Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Ненецкие узоры и их названия. Презентация по краеведению ""язык" орнамента северных народов" |
«Теория большого взрыва» - Периодом Большого взрыва условно называют интервал времени от нуля до нескольких сот секунд. А.Гангнус. Теорию Большого взрыва предложили ученые Фридман и Леметр. Видимо такие комплексы были прообразом будущих клеток. Биохимическая эволюция. Теория большого взрыва. Пространство быстро расширилось, t разлетающихся частиц, обладающих высокой энергией начала снижаться. «Проблемы возникновения жизни на Земле» - Возникновение многоклеточных организмов. Теории происхождения жизни. Представления древних и средневековых философов. Истории представлений о возникновении жизни. Возникновение жизни на Земле. Возникновение первичных организмов. Работы Л.Пастера. Возраст Земли. Развитие жизни. Коацерватные капельки. «Теория жизни на Земле» - Следовательно, «большинство насекомых и червей не самозарождается». Теория панспермии. Опыты Ладзаро Спалланцани. Средние века. Теория стационарного состояния жизни. Опыты Франческо Реди. Теории возникновения жизни на Земле: Древний мир. В Вавилоне же люди верили, что черви появляются сами по себе в каналах. «Как появилась жизнь на Земле» - Черви не заводятся сами собой в гниющем мясе. Сформировать знания об основных гипотезах возникновения жизни на Земле. Жизнь возникала неоднократно в результате самозарождения. Так возник древний мир РНК. Что изображено на рисунке? Образование органических биополимеров – белков, нуклеиновых кислот, сложных углеводов. «Развитие представлений о жизни на Земле» - Проверим ваши знания. Разгадайте кроссворд. Жизнь на Земле. Способ существования белковых тел. Проблемные вопросы. Опыты. Готфрид Лейбниц. Ладзаро Спалланцани. Земная кора. Демокрит. Английский биолог. Антони ван Левенгук. Советский биохимик. Луи Пастер. Живое происходит только от живого. Божественное сотворение мира. «Гипотезы возникновения жизни» - Гипотеза пансмермии. Гипотеза биохимической эволюции, или «коацерватная гипотеза». Станционарное состояние. Гипотезы возникновения жизни: Первенство в образовании жизни А.И.Опарин отдавал белкам, а Дж.Холдейн – нуклеиновым кислотам. Теория опарина-холдина. Происхождения человека. Самопроизвольное зарождение. Всего в теме 22 презентации Дети и подростки нашего округа умеют ценить красоту природы северного края, в полной мере владеют декоративно-прикладным искусством коренных малочисленных народов Севера и хорошо ориентируются в национальных орнаментах. К такому выводу пришли организаторы первого зонального конкурса-фестиваля декоративно-прикладного творчества «Орнаменты Ямала», который проходил 4 и 5 ноября на базе детской художественной школы. Участниками мероприятия, которое проводилось в рамках реализации окружной целевой программы «Культура Ямала» и муниципальной целевой программы «Культура Муравленко», стали 53 учащихся отделений изобразительного искусства детских художественных школ и школ искусств из Нового Уренгоя, Ноябрьска, Муравленко и поселка Ханымей. Самым юным участникам конкурса едва исполнилось девять лет, старшим - семнадцать. Несмотря на разницу в возрасте, первое конкурсное задание для всех было одинаковым. В представленных до начала творческого состязания двух домашних заготовках необходимо было отразить культуру, быт, традиционные ремесла коренных малочисленных народов Севера, а также флору и фауну округа. Ребята постарались на славу. Представили всевозможные вышивки, резьбу по дереву, игрушки, вязаные изделия, сувениры и украшения, выполненные в национальном стиле, а также модели одежды северных народов. Кроме того, на конкурс ребята представили свое изобразительное творчество на темы: «Ямальская земля», «Сказания и мифы народов Крайнего Севера», «Север и люди». «Все ребята настолько хорошо справились с заданиями, что жюри пришлось нелегко. Было очень много хороших работ, и определить победителей оказалось сложно, - говорит директор ДХШ Людмила Ларионова. - Подобные мероприятия способствуют сохранению и популяризации культуры коренных малочисленных народов Севера, бережному отношению к традициям народов Севера, к окружающему миру и формируют у детей и молодежи патриотическое отношение к своей малой родине. Я думаю, поставленных целей на этом конкурсе-фестивале мы добились в полной мере». Пока ребята выполняли конкурсные задания, преподаватели приняли участие в мастер-классах, которые проводили гости из Тобольска, Сургута, Нового Уренгоя и, конечно же, преподаватели учреждений дополнительного образования принимающей стороны. Поучительными для всех оказались выступления Марины Каткилевой, преподавателя ДЮЦ, и Татьяны Ангеловой, преподавателя ДШИ. По итогам двухдневного фестиваля-конкурса определились девять победителей. Лидирующие места заняли учащиеся города Муравленко. В общей сложности в активе нашего города шесть призовых мест, Ноябрьска - три. Кроме того, за творческое раскрытие темы задания и высокий уровень техники исполнения творческих работ 12 ребят были награждены поощрительными премиями. Айгуль Игтисамова Ненцы В суровых условиях Заполярья Таймырские ненцы живут в низовьях Енисея, севернее города-порта Дудинка. Ненцы — оленеводы и, естественно, рыбаки, поскольку рядом одна из величайших рек мира. Среди бесконечных просторов тундры, в суровых условиях Заполярья веками вырабатывался мужественный и поэтический характер ненцев, людей, влюбленных в природу своей земли, ее своеобразную красоту. Недаром ненецкая пословица гласит: «Я знаю, где сердце у оленя, знаю, где оно у реки, но кто скажет мне, где сердце у тундры?!» Живя среди снега и льда, таймырские ненцы очень любят в одежде и предметах быта два цвета — белый и темно-коричневый. Так и хочется сказать: снег и земля. Ненецкая мужская парка с капюшоном и пришитыми рукавицами так и решена в цвете: сама парка из белой шкуры, а капюшон, кайма подола и рукавицы — темные, из шкуры темного оленя, имеющей общий коричневый тон с серебристым отливом.Женская шуба-парка ненецкая. Меховая с отделкой цветным сукном Такая парка имеет самый простой крой и состоит из двух прямых полотнищ (перед и спинка) с вшитыми под прямым углом рукавами. Это самый простой по принципу народный крой. Так, например, кроилась и шилась и русская крестьянская рубаха. Близкая по крою женская шуба надевается не через голову, а имеет разрез и надевается в рукава обычным порядком. Существует и иная по крою шуба. Она имеет конусовидную, сильно расширяющуюся книзу форму, также сшита из белой шкуры и опушена по вороту и рукавам пушистым белым, чаще всего песцовым мехом. Носят ее не с капюшоном, а с шапкой. Женская шапка ненецкая из оленьего меха, опушенная песцом Женская шапка таймырских ненцев имеет, как и другие головные уборы народов Крайнего Севера, вид капора, однако совершенно иной формы, чем, например, капор у эвенков или долган. Этот капор довольно плоской формы, но с удлинением — «оборкой», спускающейся под воротник шубы. Как и сама шуба, капор отделан таким же пышным белым мехом. Отделкой всех носильных вещей ненцев служат полоски цветного сукна или цветного ситца — красного, желтого, зеленого. Такими полосками, нашитыми параллельно, отделаны манжеты рукавов. Нашиваются полоски на плечи шубы, от горловины к пройме так, чтобы кончики этих тряпочек свободно развевались. Характерным украшением ненецкой женской шапки служат также металлические подвески. Обычно это нанизанные одна за другой медные трубочки, иногда ради живописности перемежающиеся с крупными цветными фарфоровыми или стеклянными бусинами и заканчивающиеся внизу крупной круглой или ромбовидной прорезной медной бляхой. Медная ненецкая прорезная бляха-подвеска В центре такой бляхи можно видеть иногда изображение человечка с раскинутыми в стороны руками, который как бы старается раздвинуть края ромба. Круглые прорезные бляхи часто имеют в центре изображение звезды или иногда бегущего оленя, мастерски вписанного в круг. Такие медные украшения, трубка и бляха делались местными мастерами-ремесленниками. Трубки служили игольниками, а не просто украшениями. В летнее время шуба из оленьей шкуры, естественно, не нужна, ненки одевались в свободную одежду такого же прямого рубашечного покроя ровного синего цвета (у русских такая ткань кубовой окраски носила название синей крашенины) с отделкой по краям или по вороту и рукавам желтыми и зелеными полосками; на боках у подола нашивались также декоративные уголки тех же цветов. z0000039/st046.shtmlНенцы украшают свою верхнюю зимнюю одежду также оригинальным двухцветным мозаичным орнаментом. Орнамент в виде полосы с бесконечно повторяющимся рисунком обыкновенно располагается по краю пол, вдоль подола и на рукавах, непосредственно перед меховой опушкой. Узор ненецкой мозаики строго геометрический и состоит из прямоугольных зигзагов, углов, ромбов, меандровых фигур (меандр — прямоугольный уступчатый зигзаг, известен как элемент орнамента еще в Древней Греции, где он украшал керамические вазы), но, хотя мы воспринимаем эти формы как чистую геометрию, сами ненцы трактуют каждую фигуру как живое воспроизведение близкой им северной природы. Так, например, ряды темных симметричных отростков, возвышающихся над зубчатой полосой, носят название «заячьих ушей», а ряды ромбов, поставленных на угол — название «головешек». Ряды треугольников с зубчатыми основаниями, вписанных в прямоугольные изгибы темной полосы, называются «оленьи следы», сложные асимметричные уступчатые фигуры — «оленьи рога». Наконец, форма, напоминающая геометризованное изображение насторожившегося и присевшего зверя, называется «соболь». Таким же двухцветным геометрическим орнаментом украшены и женские сумки. Ненецкая сумка Большая хозяйственная сумка, служащая для хранения, переноса и перевозки мягких вещей, плоская, двусторонняя, имела форму полуокружности или, вернее, прямоугольника с округленным низом и шилась из кожи двух цветов. Общий ее тон — темный, темно-коричневый, в вертикальном направлении вшиты полосы геометрического орнамента. Еще интереснее те сумки, в которых женщины-ненки носят и хранят свои рукодельные принадлежности: нитки, ленты, кусочки кожи, отделочного меха и т. п. Они полны изящества, затейливы, как игрушки. Такая сумка для рукоделий имеет вид мешка на вздёржке и шьется обычно из подкрашенной в красновато-коричневый тон ровдуги. Бывают и белые в основе сумки, на которых выкладывается аппликационным способом уже знакомый нам ненецкий геометрический орнамент. Края сумки отделываются бахромой из той же крашеной ровдуги. Кроме того, зачастую к сумке подвешиваются звучащие, бренчащие подвески, делаются они из копытцев новорожденных оленят. Конечно, оленят специально ради этих украшений не убивают, а используют копытца тех новорожденных животных, которые по тем или иным причинам не выжили. Ненцы издавна известны как отличные скульпторы. Еще голландский исследователь Крайнего Севера Вильям Баренц (по имени которого названо Баренцево море) во второй половине XVI века видел и отмечал на острове Вайгач множество (от 300 до 400) изображений людей, вырезанных из дерева и воткнутых рядами в землю. Впоследствии именно за огромное количество идолов (или болванов, как их называли русские землепроходцы) мыс острова Вайгач, где эти скульпторы были сосредоточены, был назван Болванским Носом. Большинство скульптур повернуто лицом на восток. Судя по более поздним и более тщательным описаниям, вырезались или, точнее, вытесывались эти скульптуры так же, как в наши дни мастера подмосковного промысла резьбы по дереву — богородского промысла (село Богородское Загорского района, Московской области) — вырезают свои деревянные скульптурки и игрушки. Богородцы режут их из так называемого трехгранника, т.е. из четвертушки расколотого вдоль полена: две грани получившейся призмы служат для вырезания лицевой части скульптуры, а та часть, где была кора, образует спину, или тыльную сторону. Видимо, так поступали и ненецкие мастера. Они раскалывали ствол срубленного дерева или часть ствола длиною от 70 см до 4 м на четыре части и из каждого трехгранника вырезали по фигуре. При этом затрачивался минимум усилий. В верхней части трехгранника намечалось в самых общих чертах человеческое лицо: угол призмы — нос, под ним скалывался кусок — рот, по сторонам косые черточки — глаза. Остальной объем деревянной заготовки оставался необработанным. Нижняя часть трехгранника заострялась, и фигурка втыкалась в землю. Этими фигурами обозначались и населялись священные места, где совершались жертвоприношения, где ненцы-охотники и рыбаки испрашивали у своих древних богов и духов охотничьего счастья. Сравнение с современной народной богородской скульптурой убеждает нас в том, что мастера-резчики, представители самых разных народов, в своем подходе к обработке одинаковых или сходных материалов мыслили и поступали довольно единообразно. В этом смысле народное искусство по существу интернационально. Многие народы Крайнего Севера устраивали жертвоприношения духам — покровителям охоты среди скальных нагромождений, особенно почитая те камни, которые, хотя бы и очень отдаленно, напоминали человека. Как не вспомнить при этом о знаменитых изваяниях острова Пасхи в Тихом океане, которые так подробно описал Тур Хейердал в своей книге «Аку-Аку»? Деревянные скульптуры ненцев, «населявшие» места жертвоприношений, назывались хэ-хэ. Иногда резчики более тщательно отделывали голову фигуры, придавали ей округлую форму. Сам материал, видимо, зачастую подсказывал мастеру ту или иную форму изображения. Если от ствола в подходящем месте отходили в разные стороны два симметричных сучка, их сохраняли: скульптура получалась с руками. Тем же способом вырезались из дерева фигурки меньшего размера — сядэи, покровители дома, жилья, охотничьего и рыболовного промыслов, хранители оленьих табунов. Маленькие деревянные фигурки домашних покровителей ненцы часто одевали, и, вполне объяснимо, что одежда этих деревянных божков походила на обычную одежду, которую носили ненцы. Ненцы выполняли из дерева также и изображения животных — волков, медведей, оленей. Эти скульптуры служили, по мнению их создателей, для защиты от волков и медведей, для охраны оленьих стад. Все эти фигурки вытесаны и вырезаны очень обобщенно, условно, в них, как и в изображениях людей, едва намечены головы ноги, хвосты. 234927/photos/?category=16Живут ненцы и в европейской Канинско-Тиманской тундре на севере Архангельской области. Одежда европейских ненцев более сложна и значительно более многоцветна и узорна, чем у таймырских родичей. Чем-то канинско-тиманские женские шубы-парки, «тыряв-паны» или папины, сходны по декоративности с нганасанскими, и в то же время они совершенно иные. Ненецкая тыряв-паны имеет несколько приталенный, расширяющийся книзу силуэт и двухъярусную пышную меховую опушку. Тыряв-паны отделаны перемежающимися вставками яркого красного и синего сукна, которые так и горят на общем темном фоне. С передней стороны на груди помещается крупный зигзагообразный, исполненный в технике меховой мозаики рисунок. Это снова образ северного сияния. И в отличие от долганской трактовки здесь остался только сам рисунок этого удивительного явления, а цвет сполохов переселился в другую часть паницы и отразился в цветных суконных вставках, не имеющих уже зигзагообразного строения. Надо признаться, что здесь мы немного пофантазировали, поскольку красочность ненецкой одежды побуждает к этому. Но сказанное, пожалуй, не очень далеко от истины, поскольку народные мастера в своем творчестве всегда вдохновлялись окружающей их природой. Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда: Исследовательский проект «Язык» орнамента северных народов Автор: Самойленко Дарья Дмитриевна, учащаяся 6а класса МБОУ «ООШ№6» Руководитель: Шаймарданова Л.Л. учитель культуры народов Ямала г. Губкинский 2015 2 слайд Описание слайда: Цель исследования: познакомиться с образцами орнаментов народов Крайнего Севера и их характерными признаками; воспитывать чувство уважения к коренным жителям Ямала и их культуре; воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине Задачи исследования: изучить теоретическую информацию в научно-популярной литературе и интернет –ресурсах; посетить губкинский музей освоения Севера, городскую и школьную библиотеки; рассмотреть орнаментальную отделку одежды ненцев, научиться читать язык орнамента; подготовить текст и иллюстрирующие материалы Методы исследования: поиск, изучение и анализ существующих орнаментов и видов орнаментальной отделки на одежде Объект исследования: орнаменты Предмет исследования: декоративные узоры в национальной одежде народов Севера и различных предметах 3 слайд Описание слайда: ОРНАМЕНТ (от лат. оrnamentum – украшение)- это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий или архитектурного объекта Ямал - заповедный уголок земли, где удается сохранить на протяжении многих лет традиции и удивительно самобытную, во многом уникальную культуру аборигенного населения российской Арктики, которая так обогащает не только российскую, но и мировую культуру. Знание традиций народов Ямала позволяет лучше понять историю и культуру, а также появление орнамента как одного из национальных ценностей народов Севера. 4 слайд Описание слайда: Одним из обязательных правил Нума является украшение ненецкой одежды специальными узорами (отрывок из мифа «Правила старика (бога) Нума» “…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. “Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум. - Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок. Треугольник кисов - это твой чум, поперечные полоски – запреты, ещё один треугольник – дымок над чумом. А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не один; вокруг твоего чума живут и другие…” 5 слайд Описание слайда: Орнаментами украшаются сумки, ковры, шубы, сапоги, лодки, куртки, одежда носки, варежки, повязки (на голову), ремни, флаги, покрывало, упряжки оленей и другие предметы. Назначение орнамента – украсить поверхность предмета, изделия, сделать его более красивым и оригинальным, передать через орнамент информацию о мастерице, о месте ее проживания, роду занятий, о ее семье, показать её мастерство и творчество. Назначение орнамента 6 слайд Описание слайда: Символическое значение орнамента Орнаменты состоят из геометрических фигур, каждая из которых является не просто украшением, а имеет своё название и символическое значение. Считается, что орнаменты придают вещам свойства оберегов и играют роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментировали прежде всего ворот, рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь. В узорах изображают растения, животных, солнце, луну, землю, огонь. Эти рисунки не дают приблизиться злым духам и привлекают добрых покровителей человека. Одевшись в орнаментированную одежду, человек защищает себя от духов болезни, которые не смогут проникнуть через защитный магический узор. 7 слайд Описание слайда: Ненцы в орнаментах воспевают растительный и животный мир, окружающую природу. Учат бережно относиться к ним. Они сильно верят приметам. Приметы для них и запреты, и правила, и предупреждения. Орнамент «Оленьи рога» Орнамент «Локоть лисы» Украшение для оленя Женская шапка не сава 8 слайд Описание слайда: Использование орнамента «оленьи рога» в символике ЯНАО Флаг ЯНАО Флаг г. Губкинский Герб ЯНАО Герб г. Губкинский 9 слайд Описание слайда: В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца». Накосник, орнаментированный узорами «чум», «оленьи рога» 10 слайд Описание слайда: Орнаменты « морошка», «северное сияние» Орнаменты неразрывно связаны и с фольклорным наследием ненцев, сохранившимся до наших времён, оно поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой, отражает многовековой опыт народа, его меткий ум. 11 слайд Описание слайда: Украшение национальной одежды ненцев орнаментами «чум», «заячьи уши», «морошка» Мужскую меховую одежду ненцы называют малицей, а женскую – ягушкой. Шьют их из меха оленя. Украшают орнаментом из кусочков разноцветного сукна. Малицу часто называют индивидуальным чумом, так как подобно чуму она надёжно защищает человека от холода. Шапку и рукавицы пришивают к малице, чтобы ветер не задувал. 12 слайд Описание слайда: Чум -Дети -Морошка -Люлька -Белка -Оленёнок -Мастерица -Мамин узор Галерея орнаментов |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?