Главная - Ораторское искусство
Что такое "система персонажей". Литературный персонаж, герой

Известно, что в эпических и драматических произведениях изображаются человеческие индивидуальности с присущим им поведением, наружностью, миропониманием. Их принято называть

Характерами (characters),

Действующими лицами (в драме: dramatis personae),

Героями (heroes),

Образами,

Персонажами (personages).

Слово «persona» имеет латинское происхождение. Ранее так называли маску, которую надевал актёр.

Понятия, обозначаемые этими терминами, смешиваются везде, где имеется в виду «человек в литературе», и различаются в тех случаях, когда их соотносят друг с другом.

Так, персонаж (personage) самое широкое, универсальное понятие – участник событий произведения, который выполняет заданные (традицией или автором) функции, т.е. совершает поступки, претерпевает невзгоды, перемещается в пространстве и времени изображённого мира.

В большинстве произведений присутствуют несколько персонажей; в объёмных романах и эпопеях их можно насчитать десятки или даже сотни.

В эпическом произведении повествователь (рассказчик) тоже может быть персонажем, если он участвует в сюжете (Гринёв в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина). В лирике, воссоздающей прежде всего внутренний мир человека, персонажи (если они есть) изображаются пунктирно, фрагментарно.

Чаще всего литературный персонаж – человек. Однако наряду с людьми в произведениях могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические существа, роботы и пр. («Синяя птица» М. Метерлинка, «Маугли» Р. Киплинга, «Человек-амфибия» А. Беляева, «Война с саламандрами» К. Чапека, «Солярис» Ст. Лема, «Мастер и Маргарита» М. Булгагова). Такой приём называется персонификацией .

Образ – одно из самых неопределённых и в то же время частотных литературоведческих понятий (напр., система образов = система персонажей). Под образом в произведении понимается отражение характерав сознании читателя.

Характер (character) – индивидуальность, выбирающая собственную роль в качестве участника отдельного события, имеющая осознанную жизненную позицию, собственную систему ценностей. Характер – воплощение общих, существенных, социально обусловленных свойств ряда людей; модель человеческого поведения, преображённая в соответствии с воззрениями писателя.

Число характеров и персонажей в произведении часто не совпадает, персонажей значительно больше. Есть лица, не имеющие характера, выполняющие лишь сюжетную роль, есть двойники, варианты одного типа (Добчинский и Бобчинский в «Ревизоре» Н. В. Гоголя, Розенкранц и Гильдестерн в «Гамлете» У. Шекспира).

Тип – высшая степень характерности, готовая форма личности, «функция» (напр., «маленький человек»). Часто слова «характер» и «тип» используют как синонимы.

Ø Встречаются психологические жизненные типы (скупец, ревнивец), социальные (бедный рыцарь, монах, разбойник, судья), социально-исторические (типы чиновников у Н. В. Гоголя, купцов и промотавшихся дворян у А. Н. Островского), национальные (цыгане у романтиков, евреи у Гоголя, французы у Л. Н. Толстого, поляки у Ф. М. Достоевского).

Действующее лицо – как правило, участник событий в драматургии, в пьесе, хотя, когда речь идёт об эпических произведениях, термин также употребляется.

Понятие «заглавный герой » обозначает персонажа, чьё имя вынесено в заглавие произведения. Чаще это центральный персонаж (Оливер Твист, Джен Эйр, Евгений Онегин), но не обязательно. В романе В.Набокова «Лолита» сама Лолита – заглавный персонаж – образ яркий и крайне важный, но второстепенный. А главным будет Гумберт Гумберт. Сходная ситуация в повести И.С.Тургенева «Ася».

Герой (hero) имеет несколько значений:

1. человек, совершивший подвиг;

2. любой персонаж (в повседневной речи);

3. центральный положительный персонаж в произведении; личность, обладающая незаурядными достоинствами, и совершающая значительные и благородные поступки.

4. полубог в древнегреческой мифологии.

Ø От других персонажей героя отличает его значимость для развития сюжета: без его участия не состоятся основные сюжетные события. Его выделяют яркие качества натуры, инициатива, способность преодолеть препятствия, непреодолимые для других.

В литературном произведении единственного главного героя называют п р о т а г о н и с т о м (protagonist; от др-греч. πρωταγωνιστής: πρώτος - «первый» и αγωνίζομαι - «состязаюсь», αγωνιστής - «борец»). В свою очередь, тот, кто противопоставлен ему в конфликте, – а н т а г о н и с т (antagonist; от др-греч.ανταγωνιστής – «противник, соперник»); к примеру, Гринёв – Пугачёв или Гринёв – Швабрин в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина). Антагонистом также считается персонаж, который представляет противоположность главного героя по качествам, характеру – либо социальному положению (Скарлетт и Мелани; Андрей и Пьер Безухов). Иногда противопоставление протагониста и антагониста совпадает с разделением персонажей на положительных и отрицательных (Гамлет – Клавдий, Гарри Поттер – Драко Малфой), но это не обязательно. Например, в парах антагонистов Катарина – Петруччо (У.Шекспир, «Укрощение строптивой») или Монтекки – Капулетти («Ромео и Джульетта») нет разделения на «героев» и «злодеев».

Наряду с антагонистом и протагонистом в литературоведении выделяют термин а н т и г е р о й (anti-hero) . Он имеет три значения:

1. центральный отрицательный персонаж, антагонист главного героя, «главный злодей» (Гарри Поттер – Волан-де-Морт);

2. отрицательный персонаж в качестве центрального, главного (У.Шекспир, «Макбет», «Ричард III»; Шодерло де Лакло, «Опасные связи» – маркиза де Мертей, виконт де Вальмон; У.Теккерей, «Ярмарка тщеславия – Бекки Шарп; Ф. М. Достоевский, «Бесы» – Ставрогин; «Коллекционер» Д. Фаулза, «Заводной апельсин» Э. Бёрджесса, «Парфюмер» П. Зюскинда);

3. подчёркнуто заурядная, не выдающаяся личность, «маленький человек» в качестве главного героя (А.П. Чехов, «Ионыч», «Человек в футляре»; Дж.Джойс – Блум («Улисс»); Ф.Кафка – Грегор Замза («Превращение»).

Помимо разделения на главных и второстепенных, персонажи могут разделяться на положительных и отрицательных.

Впрочем, это критерий условный, несколько схематичный и не всегда действенный. Такое деление чаще встречается в литературе тенденциозного характера (например, в баснях), а также в жанровой литературе (сказки, детективы, авантюрно-приключенческие произведения).

Гораздо более актуально деление персонажей на однозначных / одноплановых (flat) и неоднозначных / многоплановых (round). К однозначным могут относиться персонажи как явно положительные (Гринёв, Гарри Поттер), так и явно отрицательные (Швабрин, Драко Малфой). Примеры неоднозначных персонажей – Пугачёв, Печорин, Скарлетт О’Хара.

Также выделяют персонажей неизменных / статичных (static) : Шерлок Холмс, Обломов, Печорин, Воланд, – и персонажей в развитии (dynamic ): Наташа Ростова, Пьер Безухов, Жюльен Сорель, Гарри Поттер.

Существует два способа характеристики персонажей: п р я м а я характеристика и к о с в е н н а я. Первая подразумевает, что автор прямо говорит о чертах характера и чувствах персонажа. Подобный способ никогда не бывает основным в произведении.

Косвенная характеристика предоставляет читателю возможность самому делать выводы, основываясь на внешности (в этом случае авторская оценка прослеживается только в подборе лексики, ср.: «В комнату вошёл высокий стройный юноша » и «В комнату ввалился тощий долговязый юнец »). Также персонажа характеризует его речь , причём важны и содержание, и форма (способ построения фраз, лексика, словоупотребление сообщают о типе мышления персонажа, о его образованности, эмоциональном состоянии и т.д.). Не менее информативны и взаимоотношения конкретного персонажа с другими действующими лицами (оценка одного персонажа другими). Разумеется, учитываются поступки персонажа, его мысли и чувства , о которых автор может сообщить прямо или же дать читателю возможность догадаться самому на основании внешних их проявлений). Возможен вариант самохарактеристики персонажа. Кроме того, к способам косвенной характеристики можно отнести интерьер (напр. жилья персонажа) и пейзаж , детали (костюма, поведения).

В основе изучения литературы - творчества писателя и литературного процесса - лежит аналитическое рассмотрение литературно - художественного произведения , которое представляет собой сложное единство , художественную реальность , организованную по определенным законам , отражающим , с одной стороны , мировоззрение и художественное мышление писателя , а с другой стороны , - законы действительности . Поистине " произведение есть тот " квант ", в котором художественная энергия обретает реальное бытие " .

" Главное в литературоведении есть простое понимание смысла литературных произведений ... Цель всякого литературоведения состоит в том , чтобы научиться читать литературные произведения , понимая заложенный в них смысл действительной жизни" . Эта мысль звучит призывом к исследователю не представлять художественное произведение как всего лишь выражение его собственного наукообразного понимания литературы и жизни. "Основными формами освоения литературных произведений сегодня выступают их анализ, интерпретация и оценка, поэтому методы литературоведческой деятельности - это, прежде всего, методы анализа, интерпретации и оценки" . При этом метод должен осознаваться как "своеобразный аналог предмета", т.е. отражать "наиболее общие свойства и законы" литературного произведения; "метод должен учитывать природу предмета" . Следует постоянно иметь в виду, что "смысл литературного произведения" принадлежит действительности второго порядка, представление о которой связано как со "смыслом действительной жизни", так и с претворением "художественной энергии" создателя.

Углубление представлений о литературно-художественном произведении, разработка методов анализа отдельного художественного произведения представляет собой одну из важных задач, которая тесно связана с теоретическим осмыслением явлений литературы. Однако опираясь на марксистско-ленинскую диалектику, исследователь с необходимостью делает вывод о недостаточности анализа в собственном смысле термина, ибо анализ "важен не сам по себе, а ради последующего синтеза, возвращающего нас к исходному целому, которое выступает теперь уже как научно познанное конкретное" . Указанный принцип распространяется как на анализ произведения в целом, так и определенных его аспектов. В дальнейшем термин "анализ" мы будем понимать в широком смысле - как "изучение, включающее в себя и мысленное разложение произведения, и соединение выделенных сторон элементов в целое" .

Обратимся ли в конкретном случае к анализу элементов формы или содержания, необходимо помнить, что мы имеем дело с содержательной формой и художественным (образным, "оформленным") содержанием. В свою очередь многоаспектным является понятие "содержательной формы". Можно выделить ряд ее уровней, аспектов, которые могли бы стать предметом самостоятельного рассмотрения или исходным пунктом анализа произведения в целом, например: сюжет, повествование, композиция и др. Одним из уровней содержательной формы произведения следует считать систему персонажей. О важном значении системы персонажей литературно-художественного произведения свидетельствует, например, следующее высказывание В.Г. Белинского: "Художественное создание должно быть вполне готово в душе художника прежде, нежели он возьмется за перо... Он должен сперва видеть перед собой лица, из взаимных отношений которых образуется его драма или повесть..." . В книге "Введение в литературоведение" под редакцией Г.Н. Поспелова читаем: "Персонажи, в своей совокупности составляющие систему, - это, как видно, сторона литературно-художественного произведения, наиболее тесными узами связанная с содержанием. И при уяснении идеи эпического или драматического произведения важно понять прежде всего функцию системы персонажей - ее значение и смысл. Именно с этого естественно начинать рассмотрение новеллы или романа, комедии или трагедии" .

§ I . Понятие о системе персонажей

Само по себе терминологическое обозначение образа человека в литературном произведении представляет собой одну из важных проблем современного литературоведения (см. Приложение I ). В соответствии с задачей настоящего исследования мы будем считать, что персонаж (литературный герой) - это действующее лицо сюжетного художественного произведения, чаще всего воплощающее характерные черты образа человека. Основные персонажи произведения обладают характером, выраженным в сложной системе художественных средств. Конкретный анализ персонажей литературно-художественного произведения станет одновременно выявлением их характеров и художественных средств их воплощения.

Организованность персонажей литературно-художественного произведения предстает как система. Описание ее специфических сторон представляет собой первостепенно важную для настоящей работы задачу, исходный пункт анализа произведения. Вместе с тем развернутого определения системы персонажей не дают ни академическая "Теория литературы", ни "Краткая литературная энциклопедия", ни учебные теоретико-литературные пособия, за исключением книги "Введение в литературоведение" под ред. Г.Н.Поспелова, процитированной выше. На некоторых аспектах системы персонажей останавливается А.Г. Цейтлин в книге "Труд писателя" . Во-первых, персонажи художественного произведения некоторым образом действуют, т.е. совершают поступки, и находятся поэтому в определенных взаимоотношениях. Далее: "Писатель стремится... к тому, чтобы душевное состояние героев стало бы понятно из его (так в тексте - С.З.) действий". Система персонажей "непрерывно меняется", при этом соблюдается некая "иерархия действующих лиц". Кроме того, происходит группировка, которая "в пределах системы персонажей всякий раз соответствует соотношению определенных общественных сил"; так осуществляется принцип "репрезентативности" персонажей. Выше отмечены как внешние свойства системы персонажей - ее изменчивость, иерархичность, так и основанные на взаимодействии и противопоставленности персонажей внутренние ее черты - воплощение "душевного состояния героев", отражение борьбы общественных сил, т.е. в конечном счете - идейного содержания произведения.

Понятие системы персонажей используется многими исследователями и без специального определения, хотя следует отметить, что речь идет в основном о системе образов (так у Цейтлина А.Г.), где под образом подразумевается образ человека в художественном произведении . О системе образов пишет Б.Т. Удодов, отмечая особенности соотношения персонажей романа "Герой нашего времени": "Раскрытию центрального образа Печорина подчинено изображение всех других персонажей... Вместе с тем второстепенные персонажи имеют самостоятельное значение" . Е.Н.Михайлова, говоря о "композиции образов", устанавливает в данном случае важное композиционное соотношение персонажей в результате их противопоставленности и на основе места в сюжетном действии, подчеркивая активную роль Печорина. Система персонажей в позднеромантической литературе с ее специфической группировкой становится предметом рассмотрения в статье Ф.П. Федорова .

Не употребляя термина "система персонажей", Ю.В. Манн пишет о различного рода связях персонажей. Обращая внимание на важность "мотива оставления, ухода" для всей художественной ткани романа И.С. Тургенева "Дым", исследователь констатирует "особый род связей персонажей", которые возникают в результате развития указанного мотива: "Между тем, поскольку мотив ухода реализует не только момент идеологического противостояния (сам по себе очень важный), но тонкую игру симпатий или антипатий, близости или отчуждения - словом, все многообразие человеческих отношений, - то он, этот мотив, становится объединяющим начало романного действа" . В романе "Новь" отмечается ассоциативно-контрастная связь персонажей" . В работе Ю.В. Манна для нас важно, во-первых, выделение различных связей между персонажами, во-вторых, установление связи между "идеологическим противостоянием" и широким кругом взаимоотношений, которые составляют событийно-психологическую основу системы персонажей. Разумеется, мы упомянули лишь немногие работы, где так или иначе идет речь о системе персонажей, можно было бы, видимо, привести и другие интересные наблюдения и выводы. Однако учитывая все, что установлено выше, мы можем уже дать рабочее определение системы персонажей. Система персонажей - это один из аспектов художественной формы литературного произведения, художественное единство, в котором персонажи объединены взаимными симпатиями и антипатиями, совпадением идейных устремлений и антагонизмом, родственными связями, любовными и дружескими привязанностями; они вступают во взаимоотношения и соотносятся друг с другом, и эта их соотнесенность в сюжете служит одним из выражений - иногда важнейшим - идейного содержания произведения, которое воплощено посредством сопряжения групп и отдельных персонажей в определенном отношении к миру автора и объективной действительности.

Исходя из данного определения, систему персонажей следует рассматривать по крайней мере с двух точек зрения: 1) как систему взаимоотношений персонажей (борьбу, столкновения и т.п.) и соотношения их друг с другом: сопоставление и противопоставление как на почве взаимоотношений, так и вне их; 2) как конкретное воплощение принципов композиционного сопряжения содержательных элементов. Система персонажей в первом случае осмыслена как выражение тематики произведения, т.е. с точки зрения его содержания. В этом смысле система персонажей является отражением человеческих отношений в обществе. Во втором случае система персонажей рассматривается как момент композиции произведения, выступая одновременно и средством характеристики действующих лиц. Система персонажей в данном случае является важным уровнем в общем отношении художественного произведения к миру автора и к реальной действительности.

Относительно иерархии персонажей в произведении А.Г. Цейтлин, отмечает, что для А.Н. Толстого, например, важнейшим этапом являлось "установление центральной фигуры и затем установление остальных персонажей, которые по нисходящей лестнице вокруг этой фигуры располагаются" . В работе Г.А. Шенгели конкретизируются ступени этой "лестницы" персонажей: "Главные персонажи, те, чья судьба привлекла особое внимание писателя, называются героями. Прочие персонажи разделяются на второстепенные, подсобные и случайные или обстановочные". "При этом возможны следующие осложнения: второстепенные персонажи могут, привлекая внимание читателя, привлекать в то же время его сочувствие или несочувствие; в первом случае автор обыкновенно стремится поставить пределы заинтересованности читателя" .

В целом относительно классификации персонажей можно говорить об известном многоголосии исследовательской литературы, употребление терминов в большинстве случаев определяется индивидуальным подходом исследователя. Так выделяется "центральный персонаж, чью психологию и точку зрения на события раскрывает автор" , отмечается "централизирующая роль главного персонажа"



Персонаж (фр. personnage, от лат. persona – особа, лицо, маска) – вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. В том же значении в современном литературоведении используются словосочетания литературный герой, действующее лицо (преимущественно в драме, где список лиц традиционно следует за названием пьесы). В данном синонимическом ряду слово персонаж – наиболее нейтральное Героем (от греч. heros – полубог, обожествленный человек) в некоторых контекстах неловко называть того, кто лишен героических черт. Понятие персонажа (героя, действующего лица) – важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, где именно персонажи, образующие определенную систему, и сюжет (т.е. система, ход событий) составляют основу предметного мира. В эпосе героем может быть и повествователь (рассказчик ), если он участвует в сюжете (Гринев в "Капитанской дочке" Пушкина) В лирике же, воссоздающей прежде всего внутренний мир человека, персонажи (если они есть) изображаются пунктирно, фрагментарно, а главное – в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта (например, воображаемый собеседник в стихотворении М. Цветаевой "Попытка ревности"). Иллюзия собственной жизни персонажей в лирике (по сравнению с эпосом и драмой) резко ослабевает.

Чаще всего литературный персонаж – это человек. Степень конкретности его изображения может быть очень разной и зависит от многих причин. Он может занимать в системе персонажей разное место и, соответственно, быть нарисован в полный рост или представлен через немногие детали.

Но в рамках эпизода в центре внимания часто оказывается именно эпизодическое лицо. Сам выбор героя в сильной степени зависит от жанра ; можно говорить о «жанровых героях» в традиционалистской литературе. Так, в эпопее герой, по Н. Буало, должен быть благородным и по происхождению, и по характеру, но при этом быть правдоподобным.

Структура образа в эпических произведениях иная, чем в драме . Принципы и приемы изображения определяются замыслом произведения, творческим методом писателя: о второстепенном персонаже реалистической повести в биографическом, социальном плане сообщено больше, чем о главном герое модернистского романа. Наряду с людьми в произведении могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические существа, роботы («Лягушка-путешественница» В.М.Гаршина, "Маугли" Р. Киплинга, "Человек-амфибия" А. Беляева).



Есть жанры, виды литературы, в которых такие антропоморфные персонажи обязательны или очень вероятны: сказка, басня, баллада, анималистская литература, научная фантастика и др.

Персонажную сферу литературы составляют не только отдельные субъекты, но и собирательные герои (их прообраз – хор в античной драме). Интерес к проблемам народности, социальной психологии, в частности к психологии толпы, стимулировал в XIX– XX вв. развитие данного ракурса изображения, введение в сюжет массовых сцен (рабочая слободка в романе М. Горького "Мать"). Близки к собирательным групповые персонажи, где число лиц ограничено и обычно они названы по имени (семь «временно-обязанных» мужиков в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).

В большинстве произведений есть внесценические персонажи, расширяющие его пространственно-временные рамки и укрупняющие ситуацию («Мизантроп» Мольера, «Горе от ума» Грибоедова). Это понятие применяется не только к драме но и к эпосу, где аналогом сцены можно считать прямое (т.е. данное не в пересказе какого-то героя) изображение лиц. Так, в рассказе Чехова «Хамелеон» к внесценическим лицам относятся генерал и его брат – любители собак разных пород. Есть произведения, где внесценический герой является главным. Такова пьеса М. Булгакова «Александр Пушкин (Последние дни)», действие которой происходит после гибели поэта.

Еще один вид персонажа – заимствованный , т.е. взятый из произведений других писателей и обычно носящий то же имя. Такие герои естественны, если заимствовался сюжет (Федра и Ипполит в трагедиях «Ипполит» Еврипида, «Федра» Сенеки, «Федра» Расина). Но известный читателю герой (а к неизвестным в подобных случаях не обращаются) может вводиться в новый ансамбль персонажей, в новый сюжет (Молчалин в цикле Салтыкова-Щедрина «В среде умеренности и аккуратности», Чичиков, Ноздрев и другие герои «Мертвых душ» в «Похождениях Чичикова» Булгакова). В подобных случаях заимствование персонажа, с одной стороны, обнажает условность искусства, с с другой – способствует семиотической насыщенности изображения и его лаконизму: ведь имена «чужих» героев, как правило, давно стали нарицательными, автору не нужно их как-то характеризовать.

Можно выделить и другие виды персонажей. Напр., вводится двойник , чье фантомное существование порождено раздвоенностью сознания героя (традиция, имеющая глубокие корни в мифологии, религии): таковы черт Ивана

Сознание и самосознание персонажа.

“Горе от ума” - первая русская реалистическая комедия, в которой перед нами предстала жизнь Москвы 10-20-х годов XIX века. Используя один из основных принципов реализма - принцип типизации, драматург создал галерею образов, каждый из которых является типичным для своего времени и класса, но в то же время имеет и индивидуальные, только ему присущие черты.
Особая роль отводится в комедии внесценическим и эпизодическим персонажам, столь широко представленным в комедии. С их помощью расширяются пространственные и временные границы комедии.
Грибоедов создал яркие портреты, без которых трудно представить завсегдатаев Английского клуба или аристократического салона. Сам автор в одном из писем к другу и литератору Катенину писал: “Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии”.
В череде образов старого барства особое место занимает портрет екатерининского вельможи Максима Петровича. Глава дома - чиновник Фамусов -представляет этого “вельможу в случае” как свой идеал для подражания и адресует его молодому поколению в лице Чацкого. Для Фамусова важно то, что его дядя получал ордена, “на золоте едал, сто человек к услугам, езжал-то вечно цугом”, но самое главное то, что “век при дворе”. Таким образом, человек в фамусовском обществе ценился по тому, какой чин он занимал и на “чем едал”. Поэтому это общество и борется за то, чтобы все оставалось без перемен. Основным же жизненным принципом являлось следование традициям, непоколебимость авторитетов, социальное превосходство. Дворянин в России был защищен самим фактом своего происхождения, а если он следовал традициям и устоям своего класса, общества, поклонялся его идеалам, то перед ним открывались неплохие перспективы карьерного роста и материального благополучия. Главное - не быть неудачником, вроде Репети-лова, или угодником без ума, как Загорецкий, которого Чацкий охарактеризовал так: “Молчалин! В нем Загорецкий не умрет!” Загорецкий везде бывает, много знает о членах общества, “мастер услужить”: достает билеты на спектакль Софье, двух арапчонков - для Хлестовой и ее сестры Прасковьи. Молчалин также стремится всем угождать, следуя при этом заветам своего отца “угождать всем людям без изъятья”:
Кто другой все мирно так уладит!
Там моську вовремя погладит,
Там впору карточку вотрет.
Маленький чиновник стремится сделать карьеру, занять определенное место в обществе, стать таким, как Фамусов.
Среди представителей этого общества есть и такие, кто уже имеет чины, например Фома Фомич. “При трех министрах был начальник отделенья”, - представляет его Молчалин, на что Чацкий едко замечает: “Пустейший человек из самых бестолковых”. Перед нами портрет человека, преуспевшего в жизни, в отличие от Репетилова, который “в чины бы лез, да неудачи встретил”. Он хотел жениться на дочери барона фон Клоца, который “в министры метил”, получить продвижение по службе и хорошее приданое, но ничего не вышло. Репетилов - неудачливый человек, и общество не воспринимает его серьезно.
С большим уважением и почтением фамусовское общество относится к французику из Бордо, который собирался “в Россию, к варварам”, а приехал как будто “в свою провинцию”, “ни звука русского, ни русского лица не встретил”. Чацкий негодует против слепого преклонения перед всем иностранным. Английский клуб, изображенный Грибоедовым, тоже можно назвать “слепым подражанием”. Пародией на тайные собрания можно считать и “секретнейший союз”, собирающийся по четвергам, члены которого сами про себя говорят: “Шумим, брат, шумим”. Создать видимость деятельности типично для этого общества, как это типично и для России в целом, что позднее покажет Гоголь в своей бессмертной комедии “Ревизор”.
Но еще одно явление, характерное для московского барства, - всевла-стье женщин. Взять, например, Платона Михайловича Горича, “мужа-мальчика, мужа-слугу”, целиком и полностью находящегося под каблуком у своей жены. Его не совсем устраивает то, что Наталья Дмитриевна дает ему наставления, как мать неразумному ребенку: “Ты распахнулся весь и расстегнул жилет!.. Застегни скорей!”, но, тем не менее, он ей и слова не говорит поперек.
Такое же положение дел царит и в другой семье: князь Тугоуховский делает все, что и как говорит его супруга: идет на поклон, приглашает в дом гостей. По тому, как эти представительницы слабого пола управляют своими мужьями, мы может судить о них как о властных женщинах, которые не уступят свою власть никому и будут защищать существующие порядки до последнего.
Фамусов дает характеристику и другим женщинам, эпизодическим персонажам: “Судьи всему, везде, над ними нет судей”, - они могут командовать армией, заседать в Сенате - они могут все. Фамусовское общество, несмотря на существование императора, живет в государстве с женским правлением. Автор знакомит читателей с не менее важными и значительными дамами, занимающими высокое положение в обществе - княгиней Марьей Алексевной и Татьяной Юрьевной. Поэтому Молчалин и советует Чацкому съездить к Татьяне Юрьевне, ведь “чиновные и должностные -все ей друзья и все родные”. Да и самого Фамусова очень волнует, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”. Для него, государственного чиновника, суд княгини страшней, ведь ее слово является весьма значимым в обществе. Также многие боятся и суда Хлестовой, потому что ее мнение также общественное. К тому же она, как и многие другие представительницы фамусовского общества, очень любит посплетничать. Графиня-внучка - озлобленная сплетница, так как “целый век в девках”. Она недовольна тем, что многие уезжают за границу и там женятся.
Наталья Дмитриевна здоровается с княжнами тоненьким голоском, они целуются и осматривают друг друга с ног до головы, стараясь выискать недостатки, что будет поводом для сплетен. Сплетни царят в обществе московских бар. Именно сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная его любимой Софьей, делает героя социальным безумцем, обрекает умного человека на изгнание.
Среди внесценических персонажей можно выделить не только представителей “века минувшего”, но и единомышленников Чацкого. Это двоюродный брат Скалозуба, который осуждается обществом за то, что “чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”. Он упустил возможность получить чин, а это недопустимо с точки зрения фамусовского общества, к тому же для них “ученье- вот чума”. Или князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, - “он химик, он ботаник”, “бегает от женщин”, а также профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”.
Следует сказать и о Лизе, служанке в доме Фамусова. Она обладает практическим умом, житейской мудростью. Она дает меткие характеристики героям: “Как все московские, ваш батюшка таков”, - говорит она Софье о Фамусове, который “монашеским известен неведеньем” и не прочь приударить за Лизой, а той по сердцу Петруша. О Скалозубе Лиза невысокого мнения: “Речист, а больно не хитер”. К Чацкому же она более благосклонна: “Кто так чувствителен, и весел, и остер”. Лиза является вторым резонером в комедии, выражая мнение самого автора. Характеристики героев, данные Лизой, являются дополнительными штрихами к портретам, созданным Грибоедовым. Интересно и то, что автор многим героям дает ассоциативные фамилии: Репетилов, Тугоуховский, Скалозуб, Хлестова, Молчалин.
Таким образом, эпизодические и внесценические персонажи помогают раскрыть характеры главных героев, расширяют пространственные и временные рамки пьесы, а также помогают создать картину быта и нравов жизни московского дворянства 10-20-х годов XIX века, способствуют более глубокому раскрытию конфликта пьесы - столкновению “века нынешнего” с “веком минувшим”.

Задачи и тесты по теме "Внесценические и эпизодические персонажи и их роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»"

  • Роль мягкого и твёрдого знаков - Правописание гласных и согласных в значимых частях слова 4 класс

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ - “соотнесенность персонажей друг с другом в составе художественного произведения; важнейший аспект композиции. Будучи компонентом “содержательной формы”, С<истема> п<ерсонажей> в литературе выполняет две функции: конструктивную (формирует структурное единство произведения) и содержательную (раскрывает логику художественного замысла, является проводником авторской концепции)”. Системой называют такую общность элементов, в которой целое больше суммы частей. Элемент, взятый в системе, не равен самому себе, взятому изолированно или в другой системе. “Как и любая система, персонажная сфера произведения характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру...”. Если бы в романе о Базарове не было семейства Кирсановых, он не мог бы называться “Отцы и дети”, в нем был бы не только другой сюжет, но и другие тематика и идеи.

В “Преступлении и наказании” разработана сложная система “двойников” главного героя, “светлых” и “темных”, со своими “идеями”: во-первых, так или иначе “переступают” через общечеловеческие нормы, становятся “отверженными” Раскольников, Соня и Мармеладов в его “подлой” ипостаси; во-вторых, Раскольников оказывается после его преступления в одном ряду с ненавистными ему Лужиным и Свидригайловым; в-третьих, Раскольников, заранее знающий, на что он себя обрекает, реализуя свою идею, приносит в жертву самого себя, на что по-своему готова и его сестра Дуня; страдающим брату и сестре составляют параллель тихая, безответная Лизавета, которая чем-то напоминает Соню, издерганная Катерина Ивановна и даже Мармеладов в другой своей ипостаси, как сознательно обрекающий себя страданию (“Пью, ибо сугубо страдать хочу!”). Простой и добрый Разумихин необходим в романе как человек, которому принципиально чужды экстремальные “идеи”, он и становится достойной парой Дунечке. Нужен он и для развития сюжета, с его родственником, следователем Порфирием Петровичем, Раскольников знакомится благодаря ему. А Свидригайлов, не выдержавший собственной низости и душевной пустоты, тем не менее перед самоубийством сделал самое доброе дело во всем романе, устроив детей умершей Катерины Ивановны и тем самым дав возможность Соне осуществить ее моральный подвиг - помочь Раскольникову духовно возродиться на каторге. Фактически спасает Раскольникова и разоблачающий его Порфирий Петрович. “Враги” становятся спасителями. Зло не стало орудием добра по теории Раскольникова, но добро явилось из самых неожиданных источников.

Изощренной системой персонажей отличается роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Многим фигурам основной сюжетной линии соответствуют фигуры в романе Мастера о Пилате. Это пары Мастер - Иешуа, “ученики” Иван Бездомный - Левий Матвей, предатели Алоизий Могарыч (а таюке барон Майгель) - Иуда из Кириафа, председатель MАССОЛИТа Михаил Берлиоз - иудейский первосвященник Иосиф Кайфа и т.д.

Слово “система” слабо применимо к произведениям с хроникальным сюжетом. Посещение Чичиковым каждого из помещиков - во многом самодостаточная картина, таких картин могло быть и больше (во втором томе “Мертвых душ” Гоголь попробовал расширить свою портретную галерею), но, с другой стороны, неоконченность “поэмы” благодаря ее хроникальности не стала слишком большим недостатком. В “Герое нашего времени” каждая из составляющих частей имеет свой сюжет и свою систему персонажей, однако все они необходимы для раскрытия характера Печорина и закономерности его судьбы. В рассказе И.А. Бунина “Солнечный удар” всего два главных героя: поручик и “она”, причем “она” предстает такой, какой запомнилась поручику. Хотя “солнечный удар” поразил двоих, это своего рода монорассказ, в центре его - один человек, все сознание которого внезапно перевернулось. О системе персонажей тут говорить не приходится.

КОМПОЗИЦИЯ. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ.

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ

Терминология подраздела

Композиция

Тип произведения: событийный, психологический, смешанный

Конфликт : внешний, внутренний, явный, скрытый

Персонаж – действующее лицо

Главные персонажи, второстепенные персонажи, эпизодические персонажи

Персонаж статичный – персонаж в развитии

Персонаж одноплановый – персонаж многоплановый

Положительный персонаж – отрицательный персонаж

Главный герой

Антигерой

Заглавный герой

Протагонист – антагонист

Характеристика персонажей: прямая – косвенная

Композиция (the composition, the type of the story)

Всякое художественное произведение представляет собой сложное целое, организацию входящих в него элементов, расположенных в определённой системе и последовательности.

Перед читателем складывается, развивается, заканчивается то или иное событие, переживание, определяется тот или иной характер в результате соотнесённости, взаимодействия всех элементов произведения. Такое взаимодействие называется к о м п о з и ц и е й.

Композиция (лат. сompositio – составление, соединение) – соединение частей компонентов в целое; организация, построение художественного произведения.

Композиция – соединение частей, но не сами эти части. В зависимости от того, о каком уровне (слое) художественной формы идёт речь, различают аспекты композиции: расстановка персонажей, событийные (сюжетные) связи произведения, монтаж деталей (психологических, портретных, пейзажных и повторы символических деталей (образующих мотивы и лейтмотивы). Также к аспектам композиции относятся смена форм речи (повествование – описание – диалог – рассуждение), смена субъектов речи, членение текста на части, несовпадение стихотворного ритма и метра и многое другое. Таким образом, понятно, что композиция представляет собой сложную структуру.

В рамках аспектов композиции различают два типа произведения: событийный/сюжетный тип (the plot type ) и психологический/несюжетный (the psychological type ). Эпическое повествование и драматургия, сюжетны по природе, т.е. относятся к событийному типу; лирика – психологична, но это не означает, что в лирике нет конфликтности, развития, противоречивости. В то же время, и в повествовательном произведении, и в драматическом может быть явно выражен психологический элемент.



Ø Психологический же нацелен на раскрытие внутреннего мира человека, событийный ряд в нём беден, почти без внешнего действия, т.к. значение придаётся не событиям, а их оценке, отношению к ним самих его героев, а также автора и читателя. Большинство произведений такого типа относятся к малой формеТёмные аллеи» И. Бунина, «Кошка под дождём» Э. Хемингуэя); тем не менее, есть и крупная повествовательная форма психологического типа («Миссис Дэллоуэй», «К маяку» В. Вулф и др).

Выделяют также смешанный тип (the mixed type) , в котором представлены элементы и событийные, и психологические, причём возможны несколько вариантов:

Психологическая и событийная сторона находятся в равновесии;

Психологическая сторона доминирует (насыщенность событиями уступает место раскрытию внутреннего мира героев)

Событийная сторона доминирует (внутренний мир героев уступает место событиям).

Примеры произведений смешанного типа: «Чёрный кот» Э. По, «Десять негритят» А. Кристи, «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.


Система персонажей (the system of personages)

Система персонажей – одна из сторон композиции, которая раскрывает содержание произведения и помогает правильно определить его идею. Для начала отметим, что персонажи делятся на главных (main characters) , второстепенных (rival characters) и эпизодических (minor characters).

 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS