Главная - Дыхание
Творческая история отцы и дети кратко. Литературно-исторические заметки юного техника

Вот, например, как создавался главный роман "Отцы и дети". По признанию Тургенева, "первая мысль" нового романа пришла к нему в Англии, где писатель лечился "в маленьком городке на острове Уайте". За границей писателя продолжали одолевать раздумья о России. Он "напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что <…> окружало". Предметом размышлений незаметно сделались воспоминания о встрече с "провинциальным молодым врачом". Казалось, этому знакомству не стоило придавать значения, поскольку такого рода человек был "один, и уже скончался" к моменту творческих раздумий. Писатель с обычной прозорливостью понял, что перед ним оказался представитель нового поколения: "В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было сильное…" На этот раз дар предвидения поразил самого писателя: "Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду..." Все же Тургенев с увлечением принимается за работу: "Фабула понемногу сложилась в моей голове: в течение зимы я написал первые главы, но окончил повесть уже в России…" В дневник от 30 июля 1861 года писатель заносит: "Часа полтора тому назад я закончил, наконец, свой роман... Не знаю, каков будет успех".

Тургенев не мог и предполагать бури, поднявшейся в обществе, в которой гул похвал смешался с грохотом осуждений. Характер главного героя, Евгения Базарова, в первую очередь провоцировал напряженную полемику. М.А. Антонович в статье "Асмодей нашего времени" утверждал, что Базаров - это карикатура на молодое поколение. Д.И. Писарев, напротив, видел в нем воплощение лучших черт молодежи. Даже близкие друзья писателя обращались к нему с вопросом, любит он или нет своего героя? Тургенев негодовал, он не считал возможным так ставить вопрос. Герой - до конца понятный и объяснимый? Герой - выразитель какой-либо общественной "тенденции"? В его глазах это было бы профанацией самих целей искусства. Создатель "Отцов и детей" пишет А.А. Фету: "Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого и сам не знаю , ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! Вот тебе и тенденция!" Авторский курсив показывает, что не в том видел Тургенев свою задачу как писателя. Художник должен воплотить всю сложность человеческого характера и его судьбы. Из современников Тургенева его мысль понял, пожалуй, один тонкий критик П.В. Анненков. "Отцы и дети" действительно нашумели…" - констатировал он. И давал Ивану Сергеевичу мудрый совет: "Вы можете радоваться всему, что о них говорят. Кинуть в публику нечто вроде нравственного масштаба, на который все себя примеривают, ругаясь на градусы, показываемые масштабом, и равно злясь, когда градус мал и когда велик, - это значит добраться, через роман, до публичной проповеди. А это, я полагаю, - последнее и высшее звено всякого искусства".

Читайте также другие статьи о жизни писателя И.С. Тургенева и анализ его произведений:

Анализ общественного фона, на котором происходит действие романа

Обратить внимание на даты в I главе, на пейзаж в III главе, разговор Аркадия с Николаем Петровичем (там же), вечерняя беседа по приезде друзей в Марьино (глава IV) и описание фермы Николая Петровича.

Учитель

Сегодня мы поговорим с вами о том, на фоне каких исторических событий разворачивается действие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Обратимся к тексту. Прочитаем самые первые строки: «Что, Петр? Не видать еще? – спрашивал 20 мая 1859 года… барин лет сорока…».

Вопрос

Почему Тургеневу нужно указать точно не только год, но и месяц и даже число, когда начинается действие?

Ответ

Тургенев стремился к исторической точности в передаче событий. Но почему именно эти, а не другие числа взяты автором? 1859 года – не случайная дата. В 1859 году полностью обозначился идейный разрыв между общественными классами и в отношении к крестьянскому вопросу выделились две точки зрения – революционная и реформистская.

Добролюбов в статьях 1859 года «Литературные мелочи прошлого года» (NB! Заканчивались в IV, т.е. апрельской книге «Современника») и «Что такое обломовщина?» (кн. V, «Современник», т.е. майская; она выходила в конце месяца, отсюда и двадцатые числа) противопоставил людям старого поколения, дворянскому лагерю, молодое действующее поколение, и решительно отверг дворянскую культуру, вынеся за одну скобку Онегина, Печорина, Бельтова, Рудина, Обломова. Петербургские студенты Базаров и Кирсанов приезжают в Марьино, зная эти статьи «властителя дум» молодежи, точнее их прочитали реальные собратья Базарова и Кирсанова в жизни.

Таким образом, взяв конец мая 1859 года, Тургенев ориентировал читателей на то, что в романе показано время борьбы и окончательного разрыва общественных тенденций: либеральной и революционной. Время было бурное, каждый день приносил что-то новое в борьбе, потому-то Тургенев так точен в датах.

Задание

Противоречия были в основном по крестьянскому вопросу. Что же представляла собой все еще крепостническая Русь, о которой спорили «отцы» и «дети»? Найдите в тексте описание поместья братьев Кирсановых (гл. III). Прочитайте и докажите, что перед нами миниатюрная энциклопедия крестьянской жизни. Обратите внимание на описание пейзажа.

«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей - и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами... «Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..»

Вопрос

На что вы обратили внимание? Как вы думаете, что хочет подчеркнуть автор? Почему до половины разметаны «крыши», что значат «опустелые гумна», почему Тургеневу важно отметить овраги на крестьянских полях?

Возможный ответ

Дано описание имения русских помещиков. Мы видим разруху и запустение.

Комментарий учителя

Благодаря нескольким деталям Тургеневу удается показать многое. Это признак большого и своеобразного таланта. Вы уже встречались с подобным умением у Пушкина и Гоголя. Тургенев, их ученик, воспринял и по-своему претворил их традиции. Лаконизм и максимальная смысловая насыщенность деталей картины – первая особенность тургеневского стиля.

Вопрос

Есть ли в тексте примеры того, что не только в пейзаже чувствуется какое-то запустение, но и привычный мир социальных отношений рушится?

Отвечают ученики

В романе есть описание «фермы» Николая Петровича Кирсанова. (Гл. XXII)

«А между тем жизнь не слишком красиво складывалась в Марьине, и бедному Николаю Петровичу приходилось плохо. Хлопоты по ферме росли с каждым днем - хлопоты безотрадные, бестолковые. Возня с наемными работниками становилась невыносимою. Одни требовали расчета или прибавки, другие уходили, забравши задаток; лошади заболевали; сбруя горела как на огне; работы исполнялись небрежно; выписанная из Москвы молотильная машина оказалась негодною по своей тяжести; другую с первого разу испортили; половина скотного двора сгорела, оттого что слепая старуха из дворовых в ветреную погоду пошла с головешкой окуривать свою корову... правда, по уверению той же старухи, вся беда произошла оттого, что барину вздумалось заводить какие-то небывалые сыры и молочные скопы.

Управляющий вдруг обленился и даже начал толстеть, как толстеет всякий русский человек, попавший на «вольные хлеба». Завидя издали Николая Петровича, он, чтобы заявить свое рвение, бросал щепкой в пробегавшего мимо поросенка или грозился полунагому мальчишке, а впрочем, больше все спал. Посаженные на оброк мужики не взносили денег в срок, крали лес; почти каждую ночь сторожа ловили, а иногда с бою забирали крестьянских лошадей на лугах «фермы». Николай Петрович определил было денежный штраф за потраву, но дело обыкновенно кончалось тем, что, постояв день или два на господском корме, лошади возвращались к своим владельцам. К довершению всего, мужики начали между собою ссориться: братья требовали раздела, жены их не могли ужиться в одном доме; внезапно закипала драка, и все вдруг поднималось на ноги, как по команде, все сбегалось перед крылечко конторы, лезло к барину, часто с избитыми рожами, в пьяном виде, и требовало суда и расправы; возникал шум, вопль, бабий хныкающий визг вперемежку с мужскою бранью. Нужно было разбирать враждующие стороны, кричать самому до хрипоты, зная наперед, что к правильному решению все-таки прийти невозможно. Не хватало рук для жатвы: соседний однодворец, с самым благообразным лицом, порядился доставить жнецов по два рубля с десятины и надул самым бессовестным образом; свои бабы заламывали цены неслыханные, а хлеб между тем осыпался, а тут с косьбой не совладели, а тут Опекунский совет грозится и требует немедленной и безнедоимочной уплаты процентов...

Сил моих нет! - не раз с отчаянием восклицал Николай Петрович. - Самому драться невозможно, посылать за становым - не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь!»

Например, в главе IV написано: «Толпа дворовых не высыпала встречать господ...». Издавна было принято встречать господ поклонами и хлебом-солью. То что помещиков никто не встретил – нехороший знак. Не преувеличены сетования Николая Петровича о неприятностях с крестьянами, не обманывается Аркадий насчет напряженности момента – воочию наблюдают приехавшие равнодушие дворовых.

Задание

Приведите примеры новых веяний Николая Петровича.

Ответ

Новые веяния чувствовались везде. Николай Петрович перевел крестьян с барщины на оброк, размежевался с ними, завел ферму, различные сельскохозяйственные машины, ввел наемный труд и на ферме и даже у себя в доме. Камердинер Петр «il est libre, en effet», приказчику из мещан Николай Петрович платит 250 рублей в год. Капитализм входит в деревню, расшатывая устои крепостничества. Николай Петрович толкует о предстоящих правительственных мерах, о комитетах, депутатах… Жизнь ставит помещиков перед необходимостью изменять способ управления и хозяйствования. Ожидая реформы, Николай Петрович сводит и продает лес, растущий на земле, которая отойдет крестьянам. Такое «приспосабливание» к новой обстановке мы видим даже у доброго и почти «красного» барина.

Вопрос

Приводят ли новые веяния к ожидаемому результату?

Ученики приводят примеры из текста

Крепостные не платят оброка, наемными работниками Николай Петрович тоже недоволен («подбивают их, вот что беда; ну, и настоящего старания все еще нету. Сбрую портят»).

Недовольство крестьян и ощущение ими перемен, ослабление их вечного страха перед господами проявляется и в том, что «толпа дворовых не высыпала на крыльцо встречать господ», и в том, что Петр, слуга «новейшего, усовершенствованного» типа, приказание Николая Петровича выполняет «снисходительно» (гл. I), к руке молодого барина не подходит, а только кланяется ему (гл. II).

Задание

Обратите внимание, как ведет себя старый слуга по отношению к помещикам?

Ответ

Дворовый Прокофьич и отвечает почтительно, и хозяев приветствует по форме: «Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину» (глава IV).

Возможный комментарий учителя

Оказывается, «отцы» и «дети» есть и среди слуг. Настойчивое подчеркивание того, что «новейшие воззрения» распространились и на слуг, пусть в карикатурном виде, еще раз говорит об изменениях в общественной жизни страны.

Для записи в тетрадях

Лето 1859 года – конкретная историческая дата, когда всем стало понятно, что «низы» не хотят, а «верхи» не могут жить по-старому, и поэтому в обществе заговорили о скором проведении реформ. Непосредственно к вопросу о нищете крестьянства примыкает вопрос о взаимоотношениях крестьян и барина перед реформой, кратко, но выразительно поставленный Тургеневым в тех же первых главах. «Преобразования необходимы» – такой вывод звучит во всех деталях романа.

Домашнее задание

Подобрать материал о братьях Кирсановых.

Повторить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума» для чтения наизусть. Подумать, как оно соотносится с персонажами романа И.С. Тургенева.

Литература

Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

Н.И. Якушин. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 1998

Л.М. Лотман. И.С. Тургенев. История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 120 – 160

В шестидесятые годы 19-го столетия в свет вышел роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». Эта книга стала знаковой для своего времени. Образ Базарова - главного героя - молодёжь восприняла как пример для подражания. Прошло более 150 лет с момента первой публикации. Роман Тургенева всё так же популярен. Какова главная идея книги? Почему она актуальна даже сегодня, в 21-м столетии ? Подробный анализ произведения «Отцы и дети» поможет найти ответы на эти и другие вопросы.

Накануне Реформы

События, о которых поведал читателям Тургенев, происходят в июне 1859 года. Совсем скоро в России отменят крепостное право. Произойдет событие, которое кардинально изменит российское общество. Это свершится в 1861 году. Однако особое настроение, жажда перемен уже витают в воздухе. Прежде всего ему подвержены просвещенные молодые люди. Старым помещикам подобные настроения чужды. При анализе произведения «Отцы и дети» Тургенева непременно нужно сделать небольшое историческое отступление.

Проблема отцов и детей

Главный герой романа - Евгений Базаров. К своему приятелю - Аркадию Кирсанову - он относится с некоторым пренебрежением. Впрочем, при прочтении романа Тургенева создается впечатление, что главный герой на более глубокие чувства и не способен. Однако это обманчивое впечатление.

Анализ произведения «Отцы и дети» начинают обычно с расшифровки названия. Книга русского классика о столкновении двух поколений. Отцы не понимают сыновей. Дети уверены в отсталости, неактуальности родительских взглядов. Так было, есть и будет. Но не в этом основная идея произведения «Отцы и дети». Анализ романа Ивана Тургенева позволяет почувствовать, понять глубину душевных терзаний главного героя.

Сюжет

Базаров проводит несколько недель в родовом имении своего друга. Здесь происходит столкновение главного героя с одним из Кирсановых - Павлом Петровичем. Евгений - нигилист, то есть человек, не имеющий авторитетов. Он не принимает ни одного принципа, и ему совершенно безразлично, каким уважением этот принцип окружён. Такая точка зрения шокирует представителей старшего поколения.

Базаров презирает искусство, музыку, поэзию. А всё это он называет презрительно «романтизмом». Базаров изучает естественные науки. Уверен в том, что заниматься следует лишь тем, что принесёт пользу. Он сын лекаря и сам планирует лечить мужиков. Однажды с гордостью говорит: «Мой дед землю пахал». В действительности, этот человек очень честолюбив. И вряд ли его удовлетворил бы скромный труд сельского лекаря.

Базаров убеждён, что никогда не воспылает страстью к женщине. Ведь это слабость, которая может сбить с истинного пути. Но однажды он знакомится с Анной Одинцовой и понимает, как сильно заблуждался. Вдова-аристократка не отвечает ему взаимностью. И тогда поселяется в душе главного героя страшная, всепоглощающая пустота. Неизвестно, к чему бы привели подобные переживания, если б не внезапная смерть.

Однажды, проводя опыты, главный герой получает заражение. Вскоре понимает, что дни его сочтены. Базаров умирает. О нем уже спустя полгода забывают. Правда, на сельское кладбище, к скромной могиле, очень часто приходят старики, которые безумно любили и гордились своим сыном. Это родители Евгения Базарова.

История написания

При анализе произведения «Отцы и дети» непременно нужно сказать хотя бы несколько слов о том, как создавался этот нетленный роман. Идея книги пришла в голову писателю в 1960 году. В это время он находился в Англии.

Конечно, автор в своей книге в первую очередь хотел поднять вопрос отмены крепостного права. Российское помещичье общество довольно жалко смотрелось на фоне прогрессивного европейского.

Незадолго до начала работы над романом Тургенев прекратил сотрудничество с журналом «Современник». Один из молодых критиков отозвался о произведении «Накануне» весьма нелестно. Тургенев впервые задумался об огромной пропасти между поколениями.

Многие в России не понимали разночинцев, этих странных молодых людей, твердящих о горькой участи русского мужика, о равноправии, о свободе . Даже при кратком анализе произведения «Отцы и дети» стоит подчеркнуть: писатель посвятил свою книгу не только проблемам непонимания отцов и детей. Тургенев затронул вопрос о конфликте новых взглядов с консерватизмом.

Возникает логичный вопрос. Крепостное право отменили в 1861 году, а книгу Тургенева и сегодня читают. Почему? Дело в том, что, помимо вышеназванной проблемы, Тургенев затронул тему любви, дружбы, одиночества. Вопросы, которые всегда будут актуальны, поднял писатель в этом произведении. Анализ романа «Отцы и дети» - задание сложное, но интересное. Ведь в книге говорится не так о политике, как о простых человеческих чувствах.

В чем трагедия Базарова?

Это еще один важный вопрос, на который стоит ответить при кратком анализе произведения Тургенева «Отцы и дети». Базаров отрицает красоту природы, любовь, музыку, поэзию. Он не признаёт также философское мышление. Искусство для него всего лишь «чепуха». Кирсановых-старших называет «старичками», «людьми отставными». Трагедия главного героя обусловлена его нигилистическими взглядами. Он убеждён, что все старое следует уничтожить, дабы на его месте построить новое. К тому, что подлежит уничтожению, Евгений Базаров относит даже любовь - чувство, без которого человек не может существовать.

Трагедия Базарова, конечно, и в нереализованности. Перед смертью вдруг его посетили сомнения. Нужен ли он России? Базаров не находит ответа на этот вопрос. Отношение Тургенева к своему герою противоречиво. С одной стороны, он не разделяет взглядов Базарова. С другой - испытывает к нему симпатию и жалость, что особенно читается в последних строках романа.

Другие персонажи

Полный анализ произведения «Отцы и дети» включает характеристику каждого персонажа. Особое внимание стоит уделить, пожалуй, Николаю Петровичу - отцу Аркадия Кирсанова. Ведь этот герой противопоставлен Базарову.

Николай Петрович не придерживается строгих политических и общественных взглядов. Он отнюдь не честолюбив. Кирсанов не читает немецких философов, но читает Пушкина, чем вызывает у Базарова явное неодобрение. Кроме того, помещик либеральных взглядов любит музыку и даже играет изредка на виолончели.

Главное различие между ним и одиноким нигилистом, конечно, не в книжных пристрастиях. Николай Петрович умеет любить. А потом в конце этой истории он один из немногих, кто обретает счастье.

Анна Одинцова

В романе несколько женских образов. Но самый интересный из них, бесспорно, образ Анны Одинцовой . Богатую вдову заинтересовал молодой человек, произносящий довольно странные, но интересные речи. Но не более.

Разделить чувства Евгения Анна не смогла. Она, так же как и он, отвергает любовь. Но если Базаров ранее был убеждён, что любовь помешает ему достигнуть цели, которая, к слову, оказалась довольно туманной, то Одинцова отказывается от любви лишь ради спокойствия. Этой холодной женщине нравится ее размеренная, спокойная жизнь без чувств и треволнений.

Класс: 10 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: И.С. Тургенев – создатель русского романа.

История создания романа "Отцы и дети"

Цели: выявить особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX века, проследить развитие жанра романа в творчестве Тургенева; познакомиться с историей создания романа «Отцы и дети».

Ход урока

  1. Лекция учителя

Роман написан в 1861 году. Время действия – 1855-1861 гг. – период, сложный для России. Роман посвящен памяти русского разночинца В.Г. Белинского и был создан в период отмены крепостного права. Россия переживала основательную ломку социальных, политических, духовных и нравственных отношений, это были годы бурных споров о будущем России.

Роман был начат в 1860 году на о.Уайте Франции и закончен в России в 1862 году (ж. «Русский вестник»). Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Базарова.

Проблема отцовства – одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков.

Действия в «Отцах и детях» начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Композиция в романе кольцевая: Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино – Никольское – дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же людям в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

  1. Комментированное чтение

Открываем первую страницу романа, читаем: «Посвящается памяти В.Г. Белинского».

Как вы думаете, почему автор посвятил свой роман В.Г. Белинскому? (Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40-х гг. Тургенев очень ценил Белинского).

Задание.

I глава. Зачитайте начало главы. Уже в первых строчках романа точно указывается год, месяц, число, когда начинается действие. Почему? Назовите основные моменты 1-3 гл.

(В первой главе знакомимся с Н.П. Кирсановым, который вместе со своим слугой приехал на постоялый двор встречать сына. Обращаем внимание на то, что Петр, слуга «новейшего» типа, приказания Н.П. Кирсанова выполняет снисходительно, к руке молодого барина не подходит, а издали кланяется. Во второй главе знакомимся с новым героем. Третья глава. Намечаются взаимоотношения Базарова с Павлом Петровичем.

Домашнее задание

Подготовить реферат «История создания романа «Отцы и дети»

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема: Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя (10 класс).

Цели: дать понятие о “нигилизме ”; сравнить понятие “нигилизм” и взгляды Базарова; развивать умение анализировать изучаемое.

Ход урока

  1. Слово учителя
  1. Базаров – нигилист

Николай Петрович даёт определение слову нигилист - “…который ничего не признаёт”. Для Павла Петровича нигилист - это, прежде всего, тот, кто “не склоняется” ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены “существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве”. Аркадия, невольного возмутителя спокойствия, больше занимает не смысл того, о чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов.

Сравним, определения, данные в словарях.

Учитель открывает доску:

Нигилизм - это..

  • (от лат, nihil - “ничто”) отрицание общеприняты: идеалов, моральных норм, культуры, форм об жизни. (Большой энциклопедический словарь)
  • “безобразное и безнравственное учение, отвергаю го нельзя ощупать”. (Толковый словарь В.Даля)
  • “голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм”. (Толковый словарь русского языка)

Запись первого определения нигилизма, сравнение определений и высказываний в тексте.

  1. Прав ли был автор, причисляя Базарова к нигилистам?
  2. Идентичны ли его убеждения с нигилистическими?
  1. Характеристика Базарова.
Иван Сергеевич Тургенев был дворянином, чьё состояние не вызывало сожаления. Он имел стабильный, постоянный доход и писательской деятельностью занимался для собственной реализации.

Долгое время автор ограничивался написанием рассказов и небольших повестей. Он словно копил силы и жизненный опыт для своих романов, которые принесли ему всемирную славу. Даже свой первый роман «Рудин», писатель поначалу определил как повесть. Позже у автора стало всё складываться с романами, и он один за другим, за десять лет написал шесть произведений.

История создания романа «Отцы и дети»

Свои романы Тургенев стал публиковать начиная с 1856 года, и все его произведения стали неотъемлемой и важной частью русской литературы.

Тургеневский роман «Отцы и дети» стал четверым романом в литературной деятельности писателя. Годы его создания 1860-1861 год, когда писатель стал чувствовать себя увереннее. По праву этот роман считается вершиной его творчества, где прекрасно видны все писательские манеры. И на сегодняшний день этот роман является самым известным произведением Ивана Тургенева, а популярность его растёт до сих пор, так как в сюжете подняты очень важные проблемы, которые актуальны и в наши дни.

Автор многое пытался донести до читателя. Он прекрасно изображал, как складываются отношения между людьми, относящимся к разным социальным слоям. Старался отражать современную действительность, и затрагивал те темы, которые интересуют людей до сих пор. Но тут же сам Иван Сергеевич не раз подчеркивал, что ему очень важно показать в книге свое писательское мастерство, а не просто завоевать известность и популярность на обсуждении насущных проблем.

Ярким примером этого является его роман «Отцы и дети», который уже в 1862 году вышел в свет. В это время политическая обстановка в стране была напряженной. Наконец-то было отменено крепостное право, Россия и Европа стали сближаться. Отсюда и разные философские течения, которые стали возникать в России.

Однако основное действие романа относится еще к тому времени, пока в России не произошли реформы. Примерно действия тургеневского романа можно отнести к 1859 году. Именно Иван Тургенев впервые вводит такое понятие, как «нигилизм», который становится новым направлением в общественной жизни страны и получает популярность.

Главный герой тургеневского романа – Евгений Базаров. Он как раз и является нигилистом. Молодые люди того времени приняли его как пример для подражания, выделяя в нем такие нравственные качества, как

бескомпромиссность, отсутствие какого – либо уважения или преклонения перед тем, что говорят пожилые или авторитетны люди.

Тургеневский герой ставит свои взгляды превыше всего. Всё, что может быть полезным или прекрасным, но не совпадает с его мировоззрением, всё, отступает на второй план. Это было необычно для литературы того времени, поэтому и явление, изображенное автором, нашло такой живой отклик среди читателей.

Сюжет тургеневского произведения «Отцы и дети»


Действие происходит в 1859 году. Два друга – нигилиста приезжают в имение Кирсановых, которое находится в Марьино. Аркадий познакомился со своим новым другом Евгением Базаровым в институте, где обучался на лекаря. Этого приезда с нетерпением ждал Николай Петрович, который сильно скучал по сыну. Но к сожалению, отношения Евгения со старшим Кирсановыми не ладятся, и Евгений решает покинуть их гостеприимный дом и переехал в небольшой город губернии.

С ним уезжает Аркадий. Вместе они прекрасно проводят время в обществе молодежи и красивых девушек. Но однажды на балу они знакомятся с Одинцовой, оба влюбляются в нее и едут в ее имение, приняв приглашение. Некоторое время они живут в Никольском, но объяснения Евгения не получает взаимности, поэтому он уезжает. На этот раз он отправляется к своим родителям, с ним едет и Аркадий. Но любовь старых Базаровых скоро начинает раздражать Евгения, поэтому они опять возвращаются в Марьино в семейство Кирсановых. Базаров, который пытается найти выход любви, которую он питает к Анне Сергеевне, целует Фенечку. Это видит Павел Петрович и вызывает его на дуэль. Всё это привело к скандалу, и друзья расстаются.

Но Аркадий, который уже давно гостит в Никольском и увлечен Катенькой, однажды встречает там и Базарова. После объяснения Аркадия и его признание в любви в Катеньке, Базаров возвращается к своим родителям. Он решает забыть Одинцову, поэтому начинает действовать решительно и помогает отцу лечить больных тифом. Однажды он заразился, когда вскрывал умершего крестьянина от тифа. Он старался изобрести препарат, который бы мог всех излечить. Долго болеет, а потом умирает. Перед самой смертью он просит приехать Одинцову и та исполняет его просьбу. Аркадий женится на сестре Одинцовой, а Николай Кирсанов наконец-то решается узаконить отношения с Фенечкой. Его старший брат навсегда покидает страну и поселяется за границей.

Герои тургеневского романа «Отцы и дети»


В романе Тургенева «Отцы и дети» большое количество героев. Среди них есть главные герои, которые влияют на весь сюжет романа. Есть эпизодические, которые внося колорит, и позволяют автору выразить свои мысли ещё ярче и доступнее.

К главным героям произведения «Отцы и дети» можно отнести следующих лиц:

★ Базаров.
★ Братья Кирсановы: Николай Петрович и Павел Петрович.
★ Аркадий Кирсанов.


Базаров – студент, нигилист. Он в будущем собирается стать врачом. Евгений Васильевич практически не имеет друзей. Но вот он знакомится с семейством Кирсановых. Так, он сначала знакомится с Аркадием, который легко поддается влиянию, поэтому он и старается ему навязать свои взгляды нигилиста. Он не понимает и совсем не желает принимать людей старшего поколения, не считается с мнением своих родителей. Базаров - разночинец, то есть человек оторвавшийся от своей ранее привычной среды. Но влюбляясь в Одинцову вдруг меняет свои взгляды, а вскоре выясняется, что в душе его живет настоящий романтик. После его смерти над телом его совершают религиозный обряд, как простому и обычному человеку.

Николай Петрович – один из главных героев тургеневского романа. Кирсанов – помещик и отец Аркадия. Он придерживается консервативных взглядов, поэтому и не принимает нигилизм Базарова. Его жена давно умерла, но есть другая любовь в его жизни – к Фенечке, крестьянке. В конце романа он, несмотря на все условности общества, женится на ней. Он романтичен, любит музыку и хорошо относится к поэзии. Старший брат его, Павел Петрович, по характеру сильно отличен. Павел Петрович некогда был офицером, но теперь находится в отставке. Он аристократичен, самоуверен, горд. Он любит рассуждать об искусстве и науке. Когда-то он был влюблен, но любовь закончилась трагедией. Отношение к другим героям у него разное: он любит своего племянника и брата. К Фенечке тоже относится хорошо, потому что она напоминает ту женщину, княгиню, в которую он некогда был влюблен. А вот Базарова он открыто ненавидит и за его взгляды, и за поведение, даже вызывает того на дуэль. В этой битве Павел Петрович получил легкое ранение.

Аркаша Кирсанов – это друг Базарова и сын меньшего брата Кирсановых. Он тоже в будущем станет врачом, а пока только является студентом. Нигилист Базаров оказывает на него огромное влияние и на какое-то время он придерживается его взглядов и идей, но, попав в родительский дом, отказывается от них.

Есть в тургеневском романе и другие действующие лица, которые невозможно отнести к эпизодическим, но и главную роль для раскрытия сюжета они не имеют:

⇒ Базаров, отец нигилиста Евгения. Василий Иванович когда-то был хирургом в армии, а в настоящее время находится в отставке. Он образован и умен, но небогат. Любит сына, но взглядов его не разделяет, придерживаясь все-таки консервативных идей.

⇒ Арина Власьевна – это набожная женщина мать Базарова. У нее есть небольшое имение, которым управляет муж и человек 10-15 крепостных. Суеверная и мнительная, она сильно переживает из-за сына.

⇒ Одинцова. Предпочитает Анна Сергеевна спокойную и размеренную жизнь. Когда она слушает признание в любви от Базарова, то отказывает ему, хотя он все-таки был ей симпатичен. Она богата, и это богатство унаследовала от своего мужа.

⇒ Катенька Локтева – тихая и практически незаметная девушка, находящаяся всегда в тени своей сестры Одинцовой. В нее влюблен Аркадий, который не сразу смог разобраться в своих чувствах, из-за увлечения Одинцовой Анной. Катенька выйдет замуж за Аркадия.



Эпизодических лиц в тургеневском романе много:

Виктор Ситников – приверженец нигилизма.
Кукшина - нигилистка, но придерживается Евдоксия этих идей лишь только для своего блага.
Фенечка. Она родила своему хозяину ребенка, а затем стала его женой. Из-за нее дерется старший из Кирсановых и Базаров.
Дуня, служанка Фенечки.
Петр, слуга в доме Кирсановых.
Княгиня Нелли Р, в которую некогда был влюблен старший Кирсанов.
Колязин – городской чиновник.
Локтев – отец двух молодых и прекрасных героинь тургеневского романа.
Авдотья Степановна – тетка молодых героинь, княжна, но злая и очень вредная старуха.
Тимофеевич, приказчик.

Критические отзывы и оценки


Тургеневское произведение было воспринято по-разному. Например, читатели не одобрили главного героя тургеневского романа, который переступал через многие ценности. Но молодежь, наоборот, всячески старались его поддержать, считая, что главный герой произведения – это яркое отражение того мира, в котором они живут.

Также разделились и мнения цензоров. Необычный и бурный спор разгорелся на страницах журналов «Современник» и известного «Русского слова». В это время в городе на Неве случились беспорядки, когда неизвестные агрессивно настроенные молодые люди устроили погром. В результате беспорядков погибли люди. Многие посчитали, что виноват в этом и Иван Тургенев, который написал роман «Отцы и дети», ведь только его новое явление, как нигилизм могло привести к такому результату. Некоторые даже считали, что тургеневский роман нельзя назвать художественным произведением.

Но были и те, кто защищал писателя и его роман, считая, что эти беспорядки состоялись бы и без тургеневского произведения.

В одном критики сошлись - роман написан очень достойно, с точки зрения художественного литературного языка. Именно поэтому роман, написанный Иваном Сергеевичем Тургеневым полтора века назад для своих современников, остаётся актуальным в наши дни.

Внешность

Происхождение

Воспитание

Образование

Взгляды

Отношения с окружающими

Речь, лексика

Примерное заполнение

Внешность

Лицо выражает самоуверенность и ум, длинные волосы, красная рука, одет в балахон с кистями

Происхождение

Разночинец, отец – полковой лекарь

Воспитание

Домашнее, родители давали полную свободу. “Человек должен сам себя воспитывать”

Образование

Университет, естественные науки, будущий доктор

Взгляды

Нигилист (всё отрицает). “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, “Рафаэль гроша медного не стоит”, “Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта”

Отношения с окружающими

Общается с крестьянами как с равными. С аристократами вступает в спор

Речь, лексика

Резкость в суждениях, нет иностранной речи

Мы встречаемся первый раз с Базаровым во второй главе.

Первая встреча с Николаем Петровичем и Павлом Петровичем.

1. Чтение эпизодов (с. 62, 64, 70).

Работа над следующими вопросами:

  1. Что особенно автор выделил в портрете Базарова?
  2. Что дает портрет для понимания характера этого человека?
  3. Как представляется Базаров? Почему?
  4. Чем занимается Базаров?
  5. Как встретили Базарова Николай Петрович и Павел Петрович?
  1. Идеологический конфликт
  1. Спор об аристократии. Павел Петрович в аристократах видит основную общественную силу, когда-то она Англии дала свободу. Базаров - от аристократов нет никому никакой пользы, их основное занятие - ничегонеделание
  2. Спор о принципах нигилистов. Базаров – “…в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем”. Строить на разрушенном листе он не считает своим делом.Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение “всего” в обществе.
  3. С пор о русском народе. По мнению Павла Петровича, русский народ - патриархальный, ценит предания, не может жить без религии. Базаров видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Он видит необразованность, суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.
  4. Расхождение во взглядах на искусство и природу. Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: “Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его”. Его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. “Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта”. В природе видит только источник и поле человеческой деятельности. “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Противником в этом споре становится Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

Работа над следующими вопросами:

  1. Каковы ваши первые впечатления об Одинцовой?
  2. Как отнеслись к ней Базаров и Аркадий?
  3. Кто же такая Одинцова?
  4. Любовь к Одинцовой.

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего. Она - “герцогиня”, он - “лекарь”; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, - неравнодушный и страстный. В нём происходит что-то не базаровское: “что-то другое..., чего он никак не допускал”. Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве. Обновленного Базарова мы встречаем в сцене с родителями.

Работа над следующими вопросами:

  1. Как относятся к Евгению его отец и мать и как их чувства переданы автором?
  2. Как же Евгений Базаров относится к своим родителям?
  1. Отношение к родителям.

Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его “Енюшкой”; “…от волнения она пошатнулась…”; “…старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего…”. Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: “Люблю, Аркадий!”

  1. Смерть Базарова

Базаров умирает от случайного пореза пальца. Перед смертью к нему приехала Одинцова, привезла доктора, но помочь больному уже было невозможно.

Работа над следующими вопросами:

  1. Какое чувство вызывает эта сцена? Почему же умер Базаров?
  2. Остаётся ли он нигилистом?
  1. Итог урока

Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность. Смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить. Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую - базаровскую судьбу.

Домашнее задание

Подготовиться к анализу образов главных героев.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: «Отцы» и «дети» в романе

Цели: рассмотреть оба аспекта проблемы «отцов» и «детей» и определить, какой из двух для Тургенева важнее; научиться анализу произведения; развивать монологическую речь у учащихся.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Беседа по теме урока

Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей». (У Базарова «обнаженная красная рука», которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича «красивая рука с длинными розовыми ногтями», которую он не только не подал Базарову, но спрятал обратно в карман. Петр «в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича». Прокофьич «подошел к ручке к Аркадию». Таким образом, рука - показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а конфликт «отцов» и «детей» существует даже в среде слуг.)
- Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в X главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы? (Они спорят о значении дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти.) Итоги спора о «принсипах»:

Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения? Старались ли они понять друг друга? (Позиции Базарова и Кирсанова - крайности. Им не хватило: одному - чувства почтения «сына», другому - любви и понимания «отца». Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети. Начиная с ХIII главы автор снимает внешнее противостояние, антитеза переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.)
- Проследите по тексту II, III, VI, VII, IX, X, XXV, XXVI, XXVIII глав, как меняется отношение Аркадия к нигилизму. Найдите авторское отношение к нигилизму Базарова (гл. XI). О чем говорят слова Писарева: «Аркадий... хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он - сам по себе, а идеи - сами по себе, болтаются как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка»? (Увлечение Аркадия нигилизмом - это дань моде, времени.

Он подражает Базарову, что вызывает иронию автора.)
- Анализируя лексику XII и XIII глав, покажите авторское отношение к героям, которые считают себя учениками Базарова. Почему они изображены карикатурно? Какова их композиционная роль в романе? (Кукшина и Ситников нужны как фон, на котором раскрывается образ Базарова. Карикатурность, неестественность мнимых нигилистов оттеняют силу и мощь Базарова.)
- Охарактеризуйте взаимоотношения Базарова с родителями. Какова идейно-композиционная роль образов стариков Базаровых для понимания характера главного героя? (У Базарова нет близости с родителями, хотя он их любит и жалеет. Герой сознательно отказывается от семейных традиций, преемственности поколений, отрицает авторитеты, считает, что сам себя воспитал. Это герой времени, без прошлого и, как ни печально, без будущего.)
- Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова? (Павел Петрович уважает традиции, но отказывается от изменений в жизни. Это герой без будущего, у него все в прошлом. Он, как и Базаров, самолюбив, не поддается влиянию, одинок. Оба героя нежизненны. Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом. Должно быть так: и отцы, и дети. Жизненными остаются Аркадий и Николай Петрович, потому что один стремится забрать все лучшее от «отцов», а другой постоянно держит в памяти прошлое и пытается понять будущее. Эти герои создают семьи, т. е. продолжают род, имеют будущее.)


II. Итог урока.

  1. Слово учителя.

В раскрытии социального аспекта конфликта романа Базаров остается один, один и Павел Петрович, так как Николай Петрович в спор почти не вступает. Если говорить об общечеловеческом, семейном значении заглавия, то в системе образов обнаруживается противостояние семьи Кирсановых и семьи Базаровых. Первая продолжает жить, а вторая постепенно уходит. Дети - это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого. Для Тургенева важнее семейные отношения, построенные по законам понимания, уважения. Только в семье передаются традиции из поколения в поколение. Человек, лишенный этого, не способен понять других. Базаров и Павел Петрович одиноки, а Аркадий и Николай Петрович близки друг другу, у них семьи, их жизнь продолжается.

Домашнее задание

Выписать цитаты, объясняющие отношение главных героев к любви.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Любовь в романе «Отцы и дети»

Цели: рассмотреть четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают выписанные цитаты из текста романа.

  1. Работа по теме урока
  1. Групповая работа с карточками.

Группа 1. Павел Петрович и княгиня Р.
1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р.
2. Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини Р. раскрывает характер Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?
3. Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.
Вывод. Эта любовь - любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, после смерти княгини он уже не мог жить по-прежнему. Эта любовь не принесла людям ничего, кроме муки.
Группа 2. Николай Петрович и Фенечка.
1. Расскажите историю Фенечки, выделите основные черты этой героини. Какова композиционная роль этого образа?
2. Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича.
3. Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какую роль играют любовные истории братьев в понимании образа Базарова?
Вывод. Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки - это прежде всего семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.
Группы 3 и 4. Базаров и Одинцова.
1. Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.
2. Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение. Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.
3. Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова. Почему не могла «состояться» любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?
4. Сравните две сцены объяснения Базарова - поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое «вливается в душу и заставляет ее трепетать»? Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. «Растоптала» ли любовь Базарова?
5. Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича?
6. Какова идейно-композиционная роль образа Фенечки для понимания характеров Базарова и Павла Петровича?
Вывод. Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объяснения он с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.
Группа 5. Аркадий и Катя.
1. Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана влюбленность Аркадия в Анну Сергеевну?
2. Докажите текстом, что Аркадий меняется («возвращается» к себе истинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI).
3. Какова идейно-композиционная роль образа Кати?
Вывод. Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви отец и сын похожи.

  1. Итог урока.
  1. Слово учителя

Четыре любовные истории помогают глубже увидеть характер героев и отношение к ним автора. К тому же они тоже раскрывают проблему «отцов» и «детей», сближая Аркадия с отцом, а Базарова с Павлом Петровичем. Автор показывает сурового нигилиста Базарова человеком, умеющим любить. Здесь борются герой (тип) и человек. И побеждает человек, перешагивая через ограниченный нигилизм, так как нигилизм - это порождение разума, а любить можно только сердцем.

Домашнее задание

Ответить на вопросы

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Смерть Базарова.

"Умереть так, как умер Базаров, -
все равно, что сделать великий подвиг" .

Писарев.

Цели: проверить и закрепить знания; подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя; развивать устный речь.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания
  2. Вступительная беседа

Последние страницы романа, посвященные смерти главного героя - самые важные. По словам Д. И. Писарева: "Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное".

Тургенев вспоминает: "Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие".

  1. Анализ сцены смерти

Приступая к анализу образа Базарова в финальной сцене, следует разобраться в трех вопросах:

  1. Почему Тургенев так заканчивает жизнь Базарова? ("фигура... обреченная на погибель"). Здесь уместно вспомнить взгляды Тургенева на природу и взаимоотношения человека и природы, а также его отношение к революции, к революционному разрушению и насилию.
  2. Как писатель показывает героя в момент смерти? "Когда я писал заключительные строки "Отцов и детей", я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись", - писал автор. В последних сценах Тургенев любит Базарова и показывает его достойным восхищения.
  3. Как Тургенев приводит своего героя к смерти?

Обратимся к последним станицам романа. Какое чувство вызывают последние станицы романа?

Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг?

(В это момент проявились сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения).

Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

(Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя).

Какова причина смерти и ее символический смысл? Как ведет себя Базаров? Почему скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?

Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам? (Перед лицом смерти исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира .)

  1. Итог урока

В чем символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?

Домашнее задание

  1. Ответить на вопрос: Почему роман заканчивается смертью главного героя?

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Подготовка к домашнему сочинению. Выбор темы

Цель: предложить учащимся несколько тем для написания сочинения и помочь в ыборе и составлении плана.

Ход урока

  1. Выбор темы сочинения
  1. Отцы и дети в изображении И.С. Тургенева (По роману «Отцы и дети»).
  2. Система взглядов «новых» людей в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
  3. Столкновение Базарова с собственной теорией.
  4. «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова).
  5. Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?

Примерные темы:

  1. Обсуждение темы «Отцы и дети в изображении И.С. Тургенева».

1.Составление примерного плана:

1. Время создания романа «Отцы и дети»

2. Столкновение представителей отцов и детей.

3. Устарела ли проблема отцов и детей сегодня?

  1. Обсуждение темы «Система взглядов «новых» людей в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
  1. Составление примерного плана:
  1. Основная проблематика романа.
  2. Тема «нового» человека – одна из главных в творчестве И.С. Тургенева.
  3. В чем автор видит суть взглядов «новых» людей.
  4. Причина несостоятельности взглядов героя.
  1. Обсуждение темы «Столкновение Базарова с собственной теорией».
  1. Составление плана:
  1. Конфликт отцов и детей как основа романа.
  2. Образ Базарова в романе «Отцы и дети».
  3. В чем суть столкновения Базарова с самим собой.
  4. Восприятие романа критикой.

Домашнее задание

Написать сочинение по выбранной теме




 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS