Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
В начале 20 века российская культура переживала. Культура России начала XX века |
Конец XIX - начало XX века - переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле казались теперь несостоятельными и требовали срочного и кардинального пересмотра. Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию. и науку, и литературу, и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет русской культуры в тот период был беспрецедентным. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры. НаукаРоссия на рубеже XIX - XX веков внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван "революцией в естествознании", так как сделанные в этот период научно-технические открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире. Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы, сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу. Выдающийся русский ученый В. И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы. Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин. У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определяющих пути достижения этой цели. В начале XX века в России появилось множество научно-технических обществ: географических, ботанических, астрономических и т.д., объединяющих ученых, практиков, энтузиастов. Это общества не только были центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения. Вступление России в новую эпоху сопровождалось поисками идеологии, способной не только объяснить происходившие перемены, но и наметить перспективы развития страны. Наиболее популярной философской теорией в России начала XX века был марксизм. Он подкупал своей логичностью, кажущейся простотой, а главное - универсальностью. К тому же в России марксизм имел благодатную почву в лице революционной традиции русской интеллигенции и своеобразия русского национального характера с его жаждой справедливости и равенства, склонностью к мессианству. Однако часть русской интеллигенции очень скоро разочаровалась в марксизме, в его безоговорочном признании первенства материальной жизни над духовной. А после революции 1905 года был подвергнут пересмотру революционный принцип переустройства общества. Большое место в трудах русских философов Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина и др. занимала так называемая русская идея - проблема самобытности исторического пути России, своеобразие его духовной жизни, ее особое предназначение. ЛитератураНеоднозначный характер русского общества начала XX века наиболее выпукло отразился в русской художественной культуре Серебряного века. С одной стороны, в произведениях писателей сохраняются устойчивые традиции "критического реализма" XIX века. Ведущие позиции занимают корифеи - Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк. На смену им идут И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький. Вместе с тем все громче начинают звучать голоса иного поколения. Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, вызванного, по их мнению, увлечением общества материалистическими воззрениями русской литературной критики. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевается настроение упадничества. Эти черты свойственны ранней поэзии К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова. Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано, прежде всего, понятие "Серебряный век". Оппонентами символистов выступали акмеисты. Основным критерием для оценки художественного творчества для акмеистов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус. Вместе с тем русская художественная культура начала XX века испытала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Поэзия футуристов отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме стихосложения. К поэтической конструкции. Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа "Гилея" - В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский. Изобразительное искусствоПрочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников. Но законодателем моды стал стиль, получивший название "модерн" Последователи этого направления объединились в творческом обществе "Мир искусства". Они считали, что искусство - это самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний. Представители другого общества - "Голубая роза" - были тесно связаны с поэтами-символистами, выступления которых являлось непременным атрибутом вернисажей. Ряд крупнейших русских художников - В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов и др. - вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей. Новые возможности открылись перед архитектурой. Это было связано с общим техническим прогрессом. Быстрый рост городов, их промышленное оснащение, развитие транспорта, перемены в общественной жизни постоянно требовали новых архитектурных форм и решений. Не только в столицах, но и сотнях провинциальных городов строились вокзалы, магазины, рестораны, рынки, театры и банковские здания. Вместе с тем продолжалось традиционное строительство дворцов, особняков, усадеб. Поэтому главной проблемой архитектуры стал поиск нового стиля. И так же как и в живописи, новое направление в архитектуре получило название "стиль модерн". Одной из особенностей этого направления стала стилизация русских архитектурны мотивов - так называемы неорусский стиль. Музыка, театр, балет, кинематографНачало XX века - это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Скрябина, И. Стравинского, С. Танеева, С. Рахманинова. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов - Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Л. Собинова. К началу XX века русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве. Русская балетная школа опиралась на академические традиции конца XIX века, на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. Русская балетная школа начала XX века дала миру плеяду блестящих артистов - А. Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинского и др. Примечательной чертой культуры Серебряного века стали поиски нового театра. Они были связаны с именами выдающихся режиссеров - К. Станиславского, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова. Нэачало XX века - это время появления нового вида искусства - кинематографа. С 1903 года в России стали появляться первые кинотеатры. В России появляются деятели кинематографа с мировыми именами: режиссер Я. Протазанов, актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Максимов, А. Коонен и др. XX век – особый век русской истории. Он настолько трагичен, динамичен, насыщен социальными революциями (начало века) и социальными и иными катастрофами (включая в последние десятилетия техногенные и экономические), как ни один из периодов российской истории. Создаётся такое впечатление, что российская история в этот период специально подобрала весь набор событий ужасных и трагических, и в то же время героических: три революции, свержение самодержавия, гражданская война, коллективизация и индустриализация, отечественная война, освоение космоса, развал СССР – всё в этом наборе так взаимосвязано и переплетено, что тяжело однородно оценить каждое их этих событий. Особенно это ощутимо на фоне спокойного и классического XIX века российской истории. В культуре XX века можно выделить дореволюционную культуру “серебрянного века”, тесно связанную с культурой XIX века, и послереволюционную культуру, иногда называемую советской культурой, хотя правильнее было бы назвать её культурой Советской России или культурой советской эпохи. В начале XX века русская культура переживает невиданный взлёт. Особенно он нагляден в литературе и изобразительном искусстве. В литературе появляется несколько новых направлений. Продолжают творить последователи реализма: А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, А.Н. Горький, появляются новые имена – А.И. Куприн, И.А. Бунин, В.Т. Короленко и другие. Продолжает развиваться символизм, о котором речь шла в теме, посвященной культуре XIX века. Появляется новое направление в русской поэзии – акмеизм. Его последователи /Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий, М.А. Кузьмин / выступили за возврат к предметности, точному значению поэтического языка. Русский футуризм был рассмотрен в теме “Мировая культура XX века ”. В объединении художников “Мир искусства XX века ” созданном А.Н. Бенда проявили себя Л.С. Бонст, Е.Е Лансере, М.В.Добужинский, К.А. Сомов, Б.Н. Кустодиев, П.К. Рерих и другие. В этот период наблюдается расцвет философской и общеполитической мысли, выраженной как представителями русской религиозно-этической философии (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, В.В. Розанов, Л.И. Шестов и другие), так и русского космизма (Н.Ф.Фёдоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и другие). Русская дореволюционная наука представлена именами И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина И.П. Павлова, П.Н. Лебедева, Н.Е. Жуковского. В конце 90-х годов XIX – начале XX века наблюдается расцвет русского театра и сценического искусства. В 1898 году начал свою деятельность Московский Художественный театр, основанный К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко, объединивший молодых актёров, получивших мировую славу: Качалова, Москвина, Книппер-Чехову и других. В театрах России выступают талантливые артисты: В.Ф. Комиссаржевская, М.Н. Ермолова, М.Г. Савина и другие. В этот период начинается деятельность оперных певцов Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В. Неждановой. В области просвещения поднимается процент грамотных, увеличивается число высших и средних учебных заведений и число обучающихся в них, растёт количество библиотек, бурно развивается печать и книгоиздательская деятельность. Мы не будем специально останавливаться на социокультурном значении Октябрьской революции, так как оно требует значительного исследования, хотя значение это, безусловно, огромно. Было приостановлено поступательное развитие предшествующей русской культуры “серебрянного века”. Для первых десятилетий существования советской власти (20-30-е годы) характерны такие явления как “культурная революции” и связанная с ней новая культурная политика, направленная на формирование нового советского человека и создание пролетарской культуры, опирающейся на идеологию марксизма, считавшегося на протяжении всего периода культуры советской эпохи единственно верной формой мировоззрения. В этот период происходит уничтожение, так называемой буржуазной и дворянской интеллигенции, искусственное выращивание новой советской пролетарской интеллигенции, необходимость в которой диктовалась экономическими и политическими причинами. К числу позитивных моментов новой культурной политики следует отнести почти полное уничтожение неграмотности в СССР (к концу 30-х годов), подъем и расцвет системы образования (как среднего так и высшего), расцвет многонациональных культур на территориях бывших окраин Российской империи (в том числе и на территории Белоруссии), бесплатный доступ народа к сокровищницам мировой и отечественной культуры. Вместе с тем происходило разрушение многих памятников культуры, прежде всего церквей, монастырей, предметов религиозного культа, представлявших огромную художественную и историческую ценность, но считавшихся пережитками прошлого. В 30-60-е годы наблюдается расцвет советской науки, но, к сожалению, почти все открытия и разработки были ориентированны на военные цели. В культуре советской эпохи можно выделить два основных направления: официальное, составлявшее основу советской культуры, и оппозиционное, либо полностью, либо частично находившуюся в “тени”, включавшую как культуру “подполья”, инакомыслия, получившую название “андеграунд”, так и культуру русского зарубежья. Интересна и своеобразна литература советской эпохи. В 20-начале 30-х годов в литературе царила атмосфера свободы творчества, раскрепощённости, плюрализма. Продолжали существовать такие направления в поэзии как символизм, футуризм, акмеизм. Особенно ярко проявили свой талант поэты В.В. Маяковский, С.Е. Есенин, А.А. Блок, В начале 30-х годов стала оформляться официальная литература, получившая название “социалистический реализм”. Основной толчок ей был дан А.М.Горьким и I Всесоюзным съездом писателей. Но даже в этом официальном жанре работали такие выдающиеся писатели как М.А. Шолохов, К.Г. Паустовский, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев. Из поколения 50-70-х годов Ю.В. Бондарь, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин и другие. На 20-30-е годы приходится пик творчества таких гениальных писателей советской эпохи как М.А. Булгаков и А.П. Платонов, противопоставивших свое творчество официальному направлению социалистического реализма. В 50-60-е годы наиболее яркие талантливые писатели неофициального направления литературы советской эпохи – Б.Л. Пастернак и А.И. Солженицын (оба лауреаты Нобелевской премии по литературе). В живописи, также как и в литературе, существуют официальное (реалистическое) и авангардистское направления, причём представители последнего продолжали в 30-40-е годы своё творчество за границей. К нему относятся абстракционизм В.И. Кандинского, супрематизм К.С. Малевича, конструктивизм В.Е. Татлина, творчество П.Н. Филонова, М.З. Шагала. Представители официального направления – М.Б. Греков, И.Л. Бродский, А.М. Герасимов, Б.В. Иогансон и другие. Очень интересно творчество деятелей культуры русского зарубежья от первой послереволюционной волны эмиграции до так называемой третьей волны 70-х годов – И.А. Бунин, В.В. Набоков, А.П. Куприн, С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин и сотни других выдающихся писателей, поэтов, музыкантов, художников, философов, учёных были вынуждены оставить родину и провести значительную часть жизни за границей (Э.Неизвестный, М.Шемякин, В.Войнович, А.Зиновьев). Эффектный женский клатч со скидкой 50%. Писк моды 2016 Качественная натуральная кожа и необычный дизайн. В подарок... ПОДРОБНЕЕ Тема №1: Россия в начале века: самодержавие и общество; сословный строй; экономическое и политическое развитие, его противоречия; проблемы модернизации. Реформы С. Ю. Витте. Культура в начале XX в. № 1. Определите не менее двух целей экономической политики С. Ю. Витте. Приведите не менее трех примеров реализации этой экономической политики. Цели: 1) Создание самостоятельной национальной индустрии за счет проведения индустриализации. (в течение примерно 10 лет догнать более развитые страны Европы и занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока). 2) Усиление роли государства в экономике. Примеры реализации: 1) протекционистская таможенная политика, защищавшая отечественных производителей на внутреннем рынке от западных конкурентов и стимулировавшая российский экспорт; 2) накопление внутренних ресурсов за счет введения винной монополии и резкого усиления косвенного налогообложения; 3) сосредоточение большей части железных дорог в руках государства; 4) активизация деятельности Госбанка. № 2. Назовите не менее двух объединений художников, композиторов, деятельность которых относится к XIX - началу XX в. Приведите не менее трех характерных черт одного из названных объединений. Объединения: 1) «Могучая кучка» (Балакирев, Бородин, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков) 2) «Мир искусства» (Дягилев, Бенуа) 3) «Товарищество передвижных художественных выставок» Черты: «Могучая кучка»: Основа музыкального языка – народная песня Использование в музыкальных произведениях народных мотивов. Темы и образы произведений взяты из отечественной истории и современности Стремление приблизить музыку к насущным передовым запросам жизни Отказ от шаблонов итальянского искусства Создание национальной оперы «Товарищество передвижных художественных выставок»: Отказ от эстетических канонов академизма Стремление следовать принципам реализма Критика существующих порядков, устройство передвижных выставок. «Мир искусства»: Отказ от эстетических принципов академизма Противопоставление своего творчества реалистическому направлению Обращение к наследию прошлых веков, популяризация западноевропейского искусства. № 3. Ниже приведены две точки зрения об экономическом развитии России в начале XX в.: 1. В начале XX в. Россия была среднеразвитой страной с развивающейся экономикой, а отечественный капитал занимал лидирующее положение в народном хозяйстве страны. 2. Россия в начале XX в. была глубоко отсталой страной и находилась в полуколониальной зависимости от стран Запада. Более предпочтительна мне – 1 точка зрения. Факты: 1) К началу XX века из отсталой аграрной страны Россия стала аграрно-индустриальной державой (82 % занято в сельском хозяйстве). 2) В начале XX века окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов. Для России был характерен не вывоз, а ввоз капитала. 3) По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства. № 4. Ниже приведены две точки зрения о влиянии государства на развитие экономики России в начале XX в.: 1.Государственноевмешательство имело решающее значение в индустриализации царской России, позволив патриархальной империи в короткий срок войти в число развитых индустриальных держав. 2.Государственное вмешательство не имело решающего значения. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. Факты: 1) Государство контролировало железнодорожный транспорт и строительство новых дорог (2/3 сети железных дорог принадлежало государству). Строительство дорог явилось мощным стимулом индустриального развития страны и капиталистической эволюции всего народного хозяйства. 2) Государство создало условия для привлечения иностранных инвестиций (в 1897 г. была проведена денежная реформа Витте, установившая золотое обеспечение рубля). 3) Экономическая политика правительства была нацелена на ускоренное промышленное развитие. В начале XX века по объему промышленной продукции Россия вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства. № 5. Ниже приведены две точки зрения о развитии культуры в России в начале XX в.: 1. В начале XX в. русская культура переживала упадок. 2. В России в начале XX в. был самый настоящий культурный ренессанс. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. Более предпочтительна мне – 2 точка зрения. Факты: 1) В эпоху культурного ренессанса произошел как бы “взрыв” практически во всех областях культуры: в поэзии, в музыке, в изобразительном искусстве, в театре и в других сферах. 2) Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. 3) Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры. № 6. Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-е гг. и в 1907-1914 гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий). Общее: Сохраняется неравноправное положение крестьян Отсутствие у крестьян земли как личной собственности, сбережений, плохое экономическое положение Сохранение общины Налоговый гнет (в 1905-1914 – круговая порука) Имели право участвовать в выборах (Земские учреждения, в которых помимо дворян, чиновников, духовенства и пр. были крестьяне; по Земской реформе 1864 г. Александра II ). Широкий отход на заработки, переселение крестьян
Различное: Отмена выкупных платежей (с 1907; крестьянин перестал быть крепостным помещика (но сделался крепостным крестьянского управления, находившегося под попечительным оком земского начальника). С 1907 года более смелые, здравые взгляды крестьян на политику государства, стремление улучшить положение (тогда как в 1870 – сдавали народников). Возникновение и существование кооперации, которая способствовала переходу крестьянства к более интенсивному хозяйству (после революции 1905-1906)
№ 7. Сравните положение промышленных рабочих (их общественный статус, условия труда и т.д.) в 1870-е гг. и в 1906-1914 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).
Общее: Отсутствие политических свобод (в 1870 женский труд меньше оплачивался) Плохие жилищные условия Подвергались произволу со стороны владельцев, отсутствие охраны труда Высокая травмоопасность производства Низкий уровень медицинского обслуживания - сверхурочные работы Различное: Продолжительность рабочего дня (была от 12 и более часов, стала 8) Условия работы (рабочие места были плохо приспособлены для работы а с привлечением иностранных инвестиций ситуация улучшилась) Заработная плата (рост номинальной зарплаты с 1906) - увеличение числа рабочих промышленников по сравнению с 1870-ми № 8. Сравните экономический и политический строй России в конце XIX в. и перед Первой мировой войной. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий). Общее: Главенствующая роль государства в экономике Основная производительная сила - крестьянство (продолжало расти и оставалось самым многочисленным классом в структуре населения) Россия была страной среднего уровня капиталистического развития Различное: - формирование партий Поступления от промышленного производства в национальном доходе почти сравнялись с поступлениями от аграрного сектора С 1890 по 1913г. производительность труда в промышленности выросла в четыре раза
Тема № 2: Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Думская монархия. № 9. Назовите не менее трех основных целей, программных положений большинства российских либералов начала XX в. Приведите не менее двух примеров либеральных политических организаций (партий) начала XX в.
Цели: 1) установление конституционного строя 3) признание права рабочих на стачки, 8-часовой рабочий день 4) право наций на развитие культуры и языка 5) война до победного конца 6) Россия – демократическая страна Партии: № 10. Назовите две самые крупные либеральные партии России периода думской монархии. Приведите не менее трех положений программы одной из них. Партии: 1) Кадеты (Милюков; буржуазия, помещики, врачи, адвокаты, учителя и пр.)
Программа (кадетов): 1) введение конституционного строя 2) частичное отчуждение помещичьих земель (увеличение крестьянских наделов) 3) право наций на культурное самоопределение № 11. Сравните политический режим до и после 1905 г. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий). Общее: Монархия (Николай II ) Традиционная экономика Различное: После 1905 – Думская монархия (созыв Государственной Думы) Зарождение парламентаризма (новые партии) Поворот к конституции (свобода слова, печати, совести). № 12. Сравните деятельность и состав первых двух Государственных дум с работой и составом 111 Государственной думы. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий). Общее: Функции, роль Большинство – крестьяне Сложность в решении политически значимых вопросов Различное: - I и II Думы – источник конфликтов, в отличие от III - I и II – до третьеиюньской монархии В III – меньше выходцев из народа - III дума стала первой, проработавшей весь положенный пятилетний срок - III более правая, а I и особенно II – левые № 13. Сравните основные идеологические установки, подходы к партийному строительству и методам политической борьбы большевиков и меньшевиков в период 1907-1916 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий). Общее: Мир без аннексий и контрибуций Основа идеологии – марксизм Представление о будущем России и всего мира как о социалистическом будущем Идея мировой революции Создание революционной партии и ведение революционной пропаганды Признание промышленного пролетариата как главного революционного класса Ликвидация самодержавия как ближайшая задача РСДРП (социал-демократы)
Тема № 3 : Революция 1905-1907 гг. (причины, движущие силы, основные события, итоги). № 14. Назовите не менее трех положений, характеризующих движущие илы, характер организованности и задач первой российской революции 1905-1907 гг. Приведите не менее двух ее общественно-политических итогов. Положения: Исходя из целей - революция имела буржуазно-демократический характер - революция носила общенародный, демократический характер по движущим силам, в ней принимали участие представители практически всех слоев населения (рабочие, крестьяне, интеллигенция, студенчество, либеральная буржуазия, моряки) Революция носила стихийный характер, ни одна из политических партий не определяла хода революционных событий, не имела четкой линии в революционном процессе Задача свержения (ограничения) самодержавия; расширения прав национальных окраин; защиты прав рабочих; решения проблемы малоземелья крестьян Стремление к равновесию индустриального развития и политической системы. Итоги: - началась эволюция политического строя Российской Империи от абсолютной монархии к конституционной Введены демократические свободы (изменилось социально-политическое положение граждан; отменена цензура; разрешена организация профессиональных союзов и легальных политических партий) Началась аграрная реформа: разрушавшая общину и укреплявшая права крестьян как землевладельцев Улучшилось материальное положение рабочих: повысилась зарплата, уменьшился рабочий день до 9-10 час Думская монархия - революция имела незавершенный характер, т.к. власть лишь частично удовлетворила требования населения, было сохранено сословное неравноправие. № 15. Назовите не менее трех мер, которые предприняло царское правительство для подавления революции 1905-1907 гг. Приведите не менее трех результатов этой революции. Меры: - прямое подавление революционных выступлений с помощью вооруженных сил (например, Московское восстание, восстание на крейсере «Очаков» и т. д.) Окончание войны с Японией Проведение выборов и созыв Государственной думы в 1906 Осуществление аграрной реформы П. А. Столыпина Была проведена отмена выкупных платежей крестьян за землю Рескрипт с обещанием реформы Николая II (18 февраля) Результаты: - было сохранено самодержавие Началась аграрная реформа - были введены гражданские свободы Появилась многопартийность Начала работу Государственная дума Были расширены права рабочих (право на проведение стачек, создание профсоюзов), повышена им заработная плата ; рабочий день во многих случаях сократился до 9-10 часов, а в некоторых даже до 8 часов
Тема № 4: Реформы П. А. Столыпина. Русско-японская война. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество № 16. Назовите две войны, которые вела Россия в начале XX в. до крушения монархии. Приведите не менее трех основных целей российского правительства в одной из них. Войны: Русско-Японская (1904-1905) Первая мировая война (1914-1918) Цели правительства (в ПМВ): Захват черноморских проливов Босфор и Дарданелл (выход в Средиземное море и укрепление влияния на Балканах) Идея восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе Защита Сербии и других Балканских народов от австрийско-немецких притязаний Поддержка своих союзников в Европе № 17. Ниже приведены две точки зрения на деятельность П. А. Столыпина: 1. Деятельность П. А. Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905-1907 гг. 2. Политика П. А. Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 г. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. Более предпочтительна мне – 2 точка зрения. Факты: Столыпин защищал принцип частной собственности, священный в правовом государстве Борьба Столыпина с революционерами способствовала наведению порядка, торжеству закона Столыпин был против уничтожения Государственной Думы и возврата к режиму, существовавшему до 1905 г. Создание слоя крестьян-собственников должно было развить уважение в крестьянской среде к закону, способствовать развитию правовой культуры Столыпин предполагал реформировать судебную систему, ликвидировать волостной суд, в действиях которого было много произвола Реформы Столыпина должны были способствовать уравнению прав крестьян с другими сословиями № 18. Ниже приведены две точки зрения на столыпинскую аграрную реформу: 1. Столыпинская аграрная реформа была политикой модернизации сельского хозяйства и экономики России в пелом. 2. Столыпинская аграрная реформа - это политика «разорения крестьян дотла, насильственного слома общины для расчистки пути капитализму в земледелии во что бы то ни стаю». Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. Более предпочтительна мне – 1 точка зрения. Факты: Суть реформ: проведение под самодержавие прочного фундамента и продвижение по пути промышленного, а, следовательно, капиталистического развития Решилась проблема малоземелья крестьян: предоставление крестьянам – единоличникам право покупать землю Отмена сословных ограничений крестьян Разрушение общины Предоставление государственной помощи переселенцам, кредитование крестьян Замена общинной надельной собственности частной в виде хуторов и отрубов; крестьянин – собственник земли Способствовали в определенной мере росту применения машин, удобрений, увеличению товарности сельского хозяйства № 19. В 1906 г. новый премьер-министр П. А. Столыпин с целью отвлечения российского крестьянства от революционных идей начал проведение аграрной реформы. Назовите не менее двух основных положений столыпинской аграрной реформы. К каким результатам привела реформа российскую деревню? Укажите не менее двух результатов. Какие факторы обусловили эти результаты? Приведите не менее двух таких факторов. Положения: Разрушение крестьянской общины Право выделения общинного надела в частную собственность (в виде отруба или хутора) Переселенческое движение в Западную Сибирь Строительство сельских школ Результаты: Быстрый рост аграрного производства Увеличение емкости внутреннего рынка Возрастание экспорта сельскохозяйственной продукции (причем торговый баланс России приобретал все более активный характер) Удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России Рост товарности сельского хозяйства Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения (страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости) Реформа не была завершена и не разрешила всех сложившихся противоречий об огромных российских земельных ресурсах, но она стала отправной точкой для дальнейших преобразований в этой области. Факторы: Незначительные временные сроки Сопротивление со стороны правых и левых политических сил Сложные взаимоотношения с окружением царя и с самим Николаем II Смерть Столыпина Начало войны № 20. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В августе 1905 г. в американском городе Портсмуте шли переговоры между представителями России и Японии о заключении мира. Японская сторона выдвигала чрезвычайно тяжелые условия. Император Николай II, не допускавший возможности территориальных потерь для России, уже был готов прервать переговоры. Однако правительства России и Японии всё же пошли на взаимные уступки, и мир был подписан. Укажите не менее двух условий, положений подписанного Мира. Почему Россия была вынуждена пойти на заключение мира? Укажите не менее трех причин. Положения: - Россия отдавала Японии Южный Сахалин- Россия признавала Корею сферой влияния Японии- Россия передавала Японии права на Порт-Артур- Япония получала особые права на рыболовство у русских берегов- обе стороны выводили свои войска из Маньчжурии Причины: - Россия проиграла все крупные сражения этой войны- при продолжении войны японцы могли захватить весь Дальний Восток- Россия была экономически истощена в ходе войны- в это время шла первая русская революция- на Россию оказывалось давление со стороны европейских стран и США № 21. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Разрабатывая совместно с французским военным командованием план возможной войны с Германией в начале XX в., царское правительство предполагало, что, пока французская армия будет сдерживать напор немецких войск, русские войска нанесут удар в сердце Германии и победоносно войдут в Берлин. Какой результат имела реализация этого плана в начале войны? Укажите не менее трех причин такого: развития событий. Назовите одно основное последствие этой войны для внутреннего положения России. Результаты: - русские армии были разгромлены в начале войны в результате неудачного наступления в Восточной Пруссии Причины: Русским войскам пришлось начать наступление, до конца не проведя мобилизацию, из-за угрозыразгрома Франции Русское командование недооценило возможности Германии перебрасывать войска с одного фронта на другой за счет развитой сети железных дорог Неподготовленность России к войне (нехватка снарядов, плохая организация связи и Т. д.) Ошибочные действия руководства русской армии Последствия: - основным последствием войны для внутреннего положения России стало свержение монархии.
Тема № 5: Революция 1917 г. От Февраля к Октябрю. Двоевластие: Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Кризисы Временного правительства. № 22. Когда были приняты программы «минимум» и «максимум» партии РСДРП? Охарактеризуйте каждую из них (назовите 2 положения). Когда была реализована программа «минимум»? Приведите не менее двух примеров реализации программы «минимум». Приняты: На II съезде РСДРП (17 июля - 10 августа 1903) Характеристика «Минимум»: Освещала ближайшие задачи партии: свержение царского самодержавия Установление демократической республики Введение 8-часового рабочего дня Установление полного равноправия всех наций; утверждение их права на самоопределение Уничтожение остатков крепостничества в деревне; возвращение крестьянам отнятых у них помещиками земель («отрезков») Характеристика «Максимум»: Говорилось о конечной цели партии - организации социалистического общества Об условии осуществления этой цели - социалистической революции и диктатуре пролетариата Примеры реализации «Максимум»: - 29 октября 1917 – постановление СНК о 8-часовом рабочем дне- 2 ноября 1917 – Декларация прав народов России (на свободное самоопределение, равенство и суверенитет) № 23. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Весной - осенью 1917 г. в России шла острая политическая борьба, в ходе которой решался вопрос об альтернативах развития страны. Одно из важных событий этого периода - выступление генерала Л. Г. Корнилова. В борьбе против него объединились самые разные силы - от А. Ф. Керенского до большевиков. Почему совместно выступили столь различные политические силы? Назовите не менее двух причин совпадения позиций. Чем закончилось выступление Л. Г. Корнилова и к каким последствиям привели совместные действия А. Ф. Керенского и большевиков? Укажите не менее четырех положений. Причины: - возникла реальная угроза установления военной диктатуры Выступление Корнилова могло привести к падению Временного правительства Корнилов требовал разгона Советов Последствия: Выступление Корнилова потерпело поражение Укрепились позиции большевиков в Советах (большевизация Советов) Большевики выдвинули курс на вооруженное восстание и передачу всей полноты власти Советам А.Ф. Керенский утратил поддержку всех ведущих политических партий - Россия была провозглашена республикой Тема № 6: Провозглашение и утверждение советской власти. Внутренняя и внешняя политика Советского правительства в 1917-1920 гг. Формирование однопартийной системы. № 24. Назовите два декрета, принятые на 11 Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. Приведите не менее трех положений, содержащихся в одном из них. Декреты: - «Декрет о мире» - «Декрет о земле» - «Декрет о власти» (Обращение съезда «Рабочим, солдатам и крестьянам!» и Постановление об образовании нового правительства) Положения: а)Декрета о мире: Провозглашение выхода России из войны Призыв к воюющим сторонам о немедленном начале переговоров о заключении мира Призыв к миру без аннексий Призыв к миру без контрибуций б)Декрета о земле: Отмена частной собственности на землю (ликвидация помещичьего землевладения) Безвозмездность отчуждения земли Передача земли в пользование всех трудящихся на ней Уравнительное землепользование Распределение земли по трудовой или потребительской норме Распределение земли поручается местным органам самоуправления Запрет наёмного труда в)«Декрета о власти» (Обращения съезда «Рабочим, солдатам и крестьянам!» и Постановления об образовании нового правительства): Переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Передача исполнительной власти Совету народных комиссаров (СНК) Установление контроля над СНК со стороны Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) № 25. Сравните цели интервентов и участников Белого движения в период Гражданской войны в России. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий). Общее: Свергнуть власть большевиков- вернуть свои экономические позиции- сохранить Россию в существовавшей системе международных отношений Различное:
Тема № 7: «Военный коммунизм». Кризис начала 1920-х гг. Переход к новой экономической политике № 26. Ниже приведены две точки зрения по вопросу о сущности НЭПа: 1. НЭП - это вынужденное отступление, временный отход от завоеванных позиций. 2. НЭП, введенный «всерьез и надолго», является особой политикой, допускавшей экономическое соревнование капиталистических и социалистических элементов и направленной на построение социализма. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. Факты: В руках государства оставались «командные высоты» (крупные предприятия, недра, внешняя торговля, земля и пр.) На деятельность частного капитала были наложены многочисленные ограничения Проводилась политика ограничения кулачества в деревне Государство лишь допускало отдельные рыночные элементы, но препятствовало созданию рыночной системы В конечном счете, нэп был свернут и осуществлен переход к форсированной индустриализации Диктатура пролетариата укреплялась, политическая система ужесточалась, формировалась однопартийная система власти № 27. Сравните социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР после Гражданской войны и в конце 1930-х гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий). Общее: У власти большевики Активное поднятие промышленного производства, милитаризация Различное:
Тема № 8: Свертывание новой экономической политики. Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация. № 28. В чем заключались важнейшие достижения в промышленном развитии страны в 1930-е гг.? Приведите не менее трех примеров. О каких проблемах (трудностях и негативных последствиях) индустриализации вам известно? Назовите не менее трех проблем. Примеры: Была создана современная индустриальная база, страна превратилась из аграрной в индустриально-аграрную Проведена электрификация (план ГОЭЛРО, первые советские электростанции), построены крупные электростанции (Днепрогэс), создан энергетический комплекс Получили развитие новые отрасли промышленности – автомобилестроение, авиастроение, химическая промышленность и др. Началось строительство крупных промышленность предприятий в районах Сибири и Дальнего Востока Была создана мощная оборонная промышленность Была достигнута технико-экономическая независимость СССР Проблемы: Индустриализация проводилась в жесткие сроки, при чрезмерном напряжении человеческих сил и была оплачена дорогой ценой лишений людей, потери здоровья и т.п. Имели место диспропорции: развивалась преимущественно тяжелая промышленность, заметно отставали отрасли легкой и пищевой промышленности. Продвижение в промышленном развитии слабо сказывалось на улучшении условий жизни людей Сложилась командно-административная система. № 29 Назовите не менее трех задач, решения которых в результате форсированной индустриализации 1930-х гг. ожидало советское руководство. Приведите не менее трех примеров промышленных объектов общегосударственного значения, построенных в ходе первой пятилетки. Задачи: Техническое перевооружение хозяйства Создание мощной оборонной промышленности Ликвидация зависимости экономики СССР от зарубежных поставок, Переход к полному самообеспечению Окончательный переход к социалистическим методам ведения хозяйства Ликвидация дефицита промышленных товаров Для И.В. Сталина – упрочение и сохранение личной власти (что зависело от успеха форсированной индустриализации) Примеры: Днепрогэс (Днепровская гидроэлектростанция) Магнитогорский комбинат Сталинградский тракторный завод Челябинский тракторный завод Московский автомобильный завод Свердловский машиностроительный завод Крупные угольные шахты Донбасса и Кузбасса Турксиб (Туркестано-Сибирская магистраль - железная дорога) № 30. Ниже приведены две точки зрения на сталинскую индустриализацию: 1. Индустриализация была необходимостью для стабильного развития страны и сохранения ее самостоятельности, принесенные жертвы окупились результатами экономического развития. 2. Индустриальный прорыв (скачок), совершенный в годы правления И. В. Сталина, обошелся стране слишком дорого и не стоил затраченных сил. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. Более предпочтительна мне – 1 точка зрения. Факты: Индустриализация привела к тому, что СССР стал выпускать всю необходимую ему для существования промышленную продукцию, страна обеспечила себе экономическую, а значит, и политическую независимость СССР стал могущественной державой, с интересами которой приходилось считаться в мире (принятие в Лигу Наций) Индустриализация создала базу для развития материального благосостояния советских людей в будущем Без развитой промышленности СССР не смог бы одержать победу во Второй мировой войне № 31. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1928-1929 гг. шла дискуссия о темпах индустриализации. Какие два мнения по этому вопросу были тогда высказаны? Какой подход к проведению индустриализации был в итоге выбран? Приведите не менее трех фактов, связанных с проведением данного курса. Мнения: Н.И.Бухарин высказывался за проведение И. с учетом возможностей крестьянства при сохранении пропорций между промышленностью и сельским хозяйством И.В. Сталин, отказавшись от прежней позиции, настаивал на форсировании индустриализации любой ценой, ее финансирования за счет перекачки из деревни в город Был выбран: Курс на форсированную индустриализацию
Факты: В результатефорсированной индустриализации в СССР вышел на второе местопо объему промышленного производства, были построены десятки крупных промышленных предприятий Намеченные планы роста достигнуты не были, сложилась тенденция к их падению Финансирование индустриализация в основном осуществлялосьза счет деревни, ее ценой стала коллективизация, снижение жизненного уровня населения В годы индустриализации в СССР окончательно сложилась командная экономическая система, подчиненная директивному планированию. № 32. Ниже приведены две точки зрения на результаты коллективизации сельского хозяйства: 1. Коллективизация нанесла непоправимый ущерб деревне, стала причиной масштабного кризиса сельского хозяйства. 2. Коллективизация привела к подъему сельского хозяйства, его переходу на качественно новый, более высокий уровень развития, позволила решить ряд экономических проблем, стоявших перед страной. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. Более предпочтительна мне – 1 точка зрения. Факты: 1) произошло отчуждение крестьян от собственности и земли (полно уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве) 2) коллективизация обрушила на крестьян голод и репрессии, привела к потере деревней рачительного отношения к земле 3) бегство крестьян от земли и запустения деревень. 4) снижение урожайности зерновых культур 5) замедление темпов роста и продовольственная проблема в стране № 33. Сравните государственную политику в сфере промышленности в годы НЭПа и годы индустриализации. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий). Общее: - основная цель - построение социалистического общества в СССР Крупная промышленность, сырьевые ресурсы, транспорт, энергетика находятся в государственной собственности Различное:
Тема № 40: Образование СССР. Выбор путей объединения. Национальная политика в 1920-е - 1930-е гг. «Культурная революция» (утверждение новой идеологии, ликвидация неграмотности, развитие образования, науки, художественной культуры). № 34. Какие существовали два проекта создания СССР? Чей проект был положен в основу образования СССР? Назовите основное противоречие принятого проекта и реальности его осуществления. Проекты: И.В. Сталина («Унитарный» (автономизация; сильный центр, субъекты подчиняются на правах автономии) В. И. Ленина («Федералистский» (равноправие и суверенность субъектов). В основу образования СССР был положен: Проект В. И. Ленина Противоречие: Проект предполагал создания государства-федерации, на деле в СССР существовал унитарный тип государственного устройства – суверенными правами субъекты союза фактически не обладали № 35. Назовите не менее двух целей «культурной революции» 1930-х гг. в СССР. Укажите не менее трех ее результатов. Цели: Идеологическая пропаганда Создание так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества Формирование новой, образованной, сознательной, приверженной социализму личности Ликвидация неграмотности среди рабочих и крестьян Создание социалистической системы народного образования и просвещения Перестройку быта Развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем
Результаты: Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов Обеспечила в заданных границах неоспоримое повышение культурного уровня трудящихся и развитие образования и науки Грамотность населения стала составлять 70 % Возросла численность советской интеллигенции Согласно официальной государственной информации СССР вышел на передовые рубежи в мире в культурном развитии. Однако реальные результаты значительно расходились с официально заявленными. Во всех республиках СССР вследствие погрома существовавших ранее достижений культуры, искусства, систематических жестоких репрессий интеллигенции и пр. слоёв населения с начала 1920-х гг. стали наблюдаться стагнация его общего культурного уровня, моральная деградация, подмена общечеловеческих ценностей узкоидеологическими. В художественной культуре начала XX века буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры, пережитый в XIX в., сменяется ее серебряным веком, новым и прихотливым расцветом. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа 19–20 вв. Первоначальное употребление термина было скорее негативным, т.к. серебряный век, наступающий после золотого, подразумевает спад, деградацию, декаданс (упадок, культурный регресс). Поэтому выражение «серебряный век» должно было указывать на понижение качества явления, его регресс. При таком понимании русская литература серебряного века (модернизм) противопоставлялась «золотому веку» Пушкина и его современников как «классической» литературе.
В дальнейшем понятие «серебряный век» поэтизировалось и потеряло негативный оттенок. Оно было переосмыслено как образное, поэтическое обозначение эпохи, отмеченной особым типом творчества, особой тональностью поэзии, с оттенком высокого трагизма и изысканной утонченности.
Максим Горький. Портрет работы В. Серова. В. Г. Короленко. Портрет работы И. Е. Репина г.
Своеобразным манифестом нового направления в духовной жизни России стал сборник «Вехи» (автор – В.Г. Короленко),опубликованный в 1909 г. такими мыслителями, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П. Б. Струве, С.Л. Франк. Основные идеи: - Русская интеллигенция – главный виновник русской революции, поставившей страну на грань национальной катастрофы, - Социальный прогресс возможен лишь путем эволюционных изменений. - Необходима выработка новых религиозно- нравственных идеалов, основанных на христианском учении.
К. С. Петров - Водкин Художник, писатель, патриот, признанный выдающимся после персональной выставки лишь в 1966 году. Его картины выставляются во многих галереях в нашей стране и за рубежом. Он одновременно был и писателем, автором великолепных мемуаров, В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкин где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты». К. С. Петро́в-Во́дкин. Купание красного коня» 1912 Внешне, по "сюжету", все в картине было предельно просто. Юноши, почти подростки, купают коней в пруду. Краски полотна ясные, яркие, и доминирует красный. Внешне все в картине спокойно, размеренно, даже статично. А зрителю передается состояние какой-то невысказанной тревоги… «Купанье красного коня» и в самом деле парадоксальная картина. Все в ней на контрастах, и именно их строгое взаимодействие создает ту внутреннюю напряженность, которая передается зрителю»
Акмеисты (от греческого слова «акме» цветущая пора, высшая степень чего-либо) призывали очистить поэзию от философии и всякого рода «методологических» увлечений, от использования туманных намеков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями, пороками, злом и несправедливостью, демонстративно отказываясь от решения социальных проблем и утверждая принцип «искусство для искусства».
Русский авангард (От фр. «передовой».) Противоположность модерна и символизма. Характерны: -поиск новых форм и средств выражения, -разрыв с традициями прошлого, -эксперименты в области искусства. Его приверженцы – футуристы в поэзии и абстракционисты в живописи – пытались творить в стиле ожидаемого ими будущего.
Футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического наследия, утверждая, что оно безнадежно устарело. В своих крикливых и дерзко написанных манифестах они прославляли новую жизнь, развивающуюся под влиянием науки и технического прогресса, отвергая все, что было «до», заявляли о своем желании переделать мир, чему, с их точки зрения, в немалой степени должна содействовать поэзия. Футуристы стремились овеществить слово, связать его звучание непосредственно с тем предметом, которое оно обозначает. Это, по их мнению, должно было привести к реконструкции естественного и созданию нового, широко доступного языка, способного разрушить словесные преграды, разобщающие людей. Афиша 1-го съезда футуристов. Футуристы уделяли внимание не содержанию, а форме поэтической конструкции. они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия - «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» «Облако в штанах». Футуризм объединил разные группировки, среди которых наиболее известными были: кубофутуристы (В. Маяковский, В. Каменский, Д. Бурлюк, В. Хлебников), эгофутуристы (И. Северянин), группа «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак и др.).
Василий Кандинский "Пестрый ансамбль" г Василий Кандинский "В черном квадрате" г
Казимир Малевич Чёрный квадрат. Казимир Малевич (вершина абстракционизма)
Красный квадрат» картина Казимира Малевича, написанная в 1915 году. Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата. В каталоге выставки 1915 года он получил второе название «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». Отмечено, что «Красный квадрат», как и «Чёрный квадрат», обладает тем свойством, что площадь белого фона равна площади закрашенного квадрата. В 1920 году Малевич писал об этой картине, что «в общежитии он получил ещё значение» «как сигнал революции».
Борис Михайлович Кустодиев Кустодиев, как всякий крупный художник, плохо умещается в "ячейки « художественных направлений. Он испытывал симпатию к тем или иным живописцам, участвовал в ряде художественных объединений, но, по большому счету, всегда шел своим путем. Старые передвижники обвиняли Кустодиева (ученика Репина!) в "лубочности" и "несерьезности». Авангардисты, напротив, пеняли ему на то, что он никак не может перерезать пуповину, связывавшую его с Репиным. Модернисты считали его безнадежно "прямолинейным«. Пролетарские художники называли "певцом купеческо-кулацкой среды". Кустодиев Б.М. Автопортрет на охоте Автопортрет на охоте.
Есенин Сергей Александрович Его стихи, рожденные фольклором, постепенно сами превратились в фольклор. Пришедший из рязанского села в петроградские литературные салоны, Есенин в салонного поэта не превратился. Страшась исчезновения милого его сердцу патриархального уклада, он называл себя "последним поэтом деревни". Есенин воспевал революцию, но иногда, по собственному признанию, не понимая, "куда несет нас рок событии", опускался в трюм кабака накреняющегося от бурь корабля революции.
Александр Николаевич Скрябин Русский композитор и пианист,композитор пианист одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры. Пытался воплотить в жизнь идеи соединения звука и света, предвосхитив тем самым появление современной светомузыки.
Фото Ф.Шаляпина 1898 г Федор Иванович Шаляпин. Этот певец проложил дорогу оперным и драматическим артистам, которые до того времени появлялись за границей. «Он должен быть признан за первого русского артиста…запевшего в Европе настоящую русскую музыку по русскому образцу». (театральный деятель В.А. Телятевский). |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?