Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Как развить эмоциональный интеллект, зачем его развивать. Вы доверяете интуиции |
Эмоции способны помочь или помешать вам, однако вы не сможете этого узнать до тех пор, пока не поймете их суть. Книга «Эмоциональный интеллект 2.0» поможет вам разобраться со своими эмоциональными состояниями и научиться с ними совладать. Выбрали для вас пять советов, которые помогут правильно воспринимать собственные эмоции. Перестаньте воспринимать чувства как хорошие и плохиеЧеловеку свойственно делить свои эмоции на две простые группы: хорошие и плохие. Например, большинство людей автоматически относят чувство вины к плохим эмоциям. Вы не хотите испытывать это чувство и готовы изо всех сил бороться с собой, желая от него избавиться. В иных ситуациях вы выпускаете на волю свое возбуждение. Иногда вы накачиваете себя энергией, а иногда разбрызгиваете ее во все стороны. Отрицательная сторона наделения эмоций ярлыками состоит в том, что при такой оценке вы не можете по-настоящему понять, что именно чувствуете. Когда же вы даете себе возможность спокойно разобраться с эмоцией и понять, в чем она состоит, то получаете шанс узнать, что служит причиной ее возникновения. Отказ от суждения относительно эмоций позволит им сделать свое дело и бесследно исчезнуть. А постоянное размышление о том, должны ли вы чувствовать то, что чувствуете, пробуждает к жизни все новые эмоции и не дает возможности реализоваться изначальному чувству. Поэтому сразу же обращайте внимание на ситуации, когда у вас начинают развиваться те или иные эмоции. Воздержитесь от того, чтобы повесить на свою эмоцию ярлык «хорошая» или «плохая», и тогда вы сможете понять кое-что важное. Записывайте свои эмоцииОсновная проблема при развитии самовосприятия - это объективность. Довольно сложно овладеть перспективным видением своих эмоций и склонностей, когда вы каждый день пытаетесь начать лезть на гору с самого подножия. Записывая свои мысли, вы сможете фиксировать, какие события послужили триггером для эмоций и каким образом вы отреагировали на них. Вы можете писать о том, что происходило с вами дома или на работе, - в этом нет никаких ограничений. Всего через месяц вы заметите устойчивую модель своего поведения и возникновения эмоций, и это позволит лучше понять свои склонности. Вы начнете лучше понимать, какие эмоции погружают вас в депрессию, что позволяет почувствовать приподнятость духа, а с какими из эмоций вам труднее всего справиться. Тщательно наблюдайте за людьми и ситуациями, нажимающими на ваши кнопки и выпускающими на волю ваши самые сильные эмоции. Опишите эмоции, которые вы испытываете каждый день. Не забывайте также описывать физические проявления, сопровождающие их. Вы приобретаете способность к более ясному видению, потому что фиксация ваших эмоций на бумаге позволяет легче определить, в чем состоят ваши склонности. Ваш дневник может послужить отличным источником, к которому вы прибегаете, оценивая свое самовосприятие. Отмечайте присутствие ваших эмоций в книгах, фильмах и музыкеЕсли вам с трудом удается посмотреть внутрь себя для того, чтобы понять, в чем состоят ваши эмоциональные закономерности и склонности, вы можете открыть для себя ту же самую информацию с помощью кино, музыки и книг, с которыми вы чувствуете внутреннюю связь. Если текст песни или ее настроение вступают в резонанс с вашими ощущениями, то это способно многое сказать о вашем внутреннем ощущении, а если вы постоянно вспоминаете определенного персонажа из книги или фильма, то это может свидетельствовать о том, что его мысли и чувства параллельны вашим. Внимательное изучение этих моментов способно научить вас многому относительно себя самого. Кроме того, с помощью этого инструмента вы можете многое рассказать о своих чувствах другим людям. Поиск отражения ваших эмоций в игре артистов позволяет вам узнать много о себе и открыть в себе чувства, которые трудно высказать словами. Иногда вы попросту не в состоянии найти нужные слова для того, чтобы выразить нужные эмоции… и вдруг слышите, как именно их произносит герой фильма. Слушание музыки, чтение книг, просмотр фильмов и даже взгляд на картину художника могут открыть дорогу к вашим самым глубоким эмоциям. В следующий раз, когда ваше внимание привлечет фильм или книга, попробуйте копнуть глубже - вы никогда не знаете, что найдете в результате своих поисков. Не давайте плохому настроению себя одурачитьМы постоянно поддаемся плохому настроению, когда нам кажется, что весь мир настроен против нас. Это состояние покрывает густым и темным туманом наши мысли, чувства и все происходящее с нами. В работе вашего мозга есть один фокус. Как только вы попадаете под власть плохого настроения, то теряете в дение всего хорошего в вашей жизни. Внезапно вы начинаете ненавидеть свою работу, вас раздражают друзья и близкие, вы недовольны своими достижениями, и ваш оптимизм относительно будущего улетучивается, как дым. Где-то в глубине души вы знаете, что все не так плохо, как кажется сейчас, однако ваш мозг остается к этому глух. Частично наше самовосприятие состоит в осознании того, через что мы проходим, пусть даже мы не можем от этого избавиться. Признайтесь себе в том, что ваше плохое настроение представляет собой своего рода облако, накрывающее все, что вы видите. Напомните себе, что ваше настроение преходяще. Эмоции изменяются постоянно, и плохое настроение пройдет - нужно лишь немного подождать. Плохое настроение - не лучшее время для принятия важных решений. Вы должны постоянно сознавать, в каком настроении находитесь. Если вы считаете, что сможете принимать безошибочные решения, невзирая на свое настроение, то в итоге столкнетесь с еще более серьезными проблемами. Важно не только размышлять над тем, какие события привели вас к нынешнему настроению. Иногда сами эти размышления (если не сильно зацикливаться на них) могут оказаться достаточным основанием для того, чтобы плохое настроение прошло само собой. Поймите, как вы ведете себя в условиях стрессаЕсли вы научитесь узнавать первые признаки стресса, то окажете тем самым себе огромную услугу. Человеческое мышление и тело говорят с вами на своем собственном языке (по крайней мере, когда имеет место стресс). С помощью эмоциональных и психологических реакций они дают вам понять, когда приходит время притормозить и сделать перерыв. К примеру, расстройство желудка может свидетельствовать о переполняющих вас нервозности и беспокойстве. Несварение желудка и усталость являются способом, с помощью которого ваше тело просит время для отдыха. Расстройство желудка может свидетельствовать о напряжении и беспокойстве, а такие симптомы, как головная боль, стоматит или боль в спине, могут являться выражением других внутренних проблем. Ваше самовосприятие во времена стресса и напряжения должно служить третьим ухом, внимательно слушающим голос вашего тела или его крики о помощи. Когда вы «нажимаете» слишком сильно, ваше тело готово сказать вам о многом. Потратьте время на то, чтобы услышать эти сигналы и перезарядить свои эмоциональные батареи раньше, чем эмоциональный стресс приведет к постоянному повреждению вашей внутренней системы. Интегралы, теоремы, химические формулы и малоизвестные исторические даты – штука сложная, но совершенно бесполезная в обычной повседневной . Как много времени уделяется заучиванию практически ненужного материала за школьной партой, тогда как действительно значимые вещи упускаются. А ведь и реализация человека в жизни гораздо больше зависит от умения управлять своими , чем от умственных способностей. Возьмем примеры любых успешных предпринимателей – Джек Уэлш, Ричард Бренсон, Рид Хоффман, Ларри Пейдж. Все они добились колоссального успеха не только благодаря уму, но также и умению собрать вокруг себя нужных людей, правильно организовать их труд, направить способности в нужное русло. Как им это удалось? Огромная заслуга таких личностей лежит в эффективном использовании эмоционального интеллекта! Значит, развиваем эмоциональный интеллект! В сущности, эмоциональный интеллект – это умение управлять, понимать, а также манипулировать своими и чужими эмоциями; способность распознавать намерения и человека, используя их для достижения личных целей. Так, Д. Уэкслер и К. Штайнер в свое доказали, что высоких карьерных достижений и успехов в социуме добиваются именно те личности, у которых хорошо развита способность находить общий язык с окружающими, которые научились эффектно взаимодействовать в социуме благодаря эмоциональным связям. Эмоциональный интеллектПрофессор Д. Гоулман выделил следующие составляющие эмоционального интеллекта. 1. Способность к распознанию эмоций по внешнему поведению, жестам и голосу, без которой невозможно легко завязывать контакты. 2. Способность к эмпатии как умение слышать и понимать чувства других людей, правильно на них реагировать, вовремя проявляя заботу и сопереживание. Это качество помогает выстраивать доверительное общение. 3. Способность мотивировать себя не только материальным (денежным) вознаграждением, но и получать удовольствие от самого факта покорения . 4. Способность к самосознанию, анализу самого себя и своих чувств, пониманию причины конфликтов во взаимоотношениях, целей , своих сильных и слабых сторон. 5. Способность к самоконтролю, что проявляется в умении гибко управлять собственными чувствами и эмоциями, сдерживая негативные порывы. 6. Способность манипулировать другими людьми, умение быть убедительным в глазах собеседника, призывая его работать на благо собственных профессиональных интересов. Как развить эмоциональный интеллект?Зная практическую ценность умелого управления эмоциями, мы подходим теперь к главному вопросу: как развить эмоциональный интеллект? Перед вами 6 простых, но оттого не менее эффективных способов. 1. Ведение дневника самонаблюдения. Чтобы научиться управлять другими, надо хорошо изучить самого себя и свои . Заведите , в который записывайте конфликты дня, что вы чувствовали в этот момент, и каким образом вам удалось справиться с опасной ситуацией? Какие довлели над вами? Какие выводы вы сформировали? 2. Уроки общения и взаимодействия. Даже если вы не любите находиться в большом коллективе, либо не горите желанием много общаться, постарайтесь пересилить себя и построить диалог с самыми разными людьми вашего круга. Попробуйте узнать их мнение о вас и ваших способностях, слабых и сильных сторонах, посмотрите на себя их глазами. Вы откроете много нового! 3. Взгляд всех сторон конфликта. Очень важно в общении проявлять гибкость, особенно если собеседник обладает ярким темпераментом и отстаивает противоположную точку зрения. Попробуйте взглянуть на предмет его глазами, откажитесь от старого способа мышления для достижения компромисса. 4. Умение ставить на паузу. Перед тем, как отреагировать привычным образом на очередное предложение или обвинение, сделайте паузу и обдумайте возникшую реакцию, так ли она хороша? Можно ли как-то иначе выразить мысль, чтобы не обидеть собеседника и лучше донести до него свою ? 5. Советчик с противоположным мнением. Очень часто люди, непохожие на нас, могут дать такой дельный совет, который никогда бы не пришел нам в голову. Заведите дружбу со своей противоположностью и советуйтесь с ним в сложных ситуациях, это позволит избежать многих неприятных моментов в будущем. 6. – в результат. Если что-то вынуждает вас злиться или нервничать, не стоит опускать руки или заливать стресс алкоголем. Самое правильное решение – направить энергию разрушения на достижение результатов. То есть не пускать на самотек, но еще раз обозначить направление. Развивая эмоциональный интеллект, вы учитесь не только решать задачи, но и управлять мыслями и чувствами окружающих во благо ваших личных интересов. Такая способность сделает вас неформальным лидером любого коллектива, подготовив хороший плацдарм для будущих успехов. Задание «Напоминалки» Организуйте систему напоминаний в вашем телефоне (не менее 2-х напоминаний в день). Сделайте это случайным образом. В момент возникновения сигнала определите, какие эмоции вы испытывали непосредственно перед сигналом (скорей всего, в момент сигнала вы будете испытывать легкое раздражение J) вспомните и запишите. Задание «Дневник эмоций» Приобретите тетрадь или блокнот. Определите для себя наиболее удобное время (утро, вечер). В это время вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения. Факт (ситуация, человек) Мысли Упражнение «Установки про эмоции»
Упражнение «О чем сигнализирует нам негативная эмоция?»
Упражнения для развития навыков осознания эмоций других
«Общественный транспорт»
Упражнения для развития навыков управления своими эмоциями«Дыхание»
«Проблемы»
«Ресурсное состояние»
«Хвастаться»
Упражнения для развития навыков управления эмоциями другихУпражнение «Эмоциональный баланс»
Упражнение «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Мы испытываем эмоции 24 часа в сутки, даже когда спим, но при этом лишь очень малая часть людей умеет ими по-настоящему управлять. Эти люди являются знатоками эмоций, они хорошо понимают и справляются со своими чувствами, а также расшифровывают чувства других людей. Какие преимущества это умение несет за собой? Повысив свой эмоциональный интеллект, вы сможете добиться успехов во многих сферах своей жизни (от личной до общественной) и научитесь решать проблемы, не вовлекая ненужные эмоции. Кроме того, есть большая вероятность, что вы будете довольны своей жизнью, потому что сможете понять, в чем нуждается ваша психология в любой момент времени. Вы научитесь мотивировать себя буквально на ровном месте — при помощи обычных мыслей. Вам не нужны будут внешние факторы, чтобы быть счастливым, потому что вы умеете направлять свои эмоции в нужное вам русло и добиваться желаемого настроения. Каждый человек мечтает о том, чтобы научиться мыслить ясно. Но что это значит? Вы не сможете донести свою точку зрения, если будете раздражены и разгневаны, потому что в такие моменты ваше сознание засорено эмоциональным мусором, который мешает вам думать. Если вы управляете своими эмоциями, то сможете управлять и своим разумом. К тому же вы наверняка знаете, какие катастрофические последствия несут в себе . Они могут вас лишить всего — , жизни, денег, репутации и счастья. В то время как человек, управляющий своими эмоциями, здоров и весел, он радуется жизни и смотрит на все проблемы как на новые возможности. Наш курс был написан с целью повышения уровня вашего эмоционального интеллекта, что непременно повлечет за собой все позитивные последствия, о которых мы сказали выше. Что такое эмоциональный интеллект?Традиционный тест на измерение интеллекта IQ был неспособен предсказать успех человека в личной, общественной жизни и карьере. Люди, обладающие высоким интеллектом, необязательно достигали своих целей и наоборот — не очень умные люди каким-то магическим образом достигали невероятных высот. Поэтому в обществе возник вопрос: «Так что же влияет на качество жизни, достижения счастья и успеха?». И многие психологи считают, что нашли ответ — речь о повышении уровня эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект (ЭИ, emotional intelligence) - это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решений практических задач. Существует и менее научное определение, которое дали Говард Бук и Стивен Стайн: это способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интутивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться и быть обаятельным. Говоря проще, ваш эмоциональный интеллект находится на высоком уровне, когда вы уравновешены в любой ситуации и можете положительно влиять на эмоции других людей. В этой связи, эмоциональный интеллект можно разделить на два элемента: понимание своих и чужих эмоций. Применение эмоционального интеллекта в жизниХотите вы того или нет, но вы испытываете эмоции в любой ситуации: при общении с человеком, в картинной галерее, супермаркете. Поэтому вы каждый день применяете эмоциональный интеллект, разница только в том, насколько высок его уровень. Вы, и только вы решаете, какие эмоции и чувства испытывать в любой момент. Хотите испытывать обиду и раздражение — пожалуйста. Желаете радоваться жизни и с оптимизмом смотреть в будущее — этого вы тоже можете достичь. Вы будете спокойны и уравновешены, если будете разбираться в своих эмоциях и начнете их контролировать. Но зачем тогда понимать эмоции других людей? Разве недостаточно разбираться в своих и научиться ими управлять? Мы общаемся с людьми каждый день в той или иной форме, поэтому понимать, что человек чувствует и почему — это ключевой момент в построении хороших, гармоничных отношений. Вы можете быть не особо талантливым человеком и обладать не выдающимся интеллектом, но если вы умеете общаться с людьми и они уважают и ценят вас, то добьетесь огромного успеха. Как развить эмоциональный интеллект?Эмоциональный интеллект сам по себе является навыком, который можно и нужно развивать. Вам потребуется дисциплина и терпение, потому что серьезные успехи придут не сразу. Вы должны смотреть на жизнь с оптимизмом, потому что временами будете терпеть поражения, откатываться назад и испытывать негативные эмоции, от которых хотите избавиться. Вам также нужно научиться мотивировать себя, потому что без этого умения вы не сможете заниматься повышением уровня эмоционального интеллекта каждый день. Наш курс даст вам все необходимое для этого. Чтобы вовремя распознавать негативные, деструктивные эмоции, вам нужно быть осознанным. Мы коснемся этого момента, но советуем пройти курс по духовным практикам, а особенно урок о . Первым шагом в борьбе против любого врага (разрушительных эмоций) является его распознавание, поэтому так важно находиться в состоянии осознанности и подмечать, когда ваши эмоции выходят из-под контроля. В нашем курсе вы найдете несколько хороших и полезных упражнений для развития эмоционального интеллекта. Помните, что только с практикой приходят серьезные результаты, поэтому внедряйте знания в жизнь и изучайте себя. Вам нужно будет понимать, как устроена ваша . Каждый человек имеет свои уникальные черты, которые влияют на то, как он думает, что чувствует и как принимает решения. Однако даже если вы думаете, что изучили свою психологию полностью и знаете себя, продолжайте наблюдать за собой, ведь все меняется. Вы сегодня и вы завтра — это разные люди, поэтому подмечайте перемены в себе и делайте соответствующие выводы. Настройтесь на долгий путь и сделайте его максимально привлекательным. Помните, что никто, кроме вас самих, не сможет вам помочь. Первые хорошие результаты придут к вам после окончания курса, если вы будете придерживаться всех советов и рекомендаций, которые найдете в наших уроках. Читайте биографии выдающихся людей и оценивайте их жизни с позиции эмоционального интеллекта. Смогли бы или достичь таких выдающихся успехов, если бы не умели управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей? Вы и сами знаете ответ на этот вопрос. Хотите проверить свои знания?Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. Уроки по развитию эмоционального интеллектаИзучив большое количество книг и учебников, мы пришли к выводу, что эмоциональный интеллект можно повысить путем изучения теории и применения ее на практике. Мы разработали для вас пять уроков, которые помогут вам научиться разбираться в собственных эмоциях и эмоциях других людей. Цель курса: познакомить нашего читателя с эмоциональным интеллектом, его моделями и необходимыми навыками для его развития и повышения. Задача курса : научить читателя управлять своими эмоциями и развить его навыки эмпатии, ассертивности и умения слушать. Представляем вашему вниманию небольшой обзор каждого из уроков. Для , по сути, нужно не так много. Необходимо найти дело, которым хочется заниматься всю жизнь, чувствовать что твоя деятельность нужна обществу и достигать своих целей. Сложность в том, чтобы научиться смотреть на жизнь с надеждой и верой и мотивировать себя просыпаться каждое утро с улыбкой и решимостью прожить день с максимальной пользой. В этом уроке мы научим вас смотреть на жизнь с оптимизмом. Это значит не только видеть хорошие стороны любой проблемы, но и предпринимать действия для ее решения. Мы затронем позитивную психологию и силу, которую несет позитивное мышление. Вы удивитесь, насколько легко и одновременно сложно менять негативные мысли на позитивные. И когда вы достигнете успеха, то научитесь контролировать свои эмоции и использовать их для достижения успеха. Как проходить занятия?Ориентировочный срок прохождения нашего курса — две недели. Вы можете пробежаться по нему и за несколько дней, однако помните, что курс предлагает изучить несколько навыков, а они в свою очередь требуют продолжительной работы над собой. Мы постарались максимально упростить подачу материала и не перегружать вас научными терминами и понятиями, поэтому вам не нужно особенно настраивать себя и изучать дополнительные материалы перед прохождением курса. Одно небольшое условие — держите возле себя блокнот и ручку. Вам наверняка будут приходить на ум интересные мысли, поэтому записывайте их сразу. К тому же некоторые наши упражнения требуют записывания. Первый и второй уроки имеют отношение к теории, однако не спешите сразу переходить к третьему. Вы должны прояснить для себя важность повышения уровня эмоционального интеллекта, а также изучить его модели для того, чтобы двигаться не на ощупь, а четко понимать, куда вы идете. Выделите один-два дня на каждый из теоретических уроков. Третий, четвертый и пятый уроки — это практика. В связи с этим, выделите себе максимально возможное количество и проходите их не спеша. Выполняйте все упражнения и прислушивайтесь ко всем рекомендациям и советам. Помните, что любое знание должно моментально преобразовываться в действие, иначе оно будет бессмысленным. Книги и учебникиСтоит ли продолжать свое обучение по окончании курса? Безусловно, ведь психология эмоций — достаточно сложная и непостоянная материя, поэтому вы должны приучить себя к длительному обучению. Впрочем, это достаточно интересно и не должно нести элемент вынужденности. Читайте рекомендованную нами литературу, периодически повторяйте упражнения из курса, ведите дневник и оставайтесь осознанным, что бы ни случилось.
Желаем вам удачи и как напутствие предлагаем вам прочитать цитаты известных людей. Цитаты известных людей о важности управления эмоциями«Под прощением понимается некоторая эмоция. Это неверно. Скорее это прекращение некоторой эмоции». Айрис Мердок. «Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет. Успех приходит к тем, кто просыпается в хорошем настроении». Марсель Ашар. «Жить страстями может только тот, кто подчинил их себе». Альбер Камю. «Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя». Лев Толстой. «Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение». Дейл Карнеги. «Чувство — огонь, мысли — масло». Виссарион Белинский. «Как только вы замените негативные мысли позитивными, вы начнете получать позитивные результаты». Вилли Нельсон. «Во время большого стресса или неприятностей, всегда лучше занять себя возделыванием вашего гнева и энергии во что-нибудь позитивное». Ли Якокка. «Смех является лучшим средством выражения позитивных эмоций». Норман Казинс. «Если в трудных ситуациях вы сосредоточитесь на возможностях, вы можете изменить свое отношение, снизить стресс и сконцентрировать внимание на достижение тех вещей, которые раньше могли казаться невозможными». Катерина Пальсифер. «Мы — это то, что мы думаем. Наши эмоции — рабы наших мыслей, а мы в свою очередь рабы эмоций». Элизабет Гилберт. «Эмоции, равно как и заботы, омрачают ясную голову. Все еще сто раз переменится». Эрих Мария Ремарк. «Если эмоции будут в порядке — обиды и неурядицы исчезнут сами». Нейах. «Дисциплина важна, но приучите себя к хорошим эмоциям. Это — единственная дисциплина, которая вам необходима». Эстер и Джерри Хикс. «Эмоции имеют свой запах и привкус; возможно они передаются от человека к человеку посредством каких-то особых волн». Диана Сеттерфилд. «Все правильные мысли приходят только после того, как эмоции заканчиваются». Наполеон Хилл. «Если освободить проблему от эмоций — останется просто ситуация». Неизвестный автор. «Гнев — это сообщение о наличии проблемы, которую необходимо разрешить позднее». Пол Экман. Желаем вам успехов в повышении уровня эмоционального интеллекта! Становление личности – сложный процесс взаимодействия интеллектуального и эмоционального развития. В последние годы всё больше внимания уделяется эмоциональному интеллекту, то есть «способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы» (Дж. Майер и П. Саловей).Понятие « эмоциональный интеллект » не является новым в педагогике. Об этом явлении писали многие учёные, но использовали другие термины в зависимости от особенностей его выражения: Л.С. Выготский – «обобщение переживаний», А.В. Запорожец – «эмоциональное воображение», В.С. Мухина – «разумность чувств».
Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития лишь на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Основы будущей личности закладываются уже в дошкольном возрасте, который, по определению А. Н. Леонтьева, является периодом первоначального, фактического склада личности. Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа. Окружающая действительность в какой-то мере либо тормозит эмоциональный мир ребёнка, либо искажает процесс его развития. В настоящее время существует большое количество программ для развития эмоционального интеллекта взрослых. Однако, на наш взгляд, эта проблема наиболее актуальна для дошкольного возраста. По мнению американских исследователей, эмоциональный интеллект и связанные с ним качества способствуют не только нравственному развитию детей, но и их академическим успехам. Очень важно оберегать эмоциональную сферу дошкольника, не ограничивать её развитие системой тренингов. «Мне нравится сама мысль о том, что людей можно научить более глубокому пониманию собственной эмоциональной жизни и помочь им в достижении их целей, – говорит основоположник Питер Сэловей. – но что мне совсем не нравится, так это воспитание конформности! Боюсь, любая кампания по повышению эмоционального самоконтроля у детей закончится тем, что их станут натаскивать на «единственно верную» эмоциональную реакцию применительно к данной ситуации – смех на празднике, плач на похоронах и так далее». Преподаватель психологии Национального института по подготовке воспитателей детских садов (г. Хошимин, Социалистическая Республика Вьетнам), аспирант кафедры общей и педагогической психологии Воронежского государственного педагогического университета предлагает свой вариант программы развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Он считает: нигде так явственно не проявляется эмоциональный интеллект , как в искусстве общения. Доброжелательность, тактичность, умение оценить ситуацию и нужным образом реагировать на неё – всё это требует развитого чувства эмпатии. Цель программы. Развитие ориентации дошкольника на роль и значимость других людей в его деятельности. Задачи: Занятие по рассказу К.Д. Ушинского «Играющие собаки» Чтение текста. Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых. Беседа. Игра «Волны» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова). Цель. Учить выражать с помощью жестов доброжелательное отношение к сверстникам. Ход игры Занятие по рассказу М. Зощенки «У бабушки» Чтение текста. Мы в гостях у бабушки. Сидим за столом. Подают обед. Игра «Праздник вежливости» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова). Цель. Стимулировать желание радовать и поддерживать друг друга с помощью слов. «Сегодня в нашей группе, – говорит воспитатель, – объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится шанс проявить свою вежливость и поблагодарить других за что-нибудь. Вы можете подойти к любому и сказать: «Спасибо тебе за то, что ты...». Вот увидите, благодарить очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди еще и очень внимательны. Готовы? Тогда начинаем». Занятие по стихотворению Э. Мошковской «Трудный путь» Чтение текста. Беседа. Игра «Живые куклы» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова). Цель. Стимулировать сопереживание, желание помочь окружающим. Ход игры Занятие по рассказу М. Зощенки «Я не виноват» Чтение текста. Сидим за столом и кушаем блины. Беседа. Материал. Рисунки детей. Ход игры Занятие по стихотворению Я. Акима «Мой брат Миша» Чтение текста. Беседа. Цель. Формировать способность согласовывать собственные действия и поведение с действиями и поведением других детей, учитывать влияние других детей на свои действия. Ход игры В качестве составляемой фигуры могут быть любые реальные и сказочные животные (собака, гусеница, дракон и т.д.). Если детей в группе много, можно усложнить игру и составить двоих животных, которые могут общаться: жать друг другу руки, обнюхивать друг друга, вилять при встрече хвостами. Занятие по стихотворению А. Барто «Одиночество» Чтение текста. Беседа. Игра «Старенькая бабушка» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова). Цель. Стимулировать сопереживание, желание поддерживать и помогать другому. Ход игры Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей в роли атомобилей бегают по проезжей части. Поводырю нужно уберечь бабушку (дедушку) от машин, показать доктору (его роль играет ребёнок), купить лекарство и привести по той же дороге домой. Занятие по стихотворению А. Барто «Разлука» Чтение текста. Беседа. Игра «Работаем вместе» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова). Цель. Формировать способность согласовывать собственные действия и поведение с действиями и поведением других детей, договариваться и сотрудничать с другими. Ход игры Занятие по рассказу Н. Носова «Ступеньки» Чтение текста. Игра «Разговор сквозь стекло» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова). Цель. Формировать способность учитывать эмоциональное состояние сверстника, повторять и передавать информацию, полученную от него. Стимулировать желание понимать другого без слов. Ход игры Приложение Приёмы развития эмоционального интеллекта ребёнка, которые могут использовать родители: Создавайте положительный эмоциональный фон в семье. Это способствует хорошему самочувствию ребёнка. Если он плохо себя чувствует, он не может думать о других. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?