Главная - Режиссура
Какие народы являются коренными жителями таймыра. План-конспект "коренные народы таймыра и их народные промыслы"

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Начало присоединения Сибири к России относится к концу XVI века. В XVI веке Сибирь как новый край Русского государства управлялась Посольским приказом, а с 1599 г. - приказом Казанского дворца, в ведении которого к началу XVII в. находились все восточные окраины страны. В 1637 г. было образовано новое центральное учреждение - Сибирский приказ. В отличие от типичных областных приказов с их основной финансовой функцией по сбору налогов, Сибирский приказ на протяжении всего XVII в. имел очень широкие полномочия: ведал вопросами административными, финансово-податными, таможенными, военными и даже дипломатическими.

Специфика социально-экономических условий Сибири, удаленность сибирского региона от центра обусловили особенности управления им на местах. Царское правительство не разрушало социальную организацию аборигенов Сибири, а стремилось опереться на нее, привлекая на свою сторону родоплеменную знать.
В 1822 г. царское правительство провело реформу управления Сибирью, подготовленную и осуществленную под руководством М.М. Сперанского. Для подготовки реформы был создан Сибирский комитет. Авторы реформы исходили из того, что окраины России требуют своеобразной организации управления. Сибирская реформа вылилась в ряд законодательных актов, среди которых одним из важнейших стал "Устав об управлении инородцами Сибири", регламентировавший все стороны жизни коренного населения: экономическую, административную, судебно-правовую, культурно-бытовую. В основу Устава были положены следующие принципы: разделение коренного населения на три разряда (оседлые, кочевые, бродячие) в соответствии с родом занятий и образом жизни; ограничение опеки над аборигенами со стороны русской администрации и полиции, власть которых должна была отныне состоять лишь в осуществлении "общего надзора"; введение свободной торговли с аборигенами; упорядочение налогового обложения.
При разделении на разряды Устав рекомендовал исходить из степени экономического развития "инородцев", главным критерием которого являлся "способ хозяйствования". К группе "бродячие инородцы" или "ловцы" (охотники), "переходящие с одного места на другое" относились энцы, нганасаны, ненцы, долганы и эвенки, проживающие на территории Таймыра.

Численность коренных малочисленных народов Севера (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года) составляет 10 132 человек или 29,5% от общей численности населения, из них:

  • долганы - 5 393 человека;
  • ненцы - 3 494 человека;
  • нганасаны - 747 человек;
  • эвенки - 266 человек;
  • энцы - 204 человека;
  • прочие народы – 28 человек.

НГАНАСАНЫ

Современные нганасаны являются потомками самого северного тундрового населения Евразии - неолитических охотников на дикого оленя. Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней Лены, откуда они проникли на Таймыр примерно 6 тыс. лет назад. Нганасаны как особый этнос сложились на Таймыре во второй половине XVII - начале XVIII веков. В его состав вошли различные по происхождению племенные группы (пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др).

ЭНЦЫ

Далекие предки энцев жили на Средней Оби. Этим объясняются сходные этнонимы в родовых названиях энцев и южных самодийцев – селькупов, карасинцев, карагасов и других. Вытесненные в северную тундру, самодийские предки энцев столкнулись там с местными жителями – охотниками на дикого северного оленя. Пришедшие с юга самодийцы более многочисленные, с высоко развитой культурой, в относительно короткий срок полностью ассимилировали аборигенов.

НЕНЦЫ

В своём формировании и этническом развитии ненцы прошли сложный исторический путь. Материалы археологии, данные топонимики, антропологии позволяют довольно точно утверждать, что в начале I тыс. н.э. самодийские по языку этнические группы заселяли обширные лесостепные районы на огромном пространстве от восточных отрогов Урала до Саянского нагорья.

ЭВЕНКИ

Исторически и этнически хантайские эвенки связаны с Эвенкией, откуда они небольшими группами и отдельными семьями в течение XVII – ХХ в. проникали на Таймыр. Хантайские эвенки – небольшая по численности группа эвенкийского народа. В настоящее время их насчитывается около 300 человек.

ДОЛГАНЫ

Долганы - самая молодая по времени образования народность, проживающая на Таймыре. Образовалась она в XVIII веке на территории Таймыра. В XVII веке, когда русские пришли в Среднюю и Восточную Сибирь, народности долган не существовало. Только на реке Лене, близ устья Вилюя и Муны были встречены отдельные тунгусские роды с названием "долган". Считается, что впервые о долганах упоминается в ответах, присланных администрацией Енисейской губернии в Российскую академию наук в 1841 году, когда шла подготовка к экспедиции А.Ф. Миддендорфа. Сложились долганы из родовых групп различного происхождения.

Сибирский Север тысячи лет населяли удивительные народы. Они ели странную пищу, носили диковинную одежду, верили в необыкновенных богов. Древние традиции таинственным образом помогали им выживать в смертельных условиях заполярья. А вот встречи с цивилизацией эти народы пережить не сумели. Современный образ жизни уничтожил их культуру.

Раньше таймырского аборигена можно было узнать по одежде. Она говорила о национальности хозяина, его поле, возрасте и даже о семейном положении. «Я как-то видел в одном из северных посёлков парня коренной народности. Он спокойно вышагивал по улице в традиционном наряде незамужней девушки. И его это ни сколько не смущало», - рассказывает этнограф Красноярского краеведческого музея Михаил Баташев.

По словам ученого, этот парень забыл о традициях своего народа. Одежду, видимо, ему перешила из своего девичьего наряда жена. А той, вероятно, его изготовила мать, ещё помнящая коренной уклад и древние обычаи.

СЕВЕРНЫЙ КОДЕКС

Последними из коренных (сибирских) северян традиции начали забывать нганасане. Ещё в 1960-ых годах все представители этого народа поголовно владели родным языком, прекрасно знали свои корни и особенности кочевого хозяйства.

Нганасаны - самый северный народ Евразии. Испокон веков они кочевали по полуострову Таймыр (сейчас север Красноярского края). Зиму этот народ проводил в лесотундре. Летом же нганасане вслед за диким оленем уходили на север, поближе к Ледовитому океану, где пастбища лучше и гнуса меньше. В отличие от соседних народностей главным их занятием было не оленеводство, а охота на диких оленей.

Домашних оленей нганасаны держали только для охотничьего промысла. Их хозяйство, культура, мировоззрение, религия были исключительно тонко настроены на жизнь в гармонии с окружающей их смертельно суровой природой. Их никогда не было много. Численность народа в лучшие времена не превышало нескольких тысяч. Их было ровно столько, сколько могла прокормить скудная тундра.

Фото: ©пресс-служба правительства Красноярского кра

СВОБОДНЫЕ НРАВЫ

Неизвестно почему, но у нганасан в отличие от других северных народов были либеральные нравы - довольно свободные добрачные отношения у молодёжи. У тех же эвенков и якутов взрослое поколение подобные отношения не одобряло и строго пресекало.

По словам Баташева, свободные отношения нганасан вовсе не говорят об их распущенности. Население на Таймыре было небольшое. Молодежь виделась только когда одно кочевье встречалось с другим, а случалось это редко. Но как только парень встречал девушку из другой семьи, он сразу же пытался завязать с ней тесные отношения.

«Парень пел ей любовные песни, говорил комплименты, предлагал подарки. Если девушка подарок принимала, значит он соглашалась на более серьезные отношения и тоже что-нибудь дарила молодому человеку в ответ. После этого он мог приходить к ней в чум ночевать. Там тоже был особый этикет. Парень ни в коем случае не пользовался входом, он тихонько ночью заползал через полог чума», - уточняет этнограф.

При этом родители делали вид, что не слышат, хотя все прекрасно понимали. Такие отношения часто заканчивались свадьбой. Иногда же парень и девушка просто расставались. Тогда они возвращали друг другу подарки и разъезжались по тундре со своими кочевьями.

Фото: © пресс-служба правительства Красноярского края

СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО

Бывало что в результате недолгих отношений появлялся ребёнок. К этому нганасане тоже относились нормально. Малыша принимали, как родного. Когда девушка выходила замуж, он оставался с её родителями. Здесь тоже был тонкий этический расчёт: невеста сохраняла формальную невинность, ребенок признавался полноправным и любимым членом семьи и, что очень важно, с правом на наследство.

«Это как в русской пословице: «Чей бы бычок не скакал, а телочка все равна наша будет». Лишние рабочие в традиционном кочевом хозяйстве всегда были нужны, при большой-то детской смертности у северных народов». - поясняет Баташев.

А вообще, по словам этнографа, одна из отличительных особенностей северных народов, о которой мало кто знает, - это любовь к детям. «Традиционно к ним на Севере относились с огромной нежностью, трепетом. От них, конечно, требовали послушания, подчинения старшим, но при этом их холили и лелеяли. Ни о каких наказаниях и унижениях детей и речи ни шло», - отмечает учёный.

Такое отношение к детям было у всех народов, у которых не появился прибавочный продукт, то есть - разделение на бедных и богатых. Всё что люди тогда производили, тут же все вместе и потребляли. От ребенка не надо было требовать производства материальных благ. Такое же отношение в традиционных обществах было и к старикам, никто их не оставлял без заботы, зная, что когда-то они, будучи молодыми, тоже кормили свои семьи.


БРАЧНЫЕ УЗЫ

Суровая природа и особенности кочевого хозяйства заставляли нганасан держаться прочных семейных уз. В тундре могла выжить только крепкая семья. Отсюда, в том числе, не только трепетное отношение к детям и уважительное - к старикам, но и тесная привязанность супругов. И тем не менее и северян встречались разводы.

И разводы опять-таки традиционно у них были достаточно легки. Главной причиной расторжения брачных уз было бесплодие жены. Отсутствие потомства для всех традиционных народов - не просто трагедия, а проклятье семьи. Без продолжения совместная жизнь супругов в тундре не имела смысла.

В таком случае, по словам этнографа, муж просто возвращал бесплодную жену родителям. Причем, он получал право жениться на её младшей сестре. Это было идеальным выходом, поскольку родителям не нужно было отдавать мужчине калым, а ему искать новую жену в другом кочевье.

«Бывали случаи, когда мужчина возвращал жену родителям из-за измены и требовал обратно уплаченный за неё калым. Всякое бывало: вернувшись домой раньше времени он мог застать в чуме оленевода с соседнего кочевья. Но и женщина вполне могла требовать развода, если муж её колотил», - говорит Баташев.

ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ В НИЖНИЙ МИР

Для всех северных народов характерен сложный погребальный ритуал. Тундра с вечной мерзлотой не позволяла хоронить людей в земле. У нганасан были распространены либо воздушные, либо наземные захоронения. В лесотундре тела умерших привязывали к кронам деревьев, в тундре клали на нарты.

«Когда нганасанин умирал, его тело три дня лежало в чуме. Семья считало его живым. поскольку душа ещё не отошла в страну Мрака -Нижний мир. С умершим обращались, как с живым: с ним разговаривали, давали трубку, ставили рядом еду и так далее. На третий день собирали караван - погребальный аргиш», - продолжает Батышев.

Ещё одна удивительная особенность народа - с умершим погребали все его вещи. Нганасаны считали, что человек, прикасаясь к вещам, оставляет на них частичку своей жизненной силы. И когда он умирает, эта энергия через его вещи может притянуть жизни других людей, вытянуть их жизненную силу в страну Мрака. Они считали, что вещи покойника грозят неминуемой смертью.

«Поэтому самые богатые погребальные аргиши - до пяти-семи нарт - были у пожилых женщин. На протяжении всей своей жизни они обшивали семью, кормили её, поили. Поэтому в погребальный аргиш, собирали одежду её дети, внуки. В этих вещах ведь осталась жизненная сила умершей. Конечно. ко времени смерти, успевали сшить новую одежду и сделать домашнюю утварь её дочери и невестки», - поясняет учёный.

Поэтому, добавляет он, смерть у нганасан, особенно пожилой женщины, была весьма накладным делом для всей семьи. Тем более, что после похорон забивались все олени, участвовавшие в погребальном караване.

УТРАЧЕННЫЕ КОРНИ

Теперь только каждый десятый из нганасанских детей знает родной язык. Численность нганасан сейчас оценивают от 850 до 1100 человек. Многие из них расселились по территории Красноярского края. Некоторые уехали жить в Томск, Новосибирск, Москву и Санкт-Петербург. Одна семья переехала в Донбасс и о её судьбе пока ничего не известно.

Большинство северных народов начало терять самобытность в начале XX века с началом активного освоения Севера. Нганасане стали утрачивать национальную идентичность в 1960-ых годах. Тогда было принято решение переселить оленеводов-кочевников в большие благоустроенные посёлки. Нганасан расселили по трём из них - Новой, Волочанке и Усть-Аваму. И этот уникальный, но малочисленный народ начал растворятся в других более многочисленных - русских, долганах.

Фото: © пресс-служба правительства Красноярского края

Свою отрицательною роль сыграли школы-интернаты для детей. С одной стороны они там получали образованием, с другой - теряли национальные корни. С переселением в посёлки пошёл активный процесс метизации коренных народностей, в том числе и русским населением.

Как ни странно, в последние годы численность коренных народов Севера стала расти. Выяснилось, что причиной тому хорошие льготы. Дети из смешанных семей стали записывать себя в северяне, пусть, например они к ним относятся к ним только по матери, а отец у них русский, украинец или узбек. Представителем коренного народа стало быть выгодно.

«Наверное это неплохо. Поговоришь с человеком, поспрашиваешь его о предках и тут говорит с гордостью: а я ведь всё-таки нганасанин. И ладно. Пусть и не знает он языка. Шотландцы и ирландцы ведь тоже почти забыли свои родные кельтские языки, а самосознание - сохранили. Хотелось бы, что и коренные северяне помнили, возвращали память о своих великих корнях», - сказал этнограф Батышев.

C 1994 года 9 августа отмечается Международный день коренных народов мира, установленный Генеральной Ассамблеей ООН. В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, в котором говорилось, что: «В этот Международный день коренных народов мира мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира. Мы также помним об огромных трудностях, с которыми сталкиваются многие коренные народы - от недопустимых масштабов бедности и заболеваемости до лишения имущества, дискриминации и отказа в основополагающих правах человека».

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Актуальность темы исследования .

Исследование происхождения фамилий долган, по моему мнению, не только интересно, но и важно. Известно, что тот, кто не знает своего прошлого, не имеет будущего.

Изучение этого вопроса актуально для малочисленных народов, не желающих раствориться в других, более сильных народах. Очень жаль, что исследований по происхождению фамилий долган, чрезвычайно мало. Учёные давно установили, что в именах и фамилиях людей раскрывается сущность человека, его характер, занятия предков, а у малочисленных народов Севера - социальная жизнь и духовный мир.

Основой исследования послужили труды отечественных ученых по этнографии, таких как А. А. Попова, М. И. Поповой, В. Троицкого, Б.О. Долгих, А.М.Малолетко, краеведа Е.С. Бетту.

Цель исследования - изучить и описать на основе этнографического материала процесс возникновения долганских фамилий.

Задачи исследования:

Изучить краеведческие труды по проблеме;

Проанализировать этнографическую литературу по долганскому и якутскому фольклору

Методы исследования: теоретический анализ объекта исследования, синхронно-описательный и описательно-сопоставительный методы.

В настоящее время снова идёт метизация долган. В Хатанге, Дудинке Норильске, Красноярске и других городах молодые вступают в смешанные браки. И поэтому появляются новые имена и фамилии, присущие другим национальностям. В этих семьях слабеют или вообще теряются этнические признаки, бытовые традиции и культура. Не все долганы хорошо владеют родным языком, огромное влияние оказывают новшества, которые совершенствуют культуру, но и вытесняют старые традиции народа. Такое состояние долганской культуры может породить представление об отсутствии у них собственной культуры. Но именно в этом и проявляется специфика долган, поскольку такой культуры нет ни у одного народа севера Красноярского края. Примером может служить поговорка долган: «Про тех, что не чтят свой род, люди забывают, как летом про лёд». Анализ анкетных данных показал, что в подавляющем большинстве, учащиеся школы-интерната не интересовались историей происхождения своей фамилии. Наша работа строится на систематизации сведений о фамилиях.

Теоретическая значимость нашей работы заключается в возможности использовать материал работы как дополнительный при подготовке к урокам родного языка, к олимпиадам. Прикладная ценность - в обращении внимания молодого поколения на происхождение своего рода и в воспитании патриотических чувств к своей малой и большой Родине, а также привлечение общественности к вопросам сохранения традиций народов, связанных с семьей и родом.

Таким образом, наша работа основывается не только на исторических фактах, но и на материале современных источников.

. Из истории вопроса. Этимология слова «фамилия».

Нынче по утру зашёл ко мне доктор;

его имя Вернер , но он русский.

Что тут удивительного?

Я знал одного Иванова ,

который был немец. М. Ю. Лермонтов

Во многих семьях в последнее время пробуждается интерес к происхождению фамилий, своих и чужих. Одни думают, что, узнав, каково происхождение их фамилии, они могут изучить историю своей семьи. У других - это чисто познавательный интерес: как, когда, при каких обстоятельствах могла возникнуть та или иная фамилия.Фамилия — наследственное имя семьи, первичной ячейки общества. В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только горстки аристократов. А всей массе простого народа предков происхождение фамилии и вовсе не полагалось. Но люди вправе гордиться своими предками и их трудом.

Изучение фамилий ценно для науки. Оно позволяет полнее представить исторические события последних столетий, равно как и историю науки, литературы и искусства. История фамилии — своего рода живая история. Ошибочно думать, будто это относится только к фамилиям выдающихся людей -история трудовых семей ничуть не менее интересна. Фамилии рядовых людей позволяют, например, проследить маршруты больших и малых миграций.

Этногенез и этническая история.

Как появились на Земле разные народы

(долганская сказка)

Однажды люди отправились на охоту и убили большого орла. Стали делить его перья, чтобы использовать их для стрел. Один человек обиделся из-за того, что ему досталось мало орлиных перьев. Он крикнул другому: «У тебя больше перьев! Никогда не буду с тобой говорить на одном языке!» Переругались все из-за орлиных перьев, разошлись по тайге в разные стороны и стали говорить на разных языках.

Так появились долганы, эвенки, якуты, нанайцы…

Долганы считаются одним из наиболее молодых народов Севера и самым северным тюркоязычным народом мира. И хотя в той сказке все перессорились и разбежались по тайге, в исторической реальности долганский этнос сложился в XVIII-XIX веках, благодаря объединению как минимум трех этнических групп: мигрировавших из Якутии тунгусов (эвенков и эвенов), северных якутов-оленеводов и русских старожилов («затундренных крестьян», проживавших на Таймыре с XVII века). Основная часть долган именует себя и соседних эвенков «тыа» или «тыакихи», то есть лесные люди или, возможно, кочевые люди. Само название «долган» происходит от имени одной из родовых групп северных тунгусов (долгот) и распространилось как общее лишь с начала XIX века.

Большая часть долган проживает в восточном, Хатангском районе Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края по берегам рек Хета и Хатанга. Меньшая часть — на западе, в Авамской тундре на Енисее. Незначительное число насчитывается в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия). Всего же в России, по данным переписи 2010 года, значится 7885 долган.

В период появления здесь русских (ХVII в.), как самостоятельный народ они еще не сформировались. Первое упоминание о долганах, как одном из народов Таймыра, относится к 1841 г. Но даже в ХIХ в. их этническое самосознание было не стойким, в нем преобладали установки на родовое единство, хотя учитывалось и родство с другими подразделениями долган.

. Способы образования фамилий

Чтобы узнать, в чём состоит значение и тайна фамилии, нужно обратиться к её истокам, понять, какова их история и происхождение. Фамилия - очень ценный материал для исследования в разных областях знаний. Основу долган составили тунгусские роды Долган, Донгот, Эдян, Каранто, илимпийские эвенки, которые попали под якутское влияние, «затундренские» якуты и «затундренные» крестьяне, оленекские якуты, отдельные семьи энцев и ненцев. Несмотря на это, долган иногда определяют как "объякученных тунгусов". Этническая культура долган мозаична. Под влиянием русского населения они стали отмечать христианские праздники: Рождество, Пасху, Крещение, крестили новорожденных младенцев. При крещении казаки давали долганам свои фамилии: Кудряков, Жарков, Чуприн, Поротов - потомки носят их до наших пор.

Подписавшие ещё в 1833 г. окладную книгу, из семи долган шестеро имели русские имена и фамилии, полученные при крещении, и только один нехристианское имя: Куде. Русские фамилии долган были следующие: Уксусников (три), Кожевников, Прохоров, Семёнов. Упоминаются фамилии Дубоглазов и Турев. В начале XX в. долганы состояли из четырёх родов с якутскими названиями - Мокойбуттар (главным образом Левицкие) 39 человек, Харытонкойдор (Сотниковы и Лаптуковы) 84 человека, Оруктахтар (главным образом Яроцкие) 100 человек, Тонкойдор (Сахатины) 48 человек.

Предки Поротовых пришли на Таймыр в 80 - гг. XVII веке. Старейшими обитателями Таймыра считаются Поротовы из современного Затундринского сельского совета Хатангского района. В отношении Поротовых требует объяснения ещё одно обстоятельство. Фамилия Поротовых зафиксирована у затундринских якутов уже в 1727 г, а в списке 1794 г их всего 16 человек, тогда как Тюприных (ныне Чуприных) записано 103 человека, Спиридоновых 26, Федосеевых 20, Фалковых 51, Рябовых 21 и т.д. Очевидно, прозвище Поротовы записывались под фамилиями дедов и отцов.

Из затундринских крестьян в конце XVII века здесь жили уже Аксёновы и, по-видимому, Рудницкие («Рудинские»). Первые происходят из посадских, вторые - из служилых людей. Собиравшие ясак на Оленеке являются Дураковы (Дурак, было не ругательным, а защитным - фамилия не имеет церковного происхождения). Немало могут рассказать фамилии и об истории языка., некоторые из них слились с якутами и изменили свою фамилию на якутское родовое название Чорду.

Новая форма хозяйства повлекла за собой более тесный контакт затундринских крестьян с долганами, и в результате произошла полная ассимиляция этой русской по происхождению группы населения Таймыра.

Потомки есейских якутов на Таймыре имеют фамилию Бетту. Две семьи одолганившихся ненцев из рода Бай (Статейкины).

Позже среди долган появилось несколько новых фамилий. Хукочар («Чукочар»)-выходцы из илимпейских и хантайских эвенков, Копысов - потомки русского со ст. Хантайка, поселившегося среди долган. Иванов, Необутов, Христофоров выходцы из Якутии и другие.

Заключение

Фамилия - очень ценный материал для исследований в разных областях знания: филологии, истории, этнографии. Каждая фамилия - это загадка, разгадать которую можно, если быть очень внимательным к слову; это уникальное и неповторимое явление нашей культуры, живая история. Мы предполагали, что большинство фамилий образовались от слияния различных родов и языковых групп. Наша гипотеза подтвердилась.

Данная работа может быть продолжена в нескольких направлениях, можно значительно расширить список изучаемых фамилий, можно составить более точную классификацию фамилий, можно выяснить значения тех фамилий, которые мы не смогли точно определить в рамках этой работы, для этого понадобиться дополнительная литература.

Исследовательская работа убедила нас в том, что фамилии могут быть интереснейшим источником для исследований, так как в них отражаются время и человек - его общественное положение и духовный мир.

Приложение 1:

Материалы Таймырского музея-заповедника.

Приложение2:

Из история семьи Бетту посёлок Хета.

Приложение 3:

Старейшие обитатели Таймыра. Поротовы.

Приложение 4:

Семья Бетту и Чуприных. Посёлок Хета.

Список используемой литературы:

1.В.Троицкий Хатанга Красноярское книжное издательство 1987 г.

2.А.А.Попов Долганы т. I, II «Дрофа» Санкт-Петербург 2003 г.

3.В.О.Долгих Происхождение долган

4.Е.С. Бетту Имена долган Красноярск 2010 г.

5.М.И. Попова Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра Красноярское книжное издательство 1995 г.

Интернет-ресурсы:

C:Documents and SettingsЭтнонациональные общности России. Электронная библиотека. Долганы..html

https://www.nkj.ru/archive/articles/16094/ (Наука и жизнь, ЧЕЛОВЕК — ФАМИЛИЯ — НАЦИОНАЛЬНОСТЬ)

Более 90 представителей коренных малочисленных народов Таймыра обратились к сенатору от Красноярского края Вячеславу Новикову с просьбой обратить внимание на дискриминационную политику в вопросах трудозанятости. Инфоцентр FINUGOR публикует открытое обращение к сенатору.

Уважаемый Вячеслав Александрович!

В сентябре прошлого года Вы посетили Таймыр, принимали участие во встрече с представителями коренных малочисленных народов Севера, на которой обсуждался вопрос особого статуса Таймыра и Эвенкии. Нам запомнились Ваши слова, в случае острой необходимости обращаться к Вам, как сенатору в Совете Федерации от Красноярского края.

Мы считаем, что такой случай настал. Нас крайне остро беспокоит вопрос трудоустройства. Именно среди коренных малочисленных народов Севера.

Мы считаем, что на Таймыре, нашей исконной родине, существует дискриминационная политика в вопросах трудовой занятости. Мы, как и сотни наших земляков, убеждаемся в этом каждый день. Нас, людей трудоспособного возраста, не так много, всего около шести тысяч человек. Примерно две тысячи, ведут традиционный (кочевой, полукочевой) образ жизни и получают компенсационные выплаты в размере 3300 рублей (на руки) в месяц. Ещё около полутора тысяч человек имеют постоянные рабочие места на различных предприятиях и учреждениях. Остальные две с половиной тысячи человек перебиваются случайными заработками, им трудоустроиться практически не возможно. И причина одна – национальность.

К сожалению, на Таймыре шансы на хорошую работу и соответственно хорошую зарплату имеют только родственники, друзья, приятели и сослуживцы Батурина [глава Таймырского муниципального района. — прим. ред.] и Шереметьева [глава администрации Таймырского муниципального района. – прим. ред.]. Мы в их число не входим. Из нашего числа, людей имеющих высокооплачиваемую работу (от 30 тысяч рублей и выше), не более сотни человек, в основном это работники различных административных структур. Но и они в основной своей массе лишь специалисты. На руководящих должностях в администрациях и бюджетных учреждениях, коренных чуть больше 25 человек. Согласитесь, два с половиной десятка человек из десятитысячного коренного населения, это унизительно мало!

Вы можете возразить, что необходимо иметь опыт работы, соответствующую квалификацию и т.д., но жизнь нас убеждает в обратном. Среди нас достаточно людей с высшим образованием, даже с двумя высшими образованиями, прошедших в 80-е, 90-е, 2000-е годы различные профессиональные этапы, имеющих звания, награды и благодарности. Уверяем Вас, это не имеет никакого значения! Как клеймо на нас национальность – долган, ненцев, нганасан, энцев, эвенков.

Наши мужчины, если и имеют работу, то это самая низкооплачиваемая работа – грузчики, дворники, разнорабочие (от 5 до 9 тысяч рублей в месяц). Если они оленеводы, охотники, рыбаки, то их доход, как уже писали выше, 3300 рублей в месяц, а минимальный прожиточный уровень на Таймыре 11294 руб.

Наши трудоустроенные землячки преимущественно – санитарки, уборщицы, кухонные работники, их зарплата 6-10 тысяч рублей в месяц.

Наши власти радостно рапортуют о средней заработной плате по району в 35 тысяч рублей. Наверно так оно и есть, если директор ОАО «Таймырбыт» получает свыше 300 тысяч рублей в месяц. Заместители руководителя Администрации района получают от 120 тысяч рублей и выше. А доход главы района и руководителя администрации от 250 тысяч и выше. Данные мы взяли из официально опубликованных деклараций о доходах.

Какую бы сферу, отрасль, предприятие, учреждение мы не взяли бы, везде «коренной» получает самую низкую зарплату. Везде «коренной» первый кандидат на увольнение!

О проблемах трудоустройства коренного населения в поселках, расположенных в низовье Енисея, не раз выступала депутат Совета сельского поселения Караул Е. Желтякова.

Из-за подобного дискриминационного подхода многие квалифицированные специалисты с опытом работы были вынуждены уехать с Таймыра в другие регионы страны. Отток усилился в последние 5 лет.

Мы можем бесконечно долго перечислять имена и фамилии своих земляков, но ограничимся лишь некоторыми, кто стал, не востребован у себя на родине.

Из сельского поселения Хатанга уехала Ю. Чуприна, майор МВД. Уехала в Якутию и теперь работает в Министерстве внутренних дел Республики Саха (Якутия) в звании подполковника.
А. Большаков – юрист, уехал в г. Красноярск. Пройдя конкурс, устроился на работу в Министерство образования и науки Красноярского края.
А. Долбня уехал в Москву, и теперь работает оператором на НТВ.
Сын С.Н. Жовницкой, с высшим зоотехническим образованием, не «нашел» себе место работы по специальности и уехал в г. Иркутск.
В. Чуприн, бывший директор артели «Хета», был вынужден уехать в Улан-Удэ.
Ж. Спиридонова, с высшим филологическим образованием, закончила аспирантуру, не имея перспектив на Таймыре, осталась в Санкт-Петербурге.
И. Рудинская (владеет английским, французским, итальянским языками) работает за пределами Таймыра в администрации г. Норильска.

Все эти ребята молодые, до 35 лет, их гораздо больше, чем мы перечислили! Они могли бы отдать силы своей малой Родине – Таймыру, но не найдя себе применения здесь, были вынуждены искать работу в других субъектах РФ.

Власти Таймыра говорят о кадровом голоде, а мы заявляем, что теряем кадры из-за предвзятого отношения к нам, коренным малочисленным народам Севера.

Наши выпускники Таймырского колледжа, в абсолютном большинстве не могут трудоустроиться после окончания обучения. Везде от них отворачиваются, как от прокаженных. Всем поголовно дают отрицательный ответ с формулировкой – отсутствие опыта работы. А где же его взять, если даже шанса не дают?

На работу по специальности не могут устроиться даже люди, чей трудовой вклад оценен Российской Федерацией. Так заслуженный врач РФ Т.М. Слесарчук, обив все пороги, осталась не удел. А ведь она ещё полна сил. На свои деньги прошла курсы повышения квалификации в медицинской академии Санкт-Петербурга. До этого несколько лет возглавляла МСЭК по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу. Человек во всех смыслах положительный, авторитетный, уважаемый.

Что уж говорить о простых людях, а тем более инвалидах. Так В.Т. Чунанчар, инвалид 3 группы (в этом году инвалидность сняли) на протяжении 5 лет не может найти себе работу. Человек не пьет, не курит, трудолюбив, но он никогда себе работу не найдет, потому что он нганасанин.

Или Ольга Гавриловна Поротова, долганка, и это крест. Имеет два образования – среднее специальное «Бухгалтер» и высшее «Экономист». Её трудовая книжка – пестрит благодарностями. Два года назад она была уволена с последнего места работы в результате реорганизации учреждения, которое в свою очередь стало следствием объединения регионов в единый Красноярский край. Сегодня ей 44 года, но впереди у неё никаких перспектив нет.

Уважаемый Вячеслав Александрович, Вас и других гостей, во время приезда на Таймыр, радушно приветствовали наши земляки. Да, мы – коренные таймырцы, радушный народ. Мы привечаем всех, кто приезжает к нам в гости. Мы рады всем показать свою богатую культуру. Но кроме духовного богатства, у многих из нас за душой ничего нет. Мы не выставляем нашу нищету на показ и может быть, поэтому люди считают, что у нас все хорошо. Только знайте, за нашими улыбками порой скрываются грустные мысли «Как прожить?».

93 подписавшихся граждан из числа коренных малочисленных народов Таймыра:


Образовательные задачи: познакомить учащихся с народами, проживающими на Таймыре, их численностью, укладом жизни, обычаями и традициями;

развивающие задачи: учить детей умению анализировать диаграммы и статистический материал;

воспитательные задачи: воспитывать интерес к культуре и традициям других народов, формировать экологическую культуру.

Оборудование: диаграмма «Народы Таймыра», картины, книги о Таймыре, музыка с записью северного ветра и танец шамана, импровизированный костер, презентация «Народы Таймыра».

Метод урока: объяснительно – иллюстративный с элементами исследовательской работы.

Форма урока : урок – путешествие.

I. Организация класса.

II. Изучение нового материала:

Слово учителя:

Таймырский полуостров расположен на Крайнем Севере, на самой макушке земли. При слове Таймыр, у людей, проживающих где-нибудь на юге, возникает образ края света, унылой, холодной и неуютной Земли. Таймыр служит родным домом для некоторых народов, который свой край не считают ни унылым, ни слишком холодным.

Таймыр древняя земля, овеянная легендами и приданиями. С незапамятных времен, живущие на этой земле народы, из поколения в поколение передают миф о ее рождение.

Инсценировка сказки.

Собрались два бога.

Ну, что будем делать?

Что будем делать? В сторону Солнца (то есть на юг) есть камень (горы).

Там, среди гор надо поставить лес на дрова. Может, русский народ будет, самоедский народ будет, тунгусский народ будет, - какими дровами они топить будут?

Огня хозяйка (Туй – Нямы) говорит:

Оу! Правильно ты говоришь. Ну что еще? У меня будто ум короткий. Лес надо было родить, поставить.

Попросили теперь другого бога и лес поставили. Русские родятся – пусть избы делают, самоди родятся – пусть шесты для чума делают, Русские, самоди пусть его топят.

Тальником тоже надо топить. Самоди найдут тальник, русские не найдут, дровами только топить будут. Ну! Мы нынче без огня ведь не живем?

Так все в землю положили, в воду рыбу положили, еду. Станут люди в воде неводить, рыбу будут добывать. До сих пор ее всякий человек ест.

Это все два бога положили.

Теперь вся земля стала жить. Теперь Туй – Нямы (Огня мать) в чумах, в избах стала жить, другая Моу – Нямы (Земли мать) в земле поселилась. Так стали жить два бога и все.

Слово учителя:

Ребята, о каких древних народах Таймыра рассказывает сказка?

Ненецкая писательница Анна Неркаги написала: «Меня иногда все занимает мысль: у реки, у любой реки два течения – верхнее, видимое глазу, и глубинное, у самого дна, и это – то течение, тайное, сильное, самое важное, куда повернет оно, туда и река. Так и в нашей жизни – часть жизни лишь сверху, а есть душа – как и тысячу, миллионы лет назад, есть душа, не подвластная ничему… Есть еще душа народа».

Как вы поняли ее слова?

Подобно реке мы так мало знаем о коренных народах. И сегодня мы совершим путешествие в тундру. Сейчас мы попробуем в рамках одного урока представить картину повседневной жизни коренных народов. Познакомимся с укладом жизни, обычаями и традициями народов Таймыра. Коренные народы Таймыра называют еще малочисленными или малыми.

Ребята, как вы думаете, почему их так называют?

Какие коренные народы живут на Таймыре?

Численность населения по состоянию на 01.01.2003г. составляет в ТАО 44,5тыс. чел.

Из них 9,5 тыс. человек будет коренное население. Сравним численность населения коренных народов Таймыра с русскими и другими народами.

Долганы - около 5400 чел.

Нганасаны – около 800 чел.

Ненцы – около 3.000 чел.

Эвенки – около 300 чел.

Энцы - около 100 чел.

8 тысяч лет назад земля освободилась от ледников и появилась на Таймыре современная растительность. За стадами оленей пришли сюда люди, потомственные охотники, которые относятся к разным языковым семьям: самодийской (энцы, ненцы, нганасаны) и тюркской (долганы). Из этих народов нганасаны – самые древние, а молодые – долганы.

Бескрайние просторы тундры являются для коренных народов родным домом. Живя долгое время в гармонии с природой, эти народы сформировали свой уклад жизни и культуру.

Так как скудная северная природа не обеспечивала средствами к жизни на длительное время, приходилось искать новые пастбища для оленей. Следовательно, каким должно быть жилище жителей тундры?

Рассказ ученика .

Жилище коренных жителей Таймыра называется чумом. Это разборное, конической формы жилище. Жерди – длинные, круглые палки, являются основной деревянной конструкцией чума. А выделанные оленьи шкуры – используются в качестве покрытий. Очаг находился в центре чума. Для обогрева жилища использовали тальник и мох. Постелью служили целые зимние шкуры оленей. Собирали и разбирали чум женщины всего за два часа.

Как вы думаете, ребята, почему коренным народам было удобнее жить в чумах, чем в домах, в которых они живут сейчас?

Рассказ учителя.

Очень важным для Севера является пища. В тундре они собирали коренья, ягоды, охотились на диких оленей, гусей, уток, добывали пушных зверей. В реках и озерах ловили рыбу. Любимым блюдом было национальное кушанье – сагудай, приготовленное из свежей рыбы со специями.

Нганасанский художник Мотюмяки Турдагин рассказывал: «Мы садимся за стол и сразу съедаем несколько чиров, затем жена подает большую жаровню мяса, а потом мы выпиваем четыре чайника. Оленя средних размеров хватает нам на один день, так что охотиться приходится ежедневно. А русская еда в пищу не годится. А в его семье было одиннадцать детей. Вопрос ученикам.

Ребята, а почему русская еда не годится для жителей тундры?

Слово учителя.

Поговорим о одежде северных народов. Одежда народов Севера помогла обжить суровую землю.

Рассказ ученицы.

Век этой удивительной одежды исчисляется тысячелетием. Она лаконична и сложна. За ее простотой – уникальный крой и обработка материала. В процессе выделке оленьи шкуры становятся эластичными, мягкими, тонкими и пушистыми.

Шьют одежду женщины. Девушка не могла стать женой, не научившись шить. От одежды зависела удача в охоте, здоровье семьи, ее будущее – дети.

Уже в трехлетнем возрасте каждая девочка имела свою сумочку для рукоделия. Ее шила мать или бабушка. Вначале это был просто мешочек без всяких украшений, где хранились куклы, лоскутки, меха. С возрастом ребенка сумочку меняли на более красивую, большую размером.

Украшали одежду бисером, цветными нитями, меховыми аппликациями и полосками ткани, Орнамент имеет в основном геометрический характер: «оленьи рога», «заячьи уши», «чумы» и т.д. Вместо ниток использовали сухожилия оленя. Потерять иголку было большим горем, так как получали ее у приезжих купцов в обмен за очень большое количество шкур.

Слово учителя :

Ребята, какие особенности одежды помогали коренным народам не замерзнуть в условиях холодной зимы?

Я родилась в суровом крае,

Где сердце леденит мороз,

Где мой народ, лишь горе зная,

Работал, бедствовал и мерз.

Шамана жадного до дна,

Гулял по чумам страшный голод,

И беспросветная нужда,

Жил, слезы лил, и все же

Ждал, верил, шел вперед.


Неполным будет рассказ о малых народах Таймыра, если мы не затронем духовную сторону жизни коренных народов. Пытаясь понять окружающий мир, древние жители Таймыра пришли к вере духов, эта вера позволила их предкам в трудной борьбе за свое существование сберечь душевное равновесие и сохранить самобытную культуру. В изголовье мужа ставились святые фигурки, к ним обращались с просьбами. Если исполнялась желание, шили новую парку, иногда их было много, в случае не исполнения святых наказывали, ругали.

(Стучат в дверь. Музыка. Танец шамана)

Вопрос учителя.

Кто пожаловал к нам в гости?

Расскажи детям, какую роль играл шаман у народов Таймыра?

Рассказ ученика : шаман выступал посредником между людьми и духами. Шаманом мог быть только тот человек, в роду которого кто – то из предков был шаманом.

Шаманские костюмы и атрибуты – бубен и колотушка, символика украшений – это настоящее театральное представление.

Они были и народными сказителями и хранителями мудрости предков, традиций и памяти народа. Шаман имел большое влияние на своих сородичей. Он помогал в охоте, рыбной ловле, во время болезни, при рождении и смерти.

Рассказ учителя.

Они не имели своей письменности и использовали рисунок. Образцы такого рисуночного письма – тамги – знаки собственности ставили на домашнюю утварь, орудия промысла, культовые предметы, а позже стали использовать как подписи на документах.


(На фоне музыке ). В долгую полярную ночь собирались вместе, греясь у очага зимними вечерами, развлекали детей, разгадывали загадки, вспоминали меткие пословицы, которые передавались из поколения в поколение.

Дети сидят вокруг очага. Например:

Загадки:


  1. У вертлявого зверя поскоблить не найдется мяса. (Комар)

  2. Много людей стоят, кланяются. (Деревья на ветру)

  3. Золотое блюдечко по воде плавает. (Солнце)

  4. Много людей стоят, молчат. (Звезды)

  5. К крепкому дереву иней не пристает. (Рога оленей)
Пословицы:

  1. На одежду не тогда накладывай заплатки, когда по тальникам гуляют куропатки.

  2. Старикам внучат к делу приучать.

  3. Огонь в чуме затрещал, гостей пообещал.

  4. Рукам, что не любят трудиться, не согреться в рукавицах.
Слово учителя.

Много красивых легенд передают из поколения в поколение.

Быль о Куойоке (дух чума)

Рассказ ученика.

Жили в одном стойбище два брата. Один был богатый, другой бедный. Раз поехали

они добывать оленя. Охотились, охотились. Поднялась пурга. Богатый сел в свои нары и уехал в стойбище. А бедный остался в тундре, стал замерзать. Вдруг слышит шум, грохот, и искры сыплются, смотрит – а это коряга впряглась в нарты и помчала бедного брата со скоростью ветра в стойбище. Удивились люди в стойбище, обрадовались, А бедный взял топор, разрубил корягу на много частей и раздал всем людям. С тех пор и повелось в тундре, что счастье в тундре надо делить поровну.

Вопросы учителя.

Скажите. Ребята от чего на Севере зависит человек в наибольшей степени?

Как вы думаете, чему учат людей такие пословицы и легенды?

(Быть сильными, добрыми, справедливыми, любить свою родину )

- Какие черты характера могли сформироваться у малочисленных народов?

(Самостоятельность, наблюдательность, честность, медлительность и обидчивость). Но с обидой они пытаются бороться и говорят: «Умный на обиду не подает виду».

1 ученик :

Так шло из поколенья в поколенье,

И так, наверно, будет до конца

Что искрометный, гулкий бег олений, Извечно жжет и мучает сердца.

Кричит вожак тревожным криком трубным,

Как лебедь, у людей моля,

Ему в ответ тугим шаманским бубном

Гудит и стонет отчая Земля.


2 Ученик

Я виноват перед тобой одною

Моя до боли горькая земля,

За то, что наше небо голубое

Все реже дарит песни журавля.

Мы забываем в суматохе дня…

За это все, за боль родного крова

Простишь ли ты в последний раз меня?

Ребята, почему болит и тоскует сердце у автора этих прекрасных стихотворений?

Слово учителя .

Возникновение города Норильска с его индустрией, по своему воздействию на окружающую среду, на уклад жизни коренного населения, было подобно взрыву: разрушались природные ландшафты, устанавливались новые связи с иными регионами, прибывшие по своему менталитету полностью отличались от редкого коренного населения Севера, которые фактически было изгнано из региона на периферию полуострова.

Пастбища и водоемы полуострова отравляются ежегодно тяжелыми металлами, выпадающими с пылью, а в выбросах в атмосферу содержатся: диоксид серы, сероводород и другие вредные вещества.

Над народами Севера висит угроза исчезновения под воздействием более могучих соседей – пришельцев. Промышленное вторжение принесло с собой помимо хорошего, очень много плохого, так как современные методы управления хозяйственной деятельностью и людьми нарушают экологию, разрушают культуру.

Сокращается на Таймыре оленеводство, многие отошли от традиционного занятия, на западе Таймыра почти не осталось оленей. Опрос населения о знании обрядов показал, показал, что: 63% - не знают; 22% - знают; 15% - участвовали в обрядах. К чему может привести такая статистика?

Среди малых народов есть много известных людей в нашей стране и в мире, например: художники долганин Борис Николаевич Молчанов и нганасанин Мотюмяки Турдагин, поэтесса долганка Огдо Аксенова, она писала не только стихи, но и создала букварь, писательница ненка Любовь Ненянг и многие другие.

Совсем недавно в городе Дудинке прошла научно – практическая конференция, которая была посвящена возрождению культуры малых народов Таймыра. На конференции обсуждались важные вопросы и принимались программы. Подумайте дома и попробуйте предложить на следующем занятии свою программу возрождения коренных народов. Вопросы для закрепления:


  1. Какие коренные жители проживают на полуострове Таймыр?

  2. Какое традиционное занятие было у малых народов Таймыра?

  3. Как народы Таймыра приспособились к суровым условиям Севера?


 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS