Главная - Невербальное общение
Почему у меня постоянно агрессия. Что делать с собственной агрессивностью

Каждая из нас регулярно сталкивается с агрессивным поведением . Нам хамят , грубят , нас толкают и ругают последними словами . В большинстве случаев подобное обращение кажется абсолютно возмутительным , и очень хочется понять , какие могут быть причины агрессии и раздражительности у людей , которым мы вроде бы ничего плохого не сделали ? Что их толкает на столь отвратительное поведение ? Ведь далеко не всегда оно объясняется простым недостатком культуры и воспитания ! Как и у многих других жизненных явлений , у агрессии есть свои психологические причины , в которых мы и попробуем разобраться .

В статье используется материал из книги Джеспера Юла «Быть ​​человеком и отцом». Неужели вспышка раздражения вашего ребенка превращается в ваш худший кошмар? Есть все признаки агрессивного поведения. В таких случаях взрослые становятся еще более отвлеченными от ребенка, потому что они не одобряют такое поведение.

Во-первых, поймите, что существует различие между гневом и гневом. Гнев - это эмоция, с которой все мы должны иметь дело, но агрессия связана с насилием и гибелью. Взрослые имеют четкое представление о различии между гневом и агрессией и никогда не прибегают ко второму, но что касается детей, чувства гнева, грусти, разочарования легко приводят к агрессивному поведению.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ - Клиника предлагает спектр услуг

Что такое агрессия ?

У агрессии существует множество синонимов : насилие , враждебность , гнев , злость и т.д. … Далеко не всегда они имеют одинаковые значение и смысл . С точки зрения психологии , агрессия - это любое поведение , направленное на то , чтобы причинить вред другому живому существу , не желающему подобного обращения . Казалось бы , какая может быть польза от причинения вреда другим людям ? Но природа ничего не создает зря. Каковы же цели и причины агрессии у человека ?

Иногда гнев - это призыв к вниманию, или это попытка детей скрыть или несчастливое горе. Лучший способ помочь вашему ребенку - научить его понимать его чувства. Покажите им, что вам все равно, и что вы всегда будете там. Наказание и выговор должны быть вашим последним действием. Вот несколько советов, которые следует учитывать при работе с сердитыми и агрессивными детьми.

Дайте вашему ребенку достаточно внимания, он жаждет этого. Удобное молчание относится только к взрослым. Поговорите со своими детьми и проводите с ними больше времени. Покажите заинтересованность в том, что они делают, когда они просят вас сделать это. Таким образом, ваш ребенок не будет прибегать к сердитым взрывам, чтобы привлечь ваше внимание. Играйте вместе, получайте удовольствие!

  • Принуждение других к какому-либо поведению . Человек - существо очень умное и хитрое . Зачем что-то делать самому , если у тебя есть силы , чтобы заставить других “попотеть” ? В современном обществе проявление физической агрессии и принуждения , конечно , не приветствуется , а вот моральное насилие , к сожалению , до сих пор достаточно распространено .
  • Тяга к власти . Так уж повелось , что власти редко можно добиться мирным путем - всегда надо пройтись по головам и нанести кому-нибудь хоть легкие , да увечья . Те , у кого потребность во власти очень сильна , так и делают . Поэтому у них, в целом , агрессивность выше , чем у других людей . Особенно этим грешат мужчины - именно для них доминирование над остальными самцами играет особую роль .
  • Стремление произвести определенное впечатление . При проявлении агрессии о человеке может сложиться разное впечатление : кто-то испугается , кто-то захочет помериться силами , а у кого-то возникнет потребность в мести . Для того чтобы понимать , какое впечатление вы произведете своей агрессивностью , нужно хорошо знать партнера по общению . А то так можно отхватить нехилую взбучку !
  • Желание причинить ущерб . Согласитесь , некоторые люди вполне заслуживают того , чтобы вы вели себя с ним агрессивно . Например , Машка , которая в десятом классе хитро и коварно увела вашего парня - ей бы не помешала ваша порция злости и агрессии . Стремление причинить другому вред может основываться на разных вещах - желание отомстить , что-то отобрать - а может быть вполне самостоятельной потребностью . И если оно у вас изредка появляется - не пугайтесь ! Такое бывает со всеми людьми .
  • Психологическая разрядка . Бывает , что за день столько всего плохого накопится , что хочется на кого-нибудь наорать или побить . И бываешь поистине благодарна судьбе , когда под горячую руку попадается какая-нибудь вредная и хамоватая тетка в метро . Уж тогда можно расслабиться и отыграться на ней в полную силу ! И почувствовать себя после этого вполне легко и комфортно .
  • Самооборона . Некоторые люди бывают очень и очень наглыми . Конечно , опускаться до их уровня может казаться глупым или не очень порядочным , но иногда это просто необходимо , иначе они вас просто “съедят” . В таких случаях агрессия выполняет функцию самообороны : когда в наше личностное пространство вторгаются , мы “показываем зубы и когти” , и то гда нас оставляют в покое .

    Поощряйте своих детей проявлять хорошее поведение. Им не обязательно нужны подарки или сладости, чтобы чувствовать себя счастливыми. Простое «спасибо» может заставить их чувствовать себя подавленными. Скажите им, насколько вы им нравитесь, когда они делают свою постель или заботятся о своем маленьком брате или сестре. Таким образом, ваш ребенок будет знать, какое поведение вам нравится и что вы ожидаете от него.

    Объясните ясно, что агрессивное поведение неприемлемо. Будьте строги, когда отправляете им сообщение, которое они кусают, вредят и насилие вообще недопустимо. Наблюдайте за своим ребенком и его действиями, чтобы выяснить, что именно вызывает его гнев. Иногда мелкие вещи могут его расстроить. Как только вы поймете, какой гнев возникает у вашего ребенка, работайте над ситуацией. Например, если вы просыпаетесь утром с сердитой вспышкой, дайте ему поспать еще на несколько минут, чтобы успокоиться.

    Таковы основные цели для проявления агрессивного поведения . Они могут нравиться или не нравиться , но это факт - агрессия нам очень нужна . Общество , в котором люди бы не проявляли враждебность по отношению друг к другу , попросту неспособно к выживанию . Поэтому любые попытки полностью избавиться от агрессии заранее обречены на провал - это то же самое , что пытаться научить человека жить без любви . Отдельным особям это удается , но это подходит далеко не каждому .

    Поэтому они будут чувствовать себя в безопасности и любить и будут менее склонны к нервным вспышкам. В стрессовых ситуациях найдите время, чтобы рассказать детям, что происходит. Например, если ваша семья проходит развод, пришло время объяснить ситуацию и предотвратить последствия для вашего ребенка.

    Будьте хорошей образцовой моделью для своего ребенка. Вы не будете помогать своему ребенку, если вы сердитесь и расстраиваетесь. Если он сердится, это не значит, что ваш ребенок плох. Это может быть чувство неуверенности и страха. Независимо от причины, ваш долг как родителей помогать ребенку справляться с негативными эмоциями.

    Истоки агрессивного поведения

    Помимо целей , у агрессии существуют более серьезные и глубинные механизмы , влияющие на ее возникновение . Психологические причины агрессии у людей могут быть совершенно разными : каждый более или менее известный психолог стремился выдвинуть свою гипотезу о том, как и откуда берется агрессия . На настоящий момент их можно разделить на три основные группы :

    Как вы думаете, часто ли у них психическое давление? Если вы спокойный и уверенный человек, тогда вы ответите, что не сталкиваетесь с такой ситуацией. Вмешательства могут быть совершенно разными, и они даже не знают об этом. Что действительно оказывает огромное влияние на вашу жизнь!

    Это влияет на других людей, которые реализуются, чтобы изменить свое отношение, мнения, решения и решения. Может показаться, что это только сильные и ориентированные на результат люди, но это не так. Уверенные люди действуют прямо и открыто, не ищут окружающих дорог, вызывая другие неудобства. Существует много типов психической агрессии, которые вы обязательно встретите в жизни.

    1. Агрессия как инстинкт. Многие психологи считают, что природа возникновения агрессивного поведения у человека инстинктивна. Агрессия способствует выживанию , выполняя три основные функции: борьба за территорию и пищевые ресурсы, улучшение генофонда и защита потомства. Агрессивная энергия постоянно возникает в организме человека , накапливается и в какой-то момент прорывается наружу. У каждого - свои границы, переход через которые чреват враждебностью в поведении. Агрессия также могла достаться человеку от своих предков-охотников. Очевидно, что охотничья природа может являться побудителем к насилию, войнам и разрушению. Таким образом, можно говорить о неизбежности агрессии и сложностью с ее контролем.

    Ограничение - прямое воздействие на другого человека. Они прибегают только к принуждению, когда у них есть какая-то сила, иначе никто не будет поддаваться. Примерами таких сил могут быть физические качества, сила, деньги, информация. Человек, которого они вынуждены делать, что-то знает, что происходит - в отличие от манипуляций.

    Вы можете попытаться защитить себя от этого, указав нападающему, что он действует агрессивно - некоторые люди не любят признавать это. Однако, если человек не вмешивается в него, сопротивление этому давлению очень сложно. Будучи в состоянии психического истощения, вы теряете контроль над ситуацией, и в этот момент вам особенно удобно надавить: «Разве вы не собираетесь это делать?».

    2. Агрессия как результат невозможности реализовать свои потребности. Это совершенно другой подход: все мы сталкивались с неспособностью удовлетворить свои желания из-за каких-либо препятствий, и в такой ситуации практически всегда появляются гнев и агрессия. Они могут быть направлены на других людей, на вещи или даже на себя. Возможны также вариации в способах проявления агрессии: мы можем накричать на кого-то, толкнуть или начать причитать: “Это я во всем виновата! Нет мне прощения!”. Самое печальное, что такой способ реагирования, если его часто использовать, начинает входить в привычку, но эффективность его для решения проблем и преодоления тех самых пресловутых препятствий представляется весьма сомнительной.

    Идея состоит в том, что если у вас есть спокойный ум, вы никогда не согласитесь, но в этом случае срабатывают механизмы личной защиты и желание доказать свою собственную значимость. Кстати, этот метод работает только за счет самоуверенности. Этот тип давления отличается от всех других, потому что его суть заключается в попытке покорить незаметно. Проще говоря, пытаясь сжать вас, и вы хотите это понять, парень начинает с других тем или даже переходит в «оглушительную защиту»: «Ладно, что случилось?» Или он начинает удивляться почему ты плохо говоришь о нем?

    3. Агрессия как результат научения. В детстве мы всему учились у взрослых: мы подражали им в манере говорить, есть, одеваться и вести себя в целом. Точно также, наблюдая за взрослыми, мы учились агрессивному поведению: если мы видели, как наши мама и папа постоянно орут друг на друга и на окружающих людей, такой вариант поведения запоминался нами как единственно верный. Конечно, есть и другие факторы, увеличивающие вероятность проявления агрессии при взрослении - это неприемлемое обращение, постоянные придирки и нападки со стороны взрослых и даже прямые инструкции: “Ну что ты как маленький! Дай сдачи этому мальчику!”. Человеку, который растет в подобной обстановке, сложно быть тихим, милым и пушистым. Однако в этом случае он обладает возможностью научиться контролировать свою агрессию, если развивать способность к саморегуляции, наблюдать за людьми, умеющими спокойно разрешать конфликты и поощрять себя за каждое проявление кротости и человеколюбия.

    В этом случае всегда хорошо следить за началом атаки и отзывом: «Нет, для меня это сейчас для вас». Если вы стоите, есть шанс, что агрессор уйдет навсегда. Предложение - своего рода психическое воздействие на человека, после которого он начинает некритически «поглощать» информацию, наложенную на него со стороны.

    Человек, использующий этот метод, должен быть авторитетом жертвы, иначе фокус не будет работать. Конечной версией предложения является гипноз, но он также может использоваться в состоянии бодрствования. Для этой цели, как правило, используется игра с интонацией и другими полусознательными моментами. Парадоксально, что есть люди, которые не поддаются внушению, и вам повезло, если вы принадлежите им.

    Что влияет на агрессию ?

    С психологической сущностью агрессии мы разобрались. Они присуща каждому человеку, и ее существование оправдывается массой целей и причин. Однако есть вещи, которые способны усугублять агрессивное поведение и делать его разрушительным. К ним относятся особенности культуры и воспитания, особенности ситуации и некоторые личностные черты. Достаточно сильно на склонность к агрессии влияет ситуация в обществе, в частности, культурные нормы - то, как окружающие оценивают враждебное поведение. В некоторых культурах агрессия поощряется, а в других - порицается. Также большое влияние на человека оказывают СМИ. Если они постоянно транслируют информацию о насилии, угрозах и взрывах, это будет восприниматься как что-то нормальное и, соответственно, повышать вероятность агрессивного поведения.

    Самая эффективная форма психологического давления. Он направлен на разум и человеческую логику. Вот почему под его командой находятся только люди с нормальным уровнем интеллекта и развития мышления - другие просто не понимают, о чем идет речь. Речь, включающая обвинительные приговоры, обычно наиболее логична, последовательна и доказана - и в данный момент ум жертвы ловит малейшее несоответствие, вся структура сразу разваливается.

    Пульс и сердце следуют определенному ритму, температура тела постоянна, железы вырабатывают гормоны, и образуются антигены. На самом деле, если мы подумаем и попытаемся коснуться гнева, мы сможем почувствовать огромный энергетический ресурс, заключенный в нем. Есть замечательное чувство - гнев.

    Семейная ситуация тоже способна оказывать влияние на склонность к агрессии. Например, дети, выросшие в неполных семьях, чаще проявляют враждебность к другим людям. Но семья может быть полной и многодетной - в таких семьях агрессивность определяется отношениями между братьями и сестрами: если они привыкли ругаться и драться между собой, то в более старшем возрасте они будут весьма враждебны и импульсивны. Семейный климат тоже вносит свой вклад в эту проблему: то, насколько родители жестоко наказывают своих детей, вмешиваются в их жизнь и конфликты между ними, непоследовательны в установлении правил и дисциплины и т.д. … Но дело ведь не только в каких-то долгоиграющих факторах.

    Мы причиняем боль самым близким

    Мой вопрос касается моего мужа. Он часто смеется надо мной или грубо мне. Вот почему наш ответ будет немного более общим. В настоящее время много говорят о том, как агрессия растет в обществе. Больше говорят о равенстве между мужчинами и женщинами и правах детей, и больше рассматривается вопрос о нарушении этих прав. Мы можем признать другие формы агрессии и насилия, чем физическое насилие. Существует ряд форм насилия, которые в основном переплетаются. Более того, агрессии нет только очевидной, но и скрытой, пассивной агрессии.

    В некоторых ситуациях практически невозможно не быть агрессивной. Как правило, нас в таких ситуациях на агрессию провоцируют или же создают такие дискомфортные условия, которые мы не в силах терпеть. Присутствие в такой ситуации сторонних наблюдателей - это единственное, что способно снизить накал страстей. Также есть группы людей, которые самим своим видом способны вызвать у человека агрессию, например, разведенная женщина, встречающая мужчин, похожих на ее бывшего мужа, мечтает о том, чтобы сделать им что-то плохое.

    Мы принимаем насилие чаще всего, когда мы находимся в напряженном

    Пассивная агрессия особенно очевидна у людей, которые не хотят признавать себя злыми и хотят причинить кому-то боль. К сожалению, проявления агрессии часто проявляются в самых близких отношениях, в семьях. Где бы мы ни были ближе, мы можем нанести наибольший урон. Наиболее агрессивные действия в семье выполняются в ситуациях стресса и напряжения. Это не похоже на одно из соображений партнеров о причинении вреда другому. Такие вещи делаются только в тех случаях, когда один из партнеров сильно обеспокоен и рад причинить вред другому.

    Иногда нас раздражают какие-то физические характеристики ситуации: жара, духота, шум, теснота, загрязненный воздух, и т.д. … Ну и, конечно же, самый главный - это личностный фактор. Некоторые черты нашего характера могут увеличивать вероятность агрессивной реакции на любое, казалось бы, даже самое незначительное событие. К ним относятся раздражительность и эмоциональная чувствительность, высокая тревожность, стремление брать ответственность за все происходящее на себя, напористость и тяга к достижениям.

    В иностранной литературе это насилие упоминается как «холодное насилие». Мы с большей вероятностью столкнемся с так называемым «насильственным» насилием. Мы чаще всего принимаем насилие, когда чувствуем себя в узком, беспомощном, гниющем углу. Мы не знаем, как справляться с ситуацией. К сожалению, мы помним о плохих вещах, и мы вряд ли верим, что другой человек любит нас, хотя он и оставил нас такими уродливыми. Мы боимся, что это повторится.

    Нам нужно понять наше агрессивное поведение

    Мы боимся, что дети будут учиться тому же. Но это даже не означает, что другой человек так невыносим, ​​и что он провоцирует меня на это. Возможно, в этот момент нам нужно услышать, что есть надежда, что мы снова сможем жить вместе, чтобы научиться лучше справляться с такими ситуациями. Иногда мы можем сделать это сами, но часто это сложно, и он рассчитывает найти профессиональную помощь. Специалист может помочь нам понять нашу ярость и найти способы справиться с ней должным образом. Благодаря парной терапии мы можем лучше понять, что происходит в наших отношениях.

    Как избежать агрессии в жизни

    С причинами, вызывающими агрессивное поведение, в общем-то, все ясно. Однако легче от этого не становится, потому что хочется не просто знать, но и уменьшить количество агрессии в собственной жизни. Если вы хотите повлиять на какого-то человека, то наиболее эффективной является система поощрения и наказания. Ее суть состоит в том, что хорошее поведение человека поощряется вами, а плохое - наказывается. Происходит некоторое подобие дрессировки, ведь любому человеку хочется комфорта и удовольствия, а их противоположности он избегает. Однако есть ряд особенностей в использовании этой системы:

    Причиной агрессии является отчаяние

    Агрессия - это все в нас, и когда мы учимся относиться к ней, она не должна принимать деструктивные формы. И также важно иметь в виду, что плохие вещи часто не оставляют злых людей, но люди отчаялись. Если эти люди находят свой выход из своего отчаяния, им не нужно привлекать к ним своих самых дорогих.

    Такой маленький и такой гнев в нем

    В случае истинной депрессии обратитесь за медицинской помощью. В случае депрессии необходимо объединить эти рекомендации в текстах на этом веб-сайте с инструкциями лечащего врача и наблюдать за любыми лекарствами. Исцеление. Агрессия детства - довольно распространенное явление. Очень вероятно, что это относится и к вашему ребенку. Наверное, не раз вы видели агрессивное поведение самого молодого.

    • Необходим баланс между поощрением и наказанием: если вы будете с чем-то перегибать, то результат может оказаться не таким эффективным.
    • Между агрессивной реакцией и наказанием должен пройти минимальный промежуток времени.
    • Наказание должно быть ощутимо строгим и неприятным.
    • Агрессор должен осознавать, что некоторые его действия влекут за собой наказание.
    • Вероятность наказания должна быть достаточно большой.

    А что делать, если вы хотите справиться с собственной агрессией? Ответ один - саморегуляция. Вы можете даже использовать ту же самую систему поощрений и наказаний - только вы сами будете и в роли объекта, и в роли воспитателя. Например, в качестве наказания для вас могут быть угрызения совести или лишение себя каких-то благ, а в качестве поощрения - попытки доставить себе удовольствие. Также эффективными могут быть действия по изменению своего отношения к ситуации.

    Вам, возможно, даже пришлось самому заниматься таким агрессивным поведением. Почему эти маленькие, хрупкие существа ведут себя так? Как родитель вы можете чувствовать себя беспомощным и смущенным, особенно когда ребенок агрессивен на публике, и ваша семья становится любопытной и выражающей неодобрение. Не все так просто, как кажется на первый взгляд. Что может показать детская агрессия?

    Действительно ли наказание для нее является лекарством? Возникновение агрессии у детей - сложная проблема, которая может иметь много разных причин, часто с источником близких к ребенку - родителей. Отношения между родителем и ребенком оказывают большое влияние на то, как ведут себя дети, справляются с негативными эмоциями, выражают себя.

    Как было сказано выше, агрессия чаще всего возникает в ситуации явного неудовольствия и наличия препятствий к достижению важной для человека цели. Вы злитесь на обстоятельства, и возможны несколько вариантов выхода этой злости: злиться на других, на себя или попытаться перевести эту энергию в более конструктивную Задумайтесь над тем, что агрессия вам ничего не даст, лишь испортит настроение. Вместо этого вы можете постараться преодолеть препятствие и решить проблему - тогда ваша злость пройдет сама собой.

    Очень часто вспышки агрессии и гнева у нас вызывают вещи, которые мы не можем принять. Например, когда кто-то, с нашей точки зрения, живет неправильно или делает что-то, что не вписывается в нашу картину мира. Для того чтобы такие вещи не вызывали у вас приступ злости, нужно поработать над принятием других. Вы должны принять тот факт, что каждый человек волен жить и делать так, как ему хочется, в том числе и вы. Каждый раз злясь и осуждая кого-то, попробуйте поставить себя на его место - может быть, это поможет вам лучше понять человека. Старайтесь не накапливать в себе энергию злости и раздражения.

    Когда мы постоянно сдерживаем себя, это выматывает, и мы становимся агрессивнее. Надо понимать, что столько энергии не может бесконечно долго находиться в нас - рано или поздно произойдет выплеск ее наружу. Только он может быть постепенным и аккуратным, а может быть всеразрушающим. Согласитесь, что первый вариант является гораздо более предпочтительным. Если вы чувствуете, что волна злости накатывает на вас, и вы скоро начнете рвать и метать - сделайте паузу. Попробуйте выйти из ситуации или отвлечься. Можно закрыть глаза и сосчитать до десяти, можно выйти из комнаты или просто мысленно набрать в рот воды при разговоре с раздражающим человеком. Вполне возможно, что это убережет вас от проявления ненужной агрессии.

    Есть вещи, которые вы не можете изменить и убрать из вашей жизни. Так или иначе, вам придется с ними сосуществовать. Вы можете злиться на них и портить себе жизнь, а можете попытаться принять и начать относиться к ним со спокойным равнодушием. Кроме того, необходимо избегать хронической усталости, ведь очень часто именно она лежит в основе агрессии и раздражительности. Поэтому при подозрении на усталость дайте себе передышку, например, устройте себе выходной и займитесь тем, чем давно хотели заняться. Человек становится злым и агрессивным в ситуации хронического недовольства своей жизнью Это недовольство может быть вызвано разными причинами: неудачами на личном фронте, постоянной усталостью или большим количеством неприятных людей в жизни. И если вы хотите, чтобы агрессия ушла из вашей жизни, необходимо внести в нее позитивные изменения. Попробуйте обозначить для себя позитивные моменты - так вам будет проще им радоваться. Будьте внимательнее к себе, старайтесь жить так, чтобы жизнь приносила вам удовольствие. Ведь довольный человек гораздо чаще бывает спокойным и уравновешенным, чем недовольный.

    Одной из важнейших задач воспитания ребёнка в семье является его социализация, т.е. воспитание таких качеств и способов поведения, которые позволяют ему комфортно себя чувствовать среди людей.

    Это будет залогом и психического, и во многом физического здоровья ребёнка, возможности самореализоваться в жизни. Другое дело, что общество не однородно, в нём есть определённые социальные слои и группы, и в этих группах существуют свои правила и нормы поведения. То, что может быть необходимо в одной (например, умение грубо выражаться), абсолютно не приемлемо в другой. Поэтому, обучая ребёнка, как себя правильно вести, что можно и что нельзя, родители должны учитывать, насколько необходимы эти умения в той среде, где придётся жить малышу. Это касается не только будущей жизни, но и детских групп. Если мама собирается отдать маленького ребёнка в ясли и запрещает ему драться, отстаивая свои игрушки, то, наверное, такому ребёнку будет сложно среди своих сверстников, где надо уметь постоять за себя. Но есть и общие нормы и правила, которые не зависят от социальных и культурных различий, и среди них одно из важных - умение сдерживать свой гнев, или выражать гнев и агрессивность в приемлемых обществом формах, контролировать свои эмоции. Этому ребёнок должен учиться с рождения, и введение запретов - один из этапов воспитания самоконтроля.

    Усваивая способы взаимодействия с окружающими, ребёнок сможет приспособиться к миру, в котором ему суждено жить, сможет реализоваться и благодаря этому быть просто счастливым.

    Не об этом ли мечтает каждая мать?

    « У меня очень агрессивный ребёнок, я не знаю, что с ним делать», «Мне бы очень хотелось, чтобы мой мальчик рос добрым, отзывчивым, но это так трудно, ведь кругом столько агрессии». Часто такое приходится слышать от родителей. Сейчас благодаря средствам массовой информации это слово прочно вошло в употребление. Следует разобраться, что в обыденном сознании подразумевается под «агрессией» и что имеется в виду при использовании специалистами этого термина.

    Каждый ребёнок, развиваясь, испытывает желание наказать обидчика, использовать силу для решения своих проблем, высказать угрозу.

    В младенчестве дети могут:

    Бить игрушкой своих родителей,

    Отбирают понравившуюся игрушку у другого ребёнка,

    Могут царапаться,

    Кусаться,

    Толкаться.

    Драться.

    Чем старше они становятся, тем чаще речь и действия могут заменять угрозами, ругательствами, оскорблениями, либо сопровождать ими свои действия. У одних детей такое поведение возникает чаще, чем у других, и окружающие называют их агрессивными. Специалисты же говорят здесь об агрессивном поведении ребёнка.

    При правильной реакции родителей такое поведение может со временем исчезнуть и замениться приемлемым в обществе.

    При неправильном отношении агрессивное поведение закрепится и станет характерным для ребёнка, и тогда агрессия станет его личностной чертой, и это уже агрессивный ребёнок.

    Итак, возникают вопросы:

    1.Причины агрессивности;

    2. Признаки агрессивности;

    3. Как должны реагировать на такое поведение малыша родители;

    4. От чего зависит проявление агрессивности ребёнка;

    5. Врождённое это качество или приобретённое?

    Причины агрессии

    Агрессия есть активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Гнев - одна из основных и важнейших эмоций человека. «Гнев» и «злость» - синонимы.

    Что же становится причиной проявления гнева у младенцев? Одна из первых причин - боль. Многие мамы сталкивались с этим явлением, когда делали в поликлинике первые прививки своим детям. На неожиданно причинённую боль младенцы реагируют мимическим выражением гнева. Многие исследования подтверждают предположение о том, что боль является врождённым пусковым механизмом гнева и возможно агрессивного поведения. Если ребёнок много болел в раннем детстве, естественно он пережил неприятные процедуры диагностики, лечения. Это не могло не сказаться на его отношении к миру.

    Гнев вызывает и любое ощущение дискомфорта - голод, усталость, стресс. Человек становится раздражительным, вероятность «сорваться» на ком-либо возрастает.

    Уже 4 - месячный ребёнок, если ему не давать некоторое время шевелить руками, реагирует мимической реакцией, а 7 - месячный способен установить источник ограничения и выдать агрессию по отношению к этому источнику.

    Также причиной агрессии является запрет, или «нельзя», слово которое родители говорят, когда ребёнок пытается освоить большой и незнакомый мир.

    Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих тоже могут стать источником гнева. Но в случае большую роль играют не сами поступки, а их интерпретация человеком. Прежде чем на кого- то рассердится, мы возлагаем на этого человека вину. Если ребёнок в своих неудачах, переживаемых им некомфортных состояниях винит, например, брата, сестру или мать, то его гнев и агрессия будут вызываться ими.

    Препятствие в достижении цели тоже может являться причиной гнева. Допустим, дошкольник сосредоточенно занят игрой, и тогда вмешательство будет им воспринято как препятствие, ограничение и вызовет гневную реакцию.

    Кроме того, причиной гнева могут быть определённые эмоциональные состояния.

    Замечено, например, что в депрессии печаль часто соседствует с гневом.

    Рассмотренные источники гнева относятся к ситуативным, т.е. человек находится в конкретной ситуации, которая становится раздражающей и служит источником гнева.

    Признаки агрессии

    Выражение гнева может быть мимическим (выражение лица), поведенческим (действия, поступки), вербальным (слова).

    Виды агрессии:

    • 1) физическая агрессия (нападение - использование физической силы против другого человека или объекта);
    • 2) прямая агрессия - непосредственно направленная против раздражителя (человека или предмета);
    • 3) косвенная агрессия - действия, которые направлены окольным путём на другое лицо (злобные действия, шутки) и действия, которые характеризуются не направленностью, не упорядоченностью (взрывы ярости, проявляющие в крике, лопанье ногами, битьё кулаками по столу)
    • 4) Инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-нибудь цели;
    • 5) Враждебная агрессия - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
    • 6) Аутоагрессия - проявляется в самообвинении, самоуничижении, причинении себе вреда.

    Как реагировать?

    Как правило, внимательные мамы могут легко определить состояние своего ребёнка. У агрессивной реакции всегда есть подготовительный период, но у одних детей он более продолжителен, а у других он длится несколько минут. Признаки наступления агрессии всё те же: меняется мимика,поза тела, тон, тембр, интонация голоса. Умение замечать эти изменения может пригодиться родителям для того, чтобы научить своего ребёнка выражать гнев в социально приемлемо, а не агрессивно - деструктивных формах.

    Надо не ждать спонтанной реакции агрессии, а, заметив её приближение, направить в подготовленное русло.

    Почему ребёнок становится агрессивным?

    Агрессивный ребёнок, скорее всего, вырастет агрессивным взрослым. Это позволяет предположить, что уровень агрессивности представляет собой врождённую характеристику человека, которая, имея под собой благодатную социальную почву, становится устойчивой личностной чертой.

    Чем старше ребёнок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребёнка, принципы воспитания.

    Практика показывает, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребёнка, чем врождённая предрасположенность (возбудимость нервной системы).

    Данное утверждение подтверждает следующий факт. Последние исследования в области изучения агрессивности человека показали, что на формирование данной черты влияет четыре момента:

    • 1) негативизм матери (её отчуждённость от ребёнка, постоянная критика, равнодушие);
    • 2) терпимость матери к проявлению агрессивности ребёнка по отношению к другим детям и взрослым (т.е. поощрение такого поведения);
    • 3) суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
    • 4) индивидуальные особенности темперамента ребёнка (возбудимость и вспыльчивость)

    Помните, что у агрессивных родителей, как правило, вырастают агрессивные дети.

    ЧТОБЫ ВОСПИТЫВАТЬ ЖЕЛАЕМОЕ ПОВЕДЕНИЕ У СВОИХ ДЕТЕЙ, СЛЕДУЕТ РАЗОБРАТЬСЯ СО СВОИМ СОБСТВЕННЫМ.

    На каждом возрастном этапе агрессия проявляется по - разному. Рассмотрим, выборочно, по некоторым возрастам.

    Один год

    Малышу исполнился год. До года ребёнок в основном занят освоением окружающего его мира: предметы, новые виды деятельности. Теперь его всё больше начинают интересовать люди (помимо знакомых, всё больше не знакомые). Как правило, в год ребёнок начинает ходить, возможности освоения мира увеличиваются, а вместе с ними увеличивается, а вместе с ними увеличиваются проблемы его родителей, остро встаёт вопрос дисциплины.

    Годовалый ребёнок исследователь. Его привлекает всё, что встречается на пути. И если ему препятствовать в этом, он будет сердиться, вести себя агрессивно. Может стукнуть маму, если она запрещает что-то, может кусаться, упасть на пол и громко кричать. Может нарушать запрет и стремится к тому, что нельзя, при этом он, крича и вырываясь, если его пытаются остановить. Даже очень терпеливую мать это способно рассердить. А если мама сама очень эмоциональна, не сдержанна или просто устала, то она «срывается» и при значительно меньших проявлениях недовольства ребёнка. Мамы и папы сердятся на любознательного малыша, называют его « вредным», «злым», «настырным». Нередки случаи физического наказания, угроз.

    Но, как ни странно, ругань, физическое наказание редко дают желаемый результат. Такой способ решения проблем не что иное, как проявление родительского бессилия: наказывая ребёнка ремнём, шлёпая до боли в руке, родители признаются, что не могут справиться с ситуацией, а дети это очень рано понимают. Почему такие наказания не эффективны? После вспышки злости и выхода её через наказание у родителей часто возникает чувство вины. И появляется вполне понятное желание как-то её загладить. Мать может стать снисходительной к непослушанию ребёнка в иной ситуации (или в похожей) или позволит наказать себя.

    Наказание ребёнком родителя может быть «явным» - ему позволят ударить маму игрушкой, или « неявным» - в следующий раз мама будет очень терпеливой к неприемлемому поведению ребёнка (бросание, трогание запрещённых вещей, капризы). Всё это создаёт непоследовательность воспитательных действий, и ребёнок не понимает, почему в одной и той же ситуации мама ведёт себя по- разному и от него требует разное. В результате малыш не усваивает правил, норм поведения. И в дальнейшем родителям (да и другим людям) будет с ним не легко, и самому ребёнку будет трудно уживаться с людьми.

    Именно такие дети из-за внутренних противоречий, из-за неумения соблюдать правила, принятые в обществе, чаще склонны к агрессивному поведению, в том числе и с родителями. Кроме того, дети родителей, которые часто « срываются», перенимают агрессивные формы поведения, реагирования на ту или иную ситуацию. Помните, у агрессивных родителей вырастают, как правило, агрессивные дети.

    Как научить ребёнка понимать слово «нельзя»

    Первые правила входят в жизнь малыша со словом «нельзя: нельзя трогать, брать, делать. Эти «нельзя» могут меняться по мере взросления ребёнка. Например, нельзя трогать ножницы, провода. Но вот малыш подрос и уже знает, как пользоваться ножницами, что такое провода и зачем они нужны, соответственно и запреты относительно этих вещей либо снимаются, либо меняются, появляются новые.

    Часто родители жалуются, что ребёнок не понимает слово «нельзя», и поэтому определённый этап детства малыша превращается в череду скандалов. Чтобы этот период в жизни семьи прошел относительно спокойно, рекомендуется соблюдать несколько правил.

    • 1. Этих «нельзя» должно быть немного, пусть это будет 5 основных, из разряда того, что опасно для жизни и здоровья малыша.
    • 2. эти «нельзя» должны выполняться всегда, независимо от настроения родителей.

    Обучать ребёнка, как необходимо реагировать на ограничения, можно, например, так. Ребёнку нельзя подходить к газовой плите и трогать краники на ней. Как только малыш приближается к плите, мама должна взять его на руки и отнести от запретного, при этом посмотреть малышу в глаза и сказать строго «нельзя», показывая на плиту. Так может продолжаться некоторое время, пока ребёнок не научится реагировать только на слово и маме не нужно каждый раз срываться с места и оттаскивать его от плиты. Конечно, периодически могут быть проверки со стороны ребёнка, провокации, но это уже не будет требовать от родителей много сил и времени.

    Чтобы научить годовалого малыша, верно реагировать на слово «нельзя», от родителей потребуется немного времени, терпения и согласованности (если мама запрещает а папа разрешает, то ничего не получится).

    Зато в последующем у таких родителей будет намного меньше воспитательных проблем при введении новых правил по мере взросления малыша. И тогда меньше будет поводов для раздражения родителей и агрессии ребёнка. Естественно, что под «нельзя» попадает гораздо больше предметов и вещей, чем 5. Родители определяют основное, остальное либо нужно на время убрать из поля зрения ребёнка, либо сразу учить правильному отношению и использованию.

    Конечно, бывают моменты, когда мама «взрывается», это естественно, мама не машина, которую можно запрограммировать. Что же делать в таких случаях? Лучший способ сказать ребёнку о своём состоянии. Например, так: «Я очень рассердилась, я устала, твоё (проговаривается поведение ребёнка) вызывает во мне (проговариваются чувства мамы), мне это (проговаривается отношение), я хочу, чтобы (проговаривается желаемые отношения, поведение).»

    На первый взгляд это кажется сложным. Но родителей это не должно пугать. Нужно немного потренироваться, и вы почувствуете, насколько изменятся ваши отношения с малышом: не доводя дело до физического наказания и «обзывания», вы не будете мучиться чувством вины перед ребёнком за своё недостойное поведение, а, следовательно, не станет поводов для непоследовательного воспитания. Кроме того, вы демонстрируете ребёнку не агрессивное поведение, а способ выражения своего гнева в социально приемлемой форме, чему он у вас и будет учиться.

    Высказывание чувств снимает эмоциональное напряжение мамы. Но бывают и такие ситуации, когда реакция мамы должна быть очень быстрой, и она не успевает собраться с мыслями, чтобы всё объяснить ребёнку. Например, вы моете пол и говорите малышу, что подходить и играть в грязной воде нельзя. Несколько раз вы оттаскиваете ребёнка от ведра воды, но вот слышите звук разливающейся воды, поворачиваете голову и видите, что малыш опрокидывает ведро на пол. В таких ситуациях вполне допустимо шлёпнуть его по попе (здесь речь идёт о единичном шлепке, а не об избиении ребёнка до боли в руке). Это и маме позволит «выпустить пар», и малышу будет понятна реакция на случившееся. Кроме того, этот способ будет более безопасен для обоих, чем, если мама будет сдерживаться из последних сил, стараться говорить спокойным голосом. У такой « правильной» мамы напряжение и раздражение обязательно накопится, и будет достаточно очень небольшого толчка (ребёнок запнулся, что-то уронил), чтобы весь сдерживаемый гнев обрушился на малыша. А он не готов к такой эмоциональной реакции, которая неравноценна совершенному ребёнком проступку. Такие реакции мамы более травматичны для формирующейся психики ребёнка и способствуют его деструктивному, агрессивному поведению.

    Годовалый ребёнок - исследователь. У него два органа, с помощью которых он познаёт качества и свойства предметов: руки и язык. Именно пальчиками ребёнок узнаёт, что стол - гладкий, диван - шершавый, щёки мамы - нежные и гладкие, а папы - колючие. Это потом, когда ребёнок повзрослеет, ему достаточно будет посмотреть на предмет, чтобы понять, какой он.

    МАЛЕНЬКОГО РЕБЁНКА ПО РУКАМ БИТЬ НЕЛЬЗЯ.

    Что же происходит, когда родители бьют малыша по рукам? Они вносят разрушения в эмоционально - познавательный процесс ребёнка, нарушают основной в этом возрасте интерес исследования. Вполне естественно, что ребёнок злится, ведёт себя агрессивно. Постоянно повторяющиеся наказания могут, наконец, достичь своей цели: ребёнок перестанет трогать руками предметы, но нереализованный интерес и вызванная этим злость никуда не денутся. Если запретов слишком много и они жестоки, то гнев уйдёт внутрь и, будет разрушать ребёнку а, скажется на его психическом и физическом здоровье. Либо он проявится в других ситуациях, вроде бы не располагающих к агрессии: игра, отношения с родителями, другими взрослыми, детьми. Но самое страшное, чего могут добиться родители битьём детей по рукам, - они закрепят боязнь изучения нового, проявления инициативы. И тогда не надо жаловаться, что ребёнок не любознательный.

    Что же делать родителям, если они хотят, чтобы дети не трогали их вещи? С вещами всё просто: убирайте их или помогайте ребёнку правильно и безопасно изучить их. Это потребует времени и терпения, но интерес малыша по мере удовлетворения переключится на что-то другое, а вам в последующем не потребуется усиленный контроль за тем, чему вы его сами обучили. А чтобы ребёнок вас не бил - не бейте его сами и учитесь объяснять ему, почему это делать нельзя. Не надо бояться, что дети маленькие и не поймут взрослых. Ждать, что они вырастут, и тогда им можно всё объяснить, - бесполезное занятие.

    Игры и занятия с маленькими детьми для снятия агрессии

    • 1. Сшейте или купите большую мягкую игрушку или просто цилиндрической формы подушку. Придумайте простое имя, удобное для произношения малышом (Бобо, Жу-жу).

    Когда у малыша появится желание покусаться, потолкаться, стукнуть кого-либо игрушкой, лопаткой познакомьте его с этой игрушкой и объясните, что папу, маму (и прочих взрослых в доме) бить нельзя (сказать четко и строго) а вот есть Бобо (покажите игрушку), который всегда будет рад подраться. Научите ребёнка, как можно драться, кусаться с этим Бобо. Первое время следите, чтобы агрессия ребёнка сразу направлялась на игрушку, а не на людей.

    • 2. Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешите даже очень маленькому ребёнку повозиться в песке (сухом и мокром), в воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне. Дети постарше (1,5-3) с удовольствием переливают воду из одной ёмкости в другую. Обеспечьте им условия для этого занятия.
    • 3. Хорошо снимает напряжение лепка из пластилина. Начинайте обучать мять в кулачке пластилин, глину как можно раньше. Не бойтесь, что малыш испачкается или весь дом будет в пластилине. Просто будьте рядом и обучайте его с самого начала соблюдению определённых правил лепки (на картоне)
    • 4. Подвижные игры. Учите ребёнка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку. Дети с удовольствием играют в такие игры с взрослыми. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребёнку.
    • 5. Релаксация, расслабление. После снятия излишней напряженности (подвижная игра) положите ребёнка «поспать», «поплавать на надувном матрасе» - обеспечьте состояние покоя. Пусть это будет всего минутку.
    • 6. можно чередовать движение и покой. Это научит ребёнка произвольно контролировать своё поведение, а значит, и эмоциональное состояние.
    • 7. Массаж. Перед сном, после купания, делайте малышу лёгкий массаж спины, ножек, ручек, лица. Если на что-то ребёнок реагирует отрицательно, то не стоит настаивать, делайте то, что ему приятно, а, следовательно, позволит расслабиться. При этом рассказывайте о том, что вы делаете, тихим и спокойным голосом. Дети после двух лет с удовольствием соглашаются на игровой массаж.
    • 8. Рисование красками, лучше пальцами. Хорошо снимает напряжение, создаёт положительный эмоциональный фон. Будьте готовы к тому, что одежду ребёнка придётся стирать. Лучше такие рисунки делать на большом листе бумаги или старых обоях.


     


    Читайте:



    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

    Почвенный покров южной америки

    Почвенный покров южной америки

    Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

    Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

    Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

    Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

    Cобытия Второй мировой войны

    Cобытия Второй мировой войны

    Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

    feed-image RSS