Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Древняя Русь и Киев - Котляр И.Ф. Котляр, Николай Фёдорович - Древнерусская государственность Приблизительный поиск слова |
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» ФАКУЛЬТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
Кафедра
истории и мировой
политики
Древнерусская
государственность
Выполнила
студентка:
____________курса
оценка: ______________________________ Подпись руководителя: ________________ Санкт-Петербург
Введение ______________________________ _________________________3
Завершение строительства государственности при Ярославе Владимировиче ______________________________ _______________11
Культурная и просветительская деятельность Ярослава Кризис власти: удельная раздробленность ______________________19 Идейные стимулы в истории государственности на Руси __________21 Заключение ______________________________ ______________________23 Введение Причины,
хронология, основные этапы и обстоятельства
образования государства в восточно-славянском
обществе поныне остаются мало изученными.
Между тем эта тема уже более двухсот лет
пребывает в фокусе внимания отечественных
историков. Существующие теоретические
построения в своем большинстве страдают
излишними социологичностью и схематизмом,
опираясь больше на логику, чем на объективный
и кропотливый анализ свидетельств источников,
пусть даже немногочисленных солидарны
во мнении, что Древнерусское государство
родилось из союзов восточнославянских
племен, однако пути его генезиса едва
заметны.
В последние годы кол-во публикаций на эту тему выросло. В преобладающем большинстве труды этой проблематики появляются в науке Запада и США. По разным причинам они остаются неизвестными большинству украинских, российских и белорусских исследователей. Но само по себе исследование этнической истории наталкивается на большие трудности прежде всего через неразработанность понятийного аппарата. Исследование этнических процессов серьезно затрудняется и тем обстоятельством, что термин «этнос» не средневековое или античное определение, а современное слово. Поэтому ученым трудно удержаться от привнесения в него современных понятий. На большом материале письменных историков средневекового Запада установлено, что авторы того времени в качестве характеристик этнического единства выделяют общность обычаев, языка и закона. Как отмечают современные специалисты, все признаки этноса, названные древними источниками, представляются дискуссионными, а в сумме не дают оснований определять этническую общность индивидов или групп. 1 Очевидно, определение этнической принадлежности выполнялось средневековыми авторами в контексте политики, а сама категория этноса воспринималась как функция обстоятельств, имевших господства и подчинения. Таким образом, изучение этнической эволюции, процесса образования народа само по себе оказывается недостаточным для определения закономерностей и особенностей государствообразования в Восточной Европе, да и в любом другом регионе Земли. Предпосылки
восточнославянской
государственности
Ко времени утверждения Владимира Святославича на киевском столе Киевская Русь только что вышла из состояния гражданской войны между сыновьями Святослава Игоревича. После смерти Святослава (972) центральная княжеская власть на Руси пришла в упадок. Самовластия киевского князя не существовало. Далеко не все племенные княжения были присоединены к гос-ву. Смена князя в Киеве, когда Ярополка заменил Владимир, привела к тому, что часть княжений вышла из повиновения, не случайно Владимир начал свою гос-венную деятельность с походов на отпавшие княжения. Однако необходимо подчеркнуть, что Русь середины-второй половины Х в обладала определенными и постоянными признаками гос-венной организации. После того как «нача княжити Володимер в Киеве един» 3 , он посадил верных ему людей в ряде городов Руси и не успев еще обжиться в Киеве осуществляет походы на Запад и Северо-восток. Меры Владимира, направленные на сплочение гос-ва, прежде всего военные экспедиции против непокорных племенных княжений, укрепляли авторитет и возвышали власть князя. Входе таких походов в господствующем слое складывалась идеология, согласно которой князь рассматривал свой статус как особенный, что еще больше возвышало его над массой. Походы подталкивали и к созданию княжеского совета. Но сами лишь военные действия не могли окончательно закрепить склонные к сепаратизму племенные княжения в составе Древнерусского государства и Владимир приходит к идеи проведения административной реформы, имевшей целью раз и навсегда сломить власть местных князьков и старейшин и окончательно закрепить земли племенных княжений в составе гос-ва. Но первой, если судить по последовательности в летописи, реформой Владимира была религиозная. Попытка установления на Руси культа верховного языческого божества Перуна выглядит симптоматичной. Она свидетельствует о том, что Владимир Святославич стремился к монотеистическому культу, полагая, вероятно, что единоличной власти должен соответствовать единый и общий для всех в стране бог. Но сама реформа язычества была обречена на неудачу, потому что старая, отжившая свое языческая религия не соответствовала новым условиям, новым отношениям в обществе, в котором рождался феодальный способ производства. Но, даже неудачная по последствиям реформа язычества объективно свидетельствует об укреплении руководства гос-вом со стороны князя и его окружения, о четком стремлении к централизации страны. Владимир Святославич был последним князем того гос-ва, которое сохраняло еще дружинную форму. Это означает, что дружина, по крайней мере в первой половине его правления, еще играла значительную роль во всех сферах гос-венной жизни и внешней политики. Высказывалась мысль, что сам термин «дружина» Владимир понимал весьма широко, распространяя его на бояр, гридей, соцких, «детских», одним словом, на «нарочитых мужей». Историки давно заметили, что, начиная с княжения Владимира, дружина постепенно изменяет свой характер и состав. Главной причиной стратификации дружины была неуклонная, хотя и едва ощутимая вначале, феодализация общества во временя Владимира Святославича. 4 Сама эта стратификация, в свою очередь, свидетельствует о развитии элементов нового уклада в обществе, в котором какое-то время и при Владимире преобладали родо-племенные черты. В науке до сего времени господствует мнение, что до середины, а то и конца XI и части XII вв., господствующей формой феодальной собственности на землю была гос-венная, а главным методом эксплуатации – взимание дани. На начальном этапе развития феодальных отношений на Руси формы собственности развивались путем «окняжения» земли и обложения свободных общинников данью, постепенно переросшей в феодальную ренту. Частная некняжеская собственность складывалась за счет расслоения соседской общины, из которой выделялись крестьяне аллодисты, часть которых впоследствии превратилась в феодалов, а также путем земельных пожалований вассалам, вначале со стороны князей, а затем и бояр. Эпоха Владимира Святославича на Руси была временами дальнейшего углубления процесса размежевания социальных функций, прогрессирующего обособления знати, сосредоточившей в своих руках военную силу, охрану порядка, управление, еще и власть над простолюдинами. Владимир Святославич был первым русским князем, поставившим борьбу против кочевников в ряд первоочередных гос-венных задач. Благодаря целенаправленной деятельности Владимира, не раз наносившего печенегам поражения в битвах, кочевническая угроза была ослаблена, и в последнее двадцатилетие его княжения степняки почти не угрожали Руси. Владимир и его советники, вероятно, понимали важность эффективных внешнеполитических действий для укрепления своей власти и гос-ва. С одной стороны, реалии жизни заставляли князя вести активную внешнюю политику, обеспечивать главный рынок сбыта русских товаров в Византии, соперничать с империей в причерноморских регионах вообще. С другой – такая политика объективно повышала авторитет древнерусского государя и выглядит целенаправленной в аспекте упрочения гос-венности на Руси. Осада и взятие Херсона в Крыму, женитьба на греческой принцессе – все это еще выше поднимало князя в глазах древнерусского общества, ставило его чуть ли не на одну ступеньку с византийским василевсом. Церковь всеми доступными ей способами и средствами укрепляла авторитет князя, провозглашала его власть божественной, а самого государя помазанником божиим. В глазах древнерусского общества Владимира особенно возвысило строительство торжественного и нарядного, главного храма державы-Пресвятой богородицы, более известного под названием Десятинного. Не меньше других свершений способствовало возвеличению и повышению авторитета князя, укреплению его верховной власти строительство киевского детинца-«города Владимира». Уже в первые годы своего существования Киев был городом своеобразным и причудливым. В годы правления Владимира он был расстроен и украшен. Величие и невиданные ранее роскошь и грандиозность монументальных сооружений эпохи Владимира вызывали не только удивление и восхищение, но и преклонение перед властелином, который смог создать это чудо. Подытоживая рассмотрение истории древнерусской государственности времен Владимира Святославича, можно сделать вывод, что с этого времени начинается феодальная эпоха на Руси. Гос-венное строительство было в основном завершено. Гос-во приобрело отчетливые признаки единоличной монархии. Была окончательно сломана племенная структура, ликвидированы племенные княжения и власть их вождей. На всю территорию гос-ва были распространены централизованные системы сбора дани, администрации и судопроизводства.
Одним из главных гос-венных свершений Ярослава Владимировича было создание по его инициативе первого письменного кодекса норм древнерусского права – Русской Правды. В науке утвердилось мнение, что Русская Правда 1016 г была рождена острой политической борьбой в Новгороде накануне похода Ярослава на Киев. Русская Правда должна была обеспечить права как горожан-новгородцев, так княжеской дружины и варягов. Помещенный в Новгородской первой летописи младшего извода текст Правды Русской вошел в качестве ее древнейшей редакции в Краткую редакцию этого памятника. 5 Ярослав не удовлетворился Правдой 1016 г и через два десятилетия вернулся к тексту своего новгородского законодательства. Кодификационная деятельность Ярослава Мудрого была вызвана насущными потребностями общества, прежде всего его господствующего класса. Она объективно отражала неуклонную эволюцию феодальных отношений в Древнерусском гос-ве. Письменная правда появилась именно при Ярославе потому, что в ней нуждалось движение общественной жизни, развитие новых социальных отношений. Русская Правда времен Ярослава защищала интересы не только князя, дружинников и бояр, но и широких слоев населения, в частности горожан. Письменный свод законов закреплял имущественное и классовое деление общества, повышал авторитет гос-ва и лично князя. Княжеская власть все больше стабилизировалась и укреплялась. Этому благоприятствовала также внутриполитическая деятельность Ярослава Владимировича: укрепление рубежей и защита их от кочевников, приведение в систему внешнеполитических мероприятий, развертывание международных связей, расстраивание и украшение стольного града Руси. Все это означало укрепление гос-венности. В течение первой половины своего княжения в Киеве Ярославу пришлось сдерживать натиск кочевников степей Северного Причерноморья, почти исключительно печенегов, которые уже целое столетие угрожали южным землям Руси и самому Киеву. Внешняя политика Руси Внешняя политика Древнерусского гос-ва в княжение Ярослава претерпела принципиальные изменения. Речь идет о ее характере, направлениях, методах проведения в жизнь. Князь пересмотрел традиционное внешнеполитическое направление страны – на Юг, к Царьграду. Это произошло не в первые годы его правления, но раньше, чем вспыхнула русско-византийская война 1043 г. Корректирование внешнеполитических отношений в значительной степени было вызвано внутренними причинами, постепенной заменой «полюдья» более цивилизованными и регламентированными данями продуктами и деньгами, а также развитием экономических связей со странами Запада. Во время Ярослава Владимировича произошел переход от насильственного и грубого взимания дани полюдья к организованному, систематическому и упорядоченному собиранию обычной дани, характерной для общества раннефеодальной эпохи. Реализация ее продукции, а также изделий древнерусского ремесла, могла происходить уже не только на византийских рынках. Завязываются политические и экономические связи с другими странами, и византийский рынок перестает быть главным и чуть ли не единственным для Руси. Культурная
и просветительская
деятельность Ярослава
4. Ослабление единства государства Влияние
«ряда» Ярослава на
развитие гос-венности
Николай Фёдорович Котляр (укр. Микола Федорович Котляр, 1932, Каменец-Подольский, Хмельницкой области Украины) — советский и украинский историк. Доктор исторических наук. Член-корреспондент Национальной академии наук Украины (избран 14 апреля 1995 года). Лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники за 2001 год. Специалист по истории феодальной Руси и русской нумизматике. Член редколлегии журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики». В 1956 году окончил исторический факультет Киевского университета. В 1963 году окончил аспирантуру в Отделе нумизматики Государственного Эрмитажа в Ленинграде. В 1972 году защитил докторскую диссертацию «История денежного рынка УкраиныIX-XVIII веков». Главный научный сотрудник Института истории Украины Национальной академии наук Украины. Первоначально изучал историю денежного обращения, рынка, счётных систем. Книги (3)Удельная раздробленность Руси Удельная раздробленность явилась следствием общественно-экономического и политического развития восточнославянского общества. Это был важный и неизбежный этап в развитии Древнерусского государства, которого не смогли избежать почти все европейские страны. Раздробленность не могла придти сама собой, без участия людей. Ее родили главным образом князья Ярославичи. В книге рассмотрено влияние родственных отношений между Ярославичами на общественно-политическую и социально-экономическую жизнь государства, показано, как постоянное стремление князей к земельным приобретениям в значительной степени породило саму удельную раздробленность и вело к ее углублению. Генеалогические и земельные аспекты удельной раздробленности в центре внимания автора, что отличает книгу от других работ этой тематики. Древняя Русь и Киев в летописных преданиях и легендах В книге на основе включенных в летописи народных преданий и легенд раскрывается яркая и поэтичекая картина историии древнерусского народа: формирование и расселение племен, складывание первых государственных объединений, основание городов, строительство и укрепление древнерусского государства в годы правления Ольги, Святослава и Владимира. Формирование территории Галицко-Волынской Руси Формирование территории и возникновение городов Галицко-Волынской Руси IX-XIII веков. В книге исследовано образование территории Галицко-Волынской Руси. Подробно прослежены процессы развития западнорусских земель — Червенской, Белзской, Перемышльской(VIII-XI вв.),складывание на их основе территорий Галицкой и Волынской земель(XI-XII вв.)с последующим складыванием в единую территорию Галицко-Волынскую Русь. Показан генезис галицких и волынских городов. Монография основывается на летописных и иностранных источниках, археологическом материале. 873 - Рорик в Аахене становится вассалом Людовика Немецкого. Середина 870-х годов - крещение русов при патриархе Игнатии. Конец 870-х - начало 880-х годов - первый поход русов на Каспий, нападение на город Абаскун (Абесгун). 879 - смерть Рюрика. Новым князем стал его родич Олег. 882 - захват Олегом Киева. Гибель Аскольда и Дира. Владения Рорика во Фрисландии переданы императором Карлом Толстым другому предводителю норманнов - Годфриду. Краткая библиография Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004. Гринев Н. Н. Легенда о призвании варяжских князей (об источниках и редакциях в Новгородской первой летописи). В кн.: История и культура древнерусского города. М., 1989. Древнейшие государства Восточной Европы. 2005. Рюриковичи и российская государственность. М., 2008. Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. М., 1999. Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. III. Восточные источники / Сост. Т. М. Калинина, И. Г. Коновалова, В. Я. Петрухин. М., 2009; Т. V. Древнескандинавские источники/Сост. Г. В. Глазырина, Т. Н. Джаксон, Е. А. Мельникова. М., 2009. Кирпичников А. Н. Сказание о призвании варягов: Легенды и действительность// Викинги и славяне. СПб., 1998. Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. СПб., 2009. Котляр Н. Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998. Котляр Н. Ф. Киевская Русь и Киев в летописных преданиях и легендах. Киев, 1986. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005. Ловмяньский X. Рюрик Фрисландский и Рюрик Новгородский // Скандинавский сборник. Вып. VII. Таллин, 1963. Мельникова Е. А. Рюрик и возникновение восточнославянской государственности в представлениях древнерусских летописцев XI - начала XII в. //Древнейшие государства Восточной Европы. 2005. М., 2008. Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции //Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М., 2000. Легенда о «призвании варягов» и становление древнерусской историографии // Вопросы истории. 1995. № 2. Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Название «Русь» в этнокультурной истории Древнерусского государства (IX–X вв.) // Вопросы истории. 1989. № 8. Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. «Ряд» легенды о призвании варягов в контексте раннесредневековой дипломатии // Древнейшие государства на территории СССР. 1990. М., 1991. Молчанов А. А. Древнескандинавский антропонимический элемент в династической традиции рода Рюриковичей // Образование древнерусского государства: спорные проблемы. М., 1992. Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII веков. М., 2001. Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI–IX вв. //Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М., 2000. Носов Е. Н. Новгородское (Рюриково) городище. Л., 1990. Пашуто В. Т. Русско-скандинавские отношения и их место в истории раннесредневековой Европы // Скандинавский сборник. Вып. XV. Таллин, 1970. Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Т. I (Древняя Русь). М., 2000. Петрухин В. Я. Легенда о призвании варягов и Балтийский регион // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2008. № 2 (32). Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI веков. Смоленск; М., 1995. Петрухин В. Я. Призвание варягов: историко-археологический контекст//Древнейшие государства Восточной Европы. 2005. М., 2008. Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998. Повесть временных лет / Подг. текста, пер., ст. и коммент. Д. С. Лихачева. М., 1996. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. М., 1993. Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия IX–XIV вв. (Материалы и исследования). М., 1978. Свердлов М. Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII в. СПб., 2003. Славяне и скандинавы. М., 1986. Тиандер К. Ф. Датско-русские исследования. Вып. III. Пг., 1915. Томсен В. Начало Русского государства // Из истории русской культуры. Т. II. Кн. 1. Киевская и Московская Русь / Сост. А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский. М., 2002. Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200. СПб., 2009. Фроянов И. Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. 1991. № 6. Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов. СПб., 1904. Щавелев А. С. Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян. М., 2007. Янин В. Л. О начале Новгорода // У истоков русской государственности. Историко-археологический сборник. В. Новгород; СПб., 2007. Иллюстрации Изображение Рюрика в «Титулярнике». 1672 г. Старая Ладога - первая столица Рюрика Призвание варягов на миниатюре Радзивиловской летописи Рюриково Городище Труворов крест Весы для взвешивания монет и скандинавские женские украшения, найденные в Гнездове под Смоленском - 136.00 КбФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Кафедра истории и мировой политики Конспект монография по теме: Древнерусская государственность Выполнила студентка: ____________курса группы________________________ _______ факультета____________________ ________ ______________________________ ________ Проверила: Питулько Галина Николаевна дата сдачи: ___________________________ оценка: ______________________________ Подпись руководителя: ________________ Санкт-Петербург 2007 год Введение ______________________________ _________________________3
Заключение ______________________________ ______________________23 Введение Причины, хронология, основные этапы и обстоятельства образования государства в восточно-славянском обществе поныне остаются мало изученными. Между тем эта тема уже более двухсот лет пребывает в фокусе внимания отечественных историков. Существующие теоретические построения в своем большинстве страдают излишними социологичностью и схематизмом, опираясь больше на логику, чем на объективный и кропотливый анализ свидетельств источников, пусть даже немногочисленных солидарны во мнении, что Древнерусское государство родилось из союзов восточнославянских племен, однако пути его генезиса едва заметны. Исследовательская работа в области древнерусской истории имеет ту специфическую особенность, что круг основных источников, прежде всего летописей, сложился примерно полтора века назад и с тех пор заметно и принципиально не расширялся. В наши дни нет ни малейшей надежды на находку не то что ранее не известной летописи или хотя бы не известного ее списка, но даже страницы, нескольких строк источника, не ведомого специалистам. Между тем изучение истории государственности восточных славян IX-XIII вв. представляется чрезвычайно важным. История Киевской Руси нуждается в дальнейшем углублении и конкретизации исследований, разработке проблем, которые раньше не всегда представлялись самостоятельно существующими и рассматривались в процессе создания трудов обобщающего характера. К ним относится и проблема восточнославянской государственности.
Проблема складывания государственности в раннесредневековых обществах принадлежит к кругу наиболее сложных и наименее исследованных. В последние годы кол-во публикаций на эту тему выросло. В преобладающем большинстве труды этой проблематики появляются в науке Запада и США. По разным причинам они остаются неизвестными большинству украинских, российских и белорусских исследователей. Но само по себе исследование этнической истории наталкивается на большие трудности прежде всего через неразработанность понятийного аппарата. Исследование этнических процессов серьезно затрудняется и тем обстоятельством, что термин «этнос» не средневековое или античное определение, а современное слово. Поэтому ученым трудно удержаться от привнесения в него современных понятий. На большом материале письменных историков средневекового Запада установлено, что авторы того времени в качестве характеристик этнического единства выделяют общность обычаев, языка и закона. Как отмечают современные специалисты, все признаки этноса, названные древними источниками, представляются дискуссионными, а в сумме не дают оснований определять этническую общность индивидов или групп. 1 Очевидно, определение этнической принадлежности выполнялось средневековыми авторами в контексте политики, а сама категория этноса воспринималась как функция обстоятельств, имевших господства и подчинения. Таким образом, изучение этнической эволюции, процесса образования народа само по себе оказывается недостаточным для определения закономерностей и особенностей государствообразования в Восточной Европе, да и в любом другом регионе Земли. Предпосылки восточнославянской государственности Интенсификация процессов разложения родо-племенного строя, сказавшаяся в усилении социальной и имущественной дифференциации, усилении позиций знати, следовательно, в важных изменениях в обществе, ускорении экономического развития, постепенно привела к созданию на основе союзов племен образований более высокого социального уровня – племенных княжений. 2 Хронология процессов перехода восточнославянского общества от союзов племен к племенным княжениям остается неясной. Современный этап исследованности источников не позволяет сколько-нибудь уточнить ее. Сдвиги в социальной и политической структуре восточнославянского общества, которые привели к складыванию племенных княжений, были значительными и принципиальными. Народ стремился перейти из родо-племенного общества, в которых был с древних времен, к политическому обществу, основанному на территории и собственности. Территориальная организация общества на стадии племенных княжений была еще впереди, но частная собственность и связанное с ней имущественное и социальное расслоение стали одним из главных факторов перехода от союзов племен к княжениям. Власть племенных вождей, в том числе и вождей союзов племен, и глав племенных княжений опиралась на систему укрепленных поселений-градов. Существенная разница между градами племен и их союзов, с одной стороны, и племенных княжений – с другой, состоит, как мне представляется, в том, что в княжениях в ряде случаев возникали уже не просто укрепленные поселения, протогорода. Некоторые из них в течение IX-XI вв. превратились в настоящие феодальные города. В историографии не раз отмечалась важная роль протогородов и далее городов в перерастании родо-племенного общества в раннеклассовое, в создании гос-венности. Некоторые исследователи допускают существование зародышевого аппарата власти в племенных княжениях, постепенном формировании княжеской, отделенной от племенной, сокровищницы. Племенные княжения не были начальной формой восточнославянской гос-венности, это еще догосударственные объединения. Вместе с тем они стали фундаментом образования гос-венности и непосредственными предшественниками первого настоящего гос-ва, возникшего в Среднем Поднепровье в сер IX в., и даже сосуществовали с гос-вом. Источники свидетельствуют, что племенные княжения сохранились после того, как Древнерусское гос-во уже возникло. Они входили в его состав. Можно считать, что по меньшей мере до конца X в Киевская Русь была своеобразным федеративным гос-вом. Вхождение племенных княжеств в состав гос-ва долгое время было непрочным. Смена князя в Киеве обыкновенно приводила к отпадению сильнейших княжеств.
Время княжения в Киеве сына Святослава Владимира (978-1015) можно с определенными оговорками назвать эпохой завершения строительства гос-ва на Руси, важных изменений в ее социальной сущности и структуре. Именно в правление этого князя общество начинает приобретать феодальные черты. Однако феодализация гос-ва проходила медленно, растянувшись более чем на полтора столетия. Ко времени утверждения Владимира Святославича на киевском столе Киевская Русь только что вышла из состояния гражданской войны между сыновьями Святослава Игоревича. После смерти Святослава (972) центральная княжеская власть на Руси пришла в упадок. Самовластия киевского князя не существовало. Далеко не все племенные княжения были присоединены к гос-ву. Смена князя в Киеве, когда Ярополка заменил Владимир, привела к тому, что часть княжений вышла из повиновения, не случайно Владимир начал свою гос-венную деятельность с походов на отпавшие княжения. Однако необходимо подчеркнуть, что Русь середины-второй половины Х в обладала определенными и постоянными признаками гос-венной организации. После того как «нача княжити Володимер в Киеве един» 3 , он посадил верных ему людей в ряде городов Руси и не успев еще обжиться в Киеве осуществляет походы на Запад и Северо-восток. Меры Владимира, направленные на сплочение гос-ва, прежде всего военные экспедиции против непокорных племенных княжений, укрепляли авторитет и возвышали власть князя. Входе таких походов в господствующем слое складывалась идеология, согласно которой князь рассматривал свой статус как особенный, что еще больше возвышало его над массой. Походы подталкивали и к созданию княжеского совета. Но сами лишь военные действия не могли окончательно закрепить склонные к сепаратизму племенные княжения в составе Древнерусского государства и Владимир приходит к идеи проведения административной реформы, имевшей целью раз и навсегда сломить власть местных князьков и старейшин и окончательно закрепить земли племенных княжений в составе гос-ва. Но первой, если судить по последовательности в летописи, реформой Владимира была религиозная. Попытка установления на Руси культа верховного языческого божества Перуна выглядит симптоматичной. Она свидетельствует о том, что Владимир Святославич стремился к монотеистическому культу, полагая, вероятно, что единоличной власти должен соответствовать единый и общий для всех в стране бог. Но сама реформа язычества была обречена на неудачу, потому что старая, отжившая свое языческая религия не соответствовала новым условиям, новым отношениям в обществе, в котором рождался феодальный способ производства. Но, даже неудачная по последствиям реформа язычества объективно свидетельствует об укреплении руководства гос-вом со стороны князя и его окружения, о четком стремлении к централизации страны. Владимир Святославич был последним князем того гос-ва, которое сохраняло еще дружинную форму. Это означает, что дружина, по крайней мере в первой половине его правления, еще играла значительную роль во всех сферах гос-венной жизни и внешней политики. Высказывалась мысль, что сам термин «дружина» Владимир понимал весьма широко, распространяя его на бояр, гридей, соцких, «детских», одним словом, на «нарочитых мужей». Историки давно заметили, что, начиная с княжения Владимира, дружина постепенно изменяет свой характер и состав. Главной причиной стратификации дружины была неуклонная, хотя и едва ощутимая вначале, феодализация общества во временя Владимира Святославича. 4 Сама эта стратификация, в свою очередь, свидетельствует о развитии элементов нового уклада в обществе, в котором какое-то время и при Владимире преобладали родо-племенные черты. В науке до сего времени господствует мнение, что до середины, а то и конца XI и части XII вв., господствующей формой феодальной собственности на землю была гос-венная, а главным методом эксплуатации – взимание дани. Краткое описание Исследовательская работа в области древнерусской истории имеет ту специфическую особенность, что круг основных источников, прежде всего летописей, сложился примерно полтора века назад и с тех пор заметно и принципиально не расширялся. В наши дни нет ни малейшей надежды на находку не то что ранее не известной летописи или хотя бы не известного ее списка, но даже страницы, нескольких строк источника, не ведомого специалистам. Содержание работы Введение _______________________________________________________3 |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?