Главная - Речь
Выразительная речь

Выразительной считается речь, которая своим построением и отбором языковых средств способна вызвать и поддержать внимание и интерес адресата, апеллируя к его чувствам.

Выразительность – это такое свойство речи, благодаря которому оказывается воздействие не только на логическую, но также и на эмоциональную сферу адресата. Данное коммуникативное качество речи может быть описано на базе соотношения «речь – эмоции». Выразительная речь действует на наши чувства сильнее, чем речь «механическая», однотонная.

Риторическая фигура, которая заключается в устранении некоторых ее элементов в предложении, с целью дать более сжатый период. Эта риторическая фигура синтаксического типа заключается в том, чтобы использовать часть речи вместо другой, чтобы придать более выразительную силу предложению. Вот пример: «Я не вижу этого ясно» вместо «Я не вижу этого ясно».

Его название происходит от греческого «восклицания». Эпифония - это риторическая фигура, которая представляет собой моральное суждение, выраженное в торжественном тоне и вообще в восклицании. Вот пример его использования на общем языке: «Чем больше вы даете, тем меньше вы получаете: это справедливость мира!».

Выразительность – сложное для описания качество речи. Почему? Во-первых, потому что каждый из нас оценивает выразительность текста с позиции своего риторического идеала. Во-вторых, выразительность особым, специфическим образом взаимодействует с другими коммуникативными качествами речи: она может быть усилена благодаря остальным достоинствам речи, а может быть достигнута благодаря её недостаткам (если это соответствует намерениям говорящего / пишущего). В-третьих, набор и соотношение средств выразительности в разных речевых стилях и жанрах существенно различаются. В-четвёртых, степень выразительности, выбор средства для достижения нужного эффекта зависят не только от индивидуальности автора и особенностей адресата речи, но и от ситуации общения, которая диктует выбор стиля и жанра высказывания.

Это риторическая фигура, которая ослабляет некоторые сильные или тяжелые или иррациональные фразы или выражения. Например: «Это лучше для жизни» вместо того, чтобы сказать «Это мертво». Вторжение - это риторическая фигура, состоящая в том, что она бросает насилие, в предложение или в целую речь, против кого-то или против чего-то. Пример: «Ахи Пиза, унижение людей».

Эта риторическая фигура, которая берет свое название от древнегреческой «инверсии», состоит в том, чтобы преобразовать нормальную связь между двумя терминами. Из греческой «транспозиции» гиперборе представляет собой риторическую фигуру, которая представляет собой смелую форму инверсии при построении периода. Пример: «Свобода отцов искусства процветала».

Такое коммуникативное качество хорошей речи, как выразительность, зависит от нескольких условий. Так, всестороннее знание предмета речи предопределяет способность построить речь убедительно, действенно, а это возможно только при условии самостоятельности мышления говорящего, поэтому знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, осмыслены говорящим.

Это одна из самых риторических цифр, которые мы используем, не осознавая этого. Примеры: «Это неприятно для всего мира». «В почтовой очереди была миля.». Это риторическая фигура, которая представляет собой живое и живописное описание. Например: «Как бык-лев в оправах или прыгните на тот, что есть в полу, и да, он копает свои клыки своими клыками, или эта сторона взрывает это бедро».

Риторическая фигура, также называемая сарказмом, довольно любопытная. Да, потому что тот, кто использует иронию, говорит что-то, но на самом деле хочет иметь в виду свою противоположность. Пример: «Я ожидаю, что вы будете заранее!». Он выражает идею, отрицая ее противоположность. Некоторые примеры: «Эта девушка не так уж плоха», «Твои оценки не такие красивые». «Продажи идут не очень хорошо».

Немаловажным является также отношение говорящего к содержанию речи: «внутренняя убежденность говорящего в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придаёт речи (особенно устной) эмоциональную окраску. Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата» [Плещенко, Федотова: 167].

Риторические цифры: металогизм

Возможно, самая риторическая фигура. Он служит для передачи слова в контексте, отличном от его собственного, для сравнения. Это риторическая фигура, которая изменяет логическое значение предложения, нарушая правила истины и теряя буквальное значение за весь период. Пример металогизма: «Эта девушка красива умереть». Они относятся к категории гиперболы, парадоксальности, иронии, сдержанности и эвфемизма.

Риторические цифры: метонимия

Заменяет слово другим, с которым оно имеет логическое отношение зависимости. Примеры: «Я читал Магриса», «Мне нравится мяч», «Они нашли караваджо». От греческого «равного расторжения» это риторическая фигура, которая состоит в сближении двух или более слов, у которых последние буквы имеют одинаковый звук. Например: «Он не знает, что выбрать, петь, любить, есть другое счастье».

Помимо глубокого знания предмета речи, выразительность предполагает также умение донести это знание до адресата, вызвав у него интерес и внимание. Это становится возможным благодаря тщательному и умелому отбору языковых средств с учётом условий и целей общения, поэтому от говорящего требуется хорошее владение языком и его выразительными возможностями, а также умение пользоваться специфическими особенностями функциональных стилей. Поэтому намерение добиваться выразительности речи должно быть сознательным, т.е. у говорящего должна быть целевая установка на продуцирование выразительной речи.

Риторические цифры: гономатепея

Эта риторическая фигура является типичной формой имитационной гармонии, которая появляется в тех словах, созданных для воспроизведения, с помощью слоги, звука или шума. Пример гомеопатии: Кокос! Риторическая фигура, широко используемая в поэзии. Это антитеза, в которой два противоположных слова указывают третью, которая вытекает из их противоположности. Пример: «Ослепительная темнота».

Риторические цифры: парадокс

Существует парадокс, когда в одном предложении он начинается с правдоподобных предпосылок, но он приходит к нелогичным абсурдам.

Риторические цифры: параллелизм

Эта риторическая фигура состоит в том, чтобы разработать концепцию, имея симметричные короткие высказывания. Пример: «Голубые глаза, светлые волосы».

Для воздействия на адресата говорящий может использовать два типа речи: речь автологическую, в которой все слова используются лишь в прямом значении, и речь металогическую, в которой могут быть актуализированы разнообразные средства создания выразительности.

Компоненты металогической речи многообразны, их исследованию посвящено множество трудов учёных, ораторов, художников слова. Будучи ограниченными рамками данного учебного пособия, мы обратим своё внимание только на основные средства создания выразительности.

Риторические цифры: парономазия

Риторическая фигура, которая представляет собой круг слов, используемых для обозначения понятия, которое должно быть выражено его конкретным именем. Например: «вечный город», а не «Рим».

Риторические цифры: периферия

Это спин слов, чтобы описать концепцию, а не выражать ее с ее конкретным именем. Два примера: «Моя сладкая половина», «Плод моего пота».

Это риторическая фигура, в которой есть добавление слов или грамматических элементов, объясняющих уже синтаксически выраженное выражение. Он используется, чтобы придать фразе большую силу, ясность или эффективность. Несколько примеров: «Дай Александру, спустись!», «Для меня это меня волнует?».

Среди средств выразительности выделяют тропы и фигуры, различия между которыми таковы: как правило, тропы основаны на переносе наименования, а фигуры – на изменении структуры предложения.

Выразительность речи -- это такое свойство речи, благодаря которому, используя выразительные средства, можно разбудить не только логическую, но также эмоциональную, эстетическую область нашего сознания. Выразительная речь действует на наши чувства сильнее, чем речь "механическая", однотонная. Это самое трудное для описания качество речи. Почему? Во-первых, потому что каждый из нас оценивает выразительность текста с позиции своего риторического идеала. Во-вторых, потому что выразительность -- наиболее "ситуативное" качество речи: в отличие от других качеств выразительность зависит от каждого параметра ситуации общения. В-третьих, выразительность находится в "сложных" отношениях с другими коммуникативными качествами речи: она может усиливаться благодаря достоинствам речи, а может достигаться благодаря ее недостаткам (если это соответствует намерениям автора речи). В-четвертых, набор и соотношение средств выразительности в разных речевых стилях и жанрах существенно различаются. Степень выразительности, средства для достижения нужного эффекта зависят не только от индивидуальности автора и особенностей адресата речи, но и от ситуации общения, которая диктует выбор стиля и жанра высказывания. Выразительность речи отдельного человека зависит от нескольких условий: 1. Самостоятельность мышления, деятельность создания автора речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности. 2. Неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет. Нередко лектор, журналист, или учитель, или административный руководитель -- все они, попавшие в паутину равнодушия, говорят "без души", по шаблону, по образцу, не желая и не умея этот образец улучшить, изменить. Однако жизнь хочет отказа от равнодушия, хочет пытливости мысли и остроты чувства и требует поисков выразительности. 3. Хорошее знание языка, его выразительных возможностей. 4. Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей. 5. Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Знание должно перейти в навык. Следует внимательно читать образцовые тексты -- художественные, научные, публицистические и иные. Полезно вслушиваться в речь людей, которые умеют выразительно говорить. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь вообще, а в частности -- её выразительность. 6. Сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность. Необходимо психологически настраивать себя на выразительность: "я изучу выразительные средства нашего языка (пословицы, поговорки, метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и литоты и другие), овладею ими, приобрету навыки их использования в речи, научусь оценивать свою речь -- выразительна ли она? -- научусь устранять из речи все, что мешает выразительности". Учиться речевому мастерству следует у русских писателей, так как в их речи можно найти и правильность, и точность, и логичность, выразительность мыслей: "Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом его вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был напоен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно" (М.Ю. Лермонтов) "А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом..." (А.П.Чехов) Наверное, в таких случаях принято говорить, что тут нельзя изменить ни одного слова: так точно и определенно применено каждое.

 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS