Главная - Ораторское искусство
Примеры ораторской речи в различных сферах жизни человека. Большая энциклопедия нефти и газа

Введение в агитационной речи включает те же стадии, что и в информационной: вступительные замечания, изложение цели оратора, пояснение, обзор содержания. Как и в информационной речи, выбор, порядок, объем и объединение стадий разнообразны в зависимости от характера темы, состава аудитории и обстановки.

Здесь возникает вопрос: каким образом в начальной стадии выступления настроить аудиторию так, чтобы облегчить задачу представления доказательств и обеспечить благоприятную реакцию на главную часть речи? Существуют три способа, которые часто совместимы в начале речи: 1) вызвать у слушателей благожелательное внимание к ее содержанию, 2) создать примирительное настроение, если они против вашего предложения, 3) пробудить в них стремление идти навстречу вашим желаниям (или страх и отвращение к тому, против чего вы возражаете).

Юмор, пожалуй, - наилучший способ вызвать расположение слушателя и столь необходимое внимание. Но качество юмора и его направленность должны соответствовать отношению слушателя к вам и вашему предложению. Было бы по меньшей мере рискованно прибегать к юмористическим или сатирическим выпадам, как бы остроумны они ни были, в отношении лиц или явлений, которые дороги слушателям. Вы должны знать, как настроено большинство из них: благосклонно, безразлично или оппозиционно.

Насмешливое замечание - один из наиболее употребительных приемов в начале речи, когда слушатели склонны стать на вашу сторону.

Вызывающее или ошеломительное заявление всегда насторожит внимание даже у безразлично настроенного слушателя.

Отрицательная информация не очень обнадеживающее начало, но не обязательно, чтобы всякая речь агитационного характера настраивала аудиторию на бодрый лад. Но такое вступление для наибольшего эффекта должно быть тщательно отработано. Оно должно быть четким, прямолинейным, «разящим». Нет нечего хуже, когда длинные и запутанные фразы идут в самом начале речи. Если приходится начинать со сложной идеи, то лучше разделить ее на отдельные составляющие.

Слушатели обычно с вниманием относятся к тому, что сказал выдающийся человек, если цитата краткая и смысл ее очевиден. Когда авторитетная цитата подкрепляет ваше предложение или когда слушатели питают расположение к автору выдержки, приведение таких цитат настроит аудиторию благосклонно по отношению к вам. По общему правилу цитата должна быть приведена не изолированно, а в связи с изложением ваших намерений как оратора и с другими вступительными жанрами.

5.7. Система речи: влиятельность и эффективность

Речь может быть более или менее эффективной. Если речь неэффективна, то деятельность в обществе не развивается. Чтобы речь была эффективна, она должна обладать свойствами новизны, уместности и правильности (ср. пословицы «яйцо курицу уму разуму учило» - речь не нова, «править бритву и давать советы надо вовремя» - речь должна быть уместна, «ест неладно, говорит нескладно» - речь должна быть правильной). Вышесказанное можно представить следующей таблицей:

Новизна, уместность и правильность по сути дела предполагают отношение к этосу (ограничение аудитории), отношение к логосу (возможность словесной коммуникации) и отношение к пафосу (соотношение нового и данного). Сочетание новизны, правильности и уместности - основа

Приводимые ниже примеры представляют собой рабочие варианты агитационных текстов, иллюстрирующие взаимосвязь в цепочке: образ – темы – текстовое оформление. Все примеры взяты из реальных кампаний. Слова, выделенные курсивом, заменяют реальные названия регионов, городов и т.д.

Пример 1. Кампания по выборам в Областную Думу. Округ расположен в столице области, кандидат – действующий депутат городской Думы.

Строилась кампания одной темы: межбюджетные отношения города и области. Была предусмотрена тема – оборона от выброса компромата.

Образ кандидата – «борец за интересы города».

Слоган: «ВЕРНУТЬ ГОРОДУ ДЕНЬГИ!»

1.1. Месседж

Уважаемые горожане!

В декабре 2000г. жители … района избрали меня депутатом городской Думы. За полтора года многое удалось сделать, сотням людей помочь. Но еще больше проблем остались нерешенными. Причина проста: у города хронически не хватает денег…

В чем дело? Может быть мы глупы и ленивы; не умеем заработать на обустройство своего города? Все это полная чушь! На самом деле средств у города достаточно. Просто они ежегодно отбираются в областной бюджет, где и исчезают, как в черной дыре; тратятся на нелепые и никому не нужные прожекты. Отсюда и большинство наших больных проблем: жилье, коммуналка, дороги и многое, многое другое.

Город Города

Городу Город

горожане , живем гораздо хуже, чем работаем. Если Город фактически тянет на себе всю область (а теперь, когда наш регион стал "донором", мы еще и Москву подкармливаем) - значит мы, горожане , работаем достойно. Настало время достойно жить.

Надо лишь ВЕРНУТЬ ГОРОДУ ДЕНЬГИ.

1.2. Программное интервью

1. Вы отработали в городской Думе всего полтора года, теперь идете в Облдуму. Почему?

Потому что добиться кардинального улучшения жизни в Городе можно только через Облдуму.

Город дает области 70% доходов. Назад возвращается лишь 30%. На среднестатистического жителя области в бюджете закладывается 3500 руб. На жителя Города - на треть меньше. Это несправедливо и бессовестно: нельзя относиться к нашему городу как к дойной корове, которую можно не кормить, не поить, а только доить до бесконечности.

Я иду в новую Областную Думу, чтобы вернуть Городу и его жителям деньги, которые отняла у нас Дума нынешняя. Средства города должны работать на город. Тогда мы заживем достойнее, лучше; а наш родной Город станет благоустроенным, красивым и добрым.

2. Не кажется ли Вам, что сначала нужно выполнить обещания, которые Вы давали горожанам, и только потом идти на область.

А я и иду в Облдуму именно для того, чтобы выполнить свою программу как городского депутата. Все, что можно было сделать за счет скудных городских средств - я сделал, за полтора года удалось помочь сотням людей. Вернем городу несправедливо отнятые у него деньги - поможем тысячам.

3. Значит, во всем виноваты областные депутаты ?

То, что нынешние депутаты от Города не смогли защитить в Областной думе интересы города и его жителей - это, как говорится, "медицинский факт". Но я бы не хотел искать крайних - делу это не поможет. Если нынешние депутаты Облдумы явно не тянут - значит, надо идти в Облдуму самому и исправлять положение. По-моему, только так и должен поступать любой нормальный мужчина.

4. Простым избирателям надоели склоки между депутатами. Людям все равно, кто виноват: городские ли депутаты, областные ли - все вы на одно лицо.

Если не хотим всю жизнь сидеть без горячей воды и ходить по колдобинам - придется разобраться, кто есть кто. Сегодня большая часть средств города идет в областной бюджет, которым распоряжаются областные депутаты. Одним голосованием они могут решить проблемы, над которыми городские депутаты бьются месяцами. Возможности областных депутатов неизмеримо выше.

5. И Вы хотите дорваться до этих возможностей ?

Да, хочу! Именно хочу "дорваться" до средств, которые область несправедливо отняла у Города и вернуть их городу и его жителям. Этими деньгами должны распоряжаться не областные, а городские власти; и работать они должны на горожан, а не исчезать в областном бюджете, как в черной дыре и тратиться на нелепые и никому не нужные прожекты.

Так что первое, что я сделаю как областной депутат - "ограблю сам себя". Верну пресловутые "возможности" их истинному хозяину - городу и горожанам.

6. Как-то у вас все очень просто получается - взять все и в очередной раз поделить.

"Взять и поделить" - это как раз то, что происходит сегодня. Я предлагаю прекратить обираловку.

Часто говорят: «Как работаем, так и живем». Мы, горожане , живем гораздо хуже, чем работаем. Настало время жить достойно.

7. Не хотите ли Вы оставить другие районы области без средств?

Речь идет совсем не об этом. Посмотрите, что происходит - в среднем каждый житель Города отдает в виде налогов гораздо больше , чем житель любого другого района области, а получает назад (в виде социальных программ) значительно меньше . По уму же на жителя Города следует тратить из областного бюджета больше, чем на среднестатистического жителя области: в городе наиболее сложное и запущенное коммунальное хозяйство; он несет дополнительную нагрузку как столица области. Насколько больше - это вопрос дискуссионный; грабить районы мы не собираемся. Но, во всяком случае, не меньше.

8. Хорошо, вы вернете городу средства. И что с этого получат простые горожане?

За полтора года работы депутатом городской Думы мне удалось пробить несколько важных целевых программ: программу поддержки малообеспеченных, поддержки медицинских учреждений, молодежи; надбавки работникам библиотек, интернатов и школ, нормальное питание в детских садах и детских домах; и многое другое. Стали ли мы жить намного лучше? Нет! Почему? Потому, что средств, вложенных в эти программы, совершенно недостаточно. Вернем средства из области - и каждая из перечисленных программ заработает в несколько раз лучше. Заработают и многие другие программы.

Я и моя команда знаем, как быстро и радикально улучшить жизнь в городе по всем параметрам - были бы деньги. И, если меня выберут областным депутатом, я смогу вернуть деньги городу.

9. Городская Дума, депутатам коей Вы являетесь, проголосовала за повышение тарифов на коммунальные услуги. Как у Вас после этого хватает совести глядеть в глаза людям?!

Я не голосовал за повышение тарифов - можете посмотреть стенограмму. Так что я вполне могу говорить своим избирателям, что я белый и пушистый, а виноваты другие, плохие депутаты. Вполне могу заработать себе популярность, как великий борец за интересы горожан.

Правда, есть одна загвоздка. Если с ЖКХ в течение нескольких лет ничего не делать, то город окончательно останется без воды, тепла и электричества. Вот тогда действительно не один депутат не сможет посмотреть людям в глаза.

Повышение тарифов не есть следствие какой-то особой злонамеренности городских депутатов. Тарифы повышаются по всей стране. Мы имеем дело с проблемой федерального масштаба. Раньше ЖКХ дотировалось из федерального бюджета, теперь правительство России прекращает дотации. Еще одна причина - политика монополий, которые постоянно повышают цены на газ, горючее и электричество. Областные власти, которые обязаны регулировать цены монополистов, не могут или не умеют остановить их произвол.

В результате по всей России власти городов и районов вынуждены повышать тарифы.

10. Опять виноваты не Вы, а кто-то другой?.

Опять повторю: я не собираюсь искать крайних. Я собираюсь исправлять положение.

Депутата выбирают, чтобы он решал проблемы избирателей, а не рассказывал им, что он, депутат, не виноватый в том, что проблемы не решаются.

11. И как вы намерены решать проблемы ЖКХ ?

Думаю, вы знакомы с моей программой первоочередных мер, состоящей из семи пунктов. Пять из них относятся к ЖКХ и благоустройству города. Это то, что можно сделать очень быстро; буквально на следующий день после того, как город получит несправедливо отобранные у него деньги. Если говорить о кардинальном, стратегическом улучшении ситуации в ЖКХ, то на это, конечно потребуется время. Но мы справимся: город располагает достаточными средствами, чтобы "вытянуть" ЖКХ. Точнее, будет располагать - когда мы вернем Городу деньги, которые отбирает у него область.

12. Вам не кажется, что вы слишком оптимистичны? Вы на самом деле верите, что мы можем быстро улучшить жизнь в Городе?

Уверен абсолютно.

Судите сами: Город фактически тянет на себе всю область. А теперь, когда мы стали регионом - донором, Город еще и Москву подкармливает. Выходит, не последний мы город в России, если способны на такие чудеса. Сила есть, и не малая. Если направить эту силу на обустройство города… . Да мы горы свернем!

Сегодня мы, горожане, затурканы целым возом проблем - водоснабжение, тепло, ветхое жилье, грязь, дурные дороги. Нам невдомек, на какой крепкой, здоровой, сильной основе стоит наш город. На самом деле у нас только одна проблема: мы живем не по средствам. Не в том смысле, что тратим больше, чем зарабатываем. Наоборот: мы зарабатываем гораздо больше, чем тратим - но у нас отбирают заработанное.

И корень решения всех наших проблем один: надо ВЕРНУТЬ ГОРОДУ ДЕНЬГИ.

Остальное мы сделаем.

Какое значение в повседневной жизни имеет агитационная речь, которая, на первый взгляд, нужна политикам, ведущим, дикторам, но не инженерам или бухгалтерам? На самом деле мы, сами того не замечая, очень часто являемся сподвижниками людей на совершение тех или иных действий.

К примеру, учителя, преподаватели, бригадиры и многие другие специалисты сталкиваются с необходимостью организовать людей на какое-то мероприятие (повышение квалификации, субботник и другие), но многие из этих людей не понимают, зачем им это нужно. Вот тогда и приходится приводить примеры, аргументы в пользу данного события, описывать его преимущества. Это и есть агитационная речь.

Безусловно, политики тоже пользуются данным приемом, но у них уровень подготовки другой, да и речь имеет более колоссальное значение. Когда необходимо убедить значительную часть населения в том, чего люди, в принципе, не очень-то хотят, только ораторское искусство способно помочь.

Агитационная речь включает три основных пункта:

  1. Постановка проблемы, которая есть у слушателей (либо они должны подумать, что она у них есть).
  2. Те меры, которые конкретно вы предлагаете для решения проблемы.
  3. И самое главное - преимущества, которые публика получит от принятия вашей точки зрения.

Считается, что усилить эффект от речи можно с помощью статистических данных, но только вот мало-мальски соображающие люди тут же отпрянут от вас, если вы будете злоупотреблять этим приемом. Каждый человек из аудитории понимает, что не бывает все так идеально, как вы пытаетесь показать. Так что лучше упомянуть хотя бы какие-то изъяны, но не переусердствуйте - пусть они будут незначительными.

Часто бывает, что агитационная речь произносится перед людьми, не настроенными принимать взгляды оратора. Тогда очень важно почувствовать, что конкретно вызывает неодобрение - вы, ваши идеи или их недополученная выгода? Если первое, то стоит прерваться, не нужно давить на тех, кто априори не воспринимает вас как авторитетную личность.

Если аудитория недовольна идеями, то важно подобрать блестящую аргументацию и ярко описать преимущества. При этом стоит помнить о реальности происходящего, не нужно обманывать слушателей и обещать им Так как для украшения речи все же нужна выдумка, то ею не стоит полностью пренебрегать, но в случае появления претензий вы должны суметь объяснить, почему данную идею воплотить в жизнь не удалось.

Всегда должна предшествовать агитационной. Вы здороваетесь с публикой, вкратце описываете причину того, почему все здесь собрались. Важно при подготовке вступления знать, какая будет аудитория, для какой цели вы там находитесь, какие интересы объединяют этих людей, допустимо ли использовать диалектизмы и, самое главное, сколько у вас времени. Краткость и яркость здесь лучше, чем многословность. Таким образом, приветственная речь - неотъемлемая часть любой большой речи, которую вам предстоит произнести перед публикой.

Скажу сразу, что эффект будет лишь после регулярных занятий, не обязательно продолжительных, 15-25 минут в день вполне достаточно. Упражнений здесь два, их можно применять как вместе, так и чередовать ежедневно.

Первое заключается в чтении и заучивании скороговорок, начиная с русского и постепенно переходя на другие языки. Второе - чтение вслух произведений классики. Сама тренируюсь с Ф. М. Достоевским, сложно было поначалу, язык в прямом смысле заплетался, но занятия расширяют наш тезаурус (словарь).

Итак, для овладения инструментом агитации необходимы ежедневные тренировки, способствующие, если объяснять простыми словами, улучшению навыков говорения. В этом нам поможет методика развития речи, которая у разных авторов описывается неодинаково. Выбирайте ту, что понравится и подойдет именно вам.

Тема № 3

Секреты подготовки публичной речи

«Поэтами рождаются. Ораторами становятся», - это высказывание Цицерона в наше время можно подтвердить различными примерами. На основании лучших речей знаменитых или не очень известных людей риторика изучает общие закономерности, связанные с созданием и произнесением высказываний различных видов и жанров, и на основе этого опыта многих поколений дает более конкретные рекомендации.

В лекции 1 мы говорили о том, что речь строится на основе риторического канона. В этой лекции мы рассматриваем в большей степени этап выражения, продумывание конкретных приемов организации и подачи материала в речи.

Есть общие принципы, которые необходимо соблюдать при подготовке любого публичного выступления:

    Принцип краткости , но, следует добавить, достаточности. Известно, что при сходном содержании краткое выступление обычно оценивается аудиторией как «более деловое». Но все же выступление должно быть достаточно длинным, чтобы слушатели смогли усвоить передаваемую им информацию.

    Принцип последовательности . Выступление должно быть подчинено одной теме, вынесенной в заглавие. Каждый фрагмент также должен раскрывать основную тему.

    Принцип усиления состоит в том, что речевое воздействие на слушателей должно наращиваться от начала выступления к его концу. Имеется в виду усиление эмоционального накала изложения с помощью интонационных средств, расположения аргументов по степени убедительности и т.д.

    Принцип результативности , поскольку каждое выступление должно содержать вывод, призыв к действию, рекомендации. Вывод должен не только подразумеваться, но и обязательно формулироваться словесно.

    Принцип структурированности : информация, которая предлагается слушателям, должна быть структурирована, чтобы ее удобнее было воспринимать и излагать и т.д.

Как же нужно построить речь, чтобы она наилучшим образом учитывала особенности восприятия слушателей?

В этом отношении еще Аристотель разработал трехчастную структуру речи:

    вступление,

    основная часть,

    заключение.

При этом давно замечено, что если оратор даже хорошо знает, что и как ему нужно сказать в основной части, то вступление и заключение речи всегда и для всех представляют определенную трудность. И в тоже время всем известно, что в речи действует закон края, благодаря которому лучше всего запоминается начало и конец выступления, поэтому именно этим частям выступления мы уделим большее внимание.

Каковы задачи вступления? Каким оно должно быть?Задачи вступления:

    психологическая – закрепление контакта, внимания и интереса, создание необходимого настроя у аудитории;

    стратегическая – указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

Вступление неоднородно по своей структуре. Первое, что четко выделяется в нем, - обращение. Обращение можно одновременно является и контактоустанавливающим средством, и способом привлечения внимания и средством диалогизации, вовлечения слушателя в мысленный диалог с выступающим.Выделяются следующие варианты вступления:

    слова о времени, месте, где проходит выступление, недавно произошедшем событии;

    обращение непосредственно к интересам аудитории: вопросы жизни и смерти, благосостояния, престиж, несправедливость, сострадание и т.д.;

    юмористическое замечание;

    обращение к конфликту (при этом под конфликтом традиционно понимается столкновение противоположно направленных целей, позиций, интересов, взглядов и т.д.);

    обращение к своим чувствам и переживаниям, а также рассказ о каких-то случаях, произошедших с вами или вашими знакомыми;

    обращение к историческому эпизоду, цитирование известной личности;

    краткое изложение целей и задач выступления;

    использование парадоксального цитирования;

    риторический вопрос, который одновременно активизирует внимание аудитории, эмоционально воздействует на нее и позволяет сформулировать основную проблему речи.

Можно разработать и другие виды вступлений, но, обдумывая вступление, которое предполагается использовать в конкретной речи, нельзя забывать, что его нужно соотнести с темой и обсуждаемой проблемой. Мало того, в одной из частей вступления четко должна быть сформулирована тема и тезис (основная мысль, требующая доказательства или раскрытия).Вступление должно быть естественным и неразрывно связанным с остальными частями речи как в содержательном плане, так и с точки зрения стиля. Мы совершенно согласны с О.Ю. Князевой в том, что, использовав яркое, необычное вступление, оратор и дальше должен вести речь в избранной тональности. Если же после творчески построенного, эмоционального зачина оратор переходит к сухим, штампованным фразам и монотонному повествованию, равновесие речи нарушается, и контакт с аудиторией пропадает. Помнить следует также о том, что вступление должно быть лаконичным (традиционно не более 1/8 всего выступления), ведь не ради его произнесения оратор вышел на трибуну! Основная функция вступления, как говорилось выше, - установление контакта со слушателями, возбуждения интереса к теме и к личности оратора, создание у аудитории эмоционального настроя и готовности к восприятию основной части публичной речи.

Мы обратили ваше внимание на важность таких структурных элементов, как вступление и заключение, и рассмотрели варианты первого из них, но на трибуну оратор выходит все-таки ради главной (основной) части, в которой и раскрывается тема речи. Пути раскрытия основного содержания могут быть различны. Они зависят, во-первых, от характера аудитории, во-вторых, от вида речи, поскольку логика изложения в информирующей речи отличается от логики рассуждения в аргументирующей речи. Это связано, в первую очередь, с тем, что цель информирующей публичной речи – сообщение слушателям новой для них информации, а цель убеждающей речи – поиск новой истины, и логика выступает здесь как орудие познания. Какими же могут быть методы изложения материала?

    Индуктивный способ – это способ, при котором изложение материала происходит от предъявления отдельных фактов к обобщению.

    Дедуктивный способ – такой способ изложения материала, когда от общего идут к частному, от общих положений и законов – к конкретным фактам и явлениям, их подтверждающим.

    Способ аналогии . Под аналогией понимается сходство, тождество, подобие. Пользуясь методом аналогии в речи, мы не просто упоминаем о сходстве каких-либо явлений, а делаем умозаключение, что, если два явления обладают двумя или несколькими сходными признаками, то они, вероятно, сходны и в других проявлениях.

    Исторический (хронологический) и пространственный способы. Первый используется в тех случаях, когда нужно описать последовательность действий, событий, биографию какого-либо лица и т.д. Второй предполагает изложение материала с использованием особенностей развития, истории, культуры страны или какого-то района.

Таким образом, выбор способа изложения материала зависит от типа речи (аргументирующая или информирующая), соответственно, от цели, которую ставит перед собой оратор (убедить или подвигнуть на какое-либо действие; сообщить сведения, проинформировать), а также от характера материала (биография какого-либо деятеля, описание процесса, анализ возникшей проблемы, критика чего- или кого-либо и т.д.) и количественного и качественного состава аудитории, о чем необходимо говорить отдельно.

Не менее важной частью ораторского выступления является заключение. Роль заключения очень велика – это то, с чем слушатель уйдет из аудитории, это логическое завершение речи. При этом неудачное вступление может прикрыть удачная основная часть, а неудачное заключение не спасет ничто.Функции заключения:

    повести итог сказанному, суммировать, обобщить все мысли, высказанные в основной части

    кратко повторить основные тезисы речи, еще раз подчеркнуть основную мысль и важность ее для слушателей

    наметить пути развития идей, высказанных оратором

    на основе речи поставить задачи перед слушателями

    закрепить и усилить впечатление, произведенное содержанием речи.

О чем же надо помнить, продумывая заключение?Во-первых, о том, какие цели реализуются в этом структурном элементе любой речи. Цели эти во многом определяются типом речи и жанровой принадлежностью ее. Особая концовка может быть у воодушевляющего выступления: это или пожелание, или выражение надежды на что-либо, или эмоциональный лозунг (Так пусть же…). В аргументирующей, информирующей и агитационной речи заключение, как правило, сводится к следующему: суммирование сказанного; закрепление и усиление впечатления, произведенного речью; призыв к действию.Во-вторых, необходимо, чтобы заключение было выдержано в том же стиле, в том же ключе, что и вступление, и основная часть. Хотя при этом заключение может быть более эмоциональным, более пафосным, более афористичным, поскольку предполагается, что эмоциональное воздействие этого структурного элемента на аудиторию гораздо сильнее.Кроме того, важно, чтобы заключение переходило в концовку речи: этикетные формулы благодарности за внимание и прощания, формулы призыва, пожелания и т.д. При этом нередко заключение и концовка бывают соединены в единой целое.Какие же виды заключений существуют?

    подытоживающее повторение;

    призыв, который может иллюстрироваться афоризмом, цитатой, поговоркой и т.д.

    интригующая концовка, в которой не все договорено до конца, а слушателям самим предлагается сделать вывод;

    обращение к аудитории;

    тактический способ, намечающий выход из сложившейся ситуации с помощью называемых конкретных действий (этот вариант считается одним из наиболее эффективных в агитационной речи);

    иллюстративная концовка, включающая развернутую метафору, притчу, аллегорию.

Вариантов произнесения заключения существует много, но необходимо выбрать тот, который соответствовал бы типу и жанру речи, стилистике предыдущей части, характеру аудитории и самого оратора а, самое главное, способствовал бы реализации цели, поставленной им.Произнося заключение, необходимо помнить, что нельзя заканчивать речь и тут же возвращаться к недосказанному: «Ах, да, я еще хотел сказать, что… ». Так же, как и во вступлении, не рекомендуется извиняться: «Извините, я, по-видимому, утомил вас излишне долгими разговорами…» . Нежелательно заканчивать выступление шуткой, особенно если обсуждались серьезные проблемы, так как в этом случае у аудитории останется ощущение легкости и несерьезности происходящего. Нельзя оставлять у слушателей ощущение безысходности, даже если в самом выступлении говорилось о серьезных и трудно решаемых проблемах. Обязательно нужно показать возможность выхода из создавшегося положения, наметить перспективы. Завершать выступление нужно на оптимистической ноте.И, наконец, невозможно оставить речь без заключения вообще. Опыт показывает, что очень часто даже самые внимательные слушатели после окончания выступления самостоятельно не могут сформулировать поставленных проблем, выделить главное.Как же привлечь внимание аудитории и удержать его на протяжении всей речи?В самом начале речи необходимо сделать паузу, дать возможность успокоиться самому и сосредоточиться аудитории. Кроме того, эти несколько секунд нужны, чтобы слушатели составили о выступающем самое первое впечатление. Если нет ни кафедры, ни трибуны, ни стола, говорящему лучше встать прямо перед ними, на расстоянии 2-3 метров от первого ряда. Такое расположение выступающего даже предпочтительнее. Во время начальной паузы оратору необходимо установить зрительный контакт с аудиторией, то есть обвести взглядом собравшихся, посмотреть им в глаза. Установившийся визуальный контакт нельзя терять ни на минуту. Вот в чем одна из причин того, что написанный текст нельзя читать: даже если читающий время от времени поднимает глаза на слушателей, зрительный контакт с аудиторией постоянно прерывается.Но овладеть вниманием мало, главное – удержать его на протяжении всей речи. Что будет способствовать поддержанию внимания на всем протяжении речи?

    Логически стройное изложение материала.

    Сохранение интригующих моментов, затронутых во вступлении, или наличие «конфликтов» в речи, о которых было объявлено во вступлении.

    Обращение к разнообразным средствам наглядности: ярким примерам для подтверждения теоретических положений, диаграммам, запоминающимся метафорам и сравнениям, аналогиям.

    Речевая динамичность выступления, которая предполагает использование интонационных и голосовых средств (пауз, повышений и понижений голоса, изменение его громкости, темпа речи, изменение логического ударения и т.п.), а также кинетической (двигательной) системы общения (взгляда, мимики, жестов, телодвижений, положения в пространстве).

    Использование языковых средств поддержания внимания: обращений к аудитории, повторов, риторических вопросов.

    Диалогизация всей речи (выступление построено в форме вопросов и ответов самого же оратора, слушатели вовлечены в мысленный диалог с говорящим).

    Использование кратких отвлечений от темы, юмора для активизации внимания аудитории.

    Лаконичность выступления не в ущерб содержательной стороне.

Тема № 4

Искусство привлекать сторонников

Сфера общения, связанная с политикой, предполагает, что один человек, каким бы сверхталантливым он ни был, не в состоянии реализовать свои планы и самореализоваться как правящий политик, если у него не будет сильной команды сподвижников и огромной армии сторонников, поэтому задача разъяснения и распространения своих идей, привлечения на свою сторону как можно большего числа людей – это задача, которая стоит перед каждым политиком и каждым политическим объединением. А это значит, что умение агитировать для политика – это основа основ.

Каковы же особенности и цели агитационной речи?

Агитационную речь от других видов речей отличает, прежде всего, то, что она всегда направлена на побуждение к действию. Агитационная речь воздействует на слушателя так, чтобы агитируемый почувствовал потребность сделать то, о чем его просит агитатор.

Это возможно только тогда, когда

    у обоих участников процесса агитации есть что-то, их объединяющее;

    цели каждого и их установки не противоречат друг другу;

    агитатор пользуется доверием агитируемого.

В самом общем виде главная цель агитационной речи состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения, поэтому задача агитатора состоит в том, чтобы

    найти то, что изначально объединяет агитатора и агитируемого;

    развить и укрепить общее между ними;

    заинтересовать агитируемого в ценностях конкретной политической организации;

    проинформировать его относительно деятельности этой организации;

    заинтересовать его в приобщении к деятельности этой организации;

    организовать агитируемого поддержать данную политическую организацию участием в конкретных политических акциях.

Как это сделать?

Прежде всего – установить и упрочить коммуникативный контакт с человеком, чтобы понять, стоит ли его агитировать, а если да, то подготовить почву для этого.

Соответственно агитационная речь должна содержать

    необходимые для агитации факты,

    пробуждать нужные эмоции агитируемых,

    приводить к их согласию выполнить то действие, к которому побуждает агитатор.

Прямая политическая агитация всегда апеллирует к общественному благу и гражданственности. При этом она основывается на оценке пользы и вреда для страны в целом, для каких-то определенных групп населения, к которым принадлежит данная аудитория, в частности. На основании этого агитация всегда проводится ЗА что или против чего-либо, исходя из ценностей и потребностей людей.

Основными потребностями людей, по А. Маслоу, являются потребности материального существования, в безопасности, в любви, в самореализации, в самоактуализации. Кроме того, в сотрудничестве, в понимании, в осмыслении и в идентификации себя. (А.И. Юрьев). Эти потребности являются общими для всех людей и могут различаться для тех или иных личностей лишь в иерархическом отношении.

В социальных науках принято различать универсальные ценности, групповые и индивидуальные. Универсальные ценности – это свобода, демократия, справедливость и т.д. Групповые ценности – активность, правдивость и др. Индивидуальные ценности – дружба, здоровье, слава, надежда. Все эти группы ценностей могут использоваться при агитации.

При этом необходимо иметь в виду, что агитация всегда предполагает явное или скрытое противопоставление (раньше/сейчас; сейчас/ в будущем; мы/они и т.п.) и явную оценочность (хорошо/плохо; хорошо/еще лучше; плохо/еще хуже и т.д.). Можно обращаться к тому, что если сделаешь, будет хорошо, или к тому, что если не сделаешь, будет плохо (или и к тому, и к другому одновременно). В агитационной речи нужно показать, что то, что мы сообщаем, лично касается этих конкретных людей с их понятными нам потребностями и ценностями; что то, о чем мы говорим, поможет им решить какую-то важную для каждого из них проблему.

Не менее важные средства агитации – конкретность и подтверждение слов делом, ибо «долго путь наставлений, краток и убедителен путь примеров» (Сенека). Соответственно, речь нужно связывать с тем, что делаешь сам и с тем, что делает организация, за которую ты агитируешь. Примеры в агитационной речи важно связывать с непосредственными событиями или явлениями, характерными для жизни агитируемых, приводить самые свежие, еще не потерявшие своей эмоциональной силы примеры. Кроме того, важна доходчивость примеров, то есть их яркость и доступность для понимания, популярность именно в этой аудитории.

Агитационная речь всегда воздействует не только за счет логической стороны, но и за счет эмоциональной. Агитатору обязательно нужно пробудить в слушателях те эмоции, которые помогут ему достичь цели. При этом предпочтительнее обращаться не к самим эмоциям, а к фактам, вызывающим нужные эмоции.

В то же время чрезмерно активное воздействие, повышенная экспрессивность и напор могут быть обоюдоострым оружием: сила воздействия может быть равна силе отталкивания, а не притяжения. Это вызывает защитный барьер общения и его логичное следствие – уход от общения (физический или психологический) или активное противодействие вплоть до агрессии. В результате вы достигнете противоположной цели – навсегда поселите отрицательные ассоциации с тем политическим образованием, относительно которого агитировали. А со сторонниками высокий градус эмоций в агитации также неуместен. Следовательно, «нагревайтесь» постепенно, под контролем критерия целесообразности.

Это особенно важно иметь в виду при агитации в группе слушателей, потому что в этом случае у каждого из них активизируются процессы мышления и эмоционального восприятия, более глубокая эмоциональная реакция одних передается другим, в результате у слушателей, как правило, возникает психологическое единство (как результат действия механизма психического заражения). Если агитация воспринята положительно – то положительная, если отрицательно – то резко негативная, особенно в том случае, когда именно так воспринимает речь лидер этой группы. Следовательно, при агитации важен дифференцированный подход к слушателям.

В связи с этим различают две формы агитации: прямую (открытую) и косвенную (скрытую), которые различаются и по степени ее интенсивности. Открытая агитация носит яркий наступательный характер. Она используется тогда, когда у агитатора есть полная уверенность в том, что его речь будет воспринята положительно. Если же такой твердой уверенности нет, агитацию целесообразно вести более осмотрительно, осторожно. В этом случае косвенное воздействие будет осуществляться за счет самих фактов и их интерпретации, а не за счет эмоционально подчеркнутого призыва к определенному действию. Например, можно проинформировать слушателей о Движении, собрании, акции и т.д., а далее в зависимости от реакции слушателя решать, переводить ли речь в дальнейшем в агитационную или нет. Если ваша речь была убедительна и содержала нужную информацию, ненавязчивая агитация в не меньшей степени может достичь цели.

Обратите внимание на то, что агитационная речь в любой форме не должна в начале содержать прямое выражение своей основной цели, то есть нельзя сказать: я пришел вас агитировать, я вас сейчас сагитирую и т.д. В начале речи нужно говорить о слушателях, их оценках происходящего, информировать о Движении и его целях, а только в конце – побуждать прийти на собрание Движения и присоединиться к нему. В то же время в основной части речи агитация всегда будет скрыто присутствовать, поскольку агитатор будет говорить о преимуществах Движения, его целях, идеологии и т.д.

А вот закончить агитационную речь необходимо призывом к конкретному действию и информацией обо всех условиях осуществления этого действия (если агитируете прийти на собрание – где, когда, как долго оно будет проходить, кто в нем будет принимать участие и т.д.).

При любой форме агитации агитатор должен оставаться коммуникативным лидером . Лидерство в общении, как правило, реализуется в следующем речевом поведении: он выступает инициатором общения, устанавливает и поддерживает контакт, прямо выражает свои речевые намерения, ведет беседу, руководит развитием и сменой тем, задает выясняющие и уточняющие вопросы, завершает общение и подводит его итоги. Коммуникативное лидерство, таким образом, оказывается средством структурирования общения и придания ему большей целенаправленности. Все это остается справедливым и для агитации. Соответственно, как только агитатор перестает быть коммуникативным лидером, он не справляется со своей задачей.

Такая ситуация общения предполагает повышенные требования прежде всего к личности агитатора , ибо «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит ». Прежде всего, агитатор должен быть яркой личностью, лидером, потому что только в этом случае он сможет кого-то привлечь к себе, а затем и к своей речи. Агитатором может быть только такой человек, который искренне убежден в том, что он поступает правильно, в согласии со своей совестью и что он не пожалеет о том, что агитировал за эту политическую организацию. В противном случае агитатор будет бороться прежде всего со своими внутренними психологическими проблемами и барьерами, что сделает его речь в лучшем случае недостаточно убедительной. Кроме того, агитатор должен хорошо не только знать, но и понимать то, чем и с какой целью занимается та политическая организация, за которую он агитирует, иначе он ничего не сможет толком объяснить, а значит, опять-таки не достигнет цели.

И не менее важно, чтобы агитатор владел речью, знал, что, когда, кому и для чего он говорит, умел бы сформулировать (и неоднократно переформулировать) четко и доступно любую свою мысль.

Речевые действия агитатора зависят не только от цели и содержания его речи, но и от той фазы коммуникативной ситуации, в которой происходит общение в данный момент.

Основными фазами успешной коммуникации являются

    вступление в контакт,

    упрочение взаимодействия,

    основная часть взаимодействия,

    прекращение контакта (выход из него).

В каждой фазе коммуникации складывается особый уровень взаимодействия между партнерами, который требует своих средств для привлечения и удержания внимания к речи.

Прежде всего это, конечно же, само содержание речи. Именно оно должно быть интересным и важным для слушателей, отвечать их потребностям и запросам.

Кроме того, сама форма изложения должна быть захватывающей, чтобы внимание не ослабевало. Не даром Квинтилиан подметил: «Кто охотно слушает, тот лучше понимает и легче верит».

К специальным средствам привлечения внимания относятся в первую очередь несловесные средства: жесты, мимика, расположение в пространстве, поза человека, его телодвижения, взгляд, звуки голоса, интонация, даже особенности его внешности и одежды. Это тем более важно, что чаще всего мы их используем неосознанно и они воспринимаются также на подсознательном уровне. Нужно учесть, что несловесные средства начинают «работать» еще до того, как произнесены первые слова: мы друг друга видим и сразу понимаем, хочется ли вступать с ним в общение, обоюдно ли это желание, кто в каком настроении находится и т.д. Несловесные средства сопровождают всю нашу речь и часто продолжаются после ее окончания (вспомните жесты прощания и соответствующие взгляды). Все это объясняет, почему несловесные средства мы рассматриваем в первую очередь.

В первой фазе общения – фазе установления контакта несловесные средства играют часто определяющую роль. В этой фазе каждому партнеру необходимо преодолеть барьеры незнакомости (познакомиться), нейтральности (оценить друг друга по возможности положительно) и молчания (начать говорить). И от того, кто как на кого посмотрит, улыбнется ли, сделает ли шаги навстречу, от того, какими будут жесты и мимика – от всего этого зависит, состоится ли контакт вообще и каким он будет по эмоциональной окраске.

В следующих фазах общения несловесные средства (в частности, поза, положение в пространстве, мимика и жесты) должны постоянно подтверждать внимание и интерес собеседников друг к другу и к речи каждого, но особую роль приобретает голос, его звучание и те интонации, с помощью которых передается отношение говорящего к собеседнику и предмету речи, подчеркиваются наиболее важные ее моменты. В агитационной речи интонация – это одно из важнейших средств убеждения, поэтому ей нужно уделять особое внимание в речи.

Привлекает внимание и удерживает его в течение речи также такое специальное средство, как обращение. К нему нужно проявить особую осторожность, так как именно обращение задает тональность речи и позволяет произвести отбор партнеров по общению по принципу «свой/чужой». Например, обращение «товарищ» сейчас будет говорить прежде всего о преклонном возрасте или коммунистических симпатиях того, кто так обратился. «Гражданин», скорее всего, напомнит о стражах порядка. «Братья и сестры» мы слышим преимущественно от представителей религиозных организаций. «Россияне», «Граждане России» подходит только для массовых мероприятий. В связи с этим становится ясно, что выбор правильного обращения для осуществления коммуникативного контакта – это половина успеха . В других фазах общения обращение подкрепляет, поддерживает взаимодействие и привлекает наибольшее внимание слушателя к той части высказывания, которой предшествовало обращение. Кроме того, обращение по имени – это средство проявления уважения и внимания в собеседнику, что также повышает доверие к говорящему и положительную эмоциональную оценку его личности.

Еще одним эффективным средством привлечения внимания и установления контакта является вопрос , который предполагает высокую компетентность того, к кому обращаются, в данной области знаний. И в дальнейшей речи важно время от времени использовать вопросные формы разного плана для создания диалога или хотя бы его видимости. К таким вопросным формам относятся собственно вопросы, вопросно-ответные единства, риторические вопросы и т.д. Особенно успешно и разнообразно можно использовать вопросно-ответное единство, когда оратор задает вопрос и сам на него отвечает: оно создает ситуацию непринужденного разговора со слушателями. Как и с чем нам бороться? С обстоятельствами, мешающими перестраиваться нашей жизни, с людьми, воплощающими старые, отжившие представления о том, как должно развиваться наше общество...

Не стоит пренебрегать и образными средствами речи, тем более, что «мы говорим не столько уху, сколько глазу », а значит, наша речь обязательно должна давать пищу воображению – внутреннему зрению.

В агитационной речи очень важно не только привлечь внимание, но и обеспечить ощущение общности партнеров. С этой целью мы часто используем обороты, которые подразумевают наше единство (воображаемое или реальное) в каких-либо вопросах: «Как мы с вами знаем... Как нам говорят... Мы все вместе... » и т.п. Этот компонент общения позволяет установить личные доверительные отношения, на основе которых и передаваемая информация воспринимается как личностно адресованная, ненейтральная, что особенно необходимо при агитации. Кроме того, в числе средств диалогичности можно назвать формы повелительного наклонения (подумайте, посмотрите, обратите внимание и т.д.). Таким образом, для того чтобы овладеть искусством общения в целом и в процессе агитационной речи в частности нужно учиться постоянно думать о собеседнике в процессе общения: следить за тем, понимают ли вас; стремиться предвосхитить ответную реакцию собеседника; постоянно воссоздавать их внутреннюю психологическую ситуацию по внешним признакам; заботиться о том, чтобы не создавать барьеров в общении.

В повседневной жизни агитационная речь используется редко, однако необходимо быть готовым к любой ситуации. Поэтому важно развивать навыки публичного выступления. Чтобы научиться выступать перед большой аудиторией достаточно знать несколько основных правил. Агитационная речь имеет жёсткую структуру.

Введение

Введение - важнейшая часть агитационной речи, так как именно в начале своего выступления вы можете расположить к себе аудиторию, почувствовать ее реакцию, выработать дальнейшую линию поведения. Во введение необходимо определить цель, а также дать пояснения по выбранной вами теме.
В начальной стадии выступления важно настроить слушателей так, чтобы облегчить дальнейшее общение и вызвать положительную реакцию. Это можно сделать несколькими способами. Во-первых, с целью вызвать внимание публики, необходимо включить в свою речь юмор. При этом качество юмора должно соответствовать выбранной аудитории. Если вы не одарены чувством юмора, то лучше не рисковать, а процитировать известную личность, к мнению которой аудитория обязательно прислушается.

Во-вторых, постарайтесь создать атмосферу примирения, то есть выработать общее основание для соглашения. В данном случае важно объяснить слушателям, что вас с ними объединяет единая цель и задача, что у вас нет желания что-то навязывать. Главное – создать длительный контакт с залом и удержать его до конца вашей речи. Больше улыбайтесь, используйте жесты доброжелательности. Чаще задавайте вопросы побуждающего характера, которые требуют обязательного ответа. Ваша цель во введении – заинтересовать слушателя.

Основная часть

Для основной части выступления обязательно составляется план. Не поленитесь заранее его подготовить. Отведите отдельно время для написание плана, подумайте какие побуждения и призывы вы хотите донести до аудитории. Тщательно пропишите каждый пункт плана и подберите слова с эмоционально-оценочным значением к своей речи. В агитационном выступлении должно быть не менее 5 ключевых слов, которые вы будете произносить в разных вариациях. Так вы усилите эффект воздействия на слушателя.

Заключение

В заключении вы реализуете такие цели как подвести итог и еще раз пояснить сказанное, акцентировать интерес на важном моменте, отметить особый смысл вашей речи, сохранить созданный вами положительный настрой. Для этого в заключении агитационной речи часто используют повторы, иллюстрации и примеры, цитаты и впечатляющие утверждения. Основная задача заключения состоит в том, чтобы склонить на свою сторону как можно большее количество слушателей. Если после вашего выступления вы увидите искреннюю заинтересованность аудитории, то можно считать, что все поставленные цели были достигнуты.

Ораторская речь с античных времен возводилась в ранг искусства, ведь с ее помощью можно и по сей день управлять большим количеством людей и даже повернуть ход истории. Умение говорить красиво, правильно и убедительно дано далеко не каждому. Однако этому искусству можно научиться.

Вам понадобится

  • - книги;
  • - пресса;
  • - диктофон;
  • - интернет.

Инструкция

Старайтесь как можно больше читать, отдавая предпочтение качественной литературе . Всего несколько страниц написанной хорошим языком книги в день выработают у вас привычку к правильному слогу. Старайтесь выбирать не только интересные, но и полезные для себя издания, не забывая о познавательной и деловой литературе.

Активно расширяйте кругозор. Подпишитесь на интересные рассылки в интернете, читайте периодические издания, смотрите познавательные телепередачи. Ваша цель – получение новой качественной информации, которая натолкнет вас на размышления. Старайтесь формулировать свою собственную точку зрения по наиболее актуальным вопросам. Благодаря подобной привычке вы сможете поддержать разговор на многие темы.

Используйте любую возможность выступлений на публике . Это может быть как доклад на научной конференции, так и тост во время делового ужина. Ваша задача в данном случае – избавиться от комплексов, научиться чувствовать себя комфортно в центре внимания.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS