Главная - Дикция
Биография луи армстронга. Луи армстронг краткая биография Louis armstrong биография

Луи Армстронг , полное имя Луис Дэниел «Сэтчмо» Армстронг (Louis Daniel «Satchmo» Armstrong) - великий американский музыкант двадцатого века, трубач, вокалист и руководитель джазового ансамбля.

Армстронг стал одной из самых влиятельных персон в мире джазовой музыки.

Музыкант родился в неблагополучном районе Нового Орлеана.

Даже даты своего рождения он точно не знал, так как подобные события не было принято официально фиксировать в документах. Особенно престижным считалось родиться 4 июля, в День независимости Соединенных Штатов Америки, и до сих пор в разных источниках можно встретить две даты рождения Луи Армстронга - 4 июля и 4 августа 1901 года.

Мать Армстронга , Мэйэнн , зарабатывала на жизнь, занимаясь проституцией, а отец ушел из семьи, когда дети были еще совсем маленькими. Детство Луи провел вместе с младшей сестрой Беатрис у бабушки Джозефины , которая рассказывала внукам истории о тех временах, когда люди с черным цветом кожи были рабами.

Луи рос в районе Сторивилле, известном своими публичными домами и свободными нравами. С детства будущая звезда джазовой музыки разгружал вагоны, продавал газеты и пел в уличном вокальном ансамбле, тем самым зарабатывая себе на жизнь.

Однажды он похитил пистолет у одного из клиентов своей матери, и устроил настоящую пальбу под Новый, 1913-ый год, за что немедленно был сдан в исправительный лагерь-интернат «Уэйф’с Хоум». Именно там Луи Армстронг освоил игру на тамбурине, альтгорне и корнете, выступая в духовом оркестре.

Вернувшись в город, Армстронг решил непременно стать музыкантом. Его учителями были Кинг Оливер и известный тромбонист Кид Ори . Луи выступал в ансамбле «Tuxedo Brass Band» Оскара «Папы» Селестина в 1918 году в Чикаго. А в родном Новом Орлеане играл в бэнде «Jazz-E-Sazz Band» Фэтса Мэрейбла . Во время гастролей на круизных пароходах в летний сезон, Армстронг выучил нотную грамоту и получил свое прозвище Сачмо , сокращение от английского Satchel Mouth («рот-кошелка»).

В 1922 году Луи Армстронга пригласили в качестве второго корнетиста в «Creole Jazz Band» , самый яркий джазовый ансамбль в Чикаго.

Первой женой музыканта была проститутка Дэйзи Паркер из Нового Орлеана. В 1924 году он женился во второй раз на пианистке «Creole Jazz Band» Лил Хардин . Именно вторая супруга Армстронга настояла на необходимости развития его сольной карьеры.

Свой неповторимый стиль Луи Армстронг нашел в Нью-Йорке, в оркестре Флетчера Хендерсона . Любители джаза заговорили о новой звезде, и советовали друзьям послушать его сольные выступления.

В 1925 году Армстронг вернулся в Чикаго и записал альбом «Hot Five» , пригласив тромбониста Кида Ори , кларнетиста Джонни Доддса , исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианистку Лил Хардин . Эти записи стали классикой джазовой музыки. Через год он руководил своим собственным оркестром «Louis Armstrong And His Stompers» , а к квинтету «Hot Five» присоединились Пит Бриггс и Бэби Доддс , образовав новый состав «Hot Seven» .

В 1927 году Армстронг перешел на трубу, отказавшись от игры на корнете.

В 1930-е годы музыкант много гастролировал со знаменитыми биг-бэндами. Европейское турне принесло ему всемирную известность. В промежутках между гастролями Армстронг выступал с оркестрами Чарли Гейнза, Чика Уэбба, Кида Ори , с вокальным квартетом «Mills Brothers» . В это же время он участвовал в театральных постановках и радиопрограммах, снимался в кинолентах.

В 1936 году он выпустил автобиографию «Swing That Music» , и перенес несколько операций на верхней губе. Из-за чрезмерного давления мундштука и неправильного амбушюра у него произошли деформация и разрыв тканей. Армстронг также провел операцию на голосовых связках, с помощью которой пытался избавиться от хриплого тембра голоса.

В 1938 году музыкант женился в четвертый раз на танцовщице Люсиль Уилсон , с которой прожил в любви и согласии до конца своих дней.

Джо Глейзер , менеджер музыканта, решил создать ансамбль «All Stars» , в который вошли знаменитые мастера джаза. Кроме Луи Армстронга (труба, вокал), в нем играли Эрл Хайнс (фортепиано), Джек Тигарден (тромбон), Барни Бигард (кларнет), Бад Фримен (тенор-саксофон), Сид Кэтлетт (ударные).

К середине 1950-х годов Армстронг стал одним из самых знаменитых в мире музыкантов. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и начал спонсировать его мировые турне. От поездки в Россию Армстронг отказался:

Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр…

В 1954 году вышла его вторая автобиография «Satchmo. My Life in New Orleans» .

Луи Армстронг продолжал принимать участие в джазовых фестивалях, гастролировать по Европе. При его содействии был создан ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера.

В 1959 году Луи Армстронг перенес инфаркт, но даже это не помешало ему продолжать свои выступления. Свои гениальные композиции «Hello, Dolly!» и «What a Wonderful World» Армстронг записал в эти годы.

Когда очередной сердечный приступ заставил его лечь в больницу, музыкант попросил собрать его оркестр для репетиции, но 6 июля 1971 года великий джазмен ушел из жизни из-за сердечной недостаточности и отказа почек.

8 июля тело Луи Армстронга было выставлено для торжественного прощания в учебном манеже Национальной гвардии. Президент Соединенных Штатов Никсон сделал заявление:

Госпожа Никсон и я разделяем горе миллионов американцев в связи со смертью Луи Армстронга . Он был одним из творцов американского искусства. Человек яркой индивидуальности, Армстронг завоевал всемирную известность. Его блестящий талант и благородство обогатили нашу духовную жизнь, сделали ее более насыщенной.

Дискография

  1. What A Wonderful World (1970)
  2. Disney Songs The Satchmo Way (1968)
  3. I Will Wait For You (1967)
  4. Louis (1964)
  5. Satchmo (1964)
  6. Hello, Dolly (1963)
  7. Together For The First Time (1961)
  8. Armstrong/Ellington: Together For The First (1961)
  9. Louis Armstrong and Duke Ellington (1961)
  10. Paris Blues (1960)
  11. Happy Birthday, Louis! (live) (1960)
  12. Louis & the Dukes Of Dixieland (1960)
  13. Satchmo In Style (1959)
  14. Louis and the Angels (1957)
  15. Louis Armstrong Meets Oscar Peterson (1957)
  16. Porgy and Bess (1957)
  17. Louis Under The Stars (1957)
  18. At Pasadena Civic Auditorium, vol.1 (live) (1956)
  19. Ella and Louis (1956)
  20. American Jazz Festival At Newport (live) (1956)
  21. Great Chicago Concert 1956 (live) (1956)
  22. Louis Armstrong Plays W.C.Handy (1956)
  23. Ambassador Satch (1955)
  24. Satchmo The Great (live) (1955)
  25. Satch Plays Fats: The Music Of Fats Waller (1955)
  26. Louis Armstrong Sings The Blues (1954)
  27. Latter Day Louis (1954)
  28. Satchmo At Pasadena (live) (1951)
  29. New Orleans To New York (1950)
  30. Satchmo Serenades (1950)
  31. Satchmo On Stage (live) (1950)
  32. New Orleans Nights (1950)
  33. Jazz Concert (live) (1950)
  34. New Orleans Days (1950)
  35. Satchmo At Symphony Hall, vol.2 (live) (1947)
  36. Satchmo At Symphony Hall (live) (1947)
  37. Satchmo Sings (1947)
  38. New Orleans Jazz (1940)
  39. Louis Armstrong In The Thirties, vol.1 (1939)
  40. On The Sunny Side Of The Street (1938)
  41. New Discoveries (1937)
  42. Jazz Heritage: Satchmo’s Discoveries (1936)
  43. Rhythm saved The World (1935)
  44. Paris Session (1934)
  45. More Greatest Hits (1933)
  46. The Fabulous Louis Armstrong (1932)
  47. Stardust (1931)
  48. Louis Armstrong & His Orchestra (1930)
  49. Hot Fives & Sevens, vol.4 (1929)
  50. Louis Armstrong And His Orchestra (1928)
  51. Hot Fives & Sevens, vol.3 (1927)
  52. Hot Fives & Sevens, vol.2 (1926)
  53. Hot Fives & Sevens, vol.1 (1925)
  54. Louis Armstrong And The Blues Singers (1924)
  55. The Young Louis Armstrong (1923)

Луи Армстронг – культовый американский джаз-исполнителей, трубач и певец. Родился 4 августа 1901 года в неблагополучной семье потомственных рабов в одном из самых грязных районов Нового Орлеана. Отец будущего музыканта покинул семью когда тому было ещё несколько месяцев, и матери, чтобы содержать себя и сына, пришлось заняться проституцией.

Маленький Луи Армстронг не оставался в стороне от финансовых проблем семьи и всячески помогал своей маме с деньгами: разносил газеты и возил уголь в Строривилль, район, известный большим количеством публичных домов. Именно из окна одного местного борделя Армстронг впервые услышал джазовую музыку, и это сразу произвело на него впечатление.

В 11 лет Луи Армстронг бросает школу и начинает вместе с другими нищими парнями петь на улице за подачки. Однако этих денег всё ещё не хватало на нормальную жизнь и он начинает работать на семью Карновски, еврейских эмигрантов, владеющих фирмой по перевозке мусора. Будучи хоть ещё совсем мальчиком, Луи уже видит, что и его попечителей притесняют «белые» люди.

Бедная жизнь заставляла Армстронга часто выходить на тропу закона и заниматься воровством продуктов, из-за чего он попадал в изолятор. Там управляющий участком из жалости учил мальчика играть на трубе, что дало первый толчок к будущей карьере джазового трубача. Теперь, немного научившись играть, Луи мог совмещать приятную работу с необходимой: по вечерам он исполнял песни с различными группами в клубах, а днем носил уголь.

К двадцати двум годам у Армстронга уже были более-менее стабильные музыкальные заработки, усыновлённый ребёнок, а также жена, с которой он, правда, вскоре расстался. В 1922 году Луи Армстронг едет в Чикаго, где вступает в состав Creole Jazz Band, вместе с которыми к нему приходит первый большой успех. Группа стала лидером джазового движения в стране, и Армстронг наконец полностью выбирается из бедности.

Затем следовала череда долгих переездов из города в город, студийные записи, концертные туры, и к 1943 году Армстронг оседает в Нью-Йорке. Там он продолжает развивать свой музыкальный стиль и много работать. Доходило вплоть до того, что Армстронг давал по триста концертов в год, а это очень неблагоприятно сказывалось на его здоровье, и в 1959 году он перенёс инфаркт.

Но несмотря на это, записывая хит за хитом, из которых самым известным стал «Hello, Dolly», Луи Армстронг проводит в напряженном концертном графике всю свою жизнь, вплоть до кончины в 1971 году. На тот момент музыканту было 69 лет, и он уже был признан одним из самых влиятельных людей в джазе.

АРМСТРОНГ, ЛУИС ДЭНИЕЛ (Armstrong, Louis Daniel) (Луи, «Сачмо») (1900/1901–1971), афроамериканский джазовый музыкант, трубач, певец.

Родился в Новом Орлеане 4 июля 1900 (или 4 августа 1901). Достоверно известно, что мать Армстронга работала прислугой; воспитывала его бабушка, еще помнившая времена рабства. Как и в любом другом южном портовом городке, в Новом Орлеане начала 20 в. было много музыки, сам Луис Дэниел (он не возражал, когда его называли на креольский манер «Луи») не только развозил уголь, но и пел за гроши на улице. Однако в первый день 1913 он был арестован за стрельбу из револьвера (так он решил отметить наступление Нового года) и провел больше года в Исправительном заведении для цветных подростков, где получил первые уроки игры на корнете и быстро занял в тюремном духовом оркестре место лидера. После освобождения без особого труда нашел работу в Сторивилле – портовом квартале «красных фонарей», а когда ему исполнилось 18, его взял в свой ансамбль весьма авторитетный местный тромбонист Кид Ори. Но настоящим своим учителем Армстронг считал корнетиста Джо «Кинга» Оливера. В 1922 Оливер переехал в Чикаго , пригласив Луиса на роль второго корнетиста (хотя наличие двух одинаковых инструментов в одном ансамбле считалось в раннем джазе излишеством). Спустя год были сделаны первые записи «Креольского джаз-банда» («Creole Jazz Band») Оливера.

В 1924 пианистка ансамбля Лил Хардин, ставшая к тому времени женой Армстронга, убедила его начать самостоятельную карьеру. Армстронг принял приглашение руководителя нью-йоркского оркестра Флетчера Хендерсона. Параллельно Армстронг записывал пластинки, в том числе с певицей блюзов Бесси Смит.

В 1925 Армстронг организовывает свою «Горячую пятерку» (в 1927 ставшую «Горячей семеркой») – первый коллектив джазовых импровизаторов в полном смысле слова. Многочисленные записи тех лет – настоящая классика джаза, соло Армстронга превращают сольную импровизацию из цепочки стандартных двухтактовых «брейков» в единую линию с развитием, кульминацией и концовкой в полном соответствии с законами классической музыкальной формы.

Тогда же Армстронг начал петь. Однажды, выронив во время записи листок со словами, закончил песню звукоподражательным набором слогов – т.н. скэтом. Хотя приоритет в «изобретении» скэта оспаривали несколько вокалистов, только Армстронг мог придать голосу точно такую же джазовую интонацию, какой отличалась его игра трубача. Со временем он стал и эстрадным певцом.

В 1930-е годы Армстронг много гастролировал, в том числе и в Европе. Один английский журналист, не расслышав детского прозвища Армстронга Satchelmouth («рот-кошелка», «рот варежкой»), назвал его «Сэчмо» (Satchmo), и это прозвище становится сценическим именем музыканта. В 1930-е годы трубач много выступал с модными биг-бэндами, однако у него начались проблемы с губами и ему приходилось больше петь, чем играть. После распада свинговых биг-бэндов в 1940-е годы Армстронг организовал ансамбль «All Stars», фактически первую «джазовую сборную команду». С ним играли тромбонист Джек Тигарден, трубач Бобби Хэккет, барабанщик Сид Кэтлет, тромбонист Тайери Гленн. Разумеется, не все в этом коллективе было на одинаково высоком творческом уровне, однако программы, посвященные композитору Уильяму Хэнди (автору St.Louis Blues ) в 1953 и пианисту-композитору Фэтсу Уоллеру в 1955, ничем не уступают классике 1920-х годов. Сделанная им вместе с Эллой Фицджералд запись оперы Гершвина Порги и Бесс (певец и певица исполнили дуэтом практически все арии) считается идеальной; по образцу Армстронга – Фицджералд опера Гершвина была записана по крайней мере трижды (в том числе и Рэем Чарлзом с британской певицей Клио Лэйн). Последним хитом Армстронга стала песня What A Wonderful World . К 100-летию Луиса Армстронга практически все его пластинки, в том числе и классика 1920-х годов, были переизданы на компакт-дисках.

Луи Армстронг - человек, сотканный из противоречий. Всю жизнь любивший музыку, созданный для покорения вершин, зачастую он был вынужден довольствоваться вторыми ролями. Можно поспорить, сказать, что он сам, единолично, создал свой образ великого «Короля джаза», что вся его слава - результат долгого и упорного труда. Безусловно, так оно и есть, но только отчасти. Расовые предрассудки, царившие в то время, просто не дали бы Армстронгу взойти на вершину Олимпа в одиночестве. Многое он делал, наступая на горло своей песне, руководствуясь ролью, навязанной ему многочисленными импресарио. Но они были белые, а он - нет, так что Армстронгу приходилось совершать невероятное - быть звездой сцены, артистом высшего класса, вхожем в элитные дома, - и при этом творить не только на угоду публике, но и для будущих поколений, создавая гениальные композиции, неумирающие в течение десятилетий.

Краткая биография

Маленький Луи родился в районе Нового Орлеана, который назывался «Поле сражений». Постоянные стычки бандитов и перестрелки были неотъемлемой чертой местной жизни, что, конечно же, наложило на маленького мальчика свой отпечаток. Беднейший район Луизианы являлся просто скопищем баров, салунов, населяющих его преступников и женщин легкого поведения. Поножовщина и стрельба были настолько в ходу, что воспринимались, как что-то естественное. Касательно даты его рождения до сих пор ведутся споры. Общепринятой считается 1900 год, 4 июля. Но есть и другая дата - 1901 год, 4 августа. А сам музыкант всегда говорил, что увидел мир аж в 1890 году. Эти расхождения как нельзя лучше показывают, в каком бедственном положении находилась семья Армстронга, даже не удосужившаяся зарегистрировать его рождение.


Его матери Мэри Элберт было всего 16 лет, когда она родила Луи. В младенчестве родители разошлись, и мальчика оставили на попечение Жозефины - бабушки мальчика. Правда, через 5 лет мать снова забрала его к себе, к тому времени Луи уже начал ходить в школу.

Он смог устроиться в квартет мальчиков-вокалистов, которые выступали за милостыню. В это же время Луи знакомится с семьей Карновски - латвийско-еврейских иммигрантов. Он стал работать на них, развозя уголь, и постепенно стал очень близким членом семьи.

Ключевое для мальчика событие случилось в 1913 году, когда весь Новый Орлеан был погружен в праздник Нового года. Стащив у очередного маминого дружка пистолет, Луи сделал всего один выстрел. Рядом внезапно оказался полицейский и взял подростка под стражу. За такой относительно невинный проступок Армстронгу была назначена суровая кара - отбывание тюремного срока в колонии капитана Джозефа Джонса. Впрочем, для мальчика это явилось счастьем - в поселении он был одет и сыто накормлен. Так что нам остается поблагодарить неведомого судью, который отправил Армстронга подальше от дома и подарил ему шанс на новую жизнь.


В исправительном заведении была небольшая вокальная группа и оркестр под управлением Питера Дэвиса. Дэвис согласился взять мальчика в оркестр и для начала посадил его на тамбурин, простейший музыкальный инструмент. Достаточно быстро мальчику доверили альтгорн - духовой инструмент с низким звучанием, играющий гармонические партии. Так как Армстронг уже научился исполнять на слух различные голоса еще во время пения в хоре, с новым инструментом проблем у него не было. Талант мальчика был очевиден, и Дэвис для начала стал учить мальчика играть на горне, а затем - на корнете. В итоге Армстронг становится лучшим музыкантом в оркестре.

Из колонии музыканта забрал отец, но при первой же возможности Армстронг сбежал и вернулся обратно к матери. Как нельзя кстати пришлась ему помощь Карновски - они подарили ему новый корнет, на котором он смог начать зарабатывать деньги. С этого момента началась творческая и концертная деятельность Армстронга.

В 1918 году Луи устраивается на речной пароход в развлекающий публику оркестр. Меллофонист Дейвид Джонс в один из круизов обучил Армстронга нотной грамоте. В 1922 году он переезжает в Чикаго, где на тот момент ему практически не было равных. Будучи вне конкуренции, он в скором времени становится звездой, делая из каждого своего выступления яркое и эффектное шоу.

В 1925 году он выступает в кафе «Дримлэнд», устраивается в оркестр Флетчера Хендерсона и подрабатывает в оркестре Эрскина Тэйта. В 1929 году он переезжает в Нью-Йорк, где полностью отдается музыке. Будучи к этому времени очень известным, он не испытывал недостатка в деньгах, давая неимоверное множество концертов.


Вплоть до 1946 года Армстронг живет активной концертной жизнью, снимается в кино и записывает собственные пластинки. В 1947 году появляется созданный по инициативе Глейзера ансамбль «All Stars», включающий в себя самых именитых мастеров джаза. Армстронг с ансамблем дает бесчисленные концерты, продолжает сниматься в кино. С 1950 года он начинает больше выступать в качестве вокалиста. Его глубокий хриплый голос и белоснежная улыбка были его визитной карточкой, его пропуском в любое место, где он хотел выступать. Он жил ради музыки, ради игры на трубе и больше ему не было нужно ничего. 6 июля 1970 года величайший джазмен за всю историю человечества ушел из жизни.



Интересные факты

  • Впервые его арестовали в 11-летнем возрасте.
  • Условия в гетто, где жил маленький Луи, были неимоверно ужасными. Мальчику приходилось делать страшные вещи, чтобы выжить: искать пропитание в мусорных баках, побираться и совершать мелкие кражи.
  • Из-за постоянной нехватки денег Армстронгу пришлось бросить школу. За свою жизнь он так и не получил настоящего образования.
  • В 14-летнем возрасте он Армстронг уже играл в оркестре, не зная при этом нотной грамоты и ориентируясь только на слух.
  • От начала концертной деятельности и до самой смерти Армстронг практически не прерывал выступления.
  • Когда в 1942 году скончалась его мать - Элберт, это был единственный раз за всю жизнь, по его воспоминаниям, когда он плакал.
  • В 1918 году корнетист Джо Оливер оставил свое место в оркестре Кида Ори, и 18-летнего джазмена взяли на его место. Оливер научил его основным правилам дыхания, постановки и немного обучил нотной грамоте.
  • Узнав о смерти отца, он отказался ехать на его похороны, сказав: «Человек, который бросил меня и мою мать помирать с голоду, для меня никто».
  • Интересно мнение джазмена относительно Бадди Болдена - «короля корнета» Нового Орлеана, одного из родоначальников «классического» негритянского джаза. Болден получил прозвище «The King» за свои заслуги и оказал немалое влияние на последующие поколения джазменов, в том числе и на Армстронга, слушавшего его вживую с раннего детства. Он сказал: «Чтобы продуть его корнет, мне не хватило бы никаких легких. Хоть все считали его великим, но слишком уж сильно он дул в него, причем, скорее всего, неправильно. Помните, что в конце он слетел с катушек, не стоит упускать это из виду».
  • В 1926 году произошел полный отказ от корнета и переход к трубе . Видимо, на это повлияла конструкция инструментов. Ведь на корнете, обладающем широким раструбом, звук был чересчур мягким, а манера игры Армстронга требовала более резкого звучания. Кроме этого, корнет слишком выделялся из общего звучания оркестров того времени.


  • На счету Армстронга свыше 60 хитов, ставших бессмертной джазовой классикой. Он записал их вместе со своим ансамблем «Hot Five» всего за 3 года.
  • Армстронг всегда держал при себе Звезду Давида, как память о еврейской семье Карновски, ставшей ему практически родной.
  • Он был первым из цветных джазовых музыкантов, написавших автобиографию.
  • Всю жизнь избегавший политики, однажды он нарушил это правило. Во время кризиса в школе Литл-Рок девяти афроамериканцам запретили посещать занятия. Эта ситуация так его разъярила, что он сказал: «За то, как правительство относится к моим соотечественникам, оно должно попасть в ад». За эту фразу он подвергся резкой критике, но так и не изменил своего мнения. Это высказывание, касающееся президента Эйзенхауэра, считается самым мужественным поступком за всю жизнь музыканта.
  • Его не любили многие молодые соотечественники, считающие, что он должен использовать свое положение для улучшения жизни цветных. Однако, Армстронг никогда этого не делал.
  • Одно время Армстронг экспериментировал с игрой на тромбоне, но это было не более, чем увлечение.
  • Армстронг был бесплодный, но он очень любил детей.


  • Он был спонсором для любительской бейсбольной команды «Armstrong’s Secret Nine».
  • Одно время, на пике его популярности, выпускались сигары под названием «Louis Armstrong».
  • Он часто употреблял легкие наркотики и однажды был осужден за хранение марихуаны.
  • Луи усыновил ребенка своей двоюродной сестры, которая умерла вскоре после родов - мальчика Клэренса. К несчастью, он получил травму головы в детстве и стал отставать в развитии. Тем не менее, Армстронг заботился о нем всю жизнь.
  • Один обозреватель однажды сделал уничижительный обзор выступления Луи. Это так задело музыканта, имевшего к тому времени мировую славу, что он просто впал в отчаяние. Несмотря на популярность, джазмен был очень впечатлительным человеком.
  • Однажды в Англии, выступая перед членами королевской семьи, Армстронг нарушил негласное правило, запрещающее обращаться напрямую к королевским особам. Посмотрев на Георга V, джазмен сказал: «Исполняю специально для тебя, Рэкс!» - и заиграл соло.
  • У него были часы с гравировкой «величайшему трубачу мира», полученные от почитателей его таланта.
  • У него было прозвище - Сэтчмо, которым он нередко подписывался и использовал в названии своих песен и альбомов.


  • Далеко не каждый концерт был выдающимся. Зачастую, особенно в последние годы жизни, он играл механически, только на силе воли. Впрочем, это не значит, что он играл плохо. Даже самое короткое его выступление всегда было на высоте. Иного он просто себе не позволял.
  • Ближе к концу жизни у Армстронга начались проблемы с губным аппаратом и пальцами. Из-за этого он практически полностью переключился на пение, играя на трубе только лишь короткие фразы и редко используя быстрый темп в импровизациях.
  • Похороны джазмена показывались в прямом эфире во всем США. Многие газеты мира, в том числе «Известия» Советского Союза, отреагировали на смерть музыканта, соболезнуя и скорбя об утрате. На похоронах выступали многие известные музыканты и певцы того времени: Элла Фитцжеральд, Фрэнк Синатра, Диззи Гиллеспи и многие другие.

Лучшие песни, ставшие известными на весь мир


Будучи поистине неисчерпаемым источником идей, Луи Армстронг за свою жизнь подарил миру большое количество произведений, ставших по-настоящему значимыми и культовыми в мире джаза. Его манера игры и исполнительские вокальные приемы, его шикарный «голос с песком» стали своеобразным каноном эпохи.

Самыми известными композициями, записанными Армстронгом, можно по праву считать «Hello, Dolly! », «Go down Moses » (больше известная как «Let My people go») и «What a Wonderful World ». Сегодня их знает практически каждый, а их звучание ассоциируется только с голосом Армстронга.

Вопреки расхожему мнению, композиция «Hello, Dolly! » была написана не Армстронгом, а Джерри Херманом. А вот ее исполнение 63-летним джазменом смогло совершить невозможное - песня заняла первую строчку хит-парада, сбросив с вершины самих Beatles! А ведь они уверенно удерживали первые три места чарта на протяжении целых 3-х месяцев. В 1965 году Армстронг получает за эту песню премию Грэмми - за лучший мужской вокал.

« Hello, Dolly! » (слушать)

Песня «Go down Moses » благодаря Армстронгу начала новую жизнь. Именно он в 1958 году значительно переработал ее, заново аранжировал и придал свежее звучание. Его известнейшее соло на трубе стало каноном джазовой музыки, навеки закрепив за Армстронгом эту композицию, как за гениальным исполнителем.

« Go down Moses » (слушать)

В 1967 году сочинили песню «What a Wonderful World ». Ее авторы - Боб Тиэл и Джордж Вайс, долго думали, кому из популярных певцов ее можно предложить для исполнения и в итоге остановились на Армстронге. Он как раз подбирал композиции для своего нового альбома, и свежая песня пришлась как нельзя кстати.

«What a Wonderful World» (слушать)

К сожалению, соотечественники Армстронга не оценили песню и ее исполнение. «Как можно петь о красоте мира и природы, глядя на то, что твориться вокруг?» - вот был их единственный вопрос. Только через год, в 1968 году, песня заняла первое место в хит-параде Великобритании. С тех пор композиция неоднократно перепевалась различными исполнителями, но каноничное исполнение Армстронга никто не смог перепеть. Ведь именно его голос мы слышим в голове, когда видим название песни.

Фильмография музыканта


Армстронг снялся в огромном количестве фильмов, сериалов и телешоу, даже большем, чем у иного актера. Во многом это было сделано ради популяризации самого музыканта, и, естественно, - ради денег. Его импресарио - Джо Глейзер, создал для Армстронга своеобразный образ, ни имевший ничего общего с внутренним миром Луи, и которого он должен был придерживаться, чтобы удержаться на зените славы. Любимыми фразами Глейзера были: «Улыбайся, черт побери, улыбайся!» и «Гримасничай!».

Таким образом, Глейзер смог значительно разбогатеть на имени своего подопечного, но это была не просто нажива, - это был своеобразный симбиоз. Ведь будучи «цветным», Армстронг никогда не смог бы достичь такой славы, которую получил при помощи Глейзера. Это следовало из реалий того времени, в котором он жил, - где белые имели изначальное преимущество перед темнокожими. Так что, будучи реалистом, Армстронг просто играл свою роль, следовал традициям, принятым в его время.

Армстронг снимался всю свою жизнь, начиная с 1930 года и заканчивая 1971. Первым его фильмом был «Ex-Flame » (Взрывоопасный), снятый в 1930 году. Простой сюжет об ослепленной ревностью жене, в результате которой она потеряла не только свой дом, но и своего сына. В этой картине Луи снялся в роли самого себя, что не потребовало от него каких-то особых усилий. Последним фильмом, в котором он снялся в 1969 году, стала музыкальная приключенческая комедия «Hello, Dolly! », продолжительностью 2 часа 26 минут. В ней Армстронг снялся в роли оркестрового дирижера. Фильм выиграл 3 Оскара и получил 13 номинаций.


Всего на счету Луи съемки в 28 фильмах, где он играл других персонажей, и в 10 фильмах, где он изображал самого себя. Кроме того, он на протяжении многих лет принимал участие в 13 телевизионных шоу и снялся в 10 сериалах.

После смерти о нем продолжали снимать фильмы, едва ли не в большем количестве, чем при жизни. Вышел 21 новый фильм и 10 сериалов: документальных, биографических и популяристических.

Личная жизнь джазмена

Отношения с матерью и свободное от морали детство музыканта значительно повлияли на его отношения со слабым полом. Ежедневно видя разгульную жизнь своей матери, он подсознательно пришел к выводу, что серьезной привязанности к слабому полу, а тем более любви, - не бывает.

За свою жизнь он поменял много женщин, был в браке целых 3 раза, кроме того, нередко заводил романы на стороне, будучи женатым. Не стеснялся флиртовать с женщинами, а так как он был богат, - то пользовался бешеным успехом.


В 1918 году он встретил первую женщину, к которой испытал что-то похожее на любовь. Ее звали Дейзи Паркер. Милая и интересная на первый взгляд, внутри она была сущим дьяволом в юбке - необразованность, дикая ревность, постоянные ссоры, крики и неуемная драчливость. Несносный характер женщины послужил причиной развода, после которого Дейзи вскоре скончалась.

Со второй женой музыканту повезло больше. Можно сказать, что это она выбрала Армстронга, а не наоборот. Лил Хардин получила весьма приличное музыкальное образование, отлично играла на фортепиано, одевалась со вкусом и была достаточно образованной. Сначала она была очень невысокого мнения об Луи, считая его провинциальным необразованным человеком, но со временем его талант, белоснежная улыбка и обаяние растопили ее сердце.

Лил начала делать из Армстронга звезду. Это было ее навязчивое желание и Армстронг не смог ему противостоять. Она заставила его сесть на диету, благодаря чему он сбросил 20 килограмм, купила новую красивую одежду и привила чувство вкуса. Кроме того, она обучила его светским манерам и основам музыкальной культуры.

Хардин заставила Армстронга перебраться в Нью-Йорк. Там она взялась за него всерьез и здесь же появились первые проблемы. Луи в глубине души оставался провинциальным и простым человеком. Он не понимал, почему алкоголь и травка так порицаются и не видел в их употреблении ничего зазорного. Лил так не считала, и они часто ссорились по этому вопросу. В конце концов, Хардин решилась на развод. Подошла она к нему творчески и основательно, оставив Армстронга без гроша в кармане и забрав себе шикарный дом, который они купили вместе. Лил пережила своего бывшего мужа, но незначительно, умерев в 1971 году на сцене от сердечного приступа.


Третьей его женой была Люсилл Уилсон, родившаяся в Нью-Йорке. Наконец-то нашлась женщина, полюбившая Армстронга не за деньги, а за его характер. Танцовщица, получившая музыкальное образование, она полностью устроила Луи своим характером, будучи мягкой и уступчивой женщиной. Во время ссор она всегда могла найти компромисс, и они прожили в счастливом браке целых 30 лет.

Непростые отношения с менеджерами


Армстронгу всю жизнь не везло с деньгами. Нет, он знал им цену, но распоряжался своими доходами абсолютно неграмотно. Вокруг него постоянно крутились попрошайки всех мастей, многочисленные «друзья» звали его в бары, но не торопились оплачивать счета. Поэтому неудивительно, что у Армстронга зачастую случались проблемы с менеджерами, которые пытались сначала хоть как-то контролировать музыканта, а потом начинали пользоваться своим положением и бессовестно обирать.

Первым менеджером Луи был Джонни Коллинз, - бессовестный обманщик, который использовал любую возможность, чтобы взять себе из гонорара Армстронга основную часть денег. При этом он даже не заботился о том, чтобы зафиксировать это документально - музыкант был абсолютно беспомощен в бюрократии и никогда не проверял свои счета и гонорары. Постоянные ссоры Луи с менеджером ни к чему не приводили, - деньги все так же утекали, непонятно куда и на что.

В 30-х годах у Армстронга возникли серьезные проблемы с соперничающими мафиозными кланами, контролирующими ночную жизнь Лондона. В результате ему пришлось скрываться в Калифорнии. Как только он попробовал вернуться в Чикаго, мафия приказала ему убираться из города. Джонни Коллинз в 1934 году бросает Армстронга, отказавшись от дальнейшего сотрудничества. При этом он забирает себе практически все деньги музыканта.

В 1935 году окончательно разочарованный в людях джазмен не знает, что ему делать, но внезапно знакомится с Джо Глейзером, который за короткое время (всего за 3-4 месяца) решает все его проблемы. Он становится новым менеджером джазмена. При этом он был достаточно близким с гангстером Аль Капоне и имел авторитет среди криминального мира. У этого жесткого и даже жестокого человека были большие связи. Он быстро расплатился со всеми долгами Армстронга, отпугнул от него бывших подруг и любовниц, грозивших ему исками, и навел порядок в счетах.

Глейзер на долгие годы стал могущественным покровителем Армстронга. Случилась интересная вещь. Как известно, джазмена многие не уважали: кто-то за отказ от пропаганды равенства «цветных», кто-то за излишнюю доверчивость. Многие не любили его за послушание, которое он высказывал «белым господам». А принципиальный человек с наклонностями преступника, - Джо Глейзер, - искренне уважал музыканта. Возможно, в глубине души он понимал, что имеет дело с гением, с талантом, которого он никогда не достигнет, с человеком, не имеющем себе равных в плане исполнительства и мастерства. До самого конца жизни он оберегал Армстронга и тот считал его своим другом. Отчасти, так оно и было.

В 1969 году у Глейзера неожиданно случился сильный приступ. Армстронгу решили ничего не говорить, но по стечению обстоятельств Глейзера доставили в ту же больницу, куда незадолго до этого из-за проблем с сердцем увезли музыканта. Луи требовал, чтобы ему позволили увидеться с другом, просил отвезти к нему, хоть бы и на каталке. В конце концов, ему разрешили. Вышел он подавленный и потрясенный, вне себя от горя. Его друг и покровитель даже не узнал своего подопечного…

4 июля 1969 года Глейзер скончался, так и не придя в себя. Смерть человека, с которым Луи проработал долгие годы, оставила на нем тяжелый отпечаток и подкосила здоровье. Он пытался показать всем, что ничего не изменилось, но это было начало конца.

Луи Армстронг был гением, опередившим свое время. Его талант не входил в существующие рамки, не вмещался в них, и ему приходилось ограничивать себя, чтобы всегда быть первым, лучшим, единственным… Особенно заметно это проявилось во второй половине его жизни. Неунывающий и харизматичный, он был душой любой компании, но мы никогда не сможем узнать, что творилось у него внутри.

Армстронг - феномен музыкальной культуры. Непростое детство музыканта оставило на нем свой след, но не могло сломить его характер. Через всю жизнь пронес он свое обаяние, чарующую улыбку и доброту. Сложнейшая виртуозная техника запросто соседствовала в его музыке с разговорным речитативом. Глубокий проникновенный звук трубы и непередаваемый голос легко уживались вместе, делая любую композицию шедевром. Хоть его и считали величайшим музыкантом современности, сам он был о себе невысокого мнения. Он жил ради выступлений, концертов и аплодисментов публики. Перед самой смертью он отказался ложиться в больницу. Находясь в ужасном физическом состоянии, истощенный, он не мог отказать людям, которые купили билеты на его выступление. Таким он уж был - великим и при этом простым, «Король джаза»...

Видео: слушать Луи Армстронга

Афроамериканский джазовый музыкант, композитор, вокалист, руководитель оркестра Луи Армстронг (Louis Armstrong) родился 4 августа 1901 года в Новом Орлеане, штат Луизиана (США).

Его свидетельство о крещении было найдено только в середине 1980-х годов , поэтому дату своего рождения он точно не знал и выбрал ее произвольно - 4 июля 1900 года (День независимости США).

Будущий музыкант родился в бедной семье. Отец, рабочий-поденщик, бросил семью, когда сыну было около пяти лет, мать была прачкой .

До пяти лет Луи жил у бабушки по отцовской линии, затем с матерью и старшей сестрой.

С детства он пел на городских улицах в составе квартета своих приятелей. В 1907 году он стал помогать по дому семье торговцев углем Карнофски - еврейских эмигрантов из России. Карнофски дали Армстронгу деньги на покупку первого музыкального инструмента - корнета.

В новогоднюю ночь 1912 года Луи, отмечая праздник, выстрелил в воздух из чужого пистолета, после чего был арестован и помещен в дом для трудновоспитуемых подростков. Здесь он начал учиться музыке, освоил альтгорн и корнет, выступал в составе духового оркестра и хора.

После освобождения Армстронг вернулся домой, играл в барах с любительскими ансамблями, продолжая учиться у нью-орлеанских музыкантов, периодически работал в джаз-оркестрах.

В 1918 году он перешел в коллектив тромбониста Кида Ори.

В 1922 году Армстронг переехал в Чикаго, где два года играл в Creole Jazz Band.

Моцарт джаза Луи Армстронг Джаз родился раньше, чем Луи Армстронг. Но росли они вместе. Луи дал джазу новое дыхание, сделав его звуки теплыми и яркими, как летнее утро, и густыми, как мед, и положил начало мировой джазомании. 4 августа исполняется 110 лет со дня рождения джазового Моцарта – Луи Армстронга.

В 1924 году Армстронг женился на пианистке Лил Хардин, которая уговорила Луи перейти в оркестр Флетчера Хендерсона, и переехал в Нью-Йорк. В этот период Армстронг участвовал в записях пианиста Кларенса Уильямса, а также записался на пластинки в составе различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами, в числе которых Гертруда "Ма" Рэйни, Клара Смит, Сиппи Уоллес, Бесси Смит.

В ноябре 1925 года Армстронг возвратился в Чикаго и осуществил запись первых хитов организованной им группы Hot Five. В мае 1927 года он создал группу Hot Seven. В июне 1928 года был записан хит West End Blues , считающийся одним из самых известных джазовых произведений.

В конце 1920-х годов он выступал в дуэте с Эрлом Хайнсом и гастролировал в различных городах США - в 1929 году музыкант побывал в Нью-Йорке, где сотрудничал с оркестром Леона Расселла и Дюка Эллингтона, затем с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта играл в Калифорнии. В 1931 году посетил Новый Орлеан; вернувшись в Нью-Йорк, играл в Гарлеме и на Бродвее.

В 1930-е годы Армстронг совершил ряд турне в Европу и Северную Африку, что принесло ему широкую известность не только на родине, но и за рубежом. В промежутках между гастролями выступал с оркестром Чарли Гейнса, Кида Ори, Леона Расселла и другими.

В дальнейшем популярность Армстронга продолжала возрастать благодаря его неутомимой и разносторонней музыкальной деятельности. Наиболее примечательны его выступления с Кози Коулом, Трамми Янгом, Билли Кайлом, певицей Велмой Миддлтон, Сидни Беше, Бингом Кросби, Билли Холидей, Эллой Фицджералд, а также Оскаром Питерсоном и другими звездами джаза.

С 1947 года Армстронг работал с секстетом All Stars ("Все звезды").

Армстронг участвовал в джаз-фестивалях в Ницце (1948), Ньюпорте (1958), гастролировал во многих странах Европы, Латинской Америки, Африки, Азии. При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера.

В 1964 году стала хитом его песня Hello Dolly, выпущенная синглом. В 1968 году первые места в хит-парадах оккупировала исполненная им композиция What A Wonderful World .

Популярность Армстронга была связана не только с работой в студии, но и с кинематографом. Музыкант снялся в кинофильмах "Расподия в черных тонах" (Rhapsody in Black and Blue, 1932), "Пенни с неба" (Pennies from Heaven, 1936), "Хижина в небе" (Cabin in the Sky, 1943), "Новый Орлеан" (New Orleans, 1947),"История Гленна Миллера" (Glenn Miller Story, 1953), "Высшее общество" (High Society, 1956), "Парижский блюз" (Paris Blues, 1961), "Хелло, Долли! (Hello, Dolly!, 1969) и многих других.

Вместе с джазовой певицей Эллой Фицджеральд Армстронг записал оперу " " Гершвина (1957).

Он написал две автобиографические книги "Свинг — это музыка" (1936) и "Сэчмо. Моя жизнь в Новом Орлеане" (1954).

В 1960 году на Аллее Славы Голливуда была открыта звезда Луи Армстронга.

6 июля 1971 года музыкант скончался в Нью-Йорке от сердечной недостаточности, которая привела к отказу почек.

Луи Армстронг создал некую разновидность поп-джаза, гибко адаптирующуюся к любому стилевому контексту и к любой аудитории. Армстронг, наряду с Сидни Бетчетом, дал джазу его главную основу - импровизацию.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS