Главная - Память
Какие молодежные движения существуют. Молодежная субкультура и ее роль в современном обществе

Топ 10 молодежных субкультур, по версии американского агентства toptenz.net

,
молодёжная субкультура, возникшая в США в 1960-х. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х - начало 1970-х годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм.

,
стилистическое направление в рок-музыке (вариант «new wave grunge metal») и молодежная субкультура, ставшее одним из наиболее заметных явлений альтернативного рока конца 1980-х - середины 1990-х гг. Родиной гранжа стал город Сиэтл (США, штат Вашингтон), наиболее яркими представителями - четыре сиэтлских коллектива: Pearl Jam, Alice in Chains, Nirvana и Soundgarden. Эти группы известны как «Сиэттлская четвёрка». Гранж относится к тяжелой музыке наряду с хеви-металлом и хард-роком.

,
субкультура эмо может быть классифицирована как последний новый стиль, хотя на вид очень похожа на гот и Glam Rock. Вдохновленные полосы с длинными именами, такими как День моя собака поехала в город, болезненные юноши во всем мире решили носить свои волосы зачесанными набок, шейные платки, черная подводка для глаз, и джинсы, плотно облегающие ноги.

,
молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. С панк-роком тесно связано имя известного американского художника Энди Уорхола и продюссированной им группой Velvet Underground. Их солист Лу Рид считается отцом-основателем альтернативного рока, течения, которое тесно связано с панк-роком.

Chik ,
Этот стиль возрождается каждые несколько лет, причем последний из которых еще в полном разгаре, Джонни Депп и Джастин Тимберлейк — яркие представители, клетчатые брюки кроссовки и футболка заправленная в брюки.

Рокеры ,
Рокеры появились в середине 60-х годов и достигли своего расцвета в конце 60-х — начале 70-х годов, как в Англии, так и на континенте. Рокеры — выходцы преимущественно из семей неквалифицированных рабочих, без образования и часто из неполных и «проблемных» семей.
Одежды рокера — кожаная куртка, поношенные джинсы, грубые большие башмаки, длинные волосы зачесаны назад, иногда татуировки. Куртка, как правило, украшена значками и надписями. Основной элемент субкультуры рокеров – мотоцикл, также украшается надписями, символами и изображениями. Мотоцикл — символ свободы, власти и устрашения, основной источник получения сильных ощущений. При этом у рокеров высоко ценятся технические знания и навыки вождения.

Gansta ,
Gangsta Rap начал своё развитие в конце 80-х годов. Это направление берет начало в hardcore rap. Стиль gangsta rap отличался жестким, шумным звуком. В лирическом отношении он был таким же резким, как и грубые небылицы рэпперов о городских непорядках. Иногда тексты отличались точным отображением реальности, а иногда это были просто наполненные преувеличениями комиксы. Это направление стало самым успешным в коммерческом отношении в истории развития hip-hop с конца 80-х до начала 90-х годов. В процессе своего становления gangsta rap стал причиной значительных разногласий, так как некоторые консервативно настроенные организации пытались запретить распространение альбомов этих музыкантов.

Новые Романтические (Glam Rock) ,
музыкальное движение, возникшее в Великобритании начала 80-х годов и (как часть новой волны) оказавшее заметное влияние на развитие английской поп-и рок-сцены. «Новая романтика» возникла как альтернатива аскетизму панк-культуры и не только не несла в себе социального протеста, но и (согласно Virgin Encyclopedia of 80’s Music) «воспевала гламур

Масленок ,
отросток культуры Британского Teddy Boy — можно охарактеризовать так: Узкие джинсы, плотная Т-майки и причесанные назад волосы. Музыкальные автоматы, коктейль бар и путешествия в автомобилях.

Dandy Flapper ,
Dandy Flapper девочек преобладал. Красная помада, волосы прилипли к голове с лаком и блестками платья были на повестке дня у девочек, и мужчины только твидовый костюм с котелком.

Молодежные субкультуры – явление не новое, но, как ни странно, для России нехарактерное. К нам это пришло с Запада, после того как произошли некоторые изменения в стране, в том числе рухнул «железный занавес» (подробнее об этом и о том, что такое субкультуры, читайте ). Сегодня существует множество субкультур, и их список регулярно пополняется.

Изучение типов молодежных субкультур началось в 70-е годы XX века. Предлагаю ознакомиться с некоторыми современными типологиями.

По принципу объединения

Наиболее популярная классификация, предложенная Л. В. Козиловой:

  1. Политические неформальные объединения.
  2. Религиозные объединения.
  3. Профессиональные и квазипрофессиональные объединения (общее дело и интересы).
  4. Спортивные и игровые объединения.
  5. Культурные объединения (творчество, познание, анализ).
  6. Гендерные объединения (пол, иные демографические признаки).
  7. Этнические объединения и землячества (общее происхождение или имитация такового).
  8. Криминальные (общность преступных интересов).
  9. Молодежные.
  10. Субкультурные (принадлежность к субкультурной среде).

По типам общностей их носителей

В. Соколов и Ю. Осокин выделяют следующие субкультуры:

  • половозрастные,
  • социально-профессиональные,
  • профессионально-корпоративные,
  • досуговые,
  • религиозные,
  • этнические,
  • территориальные,
  • локальные.

По времени возникновения

Т. В. Латышева выделила такие субкультуры:

  • прошлого (стиляги, тедди-бойз);
  • реанимированные (хиппи, готы);
  • современные (ролевики, отаку).

По принципу официальности

Можно выделить формальные и неформальные молодежные группы.

К формальным относятся официально зарегистрированные в учреждениях юстиции молодежные объединения:

  • политические молодежные объединения (молодежный парламент при Государственной Думе ФС РФ, Народно-демократический союз молодежи (НДСМ), движение «НАШИ», «СТАЛЬ» и др.); всероссийские общественные неполитические молодежные объединения («Российский Союз Молодежи», «Студенческое самоуправление», «Российские Студенческие Отряды» «Мир тесен» и др.);
  • объединения людей с ограниченными возможностями здоровья («Перспектива», «Новые возможности», «Первый российский интернет-портал для инвалидов» и др.);
  • молодежные правозащитные объединения («Равновесие», фонд «Новые перспективы» и др.);
  • экологические молодежные объединения («Зеленый парус», «Лес и мы», «Друзья Балтики» и др.);
  • религиозные молодежные объединения («Общее дело»).

К неформальным молодежным группам относятся незарегистрированные юридически или запрещенные законом:

  • экстремистские (националисты, вандалы, религиозные экстремисты и др.);
  • агрессивные движения (гопники, панки и др.);
  • социально-опасные и криминальные формирования (незаконные околорелигиозные формирования (секты), «черные следопыты», деструктивные мимикранты).

По принципу DIY

Д. В. Вольф классифицирует субкультуры по принципу включенности участников в развитие своей субкультуры.

Пассивные

Например, отаку, фурри, металлисты, готы. Представители пассивных групп не создают чего-то нового, а подражают имеющемуся, иногда возводя это в культ. Чаще всего речь идет о каком-то произведении искусства, о чем-то творческом, либо конкретном жанре, стиле искусства. Участники пассивной субкультурной группы слепо подражают своему «идолу» в поведении, речи, одежде и т. д.

Эти группы не имеют социального и политического характера. У них нет своей философии. Есть только желание повторить что-то или кого-то. Эти они самовыражаются. Представители таких групп являются:

  • слушателями,
  • потребителями,
  • зрителями,
  • поклонниками,
  • фанатами.

Активные

К активным субкультурам относятся те, представители которых сами создают и развивают свою культуру, участвуют в ней и активно влияют на социум. Притом в свою очередь активные группы можно поделить:

  • на активные физически (скейтеры, сноубордисты, серферы, роллеры, триальщики, паркурщики, байкеры, а также все экстремальные молодежные группы);
  • активные ментально (битники и члены литературных объединений).

Активные группы можно разделить:

  • на репродуктивные (ролевики и реконструкторы, меломаны);
  • продуктивные (хиппи, панки, металлисты, рокеры, инди, граффити, лито).

По отношению к обществу

Г. А. Нигматулина выделила толерантные субкультуры (байкеры, брейкеры, реперы), нигилистические (мажоры, битники), негативно настроенные группы (хиппи, панки), агрессивные (скинхеды).

  • Представители толерантных групп стараются максимально отстраниться от внешнего мира и не выражать своего отношения к нему.
  • Нигилисты показывают свой стиль жизни и ценности, но не противопоставляют его общепринятым нормам, а предоставляют в виде альтернативы.
  • Негативно настроенная молодежь выражает недовольство и отвращение к общепринятой культуре, но не пытается ее разрушить.
  • Представители агрессивных групп прямо пропагандируют непринятие главной культуры общества и выражают свое отношение открытыми протестами.

Как способ самовыражения

И. Ю. Сундиева любую субкультуру рассматривает как самодеятельность (культурную, политическую, социальную) и способ самовыражения. И выделяет агрессивную субкультуру, эпатажную, альтернативную, социальную и политическую.

  • Агрессивная субкультура имеет культ физической силы (жесткое противостояние мы – они) и внутреннюю иерархию.
  • Эпатажная субкультура подразумевает самовыражение через внешний вид, вызов сложившимся нормам и правилам.
  • Альтернативная культура представляет собой выработку поведения, проведение досуга, образ жизни, отличные от общепринятых.
  • Социальная культура имеет цель в виде решения конкретных социальных задач (экологические, этнокультурные и движения милосердия).
  • Политическая субкультура имеет свои идеи и направлена на изменения социальных ситуаций в стране согласно этим идеям.

По типу интересов (Ю. В. Монько и К. М. Оганян)

  • Музыкальные (рейверы, рокеры, брейкеры, битломаны, металлисты, реперы).
  • Интеллектуальные (толкиенисты, археологи, русачи).
  • Религиозно-философские (неохристиане, пушкинисты, буддисты).
  • Спортивные (фанаты, роллеры, байкеры).
  • Компьютерные (хакеры, администраторы).
  • Контркультурные (хиппи, панки, стиляги).
  • Деструктивные (люберы, гопники, скинхеды, фашисты).

По принципу включенности индивида

Предлагаю свою классификацию молодежных субкультур по принципу включенности молодого человека в субкультуру и объему ее влияния на жизнь индивида.

Поверхностные субкультуры

Характерен внешний эпатаж, исключительно внешнее самовыражение. Представители не имеют конкретной философии, правил, установок и ценностей. Как правило, такие субкультуры не опасны. К ним относятся:

  • фрики,
  • хипстеры,
  • косплееры.

Субкультуры убежденности

Субкультуры убежденности не затрагивают внешний вид человека, но оказывают большое влияние на его мировоззрение, поведение. Могут иметь свои правила, принципы, установки. Такие субкультуры способны создавать угрозу и проблемы обществу. К ним относятся:

  • хакеры и кракеры;
  • геймеры;
  • язычники и неоязычники.

Субкультуры глубокой включенности

Субкультуры глубокой включенности индивида имеют конкретные философию, мировоззрение, идеи, пытаются достичь их (законными и/или незаконными способами). При этом имеют внешние признаки принадлежности тому или иному движению. Могут переходить в субкультуры поклонения. К ним относятся:

  • хиппи,
  • панки,
  • готы,
  • растаманы.

Субкультуры поклонения

Субкультурам поклонения (фанатизма) свойственно полностью охватывать все сферы жизни индивида, формировать его взгляды, потребности, поведение. Чаще всего проявляются и внешне. Являются опасными для общества. К ним относятся:

  • футбольные болельщики,
  • нацисты,
  • скинхеды,
  • сатанисты.

На практике классифицировать субкультуры и определять принадлежность индивида к той или иной молодежной группе сложнее в силу двух причин:

  • Во-первых, одна и та же субкультура может быть охарактеризована с разных сторон и относиться к разным типам.
  • Во-вторых, субкультуры часто взаимодействуют друг с другом, заимствуют что-то из других культур, видоизменяются, «умирают» и возрождаются, развиваются. Эта специфика может усложнять деятельность по подбору средств и методов взаимодействия с группами.

Ценности субкультур

Ценности молодежных субкультур до сих пор не исследованы до конца. Возможно, это связано с их динамичностью, трансформацией и тенденцией к заимствованиям.

Ценности субкультур – диктуемые субкультурой приоритеты и потребности во всех сферах жизни индивида (социальная, духовная, материальная).

  • Как правило, ценности молодежных субкультур не противоречат полностью общепринятым образцам. Чаще они могут мирно сосуществовать или же критике поддаются отдельные аспекты жизни общества. Группы, ценности которых абсолютно противоположны общепринятым, называются контркультурами.
  • В культуре российской молодежи встречаются элементы как контркультур, так и субкультур. В молодежной субкультуре наиболее важной сферой является досуговая. Отсюда и вытекают многие особенности времяпрепровождения и мировоззрения молодых людей.

Для некоторых субкультур, например диггеров и толкиенистов, главной ценностью является риск, поиски приключений, испытание себя, поиски новых и необычных ощущений, смысла жизни. Такая же тяга к риску движет и членами субкультур, связанных с опасными видами спорта.

Можно выделить несколько групп субкультур, классифицировав их по ценностям.

По направленности ценностей

  • Музыкальное направление (рокеры, рэперы, металлисты и т. д.).
  • Спортивно-экстремальное (паркурщики, скейтеры, байкеры, мотоциклисты, велосипедисты, воркаут).
  • Субкультуры виртуального пространства (геймеры, хакеры, иные интернет-субкультуры).
  • Модно-потребительские группы (хипстеры, стиляги и т. д.).
  • Эпатажно-эскапистские (эмо, готы, хиппи).
  • Спортивные болельщики (футбольные фанаты, ультрас).
  • Танцевальные группы (брейк-данс, хип-хоп и другое).
  • Креативно направленные (граффити).
  • Творчески увлеченные (анимешники) и творчески-имитационные (реконструкторы, толкиенисты).

По типу объединения ценностей

  1. По типу времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы, нацисты). Для них ценностью является формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, участие в решении политических проблем, сохранение и восстановление памятников культуры и истории, улучшение окружающей среды, любая социальная и политическая активность.
  2. По образу жизни (пипл, хайрасты, религиозные организации, «системники» и любые их ответвления). Пропагандируют и следуют идее ценности человеческого общения, мира и любви. Представителей таких групп объединяет поиск бытия без экономических и социальных проблем, противоречий, войн, повседневных хлопот и иных потрясений. Очень часто даже повзрослев, люди не уходят из этих субкультур, так как для них это не способ проведения досуга, а сама жизнь.
  3. По альтернативному творчеству (не признанные официально художники, скульпторы, музыканты, граффитисты). Первое место занимает творческая самореализация. Они рисуют, пишут стихи, музыку, но их творчество выходит за рамки общепринятого, потому не признается официально.

По уровню преемственности и ценности ПАВ

  • Группы с негативным отношением (неонацисты, шовинисты, движение стрэйт-эджд).
  • «Группы риска» (растаманы, хиппи, панки, рейверы, рэперы, эмо, готы, байкеры).
  • Группы с нейтральным отношением (аниме, натуристы, нудисты, ролевики, толкиенисты).

По отношению ценностей к общепринятым способам их достижения

  • Конформисты. Ценности группы совпадают с общественными и достигаются законными средствами.
  • Ретретисты. Ценности группы совпадают с общественными, но достигаются любым путем, в том числе противозаконным.
  • Ритуалисты. Общественные ценности отрицаются, но ценности субкультуры достигаются только законным путем.
  • Инноваторы. Не признаются ни ценности, ни способы их получения. Участники предлагают альтернативные методы достижения целей.
  • Мятежники. Не признаются ценности и способы, выдвигаются альтернативы. Для их достижения выбираются любые методы.

По гендерным ценностям

  • Андрогинность (отсутствие отличия полов и разделения социальных ролей). Тенденция заметна, например, у эмо, глэм-рокеров, фриков, готов, анимешников, хиппи.
  • Маскулинность (культ физической силы, брутальности и мужественности). Характерна для футбольных фанатов, байкеров, металлистов, скинхедов, гопников.
  • В некоторых субкультурах сохранилась гендерная идентификация и разделение ролей (гламур, ролевики, хип-хоп).
  • Гендерно индифферентные, то есть нейтральные группы (панк, раста, рейв, альтернатива, роллеры, скейтеры, сноубордисты, хакеры, растаманы).

Спорным является вопрос о причинно-следственных связях между ценностными ориентациями субкультур и особенностями современной молодежи:

  • с одной стороны, молодежь сама создает и развивает субкультуры, а значит, вкладывает определенные ценности;
  • с другой – субкультуры взаимодействуют друг с другом, с общей культурой, с культурой других стран, а значит, в них проникают новые (возможно, кому-то выгодные) установки.

Как правило, ценности субкультур очень влияют на формирование личности и оставляют свой след навсегда. Даже после самоопределения человека в обществе и ухода из субкультуры некоторые субкультурные ценности навсегда остаются с ним. Ценности и тенденции молодежной среды, наблюдаемые в наши дни, могут укорениться и стать определяющим фактором в формировании будущего страны, общества, мировой культуры.

Напоследок предлагаю познакомиться с новым и опасным молодежным движением «Молодежный патруль». Это яркий пример деструктивной и асоциальной молодежной субкультуры. Неужели в таком мире мы хотим жить?

Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.

Стержень любой молодежной субкультуры - это уличный стиль. Сленг - одна из главных отличительных черт субкультуры. Владение специфическим языком - пропуск в группу.

Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию. Официальные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на «социальную (общественную) жизнь», не затрагивая личную жизнь. Именно поэтому молодежь оказывает предпочтение не официальной структуре, а молодежной субкультуре, где у них есть возможность реализоваться на уровне социальных коммуникаций в своей социальной среде.

Конфликт молодежных субкультур

Субкультура, к которой принадлежит в основном молодежь, - это определенный выбор того, какую одежду носить, какую музыку слушать, в какие ценности верить, и, в первую очередь, к какой группе принадлежать. В большом городе молодые люди могут выбрать любую из множества таких групп. Они возникают даже внутри национальных общин.

Огромное разнообразие молодежных объединений влечет за собой определенные конфликты, имеющие в основном личностный характер и вытекающий в противостояние между молодыми людьми, относящими себя к разным субкультурным объединениям.

Любая молодежная субкультура имеет определенные правила, порой «неписанные» традиции, ценности, даже взгляды на одинаковые ситуации или происшествия у нескольких субкультур могут кардинально различаться, причем каждая субкультура считает свое мнение наиболее правильным, точным и актуальным. Основное отличие конфликтов молодежных субкультур, от конфликтах, происходящих в среде взрослых людей в том, что старшее поколение умеет более терпимо и корректно относится к постороннему мнению, или, по крайней мере, только лишь вербально реагировать на выявление каких-либо явных противоречий или различий во взглядах (полемизировать и искать компромисс). Молодежь же более темпераментно реагирует на подобные проявления «непохожести» кого-либо непосредственно на свою социальную группу и всеми силами старается это изменить, но, наталкиваясь на противостояние и нежелание противоположной стороны подчиниться, пытается, опять же благодаря юношескому эгоцентризму, решить подобную проблему физической силой. Именно из подобных ситуаций вытекают молодежные конфликты, межгрупповые выяснения отношений, определение правых, неправых, виновных и пострадавших.

Конфликт внутри культуры всегда имеет подчиненное место, так как разрушает традиционные механизмы ее самосохранения и устойчивого развития. Здесь возможен также конфликт культурных и цивилизационных основ общества, представленных разными социальными группами. В частности, между различными субкультурами.

Наше общество состоит из различных социальных групп, отличающихся как по количеству входящих в нее индивидов, так и по характеру групповой направленности.

Футбольные болельщики

Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности, имеющая давнее происхождение. Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Компенсаторное назначение буйства на стадионе и вандализма после матча очевидно. Но субкультурный смысл футбольных фан-сообществ этим, разумеется, не исчерпывается. Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое поведение как групповое и в то же время, не испытывающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п.).

Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. В среде фанатов брестского «Динамо» выделяется такая группировка, как неформальная организация «Blue-white Devils» - «Бело-голубые дьяволы», численность - около 300 человек.

В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. «Дьяволы» руководствуются философией «чистого образа жизни». Физически хорошо развитые, ее участники избегают драк, но защищают «маленьких» - самую юную часть фанатов, новичков.

В известном смысле сообщества футбольных фанатов восполняют недостатки социального опыта межгруппового взаимодействия, включая и опыт масштабного противостояния. В последнее время такие сообщества при разных командах все активнее заключают договоры о «ненападении» и совместных действиях против других сообществ:

друзья: фанаты БАТЭ (Борисов), минского «Динамо»;

враги: фанаты «Днепра» (Могилёв), «Гомеля», «Шахтера» (Солигорск), «Славии» (Мозырь), «Белшины» (Бобруйск), «Ведрича» (Речица), витебского «Локомотива»;

нейтралитет : фанаты минского «Торпедо».

Фаны могут получать именные карточки для покупки билетов на матчи своей команды со скидкой.

Байкеры versus мотоциклисты

В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России - недоступные по цене даже для «среднего класса») и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.

Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет знаковой системы и даже самоназвания. Они придерживаются особого стиля жизни: эти мотоциклисты сами создают свой мотоцикл: покупают очень дешево старый мотоцикл (обычно в деревне), который дополняют деталями выброшенных на свалку мотоциклов, автомобилей, разного рода промышленных отходов. Такой обновленный, с оригинальным дизайном мотоцикл, не способный развивать слишком большой скорости, стоит примерно в 10 раз меньше, чем мотоцикл в магазине. Когда работа закончена, небольшие группы (дружеские компании) едут достаточно спокойно (не нарушая правил) на мотоциклах по дорогам. Они не ставят никаких особых целей путешествия - «просто едут».

Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с небольшим достатком. Возможность свободно ехать на технике, сделанной своими руками, создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни. Следует также учитывать, что в России при ее дорогах мотоцикл давно стал одним из основных (наряду с велосипедом) средств передвижения в небольших городах и селах, гораздо более важным и нередко более престижным, чем автомобиль. В этом отношении практика означенного движения мотоциклистов очень давняя, совершенно не байкерская, пока слабо фиксирующая свое символическое пространство, но, несомненно, связанная с особой субъективной конструкцией социальной реальности.

Рейверы

«Рейв» (от англ. rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Сло­варе современного сленга» Т. Торна как «дикая вечеринка, танцы или ситуация отчаянного поведения» Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее - образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов - носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и нашим последователям из среды молодежи. Рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни рейвера - ночной. В облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, - своего рода альтернатива рок-музыке.

Хип-хоп культура

Хип-хоп - «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг . В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.

При поддержке мероприятий в области хип-хоп культуры учитывается, что по происхождению хип-хоп связан с бескорыстным интересом городской молодежи к самовыражению и освоению окружающего мира в своеобразных субкультурных формах. Поскольку особенности хип-хоп культуры связаны с действиями на открытых территориях, в парках, на спортивных площадках, она стала своего рода альтернативой молодежным бандам преступного характера.

Брейк-данс (англ. Breakdance - «ломаный танец») - вид «танца в кругу», связанный с хип-хоп культурой. Для его обозначения также используются слова «брейкинг», «рокинг» (первоначальное название брейк-данса), «би-боинг». Возник в конце 1950-х годов в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц» в кварталах иммигрантов. Распространение нового танцевального стиля непосредственно было связано с активностью молодежных групп и с разделением территории больших городов на зоны, контролировавшиеся командами брейкеров. Конкуренция групп порождала усложнение брейка как танца и его растущее значение как ценности в молодежной среде. В этой части брейк-данс стал компенсаторным средством агрессивности подростков («танцевальные битвы»: один из лидеров хип-хопа Afrika Bambaataa предложил уличным молодежным группам «разбираться не стволами, а танцами: кто станцевал хуже, тот проиграл»).

Рэп (или речитатив). Смысл текста в рэпе имеет решающее значение, так как он изначально формировался как субкультура протеста, поэтому рэп принимал лозунговые формы. Фактически, рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. При умелом подборе звуков в рэпе достигается эффект мелодичности простого произнесения (начитывания) текстов. При кажущейся незамысловатости подхода стать мастером очень непросто, поскольку чтение текстов должно быть не монотонным, а запоминающимся, поэтому громадное значение имеет правильный подбор рифм, интонаций, принцип аллитерацииpsyfactor.org/rap.htm - _ftn4.

Граффити (ит. graffito - «нацарапанный») - вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. В этом смысле термина граффити являются феноменом хип-хоп культуры. Это своеобразное направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально-художественную практику.

Изначально увлечение граффити формировалось не только в противопоставлении социальным нормам, общественной пристойности, но и как соревнование со «своими», где значимым было нарисовать свой «тэг» на более видном, на самом неожиданном месте. Развиваясь из культуры улиц, граффити менялись по манере исполнения и применяемой технике исполнения. Если первоначально основным инструментом райтеров были самодельные маркеры, а оттенки придавались красками для обуви и штемпелей, то позже появились аэрозоли для окрашивания автомобилей, и «тэги» повсеместно стали цветными. Особенность художественного образа зависела от твердости руки, поскольку изображение не могло быть подправлено, и от подбора распылителей, нередко украденных из магазинов.

Ди-джеинг (термин происходит от англ. «disk jockey») - вид творческой деятельности, главные компоненты которой:

- Миксинг (Mixing). Так называется процесс плавного микширования, совмещения, сведения, соединения, смешивания или перехода одной музыкальной композиции в другую с помощью ди-джейского пульта (микшера) и музыкальных проигрывателей. Этим, собственно, и занимается ди-джей, пытаясь обеспечить максимальное качество работы, чтобы как можно дольше удержать публику на танцполе.

- Скретчинг (Scratching, от англ. слова „scratch" - царапина; связано с царапанием грампластинки иглой проигрывателя). Так называется процесс создания индивидуальных ритмических звуковых схем с помощью специальной техники исполнения с использованием музыкальных проигрывателей и микшера.

Высшая, последняя и единственная цель диджея - побуждать народ к танцам. Хороший диджей - это вовсе не тот, у которого хорошие грампластинки, и не тот, кто их умеет состыковывать в длинную кишку, а тот, кто способен управлять настроением танцующих, заводить публику, доводить её до состояния экстаза.

Диггеры

Диггеры - исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, - эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности. Стремления к афишированию своей деятельности у диггеров, как правило, нет. Лишь в некоторые группы допускаются представители средств массовой информации. Во многих случаях диггеры сотрудничают с исполнительной властью, органами местного самоуправления, когда обнаруживают в подземных коммуникациях опасные для жизни людей явления (оседание фундаментов зданий, утечки в системе водоснабжения, различные нарушения экологического характера и т. д.). В этом аспекте диггеры проявляют себя как часть экологически ориентированных движений молодежи.

Толкиенисты

Очевидна связь толкиенистов с иностранным источником - образами книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион», сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. Толкиенисты в основном люди юные, лет 13-17, но встречаются среди них и мастодонты.

Настоящего толкиениста от всех других любителей фэнтэзи отличает очень многое:

· Эти люди очень хорошо сознают свою отличность от прочих своих сограждан, так, что для соотечественников, не входящих в систему (а это все нормативное общество) порой нелегко понять и внедриться в нее;

· Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр.

· Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);

· Для значительной части свойственны символы удивительной готовности верить при минимуме оснований для веры (вера в магию и т.д.). Например, встречаются такие, которые считают себя атеистами, но не сомневаются в существовании эльфов.

Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм.

1. Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить.

2. Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть.Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную «цивильную» жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней.

3. Третья категория - те, кому надо ощутить свою инаковость.В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.

Заключение

Участие в субкультуре это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них. Единственно стоит учитывать, что субкультуры часто подвергаются влиянию коммерческих компаний, которые диктуют им моду и модель потребительского поведения. На данный момент для социологов, маркетологов и социальных психологов стоит насущная проблема - замена социальной модели у молодежи потребительским поведением.

Молодежные субкультуры, создают собственную культуру, которая помогает молодым людям адаптироваться к жизни, берет на себя часть функций социализации индивидов, с которыми не справляются семья, школа, формальные молодежные организации и государство.

В заключении хотелось бы отметить положительные последствия молодёжных субкультур:

Снизилась общая агрессивность разборок между уличными бандами, отрицательная энергия противостояния реализовалась в другой форме;

Молодежь, увлеченная хип-хопом, была отвлечена от наркотиков и алкоголя, поскольку занятие брейком требует спортивной подготовки;

Заметно оздоровилась обстановка в криминальных, неблагополучных кварталах крупных городов Америки и Европы, других регионов мира;

В своих некоммерческих формах субкультура не требует от молодежи больших финансовых вложений;

Дает возможность организовать активный досуг определенной части молодежи, ориентированной на ценности той или иной субкультурной конструкции.

Молодежная культура относится к числу особо сложных явлений. Об этом свидетельствует тот факт, что до недавнего времени само ее существование подвергалось сомнению. В наши дни число сомневающихся в ее наличии стало незначительным, однако связанные с ней проблемы и сложности остались.

Исходными пунктами при изучении молодежной культуры выступают понятия молодости и молодежи. Молодость — это длительная фаза или этап жизни, в течение которого каждый человек переходит от детства к взрослости. Содержанием этого перехода является процесс социализации. Поскольку этот переход осуществляется не в одиночку, постольку все совершающие такой переход и составляют . Последняя представляет собой социально-демографическую группу, объединяющие признаки которой — возраст, социальный статус и социально-психологические свойства.

Следует сказать, что указанные признаки являются весьма неустойчивыми и неопределенными, они зависят от характера и уровня развития общества, культуры и особенностей процесса социализации. В целом же этап социализации все больше растягивается. Так, еше в прошлом веке период молодости заканчивался чаще всего к 20 годам, поскольку к этому возрасту человек начинал свою трудовую деятельность и вступал во взрослую жизнь.

Сегодня — в связи с резким увеличением срока получения образования — верхняя граница молодости поднялась до 30 и даже более лет. То же самое происходит и с нижней границей, правда, в обратном направлении. Раньше она соответствовала 14 годам. Теперь она — в связи с феноменом акселерации — иногда отодвигается назад, к 10 годам, особенно, если речь идет о молодежной культуре. Однако большинство ученых сходится на том, что возрастные границы молодости находятся между 14 и 30 годами.

Эти границы указывают на то, что молодежь составляет огромную социальную группу — почти половину населения общества. В силу этого ее роль в общественной и культурной жизни постоянно возрастает. Во многом по этой причине в наше время возникло совершенно новое явление: если раньше молодые люди стремились как можно быстрее стать взрослыми или похожими на них, то теперь появилось встречное движение со стороны взрослых. Они не спешат расстаться со своей молодостью, стремятся сохранить свой молодой вид, заимствуя у молодежи ее сленг, моду, форму поведения и способы развлечения. Такое явление лишний раз свидетельствует о том, что молодежная культура существует, что она образует в первую очередь феномен именно нашего времени.

На этапе социализации отмеченные признаки молодежи — возраст, социальный статус и социально-психологические свойства — претерпевают глубокие, качественные изменения. По мере увеличения возраста происходят физическое, физиологическое и половое развитие и созревание. Практически отсутствовавший социальный статус приобретает вполне конкретные черты: в 18 лет человек официально признается взрослым, что предполагает соответствующие права и обязанности.

Социально-психологические свойства также становятся вполне определенными и устойчивыми, образуя неповторимый характер. Помимо этого вступающий в жизнь человек получает образование, приобретает профессию и квалификацию, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи, идеалы и ценности.

Основными каналами социализации выступают семья, школа и высшее учебное заведение, общество сверстников, средства массовой коммуникации. При этом собственно культурная социализация составляет преобладающую по своему объему и исключительно важную по своему значению часть.

Является одним из следствий процесса социализации вообще и культурной в особенности. Ее социально-пси- хологические истоки находятся в стремлении молодого человека и молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации. Эти естественные устремления далеко не всегда получают необходимую поддержку. Дело в том, что почти все названные выше каналы социализации, за исключением общества сверстников, рассматривают молодого человека главным образом в качестве объекта воздействия.

От последнего в таком случае требуется просто принять и усвоить содержание и ценности существующей культуры. Однако входящий в мир человек не соглашается быть пассивным объектом, он далеко не все принимает в предлагаемой культуре. Его свежий взгляд позволяет ему острее видеть то. что некоторые элементы культуры старшего поколения уже не соответствуют духу времени, другие же нуждаются в обновлении.

Именно этот процесс критического осмысления и творческого обновления культуры, позволяющий делать ее действительно своей, в конце концов и приводит к появлению молодежной культуры.

В западной литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются в свете теории «конфликта поколений», конфликта «отцов» и «детей». В основе таких теорий, как правило, лежит система психоанализа 3. Фрейда, ядро которого составляет известный эдипов комплекс. В античном мифе о трагедии царя Эдипа, который убил своего отца и женился на своей матери, Фрейд увидел универсальное объяснение всех межчеловеческих отношений, включая отношения между поколениями и народами.

Его современные последователи рассматривают конфликт поколений в качестве главной и универсальной движущей силы истории. По их мнению, вся предшествующая история была историей борьбы между старыми и молодыми, отцами и детьми, зрелыми мастерами и молодыми подмастерьями, старыми профессорами и молодыми студентами. В качестве современных проявлений борьбы поколений указывается на студенческие и молодежные движения, на молодежную культуру.

Хотя концепции молодежной культуры, опирающиеся на теорию конфликта поколений, отражают некоторые черты данного явления, в целом они страдают явными преувеличениями, упрощениями и схематизмом. В первую очередь они противоречат фактам истории. В первобытном обществе культура была однородной, в ней не было каких-либо субкультур, как и конфликта поколений. На последующих этапах истории культура начинает дифференцироваться, в ней возникают субкультуры, в частности, городская и сельская. Однако молодежь еще не составляет особую социально- демографическую группу, что не дает оснований говорить о конфликте поколений.

Только в наше время молодежь выделяется в относительно самостоятельную фуппу и становится носителем особой — молодежной субкультуры, которая, однако, существует наряду с другими — женской, городской, сельской и т.д. Теперь появляются реальные возможности для возникновения разногласий и противоречий между поколениями.

Действительно, сегодня темп социального развития значительно ускоряется. Это ведет к тому, что многие принципы отношений, нормы и правила поведения, знания, идеалы и ценности, сами условия и уклад жизни старшего поколения, проходившего социализацию 25-30 лет назад, и нового поколения оказываются настолько различными, что таят в себе потенциальные возможности для разногласий и противоречий, которые могут перерасти в конфликт. К тому же с возрастом у человека снижается способность к адаптации, он уже не может воспринимать и усваивать новое наравне с молодыми. Поэтому люди старшего поколения все больше отстают от ускоряющегося темпа жизни. Все это усиливает вероятность возможных конфликтов.

Тем не менее в культуре всегда имеется достаточно прочный и солидный слой, который обеспечивает преемственность между поколениями. Но даже если на определенном этапе культура действительно переживает глубокие, радикальные изменения, их настоящим источником является вовсе не «конфликт поколений». Последний может выступать лишь как внешняя форма происходящих изменений, тогда как действительные причины скрываются гораздо глубже. К тому же культурные революции происходят не так часто, что также свидетельствует не в пользу теории «конфликта поколений».

Молодежь чаще всего расходится не со всей культурой прежних поколений, а по конкрепшъш позициям. Прежде всего ее не устраивает сложившаяся иерархия ценностей. Обычно составляющие культуру элементы располагаются в таком порядке: образованность и интеллект, мастерство и умение, нравственные ценности, эстетические ценности и т.д. Однако молодежь на первое место ставит нравственность, за которой следуют эстетические, интеллектуальные и другие ценности. Но даже на эстетические и другие ценности она часто смотрит через призму морали. В искусстве ее интересует в первую очередь нравственная проблематика. Как показывают социологические исследования, культурный человек для нее — это прежде всего нравственная личность.

В целом для молодежи характерно эмоционально-нравственное восприятие мира. В ее поведении преобладают движения, действия и динамика. В равной мере для нее характерно резкое противопоставление добра и зла, категоричность и максимализм, нетерпимость ко лжи, несправедливости, лицемерию, неискренности, равнодушию и т.д. Именно в этой области молодежь чаше всего расходится с культурой старших поколений.

Здесь ей труднее всего находить взаимопонимание и взаимное доверие. Поэтому нередко наилучшей средой для нее оказываются сообщества сверстников, которые могут быть как официальными, так и неформальными. Последним отдается явное предпочтение, поскольку в них меньше иерархии, каких-либо правил и ограничений.

В них молодежь в наибольшей степени чувствует себя как дома. Здесь ей легче всего найти взаимопонимание. Они позволяют с интересом провести досуг, обсудить личные проблемы, весело развлечься. Через эти сообщества молодежь добивается эмоционально-нрав- ственного самоутверждения. Они оказываются главным местом создания молодежной культуры, выступающей основной формой самовыражения и самореализации.

В узком смысле молодежная культура — это культура, созданная самой молодежью. В этом отношении она похожа на народную культуру. По своему уровню она также нередко бывает не слишком высокой, однако это компенсируется неподдельной искренностью и честностью, откровенностью и подкупающей наивностью. Как и народная, молодежная культура в той или иной мере противопоставляет себя официальной, массовой культуре и отчасти — высокой.

Вместе с тем молодежная культура выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально созданную для молодежи, включая массовую. Значительная часть культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, а также моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т.д.

Основные виды и формы молодежной культуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает наиболее сильным эмоциональным воздействием. Только музыка способна наиболее глубоко выражать чувства. Она наполняет жизнь поэзией, заражает энергией, меняет и поднимает настроение. Музыка может становиться главным средством общения. Она является лучшим способом самовыражения. Главными жанрами при этом выступают рок- и поп-музыка, а вся культура часто называется рок-культурой. Рок-музыка в массовой культуре действительно выходит за рамки искусства и становится стилем или образом жизни.

Наряду с рок- и поп-музыкой элементами молодежной культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры поведения, способы развлечения и т.д. Сленг, или молодежная речь, отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, а также повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. Одежда и обувь включают в первую очередь кроссовки, джинсы и куртку. Во внешнем виде большое значение придается прическе, длине волос: у хиппи они длинные, у панков — короткие и покрашены в яркие цвета. Все элементы культуры несут символическую нагрузку, они означают общность и единение носителей культуры и подчеркивают ее выделенность и обособленность от общей культуры.

Молодежная культура является субкультурой , существующей наряду с другими. Она представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов и т.д. Значительная часть молодежи либо не связана с ней, либо эта связь является весьма слабой, чисто символической. Молодежная культура распадается на множество групп и течений, наиболее активные из которых объединяются вокруг тех или иных рок-ансамблей.

Часть из них составляют поклонники (фанаты) какой-либо спортивной команды — футбольной, хоккейной, баскетбольной и т.д. На какое-то время одна из ведущих групп становится лидером, уступая затем свое лидерство другой: после битников и хиппи появились панки, затем рокеры, металлисты и т.д.

В целом роль и значение молодежной культуры, ее влияние на общую культуру остаются локальными. Они не сравнимы с ролью и влиянием массовой культуры. Однако на определенных исторических этапах роль и влияние молодежной культуры могут резко возрастать как по своим масштабам, так и по своему значению. Ярким примером тому стало движение контркультуры , имевшее место на Западе в 60-е гг., основными движущими силами которого выступили студенческая молодежь и интеллигенция.

Первоначально движение возникло как леворадикальное политическое. В начале 60-х гг. оно соединилось с культурным движением и стало быстро набирать силу, превратившись в мощное движение контркультуры. Не отказываясь от политических целей, оно решило идти к ним не прямо, а через культуру и искусство, через революцию в сознании, стиле жизни и системе ценностей. Движение опиралось на идеи Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, 3. Фрейда. Путеводной нитью движения стала концепция современного последователя фрейдизма Г. Маркузе. изложенная им в книге «Эрос и цивилизация» (1955).

Контркультура выступила с полным отрицанием всей западной цивилизации и господствующей культуры. По мнению ее сторонников, в самом начале западная цивилизация имела две тенденции развития, одну из которых символизировал Орфей (Дионис, Нарцисс), а вторую — Прометей (Аполлон, Гермес). Орфей воплощает собой свободную игру и наслаждение, любовь и красоту, чувственность и блаженство.

Прометей, напротив, символизирует труд и необходимость, разум и господство над природой, отказ и подавление свободы, рационализм и практическую пользу, ограничение и вытеснение естественных, чувственных влечений человека. Западный мир сделал выбор в пользу Прометея, и всю его эволюцию можно рассматривать как последовательное забвение того, что символизирует Орфей — чувство, игру и наслаждение, и утверждение того, что воплощает Прометей — разум, труд и пользу. Итогом такой эволюции стала «репрессивная цивилизация», покоящаяся на господстве бездушной техники, тяжелом принудительном труде, покорении природы и подавлении в человеке его чувственных и эстетических способностей. Контркультура выступила с отказом от технократизма, разума и интеллекта, сковывающих и ограничивающих чувственность, с отрицанием техники как угрозы искусству. Наиболее резкая критика была направлена против культа потребительства массового общества и массовой культуры. Из всей существующей культуры, по мнению сторонников контркультуры, достойным сохранения и дальнейшего развития объявлялось искусство авангарда, которое представляло собой настоящее «царство свободы».

Контркультура провозгласила новую систему ценностей, в которой особое место занимали избавленная от всяких внешних ограничений «новая чувственность», свобода самовыражения, игра, воображение и фантазия, «невербальные» способы общения и т.д. На пути к достижению новых ценностей большое значение придавалось поиску «новой общности», конкретными формами которой выступали различного рода «коммуны», возникавшие на основе естественных, спонтанных отношений братства и любви, лишенных какой-либо иерархии и субординации.

Особая роль отводилась «сексуальной революции», которая должна была сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от всяких ограничений прежней ханжеской морали. Сексуальная революция выступала одним из главных способов формирования «новой чувственности».

По мере воплощения в жизнь новых ценностей должен был осуществиться переход от прометеевского разума к орфической чувственности, от производительного труда к беззаботной игре. Высшей и конечной целью движения контркультуры провозглашаюсь общество как произведение искусства. Искусство в таком обществе — в духе авангардизма — должно будет слиться с самой жизнью. В этом обществе путь к эстетическому удовольствию и наслаждению уже не будет опосредован искусством. Удовольствие и наслаждение будут непосредственно возникать в каждом виде деятельности, понимаемой как игра.

Одним из примечательных явлений контркультуры стали «хиппи», стиль жизни и поведение которых по-особому ярко показывали некоторые характерные черты всего движения. Протест против существующего общества и культуры принял у них форму бегства от этой жизни и культуры. Примерами для подражания они избрали Иисуса Христа, Будду, Ганди, Франциска Ассизского. Они уходили из городов, жили коммунами. Символом любви выступали цветы, которые хиппи носили в волосах, на одежде или вышивали их на ней, вырезали из бумаги, заплетали в венки. Отсюда их течение назвали «цветочной революцией». Наряду с любовью хиппи увлекались наркотиками.

В начале 70-х гг. движение контркультуры переживает кризис и постепенно сходит на нет. Оно уступает место неоконсерватизму, который провозгласил новую систему ценностей, во многом противоположную контркультуре. В 70-е гг. молодежная культура возвращается к своему статусу одной из субкультур.

Молодежная культура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с завершением процесса социализации и включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной мере сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры.

Субкультуры и контркультура

Культура, взятая во всех своих проявлениях, неоднородна и противоречива. Даже внутри относительно целостной культуры, например культуры конкретного народа в определенную эпоху, можно выделить различные группы людей (деревенские, городские, профессиональные, возрастные и т.д.) со своими особыми установками, ценностями, предпочтениями, обычаями. Следовательно, во всех этих группах проявляются относительно самостоятельные культурные тенденции. Такие самостоятельные культурные сферы, находящиеся внутри господствующей культуры , называются субкультурами.

Для субкультур характерен ряд особенностей, которые находят отражение в основных областях жизни той или иной группы. Например, можно говорить о субкультурах молодежи, представителей мира искусства или преступного мира, где имеются свои особые моральные нормы, язык (жаргон), манеры, стиль поведения.

Многие из этих субкультур не просто отличаются от официальной культуры, но и прямо противостоят ей. Например, резко критическим отношением к принятым в господствующей культуре ценностям отличались молодежные движения 1960-х гг. (хиппи, рокеры, панки и т.д.) Взятые вместе, такие протестные субкультуры формируют контркультуру. Таким образом, контркультурой можно назвать комплекс установок, направленных против официальной культуры.

Весь процесс истории культуры иногда представляется в виде борьбы официальной культуры и контркультуры. Например, христианские общины в первых веках новой эры резко противопоставляли свои ценности господствующим установкам эпохи античности времени упадка. В Советском Союзе контркультурными признавались все установки, направленные против коммунистической и государственной идеологии. И в том, и в другом случае контркультура после долгих лет борьбы вытеснила официальную культуру и заняла ее место.

Такие глобальные перемены в культуре происходят чрезвычайно редко — в кризисные эпохи, когда господствующие ценности перестают соответствовать изменившейся реальности. В остальное время они остаются невостребованным резервуаром инноваций. Современный интерес к контркультурам как на Западе, так и в России обусловлен именно тем, что современная культура проявляет все признаки системного ценностного кризиса. Возможно, что пути выхода из этого кризиса сейчас формируются в протестных контркультурах.

Контркультура

Контркультура — социокультурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, лежащим в основе той или иной культуры, характеризующиеся отказом от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Термин «контркультура» появился в западной литературе в I960 г. Его ввел американский социолог Теодор Роззак (род. 1933), который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен. Теория контркультуры ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представлялась организованным насилием над личностью. Этот протест принимал различные формы — от пассивных до экстремистских.

Молодежная контркультура стала наиболее значимой в жизни современного человечества. Первоначально она была направлена против технократизма индустриального общества. Собственность, семья, личная ответственность и другие фундаментальные ценности современной цивилизации провозглашались предрассудками, а их защитники рассматривались как ретрограды.

Самым известным примером контркультуры стали молодежные движения 1960-1970-х гг. битников и хиппи, сконцентрировавшие антибуржуазные идеи и выступавшие против западного образа жизни и буржуазной морали. В середине 1940-х гг. основоположники битничества Д. Керуак, У. Берроузи А. Гинзбергстали экспериментировать с понятиями дружбы, нового видения и нового сознания, а в 1950-е гг. появились их книги, где они попытались обосновать новое миропонимание, связанное с поэтизацией мужского начала, мужественности и бунтарства, отказом от пуританства и ханжества буржуазной морали и традиций общества потребления. Эти поиски привели их на Восток, привив последующим поколениям интерес к буддизму, психоделическим практикам, которыми особенно увлекались хиппи.

К 1960-м гг. спектр молодежных течений в контркультуре расширился, все чаще вовлекая в свои ряды тинейджеров — подростков от 13 до 19 лет.

Рокеры — одетые в кожу мотоциклисты, наводящие ужас на обывателей, культивирующие «мужской дух», жестокость и прямоту межличностных отношений, основанных только на физической силе. Они агрессивны, грубы, шумны и уверенны в себе. Воплощением их образа жизни стала рок-музыка, тяжелый и простой ритм которой хорошо вписывается в их жизнь.

Движение панков стало особенно популярным в 1970- 1980-е гг. Панки шокировали добропорядочных людей умопомрачительными по цвету и дизайну прическами и ругательствами, а также своими нарядами — старой школьной формой, «украшенной» мусорными пакетами, туалетными цепочками, булавками. Им противостояли теды («тедди-бойз»), объявившие себя хранителями социального порядка, и моды («модернисты»), стремившиеся приблизиться к среднему классу. Позже от «модов» откололись скинхеды , или «бритоголовые», агрессивно настроенные ко всем девиантным, с их точки зрения, группам.

Иными словами, эти движения возникают, затем идут на убыль, но рождаются новые движения, которые ждет та же судьба. Но они не исчезают бесследно. Их ценностные ориентиры растворяются в лоне господствующей культуры, которая начинает изменяться под их влиянием. Можно сказать, что контркультуры обладают мощным творческим зарядом, способствующим динамике культуры.

Наличие контркультуры не является специфической чертой XX в. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностей происходит в мировой культуре снова и снова. Как контркультура возникло христианство в Римской империи, светская культура в эпоху Возрождения, романтизм в конце эпохи Просвещения. Всякая новая культура рождается в результате осознания кризиса культуры предшествующего периода на базе существующих контркультурных установок.

Субкультура

Субкультуры — крупные составные части целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающиеся определенной местной спецификой тех или иных черт и возникающие вследствие того, что любое общество неоднородно по своему составу и включает в себя разные социальные группы — национальные, демографические, профессиональные и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, детерминированные общими условиями жизни, — доминирующая культура. Но имеющиеся между группами различия в то же время формируют у каждой из них собственную культуру, получившую название субкультуры. По сути это часть общей культуры какого-то народа, в отдельных аспектах отличающаяся от доминирующей культуры, но в главных чертах согласующаяся с ней. Как правило, субкультуры связаны с многочисленными, компактно размещенными и относительно изолированными группами людей. Обычно субкультуры располагаются на окраинах ареала распространения целостной культуры, что связано со специфическими условиями, сложившимися там. Формирование субкультур происходит по этнографическим, сословным, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, образом жизни, манерами поведения, обычаями и т.д. Хотя различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре и включает ряд ценностей доминирующей культуры, добавляя к ним новые ценности, характерные только для нес. Примерами субкультур могут быть сельская и городская культуры. Так, русские старообрядцы отличаются от базовой культуры спецификой своих религиозных воззрений; специфический образ жизни казачества связан с их особыми профессиональными функциями защитников рубежей страны; субкультура заключенных возникает из-за их изоляции от основной массы населения; субкультуры молодежи и пенсионеров возникают в связи с возрастными различиями и т.д.

Как правило, субкультуры стремятся сохранить определенную автономию от других культурных слоев и групп, не претендуют на универсальность своей культуры, своего образа жизни. В силу этого они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, но сохраняют лояльность к основным ценностным установкам данной культуры. Субкультуры — это лишь отклонения от магистрального пути развития культуры. Они не ставят своей целью переделку господствующей культуры, а по-своему приспособляются к ней и этим отличаются от контркультуры, стремящейся переделать мир.

Субкультура (англ. sub – под и culture – культура) – группа людей объединяемых общей системой ценностей, моделью поведения и жизненного стиля отличающаяся от доминирующей культуры, к которой они принадлежат.

Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры.

С точки зрения культурологии субкультура – это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, атрибутикой, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть музыкальные жанры и стили, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Другие субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и, отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Историю неформальных организаций нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е гг. «стиляг» – эпатажной городской молодежи, которая одевалась и танцевала «cтильно», за что и получили презрительное определение «cтиляги». Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования «стиляги» довольно быстро исчезли.

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – молодежное движение приобретает важную оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х гг.) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Эти объединения можно назвать и «альтернативными».

Типология молодежных субкультур:

1. Политизированные субкультуры: активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;

2. Эколого-этические субкультуры: занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;

3. Нетрадиционные религиозные субкультуры: в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

4. Радикальные молодежные субкультуры: отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

5. Субкультуры образа жизни: группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

6. Субкультуры по интересам: молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и других;

7. Субкультура «золотой молодежи»: характерна для столичных городов и ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

Интернет-ресурсы:

Статьи:

Алексеевский, М.Д. «Возьми трубку и зажги мир...»: Молодежное сообщество пранкеров в России / М.Д.Алексеевский //

Андреев, В.К. Лексикон диггеров как отражение ценностных доминант субкультуры / В.К. Андреев //

Аникин, А. Субкультура люберов: История России / А. Аникин // Новости Археологии и Истории

Астахова, А. Люберальные ценности: Субкультура «любера» – прошлое и настоящее / А. Астахова // Совершенно секретно. – 2015. – 28 января.

Баранов, А. StarWars и субкультура: Субкультура джедаев / А. Баранов // Караван

Баркова, А.Л. Толкинисты: пятнадцать лет развития субкультуры / А.Л. Баркова // Авторский проект Екатерины Алеевой

Белановский, С. Субкультура «люберов»: Сопоставительный анализ агрессивных подростковых субкультур / С. Белановский, В. Писарева // Молодёжная субкультура 80-х в СССР

Большакова, Е. Родителям о молодежных субкультурах: Фрагменты книги «Ваш ребенок – неформал» / Е. Большакова // Пси-фактор

Брешин, А.А. Субкультура StraightEdge: жизнь без пороков: Характеристика субкультуры, ее поведенческие аспекты, культура, система ценностей, язык, символика / А.А. Брешин //

Варламов, Е. Субкультура "байкеры": история возникновения. Кто такие байкеры? / Е. Варламов // ФБ

Вахитов, Р. Скинхеды: кто такие и кому нужны?/ Р. Вахитов // Научно-популярный портал "Нечто"

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: рэперы / М. Вершинин, Е. Макарова // Пси-фактор

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: скинхеды / М. Вершинин // Пси-фактор

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: хакеры / М. Вершинин // Пси-фактор

Волкова, В.В. Основные признаки и функции субкультуры / В.В. Волкова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов

Воловникова, Е. Молодёжные субкультуры: Секрет молодежной субкультуры как явления / Е. Воловникова // Клиника «Инсайт»

Гопники разных стран – в чём отличия? // За городом

Горелов, А.И. Молодежная субкультура «рэперы». Влияние на социализацию личности: Доклад по социальной педагогике / А.И. Горелов // Сoolreferat.com

Дворкин, А.Л. Движение "Нью эйдж": Сектоведение / А.Л. Дворкин // Православная беседа

Егоров, Р. Политика и субкультуры: Расклад эпох, течений, лиц. Битники, контркультура / Р. Егоров // Сетевой интеллектуальный клуб

Загребин, С.А. Молодёжная субкультура: Металлисты / С.А. Загребин // Сoolreferat.com

Исагалиева, А.С. Социальный портрет реконструкторов как представителей молодёжной субкультуры / А.С. Исагалиева, Л.И. Зулькорнеева // Молодой ученый. – 2015. – №16. – С. 378-382.

Корчагина, Ю. Подросток и субкультура: психологические и социальные механизмы, подталкивающие к выбору особого – субкультурного – образа жизни / Ю. Корчагина // Первое сентября – Здоровье детей. – 2008. – № 24.

Куприянов, Б. Субкультура ролевого движения: Ролевое движение в России / Б. Куприянов, А. Подобин // Технология альтруизма

Лебедева, И.В. Молодёжная субкультура: проблемы и пути решения / И.В. Лебедева // Сoolreferat.com

Левикова, С.И. Молодёжные субкультуры и объединения // Гражданское общество в России

Левикова, С.И. Феномен молодежной субкультуры: социально-философский аспект / С.И. Левикова // Библиотека диссертаций

Луков, В.А. Молодежные субкультуры в современной России: Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России / В.А. Луков // Пси-фактор ; Знание. Понимание. Умение

Марусецкая, Л.В. Молодёжные субкультуры современной России: Научная работа / Л.В. Марусецкая // Международный студенческий научный вестник

Минязева, К. Нонконформисты – модное безумие?: Одежда как инструмент самовыражения. Субкультуры / К. Минязева // Модный магазин

Михайлова, Ю.Д. Анимэ и манга в современной России: Причины обращения российской молодёжи к анимэ и манге, история и характерные черты русского фэндома /Ю.Д. Михайлова // Виртуальная Япония

Молодежная культура как явление субкультуры : Реферат по социологии // Сoolreferat.com

Молодежная субкультура. Готы // Студенту на заметку

Молодежная субкультура. Неформальные объединения : (информационные материалы) // МУК «ЦБС» г. Батайска

Молодежный экстремизм и молодежная субкультура : Реферат по социологии // Сoolreferat.com

Мытаров, С. Якудза на колёсах: японская субкультура мотохулиганов – босодзоку / С. Мытаров // Furfur

Назарова, Н. Кризис яппи: Яппи во время финансового кризиса /Н. Назарова // Атлас страхования. – 2011. – № 3.

О молодежной субкультуре // Блог социального педагога, психолога

Орлов, Д.В. Субкультура ролевиков в современном российском обществе: Диссертация / Д.В. Орлов // Сайт свободных игровых коммуникаций

Особенности и причины появления молодежных субкультур // ЛедиВека.ру

Особенности функционирования молодежных субкультур России XXI века : Причины создания неформальных молодежных объединений // Пятифан

Пакуленко, А.Ю. Молодежная субкультура и ее роль в современном обществе: Реферат. Секция обществознания / А.Ю. Пакуленко, Н.Л. Курякина // Алые паруса

Писаревская, Д.Б. Ритуализированные практики в субкультуре ролевых игр / Д.Б. Писаревская // Авторский проект Екатерины Алеевой

Поляков, С. Современные молодежные субкультуры: Понятие, причины привлекательности / С. Поляков // Первый психологический портал Пятигорска

Работягина, Е.Л. Гранж в мировой культуре: История возникновения, проявление в массовой культуре / Е.Л. Работягина // Тaby27.ru

Раевский, А.Н. Движение NewAge как квазирелигиозная субкультура современного общества: Диссертация / А.Н. Раевский // D isserCat: электронная библиотека диссертаций

Резухина, Е.В. Подростковые и молодёжные субкультуры: психологический аспект / Е.В. Резухина // Валеоцентр

Ремчуков, К. Хипстеры: О новой субкультуре в среде молодежи / К. Ремчуков // Независимая газета. – 2014. – 15 апреля.

Рондарев, А. Битники и Хиппи / А. Рондарев // Мир альтернативной рок-музыки

Рыбко, С. Неформалы и монах, или Евангелие на рок-концерте: [беседа с отцом Сергием – настоятелем храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище о проповедовании Евангелия среди рокеров, байкеров, панков и других неформалов / беседовала В. Посашко] // iPages.ru

Суркова, Е.Г. Способность к созиданию и преобразованию собственной жизни у юношей и девушек, относящих себя к представителям молодежных субкультур: особенности поведения представителей различных неформальных субкультур / Е.Г. Суркова, Е.В. Гурова // Знание. Понимание. Умение

Тарасов, А. Хочешь стать яппи? Становись. Тебе же хуже: «Нам их ставили в пример. Нас опять обманули» / А. Тарасов // Неприкосновенный запас. – 1999. – № 2.

Топ-10 невероятных субкультур со всего мира // БУГАГА.РУ

Устинова, Е.Ю. Молодежные субкультуры: Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру / Е.Ю. Устинова // Российский информационно-образовательный портал VeniVidiVici Система: тексты и традиции субкультуры / Т.Б. Щепанская. – М.: ОГИ, 2004. – 286, с: ил.

Эмо. Новая прогрессирующая молодёжная субкультура : Презентация // Хостинг презентаций

Юрина, А.А. Субкультура яппи: попытка социологического анализа / А.А. Юрина // КиберЛенинка


Страницы:

 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS