Главная - Режиссура
Какие знаки в ля мажоре. Как запомнить ключевые знаки в тональностях Какие знаки ключе в соль мажоре

Что такое тональность в музыке, учимся определять и изменять тональности

Теория музыки включает в себя огромное количество разнообразной терминологии. Тональность является основополагающим профессиональным термином. На данной странице можно узнать, что такое тональность, как ее определить, какие бывают разновидности, а также интересные факты, упражнения, и способ изменения тональности в минусовке.

Основные моменты

Представьте себе Вы решили сыграть музыкальное произведение. Вы нашли ноты, и при разборе нотного текста, заметили, что после ключа стоят диезы или бемоли. Нужно разобраться, что они означают. Ключевые знаки представляют собой знаки альтерации, которые сохраняются на протяжении всего исполнения музыкальной композиции. По правилам они выставляются после ключа, но до размера (Смотрите рисунок №1), и дублируются на каждой последующей строчке. Ключевые знаки необходимы не только для того, чтобы постоянно не выписывать их около нот, что занимает много времени, но и для того, чтобы музыкант смог определить тональность, в которой написано произведение.

Рисунок №1

Фортепиано, как и множество других инструментов, имеет темперированный строй. В данной системе единицами исчисления можно принять тон и полутон. Благодаря делению на данные единицы от каждого звука на клавиатуре можно образовать тональность, либо мажорного, либо минорного наклонения. Так были придуманы ладовые формулы мажора и минора (Смотрите рисунок 2).

Рисунок №2


Именно по этим формулам звукоряда можно построить от любого звука тональность, либо в мажоре, либо в миноре. Последовательное воспроизведение нот по данным формулам называется гаммой. Многие музыканты играют гаммы для того, чтобы быстрее ориентироваться в тональностях и ключевых знаках при них.

Тональность состоит из двух составляющих: название звука (например, до) и ладового наклонения (мажор или минор). Чтобы построить гамму необходимо выбрать один из звуков на клавиатуре и от него играть по формуле, либо мажор, либо минор.

Упражнения для закрепления

  1. Попробуйте сыграть мажорную гамму от звука «ре». Используйте при игре соотношения тонов и полутонов. Проверьте правильность.
  2. Попробуйте воспроизвести минорную гамму от звука «ми». Играть необходимо по предложенной формуле.
  3. Пробуйте играть гаммы от разных звуков в разнообразных наклонениях. Вначале в медленных темпах, затем в более быстрых.

Разновидности

Некоторые тональности могут иметь определенную связь между собой. Тогда они могут входить в следующие классификации:

  • Параллельные тональности. Особенностью является одинаковое количество ключевые знаков, но разное ладовое наклонение. По сути набор звуков абсолютно идентичен, разница заключается только в звуке тонике. К примеру тональности до мажор и ля минор являются параллельными, у них одинаковое количество ключевых знаков, но разное ладовое наклонение и тонический звук. Существует параллельно-переменный лад, который характеризуется тем, что в произведении две параллельные тональности, и у них постоянно меняется лад, то на мажор, то на минор. Такой лад характерен для русской народной музыки.
  • Одноименные имеют общий звук тоники, но при этом различное ладовое наклонение и ключевые знаки. Пример: ре мажор (2 ключевых знака), ре минор (1 ключевой знак).
  • Однотерцовые имеют общую терцию (то есть третий звук в трезвучии), больше их не объединяет ни тоника, ни ключевые знаки, ни лад. Обычно однотерцовый минор располагается на малую секунду или полутон выше чем мажор. Соответственно однотерцовый мажор по отношению к минору располагается ниже на малую секунду или полутон. Примером могут служить тональности до мажор и до-диез минор, в трезвучиях этих аккордов совпадает звук «ми».

Упражнения для закрепления

Определите, как две тональности соотносятся между собой. Поставьте рядом с примером соответствующую цифру:

  1. Параллельные
  2. Одноименные
  3. Однотерцовые

Вопросы:

  • B-dur и h-moll
  • A-dur и a-moll
  • G-dur и e-moll

Проверьте правильность собственных знаний.

Ответы: 3, 2, 1.

Интересные факты

  • Как музыкальный термин зародился вначале 19 века. Его ввел Александр Этьенн Шорон в собственных трудах.
  • Существует «цветной» слух, который характеризуется тем, что у человека определенная тональность ассоциируется с конкретным цветом. Обладателями этого дара являлись Римский-Корсаков и Скрябин .
  • В современном искусстве существует атональная музыка, которая не принимает в основу принципы тональной устойчивости.
  • Английская терминология использует для параллельных тональностей следующее обозначение – relative keys. При буквальном переводе – это «родственные» или «соотнесенные». Одноименные же обозначаются, как parallel keys, что может восприниматься, как параллельные. Нередко при переводе специфической литературы переводчики допускают погрешность в данном вопросе.
  • Символика классической музыки закрепила за некоторыми тональностями определенное значение. Так Des-dur – это истинная любовь, B-dur определяет красивых мужчин, героев, а e-moll – скорбь.

Таблица тональностей

Диезные



Бемольные


Как определить тональность произведения

Узнать основную для композиции тональность можно при помощи приведенного ниже плана:

  1. Посмотрите на ключевые знаки.
  2. Найдите в таблице.
  3. Это могут быть две тональности: мажорная и минорная. Чтобы определить, какой лад необходимо посмотреть, каким звуком заканчивается произведение.

Существуют способы, упрощающие поиск:

  • Для мажора в диезных тональностях: последний диез+м2 = название тональности. Так, если крайний ключевой знак до-диез, то это будет ре мажор.
  • Для бемольных мажорных тональностей: предпоследний бемоль = искомой тональности. Так если, ключевые знаков будет три, то предпоследним будет ми-бемоль – это и будет искомая тональность.

Можно использовать как стандартные способы, так и приведенные выше. Главное научиться правильно определять тональность и ориентироваться в ней.


Упражнения для закрепления

Определите тональность по ключевым знакам.

Мажор

Минор

Ответы: 1. D major 2. As major 3. C major

  1. Cis minor 2. B minor 3. E minor

Кварто-квинтовый круг

Кварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой все тональности располагаются на расстоянии чистой квинты по часовой стрелке, и по чистой кварте против часовой стрелки.


Главные трезвучия в тональности

Начнем с того, что такое мажорное и минорное трезвучие, и как они строятся. Вне зависимости от наклонения трезвучие представляет собой аккорд, состоящий из трех звуков, которые располагаются по терциям. Мажорное трезвучие обозначается как Б 5 3, и состоит из большой терции и малой. Минорное трезвучие обозначается как М 5 3 , и состоит из малой и большой терции.

От каждой ноты в тональности можно построить трезвучия.


Главными трезвучиями в тональности называются такие аккорды, которые показывают мажорное это или минорное наклонение. На первой, четвертой и пятой строятся трезвучия, соответствующие ладовому наклонению. То есть в мажоре на данных ступенях строятся мажорные трезвучия, а в миноре соответственно минорные. Главные трезвучия для каждой ступени имеют собственные названия или как их еще называют функции. Так на первой ступени располагается тоника, на четвертой субдоминанта, а на пятой доминанта. Обычно сокращенно они обозначаются T, S и D.

Как изменить тональность в минусовках

Бывает, что тональность либо слишком высокая для голоса, либо слишком низкая. Чтобы музыка красиво звучала необходимо при помощи современных технологий и программ сделать минусовку удобной, то есть транспонировать ее на необходимый интервал ниже или выше. Разберем, как изменить тональность в минусовках или композициях. Работать будем в программе Audacity.

  • Открываем программу Audacity


  • Кликаем на раздел «Файл». Выбираем «Открыть…»


  • Выбираем необходимую аудиозапись
  • Сочетанием клавиш CTRL+A выделяем всю дорожку.
  • Кликаем на раздел «Эффекты», выбираем «Смена высоты тона…»


  • Выставляем число полутонов: при повышении значение выше нуля, при понижении значение меньше нуля. Можно выбрать конкретную тональность.


  • Сохраняем полученный результат. Откройте раздел «Файл», выберите «Экспортировать аудио…»


Надеемся, что страница была полезной для прочтения и теперь Вы знаете, что такое тональность, разбираетесь в их видах и можете транспонировать музыкальное произведение при помощи специальной программы. Читайте другие статьи, посвященные музыкальной грамоте, и совершенствуйте собственные знания.

Rating 4.26 (35 Votes)

Как исполнить одну и ту же мажорную музыку от разных по высоте звуков?

Мы знаем, что в мажорных тональностях используются как основные ступени, так и производные. В связи с этим при ключе выставляют необходимые знаки альтерации. В предыдущих статьях мы в качестве примера сравнивали C-dur и G-dur (До-мажор и Соль-мажор). В G-dur у нас появился фа-диез для того, чтобы были соблюдены правильные интервалы между ступенями. Именно он (фа-диез) в тональности G-dur и указывается при ключе:

Рисунок 1. Ключевые знаки тональности G-dur

Так как же определить какой тональности какие знаки альтерации соответствуют? Именно на этот вопрос и помогает ответить квинтовый круг тональностей.

Диезный квинтовый круг мажорных тональностей

Идея следующая: берём тональность, в которой нам известно количество знаков альтерации. Естественно, известна и тоника (основа). Тоникой следующей по диезному квинтовому кругу тональности станет V ступень нашей тональности (пример будет ниже). В знаках альтерации той следующей тональности останутся все знаки нашей предыдущей тональности плюс появится диез VII ступени новой тональности. И так далее, по кругу:

Пример 1. Берём за основу C-dur. Знаков альтерации в этой тональности нет. Нота соль является V ступенью (V ступень - это квинта, отсюда и название круга). Она будет тоникой новой тональности. Теперь ищем знак альтерации: в новой тональности VII ступенью является нота фа. Для неё и выставляем знак диеза.

Рисунок 2. Нашли ключевой знак диеза тональности G-dur

Пример 2. Теперь мы знаем, что в G-dur при ключе стоит фа-диез (F#). Тоникой следующей тональности будет нота ре (D), поскольку она является V ступенью (квинта от ноты соль). В D-dur должен появиться ещё один диез. Ставится он для VII ступени D-dur. Это нота до ©. Значит, D-dur имеет два диеза при ключе: F# (остался от G-dur) и C# (VII ступень).

Рисунок 3. Ключевые знаки альтерации для тональности D-dur

Пример 3. Давайте полностью перейдём на буквенное обозначение ступеней. Определим следующую тональность после D-dur. Тоникой будет нота A (ля), поскольку она является V ступенью. Значит, новая тональность будет A-dur. В новой тональности VII ступенью будет нота G, значит при ключе добавляется ещё один диез: G#. Итого при ключе имеем 3 диеза: F#, C#, G#.

Рисунок 4. Ключевые знаки альтерации A-dur

И так далее, пока не дойдём до тональности с семью диезами. Она будет предельной, все её звуки будут являться производными ступенями. Обратите внимание, что знаки альтерации при ключе пишутся в порядке их появления в квинтовом круге.

Итак, если пройти весь круг и получить все тональности, то получим следующий порядок тональностей:

Таблица диезных мажорных тональностей
Обозначение Название Знаки альтерации при ключе
C-dur До-мажор Нет знаков альтерации
G-dur Соль-мажор F#
D-dur Ре-мажор F#, C#
A-dur Ля-мажор F#, C#, G#
E-dur Ми-мажор F#, C#, G#, D#
H-dur Си-мажор F#, C#, G#, D#, A#
Fis-dur Фа-диез-мажор F#, C#, G#, D#, A#, E#
Cis-dur До-диез-мажор F#, C#, G#, D#, A#, E#, H#

Теперь давайте разберёмся, причём тут «круг». Мы остановились на C#-dur. Если речь идет о круге, то следующей тональностью должна стать наша исходная тональность: C-dur. Т.е. мы должны вернуться в начало. Круг замкнулся. На самом деле, так не присходит, потому что мы можем продолжить строить квинты дальше: C# - G# - D# - A# - E# - #... Но если подумать, то чему энгармонически равен звук Н# (представьте клавиатуру фортепиано)? Звуку До! Так замкнулся квинтовый круг, но если мы посмотрим на знаки при ключе в тональности G#-dur, то обнаружим, что нам придется добавить фа-дубль-диез, а в последующих тональностях этих дубль-диезом будет возникать все больше, и больше.. Так вот, для того, чтобы пожалеть исполнителя, было решено, что все тональности, где при ключе нужно ставить дубль-диез, объявляются неупотребительными и заменяются энгармонически равными им тональностями, но уже не с многочисленными диезами при ключе, а с бемолями. Например, C#-dur энгармонически равен тональности Des-dur (ре-бемоль мажор) - в ней меньше знаков при ключе); G#-dur энгармонически равен тональности As-dur (ля-бемоль мажор) - в ней также меньше знаков при ключе - и это удобно как для чтения, так и для исполнения, а квинтовый круг между тем, благодаря энгармонической замене тональностей, действительно замкнулся!

Бемольный квинтовый круг мажорных тональностей

Тут всё по аналогии с диезным квинтовым кругом. За отправную точку берут тональность C-dur, поскольку у неё нет знаков альтерации. Тоника следующей тональности находится также на расстоянии в квинту, но только вниз (в диезном круге мы брали квинту вверх). От ноты До квинтой вниз находится нота Фа. Она и будет тоникой. Знак бемоль ставим перед IV ступенью гаммы (в диезном круге была VII ступень). Т.е. для Фа у нас бемоль будет перед нотой Си (IV ступень). И т.д. для каждой новой тональности.

Пройдя весь бемольный квинтовый круг, мы получим следующий порядок мажорных бемольных тональностей:

Таблица бемольных мажорных тональностей
Обозначение Название Знаки альтерации при ключе
C-dur До-мажор Нет знаков альтерации
F-dur Фа-мажор Hb
B-dur Си-бемоль-мажор Hb, Eb
Es-dur Ми-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab
As-dur Ля-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db
Des-dur Ре-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db, Gb
Ges-dur Соль-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb
Ces-dur До-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb, Fb
Энгармонически равные тональности

Вы уже поняли, что тональности одинаковой высоты, но разные по названию (вторая петля круга, вернее, уже спирали), называются энгармонически равными. На первой петле кругов тоже встречаются энгармонически равные тональности, это следующие:

  • H-dur (в ключе диезы) = Ces-dur (в ключе бемоли)
  • Fis-dur (в ключе диезы) = Ges-dur (в ключе бемоли)
  • Cis-dur (в ключе диезы) = Des-dur (в ключе бемоли)
Квинтовый круг

Описанный выше порядок расположения мажорных тональностей и называют квинтовым кругом. Диезные - вверх по квинтам, бемольные - вниз по квинтам. Порядок тональностей можно увидеть ниже (ваш браузер должен поддерживать flash): водите мышкой по кругу над названиями тональностей, Вы увидите знаки альтерации выбранной тональности (мы расположили минорные тональности по внутреннему кругу, а мажорные - по внешнему; родственные тональности объединены). Щёлкнув по названию тональности, Вы увидите как она была рассчитана. Кнопка «Пример» покажет подробный пересчёт.

Итоги

Теперь вы знаете алгоритм расчёта мажорных тональностей, называемый квинтовым кругом .

Известно, что тональностей существует 24, по количеству нот в хроматической гамме (12 мажорных и 12 минорных тональностей). Формально (по названиям) их больше, т.к. все тональности могут быть названы энгармонически. Например, До-диез мажор можно записать как Ре-бемоль мажор и т.п., или даже Ре мажор можно представить себе как До-дубль-диез мажор и т.п.

В Википедии можно найти отдельную статью по каждой сколько-нибудь употребимой тональности, с примерами произведений академической музыки в этой тональности, а также с указанием количества знаков при ключе, параллельной и энгармонически равной тональности.

Возникает вопрос, как в каждом конкретном случае правильнее или удобнее назвать или записать тональность знаками при ключе. Например, тональность До-диез мажор будет иметь семь диезов при ключе, а тональность Ре-бемоль мажор - пять бемолей.

Некоторые тональности неупотребимы, вследствие слишком большого количества знаков при ключе. Например, тональность Ре-диез мажор следовало бы записать с девятью знаками при ключе (два дубль-диеза, остальные диезы). Поэтому вместо неё используется Ми-бемоль мажор (три бемоля при ключе).

Список употребимых тональностей есть в Википедии, практически в каждой статье по конкретной тональности (там это называется "Соседние тональности").

Тональности с семью знаками при ключе малоупотребимы, т.к. семь знаков всегда можно заменить на пять. Например, До-диез мажор (семь диезов при ключе) можно записать как Ре-бемоль мажор (пять бемолей при ключе). Такие тональности (с семью знаками) используются в основном только в специальных циклах по всем тональностям, например, "24 прелюдии и фуги" и т.п.

Тональности с шестью знаками при ключе являются энгармонически равными. Например, Ми-бемоль минор (шесть бемолей) энгармонически равен Ре-диез минору (шесть диезов). С учётом этих пар практически употребимых в музыке тональностей получается 26, а с учётом тональностей с семью знаками - 30.

Единственная хорошо употребимая мажорная тональность со словом "диез" - Фа-диез мажор (шесть диезов при ключе). Единственная хорошо употребимая минорная тональность со словом "бемоль" - Ми-бемоль минор (шесть бемолей при ключе). Т.е. в основном со словом "диез" записываются минорные тональности, а со словом "бемоль" - мажорные.

Теперь немного о логике "переходов" от одной тональности к другой по знакам при ключе и тому подобного.

1) Параллельные тональности не отличаются по знакам.

2) Одноимённые тональности отличаются на три знака, причём мажор лежит на три знака "в сторону диезов" от минора. Например, Ми-минор - один диез, Ми-мажор - четыре диеза. Или: Фа-мажор - один бемоль, Фа-минор - четыре бемоля. Или: Ре-минор - один бемоль, Ре-мажор - два диеза.

3) "Лишний" знак при ключе, появляющийся в тексте как случайный знак, может свидетельствовать об использовании некоего ладового звукоряда. Иногда такие знаки даже выносят к ключу (хотя это, пожалуй, спорный способ записи музыки).

Дорийский лад - шаг в сторону диезов от минора. Например, в дорийском Ми появится "лишний" до-диез, в дорийском Ре появится си-бекар (бемоль при ключе "аннигилировался") и т.п.

Лидийский лад - шаг в сторону диезов от мажора. Например, в лидийском Фа появится си-бекар.

Фригийский лад - шаг в сторону бемолей от минора. Например, во фригийском Ре появится ми-бемоль.

Миксолидийский лад - шаг в сторону бемолей от мажора. Например, в миксолидийском До появится си-бемоль.

4) "Автентический" ход с сохранением наклонения яляется шагом в сторону бемолей. Например, при переходе от До-мажора к Фа-мажору появляется си-бемоль (то же самое при переходе от Ля-минора к Ре-минору). "Плагальный" ход с сохранением наклонения яляется шагом в сторону диезов.

5) Большесекундовый ход вверх с сохранением наклонения яляется шагом на два знака в сторону диезов (вниз - в сторону бемолей). Например, при переходе от Соль-мажора к Ля-мажору добавляется два диеза, а при при переходе от Соль-минора к Ля-минору убираются два бемоля.

6) Малосекундовый ход вверх с сохранением наклонения яляется шагом на семь знаков в сторону диезов (вниз - в сторону бемолей). Отсюда, например, неупотребимость тональности Ре-диез мажор (в Ре мажоре уже два диеза, а в Ре-диез мажоре их должно быть девять).

Для удобства нахождения количества знаков альтерации в тональностях с числом знаков более семи полезно помнить, что сумма знаков (диезов и бемолей) в энгармонически равных тональностях всегда равна 12:
- Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор - 6# + 6b
- До-диез мажор и Ре-бемоль мажор - 7# + 5b
- До-бемоль мажор и Си-мажор - 7b + 5#
- Соль-диез мажор и Ля-бемоль мажор - 8# + 4b
- Фа-бемоль мажор и Ми-мажор - 8b + 4#

В данной статье речь пойдет о том, как запомнить тональности и их ключевые знаки. Все запоминают по-разному: одни стараются запомнить число знаков, другие пытаются заучить названия тональностей с их ключевыми знаками, третьи придумывают еще что-то. На самом деле, все гораздо проще и запомнить нужно всего лишь две вещи, остальное запомнится автоматически.

Ключевые знаки – что это такое?

Люди, продвинутые в своих музыкальных занятиях, наверняка уже не только умеют читать ноты, но и знают, что такое тональность, и что для обозначения тональности композиторы в нотах выставляют ключевые знаки. Что это за ключевые знаки? Это диезы и бемоли, которые записываются на каждой нотной строчке рядом с ключом и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены.

Порядок диезов и порядок бемолей – это нужно знать!

Как вам, возможно, известно, ключевые знаки выставляются не беспорядочно, а в определенном порядке. Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си . Порядок бемоле й – обратный: си, ми, ля, ре, соль, до, фа . Вот как это выглядит в нотной записи:

В этих рядах в обоих случаях использованы все семь основных ступеней, всем хорошо знакомых: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – только они специально расположены в определенной последовательности. С этими двумя порядками мы и будем работать, для того чтобы научиться определять ключевые знаки в той или иной тональности легко и правильно. Еще раз посмотрите и запомните порядок:

Сколько тональностей используется в музыке?

Теперь перейдем непосредственно к тональностям. В общей сложности в музыке используются 30 тональностей – 15 мажорных и 15 параллельных им минорных. Параллельными тональностями называются такие тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки, следовательно, одинаковый звукоряд, но различаются тоникой и своим ладом (напомню, что тоника и лад определяют название тональности).

Из этих 30-ти тональностей :

2 без знаков (это до мажор и ля минор – их просто запоминаем);
14 диезных (7 – мажорные тональности и 7 – параллельных им минорные тональности);
14 бемольных (также по 7 мажорных и 7 минорных).

Таким образом, для обозначения тональности может потребоваться от 0 до 7 ключевых знаков (диезов или бемолей). Помните, что в до мажоре и ля миноре знаков нет? Запомните еще и то, что в до-диез мажоре ля-диез миноре ) и в до-бемоль мажоре (и параллельном ля-бемоль миноре ) соответственно по 7 диезов и бемолей.

По каким правилам можно определить ключевые знаки в тональностях?

Чтобы определить знаки во всех остальных тональностях, будем использовать уже известный нам порядок диезов или, если нужно, порядок бемолей. Ориентироваться будем только по мажорным тональностям, то есть для того чтобы определить ключевые знаки минорной тональности, нужно сначала найти параллельную ей мажорную тонику , которая расположена на малую терцию выше исходной минорной тоники.

Для того чтобы определить ключевые знаки в диезной мажорной тональности , действуем по правилу: последний диез на ноту ниже тоники . То есть, мы просто перечисляем все диезы по порядку, пока не дойдем до того, который на ноту ниже тоники.

Например, для того чтобы определить ключевые знаки в си мажоре, перечисляем диезы по порядку: фа, до, соль, ре, ля – останавливаемся на ля, так как ля на ноту ниже си.

Знаки бемольных мажорных тональностей определяем следующим образом: перечисляем порядок бемолей и останавливаемся на следующем бемоле после того, как назвали тонику. То есть здесь правило такое: последний бемоль закрывает собой мажорную тонику (как будто защищает от ветра) (то есть он – следующий после тоники). Чтобы найти знаки для бемольной минорной тональности, нужно сначала определить её параллельную мажорную.

Например, определим знаки для си-бемоль минора. Сначала находим параллельность, это будет тональность ре-бемоль мажор, далее называем порядок бемолей: си, ми, ля, ре, соль. Ре – это тоника, поэтому останавливаемся на следующей ноте – соль.

Думаю, принцип понятен. Для одной из бемольных тональности – фа мажора – этот принцип работает с одной оговоркой: первую тонику берем как бы ниоткуда. Дело в том, что в фа мажоре при ключе единственный знак – си-бемоль , с которого начинается порядок бемолей, поэтому для определения тональности мы делаем шаг назад и получаем исходную тональность – фа мажор .

Как узнать какие знаки ставить при ключе – диезы или бемоли?

Вопрос, который естественным образом может возникнуть у вас: «Как узнать какие из тональностей диезные, а какие бемольные»? Большинство мажорных тональностей с тониками от белых клавиш (за исключением до и фа ) – диезные. Бемольные мажорные тональности – те, тоники которых составляют порядок бемолей (то есть си-бемоль мажор , ми-бемоль мажор и т.д.). Подробнее этот вопрос будет рассматриваться в статье, посвященной целой системе тональностей, получившей название кварто-квинтовый круг.

Заключение

Подведем итоги. Теперь вы умеете правильно определять ключевые знаки в любой тональности. Напоминаю, что для этого нужно задействовать порядок диезов или порядок бемолей и действовать по правилам: «последний диез на ноту ниже тоники» и «последний бемоль закрывает собой тонику » . Ориентируемся только по мажорным тональностям, для того чтобы определить знаки в минорных тональностях, сначала находим ее параллель.

Автор благодарит читателя за внимание. Просьба: оставлять в комментариях свои замечания и отзывы по данной статье. Если вам понравилась статья, порекомендуйте ее в социальных сетях своим друзьям, воспользовавшись кнопкой «Мне нравится» внизу страницы. Если вас интересует продолжение данной темы, подпишитесь на рассылку обновлений сайта. Для этого нужно ввести свое имя и адрес электронной почты в соответствующие поля формы в подвале этой странички (вертайте вниз). Творческих успехов вам, друзья!

Мажорные тональности

Минорные тональности

Параллельные тональности

Энгармонически равные тональности

Энгармонически равные тональности - тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.





Комментарии:

29.03.2015 в 14:02 олег высказался:

Я не увидел таблицу со всеми знаками при ключе во всех ВОЗМОЖНЫХ тональностях. Таблица есть, а того что надо нет!

05.04.2015 в 23:54 Светлана высказался:

Здравствуйте. Напишите конкретно какая тональность Вас интересует, я Вам отвечу.

21.01.2016 в 16:06 Юлия высказался:

В таблице пропущены тональности - G-dur и e-moll

21.01.2016 в 16:17 Светлана высказался:

Исправили, спасибо!

19.02.2016 в 18:59 Максим высказался:

Меня интересует до бемоль мажор. И не могли бы Вы сделать отдельную статью, где построены разные аккорды в разных тональнастях?

19.02.2016 в 22:25 Светлана высказался:

Здравствуйте, Максим. В до-бемоль мажоре семь бемолей. Рекомендую Вам заменить на тональность си мажор, энгармонически они равны, а знаков будет меньше - 5 диезов.

Написания такой статьи в ближайших планах нет.

30.08.2017 в 04:52 мне надо построить д7 с обращениями в 24тональностях а везде почему то нахожу по 30 тональностей в интернете.почему? высказался:

Я нечаянно в имени написал свой вопрос.

25.04.2018 в 14:25 Петр высказался:

Ребят на самом деле всё выше перечисленное очень полезно, и необходимо для применения на практике просто не понимаю тех, кто из-за недостаточного понимания темы оставляет плохие отзывы.

08.10.2018 в 17:36 Юлия высказался:

Добрый день,

ребенку задали до.задание: знаки в тональностях до 3-х с # и b.

К сожалению, уже 4-тый учитель по сольфеджио за 3 года, материал дается кусками. Дочка вообще не понимает, что это и что от нее хотят.

Подскажите, пожалуйста.

02.01.2019 в 21:33 morozalex2018 высказался:

G-dur и e-moll есть в таблице, смотрите внимательно

09.02.2019 в 09:16 Ева высказался:

Спасибо! Очень полезная статья, сохранила👏🏻👍🏻

16.04.2019 в 19:33 Лида высказался:

Какие знаки в Фа бемоль миноре?

21.04.2019 в 23:48 Олег высказался:

Полезные консультации

21.04.2019 в 23:49 Олег высказался:

Полезная информация

21.04.2019 в 23:55 Олег высказался:

Разберём тональность фа бемоль минор. Итак, в тональности фа минор - 4 бемоля, а в фа бемоль миноре на 7 бемолей больше, то есть 4+7=11b. Кто-то может сказать, что такое не может быть. Отвечаю - может!! В фа бемоль миноре 4 дубль-бемоля: это -сиbb, миbb, ляbb и реbb. А также сольb, доb и фаb.

22.04.2019 в 00:05 Олег высказался:

Тональности с большим (более шести) количеством ключевых знаков можно заменить на тональность с меньшим количеством знаков. Главное, чтобы сумма исходных и заменённых знаков равнялась 12-ти, а также чтобы они были противоположными. Например если у вас 8 бемолей, то делаем: 12-8b= 4# (фа бемоль мажор 8b. А ми мажор - 4#). Такие тональности называются энгармонически равными, то есть равными по звучанию. Но по названию и по записи нот (гаммы) - они разные.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS