Главная - Дикция
Молодёжь в современном мире. Молодежь в современном обществе Развитие молодежи в современном обществе

Слайд 2

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя - между 25 и 30 и более годами, 36 годами включительно по современной классификации возрастных периодов Квинна.

Слайд 3

Молодёжь в современном мире Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2005 год, количество молодых людей (лиц в возрасте от 15 до 24 лет) в мире выросло с 1,02 миллиарда человек (в 1995 г.) до 1,15 миллиарда человек (в 2005 г.). В настоящий момент молодые люди составляют 18 процентов населения мира; 85 процентов молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 миллионов вынуждены существовать на средства, не превышающие 1 доллара США в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 2 долларами США в день. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 миллионов детей не посещают школу - цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира.

Слайд 4

Молодёжь как особая социальная группа

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. Немецкий социолог Карл Мангейм (1893-1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их.

Слайд 5

Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок. Молодёжь, по мысли Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию. Молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, битники, стиляги в СССР и постсоветском пространстве - неформалы.

Слайд 6

Молодёжь в Российской Федерации

Сегодня молодёжь РФ - это 39,6 миллионов молодых граждан - 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет.

Слайд 7

Молодёжь и политика

Результаты некоторых исследований показывают, что молодёжь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой.При этом политика интересуется молодёжью достаточно интенсивно, особенно в период выборных кампаний. Как показал российский опыт, впервые активное вовлечение молодёжи в избирательный процесс было апробировано в 1996 г. во время президентских выборов. Тогда важно было привлечь на избирательные участки именно молодёжь, готовую поддержать реформаторский курс Б. Ельцина. В результате непростой ситуации, сложившейся с выборами в России, возник своеобразный конфликт между представлениями молодых людей об участии в выборах и их реальным политическим поведением. Так, если 66 процентов молодых людей считают своим гражданским долгом участвовать в выборах, то только 28 процентов из них приняли участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы РФ в 2003 г.

Слайд 8

В периоды между выборами политическая активность молодёжи, как правило, снижается. Только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Вместе с тем за последние годы возросло число молодёжных политических организаций: Молодёжное движение «Наши», «Молодая гвардия Единой России», которые наряду с возрождёнными в начале 90-х годов молодёжными коммунистическими организациями и молодёжным крылом «Яблока» и ЛДПР составляют пёструю палитру ярких и шумных политических молодёжных структур. Их деятельность зачастую сводится к акциям, ориентированных на привлечение внимания СМИ. В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент 35 процентов молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51 процент одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

Слайд 9

Учитывая, что в последние годы подросло первое постсоветское поколение, российскими исследователями Центра Карнеги отмечается (2013), что в особенности молодежь из крупных городов демонстрирует большую политическую и идеологическую независимость; это происходит не только в связи с взрослением постперестроечных детей, но и благодаря внутренней миграции: молодежь всё больше едет в города, где вливается в прогрессивную среду.

Слайд 10

По данным исследования проведённого в июле 2004 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) молодые люди в возрасте 18-24 лет считают кумирами современной российской молодёжи поп- и рок-звёзд, представителей «золотой» молодёжи (52 %), успешных бизнесменов, олигархов (42 %), спортсменов (37 %). Президент В. В. Путин является кумиром 14 % российской молодёжи. Абсолютное большинство опрашиваемых, которые считают, что здоровфый образ жизни зависит скорее от собственных усилий самого человека исходят из того, что превращение России в страну здорового образа жизни состоится лишь когда-нибудь в далёком будущем (65,9 %). Симптоматично для современной России то, что количество респондентов, в принципе не верящих в то, что Россия станет страной здорового образа жизни (22,4 %) почти в два раза превышает ту часть опрашиваемых, которые ответили на этот вопрос - «да, и довольно скоро». Молодёжь и политика

Слайд 11

В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 - 24 лет (6,4 процента). Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей. Одной из наиболее острых проблем, которая встаёт перед молодёжью и обществом, является жилищное обеспечение. Проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жильё в Российской Федерации. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей. В связи с этим заслуживает внимания реализация приоритетного национального проекта «Жильё», в рамках которого предусмотрены жилищные субсидии для молодых семей. Молодежь и социально - экономическая ситуация

Слайд 12

Посмотреть все слайды

Социальная характеристика молодежи. Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических свойств. В разных странах, в различных социальных слоях точка зрения на процессы и показатели взросления личности неодинакова. В связи с этим возрастные границы молодости не являются строго однозначными и определяются разными исследователями в пределах от 14–16 лет до 25–30 или даже 35 лет. Как правило, этот период жизни человека связывают с началом самостоятельной трудовой деятельности, обретением материальной независимости от родителей, гражданских и политических прав. Некоторые ученые добавляют еще такие признаки, как вступление в брак и рождение первого ребенка.

Заметим, что возраст, с которого начинается молодость, не совпадает с возрастом окончания детства, продолжительность которого определена 18 годами и закреплена международными документами, такими как Декларация и Конвенция о правах ребенка. Паспорт же юноши и девушки в нашей стране получают в 16 лет, и это означает признание обществом их гражданской зрелости. Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека. В этот период появляется чувство своей неповторимости и индивидуальности. На основе осознания молодыми людьми своих возможностей и стремлений, осмысления предшествующего опыта формируется внутренняя позиция, идет поиск своего места в жизни.

В молодости у человека происходит целый ряд важных событий, влияющих на изменение его статуса. Это не только получение паспорта, но и окончание школы, служба в армии. В молодые годы многие люди находятся в активном поиске значимой для них профессии, завершают образование, утверждаются как специалисты, определяют тем самым свое новое положение в обществе. Молодость называют порой становления. Бытует мнение, что до 40 лет человек работает на авторитет, на имя, а после 40 лет уже скорее авторитет и имя работают на человека.

Формирование личности молодого человека осуществляется под влиянием семьи, школы, общественных организаций, неформальных объединений и групп, средств массовой информации, трудовых коллективов. В целом молодежь в наши дни значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинает самостоятельную взрослую жизнь. Это связано с усложнением трудовой деятельности, которое влечет за собой удлинение необходимых сроков обучения.

В плане социализации особое место занимает период ранней юности. К нему относят юношей и девушек, которым примерно 16–18 лет. Многие в этом возрасте вполне способны принимать ответственные решения, психологически готовы к этому (например, выбор друзей, учебного заведения и т.д.), хотя полная дееспособность наступает лишь в 18 лет.

Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапазон его социальных ролей, которые претерпевают в юношеском возрасте значительные изменения. Если роли ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка), школой (ученик/ученица), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции, кружка по интересам), то в молодости появляются новые: работник, студент, муж, жена, мать, отец и др. Дружба, любовь, трудовой опыт помогают молодым людям впервые почувствовать себя действительно взрослыми, в идеале они формируют умение находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности. Однако сложности социализации молодых людей могут привести к психологическим срывам. Негативно сказывается прежде всего разрыв между желанием скорее всего достичь и неумением, нежеланием добиваться поставленных целей кропотливым трудом. Хорошо, если есть сила воли, трудолюбие, терпение, если человек не избалован.

Нередки случаи, когда современным молодым людям с одной стороны, хочется как можно дольше оставаться детьми, переложив заботы о себе, а то и о своей молодой семье на родителей, а с другой стороны – они требуют отношения к ним как к взрослым, добиваются невмешательства в их личную жизнь. Подобное поведение называют инфантильностью. Инфантилизм (от лат. infantilis – младенческий, детский) – это сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту. Такими чертами являются эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, безответственность, капризность. Это состояние иногда бывает следствием заболеваний, перенесенных в раннем детском возрасте, или каких-то других причин, обусловивших чрезмерную опеку со стороны родителей или близких людей. Но если ты уже взрослый, то потрудись быть им на деле и в полной мере отвечай за себя.

Человек чувствует себя молодым до тех пор, пока он способен к творчеству, может менять, перестраивать себя и вместе с тем отвечать за все сделанное им. Есть люди, которые ощущают себя молодыми не только в зрелые годы, но и в весьма преклонном возрасте. Молодость продлевает занятие любимым делом, в котором присутствует интерес и творческая активность, а также здоровый образ жизни. Ощущение молодости проявляется как во внешности, как и в поведении человека. «Человеку столько лет, на сколько он себя ощущает», – говорится в известном афоризме.

Молодежная субкультура. Стремление общаться со своими сверстниками приводит к выработке специфически «молодежного» самосознания и стиля жизни – молодежной субкультуры. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, характеризующаяся общностью стиля жизни, манер поведения, групповых норм и стереотипов. Как особая субкультура она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, которые не всегда и не точно повторяют господствующие в обществе взрослых; ей присущ даже собственный язык.

Причинами формирования молодежной субкультуры являются стремление людей этого возраста обособиться, прежде всего, от старших, желание принадлежать к какой-либо общности сверстников, поиск своего пути во «взрослом мире». Складываются как формальные, так и неформальные молодежные группы. Формальные группы официально зарегистрированы, ими зачастую руководят взрослые. Мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению, различны. Это прежде всего желание обрести взаимопонимание и поддержку, почувствовать себя более сильными и защищенными; иногда это также стремление почувствовать власть над другими.

Существует множество разновидностей молодежных групп и объединений. Некоторые из них характеризуются агрессивной самодеятельностью, основанной на довольно сомнительных или даже асоциальных ценностных ориентациях. Примитивизм, кричащая наглядность самоутверждения тоже популярны среди части подростков и молодежи. Для отдельных молодых людей внешний эпатаж является часто наиболее доступной формой самоутверждения.

Некоторые группы активно противопоставляют себя миру взрослых. Вызов общественному мнению чаще всего выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда совершаются и прямые антиобщественные поступки (хулиганство, драки). В этом случае общество сталкивается с отклоняющимся поведением.

В молодежной субкультуре как в сложном и многомерном явлении, в свою очередь, выделяются более мелкие, но тем не менее жестко оформленные субкультуры (панки, рейверы, рокеры, скины, футбольные и музыкальные фаны и др.).

Вместе с тем в молодежной среде все более авторитетными становятся группы социальной самодеятельности, направленные на конструктивное решение конкретных общественных проблем. К ним относят экологические движения, деятельность по возрождению и сохранению культурно-исторического наследия, оказание взаимной поддержки (воины, воевавшие в «горячих точках», инвалиды и т.д.); важна также деятельность волонтеров, которые помогают людям, особенно остро нуждающимся в ней.

Социальная мобильность молодежи. Молодежь – это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения.

Социальной мобильностью называют переход людей из одних социальных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность – это переход человека в другую социальную группу без изменения социального статуса, например, развод и образование новой семьи, переход на работу в той же должности из одного предприятия на другое и т.д. Вертикальная мобильность связана с переходом вверх либо вниз по ступеням социальной лестницы. Это, например, повышение в должности или, наоборот, понижение, а то и вовсе лишение работы. Частный предприниматель может из мелкого собственника стать хозяином солидной фирмы, но может и разориться.

В современном обществе интенсивность протекания процессов горизонтальной и вертикальной мобильности резко возрастает. Причина этого – в динамизме общественной жизни, стремительных преобразованиях в экономике, появлении новых профессий и родов деятельности и свертывании, даже исчезновении многих старых, когда-то вполне респектабельных производств и соответствующих рабочих мест.

Сегодня молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен быть готов к тому, что ему, возможно, придется переучиваться, осваивать новые занятия, постоянно повышать квалификацию для того, чтобы быть востребованным на рынке труда. Многим молодым людям нужно будет обдумать варианты переезда в другой город или изменения профессии для работы в сельской местности. Дело в том, что молодежь часто проигрывает в конкуренции с квалифицированными и опытными работниками более старших возрастов, уже имеющими хорошую репутацию. Не случайно во многих странах уровень безработицы среди молодежи особенно высокий.

Вместе с тем на стороне молодежи – быстрота реакции на изменения, происходящие на рынке труда. Молодым людям легче осваивать новые профессии, порожденные научно-техническим прогрессом. Они легче, чем пожилые люди, принимают решения переселиться на новое место работы и жительства, заняться бизнесом, пройти переподготовку и т.д.

Ускорение темпов общественной жизни влечет за собой превращение молодежи в активного субъекта экономики, политики, культуры. Активность молодежи ярко проявляется и в сфере политики, поскольку все происходящие политические процессы прямо или косвенно сказываются на жизни молодежи, ее положении в обществе. Общество и его властные структуры ориентируются на молодежь как наиболее перспективную возрастную категорию в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры.

Молодежь во многом такова, какой ее воспитало общество. Вместе с тем она, как правило, обладает собственным здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желанием трудиться на пользу себе и людям.

Вопросы и задания.

1. Какие факторы влияют на определение возрастных границ молодости? Почему возраст, с которого начинается молодость, не совпадает с возрастом окончания детства?

2. В чем заключается противоречивость социализации молодых людей?

3. Существует множество различных классификаций молодежных групп и объединений. Так, по характеру мотивации самодеятельности их делят следующим образом:

· агрессивная самодеятельность, которая базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанной на культе лиц;

· эпатажная самодеятельность, которая состоит в «вызове» агрессии на себя для того, чтобы тебя «заметили»;

· альтернативная самодеятельность, состоящая в выработке моделей поведения, противоречащих общепринятым нормам;

· конструктивная социальная самодеятельность, направленная на решение конкретных социальных проблем.

Какие мотивы вступления в молодежные группы и объединения можно считать позитивными? Какие из названных видов самодеятельности, на ваш взгляд, социально приемлемы? Приведите конкретные примеры молодежных групп с такими типами самодеятельности.

4. В чем, на ваш взгляд, состоит роль молодежи в развитии современного общества?

5. Создайте словесный «портрет» типичного молодого человека нашей страны. Укажите его жизненные планы, освоенные социальные роли и т.д. Подумайте, каких качеств не хватает лично вам?

Учебные задания к теме 1

1. Профессор из Вашингтона Дэнис Болз (США) пишет:

«В средней школе я преподавал социологические предметы: историю, политические науки, психологию, социологию и международные отношения». В каком смысле здесь употреблено слово «социология»? Как определяется социология в настоящее время?

2. В зависимости от субъекта конфликты можно подразделить:

– на внутриличностные (между сознательными и бессознательными желаниями индивида, между требованиями совести и стремлениями к получению удовольствий, между инстинктивными позывами и нормами культуры и нравственности);

– межличностные (между двумя и более личностями, враждующими между собой вследствие конкуренции за обладание жизненно важными ресурсами в виде собственности, власти, должности, престижа и т.п.);

– внутригрупповые и межгрупповые (возникают как и внутри социальной группы, так и между разными группами вследствие борьбы отдельных индивидов и их общностей за лучшие условия и более высокую степень вознаграждения деятельности в группе - производственной, политической, спортивной и т.п.);

– этнонационалъные (возникают в тех случаях, когда интересы и жизненные установки одного этноса или нации ущемляются или подавляются государством, представителями других наций или другими социальными общностями);

– международные (возникают между народами из-за столкновения экономических, территориальных, идеологических интересов и т.д.).

По масштабам и распространенности в социологии выделяют конфликты локальные, региональные, в пределах одной страны, глобальные.

Приведите примеры названных видов конфликтов из истории, литературы, СМИ.

3. Давайте задумаемся, у представителей каких профессий в наибольшей степени должны быть развиты социологическое мышление и социологическое видение мира? Иначе говоря, кто больше всего нуждается в социологических знаниях? Для этого проанализируйте профессии (шофер, учитель, продавец, шахтер, менеджер, летчик, фермер, вахтер, официант, банкир, фокусник, журналист, пограничник, сантехник, повар, инженер) по двум критериям:

а) насколько часто их представителям приходится общаться с людьми по долгу службы;

б) у кого профессиональный или деловой успех в наибольшей мере зависит от знания психологии людей и умения решать социальные проблемы.

Для удобства разбейте профессии на три группы с сильной, средней и слабой выраженностью данных признаков.

4. Как вы понимаете высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел»?

Какие особенности молодого поколения могут быть проиллюстрированы этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

5. Мужчины и женщины, вступая в межличностные отношения по поводу организации семьи и вступления в брак, проходят в них несколько этапов: предбрачные отношения между потенциальными супругами (любовь, сватовство, помолвка); вступление в брак ; стадию молодой семьи ; появления детей, формирования полной семьи ; стадию зрелой семьи (взросление детей, их социализация); а также стадию распада семьи (по причинам развода, либо гибели одного из родителей; старения, болезни и смерти; отделения детей от родителей и т.д.).

Обсудите эту схему со своими родителями. На каком этапе они видят свою семью? Какие радости и сложности пройденных этапов им запомнились больше всего? Как это связано с вами?

6. Согласны ли вы с мнением, что молодежь лучше приспособилась к условиям современной белорусской действительности, чем представители старших поколений? Приведите примеры.

7. Обсудите вопрос о том, какие из перечисленных критериев позволяют определить, достиг ли молодой человек статуса взрослого: экономическая независимость, проживание отдельно от родителей, вступление в брак, участие в выборах, рождение ребенка, способность отвечать перед законом. Подумайте, какие еще критерии вы могли бы назвать в качестве определяющих. Аргументируйте свой ответ.

8. В романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» очень тонко подмечено: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему». Как вы понимаете слова великого писателя?

9. Подберите близкие вам высказывания знаменитых людей о семье. Поясните свой выбор.

10. Известно, что у любого социального явления обязательно есть две стороны – положительная и отрицательная. Односторонних явлений не существует. Если вы обнаружили только негатив, то это значит, что вы упустили или пока не нашли позитив.

Например, «хиппи» рассматривались в 60-е гг. и у нас в стране, и за рубежом преимущественно как негативное явление. Но вот прошли годы, и выяснилось, что именно они пробудили в обществе экологическое сознание, которое изменило к лучшему наш мир.

Найдите положительные и отрицательные стороны следующих явлений:

Коллективизация 30-х гг.

Массовизация культуры

Горбачевская перестройка.

Переселение людей из деревни в город.

Распад СССР.

12. Сопоставьте два подхода к проблеме социального идеала.

А.В. Луначарский: «Смысл нашей социалистической работы заключается в построении такой жизни, которая дала бы возможность развернуть все таящиеся в человеке возможности, которая сделала бы человека в десятки раз умнее, счастливее, красивее и богаче, чем нынче».

Дж. Адамс: «Американская мечта – это не просто мечта об автомобилях и высокой зарплате, – это мечта о таком социальном порядке, при котором каждый мужчина и каждая женщина смогут расправиться во весь свой рост, к достижению которого они внутренне способны, и получить признание – в качестве таковых, каковы они есть, – от других людей, вне зависимости от случайных обстоятельств своего рождения и положения».

13. С позиции стратификационной теории общество рассматривается как система социальных слоев. Широко применима так называемая одноуровневая стратификация (при делении общества по одному признаку) и многоуровневая (при делении общества одновременно по двум и более признакам, например, по признакам престижа, профессиональному, уровню дохода, уровню образования, религиозной принадлежности и др.).

Постройте схему: «Социальная структура белорусского общества» в 20-ые (30-ые, 80-ые) гг. ХХ в. Охарактеризуйте на её основе динамику социальной структуры белорусского общества. Чем, на ваш взгляд, она была обусловлена?

14. По данным переписи населения 1999 г. из 10 045 000 жителей Беларуси 81% из них отнесли себя к титульной национальности – белорусам. 19% населения представляют более 140 национальностей и народностей, в том числе 11% (1 141 731 человек) назвали себя русскими; 3,9% (395 712 человек) – поляками; 2,4% (237 015 человек) – украинцами; 0,3% (27 798 человек) – евреями. На протяжении многовековой истории сохраняется устойчивое взаимодействие культуры титульной нации с культурой других национальных общностей, в первую очередь русских, украинцев, поляков, евреев, татар.

Сопоставьте данные переписи населения 1999 г с результатами предыдущих переписей. Для этого постройте сравнительную таблицу. Какие исторические события привели к выявленным вами изменениям. Приведите известные вам примеры взаимопомощи, сотрудничества разных национальностей в Беларуси.

15. Постройте структурную схему: «Виды социальных групп». Конкретизируйте её примерами.

Документы и материалы

1. П.Сорокин считает, что социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли. Там, где нет человеческих особей или же живет всего один человек, там нет социального пространства (или вселенной), поскольку одна особь не может иметь никакого отношения к другим. Она может находиться только в геометрическом, но не в социальном пространстве. Соответственно, определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета». Сам же выбор «точек отсчета» зависит от нас: ими могут быть отдельные люди, группы или совокупности групп.

Чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т. д. Но и это еще не все. Поскольку внутри одной и той же группы существуют совершенно различные позиции (например, король и рядовой гражданин внутри одного государства), то необходимо также знать положение человека в пределах каждой из основных групп населения.

1) социальное пространство - это народонаселение Земли;

2) социальное положение - это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, то есть с ее членами;

3) положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей;

4) совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них, составляет систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида.

На основе характеристики П.Сорокина определите место Республики Беларусь в социальном пространстве. Каково положение вашей семьи в социальном пространстве?

2. Познакомьтесь с отрывком из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа «Элементы теории социального конфликта».

Регулирование социальных конфликтов является решающим условием уменьшения насильственное почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой удается регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур...

Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неизбежные, и более того – как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от воображаемого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин.

Как автор оценивает возможность регулирования конфликтов? На основе текстов параграфа и документа сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта. Проиллюстрируйте их известными вам примерами. Как вы понимаете смысл последней фразы текста? Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания социального конфликта?

3. Познакомьтесь с рассуждениями И. С. Аксакова:

«Общество, по нашему мнению, есть та среда, в которой совершается сознательная, умственная деятельность известного народа, которая создается всеми духовными силами народными, разрабатывающими народное самосознание. Другими словами; общество есть... народ самосознающий.

Что же такое народ?.. Народ состоит из отдельных единиц, имеющих каждая свою личную разумную жизнь, деятельность и свободу; каждая из них, отдельно взятая, не есть народ, – но все вместе составляют то цельное явление, то новое лицо, которое называется народом и в котором исчезают все отдельные личности...

Общества еще нет, а уже возникает государство над народом – продолжающим жить жизнью непосредственной. Но не выражает ли государство народного самосознания? Нет, оно есть только внешнее определение, данное себе народом; деятельность его, т. е. государства, и сфера его деятельности – чисто внешние... И так мы имеем: с одной стороны – народ в его непосредственном бытии; с другой государство – как внешнее определение народа, заимствующее свою сипу от народа – усиливающееся за его счет при бездействии его внутренней жизни, при долговременном его пребывании в непосредственном бытии; наконец, между государством и народом – общество, т. е. тот же народ, но в высшем своем человеческом значении...»

Чем, по мнению И. С Аксакова, отличаются между собой государство, народ и общество? Почему государство не выражает народное самосознание?

4. Из работы современного американского социолога Э. Шилзе «Общество и общества: макросоциологический подход».

Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партии и многочисленных других корпоративных органов или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми соответствующие корпоративные власти – родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п. – осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу – общины, деревни, округа, города, районы, – причем все они тоже имеют некоторые черты общества. Далее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества – социальные классы или слои, занятия и профессии, религии, языковые группы, – которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определенный статус или занимает определенное положение, чем всем остальным.

Итак, мы убедились в том, что общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них. Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами. Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

5. Юлиан Саймон в своей книге «Базисные методы исследования в социальной науке» (Нью-Йорк, 1969) пишет:

«Студенты-психологи нередко думают, что лабораторный эксперимент, в ходе которого устанавливаются причинно-следственные связи между различными сторонами поведения животных или людей, исчерпывают все возможности социального исследования.

Многие из тех, кто занимается конкретной экономикой, до сих пор убеждены, что только статистический анализ, позволяющий дать объективную картину колебания цен и товарной массы, является самым надежным мерилом экономического поведения.

В отличие от них некоторые антропологи продолжают верить в то, что самым надежным способом познания остается включенное наблюдение, в результате которого мы изучаем повседневное взаимодействие людей, творящих тот социальный мир, в котором мы с вами живем.

В то же время психоаналитики убеждены в непогрешимости вживания или вчуствования во внутренний мир своего пациента как единственно достоверного метода изучения человеческого поведения, его интимных мотивов.

А специалисты по маркетингу не признают иных средств, кроме изучения того, каким образом устремления конкретного индивида связаны с его социальными характеристиками и потребительским поведением».

Действительно, в каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен соответствующий эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется. Хотя и не только таким образом. Науки различаются также кругом изучаемых проблем.

Каковы основные методы изучения людей? Что можно узнать о них с помощью наблюдения? Что такое эксперимент? Какие вычисления проводят при изучении поведения людей и их мнений? Какие методы исследования потребуются для того, чтобы определить: а) численность населения данной страны; б) готовность людей голосовать на предстоящих парламентских выборах; в) способы взаимодействия шахтеров во время забастовки; г) скорость распространения слухов?

6. Прочтите суждение одного из ведущих американских социологов Райта Миллса:

«Под институтом я понимаю общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т. д.), образуют институциональный порядок. Комбинация институциональных порядков образует социальную структуру.

Общество – это конфигурация институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический – институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический – институты власти; 3) семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей; 4) военный - институты, организующие законное наследие; 5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов».

Какой важный институт не назван Р. Миллсом в перечне институциональных порядков?

7. Познакомьтесь со следующим суждением:

«Молодежь начинают бояться и ненавидеть, искусственно противопоставлять ее «взрослому» обществу. А это чревато серьезными социальными взрывами. Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений, который не исчерпывается традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду и прическу, во вкусах в музыке, танцах и манере поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы принципиально иного строя».

О каком разрыве поколений и конфликте «отцов» и «детей» идет здесь речь? В чем заключается сущность данного явления? Аргументируйте свою позицию.

8. Е. Стариков в статье «Маргиналы, или Размышления на старую тему; «Что с нами происходит?», которая была опубликована в журнеле «Знамя» в 1985году, пишет:

…Маргинал, просто говоря, – «промежуточный» человек. Классическая фигура маргинала – человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена. У нас в стране нет безработицы, но есть деклассированные представители рабочих, колхозников, интеллигенции, управленческого аппарата. В чем выделяющий их признак? Прежде всего – в отсутствии своего рода профессионального кодекса чести. Физическая невозможность халтурить отличает кадрового рабочего-профессионала.

Только при устойчивых условиях – постоянное место жительства и работы, нормальная среда обитания, крепкая семья, сложившаяся система социальных связей, одним словом, «укорененность» личности позволяет выработать четкую иерархию ценностей, осознанные групповые нормы и интересы. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком». Рвать их – значит расчеловечивать человека, разрушать общество. Надо избегать всего, что ослабляет человеческие связи, ненужных запретов, массовых миграций, принудительных распределений, насильственных выселений, колючих заграждений – всего, чем мы по сей день так обременены.

Лишенное корней человеческое «я» расплывается: мотивы поведения начинают формироваться в отрыве от ценностей устойчивой группы, т. е. в значительной мере лишаются смысла. Мораль перестает править поступками, уступая место пользе, удобству, а иногда – физиологической потребности (в этом объяснение «немотивированной» жестокости, «бессмысленных» преступлений).

В недрах общества идут два разнонаправленных процесса. Часть маргиналов быстро превращается в люмпенов. Посмотрите, кто торгует квасом, пирожками, автобусными билетами; поинтересуйтесь, кто стремится в мясники, бармены, приемщики бутылок; не говорю уже о беззаконных ордах спекулянтов, фарцовщиков, проституток. Это в основном молодые люди. Путь на социальное дно, как правило, безвозвратен. Другой процесс – процесс укоренения в городах недавних сельских жителей – сам по себе в принципе даже прогрессивен. Если, переселяясь в город, человек может рассчитывать на достойную квалифицированную работу, то из маргинала он превращается а полноценного городского жителя.

Как бы вы определили социальную сущность маргиналов и источники пополнения их рядов? Что означает процесс укорененности и чем от него отличается лишенность социальных корней? Почему у человека меняется система ценностей, когда он попадает из устойчивой социальной среды в неустойчивую? Как вы поняли мысль о двух разнонаправленных процессах? Можно ли их уподобить восходящей и нисходящей социальной мобильности?

Из-за биологической способности человека к продолжению рода его физические способности используются для увеличения своих продовольственных ресурсов.

Народонаселение строго ограничено средствами существования.

Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию, или несчастьями (войны, эпидемии, голод).

Также Мальтус приходит к выводу, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, а средства существования – в арифметической.

Что из взглядов Мальтуса оказалось пророческим? Как НТР может компенсировать ограниченность природных ресурсов?

10. Немецкий социолог Карл Манхейм (1893–1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Молодёжь выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Молодёжь, по мысли Манхейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию.

Как вы понимаете слова Манхейма? Справедливо ли это в отношении современной молодежи?

11. Из работы российского социолога О. С. Осиновой «Девиантное поведение: благо или зло?».

Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются; общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т. д. Можно выделить следующие зависимости:

– Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей нарушается, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность – естественные права человека.

Каждая эпоха формировала и формирует свое отношение к молодежи и ее роли в жизни общества.

Одной из главных характеристик развития мировой цивилизации в целом на рубеже второго и третьего тысячелетий является возрастание роли Человека во всех сферах жизни. Это выражается прежде всего в том, что накопление общественного богатства сегодня уже происходит не только в капитале, а по преимуществу в человеке. Таков императив научно-технической революции и современной экономики, обозначившийся еще в начале XX века. Не земля, не машины и оборудование, а человек - работник - вот главный капитал, ресурс и, значит, главное поле современных инвестиций. Не компьютер, лазер, не техника и экономика, а человек, создающий компьютеры и лазеры, всю экономику и технику - вот подлинный двигатель прогресса нашей эпохи. Общество, вкладывающее деньги в молодежь (в ее обучение, воспитание, быт, культуру, здоровье и т.п.), инвестирует свой прогресс.

Но на рубеже нового тысячелетия опять остро встает вопрос о смысле самого Прогресса в кардинально изменившихся и продолжающих стремительно меняться условиях жизни человека на Земле.

Перед лицом глобальных вызовов современности, таких, как трудно контролируемый рост народонаселения в мире, увеличивающийся разрыв между Севером и Югом, между богатыми и бедными странами, а также разными категориями населения в большинстве стран, как перманентное ухудшение экологического здоровья планеты, а значит, и ее жителей, все настойчивей звучит требование о поисках альтернативных путей развития. Об этом свидетельствуют многочисленные международные форумы ООН, в том числе решения Международной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.

В конечном счете речь идет о том, чтобы обеспечить для нынешних и будущих поколений жизнь в более безопасном, более справедливом и более гуманном мире.

Из всех групп населения в этом, пожалуй, более всего заинтересована молодежь, планирующая и строящая свое будущее.

Речь, следовательно, идет о том, чтобы соединить мудрость старших поколений, накопивших как положительный, так и отрицательный опыт нынешнего прогресса, с энергией и целеустремленностью молодежи, которая вполне естественно нуждается в новых концепциях развития, в которые она сможет поверить, а значит, и участвовать в их реализации.

Для этого мировое сообщество должно переосмыслить, как бы заново открыть молодежь как субъект истории, как главный фактор перемен, как социальную ценность особого рода. Без фундаментального переосмысления роли молодежи в социальных процессах мировое сообщество не сможет обеспечить выживание в достойных человека условиях.

Необходима современная, отвечающая запросам XXI века, концепция молодежи, которая, в свою очередь, не может быть создана без новой философии возраста. Парадоксально, но факт: хоть и в преобразованном виде, но мы до сих пор пользуемся философией возраста, которую разрабатывали еще Платон, Вергилий, Пифагор, Гиппократ, Солон. Наше время знает некоторых известных составителей «таблиц жизни», но не философии возраста. Между тем, общество и темпы его развития изменились столь разительно, что представления о возрастах должны вновь стать предметом философствования, предметом теории жизни - индивидуальной или общественной. Если связь возрастных категорий (дети, молодежь, взрослые, старики) с процессами жизни уже очевидна, то роль, которую должна играть каждая из групп в социальных процессах сегодня при сохранении главной позиции за «зрелым человеком», не столь понятна, как кажется.

Разве могут старики оставаться, как в Древнем Риме, лишь объектом довольно формального внимания власть имущих, вынужденных считаться с ними часто лишь как с определенной частью электората? И разве может молодость рассматриваться как болезнь, вроде кори, которой каждый должен неизбежно переболеть - и только? Разве можно годами отмахиваться от идеи сильной молодежной политики как от назойливой мухи? Ограничиваться наивно-романтическим взглядом на молодежь - значит совершать ошибку, за которую уже жестоко платят и еще дороже заплатят не только молодые поколения, но и все общество.

Определенное осознание этой проблемы уже произошло. Международная комиссия по гуманитарным вопросам ООН среди факторов перемен , наряду с новыми государствами, общественными движениями, современной технологией, транснациональной кооперацией и т.п. в качестве реальной и значительной силы перемен определяет молодежь. В документах ООН отмечается, что по мере роста численности молодежи, она становится наиболее мощным фактором в формировании общества. Предполагается, что к концу следующего столетия лица в возрасте до 30 лет будут составлять почти 60% населения земного шара, а люди до 25 лет - около 50%. В любом случае с молодежью придется считаться как с силой, которая будет определять политические, экономические и социальные структуры общества, и которая уже выступает в качестве фактора развития духовной культуры современного общества. В области досуга, средств массовой информации (телевидение и радио), художественной жизни, поп-музыки, кинематографа, моды молодежь является важным фактором формирования вкусов. Ее духовные ценности распространяются по всему миру. Ее взгляды оказывают все большее влияние на власть имущих. Молодежь питает особый интерес и чувствует свою причастность к решению проблем социально-экономического развития, независимости, демократизации и мира. Она демонстрирует энтузиазм и способности в деле укрепления международного взаимопонимания, участвует в движении за экологию планеты. Но очевидно, что роль молодежи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть.

В понимании будущего и развитии общества ничего не изменится к лучшему, пока оно будет мыслиться в отрыве не просто от человека (абстрактного), а человека живого, человека, живущего в момент проектирования будущего; и прежде всего человека молодого, которому жить в этом будущем и без которого его не создать. Будущее нельзя строить без сознательного и активного участия самой молодежи. Проблема участия молодых поколений в общественном развитии - это вопрос темпов, характера и качества развития человечества.

Активная часть молодежи уже сегодня участвует в переосмыслении и переориентации путей развития человеческого сообщества в условиях формирования глобального взаимозависимого мира. Этим объясняется ее растущий интерес к деятельности международных организаций системы ООН, в том числе, ЮНЕСКО.

Принятая ООН 14 декабря 19995 года «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период» является основополагающим документом, в котором сконцентрирован мировой опыт, в том числе, квинтэссенция подходов разных стран мира к решению актуальных проблем молодежи, в интересах самой молодежи, в интересах социального развития каждой из стран и всего мирового сообщества в целом.

Именно потому, что эта Программа является тщательно выверенным балансом всех факторов развития каждой из стран в отдельности и всемировой семьи, мы считаем возможным и полезным не только прокомментировать этот документ, но и дать его полностью в приложении как часть настоящего учебного пособия для молодежи. Весьма полезно всем, кто глубоко интересуется проблемами молодежи, ознакомиться с этим документом, иметь его под рукой и при необходимости обращаться к нему.

Генеральная Ассамблея ООН одобрила и включила во «Всемирную программу действий для молодежи» 10 приоритетных областей, таких как образование, занятость, голод и бедность, здоровье, окружающая среда, наркотики, преступность среди молодежи, организация свободного времени и отдыха, полное и активное участие молодежи в жизни общества и процессе принятия решений.

Конечно, в каждой конкретной стране в зависимости от уровня ее социально-экономического развития, национальных, этнических и религиозных факторов существуют свои приоритеты в подходах к каждой из перечисленных областей. Но ценность этого перечисления, как и характеристик, вытекающих из этого задач, заключается в одобренных всеми ориентирах развития. Тем самым «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи» способствует формированию общечеловеческой общности, чувства глобальной семьи.

Программа культуры мира, выдвинутая ЮНЕСКО

Большим авторитетом среди молодежи России, как и в других странах, пользуется ЮНЕСКО. Это объясняется многими причинами. И тем, что ЮНЕСКО содействует международному сотрудничеству в областях образования, науки, культуры, информации и коммуникаций, как раз в тех областях, которые жизненно важны для большинства молодых людей. И тем, что ЮНЕСКО в своей деятельности ставит на первый план высокие идеалы воспитания человека в духе мира, справедливости, солидарности, сочувствия.

Росту интереса и внимания к ЮНЕСКО в последние годы в значительной мере содействовало выдвижение Генеральным директором ЮНЕСКО концепции о необходимости замены культуры войны и насилия культурой мира и диалога.

Эту концепцию Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор излагает в своих выступлениях на международных конгрессах, форумах и конференциях, а также в своей книге «Новая страница», изданной на разных языках во многих странах мира.

Заявление Ф. Майора «Право человека на мир», опубликованное в январе 1997 года, привлекло внимание мирового интеллектуального сообщества. Оно явилось основой для дискуссии на многих международных форумах о необходимости создания новой культуры мира.

Генеральный директор ЮНЕСКО является по существу инициатором принятия «Декларации права человека на мир», а также «Всеобщей декларации прав человека будущих поколений», которая является совместной инициативой ЮНЕСКО и «Фонда Кусто».

Доказательством эффективности концепции и Программы культуры мира ЮНЕСКО является создание во многих университетах и вузах разных стран кафедр культуры мира, демократии и толерантности. Создаются также международные институты культуры мира и демократии, ассоциации учителей ЮНЕСКО за культуру мира, которые разворачивают работу по продвижению концепции и конкретных акций в поддержку культуры мира.

В феврале 1997 года в Москве было подписано Генеральным директором ЮНЕСКО и Ректором Института молодежи Российской Федерации Соглашение об учреждении Международного института «Молодежь за культуру мира и демократии». Целью Международного института является организация и содействие развитию международной программы исследований, образования и информации в области культуры мира и демократии. Важной сферой деятельности Международного института является постепенное создание национальной системы непрерывного образования детей, молодежи, учителей и т.п. в духе идеалов культуры мира, демократии и уважения прав человека, включая разработку специальных учебных программ.

Международный институт «Молодежь за культуру мира и демократии» будет содействовать продвижению и реализации Программы ЮНЕСКО «Культура мира» и решений Генеральной конференции ЮНЕСКО 1997 года.

Молодежь в условиях перемен

Следует еще раз подчеркнуть, что на рубеже третьего тысячелетия сложились объективные возможности замены культуры войны и насилия культурой мира и сотрудничества. И это с особенным энтузиазмом воспринимается молодыми людьми.

Произошло коренное изменение политической картины мира. Идеологическое противоборство Востока и Запада, «холодная война» остались в прошлом. Открылись принципиально иные способы решения экономических и социальных проблем, более тесной интеграции народов, наций и государств. Появились новые возможности для гуманизации человеческого общества, решения глобальных проблем на основе диалога и сотрудничества. Сегодняшняя молодежь - это первое поколение в новой истории, живущее в условиях не глобальной конфронтации, а интеграции мирового сообщества; поколение (если говорить в общем), располагающее улучшенным доступом к знаниям, опыту, технологиям и ресурсам для того, чтобы направить процесс социального развития по рациональному, позитивному пути. На наших глазах рождается общепланетарный экономический организм. Постепенно формируются новые общности, основанные на совместном международном производстве. Особое значение приобретают транснациональные корпорации, которые становятся еще одной формой власти. Экономика стимулирует поиск новых рациональных форм общежития, государственной организации и распределения властных функций. Налицо проявление объективных тенденций, преодолевающих национальный эгоизм, традиционную антипатию одних народов к другим. В связи с этим в молодежной среде все большее распространение получили идеи нового политического мышления, в частности, идей культуры мира и демократии, молодежь становится их активным проводником в жизни.

Первостепенное значение для молодежи имело сохранение мира на нашей планете. Фундаментальные сдвиги, нараставшие с середины 80-х годов, отразившихся в беспрецедентных прорывах на пути разоружения, прекращения холодной войны и налаживания партнерства и сотрудничества отношений между странами еще недавно противостоящих блоков сопровождались радикальными переменами в содержании, формах и методах участия молодежи за мир. Молодежь сыграла важную роль в разрушении «образа врага», долгое время отравлявшего отношения между народами, стала важным фактором распространения воспитания в духе культуры мира и международного сотрудничества.

Изменилась модель участия молодежи во всех сферах жизнедеятельности общества. Во многих странах молодежь поддерживает происходившие перемены, социальные реформы.

Перемены в бывших социалистических странах радикально изменили в них облик молодежного движения. Традиционные массовые и монолитные молодежные структуры, еще недавно осуществлявшие, казалось бы, тотальное идеологическое и политическое воздействие на подрастающее поколение, быстро утратили свою притягательность и сошли с политической сцены. На смену им пришло множество новых молодежных движений, объединений и организаций, охватывающих широкий спектр политических и неополитических интересов. Процесс их становления займет, видимо, достаточно продолжительное время и будет развиваться в основном параллельно с партийной дифференциацией. В то же время тенденции активного участия молодежи в политической жизни общества противостояла и противоположная линия. Значительная часть молодежи отчуждена от процесса участия во всех сферах жизни, что затрудняет ее интеграцию в общество. Неудачи в социальной адаптации и отчуждение молодежи от общества и государства проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.

Развитие средств массовой информации открыло новые возможности для взаимопроникновения и развития национальных молодежных структур. Дальнейшее совершенствование информационных технологий в современном обществе оказывает серьезное воздействие на условия жизни работы, образования молодежи на национальном, региональном и глобальном уровнях. Наметилась тенденция возрастающего плюрализма в культуре, образе жизни, интересах и социальных ценностях молодых людей. Молодежь демонстрирует исключительные способности в овладении новыми знаниями, техникой и технологиями, с энтузиазмом занимается интеллектуальной работой, научным и художественным творчеством. В будущем в связи с заметным увеличением числа молодежи в составе населения в развивающихся странах, влияние молодежи на многие стороны общественной жизни будет нарастать. Поэтому молодежь может стать одной из движущих сил распространения культуры мира.

В силу своего общественного положения молодое поколение больше чем когда-либо заинтересовано в замене культуры войны и насилия культурой мира, в устранении образа врага, в утверждении принципов терпимости и добрососедства.

Таким образом, в целом положение молодежи по-прежнему является одной из острейших проблем нашего времени. В той или иной степени молодежь переживала в рассматриваемый период целый ряд кризисов: кризис самореализации; кризис адаптации и социализации; кризис доверия по отношению к официальным управленческим структурам; кризис индивидуализации; кризис среды обитания.

Молодежь во многих странах остается одной из наименее влиятельных и наиболее социально ущемленных групп в обществе. За исключением относительно небольшого числа детей из привилегированных семей молодые люди не обладают экономическими ресурсами, находятся в прямой материальной зависимости от своих родителей. Во многом вследствие этого многие молодые люди, особенно подростки, становятся жертвами грубого обращения со стороны взрослых.

Несмотря на то, что в последнее пятилетие во многих странах значительно активизировалось законодательство по вопросам молодежи , в том числе в сфере труда, слабости этого законодательства и социальной политики в большинстве стран, особенно «третьего мира», очевидны. Дети и молодежь вытесняются из контролируемых секторов экономики, что вынуждает их устраиваться на незарегистрированных предприятиях в неконтролируемых секторах, где условия труда гораздо хуже и опасней, рабочий день длиннее, а заработок ниже. Массовая безработица молодежи является растущей угрозой для большинства развивающихся стран и в странах переходного периода.

Молодежь оказывается самой уязвимой группой перед комплексом сложных проблем, порождаемых быстрой и неконтролируемой урбанизацией. Несмотря на то, что молодежь составляет более половины городского населения, которое заметно пополняется за счет мигрантов из сельской местности, при составлении планов развития городов нужды молодых людей, особенно в «третьем мире», как правило, не учитываются. Город, который долгое время считался синонимом цивилизации, становится для заметной части молодых людей местом морального разложения и упадка, утраты здоровья.

Тревожным фактом является экономическая и сексуальная эксплуатация значительной части молодежи. Вследствие определенных традиций в некоторых странах особо уязвимой группой оказываются девушки, которых насильственно отдают замуж, заставляют добывать деньги проституцией. Молодежь стала жертвой распространения наркотиков и алкоголя, пропаганды культа насилия в средствах массовой информации. Молодежная преступность - это не только следствие нищеты и бедности, но также форма протеста молодежи, ее необъявленной стихийной войны с обществом.

Преступность и наркомания среди молодежи и подростков все в больше мере вырастают в крупную социальную проблему, в частности, она затрагивает безопасность самого общества.

Молодежь - своего рода социальный аккумулятор тех трансформаций, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) и потому незаметно для общего взора происходят в глубинах общественной жизни, ускользая порой даже от внимания науки. Это критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент коренных реформ.

Исследования показывают, что молодые люди более привержены идеалам свободы и демократии, чем их отцы и матери. Без участия молодежи в политических процессах победа демократии невозможна. Перемены необходимы во многих сферах жизни и развитых стран, которые потеряли темпы из-за чрезмерного консерватизма и постарения политических и экономических структур. Современный мир остро нуждается в сильной установке на согласие, терпимость, содружество и мир. В этой установке особенно заинтересована молодежь, ибо в огне войн, независимо от их причин, характера и масштабов, гибнут, прежде всего, молодые люди. Ибо войны и конфликты превращают для них жизни в предмет страха и несбывшихся надежд. Ибо молодежь легче всего может понять друг друга, так как в отличие от своих отцов, она не связана борьбой или конфронтацией в прошлом, наиболее заинтересована в лучшем, а значит, мирном будущем. Понятие «молодежь» напрямую связано с понятием «будущее», и потому молодых людей особенно волнуют проблемы состояния окружающей среды, природных катастроф. Именно молодежь должна, прежде всего, озаботиться экологическими проблемами. Именно молодежь должна стать носителем новой экологической этики. Именно молодежь должна развернуть в мире массовое экологическое движение. Именно молодежь должны быть сторонником экологического императива , стоящего выше всех других императивов и понятий об «экологической выгоде», «минимальном ущербе», «социальной цене», «общественном благе», «социальном риске». Экологический императив - это неуклонное выполнение определенных условий и ограничений, согласующих потребности человечества с теми возможностями, которые ему может предоставить Земля. Новые поколения должны научиться подчинять свою деятельность системе этих ограничений, вернуть человеку постоянное чувство постоянной тревоги по поводу того, не уступил ли он вечное взамен сиюминутному, вселить чувство и сознание надвигающейся глобальной катастрофы.

Молодежь - это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству (повышенные восприимчивость в чувствах, восприятие, образность мышления, неуемное воображение, стремление к фантазии, раскованность, острая память, игра ума и т.п.). Известно, что в молодости человек легко приобретает знания, навыки и умения, наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических гипотез, максимально работоспособен. Поэтому именно с молодежью, прежде всего, связан прогресс современной науки, особенно естественных, технических наук. Молодость открыта восприятию знаний, причем в его высших формах, каковым является овладение наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в различных областях науки и техники. Повышение своего общеобразовательного уровня молодежь считает существенным условием социального продвижения. Ценным качеством молодежи является ее более высокий образовательный уровень по сравнению со старшими поколениями. Так, в России, например, среди молодежи до 30 лет на 20% больше лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование, чем в среднем среди населения. Причем объем и качество знаний, новых идей в обществе растете, прежде всего, за счет молодых людей. Ценность молодости в современном мире увеличивается и в связи с расширением сроков образования, профессиональной подготовки.

Молодежь - наиболее мобильная часть общества, что обусловлено ее активным поиском своего места в жизни и отсутствием прочных экономических и социальных связей (отсутствует производственный опыт и квалификация, как правило, нет собственного жилья и имущества, в большинстве случаев - ответственности за семью и т.п.). Благоприятные условия для высокой подвижности создаются также необходимостью получения профессионального образования, сравнительно легким овладением молодежью новыми профессиями. Высокая мобильность молодежи имеет большую экономическую ценность. Так, территориальное распределение и перераспределение рабочей силы из числа молодежи экономически выгоднее, чем семейных работников старших возрастов. Мобильность молодежи приобретает также высокую ценность в связи с необходимостью территориальной подвижности населения в условиях ограниченности вакансий в ряде регионов.

Молодежь - это наиболее физически здоровая часть населения, это жизненная сила общества, сгусток энергии , нерастраченных интеллектуальных и требующих выхода физических сил, за счет которых жизнь общества может быть оживлена и омоложена. Многие престижные виды человеческой деятельности несут в себе существенные возрастные ограничения (большой спорт, балет, авиация и т.п.) и неразрывно связаны в нашем сознании с молодостью.

Молодежь - это проводник и ускоритель внедрения в практику новый идей, инициатив, новых форм жизни, ибо по природе она противник консерватизма.

Одним словом, молодость имеет такую привлекательность для людей всех возрастов потому, что в ней деятельность человека достигает значительного прогресса в общественной, производственной и личной сфере и, вместе с тем, еще не консервируются в формах привычного сознания, инерции обыденной жизни, а сохраняет перспективу, простоту и свежесть. В силу этого молодость по своей природе оптимистична. Минуты отчаяния, неуверенности у молодых, как правило, кратковременны, ибо впереди еще огромное жизненное поле, полное новых и новых возможностей. Положение «нестабильности», «зависимости», «подчиненности», «неполноценности», «должника» создает в молодежной среде особую психологическую атмосферу предрасположенности к переменам в социальной жизни, ибо эти перемены таят в себе надежду изменений к лучшему. Цель молодости и заключается в реализации возможностей саморазвития.

Свободное, развивающееся общество должно думать о том, как «впитать» в себя живительные свойства и силы, которые несет в себе молодежь, и тем самым «омолодиться» за их счет.

Общие подходы к развитию молодежной политики

Важно сохранить и усилить тот мощный импульс, который в 1980 году был дан укреплению международного сотрудничества и интеграционным процессам в молодежной среде на глобальном, региональном уровнях во время проводившегося ООН Международного года молодежи. С тех пор многие страны начали осуществлять активную молодежную политику, разработали и приняли специальные рамочные или отраслевые законы, направленные на улучшение положения молодежи, защиты ее прав и интересов. Во многих развитых странах возросло качество государственной молодежной политики, а в развивающихся странах усилилось понимание необходимости формирования собственной национальной политики по отношению к молодежи.

Складывающаяся в конце XX столетия обстановка повсеместно требует еще основательнее подступиться к глобальному строительству молодежной политики, к широкому участию государств и правительств, и прежде всего, самой молодежи в решении глобальных проблем. Настало время идею мирового сотрудничества в области решения молодежных проблем наполнить конкретным содержанием. Из осознания новые реальностей в применении к проблемам молодежи необходима выработка совместной стратегии выживания и развития. Естественно, сложность и разнообразие в развитии мировых регионов исключают возможность применения унифицированных моделей и их прямой трансплантации в несовпадающие условия и задачи, стоящие перед различными странами. Но, хотя молодые люди живут в самых разнообразных социальных и региональных условиях, общим для них в значительной мере является существование «общих молодежных проблем». Соответственно молодежная политика должна иметь свое специфическое преломление к каждому региону, стране, местности. Поэтому необходима скоординированная и развернутая деятельность, направленная на объединение усилий, сотрудничество наций, превращение различий между сторонами в побудительный мотив для сотрудничества, обмена опытом, взаимообогащения молодежной политики.

Процесс формирования государственной молодежной политики, стратегические политические цели должны определяться логикой «новых социальных условий» для молодых людей, их потребностей, нужд и интересов общества в нормальном социальном развитии молодого поколения. Соответственно, сегодня необходима фундаментальная переориентация и расширение в самом концептуальном ядре социальной философии современной молодежной политики .

На наш взгляд, остро встал вопрос о необходимости создания целостной концепции молодежи, основанной на универсальных и общепринятых в кругу мирового сообщества ювенологов. При всех сомнениях, которые могут возникнуть по поводу возможности создания такой концепции, ответ может быть определенно положительным, если международными организациями, в частности, ЮНЕСКО, будет проявлена воля к ее созданию.

В развернутом виде концепция молодежи представляет собой комплексную, междисциплинарную и весьма сложную проблему, является предметом философии, психологии, медицины, физиологии, юриспруденции, педагогики, социологии, демографии, антропологии. Но прежде всего, нас должны интересовать сегодня те выводы, которые имеют практически-политическое, прикладное значение, то есть позволяют не только лучше понимать место и роль молодежи в социальных процессах и развитии общества, но и строить реальную политику в отношении этой категории населения.

В этой новой философии современной молодежной политики важное место займет программа культуры мира.

Следует иметь в виду не только необходимость усвоения общих принципов и идеалов мира не только отрицание войны, конфликтов и насилия, но и готовность молодежи к практическим действиям по распространению культуры мира в самых широких слоях общества, в разных регионах и странах.

Теперь остановимся на роли и значении молодежи в обществе. В целом эта роль обусловлена следующими объективными обстоятельствами.

1. Молодежь, являясь достаточно большой социально-демографической группой, занимает важное место в народнохозяйственном производстве как единственный источник пополнения трудовых ресурсов.

2. Молодежь - основной носитель интеллектуального потенциала общества. Она обладает большими способностями к труду, к творчеству во всех сферах жизни.

3. Молодежь имеет достаточно большую социальную и профессиональную перспективу. Она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.

Обозначенные обстоятельства можно подтвердить фактическими и статистическими данными.

К началу 1990 г. в бывшем СССР насчитывалось 62 млн чел. в возрасте до 30 лет. При этом каждый четвертый житель города и каждый пятый села были молодыми людьми. Всего граждане в возрасте до 30 лет составляли 43% трудоспособного населения .

Доля молодежи в возрасте от 16 до 30 лет в бывшем СССР на 1990 г. составляла 22% всего населения. Примерно такой же процент ее был и в Украине. За последние десять лет произошло сокращение населения молодого возраста на территории бывшего СССР на 4,8 млн чел., в том числе в Украине доля молодежи с 1989 по 1999 г. уменьшилась с 22 до 20%.

По данным 1986 г., всего в народном хозяйстве бывшего СССР было занято около 40 млн юношей и девушек. При этом в отдельных отраслях более половины работающих составляла молодежь. Например, в промышленности и строительстве 54% работающих были в возрасте до 30 лет, в сельском хозяйстве - 44, в машиностроении - 40, в легкой промышленности - более 50% .

В последние годы в демографической ситуации относительно молодежи отмечены следующие тенденции:

Возрастает численность сельской молодежи, что является неплохой предпосылкой демографического возрождения села;

Ярко выражена тенденция омоложения материнства, хотя значительное число молодых семей в силу социально-экономических проблем не торопятся иметь детей;

Увеличивается количество молодых мигрантов и т. п.

Принципиально важным при рассмотрении молодежных проблем является вопрос о молодежи как субъекте и объекте общественных преобразований.

Роль молодежи как субъекта и объекта в историческом процессе развития общества весьма специфична. С точки зрения механизма социализации молодежи вначале молодой человек, вступая в жизнь, является объектом воздействия социальных условий, семьи, друзей, институтов обучения и образования, а затем в процессе взросления и перехода от детства к юношеству учится и начинает сам творить мир, т. е. становится субъектом всех социально-экономических, политических и общественных преобразований.

Понятно, что проблема молодежи имеет глобальный, общечеловеческий характер, и потому находится в центре внимания всех стран и крупнейших организаций мира.

По линии ЮНЕСКО, например, только с 1979 по 1989 г. было принято более 100 документов, касающихся проблем молодежи. В большинстве из них подчеркнуто, что молодые люди сами, своим трудом должны реализовать свои цели. Молодежь должна быть в постоянном поиске, дерзать, строить свою судьбу. Естественно, это присуще только демократическим обществам, странам с высоким уровнем экономического и социального развития.

Вместе с тем, характеризуя проблемы молодежи, на сороковой сессии Генеральной Ассамблеи ООН было обращено внимание и на т о, что "молодые люди играют двоякую, на первый взгляд противоречивую роль с одной стороны, они активно способствуют процессу социальных изменений, а с другой - оказываются его жертвами" .

Действительно, сегодня молодежь не может быть ориентирована исключительно на выполнение общегосударственных дел, связанных с решением плановых заданий; она должна получить возможность решать и свои, молодежные проблемы. Интересы молодежи, ее реальные, насущные проблемы - органическая часть всех социальных задач общества. Здесь уместно напомнить интересное высказывание известного психолога И. С. Кона о том, что в XX веке темпы смены новой техники стали опережать темпы смены новых

поколений. Такая особенность научно-технической революции существенно отразилась на психике и психологии молодежи, ярче выявила ее неприспособленность к жизни. С этой проблемой молодежи мы вступим и в XXI век.

Наряду с утратой старшими поколениями права на выполнение традиционной обучающе-воспитательной функции, обострилась проблема самостоятельности молодежи, ее подготовки к жизни, к осознанным действиям.

Молодежь сегодня, с одной стороны, все больше ощущает себя особой группой общества в пределах некой "молодежной культуры", а с другой - все больше страдает от неразрешимости многих своих специфических проблем. При этом наиболее серьезным фактором, деформирующим психику молодых людей, является отсутствие определенного доверия к ним. Юноши и девушки крайне мало привлекаются к решению и реализации самых разных проблем жизни современного общества. Более того, они даже не включаются на равных в обсуждение разнообразных вопросов, которые беспокоят всех граждан.

Вследствие всех рассмотренных выше причин и проблем в среде молодежи происходит определенная, пока мало изученная социологической наукой дифференциация. В частности, В. Ф. Левичева в своих работах в период бурного роста так называемых неформальных объединений молодежи выделяла три класса социальных объектов принципиально разного типа: подростковые группы; самодеятельные объединения молодежи разной направленности (группы охраны памятников истории и культуры, "зеленые", ассоциации творческой молодежи, досуговые группы, спортивно-оздоровительные и миротворческие объединения, политические клубы и т. п.); народные фронты (социальные образования, в которые входила молодежь).

РЕЗЮМЕ

1. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является следующая трактовка понятия "молодежь": "Молодежь - это относительно большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания в данном обществе".

Существует и такое более сложное и многоплановое определение: "Молодежь как социальная группа представляет собой специфическую социальную общность людей, которая занимает определенное место в социальной структуре общества, харак-^еризуется процессом приобретения устойчивого социального статуса в различных социальных подструктурах (социально-классовой, социально-поселенческой, профессионально-трудовой, социально-политической, семейно-бытовой), а следовательно, отличается общностью решаемых проблем и вытекающей из них общностью социальных интересов и особенностей форм жизнедеятельности" [№, 17].

С переходом к рынку, становлением демократического общества существенно меняются не только идеалы молодых людей, но и общественный идеал молодежи вообще. В частности, весьма интересны выводы украинского ученого Ю. Терещенко, который в человеке нашего времени (а следовательно, и в молодежи) выделяет такие черты.

Во-первых, - пишет он , - это человек экономически свободный, предприимчивый, инициативный, деятельный. Ему присуще самостоятельное творчество, связанное с организацией нового дела и постоянным числом возможностей приложить собственные силы.

Во-вторых, это человек, глубоко заинтересованный в личной причастности к политическим свободам. Такой человек характеризуется развитой правовой и моральной ответственностью, он способен защитить себя и остальных.

В-третьих, это человек с рельефно оформленной мировоззренчески-экологической ориентацией.

В-четвертых, это человек с национально ориентированным сознанием. Такой человек любит свой народ, для него родной язык и другие признаки родной культуры являются средством национальной самоидентификации.

2. Вопрос о возрастных рамках молодежи - это не просто предмет теоретического научного спора. В частности, верхняя граница молодежного возраста, при всей ее условности, подразумевает именно тот возраст, в котором молодой человек становится экономически независимым, способным создать материальные и духовные ценности, продолжать род человеческий. А это означает, что все эти условия Должны рассматриваться в тесном единстве, взаимозависимости и тем более без какой-либо идеализации. Например, известно, что многие

молодые люди становятся экономически независимыми (способными зарабатывать средства к существованию, самообеспечению) и раньше 28 лет. Конечно, это не исключает получения экономической помощи от родителей, близких, друзей и в более позднем возрасте. В связи с этим нам представляется, что граница молодости (28 лет) в большей мере обусловлена периодом окончания учебы, получения профессии, т. е. завершением подготовки к производительному труду в любой сфере деятельности.

Со временем возрастные рамки молодежи (в частности, в Украине), видимо, придется пересматривать и определять с учетом новых социально-экономических, политических и иных условий формирования и становления украинской государственности в целом.

3. Молодость - это не только биологический, но и социальный процесс, диалектически связанный с воспроизводством общества как в демографическом, так и социальном плане. Молодежь не просто является объектом - преемником материальных и духовных богатств общества, но и субъектом - преобразователем общественных отношений. "История, - отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, - есть не что иное, как последовательная система отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями... Действительно, от того, в каком, условно говоря, тоне будет идти разговор между "отцами", которые передают наследие, и "детьми", которые его принимают, в значительной мере, если не решающим образом, зависит устойчивость, стабильность системы" }

 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS