Главная - Режиссура
Саксофон - история создания. Изобретатель адольф сакс и трудная судьба саксофона

Бельгийский мастер духовых инструментов, изобретатель семейства саксофонов Адольф Сакс (Adolphe Sax), настоящее имя Антуан Жозеф Сакс (Antoine Joseph Sax), родился 6 ноября 1814 года в городе Динан, Бельгия.

Его отец, Шарль-Жозеф Сакс (1791-1865) занимался изготовлением духовых музыкальных инструментов . Его кларнеты и фаготы были столь высокого качества, что довольно быстро получили признание в Брюсселе, а в 1820 году король Вильям I назначил его придворным музыкальным мастером, поручив производство и поставку духовых инструментов для военных оркестров. Изготовляемые Саксом музыкальные инструменты неоднократно получали почетные дипломы и медали на национальных промышленных выставках.

С шести лет у юного Адольфа Сакса проявились музыкальные способности. С 12 лет он помогал отцу в сборке деталей деревянных инструментов, шлифовке клапанов. В 16 лет вместе с инструментами отца он послал на выставку собственные две флейты и кларнет с отделкой из слоновой кости.

Адольф Сакс учился в Брюссельской консерватории игре на кларнете под руководством дирижера оркестра Первого пехотного бельгийского полка Валентина Бендера.

В 1834 году он снабдил сопрановый кларнет (большой кларнет) немецкой системы 24 клапанами, удобно расположив их на стволе инструмента. В результате кларнет приобрел более однородную окраску звучания, точную настройку звуков и удобную аппликатуру. Кроме того, Сакс расширил нижнюю границу диапазона этого инструмента и добавил клапан ми-бемоль малой октавы. Новый кларнет был одобрен музыкантами и удостоен на Брюссельской промышленной выставке 1835 года почетной грамоты, а в 1840 году Сакс получил патент на свое изобретение.

Название инструмента было придумано близким другом изобретателя, композитором-романтиком Гектором Берлиозом, который написал первое произведение с участием саксофона.

Всего за свою творческую жизнь Адольф Сакс запатентовал около 35 изобретений . Он улучшил конструкции не только духовых, но и целого ряда других инструментов — струнных, клавишных, ударных.

В результате судебных тяжб с конкурентами, постоянно обвинявшими изобретателя в плагиате, Сакс разорился, он подавал заявление о банкротстве в 1852, 1873 и 1877 годах. От четвертого фиаско Сакса спасло вмешательство императора Наполеона III — одного из его почитателей.

В 1858-1870 годах Адольф Сакс преподавал в Парижской консерватории.

Сакс не был женат, у него была гражданская супруга испанского происхождения Луиза Адель Маор, которая родила ему пятерых детей. После смерти изобретателя его бизнес возглавил один из сыновей — Адольф-Эдуард. В 1928 году предприятия Сакса купила парижская фирма Selmer.

В память об изобретателе и музыканте с 1994 года в Бельгии проводится Международный конкурс саксофонистов, носящий имя Адольфа Сакса.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

«Это человек проникновенного, цепкого, светлого ума, настойчивый и твердый в любом испытании. Он одновременно математик, акустик, чеканщик, литейщик и токарь. Он умеет и думать, и делать - выдумывает и сам же выполняет». Г. Берлиоз

У столяра-плотника Шарля-Жозефа Сакса и Мари-Жозе Массон из бельгийского городка Динант было одиннадцать детей, семеро из которых умерли, так и не став взрослыми. Их первенец по имени Антуан-Жозеф, чьё двухсотлетие отмечалось в прошлом году, родился 6 ноября 1814, прожил 80 лет и прославился изобретением «мундштучного офиклеида», запатентованного под этим названием в 1842 году и известного теперь всем и каждому.

Не надо смущаться тем, что эти имя и название ничего не говорят нашему уху.

Антуан-Жозеф примерно с 16 лет стал именоваться Адольфом Саксом, а офиклеид вскоре после официального рождения был вторично «крещён» Гектором Берлиозом и получил с его лёгкой руки название саксофон , в честь изобретателя. Примечательно то, что инструмент и самой своей формой словно прославляет своего творца, имитируя изгибом корпуса его инициал.

Шарль-Жозеф Сакс, будучи искусным плотником, ещё до рождения детей в своей мастерской при доме на Новой улице Динанта (с 1896 года носящей имя его сына) как-то решил попробовать свои силы в постройке пианино. Попытка удалась, и он занялся ещё и струнными инструментами. Хотя он был и остался самоучкой, его скрипки получили одобрение профессиональных музыкантов, и он решился расширить производство, начав изготовливать и духовые, а в 1815 году отважился на переезд в Брюссель, где качество его фаготов и кларнетов было оценено высокопоставленным меломаном – Виллемом Первым, королём Нидерландов, к которым тогда Фландрия и Валлония, будущая Бельгия, принадлежали территориально. С 1820 Шарль-Жозеф Сакс стал придворным музыкальным мастером. За жизнь он получил больше десятка патентов за усовершенствование медных и деревянных инструментов, участвовал во множестве выставок, имел знаки отличия, лично занимался поставкой духовых в Оркестр королевской гвардии, и служил музыке преданно и страстно, что не спасло его от разорения.

Шарль-Жозеф рано заметил, что старший сын унаследовал его интерес к музыке и особенно к духовым.

Уже к десяти годам, подражая отцу и учась у него в мастерской, мальчик мог выточить тонко изогнутую трубочку, отшлифовать клапаны, собрать из деталей инструмент, а к шестнадцати годам самостоятельно смастерил свои первые флейту и кларнет. При помощи и поддержке отца юный Адольф занялся продолжением семейного дела. Он фонтанировал идеями, изобретал, совершенствовал и воспроизводил инструменты без устали. В 1830 году он принял участие в Промышленной выставке в Брюсселе, где устроил шоу с игрой на кларнете и двух флейтах, выточенных им из слоновой кости. К двадцати годам он придумал совершенно новый тип кларнета с 24-мя клапанами, а за ним последовал бас-кларнет, который заметил и оценил директор Парижской оперы Франсуа-Антуан Хабенек, специально приехавший в Брюссель на эту выставку и, между прочим, отозвавшийся о кларнетах других мастеров, как о «варварских».

Как и в любые времена, далеко не всем было по нутру такое стремительное восхождение и признание молодого таланта. На аудиции в королевский оркестр Брюсселя «Grande Harmonie», ставшей одновременно испытательным экзаменом для инструментов начинающего мастера, солист оркестра отказался играть на предложенном ему кларнете Сакса, мотивировав это тем, что инструмент исходит «опять от этого любимчика».

Адольф воспринял это как вызов и заявил, что он согласен: пусть солист играет на своём кларнете, а он будет играть на своём.

Состязание в духе Аполлона и Марсия состоялось, и, если верить задокументированному протоколу, прошло при четырёх тысячах слушателей. Победил не только кларнет, сам Адольф был принят в оркестр и стал его солистом. По оставшимся свидетельствам, за время его работы в оркестре специально для него писали такие сложные вставки и каденции, которые затем никто не мог повторить. (Музыкальный мир никогда не скупился на создание подобных легенд. Но ноты архивов не лгут: всё так и было.)

Сохранились также отзывы современников о характере Адольфа Сакса. Он держался очень независимо, отличался энергией, мужеством, упорством. И он, как и полагается молодому дерзкому человеку, безоглядно верил в свои силы. Он отказался от предложения начать собственное дело в Санкт-Петербурге, как отказался и от приглашения поселиться в Лондоне со смутно обрисованными вероятными перспективами. Он верил в свой талант и хотел реализовать его именно в Европе, лишь за пределами Бельгии, ставшей для него слишком тесной.

1842 стал годом великого перелома в жизни Сакса.

В то время собственный инструмент сам Сакс считал просто технической новинкой в старом известном семействе. Его узаконенное французское название ophicléide было составлено из греческих слов «змея» и «ключ», и было запатентовано в год рождения самого Адольфа парижанином Жаном-Илером Асте, как инструмент рода клаппенгорнов (бюгельгорнов с клапанами), похожий на фагот. Конструкция же, изобретенная Саксом, представляла тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству язычковых деревянных духовых. При этом новый инструмент обладал металлическим коническим корпусом, мундштуком с одинарной тростью (почти без изменения заимствованным у кларнета), системой кольцевых клапанов Т. Бёма, но при этом имел «змееобразную» форму, или, как отмечали современники, забавную форму курительной трубки.

Гектор Берлиоз, замкнутый и сдержанный, в течение нескольких часов выслушивал импульсивного бельгийца,

обещав подумать и дать ответ через несколько дней. Эти дни Сакс провёл в понятном волнении: Берлиоз обладал большим влиянием в музыкальной среде Парижа и имел широкий круг ценных знакомств, в том числе среди критиков, от чьих отзывов в печати зависело столь многое.

12 июня 1842 года в «Le Journal des Débats» Берлиоз напечатал статью, больше похожую на оду, в которой буквально воспел мастера и его новшество, впервые назвав инструмент саксофоном, по имени мастера, что было сразу подхвачено французской и бельгийской прессой. «Это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком. Его главной заслугой, на мой взгляд, является разнообразие красоты звука, то с акцентировкой, то без, полным то страсти, то мечтательности и меланхолии; отголоском эха, слабым воплем ветра в лесу, или, что вернее, таинственными мерцающими отголосками колокола после удара. Ни один инструмент, который я доселе знал, не имеет такого странного звука на пределе тишины», - писал Берлиоз.

Этот отзыв послужил началу плодотворной и продуктивной жизни Сакса в Париже.

Изобретатель, композитор и исполнитель, он теперь был принят во всех салонах, общался с большим количеством композиторов, верящих в него, устраивал презентации инструментов в своей студии и в известных залах. Сам Берлиоз вскоре написал «Хорал для голоса и шести духовых инструментов», в котором помимо саксофона использовались и другие инструменты, сконструированные или усовершенствованные Саксом, и лично продирижировал своим произведением в 1844 году. Кроме того, статью о саксофонах он включил в своё сочинение «Искусство инструментовки». Новинку тут же стали использовать в своих опусах А. Тома, Ф. Галеви, Дж. Мейербер, Ж. Массне, К. Сен-Санс и Ж. Бизе. С 1857 г. Адольф Сакс открыл класс саксофона в Парижской консерватории, преподавал там сам и издал пособия по школе игры на всех изобретённых им инструментах.

По существу, Сакс стал отцом не одного инструмента, но целого семейства,

объединившего четыре основных рода: саксгорны, сакстромбоны, сакстубы и собственно саксофоны. Из четырнадцати разновидностей саксофона, сконструированных им, ныне используется семь: сопранино, сопрано, альтовый саксофон, теноровый, баритоновый, басовый и контрабасовый. (Для одного только «Болеро» М. Равеля требуется сразу три из них: сопранино, сопрано и тенор.)

Форма параболического конуса, счастливо найденная Саксом, и тонко изученные им принципы акустических соотношений, составляют технический секрет саксофона и являются источником его неповторимого тембра.

Но далеко не всё было безоблачным.

Слава шла рука об руку с неизбежными завистью, враждебностью, косностью и спекуляциями. Против Сакса выступили менее удачливые мастера духовых, оспаривавшие эксклюзивность и первенство его инструментов, бренд был объявлен недействительным, маркировки саксофонов постоянно менялись. Ему приходилось отменять свои патенты, его клевали критики, газеты пестрели карикатурами, он был вынужден бесконечно таскаться по судам, уставал от нападок и обвинений, сдавался под натиском претензий, проигрывал и трижды объявлялся банкротом: в 1852, 1873 и 1877 годах. От четвертого фиаско Сакса спасло вмешательство императора Наполеона Третьего, бывшего его почитателем. Всё это походило на процесс по делу фальшивомонетчиков, где трагизм ситуации был в том, что не мошенники должны были изворачиваться и изощряться, «отмазывая» свою поддельную чеканку, а самый что ни на есть честнейший обладатель законного и подлинного сокровища. В 1853 году отец Адольфа, также не сумевший сохранить собственного дела и мастерской в Брюсселе, переехал в Париж поддержать сына и до самой своей смерти, последовавшей в 1865 году, прожил с ним бок о бок, помогая ему в производстве саксофонов, прославивших имя семьи.

Адольф Сакс и в годы судебных преследований и финансовых неудач преданно занимался служением музыке.

К 1845 году военные оркестры и капеллы Франции дышали на ладан и почти прекратили своё существование. Сакс представил военному министру, генералу Руминьи, работу по музыкальной реорганизации оркестров и предложил и свои реформы, и свои инструменты. Была созвана особая комиссия, решившая устроить соревнование между традиционной системой и той, что была предложена неугомонным бельгийцем. Надо ли говорить, что формула реанимации духовых военных ансамблей, подсказанная Саксом, победила?

Список изобретений и усовершенствований, привнесенных Саксом, был очень велик. Он преподавал и в консерватории (директором её в то время был Д.Обер, унаследовавший пост у Л.Керубини), и в военных оркестрах. Он защитил диссертацию о влиянии игры на духовых инструментах на человеческие лёгкие, составил инструкции для изобретателей, замечательные исследования акустики различных залов, проекты улучшения звучания медных и деревянных духовых, – в общей сложности около сорока оригинальных работ, показывавших, что изобретательский неукротимый дух Сакса не был сломлен экономическими проблемами.

По причине шаткого финансового положения или нет, Сакс никогда официально не был женат.

Он жил в невенчанном браке с испанкой Луизой-Аделью Маор, и у них было пятеро детей, которых он безоговорочно признавал, но, тем не менее, никогда не стремился представить широкой публике, вероятно, ещё и из-за очень незнатного происхождения их матери.

Адольф Сакс умер в бедности 7 февраля 1894 года, и похоронен на парижском кладбище Монмартр в фамильном склепе, на котором изображён саксофон, и где кроме него погребены ещё шесть членов его семьи. Дела фамильной музыкальной фабрики продолжил его сын, Адольф-Эдуард, а с 1928 года она перешла во владение парижской фирмы «Селмер».

Его лучшее детище продолжает жить и по сей день пребывает в добром здравии.

В начале XX века в Европу проник джаз, где саксофон стал одним из доминирующих инструментов и имел большой успех. Попутно в 20-х годах был отмечен новый всплеск интереса классических композиторов к саксофону. Д. Мийо, М. Равель, а позже и П. Хиндемит, А. Онеггер, А. Берг, С. Прокофьев, Д. Шостакович и множество других композиторов включили его в свои оркестровые партитуры. Существует и широкий ряд произведений для саксофона соло, в числе которых опусы А. Глазунова, К. Дебюсси, Ж. Ибера и др. В 1928 году в Парижской консерватории Марсель Мюль основал первый квартет саксофонистов, а в 1942 году, спустя столетие после изобретения саксофона, с подачи профессора Даннелса примеру Парижа последовала и Брюссельская консерватория.

С 1954 года на камне дома в Динанте красуется выгравированная надпись «Ici naquit Adolphe Sax. 1814-1894» («Здесь родился Адольф Сакс»). В Динанте же существует памятник Саксу, изображенному сидящим на скамье с саксофоном в руке; можно присесть рядом и сфотографироваться в обнимку. До введения евро Сакс и его творение были изображены на банкноте в 200 бельгийских франков.

В память об изобретателе и музыканте с 1994 года в Бельгии проводится Международный конкурс саксофонистов.

О популярности инструмента в широких кругах, от любителей до профессионалов, от классических исполнителей до джазистов, от учеников до президентов и говорить не приходится.

Брюссельский Музей Музыкальных Инструментов, открывшийся в июне 2000 года в центре города в изумительном здании эпохи модерн «Old England», владеет широкой коллекцией духовых, среди которых редчайшие экземпляры серпентов, офиклеидов, корнетов, флюгельгорнов, экспериментальных и диковинных инструментов. Работы Сакса и его фабрики можно увидеть в витринах музея. Осенью, в дни 200-летнего юбилея там проходила специальная выставка, посвященная великому мастеру и дивному творению, носящему его имя.

Бельгийский мастер духовых инструментов, изобретатель семейства саксофонов Адольф Сакс (Adolphe Sax), настоящее имя Антуан Жозеф Сакс (Antoine Joseph Sax), родился 6 ноября 1814 года в городе Динан, Бельгия.

Его отец, Шарль-Жозеф Сакс (1791-1865) занимался изготовлением духовых музыкальных инструментов. Его кларнеты и фаготы были столь высокого качества, что довольно быстро получили признание в Брюсселе, а в 1820 году король Вильям I назначил его придворным музыкальным мастером, поручив производство и поставку духовых инструментов для военных оркестров. Изготовляемые Саксом музыкальные инструменты неоднократно получали почетные дипломы и медали на национальных промышленных выставках.

С шести лет у юного Адольфа Сакса проявились музыкальные способности. С 12 лет он помогал отцу в сборке деталей деревянных инструментов, шлифовке клапанов. В 16 лет вместе с инструментами отца он послал на выставку собственные две флейты и кларнет с отделкой из слоновой кости.

Адольф Сакс учился в Брюссельской консерватории игре на кларнете под руководством дирижера оркестра Первого пехотного бельгийского полка Валентина Бендера.

В 1834 году он снабдил сопрановый кларнет (большой кларнет) немецкой системы 24 клапанами, удобно расположив их на стволе инструмента. В результате кларнет приобрел более однородную окраску звучания, точную настройку звуков и удобную аппликатуру. Кроме того, Сакс расширил нижнюю границу диапазона этого инструмента и добавил клапан ми-бемоль малой октавы. Новый кларнет был одобрен музыкантами и удостоен на Брюссельской промышленной выставке 1835 года почетной грамоты, а в 1840 году Сакс получил патент на свое изобретение.

В 1836 году Сакс переехал из Брюсселя в Париж, где в 1842 году открыл фабрику духовых инструментов.

Адольфом Саксом был создан саксофон и семейство духовых инструментов - саксгорнов. Конструируя саксофон, Сакс взял кларнет, заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук и изменил сечение, сделав инструмент расширяющимся книзу, а также снабдил новый инструмент более прогрессивной гобойной и флейтовой аппликатурой.

Пантент на изобретение был получен 1846 году, в 1849 году он получил золотую медаль на Парижской промышленной выставке.

Название инструмента было придумано близким другом изобретателя, композитором-романтиком Гектором Берлиозом, который написал первое произведение с участием саксофона.

Всего за свою творческую жизнь Адольф Сакс запатентовал около 35 изобретений. Он улучшил конструкции не только духовых, но и целого ряда других инструментов - струнных, клавишных, ударных.

В результате судебных тяжб с конкурентами, постоянно обвинявшими изобретателя в плагиате, Сакс разорился, он подавал заявление о банкротстве в 1852, 1873 и 1877 годах. От четвертого фиаско Сакса спасло вмешательство императора Наполеона III - одного из его почитателей.

В 1858-1870 годах Адольф Сакс преподавал в Парижской консерватории.

Сакс не был женат, у него была гражданская супруга испанского происхождения Луиза Адель Маор, которая родила ему пятерых детей. После смерти изобретателя его бизнес возглавил один из сыновей - Адольф-Эдуард. В 1928 году предприятия Сакса купила парижская фирма Selmer.

В память об изобретателе и музыканте с 1994 года в Бельгии проводится Международный конкурс саксофонистов, носящий имя Адольфа Сакса.


Мы редко задумываемся насчет музыкальных инструментов – откуда они появились, кто их придумал. И действительно, многие из них возникли так давно, что вряд ли кто-либо может это знать. Но есть среди них один относительно молодой, но сегодня уже один из самых известных и любимых, чувственное и проникновенное звучание которого пронзает душу – это саксофон. И у него есть совершенно конкретный создатель, имя которого увековечено в самом названии этого инструмента – Адольф Сакс.

Голос первого саксофона мир услышал менее 180 лет назад. Любителей этого великого инструмента и его чарующих звуков во всем мире огромное количество. И сегодня саксофон представляет собой яркий символ джазовой музыки и блюза.

Памятники саксофону в мире







История рождения этого чуда

Возможность наслаждаться невероятным по красоте звучанием подарил нам Адольф Сакс, сын мастера по изготовлению музыкальных инструментов, родом из маленького городка Динан в Бельгии, унаследовавший от отца интерес к духовым инструментам.
Семья Саксов переехала сначала в Брюссель, а затем - в Париж, где Адольф открыл свою мастерскую по изготовлению духовых инструментов. Именно здесь на основе бас-кларнета он и сотворил свое чудо, которое поначалу назвал мундштучный офиклеид.
Публика довольно скептически отнеслась к новому инструменту странного вида и с не менее странным гнусавым голосом, очень далеким от его сегодняшнего звучания, и Адольфу пришлось потратить немало времени и сил, чтобы довести свой новоиспеченный офиклеид до совершенства.




Представив в 1842 году свой инструмент известному композитору Берлиозу, Адольф обрел в его лице восторженного ценителя и друга. Композитор был очарован саксофоном, напечатал в одном из журналов восторженную статью, в которой впервые назвал инструмент саксофоном.
«Это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком. Его главной заслугой, на мой взгляд, является разнообразие красоты звука, то с акцентировкой, то без, полным то страсти, то мечтательности и меланхолии; отголоском эха, слабым воплем ветра в лесу, или, что вернее, таинственными мерцающими отголосками колокола после удара. Ни один инструмент, который я доселе знал, не имеет такого странного звука на пределе тишины », - писал Берлиоз.
А о самом Саксе композитор отзывался так: «Это человек проникновенного, цепкого, светлого ума, настойчивый и твердый в любом испытании. Он одновременно математик, акустик, чеканщик, литейщик и токарь. Он умеет и думать, и делать - выдумывает и сам же выполняет ».





Для саксофона Берлиоз написал и первые произведения. К Саксу пришло признание, но использовался саксофон в основном лишь как дополнительный духовой инструмент в оркестре. И постепенно в Европе интерес к саксофону почти угас, чему способствовала также и начавшаяся в 1870 году война.
Кроме того, многие конкуренты ставили под сомнение авторство Сакса и заваливали суды многочисленными исками. Судебные тяжбы, длившиеся годами, хотя и заканчивались в основном в его пользу, но отнимали много нервов и времени, кроме того, сопровождались немалыми финансовыми расходами, которые его практически разорили.
В 1894 году в Париже великий и талантливый музыкальный мастер в нищете ушел из жизни.

Второе рождение саксофона

В конце 19 века в Америке зарождается и очень быстро распространяется новое направление в музыке - джаз, и главным солистом джазовых композиций наряду с трубой становится саксофон.






















Наконец-то у саксофона появляется возможность раскрыть весь свой потенциал. Страна заболевает «саксофономанией », которая вскоре перекидывается и на Европу.


В нашей стране с ее неприятием джаза вплоть до 70-х годов игре на саксофоне даже нигде не обучали, в почете был лишь кларнет.


Особое, трепетное отношение к саксофону наблюдается у жителей Японии. Японский саксофон – нежный, чувственный, романтичный, сентиментальный… Такая же и музыка…



10:22 pm - Адольф Сакс и его саксофон.

Почти 200 лет назад в маленьком бельгийском городке Динанте у талантливого музыкального мастера-самоучки Шарля Сакса и его жены Марии родился первый сын Адольф, которому довелось стать «гением этого места».

По моим наблюдениям, природа всегда сопротивляется появлению гениев,- с обычными людьми ей проще!
Не составила исключения и семья Саксов.
Над ней витал злой рок!
Из одиннадцати детей семеро погибло в молодом возрасте и только старший Адольф чудом уцелел, пережив падение с 3-го этажа; отравление серной кислотой, выпитой случайно; сильные ожоги от порохового взрыва.

Он тонул в реке, давился проглоченной булавкой, был отравлен ядовитыми испарениями, но вопреки всему, выжил и создал музыкальный инструмент, который, по мнению Жоржа Бизе один только «...может передать нежность и страсть, оттененные сдержанной силой».
Этот инструмент заставил оркестр зазвучать по-новому.
Сегодня саксофон является едва ли не самым популярным духовым инструментом.
Более того, он стал «королем джаза», его тембр стал визитной карточкой джазовой музыки.
Мои попытки отыскать дома, где жил Адольф Сакс или где были расположены его мастерские, не увенчались успехом. Повидимому, эти дома были разрушены во время Первой мировой войны. Нашла на Интернете дом Саксов в Динанте. Там же поставлен ему памятник.

Итак, вернемся к тем временам, когда в Динанте жила семья Саксов.
Глава семьи Шарль Сакс был примечательной личностью.
Он начал свою деятельность в этом городке с изготовления изящной мебели, преуспел в своем деле, и будучи талантливым, творческим человеком, стал искать новые пути для самовыражения.
Шарль пришел к тому, что начал изготавливать и инкрустировать музыкальные инструменты.
Его инструменты пользовались таким спросом, что бельгийский король Уильям Оранский, страстный эстет и меломан, приблизил Шарля ко двору и сделал его главным поставщиком музыкальных инструментов для королевского военного оркестра.
Дело расширялось и отец стал приобщать к нему своих сыновей.
Четверо сыновей Шарля Сакса продолжили дело своего отца, но особо преуспел в этом старший из сыновей Адольф.
Именно Адольф проявил незаурядные способности и принял в деле совершенствования и создания музыкальных инструментов самое большое участие. Он не только учился у Шарля, но и очень рано начал работать в его мастерских

Будучи самоучкой, Шарль Сакс больше других понимал, как важно в любом деле иметь профессиональные знания, но в маленьком городке Динанте негде было обучать детей и семья переезжает в Брюссель.
Это был поступок со стороны отца – он оставлял хорошо налаженный быт, процветающий бизнес, безбедное существование взамен на полную неопределенность на новом месте.
Но, наверно, на то и существуют родители, чтобы жертвовать своим благополучием во благо детей.

Вскоре Адольф поступает а Брюссельскую Консерваторию, которую оканчивает по двум специальностям: дирижирование и кларнет.
В это же время в мастерской своего отца он продолжает создавать и совершенствовать музыкальные инструменты, в частности разрабатывает новые способы звукоизвлечения инструмента, на котором профессионально играет. Солисты брюссельского королевского оркестра, куда Сакс пытается поступить на работу в качестве кларнетиста, устраивают ему обструкцию,- «что хорошего можно ожидать от жалкого подмастерья Сакса?».
И тогда Сакс вызывает обидчиков на музыкальную дуэль: «Вы играйте на старом кларнете, а я на новом, и пусть нас рассудят слушатели!»

Собралась огромная толпа, более 4-х тысяч человек.
Триумф Адольфа Сакса оказался настолько убедительным, что он немедленно получил должность солиста оркестра и возможность играть на усовершенсвованном кларнете.
Работая в оркестре Сакс сочинял музыку для своего кларнета, но исполнять эти произведения мог только сам.
Исполнение сочиненной Саксом музыки на старых инструментах было связано с определенными трудностями и для других оркестрантов она оказалась слишком сложной.
Это вызывало ярость у коллег, которые всю свою жизнь играли по-старинке и не стремились к совершенствованию.
Вообще, в неспокойном музыкальном мире всегда царила скрытая недоброжелательность и готовность подставить подножку любому, кто более талантлив и успешен.
Бельгийские оркестранты возненавидели Сакса, не хотели работать с ним в одном коллективе, пытались всячески его скомпомитировать и унизить.К сожалению, зависть и нездоровая конкуренция распространена в мире искусств намного больше, чем в других сферах человеческой деятельности. Потому жизнь Сакса превратилась в постоянную дуэль с окружающим миром.

Адольф Сакс стоически сопротивлялся всем трудностям, он был одержим идеей создания универсального оркестрового инструмента.
«Нельзя добиться чего-либо в искусстве, если ты не одержим дьяволом»,- писал Вольтер. Именно в это время Сакс разрабатывает новый двойной бас-кларнет; паровой орган; проспособление для фортепиано, позволяющее легко перестратвать тональности (секрет этого изобретения он унес с собой навсегла).
В общей сложности, Адольф Сакс представил на очередную выставку музыкальных инструментов в Брюсселе девять своих изобретений.
Его представили к престижной награде – золотой медали, но жюри посчитало, что Сакс слишком молод для получения столь высокой награды и присудило ему серебрянную медаль.
Этой обиды молодой музыкант стерпеть не смог.
«Если они считают меня слишком молодым для золодой медали, то я считаю себя слишком старым для позолоченной»,- заявил он и покинул Бельгию навсегда. Впереди была нелегкая жизнь эмигранта в Париже, полная грандиозных успехов и провалов, которые сопровождали его до конца жизни.

В Париже на улице Нов-Сэн Жорж 10 Адольф Сакс открыл свою мастерскую.
Он был молод и талантлив.
Он понимал, что на современном уровне развития музыкальной культуры необходим музыкальный инструмент, который был-бы посредником между разными группами духовых и струнных инструментов симфонического оркестра, который мог бы уравнивать соотношение тембров различных оркестровых групп и имел бы свой собственный голос.
И он нашел такой инструмент! Название этого инструмента саксофон переводится как «звук, найденный Саксом!».

Знаменательным событием в жизни Адольфа Сакса была встреча с Гектором Берлиозом.
Это произошло в 1842-м году в Париже.
Берлиоз пришел в восторг от нового инструмента.
Между музыкантами завязалась дружба.
Берлиоз так писал о Саксе: « Это человек проникновенного, цепкого, светлого ума, настойчивый и твердый в любом испытании. Он одновременно математик, акустик,чеканщик, литейщик и токарь. Он умеет и думать и делать- выдумывает и сам выполняет.» Берлиоз этим привлек внимание европейских музыкантов к работам бельгийского мастера. Он устраивает Саксу прослушивание в Парижской Консерватории, пригласив туда выдающихся музыкантов: Галеви, Обера, Доницетти,Мейербера, Россини.
Разумеется, и эта встреча была для Сакса триумфальной.
Доницетти предложил Саксу работу саксофониста в возглавляемом им оркестре. Одновременно он получил класс саксофона в Парижской Консерватории, ректором которой в то время был Обер. Казалось бы все складывалось удачно, но судьба не давала Адольфу Саксу расслабиться и почивать на лаврах.

Через 12 лет после приезда в Париж в возрасте 34 –х лет Сакс тяжело заболел.
Врачи диагностировали у него рак губы и ему предстояла операция.
Для музыканта, играющего на духовых инструментах, это означало конец музыкальной карьеры.
Нетрудно представить себе, каким потрясением явилось это известие для Сакса. И опять высшие силы вмешались в судьбу этого человека.
В медицине известен эффект «плацебо», когда вера больного в то, что данный врач может его вылечить при помощи каких-то процедур и лекарств, приводит к исцелению.

Вспоминаю слова замечательного доктора Ефрема Исааковича Лихтенштейна, - «... если при посещении врача больному не становится лучше, то это плохой врач.» Я нашла в Интернете несколько ссылок на случаи исцеления больных, разной степени тяжести, с помощью «плацебо». Среди врачей, которые заставили своих пациентов выздороветь, упоминаются Генри Бичер, Эдмунд Форстер и др. Как утверждал врач Форстер, излечивший от слепоты Адольфа Гитлера, не каждый пациент поддается исцелению методом психологического воздействия. Но, если больной «исключительный человек, избранник Бога (или Сатаны – И.М), то в таком случае возможно чудо».

Именно таким человеком был Адольф Сакс, - гиперэмоциональный, беспокойный, впечатлительный. легко внушаемый, - таким его описывают современники. С помощью чернокожего гомеопата и психолога Адольф Сакс победил смертельную болезнь и продолжил свою творческую жизнь почти на 40 лет. Были ли эти годы для него счастливыми? Трудно сказать, так же трудно, как определить, что есть счастье.

(P.S. Недавно прочла об использовании метода плацебо при исцелении известной артистки, «всесоюзной Золушки», Янины Жеймо. В конце 1942-го года артистка приехала в Ташкент к мужу режиссеру Иосифу Хейфецу и узнала, что он живет с другой женщиной. Разрыв с мужем стал для нее огромной трагедией и она слегла с тяжелой депрессией. Она стала забывать буквы, не узнавать знакомых, не понимать, где находится и слепнуть. Спас ее врач, выдавший пузырек с микстурой и убедивший в том, что если постепенно выпить все капли, то болезнь отступит. Когда капли были выпиты, Янина почувствовала себя здоровой. Позже врач признался, что лечил артистку обычной водой из крана.»)

Все эти годы Адольф Сакс продолжал бороться с конкурентами, не желавшими принять его инструмент. Враги не унимались, продолжались бесконечные судебные тяжбы, на которых оспаривалось авторство Сакса. Его обвиняли в фальсификации и шарлатанстве, поскольку, как было указано в одном из судебных приговоров, « музыкального инструмента под названием саксофон нет, никогда не было и не могло существовать»! А когда Сакс выиграл судебный процесс, доказав свое патентное право на изобретение саксофона, завистники подожгли его мастерскую. Адольф Сакс был «...яростно гонимым триумфатором, победителем под градом нападок...У него были искренние, горячие приверженцы, но и количество заклятых врагов оставалось удивительно большим».

На эту многолетнюю, несправедливую борьбу уходили все силы и средства семьи.
Сакс имел пятерых детей, рожденных в гражданском браке с Луизой Майор. Луиза умерла очень рано и воспитание детей целиком легло на плечи отца. Но, несмотря на все трудности, Сакс сражался до последнего. Он умер в возрасте 80-лет в Париже в полной нищете и забвении и похоронен на кладбище Монмартра рядом с шестью членами своей семьи.

И все – таки, Адольф Сакс, этот гонимый новатор и гениальный музыкант, забытый при жизни, - счастливый человек! Потому что его имя живет в его инструменте. Музыку для саксофона писали Жорж Бизе в «Арлезианке» и Морис Равель в «Болеро», Сергей Прокофьев в «Поручике Киже» и Джорж Гершвин в «Американке в Париже», а Сергей Глазунов даже сочинил сольный концерт для этого инструмента. Но полное признание саксофон получил в «век джаза» (Орнетт Колмэн, Стэн Гетц, Сонни Ролинз, Джерри Малиген...) Можно только пожалеть о том, что Саксу тпк и не суждено было узнать, какое чудо он создал. А мы его помним
P.S. Если Вы захотите увидеть саксофоны, изготовленные Адольфом Саксом, зайдите в отдел музыкальных инструментов нью- йоркского музея Метрополитен. Они там есть.

Осенняя грусть (М.Легран) Саксофон



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS