Главная - Дикция
Тот, на ком природа гения отдохнула: Ян Брейгель Младший. Художник ян брейгель бархатный Ян брейгель младший рай описание

Новость из мира искусства

Ян Брейгель Старший. Райский сад, 1613

Министр культуры Великобритании Эд Вайзей (Ed Vaizey) временно заблокировал экспорт одной из лучших работ фламандского художника Яна Брейгеля Старшего (Jan Brueghel the Elder) "Райский сад со сценой грехопадения" (The Garden of Eden With the Fall of Man). Таким образом, власти Великобритании предпринимают попытку сохранить картину XVII века в Англии.

Картина (23,7х36,8 см, масло) была продана на аукционе Sotheby’s в Лондоне в июле этого года за 6,8 млн. фунтов стерлингов ($10,6 млн.), что более чем вдвое выше первоначальной оценки. Сразу после продажи картина была признана "выдающимся культурным наследием" и к вывозу запрещена до 4 марта 2015 года. Ранее картина была приобретена в 1853 году Алджерноном Перси (Algernon Percy), четвертым герцогом Нортумберлендским, и долгое время находилась в родовом замке Алнвик (Alnwick). Публично картина выставлялась последний раз в Англии на выставке Festival of Britain Exhibition в 1951 году. Решение продать шедевр принадлежит его нынешним владельцам. Для окончательного решения вопроса необходимо выкупить полотно за 6,9 млн фунтов стерлингов. Таким образом, появился реальный шанс оставить картину в Англии. Прецедент этому был: "Автопортрет" Ван Дейка (1641) благодаря финансовой поддержке публики и супруги принца Уильяма Кейт Миддлтон был выкуплен и с мая 2014 года экспонируется в Лондонской национальной портретной галерее.

1. Ян Брейгель Старший (1568-1625) вошел в историю живописи с несколькими прозвищами - "Бархатный", "Цветочный" и даже "Райский". Ян был вторым сыном Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого), братом Питера Брейгеля Младшего (Адского) и отцом Яна Брейгеля Младшего. Картина "Эдемский сад" Яна Брейгеля Старшего из коллекции герцогов Нортумберлендских является одной из шести работ художника на данную тему.


Земля (Первозданный рай), 1607-1608

2. Брейгель получил прозвище "Бархатный" из-за необычайной прелести его палитры, а "Райский" - потому что написал серию картин с райскими пейзажами.


Рай, 1616


Адам и Ева в райском саду

5. Яну Брейгелю в оживлении пейзажей часто помогал великий Рубенс, с которым они были очень дружны. Известна, например, совместная картина Яна Брейгеля и Рубенса "Рай". В этой картине первый написал ландшафт, а второй - Адама и Еву.


Адам и Ева в райском саду


Вступление животных в Ноев ковчег

7. Ян Брейгель написал большое количество картин на библейские и мифологические темы и аллегорий.


Пейзаж с Товией и ангелом, 1598


Воздух, 1621

9. Ян Брейгель Старший знаменит своими прекрасными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков, поэтому он и получил прозвище Бархатный, или Цветочный. Художник имел доступ в королевские оранжереи, в которых выращивали редчайшие растения. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение.


Натюрморт с цветами в стеклянной вазе, 1610

10. Цветы Ян Брейгель изображал мастерски. Он умел передать всю их прелесть, яркость, сочетание красок.


Цветы в вазе, 1609-1615

11. Ещё он был знаменит своими многочисленными изображениями Мадонны в гирляндах из цветов и фруктов.


Мадонна с младенцем в цветочной гирлянде

Ян Брейгель чрезвычайно много работал. Его картины имеются почти во всех крупных художественных музеях. Со-хранилось также большое число его рисунков.

Ян Брейгель Старший — великий нидерландский художник, живописец. Один из самых знаменитых художников нескольких поколений художников Брейгелей. Сын и брат . Одним из его сыновей также был великий живописец . Яна Брейгеля Старшего также называли Бархатным и Цветочным за манеру его письма и цветочные мотивы в картинах, которые отличали его от живописи других членов знаменитой семьи.

Ян Брейгель Бархатный родился в Брюсселе в 1568 году. Его учителями были Питер Гуткинт и Гиллис ван Конниксло. И всё же большее влияние на его творчество оказало искусство его отца Питера. Его картины, несмотря на большое влияние стилистики, характерной для его отца и брата, фламандской живописи, есть нечто своё, что принадлежит только ему — Яну Цветочному . Так, самыми известными стали картины, на которых изображены великолепные пейзажи с маленькими людьми, что служат лишь для оживления красивейшей природы. Так же знаменитыми являются его натюрморты, в которых преобладает цветочная тематика и большая детализированность во всех деталях. Надо сказать, что цветы, что писал Ян Брейгель Старший, росли в королевской оранжерее, куда ему был открыт доступ. Большинство цветов были крайне редкими, необычными для тех мест, где он родился и жил. Брейгель Бархатный писал картины на мифологические темы и характерные для того времени аллегории. Был очень дружен с Питером Паулем Рубенсом, который считал Яна практически своим братом.

Ян Брейгель Старший умер в 1625 году от холеры. Вместе с ним жертвами эпидемии стали и трое его детей Элизабет, Мария и Питер.

Вам срочно необходим автомобиль? Лучшим образом в этом вам сможет помочь аренда авто в Донецке . Большой выбор автомобилей любого класса и самые адекватные цены.

Аллегория земли

Аллегория изобилия

Искушение св Антония

Лесной пейзаж с обращением св Евстахия

Натюрморт с цветами в стеклянной вазе

Натюрморт с цветами

Ной собирает животных для ковчега

Пейзаж с двумя мельницами

Пейзаж с крестьянами

Пир Ахелоя

Рай земной

Свадебный танец

Святое семейство

(Кликабельно)
Букет цветов в голубой вазе, около 1608. Дубовая доска, масло, 66х50,5 см. Музей истории искусств, Вена.

Ян Брейгель Старший, прозванный Бархатным, именовался также Цветочным: его многочисленные букеты и цветочные гирлянды были написаны с таким мастерством, что многие именитые художники приглашали Яна Брейгеля Бархатного-Цветочного к сотрудничеству: написать цветы в их картинах на разные сюжеты. Самый знаменитый и виртуозный живописец, с которым довелось сотрудничать Брейгелю Бархатному - Питер Пауль Рубенс. Но сегодня мы рассмотрим только те цветочные композиции, которые написаны лично Брейгелем Бархатным. Все его букеты можно условно разделить на три типа: первый - это высокие букеты, такие, как замечательная композиция с черным ирисом вверху поста. Два других высоких букета из Музея истории искусств в Вене Яна Брейгеля Старшего я уже упоминала в

Один из этих букетов был в деревянной кадке, а среди цветов в центре помещён рябчик, который называют ещё царской короной. Есть два авторских повторения этого натюрморта Брейгеля Бархатного - в Старой пинакотеке в Мюнхене и в Рейксмузеуме в Амстердаме. Повторения написаны с отличиями в деталях. Я размещаю ниже все три варианта, чтобы те, кому нравится искать отличия, могли поупражняться.))) Все картинки далее - кликабельны.


Ян Брейгель Бархатный. Цветы в деревянном сосуде, 1606-1607. Дерево, масло, 98х73 см. Музей истории искусств, Вена.



Ян Брейгель Старший. Букет цветов, между 1600-1625. Дерево, масло, 125х96 см. Старая Пинакотека, Мюнхен; Натюрморт с цветами,1600-1630. Дерево, масло, 113,7×86,4 см. Рейксмузеум, Амстердам.

Композиция с чёрным ирисом, лилиями и гортензиями, тоже пример высокого букета, и другая - с рябчиком и подсолнухами, венчающими букет, написаны Брейгелем Бархатным приблизительно в одно время и, судя по одинаковым технике, размерам и формату, они могли быть парными:

Брейгель Бархатный. "Цветы в вазе" и "Цветочная ваза", 1600-1625. Холст, масло, 181х70 см. Прадо, Мадрид

Ещё два авторских варианта натюрморта с тюльпанами и розами в китайской вазе из разных музеев. Они отличаются и основой под живопись: букет из галереи Маурицхёйс написан на дереве, а букет из музея Прадо - на медной пластине:



Цветы в вазе Ван-Ли, около 1600-1615. Дерево, масло, 42×34,5 см. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага; Цветы в вазе с бабочками, 1600-1625. Медь, масло, 48х35 см. Музей Прадо, Мадрид.

Натюрморты с розами в китайской вазе - это другой тип букета, более скромный, невысокий и с небольшим количеством цветов. Такого же типа - изящная композиция с розами, тюльпанами и вьюнком в стеклянной вазе из музея Прадо:


Брейгель Бархатный. Ваза с цветами, 1600-1625. Дерево, масло, 41х33 см. Прадо, Мадрид.

К этому же типу можно условно отнести небольшие изящные букеты из разных цветов в одном и том же стакане. Последняя картина, из Амброзианы - моё фото из их каталога - не слишком радует качеством, но лучше невозможно.



Брейгель Бархатный. Натюрморт с цветами в стакане, 1600-1625. Медь, масло, 24,5х19 см. Рейксмузеум, Амстердам; Цветы, в.п. 16 в. Дерево, масло, 49х39 см. Музей Прадо, Мадрид.

Брейгель Бархатный. Цветы в стакане, около 1618. Медь, масло, 43х30 см. Пинакотека Амброзиана, Милан.

Тип горизонтальной композиции с лежащими цветами:


Цветы в чаше, 1615. Дерево, масло, 44х66 см. Прадо, Мадрид.

Подобную композицию в этой же каменной чаше написал сын Брейгеля Бархатного - Ян Брейгель Младший (1601-1678):


Ян Брейгель Младший. Чаша с цветами, до 1630. Дерево, масло, 44,5 × 71,5 см. Национальный музей, Гданьск.

Цветочные композиции, как и пейзажи, Яна Брейгеля Младшего представлены в основном в частных коллекциях, есть много картинок с аукционов, но учитывая, что информация о них неполная и неподтвержденная, я их не привожу, чтобы не распространять сомнительные сведения - слишком много скандалов с аукционными произведениями этого времени, не хочу их поддерживать и вносить хаос в информацию о наследии семейства Брейгелей.

Ещё два примера композиций с лежащими цветами Яна Брейгеля Бархатного:


Брейгель Бархатный. Цветы в корзине и в вазе, 1615. Дерево, масло, 55,2x89,1 Вашингтонская национальная галерея.


Брейгель Бархатный. Цветы на плите, 1600-1625. Дерево, масло, 43х33 см. Прадо, Мадрид.

Завершу рассказ о цветочных натюрмортах от семейства Брейгелей роскошным барочным натюрмортом Абрахама Брейгеля (1631–1690/1697) - сына Яна Брейгеля Младшего, внука Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) и правнука Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого):


Абрахам Брейгель. Фрукты и цветы, между 1670-1680. Холст, масло, 75,5×97,5 см. Музей Бойманс-ван Бёнинген, Роттердам.

Для особо интересующихся:
краткая биография Яна Брейгеля Старшего.
Jan Brueghel the Elder (1568-1625)


Jan Brueghel the Elder
Vase with Flowers
Oil on copper
45 x 65 cm
Pinacoteca Ambrosiana (Milan, Italy)

Ян Брейгель Старший прозванный Бархатным родился в 1568 году в Брюсселе. Его знаменитый отец Питер Брейгель Старший умер через год после рождения своего младшего сына, мать скончалась в 1578 году, поэтому воспитанием и художественным образованием мальчика занялась его бабушка по материнской линии Мария Бессемерс. Миниатюристка Мария Бессемерс была женой известного гравера Питера Коуке из Альста и одной из лучших художниц южных Нидерландов, специализирующейся на изображении цветов. Именно дед Яна Питер Коук играл одну из первых ролей в распространении ренессансных идеалов в Нидерландах и издании сочинений Ветрувия и Серлио, ставших необходимыми пособиями для всех последующих поколений фламандских архитекторов и живописцев. Ян научился у Марии Бессемерс рисунку и технике миниатюры, а также унаследовал любовь к изображению цветов. Таким образом, Ян Брейгель рос в особо благоприятных условиях для развития его таланта.
Искусство масляной живописи он постигал в мастерской Питера Гуткинда в Антверпене, который кроме художественной деятельности занимался и торговлей произведениями искусства. Именно в атмосфере этой художественной семьи начинающий художник знакомится с различными направлениями в нидерландской живописи. С юных лет проявилась его одаренность и склонность к самостоятельности. Довольно решительно он отказался от отцовского стиля (брат Питер, напротив стал его подражателем) и отправился в путешествие, чтобы непосредственно познакомится с западноевропейской живописью.
В 1589 году Брейгель посещает Кельн и Париж, где знакомится с образцами национальных школ живописи, а затем около пяти лет проводит в Италии. Ян жил преимущественно в Риме, где был душой постоянно увеличивавшейся общины северных художников. Вместе со своим другом художником Паулем Брилем он писал многочисленные ведуты древних памятников и с успехом пробовал свои силы в создании первых пейзажей как самостоятельного вида живописи. Брат Рубенса, бывший библиотекарем кардинала Асканио Колоны, знакомит Брегеля в Милане с кардиналом Федерико Борромео, большим ценителем искусства. Прелат оценил способности молодого мастера и их связь-дружба продолжалась до самой смерти художника. Большинство цветочных композиций Брегеля было создано для кардинала Борромео. Известна общирная переписка художника с кардиналом-меценатом, основавшим миланскую библиотеку Амброзиану, ее художественное собрание включает целый ряд картин Брейгеля Бархатного. Кардинал Борромео посвятил художнику восторженный панегирик, в котором восхищенно писал об “одухотворенной грации” его искусства, о сочетании “величия” и “тонкостей” в его произведениях и торжественно предсказал любимому живописцу неувядаемую славу.
После Италии Брейгель оседает в Антверпене и в 1597 году вступает в гильдию Святого Луки, деканом которой он становится в 1602 году. Председатель общества “романистов” с 1609 года, член палаты риторики, предприимчивый коммерсант - Ян Брейгель словно предвосхищает путь Рубенса, прокладывая дорогу для триумфа последнего.
Представляется интересным отметить поездку Брейгеля в Прагу в 1604 году ко двору Рудольфа II, известного любителя диковинок и редкостей. Большинство работ Джузеппе Арчимбольдо, современника отца Яна Брейгеля находилось в Праге в кунсткамере Рудольфа II и представляли собой фантастический мир цветочных портретов. Сложно предположить какое впечатление на Брейгеля произвели экстравагантные работы Арчимбольдо, однако вполне вероятно, что это могло подтолкнуть художника к созданию букета-снопа с огромным количеством разнообразных видов цветов.
С 1606 года Яна назначают художником при Брюссельском дворе, что обеспечивает его постоянными королевскими заказами и позволяет открыть свою мастерскую. Любители-меценаты наперебой старались заручиться его произведениями и заказывали ему их вперед; товарищи – величайщие художники Фландрии – приглашали его в сотрудники или украшали его пейзажи фигурным стаффажем. Его дом в Антверпене, с богатыми художественными коллекциями, был подобно дому Рубенса, одной из достопримечательностей города, которую не только приезжающие в Антверпен художники, но и знатные иностранцы считали долгом удостоить своим посещением.
В годы работы в Антверпене число заказов, поступающих к художнику от коллекционеров всей Европы, постоянно росло, и так создалась мощная мастерская. В последние годы жизни Брейгеля его мастерская работала крайне плодотворно и было создано большое количество реплик и повторов цветочных натюрмортов.
Ян Брейгель умер в 1625 году от свирепствовавшей тогда в Антверпене холеры, вместе с тремя своими младшими детьми. Его старший сын, художник Ян Брейгель младший, возглавил отцовскую мастерскую, продолжая дело отца; он был неплохим живописцем цветов.
Мы доподлинно не знаем каким образом Яном Брейгелем было получено прозвище – Бархатный. По одним оценкам это произошло из-за его пристрастия к дорогим бархатным одеждам, хотя вполне вероятно это случилось благодаря особым свойствам его живописи, а именно – присущей только ему нежной “бархатистости” живописной поверхности, которой Ян добивался виртуозным соединением разнообразных, тонко сопоставленных, звучных тонов в сияющую красочную гармонию. А. Бенуа в Истории живописи всех времен и народов писал, что “именно в бархатистости его живописи, в ее сочной нежности и роскошной ласковости лежит основной секрет ее очарования”.
В историю живописи Ян Брейгель вошел также как Брейгель Цветочный, за великое мастерство в изображении цветов. Очень поэтично высказался по этому поводу все тот же А.Бенуа. “Каким тонким человеком, должно быть, был Ян Брейгель - ведь все эти цветы не только написаны искусно и точно, но передана как бы сама их душа”.
Брейгель работал во всех жанрах “кабинетной” живописи, выделяясь среди художников широтой и многообразием тематики своего искусства. Натюрморт, в первую очередь цветочный, анималистические композиции, пейзаж, аллегория, религиозные, мифологические и жанровые сюжеты – таков диапазон тем и мотивов его живописи. Реальность и фантазия постоянно соседствуют в искусстве Яна Бархатного. Даже аллегорические его композиции насыщены натуральными деталями. Насколько был художник привязан к натуре, как внимательно ее штудировал, дают возможность заключить многочисленные сохранившиеся его этюды и рисунки с изображением разнообразных птиц, животных, трав и цветов. Цветы он изучал, как истинный ботаник, совершая в поисках интересных и редких образцов для своих натюрмортов далекие прогулки в окресностях Антверпена. Прогулки эти художник начинал ранней весной, в феврале, когда появлялись первые цветы. Весна и первая половина лета - время, когда мастер занимался почти исключительно цветочным натюрмортом, поскольку, как сетовал он в одном из писем, “в августе никаких хороших цветов уже не встретишь”. Тогда для Брейгеля наступал сезон пейзажей.
Пейзажи Брейгеля внушают ощущение редкостной колористической гармонии. Хотя художник любил оживлять их нежную зелень яркими пятнами фигур, ничто в картинах не создает впечатление пестроты. Создавал Брейгель и пейзажно-жанровые композиции, главное содержание которых составляли разнообразные бытовые сценки, происходившие на деревенских улицах.
Наибольшим успехом у современников пользовались восхитительные аллегории, изображающие пять чувств, которые неоднократно варьировались и повторялись художником. Аллегории чувств были выполнены Брейгелем совместно с Рубенсом, который писал фигуры. С развитием в высшем свете изощренности, меценаты стали наперебой устраивать “кабинеты редкостей”, которые изобиловали дорогими изделиями художественного ремесла и произведениями искусства, а также самыми причудливыми и необычными созданиями природы. В этих коллекциях особенно ценились картины, в которых художники рисовали на крошечном пространстве все те предметы которые составляли гордость собирателя. Особенно ценилась способность Брейгеля изображать самые разнообразные иллюзорные пространства и приводить к согласию неисчислимое множество деталей, каждая из которых выполнена с почти маниакальной тщательностью.
(2001 год, без сссылок на первоисточники)

Краткая справка из Википедии:

Ян (Жан) Брейгель Бархатный (Старший, Цветочный) (нидерл. Jan Bruegel, МФА: [?j?n ?brø:??l]) (1568, Брюссель — 13 января 1625, Антверпен) — известный фламандский художник и сын Питера Брейгеля Старшего.

В 1589 г. Ян Брейгель отправился в Италию. С 1592 г. по 1595 г Ян Брейгель прожил в Риме, где подружился с художником-пейзажистом Паулем Брилем. По возвращении во Фландрию в 1597 г. как сын мастера он был принят в антверпенскую гильдию художников Св. Луки. 23 января 1599 г. он женился, 13 сентября 1601 г. родился его первый сын, впоследствии также известный художник Ян Брейгель Младший.

В 1601-1602 гг. Ян Брейгель Старший занимал должность декана гильдии Св. Луки, в 1604 г. побывал в Праге, а позднее работал при брюссельском дворе наместников эрцгерцогов Альбрехта и Изабеллы, о чём сохранилось упоминание, датированное 1606 г.

Ян Брейгель Старший умер в 1625 г. от холеры, жертвой этой болезни вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).

К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, иногда на библейские сюжеты. Ян Брейгель знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять чувств» (1617—1618, вместе с Рубенсом). Рубенс считал Яна Брейгеля своим старшим братом.

В период сложения личности Эльсгеймера пребывал в Риме и Ян Брейгель, сын Питера, не знавший, однако, своего отца, которого он потерял в раннем детстве, и воспитанный своей бабкой Марией Бессемерс-Вергюльст, опытной миниатюристкой, специальностью которой была живопись цветов. Ян так и остался на всю жизнь миниатюристом, поразительно владевшим тончайшими кистями и самыми яркими красками, которые он умел сочетать в приятные аккорды. Любви к цветам он также остался верен на всю жизнь.

В смысле разработки лесного и вообще "дикого" пейзажа заслуга Брейгеля более определенна. Та правдивая нота, которая поражает в саде мадридского "Обоняния", та окутанность атмосферы, которая так прекрасно выразилась в луврском "Воздухе", встречается и в лесных пейзажах Брейгеля. В сравнении с ним Конинкслоо покажется жестким, Бриль - черноватым, Саверей - слишком наивным, "провинциальным". В этой специальной области Брейгель может уже соперничать с самим Эльсгеймером. Но одна черта портит все же и данную категорию картин мастера - это склонность к кокетливой нарядности. В угоду ей он без меры утрирует синеву, мельчит узорчатый рисунок листвы, противопоставляет все одни и те же звонкие краски (зелень-медянку с кобальтом), вводит в свои, иногда очень поэтичные, темы совершенно лишние фигурки, разодетые в чрезмерно пестрые одежды.

Если творение Брейгеля и можно сравнить со сборниками изящной светской поэзии, если в нем и попадается не раз та или иная иллюстрация к детской сказке, во вкусе Музеуса или братьев Гримм, то, во всяком случае, в нем не проявляется подлинное дыхание матери-земли, чувство единения человека с природой. Глядя на его опрятные картинки, невольно приходит на ум, что едва ли решался щеголь-Ян портить свои богатые костюмы, сидя на красящей траве, на сыром мхе, на голых суровых скалах: он, без сомнения, любил природу, но как любит ее царедворец, проезжающий в мягкой коляске по убитым дорожкам парка.

И. Брейгель-старший. Пейзаж из серии "Маленких брабантских и кампинских пейзажей", изанной в 1561 году.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS