Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Тематика занятий для дошкольникам о многонациональном государстве. Тематическое музыкальное занятие в старшей группе Россия – родина моя |
Мы живём в большой, сильной, многонациональной стране. Начиная с дошкольного детства мы рассказываем детям о народностях, населяющих Россию, формируя доброжелательное отношение между людьми разных национальностей. Воспитание толерантности и уважения к людям — это одна из задач программы «От рождения до школы». В педагог знакомит детей с разными народами России. Рассматривая карту дошкольники узнают, как живут люди на севере и юге страны, знакомятся с их литературным и художественным творчеством. Старшие дошкольники узнают о том, какие жилища строят северные народы, зачем татарам тюбитейки и т.д. Описание бесед о национальностях, проживающих на территории России, подвижные игры и сказки разных народов, описание костюмов и орнаментов вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Россия — многонациональная страна». Социально-коммуникативное развитиеСтаршие дошкольники решают проблемные ситуации по безопасности, продолжают знакомиться с работой железнодорожного , учатся перевоплощаться в разные предметы, что способствует социально-коммуникативному развитию детей. Дети говорят о том, как понравиться людям, узнают о жизни детей в других частях нашей родины. Если есть возможность, педагог организует телемост с детьми других детских садов. Познавательное развитиеВ области познавательного развития запланированы мероприятия, направленные на закрепление представления детей о разнообразии лесов, правил поведения в природе, а так же формирование умения анализировать образец. Педагог предлагает детям игры на развитие слухового внимание и умения ориентироваться на плоскости в клетку. Речевое развитиеВ течение недели дети «пишут письма детям других национальностей», описывая своих друзей, любимые игрушки, они пытаются рассказать о назначении и строении разных предметов, выделяя в рассказах второстепенные признаки. Такое упражнение способствует не только речевому развитию, но и развитию логического мышления и воображения. Художественно-эстетическое развитиеВ области художественно-эстетического развития взрослый планирует знакомство детей с национальными костюмами и орнаментами, музыкальными инструментами других народностей. Дети украшают волосодержатель и тюбитейку, а так же составляют диалоги от лица объектов картины. Физическое развитиеДети рассказывают друзьям других национальностей о спортивных секциях, которые посещают, знакомятся с играми разных народов и придумывают свои подвижные игры, что благотворно влияет на физическое развитие старших дошкольников. Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели
МБДОУ ЦРР Д/С №117 Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе. ТЕМА: Многонациональная страна – Россия. Воспитатель: Журавлева М.А. ВОРОНЕЖ 2015 Целиь: Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране. Задачи: Закреплять и расширять представление о России Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России Воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину Способствовать формированию у детей интереса к народам России Познакомить с особенностями разных народных культур. Познакомить детей с народным фольклором, сказкам, народными играми. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Предварительная работа: Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем. Природа России», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники». Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, нанайские, чукотские, дагестанские) Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов. Разучивание подвижных игр народов России: «Вестовые» (якутская н.и.); «Ручеек», «Горелки», «Золотые ворота» (русские н.и.); «Липкие пеньки» (башкирская н.и) и др. Рассматривание предметов народных промыслов России (хохлома, гжель, жостовская роспись, матрешки и др.) Оборудование и пособия: Карта РФ; элементы народных костюмов, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; телевизор; книги со сказками народов России. Методы и приемы: Метод сравнения, элементарного анализа, метод вопросов, метод ТРИЗ, игровые приемы, беседы, сюрпризный момент. Формы и виды организации детской деятельности: Двигательная, игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы. Сюрпризный момент. Детям демонстрируются элементы народных костюмов народов России. Русский н.к. – кокошник. Татарский н.к. – тюбетейка. Чеченский н.к. – платок из легких тканей или шарф. Чукотский н.к. – варежки из меха. Воспитатель подводит детей к теме занятия, используя наводящие вопросы: Что вы видите перед собой? (одежда, элементы одежды) Кому может принадлежать эта одежда? Кто может носить эту одежду? (кто мог носить такую одежду?) Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О людях, которые живут в нашей стране.) Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»: Наша страна называется … (Россия). Наша страна очень … (большая, огромная). В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов). Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне). Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. Люди, каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, чеченцы, татары, чукчи, орочи и др.) Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах. Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, рубашка, кепка, штаны у мужчины.) Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.) Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.) Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Обувь – торбаса, тоже изготовляли из меха и шкур животных. Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов и халата. Женщины носили длинные рубахи, почти до щиколоток. Рубахи украшали нагрудными украшениями. Поверх одевали камзол безрукавный (застегивался на поясе), на голове носили калфак. Татарский костюм украшен вышивкой. На ногах носили сапоги. А посмотрите, какой красивый чеченский костюм. Мужской костюм состоял из: башмета - полукафтан с высоким воротником, который почти полностью закрывает шею. Поверх надевали накидку – черкеску, застегивается на талии. На груди по обе стороны черкески были пришиты патронташи, куда вставлялись заряды для оружия. На талию повязывался тонкий пояс, куда вставлялся кинжал. На ногах легкие сапоги. На голове - папаха. У женщин наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка. Особую красоту наряду придавал пояс, который чаще всего делали из серебра на заказ. Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам. У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Воспитатель читает стихотворение В. Степанова «Российская семья». Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод. Один кумыс готовит, Другой готовит мёд. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия У нас у всех одна. Традиции и праздники народов России. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.) Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ. Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.) Что за праздник Масленица? Как его отмечают? Дети с помощью воспитателя рассказывают о масленице. Веселые проводы зимы, весеннего обновления природы, в России отмечаются празднованием масленицы. Масленица - это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, и сжигания самодельного чучела Зимы. На празднике было главное угощение - блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Название праздника переводится как «праздник плуга». Люди собираются на майдане (открытая площадь), где происходят разнообразные соревнования. Мужчины соревнуются в беге, прыжках в длину, прыжках в высоту, участвуют в скачках. Женщин не допускают к соревнованиям, они могут только наблюдать. Одним из самых любимых соревнований - борьба на кушаках. Роль кушака играет полотенце. Основная задача участника обхватить противника полотенцем за талию и, с помощью некоторых телодвижений во время борьбы, положить его на лопатки. Эти конкурсы придуманы больше не для того, чтобы проверить силу или прыть участников, а для того, чтобы развеселить толпу создать веселую атмосферу на празднике. Также праздник сопровождается танцами, песнями и хороводами. День оленевода – традиционный праздник северных народов. Проводится в середине весны. В этот день устраивают спортивные соревнования: Перетягивание палки и каната, Прыжки через нарты, Прыжки на шкурах (батуте) Национальной борьбе, Гонки на оленьих и собачьих упряжках. Также праздник сопровождается песнями и танцами. Танцы чукчей, якутов, коряков, эскимосов это своеобразные произведения народного искусства. Они приняты во всех случаях жизни. Северные танцы это настоящее театрализованное представление. В них выражают и картины охоты, и трудовой процесс, и повадки животных и птиц. Все танцы исполняют под звучание бубна и ритмическое пение. Физ.пауза Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит: Пять детей у Тимербая, Дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, Нашалились, наплескались, Хорошенечко отмылись И красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, В лес под вечер прибежали, Друг на друга поглядели, Сделали вот так! С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.). делали вот так (показ Тимербаем движения) . Рассматривание книг со сказками разных народов России. Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.) Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость. Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.) Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь. Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе народов (Ответы детей). Народы нашей страны дружбой сильны. Дружба и братство лучшее богатства. Народные промыслы, кухня. Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.) Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины, ингуши, чеченцы делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; татары занимались ювелирным искусством, вышивкой золотой и серебряной нитью, кожаной мозаикой. У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.) Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава, бешбармак. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак; эчпочмак (треугольные пирожки), манты, плов. ТРИЗ «Волшебный светофор» Данная игра используется при рассмотрении картины. Если показать круг красного цвета – дети называют объекты, которые видят на картине. Если круг желтого цвета, дети придумывают, как эту картину можно назвать. А если зеленый круг – нужно определить, частью чего является сюжет картины (подвести детей к пониманию того что люди населяющие Россию являются единым народом). Рефлексия По окончании образовательной деятельности, воспитатель предлагает детям выбрать человечков: веселого – если им все понравилось и грустного – если не понравилось. Дети объясняют свой выбор. Что нового узнали? О чем (о ком) еще вы хотели бы узнать? Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: ГБОУ СОШ №1499 СП №2 дошкольное отделение Воспитатель Описание: Беседа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на ознакомление с историей родной страны, с традициями, с социокультурными ценностями нашего народа. Назначение работы: Беседа поможет закрепить знания детей о символах России, предметах быта, которые имеют многовековую культуру. Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к русской культуре. Задачи: 1. Приобщать детей к истокам русской народной культуры; 2. Формировать нравственно- патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа 3. Закреплять и обогащать знания детей о предметах быта как о символах России 4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности. Методические рекомендации: данный материал можно разделить на 2-3 части. Ход досуга - 1 часть: Воспитатель: Здравствуйте ребята! Скажите, в какой стране мы с Вами живем? (Ответы детей) Воспитатель : Наша страна – Россия большая, красивая и многонациональная. Россия страна с долгой и богатой историей, с многовековыми традициями и обрядами. Через годы, через столетия сохранила Россия свой особый жизненный уклад и национальную культуру. Символы России знают и почитают во всем мире. Давайте вспомним, чем же издавна славится русская земля? Подумайте, какие предметы быта, народные инструменты, элементы одежды, особенности русской природы прославили нашу страну? (Ответы детей) Воспитатель: Загадываю Вам ребятки, интересные загадки. Ствол белеет, Шапочка зеленеет, Стоит в белой одёжке, Свесив серёжки. (Берёза) Дерево Берёза с давних пор олицетворяет русскую природу, Россию. Матрёшка (названа в честь старинного русского имени Матрёна) - это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол от трех и более штук. Состоят они из двух частей - верхней и нижней. Матрёшка - это русская красавица покорила сердца любителей народных сувениров по всему миру. Она - хранительница исконной русской культуры. Она драгоценный сувенир для туристов - памятная кукла. Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась на свет в начале 1890-х годов. Выточил первую русскую матрёшку токарь-игрушечник Василий Звёздочкин. Воспитатель: Третий символ России – это музыкальный инструмент. Загадка: Деревяшка, три струны, Натянутых и тонких. Балалайка – это музыкальный инструмент, который придумал и сделал русский народ. Балалайку делают из дерева. Балалайка похожа на треугольник. На балалайке три струны. Чтобы на ней играть, нужно ударять указательным пальцем по всем струнам. Является символом русского быта. Самовар - это устройство для кипячения воды и приготовления чая. Название произошло от слов "Сам варит". Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились самовары керосиновые и электрические. Самовар – исконно русское изобретение. Первые самовар появился в 1778 году в городе Тула. Мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. Ребята, у кого дома есть самовар? (Ответы) Самовар – является символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Во все времена он занимал почетное место в любом доме. Он был непременным атрибутом помещичьих усадьб, домов мещан и рабочих. И уж конечно не обходилась без самовара ни одна крестьянская изба. Здесь к нему было отношение особое. Недаром люди с давних времён выхваляли самовар в народных пословицах. Выходят 3 ребенка и рассказывают русско-народные пословицы: «Печка-матушка, да самовар-батюшка» «Самовар кипит - уходить не велит» «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое». Воспитатель: Ну, а сейчас вспомним о старинном русском головном уборе. Кто готов сказать, чем в старину украшали головы девушки-красавицы? (Ответы детей) Кокошник Старинный русский головной убор, богатое украшение в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ национального традиционного костюма. Кокошник украшали золотым шитьем, бисером, жемчугом. Кокошники были разными по форме, размеру и цвету. Кокошники бережно хранили в семье и передавали по наследству. Надевали кокошники только на праздники. Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком. Сзади кокошник фиксировался с помощью лент. Кокошник подчеркивал красоту женского лица. В современной культуре кокошник является обязательным атрибутом новогоднего костюма Снегурочки. Ход досуга 2 часть: Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами продолжим знакомиться с исконными символами России. На этот раз мы поговорим о древнем транспортном средстве. Вспомните и назовите, на чем передвигались люди, до изобретения автомобиля? (Ответы детей) Тройка лошадей Это исконно русская забава, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки. Воспитатель: Ребята, а где сейчас можно увидеть лошадей? (Ответы) Тройка лошадей была одновременно и городским, и деревенским экипажем. Тройки украшали расписной дугой, на которой вешали бубенцы и колокольчики. В царские времена на тройках, помимо важных господ, ездили почтальоны (почтовая тройка), пожарные и все, кому нужна была быстрая скорость. Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств. Русская Тройка полюбилась и быстро стала любимым образом писателей, поэтов, художников, и музыкантов. Конная упряжка превратилась в символ народного духа! Это была связь с миром, средство общения, возможность путешествовать на дальние расстояния. Тройка воплотила в себе тревогу ожидания, ощущение бескрайности просторов, бесконечности пути и лихую удаль. Воспитатель: Ещё один символ России умеет хранить чужие секреты. Загадка: Пальцем трогаю я робко Эту дивную коробку. По размеру небольшая, И вручную расписная. (Шкатулка) Шкатулка – это небольшой ящик для мелких, драгоценных вещей. Изготавливают их из дерева, металла, пластмассы, из кости, и камня. Для придания красивого вида их часто покрывают кожей, дорогой тканью, драгоценными камнями, покрывают резьбой, чеканкой. – кусок ткани, квадратной формы, надеваемый на голову женщинам или набрасываемый на плечи. Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Русский платок признан во всем мире как произведение народного искусства, благодаря кропотливому труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов. Красочные композиции на платке пестрят своим разнообразием. Изящный, яркий, разноцветный платок согревал и украшал женщин всех сословий, от крестьянки до царицы. Воспитатель: Наши русские зимы славятся своими лютыми морозами. Но на помощь к человеку приходит следующий символ России. Подумайте ребята, какая обувь лучше всего согревает ноги в холода? (Ответы детей) Загадка: В них упрячешь две ноги И в мороз гулять беги. (Валенки) – исконно русская обувь. Родиной валенок считают город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. В городах Мышкине и Москве находятся музеи русских валенок. Из Ярославской области валенки стали распространяться по территории всей России со скоростью ветра. Совсем скоро в каждой деревне появилась своя «мастерская» по изготовлению валенок, а в городах стали строить соответствующие заводы. Изготовление валенок дело тяжелое и долгое. После того как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину - в результате получается тонкое мягкое полотно. Затем его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась, словно из пластилина вылепляют форму валенка, и вываривают заготовку в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера. Испокон веков валенки были весьма дорогим удовольствием. Если в доме была одна пара валенок на всех – тогда их носили по старшинству. А семью, в которой валяную обувь носили все домочадцы, считали зажиточной. Валенки были замечательным подарком, к ним относились с большой аккуратностью, чтобы сберечь для следующего поколения. Без валенок наши предки не мыслили праздничные гуляния, ярмарки, во время которых всегда стояла настоящая русская зима и трескучий мороз! Тогда и была сложена знаменитая русская народная песня «Валенки» (прослушать отрывок песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой). С радостью носили валяную обувь и цари и царицы и простые люди. Спасали валенки от лютых морозов и нашу армию во времена отечественных войн. Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте пословицы, и скажите какой же символ России, выхваляет народ русский? Первый звон – пропадай мой сон, Другой звон – земной поклон, Третий звон – из дому вон. (Колокол) Долгий, тревожный и протяжный звон колокола в старину предупреждал народ о пожарах и прочих бедах. Инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Всякий колокол состоит из трех основных частей: 1) крепежное ухо, 2) голова колокола, 3) язык. В древности, колокола были небольших размеров и не отливались из металла как теперь, а клепались из листового железа. Позднее колокола стали клепать из листовой меди и бронзы. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов. Колокола используются: в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики используются декоративным украшением. Колокола средних размеров и маленькие колокольчики включены в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определённую звучность, используют в оркестрах. Воспитатель: Символом России заслуженно считается это древняя обувь. Загадка: Не ботинки, не сапожки Защищаем, босы ножки. (Лапти)– самая древняя обувь, плетенная из древесного лыка и привязывавшаяся к ноге шнурками – оборами. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты. Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29» НОД ОО « Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» для подготовительной группы «Россия - многонациональная страна» Разработала воспитатель Олонцева Ирина Сергеевна г.Городец 2014-2015уч.г. Цель задачи Программное содержание: дать детям представление о России как о многонациональном государстве, познакомить с карой мира и особенностях географического положения России, закрепить знания о столице нашей Родины и других крупных городах, познакомить детей с понятиями «Большая» и «Малая» Родина. Развивать интерес к истории поселка, профессиями родителей. Воспитывать чувство гордости, любви к своей Родине. Словарная работа Предварительная работа Материал: карта мира, иллюстрации с изображением Москвы, родного города и поселка, экспонаты коренного населения, фотографии, нефть в колбе. Организация и методика проведения: Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Прежде чем отправиться послушайте стихотворение: Слышишь песенку ручья? Это Родина твоя Это Родина твоя. Видишь звездочки кремля? Это Родина твоя. Школа, где твои друзья, Это Родина твоя. Воспитатель: о чем в стихотворении говорится? Дети: про Родину Воспитатель: А как вы думаете, что такое Родина? Дети: Родина это место где мы родились, где мы живем и где живут наши близкие, где живут наши бабушки, жили прадедушки. Родина у каждого человека одна. Воспитатель: Дети, посмотрите на карту. На карте этой не найдешь Тот дом, в котором ты живешь И даже улицы родной Мы не найдем на карте той, Но мы всегда на ней найдем Свою страну – наш общий дом. Посмотрите, какая большая наша страна, самая большая в мире. (Показ) Давайте расскажем, что мы знаем о нашей стране. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать. Словесная игра: Наша страна называется … Россия. Граждане России называются … россияне. Столица России город … Москва. Президент России … В.В.Путин. Дети рассматривают карту мира. Воспитатель: на земле очень много разных стран. Россия является самой большой и одной из самых богатых стран в мире. 30 морей и 2 океана омывают Россию. Могучие реки: Волга, Обь, Енисей и многие другие несут свои воды в моря и океаны. Они на карте обозначены голубым цветом. Воспитатель: какими еще цветами окрашена карта? Разнообразна и природа нашей большой страны: много полей, лугов, лесов, гор. Зеленым цветом на карте обозначены леса, коричневым горы и т.д (воспитатель показывает на карте леса и горы) В России свыше тысячи городов, сёл, деревень. Какой главный город России? Дети: Москва. Воспитатель: какие еще вы города знаете? Дети: Санкт-Петерберг, Самара, Нижний Новгород, и т.д Россия - многонациональная страна, поэтому поделена на федеративные республики, автономные края и округа. В них живут почти две сотни разных народов, больших и малых. Все они называются россиянами. Все они должны жить дружно, потому что у них одна страна. Просмотр слайдов «Народы России». Чем один народ отличается от другого? (Разный язык, свои национальные костюмы, своя культура, традиции, обычаи.) Да, ребята, у каждого народа свои сказки, песни, игры, вышивают разные узоры, ткани ткут по-разному, игрушки делают из разных материалов, и даже дома у них разные. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми народами нашей страны. Я вам предлагаю побывать в республике Татарстан. (Показ на карте.) Это республика находится в центральной части России. Столица Татарстан – город Казань. (Дети присаживаются на стульчики.) Посмотрите – это узор, составленный из элементов татарского орнамента, который используется в одежде, обуви, предмета быта. Рассмотрим национальные татарские костюмы. Что особенного в национальном татарском костюме? (Мужчины носили тюбетейки. Женщины – калфак – бархатная шапочка с вышивкой. У мужчин широкий халат. У женщины платье с оборками. На ногах высокие сапоги с украшениями – ичиги.) Мы с вами рассмотрели татарскую национальную одежду. Чем занимается татарский народ в городах и селах? (Рассказ ребенка. В Татарстане проживают трудолюбивые люди, умеющие дружить и веселиться. В городах издавна мастера делают глиняную посуду, игрушки и другие нужные вещи для дома. Крестьяне выращивают овощи, разводят овец и лошадей.) Но татарский народ не только умеет трудиться, но и весело отдыхать. У татарского народа есть традиция отмечать веселый праздник Сабантуй. «Сабан» - это плуг, «туй» - праздник. Этот праздник проводили после завершения весеннего сева. Это обрядовый, люди просили природу, чтобы она им принесла богатый урожай. Сопровождался праздник песнями, плясками, играми, состязаниями. Для проведения праздника выбирали большую поляну, на которую съезжались жители с близлежащих селений. В центре поляны устанавливали большой шест, верхушку которого украшали яркие лоскуты ткани и после этого объявляли о начале соревнований. (Показ иллюстраций.) Как празднует этот праздник татарский народ, какие игры, соревнования проводятся на празднике, вы узнаете, послушав стихотворение «Здравствуй, праздник Сабантуй». Чтение стихотворения «Здравствуй, праздник Сабантуй». Зазвенел теплом июнь Здравствуй, праздник Сабантуй! После сева летним днем Мы станцуем и споем Победит, кто будет сильным. Смелым, ловким, удалым. Пригодится здесь сноровка И отвага молодым. Быстрый конь летит, как вихрь. Управляет им джигит. На поляне силачи: Вот высокий шест стоит Всех людей к себе манит. А попробуй-ка в мешке, Пробежаться по траве. Ведра полные воды Очень быстро пронеси. Смех, улыбки, шутки, пляс Всё здесь есть сейчас. Веселись же и ликуй. Это праздник Сабантуй! Какие игры, состязания проводились на празднике? (Скачки на лошадях, состязание борцов, бег с ведрами с водой, бег в мешках, перетягивание каната.Показ иллюстраций.) Все участники награждались призами. Ну, а вы, дети, не хотите поиграть, свою удаль показать. (Игра «Кто быстрее скрутит ленточку».) Вот, мы с вами померились в ловкости, быстроте. Дети, наше путешествие по республике подошло к концу. В какой республике мы с вами побывали? Какой народ проживает в Татарстане? (Татары.) Мы продолжаем путешествие по России. Дети, подойдите к карте. Сейчас мы с вами побываем на Крайнем Севере нашей страны. (Показ.) Здесь находится Северный Ледовитый океан, холодные моря. Какой климат здесь, какая погода? (Суровый, морозный, здесь долгая полярная ночь, короткое лето, здесь вечная мерзлота.) На крайнем Севере зима Заснежены просторы Полгода вместо солнца тьма И тускло светят звезды. Но несмотря, что здесь суровый климат. Север – это волшебный дом. Тундра вся вместилась в нем Чудеса природы, разные народы. Дети, назовите коренных жителей Севера. (Чукчи, нанайцы, ненцы…) Я вам предлагаю побывать в гостях у ненецкого народа. На чем мы с вами прокатимся по заснеженной тундре, вы мне скажите, отгадав загадку. В тундре зимой без нее не на шаг С места рванет, только ветер в ушах. (оленья упряжка) (Показ иллюстрации.) Что такое «оленья упряжка»? (Олени впряженные в сани – нарты.) Кто управляет оленьей упряжкой? (Каюр.) Давайте сядем в оленью упряжку и прокатимся. (Физкультминутка «Увезу тебя я в тундру») Вот, мы с вами приехали в гости к ненецкому народу. А встречает нас «утко». «Утко» в переводе с ненецкого языка на русский означает «кукла». Посмотрите, во что одета ненецкая кукла? (Меховая шуба с капюшоном – кухлянка, украшена бисером, сшита из оленьих шкур.) Что еще носят ненцы? (Меховые штаны, меховые рубашки.) На ногах? (Унты.) Такую теплую одежду носят и взрослые и дети. Дети, как вы думаете, чем занимается ненецкий народ? (Охота, оленеводство, рыболовство.) Основное занятие ненецкого народа – оленеводство. Оленеводы – смелые, сильные, выносливые люди. Место, где они живут, называется стойбище. В стойбище, можно, увидеть несколько чумов. (Показ иллюстрации.) Что такое чум? (Это дом ненцев.) В чуме лишь одна стена Очень круглая она До того она кругла Не единого угла. Чем покрыт чум? (Оленьи шкуры.) Такое жилище хорошо защищает от ветра и холода, хорошо собирается и разбирается. Оленеводы не могут жить долго на одном месте. Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, ненцы переезжают в другое место вместе с оленями. Оленеводы кочуют с оленями. Чум можно собрать и перевезти в другое место. Как и у всех народов – у народов Севера есть свои национальные праздники. Один из главных праздников ненецкого народа связан с окончанием полярной ночи, когда солнце после длительного отсутствия вновь появляется на небосклоне. Как вы думаете, какие соревнования устраивались на празднике? (Соревнования на оленьих, собачьих упряжках. Что у меня в руках? (Бубен.) Правильно. Ни один праздник не обходился без этого музыкального инструмента. Бубен – это музыкальный инструмент народов Севера. Давайте послушаем, как звучит этот инструмент. (Звучит музыка, ребенок играет на бубне.) Ну, вот мы с вами побывали на Крайнем Севере. У какого народа? Давайте расскажем ненецкой кукле, что мы с вами узнали о Севере. Что ж такое Север? Север – это звон упряжек И под снегом мерзлым мох. Север – это край, где пляшет Над чумами дымок. Север – это в небе синем Тарахтящий вертолет. Север – это край гусиный Это вьюга, это лед. А теперь нас в гости ждет к себе кукла – русская красавица Дарьюшка. А вот и она. Добрый день гости званные, желанные Милости просим Рада гостям, как добрым вестям. Проходите, не стесняйтесь Поудобней располагайтесь. Дети, посмотрите, в каком красивом наряде кукла Даша. На ней русский народный костюм. Давайте поговорим с вами о русском народном костюме. Посмотрите на мужской и женский русские народные костюмы. Какая часть одежды присутствует и в женском и мужском народном костюмах? (Рубаха.) Рубаха – это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Чем украшена рубаха? (Вышивкой.) Как вы думаете, для чего? (Не только для красоты. Люди считали вышивку оберегом. Вышивка оберегает людей от бед, болезней, несчастий.) Из чего состоит мужской старинный костюм. (Показ иллюстрации.) Рубаха с поясом, штаны (порты), на ногах лапти, сапоги. А девушки во что наряжались? Рубаха с сарафаном. Девушка выходила замуж, наряд её менялся. Она могла носить рубаху с поневой. Понева – это старинная юбка. Поверх поневы женщины надевали передник с вышивкой. Но вышивка непростая. Она рассказывала все о женщине: из какой деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например: если в рисунке есть кони, значит, у нее сыночки, если птички – дочки. Посмотришь на передник, и все узнаешь о хозяйке. Завершал русский народный костюм – головные уборы: кокошники, ленточки вокруг головы, корона, кичка, платки, косынки. Хранили одежду в сундуках. В праздничные дни надевали красивую, нарядную одежду, как у нашей куклы. Какие праздники праздновали на Руси, которые сохранились до наших дней? (Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Новый год…) Как традиционно русские люди отмечали праздники? (Веселились, пели песни, частушки, водили хороводы, плясали, играли в игры, прыгали через костер и т.д.) Праздники справляли весело. Ну и мы, давайте с вами повеселимся. Кукла Даша приготовила для вас музыкальные инструменты. Инструменты вы берите И себя повеселите! Дети играют на музыкальных инструментах под русскую народную мелодию «Калинка». А еще у русских людей традиция – угощать гостей. Кукла Даша угощает вас пирогами. Всех гостей к себе зову Пирогом вас угощу. Давайте поблагодарим Дашу. Спасибо Даше за гостеприимство, угощение. Попрощаемся с Дашей. Дети, наше путешествие по России подошло к концу. У каких народов России мы побывали? (Татар, ненцев, русских.) Как повезло тебе и мне Мы родились в такой стране. Где люди все – одна семья Куда ни глянь – кругом друзья. Хочется, чтобы все народы жили в дружбе, мире, согласии. Родина огромна и прекрасна, и у каждого она одна, как мама, Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботиться о ней. Проект в подготовительной к школе группе "Мы живем в России" Проект "Мы живем в России" Основной целью проекта является воспитание ценностного отношения и любви к Родине. Реализация проекта Проект «Мы живём в России» был реализован в рамках различных образовательных областей и интеграции между ними. Описание реализации проекта «Мы живем в России» В целях формирования интереса к культурному наследию была организована экскурсия для детей и их родителей во Всероссийский музей декоративно – прикладного и народного искусства. Во время экскурсии у детей возникли вопросы о различиях в народных костюмах, декоративной росписи. Таким образом, у детей появился устойчивый интерес и мотивация к исследованию данной темы. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?