Главная - Память
Упражнения развитие внимания памяти мышления. Каким видом памяти мы чаще пользуемся. Ежедневная тренировка памяти

Как улучшить память компьютера? Этот вопрос задается людьми чаще, нежели проявление заботы к собственному здоровью. Почему люди не желают позаботиться о собственной памяти? Легче все закладывать в компьютер и не запоминать «лишнюю» информацию? Но ведь мозг человека – это тоже компьютер с процессором и прочими микросхемами.

Шестое упражнение: спокойная ночь. Мне нравится говорить, что это самое романтическое занятие. Вечером, в постели, прежде чем уйти в отставку, вспомните день, проведенный. Не делать бюджет или голосовать. Но, чтобы пересмотреть все, люди увидели. Во время сна мозг хранит информацию, которая, по его мнению, для нас важнее. Это упражнение особенно полезно для пожилых людей, живущих в одиночестве или страдающих от одиночества. Они часто чувствуют, что ничего нового в их жизни никогда не бывает, что дни пусты и равны друг другу.

Это упражнение, с другой стороны, заставит вас осознать, что каждый день приносит небольшие или большие изменения. Возможно, телефонный звонок, другая встреча, вещь, видимая из окна или телевизора. Он заполняет время, каждый день он восстанавливает много памяти, которая накапливает, стратифицирует и защищает меня от старения мозга. Как эти упражнения помогают нам? Они создают новые связи на уровне нейронов, заполняют память, обучают познавательные навыки, учат мозгу новым вещам, которые заполняют пространства, оставленные потерянными нейронами.

Мозг человека также нуждается в постоянном обновлении составных деталей, использовании более усовершенствованных программ. Как самостоятельно улучшить память человека? Есть несколько весьма полезных и простых способов.

Ежедневная тренировка памяти

Люди, которые в силу своей рабочей деятельности вынуждены постоянно общаться с окружающими, должны обладать хорошей памятью – им необходимо запоминать важную информацию для донесения ее заинтересовавшимся собеседникам.

Болезни Альцгеймера или старческое слабоумие еще не способны сделать их регрессом, но мы можем убедиться, что симптомы болезни находятся в страхе. В конце концов, самый опасный вопрос: во многих мы забываем даты и имена. Некоторые люди часто ошибаются, кто-то кладет в холодильник книгу и в библиотеку бутылку с молоком. Но когда все это происходит, мы панические. Итак, каковы тревожные звонки, которые действительно заставляют нас беспокоиться о худшем? Особенно, если мы устали или стресс. Может случиться забывание или отвлечение.

Когда формируется память

И мы должны смеяться над этим, или, может быть, пришло время немного заткнуться. Наоборот, мы должны волноваться, когда мы теряем слишком много ударов, когда это происходит на определенной частоте. Если однажды мы убежим, мы обнаруживаем, что не знаем, куда мы идем, мы чувствуем себя потерянными или потерянными, мы можем даже притворяться, кроме второго нет. Если мы часто забываем о вещах, не помню что-то делать или встречаться с кем-то, тогда полезно обратиться за помощью к специалисту. Может быть, это ложная тревога, может быть, нет.

Для лучшего запоминания постоянно обновляющейся информации можно воспользоваться простыми советами тренировки памяти, которые применяются ежедневно.

Представляются следующие эффективные способы улучшения памяти и внимания:

Препараты для улучшения памяти и работы мозга

Если же вы заметили, что у вас совершенно плохая память и считаете, что представленные выше ежедневные способы в единственном воплощении не помогут, воспользуйтесь лекарственными препаратами.

Это не отдельные сигналы, а частота, с которой они проявляются. Потому что мы считаем, что деменция или болезнь Альцгеймера - это «старая» болезнь только потому, что пиковые пиковые симптомы составляют от 80 до 90 лет. На самом деле первые признаки могут даже смотреть на 50 лет. Достаточно подумать, что когда они прибудут после 60 лет, говорят о «позднем дебюте». Поэтому никогда не забывать о наших умах.

В каждом спорте это часть тренировки, которая включает только психическую сферу; может следовать определенным методам или быть просто спонтанным поиском лучшего психического состояния, чтобы противостоять спортивному мастерству. Профессионалы и любители могут следовать параллельным путям или путям, направленным на их приверженность любимому спорту. К сожалению, как спортсмен, так и тренер часто используют предварительно упакованные рецепты, которые не обязательно производят на одном и том же эффекте, который они произвели на других.

Лекарство для улучшения памяти включает в состав витамины и микроэлементы, улучшающие мозговую активность человека.

  1. Аминалон – эти простые, на первый взгляд, таблетки помогают улучшить память, увеличить работоспособность, простимулировать умственную деятельность. Этот препарат рекомендуется даже детям, у которых отмечается задержка речевого и умственного развития.
  2. Витрум мемори – витаминный комплекс, предназначенный для улучшения, восстановления после травм и поражений памяти и мозговой деятельности. Рекомендуется принимать студентам и школьникам в период чрезмерной умственной нагрузки.
  3. Интеллан – предлагается производителями в таблетках и в сиропе. Благодаря фармакологическим свойствам рекомендуется специалистами для применения во время стрессов и депрессивного состояния. Интеллан способствует стимуляции мозговой активности, в результате чего улучшается память.

Применять какие-либо медикаментозные средства для улучшения памяти без консультации специалиста не рекомендуется, поскольку большинство из них имеет побочные эффекты, которые при наличии заболевания у человека могут только ухудшить его состояние.

Мой опыт приводит меня к выводу, что, когда дело доходит до умственной подготовки, есть слишком заниженный параметр. Каждый может следовать программе умственного обучения, но преимущество будет пропорционально балансу субъекта. Поистине оптимистично, что неуравновешенный человек хочет следовать плану умственной подготовки. Фактически, тривиально установить серию отношений между характеристиками, которые должны иметь сбалансированную личность, и теми, кто пытается тренироваться с умственной тренировкой.

Если основной предмет не обладает им вообще, то трудно тренировать что-то с нуля! Например, для тренировки необходимо обучение, для обучения навыкам требуется силовая подготовка, требуется обучение, требуется обучение для обучения релаксации. Также оптимистично надеяться использовать спортивное измерение, чтобы «создать» эти положительные черты у людей, у которых их нет, особенно у любителя. Он работает несколько часов в неделю, в то время как живет 24 часа в сутки. Сопротивление спорта может быть полезным инструментом для улучшения личности только при правильном использовании.

Народные способы

1. Наберите соцветия клевера в банку – не более пол-литра. Влейте в нее бутылку водки. Закройте крышкой банку и уберите в темное место для настаивания в течение недели, в это время важно периодически взбалтывать содержимое банки.

Пример силы воли ясен. Есть много любительских спортсменов с небольшой анекдотической волей, что, по-видимому, в спортивных состязаниях используются значительные ресурсы; внешний наблюдатель описал бы их как спортсменов, которые «умеют терпеть», похоже, обладают большой силой воли. Известные в повседневной жизни, они показывают огромные пределы: они не знают, как бросить курить, они не могут получить диетический, если у них слишком много килограммов, они не могут столкнуться с кропотливыми или тривиальными ситуациями, такими как посещение стоматолога.

Принимают настойку в процеженном виде в течение трех недель по столовой ложке каждый раз после обеда и перед сном. Благодаря представленной настойке можно забыть о проблемах с артериальным давлением.


2. Приготовьте настой из мяты и шалфея. Листья используемых ингредиентов высушивают и измельчают. Готовый сбор в равных количествах смешивают и заливают кипятком в термосе с соблюдением пропорций – на 2 столовые ложки компонента придется 2 стакана кипятка.

Понятно, что их сила воли в спорте невротическая, т.е. направлена ​​на результат, который ум хочет преследовать любой ценой. На этих людей программа психологической подготовки может быть опасной или абсолютно бесполезной. С другой стороны, если спортсмен впервые познакомится со своими собственными ограничениями характера, он может быть направлен с помощью спорта на развитие отличной анэвритической силы воли.

Те, кто привык к следующим таблицам физической подготовки, будут склонны думать, что умственная подготовка может основываться на серии упражнений. Кроме того, он также основан на упражнениях. Кроме того, многие умственные методы используют подобные концепции.

Настаивают смесь в течение всей ночи. Принимают по 50 мл раз в день перед едой в процеженном виде. Этот настой способствует восстановлению тонуса, а также мягко воздействует на микроциркуляцию головного мозга.

Как улучшить память и внимание, видео:

Чтобы найти его, вам нужно начать с одного соображения: в отличие от физической подготовки, ментальный не забывается. Спокойный держит его в живых навсегда. Те, кто нуждается в непрерывных упражнениях, чтобы сохранять спокойствие, потому что в конце концов спокойствия нет. Это демонстрируют все те, кто полагается на методы, философии и образ жизни, которые заставляют их вмешиваться, когда их истинная природа приводит их к отрицательным землям.

Симптоматические решения причинных решений. . Сравнение с наркотиками очевидно. Первое решение интересное, но в нем есть целый набор легко воспринимаемых проблем, первый из которых заключается в том, что его можно достичь только в том случае, если причины исчезнут сами по себе, иначе мне придется научиться жить с болезнью. Есть много людей, которые принимают симптоматические решения, считая их причинными. Примером могут служить все эти методы или образ жизни, которые должны успокоить жизнь субъекта.

Витамины и диета

Если после использования приведенных способов тренировки памяти не было замечено улучшений, рекомендуется скорректировать питание и начать прием витаминов. Среди витаминов, способствующих улучшению памяти и увеличению работоспособности, выделяют следующие:

  • витамин Е – препятствует ухудшению внимания вследствие разрушительных процессов в организме;
  • витамины группы В – работают на клеточном уровне, насыщая их полезными микроэлементами, укрепляя стенки, чем и нормализуют работу нервной системы и головного мозга;
  • витамин С – это мощный антиоксидант, который препятствует переработке свободных радикалов, влекущих за собой окисление и старение организма;
  • витамины K, D и P – необходимы для нормальной работы мозга и улучшения памяти.

Витамины для памяти можно приобрести в аптеке в форме таблеток – это ускорит процесс улучшения концентрации и внимания.

Очень часто обнаруживается, что каждый день человек живет в двухэтапном механизме: сначала он начинает, как только субъект ощущает, что он принимает лекарство и успокаивается. Он действительно убежден, что его лекарство является причинным, но он не понимает, что он симптоматичен. Стресс, однако, и, поскольку они учат принципам нейробиологии, активирует целую серию негативных механизмов.

Проблема в том, что субъекту кажется невозможным устранить стресс, или другие негативные факторы жизни: он держит и использует свои замечательные методы для ограничения ущерба. Альтернативой является устранение стресса, гнева, депрессии, беспокойства, усталости и т.д. разумеется, необходимо найти причинные решения.

В дополнение следует скорректировать собственное питание, которое ежедневно должно включать хотя бы один из продуктов, перечисленных ниже:

Для улучшения памяти следует вводить в дневной рацион хотя бы один из перечисленных выше продуктов.

Продукты для памяти

Тренировочная подготовка на основе упражнений почти неизбежно приводит к симптоматическим решениям. Используя тот факт, что умственная память намного лучше, чем физическая мышца, сердце и другие физиологические величины, можно заменить концепцию упражнения на тестовую.

Как помочь мозгу?

Тест - это условие, которое при его прохождении дает длительные эффекты с течением времени. Классический пример - фобии. Предположим, он напуган инъекциями. Почти всегда есть ситуация в Фракии: несмотря на предложения, террор снова меня привлечет. Тест был предложен мне спортсменом, который боялся инъекций. Вечером он позвонил мне, сказав, что он это сделал, что было очень легко и безболезненно. С тех пор она больше не боялась инъекций! Предел упражнений - это неспособность создать автоматизацию, которая у вас есть с доказательствами.

Как развить память: упражнения и методика

При отсутствии положительных результатов в ход идет тяжелая артиллерия» – это упражнения для развития памяти и методики, которые необходимо внимательно изучить и использовать с определенной регулярностью, лучше ежедневно.

Упражнения

К наиболее эффективным упражнениям относят следующие вариации:

Развитие памяти у детей

Другими словами, те, кто выполняет упражнение, в следующий раз, когда им придется повторно запустить его, чтобы получить те же результаты, кто вместо этого проходит тест, навсегда сохраняет состояние. Испытания также преодолели еще одну типичную проблему упражнений: фиктивные улучшения. Любое упражнение, которое представляет собой новинку, должно быть метаболизировано нашим умом; во второй раз, независимо от того, что есть реальное улучшение, мы сделаем это лучше, потому что оно не будет более новым.

Как известно многим, компьютер сначала аппроксимируется аппаратным и программным обеспечением. Аппаратное обеспечение - это электронная часть: схемы, память, устройства ввода-вывода, такие как клавиатура, видео и мышь; программное обеспечение представлено операционной системой и прикладными программами.

1. Целлюлярный токинг – увеличивает скорость мышления и помогает в визуализации возможностей памяти. Упражнение заключается в перечислении предметов, находящихся в комнате. Стоя на одном месте в прямом положении как можно быстрее перечисляйте предметы. Чтобы усложнить задачу, можно к каждому предмету добавлять прилагательное – стол складной, стул деревянный и т.д.

Очевидно, что без связи между аппаратным обеспечением и программным обеспечением компьютер не мог работать, как в человеке, если отсутствует связь между разумом и телом. Программное обеспечение может получать информацию извне через соответствующие датчики, обрабатывать их и принимать решения, активируя другие части оборудования.

Точно так же во время инсульта ум получает информацию об усталости, обрабатывает его и принимает решения, например, по изменению ритма. Если предметное оборудование ограничено, его производительность будет ограничена производительностью старого компьютера; если программное обеспечение ограничено, оно не будет полностью использовать аппаратное обеспечение, которое останется частично неиспользуемым.

Нужно быстро и без остановок осуществлять перечисление. Со временем мозг начнет уставать – появятся перерывы между словами, затем человек начинает помогать себе руками, показывая на предмет, пытаясь вспомнить его название.


2. Дом памяти – требует освежить прежние и уже забытые знания. К примеру, попробуйте быстро и без перерыва вспомнить 15 фамилий классиков. Задачу можно усложнять, используя названия растений, марок автомобилей, производителей бытовой техники.

Можно сказать, что умственная подготовка - это усовершенствование вашего программного обеспечения для оптимизации производительности оборудования. Все это кажется разумным, но это не радует некоторых ученых, которые идут дальше: почему умственная подготовка даже не улучшает ресурсы субъекта? В этом случае аналогия с компьютером перестает быть действительной, поскольку в настоящее время программное обеспечение не может улучшить аппаратное обеспечение путем «создания» новых ресурсов.

Позиция улучшения оправдывается тем фактом, что наш ум, безусловно, способен стимулировать высвобождение веществ, действующих на наше тело. Катехоламины выделяются в состоянии сильного стресса, что, помимо некоторых полезных, вызывает ряд часто неприятных явлений: тахикардия, гипервентиляция, бледность, повышенное потоотделение и т.д.


3. Концентрация – упражнение заключается в необходимости произносить слова наоборот. Скажите слово, затем тут же произнесите его, прочитав задом наперед. Начинайте с простых слов из трех букв, затем из четырех, далее усложняйте себе задачу, когда мастерство будет отточено.


4. Развитие «мозгового» полушария. Известно, что у человека за внимание и концентрацию отвечает левое полушарие, поэтому человек пишет правой рукой (у левшей наоборот ).

Для улучшения мозговой деятельности и активности рекомендуется развивать правое (левое ) полушарие. Здесь ничего сложного нет – старайтесь все делать левой (правой ) рукой.

Подобные упражнения следует выполнять с определенной регулярностью, в комплексе с корректировкой питания и простыми способами улучшения концентрации не возникнет вопросов, как тренировать память и внимание у взрослых.


Методика И.И. Полонейчика

Существует довольно популярная и эффективная методика развития памяти , разработанная руководителем Центра интеллектуальных технологий И.И. Полонейчиком. Он выдвигает следующие рекомендации и действия для улучшения мозговой деятельности:

  • важно ежедневно получать новую информацию, для чего по возможности следует сменить работу и «работать мозгами»;
  • рекомендуется ежедневно разгадывать кроссворды и читать стихи, заучивая хотя бы по четверостишью;
  • если приходится считать цифры, суммы, делайте это вслух;
  • перестаньте пользоваться календарем – высчитывайте даты самостоятельно, используйте методику в качестве упражнения;
  • попытайтесь за 100 секунд назвать 100 названий стран, растений, рек, озер и прочих вещей; можно упростить задачу, придумывая слова за 100 секунд в алфавитном порядке;
  • старайтесь постоянно изучать что-то новое – осваивание новой техники, ремесла эффективно тренирует память.

Приведенная техника развития памяти значительно улучшит работу мозга, а значит, увеличит работоспособность и концентрацию внимания.

Развитие памяти у детей

Большинство родителей ищет ответ на вопрос, как развить память у ребенка , только тогда, когда дети уже пошли в школу. Как правило, в процессе учебы выясняется, что ребенок невнимателен, не может собраться, не способен выучить даже маленькое и простое стихотворение.

Во время учебы в школе приступать к тренировке памяти еще не поздно, но лучше это делать заранее.

1. С детьми до 6 лет рекомендуется играть в игры со словами. Здесь можно придумать игру с необходимым перечислением продуктов, которые можно купить на рынке, увидеть в холодильнике, собрать с грядки и т.д. Пусть ребенок перечислит не менее 10 слов определенной тематики.

Можно также поиграть в игру «Ассоциации» – родители придумывают 10 пар слов, равнозначных по смыслу (сад-огород, море-ракушка). Далее малышу зачитывают слова по парам, а затем проверяют память, называя одно слово из пары.


2. С детьми до 10 лет можно играть в игры на запоминание и самостоятельное перечисление слов. К примеру, игра «Зоопарк». Взрослый начинает: «Сегодня ходили в зоопарк и видели там тигра».

Здесь тоже важно после прочитанного сразу рассказывать запомнившееся родителям. Это могут быть даже заученные параграфы школьной программы – пусть ученик тренируется отвечать у доски поначалу в домашней обстановке.


Улучшение памяти требуется всегда – со временем организм стареет, клетки частично отмирают, в результате происходит потеря концентрации, внимания и памяти. Своевременное «разоблачение» проблемы позволит быстро ее решить – с меньшими потерями и большими возможностями.

1. Как помочь мозгу?

Для начала давайте подумаем, как обеспечить мозгу наилучшие условия работы?

Следует знать, что мозг снабжается кровью, как и мышцы. В сутки через него проходит 2000-2200 литров крови. Это около 400 объемов нашей крови в организме.

Движение крови активизируется под влиянием эмоций или интенсивной мозговой деятельности. Оно замедляется во время сна. Эмоция или интенсивная деятельность мозга повышают его температуру на 0,1 градуса. Во время сна она снижается на 0,3 градуса.

Кровь должна нести достаточно кислорода, чтобы обеспечить высокую активность и работоспособность мозга, а значит и хорошую память. Как это сделать? Один день в неделю (по меньшей мере) нужно проводить на воздухе. Умственную работу нужно прерывать для небольших "кислородных" пауз, т.е.открывать окно на 1-2 минуты. Нельзя умственно работать в непроветренной или прокуренной комнате.

Правило 1: Обеспечить регулярное достаточное насыщение кислородом вашей крови.

Правило 2: Достаточно спать. Это обеспечивает нормальную работу мозга. После хорошего сна мозг работает лучше. Взрослый человек должен спать 7-8 часов в сутки, подросток - 9 (от 16 до 22 лет).

Продолжим. Важно следить за своим здоровьем и не мешать мозгу осуществлять свою деятельность. Здесь мы говорим о курении и алкоголе. Конечно, курильщик, тренирующий память, имеет большие способности в этом плане, чем некурящий человек не тренирующий память. Однако, если взять людей при всех равных условиях, то следует признать, что табак ухудшает память.

Специальное анкетирование показало, что, если расположить выпускников института в нисходящий ряд по результатам учебы, то в каждой последующей двадцатке больше курильщиков, чем в предыдущей. Хотя известен быстротечный эффект табака, чтобы сосредоточиться и повысить внимание.

Таким образом, Правило 3: Не курить.

Но что нужно также знать, это то, что, даже при самом легком и случайном приеме алкоголя, запоминаемость существенно снижается. Чем больше потребляется алкоголя, тем меньше фиксация памяти. Каждый знает, что очень тяжело восстановить в памяти события, прошедшие в состоянии опьянения. Простой обед, "сдобренный" вином, на несколько часов снижает способность к запоминанию. Следует избегать приема любого алкоголя, даже вина и пива, если вам нужно изучить что-либо, присутствовать на занятиях или участвовать в конференции.

Правило 4: Избегать алкоголь.

В заключение, запомните четыре «Правила гигиены» вашего мозга:

  1. Давайте больше кислорода крови
  2. Хорошо высыпайтесь
  3. Не курите
  4. Остерегайтесь алкоголя

Теперь переходим к упражнениям

Упражнение-тест

Ниже представлен список из 20 слов:

Кастрюля, Стул, Барабан, Парусник, Мыло, Банан, Ковер, Буква, Автомобиль, Река, Пробка, Орудие, Сандалия, Булавка, Сумка, Перо, Картина, Ваза, Веревка, Медаль.

Прочитайте этот список и изучите его в течение полутора минут. Попытайтесь произнести слова по порядку. В случае ошибок пересчитайте все слова, которые удалось запомнить точно.

Если вы запомнили от 18 до 20 слов, великолепно; от 15 до 17 - это еще хорошо; от 10 до 14 - средне; если меньше 10 - это доказывает, что вы не умеете пользоваться вашей памятью.

Упражнение 1

Теперь очень простое упражнение на синтез. Оно заключается в описании того, чем занят был ваш вчерашний день по минутам, с тем чтобы иметь полную картину вашего дня. Если у вас появится "провал" в памяти, займитесь чем-нибудь другим, а через четверть или полчаса попытайтесь вспомнить еще раз.

2. Доверяйте своей памяти!

Гораздо больше людей сомневаются в своей памяти, чем ей доверяют. Меньше доверяют - меньше хотят ею пользоваться. Меньше пользуются - меньше она работает. Тогда ей доверяют еще меньше. Это порочный круг.

Но вы можете все изменить. Доверьтесь своей памяти, и она будет иметь возможность больше работать. Она улучшится.

Начните сначала и будьте восприимчивы. Чем больше вы будете использовать эту технику, тем больше вы заставите работать механизмы, которые вам помогут зарегистрировать и воспроизвести то, что вы хотите запомнить, и тем с большей легкостью эти механизмы заработают.

Не пытайтесь немедленно дать большую нагрузку вашей памяти, но с каждым следующим днем требуйте от нее немного больше, чем накануне.

Итак, если вы хотите улучшить память: поверьте в свою память и заставьте ее работать.

Два следующих упражнения имеют целью помочь поверить в вашу память.

Упражнение 2

Вы понадейтесь на свою память, чтобы сделать завтра какое-нибудь дело. Например, взять книгу из шкафа или библиотеки и положить ее на стол. Представьте себе, как завтра вы войдете в свой дом. В момент, когда вы будете открывать дверь, нужно, чтобы вы подумали о том, что надо вынуть книгу. Не записывайте это нигде, не делайте узелка на носовом платке. Просто сегодня подумайте о своем возвращении домой завтра вечером и поручите своей памяти думать о книге. Затем посмотрите на эту книгу, чтобы точно знать, о какой книге идет речь. Подумайте о том, что вы не должны забыть об этом действии; вспомните об этом 2 или 3 раза сегодня вечером и доверьтесь вашей памяти.

Упражнение 3

Выучите наизусть четверостишие. Можете выбрать четверостишие русского поэта. Желательно, чтобы стихи содержали мысль, которая укрепляла бы ваше намерение развить память.

Батюшков:

О память сердца, ты сильней

Рассудка памяти печальной,

И часто прелестью своей

Меня в стране пленяешь дальней.

А.С. Пушкин:

Волшебной силой песнопенья

В туманной памяти моей

Так оживляются виденья

То светлых, то печальных дней.

3. Как развить способность к сосредоточению?

Уметь сосредоточиться чрезвычайно важно для развития памяти. Внимание и наблюдение за фактами зависят от правильного сосредоточения внимания на этих фактах.

Можно сказать, что сосредоточенность, в которой мы нуждаемся для лучшего запоминания информации, имеет две фазы, хотя речь идет об одной способности.

Существует немедленное сосредоточение, к которому мы прибегаем для тщательного рассмотрения документа, лица, события, спектакля, картины, и сосредоточение длительное, которое нужно для обучения, изучения, запоминания, редактирования, подсчета, обдумывания, размышления.

Немедленное сосредоточение должно достигаться добровольно, мгновенно и при любых условиях. Оно требует также способности быстро переключаться на другой предмет. Например, если вам -представляют 4 или 5 человек по очереди, вы сосредотачиваетесь на их фамилиях и лицах в течение очень короткого промежутка времени, вам нужно внимательно следить за тем, что они вам скажут и т.д.

Сейчас попробуем развить немедленное сосредоточение с помощью нескольких упражнений.

Упражнение 4

Возьмите предмет (часы, ключ, соску); осмотрите его внимательно в течение 30 секунд, затем закройте глаза и попытайтесь как можно точнее его воспроизвести. Если некоторые детали не представляются четко, посмотрите на предмет снова, затем закройте глаза, и т.д.- до полного воспроизведения предмета.

Упражнение 5

Вот упражнение под названием "мозговые ящики". Выберите 3 предмета для размышления: например, ваш план, научный или литературный сюжет и личное воспоминание (каникулы, путешествие и т. д.). Посвятите 3 минуты на размышления о каждом из трех сюжетов. Во время первых 3-х минут думайте только о предмете п.1; затем переходите к п.2; наконец, к третьему сюжету. Во время каждой фазы нужно избегать рассеивания мыслей и особенно воспоминаний о других сюжетах.

Упражнение 6

Представьте лицо человека, которого вы видите часто; вы отметите, что вы о нем имеете только общее представление, а детали исчезают. Дополните ваши наблюдения, когда увидите человека вновь, и начните упражнение снова; до того момента, пока вы не будете представлять его совершенно четко.

Упражнение 7

Включите радио, затем постепенно уменьшите громкость; установите самый нижний предел громкости, когда еще можно понимать, что говорят. Слабая интенсивность звука заставит вас сосредоточиться. Не продолжайте это упражнение свыше 3-х минут.

Упражнение 8

Повторное выполнение упражнений 2, 3, 4, 5

Упражнение 9

Вспомните, чем вы занимались неделю назад. Если вы выполняете это упражнение в среду, вы должны попытаться восстановить, с максимально возможной полнотой, что вы делали в течение дня в прошлую среду.

Упражнение 10

Вспомните 4 «Правила гигиены» мозга. Напишите их.

Упражнение 11

Вспомните ранее выученное четверостишие. Воспроизведите его по памяти. Если что-нибудь забыли, прочитайте его несколько раз и затем повторите по памяти.

4. Естественный ход запоминания

Три главных условия по фиксации идей, фактов или данных:

  1. Впечатление
  2. Ассоциация
  3. Повторение

Именно в этом порядке их надо вводить в действие. Если вы не используете один из этих факторов, это не помешает вам поневоле запомнить что-либо. Но когда вы хотите запомнить что-либо специально, необходимо применять весь процесс фиксации в памяти: впечатление, ассоциацию, повторение.

Этим можно объяснить то, что мы, например, запомнив на собрании фамилию повстречавшегося человека, ухитряемся не запомнить фамилию другого на том же собрании. В первом случае вы обратили достаточное внимание (впечатление) на человека; может быть, выработали в своем сознании (осознанно ли нет) некоторые ассоциации в связи с ним, и его имя несколько раз было упомянуто (или вы его повторили для себя несколько раз).

Во втором случае вы не обратили, может быть, на него недостаточно внимания (откуда недостаточное впечатление) или же вызвали какую-либо ассоциацию, или вам не повторялось его имя.

Хорошо создавайте впечатление!

Вот как вы должны действовать, чтобы все четко закреплялось:

Первым условием для фиксации впечатления является желание. Чтобы иметь желание, нужен реальный интерес к человеку или событию, которое необходимо запечатлеть. Вы будете иметь большие трудности с фиксацией вашего внимания на том, что вас не интересует. Именно по этой причине вы не запоминаете фамилию человека, которого встретили, но который вас не интересует в действительности.

К тому же, если у вас нет подавляющего намерения помнить что-либо, вы рискуете не придать этому достаточно внимания. Это объясняет, почему вы плохо помните некоторые вещи, которые вы видели, но которые, по вашему мнению, не пригодятся в будущем. Пример: сколько человек было в булочной вчера, когда вы туда зашли? Вот правило самого Фрейда, отца психоанализа: "Намерение - главный фактор, чтобы все помнить или забыть".

Мы помним о вещах, о которых мы хотели вспомнить, и мы забудем то, что мы имеем намерение забыть (осознанно или бессознательно). Более просто правило Фрейда для нас можно перевести так: "Чтобы запомнить что-либо, нужно сознательно желать это сделать".

Чтобы иметь хорошую память, необходимо сознательно закреплять ваше внимание и учиться не быть рассеянным. Это то, что называют сосредоточенностью.

Для этого мы уже делали упражнения на сосредоточение. Эти упражнения, сами по себе не совершенствуя память, создают хорошие условия для ее работы.

Не забывайте правила:

Чтобы хорошо закреплять впечатления, нужно уметь сосредотачиваться.

Если вы делаете зарубку на куске металла, она будет настолько глубока, насколько сильно вы ударите. То же происходит в вашей памяти. Отпечаток будет тем лучше закреплен, чем сильнее впечатление. Если вы когда-нибудь видели, как разбивается о землю охваченный пламенем самолет, вы не забудете этого никогда. Если вы видели тонущего человека, которому вы не в силах оказать помощь, вы этого также не забудете.

Для облегчения запоминания создавайте сильные образы.

Упражнение 12

Вы сейчас сделаете ранее проработанное упражнение, но по-другому: задумайте сделать что-либо, например задумайте позвонить одному из друзей завтра перед обедом или зайти в аптеку после работы. Попытайтесь применить описанный способ "сильных образов". Например: представьте себя искаженным болью от того, что вы забыли сходить в аптеку, или аптекаря, причиняющего вам силой боль, и т.д.

Упражнение 13

Выберите трудную книгу автора, известного своим сухим или абстрактным стилем. Начните читать десяток предложений. Затем перечитайте каждую фразу, не переходя к следующей, пока не усвоите смысл того, что читаете. Возьмите словарь, если нужно. Читайте в очередной день десяток следующих фраз, перечитывая то, что вы видели в предыдущие дни. В конце первой недели запишите все, что вы запомнили. Это одно из лучших упражнений для развития умственных способностей. Когда вы завершите упражнение, нужно будет его повторять, по меньшей мере, 2 или 3 раза в неделю.

Упражнение (тест чтения) 14

Прочтите текст внимательно, но только один раз, затем перейдите к следующей странице.

Текст для чтения:

Шестого марта, около Шато-Тьери, произошел любопытный случай. Груженый поезд, подходя вечером к пакгаузу, сошел с рельс. Состав состоял из 34 вагонов; в 16-ти была солярка, а в 18-ти - вино. Две цистерны солярки по 40 м2 и 4 цистерны вина были повреждены, и смесь из вина и дизельного топлива вылилась на национальную автостраду, что послужило причиной хода в кювет 10-тонного грузовика, перевозившего масло. К счастью, никто серьезно не пострадал, и только водитель грузовика получил легкие ушибы.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Куда направлялся поезд?
  2. Каких вагонов было больше -с вином или с соляркой?
  3. Сколько цистерн с вином было повреждено?
  4. Чего больше разлилось - вина или солярки?
  5. Сколько было всего вагонов?
  6. В какое время суток произошло крушение?

Проверьте результаты.

Этот тест служит упражнением на сосредоточение и покажет вам, что обычно положение таково, что мы, увлекаясь цифрами, часто забываем понятия и простые вещи.

5. Ассоциация

Создавайте ассоциации, это настоящий секрет хорошей памяти. Вильям Джеймс писал: "Искусство хорошей памяти - это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить…"

Каждая ассоциация становится своеобразным крючком, на котором подвешен факт. С помощью крючка факт поднимается на поверхность.

Следовательно, ассоциация является одновременно средством закрепления воспоминаний и последующего воспроизведения (вызова) их. Мы можем сказать: чем больше фактов и сведений у вас в памяти, тем легче для вас создать связь между новым фактом и хранимыми в памяти сведениями.

Возьмем пример: вы открываете книгу по археологии, в которой описываются сокровища Ореста (вблизи Баля). Вы читаете: "Монеты находятся в прекрасном состоянии, на них выгравированы изображения Константина Великого, Константе I, Константе II"- и о Магненсе, вы достаточно легко запомните описание клада. Но, если вы ничего не знаете об этих четырех исторических личностях, вам будет чрезвычайно трудно вспомнить через некоторое время содержание текста о сокровищах.

Если до этого вы читали или слышали что-либо о Константине (император, предоставивший свободу христианскому вероисповеданию, перенесший столицу Римской империи в Бизанс, переименованный в Константинополь); если вы знаете, что перед смертью Константин разделил империю между своими тремя сыновьями: Западную империи отдал Константину II и Константу, Восточную - Констансу; если вы помните, что Константин II был убит при попытке присвоить владения Константа, что через 10 лет после этого сам Констант был убит эмиссаром Магненса, который узурпировал его трон; если вы не забыли, что Магненс пытался договориться с Констансом о разделе Империи; если вы знаете, что у Констанса было не больше морального права, чему Магненса, на единоличное владение Империей, т.к. по его приказу были убиты дядя (братья его отца Константина) и двоюродные братья, за исключением Жюльена (впоследствии император Жюльен), то вся эта сложная история дополнится в вашей голове несколькими новыми фактами - и вы гораздо легче запомните состав сокровищ Ореста.

Мы привели этот пример, т.к. он иллюстрирует сложность, с которой сталкивается большинство студентов при подготовке к экзаменам по предмету, о котором у них мало предшествующих знаний.

Очень трудно выучить все о Французской Революции, если в школьные годы вы постепенно не накопили знаний по этому периоду истории.

Чтобы запомнить что-либо, надо уметь ассоциировать это с каким-нибудь фактом, хранящимся уже в памяти.

Будет очень полезно в начале изучения новой науки или языка начинать с простейшего пособия, с тем чтобы составить базу для ассоциаций при дальнейшем углубленном изучении предмета.

Естественно, логические ассоциации очень важны, однако не всегда их можно сформировать. Поэтому не пренебрегайте нелогичными, "притянутыми за уши " ассоциациями, они вам окажут хорошую службу.

Если вы хотите запомнить имя человека, постарайтесь сформировать максимум ассоциаций в отношении этого человека и скажите себе: "Господин Дельбар служит инспектором продаж, как и мой друг Ледюк". Приглядитесь к его внешности и установите следующую ассоциацию: этот господин Дельбар носит пышные усы, похожие на щетку для ногтей. Когда его вам представили, он болтал с подругой вашей супруги мадам Морен. Вообразите: "Господин Дельбар также является другом мадам Морен". Вновь представьте их вдвоем, болтающими в углу салона, где они находились в момент, когда вы вошли. Вообразите, что фамилия Дельбар немного похожа на фамилию Дельбек, однако физически они очень отличаются. Таким образом вы создали (реализовали) многочисленные ассоциации.

Вы можете даже создать так называемые глупые ассоциации типа "каламбур". Мадам Морен кусает какой-нибудь фрукт (и вы ее представляете в своем воображении, кусающей этот фрукт). Это лишено всякого смысла, но это эффективно. Можно даже сказать, что чем страннее ассоциация, тем она более эффективна.

Почему вы вспомните конфигурации поверхности Италии на карте лучше, чем, например, Венгрии? Потому что вы ассоциировали ее форму с формой сапога, в то время как относительно формы поверхности Венгрии не возникает никаких ассоциаций.

Когда вы пытаетесь вспомнить о чем-либо, мысленно вызовите идеи или обстоятельства, ассоциирующиеся с этим.

Чтобы вспомнить какой-нибудь стих, подумайте о предыдущих стихах либо о тех, которые за ним следуют, и вновь их процитируйте. Чтобы вспомнить о том, куда вы убрали ваш фотоаппарат, постарайтесь вспомнить, когда вы им пользовались в последний раз, вспомните, как вы им пользовались, затем представьте себя возвращающимся домой и кладущим фотоаппарат в прихожей, и чуть позже говорящим себе: "Я его сейчас уберу". В этот момент вы имеете наибольшую возможность вспомнить место, куда вы его убрали.

Чтобы вспомнить чью-то фамилию, постарайтесь вообразить обстоятельства, при которых вы этого человека видели в последний раз. Вспомните его слова, жесты. Попытайтесь вновь пережить обстоятельства вашей встречи.

Поступайте всегда подобным образом, если хотите что-то вспомнить. Не пытайтесь вспомнить мгновенно, где находится вещь, которую вы хотите найти, но подумайте о деталях, с ней связанных, вызовите ассоциации. Если вы вспоминаете фамилию какого-нибудь поэта из целой плеяды, не тратьте напрасно свои усилия на фамилию, которая от вас ускользает. Назовите вслух или шепотом фамилии поэтов, которые вспомните, повторяйте их, называйте вслух других писателей. Если через несколько минут вам не удастся вспомнить фамилию, прекратите ваши поиски на 2 минуты, подумайте о чем-нибудь другом, а затем попытайтесь вспомнить посредством ассоциаций.

6. Как не забыть о том, что нужно будет сделать через какой-то промежуток времени.

Вообразим, что через 8 дней вы собираетесь поехать поездом, чтобы проведать родителей. Вы хотите не забыть купить шоколад. Каким образом нужно поступить, чтобы не забыть это сделать?

Вы должны создать ассоциацию между каким-то действием, в котором у вас есть уверенность, что оно произойдет, и покупкой, о которой вы можете забыть.

В этом примере вы обязательно купите билет на поезд. Каким же образом ассоциировать покупку данного билета с покупкой шоколада? Очень просто вы должны представить себе, что находитесь в кассе, у окошка, где продают билеты, и получаете от кассира "гору" шоколада. Эту сцену вы себе сможете вообразить мгновенно. Хорошо увидеть мысленно деталь - кассира, подающего вам в окошко "гору" шоколада. Когда, спустя неделю, вы придете на вокзал и окажетесь у билетной кассы, можете быть уверены: перед вашим мысленным взором встанет "картина" - большое количество шоколада и заставит вспомнить вас о покупке.

Другой пример: вам нужно не забыть взять в дорогу электробритву. Быстро представьте себе, что вы хотите побрить волосы на чемодане. Когда вы будете собирать чемодан в дорогу, эта картина самопроизвольно возникнет в вашем сознании.

Поначалу старайтесь удерживать в памяти нужную картину в течение 20-30 секунд. Позже вы заметите, что на это у вас уходит гораздо меньше времени. Предпочтительно выбирать картинки в движении. Чем больше картинка поражает своей комичностью, либо преувеличением, тем быстрее и легче она возникнет в вашем сознании.

Упражнение 15

Подумайте о том, что вам необходимо сделать завтра. Затем постарайтесь связать эти дела с какими-то событиями (вашими обычными действиями), которые обязательно произойдут завтра. Или попытайтесь связать запланированные дела с предметами, на которые вы обязательно завтра посмотрите (ваша зубная щетка, шнурок на ботинке, дверь вашего кабинета и т.д.). Таким образом, вы создадите ассоциации, которые завтра самопроизвольно напомнят вам о том, что и в какой последовательности вы должны сделать.

Упражнение 16

Возьмите лист бумаги и напишите ряд ключевых слов из известных вам сюжетов. Например, Канада, Наполеон, фотография, овощи и т.д. Затем попытайтесь написать на листах все, что вы помните по выбранным темам. Например, о Наполеоне вы вспомните некоторые данные, которые остались от экскурсий в Музей инвалидов, замок Фонтенбло и т.п.

7. Метод ассоциаций картин

Прежде всего начнем с нового упражнения-теста:

Упражнение-тест 17

Читайте в течение 2 минут список слов, приведенных ниже с целью запомнить максимальное количество этих слов: шляпа, телефон, кактус, пирог, конверт, деньги, угорь, стол (письменный) , дом, карандаш, куртка, кружева, пуговица, носок, отвертка, крючок (рыболовный), кот, книга, фара, рис.

Попытайтесь написать эти слова в той последовательности, как они даны в упражнении. Вам этого сделать не удастся. Тогда попытайтесь запомнить, по возможности, большее количество слов из этого списка. Вы отметите, что многие слова вы не записали, просто вы использовали для запоминания негодный способ.

Как запомнить перечень (названий, предметов и т.д.) способом образных ассоциаций. Если вы хотите без каких-либо усилий запомнить список слов в той же последовательности, вы должны сделать следующее: создайте серию последовательных ассоциаций, начиная с первого слова и заканчивая последним.

Эти ассоциации должны быть очень странными, комичными или глупыми, поэтому мы в качестве примера дали намеренно разнородный список. Единственное правило, которое нужно выполнить, хорошо представить зрительно ассоциации. Создайте очень четко картины в вашем сознании, т.к. именно они должны будут вам помочь запомнить слова. В качестве примера приведем одну цепь ассоциаций, из десятка других, которые вы можете построить.

Представьте себе шляпу, в которую поместили телефон, телефонная трубка которого утыкана колючками, потому что это кактус; эту трубку-кактус неприятно держать в руках господину, который звонит, и к тому же он говорит с набитым пирогом ртом; в пироге находится маленький конверт, из которого неожиданно выпадают деньги; один из банковских билетов сворачивается и превращается в своего рода угря, который, спасаясь, прячется под письменный стол, имеющий особую форму дома, труба которого сделана из огромного карандаша. Карандаш, как ракета, стартует, летит и попадает в куртку нашего человека; куртка довольно любопытная, т.к. вся в кружевах, а на ее средней пуговице висит носок, к которому подвешена отвертка, она летит и попадает в миску с рисом, который ест кот, этот кот кладет себе на голову книгу, убегает и прячется под автомобильную фару; фара излучает мощный свет на огромный крючок.

Постарайтесь представить в воображении различные ассоциации: например видите, как карандаш взлетает, точно ракета, с письменного стола и приземляется на вашу куртку; видите кота, кладущего книгу на голову, и т.д. Теперь вы легко сможете воспроизвести список из 20 слов. И то, что вы заложили в памяти, будет прочно. На следующий день вы вновь сможете воспроизвести данный список, т.к. по-прежнему легко восстановите цепь ассоциаций, в то время как без использования данного способа вы забудете 50 % слов.

Этот способ может найти широкое применение при изучении естественных наук, физики или географии. Возьмем один из примеров. Вам надо запомнить основные отрасли промышленности Бельгии. Составьте сводную таблицу или, просто говоря, список слов, которые необходимо запомнить. Затем свяжите их цепью ассоциаций посредством указанного способа.

Отрасли промышленности Бельгии следующие: металлургия, производство цинка, свинца, хрусталя, текстильная промышленность, механические конструкции, химическая промышленность, пищевая промышленность, производство извести и цемента, кожевенное производство.

Чтобы облегчить задачу, вы начинаете с образов: металлургия будет обозначена стальной балкой: слово витрина будет обозначать производство свинца и стекла, прилавок в кафе - производство цинка, химический сосуд (колба) - химическую промышленность.

Связка сосисок - пищевая промышленность, текстиль будет представлен символом моток пряжи, производство извести и цемента - стройкой, производство кожевенных изделий -ботинком, производство хрусталя - чашей, производство механических конструкций - мотором.

Отсюда следует список: стальная балка, витраж, прилавок кафе, колба, сосиски, моток пряжи, стройка, ботинок, чаша, мотор.

Мы вам предоставляем возможность построить цепь ассоциаций.

Чтобы избежать путаницы между разными странами, нужно, чтобы слова, символизирующие одну и ту же отрасль промышленности, были различными для каждой страны. Например, кожевенная промышленность в различных странах может обозначаться: перчатки, сумочка, пояс и т.д. Кроме того, вы должны связать первое слово цепи ассоциаций с названием этой страны. Не бойтесь создавать невероятные и даже глупые ассоциации. Важно, повторяем это еще раз, хорошо мысленно представить эти картины. Постарайтесь смешивать движущиеся картины (как карандаш, отвертка, книга в нашем первом примере) с картинами неподвижными. Это облегчит запоминание цепи. Вам часто придется прибегать к способу "ассоциированных картин", вам удастся создавать цепи ассоциаций за 2-3 минуты, то есть за промежуток времени гораздо меньший, чем этого требует обычное механическое запоминание.

Упражнение 18

Создайте цепь ассоциаций картин по перечню основных отраслей промышленности Бельгии, воспользовавшись ключевыми словами, указанными выше.

8. Мысленные картины

В многочисленных способах по улучшению памяти часто прибегают к ассоциациям мысленных картин. Абсолютно необходима натренированность в создании таких картин. Это называется "представить их визуально"

Прежде всего, хорошо нужно понять, что картины, которые образуются в нашем мозгу, сохраняются гораздо легче, чем отвлеченные идеи.

Возьмем пример. Вот стихи Лафонтена (дословный перевод):

"По неудобной песчаной дороге, ведущей в гору,

Под палящим солнцем

Шесть сильных лошадей тащили дилижанс" …

А вот три строки из стихотворения Поля Валери:

"Лишь только я могу сдержать твой страх,-

Мои покаяния, мои сомнения, моя скованность

Являются изъянами твоего большого бриллианта"…

Попытайтесь заучить эти стихи наизусть и вы увидите, что гораздо легче запомнить три строки Лафонтена, чем три строки Валери. Почему? Все очень просто. Первые стихи наполнены конкретными картинами, в то время как стихи Валери вызывают обобщенные мысли. Проведем небольшое исследование со стихами Лафонтена.

1-я строка: мысленно представьте дорогу, ведущую в гору. Она покрыта песком, на ней полно рытвин, выбоин, больших булыжников (удается ли вам, закрыв глаза, представить эту дорогу?).

2-я строка: Жаркое солнце вертикально висит над дорогой, на обочинах которой растет низкий кустарник, но нет ни единого дерева.

Представьте себе сцену этих двух строк либо в виде фотокарточки, либо картины на экране телевизора.

3-я строка: две вереницы огромных лошадей с трудом тащат телегу.

Если вам удастся хорошо себе представить сценку, то вы легко запомните эти три строки, т.к. они вызывают конкретные картины.

Со стихами Валери дело обстоит труднее, т.к. строки не содержат сцен, которые можно представить мысленно.

Очень важно привыкнуть формировать в воображении ясные и четкие картины, т.к., создавая их, мы значительно облегчаем процесс запоминания.

Для этого выполним следующие упражнения.

Важно: приведенные ниже упражнения должны выполняться только постепенно и раздельно, а не сразу одно за другим. Переходите ко второму упражнению лишь тогда, когда почувствуете, что хорошо усвоили первое, затем, после прочного усвоения второго, переходите к третьему и т.д. Выполняйте упражнения один-два раза в день в течение нескольких недель.

1-е упражнение. Закройте глаза и представьте себе последовательно следующее: кота, часы, дерево, словарь, кресло, друга или подругу (которую хорошо знаете), машину, карандаш, электрическую лампу и т.д. Затем составьте другой список слов. Для каждого предмета попытайтесь добиться, по возможности, наиболее четкой картины. Весьма вероятно, что в вашем сознании возникнут различные картины одного и того же предмета или существа. Это неважно. Вернитесь к тем же картинам и закрепите на них ваше внимание. Через некоторое время переходите к другому предмету.

2-е упражнение. Глаза закрыты по-прежнему, представьте себе два предмета рядом: карандаш положен на книгу, пара очков лежит на газете, вилка лежит с тарелкой, кресло стоит рядом со шкафом, рядом с ботинком щетка для чистки, расческа лежит рядом с флаконом, шина рядом с бензоколонкой и т.д.

3-е упражнение. Глаза закрыты, попытайтесь теперь мысленно объединить три предмета: ключ, спичечная коробка и часы; стакан, тарелка и ложка; пара ботинок и брюки; собака, кот и мяч и т.д.

4-е упражнение. Попытайтесь представить себе движущуюся картинку. Потренируйтесь с чисто вымышленными картинками, т.к. этот тип представлений будет полезен вам в ходе упражнений по запоминанию. Пример: представьте чайную ложку, которая планирует в воздухе и затем погружается в чашку кофе. Молоток, который сам бьет по гвоздю. Нож, который разрезает кусок ткани надвое. Пузырек чернил, который опрокидывается на скатерть. Затем птицу, которая ныряет в озеро. И так далее…

Соедините два каких-либо предмета таким образом, чтобы один из них двигался по направлению к другому и сталкивался с ним. Это упражнение является важным, т.к. в случае, когда вам мысленно необходимо соединить два предмета, вы получите в вашем мозгу более устойчивое изображение, если один из предметов движется. Произвольное создание мысленных образов, или визуализация, играет также значительную роль в процессе личного развития. Мы не можем вдаваться здесь в детали, т.к. предмет курса - память.

Отметим только себе важный закон психологии, открытый Вильямом Джеймсом: "Все идеи, прочно внедренные в наш мозг, обладают внутренней силой самоосуществления". Т.е. если идея прочно "засела" в нас, то, независимо от того, что мы можем сделать для ее осуществления, она сама создаст силы, которые незаметно ведут нас к ее материализации.

Таким образом, чтобы хорошо внедрить идею в наше сознание, ее необходимо представить себе в форме мысленных изображений.

Техника телепатии, телегипноза, внушения на расстоянии и т. д.также широко использует визуализацию.

Теперь-то вы заинтересованы в тщательном проведении упражнений, с тем чтобы уметь как можно быстрее "визуализировать" предмет: животное, персонаж или действие. Чем изображение является точнее, чем оно легче возникает, тем запоминание (или ассоциация с целью запоминания) будет эффективнее.

Вначале у вас может сложиться впечатление, что вы неспособны прочно закреплять мысленное изображение предмета. Это естественное явление. Процесс происходит так, как будто предмет появляется в нашем "поле мысленного зрения", а затем быстро исчезает. Это почти всегда так. Однако достаточно снова восстановить в памяти изображение и оно продлится немного дольше, но опять исчезнет, и т.д.

С движущимися картинками вы мало-помалу придете к возможности просмотра настоящего маленького внутреннего фильма, составленного из последовательности изображений.

Вы будете иметь возможность практически отработать эту технику визуализации на многих уроках данного курса. Однако, начиная с настоящего момента, готовьте себя к этому, выполняя первые упражнения. Тренируйте себя каждый день до тех пор, пока хорошо не овладеете визуализацией.

5-е упражнение: представьте себе любую сцену, в которой центральный персонаж (например вы) находится среди других и в которой что-нибудь происходит. К примеру: вы находитесь на почте и получаете денежный перевод, вы покупаете хлеб в булочной, вы играете со своими друзьями в карты или беседуете с ними, вы находитесь в поезде и беседуете с контролером и т.д.

Все эти упражнения являются обязательными, т.е. мысленное образное представление - важнейшее условие в процессе произвольного запоминания. Оно позволяет устойчиво сохранять в памяти ассоциации.

9. Естественный ход запоминания. Повторение.

Повторение является известным принципом работы памяти. Это способ, который дети совершенно естественно используют, когда начинают чему-нибудь учиться.

Повторение - это сильный фактор запоминания. Оно может позволить вам, вводя в действие механические рефлексы вашего мозга, запомнить вещи, к которым вы не проявляете никакого интереса и с которыми у вас нет никаких ассоциаций. Таким образом вы можете - в силу повторений - запомнить поэму на языке, который вам совершенно неизвестен.

Эта чисто механическая память намного лучше у детей, чем у взрослых. Она уменьшается с возрастом. И наоборот, способность делать различные ассоциации с годами возрастает. Следовательно, то, что теряется с одной стороны, широко восполняется с другой.

Независимо от этой механической памяти, повторение играет важную роль в фиксации воспоминаний - и это в любом возрасте.

Повторите все, что вы только что узнали, и сделайте это через какие-то промежутки времени. Не пытайтесь все запомнить за один раз. Наоборот, возвращайтесь к заданию многократно.

Когда вы выучите что-нибудь, проверьте, по возможности, что вы узнали.

Чтобы удержать в памяти фамилию, адрес, повторяйте их в уме много раз, одновременно пытайтесь найти ассоциации.

Томас Аквинский дал нам этот же совет в своей книге: "Необходимо часто обдумывать то, что мы желаем удержать в памяти".

Аристотель заметил: "Особенно время является разрушителем".

Наши воспоминания постепенно стираются временем, если мы ничего не делаем для их сохранения. Способ сохранения простой - повторение.

Повторяйте то, что вы узнали, и память получит новую энергию.

Но для того, чтобы повторение не было слишком долгим, необходимо его готовить. Личные тетради, содержащие стихи, даты, цифры, мнемотехнические фразы, сводные таблицы и т.д., помогут вам освежить в короткое время воспоминания, которые начали стираться.

Так же, помечая карандашом основные идеи произведения, вы можете повторить его за час вместо полного перечитывания.

Закон Жоста. Психолог Жост изучил скорость запоминания текста в зависимости от количества его прочтений. Он показал, например, что, если перечитывать текст 6 раз подряд, запоминается намного меньше, чем если прочитать его с промежутком в пять минут.

Пьерон и другие психологи пытались установить оптимальный промежуток между повторениями. Перечитывание с промежутком менее 10 минут является бесполезным, а при промежутке более 16 часов часть текста уже бывает забыта.

Не надо понимать это в буквальном смысле слова. Это правило просто доказывает, что, если необходимо что-то выучить как можно скорее, повторите вечером то, что учили утром.

Предположим, что вы изучаете английский язык: выучите урок вечером и повторите его на следующее утро, а следующим вечером - перед или после изучения нового урока. Если вы одновременно изучаете английский язык, математику, право, географию, разделите вашу работу на достаточно короткие сеансы, например на получасовые, таким образом, чтобы они чередовались и повторялись достаточно часто.

В практическом плане закон Жоста можно выразить следующим образом: необходимо повторять достаточно часто, чтобы предыдущее чтение имело еще довольно глубокий след, но и достаточно редко, чтобы это повторение не представляло собой бесполезные усилия. Для текущей учебы мы вам советуем повторять изученный материал через 5-6 часов. Затем, в зависимости от конкретного случая, через 3 недели и, наконец, через 5-6 месяцев.

Очень важно для вас точно определить оптимальный режим повторения. Посредством последовательных опытов вы определите, когда надо повторить выученный в 17 часов урок: около 22 часов или на следующее утро. Урок, выученный утром между 9 и 10 часами, можно повторить около 15-16 часов или около 18 часов, согласно вашим наблюдениям.

Упражнение 19

Перескажите кратко всё, что вы здесь прочитали. Если весь объем не запомнили, то мысленно разделите текст на блоки, удобные для вас, перечитайте заново и повторите

Упражнение 20

Запомните способом образных ассоциаций следующий список слов:

Сигара, рубашка, молочный магазин, самолет, уголь, очки, лев, дым, шоколад, гора дерево, сундук, король, весы, колокол, веревка, мостовая, газета, вилка, лампа.

10. Как ваше подсознание может помочь развитию вашей памяти

Вы, наверное, уже слышали о замечательных возможностях подсознания. Это один из составных элементов разума, который играет существенную роль в нашей психике. Подсознание управляет глубинными процессами, определяющими наше поведение. Любая идея, прочно закрепленная в подсознательной сфере, влияет на все наши решения, действия, реакции.

Подсознание может быть использовано для развития памяти: с одной стороны, чтобы улучшить нашу естественную память (самовнушение и самогипноз), с другой стороны, чтобы облегчить процесс обучения (гипнопедия).

Как же использовать подсознание?

Наиболее простой способ - самовнушение. В начале XX века Эмиль Куэ, французский аптекарь и гениальный автор способа самовнушения, предложил способ влияния на психическое состояние и поведение, развитие определенных личностных качеств, борьбы против человеческих слабостей. Основываясь на тезисе о прямом воздействии разума на физическое состояние организма, Э. Куэ разработал технику сопротивления болезни и ускорения процесса выздоровления. Отдавая должное Куэ, отметим, что среди предлагавшихся им формул самовнушения есть фразы сомнительной эффективности. Например, он предлагал повторять ежедневно: "С каждым днем, с любой точки зрения, я живу все лучше и лучше".

Со времен Куэ принципы самовнушения получили дальнейшее развитие, и этот способ действительно дает замечательные результаты.

В нашу задачу не входит изложение способа самовнушения во всех областях его применения. Ограничимся применением самовнушения для развития памяти.

Техника самовнушения состоит в повторении (до 20 раз подряд) одной и той же фразы, содержащей то, что вы хотите добиться.

В течение дня обычно делают 3 сеанса самовнушения:

Утром, после пробуждения;

В полдень;

Вечером, желательно в постели перед сном.

Это простое упражнение постепенно закрепляет в нашем подсознании идею, содержащуюся во фразе.

Пример фраз самовнушения для развития памяти:

Я чувствую, как моя память улучшается;

Я чувствую, что могу все больше и больше доверять моей памяти.

Фразы для достижения более конкретных результатов:

Я запоминаю все лучше и лучше то, что читаю;

Моя память на имена улучшается с каждым днем.

Повторяйте фразу, по вашему выбору, до двадцати раз, Машинально, сосредотачивая внимание на смысле фразы в начале упражнения. Не смущайтесь, если после нескольких повторений ваше внимание переключается на другую мысль, продолжайте повторять фразу.

Для того, чтобы сеанс самовнушения был эффективным, необходимо снять с себя малейшее напряжение. Уединитесь в тихом месте, сядьте или прилягте. Расслабьте все мышцы, закройте глаза. Начинайте повторять вашу фразу.

При выборе фразы соблюдайте правила:

  1. Фраза должна быть простой, в одно предложение. Не используйте фразы типа "Когда меня пытаются смутить сложным вопросом, у меня всегда готов ответ, т.к. моя память отличная".
  2. Фраза должна иметь позитивный смысл. Не говорите: "У меня нет больше проблем с английским языком". Сформулируйте так: "Я усваиваю английский язык легче и легче".
  3. Фраза не должна быть слишком общей. Не говорите: "Мои умственные способности улучшаются с каждым днем".

Выбирайте фразы с учетом ваших конкретных проблем. Например:

  • "У меня есть основания доверять своей памяти";
  • "С каждым днем моя внимательность улучшается";
  • "Запоминание законов улучшается изо дня в день";
  • "Чем больше я узнаю медицину, тем надежнее моя память";
  • и т.д.

Фраза не должна быть слишком прямолинейной. Ваше подсознание сильнее вашего рассудка. Вы можете влиять на подсознание, но! делайте это искусно, негрубо, со своего рода хитростью. Не атакуйте подсознание "в лоб"-это, как правило, не дает результата. Поэтому мы вам не советует начинать самовнушение с таких фраз, как:

  • "Моя память изумительная" или
  • "Я запоминаю все".

Используйте фразы с элементом постепенности:

  • "Я чувствую, что моя память становится все надежнее";
  • "Я запоминаю то, что хочу запомнить".

Если вы чувствуете, что ваше внимание слишком слабое, начинайте самовнушение с таких фраз, как:

  • "Я все лучше и лучше сосредотачиваю свое внимание";
  • "Чтобы запомнить, я становлюсь все более внимательным"
Если недоверие к памяти проистекает от неуверенности в самом себе, используйте фразы типа:
  • "Чем больше я доверяю памяти, тем она лучше";
  • "Я могу рассчитывать на мою память".

Упражнение 21

Включите в вашу ежедневную программу 3 сеанса самовнушения. Вы будете поражены, насколько действенен этот способ.

Упражнение 22

Возьмите листок бумаги и постарайтесь записать все ваши воспоминания от того времени, когда вам было 10-15 лет. Заполняйте лист в последующие дни - по мере новых воспоминаний из этого периода.

Через неделю перейдите к периоду 6-10 лет. А еще через неделю вспомните события вашего самого раннего детства 0-6 лет Для каждого воспоминания постарайтесь воссоздать какую -либо картину. Вы будете удивлены количеством воспоминаний, которые вам оставило детство и отрочество.

Упражнение 23

Запомните способом образных ассоциаций основные природные богатства Испании:

Вино, виноградники, кожа, ртуть, лимоны, быки, железо, рыболовство, апельсины, лошади, свинец, текстиль, ослы, медь, оливковое дерево.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS