Главная - Память
Анализ стихотворения «Осень» Карамзина Н. Презентация по литературе Н.М.Карамзин

Слайд 2

Веют осенние ветры В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые листья.

Слайд 3

Поле и сад опустели; Сетуют холмы; Пение в рощах умолкло – Скрылися птички.

Слайд 4

Поздние гуси станицей К югу стремятся, Плавным полетом несяся В горных пределах.

Слайд 5

Вьются седые туманы В тихой долине; С дымом в деревне мешаясь, К небу восходят.

Слайд 6

Странник, стоящий на холме, Взором унылым Смотрит на бледную осень, Томно вздыхая.

Слайд 7

Странник печальный, утешься: Вянет природа Только на малое время; Все оживится,

Слайд 8

Все обновится весною: С гордой улыбкой Снова природа восстанет В брачной одежде.

Слайд 9

Смертный, ах! Вянет навеки! Старец весною Чувствует хладную зиму Ветхия жизни.

Слайд 10

Работа со словом

1. Подберите синонимы к словам: мрачный, седой (туман), унылый (взор), печальный, бледный (осень). Какое они создают настроение? 2. Объясните значение словоформ: сетуют, станицей, пределы (горные), томный. 3. Найдите в тексте устаревшие грамматические формы, подберите современные соответствия.

Слайд 11

4. Для чего поэт использует старец вместо старик, хладный вместо холодный? 5. Объясните смысл фразы: «Снова природа восстанет В брачной одежде.»

Слайд 12

Вопросы и задания

1. В чем, по-вашему, заключается смысл противопоставления предпоследнего и последнего четверостишия в «Осени»? 2. С чем сравнивается природа в этом стихотворении? 3. Для чего, по-вашему, автор выделил курсивом некоторые строки? Вернемся к ним.

Слайд 13

4. Найдите в тексте риторическое обращение. Для чего оно используется? 5*. Поэтам какого литературного направления свойственны мотивы грусти, тоски, одиночества? 6. В чем выразилась простота стиля Н.М. Карамзина? 7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Слайд 14

Источники

http://yandex..html Западов В.А. Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия.- М.: Просвещение, 1985, с.376-377. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Ч.1. Под ред. В.Я. Коровиной. - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2009, с. 102-103.

Посмотреть все слайды

Классицизм

Сентиментализм

1. Произведения написаны «высоким штилем».

1. Произведения написаны «средним штилем».

2. Предметом изображения является общественная жизнь

человека, события и дела государственного масштаба.

2. Предметом изображения являются чувства,

Стоит отметить, что труд Н. М. Карамзина был не первым описанием истории России. В XVIII веке на этой ниве трудились В. Н. Татищев и М. М. Щербатов. Но, огромная заслуга Карамзина именно в том, что он открыл историю России для широкого круга образованной публики.

Примечательно, что Н. М. Карамзин, тщательно обрабатывая исторический материал, одновременно выступает и в роли литератора – он пишет об истории России ярким, живым, интересным, образным языком. Поэтому неудивительно, что труд историка пользовался таким успехом у современников. По словам А. С. Пушкина «все, даже светские женщины , бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием.

Исследователи отмечают в «Истории государства Российского» большую научную ценность авторских комментариев. Примечательно, что многие из них содержат большое количество выписок из древних рукописей.

В отличие от Ломоносова, Карамзин стремился писать короткими, легко обозримыми предложениями.

Третья заслуга Карамзина заключалась в обогащении русского языка рядом удачных неологизмов, которые прочно вошли в основной словарный состав .

К числу нововведений, предложенных Карамзиным, относятся такие широко известные в наше время слова, как «промышленность», «развитие», «утончённость», «сосредоточить», «трогательный», «занимательность», «человечность», «общественность», «общеполезный», «влияние» и ряд других.

Одним из первых Карамзин начал использовать букву «Ё».

28.03.2013 18887 2253

Урок 14 Н. м. карамзин – писатель и историк

Цел и: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Н. М. Карамзина; работать над выразительным чтением стихотворения, прозаических отрывков.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя о Н. М. Карамзине.

К чему ни обратитесь в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

В. Г. Белинский

Кто же он такой, Николай Михайлович Карамзин? В чем его заслуги перед литературой, отечеством?

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 г. в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне на берегу Волги, там он овладел основами грамоты. з атем – симбирский пансион, а вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 г. – военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, которая приводит Карамзина в Москву. Ранний период творчества писателя связан с кругом Новикова. В годы, когда Новиков возглавлял Типографическую компанию, он привлек Карамзина к сотрудничеству и поручил ему редактирование первого в России специального журнала для детей «Детское чтение» (1785–1789 гг.). Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» – масонства, о котором мы уже говорили, и просветительства. Воздействие философских и эстетических идей английского, французского и немецкого Просвещения испытывал Карамзин уже с молодых лет. Он верил в «изящность законов чистого разума», усвоил урок просветителей о внесословной ценности личности. Культура п росвещения навсегда стала в глазах Карамзина «палладиумом благонравия».

«Республиканец» в душе, Карамзин переводит на русский язык шекспировского «Юлия Цезаря» (1787 г.) и трагедию Лессинга «Эмилия Галотти» (1788 г.), восхищается в молодые годы ораторами французской буржуазной революции, внимательно следит за развертыванием событий во Франции вплоть до эпохи якобинской диктатуры, которую он переживает болезненно и под влиянием которой испытывает глубокий внутренний кризис. В литературных письмах – «Мелодор к Филалету» и «Филалет к Мелодору» (1793–1794 гг.) – слышно трагическое разочарование писателя в идеалах Просвещения. «Век Просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя, среди убийств и разрушений не узнаю тебя!» – восклицает Мелодор. В ответ на его сетование Филалет горестно призывает искать «источник блаженства в собственной груди нашей».

Утверждая вслед за Руссо, что республика – лучшая форма правления для малых стран, Карамзин отныне твердо отстаивает благотворность для России и для крупных государств вообще монархии как гарантии прочного общественного порядка. Он признает прочными лишь те изменения государственного и общественного уклада, которые осуществляются мирно, «посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания, добрых нравов».

Карамзин-художник формировался под широким влиянием западноевропейской культуры. Особенно сильным было воздействие, оказанное на Карамзина творчеством Руссо.

Карамзин-просветитель с горячим восхищением относился к Шекспиру, Т. Мору, Ричардсону, Гольдони, Гете. Его знание европейской культуры – литературы, философии, общественной мысли – носило подлинно энциклопедический характер.

Итогом длительного пребывания за границей (с мая 1789 г. по сентябрь 1790 г.) стали «Письма русского путешественника», надолго ставшие образцом для многочисленных позднейших писателей-«путешественников» эпохи русского сентиментализма.

Карамзин побывал в г ермании, Швейцарии, Франции, Англии. Его «Письма…» содержат обширный информационный материал об общественной и культурной жизни этих стран. При этом писатель стремится передать чувства, возникающие у него под влиянием увиденного. Анализ этих чувств ведет автора к самоуглублению и самонаблюдению. Прощаясь с читателем в последнем письме, Карамзин делает знаменательное признание: «Вот зеркало души моей в течение осьмнадцати месяцев; оно через двадцать лет (если столько проживу на свете) будет для меня еще приятно – пусть для меня одного! Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал; а что человеку (между нами будь сказано) занимательнее самого себя?»

«Письма русского путешественника» печатались в «Московском журнале» (1791–1792 гг.), издание которого Карамзин предпринял по возвращении из-за границы.

В «Московском журнале» появилась и повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792 г.), с восторгом принятая современниками.

Лаконизм повествования, тонкость художественного письма, умение сделать читателя соучастником переживаний героев, одухотворенность и лиричность то мрачного, то радостного весеннего, то бурного и грозного пейзажа, созвучного чувствам автора и персонажей повести, сложность психологического рисунка – все это было ново для русского читателя. Повесть Карамзина воспринималась как быль (так же, как это было в Германии со «Страданиями юного Вертера» Гете); окрестности Симонова монастыря, где жила и погибла Лиза, «Лизин пруд» стали надолго любимым местом паломничества образованной дворянской публики.

Прозаические опыты Карамзина по жанровой структуре не повторяли друг друга. Среди них и образцы бессюжетной лирической прозы, и любовно-психологическая повесть, и исторические повести («Наталья, боярская дочь», 1792 г. и «Марфа-посадница», 1803 г.), и ироническая повесть-сказка, и таинственный рассказ-миниатюра с элементами проромантической готики («Остров Бурнгольм»). Пейзажные зарисовки, лирические медитации, прозаические элегии делают достоянием его прозы мотивы, которые прежде были исключительным владением поэзии. Большое значение приобретают сложные перифразы, психологические эпитеты, лексические и синтаксические повторы, звукопись, приемы музыкально-ритмиче-ского построения.

За «Московским журналом» в 1802–1803 гг. Карамзин основывает надолго ставший лучшим русским литературным журналом «Вестник Европы», где появляются критические, публицистические, исторические статьи писателя.

Венцом деятельности Карамзина – писателя и историка – стала многотомная «История государства Российского». Смерть писателя в 1826 г. прервала эту работу на XII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года.

2. Доклады учащихся.

«Карамзин – историк государства р оссийского».

«История Государства Российского» Карамзина познакомила несколько поколений русских читателей с отечественной историей, содействовала процессу становления в стране национального самосознания в годы, предшествовавшие восстанию декабристов. Несмотря на то что она вызвала недовольство и возражения декабристской молодежи (в том числе молодого Пушкина) из-за своей монархической тенденции, «История…» была для того времени не только школой критики источников и вообще важной вехой в развитии национальной исторической мысли, она имела большое воспитательное значение и явилась одним из первых опытов многостороннего изображения главнейших характеров и событий русской истории от ее истоков до начала XVII в.

«Языковая реформа Карамзина».

И в прозе, и в стихах Карамзин стремился устранить разрыв между языком письменным, книжным, и разговорным языком «хорошего общества».

Языковая реформа Карамзина противостояла ломоносовскому принципу «трех штилей». Отвергая высокий слог классической трагедии и оды, так же как и бытовое просторечие низкого, Карамзин ориентировался на единый для всех литературных жанров «средний» слог. И хотя Карамзин значительно обогатил русскую лексику и семантику новыми смысловыми оттенками, новыми словами и понятиями, разработанные им языковые формы оставались оторванными от народной речи. Нормой для него служил разговорный язык образованного общества, язык дворянской интеллигенции, и это делало его реформу половинчатой и ограниченной. Неотшлифованный, повседневный бытовой язык народа представлялся Карамзину грубым и непоэтическим. Сильные и слабые стороны его позиции раскрыла полемика о «старом и новом слоге», разгоревшаяся в первом десятилетии XIX в.

II. Итог урока.

1. Слово учителя.

В XVIII в. русская литература в своем стремительном развитии решала важную задачу, которую Пушкин определил формулой: «…в просвещении стать с веком наравне». Задача эта являлась естественным результатом выхода России как великой державы на мировую арену и усвоения ею общеевропейских достижений. Оды Ломоносова и Державина, комедии Фонвизина, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, проза Карамзина и его «История государства Российского» образовали тот прочный и необходимый фундамент, без которого было бы невозможным построение здания русской классической литературы.

Наиболее сильную сторону русской литературы XVIII в., в лучших ее образцах тяготевшей к сближению с жизнью, к глубине и широте ее осмысления, составляли патриотизм, гражданственность, высокая человечность и мужественность, восприимчивость к передовым идеям века, могучая выразительность и музыкальность.

Все это подготовило последующие великие достижения русской литературы XIX в.

2. Выразительное чтение стихотворений Карамзина, подготовленных дома, с обоснованием учащимися своего выбора.

Домашнее задание: сочинение «Бессмертные страницы литературы XVIII в.».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
9 класс литература 04.10.17

Цел и: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Н. М. Карамзина; работать над выразительным чтением стихотворения и его анализом; развивать воображение, устную речь, навыки литературоведческого анализа, навыки монологического высказывания; расширять читательский кругозор учащихся; воспитывать любовь к родной природе, любовь к русской культуре и истории, формировать патриотические чувства и эстетические вкусы учеников.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

    Где родился Н. М. Карамзин?

а) в Московской губернии, б) в Казанской губернии,

в) в Тверской губернии, г) в Архангельской губернии

2. На военную службу поступил Карамзин в

а) Семеновский полк, б) Преображенский полк,

в) Нижегородский полк г)в действующую армию

3. Основателем какого направления в русской литературе считается Н. М. Карамзин?

а) Романтизм, б) классицизм, в) сентиментализм , г) реализм

4. В чем заключается новаторство Карамзина?

а) во внимании к внутреннему миру человека, б) в изображении великих людей,

в) в критике существующих порядков, г) в обращении к русской истории

5. Свидетелем какого исторического события оказался Н. М. Карамзин во время путешествия?

а) учреждения Российской академии наук, б) отмены крепостного права,

в) восшествия на престол Екатерины II, г) событий Французской революции

6 . Кто из литераторов не принадлежал к кругу единомышленников Н. М. Карамзина?

а) Г. Державин, б) А. Грибоедов , в) М. Херасков, г) И. Дмитриев.

7. Какой журнал издавал Н. М. Карамзин?

а) «Московский журнал» , «Современник», в) «Стрекоза», г) «Арзамас»

8. За какое произведение Н. М. Карамзин впал в немилость у императора?

а) «Записка о московских достопамятностях» б) «История государства российского»

в) «Мнение русского гражданина» , г) «Признанная по кольцу Шакунтала»(в переводе)

9. Сторонником каких политических взглядов был Н. М. Карамзин?

а) просвещенной монархии , б) либерализма, в) демократии, г) самодержавия

10. Какие идеи провозглашает сентиментализм?

а) Разум выше чувств, б) внимание к жизни простого человека. в) обращение к истории своего народа, г) внимание к чувствам героев.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы, задач урока.

Итак, ребята, тема нашего с вами урока: «Внеклассное чтение №1. Н.М. Карамзин. «Осень и другие произведения писателя».

Какие цели мы с вами должны поставить?

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Заслушивание выступлений уч-ся об истории написания стих-я «Осень» (домашнее задание)

Прослушивание выразительного чтения стихотворения Н.М. Карамзина в исполнении у-ся.

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков.

Аналитическая беседа:

Проанализируйте композицию стих. Сколько в нем смысловых частей, как они взаимосвязаны?

Какие образы являются в нем ключевыми?

Какие поэтические интонации указывают на настроение текста?

Какой смысл придает стих нерифмованный, белый стих?

Какие черты сентиментализма отразились в нем? Приведите примеры.

Какую роль играют в нем пространственно-временные отношения?

В чем символический смысл названия стих?

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

Практическая работа. работа в группах.

Группа 1.

цветовые картины и их смысловая роль.

Группа 2.

Изобразительно-выразительные средства языка (тропы).

7. Анализ достижений учащихся.

8. Итоги урока.

Итак, ребята, чему был посвящен наш урок?

Достигли ли мы целей урока?

Какие трудности у вас возникли? Почему? Что необходимо сделать, чтобы их преодолеть?

9. Домашнее задание.

подготовить материал к написанию контрольного домашнего сочинения на тему: « Какие нравственные ценности я извлек(ла) из прочтения повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?»



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS