Главная - Дикция
«Этот трек с такой женской энергетикой, что даже когда мы поем а капелла, всех прошибает.

Изящной резьбой. Прорезные отверстия в виде кружков, овалов, полулунок, ромбов в сочетании с различными цветными подкладками образовывали характерный для каждого района и области орнамент.

Слово «орнамент» происходит от латинского ornamentum - «украшение». Это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Узоры орнаментов часто строятся по принципам симметрии, а мотивы и образы подвергаются стилизации и обобщению.

Декоративное начало орнамента сочетается со смысловым. Уже в эпохи палеолита и неолита человек создал первый геометрический орнамент, состоящий из зигзагов, крестов, кругов и прямых линий. В этих рисунках отразился весь окружающий человека мир: небо, земля, вода, вселенная. В дальнейшем появляются животный и растительный орнаменты, в которых стилизованные узоры, создавая своеобразное письмо (пиктограмму), передавали из поколения в поколение рассказ о жизни наших предков.

Различие природных условий привело к тому, что каждый народ создал свой орнаментальный язык Но следуя канону национального орнамента, мастера включали в узоры элементы, передающие своеобразие и колорит своей местности. Например, люди, живущие в северных, лесистых, районах России, предпочитали использовать в орнаменте елочки, а жители Крайнего Севера - оленей, киргизы и казахи - рога баранов, а народы Кавказа - грозди винограда, различные плоды.

Не только узор, но и цвет всегда играл в орнаменте важную роль. Так, например, у китайцев красный цвет означает юг, черный - север, зеленый - восток, белый - запад, желтый - центр. А у киргизов синий - небо, красный - огонь, желтый - пустыню. В орнаментах могут быть зашифрованы целые послания. Примером такого своеобразного письма может служить орнамент, описанный в произведении Г. У. Лонгфелло по мотивам индийских народных сказаний - «Песнь о Гайавате»:

...Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на берёсте
Много сделал тайных знаков,
_________
Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти;

_________
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес - дугу над нею,
Для восхода - точку слева,
Для заката - точку справа,
А для полдня - на вершине.
________
След, направленный к вигваму,
Был эмблемой приглашенья,
Знаком дружеского пира...

(Перевод И. Бунина)

Для русского орнамента характерно исключительное богатство геометрических и растительных форм, что нашло свое отражение не только в народной вышивке и традиционной резьбе по дереву, но и в резьбе и росписи по бересте.

Пожалуй, самой замечательной считается прорезная, или просечная, резьба по бересте, которая до сих пор встречается на русском Севере. Изображениями оленьих рогов, птиц, вырезанными из бересты, украшали короба мастера Западной Сибири. Интересны орнаменты северных народов России. На рисунках, помещенных в этой статье, представлены разнообразные орнаменты. Вы можете повторить изделия полностью или использовать только орнамент.

Красота и художественная ценность берестяного изделия зависят во многом от техники исполнения, в которой большую роль играют навыки (например, крутообразное движение руки во время резьбы).

Перед резьбой бересту необходимо хорошо очистить с обеих сторон и срезать до толщины в 2 мм. Из инструментов для резьбы используются нож-резак (он продается в магазинах канцелярских товаров и бывает с прячущимся лезвием) и небольшое притуплённое и отшлифованное шило. Для разметки рисунка необходимы линейка, угольник, циркуль, переводная или копировальная бумага, хорошо заточенный карандаш средней твердости и ластик Удобно использовать заранее заготовленные шаблоны для повторяющихся изображений орнамента.


Резьбу обычно выполняют на ровной, чисто обструганной дощечке.
Подготовленную бересту вырезают по шаблонам изделия и наносят на заготовки рисунок. Сначала режут кайму, а потом - центральную часть рисунка. Крупные части рисунка обязательно вырезаются по нанесенному контору, а мелкие, при определенном навыке, можно резать и на глазок. После того как вырезан весь рисунок, основные его части гравируются шильцем и мелкой прорезкой.

Чтобы выработать определенные навыки резьбы, надо начинать с простых заданий и несложных рисунков. Для этого на полосках бересты, подготовленных для резьбы, проводят шилом несколько параллельных линий на расстоянии 10 мм друг от друга. Внутри этих полосок вырезают простые фигуры, сначала прорези по 2-3 мм длиной и 0,3-0,5 мм шириной, а затем полулунки, ромбики, «пирожки» и так далее, постепенно усложняя рисунок.
На рисунках 92-94 представлены варианты изделий, выполненных техникой прорезной бересты с цветной подкладкой и комбинированием прорезывания с аппликацией (или берестяной интарсией).

Если под бересту делают подкладку из фольги или цветной бумаги, то ее сначала наклеивают на подкладку, а затем уже приклеивают к основе.

Живут у нас в России такие мастера, которые на протяжении всей жизни несут в себе глубокое почитание к своим корням и всей истории русской земли. Сколько любви и преданности скрывается за их обыкновенной внешностью и работящими руками, мы часто не можем себе даже представить. Наша история - об удивительном ремесленнике Архангельской области, с которым нам посчастливилось познакомиться этой зимой.

Как все начиналось

Александр Шутихин родился в городе Котласе. Там же закончил школу, отслужил в армии и затем погрузился в вереницу быстро сменяющих друг друга профессий: строитель, штукатур, сантехник и многие другие.

Как рассказывает сам Александр, в сложное "перестроечное" время уже было недостаточно просто работать – нужно было выживать. Благо, для людей открылась свобода выбора деятельности, которой можно было бы зарабатывать нормальные деньги. Именно в этот период, в 1991 году, он впервые взял в руки заготовленную в его родном деревенском доме бересту. "Для меня важны ощущения. Как только я стал работать с берестой, сразу понял, что она очень нравится мне на ощупь из-за её мягкости, гладкости и эластичности. Хотя за свою жизнь много материалов прошло через мои руки. Так что мы с берестой нашли друг друга". Александр вместе со своей женой Мариной, которая занимается мезенской росписью, стал изготавливать сувениры на продажу, а уже спустя месяц-два решил, что пора серьезнее заняться самообучением, и отправился в музей – смотреть, какие раньше делали изделия, и повторять за старинными ремесленниками. Затем стал знакомиться с искусствоведами и оригинальными мастерами, которые всё глубже погружали его в мир берестяного народного творчества.

Творческий процесс

"Важно понять технологию, а потом совершенствуешься сам с собой наедине, экспериментируешь с разными орнаментами. Например, туесок. Его форма традиционна, технология хорошо известна, в том числе в плане ручек и застежек. Но орнамент для него я могу взять, например, из архитектуры, тканей, вышивок или глины".

Александр не подписывает свои работы, потому что считает, что народное искусство по определению анонимно. Помимо этого, в отличие от многих творческих людей, он совершенно не испытывает мук творчества или самоедства из-за совершенных в процессе плетения ошибок. Единственное, что может остановить процесс его работы, это физическая усталость в руках. Непосредственный, легкий подход к жизни и невероятная трудоспособность позволяют ему быть выше многих трудностей, с которыми сталкиваются ремесленники в процессе создания и реализации своего произведения.

Реализация готового изделия

"Я не чувствую какой бы то ни было конкуренции. В год я произвожу около тысячи изделий, и все они по довольно низким ценам, что позволяет очень быстро продавать. К тому же, человеческий глаз очень рад видеть что-то оригинальное, не фабричное, сделанное своими руками, и заказывают, как правило, очень много.
Покупают чаще частные лица. Бывают индивидуальные заказы и постоянные клиенты, покупающие по 50-100 штук в год. Я выработал свой стиль продажи, основанный на старинных традициях. Вот раньше было принято, что мастер, создав свои изделия, передавал их перекупщику, который доставлял те до города. А уже в городе они передавались магазинам, куда приходили покупатели. То же самое и у меня. Я торговлей не занимаюсь. И вообще считаю, что мастер должен заниматься своим непосредственным делом, а не совмещать в себе несколько профессий, например, маркетолога, менеджера и остальных. Если говорить про места продаж, то перекупщики реализовывают изделия, например, в Нижнем Новгороде, Москве, Архангельске, Вологде, Сургуте и других городах, где развит туристический бизнес. Сейчас постепенно возрождается интерес к народным промыслам".

О близких сердцу корнях

Практически одновременно с началом берестяной деятельности Александр Шутихин стал заниматься изучением своей родословной и происхождением фамилии. Этот поиск привел его к официальным историческим документам, упоминающим его фамилию ещё в 15 веке, и позволившим по картотекам обнаружить место, где жили почти все его предки. Собственно, именно в этом районе – деревня Бушманиха, Подосиновский район, Кировская область, - он и проводит половину своего времени.
"В нашем роду были уважаемые всеми зажиточные крестьяне: церковные старосты, ямщики со своими санями и лошадьми, работящие, культурные люди. Дом у нас был с мезонином, довольно большой, с хорошим убранством, большими окнами и красивыми зеркалами. В нашей семье все стремились получить образование. Многие уезжали в Питер, Москву; из родственников мало кто здесь оставался. В деревне Бушманихе я себя очень хорошо чувствую, людей тех люблю, даже не раздражают дороги. Я очень счастлив, что нашел свою Родину. Люди часто мучаются, не зная, где их настоящая Родина, ищут, где им будет хорошо… А надо ведь посмотреть, где жили их предки, и всё встанет на свои места. Дома в Котласе я бываю 5-6 дней, потом снова еду в Бушманиху на 5-6 дней – там топлю печку, работаю, хожу в лес за берестой. Там гармония".

Жизненная философия

"Прежде всего - не брать незаработанного, то есть для меня халява недопустима. А ещё свобода и работа. Лучше жить победнее, но зато свободнее. Я недавно листал словарь Даля и наткнулся на одно из значений слова "просто" - свобода. То есть свобода – в простоте и… когда ничего не боишься. Очень важно ни от кого не зависеть, делать своё дело качественно и заботиться о семье, выполнять все обязательства.

… Если тебе нравится что-то делать, то ты должен в этом направлении обязательно постоянно работать. И стараться свое увлечение превратить в профессию. У меня путь был легким – просто получилось такое удачное стечение обстоятельств. Но ведь часто у многих бывает сложнее. Ни в коем случае не нужно думать только о том, как заработать побольше денег – главное, делать то, что близко душе, и не обращать внимания на людей, которые отговаривают заниматься любимым делом".

Наталья Шумилова, Gayanat project



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS