Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Были ли скоморохи древними русскими магами. Скоморохи - музыканты древней руси |
Скоморохи – это знахари и исполнители обрядовых песен, которые остались после Крещения Руси Владимиром. Они бродили по городам и весям и исполняли древние языческие песни, знали толк в волховстве, были лицедеями-потешниками. При случае могли исцелить хворого, могли подсказать, как добрым советом, а также развлекали народ песнями, плясками и прибаутками. В литературных памятниках XI века уже встречается упоминание о скоморохах, как о людях, которые соединяли в себе качества таких представителей художественной деятельности, как певцы, музыканты, лицедеи, танцоры, сказители, акробаты, фокусники, потешники-балагуры и драматические актеры. Скоморохи использовали такие , как парные свирели, бубны и гусли, деревянные трубы и флейту Пана. Но главным инструментом скоморохов считаются гусли, ведь именно они изображены в разных исторических памятниках в контексте музыкально-скоморошьего творчества, например, на фресках, в книжной миниатюре, а также воспеты в былинах. Вместе с гуслями часто использовался аутентичный инструмент «гудок», который состоял из деки, что имел грушевидную форму; на инструменте было 3 струны, две из которых были бурдонными, а на одной играли мелодию. Также скоморохи играли на сопелях – продольных свистковых флейтах. Интересно, что сопели и гусли в древнерусской литературе часто противопоставлялись трубе, которая использовалась для собирания воинов на битву. Помимо скоморохов рядом с гуслями также упоминался образ седовласого (часто слепого) старца, который пел былины и сказания о былых деяниях, о подвигах, славе и божественном. Известно, что такие певцы были в Великом Новгороде и Киеве – до нас дошли и . Параллель среди европейских музыкально-сакральных теченийАналогично скоморохам были музыканты и певцы в других странах – это жонглёры, рапсоды, шпильманы, барды и много других. У кельтов была социальная прослойка – барды, это были певцы древних , люди которые знали тайное и почитались остальными, так как считались посланниками богов. Бард – это первая из трёх ступеней к тому, чтобы стать друидом – высшим звеном в духовной иерархии. Промежуточным звеном были филы, которые тоже были певцами (по некоторым источникам), но принимали большое участие в общественной жизни, в обустройстве государства. У скандинавов были скальды, имевшие большую власть глаголом и музыкой жечь сердца людей, но музыка не была их основным занятием, они возделывали поля, воевали и жили как обычные люди. Угасание традиции скоморошестваЦерковь активно преследовала скоморохов, а их музыкальные инструменты сжигали на костре. Для церкви они были вне закона, пережитками старой веры, которую нужно выполоть, как сорняк, поэтому скоморохи подвергались гонениям и физическому уничтожению со стороны православного духовенства. После определённых карательных мероприятий, языческих музыкантов полностью истребили, но у нас остались песни, которые передавались устно, у нас остались легенды и изображения потешников-гусляров. А кем они были на самом деле? – Нам неведомо, но главное, что благодаря этим певцам у нас остались крупицы сакральной памяти. 22.11.2014 1 31626 Скоморохами в Древней Руси называли музыкантов, дудочников, волынщиков, гусляров - словом, всех тех, кто промышлял пляской, песнями, шутками, фокусами. Но отношение власть имущих к ним было неоднозначным. Их приглашали на «честен пир» в боярские и купеческие хоромы - и в то же время подвергали гонениям и строго наказывали, приравнивая к татям с большой дороги. До сих пор историки не могут точно определить этимологию слова «скоморох». По одной из версий, это производная от греческого слова skommarchos и обозначает «мастер шутки». По другой - от арабского mascara («шутка»). Самые осторожные ученые считают, что все восходит к общему индоевропейскому корню scomorsos - «музыкант, комедиант». От него же произошли названия итальянского и французского персонажей «комедии масок» - Скарамуччо и Скарамуш. Осколки язычества Известны на Руси скоморохи были с незапамятных времен. Еще когда Русь не была христианской, на народных праздниках и языческих игрищах они развлекали собравшихся песнями и плясками, а также принимали участие в религиозных обрядах и заклинаниях духов. Считалось, что боги и духи - как добрые, так и злые - тоже любят веселье и острое словцо. Вполне естественно, что христианские священники буквально сразу же после крещения Руси начали активную борьбу со скоморохами. Их приравняли к волхвам и ворожеям (то есть языческим жрецам) со всеми вытекающими из этого последствиями. Сами выступления скоморохов церковь считала бесовскими игрищами, а тех, кто их посещал, подвергала наказанию - накладывала епитимью или даже не допускала к причастию. Но в то же время скоморохов часто приглашали на праздники князья и бояре. Ведь не ратью единой были они сыты. Хотелось развлечься, посмеяться, послушать песни и то, что сейчас называется частушками, а также полюбоваться на мастерство танцоров и фокусников. Изображения пляшущих и играющих на дудках и рожках скоморохов были найдены на фресках XI века в храме Святой Софии в Киеве. Даже некоторые былинные герои рядились в одежду скоморохов. Вспомним Садко, который, до того как стать «купцом именитым», ходил со своими гуслями по пирам и развлекал там гостей и хозяев. А один из былинных богатырей, Добрыня Никитич, явился на свадебный пир своей жены, не дождавшейся его из похода и решившей выйти за другого, переодевшись в скомороха. Неприятие скоморошества духовными властями и, несмотря на все запреты, приглашение их ко двору бояр и князей продолжались веками. Причем даже самые строгие церковные и светские запреты не сумели до конца искоренить скоморохов как явление. Вот, к примеру, что писалось о них в «Домострое» - литературном памятнике XVI века: «И аще начнут... смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда якож дым отгонит пчелы, також отыдут ангели божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут». «Приказал разбивать и уничтожать...» Почему же духовные власти Руси так ополчились именно против скоморохов? Ведь церковь не одобряла такие чисто языческие обряды, как колядование на Рождество или хороводы и прыжки через костер в ночь на Ивана Купалу. Но к тем, кто участвовал в этих «соромных действах», священники относились все же довольно терпимо. А вот скоморохов православные иерархи проклинали и открыто называли их «слугами нечистого». И в конце концов, с помощью светских властей все же сумели покончить с «охальниками». Просто дело было не только в пережитках язычества. В песнях и присказках скоморохов присутствовал «глум» - насмешки над христианством, над Библией, над православными обрядами и священниками. Вот этого-то отцы духовные простить скоморохам никак не могли. Ну а светским властям, в свою очередь, не по нутру были сатирические стишки и песенки, в которых скоморохи высмеивали сильных мира сего, зачастую с упоминанием конкретных лиц, допускавших различные злоупотребления и предававшихся низменным порокам и слабостям. А критику в те времена власть предержащие не любили так же, как и нынешние российские чиновники. Где-то в начале XVII века за скоморохов взялись всерьез. Их начали преследовать, отбирать у них музыкальные инструменты, запрещать им появляться в той или иной местности. Вот, например, что писал обо всем этом Адам Олеарий, секретарь посольства Голштинии, трижды в 30-е годы XVII века побывавший в Московском государстве: «В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года тому назад сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были... на пяти возах за Москву-реку и там сожжены». А в 60-х годах того же XVII века по указу царя Алексея Михайловича скоморошество было полностью запрещено. Тех, кто несмотря ни на что продолжал заниматься запрещенным промыслом, били батогами нещадно, ссылали в медвежьи углы или заключали в монастырские темницы - там бывшие скоморохи должны были до конца жизни замаливать свои грехи. Впрочем, несмотря на все репрессии, все же кое-что от скоморохов в русской народной традиции осталось. Это актеры, выступавшие на Масленицу с кукольным театром, раешники, вожаки с дрессированными медведями. В наше время скоморошество пытаются возродить некоторые фольклорные группы, но уже скорее просто как элемент русской народной культуры. Музыкальная мафия? Впрочем, существовали и другие причины, по которым светские власти начали всерьез бороться со скоморохами. Некоторые, если их так можно назвать, «труппы» гусляров, гудошников и плясунов со временем превратились в обычные организованные преступные группы. И вместо того чтобы зарабатывать себе на хлеб развлечением простого народа, стали заниматься грабежами и кражами. Вот что писали о таких «скоморошьих ОПГ» в «Стоглаве», сборнике решений Собора 1551 года: «...совокупясь ватагами многими до 60, и до 70 и до 100 человек, по деревням у крестьян сильно едят и пьют и из клетей животы грабят, и по дорогам людей разбивают»... Вполне естественно, что местные власти боролись с такими «гастролерами». Причем не только с помощью увещевания, но и с помощью отрядов стрельцов. Часть разбойничков в обличии скоморохов угодила на плаху, часть была бита батогами, а потом с вырванными ноздрями и клеймом на лбу отправилась на каторгу. И еще одна причина для царской нелюбви к веселым бродягам. Существует версия о том, что слово «скоморох» происходит от лангобардского слова scamar(a) или scamer(a) - «шпион». И это неспроста. Ведь разведка и шпионаж существуют с незапамятных времен. Самой лучшей «крышей» для разведчика могла стать именно профессия скомороха. Вместе с компанией собратьев по музыкальному ремеслу тайный соглядатай мог вполне легально передвигаться по территории государства, которое интересовало его хозяев. Мог без каких либо препятствий попадать на пиры вельмож и прочих высокопоставленных особ, а там тайком подслушивать, о чем беседуют присутствующие. Ведь во время подобных мероприятий гости активно употребляли алкогольные напитки, под действием которых языки развязывались. И шпионы-скоморохи могли услышать много интересного для своих заказчиков. К сожалению, архивных документов, рассказывающих о деятельности тайных агентов, которые под видом скоморохов добывали шпионские сведения, не осталось. Да и вряд ли они существовали вообще - подобные организации во все времена предпочитали не оставлять после себя каких-либо документов. Но вполне вероятно, что многие из тех, кто путешествовал по Руси с гуслями или рожком, позднее отчитывались о своей работе лицам, не имевшим никакого отношения к играм на гуслях и танцам вприсядку. Антон ВОРОНИН Скоморошество - это специфическая форма профессионализации в области зрелищных искусств на определенной ступени цикла становящейся новой (послеантичной) цивилизации в восточной части Европы. Первый цикл этой цивилизации, по научно уточненному Л.Н. Гумилевым определению, каганат "Киевская Русь" (как объединение двух племен - руссов и славян), в силу многих причин полностью не завершился, не стал ядром (основным "царством") евразийской цивилизации, поэтому возникшее там скоморошество продолжало существовать и достигло периода расцвета уже при устоявшейся государственности Московской Руси. В период становления западноевропейской цивилизации (первая фаза процесса завершилась на полтора-два столетия раньше) точно так же (со своими особенностями у разных народов) происходила профессионализация в зрелищных искусствах, и здесь мастера назывались шпильманами (букв, "игрецами), мейстерзингерами (мастерами пения), вагантами (от слова "странствующий"). Расцвет их творчества пришелся на Х1-Х1И вв. В Московской Руси это произошло значительно позже. Это надо знать, и тогда понятной станет закономерность возникновения на разных исторических этапах тех или иных явлений культуры и искусства. Попытки объяснить их прямым заимствованием непродуктивны и далеки от объективности. Происхождение слова "скоморох" не выяснено, но в понятийном плане оно, несомненно, обозначает любого исполнителя на праздничных представлениях, будь то музыкант, канатоходец, ряженый, затейник, кукольник и т.п. Синонимов этому слову было много: глумотворец, моеколуд, игрец, окрутник, кудесник, лицедей, охочие люди, калики перехожие и др. Первое упоминание о скоморохах относится к XI в. - ко времени расцвета Киевской Руси, но народная молва приписывала владение искусством скоморохов даже былинным богатырям. Судя по фрескам Софийского собора, скоморохи в Киевской Руси представляли собой профессиональных развлекателей при дворцах князей и феодалов. Но есть основания считать скоморошество связанным со всеми слоями общества. Одним из видов выступления скоморохов был глум (сатира). Не случайно "Рязанская кормчая" (XII в.) именует скоморохов глумцами, насмешниками. В дни крестьянских восстаний глум скоморохов неизменно носил антифеодальный и антиклерикальный характер. Так "сватается на вдовушке" купец и говорит ей "житья-бытья пятьсот кораблей", но она отказывает ему. "Сватается на вдовушке" посадский молодец и тоже получает отказ. Сватался на Дунюшке веселый скоморох, Сказывал житья-бытья: свирель, да гудок! Думаю подумаю: пойду за него, Ум-разум раскину - все быть делу так. Когда я сыта, я несыта, завсегда я весела: Кто это идет? -" Скоморохова жена!" Даже в пословицах, в которых звучит ирония по отношению к скоморохам, слышится расположение к ним: "Волынка да гудок, собери нам домок, соха да борона разорили наши дома", "Бог дал попа, а черт скомороха". В свадебных обрядах скоморохи играли одну из первых ролей и всегда шли с песнями, плясками и импровизированными шуточными сценами во главе свадебного поезда. Даже порой во время тризны, когда на кладбище соберется настроенный на грустный лад народ, вдруг являлись скоморохи и настроение менялось, печаль уступала место необузданному веселью, по свидетельству очевидца, "мужи и жены от плача преставшие начнуть скакати и плясати и в ладони бити и песни сатанинские пети". Купальские и колядные обряды также не обходились без участия скоморохов. По-видимому скоморохи производили до того сильное впечатление, что увлекали за собой даже представителей духовенства. По любопытному свидетельству митрополита Даниила,"неции от священных, яже суть сей пресвитеры и диаконы и иподиаконы и чтецы и певцы, глумяся, играют в гусли, в домры, в смыки и в песнях бесовских в безмерном и премногом пьянстве и всякое плотское мудрование и наслаждение паче духовных любяще". Участвуя в народных праздниках и гуляниях, будучи затейщиками многих игр, славясь остроумием и находчивостью, скоморохи нередко становились посредниками в решении важных семейных вопросов. Старая песня о госте Терентьище рисует скоморохов именно с этой стороны и дает в то же время некоторое понятие об импровизациях скоморохов. Гость Терентьище идет искать лекарей для исцеления жены, которую во любви держал, от непонятного недуга. По дороге ему попадаются "веселые скоморохи, скоморохи люди вежливые". Узнав о его заботе, они за сто рублей берутся вылечить его жену. "Повели его, Терентьища, по славному Новугороду, завели его во тот во темный ряд, а купили шелковый мех; пошли они во червленой ряд, да купили червленой вяз, а и дубину ременчатую, половина свинцу налиту. Посадили Терентьища во тот шелковый мех. Мехоноша за плечи взял ("мехоноша" - название одного из скоморохов, чьей обязанностью было наряжаться или, по крайней мере, носить за плечами мешок с дарами). Приносят скоморохи жене гостя ложное известие о его смерти и, приглашенные радостной вдовушкой пропеть веселую песню, садятся на лавочке, заигрывают во гусельки и поют: Слушай шелковый мех Мехоноши за плечами. А слушай, Терентий гость, Что про тебя говорят, Говорит молодая жена: Про старого мужа Терентьища: В дому бы тебя век не видать; Шевелись шелковый мех. Вставай-ка;Терентьище, Лечить молодую жену... и т.д. Скоморохов, как и ремесленников, называли "хитрецами" музыкальных искусств, пляски, "веселыми людьми". Но так как искусство хитрецов было связано преимущественно с крестьянскими массам и ремесленным людом, то, с точки зрения феодалов и духовенства, на определенном этапе развития общества это делало их мастерами не просто бесполезными, но и идеологически вредными, опасными. И, тем не менее, скоморохи слагали песни о героях и всячески осмеивали бояр, воевод, попов, как это выглядело в скоморошьем игрище "О холопах и боярине ", относимом обычно к XVII в. Чтобы понравиться зрителям, чтобы заинтересовать простолюдинов, надо было унизить в глазах публики бояр, воевод, богатых купцов, представив их комически и даже карикатурно. "Скоморохи так и делали. Помещик у них изображался толстяком с огромным брюхом. Двое из скоморохов в лохмотьях и лаптях гоняли его из стороны в сторону прутьями, а остальные кричали: "Добрые люди, посмотрите, как холопы из господ жир вытряхивают". Выходил купец, начинал считать деньги, представляемые камешками, а другие скоморохи начинали теребить его, выгребали из-под рук деньги, приговаривая: "Побрал с народа за гнилой товар: делись с нами, с голытьбой". Скоморох, играющий роль воеводы, наряжался в высокую черную шапку из дубовой коры (что напоминало знатного боярина в горлатной шапке), садился на колоду, подбоченивался и распускал губы. Двое других униженно ему кланялись, поднося в лукошке кучу песку и щебня (поминки) с лежащим поверх свертком из лопушника (челобитная). Воевода начинал их бранить. Из ряда скоморохов выскакивали двое других, садились воеводе на плечи и начинали его тузить, приговаривая: Ой, барин, ой, воевода! Любо тебе было поминки брать, да людей безвинных обижать! Ну-ка, брат, вези нас на расправу с самим собой"1. В скоморошьей былине "Путешествие Вавилы со скоморохами" рассказывается о том, как "веселье люди" вместе с крестьянином Вавилой пошли "переигрывать" злого царя Собаку. От игры скоморохов, Вавилы царство царя-собаки "сгорело с краю и. до краю". И посадили тут Вавилушку на царство. В подобных концовках выражались чаяния простолюдинов, их надежды на справедливость и лучшую жизнь (то же наблюдалось и в народных сказках). Игра на музыкальных инструментах- замрах (или зурнах), домрах, гудках, трубах, гуслях, шутовские песни, целые сцены с распределением ролей между членами скоморошьей артели, в том числе сцены с ряженьем в звериные шкуры или надеванием масок (царь, Скуратов),- таковы были занятия "глумотворцев", таков был репертуар или, употребляя подлинное выражение той поры, промысел скоморохов. Характер выступлений скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было и одного исполнителя. И радиус действия скоморохов был сначала небольшим. Но по мере развития феодализма и закрепощения основной массы населения скоморохи надолго уходят из родных мест на промысел, бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже посадское население. А к XVI в. они стали объединяться в ватаги - своеобразные артели, наподобие украинских певческих "гуртов", объединений узбекских "масхарабазов" и др. Появляется сословие оседлых городских скоморохов. Расцвет скоморошества относится к Х\Л-Х\/|| вв. Во время крестьянских войн под предводительством Ивана Болотникова и Степана Разина, во времена городских бунтов посадского люда в творчестве скоморохов отразилось усиление антифеодальных настроений. Поэтому вначале XVI! в. патриарх Иов категорически запрещает проведение игрищ и гуляний. Но указание святейшего патриарха не помогло. И тогда в 1627 г. царской грамотой было запрещено проводить в Москве "ваганьковские игры". В том же году последовал запрет патриарха Филарета устраивать коляду, а тем, кто ослушается, грозило битье "кнутом по торгам". Наконец, в 1648 г. издается царский указ, запрещающий не только скоморошество, но и народные гуляния. Этим указом предписывалось "гусли, домры, волынки и другие бесовские сосуды, а также хари отбирать, жечь". Однако никакие запреты не могли вытравить у народа любовь к традиционным праздникам и театрализованным представлениям, к озорным скоморохам и кукольному Петрушке, а народный кукольный театр имеет непосредственное отношение к скоморошеству. Секретарь голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 гг. Адам Олеарий так описывает представление кукольных комедий скоморохами: "Они обвязывают вокруг своего тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой своей нечто вроде сцены, с которой они ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления". По описанию Олеария, скоморохов-кукольников обычно сопровождали вожак медведя, который показывал "медвежью комедию", и гусляр с гудошником. Представление такой скоморошьей труппы Олеарий изобразил на рисунке, приложенном к изданию его "Путешествия". Там запечатлен один из эпизодов народной комедии, посвященной похождениям любимца зрителя - Петрушки. Героя этой кукольной потехи называли по-разному: Петр Петрович, Петр Иванович. На юге России Петрушка был известен как Ванька Рататуй или Ванька Рю-тю-тю. Иногда назвалась фамилия - Уксусов или Самоваров. Однако самым распространенным именем кукольного героя было имя Петрушка, под которым он вошел в число классических образов, рожденных народным гением. Вот как описывают представление о Петрушке фольклористы Алферов и Грузинский. "Шарманка сипло наигрывает русскую песню. Из-за ширм слышатся то резкие, гнусавые возгласы, то кряхтение, то подпевание Петрушки; в одну из минут усталого ожидания, когда публика готова уже развлечься посторонним, он неожиданно показывается из-за ширм и кричит: "Здравствуйте, господа!" и пускается в разговор с музыкантом, просит его сыграть плясовую и танцует, сначала один, потом с супругой (которую по некоторым вариантам зовут Меланьей Пелагеевной, а по другим Пегасьей Николаевной) и наконец прогоняет ее. Является цыган и продает ему лошадь; Петрушка ее уморительно рассматривает, тащит за хвост, за уши, садится, гарцует и поет. Как по Питерской, По Тверской-Ямской... Лошадь начинает брыкаться, сбрасывает его, и Петрушка падает, громко стукая деревянным лицом о раму ширмы, охает, кряхтит, стонет и зовет доктора. Приходит "доктор-лекарь, из-под Каменного моста аптекарь" и, рекомендуясь публике, говорит, что он "был в Италии, был и далее", и спрашивает у Петрушки: Что у тебя болит? Какой же ты доктор, - кричит ему Петрушка, - коли спрашиваешь, где болит? На что ты учился? Сам должен знать, где болит. Начинается осмотр Петрушки: доктор ищет больное место, тыкает Петрушку пальцем и спрашивает: "Тут? тут?", а Петрушка все время кричит: "Повыше! Пониже! Крошечку повыше! - и вдруг неожиданно вскакивает и колотит доктора. Доктор скрывается. Затем попадается клоун-немец. Петрушка его убивает, и немец мертвый лежит на краю ширмы. Музыкант говорит Петрушке: "Что вы наделали, Петр Иванович? Сейчас полиция придет". Петрушка сначала храбрится и, весело заглядывая в физиономию лежащего немца, говорит: "Немец-то притворился мертвым". Затем взваливает его себе на спину, тащит домой и кричит беспечно: "Картофелю, картофелю! Поросят, поросят!.." Из-за ширмы появляется квартальный, и Петрушку берут в солдаты; он протестует и говорит, что горбат - служить не может. Квартальный возражает: "Где ж у тебя горб? У тебя нет горба!" Петрушка кричит: "Потерял!" Следует комическая сцена обучения Петрушки воинскому артикулу, и, делая дубиной ружейные приемы, он ударяет ею своего учителя, тот кричит на него, а Петрушка вытягивается во фронт и говорит: "Споткнулся, ваше благородие!" И затем прогоняет квартального, а между тем приближается возмездие за его безобразное поведение. Прибегает рычащая собака. Петрушка видит, что его дело уже плохо, пробует обратиться за помощью к музыканту, но получает отказ, старается умаслить собаку ласковыми названиями, гладит и приговаривает: "Шавочка, душечка! Орелочка!", но собака неожиданно хватает его за нос, и он кричит, намекая на свой нос: "Моя табакерка! Моя табакерка! Моя скворешница!.." и при общем хохоте скрывазтся за ширмами. Приумолкнувший шарманщик опять начинает вертеть шарманку <л наигрывает русскую песню". В Петербурге издавна жило и выступало много петрушечников. Столица привлекала их большим населением (прежде всего массой городского простонародья: ремесленники, фабричный люд, лакеи, кухарки, белошвейки, извозчики, мелкие чиновники), долгими и богатыми народными гуляньями, которые устраивались на Адмиралтейской набережной, а позднее на Царицыном лугу (Марсово поле), - все это сулило возможность хорошо заработать, перенять опыт других кукольников. Здесь печатались в большом количестве и лубочные книжки с текстами комедии. Тут сложился свой вариант комедии. Он отличается гораздо более свободным, чем на юге или в центре России, порядком расположения сцен; имеются л типично петербургские эпизоды, например, сцены с барином, с немцем; по-иному разыгрывается и сцена с невестой, где перед зрителями выступает не просто суженая Петрушки, а вполне определенный, актуальный для Петербурга послереформенной эпохи тип девушки, приехавшей из деревни в столицу, приобщившейся к "городской цивилизация" а виде новых танцев, городской одежды, кофе, возможности получать письма и т.п. С древнейших времен до первой половины двадцатого века дожила народная потеха - представление с ученым медведем. В течение веков поводыри с четвероногими артистами бродили по дорогам России, показывая свое искусство везде, где можно было заработать и где собиралось достаточное количество народа. Ни одна масленичная неделя в городах, в больших и малых селениях не обходилась без медвежьего представления. "Косматого мишку" и неизбежную спутницу его - "козу бородатую" упоминает известный очеркист прошлого века А.И. Левитов в "Типах и сценах сельской ярмарки". Обычай водить медведей по городам и селам нашел отражение и у Н.А. Некрасова в его "Генерале Топтыгине". В 1900 г. "Курские губернские ведомости" сообщали, что во все дни масленой недели куряне могли видеть сверх прочих традиционных развлечений и столь любимые народом представления вожаков с медведями и козой. "Способ прокормления себя посредством потехи досужих и любопытных зрителей шутками и пляскою ученых медведей является одним из оригинальных промыслов, составляющих "исключительную особенность русского нрава", - писал в прошлом веке знаток русского быта, известный этнограф и публицист СВ. Максимов. Какова была медвежья потеха до XVI в., неизвестно, но свидетельства последующих столетий говорят о ее большой популярности среди всех слоев населения. Самыми первыми "медведчиками" на Руси были, вероятно, скоморохи. Адам Олеарий не случайно обратил особое внимание на кукольников и вожаков пляшущих медведей. В те же годы нижегородские священники в челобитной на имя патриарха Иосифа жаловались на «игрецов с медведи и плясовыми псицами», которые вместе с другими скоморохами собирались у Печорского монастыря в праздник Христова вознесенья. Медвежья потеха несколько раз упоминается в «Домострое», осуждающем ее как одно из "бесовских угодий", "богомерзких дел", а также в постановлениях и указах тех лет, направленных против всех видов народных развлечений, особенно игрового, массового характера. Несмотря на запреты и гонения, выпавшие на ее долю, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян, бояр, ремесленников и царей - взрослых и детей. Отказаться от обычаев, освященных веками, не так-то легко, и сам царь Алексей Михайлович, издав грозный указ 1648 г., по-прежнему тратил большие деньги на бахарей, народных музыкантов, устраивал медвежьи бои и т.п. А воевода Шереметев самолично жестоко наказал протопопа Аввакума за то, что тот выгнал из села "веселых людей" с медведями. Северное Поволжье на протяжении веков поставляло потомственных пожаков и ученых медведей. Медвежий промысел (для потешных выступлений) был занятием древним, традиционным и б землях Великого Новгорода. Известно, например, что в 1570 г. Иван Грозный, готовясь к предстоящей свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород специального гонца с приказом доставить в Москву скоморохов с учеными медведями. Именно, на Верхней Волге и в Новгородчине особенно был развит культ медведя, о чем до настоящего времени свидетельствуют гербы Новгорода и Ярославля, а также многочисленные на Русском севере речки, острова, селения, названия которых происходят от слова "медведь". На протяжении всего минувшего столетия здесь стойко сохранялись обычаи и поверья, связанные с медведями. Подобное наблюдалось практически у всех народов Европейской части: эстонцев, литовцев, вепсов, хантов, манси, мордвы, коми и др. Почтение, которым окружался медведь, восходит к ранним языческим представлениям о "хозяине леса". В археологии, этнографии, фольклоре можно найти большое количество фактов, говорящих о том, что медведь считался магическим животным. И поводыри используют удерживающуюся в народе веру в чудесную силу медведя, тем более, что и сами они со времен скоморохов слыли чародеями, кудесниками, знающими людьми. Они охотно «лечили» больных. «У кого спина болит - спину помнет, у кого живот болит - горшки накинет, а у кого в боках колотье, он их приколет»,- так рекламировал цыган-поводилыцик лекарские способности своего медведя в одной из казачьих станиц. В глазах крестьян медведь был сильнее нечистой силы, мог, например, отвести беду: если спляшет около дома или обойдет вокруг него, то не случится пожара. Вожаки пророчили здоровье человеку, прикоснувшемуся к медведю или, еще лучше, давшему зверю переступить через себя. Они сулили богатую, счастливую жизнь тому, кто пустил к себе ночевать хозяина с медведем и в чьем сарае остался медвежий помет. Такое отношение отразилось и на прозвищах, которыми награждался медведь-артист. Везде его именовали почтительно-шутливо «Михайло Потапыч» или «почтенный Михайло Иванович господин Топтыгин». Как и когда медведь из могучего хозяина леса, которому поклонялись и которого боялись, превратился в потешное животное? Историки цирка, обращавшиеся к "медвежьей комедии" как к одному из источников современного искусства дрессировки, не без основания полагали, что медведь стал главным четвероногим артистом в России прежде всего потому, что звери эти обильно населяли русские леса и ловить их было относительно просто; медведи легче других хищных животных поддаются дрессировке; стоящий на задних лапах медведь напоминает человека, а это открывает большие возможности для проведения различного рода аллегорий, как сатирических, гак и юмористических. В адрес выступающего Михайло Потапыча можно услышать: «Да и ухватки-то все человечьи! И на лапах-то у него по пяти пальцев, и мычит-то он, словно говорить собирается, а сбоку попристальнее глянешь, словно видал где-то и человека-то такого». В местечке Сморгоны Виленской губернии был организован целый зверинец, в котором пойманные в окрестных лесах медведи проходили "курс обучения". Но, несмотря на то, что сморгонские "учежжи" могли выполнять разные "штуки" и иной раз бывали лучше выдрессированы, чем волжские, по мнению современников, их действия не сопровождались такими остроумными приговорами, какими славились нижегородские сергачи. Между тем благодаря как раз остроумным приговорам медвежья потеха на протяжении веков при-злс;;.ала к себе всеобщее внимание. "Приход вожака с медведем составлял эпоху в деревенской заглушной жизни, - писал в книге "Русские народные картинки" ДА Ровенский. - Все бежало к нему навстречу- и старый, и малый; даже бабушка Анофревна, которая за немоготою уже пятый год с печки не спускалась, и та бежит. Куда это ты, старая хрычовка? - кричит ей вслед барин. Ах, батюшки,- прихлебывает Анофревна, так уж и медведя-то я и не увижу? - и семенит далее... Представление производится обыкновенно на небольшой лужайке. Вожак - коренастый пошехонец; у него к поясу привязан барабан; помощники- коза, мальчик лет 11-12, и наконец главный сюжет- ярославский медведь Михайло Иваныч, с подпиленными зубами и кольцом, продетым сквозь ноздри; к кольцу приделана цепь, за которую вожак и водит Михаилу Иваныча. Ну-ка, Мишенька, - начинает вожак, - поклонись честным господам, да покажи-ка свою науку, чему в школе тебя пономарь учил, каким разумом наградил. И как красные девицы, молодицы белятся, разумеется, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются. Миша садится на землю, трет себе одной лапой морду, а другой вертит перед рылом кукиш - это значит девица в зеркало смотрится. – А как, Миша, малые дети лазят горох воровать.- Миша ползет на брюхе в сторону. А как бабушка Ерофеевна блины на масленой печь собралась, блинов не напекла, только со слепу руки сожгла, да от дров угорела. Ах, блины! Блины! - Мишка лижет себе лапу, мотает головой и охает. А ну-ка, Михайло Иваныч, представьте, как поп Мартын к заутрене не спеша идет, на костыль упирается, тихо вперед продвигается - и как поп Мартын от заутрени домой гонит, что и попадья его не догонит. Миша сперва едва передвигает лапу за лапой, а затем принимается шагать быстро-быстро. Вожак пристраивает барабан, а его мальчик устраивает из себя козу, т.е. надевает на голову мешок, сквозь который вверху проткнута палка с козлиной головой и рожками. К голове этой приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходит страшный шум. Вожак начинает бить дробь, дергает медведя за кольцо, а коза выплясывает вокруг медведя трепака, клюет его деревянным языком и дразнит; Михайло Иваныч бесится, рычит, вытягивается во весь рост и кружится на задних лапах около вожака, это значит: он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак дает ему в руки шляпу, и Михайло Иваныч обходит с нею честную публику, которая бросает туда свои гроши и копейки. Кроме того, и Мишке и вожаку подносится по рюмке водки, до которой Миша большой охотник, если же хозяева тароватые, то к представлению прибавляется еще действие: "А ну-ка, Миша, давай поборемся" - схватывает его под силки и происходит борьба, которая оканчивается не всегда благополучно, так что вожаку иногда приходится и самому представлять, "как малые дети горох воруют," - и хорошо еще если он отделается при этом одними помятыми боками, без переломов". Как видим, в прошлом столетии медвежья комедия жила полной жизнью. Оформилось же представление с ученым медведем, надо полагать, намного раньше. Медвежий бой представлял собой самое обычное зрелище во дворце. Единоборство с медведем как демонстрация силы, ловкости и мужества было особенно популярным в древности. Травля медведей также являлась старинным развлечением. В допетровской Руси, когда игры и зрелища с дикими животными устраивались часто и широко, вожаки с учеными медведями разыгрывали сценки борьбы и травли как комический, смеховой вариант серьезного зрелища, снижая и пародируя его. В тридцатых годах нашего столетия поводыри с учеными медведями исчезли. Кончилась эпоха медвежьей потехи. Отныне медведи выступают в цирках. Категория: Душа Опубликовано: 27.04.2015 18:32 Автор: АдминистраторС первых веков принятия Русью христианского учения представители прежней языческой религии становятся гонимыми и презренными отщепенцами. Они оказываются вне официальной идеологии. Их начинают преследовать княжеские тиуны и бояре , стремясь показать новым духовным владыкам свою лояльность. Жреческое сословие начинает разделяться на тех, кто уходит в леса, чтобы предаваться восхвалению старых богов. Другая часть языческих жрецов идет в народ. Эта вторая часть становится кастой знахарей, шептунов, людей, способными управлять эмоциями простых русичей. Так постепенно появляются на русской земле бродячие кудесники и артисты, которым даются имена скоморохов. Как и волхвы, скоморохи передавали свое искусство веселить или печалить людей из поколения в поколение устно.
О формах и служителях языческого культа единого мнения не было. Известно, что наиболее значительные сведения о волхвах, кудесниках и проч. содержат летописи. Подавляющая же часть летописных свидетельств имеет в виду волхвов, действовавших после принятия христианства. Одно это заставляет относиться к летописным волхвам с осторожностью. Следует помнить, что смена периодов была не резкой, а постепенной, к тому же это были периоды одной естественно развивающейся религии. Новые боги не уничтожали прежних, а заменяли их, постепенно вытесняли, так и не вытеснив их окончательно к моменту принятия христианства. Отсюда и основа для деятельности волхвов в более позднее время. После принятия христианства эта основа стала, в некотором роде, еще крепче. Если действительно жреческие функции непосредственно перед сменой религий выполнялись «старцами» и «старостами», то есть основания предположить, что эти «старцы» и «старосты» приняли христианство одними из первых, ибо их социальное положение обязывало избегать оппозиции к крестившимся верховным властям во главе с князем Владимиром. РУССКИЕ СКОМОРОХИ Скоморохи - русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Точного объяснения этимологии слова «скоморох» нет. Существует два основных варианта происхождения этого слова (первый вариант более вероятен): «Скоморох» - переоформление греч. skōmmarchos «мастер шутки», восстанавливаемого из сложения skōmma «шутка, насмешка» и archos «начальник, вождь». От араб. mascara «шутка, шут». Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV-XVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства. Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление. В XVI-XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70-100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. Кроме скоморошества, эти ватаги часто промышляли разбоем. В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества. На Руси представителями средневековой карнавально-смеховой культуры были скоморохи. Наряду с понятием «святость» на Руси была тесно связана и обратная сторона социокультурной жизни – «смеховой мир». В Западной Европе в средневековье существовали многочисленные шпильманы, жонглеры и пр. Зимой и летом бродили они по городам и селам, плясали и пели, показывали фокусы, дрессированных животных, разыгрывали смешные фарсы. Их можно было увидеть и под сводами феодального замка, и на шумных площадях средневековых городов. В свои пляски они вводили сложные фигуры, головоломные прыжки и поддержки. Танец они соединяли с акробатикой и т. д. Для того, чтобы публика ходила на их представления, им приходилось все время совершенствовать мастерство. Первыми скоморохами на Руси были, возможно, бродячие иноземцы: артисты-мимы, народные музыканты и др., которые быстро «обрусели». Их ряды быстро пополнялись теми русскими «веселыми» людьми, у которых обнаруживался талант к бродяжничеству и шутовству, веселым выдумкам. Считается, что в их число попадали и бывшие языческие жрецы («кудесники»), которые могли показывать «чудеса» (фокусы). Скоморохи были первыми русскими актерами-профессионалами. Важное место в смеховой культуре скоморохов занимали словесные смеховые тексты, скоморошины, даже пародии на церковную службу. Большое распространение в смеховых текстах получило у скоморохов и языческое ритуальное сквернословие. В православии смех считался атрибутом бесов. Таким образом, если святость – это результат пути человека наверх, к Богу, то смеховой мир – это путь вниз, к дьяволу. Православная церковь постоянно преследовала скоморохов, в том числе, и как носителей языческой культуры. Скоморохов били, высылали, сжигали их инструменты и маски. В XVI-XVII веках скоморохи собирались порой в «ватаги» по 60-70 человек. В эти века неоднократно издавались Указы патриархов и царей об их высылке в отдаленные места. В середине XVII века их музыкальные инструменты возами свозились в Москву и сжигались. Традиции русского скоморошества возродились позднее, в ярмарочных представлениях – балаганах. Искусство скоморохов упоминается и в русских былинах. Прямо в гости к морскому царю спускается новгородский гусляр-певец в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко». В этой же опере на пиру у богатых купцов веселые молодцы поют озорную скоморошину. В опере Римского-Корсакова «Снегурочка» скоморохи веселой пляской встречают приход лета. Они же - главные герои в балете Прокофьева «Шут, семерых шутов перешутивший». Старейшим «театром» были игрища народных лицедеев - скоморохов. Однако в родовом обществе они выполняли, надо полагать, совсем иные функции, чем при феодализме, содействуя родовому и племенному сплочению. Скоморошество - явление сложное. Не вполне ясна его ранняя история. Скоморохи не раз привлекали к себе внимание ученых, но при изучении их творчества допускались серьезные методологические ошибки: искусство скоморохов изучалось в отрыве от их произведений, вне общеисторического процесса. Долгое время господствовала культовая точка зрения на происхождение скоморошества. Некоторые ученые, например И. Беляев, А. Пономарев, И. Барщевский, А. Морозов, считали скоморохов своего рода волхвами. Подобная точка зрения ошибочна, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, но, наоборот, вносили мирское, светское содержание. Столь же неверна теория зарубежного происхождения скоморохов , введенная в научный обиход А. Н. Веселовским, А. И. Кирпичниковым и их последователями. Исходя из неправильного толкования термина «скоморох» как якобы термина зарубежного, они делали тот же вывод и относительно самой профессии, забывая при этом о самом главном - об органической связи скоморохов с бытом русского народа и о своеобразии их искусства. Позднее была предложена теория национального происхождения термина «скоморох». Изучение экономики, культуры, и в частности ремесел Древней Руси, дает исследователю ключ к изучению истории скоморохов. Скоморошить, то есть петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью. «Всяк спляшет, да не как скоморох», - говорит русская поговорка. Так постепенно создавалась почва для того, чтобы искусство скоморохов в дальнейшем сделалось их профессией, ремеслом. Феномен скоморошества в Древней Руси неразрывно связан и органически вытекает из всего развития общества от родовой общины и до современного государственного устройства. Это неотъемлемая часть русской культуры, рожденная самим народом и служившая людям, обеспечивая потребность человека в самовыражении и совершенствовании. Как исконно народное явление, скоморошество представляет нам образец естественного, ненасильственного, неидеологизированного развития творческой сущности народа. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?