Главная - Невербальное общение
Сохраним памятники культуры родного края и отечества. Проект-экскурсия «Памятники нашего края

Память – это не только фотографии в семейных альбомах. Это сама наша земля, наша Родина, её бескрайние поля, её погосты, её памятники, без которых человек беден как внутренне, так и внешне. Хочется сказать о памятниках культуры и природных памятниках, которые есть почти в каждом городе, посёлке, селе. Раньше они были заботливо, с любовью ухожены. Сейчас же, к сожалению, кое – где памятные места нашей малой Родины превратились в «беспамятные», ветхость и запустение стало их бедой. Такое положение нельзя оправдать никакими экономическими трудностями. Ведь отношение к памятным местам всегда определяло степень культуры общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Привет тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями.

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутолимый.

Среди зимы и в летний зной

Привет тебе мой край родной.

Память – это не только фотографии в семейных альбомах. Это сама наша земля, наша Родина, её бескрайние поля, её погосты, её памятники, без которых человек беден как внутренне, так и внешне. Хочется сказать о памятниках культуры и природных памятниках, которые есть почти в каждом городе, посёлке, селе. Раньше они были заботливо, с любовью ухожены. Сейчас же, к сожалению, кое – где памятные места нашей малой Родины превратились в «беспамятные», ветхость и запустение стало их бедой. Такое положение нельзя оправдать никакими экономическими трудностями. Ведь отношение к памятным местам всегда определяло степень культуры общества. Давайте оглянемся вокруг: достойны ли мы именоваться культурной нацией? А.С.Пушкин писал:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Хочется достучаться до сердца каждого человека, хоть немного любящего свой родной край. Ведь только все вместе, объединившись, мы можем сохранить те частички мемориальных и памятных мест, которые ещё не пострадали от бездушного и безжалостного варварского отношения .

На территории нашего родного края известно 2570 объектов культурного наследия, отражающих историю Ульяновской области. Из них 452 относятся к памятникам истории, 1568 - к памятникам архитектуры, 550 - к памятникам археологии. В настоящее время на территории Ульяновской области поставлено на государственный учёт 32 объекта федерального, 261 - регионального, 34 - муниципального значения и 2243 выявленных, но еще не продиагностированных объектов культурного наследия. Памятники истории Ульяновской области связаны с периодом постройки первых русских крепостей и засечных черт, с военными действиями и крестьянскими восстаниями, с жизнью выдающихся государственных, политических и общественных деятелей, учёных, писателей, художников и поэтов.

Особое значение для истории нашего края имеют памятники, связанные с жизнью выдающейся личности XX века Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Среди них дом, где жила семья Ульяновых, дом-квартира семьи Ульяновых, флигель дома-квартиры семьи Ульяновых, которые являются украшением областного центра и привлекают туристов со всех концов света. А в центральной части областного центра создан и успешно функционирует Историко- мемориальный заповедник “Родина В.И. Ленина”.

Дом – музей семьи Ульяновых

Бывший дом семьи Ульяновых

Флигель дома – квартиры семьи Ульяновых

Немало памятников на территории Ульяновской области связаны с периодом гражданской войны. Так, в одном из красивейших зданий нашего города - в доме купца Шатрова , построенном в начале XIX века, - во время Гражданской войны располагался штаб 1-го полка Железной Дивизии.

Дом купца Н.Я.Шатрова

Пусть даже край мой не великий,

Ты только оглянись вокруг,

Культурных памятников столько,

Не перечесть их тоже, друг!

Архитектурные памятники Ульяновской области представлены усадьбами, церквями, мечетями, монастырями, кирхами, образцами фортификационной, гражданской и промышленной архитектуры. Украшением города Ульяновска являются немногие сохранившиеся здания культовой

архитектуры, такие, как православная церковь Воскресения Господня на улице Карла Маркса и лютеранская кирха на улице Железной дивизии.

Прекрасный образец деревянного зодчества - дом купца Бокоунина - расположен на улице Радищева (среди коренных ульяновцев более известен как “Теремок”). Сейчас это здание пустует и не отапливается, что оказывает разрушающее действие на его конструкцию.


Дом купца С.С.Бокуонина

Проблема многих памятников истории и архитектуры, расположенных в городе Ульяновске, и особенно в районах области, состоит в том, что занимавшие их до недавнего времени организации и учреждения переместились в другие места, а здания, оставшись без надзора и отопления, стремительно приходят в негодность. В такое положение попала усадьба Анненковых в селе Анненково Майнского района, дом Огарёва в селе Проломиха Инзенского района, дом Перси-Френч в Тереньге, многие другие здания-памятники области.

Усадьба Анненковых в селе Анненково

Дом Перси – Френч в Тереньге

Яркий пример такого явления - усадьба дворян Бестужевых в селе Тепловка Николаевского района, в которой до недавнего времени размещалась средняя школа, а в настоящее время здание брошено и гибнет. Грянувшая революция вынудила М.М. Бестужева покинуть имение, здание перешло в ведение сельского совета. Последние годы в нем размещается местная школа, но часть здания уже заброшена, и памятник архитектуры, каковым он считается вот уже много лет,

На территории Ульяновской области сохранилась и еще одна усадьба Бестужевых - в селе Колхозная Репьевка Майнского района (бывшее село Репьевка Карсунского уезда). В первой половине XIX века ее владельцем был Андрей Васильевич Бестужев, одно время занимавший пост управляющего Симбирской удельной конторой. Но сейчас и этот особняк «законсервирован», из-за ветхости его уже не используют, и он, закрытый и пустой, ждет решения своей участи

Дом М.М. Бестужева в селе Тепловка Николаевского
района (фото 1998 года )

Дом А.В.Бестужева в селе Колхозная Репьевка Майнского района

Надгробный памятник С.П. Бестуже ву


Герб дома М.М. Бестужева

В результате действия природных и антропогенных факторов разрушается и наиболее древнее наземное сооружение области - памятник фортификации - Канадейская башня в селе Канадей Николаевского района.

Канадейская башня

Памятники археологии, выявленные на территории Ульяновской области (среди них есть и мирового научного значения), охватывают период от 1,5 миллиона лет до нашей эры и до XIV века нашей эры. Многие из них портятся от бесконтрольных строительных работ, незаконного кладоискательства, размывания берегов Куйбышевского водохранилища, распашки земель. Так, от размыва берегов Куйбышевского водохранилища разрушаются остатки крупного средневекового города Арбуга, расположенного у посёлка Криуши. Управление по делам культуры и искусства ежегодно организует охранно-спасательные работы на разрушающихся памятниках археологии.

Для поддержания экологического равновесия биосферы и отдельных её частей, а также среды жизни и здоровья человека на территории Ульяновской области создаются особо охраняемые природные территории. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, лечебно – оздоровительные местности и курорты.

Особо хочется остановиться на памятниках природы регионального значения, которых насчитывается 118 в нашем родном крае.

Так всеми известное и любимое место отдыха как детей, так и взрослых Белое Озеро , расположенное в 10 км от села Барановка Николаевского района.

В прошлом озеро было со всех сторон окружено сфагновой сплавиной. Однако в 40-50-х гг. прошлого века помещик Сабуров спустил часть воды через канаву в речку Кададу, где была построена мельница. В результате уровень воды в Белом озере резко понизился и основная масса сплавины осталась на сухом берегу. Края бывшей сплавины имели вид вала или гребня, отделенного песчаными отмелями от зеркала воды. В 1912 г. ученый-лесовод Г.М.Гаи решил обводнить Белое озеро, для чего прорыл ряд канав, по которым могли бы стекать талые воды. В результате уровень воды в озере повысился и песчаные отмели были затоплены.

К сожалению, к настоящему времени ландшафт вокруг Белого озера постепенно деградирует, становятся редкими и исчезают многие интересные северные виды, такие, как клюква болотная, росянка круглолистная, мирт болотный, ива лапландская и другие. Это связано с тем, что Белое озеро на большом своем протяжении зажато в кольцо различными оздоровительными учреждениями, домами отдыха, санаториями, детскими пионерскими лагерями. Вся окружающая территория изрезана сетью тропинок, повсюду пасется скот, вокруг оздоровительных учреждений местность, как правило, захламлена.
В целях сохранения этого уникального природного объекта Белое озеро утверждено памятником.

Озеро Чекалинское в Кузоватовском районе, один из интереснейших природных объектов Ульяновской области, кроме того оно входит в список болот, охраняемых в рамках Международной организации «Телма».

В настоящее время озеро и особенно прилегающие леса испытывают довольно значительную антропогенную нагрузку. На сплавине местными жителями сдирается сфагновый мох (им конопатят стены домов), при этом, естественно, нарушается целостность растительных сообществ. При сборе клюквы вытаптывается сплавина. Сильно нарушен сосновый лес и вокруг озера, в основном из-за сбора местными жителями черники. Причем ведется этот сбор часто самым варварским способом: чтобы не обирать ягоды, вырываются целые кустики черники с корнем.
Озеро Чекалинское, как один из замечательных памятников природы Ульяновской области, заслуживает самого серьезного внимания к его охране. И
пока это замечательное озеро и окружающая ее сплавина находятся в удовлетворительном состояний, наша задача сохранить этот уникальный природный объект и разработать подробные мероприятия для его охраны.

Памятник природы «Зотово озеро » занимает общую площадь 1002 га, в т. ч. непосредственно зеркало озера 36 га.

В памятнике природы запрещены все виды рубок, кроме санитарных по состоянию, заготовки всех видов продукции растительного происхождения, добыча диких животных, всякая хозяйственная деятельность, наносящая ущерб памятнику природы.

Баевское окаменелое дерево – это единственный в настоящее время палеоботанический памятник природы на территории Ульяновской области, где объектом охраны является окаменевшее древесное растение, которое относится к вымершему роду купрессиноксилон,

Семейства кипарисовых.

Баевское окаменелое дерево было утверждено памятником природы еще в 1961 году, и потом в 1968 г. этот объект на площади 0,02 га был огорожен с помощью студентов пединститута и установлен аншлаг с необходимостью его охраны. Но окаменелый ствол, находясь на поверхности, подвергается опасности естественного выветривания, как и всякий обнаженный камень. Кроме того, его растаскивают по кускам туристы и местное население, что категорически запрещено. Были неоднократные предложения перенести все окаменелое дерево в один из центральных музеев, но практически это осуществить трудно. Лучше если окаменелое дерево останется навсегда на месте своего возникновения. Но для этого надо обеспечить его сохранность.

Незабываема природа в нашем крае,

Давай хранить её, давай беречь,

Чтоб наши дети гордились родным краем,

И всё, что в ней смогли сберечь.

Тиинская колония диких пчелиных на земляном валу - это особая колония диких пчелиных, так как она является не только памятником природы, но и историческим памятником. Дело в том, что пчелы устроили свое гнездование на искусственном историческом сооружении - земляном валу, созданном еще в середине XVII века для защиты от набегов монгольских кочевников. Чтобы сохранить и этот своеобразный и ценный памятник природы, нужно полностью запретить прогон по данному участку земляного вала скота, чтобы сохранить уникальную колонию диких пчелиных.

Есть озеро Песчаное – бесценно и оно,

Карась и щука поселились в нём,

И рыбаки, конечно, непременно,

Рыбачат ночью там и днём

Озеро Песчаное площадью 42,2 га одно из самых крупных среди многочисленных озер, разбросанных по суффозионным понижениям древних волжских террас. Оно расположено на северо-восточной окраине р.п. Чердаклы и является местом отдыха и рыбной ловли местных жителей и приезжающих сюда горожан. Являясь памятником природы, оно пристанище более 20 видов птиц, среди которых лебедь – шипун. Для сохранения озера Песчаного как памятника природы необходимо: запретить распашку и применение ядохимикатов в ближайших окрестностях, распугивание птиц, мойку автомашин и свалку мусора, ограничить выпас скота. Озеро Песчаное утверждено памятником природы 17 декабря 1974 года.

Бьют родники – воды чистейшей

В Труслейке, Жадовке, Суре,

Им предпочтенье отдаём мы,

Живи, родник, на Инзенской земле!

Родник Окненный , расположенный на землях государственного лесного фонда Труслейского лесничества, имеет не только важное значение как природный объект, но и является своеобразным историческим памятником, т.к. в годы Великой Отечественной войны рядом с ним находились военные лагеря и водоснабжение лагерей осуществлялось из него, деревянный каптаж и остался здесь с того времени.

Сколько в нашем крае есть

Памятных, культурных мест,

Их на пальцах даже

Совсем не перечесть.

Все памятники - они бесценны,

Возьми Юлово – озеро чудес,

Такую красоту беречь нам нужно,

Ухаживать за озером, стеречь.

Сотни людей на отдых приезжают,

Любуются Юловской красотой,

На берегу палатки ставят

И шашлыки готовят всей семьёй.

На юго-востоке Инзенского района есть небольшая речка Юловка , относящаяся к бассейну реки Суры. Это типичная лесная речка с чистой, холодной, быстротекущей водой. Лет около ста назад помещик Юлов устроил на этой речке запруд, где была и водяная мельница (остатки ее сохранились и сейчас). Запруда оказалась хорошей, и пруд просуществовал до наших дней и, по существу, приобрел характер озера, поэтому и говорят иногда о Юловском озере, и не без

оснований.

В настоящее время Юловский пруд , или озеро, имеет длину до 2 км, ширина доходит до 500 м, общая площадь водоема 65 га. Несомненным украшением побережья Юловского озера являются два крупных папоротника - страусопер и кочедыжник женский.
В прибрежной зоне Юловского озера много влаголюбивых деревьев и кустарников - это различные виды ив, ольха черная, береза пушистая, здесь же встречаются ягодные кустарники - малина, и смородина черная. Этот памятник природы интересен не только своей флорой, но и своей фауной. Первыми на себя обращают внимание стрекозы. Из водных насекомых встречаются водные жуки - плавунец окаймленный, пово-лень серый, тинник черный и водяные клопы - гладыш светлощитковый, водомерка палочковидная, велия. В левах обнаружено 19 видов муравьёв,5 видов ос, 7 видов жуков, 10 видов бабочек и много других исчезающих насекомых. Для сохранения этого замечательного памятника природы нельзя допускать нового строительства на берегах Юловского пруда или вблизи него. Необходимо регламентировать посещение людьми этого памятника природы и не допускать сбора цветущих растений и отлова насекомых. Принять меры к очищению воды в водоеме. Сохранить все имеющиеся на прилегающих водоразделах леса, имеющие большое водоохранное значение, и оберегать имеющиеся родники, питающие р. Юловку и запруду на ней.

Сколько легенд, историй разных

Слагают о болоте Маховом.

Растёт там клюква – ягода такая,

Дети в поход идут туда пешком.

Бобры живут на том болоте,

Как сторожа, хозяева его.

И так прекрасно это место,

Хотя добраться трудно до него.

К другим уникальным памятникам природы относятся Верховое болото Малое (в 2-х км к юго-востоку от с. Юлово), болото Моховое-2 (в 6 км к северо-западу от разъезда Дубенки). Площадь болота Малое – 7.5 га. Здесь немало редких растений (росянка, шейхцерия болотная, очеретник белый и другие). Возраст болота – около 5000 лет. Всего флора болота Малое насчитывает 27 видов сосудистых растений и 10 видов мхов. Залежь торфа – 4 м 30 см. Одно из немногих мест сбора клюквы в крае.

Площадь болота Моховое – 2-3 га. Здесь произрастают багульник, болотный мирт и другие. Всего флору болота составляют 17 видов сосудистых растений и 11 видов мхов. Возраст болота около семи тысяч лет. Здесь также растёт клюква. Оба болота утверждены памятниками природы.

Я обращаюсь к нашему народу:

«Давайте сохраним, что нам дано!

Давайте уважать, любить наш край родимый,

Беречь все уголки его!»

Надежда Борисова
Проект. Тема: «Мантуровский храм как памятник истории и культуры родного края»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное

учреждение детский сад № 7 "Сказка" городского округа

город Мантурово Костромской области.

ПРОЕКТ

Тема: «Мантуровский храм как памятник истории и культуры родного края»

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время остро стоит вопрос по сохранению традиционных нравственных ценностей. воспитание любви к Родине. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового "Отчизне посвящать души прекрасные порывы", начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, страны, если лишён памяти о своём наследии?

Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. В Государственном гимне России наша Родина зовётся "священной державой", "хранимая Богом родная земля". Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина. Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX века были неразделимы и означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре.

Вся отечественная культура зиждется на духовной основе. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия. Без знания основ православия невозможно понять наследие русской культуры, это литературные произведения Пушкина А. С. ("Отче наш", Пророк, Сказка о рыбаке и рыбке, Великопостная Молитва и множество других, Достоевского Ф. М. («Братья Карамазовы», Преступление и наказание и все другие, Гоголя Н. В. («Тарас Бульба» и д. р). Гоголь не только писатель-сатирик, обличитель пороков, блестящий юморист, но и начинатель в русской литературе святоотеческой традиции, религиозный мыслитель. Это подтверждает в своих работах доктор филологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова В. А. Воропаев, который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества. Православное мировоззрение композиторов: Мусорского М. П., Рахманинова С. В., Чайковского П. И., отложило отпечаток на их музыкальные произведения. Глубокие переживания православной веры выразились в работах художников и иконописцев, начиная от Андрея Рублева и продолжая картинами: Иванова А. А. («Явление Христа народу», Крамского И. Н. («Христос в пустыне», Репина И. Е. ("Иов и его друзья", Левитана И. И. («Над вечным покоем», Нестерова М. В. («Душа народа») и множеством других художников. Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и истории христианства. Вместе с тем для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Эти высокие чувства необходимо формировать с детства, иначе во взрослой жизни человек не поймет наследие русской культуры, а следовательно перестанет быть русским. Поэтому духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно. Именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Сохраняя историческую преемственность поколений к духовным ценностям, передается любовь к святыням русского народа. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца». Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами - это тот образ столицы, который защищали от захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у святых старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. Ярким примером такого строительства является Храм Христа Спасителя - это памятник победы в Отечественной войне 1812 года.

Актуальность данной проблемы по сохранению традиционных нравственных ценностей, знание истории своей малой Родины, её святых мест подтверждают данные социологических опросов среди молодежи. Подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей какого-либо храма, часовни, монастыря своей малой Родины. Каждый третий уверен, что можно считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной культуры. Пятая часть респондентов затруднилась ответить на вопрос "Что такое храм?", а каждый четвертый не знает, что такое монастырь.

Поэтому, чтобы в процессе воспитания соблюдалась историческая преемственность поколений, выбрана тема проекта: "Мантуровский храм как памятник истории и культуры родного края"

Цель проекта: познание духовного наследия и исторического прошлого нашей малой Родины, через храмовые объекты, как духовные и культурные памятники.

Задачи проекта:

1. создать маршрутный лист по изучению выбранной темы

2. познакомить детей с особенностями возникновения храма, его историей, архитектурой и внутренним устройством;

3. развивать в детях умение выражать собственное мнение, выдвигать предположение (гипотезу, анализировать, развивать связную речь, обогащать активный словарь, живо реагировать на происходящее.

4. воспитывать в детях традиционные нравственные ценности, интерес к изучению истории родного края, чувство сопричастности к истории родного края.

5. вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме проекта.

Объект - процесс формирования нравственно- патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с духовным наследием, через храмовые объекты, как культурные памятники родного края.

Предмет - нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта: исследовательско-познавательный.

Сроки реализации: краткосрочный.

Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы: экскурсии, беседы, творческая деятельность детей (самостоятельная и с родителями, непосредственная образовательная деятельность, рассматривание иллюстраций и фотографий, выдвижение гипотезы, обследовательские действия, сравнения, вопросы, рассказы, пояснения.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги, настоятель Свято-Никольского храма.

Гипотеза: не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к Родине, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории родного края через храмовые объекты, как духовные и культурные памятники, будут ориентироваться на традиционные духовные ценности, начнут проявлять интерес к событиям родного края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Планируемые результаты:

Освоение детьми доступных знаний об истории родного края через храмовый объект, как духовный и культурный памятник.

Дети покажут свои знания в беседах, творческих заданиях, других видах деятельности

Развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, умение выражать собственное мнение, выдвигать предположение (гипотезу, анализировать, живо реагировать на происходящее.

Продукты проекта.

Для детей: художественное творчество

Для педагогов: презентация проекта

Для родителей: фоторепортаж: «Экскурсия по Свято-Никольскому храму».

Этапы работа над проектом.

I этап проекта – подготовительный

Подготовка проекта:

Знакомство с информацией о православных храмах;

Постановка целей и задач проекта;

Подбор методической, художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;

Определение участников проекта;

Определение срока реализации проекта;

Создание маршрутного листа по изучению детьми выбранной темы;

Создание условий для самостоятельной деятельности детей и родителей.

Маршрутный лист.

Первый день.

Посещение библиотеки.

Проведение НОД

«Значение храма

в истории родного края.

Храм и его внешнее устройство»

Второй день.

Экскурсия в Свято-Никольский храм.

Знакомство детей с внутренним устройством храма.

Третий день.

Продуктивная деятельность.

II Этап - практические шаги по реализации проекта.

Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в четырех образовательных областях: познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Работа с детьми:

Уточнение представлений детей о том, что такое храм, обращение к личному опыту детей;

Постановка проблемы: "Для чего строили храмы?" "Как устроен храм?";

Рассматривание иллюстраций и фотографий;

Проведение непосредственной образовательной деятельности на тему: «Значение храма для истории родного края. Храм и его внешнее устройство»;

Проведение экскурсии по Свято-Никольскому храму города Мантурово;

Творческие задания: рисунки, аппликации из бумаги.

Работа с родителями:

Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме проекта;

Выявить мнение родителей по вопросу духовно-нравственного воспитания детей на основе ознакомления с Мантуровским храмом как памятником истории и культуры родного края;

Консультация для родителей: «Что такое храм. Храм и его внешнее устройство»;

Разучивание стихов и загадок с детьми дома;

Совместное участие детей и родителей в экскурсии по храму, знакомство с его внутренним устройством;

Создание родителями фоторепортажа: «Экскурсия по Свято-Никольскому храму».

III Этап - Заключительный.

Данный проект позволяет решать проблему по сохранению традиционных нравственных ценностей, знание истории своей малой Родины, её святых мест. Современный человек без знания основ православия не сможет понять ни гимна России, где наша Родина зовётся "священной державой", "хранимая Богом родная земля", ни Кремль с его златоглавыми куполами, ни наследия русской культуры, а следовательно перестанет быть русским.

Нравственно-патриотические чувства необходимо формировать с детства. Именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Соответствуя возрасту, уровню развития, соблюдая требования программы обучения и воспитания, а также сохраняя историческую преемственность поколений к духовным ценностям, передается любовь к святыням русского народа.

Роль воспитателя в формировании нравственных качеств дошкольников огромна. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители. Вовлеченность родителей в образовательный процесс помогла достигнуть заключительного этапа проекта.

На заключительном этапе были созданы продукты проекта:

Родителями: фоторепортаж: "Экскурсия по Свято-Никольскому храму".

Педагогами: презентация проекта;

Детьми: художественное творчество.

В ходе реализации проекта дети приобрели доступные их возрасту знания об истории родного края через храмовые объекты, как духовные и культурные памятники, стали ориентироваться на традиционные духовные ценности, начали проявлять интерес к событиям родного края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.

Литература.

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004.

2. Воропаев В. А. Николай Гоголь: опыт духовной биографии. М., 2008

3. Захарова Л. А. Учебно-методический комплект "Вертоград"

4. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008

5. Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М.

6. Торопов С. Н. «История православных приходов Мантуровской земли» 2008

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН (АН СССР до 1991 года). Председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры (1986-1993). Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Текст приводится по изданию: Лихачев Д. Заметки о русском. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014.

Экология культуры

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Истинный патриотизм — это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отделенных друг от друга миллионами световых лет!

Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.

Вот, к примеру, после войны в Ленинград вернулось, как известно, далеко не все довоенное население, тем не менее вновь приехавшие быстро приобрели те особые, ленинградские черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже врата. Жить там, где жили революционеры, поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи — значит обогащаться духовно.

Улицы, площади, каналы, дома, парки — напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение — это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать. Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой. Человек — существо нравственно оседлое, даже и тот, кто был кочевником, для него тоже существовала «оседлость» в про сторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек не обладает оседлостью и способен убивать оседлость в других. Все мною сказанное не значит, что надо приостановить строительство новых сооружений в старых городах, держать их «под стеклянным колпаком» — так искаженно хотят представить позицию защитников исторических памятников некоторые не в меру рьяные сторонники перепланировок и градостроительных «улучшений».

А это значит только, что градостроительство должно основываться на изучении истории развития городов и на выявлении в этой истории всего нового и достойного продолжать свое существование, на изучении корней, на которых оно вырастает. И новое должно также изучаться с этой точки зрения. Иному архитектору, может, и кажется, что он открывает новое, в то время как он только разрушает ценное старое, создавая лишь некоторые «культурные мнимости». Не все то, что воздвигается нынче в городах, есть новое по своему существу. Подлинно новая ценность возникает в старой культурной среде. Новое ново только относительно старого, как ребенок — по отношению к своим родителям. Нового самого по себе, как самодовлеющего явления, не существует. Так же точно следует сказать, что простое подражание старому не есть следование традиции. Творческое следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание иногда отмершему.

Возьмем, скажем, такой древний и всем хорошо знакомый русский город, как Новгород. На его примере мне легче всего будет показать свою мысль. В древнем Новгороде не все, конечно, было строго продумано, хотя продуманность в строительстве древнерусских городов существовала в высокой мере. Были случайные строения, были случайности и в планировке, которые нарушали облик города, но был и его идеальный образ, как он представлялся в течение веков его строителям. Задача истории градостроительства — выявлять эту «идею города», чтобы продолжать ее творчески в современной практике, а не глушить новой застройкой, противоречащей старой. Новгород строился по обоим низким берегам Волхова, у самих полноводных его истоков. В этом его отличие от большинства других древнерусских городов, стоявших на крутых берегах рек. В тех городах бывало тесно, но из них всегда виднелись на другом берегу заливные луга, столь любимые в Древней Руси широкие просторы. Это ощущение широкого пространства вокруг своих жилищ было характерно и для древнего Новгорода, хотя и стоял он не на крутом берегу. Волхов мощным и широким руслом вытекал из Ильмень-озера, которое хорошо было видно из центра города.

В новгородской повести XVI века «Видение пономоря Тарасия» описывается, как Тарасий, забравшись на кровлю Хутынского собора, видит оттуда озеро, как бы стоящее над городом, готовое пролиться и затопить Новгород. Перед Великой Отечественной войной, пока еще был собор, я проверял это ощущение: оно действительно очень острое и могло повести к созданию легенды о том, что Ильмень грозил затопить город. Но Ильмень-озеро виднелось не только с кровли Хутынского собора, но прямо от ворот Детинца, выходящих на Волхов. В былине о Садко поется, как Садко становится в Новгороде «под башню проезжую», кланяется Ильменю и передает поклон от Волги-реки «славному Ильмень-озеру». Вид на Ильмень из Детинца, оказывается, не только замечался древними новгородцами, но и ценился. Он был воспет в былине...

Кандидат архитектуры Г. В. Алферова в своей статье «Организация строительства городов в русском государстве в XVI-XVII веках» обращает внимание на «Закон градский», известный на Руси начиная по крайней мере с XIII века. Восходит он к античному градостроительному законодательству, заключающему четыре статьи: «О виде на местность, который представляется из дома», «Относительно видов на сады», «Относительно общественных памятников», «О виде на горы и море». «Согласно этому закону, — пишет Г. В. Алферова, — каждый житель в городе может не допустить строительства на соседнем участке, если новый дом нарушит взаимосвязи наличных жилых сооружений с природой, морем, садами, общественными постройками и памятниками. Византийский закон апопсии (вид, открывающийся от здания) ярко отразился в русском архитектурном законодательстве „Кормчих книг...“». Русское законодательство начинается с философского рассуждения о том, что каждый новый дом в городе влияет на облик города в целом. «Новое дело творит некто, когда хочет или разрушить, или изменить прежний вид». Поэтому новое строительство или перестройка существующих ветхих домов должны производиться с разрешения местных властей города и согласовываться с соседями: в одном из параграфов закона запрещается лицу, обновляющему старый, ветхий двор, изменять его первоначальный вид, так как если будет надстроен или расширен старый дом, то он может отнять свет и лишить вида («прозора») соседей.

Особое внимание в русском градостроительном законодательстве обращается на открывающиеся из домов и города виды на луга, перелески, на море (озеро), реку. Связь Новгорода с окрестной природой не ограничивалась только видами. Она была живой и реальной. Концы Новгорода, его районы, подчиняли себе окружающую местность административно. Прямо от пяти концов (районов) Новгорода веером расходились на огромное пространство подчиненные Новгороду новгородские «пятины» — области. Город со всех сторон был окружен полями, по горизонту вокруг Новгорода шел «хоровод церквей», частично сохранившийся еще и сейчас. Один из наиболее ценных памятников древнерусского градостроительного искусства — это существующее еще и сейчас и примыкающее к Торговой стороне города Красное (красивое) поле. По горизонту этого поля, как ожерелье, виднелись на равных расстояниях друг от друга здания церквей — Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Благовещения на Городце, Нередица, Андрей на Ситке, Кириллов монастырь, Ковалево, Волотово, Хутынь. Ни одно строение, ни одно дерево не мешало видеть этот величественный венец, которым окружил себя Новгород по горизонту, создавая незабываемый образ освоенной, обжитой страны — простора и уюта одновременно.

Сейчас по горизонту Красного поля появляются какие-то бесформенные хозяйственные постройки, само поле зарастает кустарником, который скоро превратится в лес и заслонит собою вид, вал, который издавна служил местом прогулок, особенно прекрасных вечером, когда косые лучи солнца особенно высвечивали белые строения по горизонту, не восстанавливается вид на Ильмень с Торговой стороны Новгорода, не только от Кремля, закрыт валами бесцельно вырытой земли для строительства предполагавшегося водноспортивного канала, по середине русла Волхова стоят громадные быки еще в 1916 году начатого, но так, к счастью, и не осуществленного железнодорожного моста.

Долг современных градостроителей перед русской культурой — не разрушать идеальный строй наших городов даже в самом малом, а поддерживать его и творчески развивать. ...Стоит вспомнить о предложении академика Б.Д. Грекова, высказанном им еще в конце войны, после освобождения Новгорода: «Новый город следует строить несколько ниже по течению Волхова в районе Деревяницкого монастыря, а на месте древнего Новгорода устроить парк-заповедник. Ниже по течению Волхова и территория выше, и строительство будет дешевле: не надо будет нарушать многометровый культурный слой древнего Новгорода дорогостоящими глубокими фундаментами домов». Это предложение следовало бы учитывать при проектировании новой застройки во многих старых городах. Ведь строительство легче осуществлять там, где оно не будет врезаться в старое. Новые центры древних городов должны строиться вне старых, а старые должны поддерживаться в своих наиболее ценных градостроительных принципах. Архитекторы, строящие в давно сложившихся городах, должны знать их историю и бережно сохранять их красоту.

А как все-таки строить, если это необходимо, рядом со старыми зданиями? Единого метода предложено быть не может, одно бесспорно: новые здания не должны заслонять собой исторические памятники, как это случилось в Новгороде и в Пскове (церковь Сергия с Залужья, застроенная домами-коробками, против «Октябрьской» гостиницы в центре города или громадное здание кинотеатра, поставленное вплотную к Кремлю). Невозможна также никакая стилизация. Стилизуя, мы убиваем старые памятники, вульгаризуем, а иногда невольно пародируем подлинную красоту. Приведу такой пример. Один из архитекторов Ленинграда считал самой характерной для города чертой шпили. Шпили в Ленинграде действительно есть, главных три: Петропавловский, Адмиралтейский и на Инженерном (Михайловском) замке. Но когда на Московском проспекте появился новый, довольно высокий, но случайный шпиль на обыкновенном жилом доме, семантическая значимость шпилей, отмечавших в городе главные сооружения, уменьшилась. Была разрушена и замечательная идея Пулковского меридиана: от Пулковской обсерватории прямо по меридиану шла математически прямая многоверстная магистраль, упиравшаяся в Адмиралтейскую иглу. Адмиралтейский шпиль был виден от Пулкова, он мерцал золотом вдали и притягивал к себе взор путника, въезжавшего в Ленинград со стороны Москвы. Теперь этот неповторимый вид перебит стоящим посередине Московского проспекта новым жилым домом со шпилем над ним.

Поставленный по необходимости среди старых домов новый дом должен быть «социален», иметь вид современного здания, но не конкурировать с прежней застройкой ни по высоте, ни по прочим архитектурным модулям. Должен сохраняться тот же ритм окон; должна быть гармонирующей окраска. Но бывают иногда случаи необходимости «достройки» ансамблей. На мой взгляд, удачно закончена застройка Росси на площади Искусств в Ленинграде домом на Инженерной улице, выдержанным в тех же архитектурных формах, что и вся площадь. Перед нами не стилизация, ибо дом в точности совпадает с другими домами площади. Есть смысл в Ленинграде так же гармонично закончить и другую площадь, начатую, но не завершенную Росси, — площадь Ломоносова: в дом Росси на площади Ломоносова «врезан» доходный дом XIX века. Культурную экологию не следует смешивать с наукой реставрации и сохранения отдельных памятников. Культурное прошлое нашей страны должно рассматриваться не по частям, как повелось, а в его целом. Речь должна идти и о том, чтобы сохранить самый характер местности, «ее лица необщее выражение», архитектурный и природный ландшафт. А это значит, что новое строительство должно возможно меньше противостоять старому, с ним гармонировать, сохранять бытовые навыки народа (это ведь тоже «культура») в своих лучших проявлениях. Чувство плеча, чувство ансамбля и чувство эстетических идеалов народа — вот чем необходимо обладать и градостроителю, и в особенности строителю сел. Архитектура должна быть социальной. Культурная экология должна быть частью экологии социальной.

Пока же в науке об экологии нет раздела о культурной среде, позволительно говорить о впечатлениях. Вот одно из них. В сентябре 1978 года я был на Бородинском поле вместе с замечательнейшим энтузиастом своего дела реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Обращал ли кто-нибудь внимание на то, какие преданные своему делу люди встречаются именно среди реставраторов и музейных работников? Они лелеют вещи, и вещи платят им за это любовью. Именно такой, внутренне богатый человек и был со мной на Бородинском поле — Николай Иванович. Пятнадцать лет он не уходит в отпуск: он не может без Бородинского поля. Он живет несколькими днями Бородинской битвы: двадцать шестым августа (по старому стилю) и днями, которые предшествовали битве. Поле Бородина имеет колоссальное воспитательное значение.

Я ненавижу войну, я перенес ленинградскую блокаду, нацистские обстрелы мирных жителей из теплых укрытий в позициях на Дудергофских высотах, я был очевидцем героизма, с каким защищали советские люди свою Родину, с какой непостижимой стойкостью сопротивлялись врагу. Может быть, поэтому Бородинская битва, всегда поражавшая меня своей нравственной силой, обрела для меня новый смысл. Русские солдаты отбили на батарее Раевского восемь ожесточеннейших атак, следовавших одна за другой с неслыханным упорством. Под конец солдаты обеих армий сражались в полной тьме, на ощупь. Нравственная сила русских была удесятерена необходимостью защитить Москву. И мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И здесь, на этой национальной святыне, политой кровью защитников Родины, в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Те, кто это сделал, совершили преступление против самого благородного из чувств — признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину, командовавшему с необыкновенным мужеством и искусством русскими войсками в самом опасном месте битвы. Как расценить тех, кто в те же годы намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели Тучкова-четвертого его вдовой: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!»? Понадобилось вмешательство газеты «Правда» в 1938 году, чтобы надпись эта была уничтожена.

И еще о чем хотелось бы вспомнить. Город, в котором я родился и живу всю жизнь, — Ленинград — связан прежде всего в своем архитектурном облике с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Прямо в лоб: первое большое здание Ленинграда и Растрелли! Оно было в очень плохом состоянии — стояло близко от линии фронта, но советские бойцы сделали все, чтобы сохранить его. И если бы его реставрировать, какой праздничной была бы эта увертюра к Ленинграду. Снесли! Снес ли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто на его месте, пусто в душе, когда это место проезжаешь. Кто же эти люди, убивающие живое прошлое, прошлое — которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы — из тех, которым очень хочется поставить «свое творение» на выигрышном месте. Иногда это реставраторы, заботящиеся о том, чтобы выбирать себе наиболее «выгодные» объекты, о том, чтобы восстановленное произведение искусства принесло им славу, и восстанавливающие старину по своим собственным, иногда очень примитивным представлениям о красоте.

Иногда же это совсем случайные люди: «туристы», разводящие костры вблизи памятников, оставляющие свои надписи или выковыривающие изразцы «на память». И за этих случайных людей ответственны все мы. Мы должны позаботиться о том, чтобы таких случайных убийц не было, чтобы вокруг памятников был нормальный нравственный климат, чтобы все — от школьников и до работников городских и областных организаций — знали, какие памятники доверились их знаниям, их общей культуре, их чувству ответственности перед будущим. Одних запрещений, инструкций и досок с указанием «Охраняется государством» недостаточно. Надо, чтобы факты хулиганского или безответственного отношения к культурному наследию неукоснительно разбирались в судах и виновных строго наказывали. Но и этого мало. Совершенно необходимо в программе средней школы ввести преподавание краеведения с основами биологической и культурной экологии, шире создавать в школах кружки по истории и природе родного края. К патриотизму нельзя призывать, его нужно заботливо воспитывать.

Итак, экология культуры! Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры, к тому же весьма принципиальное. До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря, можно восстановить леса, поголовье животных, конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной вид растений. Удалось же восстановить зубров — и на Кавказе, и в Беловежской Пуще, даже поселить в Бескидах, то есть там, где их раньше и не было. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесенные ей извне — пожарами, вырубками, ядовитой пылью, сточными водами. Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, уничтожают и то, что в земле еще не открыто, и то, что над землей, — уже служившее людям. Даже сами реставраторы, руководствуясь своими собственными, недостаточно проверенными теориями или современными представлениями о красоте, становятся иногда в большей мере разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей. Градостроителям, как никому, нужны знания в области экологии культуры.

В первые годы после Великой Октябрьской революции краеведение переживало бурный расцвет. По различным причинам в тридцатые годы оно почти прекратило свое существование, специальные институты и многие краеведческие музеи были закрыты. А краеведение как раз и воспитывает живую любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. На его основе можно серьезнее и глубже решать местные экологические проблемы. Давно высказывалось мнение, что краеведение следует ввести в качестве дисциплины в школьные учебные программы. До сих пор этот вопрос остается открытым. Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нрав ственной оседлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной. А для этого нужны знания, и не только краеведческие, но и более глубокие, объединяемые в особую научную дисциплину — экологию культуры.

Введение С. 2-3

Глава I. Возвращения к историко-культурному наследию
прошлого. С. 3-4

Глава II. Роль церкви в судьбе казачестваС. 5-10

Глава III. Судьба православных храмов нашего края С. 10-19

Заключение С. 19-20

Литература и источники С. 21-22

Введение
Любовь к своейстране, своему народу память предков есть то начало, которое по- настоящему освящает жизнь каждого из нас, приносит счастье, делает нас сильными и едиными. Разве это не та национальная идея, которую мы сегодня ищем, не патриотизм, как чувство ответственности перед потомками за сохранение и преумножение культурных традиций и ценностей своего народа.
Конституция Российской - статья 44, закрепляет правокаждого гражданина на доступ к культурным ценностям и обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Но, ни один закон не может заставить душу человека любить свое прошлое бескорыстно, не по закону, а нравственно, с его ошибками и тяжелыми воспоминаниями, светло и искренне, с чувством ответственности за всё – и прошлое, инастоящее, и будущее. А начинается все с любви к родному краю, городу, а затем и к человеческой культуре.
Можно ли полюбить храм, разрушенный временем, традиции прошлого, которые сегодня кажутся, подчас, наивными, смешными, не вписывающимися в нашу жизнь? Можно и нужно, ведь это твои корни, твои истоки, без которых невозможна жизнь!
Сегодня народ земли хоперской обращается к своим истокам иистории, изучая их, возрождая православные храмы, восхищаясь щедростью и широтой души предков, великолепием храмов, созданных их стараниями и пожертвованиями.
Целью нашей работы является:
изучить судьбу православных храмов и роль церкви в истории казачества как элемент культурного наследия родного края.

Для решения целей поставлены задачи:
- актуализировать проблему духовно-нравственного восприятияи культурно-исторического наследия;
- показать, как воздвигались отечественные святыни, какие шедевры создавались в области культуры стараниями и талантами народа;
- формирование интереса к изучению православных традиций казачества хопёрского края, как одного из путей развития гражданского самосознания и патриотизма.
Объект исследования: православные храмы города Урюпинска иУрюпинского района, сохранившиеся до наших дней, разрушенные и восстанавливающиеся сегодня.
Предмет: история православных традиций казачества и роль церкви в жизни Прихоперья.
Гипотеза: цель данной работы будет достигнута, если проследить историю становления православной веры в казачьих станицах нашего края и судьбу православных храмов как основу культурного наследия родного края.
Методы:
- анализисторико-краеведческой публицистической литературы;
- работа с документами церковных архивов материалами музея;
- интервьюирование церковнослужителей местных приходов.
Глава I. Возвращения к историко-культурному наследию прошлого.
Многие памятники культуры сегодня утрачены. Их потери невосстановимы, а воссозданные вновь эти памятники теряют свою индивидуальность, связь с эпохой, с мастерами, ихсоздавшими. Памятники культуры неповторимы и даже восстановленные заново, они только «портрет», видимость эпохи, ведь портреты мертвы. Наличие памятников культуры ограничено, оно измеряется не количеством, яркостью и красотой, а способностью источать дух эпохи, наполнять душу гордостью за свое прошлое и любовью к настоящему.
Много ошибок, трагических просчетов и...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект «Достопримечательности малой Родины» , как форма популяризации объектов культурного наследия и ресурс формирования универсальных учебных действий обучающихся Автор: Ерохина Валентина Викторовна, учитель истории МОУ «Клёмовская СОШ»Серебряно-Прудского района Московской области

Цели проекта: 1.Популяризация объектов культурного наследия. 2. Использование потенциала региональной истории для развития учащихся: становление активной гражданской позиции через участие в разработке и реализации социального проекта, приобщение их к исследовательской деятельности, создание условий для творческой деятельности, возможностей для самореализации личности. 3. Воспитание интереса к истории родного края.

Задачи: 1.Исследование памятников истории и культуры посёлка Серебряные Пруды. 2. Ознакомление с законами РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Московской обл. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области» 3.Разработка и проведение экскурсии «Памятники истории и культуры посёлка Серебряные Пруды». 4. Разработка виртуальной экскурсии «Памятники истории и культуры посёлка Серебряные Пруды».

Основные этапы и сроки реализации проекта: 1.Постановка проблемы, целей и задач коллективного проекта 2.Подготовка экскурсии -создание творческой группы - изучение материалов школьного историко-краеведческого музея, СМИ и накопление материалов по теме; -организация консультаций; -выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов; -составление маршрута экскурсии; -обход маршрута экскурсии; -составление текста экскурсии; -составление «портфеля экскурсовода»; -составление карточек экскурсионных объектов - составление методической разработки экскурсии; - проведение пробной экскурсии 3. Презентация проекта.

Планируемые результаты: Предметные УУД: ознакомление с законами РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Московской обл. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской обл.», - расширение знаний по истории и культуре родного края.

Регулятивные УУД: -определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, -работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом. Коммуникативные УУД: - организовывать взаимодействие в группе, - при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Познавательные УУД: -предполагать какая информация нужна, -отбирать необходимые источники, -сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Личностные результаты: -каждый сам выбирает объект культурного наследия, планирует свой рассказ, выступление учащегося демонстрирует степень его одаренности, умение увлечь слушателей, его ораторские способности, - развитие учащихся: становление активной гражданской позиции через участие в разработке и реализации социального проекта, приобщение их к исследовательской деятельности, создание условий для творческой деятельности, возможностей для самореализации личности.

За последние 10 лет в Российской Федерации погибло более 2,5 тысяч памятников. Ежегодные утраты составляют 150-200 памятников. Сохраним родную историю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Моя малая Родина-моя деревня"

«Моя малая Родина – моя деревня» с использованием современных образовательных технологий(личностно-ориентированная технология обучения, метод проектов, технология сотрудничества).Форма урока: ур...

Проект "Наша малая Родина. Вдоль старой рязанской дороги".

Несколько страничек из истории деревни в которой мы живем.Материал собирался вместе с учащимися к 70-летию Раменского района....



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS