ненецкие орнаменты.

Методы исследования:

1. Изучение литературы по теме.

2. Наблюдение.

4. Беседа.

Гипотеза : существует ли взаимосвязь между образом жизни ненцев и орнаментами, украшающими их одежду, предметы быта.

Планируемый результат : научиться узнавать и рисовать ненецкие орнаменты.

Введение.

Я живу в Ямало-Ненецком автономном округе. Из разных уголков страны приехали люди на эту северную землю. Называют её «суровым краем», «краем Земли», «священной страной, куда не добежать доброму духу и не по силам добраться злому духу… » (из хантыйской песни).

В давние-давние времена в заснеженное тундре, возле холодных рек жили люди. Они ходили на охоту, ловили рыбу, разводили оленей. Все необходимое для жизни у них было: из дерева и оленей шкуры строили жилье, делали орудие труда, посуду, шили одежду. Эти добрые красивые люди живут и сейчас рядом с нами – это ненцы. Они хозяева на этой земле, а мы – гости.

Актуализация.

В прошлом году мы всем классом побывали на экскурсии в настоящем ненецком чуме. Экскурсовод Салиндер Мария Хилидевна нам рассказала, что в ненецкой семье существуют правила в разделении занятий. Мужчина, например, должен охотиться, заботиться об оленях, ловить рыбу. Женщина следит за порядком в чуме, готовит еду, шьет одежду из оленьих шкур и даже ее украшает орнаментом.

Мне стало интересно, как в таких суровых условиях женщинам удается украшать одежду, ведь под рукой нет ни страз, ни других приспособлений?

Прежде всего, мне захотелось узнать, что такое орнамент и легко ли его создать? Обратившись к интернет – источникам, я узнал, что:

Орна́мент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов ; предназначается для украшения различных предметов (утварь , орудия и оружие , текстильные изделия , мебель , книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере ), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка ).

Я очень люблю рисовать и решил научиться создавать ненецкие орнаменты.

Изучив литературу, посетив наш школьный музей, побеседовал с заведующей музея Тодерика Марией Ачиновной, я узнал, что орнамент изготавливают из темного и светлого оленьего меха. Узоры вырезают и сшивают друг с другом, получается двойной зеркальный орнамент.

Я провел исследование-опрос, знают ли мои одноклассники, проживающие на территории Ямало - Ненецкого автономного округа, как коренные жители украшают свою одежду, как называются орнаменты, используемые для украшений, где кроме одежды встречаются орнаменты?

Обратите внимание на диаграммы. (Приложение I).

Оказывается, что 17 ребят из 25 опрошенных, знают, что для украшения одежды ненцы использую орнаменты, и лишь двое из них смогли назвать некоторые орнаменты.

На мой вопрос: где еще можно увидеть орнаменты, ребята не смогли дать ответ.

Я решил узнать сам и рассказать одноклассникам, какие существуют ненецкие орнаменты и где еще их можно встретить.

Совершая прогулку по нашему поселку, мое внимание привлекли флаги Ямало-Ненецкого автономного округа, Тазовского района и поселка Тазовский. Рассмотрев внимательно флаги, я увидел рисунки-орнаменты. Из литературы и интернет - источников я узнал, что на флаге Ямало – Ненецкого автономного округа изображен белый орнамент «Оленьи рога», который символизирует основу жизни (на ненецком «илебць») на территории края белых снегов и северных оленей. На флаге Тазовского района на первой вертикальной полосе изображена орнаментальная полоса, условно объединяющая изобразительные мотивы герба: ягеля, волн и рыб (пластин, чешуи) в виде „головок“ и „чумов“». Орнаментальная полоса символизирует природные богатства района. На флаге поселка Тазовский изображен элемент национального орнамента (рога) образно указывает на коренное население этой территории - ненцев и развитое здесь оленеводство. . (Приложение II).

Я решил собрать материал о ненецких орнаментах. Посетив школьный музей, рассмотрев ненецкую одежду и предметы быта, я сделал для себя открытие, что узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов, но все они образуют определенный символ, который можно «прочесть». Можно выделить несколько видов орнаментов.

Орнаменты, изображающие животных, например, ряды темных симметричных отростков, возвышающихся над зубчатой полосой, носят название «заячьи уши», а фигура, напоминающая изображение насторожившегося и присевшего зверя – «соболь».

Существуют узоры, изображающие человека – «головки», «силач» или «борец», «дети».

Даже растения люди тундры изображают в узорах – «сосновая шишка», «морошка», «сухая ветка». (Приложение III).

Из интернет-источника я узнал, что все элементы орнамента являются основой для построения большинства узоров, разнообразных по содержанию рисунков, его построению. Орнамент обычно изготовляли из камуса - шкура с ног оленя. Ненецкие женщины обладают удивительным даром украшать свою одежду и обувь. Особенно хороши мозаичные узоры. Меховую мозаику делают так. Мастерица берёт две узкие полоски оленьего меха, коричневого и белого цвета с коротким ворсом. Обе полоски она накладывает одна на другую и переносит на специальную доску. Острым ножом мастерица вырезает узор. После этого она разбирает полоски. Их стало четыре – две белые и две коричневые. Белую орнаментальную полоску она вставляет в прорезь коричневой и наоборот. С изнанки мелкими стежками и ровным швом она сшивает обе полоски вместе. Между ними вставляет тонкую полоску яркого сукна и прошивает вместе. Получается мозаичный узор: белый - на тёмном фоне, тёмный – на белом фоне.

Орнаментальное искусство составляет важную часть культуры ненцев. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, берёсты, бисера, ткани, дерева, кости, металла. Орнаментом и сегодня украшают ненцы свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Рисунки ненецкого орнамента, как правило, передаются из поколения в поколение. (Приложение IV).

Практический этап

Рассказав одноклассникам о своем открытии, я решил сам научиться рисовать ненецкие орнаменты. Но поначалу работа оказалось слишком сложной. Тогда моя учительница Ольга Владимировна предложила мне начать с задания «Продолжи узор». Я попробовал и у меня получилось. После этого я приступил к рисованию ненецких орнаментов. Я научился рисовать и узнавать некоторые виды орнаментов: «заячьи уши», «чумики», «головки», «след песца», «локоть лисицы», «силач», «след медведя», «дети». (Приложение V).

В классе мы с Ольгой Владимировной устроили мою персональную выставку, где я рассказал одноклассникам о своих достижениях и показал свои рисунки. Ребята заинтересовались моими работами и предложили собрать материал по теме «Ненецкие орнаменты» и передать их в наш школьный музей. (Приложение VI).

Заключение.

Во время выполнения своей работы я узнал о том, что такое орнамент, как его выполняют, где используют. Я научился рисовать и узнавать некоторые виды орнаментов. Выдвинутая мной в начале работы гипотеза подтвердилась, что существует взаимосвязь между образом жизни ненцев и орнаментами, украшающими их одежду, предметы быта. На слайдах представлены фото и мои рисунки, которые подтверждают эту взаимосвязь.

(Приложение VII).

Я считаю, что собранный материал будет полезен и на уроках рисования и краеведения. В дальнейшем я планирую продолжить работу по исследованию орнаментов и хочу узнать, существует ли связь между ненецкими орнаментами и орнаментами других народов, населяющих нашу Родину.

Список литературы:

    ru.wikipedia.org

    Приходько М.С. «Хомани», Санкт-Петербург, 2002.-222с.
    Федорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2003г.- 151с.

    [Электронный ресурс] Режим доступа: sites . google . com

ВикипедиЯ [электронный ресурс] Режим доступа: ru.wikipedia.org

    Рандин В.А. «Орнаменты», М.:«Просвещение», 1992.-56с.

Приложение I.

Опрос одноклассников

    Как коренные жители – ненцы украшают свою одежду?

    Как называются ненецкие орнаменты?

    Где еще, кроме одежды, можно встретить орнаменты?

Приложение II

Флаг Флаг Тазовского района

Ямало - Ненецкого автономного округа

поселка Тазовский

Приложение III.

«Заячьи уши»

«Морошка»

Приложение IV.

Игрушки Украшения


Сумочка Пояс


Обувь и концертная одежда



Приложение V.

«Заячьи уши»

«Медвежий след»

«Рога лося»

Приложение VI.


Приложение VII.

«Заячьи уши»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ямальская школа-интернат.

Проект

учащегося 5а класса

МБОУ Ямальская школа-интернат

по теме: «Ненецкие орнаменты».

Руководитель Предеина Любовь Андреевна,

Учитель математики МБОУ Ямальская школа-интернат.

Апрель 2015год.

Пояснительная записка.

Тема проекта «Ненецкие орнаменты» выбрана потому, что орнаменты и узоры на наших одеждах напоминают геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник,. ромб, квадрат и др. Я поставила перед собой цель : собрать из разных источников виды орнаментов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Узнать какие бывают орнаменты;

2.Научиться составлять орнаменты;

3.Познакомить окружающих с видами орнаментов

4.Обобщить полученные знания, сделать выводы, составить памятку о видах орнаментов.

Гипотеза:

предполагаю, что узнаю больше орнаментов, буду использовать их при изготовлении различных вещей, познакомлю окружающих и подруг с видами орнаментов и это будет играть большую роль в сохранении традиций моего народа.

Планируемые результаты: повышение интереса к орнаментам как украшению национальной одежды; умение начертить любой орнамент, перенести его на бумагу и на материал; повышение культуры и традиций народа.

Этапы работы над проектом:

    Подготовительный: определение темы, цели, гипотезы и задач проекта.

    Планирование работы: определение источников и способов получения информации.

    Осуществление проектной деятельности: сбор информации, обработка полученной информации.

    Оформление результатов: подготовка презентации и набор видов орнаментов.

Литература :

    Энциклопедия ЯНАО.

    Ядрихинская Ю.В. Наглядная геометрия. 5 класс. Орнаменты.

    Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.-М. «Язь»,1992

    Интернет –ресурсы. http :// russiansib . ru / yamal

В ходе выполнении проекта я узнала, что слово « орнамент » происходит от латинского ornamentum , что означает украшение. В орнаменте отражаются характер и художественные особенности культуры народа, создавшего этот орнамент.

Особенности орнамента состоят в следующем:

1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся узоров.

2. Орнамент не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление предмета, сооружения, печатного издания, текстильного изделия и т.п.

Флаг и герб ЯНАО украшены орнаментом «оленьи рога».

Орнаменты нашего народа основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди».


Орнаменты неразрывно связаны с фольклорным наследием народа, сохранившимся до наших времён.

Оно поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой, отражает многовековой опыт народа, его меткий ум.

Тематика большинства загадок, пословиц и поговорок связана с природой, животным и растительным миром.

Вот загадка из растительного мира.

Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

А вот и изображение этой северной ягоды в виде орнамента.

Узор состоит из строгих геометрических фигур, ритмически чередующихся.

Вот несколько загадок про одного представителя нашей фауны.

Днём и ночью дрожит, всего боится.

Зимой около пенька его не видно.

Длинноухий модник: летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц)

В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца». Как вы себе его представляете?

Оленю отводится большая роль и в ненецком фольклоре.

Про него загадывают загадки:

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.

Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.

Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.

Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.

Не остались в стороне от этого вида искусства и явления природы, в том числе и одно из красивейших, наблюдать которое посчастливилось жителям заполярного Севера.

Небо красноватое играет –

будто там бруснику собирает.

Мажет ею огненные тучи

Ставший на дыбы медведь могучий...

Пляшет золотистыми столбами,

Плещется искристыми цветами

Над землёю радужное пламя.

(Полярное сияние)


Очень сложным для изображения является орнамент «Северное сияние», но он очень точно изображает это природное явление.

Особенности орнамента состоят в следующем.

1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - художественный элемент орнамента. При сочетании мотивов создается художественный образ орнамента.

2. Орнамент, в отличие от живописной картины, не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление того или иного предмета, сооружения, ечатного издания, текстильного изделия и т.п

Любой орнамент можно вычертить с помощью клетчатой бумаги.

Например, этот орнамент «оленьи рога» можно построить по такой схеме:

1. 4 клетки вправо

2. 2 клетки вверх

3. 1 клетка влево

4. 2 клетки вверх

5. 2 клетки вправо

6. 1 клетка вверх

7. 1 клетка вправо

8. 2 клетки вверх

9. 1 клетка вправо

10. 1 клетка вниз

11. 1 клетка вправо

12. 1 клетка вверх

13. 1 клетка вправо

14. 1 клетка вниз

15. 1 клетка вправо

16. 1 клетка вверх

«Теория большого взрыва» - Периодом Большого взрыва условно называют интервал времени от нуля до нескольких сот секунд. А.Гангнус. Теорию Большого взрыва предложили ученые Фридман и Леметр. Видимо такие комплексы были прообразом будущих клеток. Биохимическая эволюция. Теория большого взрыва. Пространство быстро расширилось, t разлетающихся частиц, обладающих высокой энергией начала снижаться.

«Проблемы возникновения жизни на Земле» - Возникновение много­клеточных организмов. Теории происхождения жизни. Представления древних и средневековых философов. Истории представлений о возникновении жизни. Возникновение жизни на Земле. Возникновение первичных организмов. Работы Л.Пастера. Возраст Земли. Развитие жизни. Коацерватные капельки.

«Теория жизни на Земле» - Следовательно, «большинство насекомых и червей не самозарождается». Теория панспермии. Опыты Ладзаро Спалланцани. Средние века. Теория стационарного состояния жизни. Опыты Франческо Реди. Теории возникновения жизни на Земле: Древний мир. В Вавилоне же люди верили, что черви появляются сами по себе в каналах.

«Как появилась жизнь на Земле» - Черви не заводятся сами собой в гниющем мясе. Сформировать знания об основных гипотезах возникновения жизни на Земле. Жизнь возникала неоднократно в результате самозарождения. Так возник древний мир РНК. Что изображено на рисунке? Образование органических биополимеров – белков, нуклеиновых кислот, сложных углеводов.

«Развитие представлений о жизни на Земле» - Проверим ваши знания. Разгадайте кроссворд. Жизнь на Земле. Способ существования белковых тел. Проблемные вопросы. Опыты. Готфрид Лейбниц. Ладзаро Спалланцани. Земная кора. Демокрит. Английский биолог. Антони ван Левенгук. Советский биохимик. Луи Пастер. Живое происходит только от живого. Божественное сотворение мира.

«Гипотезы возникновения жизни» - Гипотеза пансмермии. Гипотеза биохимической эволюции, или «коацерватная гипотеза». Станционарное состояние. Гипотезы возникновения жизни: Первенство в образовании жизни А.И.Опарин отдавал белкам, а Дж.Холдейн – нуклеиновым кислотам. Теория опарина-холдина. Происхождения человека. Самопроизвольное зарождение.

Всего в теме 22 презентации

Филиппова О.А.

Вдохновение рук ненецких мастериц

1-ый ребенок экскурсовод :

Суров мой север лишь на первый взгляд.

Пусть ветры завывают за стеною.

Вас каждый видеть будет рад

И обогреть душевной теплотою.

Дороже нет родного края,

Где отчий дом, семья, друзья.

Его я славлю, воспеваю,

Ведь это родина моя.

(слайд 1)

Ненцы - очень мужественные люди. Они живут в тундре в необыкновенных домах - чумах. Вместе со стадом оленей ненцы кочуют по тундре. Очень, очень давно ненцы не умели ни читать, ни писать. Как же они передавали знания своим детям и внукам?

Сегодня мы с вами узнаем о древней письменности ненцев, поговорим о ненецких орнаментах . Узнаем о том, что рассказывает нам орнамент. Много народов населяет нашу Россию и у каждого есть свои праздники, обычаи, своя национальная одежда, свои узоры, свой орнамент.

Нить вплела в узоры паниц.

Всё, чем славен мой народ.

Крылья песен, плавный танец,

Стад оленьих хоровод.

Зашифрованы в узорах,

Чтобы радовать людей

Синь озёр, а на озёрах,

Гордый контур лебедей.

Рыбы лов, охоты сценки,

Ритм труда, азарт игры.

С древних пор владеют ненки

Тайной мастерства иглы .

Орнамент – это узор, в котором ритмически повторяются какие–то элементы (в нашем случае геометрические фигуры) . Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев “говорящие”, но только их надо уметь “читать”.

Составление орнаментов – настоящее искусство. Мир орнамента - большой и разнообразный, он живет и развивается по своим законам.

2-ой ребенок экскурсовод :

Самые первые орнаменты вырезала древняя бабушка-ненка. В них она выражала свою мысль, которую хотела передать своим детям, внукам, правнукам. В своих узорах ненки рисуют тундру и чум, ведь с чума начинается жизнь ненцев, и он является самым главным в тундре. Показ фотографии чума (рисунок 1) и орнамента “ Подобие чума”.

(слайд 3 и 4)

А если есть чум, значит рядом, должны быть люди. Людей в орнаменте древняя бабушка - ненка изобразила в виде узора “Головки”.

Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Орнамент ненцев основан на восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия : «оленьи рога» , «заячьи уши» , «рыбьи хвосты» , «сосновая шишка» , «лебеди» .

Ненецкие орнаменты широко используются в оформлении. Также они встречаются и в официальных символах округа – флаге, гербе.

(слайд 5)

3-ий ребенок экскурсовод :

Орнаменты неразрывно связаны с фольклором ненцев. Большинства загадок, пословиц и поговорок связаны с природой, животным и растительным миром.

Вот загадка из растительного мира.

Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

А вот и орнаментальное изображение этой северной ягоды.

(слайд 6)

А вот несколько загадок про одного представителя нашего края.

Днём и ночью дрожит, всего боится.

Зимой около пенька его не видно.

Длинноухий модник : летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц)

В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца» . Как вы себе его представляете?

(слайд 7)

Какое название вы дали бы этому орнаменту? («оленьи рога» или «рога быка» ). Оленю отводится большая роль и в ненецком фольклоре .

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

(слайд 8)

Не остались в стороне и явления природы, в том числе и одно из красивейших, которое посчастливилось наблюдать жителям заполярного Севера.

Небо красноватое играет –

будто там бруснику собирает.

Мажет ею огненные тучи

Ставший на дыбы медведь могучий.

Пляшет золотистыми столбами,

Плещется искристыми цветами

Над землёю радужное пламя. (Полярное сияние)

(слайд 9)

4-ый ребенок экскурсовод :

Очень сложным для изображения является орнамент «Северное сияние» , но он очень точно изображает это природное явление

Белым пламенем стынут снега

Где-то зябнут в сугробах селенья.

А в узорах я вижу рога

Красоту и отвагу оленью.

Вот они разбрелись на пимах,

На паницах я вижу узоры.

Будто стадо на вольном просторе,

Утопает в снегу, как во мхах.

И проворная тянет игла

В том узоре не чувствуешь фальши,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №6»

Самойленко Дарья Дмитриевна,

6 «а» класс

Руководитель:

Шаймарданова Лилия Лутфулловна,

учитель культуры народов Ямала


Орнамент северных народов


г. Губкинский.

2015


    Введение…………………………………………………….……3-4

    Исследовательская часть……………………………………….5-10

    Заключение……………………………………………………….11

    Использованная литература…………………………….……….12

    Приложение………………………………………………………13-17

Введение

Зашифрованы в узорах,
Чтобы радовать людей
Синь озёр, а на озёрах,
Гордый контур лебедей.

Рыбы лов, охоты сценки,

Ритм труда, азарт игры...
С древних пор владеют ненки

Тайной мастерства иглы.

П.Явтысый

Актуальность работы : тема приобщения учащихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в повседневной жизни. Возрастает проблема формирования у подрастающего поколения подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Цель работы: познакомить с образцами орнаментов северных народов и их значениями, глубже проникнуть в изучение культуры нашей малой родины.

Объект исследования : орнамент северных народов.

Предмет исследования : орнаменты в национальной одежде народов Севера и различных предметах.

Задачи исследования:

    изучить теоретическую информацию в научно-популярной литературе и интернет – ресурсах;

    посетить губкинский музей освоения Севера, городскую и школьную библиотеки;

    рассмотреть орнаментальную отделку одежды ненцев, научиться читать язык орнамента;

    подготовить текст и иллюстрирующие материалы

Основные методы исследования : поиск, анализ и изучение орнаментов народов Севера.

Каждый народ выработал свою философию общения с природой. И осознание этого приходит к каждому человеку с самого раннего детства – через сказки, песни, пословицы, поговорки, через наблюдения за поведением родителей, соседей, через игры, обряды и орнаменты.

Северные народы и их предки очеловечили Заполярье – суровый край со сдержанной краской.

Предки лесных ненцев испокон веков вслушивались в неторопливую речь леса, шёпот прибрежной волны, пытались постичь смысл зверей и отразили в своих узорах всё, что они постигли и чему научились. Орнаменты – художественная летопись самого народа, но прочесть её можно лишь зная правила расшифровки сложного и во многом непонятного сегодня стиля. Несмотря на значительную литературу, посвящённую феномену ненецкого орнамента, далеко не все его тайны и загадки раскрыты.

Слово “орнамент” образовано от латинского слова “ornamentum”, которое переводится как “украшение”.

Основными занятиями народов Севера несколько тысячелетий назад были охота и рыболовство. Одежда изготавливалась из шкур добытых зверей – зайца, северного оленя, соболя, куницы, белки – и входила в сферу женского рукоделия.

Ненцы никогда не выбрасывали даже самые маленькие кусочки шкурок - считалось, что не будет удачи в охоте. Шкурки с ушей и лапок белок выделывали и нашивали на кусок кожи, который потом использовали для одежды. Первые орнаменты были округлые по очертаниям, постепенно орнаменты стали прямоугольными, причем, почти все они построены так, что обе части - светлая и тёмная - совершенно одинаковы и как будто входят одна в другую.

Все это большой кропотливый труд. Сначала подбирают шкурки - по цвету, качеству, направлению меха, длине и размеру. Кроят на специальных досках для раскроя узоров, прорезая сразу обе шкуры (светлую и тёмную). В работе нередко используют берестяные трафареты.

Народные умельцы украшали обыденные предметы, выражая свое отношение к окружающему миру, создавая свой художественный мир. С помощью геометрических фигур: линий, ромбов, треугольников люди изображали свое жилище, северное сияние, течение реки, рога оленей, уши зайца…

Исследовательская часть

«…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. «Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум. - Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок . Треугольник кисов - это твой чум , поперечные полоски – запреты , ещё один треугольник – дымок над чумом . А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой . Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не одна ; вокруг твоего чума живут и другие…» .

Назначение орнамента – украсить поверхность предмета, изделия, сделать его более красивым и оригинальным, передать через орнаменты информацию о мастерице, о месте её проживания, по роду занятий, о ее семье, показать ее мастерство и творчество.

Присутствие узоров на предмете придаёт им завершенность и зрелищность. Орнамент несёт в себе не только декоративную нагрузку, но и смысловую. Каждый орнамент имеет своё название и значение. По орнаментам можно узнать, откуда прибыл её носитель, богат он или не очень, какой масти у него олени, рукодельница ли его жена.

Орнаменты состоят из геометрических фигур, каждая из которых является не просто украшением, а имеет своё название и символическое значение . Считается, что орнаменты придают вещам свойства оберегов и играют роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментировали прежде всего ворот, рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь. В узорах изображают растения, животных, солнце, луну, землю, огонь. Эти рисунки не дают приблизиться злым духам и привлекают добрых покровителей человека. Одевшись в орнаментированную одежду, человек защищает себя от духов болезни , которые не смогут проникнуть через защитный магический узор.

Композиция орнамента выражает представление этих народов о единстве и равноценности двух начал – светлого и тёмного, символизирующих свет и тьму, зиму и лето, мужское и женское, добро и зло.

Сшивание узорных половин в единую ленту, вырезание узорных половин дело очень сложное и ответственное. Для орнаментов используют более гладкую, прочную и ценную часть оленьей шкуры.

Так же глаз рукодельницы зорко следит за тем, чтобы узоры орнаментальной линии были строго прямоугольные и соразмерные друг другу. Далеко не каждой представительнице народа под силу соответствовать всем требованиям предъявляемым меховой орнаментации, не каждая женщина могла заниматься таким мастерством.

Жёны мастерицы украшают одежду орнаментами из меха оленя, цветной ткани и бисера. Цвет бисера в орнаменте отражает красоту природы севера. Красный – это яркое солнце, синий и голубой – небо, вода, лед. Желтый, оранжевый и зеленый – летняя тундра. Белый – чистота и бесконечность, а черный – полярная ночь. Одежду украшают орнаментами из меховой мозаики, она составляется из кусочков светлого и темного меха. Нужно громадное терпение, чтобы составить из кусочков меха мельчайшую мозаику – орнамент, какую делают мастерицы, не оставляя неиспользованным ни одного даже самого маленького кусочка.

В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их древнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест – человека или бога.

Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Ненцы трактуют эти рисунки как живое воспроизведение близкой им северной природы. Орнамент ненцев основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди» и другие.
Ненецкие орнаменты широко используются в оформлении того или иного предмета, архитектурного сооружения, текстильного изделия, печатного издания.
Заголовки газет Ненецкого автономного округа украшают орнаменты «оленьи рога», «локоть лисицы».

Домашний олень - основа жизни в тундре. Оленеводы хоро­ шо знают характер и повадки этого животного. Они различа­ют каждого оленя в тысячеголовом стаде по масти, форме ро­ гов, полу, возрасту, степени прирученности, назначению в уп­ ряжке, по его роли в стаде и многому другому. На бытовых вещах и одежде применяют узоры "маленького оленя рога"- ай хор оцат. На юге Шурышкарского района его называют еще и «заячьи уши» - совал пал. Орнамент «рога боль­ шого хора» (оленя-производителя) - ун хор оцат особенно рас­ пространен на женских меховых шубах и бисерных нагрудных украшениях, часто используют его и на детских парках. Ниж­ нюю часть меховой шубы украшают узором «рога лесного оле­ ня» - ур хор оцат. В более сложном варианте он применяется и в бисерных украшениях детской люльки, на на­ циональных подушках из сукна или ткани и на женских укра­ шениях для оленьей упряжи.

Орнаментом «оленьи рога» не украшали обувь. «Нельзя топтать оленя и его голову, без оле­ ня мы никто», - так обычно выражаются ненцы.

Другие орнаменты, связанные с оленем, например «оленья тропа» - калац сарпай, чаще всего применяются на мужской меховой обуви, редко, но встречается он и на женских сумках.

В декоративно-прикладном искусстве применяется орна­ мент «лосиные рога». Он напоминает узор «оле­ ньи рога», но более раскидист, это крупный узор. Он встреча­ ется только в южных районах округа. Применять этот узор на обуви не рекомендуется.

Излюбленными узорами угорских и самодийских народов были «голова медведя», «медвежий след», «лосиный нос», «рог оленя» . Северные народы были убеждены, что их прародителями были эти животные.

Изображали в орнаменте пушных зверей, таких, как соболь, заяц, белка. Птицы тоже были предками родов. Орёл и кедровка считались родоначальниками у селькупов. В селькупских легендах богатыри превращались в орла, глухаря и кедровку, чтобы спастись от неминуемой гибели. Их изображение часто встречается в узорах этого народа. Образ птицы тесно связан ещё и с представлениями о душе человека. У ханты известен мотив глухарки на дереве. В облике глухарки изображена «сонная душа» человека. Она улетает во время сна, покидая тело спящего. Её путешествия человек наблюдает во сне. Когда же душа – глухарка возвращается к владельцу, он просыпается. Изображением глухарей чаще всего украшали люльку младенца, чтобы сон был спокойным.

Рассмотрим подробней рисунки и детали на отдель­ных вещах. Какие мысли и чувства, например, вложила женщина, когда она готовила капюшон для мужской одежды и шапку для женщины.

Более подробно остановимся на деталях женской шап­ ки. В орнаментах и рисунках отражены все заботы, тре­ воги и обязанности хозяйки тундры - хранительницы родового огня семьи. По ним нетрудно догадаться о том, что северянка хорошо защищена и окружена вниманием тех, кого она опекает. Об этом говорят на ее орнаментах изображения «бюстов мужчин», ее надежных защитни­ков. Мужчина для нее не только защитник, кормилец, отец любимых детей, воспитатель сыновей, но и человек, о котором она должна заботиться в первую очередь, обе­ регая его холода и голода.

На шапках женщин можно увидеть и изображения жилища северянина, орнамент чум. Чум строился не без помощи оленей. Владея ими, человек мог иметь теплое жилище, надежную упряжку на все случаи жизни, одежду и обувь, заменяющие ему крышу над головой в экстремальных условиях долгих кочевок, постоянного пребывания на воздухе.

Узор совар пал «заячьи уши» - наиболее простой и популярный. Им любят украшать детские изделия, но чаще всего этот орнамент используют на обуви вай. У хантов зайчи­ ха является одной из ипостасей богини - Калтащ. В молитве, обращенной к ней, говорится:

Покровительница в шапке из зимнего заячьего меха, наша мать, Покровительница в шапке из летнего заячьего меха, которая нас породила...

Очень распространенными и часто употребляемыми почти во всех изделиях из разных материалов являются «лисья лапа» - охсар кус тай, «лисий локоть» - охсар кус олан . Эти орнаменты больше всего любят применять на женской обуви.

Орнамент «зуб белки» встречается на мелких изделиях - чаще всего на маленьких сумочках.

По-особому относятся к орнаментам, изображающим час­ ти тела медведя, и не каждая женщина рискнет выполнять их на своих изделиях. Берется за них только та мастерица, кото­ рая уверена в своих силах и сможет в течение всей своей жизни выполнять требования, связанные с этой категорией орнамен­ тов. Выполнив их, она попадает в разряд мастериц высшей ка­ тегории. Изделия с узорами мойпар пал «медвежьи уши» , мойпар ловкар «медвежий позвоночник », мой­пар колтом «медвежий след» женщина должна вы­ полнить за свою жизнь в семи изделиях. Вещи, в которых есть орнамент, связанный с медведем, не должны валяться, где по­ пало, их не смеет носить женщина во время беременности. В этой одежде не должны ходить на кладбище и в особые священные места, ее нельзя дарить или отдавать лю­дям легкого поведения, да и просто несерьезным. Чаще такие орнаменты используют в детской одежде - на детских меховых шубках, малицах, парках, они являются как бы оберегом.

Медвежьи орнаменты обычно используют при изготов­ лении мужской одежды. Мужчина по сравнению с женщиной является сакрально чистым «неопоганенным» существом. Ему можно ходить на любые священные места, присутствовать при различных культовых и религиозных церемониях, носить одеж­ ду из любой шкуры и с любым орнаментом - простым и свя­ щенным. В мужской одежде изображения частей тела медведя употребляют на рукавах малицы, на подоле, капюшоне и рука­ вах парки.

Опираясь на изложенные материалы, можно распределить узоры по следующим тематическим группам:

    Животный мир.

    Растительный мир.

    Человек и быт.

Росписи-рисунки ненецкой женщины на одежде, обуви - уникальные узоры, рассказывающие о прошлом и настоящем нашего края. На орнаментах, геометрически точно вырезанных, ею изображена вся тундра, с реками, озерами, оленями, следами других животных, птиц и зверей.

Заключение

Обладая своей неповторимостью и своеобразием, прикладное искусство народов Севера несет в себе общечеловеческие ценности, являясь неотъемлемой частью российской и мировой культуры.

Обобщив собранный материал, полученные знания, сделаем следующие выводы :

1. Каждый орнамент имеет свое название, несёт в себе не только декоративную красоту, но и смысловую нагрузку.

2. Образный «язык» орнамента народов Крайнего Севера вобрал в себя опыт взаимодействия человека с природой, отразил в своей структуре единство мира, его гармонию, ритм и дыхание.

3. Знакомство с орнаментами пополнит знания о занятиях, быте, особенностях культуры северного народа.

4. Составление орнаментов - это настоящее искусство.

Использованная литература:

1. Арктика – мой дом. Народы Севера Земли. Культура народов Севера. - Северные просторы, 1999г.

2. Борко Т.И. и др. Культура народов Ямала. Тюмень, изд. «Институт проблем освоения Севера СО РАН», 2002г.

3. Национальный колорит Ямала. Екатеринбург, «Уральский рабочий», 2007г.

4. Приходько М.С.Хомаку.Картинный словарь русско-нещанского языка. Санкт-Перебург, «Морсар АВ», 2000г.

5. Соловьев С. Человек и север. Екатеринбург, изд. «Полярэкс», 2006г.

6. Интернет-ресурсы.

Приложение

Популярные орнаменты

Лисица . «Лисий локоть», «Лисья лапа» – этот орнамент любят применять на женской обуви.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS