Главная - Ораторское искусство
Сообщение записки из мертвого дома. Записки из мертвого дома

Впечатление о реалиях тюремной или каторжной жизни – достаточно распространенная тематика в русской литературе как в поэзии, так и в прозе. Литературные шедевры, в которых воплощены картины жизни заключенных, принадлежат перу Александра Солженицына, Антона Чехова и других великих русских писателей. Одним из первых открыть читателю картины другого, неизведанного обычным людям мира тюрьмы, с его законами и правилами, специфической речью, своей социальной иерархией осмелился мастер психологического реализма – Федор Михайлович Достоевский.

Хотя произведение относится к раннему творчеству великого писателя, когда он еще оттачивал свое прозаическое мастерство, в повести уже чувствуются попытки психологического анализа состояния человека, находящегося в критических условиях жизни. Достоевский не просто воссоздает реалии тюремной действительности, автор методом аналитического отображения исследует впечатления людей от нахождения в остроге, их физическое и психологическое состояние, влияние каторги на индивидуальную оценку и самообладание героев.

Анализ произведения

Интересен жанр произведения. В академической критике жанр его определяют как повесть в двух частях. Однако сам автор назвал его записками, то есть жанром, близким к мемуарно-эпистолярному. Воспоминания автора – это не размышления о своей судьбе или событиях из собственной жизни. «Записки из Мертвого дома» – это документальное воссоздание картин тюремной действительности, которые стали результатом осмысления увиденного и услышанного за четыре года, проведенных Ф.М. Достоевским на каторге в Омске.

Стиль повести

«Записки из Мертвого дома» Достоевского представляют собой повествование в повествовании. Во введении речь ведется от лица безымянного автора, который повествует о неком человеке – дворянине Александре Петровиче Горянчикове.

Из слов автора читателю становится известным, что Горянчиков – человек лет 35-ти доживает свой век в небольшом сибирском городке К. За убийство собственной жены, Александр был приговорен к 10 годам каторжных работ, после которых живет на поселении в Сибири.

Однажды повествователь, проезжая мимо дома Александра, увидел свет и понял, что бывший заключенный что-то пишет. Несколько позже рассказчик узнал о его смерти, а хозяйка квартиры отдала ему бумаги покойного, среди которых была тетрадка с описанием тюремных воспоминаний. Свое творение Горянчиков назвал «Сцены из Мертвого дома». Дальнейшие элементы композиции произведения представляют 10 глав, раскрывающие реалии лагерной жизни, повествование в которых ведется от лица Александра Петровича.

Система персонажей произведения достаточно разнообразна. Однако «системой» в истинном значении этого термина ее назвать нельзя. Персонажи появляются и исчезают вне сюжетной структуры и логики повествования. Герои произведения – это все те, кто окружает заключенного Горянчикова: соседи по бараку, другие заключенные, работники лазарета, надзиратели, военные, жители города. Понемногу рассказчик знакомит читателя с некоторыми заключенными или персоналом лагеря, как бы невзначай повествуя о них. Существуют доказательства реального существования некоторых персонажей, чьи имена были несколько изменены Достоевским.

Главным героем художественно-документального произведения является Александр Петрович Горянчиков, от чьего лица ведется повествование. Его глазами читатель видит картины лагерной жизни. Через призму его отношения воспринимаются персонажи окружающих каторжников, а по окончании его срока заключения обрывается повесть. Из повествования мы больше узнаем о других, нежели об Александре Петровиче. Ведь по сути, что читатель знает о нем? Горянчиков был осужден за убийство жены из ревности и приговорен к каторге на 10 лет. В начале повести герою 35 лет. Спустя три месяца он умирает. Достоевский не акцентирует максимальное внимание на образе Александра Петровича, так как в повести есть два более глубоких и важных образа, которые сложно назвать героями.

В основе произведения образ российского лагеря для каторжников. Автор подробно описывает быт и околицы лагеря, его устав и распорядок жизни в нем. Рассказчик размышляет о том, как и почему люди оказываются там. Кто-то преднамеренно совершает преступление с целью уйти от мирской жизни. Многие из заключенных – настоящие преступники: воры, аферисты, убийцы. А кто-то совершает преступление, защищая свое достоинство или честь своих близких, например, дочери или сестры. Есть среди заключенных и неугодные современной автору власти элементы, то есть политические заключенные. Александру Петровичу непонятно, как можно их объединить все их вместе и наказывать практически одинаково.

Достоевский дает имя образу лагеря устами Горянчикова – Мертвый дом. Этот аллегорический образ раскрывает отношение автора к одному из главных образов. Мертвый дом – то место, где люди не живут, а существуют в ожидании жизни. Где-то глубоко в душе, пряча от насмешек других заключенных, лелеют надежду о свободной полноценной жизни. А некоторые лишены даже ее.

Главным образом произведения, без сомнения, является русский народ, во всем своем разнообразии. Автор показывает различные слои русских по национальности людей, а также поляков, украинцев, татар, чеченцев, которых в Мертвом доме объединила одна судьба.

Главная идея повести

Места лишения свободы, особенно на отечественном грунте, представляют собой особый мир, закрытый и неведомый другим людям. Живя обычной мирской жизнью, мало кто задумывается о том, каково это место содержания преступников, заключение которых сопровождается нечеловеческими физическими нагрузками. Пожалуй, лишь тот, кто побывал в Мертвом доме, имеет представление об этом месте. Достоевский с 1954 по 1954 года находился в каторжном заключении. Писатель поставил перед собой цель – показать все особенности Мертвого дома глазами заключенного, что и стало основной идеей документальной повести.

Сначала Достоевского ужасала мысль о том, среди какого контингента он находится. Но склонность к психологическому анализу личности привела его к наблюдениям за людьми, их состоянием, реакциями, поступками. В первом письме по выходу из острога Федор Михайлович писал брату, что четыре года, проведенные среди реальных преступников и невинно осужденных людей, он не потерял даром. Пусть он не узнал России, зато русский народ он узнал хорошо. Настолько хорошо, как его, быть может, не узнал никто. Еще одной идеей произведения является отражение состояния заключенного.

Эта повесть не имеет строго очерченного сюжета и представляет собой зарисовки из жизни каторжников, представленных в хронологическом порядке. В этой работе Достоевский описывает личные впечатления от пребывания в ссылке, рассказывает истории из жизни других узников, а также создает психологические зарисовки и высказывает философские размышления.

Александр Горянчиков, потомственный дворянин, получает 10 лет каторжных работ за убийство жены. Александр Петрович убил жену из ревности, в чем сам признался следствию, после каторги он обрывает все контакты с родственниками и знакомыми и остается жить в сибирском городке К., в котором ведет замкнутый образ жизни, зарабатывая на пропитание репетиторством.

Дворянин Горянчиков тяжело переживает свое заключение в остроге, так как он не привык находиться среди простых крестьян. Многие заключенные принимает его за неженку, презирают его за высокородную неуклюжесть в бытовых делах, нарочитую брезгливость, но уважают его высокое происхождение. Первое время Александр Петрович пребывает в шоке от нахождения в тяжелой крестьянской атмосфере, однако это впечатление скоро проходит и Горянчиков начинает с неподдельным интересом изучать острожских арестантов, открывая для себя сущность простого народа, его пороки и благородства.

Александр Петрович попадает во второй разряд сибирской каторги – крепость, первым разрядом в этой системе являлась непосредственно каторга, третьим – заводы. Каторжане считали, что тяжесть каторги уменьшается от каторги к заводу, однако невольники второго разряда находились под постоянным наблюдением военных и часто мечтали перейти то в первый разряд, то в третий. Наряду с обычными заключенными, в крепости, где отбывал заключение Горянчиков, содержалось специфическое отделение арестантов, осужденных за особо тяжкие преступления.

Александр Петрович знакомится со многими арестантами. Аким Акимыч, бывший дворянин, с которым Горянчиков завел дружбу, осужден на 12 лет каторги за расправу над кавказским князьком. Аким крайне педантичный и благонравный человек. Еще один дворянин, А-в, осужден на десять лет каторги за ложный донос, на котором он хотел сколотить состояние. Тяжелая работа на каторге не привела А-в к раскаянию, а наоборот развратила, превратив дворянина в доносчика и подлеца. А-в является символом полного морального разложения человека.

Страшный целовальник Газин, самый крепкий каторжанин в крепости, осужденный за убийства маленьких детей. Поговаривали, что Газин наслаждался страхом и мучениями невинных ребят. Контрабандист Осип, возведший контрабанду до степени искусства, проносил в крепость вино и запрещенные продукты, работал поваром в остроге и за деньги арестантов готовил им сносную пищу.

Дворянин живет среди простого народа и познает такие житейские премудрости, как можно заработать деньги на каторге, как пронести в острог вино. Он узнает о том, на какие работы привлекаются заключенные, как они относятся к начальству и к самой каторге. О чем каторжане мечтают, что им разрешено, а что запрещено, на что начальство острога будет смотреть сквозь пальцы, а за что каторжане получат суровое наказание.

Записки из мертвого дома Федор Достоевский

(Пока оценок нет)

Название: Записки из мертвого дома

О книге «Записки из мертвого дома» Федор Достоевский

«Записки из Мертвого дома» Федор Михайлович Достоевский написал незадолго после того, как вернулся с каторги. Будучи арестованным по политическому делу петрашевцев, он четыре года провел на каторге в Омске. Так что практически все события разворачиваются в каторжных бараках в остроге, одном из многих сотен в России, куда отправлялись тысячи и тысячи заключенных.

Александр Петрович Горянчиков – дворянин, которого сослали в острог за убийство жены, в котором он сам же признался. На каторге герой находится под двойным угнетением. С одной стороны, он никогда не оказывался в условиях, подобных каторжным. Неволя кажется ему страшнейшим наказанием. С другой стороны, прочие заключенные не любят его и презирают за неподготовленность. Ведь Александр Петрович – барин, хоть и бывший, и раньше мог командовать простыми крестьянами.

«Записки из Мертвого дома» не содержат целостного сюжета, хотя в них есть главный герой – Александр Горянчиков (хотя можно не сомневаться, чьи мысли, слова и ощущения он ретранслирует). Все события романа рассказаны в хронологическом порядке и отражают, как медленно и болезненно герой адаптировался к каторге. Повесть состоит из небольших зарисовок, героями которых становятся люди из окружения Александра Горянчикова, он сам и надзиратели, или же имеют вид вставных историй, услышанных героями.

В них Федор Достоевский пытался фиксировать пережитое во время собственного пребывания на каторге, поэтому произведение имеет скорее документальный характер. В главах встречаются личные впечатления автора, пересказ историй других каторжан, переживания, рассуждения о религии, чести, жизни и смерти.

Главное место в «Записках из Мертвого дома» отводится подробному описанию быта и негласного кодекса поведения каторжан. Авто рассказывает про их отношение друг к другу, про тяжелый труд и почти армейскую дисциплину, веру в бога, судьбы заключенных и преступления, за которые их осудили. Федор Достоевский рассказывает, о ежедневном быте каторжан, о развлечениях, мечтах, отношениях, наказаниях и маленьких радостях. В этой повести автор сумел собрать весь спектр человеческой нравственности: от доносчика и предателя, способного клеветать за деньги, до добросердечной вдовы, которая бескорыстно заботится о заключенных. Автор рассказывает о национальном составе и разных сословиях (дворяне, крестьяне, солдаты) людей, попавших в нечеловеческие условия. Практически все истории из их жизни (а некоторые из них удастся проследить до конца) трепетно переданы автором. Достоевский упоминает также о том, что происходит с этими людьми, когда их каторга (а это целая жизнь лет) заканчивается.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Записки из мертвого дома» Федор Достоевский в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Записки из мертвого дома» Федор Достоевский

Высшая и самая резкая характеристическая черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее.

Деньги есть чеканенная свобода, а потому для человека, лишенного совершенно свободы, они дороже вдесятеро.

Одним словом, право телесного наказания, данное одному над другим, есть одна из язв общества, есть одно из самых сильных средств для уничтожения в нем всякого зародыша, всякой попытки гражданственности и полное основание к непременному и неотразимому его разложению.

Тиранство есть привычка; оно одарено развитием, оно развивается, наконец, в болезнь.

Но все обаяние его прошло, только что он снял мундир. В мундире он был гроза, бог. В сюртуке он вдруг стал совершенно ничем и смахивал на лакея. Удивительно, как много составляет мундир у этих людей.

Александра Горянчикова осудили на 10 лет каторжных работ за убийство супруги. «Мёртвый дом», как он называл тюрьму, вмещал около 250 заключённых. Тут был свой особый порядок. Некоторые пытались своим ремеслом заработать, но начальство отбирало после обысков все инструменты. Многие просили милостыню. На вырученные деньги можно было купить табак или вино, чтобы хоть как-то скрасить существование.

Герой часто думал о том, что кого-то ссылали за хладнокровное и жестокое убийство, и такой же срок давали человеку, убившего человека, пытаясь защитить свою дочь.

В первый же месяц Александру довелось увидеть совершенно разных людей. Были тут и контрабандисты, и грабители, и доносчики, и старообрядцы. Многие хвастались совершёнными преступлениями, желая славы бесстрашных преступников. Горянчиков сразу решил, что не пойдёт против своей совести, как многие, пытаясь облегчить себе жизнь. Александр был 1 из 4 дворян, попавших сюда. Несмотря на презрительное к себе отношение, он не хотел пресмыкаться или жаловаться, и хотел доказать, что способен работать.

За казармами он нашёл собаку и часто приходил покормить своего нового друга Шарика. Вскоре пошли знакомства с другими заключёнными, правда, особо жестоких убийц он старался избегать.

Перед Рождеством арестантов повели в баню, чему все очень радовались. В праздник горожане приносили подарки арестантам, а священник освящал все камеры.

Заболев и попав в госпиталь, Горянчиков своими глазами увидел, к чему приводят телесные наказания, практикуемые в тюрьме.

Летом арестанты взбунтовались из-за тюремной еды. После этого питание стало чуть лучше, но ненадолго.

Прошло несколько лет. Со многим герой уже смирился и был твёрдо убеждён не совершать больше прошлых ошибок. С каждым днём он становился смиреннее и терпеливее. В последний день Горянчикова отвели к кузнецу, который снял с него ненавистные кандалы. Впереди ждала свобода и счастливая жизнь.

Картинка или рисунок Записки из Мёртвого дома

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Отец Сергий Лев Толстой

    Повесть начинается с момента, когда в Петербурге аристократическое общество было удивлено известием о том, что всеми известный обаятельный князь, любимец всех женщин решил стать монахом

  • Краткое содержание Радищев ода Вольность

    Радищев написал Оду Вольность как восхваление того, что вне в этом большом и по истине уникальном мире все равны и свободны друг перед другом. Автор данной оды протестует против жестокости к простому народу



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS