Главная - Невербальное общение
Национально культурные традиции алтайского края. Традиции семейного воспитания у алтайцев

SHARES

По данным Управления по вопросам миграции МВД России по КБР с 2011 по 2017 год из Кабардино-Балкарии выбыло 37 146 чел. Ежегодно в среднем выбывает 5 306 человек! При этом на место выбывших из республики коренных жителей за последние несколько лет в КБР прибыло не менее 17-18 тыс. турок-месхетинцев. Ни один из местных этносов не знает столь быстрого роста населения. Они поменялись местами с осетинами, заняв четвертое место по численности населения в КБР.

НАЛЬЧИК, 30 апреля, Caucasus Times. Миграционные процессы в КБР имеют свои особенности в отличие от промышленно развитых городов и регионов страны. Это связано не только с природными и географическими отличиями, но и другими не менее важными факторами.

Во-первых, КБР является одним из самых плотно заселенных регионов России. Здесь на площади 12,5 тыс. кв. км., 1/3 которой занимают леса и горы, по данным переписи 2010 года проживает 893 800 человек. В зависимости от районов на 1 кв. км.проживает от 80 до 180 человек. В среднем почти 80 человек. По России показатель плотности населения на 1 кв. км составляет 8,4 человека. Отсюда видно, что плотность населения в республике 10 раз превышает среднероссийский показатель.

Во-вторых, республика с памятного всем распада СССР и начала полномасштабного системного кризиса по сегодняшний день является трудоизбыточным регионом. В 2009 году это послужило формальным поводом отказа Правительства КБР от участия в федеральной программе, дававшей возможность возвращения «соотечественников, проживающих за рубежом».

Министр экономического развития и торговли господин Мусуков А. обосновал свой отказ, сославшись на «высокий уровень безработицы» (около 20% экономически активного населения) и отсутствия потребности «в привлечении дополнительной рабочей силы из-за рубежа». По тому, какой линии он придерживается до сих пор (ныне он председатель правительства КБР), есть основание думать, что его беспокоили не экономические и социальные проблемы, а легко угадываемые политические соображения.

За последние три десятилетия характер демографических потоков в Кабардино-Балкарии сильно изменился как по национальному составу, так и по степени интенсивности. В 50-70-х годах в КБР массово приезжало русскоязычное население. Это было связано с бурным развитием промышленности: машиностроения, приборостроения, строительной индустрии и т.д.

В 1964 году в сел. Хасанья на постоянное жительство прибыли первые семьи турков-месхетинцев. В 1969 году с согласия руководства республики группа турок-месхетинцев числом 25 семей (по другой версии 350 человек) поселилось в сел. Псыкод Урванского района. Большинство турок прибыло в республику, в том числе и в сел. Нартан в 1970-1980 годах. Тогда же небольшие группы турок стали проникать в соседние регионы: Северо-Осетинскую республику, Ставропольский и Краснодарский края. Первые турки рассматривали Северный Кавказ как промежуточный этап пути на родину.

В КБР туркам отвели приусадебные земли, обустроили во всех отношениях, чтобы они адаптировались к местным условиям. В 2012 году их количество достигло по официальным данным 13 334 человек . К настоящему времени их не менее 17-18 тыс . Ни один из местных этносов не знает столь быстрого роста населения. Они поменялись местами с осетинами, заняв четвертое место по численности населения в КБР.

С 90-х годов наряду с турками-месхетинцами в республику стали прибывать азербайджанцы, армяне, цыгане, чеченцы. В то же время в эти годы из республики в массовом порядке выехали немцы и особенно много горских евреев, о чем с сожалением вспоминают многие старожилы города Нальчика.

Во время Отечественной войны 1941-1945гг. кабардинцы защитили еврейские семьи от немецких оккупантов, но в 90-х годах не смогли защитить от рэкетиров, которые их вытеснили.

Для таких перемещений населения по этническому и социальному признаку имелись серьезные причины как объективного, так и субъективного порядка. В целом надо заметить, что эти изменения, вопреки утверждению миграционной службы, стали серьезно сказываться не только на демографической обстановке в республике, но и на проблемах социокультурного и национально-культурного характера.

По мнению большинства экспертов на современном этапе главными причинами миграционных процессов, особенно оттока населения, являются социально-экономические факторы. Прежде всего, это начавшиеся с 90-х годов прошлого столетия деиндустриализация и кризис в аграрном секторе экономики, которые привели к избытку трудоспособного населения на местах. Отток трудоспособного населения прямо связан с безработицей, с невостребованностью специалистов в экономике республики.

В поисках работы в 2010 году из республики выехали 4 736 чел., что на 19% превышает уровень 2007 года. В последующие годы это тенденция усилилась. По данным Управления по вопросам миграции МВД России по КБР с 2011 по 2017 год из республики выбыло 37 146 чел. Ежегодно в среднем выбывает 5 306 человек! Уезжают трудоспособные люди в возрасте от 20 до 45 лет из городов и сел КБР в другие города России и за рубеж.

По национальности в основном это русские, кабардинцы и балкарцы. По неофициальным данным за пределами республики на заработках находится более 100 тыс. человек. Это слишком много для маленькой Кабардино-Балкарии.

На этом фоне угрожающий характер приобрел массовый, практический неконтролируемый процесс иммиграций в республику турков-месхетинцев, цыган и др . В 2016-2017гг. в Кабардино-Балкарию прибыло одних только турок 488 человек. Это официально зарегистрированные в Управлении по вопросам миграции МВД России по КБР. На встречах с представителями муниципальных органов власти Прохладненского, Майского и Урванского районов выяснилось, что находящихся «в гостях» у родственников годами довольно много. Да, республика гостеприимная, кабардинцы, балкарцы и русские в своих отношениях толерантны к другим национальностям и культурам. Они всегда готовы помочь тем, кто нуждается в помощи и поддержке, если в этом есть реальная необходимость. Поэтому КБР стала многонациональной еще со времен царизма. Но рамки гостеприимства и поддержки не могут быть беспредельными во все времена. Об этом свидетельствуют события в Ферганской долине 1989 года и в Краснодарском крае 90-х годов.

Сегодня турки-месхетинцы живут почти во всех равнинных районах и в городе Нальчике. В Урванском районе — в таких сельских поселениях как Псыкод, Шитхала, Марзох, Черная Речка и г. Наркала; в Прохладненском районе — в с/п Пролетарское, Виноградное, Ульяновское, Прогресс, Красносельское, Степное, Гвардейское, Дальный; в Майском районе – в с/п Славянское, Красная Поляна, Заречное, Правоурванское, Кабардинка, Калдрасинское, Сарский, Ново-Курский, Ново-Ивановское; в Терском районе – в с/п Новая Балкария, Красноармейское, Опытное, Куян; в Чегемском районе – в с/п Нартан, Чегем-2; в Лескенском районе – в с/п Ероко, и Лескен-2. Как заметил один из ветеранов труда из Майского района, турки, как потомственные земледельцы, целенаправленно обосновались в КБР в местах, где находятся самые плодородные земли.

Наибольшее количество турков-месхетинцев приходится на Прохладненский, Майский и Урванский районы. По данным переписи 2010 года в Прохладненском районе в с/п Дальный из 960 жителей 209 (22%) являются турками-месхетинцами, в с/п Пролетарском из 2 394 жителей 586 (24,4%) турки-месхетинцы, в с/п Ульяновском из 1 444 жителей 767 (57%) турки-месхетинцы и т.д. В самом районном центре Прохладном проживает довольно большое количество мигрантов последнего времени. Об интенсивности миграции в Прохладненском районе свидетельствует тот факт, что в 2009 году сюда прибыло 185 человек, в 2010-м – 360, в 2011-м – 730, в 2015-м – 254, в 2016-м – 285, в 2017-м – 269.

По официальным данным ежегодно в этот район прибывает в среднем 60 человек турецкого происхождения. В общей сложности здесь проживает более 5 тысяч турок-месхетинцев. Отсюда видно, что в этом районе количество мигрантов растет очень быстрыми темпами, но уезжает еще больше из числа русского населения, в среднем от 250 до 300-330 человек в год.

В Майском районе в выше указанных поселках проживает от 5-6 до 20-25 турецких семей (дворов) в каждом. Они заселили даже поселки и отдельные дома при железнодорожных станциях, в которых раньше проживали исключительно русские семьи. Здесь их общее количество достигает более 4 тысяч человек. В 2017 году количество турок, прибывших в Майский район составляет 82 человека, тогда как покинуло его 232 русских. Это при том, что в этом районе к концу 2017 года было 5 099 безработных. Здесь уже нет работающих предприятий промышленности. Социальное самочувствие русского населения, как и в Прохладненском районе, катастрофически ухудшается с каждым годом.

Кстати сказать, в Прохладненском и Майском районах институты гражданского общества слабо развиты. Здесь нет активных общественных организаций, отстаивающие социально-экономические интересы своего населения. Деятельность всякого рода советов при муниципальных органах власти мало эффективна. А более организованные казаки заняты только своими корпоративными (экономическими и сословными) интересами. Органы местного самоуправления сельского звена со своими мизерными бюджетами настолько беспомощны, как и в других районах республики, что не могут существенно повлиять на ситуацию. Поэтому в условиях деиндустриализации районных центров и республики в целом, русские, не выдерживая конкуренцию с мигрантами за жизненные ресурсы в аграрном секторе экономики и торговли уезжают в другие российские регионы в поисках работы по профессии в сфере промышленного производства. Туркам не смогли составить конкуренцию не только русские, но и корейцы, труд которых с давних пор был востребован в Прохладненском, Майском и Урванском районах. Поэтому их отъезд из названных районов тоже стал знаковым событием последних лет(см. таблицу на 7 стр. данной статьи).

В Урванском районе по данным последней переписи проживало 3 690 турок. Сегодня их стало еще больше. В одном только кабардинском селе Псыкод из 380 дворов (1 824 чел.), 230 дворов (1100 чел.) являются турками (около 70%).

Соотношение рождаемости между кабардинцами и турками в данном селе 1:5. Ежегодно кабардинцы в этом селе справляют 3-4 свадьбы, тогда как турки -40-42. По данным 2010 года в местной школе обучалось 238 учащихся (сейчас их больше), из которых турки составляют более 70%.

И в районном центре, в Нарткале, есть дошкольные учреждения, где в отдельных группах дети турков-месхетинцев составляют 40-50%. В 2012 году администрация пос. Псыкод выделила сельчанам под индивидуальное строительство 4 участка земли. Они достались туркам, хотя на очереди стояли остронуждающиеся коренные жители. При таких условиях не мудрено, что мигранты ассимилируют коренное население, а не наоборот, как это обычно бывает в жизни.

По данным экспертов в республике достаточно много мигрантов, не имеющих прописки и регистрации. В целом учет турков-месхетинцев осложнен тем, что до переписи 2002 года они не учитывались как турки-месхетинцы, так как записывались азербайджанцами и грузинами. Лишь в ходе переписи 2002 года в связи с тем, что этничность учитывалась по самосознанию, появилась такая этническая группа как турки-месхетинцы. Последние несколько лет турки-месхетинцы предпочитают идентифицировать себя просто турками. Поэтому мы сегодня имеем сведения только о тех, кто имеет постоянную прописку и называет себя турком. А превращения в их этническом самоназвании связано с политической конъюнктурой за рубежом. Для получения финансовой подпитки из Турции удобнее быть просто турками. Кстати сказать, Турция готова принимать на льготных условиях всех турок со всего мира, в том числе из России, как этнически близких по происхождению. По данным интернет-сайтов десятки тысяч турок вернулось на историческую родину из Краснодарского края, Украины, Америки и разных регионов России, которым предоставляются гражданские права как переселенцам, добротные квартиры в специальных новостройках.

В КБР по настоящее время продолжается тенденция массового оттока русских, кабардинцев и балкарцев в российские города и регионы и довольно большого притока турок и цыган.

В целом население КБР за 7 лет после переписи 2010 года сократилось на 21 610 человек. В плюсе только мигранты турецкой национальности. На эти показатели мы делаем акцент по следующим, на наш взгляд, важным причинам: Во-первых , этот процесс приобретает необратимый характер, что может со временем привести к заметному дисбалансу между коренными жителями и мигрантами. Превышение порога, то есть оптимальных соотношений между численностью мигрантов и субъектообразующими этносами грозит существенным ухудшением социального самочувствия коренного населения. Во-вторых , высокий отток молодежи и производительного населения уже начал приводить к деформации в возрастной структуре местных жителей. То есть население республики стареет (в 2018 году на очередном заседании Парламента КБР прозвучала, что «каждый год наша республика стареет на полтора года»), рождаемость уменьшается. В январе-сентябре 2017 года по сравнению с позапрошлым годом количество родившихся в целом по республике сократилось на 10,5%. В некоторых районах еще больше. Со временем может стать, что пенсионеров будет больше, чем работающих. В-третьих , снижается интеллектуальный уровень населения республики, так как уезжает наиболее образованная и деятельная часть населения. Значительная часть молодежи после окончания престижных вузов страны, как правило, не возвращается из-за того, что в республике нет возможности трудоустроиться. На их место прибывает к нам, как правило, малограмотное(не знающие даже русского языка) и неквалифицированное население. Это приводит к накоплению в республике в целом малообразованной части молодежи и невостребованного количества рабочей силы. В-четвертых , в условиях трудоизбыточности республики, неконтролируемый приток мигрантов к нам в любом варианте не выгодно. Дело в том, что труд мигрантов находит применение в основном в земледельческом производстве, на субарендных землях и на сезонных работах. Поэтому они не становятся налогоплательщиками, за пользование землей они платят только основным арендаторам, т. е. местным олигархам. От них республика(государство) не получает отчислений ни в налоговую службу, ни в пенсионный фонд и т. д. Но при этом они пользуются всеми социальными благами общества и со временем пополняют, как и все другие граждане страны, число пенсионеров по возрасту. Таким образом, Кабардино-Балкария активно участвует в образовании «дыры» в пенсионном фонде страны.

Среди других факторов, которые влияют на социальное самочувствие коренного населения, особенно русского, в связи с миграционными процессами в Прохладненском, Майском и Урванском районах, эксперты называют: подорожание на рынке недвижимости, напряженность на рынке труда и торговли, увеличение коррупции и т. д. Они же считают, что по сравнению с прошлыми годами, религиозный экстремизм стал одним из факторов общественной безопасности.

В последнее время на бытовом уровне участились также конфликты между молодежными группами мигрантов и местных жителей. Пока что подобного характера конфликтные ситуации удается гасить местными органами правопорядка, не придавая их широкой гласности. Но есть опасность возникновение в будущем и других общественно опасных (резонансных) событий.

У местных жителей выше указанных районов сложилось устойчивое мнение, что турки все жизненные вопросы, в том числе земельные, места на рынках и в детских учреждениях, прописки, оформление прав собственности и другие решают успешно по коррупционной схеме. Поэтому в конкурентной борьбе за жизненные ресурсы турки оказываются в лучших условиях, чем местные жители. Это тоже одна из причин, почему русские покидают республику. Чтобы удержать их, предпринимаемые местными властями меры оказываются недостаточными. А федерального уровня структуры похоже, что смотрят на эту проблему по принципу, «чем хуже, тем лучше», обвиняя при этом коренных жителей в выдавливании из республики этнических русских.

Ж.А. Калмыков, к.и.н., член Общественной палаты КБР, специально для Caucasus Time s

О том, как меняется демографическая обстановка в КБР в результате миграционных процессов говорят цифровые данные следующей таблицы:

Сведения о внешней миграции населения в КБР за 2011-2017гг.

(без учета выбывших и прибывших из стран Ближнего и Дальнего зарубежья)

По национальности 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. В течение 7 лет
Выб Приб Выб Приб Выб Приб Выб Приб Выб Приб Выб Приб Выб Приб Выб Приб +
Русские 3176 2374 4181 1078 3847 1294 3262 1110 2946 947 2799 1079 2415 1200 12644 9082 3562
Кабардинцы 876 471 1034 431 1181 319 1006 431 998 380 1030 418 1014 483 7109 2933 4176
Балкарцы 293 193 265 120 319 103 213 94 231 110 219 111 160 87 1700 818 882
Турки 116 229 128 180 112 112 128 202 148 193 124 192 112 237 868 1355 487
Корейцы 159 32 96 52 131 39 56 44 137 53 131 58 87 58 896 336 560
др. национальности 13929 1484 12545

Северокавказская республика была образована в советское время из исторических территорий соседних народов Кабарды и Балкарии, по принципу хороший сосед - лучше, чем дальний родственник. Поскольку кабардинцы и балкарцы - это не родственные народы и их языки относятся к разным языковым группам. в последние три года понемногу растет, в основном, за счет естественного прироста.

Общая информация

Республика расположена на северных склонах Большого Кавказа, в его центральной части. Соседствует с такими российскими регионами, как Ставропольский край, Карачаево-Черкесия и Северная Осетия - Алания, на юге граничит с Грузией. Занимает территорию площадью 12 500 кв.км.

Плотность населения Кабардино-Балкарии составляет 69,43 чел./км 2 (2018 г.). Она занимает 10 место по этому показателю в России. Жители проживают по большей части в городах (Нальчик, Баксан, Прохладный), на равнинной и предгорной местности, на территории, расположенной выше 2500 метров над уровнем моря, никто не живет.

Образование республики

Два соседних народа по прихоти советской власти существовали сначала в одной автономной области (с 1922 года), а потом в составе одной автономной республики (с 1936 года). Даже «эпидемия разделения» после развала СССР не смогла разрушить этот союз.

С 1944 по 1957 год республика именовалась Кабардинской АССР, потому что балкарцы были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию. В 1956-1957 годах решение о репрессиях в их отношении были признаны незаконными. Балкарцам разрешили вернуться на Родину. Республика вновь стала Кабардино-Балкарией, в национальном составе населения вновь стали доминировать два кавказских народа.

История вхождения в состав России

Даже история вхождения в состав России, у кабардинцев и балкарцев совершенно разная. Кабардинцы воевали за свою независимость с 1763 по 1822 год. Когда российские войска под командованием генерала Ермолова окончательно заняли Северный Кавказ, по некоторым оценкам, население Кабардино-Балкарии уменьшилась с 300 до 30 тысяч человек. Большинство погибли в сражениях, многие умерли от эпидемии чумы, другие ушли в другие регионы Кавказа. Окончательно большая часть Кабарды была включена в состав Российской империи в 1825 году.

Балкарцы вошли в состав России в 1827 году, подав прошение от всех своих общин о вхождении в состав империи при условии сохранения древних обычаев, мусульманского вероисповедания, сословной структуры. С этого времени аманаты (заложники) из числа балкарской знати находились в русских крепостях, потом многие из них воевали в составе царской армии.

Население

Через четыре года после образования автономной области в 1926 году, численность населения Кабардино-Балкарии составляла 204 006 человек. По последним довоенным данным 1931 года в республике проживало 224 400 граждан. Население стало увеличиваться во многом за счет специалистов, прибывающих из других регионов Советского Союза.

В военные годы значительная часть республики была оккупирована немцами, многие ее жители воевали в составе Красной Армии. В конце войны была проведена депортация балкарцев. Поэтому сколько населения в Кабардино-Балкарии проживало в те времена, установить точно не удалось. По первым послевоенным данным 1959 года, в регионе было зарегистрировано 420 115 человек. По национальному составу, наибольшую долю занимали кабардинцы - 45,29 % от числа жителей республики, далее русские - 38,7 % и балкарцы - 8,11 %. Изменение пропорций в национальном составе связано, во-первых, с индустриализацией, ведь тогда в республику приезжало много русских специалистов, во-вторых, многие балкарцы остались в местах депортации.

В дальнейшие советские годы численность населения республики Кабардино-Балкарии быстро росла. Уже в 1970 году в ней проживало 588 203 человека. Количество жителей увеличивалось как за счет естественного прироста, так и за счет большого миграционного притока. В постсоветское время максимального значения показатель достиг в 2002 году. Тогда, согласно переписи, численность населения составляла 901 494 человека. В последующие годы, вплоть до 2015, население Кабардино-Балкарии в основном уменьшалось. Это было связано с неблагополучной экономической ситуацией в регионе. Люди уезжали на заработки в центральные регионы страны. Согласно данным 2018 года, в республике проживает около 865 828 человек. Национальный состав изменился незначительно, преобладающие группы - это по-прежнему кабардинцы, русские и балкарцы.

Обобщенное название «алтайцы» объединяет несколько племен: южные алтайцы — телеуты, теленгиты, телесы и северные алтайские — тубалары, челканцы, кумандинцы .

Большая часть алтайцев всю свою жизнь проводила в походах. Они охотились, пасли скот. Поэтому и свой быт племена приспособили к кочевой жизни, окружив себя удобными для этого предметами.

Среди вещей, которые постоянно присутствовали в жизни мужчин-алтайцев, были сверло для работы по металлу (при необходимости работы с железными деталями) и специальный топорик — тесло. Археологические данные свидетельствуют, что изначально тесло использовали как боевое оружие, ведь боковая узкая грань давала резкий удар. Лишь спустя годы его стали применять, например, для долбления дерева. Именно так мужчины изготавливали деревянную посуду для всего семейства. Обычно для изготовления посуды выбирали березу, часто использовали кап — наросты на березах. Согласно традициям, деревянную посуду могли изготавливать только мужчины, а вот за кожаную отвечали женщины.

Специальные курительные трубки и кисет занимают особое место в нашей экспозиции. Алтайцы курили повсеместно с детских лет. Пагубная привычка была делом обычным как среди мужчин, так и среди женщин. Кисеты изготавливали из замши, украшали типичным алтайским орнаментом.

Единственный предмет в нашей экспозиции, имеющий отношение к искусству, — топшур — музыкальный инструмент, который внешне очень похож на балалайку. При игре держится он точно так же, две струны изготавливали из скрученного конского волоса. Обычно кайчи (исполнитель-мужчина), используя топшур, исполнял песенные сказания. Кстати, исполнительское мастерство по значимости приравнивалось к таланту шаманов.

Одной из важнейших традиций было уважение наследственности. Счет родства велся только по отцовской линии. Родство велось вплоть до 7-го или 9-го колена. Считалось, что мужчина дает потомству кости, а женщина — мясо. Кость ценилась больше, имелось в виду, что генетика потомства передается только по отцовской линии. Поэтому табу на браки между родственниками по отцовской линии всегда соблюдалось. А вот по материнской линии таких жестких норм не было.

Каждый отцовский род имел свой родовой знак — тамбу, который восходит к тотемным представлениям о том, что когда-то предками данных племен были животные. Поэтому каждый род чтит свое животное. Этим знаком клеймили животных, ставили его на кожаной посуде, войлочной одежде, деревянных деталях — знак собственности при отсутствии письменности давал четкое представление о человеке.

По традиции алтайцы-кочевники перемещались вместе со своими жилищами. А вот когда они присоединились к Российской империи, то перемещаться по царским землям стало незаконным. Земли, по которым кочевать было разрешено, четко отделили от кабинетных, а знаком границ служили межевые столбы. В 60-е годы прошлого века один такой межевой столб был привезен в Бийский краеведческий музей и теперь представляет собой по-настоящему уникальный экспонат.

Людмила Чегодаева, научный сотрудник БКМ им. В. В. Бианки

Алтай - это живой дух, щедрый, богатый, исполин -

великан... Туманы, его прозрачные мысли, бегут во все

стороны мира. Алтайские озёра - это его глаза,

смотрящие во вселенную. Водопады и реки его - речь и

песни о жизни, о красоте земли, гор».

Г.И.Чорос-Гуркин


Окружающий мир народ видит таким, какой он есть в действительности, точнее, вечным, величественным, раз и навсегда данным, но не застывшим, а находящимся в движении, изменении и преобразовании. Отношение человека к природе, обществу, вселенной, и наконец, самому себе эти понятия формируются в человеке издревле, заложенные в нём генетически. В последнее десятилетие вобщественном сознании природоохранные проблемы вышли на одно из первых мест.

Почитанием окружающего мира проникнута вся жизнь алтайского народа. Связь с природой отражены в верованиях и представлениях, где видное место занимает - обожествление, где есть элементы направленные на охрану растительного и животного мира.

Экологические знания передаются из поколения в поколения через обряды, традиции. Древние наши предки освоили мир на уровне своего мифа поэтического мышления. По их представлению окружающий мир существует в гармонии с человеком, об этом свидетельствуют обычаи, традиции, ритуалы, сохранившиеся до сегодняшнего дня: поклонение небу, почитание объектов природы - гор, рек, озёр, деревьев. Согласно миропониманию древних тюрков окружающий мир понимается как единое целое, а человек в нём лишь частица вселенной. Вся природа Алтая остаётся святым храмом, о чём свидетельствуют ритуалы, обычаи, совершаемые на перевалах, привязывание ленты на деревья, окропление Алтая молоком, угощение едой духов Алтая. По мировидению алтайца всё окружающее имело своего хозяина. В стихотворении С.Суразакова «Хозяин гор» говорится:


«На вершинах гор не говори, не кричи

Будь молчалив как камень,

Не серди хозяина горы...»


Дух Алтая вечен, всемогущ, свят и требует особого почтенного отношения к себе. Хочет или не хочет, человек должен согласовывать действия с ним.


Все мы молимся нынче

Великому духу Алтая,

Чтоб кедровник шумел,

Чтобы реки остались чисты.

Там на скалах архары,

Мне хочется слышать их топот,

Пусть и ирбис,

Не будет испуган,

И загнан людьми...


Так сказано в стихотворении П.Самыка «Молитва духу Алтая».

Экологические проблемы выдвигаются одновременно с этническими и этическими. В местной этнической, национальной культуре отражён экологический опыт, взаимодействие человека с определенной природно-ландшафтной средой. Природоохранные традиции, веками закрепляемые в памяти наших предков ещё не забылись полностью и сохранились у нас в глубинной памяти на уровне генотипа. Природные условия в которых развивался народ оказали сильнейшее влияние на формирование культуры и традиции. Всё это есть спасительная нить в экологическом воспитании подрастающего поколения.

В коренных традициях и образе жизни, в единстве с природой заключается самая естественная форма экологического воспитания поколения. Например, в Японии воспитано почитание природной красоты, философичность и своеобразие понимания основ мироздания, бережное и любовное отношение к любому предмету окружающего мира. Стремление не потерять контакты с природой отложили отпечаток на поведение, образ жизни целой цивилизации.


Обряд посещения целебных источников - Аржан суу.


Если вы отдыхаете у аржан-суу или у реки, то может приползти змея. Её по алтайскому поверью нельзя убивать, прогонять потому, что именно она и есть дух воды. Ведь недаром во всех легендах, мифах, сказках древние сокровища охраняют змеи.

К поездке на аржан готовятся заранее. В канун поездки припасают пищу: пекут из пресного теста в сметане лепёшки (теертпек), готовят свежий талкан и специальные молочные продукты: быштак, курут, capjy.

Поездки на аржан совершаются только в новолуние и определенные часы дня. Самым благоприятным считается время с 12 до 2 часов дня. К поездке обязательно готовят (Jалама) ленточки (белого, жёлтого, голубого цветов). От ткани не берут край, его обязательно обрывают и сжигают в доме на очаге. Ленты не должны превышать ширину в один палец руки человека, отрывают их от куска ткани только вручную. ДляJалама нельзя использовать платки, шёлк, шерстяные ткани. По дороге к источнику едут тихо, спокойно. На пути нельзя ничего ломать, убивать, охотиться, рыбачить. За всякими нарушениями по дороге следит якобы хозяин (ээзи) аржана.

По приезду со стороны востока устанавливается очаг. Привязывают Jалама к деревцам возле очага с восточной стороны, сопровождая благопожеланиями.

После этого можно идти к аржану, вымыть руки, взять воды для варки чая. Воду берут не от истока, а подальше, если так не сделаешь, то хозяин аржана скажет, что воду берут из его рта. Вскипятив чай, раскладывают пищу на чистых подстилках. Чай, мясо на аржанах варят без соли, она считается ядом для хозяина аржана.

Чай кипятят с добавлением талкана. Свежевскипячённым чаем главы семей угощают огонь. Затем в чашки наливается молоко, и ложкой кропят 3 раза в сторону аржана и вокруг очага. Все собравшиеся поворачиваются лицом к источнику и кланяются. Оставшееся молоко пробуют все члены семьи. После этого все размещаются возле очага, делается угощение аржану. Поев, идут к аржану, трижды пьют из него воду. После этого пьют чай, едят. Перед отъездом кладут в аржан пуговицы, монетки (медные не разрешается). У огня остаются один или два человека, ожидая, когда он совсем потухнет. Поднося монетку, пуговицы обязательно кланяются.

Так народ почитает один из природных объектов - аржан.


Поклонение перевалам, священным деревьям


Таким же образом почитаются перевалы, горы. Считается что у гор, перевалов есть свои хозяева (ээзи), и они следят, как человек относится к природе.

Священное дерево у алтайцев имеет сакральное значение. Ленточка одна выше, другая ниже, это значит, не должно быть как негатива, так и позитива, не впадать в крайности, выбираем середину и привязываем. Это значит, связь неба, земли и космоса. Мы едины и нет разницы, что в верху, то и внизу. Почему ленточка священна? Перед тем как привязывать её - мы молимся, т.е. концентрируем своё внимание на добрых мыслях, и как бы благословляем не только свою жизнь, мы благословляем весь окружающий мир, заботимся о человечестве и мы оставляем свои мысли, мыслеформы, а мысль -энергия, она материальна. И вот оставив свои благопожелания, мысли, и импульсы распространяются во Вселенной и возвращаются обратно к нам в виде удачи, здоровья, благоденствия народа.

У алтайцев есть пословица: если тебе плохо, если тебе трудно, то надо перейти большую реку, перевалить большой перевал. О чём это говорит? Вот мы поднялись на перевал, здесь стоит дерево, на нём веточки с ленточками: белые, голубые, жёлтые. Белый цвет — это светлые мысли, благопожелания, жёлтый - с землёй связано, а голубой - символ неба. Но нельзя привязывать на деревьях пёструю с полосками ленту, особенно запрещается привязывать чёрную ленту, т.к. чёрный цвет -символ зла Эрлика.

Алтайцы - этническая группа, включающая в себя народности: телеуты, теленгиты или телесы, кумандинцы, тубалары. Алтайский народ подразделяется на 2 группы - южные и северные. Южные алтайцы говорят на одноименном языке, который до 1948 годы назывался ойратским. Этот язык относится к кыргызско-кыпчатским группам тюрских языков. Представителями южных алтайцев считаются жители Кемеровской области - телеуты, и люди, живущие около Телецкого озера - телесы.

Северные алтайцы разговаривают на североалтайском языке. Представителями этой группы являются жители кумандинцы - люди, живущие в районе среднего течения реки Бии, челканцы расположились около бассейна реки Лебедь, а тубалары являются коренным населением, живущим на левом берегу реки Бии и на северо-западном берегу Телецкого озера.

Культура и быт алтайского народа

Как говорилось выше, алтайский народ подразделяется на северных и южных алтайцев. Хозяйство южных алтайцев зависело от природного богатства их территории. Они жили в горностепных районах, поэтому большинство жителей здесь занималось скотоводством. А вот северный алтайцы, проживающие в горах и тайге, были прекрасными охотниками. Сельское хозяйство являлось объединяющим фактором южных и северных алтайцев. Это занятие играло немаловажную роль для обеих групп.

Если говорить о том, как жили алтайцы в те времена, то ничего особенного не отметишь. Они проживали в разбросанных по местности поселениях. На территории находилось всего несколько построек.

Само жилище выстраивалось в зависимости от местности и социального положения семьи. Южный алтайцы чаще всего выстраивали войлочно-решетчатую юрту и алканчик. Другие представители алтайского народа жили в деревянном квадратном доме, стены которого были направлены внутрь, он назывался айлу. А к началу 20 века постройки алтайцев все больше стали походить на традиционные русские избы.

Национальная одежда северян и южан также отличалась. Южные алтайцы предпочитали носить длинные рубахи с широкими рукавами, длинные и также свободные штаны, шубы в пол, которые одевались мехом во внутрь. Шубу было принято подпоясывать куском ткани и носить круглый год. Если лето выдавалось очень жарким, шубу заменяли суконные халаты с цветным воротником. Помимо этого женщины сверху надевали безрукавку. Национальной обувью считаются высокие сапоги. А национальным головным убором считается цветные округлые шапки с побритым мехом барана.

У северян национальный костюм должен быть пошит из качественного материала. Зачастую они сами ткали нити, изготавливали ткань и шили себе наряды. Это были холщевые рубахи, широкие штаны. Поверх этого надевалась рубаха, больше напоминающая халат. Воротник и рукава костюма были вышиты цветным орнаментом. Головы женщин покрывали платки.

Традиции и обычаи алтайского народа

Алтайцы очень духовный народ, они верят в то, что у всего есть душа: у камня, воды, дерева и других неодушевленных предметов. Алтайцы благодарят очаг за подаренное тепло и вкусную пищу. Женщины зачастую благодарят огонь, одаривая его приготовленной выпечкой и мясом. Они бережно и с уважением относятся к огню, поэтому никогда не сжигают в нем мусор, не плюют и не переступают через него.

Вода для жителей Алтая является источником сил и целителем. Люди верят в то, что в водных глубинах находится дух, способный вылечить от любой болезни и одарить бессмертием. Святыми местами считаются аржаны - горные источники, - к которым можно подходить только в сопровождении целителя.

Также интересен обряд бракосочетания. Молодые должны вылить в очаг юрты жир, бросить туда немного чая и выплеснуть немного араки, алкогольного напитка. Тогда их брак будет благословлен природными силами.

У каждого алтайского рода есть своя священная гора. Там живут духовные защитники, предки их рода. Для женщин посещение этой горы находится под строгим запретом, запрещено даже стоять босой у подножья этой святыни. При этом отношение к алтайской женщине очень уважительное и бережное, ведь она является сосудом, источником жизни, который мужчина должен оберегать.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS