Главная - Логопедия
Конспект группового логопедического занятия по коррекции устной речи в начальной школе с презентацией

Конспект логопедического занятия

с учащимися 2 класса МОУ «Удомельская средняя общеобразовательная школа №4», имеющими логопедическое заключение «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Учитель-логопед

МОУ «Удомельская общеобразовательная школа №4»,

Тема занятия: Ударение. Ударный слог.

Цели: Закрепить знания о гласных звуках, о смыслоразличительной роли ударения.

Закрепить навык правильной постановки ударения в словах.

Расширять словарный запас, развивать умение подбирать обобщающие слова.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать у учащихся любовь к русскому языку, готовить их к овладению орфоэпическими нормами современного русского литературного языка.

1.Оргмомент.

Упражнения для рук «Кулак, ребро, ладонь», «Замочки».

Установка на правильное произношение звуков Л, Р. Проговаривание чистоговорок.

2. Проблемная постановка цели занятия.

Упр. «Помоги Незнайке». Логопед зачитывает предложения:

Ваза стОит на столе.

Книга стоИт сто рублей.

На двери висит железный зАмок.

Принцесса пришла в свой красивый замОк.

В комнате висят полкИ с книгами.

ПОлки идут на войну.

Какие ошибки допустил Незнайка в этих предложениях?

Для чего нужно уметь правильно ставить ударение в словах? (Ударение

помогает различать слова, проверять написание гласных, на которые не падает ударение, делает речь красивой и выразительной).

3. Актуализация опорных знаний.

Работа с таблицей «Гласные буквы».

Назвать гласные буквы 1 ряда.

Назвать гласные 2 ряда.

Ответить на вопросы:

Сколько гласных букв в русском языке?

Какие гласные буквы записаны в первом ряду?

Какие гласные буквы записаны во втором ряду?

Сколько гласных букв может быть в одном слоге?

Как называется гласная буква, на которую падает ударение?

Как называется гласная, на которую не падает ударение?

4. Изучение темы занятия.

а) Работа со схемами односложных и двусложных слов:

Наблюдение над структурой односложных слов. Работа со схемой односложного слова. (Схемы слов по мере их изучения вывешиваются на доске).

Наблюдение над структурой двусложных слов с ударением на первом и на втором слогах. Работа со схемами двусложных слов.

б) Выполнение задания. Рассмотреть картинки, разложенные на столе, и подобрать их к соответствующим схемам.

Запись слов в тетрадь в три столбика: сыр, рысь, шкаф, ручка, чашка, репа, топор, лимон, арбуз.

В) Наблюдение над произношением слов, ритмом (хлопки, выделение ударного слога более громким стуком карандаша по столу).

Физминутка

Динамическое упражнение «Как живешь?»

Упражнение для рук с массажным мячом.

Упражнение для глаз.

г) Работа со схемами трехсложных слов с ударением на первом, втором, третьем слогах.

Наблюдение над структурой трехсложных слов.

д) Выполнение задания. Рассмотреть картинки, разложенные на столе, и подобрать их к соответствующим схемам (с ударением на первом, втором, третьем слоге)

Запись слов в три столбика: барабан, виноград, огурцы, корова, ракета, радуга, цыплёнок, яблоко, курица.

е) Наблюдение над произношением и ритмом трехсложных слов.

  1. Лексическая работа.

Вспомните слова, которые мы записали, и назовите:

Овощи, фрукты, животных, птиц, посуду, продукты питания, инструменты, мебель.

  1. Наблюдение над орфоэпическими нормами современного русского литературного языка.

Упр. «Помоги Незнайке». Логопед рассказывает учащимся о том, что очень важно уметь правильно произносить слова русского языка. Каждый культурный человек следит за своей речью, умеет правильно ставить ударение в словах. Давайте поможем маленькому Незнайке научиться произносить слова правильно.

Работа над словами бАнты, шАрфы, тОрты, крАны, свЁкла.

Произношение, запись слов в тетрадь, постановка ударения, составление предложений.

  1. Закрепление изученного материала.

Письмо предложения по памяти с предварительным заучиванием на слух, зрительно и с составлением схемы предложения:

В лесу у ёлки сидит пушистый зайчик.

Самопроверка.

Выделение гласных звуков, слогов, постановка ударения.

Назвать ударный слог в каждом слове.

  1. Подведение итогов занятия.

Какую тему мы сегодня повторяли? Для чего важно уметь правильно ставить ударение? Какие слова мы помогли запомнить Незнайке?

Оценка деятельности учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...

Тема: Подготовка к постановке звука [Ш].

Цель: подготовка артикуляционного аппарата обучающегося к постановке звука [Ш].

Задачи:

1. образовательные:

Создать психологическую готовность к вызыванию звуков речи;
формировать длительную воздушную струю;

2. коррекционно – развивающие:

3. воспитательная: воспитывать доброжелательность, умение взаимодействовать с педагогом.

Оборудование:

  • демонстрационный материал – предметные картинки;
  • индивидуальный материал – картинки с изображением предметов, кусочек ватки.

Ход занятия

I. Орг. момент. — Здравствуй! Давай друг другу улыбнемся. Присаживайся поудобнее.

II. Мимическая гимнастика. — А сначала проведем разминку мышц лица.
Нахмурить брови. Поднять брови (удивиться). Улыбнуться. Улыбнуться так, чтобы были видны зубы. Выдвинуть губы вперед. Улыбнуться. Нахмурить брови. Поднять брови.

III. Артикуляционная гимнастика. — Сейчас разомнем язычок.

Упр. «Лопаточка». — Высунь широкий язык, расслабь его и положи на нижнюю губу. Язык не дрожит. Удержи его в таком положении.

«Чашечка». — Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потя¬нуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.

«Вкусное варенье». — Приоткрой рот, высунь широкий язык. Представь, что на верхней губе у тебя варенье, нужно облизать языком верхнюю губу и убрать в глубь рта.

«Грибок». — Широкий язык нужно присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась. Удержи в таком положении.

IV. Дыхательная гимнастика.

«Фокус». — Хорошо! А сейчас мы с тобой покажем фокус. Язык клади на верхнюю губу, как при упражнении «Вкусное варенье». Делай глубокий вдох носом, я тебе кладу ватку на кончик носа, тебе нужно ее сдуть, выдохнув через рот.

«Парус». — Посмотри, перед тобой парус и три акулы, тебе необходимо сбить парусом акулы. Для этого делай глубокий вдох носом, не поднимая плеч, спинку держим ровно. Выдыхаем через рот, тонкой струей на парус, направляя его в сторону акул.

V. Развитие мелкой моторики. — Теперь мы разомнем наши пальчики. Посмотри сколько зверей к нам пришло.

Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
В гости и ежу…
Даже к серому зайчишке
Заходил наш бурый мишка.

VI. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук». — Давай поиграем с тобой в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, услышав звук [Ш] хлопни в ладоши. Будь внимателен!

Произносятся звуки: [ З ],[ Щ ],[ Ж ],[ С ],[ Ш ],[ Ц ], [ Ш ], [Х].

— Теперь я дам тебе картинки, посмотри на них внимательно. Покажи мне рисунки, в которых прячутся слова со звуком [Ш].

Слова: щетка, апельсин, звезда, вишня, шапка, щука, шкаф.

VII. Развитие памяти и внимания. — «Сейчас я покажу тебе картинки. Внимательно рассмотри их, назови и запомни. Далее ты закроешь глаза и я уберу одну картинку, а когда откроешь глаза должен сказать, какого изображения не стало».

VIII. Итоги занятия.

— Молодец! Наше занятие подходит к концу. Тебе понравилось занятие?
— Какие слова тебе запомнились?
— Молодец, хорошо работал! Занятие окончено. Яровенко С.В.
учитель — логопед, Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №78 VIII вида.

Конспект логопедического занятия по устранению оптической дисграфии.

Цель: Дифференциация букв И-У на письме.

Задачи:

  1. Учить различать буквы И-У на письме
  2. Развивать фонематический анализ и синтез.
  3. Развивать зрительную память и зрительно- пространственную ориентировку.
  4. Активизировать словарь.
  5. Развивать самостоятельность и аккуратность.

Ход занятия.

  1. Сядет тот, в чьём имени есть буква И.
  2. Сядет тот в чьём имени есть буква У.
  3. Сядут все остальные.

Развитие пространственных представлений .

Нарисовать точку, ниже- крестик, справа от точки- круг. Нарисовать кружок, справа от него крестик, сверху крестика поставить точку.

Сообщение темы . Рассмотрите элементы букв и составьте буквы.

Какие буквы у вас получились? Сегодня на уроке мы будем говорить о буквах И-У.

Что вы можете о них сказать? (гласные).

Звук У- гласный 1 ряда, он не обозначает мягкость согласных.

Звук И – гласный 2 ряда, он обозначает мягкость согласных.

Будем подчёркивать их красным цветом.

Развитие фонематического восприятия .

Послушайте звуки и поднимите соответствующую карточку с буквой У-И.

Звуки: П,А,О, Щ, И, У, В, О…

Хлопните, если услышите слог со звуком У.

Слоги: ПО,ПИ,ТИ, ЖУ, ЧИ, КУ..

Хлопните, если услышите слог со звуком И.

Слоги: МИ,ДИ, ХИ, ТУ,ДУ,ПА..

Расшифровать символы . Образец на доске.

Вместо стрелки вправо –И, вместо стрелки вниз –У

Отгадайте загадки, ответы зашифруйте человечками.

Найдёшь их в озёрах, В излучинах рек И в бочках с водой На витринах аптек. (пиявки)

По волнам гуляет зонтик,

Если встретите- не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжётся, как крапива. (медуза)

Стой, платва и караси!

И пощады не проси:

Я хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду! (щука)

По сути- зверь, а с виду- рыба,

Огромен, я его боюсь,

А догадаться вы могли бы,

Кто пищу цедит через ус? (кит)

Эта рыба - людоед,

Не просись к ней на обед. (акула)

В реках африки живёт

Злой зелёный пароход!

Кто б на встречу ни поплыл

Всех проглотит…..(крокодил).

Подбери и запиши слова наоборот. Выдели И-У.

Широкий-

Неряшливый-

Длинный-

Красивый-

Письменный-

Скучный-

(узкий, аккуратный, короткий, уродливый, устный, интересный)

Запишите слова в 2 столбика с буквами И-У.

М___л п___ть шп___лька м____шка.

Вставьте пропущенные буквы И-У.

ш___т____ть ____к____с_____ть м____льтф_____льм

м____жч____на ____гр___шка м_____ск____л

п___тн___к п___гов___ца р___к____

к___н___ца к____р___ца л___ч____к___

Соберите рассыпанные буквы И-У.

а, у, и, т, л, к а,у, л, ц, и т,с, ф, и, у, г, и,р

ж, и, п, у, р,а,н н, к, и, ш,у,в и, у,у, з, м, д,р.

(улитка, улица, фигурист, пружина, кувшин, изумруд).

Назови ласково.

Кувшин- кувшинчик бусы-

Изба- бинт-

Клумба- ухо-

Вилка- миска-

Игрушка- курица-

Шуба- голубь-

Пихта- будильник-

Измени слова по образцу . Как назвать эти слова одним словом? Ответ зашифруй человечками.

Рубанок- рубанки тяпка-

Отвёртка- топор-

Пила - дрель-

Молоток- лопата-

Сверло- напильник-

Загадка. Цветок в воде родится,
А воды не боится. Кувшинка (Детям выдаётся раскраска кувшинки).

Литература:

  1. Коррекция нарушений письменной речи. Под редакцией Яковлевой Н.Н.2004 год.

Предварительный просмотр:

Буквы А-Я после твёрдых и мягких согласных.

Дифференциация согласных, твердость и мягкость которых обозначается буквами А-Я.

Цели:

  1. Формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;
  2. Закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;
  3. Формировать фонематическое восприятие;
  4. Развивать мелкую моторику;
  5. Обогащать и уточнять словарный запас;
  6. Совершенствовать грамматические формы речи;
  7. Развивать коммуникативные навыки;
  8. Воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
  9. Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности.

Ход урока

  1. Приветствие. Проверка готовности к занятию.

Учитель: На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят) Наши уши внимательно слушают и все … (слышат) Голова запоминает и … (думает)

2. Постановка цели занятия

– Сегодня мы будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете, выполнив первое задание.

Возьмите листы с заданиями и синюю ручку, в центре верхней строки запишите дату и поставьте точку.

В ряду букв найдите слова. пвгрядвгакаегрязьрлапвемячнарцуксадвыуцмаквфц

Какие слова вы нашли? (ряд, грязь, мяч, мак, сад)

Сравним эти слова по написанию. Что общего в написании этих слов? ( одна гласная буква в середине слова.)

Чем отличаются эти слова? (В одних словах гласная буква А, а в других буква Я. )

На какие две группы можно разделить эти слова?

Распределите эти слова по группам. Я на доске, а вы на своих листочках.

Подчеркните гласные буквы красным цветом.

Обозначим твердость или мягкость согласного перед гласной буквой.

Каким цветом обозначим твердость согласного? (Синим.)

Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Зеленым.)

Как звучат согласные перед буквой А? (Твердо.)

Как звучат согласные перед буквой Я? (Мягко.)

Сформулируйте тему нашего занятия.

После ответов тема появляется на доске: “Буквы А- Я после согласных”

3. Основная часть

1. Дифференциация А-Я на уровне слога:

Потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух:

Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два круга: зеленый и синий) .

Ба, та, ля, ка, мя, тя, ся, за; лак, мак, ряд, грязь, мяч, мак, сад, рад.

Пальчиковая гимнастика:

Пальцы – дружная семья Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их) Вот большой! А это – средний. Безымянный и последний – Наш мизинец, малышок! (поочередно прижимаем пальчики обеих рук к ладоням) У-у-у! Указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили, Будем их соединять. И движенья выполнять… Мы рога козы покажем.

(Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове)

И рога оленя даже ….(широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове) Мы про зайку не забудем – Ушками водить мы будем. (Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.) Чтобы четко говорить, Надо с пальцами дружить. (Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

Закончите стихотворения, вставляя слова с гласными А-Я.

Дождик, дождик, поливай- Будет хлеба__________. (урожай)

Весна готовит свой парад, Весь мир весне весёлой_________. (рад)

Я сижу, едва не плача: Очень трудная_________ (задача)

Дом на рельсах тут как тут, Всех умчит он в пять минут. Ты садись и не зевай, Отправляется _______ (трамвай)

Если всё ты будешь знать, То получишь в школе _________(пять)

Вставьте пропущенные буквы А-Я.

кв___др___т, х___л___т, шл___п___, м___л____р, ш___пк___, ц___пл____, т__жесть, кр__сить, ст__рый, т__нет, гл___з, т__щит, к__мень.

Вставить недостающий слог РА-РЯ. (игра с мячом).

ИГ___ МЕ___ ДЫ___

НО____ ФА___ СЕ___

БУ___ ЗА____ ГИ____

Вставьте недостающий слог ДА-ДЯ .

ДЯ___ ВО___

МО___ ВОЛО___

Игра в мяч .

У лисы- лис__т___.

У белки- бельч__т__.

У ежа- еж__т__.

У волка- волч__т__.

У зайца- з__йч__т___.

Вставьте нужные по смыслу слова.

Надо …….игру начинять

Мама будет……. пирог рыбой начинать

Скульптор ……… глину мял

Дима ещё очень …. мал

Сын ….. как мама…. глядит

Гладит

Юра был….., что попал в первый….. рад

Ряд

Цветок у Вали…. завал

На дороге после урагана …. завял

Приятный запах у … маты

В спортивном зале тяжёлые … мяты.

Записать слова в три столбика .

А Я А-Я

Арбуз Маяк Автомат Мост земляника моряк аист яблоко обезьяна лилия

Какое слово лишнее? (мост)

Собери и запиши слова из букв . Объясни их значение. Отметь мягкость – твёрдость согласных перед гласными А-Я.

д,д,я, я н,н,я,я к,р,т,о,а,н

З,м,л,е,я к,р,я,а,о,г

Вставьте пропущенные буквы А-Я. «Подружи слова».

Хитрая б___бочк___

Ловкая мышк___

Пушистая зме___

Серая обезь___н___

Ядовитая кошк____

Яркая лис____

Заключительный этап

– Какие согласные мы учились различать на слух? – С какой парой букв мы работали на занятии? – Какая из букв обозначает мягкость согласного на письме? – Какая из букв обозначает твердость согласного на письме?

Литература.

  1. Коррекция оптической дисграфии. Мазанова Е.В.
  2. Весело, забавно, интересно. Дидактический материал по профилактике и коррекции дисграфии у учащихся начальной школы С-Пб 2008 год.
  3. Занимательные занятия логопеда для школьников. Яворская О.Н.2014год.
  4. Козырева Л.М.Тайны твёрдых и мягких согласных 2007 год.

Конспект группового логопедического занятия по коррекции устной речи.
Тема: Парные звонкие и глухие согласные

Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель-логопед специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Гремячинска
Описание: Овладеть грамотным обозначением парных звонких и глухих согласных в словах - задача не из легких. Эффективность ее решения зависит от множества факторов, в том числе от сформированности у учащихся умений фонетико-графического характера. К ним относятся: 1) умение верно соотносить звук и букву; 2) умение проводить последовательное разграничение парных звонких и глухих согласных (во время коррекционной работы осуществляется тактильно - вибрационный контроль, используются пиктограммы); 3) умение определять положение (позицию) звука в слове и качество звука (звонкость или глухость) в разных позициях. Материал будет полезен логопедам, учителям начальных классов, родителям.
Цель: Закрепление программной темы: «Звонкие и глухие согласные»;
Задачи:
Образовательные:

1.Формировать умение анализировать звуки по плану;
2.Активизировать и обогатить словарь детей через ответы на поставленные вопросы;
3.Формировать умения самостоятельного связанного высказывания.

Коррекционные:
1. Способствовать развитию слухового внимания и зрительной памяти.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие голоса
4. Развитие общей моторики

Воспитательные:
1. Формирование самоконтроля за речью детей.
2. Развитие умения выражать свое отношение к занятию и окружающему.
3. Воспитание уважения к людям труда.

Ход занятия.

1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, мои дорогие дети! Рада встречи с вами! Мне приятно видеть вас всех красивыми! Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас.
Чтобы наша речь была красивой, правильной мы должны запомнить очень важное правило:
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.
Все вместе повторяем правило вслух. (слайд 1)

2. Объявление темы занятия. Целеполагание.

Логопед: Посмотрите внимательно на таблицу, догадайтесь, над какой темой мы будем работать. Скажите, что вам известно по этой теме? (Выслушиваются все ответы учащихся). (слайд 2)
Логопед: Тема занятия – «Парные звонкие и глухие согласные». (слайд 3)
Наше занятие будет проходить празднично, интересно в форме ярмарки.
Петрушка (кукла на руке):
Почтенные господа! Пожалуйте все сюда!
Народ собирается, Ярмарка открывается!
У Петрушки на голове колпачок, я нарядно одета, давайте, и вы наденете колпачки. (слайд 4)
У вас на парте лежат карточки. Читаем их вслух. (Первые три карточки зачитываем индивидуально, четвертую карточку читаем все вместе.)
1. Научимся различать и правильно произносить звонкие и глухие согласные. (слайд 5
2. Будем говорить правильно и красиво. (слайд 6)
3. Узнаем много интересного о ярмарке. (слайд 7)
Об этом мы поговорим на занятии и сделаем маленькие открытия.
4. Сочиним маленькое стихотворение о ярмарке. (слайд 8)

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Чтобы наша речь была выразительной, правильной проведем артикуляционную гимнастику. «Сказка о веселом язычке»
Жил – был веселый язычок в своем домике. Губы – это первые дверки у домика. Зубы – это вторые дверки у домика. (слайд 9)
Выполняем упражнение: «Улыбочка и заборчик»
И потолок в этом домике есть, он называется небо. (слайд 10)
«Подними свой язычок вверх, найди потолок».
Язык нам нужен, когда мы едим, разговариваем. А в том, чтобы наши слова было слышно, нам помогает Голосок. Он тоже живет в домике. Этот домик находится в горле. Голосок может спать, а может и не спать. Когда голосок спит, он тихонько сопит, вот так: «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш». А когда просыпается, то поет песни. И так громко он это делает, что все слышат, вот так: «з-з-з-з», «ж-ж-ж-ж»! И стенки домика Голоска начинают дрожать. Дотрагиваемся ладонью до горлышка. (слайд 11)

4. Работа с изолированными звуками по плану.

Логопед: Петрушка, ты хочешь узнать, какие бывают согласные?
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные образуют пары.
Задание: давайте попробуем произнести звуки парами и определить, почему согласные называются парными? Звук, рядом с которым пустой квадратик мы произносим тихо, а рядом с которым колокольчик мы произносим громко и сразу называем, какое упражнение выполняют наши органы речи.
У каждого учащегося лежит своя карточка с заданием. Дети читают карточки вслух по очереди. Последний столбик читаем вместе с логопедом: когда мы произносим согласные …
(на экран проецируются по очереди слайды 12, 13, 14, 15, 16, 17)
Логопед: Ребята вы правильно вспомнили звонкие и глухие согласные и определили в чем их сходство и отличие.
Итак, мы сделали первое важное открытие: «Пары звонких и глухих согласных имеют определенную одинаковую артикуляцию. Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата». (слайд 18)

5. Сообщение нового материала.

(На экран проецируется слайд 19)
Логопед: Раньше на Руси проходили ежегодные народные ярмарки.
Устраивался большой торг с увеселениями, развлечениями. (слайд 20)
Ярмарка гудела, шумела и представляла собой огромную толпу торгующих и покупающих людей. Недаром говорят: «Шум как на ярмарке!». (слайд 21) На ярмарках устраивались кукольные представления, главным героем которых был веселый Петрушка. (слайд 22, 23) Ярмарка – всегда настоящий праздник, веселье, смех, радость. (слайд 24)
Ребята, а как вы думаете, что такое ярмарка? (Ответы учащихся)
Мы сделали второе маленькое открытие:
Ярмарка – праздник, веселье, смех, радость! (Читаем вместе вслух) (слайд 25)

6. Развитие фонематического слуха.

(слайд 26)
Логопед: Какое на ярмарке веселье без музыки, ты согласен Петрушка?! Посетим рынок на ярмарке. Пусть каждый из вас выберет понравившийся музыкальный инструмент, а Петрушка будет продавцом.
Петрушка: Ай да товар, ай да красота,
Неслыханное чудо, невиданное диво!
Дети выбирают музыкальный инструмент и садятся с ним на место. Назовите, пожалуйста, кто что выбрал и определите, есть ли в слове парный согласный, звонкий он или глухой? Как назвать гармошку, бубен, погремушку, дудку, барабан, колокольчик одним словом?
Задание 1: Поднимите инструмент, название которого начинается с глухого согласного, со звонкого согласного? Вы правильно справились с заданием.
Задание 2: У вас на партах лежат карточки с парными глухими и звонкими согласными. У каждого по одному согласному. Вы должны найти пару вашему согласному у других ребят, выйти вместе, правильно назвать пару согласных букв и определить, какой согласный звонкий, а какой глухой. Другие ребята проверят, правильно ли вы выполнили задание. (слайд 27)

7. Физминутка.

Логопед: Давайте, организуем маленькое представление с музыкальными инструментами.
Мы с вами будем веселиться и танцевать.
Звучит веселая музыка.
Выполняем речевую физминутку с движением со словами:
Балалайка, Балалайка,
Побренчи-ка, поиграй-ка!
Барабань-ка, барабан!
Разверни бока баян!
К небу поднимаем трубы,
Громко, громко дуем в трубы.
В бубен бьем, бренчим, дудим,
Барабаним и трубим!

8. Дифференциация звуков в слогах, чтение слогов по таблице.

(слайд 28, 29)
Логопед: Ребята, как звучали наши музыкальные инструменты? (громко). Произнести слоги парами, изменяя силу и высоту голоса. Одни слоги мы будем произносить громко, другие тише, вместо схемы вставьте нужный пропущенный слог. Чтение карточек индивидуально и хором.

9. Сообщение дополнительного нового материала

Логопед: Ребята, проводятся ли ярмарки теперь? (Ответы детей) (слайд 30)
И сейчас в России проводятся ярмарки. На ярмарку народные умельцы привозят множество изделий, сделанные своими руками; привозят на ярмарку и другой различный товар: мед, осенний урожай и многое другое. Проходят они также шумно, празднично, весело и интересно! Благодаря умельцам и создаются такие праздники. (слайды 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42) Я уверенна, среди вас есть те, кто любит рисовать, лепить, вышивать, мастерить. Умеете?
Слушаются высказывания детей.

10. Творческое задание, рефлексия.

Логопед: Все вместе составим маленькое стихотворение на тему: «ЯРМАРКА» по схеме. (слайд 43)
ЯРМАРКА
– шумная, веселая, яркая!
Веселит, шумит, торгует,
Радость в дом приносит.
Ярмарка – труд людей прославляет!
Читаем вслух получившееся стихотворение. (слайд 44)
Петрушка: Чтобы случаев не было таких неясных,
И ответов не было плохих.
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтоб не путать звонких и глухих!
Логопед: Чему вы сегодня научились? Что узнали нового и что еще хотели бы узнать?
1. Мы сегодня учились закреплять, правильно произносить звонкие и глухие согласные. Нашли ответы на все вопросы и сделали маленькие открытия.
I открытие: «Пары звонких и глухих согласных имеют определенную одинаковую артикуляцию. Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата».
II открытие: «Ярмарка – праздник, веселье, смех, радость!» (слайд 45)
2. Оценка работы детей на занятие.
3. Оценка занятия детьми.
У вас, ребята, хорошее настроение! У меня тоже прекрасное настроение!
Я хочу, чтобы ваша ярмарка сегодня продолжилась у вас в классе с друзьями за чашкой чая с баранками и чтобы своими впечатлениями об этой ярмарке вы поделились с окружающими вас людьми.
Спасибо. До свидания!

Презентация на тему: Парные звонкие и глухие согласные

Ольга Кряж
Конспект открытого логопедического занятия «Лисья школа»

Цели и задачи.

Коррекционно-образовательные :

Закрепить слуховой и моторный образ звука [С],

Автоматизировать звук [С] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и чистоговорках,

Учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику.

Коррекционно-развивающие :

Развивать общую моторику, используя физминутку «Лиса» ,

Работать над развитием артикуляционной моторики,

Развивать фонематический слух,

Закреплять умение согласовывать имена существительные с прилагательными.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать желание говорить правильно и красиво,

Побуждать интерес к логопедическим занятиям ,

Воспитывать у детей активность на занятии .

Оборудование : зеркала, таблица моделирования и дифференциации артикуляционных укладов, компьютер, флажки, полоски с буквами, карандаши по количеству детей.

Ход занятия:

Логопед : Здравствуйте дорогие ребята!

Путешествие начинаем

И слова все повторяем.

Звуки верно произносим,

Что не ясно - сразу спросим!

Логопед : Для того, чтобы звуки четко произносить, нужно ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику для языка и губ.

(Картинки артикуляционных упражнений выводятся на экран) .

Логопед : Очень любит наш роток улыбаться (упражнение «Улыбка» , а подвижный язычок работой заниматься. Наш язычок лопатку сделал, раз, два (упражнение «Лопаточка» , а потом забор построил. Красота! (упражнение «Заборчик» ).

Логопед : Ребята, сегодня мы научимся правильно произносить звук, а какой, вы узнаете сами, если отгадаете, какого зверя задумал нарисовать художник.

(На экране появляется лисий хвост)

Дети : Лиса. (На экране появляется лиса)

Логопед : Ребята, послушайте, пожалуйста, мою загадку. В птичник повадится - жди беды. Рыжим хвостом заметает следы. (На экране появляется звуковой анализ слова «лиса» )

Логопед : В слове «лиса» четыре звука, назовите мне, пожалуйста, третий звук (логопед указкой указывает на синий круг, при этом утрировано произносит звук [С], в слове «лисссса» ). Ребята, кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься? Совершенно верно, мы сегодня будем учиться четко и правильно произносить слова со звуком [С]? И в этом нам поможет наша гостья - лисонька. Она вас, ребята, приглашает в свою школу , которая так и называется «Лисья школа » .

(На экране появляется изображение школы )

Логопед : Ребята, произнесите звук [С]. Что вам этот звук напоминает? (Ответы детей) . Молодцы, вы все верно сказали.

Логопед : Посмотритесь в зеркала, возьмите в руки карточки, друзья! Без них анализ звука никак нам дать нельзя. Давайте выложим на таблице артикуляционный образ звука [С].

(Согласно схеме дети разбирают совместно с логопедом артикуляцию звука[С]:

Губы улыбаются;

Зубы сближены;

Кончик языка находится за нижними зубами;

Посередине языка идет сильная, холодная, воздушная струя;

Горлышко молчит.

(На экране появляются три домика : красный, зеленый и синий)

Логопед : Какой это звук? Гласный или согласный? (звук [С] - согласный) . Значит, Красный домик должен исчезнуть? Проверим? (логопед нажимает курсивом на Красный домик и он исчезает). Ребята мы с вами определили, что звук [С] - согласный. Но в каком домике он живет? В Синем или в Зеленом? Давайте с вами вспомним, какие звуки живут в Зеленом домике, а какие в Синем? (Ответы детей) . В слове «лисссса» звук [С] как звучит? Значит, он будет жить в. (синем домике) . Правы мы или нет? Сейчас узнаем (логопед нажимает курсором на Зеленый домик и он исчезает. Синий домик при нажатии не исчезает.

Логопед : В школе у лисы учатся не только четко произносить звуки, но и писать буквы. На письме звук [С] обозначается буквой С (на экране появляется графическое изображение буквы С.

Логопед : Скажите, мне, пожалуйста, из каких элементов состоит буква С? (из полукруга) . На что похожа буква? (Ответы детей)

(На экране появляется изображение месяца и мышки с сыром)

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Села мышка в уголок,

Съела сыра кусок.

Логопед : Проверим, запомнили ли наши дети букву С?

(Логопед каждому ребенку раздает бумажные полоски с буквами)

Логопед : Ребята, у каждого из вас есть бумажные полоски с буквами (показ, нужно среди них найти букву С и ее подчеркнуть. (Индивидуальное выполнение задания)

Логопед : Давайте покажем лисичке и лисятам, как вы умеете сидеть тихо и внимательно слушать. Я буду называть звуки, а вы, если услышите звук С, поднимите флажки : Ц, Ш, С, П, Ч, Р, С.

Физминутка «Лиса» .

Логопед : А сейчас лисичка предлагает вам ребята немножко отдохнуть и выполнить её любимое упражнение «Лиса» .

(На экране появляется текст физминутки. Дети выполняют упражнения согласно тексту)

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать себе лапки стала

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру : от кисти к плечу, от ступени к бедру и т. д.)

А потом ладошкой

Пошлепала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица-Лиса!

(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину)

До чего же хороша!

На экране появляются слоговые дорожки типа :

су-су- су,

Дети по цепочке прочитывают слоги.

Логопед : Слово спряталось куда-то.

Слово спряталось и ждет :

«Пусть найдут меня ребята.

Ну-ка, кто меня найдет?»

Са-са-са - это хитрая. (лиса) .

Су-су-су - и живет она в. (лесу) .

Сы-сы-сы - много дел у. (лисы) .

Со-со-со - она крутит. (колесо) .

(Во время проговаривания слов на экране появляются соответствующие картинки)

Логопед : Молодцы! Давайте еще раз вместе с лисичкой повторим чистоговорки.

Логопед : Отгадайте, какие словосочетания загадала лисичка. Правильно назовите предметы, которые появятся на экране.

Логопед : Желтый.

Ребенок : Самолет. (На экране появляется изображение самолета)

Оранжевый. (Лист) .

Желтые. (Часы) .

Красная. (Редиска) .

Белый. (Стакан) .

Красное. (Кресло) .

Серый. (Слон) .

Логопед : Лисичка благодарит вас, ребята, за интересную и творческую работу и ставит вам оценку. (на экране появляется оценка) . Я думаю, что лисичке очень понравилось с вами играть, поэтому она вам поставила оценку пять. На этом, ребята, наше занятие подошло к концу . До новых встреч!

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Тема: «Звук [Ш]» Звук [ш] Цели: - Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях; - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;.

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР в подготовительной группе. Тема: «Транспорт». Задачи. Коррекционно- образовательные: 1. Продолжать учить звуко-буквенному анализу и синтезу слов, выкладывать звуковую схему. 2. Закреплять.

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы. Тема: «Автоматизация звука «З» Тема: «Автоматизация звука «З» Цель: автоматизация звука «З» изолировано, в слогах, в словах и предложениях. Речевые задачи: закреплять.

Конспект логопедического занятия. Лексическая тема «Посуда» (старшая группа) Лексическая тема «Посуда». Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении,деталях и частях.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы: «Здравствуй, школа» Коррекционно-образовательная цель: Расширить и закрепить представление о школе, учебной деятельности. Активизировать словарь по теме “Школа.

Конспект открытого логопедического занятия «Прогулка в осенний лес» Тема: «Прогулка в осенний лес» Коррекционно-образовательные цели: 1. Развивать словарь по теме. «Лес», закрепить названия деревьев, кустарников,.

Конспект открытого логопедического занятия в «Домашние животные» Занятие проводилось индивидуально, возраст ребёнка- 1г. 3 мес. Цели: 1. Развитие положительных эмоций. 2. Активизация работы лицевых мышц.

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Школа маленького дизайнера» Задачи: Коррекционно- образовательные цели. 1)Обобщение и систематизация представлений об окружающем предметном мире, об одежде, обуви,.

Конспект открытого логопедического занятия «Волшебное путешествие» для детей 5–6 лет Конспект открытого логопедического занятия «Волшебное путешествие» для детей 5-6 лет. Цель: повторение пройденных лексических тем, закрепление.

Конспект открытого занятия «Школа пешеходных наук» (младшая группа) Цель: Закрепить знания о правилах перехода улицы без помощников, о пешеходном переходе, светофоре. Наглядные пособия: Макет проезжей части.

Библиотека изображений:



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS