Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Картина Заросший пруд. Фото, художник Поленов, фотография, тихий летний день, зеленый парк, лилии на воде, живопись |
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Тип урока: урок развития речи с использованием ИКТ. Цель урока: учить писать сочинение-описание по картине.
Оборудование:
Ход урока 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку русского языка? А теперь кто тише сядет на место – девочки, мальчики? Хорошо, приступим к уроку. 2. Подготовительная работа. Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года. Баркарола” (Приложение) . У. – Ребята, вы прослушали музыку. Какое она у вас вызвала настроение? Это ощущение покоя, умиротворенности вызвала у вас музыка П. И. Чайковского “Времена года. Баркарола”. А теперь посмотрите на экран(Слайд 2) . Давайте прочтем написанные строки. “Мне кажется, что искусство должно давать радость и счастье, иначе оно ничего не стоит”. Как вы думаете, кто мог сказать такие слова? Д. – Музыкант, поэт, художник. У. – Да, это мог сказать творческий человек. Эти слова принадлежат выдающемуся русскому художнику В. Д. Поленову. Он мечтал, чтобы русский народ знал русское искусство, своих художников. Что значит – давать радость и счастье? Правильно, и мы сегодня испытываем эти чувства, любуясь картинами Поленова, ведь он сумел подтвердить свои слова творчеством. 3. Знакомство с творчеством художника В. Д. Поленова. У. – Посмотрите на экран (Слайд 3). Василий Дмитриевич Поленов родился 1 июня 1844 года в Петербурге. Отец, Дмитрий Васильевич, был и историком, и археологом, и библиографом, принимал участие в подготовке реформ, помогших освободить крестьян. Мать, Мария Алексеевна, была дочерью известного архитектора, в молодости писала портреты, а также детские книги. Атмосфера, царившая в родном доме, подталкивала Поленова к увлечению науками и живописью. Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в Петербуржский университет, но по вечерам он занимался в Академии художеств. После Октябрьской революции художник занимался просветительской деятельностью, создавал декорации к спектаклям. В 1924 году ему было присвоено звание народного художника РСФСР. У. – Когда я училась в школе, мы с одноклассниками ходили в трехдневный поход по реке Оке. На берегу этой реки расположен Музей-усадьба Поленово, где провел последние годы жизни В. Д. Поленов. Мы посетили этот удивительный музей. Посмотрите на экран, вот что мы там увидели (Слайд 3). (Слайд 4). А теперь познакомьтесь с некоторыми картинами этого выдающегося художника. “Московский дворик” в 1878 году принесла автору известность, “Бабушкин сад”, “Золотая осень”, “Христос и грешница”. Вот лишь малая часть богатого наследия художника. 4. Знакомство с картиной “Заросший пруд”. У. – Посмотрите на следующую картину (Слайд 5) . Как бы вы ее назвали? А теперь выберите из 6 названий наиболее, на ваш взгляд, подходящее, точное. Прокомментируйте свой выбор. Перед вами репродукция картины В. Д. Поленова “Заросший пруд” 5. Рассматривание картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”. У. – Чтобы говорить о картине, ее надо прочитать, то есть внимательно рассмотреть и обдумать. (Дети внимательно рассматривают картину на Слайде 5 ). У. – К какому жанру живописи можно отнести эту картину? Д. – Я считаю, что это пейзаж. У. – Обратимся к справочным материалам (Словарь С. И. Ожегова). Пейзаж – общий вид какой-то местности. Да, вы правы. Поленов – мастер пейзажа, он как – бы вдохнул жизнь в этот жанр, привнес новые возможности в живописную передачу природы. У. – Какое настроение появилось у вас при первом знакомстве с картиной? Д. – Покоя, тишины. Светлое, вспомнилось теплое лето, каникулы. У . – Попробуем понять, почему картина вызывает такое настроение. На что вы обратили внимание? Что привлекло вас? Свет и воздух – вот главное что привнес Поленов в пейзажную живопись. Он был мастером пленэрной живописи. Обратимся к словарю: пленэр – “открытый воздух”, передача в живописи изменений цвета, красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных условиях под воздействием света и воздуха. Пленэрная живопись предполагает работу художника на воздухе, не в мастерской. – Опишите пруд, парк, берег, небо, какими их показал художник. 6. Размышление над картиной. (Слайд 6) Дети отвечают на вопросы, напечатанные на экране. Уточняют и углубляют свои впечатления о картине. Они приходят к выводу, что будут писать сочинение – описание. У. – Да, ребята, вы будете составлять текст – описание. Описание – это текст, в котором описываются предметы, явления, люди… В данном случае мы будем описывать картину. Такое сочинение должно быть насыщено именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями. 7. Выбор эпиграфа. (Слайд 7) У. – Прочтите отрывки из стихотворений И. Бунина и А. Фета. Какие строчки, по вашему мнению, больше подходят к картине “Заросший пруд”? Поясните свой ответ. Запишите понравившийся эпиграф в свой черновик. 8. Составление плана сочинения. (Слайд 8) У. – С чего мы должны начать писать сочинение? Д. – Во вступлении мы должны написать о художнике В. Д. Поленове. У. – Что художник изобразил на переднем плане? Что является основным в картине? Д. – Заросший пруд. У. – Что у художника написано на заднем плане? Не так подробно прорисовано, но все же очень выразительно? Д. – Старый парк. Д. – Своим впечатлением и отношением к картине. (Ученики записывают план сочинения на черновики.) 9. Лексическая и орфографическая подготовка. (Слайд 9) У. – Наша речь должна быть богатой по содержанию, правильной по форме, образной. Надо быть внимательным к речи, точно употреблять слова, избегать повторов. – Посмотрите на экран. Вы видите таблицу. Чтобы вам было легче работать над сочинением, давайте дополним ее прилагательными, образными выражениями, сравнениями. (Ученики высказывают свои варианты, дополняя таблицу, и записывают понравившиеся предложения.) У. – Подберите синонимы к словам: Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти. Создает – пишет (но не описывает и не рисует) Картина – полотно, репродукция. Поражает – удивляет, изумляет. 10. Устное сочинение. (Слайд 10) У. – Кто хочет попробовать рассказать другу о картине устно? Не забывайте придерживаться плана сочинения. 11. Самостоятельная письменная работа. У. – Мы с вами рассмотрели репродукцию картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”. Теперь пришло время написания сочинения. Не забывайте об абзацах. Если есть вопросы по орфографии, поднимайте руку. Желаю удачи! (Учащиеся пишут сочинение в черновиках. Заканчивается работа проверкой сочинения с точки зрения орфографии, структуры и полноты раскрытия текста. После просмотра учителем, переписывают текст в тетрадь.) 12. Итог урока. Список литературы.
Василий Поленов. Галерея картин и рисунков художника - Заросший пруд Русский художник Василий Поленов В изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости, преобладает возвышенно-мечтательное настроение. Оно подчеркнуто хрупкой неподвижно-задумчивой фигурой женщины, одиноко выделяющейся на фоне темных деревьев, раскинувшихся могучим шатром и как бы служащих ей надежным убежищем. Лирика пейзажного мотива становится более явственной благодаря единому настроению таинственного мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу. Один из критиков Московских ведомостей писал о картине: Поленов превосходно владеет искусством и техникой изображения природы, идеальным центром для него является все-таки человек, и его присутствие чувствуется везде. Так и в картине Заросший пруд это не есть пруд вообще...У этого пруда есть своя история... В картине этой опять сказался романтик. Было бы весьма трудно с точностью определить ту категорию, под которую должна быть подведена картина г. Поленова... Картина Поленова - это то, что у немцев называется Stimmungsbild, такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего настроение и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегия. В пейзаже заметно стремление Поленова к эмоциональным и визуальным контрастам. Ярко-зеленая, с подробно выписанными ромашками на первом плане, солнечная лужайка соседствует с таинственной глубиной темных масс деревьев. Через подернутые воздушной дымкой деревья открывается голубизна неба с белыми облаками, выступающая контрастом темным деревьям парка. Близкое к стилистике ландшафтов начала XIX века разнообразие пейзажа, его романтическая таинственность, неожиданность сочетаний светлых солнечных и затененных его частей имели в своей основе выстроенную до тончайших нюансов систему пленэристической живописи, разработанную художником еще в этюде Пруд в парке. Олышанка (1876). Страницы биографииB 1872 году жизнь Поленова, классного художника первой степени по исторической живописи и кандидата прав, складывалась очень удачно. Весной вышло постановление об отправке его на шесть лет за границу пенсионером Академии художеств «для дальнейшего усовершенствования в искусстве», с июня началась его командировка. Поленов посетил Москву, где осмотрел ряд частных коллекций живописи, затем Киев, Вену и Мюнхен. Художественная жизнь этого города захватила его «круговоротом работы». Круг художников, творчество которых привлекло особенное внимание Поленова, довольно широк и разнообразен... » Учитель и ученикиМногие живописцы - Нестеров, Константин Коровин, Илья Остроухое, Исаак Левитан, Головин и другие - отмечали различные аспекты воздействия на них поленовского творчества. В начале 1880-х годов у Поленова появилась непосредственная возможность руководить художественным развитием молодежи. Осенью 1882 года он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, заменив в классе пейзажа и натюрморта Алексея Саврасова, и вел этот класс до 1895 года. В отличие от Саврасова, взывавшего к эмоциям своих учеников, Поленов обращал внимание прежде всего на технику живописи. Постепенно он погружал своих учеников в тайны колорита, которыми сам владел блестяще... » Элеонора Пастон о Василии ПоленовеСвоеобразие художника, его личности было во многом связано с той средой, в которой он сформировался. Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье, сохранившей традиции русского просвещенного дворянства, восходящие еще ко второй половине XVIII века. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, крупный чиновник и дипломат, был известным историком, археологом и библиографом. Дмитрий Васильевич сумел передать сыну глубокий интерес к древним культурам, в частности - к изучению русской старины, ее памятников. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей и художницей-любительницей... » 1880 г., холст, масло «Заросший пруд» - один из лучших пейзажей в творчестве Поленова рубежа 70–80-х годов XIX века, входящий в лирико-философскую трилогию, в которую входят также знаменитые «Бабушкин сад» и «Московский дворик». Василий Дмитриевич создал несколько вариантов этой картины, перед вами - уменьшенное повторение одноименной работы 1879 года. Отличие этого полотна - в изображении стоящей перед мостками женщины, моделью для которой послужила сестра художника, Вера Дмитриевна Хрущева. Если Вы хотите заказать уникальную высококачественную репродукцию картины, выполненную на полотне, имитирующем живописный холст, обращайтесь к руководителю проекта Арт-Тур Александру фон Бушу по телефону +7-903-7204775. Полотно поразило своим лиризмом и чувством искренней любви к русской природе, тишиной и умиротворенностью. Картина «Заросший пруд» написана великим русским художником Василием Поленовым в 1879 году и тогда же была продемонстрирована на семнадцатой Передвижной выставке, полюбившись всем ценителям истинного искусства. При написании картины Поленов с присущим ему огромным талантом применяет всевозможные оттенки насыщенного изумрудно-зеленого цвета, изображая таин¬ственный уголок векового парка. Темно-зеленый цвет в тени парка свободно переливается в нежнейшую гамму, освещенных лучами полуденного солнышка верхушек деревьев вдали. Оттенки зелено-изумрудной гаммы отличаются своеобразной красотой и множеством невероятных нюансов. На полотне художника вы не найдете двух одинаковых оттенков. Картины Василия Поленова завораживают философским взглядом на жизнь, любовью к миру и российской природе. Учат нас ценить красоту окружающего нас мира. Загадочность и спокойствие присуще пруду, заросшему нежными кувшинками и зелеными щупальцами водорослей. Смотришь на пейзаж и представляешь, как поздним вечером около полуночи на деревянном мосточке сидят русалки, опустив чешуйчатые хвос¬ты в темень воды, медленными плавными движениями расчесывают свои длинные шелковистые волосы и терпеливо ждут заблудившегося прохожего. Другой бережок, хотя и зарос высокой травой и скромными полевыми цветочками, освещен яркими лучами, пробившимися сквозь кроны высоких деревьев. Возникает непреодолимое желание, разуться и походить по траве, ощущая неразрывную связь с родной землей. В глубине видна светлая женская фигурка. Девушка сидит на скамье, и в своем уединении не замечает ничего вокруг, уйдя в свои воспоминания о прошлом, а может быть, уже размышляет о будущем. Что несет оно ей? Кто знает? Что прошепчет ей тихий ветерок, тихонько проскользнувший меж деревьев, в этом уголке парка у заросшего тиной пруда? Место и впрямь располагает к размышлению: затаенное спокойствие и только чуть слышный всплеск рыбки, ушедшей на глубину, или негромкая перекличка пичужек легко вплетаются в чут¬кую тишину. Даже легкий ветерок не тревожит этот покой. Нет ряби на воде, не шелохнется ни листочек, ни травинка. Все словно замерло. Вглядевшись в уголок многолетнего тенистого парка, словно проникаешься ощущением гармонии жизни, восхищаясь красотой и величием природы. На душу снисходит мечтательное настроение. Этому настроению соответствует и фигурка женщины в светлом платье, которая словно лучик виднеется на заднем фоне картины. Вековые деревья, которые словно окружили ее, словно предлагают ей убежище от невеселых житейских дум. Лирика картины выражена в единстве природы и женской души, их безмолвному внутреннему диалогу. Из глубин памяти непроизвольно возникают строки из стихов Пушкина А.С. – «печаль моя светла». Пейзаж построен на высокоэмоциональном и визуальном впечатлении. Ярко освещенная зеленая лужайка, с ромашками, освещенная неярким солнышком, расположена по соседству с таинственностью парковых насаждений. Через подернутые маревом деревья видна голубизна высокого неба с барашками облаков, как контраст вековым деревьям старинного парка. Сейчас полотно «Заросший пруд» истинно русского художника Василия Поленова находится на экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве. Наша страна богата первозданными уголками природы, местами, куда редко ступает нога человека, таких себе безлюдных уголков старых парков, где всегда можно уединиться и помечтать, поразмышлять, а может, и назначить романтическое свидание. Как раз такое безлюдное место изобразил в своей работе Поленов, назвав картину Заросший пруд. Наверное каждому человеку известно тихое место, которое стало для него излюбленным. Место, которое было когда-то популярным, а со временем приходит в запущение. Оно начинает зарастать травой, порослью, создавая ощущение первозданности природы. Как раз это и запечатлел Василий Поленов на картине Заросший пруд. Написал полотно автор в 1879 году, передав зрителю ощущение умиротворенности и свою любовь к русской природе. Вообще, Поленов писал разные картины. Это и картины на историческую тематику, портреты и панорамы, но особое место в его творчестве занимает живопись. К ней и относится картина Поленова Заросший пруд, по которой мы пишем наше . Описание картиныПервое, что привлекает в картине, это буйство зелени. Сразу кажется, что это полотно написано с использованием только одного зеленого и только присмотревшись, мы видим и другие краски. Сюжет картины прост и каждому известен. Ведь подобные картины мы могли наблюдать в парках на берегах заброшенных водоемов. Однако автору удается изобразить природу по-особенному, и хочется всматриваться в каждую прорисованную деталь. Например, хочется рассмотреть на переднем плане каждую отдельную травинку, каждый цветочек, проросли на берегу. Далее мы видим водную гладь. Это и есть заброшенный пруд, в котором давно уже никто не купался. По нему спокойно плавают кувшинки, и возможно поют свою песню лягушки. Справа мы видим деревянный мостик. И тут же воображение рисует какого-то рыбака, что сидел здесь и ловил рыбу или же мальчишек, которые резвились и прыгали с моста в воду. Рядом с мостом растет старый тополь. Он больше всего выделяется среди других деревьев. Так как место заброшенное, то мы видим как успела разрастись тополиная поросль. Далее видим заросли камышей и на заднем плане непроглядный парк, что стал подобен густому лесу. При внимательном осмотре мы замечаем, что это безлюдное место не такое уже и безлюдное. Ведь в глубине парка с правой стороны мы замечаем девушку. Она спряталась в тени деревьев, присев на лавочку. В ее руках книга, а может быть личный дневник. Девушка погружена в свои размышления, слушая звуки природы. Это и птичий гомон, и шелест листьев, и стрекотание лягушек. Девушка уединилась, чтобы спрятаться от проблем, а может у нее просто назначено здесь свидание с любимым? Все может быть. В любом случае, заброшенный пруд, что на картине Поленова отличное для этого место. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?