Главная - Речь
Ундины национальность. Удины: прошлое и настоящее

Удины (самоназвание уди, ути) - один из древнейших коренных народов Кавказа. Историческое место проживания - Азербайджан. В настоящее время общая численность удин оценивается в более 10000 человек. Из них более 4000 проживают в Азербайджане — компактно в п. Нидж Кабалинского района и дисперсно в г.г. Огуз (бывш. Варташен) и Баку. Более 4000 проживают в России — в Ростовской области (г.г. Шахты, Таганрог, Ростов-на-Дону, Азов, с. Алекасндровка), в Краснодарском крае (г.Краснодар, районы Динской, Ленинградский, Кущевский), в Ставропольском крае (г.г. Минводы, Пятигорск), в Волгоградской области (г. Волгоград, с. Дубовый Овраг), а также в Свердловской, Ивановской, Калужской областях, в г.г. Москва, С.Петербург, Астрахань. Небольшое количество удин проживает в Грузии (по разным оценкам от 300 до 800 человек). В Грузии удины компактно проживают в с. Зинобиани и дисперсно в г.г. Тбилиси, Поти, Рустави. Небольшая диаспора удин (около 800 человек) имеется в Казахстане — г. Актау, а также на Украине (Харкьковская область) - более 100 семей.

Говорят на удинском языке лезгинской группы нахско-дагестанских языков. Диалекты - ниджский и огузский (варташенский). Распространены также азербайджанский, русский, грузинский языки. Удины в большинстве своем двуязычны, нередко даже трехязычны.

Верующие - христиане ортодоксальной конфессий. В настоящее время возрождается Албано-Удинская Церковь.

История удинского народа уходит своими корнями в глубокую древность. Несмотря на скудность исторических сведений, и оставшихся письменных источников, а также недостаточная их изученность, сегодня, все же, многое известно о прошлом удин.

Говоря о формировании удинского этноса, следует заметить, что некоторые исследователи полагают, что утии (классическое наименование удин) могли иметь отношения к племени кутиев, обитавших в XXIII-XXI вв. до н.э. на территорий Южного Азербайджана и известных по аккадским и шумерским источникам. Однако, первые достоверные сведения о предках удин - утиях, находим у древнегреческого историка Геродота в его знаменитой « Истории» (V в. до н.э.). Описывая Марафонскую битву (греко-персидская война, 490 г. до н.э.), автор указывает, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты утиев. Упоминания об удинах находим и в других источниках того времени. Так, об удинах говорится в „Географии“ древнегреческого писателя Страбона (I в. до н.э) при описании Каспийского моря и Кавказской Албании. Этнический термин „уди“ впервые упомянут в „Естественной истории“ римского автора Плиния (I в. до н.э.). Некоторые отрывочные сведения об удинах имеются у Гая Плиния Секунда (I в.), Клавдия Птолемея (II в.), Азиния Квадрата и многих других античных авторов. В средние века, начиная с V века, об удинах часто упоминают армяноязычные источники. Более обширные сведения имеются в „Истории албан“ Моисея Каланкатуйского (Мовсэс Каланкатуаци).

По сведениям указанных авторов удины входили в племенной союз древнего государства Кавказская Албания (арм. Агванк; др.-греч. Албания; араб. Арран) и играли в нем главенствующую роль. Неслучайно обе столицы Кавказской Албании — Кабала и Партав (Барда) находились на землях исторического проживания удин. Удины были расселены на достаточно обширных территориях, начиная от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, по левобережью и правобережью р. Куры. Одна из областей Кавказской Албании одноименно называлась Ути (др.-греч. — Отена; арм. — Утик). Территория расселения удин подтверждается и археологическими данными. Ареал известной ялойлутепинской археологической культуры (IV в. до н.э. - I в.н.э.), впервые обнаруженной в Кабалинском районе у селения Нидж в 1926 г., позволяет предположить, что именно удины и являлись её носителями.

Как уже было отмечено, удины были одним из народов-создателей Кавказской Албании, поэтому история удин неразрывно связана с этим государством. Кавказская Албания как единое государство, на основе объединения различных племен, и под властью одного царя сложилось уже ко II в. до н.э. Начиная с I в. до н.э. она вынуждена была отражать постоянные атаки со стороны Рима. В 65 г. до н.э. римский полководец Помпей нанес поражение войску албанского царя Ороза, решивший первым атаковать римлян. В результате царь Ороз вынужден был заключить договор о мире и союзе. Позднее албаны восстали против Рима, но в 36 г. до н.э. римский протекторат над Кавказской Албанией был восстановлен. Однако в дальнейшем она занимала достаточно независимое положение. В начале III века Закавказье было завоёвано Ираном (в 226 году к власти в Иране пришла династия Сасанидов. Во главе государства стал шахиншах (царь царей), государственной религией стал зороастризм, т.е. огнепоклонство). Кавказская Албания наряду с Арменией и Иберией вошла в состав державы Сасанидов. К захвату Закавказья стремилась также и Римская империя. Между Сасанидским Ираном и Римом развернулись длительные войны за овладение Закавказьем. В результате в 387 году Албания левобережная объединенная с правобережными областями Ути и Арцах, бывшие на тот момент в составе Армении, была окончательно подчинена Персидской державе. В дальнейшем Кавказская Албания стала подвергаться всё более сильному давлению Сасанидского Ирана, как политическому, так и религиозному. Иранский шах Йездигерд насильно насаждал зороастризм, требуя от местной власти, чтобы она содействовала распространению этой религии. В итоге, в 450 г. албаны приняли участие в антисасанидском восстании, которое возглавил армянский полководец Вардан Мамиконян и к которому примкнули также и иберы. Первая крупная победа восставших была одержана именно в Албании, при городе Халхал, который служил тогда летней столицей албанских царей. В дальнейшем, однако, восставшие были разгромлены. В 457 г. в Кавказской Албании вспыхнуло новое восстание, которое возглавил албанский царь Ваче. Стремясь окончательно ликвидировать самостоятельность Албании, Сасаниды в 461 г. упразднили здесь царскую власть и передали управление страной марзпанам (наместникам). В 481-484 гг. произошло новое антисасанидское восстание, охватившее всё Закавказье. Под влиянием непрекращавшихся народных волнений Сасаниды вынуждены были пойти на некоторые уступки. Царская власть в Кавказской Албании была восстановлена, а царем был объявлен Вачаган III (487 -510 гг.). Добившись признания независимости Албании со стороны Сасанидского государства, Вачаган III стал всячески укреплять самостоятельную царскую власть. Однако в 510 г. Сасаниды окончательно ликвидировали династию албанских царей, заменив их персидскими марзпанами (наместниками). В руках марзпанов сосредоточилась вся административная, военная и судебная власть. И только к концу VI в начале VII веков, в результате продолжавшейся борьбы против гнёта Сасанидских шахиншахов самостоятельность Кавказской Албании относительно была восстановлена. Во главе государства стали албанские князья из династий Михранидов. Усилиями князя Вараз-Григора и при поддержке албанского католикоса Виро, фактически удалось восстановить самостоятельное Албанское царство, после более чем столетнего марзпанского режима. Одним из прославленных правителей из династий Михранидов был князь Джеваншир, сын Вараз-Григора унаследовавший его престол. При нем в стране расцвела культура, широко распространилась албанская письменность, велось строительство храмов, именно при нем, была составлена « История албан» Моисея Каланкатуйского. Джеваншир был умелым правителем, доблестным воином и ловким дипломатом, он сражался против Сасанидов, Византии, хазар и арабов, заключая против завоевателей тактические союзы то с одним, то с другим из своих противников. Однако, несмотря на все успехи Джеваншира, вскоре Албанию завоёвывают арабы. Под угрозой нашествий арабов с юга и постоянных набегов хазар с севера, Джеваншир вынужден был признать себя вассалом Арабского Халифата. В начале VIII века Кавказская Албания полностью уже завоёвана арабами, а власть Михранидов была упразднена.

С завоеванием Кавказской Албании арабами был положен конец единству государства, прерван нормальный ход её развития. По-сути, это стало переломным моментом в её истории, оказавшимся губительным для страны и народов её населявших. Арабы, чтобы уменьшить сопротивление местного населения, как и персы ранее интенсивно занимались депортацией наиболее активной части населения. Начался процесс деэтнизации местных племен, в том числе и удин, территория проживания и численность которых постепенно начинает сокращаться. Часть населения исламизируется, а в отношении христианского населения арабы проводили особую политику. Понимая стратегическое значение Албании, в частности, и стран Закавказья вообще, как плацдарма в борьбе с Византией, халифат проводил политику идеологического разобщения их с Византией. В результате, в 705 году Албанская Церковь по решению арабского халифа и под давлением Армянской Церкви лишается автокефалии и переходит в подчинение монофизитской Армянской Церкви. В такой ситуации удины-христиане, подпавшие под культурный пресс Армянской Церкви и лишенные возможности объединения вокруг национальной Церкви, начинают терять свою идентичность. Процесс арменизации особенно интенсивно протекал в восточных регионах Албании, т.е. на правобережье Куры, где и ранее тесны были культурные и политические связи с Арменией. На севере Албании сильное этническое и конфессиональное воздействие оказывает Грузия (Картли) и Грузинская Церковь. Несмотря на все эти процессы, еще в X веке в Барде (Партав), в главном городе Аррана, местное население говорило на арранском (т.е. на удинском) языке, а в Шеки большая часть населения оставалось христианской. В течение IX-X вв. албанским князьям удавалось на некоторое время восстанавливать царскую власть, однако все попытки оказались безуспешны. Начиная с XI века, переселение различных кочевых тюркских племен усиливается. Постоянные набеги тюрков-сельджуков, а после и татаро-монголов резко меняют этнический состав албанских территории. Местные коренные народы перестают доминировать. По-настоящему разрушительными оказались походы Тимура в Закавказье. Войско Тимура основательно разрушило Кабалу, после которого город потерял свою первоначальную значимость. После смерти Тимура страны Закавказья оказались под властью или в сфере влияния сначала державы Кара Коюнлу ( « Черные бараны»), а затем Ак Коюнлу („Белые бараны“). И в той и в другой господствовала знать кочевых тюркских племен, в основном так называемых туркмен.

В удинской историографии период с XI по XVII век не в полной мере еще изучен. Одной из причин этого — скудность сведений рассказывающих о событиях этого времени. Кроме того, существует еще проблема восприятия удинского населения как армянского, из-за принадлежности большей части удин к григорианству. Вплоть до начала двадцатого столетия принадлежность конфессиональная приоритетнее была принадлежности национальной, поэтому во многих исторических документах удины ошибочно именуются армянами. Однако в некоторых источниках имеются упоминания об отдельных личностях удин. Так, известно о некоем удине из Гянджи по прозвищу Мехлу-Баба, предводителе крестьянского восстания в начале XVII века. Нельзя не сказать о роде Мелик-Бегляровых (Бегларян) выходцев из Ниджа, владетелей Гюлистана в Карабахе и др.

Начало XVIII века ознаменовано новой волной тюркизации удинского населения, на этот раз уже со стороны Османской империи. Это время нарастающей борьбы региональных держав за господство над Закавказьем, трагично отразившийся на удинском народе. Сохранилось письмо удин к Петру I, датируемое 1724 годом от старшин семи удинских селений (Нидж, Солтан-Нуха, Джоурлу, Тосик, Бум, Мирзабейли, Мыхлуковаг, Сеид-Тала), в котором они описывают свое бедственное положение и призывают о помощи. В результате трагических событий XVII- XVIII вв., большая часть удин населявших в то время Шеки-Кабалинскую зону и частично правобережье Куры, силою меча были или тюркизированы или физически истреблены. События того времени описывает историк Казар Овсепян (удин из Джоурлу) в « Очерках об удинах и мусульманизированных армянах». Он с горечью перечисляет отуреченные удинские села — Вандам, Варданлы, Арманат, Мухас, Орован, Бидеиз, Кюнгют, Кохмух, Куткашен, Курмух, Зейзит, Киш, Джоурлу, Султан-Нуха, Мирзабейли, Бум и др. Еще в 1892 г. М. Бежанов (удин из Варташена) в „Кратких сведениях о селе Варташене и его жителях“ указывал: „Удины живут на Кавказе с давних пор и некогда составляли особое Агванское царство. Предание говорит, что многие удины выселились в разные места Азии, что прежде они жили во всех селениях Нухинского уезда; еще не очень давно в разных селах были старики, которые знали по удински. Удины издавна приняли христианство и во всех почти татарских (азербайджанских) селениях Нухинского уезда есть развалины старинных церквей“.

С присоединением северного Азербайджана к Российской империи в начале XIX века, начинается новый этап в истории удин, связанный уже с Россией и вхождением в зону русской культуры. В оставшихся удинскими селах Варташен и Нидж начинается собирание всех, еще осознающих себя удинами. Особенно это касается последнего. Это время относительного спокойствия и общего подъема. В Варташене и Нидже открываются школы, строятся храмы, в том числе православные, открываются фабрики, развивается сельское хозяйство, садоводство, ремесло. Варташен и Нидж были одним из самых зажиточных сел в округе.

Ни менее трагичным для удин оказался XX век. К началу века удин в Российской империи, по разным сведениям, насчитывалось около 10000, а уже по переписи 1926 г. в СССР 2500, т.е. численность удин за короткий промежуток времени сократилась в разы. Такие цифры стали результатом совершенных преступлений турецкой армии и зверств местных бандитских группировок в 1918-1920 гг. Турецкая армия, вторгшаяся в Закавказье в 1918 г. и направляющаяся в Баку для захвата власти, на своем пути разоряла все христианские поселения региона. Летом 1918 г. подвергся массовой резне весь Нухи-Арешский регион, в том числе и села, где проживали удины. Но удинские села чудом уцелели, хоть и были разграблены, а население пряталось в лесах. Непоправимое случилось в 1920 г., когда местные бандитские группировки с остатками турецкой армии опустошили удинские села, в том числе Нидж и Варташен. Архивные документы свидетельствуют об убийствах, похищениях женщин, детей, уничтожении лучшей части молодежи. Часть варташенцев (православные удины) спасаясь, переселилась в Грузию, где основали деревню Зинобиани, позже переименованный большевиками в Октомбери. Возглавил переселение удинский священник Зиновий Силиков (Зиноби Силикашвили), в честь которого и было названо село. С этого времени Варташен уже перестает быть центром удинской оседлости.

С установлением советской власти и объявлением официальной политики интернационализма уходят в прошлое конфликты на национальной и религиозной почве. В советский период в Нидже обновляется инфраструктура — строятся дороги, школы, больница, клуб, АТС, орехоперерабатывающий завод (позже консервный), один из крупнейших в районе, который обеспечивал работой большую часть ниджцев. Варташен также преобразуется, получает статус города и становится райцентром. Большой демографический урон был нанесен за время Великой Отечественной Войны, в которой удины активно участвовали. Тем не менее, к концу XX века численность удин увеличивается. Основным местом проживания продолжает оставаться Нидж, частично Варташен, Мирзабейли, Солтан-Нуха и Октомбери в Грузии. Однако в конце 80-ых — начале 90-ых гг. судьба вновь преподносит тяжелые испытания на долю удинского народа. С началом армяно-азербайджанского конфликта в Карабахе и последующим началом распада СССР усиливаются националистические силы в Азербайджане. По причине незнания своей истории и невежеству, многие, в очередной раз принимают удин за армян. В результате, удины Варташена, опасаясь погромов националистов, вынуждены покинуть веками насиженные места. Удины, проживающие в Мирзабейли и Солтан-Нухи также находились под постоянным страхом перед местными националистами, и, в конце концов, оставив свои дома, перебрались в Нидж. Впрочем, и Нидж постоянно блокировался, а ниджцы подвергались нападениям и угрозам со стороны радикальных представителей Народного фронта. В такой ситуации удины вынуждены были обратиться в Москву за помощью. В это время знаменитый азербайджанский историк Зия Буниятов несколько раз выступает по телевидению, призывая не трогать удин, поскольку они относятся к коренным этносам Азербайджана. В 1992 г. издается указ президента Азербайджана « О защите прав и свобод, государственной поддержке развития языка и культуры национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих в Азербайджанской Республике». Но последствия ошибок властей и всплеска националистических идей в стране, не просто оказалось исправить. События того времени и последующее ухудшение социально-экономического положения заставили многих уехать из страны, в поисках лучшей жизни. В настоящее время единственным местом компактного проживания удин остается Нидж, где проживают около 4000 тысяч удин. Большая же часть удин проживает за пределами Азербайджана, продолжая поддерживать связь с исторической родиной и сохраняя родной язык, культуру и самосознание.

Удинский язык (самоназвание: удин муз, udin muz) входит в лезгинскую группу нахско-дагестанских языков, делится на два диалекта - ниджский и огузский (варташенский). Степень их расхождения не препятствует их взаимопониманию, хотя каждый диалект развивается самостоятельно. На удинском языке говорят около 10000 человек. При этом он считается бесписьменным, хотя в последнее время предпринимаются усилия по созданию письменности. Удинский язык используется только в быту. В качестве официального языка удины используют язык той, страны в которой проживают: в Азербайджане — азербайджанский, в России русский, в Казахстане русский и казахский, в Грузии грузинский и т.д. Большинство удин двуязычны, нередко трехъязычны. Как считают большинство специалистов, удинский язык в прошлом был одним из распространенных языков Кавказской Албании, на основе которого в 4 веке появилась албанская письменность, и сложился литературный язык.

Удинский фольклор представляет собой немало интересного. Это всевозможные сказки, легенды, притчи, песни, игры, пословицы. Многие из них и сегодня бытуют в народе. Первые попытки собирания фольклора предпринимались в конце 19 в. Так, М.Бежановым, удин из Варташена, были собраны удинские сказки, пословицы, песни. Некоторые из них были изданы в ежегоднике « СМОМПК» выходивший в конце 19 — вначале 20 столетия. Несколько удинских сказок было напечатано в работах немецкого языковеда А. Дирра. В виде отдельной книги, фольклор был издан в недавнем прошлом. Большая заслуга в этом Г. Кечаари, местного просветителя из Ниджи. Им были подготовлены книги „ОРАЙИН“ на удинском языке. В этих книгах были собраны удинские сказки, легенды, предания, пословицы, поверья, а также удинские притчи-анекдоты.

Источник : ФЛНКА


Сначала небольшая цитата из упомянутой вами книги для остальных читателей газеты: «Довольно много лет тому назад, в Калифорнии, я познакомился со Степаном Пачиковым. Степан по национальности удин – считаю важным довести это до вашего, читатели, сведения, поскольку удины – столь же древний народ (их упоминает Геродот в V веке до н. э.), сколь малочисленный (Степан любит рассказывать о том, что он готов дать доллар со своей подписью любому человеку, который знает, кто такие удины: пока что он отдал за всё время всего два доллара)».

Ну, «заработать» свой доллар с автографом этого компьютерщика из Силиконовой долины нам уже не удастся – в век Гугла узнать об одном из древнейших народов Восточного Кавказа несложно. Впрочем, речь ведь шла об Америке…

А в ней вполне возможно, что семья Пачикова – единственные удины. Вообще-то, этот народ преимущественно проживает в России (4267 человек, в Ростовской и Волгоградской области, Краснодарском крае и Ставрополье), Азербайджане (3800, преимущественно в Габалинском районе), Грузии (203 человека), Армении (200), Казахстане (247, в основном в Мангистауской, ранее Мангышлакской, области), Украине (592) и ряде других стран – общей численностью около 10 000 человек.

Владимир Познер абсолютно прав: упоминание об удинах есть у древних греков, в том числе у Геродота. Описывая в своей знаменитой «Истории» Марафонскую битву греко-персидской войны (490 г. до н. э.), историк называл в составе XIV сатрапии персидской армии и солдат утиев (самоназвание удин – уди, ути). Более поздние авторы (например, автор «Аргонавтики» Аполлоний Родосский, историк и государственный деятель Полибий) указывали местом проживания удин территории от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, вдоль побережья реки Куры.

Плиний Старший в I веке н. э. называл удин скифским племенем, но на деле они были одним из главенствующих албанских племён, создателей Кавказской Албании. К албанцам на Балканах не имеют отношения. Их родственные народы – лезгины, арчинцы, табасараны и другие народы Дагестана и Азербайджана, населявшие некогда Кавказскую Албанию, древнее государство конца II – середины I в. до н. э., занимавшее часть территории современных Азербайджана, Грузии и Дагестана. Увы, в небольшой газетной статье нет возможности рассказать о богатой великими и трагическими событиями истории этого государства.

В быту удины говорят на удинском языке, на основе которого в V веке Месроп Маштоц, создатель армянского алфавита, основоположник армянской литературы и письменности, создал письменность кавказских албанов. Причём этот язык имеет два диалекта, а есть ещё свои подговоры, делящиеся на 3 подгруппы! Большинство удин двуязычны, а часто и трёхъязычны – используют родной, русский (или армянский) и язык страны проживания. Традиционная одежда и кухня удин сходны с одеждой и кухней народов Кавказа, хотя, конечно, имеют свои особенности.

Удины – христиане (Кав­казская Албания приняла христианство от Армении в IV веке). Проживающие в Армении и Нагорном Карабахе относятся к Армянской апостольской церкви, в Азербайджане – перешли под начало Русской православной церкви, имеющей там свою епархию. И в качестве церковного пользуются юлианским календарём.

Несмотря на принятие христианства, удины сохранили ряд древних ритуалов, различных поверий (так, большое влияние имели знахари, лечившие не только от болезней, но и от сглаза), обычаев (например, обычай держать в домашнем очаге негасимый огонь) и традиций. Свои молитвы удины-христиане зачастую обращали к Луне.

Ко времени прихода русских на Кавказ удинские сёла были сконцентрированы в основном в Шекинском ханстве (феодальном государстве, существовавшем с середины XVIII в. на севере современного Азербайджана и вошедшем в состав Российской империи в 1805 г. во времена армяно-азербайджанского кон­­флик­­та).

В советские времена этот народ пережил коллективизацию и раскулачивание, попытки перевести удинский язык на кириллическую письменность.

Кстати, с веками в силу исторических причин письменность удинов перестала использоваться и постепенно исчезла. Сегодня её пытаются возродить – как в Азербайджане, так и в России.

Древний албанский алфавит (из 52 букв) представлял собой грецизированный вариант одного из несемитических ответвлений арамейской основы. Но в конце 1990-х в Азербайджане был создан алфавит, опять же из 52 букв, на латинской основе.

Массовое переселение удинов в российские города началось после 1988 года, во время армяно-азербайджанского конфликта. Но особым административно-территориальным статусом удины РФ не обладают.

Племя кюринской или юго-восточной лингвистической группы). Живут на Кавказе с давних времен и некогда составляли Агванское царство, а потом, по преданию, расселились по разным местам Азии.
Еще недавно во всем Нухинском ущелье находились старики, говорившие по-удински. В настоящее время удины остались только в двух-трех селениях Елисаветпольской губернии, перемешанные с армянами, татарами и .

Типичные черты внешности удинов – светлые или каштановые волосы, круглое лицо, средний рост. Антропометрических данных не имеется. Удины — православные и григориане. Христианство приняли очень давно. Говорят на особом удинском диалекте, исследованном академиком Шифнером. Занимают здоровую гористую местность (762 метра над уровнем моря), богатую водой, лесами и пастбищами.

Основные роды занятий удинов

Занимаются хлебопашеством (пшеница, просо, ячмень, рис и прочее), шелководством (процветавшим до 50-х годов и вновь возрождающимся после временного упадка, вызванного завезенной французами зараженной грены), садоводством (орех, каштан, черешня), огородничеством и скотоводством. Шелк, коконы, орех, рис, каштаны, сушеные черешни служат предметом вывоза. Особенность системы землевладения – пользование участками по жребию.

Особенности жилища

Домашний быт удинов представляет много архаичного. Еще недавно главная жилая комната имела отверстия в стенах вместо окон. Посередине на полу был очаг, дым из которого выходил в отверстие, проделанное в потолке. На очаге горел неугасимый огонь днем и ночью. Дверь днем не запиралась, для притока света. Ночью жилище освещалось глиняным светильником, с фитилем из тряпок.

Традиционная одежда

Одежда мужчин — архалук из ситца или шелка, чоха из местной материи или из сукна и шаровары из тех же материй. Архалук опоясывается у бедных кожаным, у богатых – серебряным поясом. Обувь летом и зимой – лапти, только у богатых полусапожки. Женщины носят длинные, красного цвета рубашки, а поверх их – архалуки, украшенные серебряными пуговицами и монетами. Головной убор украшен серебряными шариками, жемчугом, монетами, крючками. Серебряные пояса обычны и у женщин.

Особенности кухни и быта

Пища очень разнообразна (мучная, молочная, растительная и мясная). Хлеб пшеничный, у бедных с примесью проса. Семейный быт - патриархальный; отец - глава и повелитель дома, имеющий право на беспрекословное повиновение. Во время обеда сын не смеет садиться за стол, а стоит поодаль и прислуживает.

Еще очень недавно удины жили большими семьями, задругами. Наследство делится поровну между сыновьями. Положение женщины подчиненное, она обедает отдельно от мужчин, без разрешения мужа никуда не может отлучиться, с посторонними не разговаривает, ходит с закрытым лицом.

В брачных обрядах сохранились переживания материнства, а также характер родового предприятия, с симуляцией похищения.

Выкуп за невесту составляется из складчины между сородичами жениха и делится между сородичами невесты. Родные жениха в полном вооружении сопровождают его до ворот дома невесты и стреляют до тех пор, пока их не впускают за плату, вручаемую брату невесты.

Невестка в присутствии старшего деверя и свекра закрывает лицо в течение 10 – 15 лет и до самой старости не может говорить с ними. Выбор невест происходит раз в год, на третий день Пасхи, когда все удины и удинки отправляются на богомолье по монастырям: вероятно, это пережиток похищения во время общественных празднеств. Женщины во время родов и покойники считаются нечистыми. Кровотечения рожениц — действие злого духа, против которого женщина вооружается кинжалом, чесноком и тому подобное талисманами; постель окружают цепью.

Лечатся удины у гадальщиков, которые, часто рекомендуют разные жертвоприношения (например, ногтями больного на могиле самоубийцы). Злые духи, оборотни, каннибалы и тому подобное продукты суеверия фигурируют на каждом шагу.

14 августа 2015, 15:01

Удины - это древний кавказский народ, к которому я принадлежу. Я этим горжусь, хотя иногда казалось, что было бы легче жить, будь я грузинкой, армянкой или еще кем-то, у кого есть хотя бы своя страна)) Так я думала в детстве, ведь безумно утомляет объяснять каждому, кто ты по национальности (вообще ненавижу этот вопрос, он мне кажется как минимум некорректным!)

- А кто ты по национальности?
- Удинка.
- Грузинка?
- Удинка. Удины.
- Как-как? уНдины?
- У Д И Н Ы.
- Не слышал о таком...
- Ну... (понеслась) удины - древнейший народ Кавказской Албании... и тд и тп...

Этот тип людей хотя бы честно говорят: впервые слышу (что неудивительно). А есть люди, которые, услышав «удинка», с пустым озабоченным взглядом и вопросительным знаком вместо зрачков врут: «Ааа, дааа, слышал про таких!» или «у меня знакомый удин». НЕ ВРИ! Мы настолько маленький народ, что я точно знаю, сколько в этом городе удинов, где они работают, чем завтракают…)))

Отдельная история с армянами. Каждый армянин уверен, что я тоже армянка, поэтому даже продавцы на рынках отвечают мне по-армянски, что сколько стоит, а парни подходят знакомиться и слету заговаривают со мной на своем языке. А я такая: облом!

Это было введение, а теперь я перейду к истории:

Удины - древний кавказский народ, родственный лезгинам, обитавший в долине реки Кура и составлявший большинство в государстве Кавказская Албания. Современный удины - фактически потомки тех самых древних албанцев. Всего в мире их около 10 000, из коих 4000 живут в Габалинском районе Азербайджана, 3700 в России, и понемногу в Украине, Казахстане и Армении. В Грузии имеется одно удинское село в Кварельском районе. Удинка в творчестве этнографа Макса Тильке

Впервые об удинах упоминает Геродот в своей знаменитой «Истории» (V в.до н. э.). Описывая Марафонскую битву, автор указывал, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты утиев. Об удинах упоминается в «Географии» древнегреческого писателя Страбона (I в.до н. э.) при описании Каспийского моря и Кавказской Албании. Этнический термин «уди» впервые упомянут в «Естественной истории» римского автора Плиния (I в. до н. э.).
Начиная с V века н. э. об удинах часто упоминают армянские источники. Удины были одним из племен создателей Кавказской Албании (большая территория современного Азербайджана) и являлись одним из главенствующих албанских племен. Не случайно обе столицы, Кабала и Барда (Партав), находились на землях исторического проживания удин. В прошлом удины были расселены на достаточно обширных территориях, от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, по левобережью и правобережью Куры. Одна из областей Кавказской Албании одноимённо называлась Ути (в нек.источниках Утик).
После завоевания арабами Кавказской Албании территория проживания и численность удин постепенно сокращается. Если в в VI - VII вв. Утик был в состав Армении и в значительной степени был арменизирован, то после попадания под власть арабов, начинается активный процесс мусульманизации удин.

Западные удины покинули несколько сёл на границе Нагорного Карабаха и Утика и поселились в селе Нидж. Однако известно, что наряду с удинами, из Нагорного Карабаха и Утика в Нидж и близлежащие села так же переселяются большое число армян.

И в XIX веке часть удин, принимая армяно-григорианскую веру и будучи двуязычна (владея и армянским языком), со временем переходила на армянский язык и осознавала себя армянами. Ещё в недавнем прошлом удины жили в селах Мирзабейли, Солтан Нуха, Джоурлу, Мыхлыкувах, Баян, Варданлы, Кирзан, Малых, Енгикенд и др., однако ныне они ассимилировались с азербайджанцами. Ко времени прихода русских на Кавказ, многие семьи уже считали азербайджанцами, но еще помнили удинский язык.

Албанский (удинский) крест

На данный момент большинство удин – православные христиане. Армянами себя никто не считает, азербайджанцами тем более (некоторые даже очень враждебно относятся к последним: это связано с конфликтом Нагорного Карабаха, азербайджанские власти считали удинов армянами и выгоняли с территории проживания). Но политика политикой, а лично у меня никакой неприязни к названным (и вообще любым) народам нет.

В настоящее время единственным местом компактного проживания удин являются село Нидж в Азербайджане и село Зинобиани (переселенцы из Варташена в 1922 году) в Грузии. До Карабахского конфликта компактным местом проживания удин в Азербайджане являлось также и село Варташен, но большинство удин Варташена вынужденно было покинуть Азербайджан в 1989 году. В 1991 году Варташен был переименован в Огуз и по переписи 2009 года в Огузском районе осталось 74 удин. Мои родители из села Нидж. Как правило, удины, которые из одного села (надо сказать, что это большое село), знают друг друга, а вот про удин из других сел разве что слышали.

Далее смех – антропология ! . Обычно подобные вещи читаешь про древних людей, а тут про меня и такое))) Мы изучали в институте антропологию, но не до таких тонкостей! Вообще интересно, если кто не знаком, почитайте.

По переписи 2002 года в России 3721 житель идентифицировал себя как удин. Из них горожан 2078 человек (1114 мужчины и 964 женщины), 1643 сельских жителя (829 мужчин и 814 женщин). Больше всего удин (1573 человека) было зарегистрировано в Ростовской области. По переписи 2010 года число удин в России увеличилось на 546 человек и составило 4267 человек.

Культура и традиции
Традиционные занятия удин - полеводство, садоводство, огородничество, рисоводство, шелководство, табаководство, в небольших количествах скотоводство. Удины вели оседлый образ жизни. Многие церемонии и календарь у удин связаны с земледелием. Из ремёсел наиболее развито было гончарное дело (изготовление посуды и черепицы), кузнечное дело и изготовление двухколесных арб. Села удин имеют свободную разбросанную планировку. Усадьба включает хозяйственный двор, фруктовый сад с ореховыми плантациями и огорожена плетёной или каменной оградой. Дома одноэтажные из камня или сырцового кирпича на высоком каменном фундаменте, крыша 2-х или 4-скатная, соломенная, позднее - черепичная. В давние времена окон в домах не было, и свет проникал через небольшие отверстия в стенах и крыше. В середине жилого помещения находился открытый очаг-костёр, на котором готовилась пища. В конце XIX в. очаг был вытеснен камином (бухара) с дымоходом, позднее появилась железная печь-времянка. Важным элементом жилища был просторный чердак, нередко с камином, который использовали для сушки и хранения фруктов. В начале XX в. появились каменные двухэтажные дома с галереей (сейван), с широкими застеклёнными окнами.Первый удинский букварь “Samci dəs” выпущенный в 1934 году в Сухуми братьями Т. и М.Джейрани.

Про школы: мои родители учились на русском языке в школе, которая находилась в их селе. Обычная школа, были все предметы, как у всех (СССР всё-таки). Но вообще жизнь там суровая, работы никакой нет, приходится жить на то, что вырастил и продал. Со школ ездили собирать табак и орехи, семьи сами держали ореховые сады. А еще мама рассказывала, что был какой-то странный закон, по которому каждый дом обязывали разводить шелкопрядов - жуть! В общем, приходишь домой со школы, и бегом помогать по хозяйству. Оценки для многих родителей были не важны. В вузы тогда особо поступать не спешили, не очень целеустремленный у нас народ. У моей мамы 5 братьев и сестер, но учиться уехала только она. Мужчинам было проще: у них армия, многие после нее оставались жить в тех городах, где служили, находили там работу, шли на уч:).

Еще удины очень любят чай! В детстве первое, наверное, что я выучила по-удински, было выражение: "Поставь чайник")))Чай пьют с сахаром, но никогда не кладут его в чай! Обычно сами варят сахар, делают кусковой и как конфетку с чаёчком) Это один из вариантов

Кухня (мое любимое! Вообще считаю, что вкуснее кавказской кухни ничего нет!)
Удинская кухня разнообразна, включает мучные, молочные, мясные, рыбные, растительные блюда. Стоит специально отметить кушанье хариса - разваренную до кашицеобразного состояния пшеницу, густо заправленную сливочным маслом и кусочками мяса или птицы. Основу питания составляют растительные продукты: фасоль, рис, грецкие орехи, овощи, зелень, фрукты, ягоды. Хлеб пекут из пшеничной муки в печи тарин (тандыр).
Удинская кята (вид пирога) - вообще, тяжело писать эти названия по-русски, потому что в русском нет нужных букв)) Внутри орехи, всё очень сладко и невероятно вкусно!

Так пекут хлеб

Фото нашла в группе в Вк. Его скорее всего удалят, но может кто-то успеет разглядеть: это бутылки с самого..., который по нашему называют аракИ )))
В них заранее опускают огурчик, грушу и что только возможно, пока они еще на ветке, они вырастают в бутылке, их срезают, заливают аракИ и к столу! В детстве я, конечно, не могла понять, как большой огурец прошел через маленькое горлышко)))

Большое место в питании занимают различные виды плова: с фасолью, изюмом, хурмой, каштанами, из грецких орехов. Ооооо, как я люблю плов с фасолью! А вот сладкий (с курагой, черносливом, изюмом не люблю. Зато любит муж-не удин))) Рис ели также с кислым молоком. Популярны жареные и варёные каштаны. Много блюд из овощей, в т. ч. из тыквы, капусты, баклажан, помидоров. Употребляются дикорастущая зелень, особенно крапива и щавель, из которых готовят суп, начинку для пирога афар. Важную часть питания удин составляют молочные продукты (заквашенное молоко, сливки, сметана, масло, в т.ч. топлёное), различные виды яичниц. На праздники, торжества, с приездом гостя обязательны мясные блюда: чихиртма из курицы, индейка поджаренная в тендире, яхни (варенные кусочки мяса), долма, шашлык. Напитки - настои из ягод, трав, вино, водка из винограда, алычи, плодов груши, яблок, кизила, тутины. Из сладких блюд - мед, халва с мёдом.
Вот так раньше в нашей деревне проводились застолья

Наша кухня очень разнообразна, здесь, конечно, описано скудно и как-то устарело))

Семейный быт у удин имеет свои особенности. Еще в XIX веке сохранялись большие патриархальные семьи, хотя уже преобладали малые семьи. Брак заключался только между неродными или очень дальними родственниками. Прежде чем свататься, родители и родственники, собравшись отдельно от всех, выясняли родословную молодых. Современные браки у удин тоже строго экзогамны. Раньше (далеко раньше!) брачный возраст был низким - с 13 лет для девушек, с 16 - для парней. Брачный обряд состоит из нескольких этапов: сватовство (сговор), малое обручение, большое обручение, свадьба, послесвадебная обрядность. До вступления в брак в обручении участвуют родители юноши, жених, крестный отец и еще несколько человек со стороны жениха. В прошлом свадьбы проходили в течение 3-4 дней. Удинка в традиционном костюме и головном уборе, закрывающем нижнюю часть лица. 1883 год, селение Варташен

Современный свадебный обряд претерпел значительные изменения, но многие традиции по-прежнему сохраняются.
Надо признать, что для удин и сегодня вступление в брак считается важнейшим этапом в жизни, а сама свадьба - радостным событием для всей династии, особенно семьи. Удины, проживающие в России, проводят свадьбу в один день, чаще в закрытых помещениях (рестораны, кафе, дома счастья), реже у себя во дворе (в домовладениях) в 2 дня, как по традиции. Считается долгом и моральным обязательством присутствие на свадьбах родных, близких и друзей. Поэтому удинские свадьбы часто многолюдны и веселы. По мнению многих этнографов, ни у одного из народностей свадебные обряды так не осложнены, не облечены таким исключительным своеобразием и притом так необыкновенно ярко выражены, как у удинского народа. В детстве я была на нескольких свадьбах по всем удинским канонам: это интересно, но утомительно (особенно для ребенка, который толком по-удински даже не говорит, которого пугает огромное количество незнакомых ему людей (150-250 чел), и раздражает громкая живая национальная музыка). Моя свадьба была не по нашим обычаям, но нам удалось найти компромисс, чтобы обе стороны были довольны. Про удинскую свадьбу можно сделать отдельный пост, но это очень долго, я сама не всё помню, надо выпытывать обычаи у родителей.

По поводу быта и обычаев, вспомнила тут один: когда рождается ребенок, кто-то из близких родственников дает зарок (как бы обещание богу), что, когда ребенку исполнится, допустим, 3, 10, 15 лет принесет жертву, в виде петуха или барана. Конечно, это происходит только в селе, где все и так держат скот. И вот в обещанный день семья собираются, режут этого несчастного барана, его кровью делают ребенку на лбу отметину, потом варят его (надо обязательно варить, шашлычок или какое-нибудь модное блюдо нельзя, раздают соседям, и сами за огромным столом поедают) Это всё называется "резать курбан" (видимо, обычай появился ми сохранился в следствии нашей запутанной истории с влиянием разных народов. Податливый мы народ!)

Немного фоток:
Чотари Гергец. Церковь св.Елисея. Нидж квартал Дарамахла


ЦЕРКОВЬ СВ. ЕЛИСЕЯ, ЧОТАРИ

Развалины Древней Кабалы - общее наследие лезгинских народов


Празднование Дня Победы в п. Нидж. 9 мая 2010

Всё, девочки, голова уже не варит от обилия информации и нехватки фотографий! Дома у родителей замчечательные фотки со свадеб, где видны и дома, в которых живут удины(жили в 80-е и до сих пор так же). Еще есть группа в контакте, но ее умудрились сделать закрытой (нас и так мало, вы еще прячетесь!) Может, там больше фоток, но меня пока не приняли)

А вот замечательное короткое, но ёмкое видео о родине моих родителей - селе Нидж. И о моем любимом блюде - афар!

Такое необычное чувство, слышать на заднем фоне свой язык, но с переводом)))

P.S.: Наверняка, выложив этот пост я вспомню, сколько всего можно и нужно было добавить и рассказать) Информацию ни про один народ в одном посте не вместить. Поэтому пока так... Всем спасибо!

Удины - автохтонный восточно-кавказский народ, исторической областью расселения которого выступает территория современного Азербайджана. Древние предки удин входили в число влиятельных племен Кавказской Албании: могущественного государства, образованного в II-I столетии до нашей эры. Несмотря на арабское и тюркское влияние, народ сумел сохранить приверженность христианской вере. Уникален и язык удин, являвшийся одним из основных в древней Кавказской Албании.

Название

С древнейших времен народ известен под именами «ути», «уди». Племя «утиев», участвовавшее в Марафонской битве на стороне персов, упоминает в знаменитом труде V в. до н.э. «История» античного автора Геродота. Упоминание народности встречается в памятниках I в. до н.э.-II в. н.э. Страбона, Плиния, Клавдия Птолемея, Гая Плиния Секунда. В V в. н.э. от этнонима произошло название одного из регионов Кавказской Албании - Утик или Ути, занимавшего часть территории современного Азербайджана.

Где живут, численность

В древности удины занимали обширные территории Кавказской Албании, включавшие бассейн реки Куры, область от Кавказских гор до Каспийского моря. Арабское вторжение заставило удин покинуть Нагорный Карабах и большую часть Утика. Народ переселился на территорию современного Габалинского района Азербайджана в село Нидж, где сегодня компактно проживает крупнейшая удинская диаспора.
Численность народа в 1880 г. составляла порядка 10 000 человек. Вхождение в состав Российского государства, прекращение деятельности Албанского католикосата, перешедшего в ведение Армянской церкви, привели к утрате национальной самоидентификации части удин. Поводом к переселению народа с исторических территорий стала Армяно-азербайджанская война 1918-1920 гг. В результате часть удин переместилась в Грузию, основав поселение Зинобиани, впоследствии получившее наименование Октомбери.

Приход советской власти с идеологией атеизма, политика раскулачивания и коллективизации 1930-х гг. привели к сокращению численности населения, миграции некоторых семей в соседние регионы. Негативные факторы привели к значительному сокращению численности народа, составлявшей к 1926 г. всего 2 440 человек. Следующим знаковым событием в истории народа становится Карабахский конфликт, в результате которого около трети удин мигрировали в Россию и другие государства.
Сегодня число представителей народности в мире составляет 10 000 человек. Из них 3 800 человек проживают в Азербайджане (3 697 в Габалинском районе в селе Нидж). В России, по данным переписи 2010 г., зарегистрировано 4 267 удин:

Нидж - единственная зона компактного расселения удин. Отдельные семьи и представители народности проживают за рубежом:

  • Украина - 592 чел.
  • Казахстан - 247 чел.
  • Грузия - 203 чел.
  • Армения - 200 чел.

Язык


Язык удин выступал одним из основных в Кавказской Албании. На его основе в V столетии создается албанская письменность, получившая широкое распространение. На албанский перевели основные библейские тексты, что привело к вытеснению армянского языка при проведении церковных служб. Со временем письменность вышла из употребления, однако ученым удалось найти литературный памятник, содержащий полный албанский алфавит, состоявший из 52 букв.
Со временем древний удинский модифицировался под влиянием азербайджанского, русского, сирийского, арабского, грузинского, греческого языков. В XIX-начале XX вв. предпринимались попытки создания национальных школ, преподавания на родном языке. Сегодня в начальной школе поселения Нидж ведется изучение удинского языка, разработана письменность, создан букварь.

Внешность

Удины относятся к европеоидам, балкано-кавказской расе, кавкасионскому типу. Иностранцы отмечали высокий рост, хорошее сложение, физическую силу представителей народности. По сравнению с другими народами Кавказа отличаются преобладанием каштановых и светлых волос, среднего роста. К другим характерным особенностям внешности относят:

  • горизонтально расположенные серые, карие глаза;
  • широкое лицо, низкий лоб, выпуклые скулы, острый выступающий подбородок;
  • толстые губы;
  • развитый волосяной покров;
  • длинный нос, расширяющийся к кончику;
  • высокие уши, большие мочки.


Одежда

Традиционный мужской костюм удин напоминал общекавказский, отличаясь некоторыми деталями. Нательную одежду представляла рубаха гурат со стоячим воротником, свободные штаны. Поверх надевали облегающий кафтан c высоким воротником - архалук. Наряд подвязывали поясом, декорированным бляшками из серебра, крепили на него кинжал. Головным убором служила папаха из овчины, имевшая конусообразную форму.
Женский наряд похож на армянский, карабахский национальный костюм. Нательная одежда состояла из длинных штанов, доходящей до пола рубахи. Поверх надевали укороченное распашное платье, по крою напоминавшее присборенный в талии архалук с разрезными удлиненными рукавами. Скрепляли наряд поясом: серебряным - в зажиточных семьях, матерчатым - в обычных.
В выходной костюм добавляли длиннополый фартук, завязывающийся в зоне подмышек. Интерес представляет сложный головной убор, состоящий из круглой шапки, поверх которой крепили завязывающиеся под подбородком, соединенные тесьмой матерчатые треугольники. Сверху надевали два платка разных размеров, затем дайну - большой черный платок. Замужним женщинам полагалось прятать нижнюю часть лица, для чего использовали яшмак - небольшой платок, крепившийся на шее.

Семейный уклад

Главой удинской семьи выступал мужчина, имевший решающее слово в общественных и хозяйственных делах. Жили большими и малыми семьями, роды селились рядом, образуя в поселениях фамильные кварталы. Уклад жизни отразился в языке: слова «сосед» и «родственник» у удин однокоренные.
Брачный возраст наступал у девушек в 12-14 лет, у юношей - в 16-17 лет. Девушка 18-20 лет считалась старой девой, выйти замуж в таком возрасте становилось чрезвычайно сложно. Женщина занимала в семье зависимое, полностью подчиненное положение. В ее задачи входили хозяйственные работы, приготовление пищи, воспитание детей. Женщинам запрещалось вступать в общие разговоры, обедать за одним столом с мужчинами, покидать двор без разрешения супруга.
После свадьбы на молодую жену налагался ряд запретов. Среди них длившееся до 15 лет избегание свекров, старших родственников мужа, включавшее сокрытие лица и молчание. После лицо позволялось открывать, однако молчать невестка часто продолжала до конца жизни.
Радостным событием в семье становилось рождение мальчика. Появившаяся на свет девочка могла стать причиной гнева отца, мать нередко били, унижали за рождение ребенка нежеланного пола. Если в семье часто умирали новорожденные, проводили ритуал обмана злых сил. Для этого использовали два метода:

  1. Молочное родство. Согласно поверьям, молочные братья становились кровными родственниками. Чтобы символически передать малыша из своей фамилии в чужую, его прикладывали к груди кормящей матери, дети которой выживали.
  2. Купля-продажа. Выбирали из числа надежных людей «покупателя», платившего за дитя деньги и говорившего: «Ребенка этого растите под моим именем». Фактически, воспитание продолжалось в родной семье, однако «продажа» защищала ребенка от влияния злых духов.

Ритуалы продажи и молочного братства делали участников родственниками, поэтому в будущем членам их семей запрещалось вступать между собой в брак.


Женщина в состоянии беременности и первых 40 дней после родов считалась нечистой: ей давали отдельную посуду, запрещали месить тесто, ходить к родинку. При родах присутствовала повитуха, помимо медицинской помощи исполнявшая ряд ритуалов. Появление крови во время родов приписывали действию злых духов. Чтобы избежать негативных последствий, под подушкой роженицы держали кинжал, чеснок, шампур. Если процесс проходил тяжело, над головой женщины разламывали хлеб, брызгали водой, в которой мыл руки отец ребенка.
На восьмой день устраивали крестины по православным канонам. Крестный отец становился родственником семьи, на протяжении всей жизни крестника играл в ней важную роль: дарил подарки, участвовал в свадебном обряде, становился почетным гостем на любом мероприятии.
Важность роли крестного закреплена в языке: «хашба-ба», как называли его, значит «луна-отец». Термин восходит к древним дохристианским верованиям удин, поклонявшихся луне. Во время празднества крестный обещал родителям сделать жертвоприношение барана на одно из дней рождения малыша. В указанный срок он созывал к себе семью именинника, забивал животное, мясо которого обязательно варили: другие способы приготовления в этом случае не использовались.

Жилище

Поселения удин имели разбросанную планировку, включали один или несколько центров, где располагалась церковь, площадь для общих сборов, различные учреждения. Усадьбу огораживали каменной или плетеной оградой, во дворе располагали хозяйственные постройки, загоны для скота, тандыр - печь для приготовления хлеба.


Традиционное жилище - одноэтажный дом, возведенный из речного камня, сырцового кирпича. Отличительные особенности строения - высокий фундамент с подвалом. Под двух- или четырехскатной крышей оборудовали просторный чердак, где сушили фрукты, разводили шелкопрядов.
До повсеместного распространения стекла, окон в жилище не делали, освещая пространство небольшими оконцами, дымовым отверстием в полке. Днем настежь открывали двери, ночью использовали масляную лампу. В центре дома размещали открытый очаг, позже замененный камином с трубой для вывода дыма. С языческих времен сохранилась традиция поддержания огня в очаге круглосуточно: следить за сохранностью полагалось женщине.

Жизнь

Основные занятия удин связаны с землей: полеводство, табаководство, огородничество, земледелие, садоводство. Основными культурами выступали пшеница, рис, кукуруза, ячмень, просо. В усадьбах преобладали фруктовые сады, где выращивали груши, сливы, алычу, абрикосы, яблоки, инжир, хурму, кизил. Обширные территории занимали плантации грецкого ореха, фундука, каштанов, винограда, тутовника. Разнообразные культуры встречались на огородах: тыква, баклажан, помидоры, мята, кинза, чеснок, огурцы, перец, арбуз, дыня.
Животноводство играло второстепенную роль. Разводили овец, свиней, кур, индеек, крупный рогатый скот. В основном животных содержали в подсобных хозяйствах, использовали для получения молочных продуктов. Мясо в повседневном рационе не присутствовало, появляясь на столах в праздничные дни. Традиционные ремесла обеспечивали нужды народа, произведенные товары не экспортировались. Наиболее развитыми считались гончарное дело, обработка шерсти, резьба по дереву.

Религия


Албанская церковь, к которой принадлежали удины, является одной из древнейших в христианском мире. Распространение новой веры в регионе началось во II столетии, с приходом рукоположенного первым патриархом Иерусалима апостола Елисея. Он заложил в поселении Гисе, сегодняшнем селе Киш, первую церковь, ставшую первопрестольным духовным центром.
Изначально Албанская церковь состояла в единстве с Апостольской церковью Армении. В VI веке провозглашена автокефалия, связанная с захватом Армении византийцами. Однако уже столетие спустя независимость была потеряна, после чего Албанская церковь получила статус автономного католикосата в составе Армянской. В XI столетии усиливается могущество Грузии, стремившейся обратить в собственную веру соседние народы. Это привело к отчуждению значительной части удин в сторону Грузинской православной церкви, что повлекло растворение и полную ассимиляцию представителей народности в грузинской среде.
Захват влияния в регионе Российской империей привел к разделению исторической зоны проживания удин. Существовавший до конца XIX столетия в Нагорном Карабахе Албанский католикосат переформирован в митрополию Армянской церкви. Оставшиеся в Азербайджане удины не принадлежат к определенной церкви, периодически взаимодействуя с азербайджанской епархией РПЦ.
Несмотря на раннее воцарение христианства, в традициях удин сохранились пережитки прежних языческих верований. Яркий пример - праздник Вардавар, приуроченный ко дню Преображения Господня. Характерная особенность праздника - обливание водой и использование роз, выставляющихся на улицах, у дверей домов. Корни традиции ведут к древним праздникам в честь богини водной стихии Астхик и богини-матери, богини любви и плодородия Анаит.


Традиции

Свадебная традиция удин считается одной из наиболее сложных и насыщенных обрядами среди кавказских народов. Традиционный вариант - свадьбы по сговору с уплатой калыма. Практиковались люлечные браки, крайне редко невест похищали, поскольку это считалось серьезным оскорблением семьи девушки.
Свадебная обрядность состояла из следующих этапов:

  1. Сватовство и сговор. Семья жениха еще до наступления брачного возраста начинала выбор невесты. Поскольку молодежи разных полов запрещались совместные прогулки и свободное общение, «смотрины» проходили во время религиозных праздников. Особое внимание при выборе девушки обращали на социальное и экономическое положение семьи, национальность, религиозную принадлежность. Сватать невесту приезжал жених со старшими родственниками, в более поздние периоды к делу привлекали посторонних сватов. Со стороны невесты главным действующим лицом выступал брат матери.
  2. Малое обручение. Когда переговоры между сторонами завершались успешно, проводили обряд малого обручения. Если на руку девушки претендовал единственный юноша, мнения невесты не спрашивали. Когда кандидатов было несколько, каждый из них клал на поднос принесенный с собой предмет. Затем поднос передавали невесте: выбрав предмет, девушка выбирала и жениха. В знак подтверждения договоренности дядя невесты передавал жениху серебряное кольцо.
  3. Большое обручение. В доме семьи девушки собирались родственники с двух сторон, порядка 100 человек. Это считалось немного: в день свадьбы на празднике присутствовали не менее 200-300 гостей. Устраивали пир, жених привозил часть свадебного наряда: обычно пояс и головные украшения. Обязательный ритуал - одаривание брата невесты или другого близкого родственника. Между большим обручением и свадьбой должно было пройти не менее года, максимальный перерыв доходил до четырех лет: время давалось на подготовку калыма и приданого. На каждый значимый религиозный праздник жених дарил семье невесты подарки, устраивал застолья, присылал детали свадебного наряда: в отличие от большинства других народов эта обязанность у удин лежала на плечах мужчины. Примечательно, что родителям невесты на праздниках присутствовать запрещалось.
  4. Свадебное торжество. Свадебное торжество длилось 3 дня. В первый день устраивали отдельные застолья в семьях молодоженов с участием родственников своих фамилий. Обязательным был ритуал омовения жениха в медовой воде. После мать вручала красный платок, символизировавший пожелание любви и благополучия. На следующий день свадебный поезд выезжал за невестой, сопровождая движение криками, пальбой из оружия. В доме девушки гостям устраивали шуточные препятствия и испытания, преодолевали которые подарками, молодецкой удалью. Затем проводили обряд венчания в церкви, после которого молодую жену везли в дом свекров, где устраивали пир.
  5. Послесвадебные обряды. Третий день ознаменовывался обрядом омовения ног родителям мужа, после чего девушке разрешалось выходить из семейной комнаты и передвигаться по дому. Поскольку родители невесты не присутствовали на свадебном пиру, на восьмой день после торжества их приглашали в гости. После взаимного обмена подарками и застолья свадебные обряды заканчивались, сменяясь повседневными хозяйственными заботами.


Еда

Основу рациона удин составляла растительная и молочная пища. Повсеместно распространен плов, основой которого в разных вариациях выступают рис, фасоль, каштаны, кукуруза, сухофрукты. Традиционное удинское блюдо, считавшееся повседневной пищей земледельцев, - хариса. Состоит из разваренной до состояния кашицы пшеницы, обильно сдобренной сливочным маслом с добавлением мелких кусков птицы, мяса.


В кухне удин множество блюд из овощей и зелени: баклажанов, тыквы, крапивы, щавеля, помидоров, перцев, капусты. В кулинарии активно использовали орехи для приготовления пирогов, сладостей, создания орехового масла, в качестве добавки в салаты, горячее, супы. Часть блюд заимствована из традиционных кухонь Армении, Азербайджана: долма, шашлык, куриная чыхыртма.

Видео



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS