Главная - Язык тела
Социология этнических общностей. Основы обществознания

ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ

особый исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племем, народностью, нацией и др. образованиями; т. о., термин "Э. о." очень близок термину "народ" в его этнографич. смысле. Для обозначения Э. о. применяется также термин "национальность" (напр., "народы СССР" - то же, что "национальности СССР"). Осн. условием возникновения Э. о. является общность территории как естеств. базы объединения людей, а также общность или близость их языка. Нередко, напр. при сложении наций Америки, общность языка достигалась в ходе развития хоз., культурных и др. связей между разноязычными компонентами Э. о., т. е. представляла собой не столько предпосылку, сколько результат процесса этногенеза. В ходе этого процесса под влиянием различных социально-экономич. факторов и особенностей природной среды складываются характерные для Э. о. черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологич. характеристик; наряду с этим вырабатывается этнич. самосознание, видную роль в к-ром играет представление о какой-то общности происхождения и историч. судеб входящих в Э. о. людей. Почти все эти элементы Э. о. наряду с территорией и языком могут выступать в качестве ее признаков. Иногда формированию Э. о. способствуют общность религии, а также близость в расовом отношении. Такая близость возникает и при образовании значит. переходных (метисных) групп между вошедшими в Э. о. резко различными расовыми компонентами (напр., у бразильцев, кубинцев и др.). Сформировавшаяся Э. о. выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путем этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнич. ориентации и т. д. Для более устойчивого существования Э. о. стремится к созданию своей социально-территориальной организации (в клас. обществе - гос-ва). С течением времени отдельные части сформировавшейся Э. о. могут разобщаться территориально, члены ее, переселившись в др. социально-экономич. и природные условия, могут изменить многие стороны культуры и быта, перейти на язык другой Э. о., однако пока у них сохраняется этнич. самосознание как осн. этнич. определитель, они включаются в прежнюю Э. о. Существенные изменения языка и культуры и особенно те изменения Э. о., к-рые ведут к перемене этнич. самосознания, к переходу групп людей из одной Э. о. в другую, наз. этнич. процессами. Такие процессы делятся на два осн. вида: разделительные, характерные гл. обр. для первобытнообщинной эпохи, и объединительные; последние подразделяются на консолидацию, ассимиляцию и межэтнич. интеграцию; все они в той или иной степени определяют собой и ход этногенеза. Изменения социально-экономич. черт Э. о. обычно наз. этно-социальными процессами.

Разработка теории Э. о., в частности типологизация, еще не завершена. Принято выделять историч. типы Э. о. - племя, народность, нацию. Различают также, с одной стороны, территориально компактные и социально организованные Э. о., с другой - территориально разобщенные Э. о. Термин "Э. о." иногда применяется для обозначения неск. народов (этно-лингвистич. групп, напр. русские, украинцы, поляки и др. - "славянская Э. о."), а также - для подразделений внутри народа (этнографические группы, напр. среди русских - поморы, кержаки); в обоих этих случаях для обозначения собственно народов применяется термин "этнос". Нек-рые авторы при классификации Э. о. по социально-экономич. формациям выделяют для первобытнообщинного строя как особый тип Э. о. не только племя, но и группу родственных племен (H. H. Чебоксаров), для Э. о. рабовладельч. формации предложен термин "демос", для феодальной - собственно "народность" (С. А. Токарев) и т. д.

Лит.: Токарев С. A., Проблема типов этнических общностей, "ВФ", 1964, No 11; Козлов В. И., Динамика численности народов, М., 1969, гл. 1, 3; Бромлей Ю. В., К характеристике понятия "этнос", в сб.: Расы и народы, в. 1, М., 1971; его же, Опыт типологизации этнических общностей, "СЭ", 1972, No 5; Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. A., Народы, расы, культуры, М., 1971.

В. И. Козлов. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ" в других словарях:

    - (ethnicity) Единственное рабочее определение этнической общности подразумевает осознание людьми общности их происхождения и традиций. Греческое слово ethnos переводится и как племя, и как нация, и его можно понимать как нечто стоящее между… … Политология. Словарь.

    - (в этнографии) исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин этническая общность близок понятию народ в этнографическом смысле … Большой Энциклопедический словарь

    этническая общность - Исторически сложившаяся группа людей, обладающих общим самосознанием и самоназванием, общностью происхождения и культуры, чаще всего языка, при своем возникновении связан с определенной территорией. Syn.: этнос … Словарь по географии

    Этническая общность устойчивая социальная группировка людей, исторически возникшая и обладающая общей этничностью. В отечественной науке различаются как по типам, свойственным разным историческим периодам (племя, народность, нация), так и… … Википедия

    См. Этнос. * * * ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ (в этнографии), исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем (см. ПЛЕМЯ), народностью (см. НАРОДНОСТЬ), нацией (см. НАЦИЯ); термин «этническая… … Энциклопедический словарь

    ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ - понятие, используемое некоторыми гуманитарными науками. Постепенно входит в конституционный лексикон, оставаясь, правда, не до конца определенным. Например, согласно п. м ст. 72 Конституции РФ, к совместному ведению РФ и субъектов РФ относится… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Этнос, исторически сложившаяся устойчивая группировка людей племя, народность, нация. Основные условия возникновения Э. о. общность территории и языка выступают затем и в качестве её главных признаков. Нередко Э. о. складываются и из… … Большая советская энциклопедия

    этническая общность - Этнос … Этнопсихологический словарь

    Этническая общность - См. Этнос … Словарь социолингвистических терминов

    этническая общность - См.: этнос … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • Казанский ретро-лексикон , Максим Глухов-Ногайбек. Книга представляет собой издание энциклопедического характера. В кругу интересов, помимо краеведческих, прежде всего, были этническая история татар и города Казани, взаимоотношения народов на…

Этническая общность (этнос) - это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей. Эти общности называют также кровнородственными . Семьи, роды, кланы, племена, народности, нации объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья. Семья - это наименьшая кровнородственная группа людей, связанных общностью происхождения (родители и дети, дедушка, бабушка).

Несколько семей образуют род или союз семей. Роды составляли кланы. Клан - это группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого родоначальника. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов составляют племя. Племя - это тип этнической общности эпохи первобытного общества. Племя охватывает большое число родов и кланов. Для племени характерны кровнородственные отношения, деление на роды, общность территории, хозяйства, обычаев и культов. Позднему племени свойственно самоуправление - племенной совет, гражданский и военный вожди.

Образование союзов племен, завоевания и переселения вели к смешению племен и возникновению более крупных общностей - народностей, а затем наций. Народность - это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, следующая за племенем и предшествующая нации. Народности возникают в различные исторические эпохи, начиная с рабовладельческой и вплоть до современной. Мелкие народности могут постепенно сливаться с более крупными и развитыми народностями и нациями. Народность по численности превышает племя, а кровнородственные связи не охватывают всю народность.

Нация - это автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но они обладают общей историей и культурой. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются классы, внутренний рынок, единый хозяйственный уклад, собственная культура. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На основе единых территории, языка, экономики формируются национальный характер и национальная психология . Возникает чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты по поводу защиты национального суверенитета являются признаком сформированности нации.

Такого рода общности называют также кровнородственных или общностями, выделяемых на основе особой культуры. К ним относят: племена, народности, нации. Во всяком случае, при изучении этнических общественных структур, явлений, процессов, центральной базой является категория "этнос", что от греческого происхождения означает: стая, группа, рой, племя, народ.

Существует много подходов, концепций относительно трактовки и определения ключевого понятия "этнос". Одни ученые (например, американский социолог JI. Уорнер) допускают применение этнического термина к каждому человеку, который сам себя считает (или считается) членом группы, имеющей определенную культуру и участвует в деятельности группы. По мнению других ученых (немецкий этнолог В. Мюльман), "этнос" понимается как соответствующая единство и самосознания. Под этим понимают и совокупность людей, которые коллективно и бессознательно приписывают себе определенные ценностные характеристики (М. Мажет, французский этнолог).

Рассматривая категорию "этнос" как основную единицу этнической классификации человечества, в широком смысле ее отождествляют с понятием "народ", "национальность" - как особую форму коллективного существования людей.

Главным этническим определителем нужно считать этническое самосознание, которая рассматривается как осознание членами каждого этноса своей принадлежности к определенной этнической общности, основанной на общности языка, культуры, исторической судьбы, признании особых черт.

В отличие от расы, как продукта биологического развития, социальные общности представляли собой результат социального взаимодействия (общения, верования, обычаи, ритуалы), которые объединяли людей.

Эволюционисты создали теорию развития этнических общностей, где началом была семь "я. Более обширным слиянием был род - исторически первые социальные общности людей, природные кровнородственных объединения. Роды объединялись в определенные племена, связанные не только кровным родством, а и верой. Объединение кланов составляло племя. Племена - более высокая форма организации, в процессе культурного развития объединялись в народности, а те - на высших стадиях развития экономических, политических и других связей - превращались в нации. Рассмотрим лишь основные общности.

"Народ" - термин многозначный. Языком политических наук "народом" называют трудящиеся слои, классы города и деревни. Языке социальных наук - это общности, в этнической иерархии стоят между нацией и племенем. Они устойчивым образом связаны с территорией, имеют свой язык, культуру, систему власти, политический строй. Народ - это культурно-историческая общность людей. Этот срок может быть синонимом коренного этноса страны или синонимом распространенного по миру этноса. В обществоведческой литературе немало путаницы в отношении этой категории, поэтому ее не всегда корректно используют (применяют) как на этнологическом, так и на политическом уровне. Фактически народ - это все население определенной страны или государства.

"Нация" рассматривается как этническая и политическая категории. Нация - это и своеобразный степень развития культуры. Это - устойчивая общность людей, исторически возникла на базе общего языка, территории, экономической жизни, психического склада, проявляющегося в общности культуры. Нации возникали в период зарождения капитализма, когда формировались политические организации, внутренний рынок, культура, хозяйственный уклад. Они многочисленными за народности. На основе единой территории, языка, культуры и экономики сформовувався единый национальный характер и психологические особенности.

Хотя по своей специфике термин "нация", как и этнос, означает "народ", в современном этнологическом потребления их все же следует различать. То, что у нас называют нацией, - фактически воспроизводит этническую специфику. В широком смысле, нация - это этнос, сообщество, сложившейся на основе этнических племенных ценностей, которым присущ естественный биологический характер.

Существуют также многонациональные государства, создавая характерный национальный тип, например США, где нация идентифицируется с государством. Однако не всегда государство может быть признаком нации. В современном мире практически не существует этнически гомогенных (однородных) стран. Социологи подсчитали, что только несколько стран (около 7%) условно можно отнести к этнически гомогенных, где вся основная этническая общность составляет почти сто процентов населения. В почти 25 странах основная этническая общность достигает 90% всех жителей, еще в 25 странах она составляет 75-90%, более чем в тридцати странах - от 50 до 70%, в около сорока странах - менее половины населения. В отдельных случаях количество этнических групп в одной стране превышает даже сто.

Такого рода разнообразие этнического состава населения является результатом действия различного рода факторов, в частности миграции больших масс людей, которые происходили во все периоды истории, вызвали масштабное и быстрое смешивание представителей разных народов, формировали многочисленные этнические сообщества в рамках конкретной страны.

Украина относится к многонациональных стран. По данным переписи населения 1989 г.. На ее территории проживает более 127 этносов, в частности:

Украинцы (37400000 чел.)

Русские (11400000 чел.)

Другие этнические группы, которые насчитывают от 300 тыс. И более (более 1 млн чел.): Евреи, поляки, белорусы, болгары, молдаване, венгры, румыны, цыгане, татары и др.

Термин "национальность", как неотъемлемый "атрибут", употребляется также в двух значениях:

Как принадлежность к определенной нации,

Как общность людей, которые создали свою собственную особую культуру, но не имеют за собой независимого политического статуса бытия (не достигших степени сформированности нации »). Значение нации основывается на том, что:

■ это устойчивая форма общности;

■ она создает устойчивый культурный следствие;

■ формирует ощущение идентификации личности с общностями (т.е. принадлежность к нации - это наличие языка, связь с родной землей, место в истории - основа самовыражения лиц);

■ создает прочное ощущение солидарности между членами и антагонизм по чужих.

Эти черты, в свою очередь, приводят к возникновению общественных движений и крайних идеологий. Среди них особое место занимает национализм. Под национализмом понимаем, как правило:

■ систему политических идей;

■ определенный комплекс установок;

■ общественное движение.

Национализм выступает в разных формах: от патриотизма (готовность на жертвы ради собственной нации) и до крайней экстремистской формы. Основная идея национализма - это признание индивидуальных особенностей собственной нации как величайшей ценности, превышено подчеркивание собственной нации и "приписывание" ей особой исторической миссии (доверие нации). Здесь проявляется и склонность к мистицизму, мифологизации, нетерпимость к чужой нации, что иногда граничит с расизмом.

Социологи предполагают, что с десятилетиями на смену нации может прийти, вероятно, форма сообщества, которая объединит еще большее количество людей и станет формой более высокой культуры. Первым признаком этого является совместное экономическое и финансовое поле большинстве европейских стран, "прозрачность" границ.

Социально-этнические общности и отношения

1. Социально-этнические общности.

2. Этносоциальные процессы и межнациональные отношения.

3. Социальные аспекты этнонациональных конфликтов.

1. Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации.

К общностям социально-этнического типа относятся племя, народность, нация, этническая группа и другие этнические образования людей, возникшие в результате естественно-исторического процесса. Чтобы раскрыть сущность этих явлений, необходимо вначале рассмотреть содержание таких основных понятий, как "народ" и "этнос", поскольку с ними коррелируются все этнические единицы.

Весьма многозначен термин "народ". В обиходном языке народом обычно называют население государства, жителей страны. На языке социальных наук, и прежде всего этнографии, народ - это общность, отличающаяся по ряду признаков от других подобных же исторически развивающихся коллективов. В этом смысле мы говорим, например, "русский народ" или "узбекский народ", "польский народ", "венгерский народ" и т. д. В этом случае термин "народ" равнозначен термину "нация". Иногда термин "народ" употребляется для обозначения совокупности различных социально-этнических групп: наций, этнических групп, национальных меньшинств и др. Например, многонациональный народ Российской Федерации, народ Казахстана и т. п. Как видно, термин "народ" относится к очень различным типам общностей, а также выступает как собирательный по отношению к нескольким социально-этническим общностям.

В последние годы в социальных науках широко употребляется понятие "этнос". Правда, в западной социологической литературе оно употребляется издавна.

Понятие "этнос" (слово греческого происхождения, обозначающее племя, народ) является исходным для характеристики социально-этнических общностей, поскольку дает возможность для однозначного выражения того общего, что имеется в понятиях "нация", "народность", "этническая группа" и др. Это общее - наличие определенной языковой и культурно-бытовой специфики, единого самосознания. Его принято называть этническим, а совокупности людей - "этносами". Понятие "этнос" охватывает все социально-этнические общности.

Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая едиными культурой (включая язык) и психологическим складом, осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание). Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и хозяйственной деятельности. Признаки, выражающие системные свойства этноса и отделяющие его от других этносов, - язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т. е. такие компоненты культуры, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют в итоге специфическую этническую культуру.

Этнос представляет собой определенное целостное образование, в котором на передний план могут выступать различные его объективные компоненты. В одних случаях это язык, в других - хозяйственно-бытовые особенности, в третьих - характерные черты поведения и т. п.

При характеристике этноса немаловажное значение имеет выяснение его этногенеза. Под этногенезом понимается процесс образования этнических общностей. В одних случаях этногенез рассматривают как синоним понятия "происхождение этноса", т. е. ограничиваются периодом формирования этноса вплоть до становления его самосознания. В других под термином "этногенез" объединяют происхождение и последующую этническую историю уже сложившейся общности. Оба подхода разнятся в деталях и имеют право на существование.

По мнению Л. Н. Гумилева, правомерно говорить об этногенезе как о процессе, движущими силами которого являются природные, биосферные факторы. Эти же факторы опосредованно определяют социальные формы жизни, которые создаются людьми разных этносов. Этнос сопряжен также с процессом взаимодействия человеческих рас. Практически все известные этносы складывались сложным путем из нескольких разнородных частей, пока не осознали себя единством и не приобрели единый этноним, т. е. его самоназвание.

Этнос - это основная единица этнической классификации человечества, наряду с которой существуют этнические общности различного порядка (племя, народность, нация и др.).

Племя - этносоциальная общность доклассового общества, основанная на кровнородственных связях и состоящая из родов. Оно располагает своей территорией, племенной экономической общностью, имеет единый язык, собственное наименование, единство религиозных представлений и обрядов. В развитом первобытном обществе племени свойственны органы власти, не носящей политического характера. В современную эпоху племена сохраняются в Азии, Африке, Латинской Америке. В России у некоторых народов Сибири, Севера и Дальнего Востока сохранились остатки родоплеменных черт.

Племена в ходе дальнейшего социокультурного развития объединялись и образовывали народности. Народность - этническая и социальная общность людей, которая исторически следует за племенем и предшествует нации. Она образуется на основе смешения племен и племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя, характеризуется возрастанием значения территориальных связей, складыванием общего языка на основе племенных языков. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием капиталистических отношений происходит превращение народностей в нации, хотя некоторые народности (преимущественно из-за малочисленности, недостаточной развитости) так и не преобразуются в нации.

Основным элементом социально-этнической структуры общества являются нации. В современном мире более 90% населения составляют нации.

В научной и политической литературе понятие "нация" употребляется в нескольких значениях. В западной социологии преобладает взгляд, что нация - это совокупность граждан государства, а следовательно - это народ, достигший высокого уровня культуры и высокой степени политической организации, составляющий общность с единым языком и культурой и объединенный на основе системы государственных организаций. Таким образом, в понимании западных социологов, нация - это согражданство, т. е. территориально-политическая общность.

В таком случае нация совпадает с государством. Именно эти государства-нации образуют мировое сообщество государств, в том числе Организацию Объединенных Наций. В этом же контексте в мировом политическом языке и в международно-правовой практике и теории существуют и используются понятия "национальное государство", "национальные интересы", "национальная безопасность", "национальная армия", "национальная наука" и т. д. Однако для исследования многонациональных государств термин "национальный" может быть применен весьма условно.

Не менее распространенным является понимание нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определенных черт психологии (национальный характер, самосознание, интересы и т. д.), проявляющаяся в особенностях ее культуры и быта. Как социально-историческое явление нация возникает в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений, когда упрочиваются экономические связи между отдельными областями страны, складывается общенациональный рынок. Важную роль в консолидации наций играет государство, хотя наличие государственности не является обязательным признаком нации.

Становление нации - процесс сложный и длительный, и определяющую роль в этом процессе играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации среди других социальных общностей возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономическая и политическая консолидация нации способствует образованию единого национального языка, на этой основе складывается общенациональная культура, формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое включает в себя осознание этнической общности, приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также вырабатываются определенные стереотипы отношения к своей нации и другим общностям. Нация относится к этносоциальному организму и считается высшей формой социально-этнической общности.

Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре, включая различные субэтносы, т. е. входящие в состав этносов общности, где особые этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в основных этнических единицах. Иначе говоря, в этническом отношении нации не гомогенны (не однородны). Типичным примером в этом отношении являются США, где американская нация состоит из множества этнических групп и представляет собой многоязычную нацию. Предками современных американцев были выходцы из 40 стран. Хотя английский язык является преобладающим в США, 7,7 млн. американцев считают своим родным языком испанский, 5,1 млн. - немецкий, 4,1 млн. - итальянский, 2,5 млн. - польский, 2,4 млн. - французский и 1,2 млн. - идиш1. Это свидетельствует об этнонациональном многообразии американского общества.

Производным от "нации" является термин "национальность", который употребляется в двух значениях. Во-первых, для обозначения принадлежности человека к определенной этнической общности (рубрика в паспорте обозначает собственно этническую принадлежность), а в западноевропейских странах - главным образом для указания государственной принадлежности людей (подданство). В этих целях нередко применяется выражение "этническая национальность". Во-вторых, термин "национальность" используется как собирательный в тех случаях, когда им заменяется перечень различных форм социально-этнических общностей (наций, народностей, этнических групп, исключая племена). Например, когда говорят, что в Российской Федерации проживают люди более 130 национальностей, то имеют в виду совокупность всех форм социально-этнических общностей.

Производными от понятия "этнос" являются "этническая группа" и "этнографическая группа".

Этническая группа - это группа людей, для которой характерна близость языков и некоторых других особенностей культуры, родственных по происхождению и сохранившихся до наших дней. Много этнических групп проживает, например, в Дагестане, на Памире и в других регионах России. К этнической группе можно отнести местные, территориальные общности людей, которые хотя и говорят на одном языке и сознают свою принадлежность к единому этносу, но часто отличаются друг от друга второстепенными культурно-бытовыми, а иногда и языковыми признаками. Например, мегрелы, сваны и лазы. Они - составная часть грузинской нации. Хотя подавляющее большинство их владеет грузинским языком, однако в домашнем быту мегрельский, сванский и лазский языки еще используются.

Территориально-культурные общности обычно называют "этнографическими группами", или "субэтносами"; их образование может совпадать с районами распространения языковых диалектов, хотя такое совпадение и не является обязательным. Для этнографических групп характерны такие черты, как наличие отдельных специфических элементов быта, культуры, языка, религиозных верований и т. п. Многие этнографические группы имеют самоназвания и самосознание. Такими этнографическими группами в России являются поморы, камчадалы, казаки. Аналогичные этнографические группы можно выделить в составе почти каждого более или менее крупного народа. Таковы, например, "верхние" и "нижние" немцы, различие между которыми имеет как этнографический, так и диалектологический характер. Более мелкими этнографическими группами того же народа можно считать "верхних" и "нижних" саксонцев, баварцев, вестфальцев, швабов, франконцев и др.

В социальных науках употребляется понятие "национальные (этнические) меньшинства". Таковыми называются группы людей какой-либо социально-этнической общности, проживающие за пределами своей государственности в инонациональной среде и составляющие, как правило, меньшинство населения в странах своего проживания. Национальные меньшинства характеризуются сохранением национального (этнического) самосознания, культуры, быта, традиций, языка основной части этнической общности.

В мире нет полностью мононациональных государств. Национальные меньшинства существуют практически повсеместно. В многонациональных государствах, где ни один народ не составляет большинства населения, понятие "национальные меньшинства" в определенной степени теряет смысл. По-разному выглядит проблема национальных меньшинств в федеративных и унитарных государствах. Национальные меньшинства в современном мире весьма разнообразны по происхождению (существовавшие на своей территории еще до возникновения государства; образовавшиеся в результате изменения политических границ; сформировавшиеся в ходе миграций); по характеру расселения (от компактного в границах одной страны до дисперсного в рамках нескольких стран); по абсолютной и относительной численности и по иным критериям.

Применительно к российской ситуации термин "национальные меньшинства" возник в противовес термину "инородцы". Альтернативой термину "национальные меньшинства" часто служит термин "граждане некоренных национальностей", хотя и он не полностью адекватен описываемой группе людей.

В последние годы применительно к государствам, возникшим на пространстве бывшего СССР, употребляется термин "русскоязычное население". Это собирательное название людей русской и любой другой этнической принадлежности, пользующихся преимущественно русским языком и обычно считающих его родным. В узком смысле - это группы людей нерусской национальности, для которых родным языком является русский язык. Термин "русскоязычное население" используется для обозначения русскоязычного населения, находящегося вне границ Российской Федерации. Он адекватен термину "национальные меньшинства". После распада СССР русские и части других российских народов объективно оказались на положении национальных меньшинств в бывших союзных республиках. Это 25 млн. русских и 10 млн. этнических россиян других национальностей. Они оказались отделенными от национального большинства в силу изменения политической ситуации в собственном ареале проживания. В этой связи от термина "национальные меньшинства" следует отличать весьма близкий к нему термин "разделенный народ" - общность людей, расчлененная политическими, государственными границами.

Какова социально-этническая структура населения Российской Федерации?

В настоящее время в России проживают не более 30 наций, около 60 народностей и более 40 этнических и этнографических групп. Некоторые из этнических групп являются частью наций, имеющих государственность за пределами России.

По данным переписи 1989 г., численность народов РФ такова. Русская нация, являясь самой многочисленной нацией, насчитывает 120 млн. человек (82% населения страны). Свыше миллиона человек насчитывает каждая из четырех наций: татары, чуваши, башкиры, мордва. Все пять названных наций составляют 90% населения России. Из остальных этносов 26 превышают 100 тыс. человек каждый. К самым малочисленным относятся 26 народностей Севера Сибири и Дальнего Востока, составляющие вместе 181 тыс. человек. 16 этнических групп (всего 7,8 млн. человек) представляют народы стран СНГ и Балтии; 30 этнических групп (1,3 млн. человек) представляют народы, имеющие свою государственность за пределами стран СНГ (венгры, болгары, финны, поляки и др.); еще 8 этнических групп (173 тыс. человек) представляют народы, в основном проживающие за пределами бывшего СССР (цыгане, ассирийцы, уйгуры, курды и т. д.).

Эти данные показывают, что Россия - многонациональное государство со сложной социально-этнической структурой населения.

2. Этнические явления имеют теснейшую связь с социально-экономическими, которыми они в конечном счете и обусловлены. В этом смысле каждая из конкретных форм существования этноса представляет собой определенную социально-экономическую целостность. От того, каков уровень социально-экономического развития страны, зависят характер и состояние межэтнических, межнациональных отношений. В полиэтнических странах на межнациональные отношения оказывают влияние этнотерриториальные различия социально-экономического характера, различия в условиях и уровнях жизни людей разных национальностей. Такие социальные блага, как богатство, престиж, власть, часто распределяются в зависимости от этнической принадлежности. Например, в США негры, латиноамериканцы по сравнению с представителями белого населения за один и тот же труд получают значительно меньшую заработную плату, занимают менее престижные должности и т. п.

В бывшем СССР социально-экономическое положение национальностей было неодинаковым, особенно из-за разных стартовых исторических условий, различий в уровне развития регионов и территорий, где компактно проживают те или иные народы. Различия в условиях жизни городского и сельского населения также влияют на сферу межнациональных отношений, так как этнический состав города и села различается даже в пределах республики, края, области.

В городах Российской Федерации, как правило, проживает русское население, в сельской местности - преимущественно представители титульной (т. е. давшей название данному национально-государственному образованию) нации (национальности). В то же время в столичных и других крупных городах российских республик за последние десятилетия сформировалась национальная интеллигенция (управленческие кадры, научные и творческие работники и др.), растет численность национальной студенческой молодежи. В среде промышленных рабочих и служащих, инженерно-технической интеллигенции продолжает преобладать нетитульное население.

Этнические параметры социально-профессиональной стратификации общества в какой-то мере неизбежны, хотя они достаточно подвижны и поддаются воздействию. В целях оптимизации межнациональных отношений вряд ли допустимы строгая канонизация этничности по социальным нишам, диспропорции в социальных условиях жизни непосредственно контактирующих групп. Здесь необходим комплекс мер, чтобы обеспечивать равные условия для социального продвижения граждан независимо от их национальности.

В последние годы в России значительно усложнились межнациональные отношения, особенно в связи с осуществлением рыночных реформ и приватизации государственной собственности. При этом неодинаковые стартовые условия, разноскоростное проведение радикальных реформ, отдаленность от центра, значительные различия по уровню жизни населения регионов и по условиям их развития обостряют межэтнические отношения. К тому же федеральный центр предоставляет отдельным республикам (например, Татарстану, Башкортостану, Якутии) особые привилегии, что не способствует достижению межнационального согласия.

Деление государственной собственности и ресурсов в ходе приватизации вызывает обострение конкурентных отношений между группами, ведет к консолидации клановых и узкоэтнических группировок, использующих кровную солидарность в сугубо прагматических целях.

Характер распределения политической власти в республиках, ограниченность в ряде регионов земельных ресурсов и приватизационных фондов подталкивает к использованию экономических преобразований в интересах отдельных национальных групп в ущерб правам остального населения. Особенно это касается региона Северного Кавказа. В ряде республик и автономных округов уже наблюдается "узурпация" экономических ресурсов и средств хозяйственной деятельности в пользу нетитульного населения, что ограничивает возможности для развития этноса, исконно проживающего на данной территории. Это особенно касается Сибири, Севера и Дальнего Востока. Такая практика порождает напряженность в межэтнических отношениях, которая усугубляется тем, что ряд регионов компактного проживания национальностей имеет крайне негативные экологические, демографические и социально-культурные характеристики.

Итак, в полиэтническом, многонациональном обществе существует фактическое неравенство национальностей, а этническая солидарность используется для достижения социальных и политических преимуществ.

История возникновения наций связана с образованием национальных государств. Сегодня для всего цивилизованного мира типичным является национальное государство. Поэтому при решении вопроса о том, является ли этнос нацией, нередко особое значение придается наличию у него "своего" государства. Однако "свое" государство является далеко не обязательным признаком нации. Истории известно немало примеров наличия в составе одного государства нескольких наций. Нации могут существовать даже тогда, когда они лишены собственной государственности, как, например, Польша в период разделов.

Россия - многонациональное государство. По форме государственного устройства она является федеративным государством, в ее состав входят: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), одна автономная область, 10 автономных округов. Всего 89 субъектов.

В основу государственного устройства Российской Федерации изначально были заложены два принципа национально-территориальный и административно-территориальный. Наличие этих принципов порождает определенные противоречия и проблемы в сфере межнациональных отношений. Прежде всего права национально-государственных образований (республик) и административно-территориальных (краев и областей) существенно различаются в пользу первых. Кроме этого, в самих республиках население делится на представителей "коренных" и "некоренных" национальностей. "Коренные" чувствуют себя хозяевами в "своей" республике и пользуются преимуществами и привилегиями.

Между тем в 15 из 21 республиках "коренное" население составляет менее половины жителей. В республиках РФ, вместе взятых, "коренное население" составляет 32%, а автономных округах и того меньше - 10,5%. Все же "коренное" население российских республик, автономной области и автономных округов в совокупности составляет 7,6% от населения страны.

Термины "коренное" и "некоренное" население являются весьма условными, нечеткими, а потому спорными. Согласно такому разграничению, в Татарстане и Якутии, к примеру, татары и якуты являются "коренными", а русские "некоренными", хотя живут там уже четыреста лет. Более того, по логике доктрины национальной государственности русские в республиках (как и другое нетитульное население) отнесены к национальным меньшинствам, хотя по численности в некоторых из них могут составлять большинство или самую многочисленную этническую группу (например, Башкортостан, Бурятия, Карелия). Конечно, такая терминологическая путаница не способствует объективному пониманию этнополитической ситуации в республиках.

Административные границы национальных республик в России лишь условно соотносятся с этническими ареалами народов. В свое время эти границы устанавливались с приоритетом интересов национальных меньшинств и задач экономического развития создаваемых республик. В современных условиях межнациональное согласие может достигаться на основе соблюдения принципов национального равноправия. Должно неукоснительно обеспечиваться предусмотренное Конституцией РФ равенство прав и свобод всех граждан вне зависимости от их национальности. Источником и носителем власти в республике является все ее население независимо от национальности. Ни одна этническая группа не может обладать исключительным правом контроля над территорией, институтами власти и ресурсами. Неконституционно, а потому недопустимо разделение жителей на представителей "коренных" и "некоренных" национальностей и наделение в зависимости от этого разными правами.

Весьма актуальными являются вопросы справедливого этнического представительства в органах власти и управления республик (национальных образований) Узурпация власти представителями одной из этнических групп, а тем более какое-либо законодательное оформление преимуществ или дискриминации по этническому признаку неминуемо вызывают обострение межэтнических отношений и служат одним из основных факторов этнических конфликтов. Так, за последние годы недовольство своим политическим представительством в республиканских органах власти имело место со стороны балкар в Кабардино-Балкарии, кумыков в Дагестане, казачьих атаманов в Карачаево-Черкессии и Адыгее.

В Татарстане произошло радикальное перераспределение власти и престижных должностей в пользу татар. Хотя татары в республике составляют менее половины населения, в то же время они занимают 80% должностей глав администраций городов и районов, руководящих работников МВД, прокуратуры, других административных органов. Примерно такая же доля татар в республиканских органах власти и управления.

Межнациональные отношения сопряжены с демографическими и миграционными процессами. Резкие различия в этнодемографических процессах могут существенно изменить этнический баланс административной территории и национально-государственного образования. Во многих случаях население болезненно и негативно реагирует на резкие изменения этнических групп. Так произошло в странах Балтии, когда в результате этнографических и миграционных факторов соотношение "коренного" и "некоренного" населения изменилось за десятилетия в пользу последнего.

По этим же причинам снижается прирост "коренных" народов Севера. Так, по сравнению с 1989 г. доля "коренного" населения снизилась: в Эвенкийском автономном округе с 21,6% до 14%; в Таймырском - с 17,3% до 13%; в Ненецком - с 12,8% до 11,9%; в Ямало-Ненецком - с 16,2% до 4,2%; в Чукотском - с 10,0% до 7,3%; в Ханты-Мансийском с 3,8% до 1,3%. Если эта тенденция сохранится, то в обозримом будущем многие из малочисленных народов могут просто раствориться среди других этносов. Следует, однако, заметить, что с начала 90-х годов резко уменьшился приток населения на Север, а обратный поток с Севера, напротив, усилился.

Этнополитическая ситуация может ухудшиться в связи с массовым перемещением граждан, огромными потоками беженцев и переселенцев в многонациональные регионы. Такие притоки населения повышают межгрупповую конкуренцию в распределении ресурсов и социальных благ, создают дополнительные культурно-психологические барьеры, резко меняя общественно-политическую ситуацию и провоцируя межнациональную напряженность и конфликты. Фактов подобного рода немало в России, куда приехало более 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев. Межэтнические конфликты по этой причине возникают в Краснодарском и Ставропольском краях, Москве, Санкт-Петербурге и других регионах и городах.

Этносоциологи делят этнические структуры многонациональных государств на две системы: дисперсную и централизованную. К дисперсной этнической системе относится государство, население которого состоит из нескольких малочисленных этнических групп. При централизованной системе некоторые из этнических групп, составляющих население государства, столь велики, что их взаимоотношения постоянно пребывают в центре общественно-политической жизни. Россия относится к централизованным системам с явно доминирующей (численно и по статусу) русской нацией. Поэтому состояние межнациональных отношений в России в решающей мере зависит от национального самочувствия русских.

Все жители нашей большой планеты очень разные: к примеру, горцы совсем не похожи на островитян. Даже в пределах одной нации или страны могут существовать отдельные этнические группы, отличающиеся своими культурными особенностями и традициями. По сути, этническая группа - это часть этноса, некая общность, которая сформировалась на определенной территории исторически. Рассмотрим более подробно этот вопрос.

История и происхождение термина

На сегодняшний день этническая группа - это важный объект исследования для таких наук, как история, география населения, культурология. Социальные психологи изучают этот вопрос с целью предотвращения и разрешения различных этнических конфликтов. Каково происхождение данного термина?

Очень интересна этимология слова "этнос". С его можно перевести как "не грек". То есть, по сути, "этнос" - это чужак, иностранец. Древние греки использовали этот термин для обозначения различных племен не греческого происхождения. А вот себя они называли другим, не менее известным словом - "демос", что в переводе означает "народ". Позже термин перекочевал и в латинский язык, в котором появилось и прилагательное "этнический". В Средние века он также активно употреблялся в религиозном значении, будучи синонимом слов "нехристианский", "языческий".

Сегодня "этнос" стал чисто научным термином, которым обозначаются все виды этнических групп. Наука, занимающаяся их изучением, называется этнографией.

Этническая группа - это...

Какое же значение этого термина? И каковы его особенности и отличительные черты?

Этническая группа - это устойчивая общность людей, которая сформировалась на определенной территории и имеет свои отличительные характеристики. О признаках такой группы речь пойдет немного позже.

В науке данный термин очень часто отождествляют с такими понятиями, как "этничность", "этническая идентичность", "нация". А вот в правовой сфере он и вовсе отсутствует - там он часто заменяется терминами "народ" и Отсутствие четких определений всех этих понятий является серьезной научной проблемой. Многие ученые полагают, что за каждым из них скрывается свой конкретный феномен, поэтому отождествлять их нельзя. В "этническая группа" советские исследователи часто злоупотребляли категориями социологии, а западные - психологии.

Западные ученые выделяют две очень важные черты этнических групп:

  • во-первых, они не имеют своей собственной государственности;
  • во-вторых, имея свою историю, этнические группы не являются активными и важными историческими субъектами.

Структура этнической группы

Все существующие этнические группы имеют приблизительно одинаковую структуру, которая состоит из трех основных частей:

  1. Ядро этнической группы, для которого характерна компактность проживания на конкретной территории.
  2. Периферия - это часть группы, которая территориально обособлена от ядра.
  3. Диаспора - эта та часть населения, которая территориально рассеяна, в том числе, она может занимать территории других этнических общностей.

Основные признаки этнических общностей

Существует несколько признаков, по которым конкретного человека можно отнести к той или иной этнической группе. Примечательно, что эти характеристики сами члены общности считают для себя значимыми, они лежат в основе их самосознания.

Вот главные признаки этнической группы:

  • родство по крови и браку (данный признак считается уже несколько устаревшим);
  • общая история происхождения и развития;
  • территориальный признак, то есть привязка к конкретной местности, территории;
  • свои культурные особенности, а также традиции.

Основные виды этнических групп

На сегодняшний день существует несколько классификаций этносов и этнических общностей: географическая, лингвистическая, антропологическая и культурно-хозяйственная.

К этническим группам относятся следующие типы (уровни):

  • Род - не что иное, как тесная общность кровных родственников.
  • Племя - это несколько родов, которые связаны между собой общими традициями, религией, культом или общим диалектом.
  • Народность - это особая этническая группа, которая сформировалась исторически и объединена одним языком, культурой, верой и общей территорией.
  • Нация - это наивысшая форма развития этнической общности, для которой характерны общая территория, язык, культура и развитые экономические связи.

Этническое самосознание

Важным показателем уровня сформированности социальной этнической группы, в частности нации, является этническое самосознание. Этот термин выступает одним из основных в психологии рассматриваемых нами групп.

Этническое самосознание - это чувство принадлежности конкретного индивидуума к той или иной этнической группе, этносу, нации. При этом человек должен осознавать свое единство с этой общностью и понимать качественные отличия от других этносов и групп.

Для формирования этнического самосознания очень важным выступает изучение истории своего народа, а также культурных особенностей, фольклора и традиций, которые передаются из поколения в поколение, доскональное знание своего языка и литературы.

В заключение...

Таким образом, этнические - это довольно интересный феномен и отдельный объект исследований. Изучая отдельные общности, мы не только узнаем об их культурных или исторических особенностях, но также воспитываем в себе толерантность, терпимость и уважение к другим этносам и культурам. В конечном итоге понимание и уважение особенностей других этнических групп приводит к существенному уменьшению этнических споров, конфликтов и войн.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS