Главная - Ребенок
Культурные традиции башкирского народа. Семейные традиции и быт башкир

"После зарождения мира расселились люди в разных местах и стали жить-поживать. Каждому народу был дан свой определенный язык, своя одежда..." - гласит одно из башкирских преданий. Но ведь на самом деле национальный костюм башкир не просто данность, а воплощение многовековой истории и традиций, отражение образа жизни и характера народа .

Башкирский костюм является ярким примером того, как проявляются различия в одежде разных регионов одной страны. Северная Башкирия первой начала переход к оседлому образу жизни. Здесь население занималось изготовлением тонкой пряжи из растительных волокон (конопли, льна), развивалось узорное ткачество. В южных районах выделывали грубое и тонкое сукно, катали обувь и валяли головные уборы, сохраняя навыки скотоводческого хозяйства.

Выделяют целых семь вариаций традиционного наряда: у северо-западных башкир, северо-восточных, юго-западных, юго-восточных, центральных, восточных и башкир самаро-иргизских поселений. В каждой вариации есть элемент, характерный только для этого региона.

Головные уборы

Головной убор играл особую роль в костюме. Он свидетельствовал о материальном и семейном положении человека, а нашитые на него монеты, камни и другие предметы служили оберегом.

Женские головные уборы отличались особым разнообразием и наиболее ярко отражали этнический колорит. В южных районах замужние женщины носили кашмау - шапочку с отверстием на макушке, украшенную кораллами, монетами и подвесками. На спину от кашмау спускалась длинная лента - койрок (в переводе "хвост"), расшитая бисером, с бахромой на конце. Только состоятельные семьи могли позволить себе такой шикарный головной убор.

Замужние женщины восточного Зауралья наряжались в башкейем (он же кэлэпуш). Этот головной убор представлял собой высокую округлую шапочку, к которой прикреплялась накидка, закрывающая затылок, уши и плечи. Башкейем, как и кашмау, украшался монетами и кораллами, впереди у него была сеточка, спадающая на глаза.

В северных деревнях можно было встретить такыя - полусферические шапочки, расшитые монетами и бляхами, с бахромой из бисера.

Башкирские девушки до вступления в брачный возраст (до 10-11 лет) ходили с непокрытой головой. Затем они надевали платки или шапочки наподобие тюбетейки.

В северной Башкирии взрослые девушки и молодые женщины носили так называемые колпачки, или бэлэкэй калпак. Изготавливали их из бересты, луба, картона или кожи, затем обтягивали тканью, расшивали бисером, жемчугом, металлической нитью, а также монетками и подвесками. У висков пришивали кисточки. Колпачок закреплялся на темени с помощью шнурков, его носили чуть сдвинутым набок и покрывали платком.

Одним из таких платков был кушъяулык - головной убор молодых жен северо-восточных и зауральских башкир. Он отличался большими размерами и украшался монетами по краю около лица. На лоб под кушъяулык повязывался баш бэйзэмэс - маленький ситцевый платок.

Другой вид головного убора-покрывала - тастар. Его повязывали пожилые женщины.

Меховые шапки женщины носили поверх платка или тастара, накидывая сверху шелковую или кашемировую шаль. Девушки платок под шапку не надевали. А на северо-востоке Башкирии пожилые женщины носили под платком стеганую ватную шапочку тупый.

Мужские головные уборы не так многочисленны. Повседневной была тюбетейка, а в скотоводческих районах - меховая шапка.

По мусульманским обычаям мужчине не следовало появляться на людях с непокрытой головой, поэтому тюбетейку мальчики начинали носить еще в раннем детстве. Пожилые мужчины отдавали предпочтение головным уборам черного цвета, а молодые - светлого. Праздничные тюбетейки молодых обшивались бисером и галуном.

Меховые шапки имели вытянутую форму, покрывались сверху бархатом или сукном. У южных и восточных башкир традиционным головным убором был малахай. По спине от него спускался кусок ткани, который защищал шею и верхнюю часть туловища от ветра.

Другой головной убор, чалма, стал для башкир атрибутом мусульманской веры.

Женский костюм

Национальный костюм башкирских женщин формировался на протяжении многих веков и продолжает формироваться до сих пор. Его отделка, как и любого элемента женского костюма, отличалась богатством и роскошью.

Основу составляло платье кулдэк с оборками, украшенное вышивкой. В начале ХХ века на кулдэке появляются манжеты и защипы на груди. Особенностью таких платьев были широкие проймы, большие квадратные ластовицы и отложной воротник. Вырез на груди стягивался шнурком.

Поверх выреза женщины носили нагрудники (селтэр, яра), служившие защитой от проникновения злых духов. В зависимости от местности форма нагрудника могла быть разной: треугольной или округлой, короткой или длинной.

Под платье надевали шаровары (ыштан), а сверху - расшитый позументом и серебряными монетами приталенный камзол. Отделывали его по-разному, в зависимости от региона.

В северных районах был распространен фартук (алъяпкыс). Изначально его носили во время выполнения работы по дому, но позже он стал нарядным элементом национального костюма.

Распашные халаты бишмэты (на севере) и елэны (на юге) выполнялись из однотонного сукна и украшались монетами, позументом и аппликациями, позже - эполетами. Елэн и бишмэт похожи по крою, но елэн более длинный и расклешенный по подолу.

На ногах женщины носили башмаки (ката, башмак). Они украшались цветной строчкой и кисточками. В южных и юго-восточных районах кожаные сапоги итек носили и мужчины, и женщины. Распространенной была обувь с суконным орнаментированным голенищем – сарык. Летом все башкиры обували лапти (сабата). Обязательным элементом были чулки. Их изготавливали из войлока, сукна, шерсти, праздничные расшивали красными узорами и аппликациями.

Мужской костюм

Мужской костюм, как и головные уборы, отличался от женского меньшим разнообразием и сдержанностью. Он состоял из свободной туникообразной рубахи, нешироких штанов, поверх которых надевали камзол или легкий халат. На юге Урала рубахи шили без воротника, а от горловины по косой спускался разрез, который скреплялся шнурком. В северных районах у рубах был отложной воротничок и разрез был прямым.

Верхней одеждой служили суконные чекмени, халаты темного цвета, отделанные позументом, и расклешенные кафтаны кэзэки со стоячим воротником и глухой застежкой. Малообеспеченные башкиры носили халаты из домотканых материалов.

Зимой мужчины надевали овчинные шубы (билле тун) и тулупы (тире тун).

Исключительно мужской деталью костюма был пояс. Их было несколько видов: шерстяные, ременные, матерчатые или кушаки с пряжками. Справа всегда привешивали прямоугольную кожаную суму каптыргу или калту, а слева – ножны.

Как и женщины, мужчины могли носить чулки, либо выбирали портянки. Обувью служили сапоги итек, сарык с суконным голенищем, башмаки ката. В торжественных случаях обували сапожки ичиги, а поверх них – калоши. Это считалось особенностью башкир. При входе в помещение калоши оставляли у порога.

Список использованной литературы:

Камалиева А. С. "Башкирский костюм. Технология. Конструкция. Декор". – Уфа: Китап, 2012. – 212 с.
Руденко С.И. "Башкиры" - Уфа: Китап, 2006. – 376 с.
Шитова С.Н. "Башкирская народная одежда". - Уфа: Китап, 1995. – 248 с.

Изучение народных костюмов — это очень интересный и познавательный процесс со множеством удивительных открытий. Такие куклы в башкирских национальных костюмах можно слепить из обычного пластилина, используя для основы пластиковую бутылку. Создавая такие поделки вместе с детьми, вы приобщаете их к народным традициям через знакомство с куклами, воспитываете любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций, а также приучаете к бережному отношению к предметам своего труда.

Создание кукол в национальных костюмах нередко становится единственным способом ознакомления с культурой своего народа, так как осознанное изучение народного наследия зачастую невозможно в силу дефицита времени, занятости и других причин.

Традиционный башкирский национальный костюм не повторяет одежду ни одного другого народа и он очень богат декоративными элементами.

Куклы в башкирских национальных костюмах

Это более осовремененный женский костюм, в каких танцуют знаменитые «Семь девушек».

Главный элемент башкирского костюма, представленного на кукле, это камзол. Прежде всего следует отметить оригинальность формы камзола – спереди безрукавка прямого силуэта, сзади – полуприлегающего, со значительным расширением по низу.

Расшитый елян — разновидность длиннополого пальто из сукна, кожи, войлока, меха, овчины. Чем больше одежды, тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей.

Мужской елян для лета кроили из тёмных хлопчатых тканей, праздничный — из бархата, белого атласа, шёлка.

Национальный костюм башкир, даже будничный, всегда наряден. Его украшали не только вышивками и аппликациями, но и монетками, кораллами. Женский национальный костюм башкир требовал от швеи большого умения, терпения и усидчивости.

Для головного убора использовался мех куницы, выдры, бобра и других животных.

Этапы изготовления кукол

Вот такие у нас получились!


7 класс, МОУ СОШ №65, г. Челябинск.
Руководитель: Шкерина С.В., учитель географии

Башкирские племена начинают формироваться в Приуралье, в IX-X веках смешиваются с населением Южного Урала (финно-угорские, сарматские племена). Башкиры расселились по южным отрогам Уральского хребта, в степном Зауралье.

Основу женского костюма составлял набор вещей из платья, нагрудной повязки, штанов. Сверху надевали камзол и фартук. Раньше платья были более объёмными: с широким станом, просторными, до кисти, рукавами, с длинным, почти до земли, подолом. Одежду украшали вышивкой и аппликацией. Но ближе к нашему времени платья молодых женщин стали более короткими, подол приоткрыл узорную обувь. Повседневный костюм дополнил фартук с грудкой, украшенный вышивкой, аппликацией.

Вышитый фартук хорошо сочетался с ярким головным покрывалом и нарядной обувью, его носили не только в будни, но и в праздники. И всё же, из-за непривычного покроя, «широкие в плечах» передники в состав обрядовой одежды не вошли.

Обязательной домашней и выходной одеждой башкирских женщин являлась приталенная длинная, до бёдер, безрукавка – камзол. В старину камзолы были закрытыми; с односторонней глухой застёжкой на навесные петли. Их украшали узкой лентой в край, иногда над лентой пришивали одиночные монеты. Современные укороченные безрукавки с открытым воротом стали распространённой модой лишь во второй трети ХХ века.

На камзолы шёл синий, зелёный, вишнёвый бархат, чёрный или цветной атлас. Их шили на подкладке, подчёркивая приталенный, расклешённый в полах силуэт. Молодые женщины на грудку, полы и по краю подола нашивали большое количество монет, группируя их по две, три или располагая рядами. На камзолах пожилых женщин монет было меньше – в основном на грудке и спереди на полах.

Возрастную и социальную градацию подчеркивали головной убор и украшения. Вместе с тем следует заметить, что не было резкой смены головного убора. Существовали обычаи, в связи с которыми решался вопрос о внесении в одежду определённых изменений в том или ином возрасте.

В прошлом большой отрезок жизненного пути – от перехода в дом мужа и до повзросления детей – женщина находилась под покрывалом кушъяулык. Позже этот срок сократился до одного-двух лет, затем – нескольких месяцев.

Как бы то ни было, в ХХ веке кушъяулык стал наиболее выразительным предметом сохранившегося костюма. Его декоративное оформление, глубоко традиционное в основе, получило дальнейшее художественное развитие. Покрывало кушъяулык состоит из сдвоенных фабричных платков. Яркими были уже фабричные платки с крупным цветочным орнаментом на красном фоне. Необычна была манера ношения покрывала: наброшенное на лицо широкой стороной, оно закрывало голову, плечи, фигуру. Лицо обрамляла прикреплённая к кромке вышитая полоса ткани, около 5-7 см шириной. На ней могла быть геометрическая гладь с плотным заполнением или тамбурная вышивка в виде извилистых линий и завитков. В орнамент вводились бисеринки, блёстки, мелкие монетки. Над головой платок имел подкладку. Удерживалось покрывало с помощью подбородника.

В наборе украшений главными являлись нагрудник и наспинник. Вначале нагрудник считали оберегом, но из-за утраты традиции он стал просто украшением. Нагрудник закрывал грудь и спускался ниже талии. Он удерживался с помощью ошейника и широкого пояса. Трапециевидная простёганная на подкладке основа была покрыта украшениями. На нагрудниках можно было увидеть кораллы, монеты и штампованные узорные жетоны.

Мужской костюм, по сравнению с женским, был более сдержан в красках. У мужчин существовала своего рода «униформа»: казакин определял костюм людей молодого и среднего возраста. Это была строгая одежда, слегка расклешённая в полах, со стоячим воротником и односторонней глухой застёжкой, длиной до колен или чуть выше, с узким длинным рукавом. Казакин был общепризнанной одеждой, его надевали и подростки. У некоторых молодых юношей на верхнем поле на уровне груди выделялся светлый квадрат – это знак того, что он стал женихом. Обычно верхнюю мужскую одежду ничем не украшали.

В группу основных головных уборов входили тюбетейка и шапка. Тюбетейку надевали уже на мальчиков; она становилась повседневным убором на протяжении всей жизни. Многие мужчины молодые и средних лет носили тюбетейки из цветной ткани. Пожилые носили тёмные тюбетейки.

В процессе работы я узнала, как выглядел женский и мужской костюм в середине ХХ века. Изучила отдельные элементы костюма. Выяснила, что для башкирского костюма характерны красный, синий, зелёный цвета, вышивка в виде зигзага или волны, украшения из монет и жетонов. Для себя я узнала много нового из истории башкирского народа.

БАШКИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Костюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зелёным и желтым, реже использовался синий цвет. В старинной белой одежде красной была отделка – вышивка или аппликация. Для верхней одежды, особенно пожилых, употреблялись чёрные ткани.

Нательное белье, рубахи, штаны вплоть до первых десятилетий ХХ века шили из домашнего полотна, изготовлявшегося из крапивы или конопли, реже льна. Замена домотканого полотна фабричным у кочевых народов происходила быстрее, чем у оседлых.

Мужская повседневная одежда башкир состояла из рубахи, штанов с широким шагом, лёгких халатов и тулупов из овчины.


Основу башкирского женского костюма составляет платье-кулмек из домотканой ткани. Покрой платья был туникообразным. Когда появились фабричные ткани, платья стали отрезными по талии, использовались оборки, манжеты, отложные воротники. Под платьем носили шаровары тюркского покроя – ыштан. Фартук (алъяпкыс) имел не только хозяйственное значение, а превращался в нарядный элемент костюма, который украшали вышивкой. В качестве верхней одежды башкирки носили легкий тёмный халат – елян или цветной чекмень, отделанные позументом, вышивкой, монетами.

Из кожи башкиры изготавливали сапоги (ситэк) и башмаки. Особенно была популярна обувь с суконным голенищем – сарык. Их подошва вырезалась из сыромятной кожи, к кожаному низу пришивали прямое и широкое голенище, украшенное орнаментом или вышивкой.

Настоящим произведением искусства является головной убор замужних женщин – кашмау. Он состоял из плотно охватывающей голову, сплошь покрытой кораллами и монетами шапочки-шлема с отверстием на макушке. Кашмау украшали монетами и подвесками, которые доходили до бровей и закрывали часть лица женщины. На спину халата от кашмау спускалась неширокая, но длинная лопасть, вышитая цветными бусинками, бисером. Лопасть должна была закрывать волосы женщины. Уникальным головным убором зауральских башкирок была шапочка-кэлэпуш, расшитая монетами; наплечная накидка украшалась серебром и кораллами. Молодые женщины-башкирки носили яркие головные покрывала (кушъяулык). Мужскими головными уборами были тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шапки из ценных мехов – камсак бурек. В декоративном оформлении костюма разных башкирских родов есть общие черты. Башкирский орнамент включал в себя знаки – обереги, с помощью которых человек стремился оградить себя от злых духов. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде: край одежды, края рукавов, разрезы, подол, вырез, застёжки. Шумящие подвески также использовались для отпугивания злых духов. Впоследствии у мусульманских народов подвески сохранились только в женской одежде (предупреждение о приходе «сосуда греха»).

В украшении костюма использовались кораллы, бусины, цветное стекло и полудрагоценные камни в оправе, раковины, перламутровые пуговицы, серебряные кружки и монеты. В основе этой традиции лежали древние представления людей, согласно которым кораллам, сердолику, бирюзе, перламутру, звону серебра приписывалась особая очистительная, отгоняющая злых духов сила.

Из кораллов, бусин, монет, раковин башкирские мастерицы делали ожерелья, нагрудные и наспинные украшения, косоплётки.

Селтэр – нагрудное женское украшение. «Селтэр» означает «кружево», «сетка». Это украшение представляло из себя плетённую из коралловых нитей сетку, которую украшали монетами. Сакал – женский нагрудник, имел мягкую полуовальную форму. Его главным украшением являлись художественно расположенные узорчатые бляхи, полудрагоценные камни в серебряной оправе.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока

  • познакомить учащихся с орнаментами башкирского костюма
  • показать связь художественной деятельности с реальной жизнью, с природными аналогами
  • повышать уровень вербально-моторной памяти (по словесной инструкции)
  • познакомить со свойствами фломастера, с искусством изготовления одежды; наглядно-действенного мышления (работа по наглядному образцу).
  • развивать наблюдательность, любознательность.
  • укреплять любовь к красоте родного края, интерес к искусству, к изучаемой теме.

Оборудование урока:

  • компьютер, мультимедийная презентация;

Для учащихся:

  • карточки с заданиями
  • заготовки бумажных фартуков
  • буклеты "Помощник"
  • фломастеры

План урока

1. Организационный момент (направлен на эмоциональный настрой учащихся)

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Проверка рабочих мест.

Отгадывание загадок.

4. Вводная беседа о фломастерах.

а) Упражнение для кисти рук.

б) Показ узора с названием каждого.

5. Физминутка

6. Объяснение учебного материала.

Беседа о башкирском костюме.

Показ одежды башкир.

"Найди ошибки художника".

7. Физминутка

8. Показ узоров на фартучках.

9. Самостоятельная работа учеников

10. Подведение итогов. Анализ детских работ. Выставка детских работ. Самооценка.

11. Домашнее задание.

Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент, постановка задач.

Приветствие, психологическая подготовка учащихся к уроку. Слайд 2.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".

2. Сообщение темы и целей урока.

У. - Сегодня мы продолжим работу по главе "Композиция в декоративных работах".

У. - Что мы уже научились делать на прошлом уроке?

Д. - Мы научились раскрашивать пластилиновые игрушки, барышень, дымковской росписью.

У. - А сегодня мы будем говорить о башкирском национальном костюме. Наша задача познакомиться с элементами башкирского орнамента и научиться расписывать фартучки, тем самым увидеть связь художественной деятельности, с реальной жизнью. Для этого нам на уроке будут нужны помощники. Кто же они?

3. Проверка рабочих мест.

Отгадывание загадок. Пословица "Знаешь говори - не знаешь слушай". Слайд 3.

Я друзья, приятель ваш простой проворный. . . . .
В альбомах галочек ряды - мои упорные труды.
Чем вы со мной дружнее, тем палочки ровнее.

Д. - карандаш

Чумазенькая спинка,
И совесть у меня чиста -
Помарку стерла я с листа.

Д. - ластик

Почему из-под нее
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет -
Вот она его и точит.

Д. - точилка

У тебя своя кроватка,
Где ты выспался в тиши.
А в пенале дремлют сладко
Ручки и карандаши
Наработаются слишком,
Залезают спать под крышку.

Д. - пенал

4. Вводная беседа о фломастерах.

У. - А еще нам на уроке понадобится вот что.

Рядом с нами приземлился космический корабль. Слайд 5.

Вы забыли! Это портфель! Сегодня из космического корабля появятся заморские гости в прозрачных автомашинах. Смотрите какой автомобиль у наших гостей. Он по парте не хочет ездить, он летает. А вот я вижу: гости летят на свои посадочные полосы. Не забыли, где на прошлом уроке припарковался пенал-автомобиль?

Д. - Нет. На верхней части парты.

У. - Правильно, а середина оставлена для альбома. Вот заморские гости уже приземлились. Давайте рассмотрим их через прозрачные стены. Да! Они одеты намного ярче братьев карандашиков. да и в шапочках! Им наверно. холодно! Как вы думаете для чего эти шапочки?

Д. - Для того чтобы они не высохли.

У. - А как их зовут?

Правильно, мы - фломастеры. Здравствуйте! Мы гости издалека. Нас придумали много веков назад в одной из стран Африки. На другом материке, за морями, за горами, ну прямо как в сказке.

А пишем мы не грифелем, как карандаши, а специальной краской, которая очень плохо смывается с рук, и стереть нас почти невозможно. В докторах мы не нуждаемся, только боимся воздуха- высыхаем! Мы тоже художники и рисуем по бумаге ну очень ярко. Попробуйте нас в работе.

У. - Погоди, Фломастер, надо еще решить, что мы сегодня будем рисовать. стирать тебя нельзя, значит, надо очень хорошо подумать, чтобы не ошибиться. Для разминки мы сделаем необычную зарядку для рук.

а) Упражнение для кисти рук.

У. - У вас на партах лежат карточки с узором. Каждый узор нарисован в клеточках. Постарайтесь нарисовать, продолжить этот узор. Каждый из этих узоров имеют названия.

б) Показ узора с названием каждого. Слайд 6-7.

Птичьи головки. Солярный знак. Цветок. Рак. Рога барана. Крестообразный. Пояс из треугольников. Ёлочка. Гусиные лапки. Гребенка.

(дети продолжают рисовать в карточках.)

У. - Что же за орнамент мы учились с вами рисовать?

Д. - башкирские орнаменты

Правильно это элементы башкирского орнамента. И сегодня мы будем расписывать фартучки башкирским орнаментом.

5. Физкультминутка.

Для кистей рук. Слайд 8.

(руки на локти, кулачки сжаты)
Наши нежные цветочки
Распускают лепесточки
(раскрыть пальчики)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(шевелить пальчиками)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
(пальцы сжать в кулачки)
Головой качают
(вращение кистями рук)
Тихо засыпают.

6. Объяснение учебного материала.

Беседа о башкирском костюме. Слайд 9.

У. - Ребята, еще на первом уроке мы говорили, что все придуманное и созданное человеком называется культурой. Жилье, одежда, посуда и многое другое были созданы благодаря фантазии и труду человека. Но это не все. В любые времена человек стремился к красоте. Строя себе жилье, человек старался сделать его красивым и снаружи и внутри. Создавая одежду, человек заботился о том, чтобы она была не только удобной, но и красивой, нарядной. Люди стали носить одежду еще в глубокой древности. В течении многих лет одежда постоянно менялась. И это не удивительно, ведь вместе со временем менялись условия жизни, представления людей о красоте. Но во все времена у любого народа была своя национальная одежда.

Башкирский национальный костюм - это настоящее произведение искусства. В давние времена каждая башкирская женщина была мастерицей в изготовлении одежды. Свое искусство она передавала дочерям, и так - из поколения в поколение. Материалы для одежды тоже изготовляли сами:

выделывали сукно, кожу, мех. Из волокон крапивы и конопли ткали материю.

Вспомните в какой сказке девочка по имени Элиза из волокон крапивы, должна была плести рубашки для 12 братьев.

Д. - Элиза плела рубашки для братьев из волокон крапивы, в сказке Г.Х.Андерсена "Дикие лебеди"

У. - Правильно в сказке "Дикие лебеди" Г Х. Андерсена.

Также для изготовления одежды использовали шелк и бархат. Украшали одежду вышивкой, аппликацией, монетами и металлическими подвесками, цветными камнями и бисером. Женщина должна быть красивой в любой обстановке. Поэтому не только праздничная, но и повседневная одежда выглядела очень нарядной.

Показ одежды башкир. Слайд 10.

У. - Давайте рассмотрим башкирский женский костюм. Он состоит из длинного (до щиколотки) платья с закрытым воротничком и длинным рукавом. Платье украшали атласными лентами, узорной аппликацией, вышивкой.

На платье одевалась нагрудная повязка, расшитая монетами и бисером. Поверх платья носили кафтан, который называли ЕЛЯН или приталенную безрукавку - КАМЗУЛ.

На ноги в любое время года надевали одну и туже обувь - кожаные башмаки или сапожки с суконными голенищами, которые называются САРЫК. Посмотрите, как они украшены. Вокруг задника нашивали разноцветное сукно на черном, желтом или зеленом фоне.

Наряд дополнял головной убор. Башкирские женщины носили платок - светлый, красный или в мелкий цветочек. Очень красиво выглядела облегающая шапочка из плотной красной ткани с круглым отверстием на макушке. Она называется КАШМАУ.

По украшению головного убора можно было узнать о семейном положении человека и его возрасте.

Позаботились и о прическе. Девочки и девушки заплетали волосы в одну косу, а взрослые женщины - в две. В косы вплетали длинные шнуры с монетами на концах.

Рассмотрим мужской башкирский костюм. Слайд 11.

Он состоит из рубахи и штанов. Поверх рубахи надевалась короткая безрукавка, называется КАМЗУЛ или кафтан - КАЗАКЕЙ или ЕЛЯН. Пожилые мужчины носили широкие и длинные синие, зелёные и красные халаты - БЕШМЕТЫ. На голове носили тюбетейки и круглые меховые шапки - БУРЕК. Их шили на бараньем меху и обшивали мехом бобра или лисицы. Мужчинам запрещалось ходить с непокрытой головой, поэтому головные уборы носили в любую погоду.

На ноги, как и женщины надевали кожаные башмаки или сапоги. Высокие сапоги называют ИЧИГИ. А сапоги САРЫК вам уже знакомы. Верхней одеждой служил ЧЕКМЕНЬ. Он обязательно подпоясывался.

Ребята, вам понравились эти костюмы?

Д. - Да, костюмы и женский и мужской очень красивые.

"Найди ошибки художника". Слайд 12.

У. - Вы внимательно рассмотрели башкирский женский и мужской костюм. Теперь посмотрите на слайд, все ли правильно нарисовал художник?

Д. - Платок завязывался не так и он был больше; вместо бус нужно нарисовать нагрудную повязку. Кафтан или елян к низу был шире; волосы должны быть заплетены в косу с длинным шнуром, на конце которого монетки. И вместо туфель кожаные башмаки или сапожки (сарык).

7. Физминутка. Слайд 13.

Все старались, рисовали
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки.
(поднимают руки потягиваются)
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас детей!
(дети машут руками: прогоняют тучку)
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло.
(дети поворачивают голову влево, вправо, вниз, вверх).

Дети выполняют физминутку.

8. Показ узоров на фартучках. Слайд 14.

У. - Каждая деталь башкирского национального костюма напоминает о красоте родного края. Костюм был отражением всей природы всего мира.

У. - Сегодня мы с вами будем расписывать фартуки.

А сначала рассмотрим элементы башкирского орнамента еще раз. Основные цвета - красный, желтый, синий, зеленый.

а) зарисовка пояса из треугольников. (красный цвет)

б) гусиные лапки по низу фартука. (зеленый)

в) в центре птичью головку, по краям цветочки. (синий) внутри закрасить желтым.

9. Самостоятельная работа учеников

У. - У вас на парте лежат бумажные фартучки разной формы. Вы должны проявить фантазию, все свое творчество, применяя башкирский орнамент. расписывать эти фартучки.

(Под башкирскую мелодию ученики раскрашивают фартучки)

Подведение итогов. Анализ детских работ. Выставка детских работ. Самооценка.

У. -Что нового узнали? Что понравилось?

Д. - Мы познакомились с орнаментами башкирского национального костюма, с историей изготовления одежды, красиво раскрасили фартучки. Отгадывали загадки. Понравилась башкирская мелодия.

У. - В заключении давайте отгадаем загадки об одежде. Слайд 15.

Два конца па плече полощутся,
два других по земле волочатся.

Д. - Это платок.

2. На спине узор, на ноги скор.

Д. - Сарык.

3. Похож на змею, обнимает талию твою.

Д. - Пояс, ремень

Домашнее задание. Слайд 16.

Раскрасить костюмы танцоров по заготовкам.

Детям раздаются буклеты "Памятка-помощник". Приложение 1.

Дети берут их для раскрашивания.

Окончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что знания вам так пригодились.

Башкирский традиционный костюм не повторяет одежду ни одного другого народа, хотя за долгое время своего развития впитал различные стили предшественников.

В башкирской традиционной одежде выделяют семь комплексов: северо - западный, северо - восточный, юго - западный, юго - восточный, центральный, восточный и самаро - иргизский. Первый комплекс охватывал западный Ик, междуречье западного Ика и Агидели, Агидели и Уфы, смежные с Башкортостаном районы современного Татарстана и Пермской области.

В любом костюмном комплексе есть элемент, характерный только для него. Для центрального комплекса таковым была ката с войлочными голенищами, для юго-восточного - кашмау, оригинальный головной убор, покрытый серебром и т.д.

Xарактерно широкое использование домашнего сукна, войлока, кож (для обуви), овчин, меха, а также покупных кустарных тканей; в меньшей мере употреблялся крапивный и конопляный холст. С переходом к оседлости домашние ткани из раститительных волокон при изготовлении одежды, особенно нательной (рубах, штанов), приобрели первенствующее значение.
Kостюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым, реже использовался синий цвет. В старинной белой одежде красной была отделка - вышивка или аппликация. Для верхней одежды, особенно пожилых, употреблялись черные ткани.


Мужская одежда состояла из широкой и длинной рубахи с прямым разрезом ворота, штанов с широкими шагом, легких прямоспинных и расклешенных халатов. камзолов и тулупов. Головные уборы у мужчин - тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, шляпы. Среди башкир, как и у других мусульманских народов бытовал мужской головной убор - чалма. Она была не повседневным головным убором. Ее носили в основном пожилые мужчины при посещении мечети и служители культа - муллы.


В прошлом были и другие головные уборы. Башкирских конников, участвовавших в Отечественной войне с французами в 1812 г., Западная Европа запомнила по их конусообразным островерхим шапкам с меховой оторочкой и т.д.

Традиционной женской одеждой были: платье с оборками, передник, камзол. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет (селтэр, hакал). Весьма разнообразными были головные уборы башкирок. Головной убор замужних женщин - кашмау - представлял чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами и с длинной лопастью, пришитой сзади к кашмау. Девичьим головным убором была такыя, шлемовидная шапочка, покрытая серебряными монетами и бахромой из нитей кораллов по краю. Башкирские девочки обычно, особенно летом, ходили с непокрытой головой, взрослые девушки и женщины всегда носили ситцевые платки.

Старинным головным убором был и кушъяулык - большой двойной платок, который носили молодые женщины. Пожилые башкирки носили тастар - головной убор типа полотенца длиной примерно 250 - 280 см и шириной 35 - 40 см. Им женщина обматывала себе голову, оставляя лицо открытым; вышитые концы его лежали: один на груди, другой также украшенный на спине. Поверх него носили меховые шапки. В женский костюм некогда входил и хараус - продолговатый лоскут холста с вышивкой. Истинное его назначение уже забыто. Полагают, что когда - то он был частью свадебного набора - подарка.Головные повязки с налобниками из бисера - сарават бытовали в прошлом у южных хантов (Народы Сибири. М.- Л., 1956. С. 589)

Обувью служили кожаные сапоги, башмаки, ичиги, бахилы, кое - где и лыковые лапти. Кожаные сапоги носили как мужчины, так и женщины. Их надевали с портянками, реже с вязанными шерстяными или суконными чулками. Довольно широко были распространены также низкая обувь из кожи вроде туфель - башмаки и сарыки. У последних головка была из кожи домашней выделки, верх - голенище из сукна. Сарыки носили и мужчины и женщины, в праздники и будни. Женские сарыки отличались от мужских тем, что их задники на белых суконных голенищах украшались узором, вырезанным из красного сукна. Лыковая обувь получила распространение у северо-западных башкир, в южной части Башкортостана ее носили в основном во время полевых работ. Известный русский историк Н.Костомаров относительно русской народной одежды писал, что она одинакова по покрою как у царей, так и у крестьян, отличия определялись лишь уровнем отделки. Перефразируя это высказывание, можно сказать, что традиционный мужской и женский костюм башкир по покрою и материалу одинаков, только женская одежда отличается богатством декоративной отделки.

Для создания одежды использовались многие декоративно - художественные приемы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирные изделия, нашивки из кораллов, бисера, серебра, теснение по коже. Одежду шили из клетчатой или полосатой пестроткани. Для изготовления праздничного костюма использовали узорную (браную) домотканину. Платья, рубахи, головные уборы, верхняя одежда, иногда и обувь украшались вышивкой. При этом использовали различные приемы: тамбурный шов, косую сетку, счетную гладь. Широко применялась аппликация. Этот способ декоративного оформления наиболее ярко проявился в украшении сарыков. В декорировании народной одежды использовались кораллы, бусы, серебряные монеты, цветные стекла, полудрагоценные камни, раковины и др. По древним представлениям людей украшениям и звону серебра приписывалась сила, которая способна отгонять злых духов. Монетами, серебром одежду орнаментировали многие народы Востока. И общим для них было то, что на костюме украшались разрезы, вырезы, подол, ворот, рукава, застежки, то есть уязвимые места, через которые могли проникнуть злые духи.

Мужской костюм при этом отделывался гораздо сдержаннее, чем женский. Национальный костюм башкир, несмотря на локальные варианты, представляет единый этнокультурный комплекс, имеющий местные особенности.

Башкирские украшения


Ассортимент башкирских ювелирных изделий широк, способы их отделки разнообразны.
Женский костюм дополняло множество украшений: массивные нагрудники, нагрудные перевязи, затылочные украшения, накосники. Их изготавливали, нашивая на тканевую основу кораллы, бусы, монеты, ювелирные подвески, цепочки, бубенчики, раковины-ужовки, перламутровые пластины и пуговицы.




Традиционным украшением были серебряные ювелирные изделия. Часть украшений носили постоянно, большинство сложных украшений было предназначено для торжественных случаев, праздников. В праздничных костюмах нагрудник сочетали с перевязью, ожерельем, бусами, наспинником.

Подбор материалов для украшений был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону - способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Не зря существовала пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть. Считалось, что кораллы обеспечивают плодовитость и богатство. Этот редкостный по красоте материал попадал на местные рынки с восточных базаров. По обычаю жених перед свадьбой должен был подарить невесте определенное количество кораллов для украшения еляна.
Из полудрагоценных камней наибольшее распространение получил сердолик. Его использовали в ожерельях, накосниках, вставляли в кольца и браслеты. Корни этой традиции связаны с Ближним Востоком и Средней Азией, где сердолик почитался как камень счастья.
Оберегом от дурного глаза являлись белые раковины-ужовки, или каури. Их добывали у берегов Индийского океана, а затем караванными торговыми путями доставляли в Европу и Азию.
На браслеты и серьги, перстни и кольца, различные (косные, шейные, нагрудные) подвески и застежки, пряжки и поясные накладки узоры наносились гравировкой, чеканкой, штампом, черчением. Довольно широко применялись скань, а также вставки из цветного камня, главным образом, из бирюзы и сердолика.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS