Главная - Речь
Золотая баба — вымысел или реальность? Странствия золотой бабы.

5 221

В древней ненецкой легенде рассказывается о том, что один раз в год, когда Великое Солнце воцаряется на небосклоне, из-под мерзлой и безжизненной земли встает Солнечная Баба, которая носит в своем чреве младенца, коему суждено стать духом плодородия.
В другом предании, бытующем у народа манси, повествуется о том, как золотой идол перебрался через Уральский каменный пояс, но был остановлен стариком-шаманом, считавшим себя его хозяином. Разгневанный золотой истукан зарычал громовым голосом, от которого умерло все живое в округе, а сам дерзкий шаман превратился в камень.
Еще одно повествование, относящееся к якутскому героическому эпосу, рассказывает о медной статуе, стоящей посреди непроходимых болот, которая при приближении врагов начинала издавать звук, похожий на стрекот множества сверчков, и излучать в небо голубое сияние.

Эти предания, как и десятки других похожих легенд северных и сибирских народов, связаны с одним из самых загадочных явлений языческой культуры евразийского континента - Золотой Бабой.
Отряд так и не вернулся…
Первое официально дошедшее до наших дней упоминание о ней относится к Софийской летописи 1398 года. В летописи рассказывается о кончине преподобного Стефана Пермского, который нес свет православия народам, жившим в северных лесах и поклонявшимся огню, камню и Золотой Бабе. В следующий раз это название появляется двести лет спустя. В 1595 году была издана одна из карт средневекового картографа Г. Меркатера, на которой в районе устья реки Обь имеется надпись, звучащая в переводе как «Золотая Баба».
В XV веке новгородцы-ушкуйники, активно занимавшиеся торговлей, принесли на Русь сведения о «человецех незнаемых в Восточной стране, ростом малых, друг друга едяшех и молящихся идолу златому».
Уже в XVI веке в Московии хорошо были известны предания о загадочном золотом идоле. Об этом свидетельствуют воспоминания австрийского посла С. Герберштейна, датированные 1520 годом, в которых описаны слухи о том, что за» Уралом в каменном святилище стоит большой золотой истукан в виде беременной женщины, издающей оглушительный рев. В 1578 году итальянский писатель А. Гваньини упоминает о слышанных им рассказах про истукана, стоящего «за холодной и мрачной страной Московией», рев которого, наподобие трубного, бывает слышен среди гор.
Потому-то первые казачьи отряды Ермака, пересекшие в 1582 году Каменный пояс, которыми двигала и неистребимая, жажда обогащения, помимо освоения загадочных земель Зауралья, лелеяли мечту найти знаменитую Золотую Бабу.
Это косвенно подтверждает сосланный в Сибирь писатель и историк XVII века Ю. Крижанич в своей «Рукописи о Сибири и ее народах». Так, в частности, Ю. Крижанич пишет, что, доплыв до Иртыша, Ермак Тимофеевич снарядил отряд из двадцати казаков, которым велел двигаться на северо-восток за «златым истуканом».
Этот отряд так и не вернулся к своему атаману, который через три месяца, по рассказам местного населения, узнал, что его посланцы бесследно сгинули в Шаимских болотах.
Гипотезы, гипотезы, гипотезы
История происхождения Золотой Бабы столетиями волновала умы историков, географов и путешественников. В своем многотомном академическом труде «История Сибири» историк XVIII века Г. Миллер предполагает, что золотые языческие идолы изготавливались из разных материалов (золота, бронзы, кости, камня) многими народами Сибири, так как упоминания о них присутствуют у хантов, эвенков, якутов, бурятов и хакасов.
Уже в XX столетии в исследовании «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей» М. Алексеев сделал предположение, что Золотая Баба есть статуя бодхисатвы милосердия Авалокитешвары, получившей в китайском буддизме женский образ богини Гуаньинь. В подтверждение своей гипотезы он упоминает о статуях Гуаньинь в Тибете, которые имеют белую раковину, под воздействием ветра издающую необычные звуки.
Новосибирский историк Н. Успенский не без основания считает, что языческий золотой истукан перекочевал в Сибирь из Италии. Когда в 410 году н. э. на Рим напали племена варваров, они вынесли из разграбленного и сожженного города золотую статую богини Юноны, с которой и вернулись на свою родину, к Северному Ледовитому океану. С тех времен античная статуя стала идолом северных народов.
Ряд же других исследователей выдвигают версию о том, что Золотая Баба есть не что иное, как тот самый гигантский золотой языческий идол, который до крещения Киевской Руси стоял на высоком берегу Днепра, а затем в X веке бесследно пропал. По одной из легенд, упорные язычники, спасая свою святыню от Великого князя Владимира, повелевшего пустить золотого истукана на украшение строившихся храмов, сумели тайно переправить его за Каменный пояс и схоронить священного идола для будущих потомков.
Некоторые из исследователей склоняются к мысли, что под Золотой Бабой следует понимать не изваяние женщины, выполненное из драгоценного металла, а самый обычный колокол, только гигантских размеров.
Инопланетный робот
Но, пожалуй, самой необычной является гипотеза, выдвигаемая рядом уфологов и утверждающая, что Золотая Баба на самом деле - объект внеземного происхождения, робот, изготовленный из неизвестного металла, внешне напоминающего золото, способный передвигаться и издавать звуки.
По мнению уфологов, этот объект мог быть оставлен представителями инопланетного разума в качестве некоего информационного автомата, который передавал «священные» знания представителям коренных народов Сибири, перемещаясь по ее огромной территории. Не случайно упоминания о Золотой Бабе встречаются в сказаниях практические всех коренных народностей Севера и Зауралья от верховий рек Камы, Вятки и Северной Двины до озера Байкал.
В подтверждение своей фантастической гипотезы уфологи ссылаются на легенды, связанные с небесной колесницей и спустившимся на ней Богом Солнца, который оставил на земле свою мудрую дочь. Когда же в священные земли пришли враги, дочь Бога Солнца превратилась в грозное изваяние, пугавшее своим страшным голосом незваных гостей.
Со временем, считают уфологи, механизм инопланетного робота вышел из строя и объект исчез под многовековыми наслоениями почвы. Однако и в наши дни есть шанс обнаружить этот таинственный объект, который, вполне возможно, посылает из-под земли на поверхность некие сигналы. Один из загадочных радиосигналов был зафиксирован в середине 70-х годов прошлого века во время геологоразведочных работ, проводившихся при помощи сверхчувствительной аппаратуры, установленной на вертолете, в районе города Салехард. Однако сигнал был настолько слаб, что установить место расположения его источника тогда не представилось возможным.
В середине 80-х годов группа томских ученых-энтузиастов выезжала в те глухие северные места и провела исследования при помощи эхо- и биолокационной аппаратуры. В результате двухмесячной работы ими было установлено наличие некоего массивного объекта, покоящегося в болотах у слияния рек Обь и Полуй. Однако из-за отсутствия необходимого финансирования исследования были прекращены.
До наших дней загадка таинственной Золотой Бабы так и не разгадана. Вполне возможно, что ее никогда и не существовало в том виде, в каком она предстает в многочисленных легендах и преданиях. Однако хочется верить в то, что наступит день, и этот языческий идол засияет перед нами во всем своем первозданном величии и самобытной красоте..

Много столетий Золотая баба бередит умы исследователей, путешественников и авантюристов. Кто же она такая? Вполне вероятно, что ее происхождение восходит к временам матриархата и культу Великой Богини. По архаичным сведениям она зачала от громовержца Зевса и родила двух детей Артемиду и Аполлона на Крайнем Севере, в гиперборейских пределах. Ее следы искали на Северном Урале. По преданию это древняя богиня и она сделана из чистого золота. Самое давнее упоминание о Золотой Бабе относится к 1398 году в Новгородской летописи. Это связано со святителем Стефаном Пермским, который обращал в веру Христову местных аборигенов-пермяков, доселе поклонявшихся огню, да воде, да Золотой Бабе. За попами шли стрельцы, которые уничтожали все древние капища - мольбища, а на их месте строили церкви. Но несмотря на христинизацию, народы Югры - ханты, манси и другие до сих пор чтут свою древнюю богиню. Интересно, что чем позднее упоминания о ней, тем дальше на восток отодвигаются ее следы.

На карте 1562 года, составленной англичанином Антонием Дженкинсоном вся территория России носит название Тартария, а Россия и Московия ее части. На карте есть рисунки и тексты, например вверху изображена Золотая Баба в виде Сикстинской Мадонны Рафаэля (автор очевидно не мог видеть настоящей статуи) и текст гласит, что это необыкновенное божество которому поклоняются в той местности и которое дает ответы на все вопросы.

На Северном Урале рядом со знаменитым плато Мань-пупу-нер находится небольшая конусообразная гора Койп (Барабан). По известной легенде когда богатыри поднялись на плато и увидели священную гору Ялпынг-нер, то замерли в ужасе и окаменели. При этом барабан откатился и тоже окаменел. Так вот эта гора Койп-Барабан, если посмотреть на нее с западной стороны, похожа на лежащую женщину с резкими чертами лица. Койп имеет еще и свою собственную легенду. Жила в тех местах женщина-шаман, она попыталась задержать Золотую Бабу, когда та перебиралась через Каменный пояс. Шаманка почему-то самонадеянно посчитала себя хозяйкой Богини, чем нанесла ей оскорбление. Золотая Баба так закричала, что нахальная шаманка упала навзничь и окаменела.

Фото статуэтка "Золотая баба" хранится в музее г. Тюмень

В XI веке о Богине Севера упоминается в скандинавских сагах. Викинги пошли в поход и обнаружили в устье Двины святилище ЮМАЛЫ. Там они увидели деревянную статую с золотым ожерельем и с чашей в руках, наполненную монетами.

В Сибирской летописи говорится об одном из ближайших соратников Ермака Богдане Брязгине, которого отрядили воевать Назымские и Демьянские городки. От лазутчика он знал, что местные аборигены молятся русскому Богу, и Бог тот из чистого золота и в чаще сидит.

Но после захвата городков статуя исчезла. В 1583 году после захвата остяцкого (хантыйского) города Самар сей товарищ побывал в Белогорье - месте близ впадения реки Иртыш (Ирий) в Обь (где был город Асгард Ирийский). Брязгин посетил мольбище остяков «богыне древней; нага с сыном на стуле сидящая; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле, а еже кто по обету не даст, мучит и томит; а хто принесет жалеючи к ней, тот пред ней пад умрет, имеща бо жрение и съезд великий. Егда же вниде им слух приезд Богдана, велела спрятатися и всем бежати; и многое собрание кумирское спрятаща и до сего дни».

Страница из "Истории Государства Российского" Карамзина, посвященная походу Ермака: "...в сем городе был золотой кумир, будто бы вывезенный из древней России, во время ее крещения; осияки держали его в чаше, пили из нее воду и тем укреплялись в мужестве, что атаманы, стрельбою изгнав осажденных, вступили в город, но не могли найти в нем драгоценного идола...". Упоминаются остяки, так называли хантов.

Вот страница из Краткой Сибирской летописи, которая была выпущена в С-Петербурге в 1880 году. Автор Семен Ремезов (1642-1720).

Здесь в статье 74 говорится о воинах Ермака: "И доехали конями до устья Демьянки реки до княжца Демаяна (так звали татарского князя) и город их велик и крепок. И в сборе 2000 татар и вогуличей и остяков приступили по три дни, не могли попасть в крепость горы... и спрашивали у тех как молятся? Один же в них чувашенин был у Кучума, русского полону, сказал: молятся де они русскому богу и тот де русский бог литой золотой, в чаше сидит, и в ту де чашу налиши воды пьют, и зовут его Христом, а сказывают де привезен от Владимирова крещения, и для того живут смело... " На иллюстрации справа действительно мы видим чашу с сидящей в ней некоей фигурой.

Далее святыня перекочевала в бассейн реки Конды, куда ее перетащили белогорский ханты. В 18 веке продолжается христианизация остяков и следы Золотой Бабы теряются. Один из миссионеров Григорий Новицкий пытался найти ее, чтобы уничтожить, но конечно ему это не удалось. Зато он собрал сведения как о самой святыне, так и о тайном святилище, где она хранилась.

Как будто бы ее видели в 1930-х годах в бассейне реки Обь на святилище казымских ханов. В органы поступило донесение что на реке Казым (или Кызым?) - правом притоке Оби - местные ханты скрывают Золотую Бабу и тайно поклоняются ей. В это время шла ожесточенная борьба с религиозными предрассудками. Чекисты схватили местного шамана и бросили в застенки. Отряд направился к тайному капищу с целью найти пресловутую Золотую Бабу. Драгметалл все же, можно пополнить казну. Но местные ханты-охотники перестреляли всех чекистов. Расправа последовала немедленно. Другой отряд чекистов перестрелял всех мужчин этого хантыйского племени и разорил капище. Но святыня исчезла...

На этой старинной карте Золотая баба обозначена на ОБИ

В 1981 году в местах близ Северной Сосьвы (Северный Урал) побывал один пермский кинооператор М.А.Заплатин. Он рассказывал о встрече с местным стариком-манси, который предупреждал, что в горы ходить нельзя, т.к. там находится Сар-ни-Эква или Золотая женщина. "Вам ее не найти. Ее куда-то утащили наши старики, а потом убили себя сами" - говорил он.

Какое же божество олицетворяет Золотая Баба? Было множество предположений на этот счет. Древнеримская богиня Юнона, древнеегипетская Исида, Богородица, бодхисатва милосердия Авалокитешвара, Калташ-Эква (Калтась) - жена верховного мансийского бога Нуми-Тарума... И куда же она в конце концов исчезла? Кстати, Исида, которую египтяне называли Исет, - это же наша родная река Исеть, берущая начало в бажовских местах неподалеку от Гумешек...

Золота Баба невольно наводит мысли на Хозяйку Медной горы Павла Петровича Бажова. Ведь не случайно появились сказы о Владычице уральских подземных богатств. Она всегда в малахитовом т.е. зеленом платье. А может быть Золотая Баба вовсе не золотая а медная? А медь как известно окисляется и зеленеет. У древних угров, населявших Урал, были медные статуи. Но все таки почему у нее такое русское имя? Обские угры называли Золотую Бабу еще Старуха. А белогорские остяки (ханты) называли ее Словутес т.е. славянка.

В древности на территории Сибири жили сибирские русы - красивый рослый голубоглазый народ - наследники выходцев из Арктиды. У них то и были свои славянские боги. Об этом подробно пишет томский ученый-писатель-путешественник, исследователь Югры Георгий Сидоров. Золотая Баба - это древняя славянская ведическая богиня Лада. Когда-то на южном берегу Ладожского озера стояло ее святилище. Во всех дошедших до нас обрывках описаний ее внешнего вида упоминается младенец как-бы находящийся внутри нее. Это оказывается Лель - ее дитя. С наступлением христианства их перетаскивали постепенно все дальше и дальше на восток волхвы-хранители. От капища к капищу. Странствия Золотой Бабы проходили сначала по пермской земле, потом по таежным урочищам вогулов (манси) и хантов. Получается, что зырянская Юмала, мансийская Сорни-Эква и Сорни-Най хантов и золотой идол обских угров - это все наша Золотая Лада. И наконец, по версии Г.Сидорова она прибыла в верховья Енисея на плато Путорана, точнее в один из его подземных городов. Туда же перекочевали видимо и ведические библиотечные сокровища - славяно-арийские веды например. Не все же сожгли конкистадоры князя Владимира. Может быть, с наступлением новой эры Водолея (или Волка по славяно-арийским ведам) эти знания как-нибудь откроются людям и наконец узнаем настоящую, а не выдуманную историю.

Почти тысячу лет легендарная Золотая Баба сокрыта от глаз корыстных людей. Испокон веков ее хранители убивали любого, а если требовалось, то и самих себя, лишь бы уберечь святыню. Её Тайна ценнее каких-то человеческих жизней.

Было время, когда Золотая Баба красовалась перед людьми без боязни со стороны жрецов за её сохранность. Золотой идол весом в три тонны восседал на кургане, сложенном из драгоценных даров. И будь ты нищий, но если пришёл поклониться, то преподнеси хоть клок волос со своей головы, иначе богиня покарает тебя смертью. Щедрые же паломники всегда получали от неё сполна. Кто хотел узнать свою судьбу, тот верно прозревал будущее. Кто искал удачи в торговле, тот обогащался. Кто стремился к победам в ратном деле, тот становился неуязвим.

Очевидцы описывали её по-разному. То ли она изображала беременную женщину, то ли мать с младенцем на руках, то ли была устроена в виде матрёшки, сложенной из золотых колоколов. Происхождение самого идола также доподлинно неизвестно. По версии итальянцев, он изображал богиню Юнону, и угры вывезли его из разгромленного Рима. По версии же востоковедов, Золотая Баба – это ни кто иная, как тибетская богиня ГуаньИнь, статуя которой принадлежала древним ариям, пришедшим с Арктических островов. Так или иначе, ценность и значение её были и есть огромные. Это, увы, послужило причиной для долгих преследований драгоценного кумира со стороны инаковерующих и грабителей.

С 800-х по 1100-е года в Биармии (северо-восток России), где хранилась Золотая Баба, промышляли самые беспринципные разбойники того времени – викинги. Они были наслышаны о Золотой Бабе и богатых подношениях ей. Они требовали ее у жрецов, угрожая страшной смертью в случае отказа. Хранители многажды обманывали викингов, транспортируя идола всё дальше и дальше на Восток. Ни с чем осталась даже такая легендарная фигура, как Торир Собака.

Затем в Сибирь начинает проникать христианство. На кострах горят деревянные «шайтаны», сбрасываются с крутых берегов в воду каменные изваяния, в щепки разносятся древние языческие святилища. И только Золотая Баба, главная святыня народов ханты и манси, не даётся в руки ни церковникам, ни царским стрельцам. Наиболее рьяным ненавистником богопротивного идола становится тогда Стефан Пермский. В 1398 году летописец пишет о нём: «Сей научи Перьмскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Золотой Бабе».

Покоритель Сибири Ермак также не гнушается поисками чудесного идола. В Кунгурской летописи рассказывается о том, как 5 марта 1582 года легендарный атаман послал на добычу Золотой Бабы отряд дружинников под командованием своего друга Ивана Брязги. На реке Оби ниже устья Иртыша отряд взял штурмом городище Нимъян, где, по свидетельству лазутчиков, находился заветный идол. Однако, обыскав святилище, казаки поняли, что проворные жрецы уже успели унести его.

В 1549 году посол Австрии в Москве барон Зигмунд фон Герберштейн издал книгу «Записки о Московитских делах», в приложении к которой имелась карта Московии. Кроме городов, морей и рек на данной карте были обозначены достопримечательности, в том числе и так называемая SLATA BABA. Её местоположения было указано в месте слияния Оби и Ледовитого океана, как раз там, где орудовали дружинники Ермака.

В конце ХVIII казаки повторили попытку раздобыть Золотую Бабу. Для этого в нижнее Приобье снарядилась целая экспедиция. Вооружённые до зубов, взявшие с собой сменных лошадей и оленей, они все до единого сгинули, как и не было их.

Вплоть до революции 1917 года основную работу по розыску идола проделывал Кондинский монастырь, основанный в 1657 году. Окрест его язычество было практически истреблено. Так, по крайней мере, до поры до времени казалось монастырской братии. Однако постепенно выяснилось, что даже усердные прихожане втайне оставались поклонниками Золотой Бабы, а миссионер Григорий Навицкий был и вовсе убит ими за свою дотошность в поисках. В 1757 году братия рассекретила троих православных христиан, которые являлись сборщиками дани для Золотой Бабы. И, наконец, в начале ХХ века монастырь выпустил «Инструкцию Кондинской миссии», в которой чётко и строго предписывалось разыскать мерзкого идола.

Времена воинствующего атеизма помешали миссионерам претворить в жизнь предписания «Инструкции». Однако сами большевики взяли на себя обязанность изъять у жрецов Золотую Бабу. Индустриализация нуждалась в средствах, и три тонны золота никак не могли быть лишними.

В 1933 году в нижнее Приобье выехала опергруппа чекистов, которые были настроены куда более серьёзно, нежели православные миссионеры до них. Тем жёстче оказалась реакция хантов, хранивших тогда идола в посёлке на берегу реки Казым. Опытные таёжные охотники перестреляли всю опергруппу, лишь та объявилась вблизи посёлка.

На смену убитым вскоре прибыл карательный отряд. Без суда и следствия были расстреляны почти все мужчины. Чекисты провели пристрастные допросы и перевернули посёлок вверх дном, но Золотой Бабы не нашли.

Последний раз она напомнила о себе в 1961 году. Председатель колхоза имени 1 Мая, находящегося близ посёлка Юильск, Семён Молданов обнаружил её в одном из охотничьих лабазов. Молданов сообщил о находке в Ханты-Мансийский краеведческий музей, и через пару дней в колхоз прибыла группа из семи музейных работников.

Поздно! Хранители успели подменить золотого идола на его деревянную копию. Так или иначе, истукан был древний, и музейщики забрали его в город. Богиня же не простила даже такого вмешательства, наложила на людей тяжёлое проклятие. В следующие три месяца семеро музейщиков умерли. Умерли их дети и внуки. Умерли восемь детей Молданова, а самого его свалил паралич.

Получается, что до сих пор никто из непосвящённых не имел счастья прикоснуться к Тайне Золотой Бабы. Впрочем… Существуют свидетельства, что один дореволюционный ссыльный добился расположения у хранителей и был препровождён к богине. Неизвестно, какая сотворилась мистерия при этом, но счастливчик обрёл великие знания, которые затем помогли ему влиять на судьбу России и всего мира. Звали того ссыльного Иосиф Джугашвили-Сталин.

Золотая Баба, Зарни Ань, Калтась, Дьес Эмигет, Сорни Най, Сорни Эква, Золотая Богородица - это только часть из множества имен, которыми называли золотого идола, неизвестно откуда появившегося на капищах древней Биармии, Югры и Перми и неизвестно куда сгинувшего.

Этому идолу веками поклонялись народы, живущие по обе стороны Уральских гор. Все жаждали встречи с ней, стремясь прикоснуться к тайне. В непроходимых таежных дебрях ее искали посланцы Ивана Грозного, белые атаманы и красные комиссары, агенты спецслужб, ученые и тысячи безвестных охотников за удачей. Но никому она не далась в руки. Золотая Баба в списке «Ста великих сокровищ» истории человечества, и по-прежнему загадочна и непостижима. Лик Зарни Ань сияет на гербе Республики Коми.

Самые древние письменные сведения о Золотой Бабе встречаются в новгородской Софийской летописи за 1398 год. Сообщая о кончине святого Стефана Пермского, отмечалось, что тот жил «посреде неверных человек, ни бога знающих, ни закона ведающих, молящеся идолом, огню и воде, и камню, и Золотой бабе, и вълхвом, и древъю».

Первые известия о Золотой Бабе в книгах западноевропейских путешественников и писателей появились в XV веке. До середины XIX века тотем фигурирует в сочинениях десятков авторов.

Но, при этом, ни один из них сам лично идола не видел. Это один из феноменов Золотой Бабы - о ней пишут и рассказывают только те, кто ее не видел. А те, кто видел, тот молчит.

Интересно, что в коми фольклоре нет ни одного, даже косвенного, упоминания о существовавшем некогда женском божестве. Может быть, говорить об этом всуе было просто не принято. Тем не менее, известный писатель М. Лебедев в очерках о Перми Великой указывал, что «некоторые исследователи религиозной жизни коми народа культу Золотой Бабы придают особое значение, и от ее имени склонны производить даже само название зырян как людей, почитающих Золотую женщину, или, по-коми, Зарни Ань».

Православный миссионер Г. Новицкий, проповедовавший в начале XVIII века христианское учение остякам, пытался найти спрятанную статую и уничтожить ее. Сделать это ему не удалось.

Но он собрал сведения как о самом кумире, так и о тайном святилище, в котором он хранился. Об идоле писали русские историки В. Татищев и Н. Карамзин. На своих картах Московии Золотую Бабу поместили англичане Э. Дженкинсон и А. Вид.

Удивляет и то, что описания Золотой Бабы у всех авторов различны. В одних источниках это статуя в виде старухи, в утробе которой находится сын, а сквозь него виден еще один ребенок - внук (принцип матрешки). У других это просто статуя стоящей женщины, у третьих - она же, но с рогом изобилия, или в виде богини Минервы с копьем в руке. Есть рисунки, где Золотая Баба напоминает уже сидящую Мадонну с ребенком на руках. В одних источниках она описана одетой в свободные одежды, в других - обнаженной.

В 1904 году старый манси Савва рассказывал путешественнику К. Носилову: «Голая баба - и только. Сидит. Нос есть, глаза есть, все сделано, как бабе быть». Отличаются и размеры: 30 сантиметров, «среднестатистическая женщина» в натуральную величину и «на аршин выше самого здорового мужика». Кстати, ученые подсчитали, что при таком росте, если золотая статуя цельнолитая, ее вес будет достигать трех тонн.

Существует несколько версий происхождения Золотой Бабы. Одни говорят, что ее принесли из Китая, другие считают ее родиной Иран или Индию, третьи - Древний Рим. Правда, часть ученых все же за то, что Золотая Баба - произведение местных мастеров.

Наверное, самый оригинальный вариант появления идола выдвинул уфолог С. Ермаков. Он считает, что это - робот-инопланетянин, оставленный на Земле. В течение некоторого времени он еще мог передвигаться, и именно с этим свойством связаны легенды о «живом» божестве. Потом, похоже, устройство начало постепенно выходить из строя, пока окончательно не замерло.

Чем позже датирован рассказ о Золотой Бабе, тем дальше на восток отодвигается ее местопребывание. Вначале ее помещают на территории Вятки или Перми, чуть позже она находится уже в Обдории на запад от Оби; наконец, ее располагают еще восточнее.

Перемещение тотема с запада на восток - факт несомненный, связанный с христианизацией. И уже в середине XVI века Золотая Баба была за Уралом. Кстати, так же на саринных картах из века в век «кочевала» на восток легендарная страна Биармия.

Тайну нахождения древнего идола вполне могли хранить еще до 1930-х годов в коми селе Помоздино. На неожиданную взаимосвязь этого села с Золотой Бабой указал автор книги «Клады ГУЛАГа» А. Мартыненко. Его книга написана на основе дневников и заметок реального лица - врача Александра Афанасьевича, которого политические репрессии сталинской эпохи привели в лазареты советских лагерей. В этих местах пациенты попадали на больничную койку чаще всего в безнадежном состоянии и, умирая, делились с доктором самым сокровенным и тайным.

Впервые о Золотой Бабе герой книги услышал в Соловецком лагере особого назначения в 1928 году от заключенного, профессора Петербургского университета, археолога и знатока Севера. Тот рассказал, что в тайном месте на территории Коми края находилось основное капище всех северных народов.

Главный идол был сделан из чистого золота и назывался Зарни Ань. Когда пришло время христианства, шаманы собрались на совет и спрятали золотую богиню. А чтобы место не потерялось, решили, что хранителями тайны станут сразу десять шаманских родов. Они должны были передавать тайну из поколения в поколение. Шли столетия. Зарни Ань время от времени посещали главные шаманы, и сведения о ней передавались в народе, становясь источником вдохновения. При советской власти почти все хранители были арестованы и расстреляны, дома их разрушены, а семьи рассеяны. Судьба золотой богини стала легендой.

Вскоре после войны, врач оказался в одной из лагерных больниц Свердловска. К нему доставили умиравшего от тяжелого воспаления легких мальчика, которого беспокоила только одна мысль: он, сын шамана, владеет тайной местонахождения Зарни Ань и дал клятву отцу обязательно передать эту тайну своему сыну, а вот теперь он умирает, и место, где хранится древний идол, будет утеряно навеки.

Мальчик сказал, что его зовут Михаил Игнатов. И что родом он из села Помоздино. Указал место, где хранится идол. Но большая часть рассказа шла на коми языке, а вся система координат основывалась на терминах народной астрономии. Александр Афанасьевич кивал головой, но толком ни понять, ни запомнить ничего не смог. К тому же его поминутно отвлекали другие больные. Доктор решил продолжить разговор на следующий день, но его самого перевели в другую больницу. След мальчика был потерян. Шансов на жизнь у того почти не оставалось.

В 1961 году статуя, напоминающая по описаниям Золотую Бабу, была найдена в одном из лабазов близ поселка Юильск. Председатель местного колхоза распорядился передать находку в Ханты-Мансийский краеведческий музей. Из города прибыла бригада из семи человек. Они вошли в лабаз, но обнаружили там не золотого идола, а деревянного, отделанного серебром. Считается, что перед приездом музейщиков его подменили. Золотую же статую перепрятали в надежном месте на островке среди болот. А потом, якобы после постройки на Оби гидростанции, уровень воды поднялся, и островок тот скрылся под водой.
Руководитель Российского общественного научно-исследовательского объединения «Космопоиск» В. Чернобров считает, что Золотая Баба - это одновременно и загадочное место, и чудодейственная статуя. В ней - сокровенные знания древних цивилизаций. В 1987 году активисты «Космопоиска» предприняли первую попытку проверить несколько версий местонахождения реликвии в Тюменской области. Увы, уже тогда стариков, которые могли бы что-то рассказать о Золотой Бабе, найти не удалось.

В сентябре 1999 года исследователи «Космопоиска», оказавшись возле Золотых ворот в отдаленной тайге на самом севере Свердловской области, вспомнили о знаменитой «тезке» этого места, - вспоминает В. Чернобров. - В несколько вертикальных ходов пещеры удалось спуститься. Однако детально обследовать подземелья помешали внезапно начавшийся многодневный ливень и наводнение. Так, Золотая Баба все больше и больше обрастает слухами и легендами, занимая свое место в одном ряду с Атлантидой и Гипербореей, а скорее - как некая часть глобальной версии о «золотом периоде» человеческой истории.
Артур Артеев

- 3978

Золотая Баба - древняя Богиня тишины и покоя, домашнего благополучия. Повитухи, повивальные бабки, помогающие молодушкам разрешиться от бремени, почитали ее своей покровительницей, да и всякая женщина не пренебрегала ее советом.

Храм Золотой Бабы находился, по преданиям, в стране Обдорской, при устье реки Обиго (то есть Оби). Впрочем, слишком частое упоминание этой богини доказывает, что поклонялись ей во всех славянских землях. Она держала на руках одного ребенка, а другого вела за руку. Жители тех мест называли ребятишек ее внуками, отчего она и получила имя Бабы.
Один из этих внуков был, между прочим, сам Святовид. Подле Золотой Бабы всегда лежало множество гуслей и других музыкальных орудий, которые непрерывно наигрывали сами собой - то тихонько, то погромче. По их звуку жрецы предсказывали будущее, ибо Золотая Баба почиталась доброй пророчицей. Почтение к ней было так велико, что никто не осмеливался пройти мимо статуи, не принеся хоть малой жертвы, ну а если вовсе ничего не имел, то вырывал из платья своего нить или волос с головы, подносил это Золотой Бабе, кланялся в землю - и тем надеялся ее умилостивить.

Вообще же в жертву ей приносили соболей да куниц, одевали ее в их шкуры.
Даже чужестранцы, верившие в иных богов, не скупились для нее на золото, серебро и меха, ибо не принесший жертвы Золотой Бабе непременно должен был заблудиться в пути.
Знак того, что жертва принята Бабой благосклонно, - падающая звезда. Золотая Баба была также главной среди Рожаниц - богинь судьбы, которые есть у каждого человека, а потом и повивальных бабок, которые помогают разрешиться от бремени. Когда появлялся на свет ребенок, Золотая Баба незримо связывала ему ножки, требуя от отца выкупа.
Если повивальных бабок хорошо награждали (т.е. жертвовали таким образом Рожаницам и самой Золотой Бабе), то ребенок рос здоровым и счастливым, а если нет, мог остаться хромым.
Чехи называли Золотую Бабу Альжбетой, и она была богиней материнского чрева.

Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавских сагах. В 1023 году викинги, которых вел знаменитый Торер-Собака, совершили поход в Биармию. На реке Двине им удалось узнать местонахождение святилища Юмалы и тайно проникнуть в него. Пораженные викинги увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землей.

Предания о Золотой Бабе

В древней ненецкой легенде рассказывается о том, что один раз в год, когда Великое Солнце воцаряется на небосклоне, из-под мерзлой и безжизненной земли встает Солнечная Баба, которая носит в своем чреве младенца, коему суждено стать духом плодородия.

В другом предании, бытующем у народа манси, повествуется о том, как золотой идол перебрался через Уральский каменный пояс, но был остановлен стариком-шаманом, считавшим себя его хозяином. Разгневанный золотой истукан зарычал громовым голосом, от которого умерло все живое в округе, а сам дерзкий шаман превратился в камень.

Еще одно повествование, относящееся к якутскому героическому эпосу, рассказывает о медной статуе, стоящей посреди непроходимых болот, которая при приближении врагов начинала издавать звук, похожий на стрекот множества сверчков, и излучать в небо голубое сияние.

Эти предания, как и десятки других похожих легенд северных и сибирских народов, связаны с одним из самых загадочных явлений языческой культуры евразийского континента – Золотой Бабой.

Отряд так и не вернулся…

Первое официально дошедшее до наших дней упоминание о ней относится к Софийской летописи 1398 года. В летописи рассказывается о кончине преподобного Стефана Пермского, который нес свет православия народам, жившим в северных лесах и поклонявшимся огню, камню и Золотой Бабе. В следующий раз это название появляется двести лет спустя. В 1595 году была издана одна из карт средневекового картографа Г. Меркатера, на которой в районе устья реки Обь имеется надпись, звучащая в переводе как «Золотая Баба».

В XV веке новгородцы-ушкуйники, активно занимавшиеся торговлей, принесли на Русь сведения о «человецех незнаемых в Восточной стране, ростом малых, друг друга едяшех и молящихся идолу златому».

Уже в XVI веке в Московии хорошо были известны предания о загадочном золотом идоле. Об этом свидетельствуют воспоминания австрийского посла С. Герберштейна, датированные 1520 годом, в которых описаны слухи о том, что за" Уралом в каменном святилище стоит большой золотой истукан в виде беременной женщины, издающей оглушительный рев. В 1578 году итальянский писатель А. Гваньини упоминает о слышанных им рассказах про истукана, стоящего «за холодной и мрачной страной Московией», рев которого, наподобие трубного, бывает слышен среди гор.

Потому-то первые казачьи отряды Ермака, пересекшие в 1582 году Каменный пояс, которыми двигала и неистребимая, жажда обогащения, помимо освоения загадочных земель Зауралья, лелеяли мечту найти знаменитую Золотую Бабу.

Это косвенно подтверждает сосланный в Сибирь писатель и историк XVII века Ю. Крижанич в своей «Рукописи о Сибири и ее народах». Так, в частности, Ю. Крижанич пишет, что, доплыв до Иртыша, Ермак Тимофеевич снарядил отряд из двадцати казаков, которым велел двигаться на северо-восток за «златым истуканом».

Этот отряд так и не вернулся к своему атаману, который через три месяца, по рассказам местного населения, узнал, что его посланцы бесследно сгинули в Шаимских болотах.

Почерневшая от времени двухметровая Кызымская богиня, или как ее называют, Золотая баба, наводит страх на реставраторов, так много с ее именем связано тайн, загадок, трагедий. Всяк потревоживший ее покой должен быть готов попрощаться с жизнью и здоровьем.

По преданию, "постоянным местом жительства" Казымской богини являются окрестности поселка Юильск в верховье реки Казым, что примерно в 270 километрах к северу от Ханты-Мансийска. Ханты и манси верят, что Казымская богиня - иногда ее называют Золотой женщиной или Золотой бабой - определяет судьбу человека.

С XVI века велись поиски Золотой бабы, а в этом поселке статуя была обнаружена только в 1961 году. Сколько несчастий случилось за время поисков – не перечесть. Пропадали конные отряды, завязнув в болотной топи, гибли десятки вооруженных людей, а местные жители объясняли мистические события гневом потревоженной богини.

Исследователям, обнаружившим статую в 1961 году, тоже пришлось несладко. Один за другим они буквально таяли на глазах, скоропостижно умирая. Однако, согласно поверью, бригада обнаружила не золотую, а деревянную статую, покрытую серебром. «Юильский идол» снова оказался вне досягаемости. Ханты и манси убеждены в том, что статую подменили, и настоящую спрятали на небольшом незаметном острове в окрестностях Юильска, который через некоторое время от резкого подъема уровня воды оказался полностью затопленным.

Как и большинству мифических северных персонажей, Казымской богине приписывают способность к перевоплощению. Считается, что она может являться людям в облике зайца, кошки, лебедя, лягушки, вороны, бабочки. Но существует описание и ее человеческого облика: "Она имеет вид старухи в собольей ягушке (накидке), покрытой шелковым платком".

В семьях хантов и манси до сих пор сохраняется культ почитания Казымской богини, или Золотой бабы. Фигурки божества принято укрывать от посторонних глаз в потаенных местах. Доподлинный облик богини неизвестен - на фото лишь один из ее образов.

О Золотой бабе есть упоминания и у иностранных ученых. Одни говорят, что Золотую Бабу принесли из Китая, другие считают ее родиной Иран или Индию, третьи - Древний Рим. Бытует также версия, что Золотая Баба – это скульптурный образ Мадонны, однако тут мнения ученых разделяются: одни считают, что из церквей такие образы (которые, кстати вырезались из дерева, что вполне соответствует находке 1961 года) никогда не вывозились, а другие придерживаются противоположного мнения. Более того, ряд исследователей убеждены, что статуя Золотой Бабы не была принесена ниоткуда, а является произведением местных сибирских мастеров.

Князь Н.С. Трубецкой, известный русский этнограф, считал, что Золотая Баба изображает Калтась (Калташ-Экву) - жену верховного ханты-мансийского бога Нуми-Тарума. Манси считали Калтась матерью всего живого: она покровительствует новорожденным, определяет судьбу и срок жизни каждого человека, отмечая их жизненный путь на священных бирках.

Версии, гипотезы, предположения... Сколько их было, и сколько их еще будет. Много вопросов, еще больше ответов. Однако никому до сих пор не удалось получить однозначный ответ на вопрос: Какая она, Золотая баба? Зачем пришла в этот мир и куда ушла? Да и ушла ли?

До наших дней загадка таинственной Золотой Бабы так и не разгадана. Вполне возможно, что ее никогда и не существовало в том виде, в каком она предстает в многочисленных легендах и преданиях. Однако хочется верить в то, что наступит день, и этот языческий идол засияет перед нами во всем своем первозданном величии и самобытной красоте.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS