Главная - Голос
Сценарий праздника «Дети разных народов» для начальных классов. Праздник коренных народов мира Сценарий ко дню коренных народов мира

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Международный день коренных народов мира (International Day of the World"s Indigenous People) установлен 23 декабря 1994 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и отмечается ежегодно 9 августа.

Эта дата является первым днем заседания Рабочей группы ООН по коренному населению , учрежденной в 1982 году.
Каждый год Международный день коренных народов мира посвящен определенной теме. Основное внимание Международного дня в 2016 году уделено теме "Право коренных народов на образование ".

В международном праве до сих пор нет четкого и общепризнанного понятия "коренные народы". В то же время сложились некоторые характерные для коренных народов признаки. Во-первых, самый главный признак, это историческая связь (преемственность) коренных народов с территорией их настоящего проживания. Во-вторых, это самосознание себя в качестве таковых. То есть коренные народы сознательно указывают на свою принадлежность к коренным народам и считают себя отличными от остальной части населения. В-третьих, это наличие собственного языка, культуры, обычаев, традиций и иных социальных, экономических и политических институтов, полностью или частично регулирующих их жизнь. В-четвертых, это желание сохранить свою землю и этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа.

Долгое время коренные народы рассматривались в качестве низших, отсталых и нуждающихся в развитии народов. Зачастую эти доводы приводились в оправдание определенных юридических концепций, законов, а также международных решений, притесняющих их права.

Поворотным моментом в защите прав коренных народов на международном уровне стали 1970-е годы, когда Подкомиссия Организации Объединенных Наций по предупреждению дискриминации и защите меньшинств рекомендовала провести всеобъемлющее исследование по вопросу о дискриминации коренных народов. Результаты этих исследований оказали сильное влияние на общественное мнение, и в 1982 году Экономический и социальный совет ООН создал при Комиссии ООН по правам человека Рабочую группу по коренным народам .

В 1990 году Генеральная Ассамблея провозгласила 1993 год Международным годом коренных народов мира. Впоследствии Генеральная Ассамблея учредила два международных десятилетия коренных народов мира: с 1995 года по 2004 год и с 2005 года по 2014 год. Целью обоих десятилетий было укрепление международного сотрудничества по решению проблем, с которыми сталкиваются коренные народы в таких областях, как права человека, окружающая среда, образование, здравоохранение, экономическое и социальное развитие.

13 сентября 2007 года Генеральной Ассамблеей была принята Декларация о правах коренных народов.

Декларация не включает определения понятия "коренные народы". Согласно Декларации, основополагающим критерием является собственное осознание себя как коренного народа. В Декларации сказано, что коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

© AP Photo / Dario Lopez-Mills

© AP Photo / Dario Lopez-Mills

Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов - право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.

По данным ООН, в мире насчитывается порядка 370 миллионов представителей коренных народов, живущих в 90 странах. При том, что они составляют менее 5% мирового населения, 15% беднейших жителей планеты приходятся именно на них. Коренные народы являются носителями 5 тысяч различных культур и подавляющего большинства мировых языков, общее количество которых составляет приблизительно 7 тысяч.

© AP Photo / Thomas Kienzle


© AP Photo / Thomas Kienzle

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных соглашений.

В развитие этих положений были приняты три специальных Федеральных закона: "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 года, "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 20 июля 2000 года и "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 7 мая 2001 года. Кроме того, права и интересы малочисленных народов в области традиционного природопользования и использования живых биологических ресурсов частично нашли свое закрепление в Земельном, Лесном, Водном и Налоговом кодексах, в ряде законодательных актов и постановлений правительства РФ.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Сценарий праздника «Дети разных народов»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.

Задачи:

1. Формировать у детей интерес и уважение к людям разных стран мира и национальностей, к их культуре и деятельности.

2. Воспитывать терпимое (толерантное) отношение к представителям армянской, азербайджанской и узбекской национальностям.

3. Формировать желание дружить друг с другом, помогать, творить добро по отношению к ближним.

Оформление: Эмблема «Толерантности» - земной шар, вокруг которого разноцветные ладошки, плакаты о дружбе, изображение детей разных народов, воздушные шары.

Предварительная работа : Работа с картой мира, с глобусом; Рассматривание картин, иллюстраций о жизни людей разных стран; Чтение художественной литературы разных народов мира; Заучивание пословиц о дружбе (друга ищи, а найдешь береги; верный друг лучше сотни слуг; дерево живет корнями, а челок друзьями; сам погибай, а товарища выручай); Составление рассказов «Портрет моего друга» (использование приема «живая картина», с помощью прикладывания пустой рамки); Выставка совместных работ детей и родителей «Улица Дружбы» .

Ход мероприятия. Ведущие мальчик и девочка. Мальчик одет в русский народный костюм. Девочка одета в узбекский костюм.

Мальчик: говорит вступительное слово о предстоящем празднике, акцентируя внимания детей на новом слове – толерантность, объясняя его смысловое значение. «На нашей планете огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать. Нужно с добром к людям в дом приходить, Дружбу, любовь в своем сердце хранить! Ребята, а в какой стране живем мы?» Дети: В России. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу.

Девочка : Много нас разных: задорных, веселых, светлых и темных, красивых, здоровых! Сколько же вместе дорог будет пройдено! Край у нас общий и общая Родина! И чтобы Россия могла процветать Душою и сердцем должны мы понять, Что мир от отцов нам достался в наследство, А дружба для мира надежное средство! Все дети планеты, давайте дружить И Землю родную беречь и любить. Чтоб мир для потомков своих сохранить! Девчонки, мальчишки, Нам в будущем жить! Страна моя огромная - Россия, В сравненье с ней Канада и Китай не выглядят такой особой силой, как наша.

Гордость - наш родимый край.

Все мы - народов разных дети,

Россия наш огромный общий дом

Веками мы живем под общей крышей

Нам хорошо, уютно в доме том.

И в то же время мы народ единый,

Достичь мы сможем многого

Когда мы будем вместе – мы непобедимы,

Мы знали это правило всегда.

Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле… ».

Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу.

Встречайте детей разных национальностей.

(В зал под музыкальную презентацию входят дети в разных национальных костюмах, проходят по кругу).

Каких народов только нет

В стране великой нашей: Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты - Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ.

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране Кого?

Конечно, русских!

Дети танцуют «Русский народный танец».

Российский край, моя земля,

Родимые просторы! У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.

Сады цветут на юге.

На севере снега вокруг – Там холода и вьюги.

Российский край, как ты велик!

С границы до границы

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.

Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

Родина у всех одна.

Привет тебе и слава,

Непобедимая страна,

Российская держава!

Дети танцуют «Казачий танец».

Живут в России разные Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия, У нас у всех одна.

Язык порой разный и разная вера.

Мы стали для всех образцом и примером.

Дети России дружны с детских лет,

В этом, пожалуй, наш главный секрет.

Общие игры у нас и забавы,

Общая школа и общее право.

Общее солнце, земля, где живем,

Учимся вместе и вместе растем!

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности.

Мальчик : Молодцы! Наша страна многонациональна, в ней живут представители разных национальностей и народностей.

Национальный язык у нас русский. Россия имеет свои традиции и обычаи. Давайте познакомимся с ними поближе. (Звучит музыка, в зал входит представительница России – «Матушка Русь «в русском народном костюме, выносит каравай, кланяется гостям).

Мы всегда гостей встречаем,

Круглым, пушным караваем,

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником.

Русский народ славится своим гостеприимством. Есть такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом, да солью. Эту замечательную традицию передала мне моя бабушка, а теперь я передаю её вам.

Девочка : Ребята, а какие традиции и праздники вы знаете, и как отмечают, эти праздники. Дети: Масленица, Пасха, Осенины, Рождество, Святки, Яблочный спас. Все люди веселятся, угощают всех гостей, приходящих в дом, играют, проводят конкурсы, водят хороводы. Ведущий: Правильно! Вот и мы сейчас с вами вспомним замечательную традицию – водить хоровод.

Давайте все встанем, возьмемся дружно за руки, пригласим всех желающих и нашу замечательную гостью, которая напомнит нам как правильно нужно водить хоровод (хоровод «Во поле березка стояла»). Все слова сопровождаются движениями). После хоровода все рассаживаются на свои места.

Мальчик: Матушка – Русь: но не только хороводами и караваем славится Россия, но и веселыми играми. В одну из таких игр мы сейчас поиграем: игра называется «Гуси - Лебеди» (Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой - волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей: «Гуси-лебеди, домой!» Гуси отвечают: «Старый волк под горой!» - «Что он там делает?» - «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет».- «Ну, бегите же домой!» Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы)

Девочка: Спасибо тебе, Матушка Русь, за гостеприимность твою, хороводы и игры, но нам пора прощаться. Дети: До свидания! (Матушка Русь уходит)

Мальчик : В России живут не только русские люди. Наша страна много национальна.

Среди воспитанников нашего детского сада есть и другие национальности: армяне, и узбеки. Давайте теперь познакомимся с ними.

Звучит узбекская народная музыка, в зал входит представительница Узбекистана, одетая в народный костюм, здоровается с детьми на родном языке и переводит свои слова) представители разных национальностей и народностей.

Мальчик.
Узбекистан находится в Средней Азии. Это густонаселённая страна. На юге - горы, но большая часть территории - пустыни, среди которых одна из красивейших в мире - Кызыл кум.

Девочка: Узбекистан называют страной «белого золота», потому что здесь выращивают хлопчатник. Из него получают хлопок для изготовления ткани. Именно из этой ткани шьётся национальный мужской полосатый халат. Узбечку тоже нетрудно узнать по яркому шёлковому платью, а ещё по множеству заплетённых косичек. И мужчины, и женщины носят тюбетейки - шапочки, вышитые красочным узором.

Мальчик: Знаменитые города в Узбекистане - это Бухара и Самарканд. В Самарканде жил великий полководец Тамерлан. С тех пор сохранились дворцы, мечети, украшенные мозаикой и резьбой. А в Бухаре жил хитрый и остроумный Ходжа Насреддин. Народ сложил о нём много легенд.
Девочка: Если вы попали за праздничный стол к узбекам, то обязательно отведайте плов. Это древнейшее восточное блюдо из риса и баранины. Есть его принято руками. Считается, что только так можно по-настоящему ощутить вкус этого блюда. Ну а развлекать вас будут своими великолепными танцами восточные красавицы.

( Гостья исполняет народный узбекский танец). Кто-то хочет научится танцевать? (Выходят желающие девочки, показываются простые элементы танца, после чего всех угощают национальным кушаньем.

Девочка: К нам уже спешат следующие гости, встречаем их (Раздается армянская музыка, в зал входит представительница Армении в народном костюме.

Мальчик : Армения - одна из стран Закавказья. Это, в основном, горная страна. Древнее название Армении - Наири. Это значит - « страна рек». Их в Армении более двухсот.

Девочка: Столица Армении - город Ереван - был основан почти 3000 лет назад. Это город очень древний и очень красивый. Его украшают дома из природного розового камня -туфа. Это делает город похожим на цветок. В самом Ереване и его окрестностях до сих пор сохранились многие памятники старины.
Мальчик: Жемчужина Армении - высокогорное озеро Севан. Его гигантская чаша зажата со всех сторон кольцом гор. В озере изумительно чистая вода. Там водится редкий вид рыбы форели. В озеро впадают десятки рек, но вытекает только одна.
Девочка: Природа Армении мягкая и суровая. Когда в одном уголке падает снег, в другом - наливаются соком персики и виноград, растёт миндаль, инжир, хурма, гранат.

В Армении вас обязательно угостят лавашем, голубцами из виноградных листьев и, конечно же, шашлыком. А также вас не оставит равнодушными прекрасный кавказский танец.

Исполняется кавказский танец.

Мальчик: Как и в России, в Армении много замечательных игр, давайте поиграем в одну из них. (Армянская подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух» или «Хох, джур, крак, от»). Играющие встают в круг, в центре ведущий. Он бросает мяч одному из играющих, произнося при этом одно из слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий говорит: «Земля!», тот, кто поймал мяч должен быстро назвать какое-нибудь животное; если «Вода!», то название рыбы; если «Воздух!», в этом случае птицы; а если же «Огонь!», все дружно должны повернуться кругом и помахать руками. Ошибающиеся выбывают).

Девочка: Важно не только жить в мире и согласии с народами разных стран, но необходимо уметь дружить и со своими сверстниками, в независимости от их национальности, обычаев и традиций. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что каждый из нас может попасть в беду и мы не можем угадать где и когда. Мы живем один раз на Земле, поэтому давайте творить добро каждый день.

Стихи детей :

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда,

Рвануться на выручку нужно,

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно прожит!

На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало

Тому, с кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты!

Услышишь ты песенку чью-то,

И станет светлее кругом:

Волшебное самое чудо

Мы дружбой не даром зовем.

Мальчик:

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

Веришь в чудо, в доброту,

Взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

Оставайся им навсегда

И будь ещё галантен!

Встают в хоровод все: и дети, и родители и гости.

Есть белые дети,

Есть черные дети,

Есть желтые дети

На нашей планете.

Но дело не в цвете,

А в том, что на свете

Друг другу всегда

Улыбаются дети!

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Хочу я чтоб общими были на веке –

И небо, и море, и горы, и реки,

И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.

(Все вместе) Пусть будут все дети на веке друзьями!

Все поднимают руки вверх и хлопают.

Хоровод дружбы «От улыбки станет всем светлей»

Подружки и товарищи
У нас повсюду есть
Подружек и товарищей
По всей земле не счесть!
Пусть весело и дружно
Ребята все живут
И песенку о друге
О друге все поют

Исполняется песня о друге.

Участники праздника становятся в «хоровод дружбы».





От кавказской дудки до шорской утки. Жизнь и быт коренных народов России - День коренных народов - международный праздник отмечают по всему миру 9 августа

9 августа весь мир отмечает День коренных народов мира. В России насчитывается несколько десятков коренных народов. Большинство из них проживает в Сибири, на Севере и на Дальнем Востоке. Несмотря на то, что быт многих народов уже почти не отличается от привычного нам, они по сей день сохранили свой традиционный уклад, их обычаи передаются из поколение в поколение.

Огромный урон коренному населению был нанесен в советские годы, в период коллективизации. Аборигены утратили свою автономность. Многие покинули свои изначальные места проживания, местное население ассимилировалось с пришлым. Сегодня многие переезжают в другие регионы России. Есть народы, которые оказались на грани вымирания.


Малочисленные и исчезающие

Один из самых малочисленных народов в России живет на Северном Кавказе. Чамалалы, или чамалинцы проживают в Дагестане и Чечне. В начале XX века их насчитывалось 3438 человек. Со временем осталось всего 24 чамалала, согласно переписи населения 2010 года. Чамалинцы исповедуют ислам, на протяжении долгого времени в народе почитали духов гор, верили в магию и шаманизм. Культура этого народа отмечается богатейшим песенным фольклором. Основные музыкальные инструменты чамалинцев - дудка зурна, название которой переводится как «праздничная флейта», бубен и пандур, струны которого изготавливают из кишок животных.
Чамалалов в России осталось очень мало. Фото: Большая Российская энциклопедия

Шапсуги - народ, который на Кавказе имел репутацию «непобедимого», сейчас проживает в Адыгее и на побережье Чёрного моря в Краснодарском крае. Их численность - 4 тысячи человек. Своё название они получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсухо. Число членов семьи у шапсугов могло достигать ста человек. Шапсуги активно противостояли русским войскам во время Кавказской войны (1817-1864). Знаменитый «лев черкесов» Шеретлук Казбич, этнический шапсуг, послужил Михаилу Лермонтову прообразом Казбича в повести «Бэла». После окончательной победы русских войск в Кавказской войне, шапсуги спешно стали покидать родину и отправились в Турцию. По разным данным, мигрировали от 150 до 300 тыс. человек. И шапсугов в России осталось лишь не более 4 тысяч.

Телеуты - коренной народ Кемеровской области. На сегодняшний день их насчитывается около 2 тысяч человек. Древняя традиция телеутов, когда гости встречают друг друга песней, забыта. Тем не менее, сохранилась чайная церемония. Телеуты особо почитают чай на таёжных травах, готовят свои национальные блюда. Они славятся также своими деревянными куклами-оберегами. Их лица тщательно вырезают, причём этим ритуалом занимается специальный человек. Раньше с куклами проводились целые обряды. Есть у этого народа своё «место силы» - гора Шаанту, или Звенящая гора в деревне Шанда. По легендам, здесь живут духи их предков. Телеуты верят, что на горе сосредоточена сильнейшая энергия. Сейчас их быт практически не отличается от нашего.

В Ленинградской области проживает три коренных народа. В первую очередь, связано это с историческими особенностями и географическим положением региона. Представители коренных меньшинств обитали здесь ещё задолго до появления Петербурга на карте мира. Все они относятся к финно-угорской группе, включающую в себя такие народы, как ижорцы (169 человек), вепсы (1380), водь (33). Последние упоминаются в древнерусских летописях с 1069 года. Вепсов, которые до установления советской власти именовались чудью, в 1937 году коснулся сталинский террор. Под запретом оказалась любая деятельность, связанная с их культурой, закрылись школы, прекратилось издание книг и учебников. На вепсов обрушились репрессии. В 2006 году их внесли в Перечень коренных малочисленных народов.


Уходящие языки

А спустя три года и язык вепсов ЮНЕСКО отнесла к исчезающим. Язык ижорцев постигла та же участь. Кроме того, существует и другая проблема - в районах, где проживают последние представители ижорского народа, активно строят порты и промышленные зоны.

В Республике Хакасия и на территории Красноярского края проживают хакасы, численность которых по последней переписи насчитывает приблизительно 74 тыс. человек. Издревле они разводили крупный рогатый скот, лошадей и овец и прозвали себя «трёхстадным народом». Традиционный уклад жизни хакасов был утрачен в 1930-е годы во время коллективизации.

ЮНЕСКО отнесла хакасский язык к разряду исчезающих - фактически коренной народ почти не общается на родном языке, его вытеснил русский. Другая проблема - растущий процент убыли населения. Зачастую хакасы предпочитают уезжать из Сибири в Центральную Россию или за границу.

Представители народа манси, которые живут в Пермском крае, в Свердловской области и в Ханты-Мансийском автономном округе, прославились на всю страну. Например, Руслан Проводников - чемпион мира по боксу. Поэт Юван Шесталов при Брежневе выпустил свою «Языческую поэму», эпос народов манси. Произведение было удостоено Государственной премии РСФСР. Художник и один из основоположников абстракционизма Василий Кандинский также имеет корни манси.

Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества. Однако при всем при этом все меньше представителей этого народа знают родной, мансийский язык. На 2010 год говорящих на нём людей осталось менее тысячи, все чаще манси переходят на русский.

Род занятий

Сейчас численность манси - более 12 тысяч человек. Этнос сформировался из-за слияния угорских и местных племён Урала. Это породило своеобразное соединение культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов. Подобное культурное слияние сохраняется вплоть до сегодняшнего дня.

До 1931 года эвенков, населяющих Забайкалье, именовали тунгусами. Эвенки относятся к малым коренным народам Сибири и Дальнего Востока. Численность населения эвенков по последним данным составляет более 38 тысяч человек. Старшее поколение традиционно занимается охотой и оленеводством.

Вплоть до XIX века охотники использовали лук и стрелы. Однако молодёжь уже теряет интерес к промыслам предков. Но эвенкам удалось сохранить свою самобытную культуру. Представители этого народа убеждены, что честность - их отличительная черта. Например, у эвенков-кочевников есть традиция: если нашли какую-то чужую вещь на таёжной тропе, обязательно найдут хозяина и отдадут ему. Интересно то, что известные географические названия - Енисей, Чита, Лена, Сахалин - русские первопроходцы заимствовали у эвенков.

Нанайцы, которых сейчас насчитывается 12 тысяч человек, живут преимущественно в Хабаровском крае на Амуре. Небольшие группы имеются на Сахалине и в Приморском крае. Старое название нанайцев - гольды. Гольдами до сих пор называет себя часть нанайцев старшего поколения, особенно в некоторых районах Приморья.

Огромную роль в жизни нанайцев играло рыболовство. Настолько большую, что целых пять месяцев в хозяйственном календаре нанайцев именуются названиями рыб. До прихода русских землепроходцев в середине XVII века нанайцы занимались традиционными промыслами, изготавливали обувь и одежду из рыбьей кожи, конопли и крапивы. Отличительной особенностью нанайцев был халат, скроенный по типу китайского кимоно. На сегодняшний день традиционные промыслы продолжают развиваться, но уже в рыболовецких артелях.

Как и рыболовы-нанайцы, к северным народам относятся эскимосы и чукчи. Эскимосов в России насчитывается, по данным последней переписи, 1738 человек. Живут они в близком соседстве с чукчами на восточном побережье Чукотки и на острове Врангеля. Эскимосы называют себя «юк», что в переводе означает «человек». Занимаются они морской охотой и оленеводством. В каждой деревне есть свой шаман, который для эскимосов является посредником между миром духов и миром людей.

На весь мир известен так называемый «эскимосский поцелуй». Для них это выражение привязанности и нежности. Западная культура заимствовала у эскимосов этот жест. Очень самобытна кухня эскимосов, которая ярко указывает на промыслы этого народа. В блюдах эскимосов часто встречается мясо моржей, белух, нерп, оленей и даже белых медведей.

Другой северный этнос оказался более многочисленным. Чукчей насчитывается в России почти 16 тысяч человек. Проживают они в основном в Якутии, на Чукотке и в Камчатском крае. Уже в первом тысячелетии н.э. чукчи стали контактировать с эскимосами, но уже в XV веке вытеснили их в другие районы. Чукчи употребляют самоназвание лыоравэтлян, что означает «настоящие люди». Помимо того, что чукчи - превосходные охотники и оленеводы, они искусно научились обрабатывать кость и моржовый клык. В XIX веке даже возникли косторезные объединения.

Шорцы, население которых, по данным последней переписи, составляет около 13 тыс. человек, в основном проживают на юге Кемеровской области (более 10 тысяч человек), остальная часть этого народа расселена на территории Алтая, Хакасии, Красноярского края. Впервые степные шорцы упоминаются в XVII веке. В это время русские активно начинают осваивать верховья реки Томь.

В жизни этого народа большое место занимало кузнечное дело, добыча руды. Поэтому русские стали называть шорцев кузнецами. Отсюда и появилось название «Кузбасс» - Кузнецкая земля. На сегодняшний день большинство шорцев работают на шахтах, а традиционные промыслы ушли на второй план. Тем не менее в Шерегеше, к примеру, и по сей день сохраняется традиционный образ жизни.

Защита и возрождение

Если говорить о господдержке коренных малочисленных народов, то здесь не все так однозначно. Некоторые регионы разрабатывают стратегии поддержки, выделяют средства на помощь аборигенам, активно способствуют возрождению из культуры. К примеру, губернатор Ленинградской области в феврале этого года предложил создать масштабный культурно-этнографический проект «Деревня коренных народов». Цель проекта - рассказать о народах Ленобласти, подключить к нему молодёжь. В настоящее время проектом занимается комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям.

В Красноярском крае вопрос о поддержке северных народов вышел на государственный уровень. Чиновники и общественные организации рассмотрели стратегию государственной политики по обеспечению гарантий прав северных народов до 2025 года. А в прошлом году на поддержку коренного населения выделили 347 млн рублей. Приняты законы о поддержке оленеводства и возмещении ущерба, который наносится при промышленном освоении территорий, на которых исконно проживают аборигены.

Однако в некоторых регионах вопросами поддержки коренного населения никто не занимается. Хотя зачастую коренные народы в состоянии позаботиться о себе сами. Они поддерживают свои традиции - передают легенды, секреты ремесла, язык из поколения в поколение. У многих народов имеется свой музей, где собраны предметы быта, одежда, амулеты, священные предметы и всё то, что определяло культуру народа.

Несмотря на то, что многие языки исчезают, вопреки всему интерес к родной речи возрождается. В Кемеровской области дети в летних лагерях изучают телеутский язык, в этом году вышел самоучитель водского языка. Недавно учёные составили первый мансийско-русский и русско-мансийский словарь. Во многих регионах издаются учебники, самоучители и исторические книги.

Фестивали коренных народов становятся традиционными. Например, в Хакасии приобрёл широкий размах «ренессанс шаманизма». Этому активно способствуют местные шаманы, которые пытаются возродить сакральное отношение к природе. Современные телеуты осваивают валяние из шерсти и пошив национальных кукол. Для этого в местных домах культуры организованы детские кружки по рукоделию, изобразительному искусству.

Ежегодно отмечаются национальные праздники, которые помогают хранить культурные традиции. Обычно на подобных торжествах звучат песни, смысл которых понятен не всем. Шорцы возобновили свои праздники с 1985 года. Торжество всегда сопровождается исполнением песен, эпоса, а также спортивными состязаниями.

Сегодня, 9 августа 2018 года отмечается Международный день коренных народов мира. Праздник был учрежден резолюцией Генассамблеи ООН от 23 декабря 1994 года. Памятная дата относится к первому заседанию рабочей группы Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов, которая была создана в 1982 году.

Международный день коренных народов мира отмечают во всем мире. Коренные народы проживают на территории около 90 государств. Их количество достигает 370 млн чел. Каждый народ имеет свой язык, традиции и обычаи. На сегодняшний день в России находится до 50 этносов, где живут 40 коренных народов. Значительная часть из них, свыше 65 %, проживают в сельской местности.

Поздравления в Международный день коренных народов мира может быть в стихотворной форме:

В день коренных народов мира

Желаю радости большой,

Огромной мудрости и силы,

Беречь единство всей душой.

Хранить тепло, уют традиций,

Не забывать язык родной,

Беречь надежно в самом сердце,

Передавать их вновь и вновь.

День коренных народов мира

Сегодня отмечаем мы.

Их мало, но в единстве - сила,

Так будьте ж, вы, друзья, сильны!

Вам пожелания простые:

Покой, удача, мирный дом,

И в доме чтоб всё было мило

И чтобы счастье жило в нём.

Свой язык свято беречь,

Все традиции и речь.

От нападок охранять,

Идентичность утверждать.

Численность всем увеличить,

Соблюсти закон чтоб личный.

Среди всех торжествовать,

Жить, любить и процветать.

Международный день коренных народов мира относится к первому заседанию рабочей группы ООН

Международное право не дает четкого определения коренных народов. С другой стороны, они имеют некоторые признаки и характеристики. Коренные народы исторически связанны с территорией своего проживания. Кроме того, представители коренных народов осознают, что отличаются от другой части населения. Конечно, коренные народы имеют свой язык, культуру и пр. Они стремятся сохранить свою самобытность и в дальнейшем.

На протяжении долгого времени к представителям коренных народов относились как к людям отсталым и недостаточно развитым. Зачастую такая ситуация была связана с принятием решений, которые в разной степени ущемляли их права. Ситуация изменилась в 70-е годы прошлого столетия.

Подкомиссией ООН, которая занималась предупреждением дискриминации и защитой прав меньшинства, было рекомендовано проведение масштабного исследования по данному вопросу. По его завершении мнение общества в корне изменилось.

В 1982 году в ООН была учреждена рабочая группа по коренным народам. День первого заседания этой группы впоследствии стал Международным днем коренных народов. Через несколько лет Генассамблея ООН объявила 1993 г. – Международным годом коренных народов.

Декларацию о правах коренных народов приняли в ООН

Генассамблея ООН учредила Декларацию о правах коренных народов 13 сентября 2018 года. Документ не включает понятия «коренные народы». Декларация регламентирует, что представителям коренных народов достаточно осознать свою принадлежность.

В документе обозначено, что коренные народы имеют полное право на свободу, самостоятельное определение статуса, убеждений, вероисповедания, территории проживания. Кроме того, они могут принимать участие в решении вопросов, которые касаются их жизни.

Представители коренных народов составляют меньше, чем 5 % от всего населения планеты. При этом около 15 % самых бедных жителей Земли относятся к ним. Коренные народы являются носителями 5 тысяч уникальных культур. Кроме того, большая часть языков мира (около 7 тыс.) принадлежит им.

На территории России до 50 тыс. чел. относят себя к отдельным этническим общностям. Они проживают преимущественно на Севере, Дальнем Востоке и Сибири.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS