Главная - Дыхание
Тибетские поющие чаши литые, кованые, из семи металлов, храмовые. Точеные поющие чаши

Тибетские поющие чаши – запад о них узнал после вторжения Китая в священный Тибет. Поначалу этим чашам не придали особого внимания, как и принято, во всем мире люди подумали, что это обычные тары в которых готовят еду и все остальное. Но, видимо, кто-то все же рассказал или увидел истинное предназначение этих чаш. Конечно, после этого к ним люди стали уже относиться по-другому и начали изучать их. В дальнейшем выяснилось, что такие поющие чаши есть и у Японии и Таиланда. Но самыми лучшими из них все же оказались именно Тибетские.

Пятым духовным правителем священного Тибета был построен дворец в Дрепунге, и трон его был выполнен в виде поющей чаши, и это дает повод связывать появления чаш с появлением данного дворца, называемым Кунгар Ава. Поющие чаши считаются священными и каждый год 15 июля тибетцы прибывают во дворец Дрепунг, для поклонения. Тибетцы верят в то, что если послушать пение этой чаши, то человек никогда не попадет в ад.

Свойства и особенности

Тибетские поющие чаши имеют особый состав и форму, это обязательное сочетание от 3 до 9 различных металлов, причем есть версия, что одним из них является метеоритное железо. Поэтому именно уникальная пропорция выбранных металлов является причиной чистоты и ясности звучания, а также его продолжительности.

Настоящая тибетская чаша, если по ней ударить молоточком, звенит очень долго и при этом звук как бы затихает, отдаляется, но не обрывается. Переносить чаши с места на место нельзя, поскольку для достижения полного объема звучания им следует оставаться неподвижными.

Несмотря на всю древность происхождения, тибетские чаши своим звучанием решают вполне современные проблемы со здоровьем. Это как различные физические дисфункции – спазмы, блоки мышц, воспаления в различных органах, дискинезии, потеря сил и ослабление организма, так и эмоциональное воздействие:

  • наступление полной релаксации организма;
  • умиротворение;
  • ощущение гармонии с собой и окружающим миром;
  • снятие стресса.

Помимо всего перечисленного, они оказывают эффект вибромассажа, причем достигает он таких мест, куда для обычного мануального массажа доступа нет. Такая вибрационная терапия незаменима при остеохондрозе, а также проблемах с межпозвоночными дисками получается , но здесь конечно это больше похоже на фантастику.

Если вспомнить о принятом на Востоке делении всего существующего на инь и ян, то чаша является едва ли не самым наглядным воплощением этого. Сама чаша – это женское начало, а жезл, или молоточек, – мужское. А их энергетика, соединенная вместе, рождает третью энергию – звук, т. е. ребенок, появившийся в лоне чаши.

Возможно, именно поэтому часто отмечается, что она способна обострить все те чувства, которые человеку даны природой, а в особенности – восприимчивость и интуицию.

При серьезных занятиях - тибетские поющие чаши солнечной системы помогут лучше узнать самого себя и окружающих, меняется эмоциональный фон: как мы уже писали выше, человек успокаивается, начинает прислушиваться к себе. Вибрация и звуковое воздействие приводят к гармонии внутренних органов, расслаблению мышц, внутреннему массажу, глубокому ровному дыханию, повышению иммунитета, и сердце начинает работать в правильном режиме.

Все это способствует насытиться организму кислородом, и помогает достичь душевной внутренней гармонии. Также считается, что звуки и вибрации стимулируют нейроны головного мозга и клеток нашего тела, помогая тем самым восстановить нарушенные при различных заболеваниях естественные ритмы организма.

Играть на таком инструменте тоже нужно уметь, но научиться этому нет никакой сложности, все очень просто. Самое основное, как уже упоминалось, – это полная неподвижность чаши, для этого существует специальная подушечка.

Палочкой следует водить по внешнему краю чаши – возникает вибрация. Существует мнение, что полезнее всего поставить ее себе на живот – считается, что таким образом вибрации окажут более явный оздоравливающий лечебный эффект.

Палочки и молоточки отличаются по размеру, форме и составу, что позволяет достичь разнообразия звуков. При этом стучать по ней со всей силы не нужно – важны именно потирания – чаша поет сама. Если в нее налить воды, ее звучание заметно изменится и, разумеется, в этом случае будет несколько другой терапевтический эффект. Используя одновременно несколько чаш, одни из которых пусты, а другие – наполнены водой, можно создать самую настоящую музыкальную композицию, не имеющую аналогов в мире!

Разумеется, немалое значение имеет и материал, из которого изготовлены палочки: войлочные действуют умиротворяющее, тогда как металлические больше тонизируют организм.

В Россию чаши стали привозить в XXI веке, совсем недавно. Первыми кто начал покупать их стали те люди, которые практиковали разные направления йоги, в том числе и тибетские. Первоначально тибетские чаши покупали посвященные, для своих медитаций. Следующим кто начал ими пользоваться это целители и массажисты, которые узнали чудодейственные свойства их звуков и вибраций.

М ногим знакомы звуки поющих чаш, однако иногда возникают те или иные вопросы по этому поводу. В этой статье мы изложим историю поющих чаш и объясним основные принципы их устройства и действия.

Происхождение поющих чаш

Родина металлических поющих чаш - страны Востока. Несмотря на то, что их происхождение и изначальное предназначение до сих пор окутаны покровом тайны, всё же известно, что когда-то, давным-давно, эти чаши использовались в ритуалах и церемониях, включавших работу со звуком. На Запад поющие чаши были впервые привезены с Гималаев только во второй половине XX века, после вторжения китайцев в Тибет в 1950-е годы.

Поющие чаши у нас называют по-разному: музыкальные чаши, звучащие чаши, тибетские чаши, поющие чаши Тибета. Они не предназначены для хранения жидкостей или сыпучих материалов, они создают звучащие энергетические поля, насыщающие пространство положительной энергией.

Кроме тибетских чаш (родом с Гималаев) существуют также японские и тайские поющие чаши, и каждой разновидности присущи своё особое звучание, форма и функции. Однако самые чистые звуки и обертоны производят именно тибетские чаши. Поразительное мастерство древних ремесленников, которые уже много веков назад умели создавать произведения искусства, наделённые такой необыкновенной силой и звучностью, заслуживает огромного уважения и тщательного изучения.

Существуют также кристаллические, кварцевые поющие чаши. Их производят в США. Выглядят они очень красиво и издают весьма своеобразный звук. Такую чашу можно в точности настроить на определённый тон.

Если вы используете несколько поющих чаш, поместите между ними кристаллы горного хрусталя. Горный хрусталь очищает и усиливает энергию взаимодействия между чашами, а резонанс, производимый чашами, в свою очередь, очищает кристаллы.

Тибетские поющие чаши – это средство медитации, которое издавна использовалось в духовной практике. Такие чаши изготавливаются из уникального сплава металлов, который позволяет получить необычный звук, который существенно отличается от звучания любых других музыкальных инструментов. Если мы поставим несколько чаш в ряд, то увидим, как они отличаются друг от друга. Чаши всё равно будут разными, даже если у них одинаковый диаметр. Этот эффект достигается способом ковки чаши, а также разным сплавом металлов, применяемым в изготовлении чаш.

Форма поющей чаши

Звук и тембр поющей чаши зависят не только от её размера, но и от особенностей строения, например, от ширины обода, толщины стенок, соотношения диаметров донца и обода, от профиля днища и так далее.

При изготовлении большинства гималайских поющих чаш, используемых в наши дни, соблюдались особые правила, определяющие ширину, профиль и декор обода, угол наклона стенок к днищу. Хорошая поющая чаша непременно имеет правильную форму: все её изгибы гармоничны. Извлекая звуки из поющей чаши, исполнитель обычно ставит её на подстилку из ткани или держит в руке. Если днище чаши слишком плоское, то на плоской твердой поверхности она не производит достаточно сильного резонанса. Диапазон обертонов чаши зависит от толщины стенок и от состава сплава. Поверхность подлинных поющих чаш ручной работы покрыта мелки¬ми вмятинами - следами от инструмента мастера, формовавшего сплав. Эти углубления должны гармонировать с формой чаши в целом, иначе в обертонах возникает диссонанс. Чем толще стенки чаши, тем более явственно слышатся унтертоны; чем тоньше стенки и чем меньше чаша, тем слышнее обертоны. При ударе молоточком чаша не должна дребезжать или издавать какие бы то ни было призвуки. Подлинные чаши правильной формы звучат чисто и ясно.

Существует множество легенд о происхождении поющих чаш , хотя истинная история их происхождения такая же загадочная, как сами Гималаи и тибетские монахи.

Согласно первой легенде появление поющих чаш связывают с духовным правителем Тибета, Пятым Далай Ламой, который построил в Дрепунге свой первый дворец, и дал ему название Кунгар Ава. Трон правителя был создан в виде поющей чаши. Многие верующие приходят в монастырь в Дрепунг, чтобы поклониться священной поющей чаще. По их верованиям, человек, который слышит её пение, никогда не попадёт в их тибетский ад, который у них называется «нарак».

Вторая легенда предполагает , что поющие чаши Тибета пошли от странствующих монахов. Они бродили по свету с чашами для подаяния, куда для них опускали деньги или еду. Монахи должны были с благодарностью принимать любое, даже самое скудное подношение. Через это принятие они достигали высшего духовного просветления, а через него – чувство единства со всем миром, любви ко всему живому.

Третья легенда древнее прочих . Она рассказывает о тех временах, когда основной религией в Тибете был ещё шаманизм, и верховные ламы получали знания от общения с Высшими Духами напрямую. Однажды им обещали дать такие предметы силы, с помощью которых любой человек сможет общаться с Высшим Разумом напрямую. После глубоких медитации и транса жрецы увидели, что те предметы, о которых говорили духи, имеют форму чаш и сделаны из сплава восьми различных металлов: олова, железа, меди, цинка, свинца, золота, серебра, а восьмой элемент остался неузнанным. Сначала ламы пытались изготовить чаши из первых семи элементов, но получившиеся чаши не связывали их с Космосом. И они снова обратились к Высшим Духам, совершив особый ритуал, чтобы он помог им получить ответ о том, как правильно изготовить чаши. После этого в районе горы Кайлас начался метеоритный дождь – так духи послали им недостающий элемент, которым оказалась руда этого метеорита. Изготовленная из восьми элементов чаша издавала необычное по силе и вибрации звучание. Тысячи монахов участвовали в религиозных церемониях, в которых применялись поющие чаши. Они очищали пространство и посылали в него потоки жизнетворной позитивной энергии.

Вибрация

Нада брахма: весь мир - звук.

Современная наука подтверждает это древнеиндийское изречение: всё на свете, не исключая даже самую плотную материю, производит вибрации. Человеческое тело состоит в основном из воды, а вода - превосходный проводник вибраций: от брошенного в воду камня возникают волны, равномерно расходящиеся по поверхности и под водой. Внешние вибрации, будь то свет, электромагнитное излучение или звуки, вызывают в нашем организме самые разнообразные реакции - не только посредством слухового восприятия, но и главным образом через резонанс на клеточном уровне. Наши тела с готовностью откликаются на всевозможные колебания в окружающей среде, и в том числе на звуки. Звук и вибрация поющих чаш оказывают уравновешивающее и гармонизирующее воздействие.

В современном западном мире нас повсюду окружают источники вибраций, опасных для здоровья: транспортные средства, высоковольтные провода, флуоресцентные лампы... Они нарушают равновесие организма и истощают тело и разум.

Богатые обертонами звуки поющих чаш с успехом противостоят этому разрушительному влиянию. Они настолько чисты и гармоничны, что способны восстанавливать порядок даже посреди хаоса негативных вибраций. Достаточно просто сесть или лечь, расслабиться и раскрыться навстречу этим звукам - и всё произойдёт само собой.

Тибетские поющие чаши используются как вспомогательный инструмент при медитации, но также они очищают и гармонизируют пространство, используют для очищения воды и придания ей целительных свойств. Это уникальный предмет духовных практик, который несёт в себе гармонию, добро и спокойствие, и даже в неумелых руках не принесёт вреда.

Резонаторы для поющих чаш

Поющие чаши являют собой вид колокола-резонатора, который распространяет волны звука и энергии, заряжая окружающее пространство. Чаша может иметь любое происхождение, бывают чаши из Тибета, Индии, Непала, королевства Мустанг. Главное, что нужно знать, это то, что настоящая поющая чаша должна быть кованой, а не фабричного производства, чтобы её «голос» имел свою индивидуальность, соотносился с вашим внутренним состоянием, был настроен на вашу ауру.

Поющие чаши создают вибрацию, извлекая из себя обертоны божественных звуков. Они очищают и успокаивают душу, наполняют её гармонией, подготавливают пространство для медитативных практик, изменяют негативную энергию.

Для извлечения звука из гималайских поющих чаш обычно используются два приёма: удары и трение. Чтобы заставить чашу петь, используются специальные стики-резонаторы. Когда вы вращаете его по краю чаши, она издаёт звук, напоминающий вибрацию или гудение. Важно, чтобы голос поющей чаши подходил именно вам, чтобы он не раздражал вас, а наоборот, успокаивал.

Стик-резонатор чаще всего представляет собой короткую и толстую деревянную палочку, напоминающую по форме пестик для ступки. Стоит отметить, что важно соотносить диаметр, длину и вес резонатора. Часто если чаша не поёт, то дело не в том, что она неисправна, а в неправильно подобранном стике или в неправильном его использовании.

Он должен быть подобран соразмерно диаметру поющей чаши. Вы должны понимать, что, к примеру, стик диаметром около 25 мм. не способен извлечь звук из поющей чаши большого диаметра, но он хорошо подходит для работы с маленькими чашами. Для массивных кованых поющих чаш с большой глубиной и объёмом поверхности подойдёт стик диаметром от 4 сантиметров и более.

Для того чтобы извлечь звук из чаши, при вращении стика важно держать запястье в одном положении, когда вы перемещаете руку по окружности. В таком случае не меняется угол соприкосновения резонатора с чашей. Важно также не менять давление на стенки чаши на разных её участках. Всем этим компонентам – давлению, углу соприкосновения и равномерности движения – следует уделять равное внимание, в особенности, если ваша чаша имеет высокие края.

Поющая чаша с преимущественно обертональным звучанием может менять тона при изменении давления на её стенки. Если использовать, как обычно, прямой угол соприкосновения, перпендикулярно стенкам чаши, то она будет издавать низкие звуки, если увеличивать угол наклона, то звуки будут более высокими.

Существуют также различные виды резонаторов для поющих чаш, что также имеет значение в деле извлечения музыкальных звуков. Стики-резонаторы могут быть сделаны из различных сортов дерева, они могут быть чисто деревянными или покрытыми кожей, они бывают с резьбой или резными фигурками. Для маленьких чаш с тонкими стенками, которые звучат достаточно высоко, может использоваться металлический ударный молоточек, который помогает извлекать из них звонкие высокие звуки.

У деревянных резонаторов степень извлекаемого звука зависит от типа древесины, из которой сделан резонатор. Непальские стики, в основном, изготавливают из древесины твёрдых пород. Такой стик считается более непослушным и в неопытной руке может выскальзывать из ладони, ударяться о чашу, заставляя её издавать дребезжащие и визжащие звуки. Его лучше использовать более опытным и продвинутым мастерам игры на поющей чаше. Для начинающих лучше подойдёт стик-резонатор из древесины более мягких пород, которые взяты не из сердцевины дерева, а из верхних, более мягких пород.

Деревянный стик чаще всего используется для извлечения высоких тонов. Однако также считается, что кожа выравнивает резонатор, и звучание получается чище, без каких-либо побочных звуков. Однако существуют маленькие поющие чаши, которые можно запустить только деревянным резонатором.

Какие-либо дополнительные фигурки на резонаторе могут помещать извлечению чистого звука, однако мастера пользуются и такими. Что касается резных колец, которые часто присутствуют на стиках, то они обычно не препятствуют образованию звука.

Малые чаши и их маленькие резонаторы-молоточки, как правило, используются в совокупности с чашами больших объёмов. Этот эффект нарастания звука может использоваться, например, для звукового массажа или на музыкальных выступлениях народных коллективов.

В любом случае, важно понимать, что чаша и стик – это две единые части одного гармоничного музыкального процесса, и они должны идеально подходить друг другу, быть со-настроенными, то есть настроенными друг на друга. Поэтому при выборе поющей чаши нужно так же тщательно выбирать и стик-резонатор, ведь он не менее важен в деле извлечения звука.

Для этого служат специальные молоточки и палочки разной величины, изготовленные из различных материалов. Чаше всего применяются гладкие деревянные палочки, иногда с резиновой насадкой; встречаются также маленькие металлические палочки и большие войлочные молотки. Уверенно, но плавно потирая палочкой обод чаши, из неё можно извлекать звуки различных тонов с унтертонами и обертонами - в зависимости от положения палочки и скорости трения.

Плавные круговые движения дают почти непрерывный основной тон; интенсивность звучания можно изменять, слегка варьируя скорость трения. Иногда работа с чашей начинается с удара по ободу, дающего основной тон. Последующее трение поддерживает этот тон и производит другие звуки. Но лучше, когда пение чаши начинается без предварительного удара, - когда звук не «выколачивается» из чаши, а нарастает постепенно.

Извлекать звуки из поющей чаши можно и с помощью обычного смычка для скрипки. Иногда исполнитель наливает в чашу немного воды, из-за чего звучание очевидным образом меняется. Когда звук достигает определённой интенсивности, вода начинает расплёскиваться (поэтому поющие чаши иногда в шутку называют «брызгающимися»).

Варьируя угол наклона палочки и силу нажима на обод, можно получать самые разнообразные звуки: в музыку вплетаются новые унтертоны и обертоны, иногда одновременно, иногда по отдельности. Каждому углу наклона палочки соответствует свой особый звуковой диапазон. Из одной-единственной чаши можно извлечь до пяти-шести слышимых унтертонов и обертонов. Кроме того, исполнитель может акцентировать какой-либо один тон, приглушив остальные.

Используя несколько чаш разной величины, можно создать сложную музыкальную композицию, в которой унтертоны и обертоны различных тонов гармонично поддерживают и дополняют друг друга.

Палочки из металла или твёрдой древесины извлекают из чаши резкий чистый тон. Войлочные молоточки дают гораздо более мягкий звук, уютный и умиротворяющий. Некоторые исполнители акцентируют те или иные тоны, приближая губы к ободу чаши, - звуки получаются совершенно необыкновенные!

И наконец, по мнению некоторых специалистов, терапевтическое воздействие звука во многом зависит от того, в какую сторону движется палочка при трении о чашу - по часовой или против часовой стрелке.

Узоры на поющих чашах

Настоящая поющая чаша должна быть кованой, не фабричного, а кузнечного производства, и особенно важно, чтобы она была создана из сплава нескольких металлов: их должно быть нечётное число, от пяти до девяти. Основные металлы это - золото, серебро, железо, олово, ртуть, медь, свинец. Возможно использование только пяти металлов, без золота и серебра. В чашах, изготовленных после 19 века, также добавлялись цинк и никель. Важно соблюдать баланс между количеством металлов и их объёмом в сплаве.

Тибетские поющие чаши часто украшаются буддийскими символами, призывающими удачу. Это может быть текст «Ом Мани Падме Хум», перекрещенные ваджры, восемь тибетских символов удачи или особые тибетские орнаменты.

Шестислоговая мантра «Ом Мани Падме Хум» буквально обозначает: «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса!», но на самом деле имеет множество значений. Совокупность её слогов передаёт чистоту тела, ума и речи Будды. Второе слово «мани» - «драгоценность» символизирует сострадание и любовь, стремление к пробуждению, к переходу на новую высшую ступень. Слово «падме» - «цветок лотоса» олицетворяет мудрость. «Хум» обозначает неделимость мудрости и действия.

Ваджра – это особый буддийский жезл, орудие богов. Он похож на скипетр, изголовье которого находится с обоих концов. Считается, что это особое оружие, способное резать скалы, прочное, как алмаз и несокрушимое, как молния. Их наконечники напоминают бутоны цветов или шишки. Чем более сложная структура у ваджры, тем она мощнее. Изображение двух скрещенных ваджр часто помещают на дно тибетской чаши, что символизирует силу.

Что касается символов удачи, наносимых на чаши, то они очень разнятся в зависимости от группы, на которые они поделены. Каждая из групп несёт определённый смысл и оттенок счастья и удачи.

Восемь символов удачи – это дары, преподнесённые Будде богами после обретения им Просветления. Первый из них - это драгоценный белый зонт, защищающий от страданий, болезней и злых духов, второй - пара золотых рыб, символизирующая духовное освобождение, третий - белая раковина, освобождающая от невежества и помогающая в обретении знаний, четвёртый - белый цветок лотоса, символ Просветления, мудрости и духовного роста, пятый - драгоценный сосуд, исполняющий желания, шестой – бесконечный узел, олицетворяющий бесконечное время и взаимосвязь всех вещей, седьмой – победное знамя, указывающее на победу буддизма над невежеством, восьмой – Золотое Колесо Учения.

Обозначение всех восьми предметов одновременно называется . Их часто изображают на стенах храмов, домов, монастырей, а также на занавесях и дверях.

На поющих чашах также изображают малые символы удачи. Восемь драгоценных субстанций, имеющих вид восьми различных предметов. Их соотносят с шагами, составляющими . Это изображения зеркала, медицинского камня гхиванга (желудочного камня волшебного слона), простокваши в сосуде, древесного яблока билва, раковины, красного порошка синдхура, травы куша и белых горчичных зёрен. Они символизируют мудрость и правильное воззрение, долголетие, здравый рассудок, власть, мудрость, удачу и добродетель.

Чудо поющей чаши

Поющие чаши – это самый положительно наполненный музыкальный инструмент. Трудно представить способ использовать их в нехороших целях. Поэтому узоры на поющих чашах не могут сделать их хуже или лучше, они могут лишь усилить посыл, направляемый вибрацией в пространство и заряжать его определённым способом: на мудрость, на здоровье, на просветление или на удачу. В любом случае это будет гармоничный и здоровый поток энергии, очищающий и помогающий во всех начинаниях.

Поющая чаша издаёт неповторимые, уникальные звуки. Её невозможно спутать ни с каким другим музыкальным инструментом.

Но это лишь одна из причин, по которым поющие чаши следует признать подлинным чудом. Комплексное целебное воздействие поющих чаш было выявлено и стало исследоваться на Западе только в последнее десятилетие XX века.

Существуют превосходные звукотерапевты, способные с помощью поющих чаш внести гармонию в самые основы нашей жизни. В руках талантливого специалиста даже одна-единственная тщательно выбранная чаша может творить настоящие чудеса.

Важную роль здесь играет резонанс. Вибрации чаши входят в резонанс с внутренними вибрациями человеческого организма и восстанавливают их равновесие. Благодаря этому человек погружается в спокойное, безмятежное состояние, и звуки поющей чаши проникают на уровень мозговых волн, переводя их на более гармоничную частоту. Ни один из прочих музыкальных инструментов, применяемых в звукотерапии, не оказывает настолько эффективного воздействия.

Каждая отдельно взятая поющая чаша либо подходит вам, либо нет - третьего не дано. Чтобы понять, годится ли для вас данная конкретная чаша, испытайте её как следует: внимательно вслушайтесь в её звучание и в собственные ощущения. Если вы не чувствуете ничего особенного или же звук чаши кажется вам неприятным, то работать с ней не имеет смысла. Выбирая чашу, не довольствуйтесь малым, не останавливайтесь на «почти подходит» и не позволяйте навязать вам то, что на самом деле не нравится вам, - иначе вы просто выбросите деньги на ветер. Но если звук чаши доставляет удовлетворение, помогает расслабиться или проясняет мысли, значит, эта чаша затронула в вас какие-то глубинные струны.

Точно так же следует проверять и оценивать записи звука поющих чаш: выбирайте те композиции, которые в данный момент кажутся вам приятными и подходят вашему настроению.

Для того чтобы купить поющую чашу, нужно в первую очередь ориентироваться на себя. Желательно увидеть её, взять в руки, попробовать поработать с ней, заставить её издать звук. Нужно не только убедиться в том, что вы можете заставить её звучать, звук также должен отозваться в душе, чтобы вы поняли, что это – ваша чаша.

Западные страны узнали о поющих чашах Тибета после того, как произошло вторжение Китая в Тибет.

Данные чаши сначала не привлекали особого внимания. Затем люди задумались о том, что это обыкновенная тара для еды. Скорее всего, нашлись люди, которые рассказали об истинном предназначении тибетских чаш. Это привело к пересмотру отношения к чашам и началу их изучения. Люди выяснили, что в Тайланде и Японии также есть поющие чаши. Тибетские чаши – самые лучшие.
Правитель священного Тибета построил себе дворец с троном в форме поющей чаши.
Это наводит на мысль о связи возникновения поющих чаш с постройкой дворца. Название дворца Кунгар Ава.
Тибетские чаши священны. Ежегодно в июле жители Тибета едут в Дрепунг чтобы поклониться. Они верят, что если слушать пение тибетской чаши, вы не попадете в ад.

Каковы свойства поющих чаш

Данные чаши особой формы. Они сочетают в себе разные материалы от трех до девяти видов. Бывает, что чаша состоит на одну треть из метеоритного железа. Вследствие этой пропорции металлов, выбранных для ясного чистого звучания, звучание чаш такое чистое ясное и продолжительное.

Звучание тибетской чаши при ударе по ней молоточком длится весьма длительное время. Звук постепенно становится тише и отдаленнее.
Нельзя перетаскивать поющие чаши в другое место. Чтобы достигнуть идеального звучания, они должны быть неподвижными.
Тибетские чаши, издающие звучание, возникли давно, но они по сегодняшний день могут вылечить.
Поющие чаши лечат блоки мышц, спазмы, воспаления органов, потерю сил, дискинезии, ослабление организма. Помимо этого поющие чаши в состоянии воздействовать на человека эмоционально.

  • наступает абсолютная релаксация организма;
  • полное умиротворение;
  • человек ощущает гармонию с миром и собой;
  • стресс исчезает.

Также помимо эмоционального воздействия поющие чаши способны произвести тот же самый эффект, как после вибромассажера. Данный эффект будет направлен на труднодоступные места на теле человека. Он способен проникнуть туда, куда не может проникнуть мануальный терапевт.

Если у вас остеохондроз, вам просто необходимо пройти данную вибрационную терапию. Она подходит при проблемах, связанных с дисками между позвонков, грыжей позвоночника, но многие считают это фантастикой.


Восток, как известно, делит все существующее на инь и ян. Тибетская чаша считается женским началом, а молоток — жезл – мужским. Та энергетика, которая получается от объединения чаши с жезлом, рождает звук.

Если заниматься этим серьезно, поющие чаши помогут вам познать самих себя, своих близких и друзей, поменять свой эмоциональный фон, благодаря тому, что человек становится спокойнее и прислушивается к своему сердцу.
Воздействие звуком и вибрация расслабляют мышцы, восстанавливают ровное глубокое дыхание, повышают иммунитет, восстанавливают работу сердца.
Данные факторы насыщают организм кислородом, помогают достижению гармонии в душе. Вибрации и звуки влияют на нейроны в мозге, восстанавливая тем самым ритмы в организме.

Процесс игры

Необходимо правильно играть на поющей тибетской чаше. Научиться данной игре несложно. Основной момент – чаша должна быть абсолютно неподвижной.
Чтобы чаша не двигалась, ее необходимо поставить на специальную подушку.
При помощи жезла водят по чаше по вешнему ее краю. Таким образом, происходит вибрация. Бытует мнение, что если вы поместите чашу на живот, вибрации поющей чаши окажут более сильный эффект оздоровления.

Жезлы бывают различные по размеру, составу и форме. Благодаря этому звуки чаша издает разнообразные.
Не стучите по поющей чаше со всей силы. Необходимо потирать ее, она запоет сама.
Налив воды в чашу, вы услышите, что звук изменился. Лечебный эффект также изменится. Если использовать разные чаши вместе, некоторые пустые, другие – с водой, вы создадите уникальную музыкальную композицию.
Конечно же, большое значение имеет материал молоточков. Из войлока – оказывают умиротворяющее воздействие. Из металла – происходит тонизирование организма.
Тибетская чаша, издающая звучание, появилась в России в девятнадцатом веке. Одними из первых их приобрели люди, занимающиеся йогой, тибетским направлением. Изначально чаши покупались посвященными для проведения медитаций.
Другие люди, купившие поющие чаши, были массажистами и целителями, узнавшими о пользе вибраций и звуков для организма.

Недавно мне довелось услышать звучание диковинных музыкальных инструментов, звук которых, организм слышит не ушами, а каждой клеточкой своего тела.

Поющие чаши издают исцеляющие вибрации звуков, совпадающие с вибрациями клеток организма и восстанавливают энергетику, врачуя и тело, и душу.

Целители называют лечебное воздействие звуков вибрационным массажем, обладающим не менее целительными свойствами, в сравнении с другими видами.

Как использовались эти древние инструменты раньше, неизвестно. Поскольку письменных описаний нет. Но история искусства сохранила древние изображения на картинах и скульптурные ваяния, где фигурируют эти инструменты. Да и сами инструменты встречаются в коллекциях частных, датируемые 5-6 веками. Ученые предполагают, что они могли появиться еще раньше, как и бронзовые колокола, которые производились уже в 9 веке до н. э.

Поющие чаши что это такое

Встречаются и другие названия этих музыкальных инструментов: гималайские или тибетские чаши, а в Японии они считаются разновидностью колоколов. Но от колокола отличаются тем, что не подвешиваются и не крепятся на подставке. Зарождение звука в них происходит от легкого удара колотушкой, создающей вибрации стенок самой чаши.

Этот инструмент с древности использовался в азиатской религиозной культуре. Теперь, помимо использования в религиозных традициях, инструмент нашел применение в практиках медийных, релаксации и медитации, широко используется в йоге.

Изготавливают инструменты в Индии и Непале, Тибете, Японии и Корее, основное же производство сосредоточено в Гималаях, отсюда и идет название тибетские поющие чаши. Неповторимое звучание этих инструментов завораживает душу и врачует тело.

Из чего сделаны музыкальные инструменты

Согласно древним традициям, в состав сплава входят 7 металлов, но в зависимости от страны производителя, этот состав может несколько разнится. В чашах тибетского производства присутствует:

  • до 0, 0001% золота (Солнце)
  • и 0,002% серебра (Луна);
  • до 0,3% железа (Марс)
  • и 71,3% меди (Венера);
  • до 28,6% олова (Юпитер)
  • и 0,001% свинца (Сатурн),
  • до 0.01% ртути (Меркурий).

Свинец и ртуть присутствуют в очень малых количествах, поэтому вреда здоровью не наносят, если цвет чаши с серым отливом, значит в них присутствует больше железа. Существует поверье, что в сплавах древних чаш применяли металл метеоритов.

Сплав разных металлов, отличающихся по своим физическим свойствам, позволяет создавать сложную картину звучания гармонических обертонов (призвуков). При гармоническом звучании обертонов тибетских поющих чаш, создается звукоряд звуков, состоящий из 10- 16 призвуков.


Современные чаши

Интерес к данным инструментам растет, чаши покупают туристы в качестве сувениров, поэтому производители стали разрисовывать их спиритульньными мотивами, символами религиозными с изображением Будды, мантрами буддийскими.

Состав сплава металлов тоже изменился, чаще их делают из бронзы, без включения металлов драгоценных. Если вам доведется делать покупку, ищите чаши ручной работы, которые близки по звучанию к древним. Более качественные чаши производят в Японии и Корее, но не для экспорта.

Тибетские поющие чаши машинного производства страдают плохим звучанием, в котором присутствует всего лишь два гармонических обертона, что разочаровывает современных музыкантов.

Инструменты производят разного диаметра, в религиозных обрядах используются и большие (до 2-х метров) и малые чаши (до 10 см). Чем меньше, чаша, тем звучание ее выше. Самое красивое звучание извлекается из средних по размеру инструментов, с диаметром около 20 см. Из маленьких чаш и вибрации извлечь сложнее и звук у них слабый.

Слушать тибетские поющие чаши

Как извлекаются звуки? Для извлечения звуков используют деревянные или пластиковые колотушки, стики, песты. Звуки музыкант извлекает несильными ударами по стенке чаши или путем неторопливого вождения по краям чаши пластиковым или деревянным пестом.

Глубина звучания зависит не только от тех сплавов, из которых чаша изготовлена, но и от используемых аксессуаров (стики, колотушки, пестики). Они имеют разное происхождение:

  • одни изготовлены из металла и звук от них получается звонкий, чистый и резкий;
  • другие из твердой породы древесины или из пластика, с более мягким звуком;
  • некоторые палочки обернуты мягкими материалами (замшей или войлокои), специально для приглушенных звуков, действующих умиротворяюще.


Инструменты подбирают в соответствии с размерами чаши, поэтому учитывается из чего они сделаны и их твердость. Для чаш больших применяются стики тяжелые, а для маленьких — легкие палочки.

Наполнение чаши водой, позволяет разнообразить звучание, причем, целительная музыка получается разной тональности в зависимости от того, сколько в нее налито воды. Полная чаша издает приглушенные звуки.

Интересно… Научные исследования высокоскоростной съемкой зафиксировали образование на поверхности воды (во время звучания чаш), концентрических волн, вызванных вибрациями стенок сосудов. И если амплитуда звуков увеличивается, то образуется буря волн, которые рвутся о стенки сосуда и разлетаются многочисленными брызгами. Отмечается движение частиц воды по всей поверхности чаши.

Целительная музыка, рожденная от трения стика и стенок сосуда, окружена гармоничным рядом обертонов (призвуков). Послушайте сами, нажав на ссылку: слушать

Красота и сила звука и его окруженность подзвуками зависит от качества изготовления чаши (ее состава). Силой нажатия стиком на край чаши можно изменить тональность звучания.

При несильном ударе стиком, обернутым слоем замши, по стенкам чаши, рождается совсем другой звук, немного напоминающий звон колокольчика: слушать

Звуки чаш очень своеобразные, вибрирующий ряд подзвуков создает колебания, созвучные с вибрациями клеток организма, поэтому кажется, что они проникают в душу.

В прошлом, их использовали не только для лечения, но и для изменения сознания человека. В буддийских храмах чаши применяли во время молитв. Сейчас они получили популярность в новом направлении музыки нью-эйдж, роке, неоклассике, музыке этнической.

Лечение поющими чашами или воздействие на человека

Невзирая на мягкость и деликатность звучания, эти инструменты оказывают сильное влияние на вибрации каждой клеточки организма человека, что было подмечено еще в древности. И буддисты использовали этот вид лечения в своих ритуалах.

Посмотрите видео, как извлекаются звуки из чаш:

Исследования подтверждают, что вибрационные звуки способствуют:

  1. освобождению человека от неврозов и стресса,
  2. снимают напряжение в мышцах и теле,
  3. ликвидируют энергетические блоки и комплексы,
  4. восстанавливают нарушенную гармонию на клеточном уровне,
  5. уравновешивают процесс мышления,
  6. улучшают концентрацию внимания,
  7. выравнивают дыхание,
  8. нормализуют давление,
  9. укрепляют иммунную систему.

Звучание приводит к синхронной работе обоих полушарий головного мозга, что повышает творческие способности человека. Помогает полностью расслабиться и эмоционально, и физически, что ведет к избавлению от бессонницы.

Энергетический массаж поющими чашами

Это необычный вид массажа, который проходит на уровне звуковых колебаний. Оказывается, звуковые волны обладают сильным массажным эффектом, воздействующим на клеточном уровне.

Для усиления воздействия, чаши размещают прямо на теле лежащего человека. Когда их расставляют вокруг, их звучание снимает напряжение, помогают расслаблению и восстановлению энергетических сил организма.

Располагают чаши исцеления, соблюдая определенную последовательность: средних размеров инструменты и маленького диаметра, которые издают звонкие и высокие звуки, располагают ближе к голове, а у ног ставят чаши большие, выплескивающие глубокие звуки.

Специалисты утверждают, что когда поющую чашу передвигают над телом человека, она изменяет свое звучание там, где имеются какие-либо проблемы внутри организма, о чем свидетельствует застой энергии.

Рекомендуется подержать чашу немного дольше, в этом месте, слегка ударяя по ней стиком, поглощая вибрации звуков, энергия человека приходит в норму. Когда звучание чаши примет первоначальный тон, это знак того, что застой ликвидирован..

Тибетские «поющие чаши» - удивительное и загадочное явление, которое сейчас набирает небывалую популярность как в рамках духовных практик, так и среди целителей. И это не случайно, ведь «поющие чаши» - это артефакты, обладающие тонким энергетическим воздействием, способным трансформировать вокруг себя пространство и время, погружая человека в измененное состояние сознания. Но почему так происходит? В чем тайна «поющих чаш»?

Шаманская легенда о происхождении «поющих» чаш

Эта древняя легенда утверждает, что некогда, в далекие времена, когда мир был совсем другим, тибетские духовные мастера и шаманы получили знание о тайнах «поющих» чаш от самих Высших Духов. А точнее предсказание о том, что на Тибете должны появиться артефакты невероятной магической силы. Шаманы потратили много сил на то, что бы выяснить, что эти артефакты будут иметь форму чаши и состоять из сплава 8 металлов: золота, серебра, железа, меди, свинца, олова, ртути. Но был еще один металл – восьмой, который так и оставался неизвестным, а без него волшебная сила не могла быть активирована. И тогда, отчаявшись обнаружить его, шаманы попросили помощи Высших Духов и те, откликнулись, послав на землю метеоритный дождь, «пролившийся» в районе священной горы Кайлас. Метеоритное железо и оказалось тем загадочным восьмым элементом. Когда его добавили в сплав, чаша стала издавать невероятное по силе звучание, обладающее глубоким оккультным воздействием.

Буддийская легенда о происхождении «поющих» чаш

Другая легенда связывает появление «поющих» чаш со странствующими буддистскими монахами, а точнее с их чашами для подаяний. Монахи с благодарностью должны были принимать любое, даже самое скудное пожертвование, которое миряне бросали в чаши для подаяний, и это учило их принятию того, что дается свыше. Поэтому к разряду самых священных и ритуальных предметов в тибетском буддизме считаются металлические чаши для пожертвований. И однажды некий монах получил столько искренних подаяний, а сам был настолько скромен и усерден в своей духовной практике, что его чаша «запела» и стала прообразом последующих тибетских «поющих» чаш.

Одна из «поющих» чаш, находящаяся в монастыре Дрепунг, как раз и «претендует» на ту самую первую «поющую» чашу. Поэтому 15 июля многие тибетцы приходят в этот монастырь, чтобы поклониться ей, веря в то, что человек, который слышит ее пение, никогда не попадет в ад.

Важность сплава тибетских «поющих» чаш

Для того, чтобы тибетская «поющая» чаша имела тот удивительный и чарующий звук, которым она обладает, ее следует изготовить из специального сплава металлов, ибо от этого напрямую зависит тембр чаши, богатство ее звучания и вибрационные характеристики звука.

У чаш, сделанных из одного металла или более простого сплава звук совершенно иной - нет богатства звучания, а, значит, отсутствует и необходимая частота вибрации.

Настоящие тибетские чаши делаются из сплава 5, 7 или 9 различных металлов:

5-компонентный сплав – свинец, ртуть, олово, медь и железо;

7-компонентный сплав – золото, серебро, свинец, ртуть, олово, медь и железо;

9-компонентный сплав – цинк, никель, золото, серебро, свинец, ртуть, олово, медь и железо.

Тайна сплава древних тибетских «поющих» чаш

Согласно легендам, в сплав, из которого были изготовлены первые «поющие» чаши, входило метеоритное железо. Именно на него, если верить преданиям, указали шаманам Высшие Духи, утверждая, что без него не будет магии «поющих» чаш.

И что любопытно, при изучении аутентичных тибетских «поющих» чаш, сделанных старыми мастерами, действительно было обнаружено присутствие в их составе метеоритного железа.

Интересен и другой факт: метеориты, найденные в Гималаях, прошли через более тонкий слой атмосферы, а, следовательно, метеоритное железо Тибета по своим свойствам несколько отличается от железа других метеоритов.

Загадки инструментов извлечения звука из «поющих» чаш

Чтобы извлечь из чаши ее чарующие звуки, используют молоточки и палочки различной величины. Чаще всего применяют гладкие деревянные палочки, иногда с резиновой насадкой, реже - маленькие металлические палочки или большие войлочные молотки.

Но, что характерно, для того, чтобы «случилась» магия, они также должны быть изготовлены из разных материалов. От них зависит особенность «пения» чаши: металлические или твердые древесные палочки извлекают из чаши резкий чистый тон, войлочные молоточки дают мягкий умиротворяющий звук.

«Открытие» тибетских «поющих» чаш

Интересно, что как бы ни были популярны «поющие» чаши в самом Тибете, там о них тоже на какое-то время забыли, используя не так повсеместно, как нам это представляется. Даже когда археологи и исследователи древностей впервые обнаружили чаши, их сначала приняли за обычные ритуальные сосуды для хранения масел, благовоний и других веществ, применяемых в религиозных практиках. И только потом выяснилось истинное предназначение этих предметов.

Хотя, конечно же, духовные мастера никогда не забывали, для чего создавались «поющие» чаши, и на протяжении многих веков использовали их для духовного совершенствования и специфических целительных техник.

Первое знакомство Запада с «поющими чашами»

На Западе о «поющих» чашах узнали только после китайского вторжения, когда тибетская культура стала более активно проникать в «большой» мир. И вместе с буддизмом, тибетской йогой и культурой на Запад «пришли» и эти удивительные артефакты – «поющие» чаши.

«Поющие» чаши в других традициях

Также впоследствии выяснилось, что «поющие» чаши существуют в Японии и Таиланде, хотя они не похожи на тибетские. Их от других чаш можно отличить даже по внешнему виду, поскольку они содержат больше цинка и серебра, что придает им особую матовость. Для сравнения можно привести непальские чаши - их отливают с большей добавкой золота.

Как правильно выбрать «поющую» чашу

Желающие использовать тибетские «поющие» чаши для духовной практики или исцеления должны понимать, что от правильного выбора инструмента зависит оказываемый им эффект. Чем индивидуальнее будет подбор, чем точнее вы совпадете с чашей по вибрационным характеристикам, тем более глубокие изменения вызовет работа с ней, и, напротив, практика с «первой попавшейся» чашей может свести на нет все ваши усилия.

Хорошая чаша имеет правильную форму, все ее изгибы безупречны, поскольку изменить звучание может любая мелочь.

Чем толще стенка поющей чаши - тем богаче унтертона, чем тоньше - тем явственнее слышатся обертона.

Хорошая чаша не должна дребезжать и издавать лишние звуки. Настоящая чаша звучит продолжительно, чисто и ясно.

Технология изготовления «поющей» чаши

При выборе своей «поющей» чаши обращайте пристальное внимание на то, из чего и как она изготовлена. Поющие чаши хорошего качества должны быть сделаны по традиционным технологиям. В последнее время получили большое распространение поющие чаши небольшого размера промышленного производства (это около 80% чаш на рынках). Хотя они внешне могут быть ярки и красивы, но они не передают и доли того волшебного звучания, которое исходит от аутентичных кованых тибетских поющих чаш.

Аутентичные («правильные») чаши изготовлены из сплавов следующего состава: свинец, ртуть, олово, медь и железо или более расширенный «состав» - цинк, никель, золото, серебро, свинец, ртуть, олово, медь и железо. Состав может слегка варьироваться, но в любом случае чаша, изготовленная просто из меди – это не тибетская «поющая» чаша, а подделка!

Правильный подбор звуковой вибрации «поющей» чаши

Этот момент в подборе «поющей» чаши, пожалуй, самый важный и ответственный.

У каждого человека своя вибрация, поэтому выбирать «поющую» чашу надо интуитивно. Облегчить эту задачу можно, если приложить «поющую» чашу к животу или к сердцу, и почувствовать, как она резонирует с вашими энергетическими центрами.

Как извлекать звук из «поющей» чаши

Для тех, кто впервые берет в руки «поющую» чашу важно запомнить, что она - не ударный инструмент, по ней не стучат!

Для того, чтобы извлечь из чаши звук по ней достаточно уверенно, но плавно потереть палочкой обод чаши, и она «запоет». Плавные круговые движения дают непрерывный основной тон. Интенсивность звучания можно изменять, слегка варьируя скорость трения, угол наклона палочки и силу нажима на обод. Каждому углу наклона палочки соответствует свой звуковой диапазон.

© Алексей Корнеев



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS