Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Нечеловеческая музыка.100-летию Октябрьской революции посвящается. Рождение джаза в ссср Чем отличался первый симфонический оркестр 1922 года |
К 100-летней годовщине Октябрьской революции московский оркестр Персимфанс и Дюссельдорфский симфонический оркестр подготовили концертную программу, следуя принципам исторического Персимфанса - основанного в 1922 году коллектива музыкантов без дирижера. Концерт ансамблей городов-побратимов Москвы и Дюссельдорфа состоится 14 декабря 2017 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского Московской филармонии . После двух концертов, которые два ансамбля с большим успехом сыграли в октябре в «Тонхалле» Дюссельдорфа, намечается ответный визит: более 60 музыкантов из Москвы и 20 из Дюссельдорфа представят в московском Концертном зале им. П.И. Чайковского программу, созданную в соответствии с принципами исторического Персимфанса. В нее вошли произведения, которые играл прежний Персимфанс - оказавшие заметное влияние на русский авангард времен революции. Таким образом, через совместное исполнение произведений, выросших из общеевропейской музыкальной традиции, в юбилейный год Октябрьской революции будет воссоздан давно забытый аспект европейского авангарда. Одновременно с этим станет ощутим свежий творческий подход, отрицающий иерархию в музыке, он будет испытан на соответствие сегодняшнему контексту. В 2008 году московский музыкант Петр Айду, внук одного из музыкантов, стоявших у истоков исторического Персимфанса, дал ансамблю второе рождение - абсолютно в духе его предшественника. Музыканты нынешнего состава понимают свою деятельность как возрождение разрушенных диктатурами XX века утопий европейского авангарда. В невероятно интенсивном репетиционном процессе без участия дирижера рождаются интерпретации произведений, которые были бы неосуществимы в рамках повседневной деятельности обычного симфонического оркестра. Сопутствующие этому огромная ответственность каждого отдельного музыканта и необходимость постоянного общения музыкантов друг с другом приводят к уникальным результатам, которые перебрасывают музыкальный мостик к искусству театра и перформанса. Экспериментальное звуковое искусство можно будет услышать и увидеть на концерте 14 декабря. Музыканты из Германии и России - по принципу Персимфанса, играя без дирижера - разработали для этого совместного проекта интересную концертную программу. Одним из самых интересных и новаторских проектов периода расцвета советской культуры был Персимфанс - Первый симфонический ансамбль. Он был основан в Москве в 1922 году и, в созвучии с идеалами русской революции, исполнял музыку, отказавшись от авторитетной фигуры дирижера, трактовавшейся как символ абсолютной власти. Во время исполнения музыканты оркестра, в чьем репертуаре были как классические, так и современные произведения, садились в круг, чтобы сохранять визуальный контакт друг с другом - обязательное условие для слаженной игры без дирижера. Во времена своего наивысшего расцвета ансамбль давал более 70 концертов в сезон, и, хотя все они прошли в Москве, Персимфанс обрел всемирную славу и считался лучшим оркестром своего времени. Оркестры без дирижера по его образцу стали возникать не только в СССР, но и за границей, в том числе в Германии. В 1932 году идеалистический проект пал жертвой сталинских культурных репрессий. И сегодня, возрожденный оркестр без дирижёра был и остаётся одним из наиболее интересных музыкальных коллективов наших. А его программы яркими и «революционными». Фото Ира ПОЛЯРНАЯ Пресс-релиз предоставлен организаторами концерта Объединённый симфонический ансамбль двух городов-побратимов - Москвы и Дюссельдорфа - выступит в Концертном зале имени П. И. Чайковского 14 декабря, подводя музыкальный итог 2017-го года – года столетия Октябрьской революции. Персимфанс (Первый симфонический ансамбль) – оркестр без дирижёра – был организован в Москве в 1922 году и стал одним из самых замечательных явлений культурной жизни в Советской России. Ансамбль давал более семидесяти концертов за сезон; не выступив ни одного раза за пределами Москвы, Персимфанс обрёл всемирную славу как один из лучших симфонических коллективов того времени. По его подобию были организованы оркестры без дирижёра не только в СССР, но и за границей - в США и Германии. В 2008 году Персимфанс был возрождён по инициативе Петра Айду после нескольких десятилетий вынужденного перерыва в деятельности. Под эгидой Персимфанса проводятся культурологические исследования, организуются выставки и театральные постановки. Персимфанс сегодня – универсальный комбинат искусств. Демонстрацией последних достижений Персимфанса стал совместный проект с дюссельдорфским Тонхалле: 7 и 8 октября московские музыканты объединились с артистами Düsseldorfer Symphoniker.Выступления интернационального Персимфанса произвело настоящий фурор не только в самом Дюссельдорфе, но и по всей стране, поскольку немецкие СМИ – газеты, электронные издания, несколько ТВ- и радиоканалов всесторонне освещали это событие. Организатор единственного концерта в Москве – агентство Apriori Arts в лице независимого продюсера Елены Харакидзян в партнёрстве с агентством Helikon Artists и дирекцией Tonhalle Düsseldorf при поддержке Гёте-Института в Москве, МИДа Германии и Федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. Обложка винилового диска с джазовыми композициями История советского джаза начинается в начале 20-х годов, точнее с 1922 года, когда в Москве был организован первый советский джаз-ансамбль, или, как это тогда называлось, «джаз-банд». Первое выступление ансамбля состоялось в октябре 1922 года в Большом зале Государственного института театрального искусства и прошло очень успешно. Незадолго до этого поэт Валентин Парнах опубликовал несколько статей о джазе и, фактически, оказался первым, кто привлек к нему общественное внимание. Для популяризации джаза в эти годы много сделали Леонид Варпаховский (в Москве) и Юлий Мейтус (в Харькове), организовавшие джазовые ансамбли. Джаз в нашей стране в те годы делал свои первые шаги. И поэтому неудивительно, что репертуар этих ансамблей носил случайный характер и ориентировался, в основном, на музыку, услышанную от гастролировавших в 1926 году в СССР американских ансамблей под управлением Фрэнка Уитерса (с Беше и Смитом), и негритянской оперетты «Шоколадные ребята» под управлением Сэма Вудинга. Ансамбль Сэма Вудинга являлся в те годы одним из популярнейших гарлемских ансамблей, часто гастролировавших в Европе; выступление вызвало большой интерес у советских слушателей. Началась горячая полемика о джазе, которая продолжалась долгое время.
Оркестр под управлением Леопольда Теплицкого. Афиша Создание в 1927 году оркестра под управлением Александра Цфасмана («АМА-джаз» ) в Москве и почти одновременно с ним оркестра под управлением Леопольда Теплицкого в Ленинграде, положило начало профессиональному джазу в СССР. Репертуар этих оркестров составляли, в основном, произведения зарубежных авторов, джазовые транскрипции сочинений композиторов-классиков, блюзы и спиричуэлс. Теплицкий, командированный Наркомпросом в Нью-Йорк и Филадельфию с целью изучения музыки для немых фильмов, возвратился в Ленинград под большим впечатлением от оркестра Пола Уайтмена. Стиль оркестра П. Уайтмена, внешне блестящий и отточенный, хотя и не являлся подлинным джазом, тем не менее сыграл значительную роль в его развитии. Стиль этого оркестра вошел в историю под названием «симфоджаз». В 1929 году в Ленинграде создается другой джазовый оркестр под управлением Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева («Ленинградская джаз-капелла» ), который включает в программу концертных выступлений, кроме зарубежных пьес, произведения молодых советских авторов, работавших в области джаза - Алексея Животова, Генриха Терпиловского, Николая Минха и др. Их стиль отличали серьезность эстетических устремлений и некоторый академизм. «Джаз-капелла» просуществовала до 1935 года и внесла значительный вклад в развитие советского джаза. В марте 1929 года состоялась премьера «ТЕА-джаза» , организованного актером Ленинградского Театра Сатиры Леонидом Утесовым и трубачом Яковом Скоморовским . «ТЕА-джаз» , т. е. театрализованный джаз, строил свои выступления по определенному сценарию, включая в программу эстрадные номера, песни, танцы, скетчи и т. д. Именно для этого коллектива стал писать музыку Исаак Дунаевский . Хотя в основе репертуара этого оркестра была песня, в его программы нередко включались и джазовые инструментальные произведения. Появившиеся новые оркестры - Я. Скоморовского, Г. Ландсберга, А. Цфасмана , а также А. Варламова , (созданный в 1933 году и выступавший некоторое время с негритянской певицей Целестиной Коол) - исполняли преимущественно инструментальную музыку, близкую к джазу. Основное место в репертуаре оркестра А. Варламова занимали собственные аранжировки, сделанные с большим мастерством. Оркестр стал записываться на пластинки. В то время оркестр А. Варламова являлся джаз-оркестром, ближе всех подошедшим к пониманию подлинного джазового стиля. В эти годы репертуар джаз-оркестров постепенно расширяется за счет произведений советских композиторов. В исполнении оркестров заучат джазовые сюиты Д. Шостаковича, А. Животова, джаз-рапсодии И. Дунаевского, пьесы Г. Терпиловского, Г. Ландсберга, Н. Минха, Ю. Хайта, А. Варламова, Л. Шварца, А. Цфасмана, Л. Дидерихса, Дм. и Дан. Покрассов и др. В 1938 году в Москве создается Государственный джаз-оркестр (художественный руководитель М. Блантер , главный дирижер В. Кнушевицкий ). Тогда же был организован и оркестр Всесоюзного радиокомитета, которым вначале руководил А. Варламов , а затем А. Цфасман . Советская джазовая музыка стала регулярно звучать по радио. В 1940 году аналогичный коллектив создается Н. Минхом на Ленинградском радио. В этот же период появляются джазовые коллективы и в союзных республиках. Сохранились записи некоторых оркестров этого периода, по которым мы можем судить о художественном и исполнительском уровне ведущих советских джаз-оркестров (под управлением Л. Утесова, А. Варламова, Я. Скоморовского, А. Цфасмана, В. Кнушевицкого и др.). Этот уровень достаточно высок, и сейчас мы можем по достоинству оценить изобретательность и свежесть мышления композиторов и аранжировщиков, виртуозность солистов. В конце 30-х годов джазовые оркестры возникают и в союзных республиках: Государственный джаз-оркестр Азербайджана (п/у Т. Кулиева), Государственный джаз-оркестр Армении (п/у А. Айвазяна), Государственный джаз-оркестр Грузии (п/у Р. Габичвадзе) .
Ленинградская джаз-капелла. Афиша Среди инструментальных тем данного раздела представлен ряд наиболее популярных и широко исполняемых джазовыми коллективами мелодий 30-х годов. К сожалению, многое из того, что было создано в 20-е годы, обнаружить не удалось из-за отсутствия нотного материала. Записи советской джазовой музыки на пластинки начали производиться с конца 20-х годов, так что составить себе представление о джазовой музыке того времени можно только по рассказам очевидцев. Наиболее ранние образцы включенных в этот раздел тем взяты из репертуара Ленинградской джаз-капеллы (п/у Г. Ландсберга). Это «Ветерок с Невы» Н. Минха (1929 г.), написанный в традициях раннего свинга с элементами стиля «диксиленд» и «Джаз-лихорадка» Г. Терпиловского (1929 г.) - пьеса, в характере которой и в последовательности разделов формы ощущается влияние стиля «регтайм». Традиции советского джаза 30-х годов во многом отражены в музыке А. Цфасмана и А. Варламова . Важно подчеркнуть, что у тогда еще молодых авторов, наряду с точным ощущением стилистики жанра и следованием наиболее ценному, что к тому времени было накоплено в джазовой музыке вообще, явно проявились те индивидуальные черты, которые способствовали формированию и развитию раннего советского джаза. Их инструментальные пьесы представляются типичными образцами советской джазовой музыки 20 - 30-х гг., хотя ими, конечно, не исчерпываются. Источником песенного материала для этого раздела были клавиры и песенные сборники. Если вспомнить историю джаза 30-х годов, то не только в нашей стране, но и в других странах тематическим материалом для джазовых композиций в основном была вокальная музыка. Достаточно вспомнить темы Джорджа Гершвина, Джерома Керна и Курта Вайля - они были и песнями и основой для многих инструментальных джазовых аранжировок и импровизаций. В нашей стране даже появился термин «песенный джаз», с которым ассоциировался ТЕА-джаз Л. Утесова с музыкой И. Дунаевского . Популярные песни Дунаевского вскоре были подхвачены советскими джаз-оркестрами, - появилось много инструментальных парафразов, фантазий, обработок; в джазовых ансамблях музыканты импровизировали на эти темы. Именно к числу таких тем и относятся мелодии, включенные в данный сборник. Столь же известными в инструментальной джазовой музыке песенными мелодиями являются темы Л. Кннппера, М. Блантера, Ю. Хайта, В. Пушкова и уже специально написанные для джаза песни А. Цфасмана и А. Варламова .
Выступление Госджаза РСФСР под управлением Леонида Утёсова на площади Свердлова в Москве 9 мая 1945 года Во время Великой Отечественной войны советское музыкальное искусство активно способствовало мобилизации духовных сил народа для победы над фашизмом. Советская джазовая и эстрадная музыка как часть советской музыкальной культуры также в течение всех военных лет своим мажорным, жизнеутверждающим искусством вселяла оптимизм, укрепляла моральный дух на фронте и в тылу, способствовала непоколебимой уверенности в разгроме врага. С первых же дней войны музыканты включаются в фронтовую жизнь. Джаз-оркестры в кратчайшие сроки подготавливают свои новые программы и выезжают на фронт. На фронтах выступали эстрадные и джазовые оркестры Александра Варламова, Александра Цфасмана, Виктора Кнушевицкого, Бориса Карамышева, Клавдии Шульженко, Дмитрия Покрасса, Леонида Утесова, Исаака Дунаевского, Бориса Ренского, Юрия Лаврентьева, Якова Скоморовского, Николая Минха и многие другие. А сколько самодеятельных ансамблей и оркестров организовывалось в воинских частях! В годы Великой Отечественной войны советский джаз больше тяготел к песенным жанрам. В этот период было создано много прекрасных песен. Рожденные в военные годы, они живут до сих пор. Высокий духовный настрой этих песен обеспечил им долгую жизнь и после победоносного окончания войны. Такие песни, как «Темная ночь» Н. Богословского , «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого живут сегодня не только как произведения песенного жанра, но и как инструментальные джазовые композиции. Во время войны создавались оркестровые произведения для джаза А. Цфасманом , А. Варламовым , А. Островским и другими. Интересен и факт появления в этот период некоторых американских джазовых сочинений в репертуаре советских джаз-оркестров. Так, в грамзаписях 44 - 45 гг. звучат некоторые пьесы Д. Макхью, К. Портера, И. Берлина, Г. Миллера и др. Это, безусловно, положительно сказалось на творчестве советских композиторов и аранжировщиков, работающих в этом жанре, особенно в сфере инструментовки. Следует отметить, что в военные годы и в американском джазе заметно зазвучала «русская тема». Оркестр Гленна Миллера , например, часто исполнял в концертах «Полюшко-поле» и «Дубинушку» в тактично сделанной обработке; оркестр Бенни Гудмена - обработку фрагментов симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева , «Интермеццо для кларнета с джаз-оркестром» А. Цфасмана и целый ряд других произведений советских авторов.
Советский композитор Александр Наумович Цфасман (1906-1971) В послевоенный период постепенно начали определяться дальнейшие пути развития джаза в СССР. Заметнее стало тяготение оркестров к различным жанрам. Музыканты-фронтовики стали ведущими в составе эстрадного оркестра Всесоюзного радио. Им руководил В. Кнушевицкий , Тогда было сделано много записей легкой музыки, написанной Д. Шостаковичем, В. Соловьевым-Седым, М. Блантером, А. Цфасманом, Ю. Милютиным, А. Полонским, А. Арским, В. Кнушевицким, А. Айвазяном и др. В 1946 году Александр Цфасман организовал большой эстрадный оркестр («Симфоджаз» ) при театре «Эрмитаж». В этот оркестр пришло много талантливых молодых музыкантов - выпускников консерватории. Впоследствии их можно было видеть в числе лучших советских инструменталистов. Но джазу, как импровизационному искусству, естественно, необходим был творческий «климат» малых составов - «комбо». Поэтому джазовые музыканты, работавшие в больших эстрадно-симфонических оркестрах радио и театров, помимо основной работы объединялись с другими музыкантами для совместного музицирования. В Москве одним из таких мест был ресторан «Метрополь» , где выступал удивительно слаженный джазовый ансамбль (Александр Ривчун - кларнет, альт и тенор-саксофоны, Ян Френкель - скрипка, Леонид Кауфман и Виктор Андреев - фортепиано, Александр Розенвассер - контрабас и Сергей Седых - ударные). Джаз-оркестр п/у А. Шульмана, составленный в основном из музыкантов Радиокомитета, сыграл в те годы важную роль в развитии советского джаза. Другим центром джазовой музыки был кинотеатр «Художественный» . Здесь выступал оркестр п/у Лаци Олаха - великолепного виртуоза-ударника. Наряду с произведениями советских авторов успехом пользовалась музыка из фильма «Серенада Солнечной долины» . В то время ее исполняли многие наши оркестры и у любого аранжировщика можно было найти вариант оркестровки мелодий из этого кинофильма (среди них Н. Минх, А. Цфасман, Э. Гейгнер и др.). Возникали оркестры и ансамбли, исполнявшие джазовый репертуар и в других городах: в Ленинграде, Риге, Таллине. В 1947 году вышло несколько пластинок с записями малых ансамблей. Большой успех имели пьесы «Радостный день» А. Цфасмана и «Малыш» И. Ключинского . До сих пор популярен «Цветущий май» А. Полонского. В 1949 году в Таллине был проведен первый в нашей стране джаз-фестиваль . В Ленинграде в 50-е годы начал свою деятельность оркестр, объединивший молодых джазовых музыкантов, среди них - Г. Гольштейн, К. Носов и др. Предложенные Л. Утесовым в конце 40-х годов термины «Эстрадный оркестр» и «Эстрадная музыка» помогли процессу дифференциации в данном жанре. Знакомство с музыкой в стиле «би-боп» повлияло на стилистику ряда ансамблей, на характер импровизаций. Это был переходный период от свингового мышления к новой стилистике, хотя свинговая музыка («свинг» имеется в виду как стиль) продолжала жить. Отдавалась дань и более традиционным стилям: в середине 50-х годов Владимир Рубашевский организовал в Москве диксиленд, который исполнял джазовую классику и произведения советских композиторов. Большие оркестры в те годы преимущественно аккомпанировали певцам, хотя в их репертуар включались виртуозные и лирические инструментальные пьесы, некоторые из них - джазового характера. В этот период впервые прозвучали имена молодых композиторов, аранжировщиков и дирижеров: В. Людвиковского, К. Орбеляна, П. Сауля, А. Кальварского . Среди музыкантов, участников небольших джазовых групп конца 40-х, начала 50-х годов необходимо назвать саксофонистов: Александра Ривчуна, Эмиля Гейгнера, Михаила Якона, Пиро Рустамбекова, Владимира Кудрявцева , пианистов Леонида Кауфмана, Евгения Рохлина, Александра Основикова , аккордеонистов Евгения Выставкина и Вячеслава Семенова , барабанщика Бориса Матвеева . Большую роль в консолидации творческих сил вокруг жанра в 50-е годы сыграли программы танцевальной музыки , которые создавались на Всесоюзном радио. Именно для этих программ писали свои сочинения А. Эшпай, А. Бабаджанян, Я. Френкель, А. Островский . Ряд тем из этих программ прочно вошел в практику танцевальных и джазовых ансамблей. Оркестр под управлением Олега Лундстрема В начале 50-х годов в Москве гастролировал джаз-оркестр п/у О. Лундстрема . Базируясь в то время в Казани, оркестр показал очень интересные и перспективные опыты сочинения и исполнения джазовых пьес с использованием фольклора («Мечты» А. Монасыпова, «Татарская самба» А. Ключарева ). В конце 50-х годов оркестр обосновывается в Москве и становится одним из ведущих джазовых коллективов страны, в котором в разное время работало множество талантливых джазовых мастеров-исполнителей. Со второй половины 50-х годов становится заметнее роль больших оркестров в республиках Закавказья - Государственного эстрадного оркестра Азербайджана п/у Р. Гаджиева, Государственного эстрадного оркестра Грузии «Рэро» п/у К. Певзнера, Государственного оркестра Армении п/у К. Орбеляна . В программах этих коллективов наряду с песней постоянно звучали джазовые композиции. Среди инструментальных тем данного раздела представлены работы А. Цфасмана, А. Полонского, О. Лундстрема, А. Эшпая, В. Людвиковского, У. Найссоо, А. Монасыпова . Так же как и в 30-е годы в этот период существовало немало песен, которые не создавались специально для джаза, но много исполнялись в джазовых ансамблях; возникало немало изобретательных обработок этих песенных тем. В этот период популярностью пользовались песни таких прославленных мастеров, как И. Дунаевский и М. Блантер ; в репертуар джазовых коллективов вошли песенные мелодии военных лет - В. Соловьева-Седого, Н. Богословского, Б. Мокроусова . Послевоенные песенные мелодии, лирические и шуточные, также нередко использовались для аранжировок в больших составах и для импровизаций в «комбо». Здесь достаточно вспомнить песенные темы Т. Хренникова, А. Бабаджаняна, А. Эшпая, В. Мурадели и др. Некоторые из песен особенно удачно звучали в диксиленде (Н. Будашкин и Ю. Милютин).
Советский саксофонист и композитор Георгий Арамович Гаранян (1934-2010) В конце 50-х - начале 60-х гг. советский джаз вышел на новые рубежи. Что характерно для становления нового периода советского джаза в эти годы? Отношение к джазу как к серьезному виду музыкального искусства, глубокое изучение основ джазовой музыки, пристальное внимание к более современным течениям джаза, возрастающий интерес к фольклору народов нашей страны, овладение профессиональным мастерством игры на инструментах, постижение искусства ансамблевой игры в большом оркестре. И, наконец, самое важное - молодые музыканты пришли к проникновению в тайны сложнейшего искусства импровизации. В конце 50-х годов в Москве появилась группа тогда еще совсем юных музыкантов, которая называлась «золотая Восьмерка». В нее входили саксофонисты Георгий Гаранян и Алексей Зубов , трубач Виктор Зельченко , тромбонист Константин Бахолдин , пианист Юрий Рычков , ударник Александр Салганик . Эта группа стала основой молодежного оркестра ЦДРИ (вначале им руководил Борис Фиготин , затем - Юрий Саульский ), получившего на джазовом конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве серебряную медаль и звание лауреата. Общение с зарубежными коллегами стало очень важной вехой в развитии советского джаза. Участники оркестра ЦДРИ , как и другие московские музыканты, открыли для себя новые стилистические горизонты и, вероятно, это время и можно считать началом нового этапа в развитии советской джазовой музыки. Рост общественного интереса к джазу выразился в создании джазовых клубов в Ленинграде (1958 г.) и в Москве (1960 г.) при активном содействии городских комитетов ВЛКСМ. Вскоре джаз-клубы стали открываться и в других городах Советского Союза. Эти клубы ставили своей целью создание джазовых ансамблей, выступления в концертах-лекциях, изучение советской и зарубежной джазовой музыки.
Советский трубач и композитор Герман Константинович Лукьянов (р. 1936) В начале 60-х годов появляется несколько интересных молодёжных джазовых коллективов: «Семь диксилендовых парней» и «Доктор-джаз» , играющих традиционный джаз, «Экспериментальный квинтет» А. Лисковича , квартет Ю. Вихарева , квинтеты В. Родионова, Р. Вилкса и др. (Ленинград). В этих ансамблях все чаще звучит отечественная музыка, аранжировки советских песен, собственные композиции. В начале 60-х гг. многие увлекающиеся джазом молодые люди от слушания джаза перешли к музицированию, подчас не имея профессиональной музыкальной подготовки. В этот период родилось много любительских джазовых ансамблей, в которых уровень исполнения отставал от уровня репертуара. Вероятно, этот процесс был для того времени закономерен, но со временем от этой общей массы любителей стали отделяться наиболее талантливые и пытливые музыканты, решившие стать профессионалами. Именно в этот период интуитивный процесс постижения джаза сменяется целенаправленным, систематическим подходом к предмету. Одним из ярких явлений конца 50-х, начала 60-х годов стали записи «комбо», в состав которого вошли молодые московские музыканты из бывшей «Золотой восьмерки» оркестра ЦДРИ. К ним присоединился приехавший из Ленинграда трубач Герман Лукьянов и московский пианист Борис Рычков . Серия композиций в исполнении этого состава стала первой профессиональной студийной записью новой волны советского джаза. Примечательно, что музыканты импровизировали не только на темы классического джаза, но и на известные советские песенные темы («Темная ночь» , «Одинокая гармонь» и др.). Здесь не представляется возможным осветить очень многие важные аспекты и события развития советского джаза в этот период, однако остановиться на самых важных вехах развития современного отечественного джаза необходимо. Это период становления, обучения в советском джазе, постижения новой стилистики, и его невозможно себе представить без изучения классических образцов джаза того времени. Немалую роль в знакомстве советских музыкантов с лучшими образцами джазового искусства - а ведь во все времена встречается много низкосортных примеров этого жанра - сыграли коллективы Бенни Гудмена, Дюка Эллингтона, Уилли Раффа - Дуайка Митчелла, Тэда Джонса - Мэла Льюиса, Курта Эдельхагена, Мишеля Леграна , а также ряда других интересных коллективов социалистических стран, среди них: оркестр Густава Брома (ЧССР), пианист Адам Макович , ансамбль Збигнева Намысловского (Польша) и др.
Джаз-ансамбль Игоря Бриля. Виниловый диск «Утро Земли». 1978 год. Обложка В качестве тематического материала для композиций наряду с мелодиями классического и современного джаза продолжали использоваться известные советские песенные темы , разумеется, те, которые по своему гармоническому плану и интонационно-мелодическому строению могли найти органическое претворение в джазе. Среди них, конечно, и те «вечнозеленые» песни, которые много лет назад питали воображение джазовых музыкантов, и те новые песенные темы, которые возникали в эти годы (Т. Хренников, А. Эшпай, А. Фаттах, А. Флярковский и др.), также появился большой запас тем инструментальных; песенные же темы, кроме их аранжировок для биг-бэнда и комбо, чаще интерпретируются ансамблями стиля «диксиленд». В международной джазовой практике инструментальных тем в этот период появилось значительно больше, чем когда-либо ранее. В нашей стране джазовые произведения в этот период создаются и профессиональными композиторами, и джазовыми музыкантами, из которых наиболее творчески одаренные стали в дальнейшем все чаще обращаться к сочинению музыки. В среде композиторов-профессионалов, в Союзе советских композиторов проявляется все больший интерес к современным формам джазовой и эстрадной музыки. После совещания по вопросам эстрадной музыки в 1962 году, проведенного Секретариатом Союза композиторов СССР, возросла роль комиссии эстрадной инструментальной музыки московской композиторской организации, объединившей композиторов, работающих в этом жанре. Появился ряд широко исполнявшихся на концертной эстраде, записанных на радио и на пластинки джазовых и симфоджазовых композиций Б. Троцюка, И. Якушенко, М. Кажлаева, В. Рубашевского, В. Терлецкого, Ю. Саульского, К. Орбеляна, У. Найссоо, В. Оякяэра . Многие из этих авторов с увлечением работали в стиле «прогрессив» , «третьего течения» (джазовая симфония Б. Троцюка, концерты для джаз-оркестра М. Кажлаева и И. Якушенко ), творчество других было обращено на сочетание джазового письма с чертами той или иной национальной музыкальной традиции (К. Орбелян, У. Найссоо, М. Кажлаев ), третьи были близки к более традиционным джазовым формам. Темы некоторых из этих композиций широко использовались в малых импровизационных составах. Они и вошли в число тем, напечатанных в этом разделе. Стремление к собственному творчеству возникает у многих импровизирующих джазовых музыкантов. Это естественное стремление в 60-е, а в дальнейшем и в 70-е годы реализовалось в том, что появилось очень много советских джазовых тем . Однако, лишь темы, отмеченные чертами творческой индивидуальности (в форме, в гармоническо-интонационном строе или в ритмическом строении) входят в хрестоматию отечественных джазовых тем, напечатанных в нашем сборнике. В ряде случаев это темы, так или иначе включающие в себя элементы фольклора , например, - созданные в 60-е гг. темы А. Товмасяна, Г. Гараняна, Г. Лукьянова и др. Среди тем, ориентирующихся на общеканонические образцы джаза, но отмеченных своеобразием авторского почерка - темы, написанные и 60-е, 70-е гг. Г. Гольштейном, Ю. Маркиным, А. Козловым. Н. Левиновским, И. Брилем, Б. Фрумкиным, Л. Чижиком, А. Кроллом и др. Творчество советских композиторов и музыкантов значительно активизировалось благодаря оживлению концертной и фестивальной жизни в советском джазе. Начиная с 60-х гг. и по настоящее время в разных городах и республиках нашей страны проводятся джазовые фестивали . В Москве такой фестиваль проходит раз в два года (с 1978 г.). Недели джаза организуются в Ленинграде, Ярославле, Донецке, Новосибирске, Тбилиси … В 1967 г. на таллинском фестивале, кроме советских коллективов, принимали участие музыканты из Польши, Швеции, США, Финляндии, Швейцарии. В 1962 г. впервые на зарубежный джаз-фестиваль выехал советский ансамбль в составе: А. Козлов, А. Товмасян, Н. Громин, А. Буланов, А. Егоров , выступление которого на варшавском джазовом фестивале (1962 г.) прошло с большим успехом. С этого момента начались постоянные выступления наших джазовых музыкантов на зарубежных фестивалях, например, группа Г. Гараняна-Н. Громина (в Праге), «Ленинградский диксиленд», биг бэнд п/у В. Людвиковского, п/у О. Лундстрема, К. Орбеляна, А. Кролла (в Варшаве и Праге). В дальнейшем, начиная с 70-х гг. география выступлений советских джазовых ансамблей расширяется. Наряду с участием в фестивалях и концертах в социалистических странах, наши джазовые музыканты выезжают в Индию (А. Кузнецов, Т. Курашвили, Н. Левиновский), в Западный Берлин («Арсенал» п/у А. Козлова), Англию и Италию (трио В. Ганелина), во Францию (Л. Чижик), в ФРГ (И. Бриль), в Голландию (Г. Лукьянов), в США (оркестр п/у К- Орбеляна).
Алексей Баташев. Книга «Советский джаз». Обложка Начиная с 60-х гг., затем в 70-е и 80-е гг. музыкально-теоретическая мысль стремится проанализировать и обобщить процессы, происходящие в жанре джазовой музыки вообще и в советском джазе в особенности. Среди книг на эту тему - «Рождение джаза» , «Блюзы и XX век» В. Конен , работа А. Баташева «Советский джаз» , брошюра В. Мысовского и В. Фейертага «Джаз» и ряд других. Развитию жанра помогают также различные статьи в советских музыкальных журналах, выступления в газетах, радио и телепередачах, разнообразная деятельность ряда лучших джаз-клубов нашей страны. Профессионализации джазовых музыкантов очень способствовало введение с истематического музыкального образования, выразившееся в открытии в 1974 г. эстрадно-джазовых отделений в музыкальных училищах РСФСР и некоторых других республиках, а в настоящее время и в ряде высших учебных заведений. Были созданы первые отечественные учебные пособия в области джазовой музыки: «Основы джазовой импровизации» (И. Бриль ), «Гармония в джазе» (Ю. Чугунов ), «Аранжировка» (Г. Гаранян ), целый ряд пособий по игре на инструментах. Наряду со специальными учебными заведениями появились студии, объединяющие любителей джаза; наиболее известная среди них - «Студия музыкальной импровизации» при Д/К «Москворечье».
Советский саксофонист и композитор Алексей Семёнович Козлов (р. 1935) Нельзя представлять этот большой период развития советского джаза (с 57 г. по наши дни) как нечто однозначное. Так, например, в 70-е гг. начался период поисков новых средств выразительности, новой стилистики. Многие джазовые музыканты, как в СССР, так и во всем мире, вначале не приняли популярную в те годы рок-музыку, хотя в дальнейшем они не прошли мимо ее наиболее интересных особенностей. В результате некоторые приверженцы исключительно джазового мышления, начали работать в области новых жанровых сплавов. Этот процесс можно проследить, в частности, на примере деятельности ансамбля «Арсенал» и творчества его руководителя - саксофониста и композитора Алексея Козлова , стремящегося соединить в своих композициях элементы джаза, камерной музыки и фольклора , а в последнее время привлекая и элементы пантомимы. Некоторые из них представлены в сборнике. Стремление сочетать джазовую стилистику с новыми веяниями по-своему проявилось и в творчестве Н. Левиновского, И. Бриля, Л. Чижика , ряд тем которых также включены и сборник. Но некоторые музыканты сохранили свою приверженность к джазу в его наиболее характерном, чистом виде, веяния музыки стиля «рок» и «фьюжн» коснулись их в значительно меньшей степени. Здесь можно было бы упомянуть целый ряд наших музыкантов, до сих пор исполняющих композиции в стилях «хард-боп», «кул», обращающихся к модальному джазу. Это прежде всего Г. Лукьянов с его ансамблем «Каданс», придерживающийся в своем творчестве выбранного им много лет назад стиля. Это - Г. Гольштейн, Ю. Маркин, Д. Голощекин, А. Кузнецов, М. Окунь, В. Садыков и др. Ряд музыкантов разрабатывает в своем творчестве и исполнительской деятельности стилистику фри-джаза с элементами алеаторики и гротесковой театрализации , - это музыканты из Литвы- В. Ганелин. В. Чекасин, П. Вишняускас и др. В конце 70-х и 80-х гг. весьма интенсивно развивались национальные школы советского джаза в различных регионах нашей страны. Это особенно ярко проявилось на московском джаз-фестивале 1982 г., посвященного 60-летию образования СССР (это был и год 60-летия советского джаза). Сочетание фольклора с современным джазом, в особенности с его ладовыми формами оказалось более органичным, чем попытки сплавить фольклор с джазом в более ранних джазовых стилях. Успешные поиски в этом направлении были продемонстрированы музыкантами Закавказья, Казахстана, Средней Азии, Прибалтики, ряда автономных республик РСФСР. К сожалению, в этом издании не удалось представить многих тем из композиций, созданных талантливыми музыкантами из наших республик. В этот период в разные годы носителями хорошей школы в традициях джазового мэйнстрима были и продолжают оставаться биг бэнды В. Людвиковского, О. Лундстрема, К. Орбеляна, Ю. Саульского, А. Кролла, Г. Гачичеладзе, А. Кальварского, Б. Рычкова, Г. Розенберга . Некоторые из них (оркестры О. Лундстрема, К. Орбеляна, А. Кролла, Г. Розенберга ) с успехом работают и теперь - они много концертируют, участвуют в джазовых фестивалях, записываются на пластинки. Их воспитательную, популяризаторскую роль в джазе трудно переоценить. Большие оркестры привлекают особенное внимание композиторов, сохранивших многолетнюю верность джазовой музыке: в сборник включены темы А. Эшпая, М. Кажлаева, И. Якушенко, А. Мажукова, В. Долгова . В 70-е годы ряд наиболее значительных джазовых ансамблей получают статус профессиональных филармонических коллективов. Это дало возможность регулярно пропагандировать лучшие образцы джазовой музыки. В Московском отделении Союза композиторов РСФСР продолжает активно работать комиссия эстрадной и джазовой инструментальной музыки. Ряд талантливых советских джазовых композиторов в 70-80-е гг. принят в число членов Союза советских композиторов, бюро этой комиссии принимает деятельное участие в организации советских джазовых фестивалей и концертов, в пропаганде лучших образцов джазовой музыки на Центральном телевидении и Всесоюзном радио (например, телевизионная передача «Джазовая панорама»). В этой статье можно узнать все ответы в игре «Кто хочет стать миллионером?» за 21 октября 2017 года (21.10.2017). Сначала можно посмотреть вопросы, заданные игрокам Дмитрием Дибровым, а затем и все правильные ответы в сегодняшней интеллектуальной телеигре «Кто хочет стать миллионером?» за 21.10.2017. Вопросы первой паре игроковДмитрий Ульянов и Александр Раппопорт (200 000 - 200 000 рублей) 1. Как называют ничем не занимающегося человека?
Вопросы второй паре игроковВиталий Елисеев и Сергей Пускепалис (200 000 - 0 рублей) 1. Как закончить пословицу: "Мал золотник..."?
Вопросы третьей паре игроковСати Казанова и Андрей Григорьев-Аполлонов (400 000 - 0 рублей) 1. Что, если верить известному фразеологизму, может стать причиной бешенства?
Ответы на вопросы первой пары игроков
Ответы на вопросы второй пары игроков
Ответы на вопросы третьей пары игроков
Персимфанс на концерте в КЗЧ. Фото – Ира Полярная Персимфанс – или Первый симфонический ансамбль, оркестр без дирижёра, был создан в 1922-м году. Принявшие революционные идеи музыканты молодой свободной, как тогда казалось, Страны Советов, объединились в коллектив где «каждый оркестрант слушает другого и всех в целом». За десять лет своего существования, вплоть до 1932 года, оркестр успел стать Заслуженным коллективом Республики в 1927-м. Музыканты давали более 70 концертов за сезон, с ним выступали в качестве солистов звёзды тех лет: Ж. Сигети, К. Цекки, В. С. Горовиц, С. С. Прокофьев, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, М. В. Юдина, В. В. Софроницкий, М. Б. Полякин, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, В. В. Барсова и др. В середине 1930-х, на фоне крепнущего «культа личности», оркестр без дирижёра показался подозрительно вольным, и был распущен. Возрождение Персимфанса состоялось в 2008-м благодаря деловым стараниям и личному обаянию, привлекающему соратников, Петра Айду и Григория Кротенко. Персимфанс 21 века – сборная команда лучших музыкантов из симфонических и оперных оркестров Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и других городов России. «Последние из могикан» энтузиасты, готовые в свободное время, часто отпрашиваясь на основной работе, репетировать ради интереса, ради новой Музыки и радости сотворчества на равных. Состав исполнителей обновляется каждый раз примерно на треть, и каждый предстоящий концерт таит вопрос –получится ли на этот раз? Петр Айду. Фото – Ира Полярная Но не только получается, становится Событием в столичной культурной жизни. Вечер Персимфанса, состоявшийся в Концертном зале им. П. И. Чайковского 14 декабря 2017, был особым. Впервые наши музыканты объединились с артистами Düsseldorfer Symphoniker 7 и 8 октября в концертном зале Дюссельдорфа Тонхалле. Теперь 18 немецких коллег, в основном духовиков знаменитой германской школы, меньше струнников, заняли места за пультами в Персимфансе. Организатор концерта в Москве – агентство Apriori Arts в лице независимого продюсера Елены Харакидзян в партнёрстве с немецким агентством Helikon Artists и дирекцией Tonhalle Düsseldorf при при поддержке Гёте-Института в Москве, МИДа Германии и Федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. Ну, как тут не вспомнить про «немецкий след» в событиях Октября 1917 года! Кстати, как стало известно на брифинге перед началом, ни Министерство культуры РФ, ни комитет по культуре города Москвы, выражая заинтересованность российско-германским мероприятием на словах, реальной поддержки не оказали. Программа концерта – по сути перформанс, объединивший музыку, кино, элементы пародии на революционный агит-театр. Здесь всё, вплоть до «каждый в своём» костюмов оркестрантов, с преобладанием белого, алого и оранжевого, имело смысл. Вроде как академичное начало. Моцарт. Увертюра к «Волшебной флейте». И тут же мелким шрифтом: «в обработке 1930 года для кино, клубов и школ». Вышел ансамбль примерно из 10 человек, во главе с Петром Айду за роялем и по инструменту-двум от группы, стройно-весело начал давно знакомые пассажи. Но видеоряд! Талантливая работа мультимедиа художника Платона Инфанте, сделавшего нарезку хроники начала 20 века и кинокадров Дзиги Вертова. Попадание марширующих, смеющихся, строящих новую жизнь чёрно-белых давно умерших человечков в темпо ритм Моцарта, в его диалектическую суть просто поразительно. Как сказал первый нарком иностранных дел Советской республики Георгий Чичерин: «У меня были революция и Моцарт»
– если верить Википедии. Похоже, ритмичная перекличка разных как бы немецких слов, фраз, звуков, замедление и ускорение их, нравились музыкантам, как групповой тренинг, эдакая дурашливая разминка перед главным. Фальцетные соло Григория Кротенко вызывали неизменную улыбку. «Продукт эпохи» любопытно один раз послушать. Укоротить бы в два раза. И каким отдохновением для слуха стал следующий Квартет №1, соч.24 Александра Мосолова. Прекрасная и чистая, не похожая ни на кого музыка композитора, в двадцатые годы стоявшего вровень с Шостаковичем. Впоследствии его уникальный дар сломали восемь лет в лагерях по статье «враг народа». Скрипачи Евгений Субботин, Ася Соршнева, Сергей Полтавский на альте и виолончелистка Ольга Дёмина проникновенно исполнили этот своеобразный Requiem загубленному поколению. Алексей Воробьев и Персимфанс. Фото – Ира Полярная После камерно-интимного в полутьме Квартета – опять контраст. Вышел полный состав оркестра уже с инструментами, все ждут. Через проход в партере под аплодисменты поднялся Он – В. И. Ленин собственной персоной! Картинным жестом пожал руку первой скрипке, такой же вертикальной ладошкой дал знак гобою –«ля» для настройки. Ильич под одобрительный смех в зале и на сцене прошёл на своё место, оказавшись контрабасистом Алексеем Воробьёвым. Усы и бородка клинышком свои, костюм-тройка, галстук в крапинку и правильная кепка – сценический имидж.
Родился в Харькове, учился в Санкт-Петербурге, после 1929 жил в США, похоронен в Нью-Йорке в 1943-м. Искренне и всерьёз писалась Шиллингером рапсодия «Октябрь» в 1927-м, почти накануне эмиграции, или момент издёвки над советским фольклором присутствовал в замысле, но переплетение «Вы жертвою пали», «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу» и особенно терпкое «Веди, Будённый, нас смелее в бой» в паре с «Цыплёнком жареным» в течение более 15 минут доставило среднему-старшему поколению, кто ещё помнит эти песни, изысканное веселье. Уже хватит, пора на коду – вдруг возникло фугато отдельных групп, по всем правилам. А на десерт: «Мы кузнецы, и дух наш молод» плюс «Наш паровоз, вперёд лети!» Написана партитура сложно, насыщенно. И ведь не разошлись без дирижёра! Хватило активной подачи головой, смычком концертмейстеров групп во главе с первой скрипкой Мариной Катаржновой. Класс оркестра зануды и скептики могли проверить после антракта. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Дежурное блюдо симфонически-познавательных абонементов. И уже «визитная карточка» нового Персимфанса. Придраться не получилось, всё было на месте– мощь и чистота духовых, монолитные струнные, нюансы, финальное ускорение, ощущение свободного полёта бетховенской мелодии. Григорий Кротенко. Фото – Ира Полярная После позднего классика – предтечи романтизма Бетховена, возлюбленного Лениным за «нечеловеческую музыку», ещё одно открытие. Камерный состав оркестра, усиленный тяжёлой медью и ударными по сравнению с «Волшебной флейтой», сыграл оригинальную музыку Эдмунда Майзеля для Берлинской премьеры 1926 года «Броненосца Потёмкина» Эйзенштейна. Нам представили 5-й и 6-й акты фильма с авторской разметкой партитуры. От картины подавления беспорядков жестокой царской армией и казаками в Одессе 1905 года, через бунт на корабле, заканчивая проходом без выстрелов «Потёмкина» сквозь адмиральскую эскадру. Затёртые до хрестоматийности кадры падающей коляски с младенцем или поднятия крашеного в красный флага на мачте восставшего броненосца смотрелись как впервые. Графически строгая, сильная своей лапидарностью музыка Майзеля, звучащая здесь и сейчас, с имитацией пушечных залпов, подтвердила: кинофильм «Броненосец Потёмкин» не случайно признан шедевром мирового масштаба. Какие крупные планы! Какой монтаж и динамика, при полном отсутствии технических трюков в то время. И пусть сценарий Эйзенштейна от исторической правды событий 1905 года в Одессе дальше, чем драма Гёте «Эгмонт» от судьбы реального графа из 16 века, жившего накануне буржуазной революции в Нидерландах – «над вымыслом слезами обольюсь». Да и как иначе, если на дворе 14 декабря – дата Восстания Декабристов. Неудавшийся выход на Сенатскую площадь дворян-заговорщиков и потенциальных цареубийц или «молодых штурманов будущей бури», как нам внушали в детстве? Потешив неисправимых романтиков, программа вечера отрезвила парой ёрнических номеров на грани капустника. Юлий Мейтус, известный более всего своей послевоенной оперой «Молодая гвардия», и в молодости ловко писал «датские» сочинения. «Удары коммунара» – развёрнутый монолог для певца и фортепиано в трагическом стиле. Но пафос опуса обернулся издёвкой, благодаря своеобразному вокалу Григория Кротенко. Контрабасист-виртуоз, даровитый музыкальный журналист и радиоведущий обладает недурным теноро-баритоном, или баритоно-тенором. Отдельные ноты прозвучали почти по оперному! Но поскольку вокальной школы у Кротенко нет, падение «трупом» под рояль к финалу романса стоявшего подле «Ильича» – логичный итог. Андреq Цицернаки, Алексей Воробьев, Петр Айду, Григорий Кротенко. Фото – Ира Полярная Мелодекломация «На смерть Ильича» над лежащим «телом Ленина» у драматического актёра Андрея Цицернаки, стильно исполнявшего весь вечер и роль ретро-конферансье, под скорбные аккорды фортепиано Петра Айду завершила эпизод «музыканты шутят». Симфоническая сюита Юлия Мейтуса «На Днепрострое» (соч.1932 год) – финал программы. Задействован был наибольший состав оркестра, дополнена ударная установка. Сыграли яростно, громко, с наслаждением от собственной дерзости. На завершающих тактах все музыканты дули в трубы и махали смычками стоя, подчёркивая апофеоз «народной» стройки. Зал неистовствовал, заряжённый молодой энергетикой, не отпускал. На бис прозвучал фортепианный концерт Мосолова. Пётр Айду ещё раз показал не только лидерский, но и пианистический класс. Такая революционная панорама в концерте была немыслима не только во времена СССР, но и сразу после распада Союза, когда в одночасье всё великое и святое стало страшным и позорным. В 1992-м внезапно запевшему в центре Москвы «Интернационал» «потому что музыка нравится» французскому другу хотелось прикрыть рот, чтоб его не побили. Средний возраст участников Персимфанса – 30+. Это поколение уже не носило пионерских галстуков, не штудировало «Историю КПСС» и не пело про «комиссаров в пыльных шлемах». Может быть, именно их взгляд на 1917-й более объективен? 100 лет достаточный срок, чтобы понять и принять факты во всей их многогранности. Когда ушли в мир иной последние живые свидетели и написаны все мемуары очевидцев появляется возможность отметить знаменательную дату торжественно-озорным концертом с элементами хулиганства «Нечеловеческая музыка». Татьяна Елагина |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?