Главная - Ораторское искусство
Дед Мороз. История происхождения для детей


Дед Мороз – такой, каким его знают, для фольклорного персонажа непозволительно молод. Доброму румяному дедушке с мешком подарков немногим более века. Нашим предкам Мороз представлялся в облике вредного косматого старикашки с железной клюкой в руках, встреча с которым могла быть смертельно опасной.

Мороз, он же Студинец, он же Дед Трескун, он же Карачун

В предшественники Деду Морозу молва записывает духов холода, известных под именами: Карачун (Корочун), Студинец, Зюзя и Дед Трескун (Трескунец). Самый неприятный из них Карачун - злой дух, приносящий внезапную смерть юношам и девушкам, а также гибель от холода. Особенно свирепствует в високосные годы. В слугах у Карачуна числятся медведи шатуны, выступающие как бураны, и волки - метели. В память о злом божестве остались устойчивые выражения, символизирующие смерть: «Придет Карачун», «Хватил Карачун», «Он задал карачуна».


Трескунец нагоняет лютые морозы, колотя железной дубиной по лесным пням. Встретить его в лесу – не к добру. Во-первых, это знак, что приближаются жестокие холода, во-вторых, любого не самого нервного мужика карачун хватит при виде низкорослого лохматого старичка в шубе на босу ногу и с дубинкой в руках. Студинец и Зюзя несут аналогичную функцию: устраивают метели, заносят снегом дороги и дома и, походя, могут приморозить запоздавшего путника, как описано в знаменитой поэме Некрасова: «Без мелу всю выбелю рожу, а нос запылает огнем».


У Мороза несколько другие функции. В его обязанности входит зимой «укутывать снежком» поля, чтобы озимые посевы не замерзали. Весной он укладывался спать под колодой. Чтобы Мороз крепко спал и не вздумал приходить на поля раньше поздней осени, его следовало «кликать». Для этого глава семьи выносил кутью – кашу с медом и ягодами или овсяные блины, и ставил в определенное место, приговаривая:

"Дед-Мороз, Дед-Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй"

Кликали Мороз целый месяц, начиная с 20 декабря. Еду оставляли в местах, считавшихся «переходом в другой мир», то есть на пороге, на внешней стороне окна или в огороде. В Подмосковье наговоры выкрикивали в печную трубу.

«Кликанье» сохранилось до середины 19 века, только вместо кутьи выставляли одно из блюд со стола - щи или похлебку.

Мороз Иванович и главный Старик по доставке елки

В 19-м веке стала формироваться новая городская мифология, направленная на освобождение новогодних обрядов от сакральных смыслов. В первую очередь это касалось рождественской елки, осуждаемой православием. В процесс переноса обряда на русскую почву включились педагоги и детские писатели.


Литературный образ Деда Мороза впервые был представлен В. Одоевским в "Сказках дедушки Иринея". Здесь Мороз Иванович выглядит не столько суровым, сколько справедливым. Работящих и умелых он награждает, а лентяев и неумех наказывает.

Начиная с 1830 года в царской семье Новый год встречали с елкой, а вскоре знакомый нам праздник прочно вошел в жизнь Петербурга. Продажа елок «прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками», по данным газеты «Северная пчела», начались в 1840 году, а самой популярной игрушкой стали «рождественские старики», присыпанные белым инеем. Со временем игрушечных Дедов начали ставить под елку. Разыгрывались спектакли, в которых старик в шубе привозил хвойное деревце, пели песни. Поэтому, когда у детей возникал вопрос: «Кто приносит елку и кладет под нее подарки», ответ возникал однозначно: тот самый старик, Дед Мороз. Страшноватая фигура Некрасовского «Лесного воеводы» в переложении для детей выступает в роли властителя зимнего царства, украсившего лес драгоценными камнями и серебром. А также рачительного хозяина, построившего изо льда дворцы и мосты «каких не построит народ».


В начале 20 века Дед Мороз прочно занял свое место в виде главной новогодней фигуры и персонажа детской литературы. При этом, по мнению историка Е. Душечкиной, в народные массы внедряется представление о тысячелетней истории Мороза на Руси.

После революции Дед Мороз в горячке антирелигиозной борьбы был объявлен «религиозным хламом». В 1929 году провозгласили «безбожную пятилетку». На народ обрушилась антирелигиозная пропаганда; повсеместно разграбляли и сносили церкви. Молодежь вместо елок проводила комсомольские святки, на которых устраивали дискуссии по разоблачению Рождества.

Неважно, что у Деда Мороза светское происхождение, и к православию он не имеет никакого отношения. Новый год в представлении людей виделся неотделимым от Рождества. «Эксплуататорские классы пользуются "добрым" Дедом Морозом для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала», писали в агитационных брошюрах. Им вторили поэты:

"Ёлки сухая розга
Маячит в глазища нам
По шапке Деда Мороза,
Ангела - по зубам!"
Семен Кирсанов.

Однако большинство «отсталых» граждан продолжали скрытно отмечать Новый год, в чем им потакали дворники – поставщики елок. В 1933 году В.Д. Бонч-Бруевич в дополнение к своей лениниане пишет рассказ «Ленин в школе» о елке в Сокольниках, которые дети устраивали для В.И.Ленина и Надежды Крупской.


Гонения на Деда Мороза закончились неожиданно. На заседании Политбюро ЦК КПСС в декабре 1935 года соратник Сталина Павел Постышев вдруг заговорил о новогоднем празднике, описанном Бонч-Бруевичем. Сталин заметил, что советским детям тоже понравилось бы такое мероприятие. Тотчас же была опубликована статья в «Правде», где говорилось, что раньше Новый год отмечали только капиталисты, а в СССР дети пролетариев тоже достойны хорошего праздника.

Началось триумфальное шествие Деда Мороза по стране. Он стал главным персонажем на всех новогодних представлениях и детских праздниках, от Чукотки до Азербайджана. Во время Великой Отечественной войны Дед Мороз с плаката разил фашистов. А мультфильмов про него создано великое множество: «Дед Мороз и Серый Волк», «Дед Мороз и лето», «Снеговик-почтовик».


В настоящее время Дед Мороз получил полное признание. У него дворец-резиденция в Великом Устюге, многочисленные помощники и внучка Снегурочка. И даже партия Единая России приняла его в свои ряды, и с 2010 года рамках проекта «Дед Мороз – единоросс» развозит за него подарки по стране.

Огромный интерес сегодня вызывает и история о том, как .

Дед Мороз появился у нас очень давно. Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне.

ДЕД МОРОЗ (Морозко) — могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.

Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования.) Хозяева одаривали колядующих едой.
Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один "человек", одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, "упразднены", и поэтому существуют и по сей день. Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но "старшой" есть и сейчас.

Согласно другой версии, "прапрадедом" современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе - Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года - серединой зимы - январем. Холоден и студен первый месяц года - царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы . Вспомните, к примеру, сказку "Морозко". Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую - заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза - в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей .
Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством (битва с религиозными конкурентами за прибыли), первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.
По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX - начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.

А Вот того Деда Мороза которого мы с Вами привыкли видеть с ранних лет Появился уже в советское время , после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.
И заметте что только наш Дед Мороз на праздник приходит со своей божественной внучкой — Снегурочкой.
Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда (Бога ветра), Зимника и Карачуна.

А вот отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику (Богу иной религии, значит, религиозному конкуренту, противоречащему христианскому учению), а с другой стороны, как к непобедимой русской культурной традиции, с которой бороться — лишь себя позорить и выявлять свою слабость
Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят - из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима.

А Вот самое интересное это Происхождение Деда Мороза
Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов. В других - средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай . По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

И Все таки Святой Николай и есть Наш добрый Дедушка Мороз, Санта Клаус Праздник и день Почетания Святого Николая У всех народов значится 19 декабря.На 19 декабря принято дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз.


А вот как выглядит наш традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики :

Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего "физиологического" смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы - единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.
Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка! )
Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных "младших братьев ". Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.
Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, дост
аточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие "неточности": замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).

Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно
Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль …
Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от "подделки". Дад ороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).
Посох - хрустальный или серебрённый "под хрусталь". Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья).

И еще некоторые особенности Деда Мороза
1. Дед Мороз носит очень теплую шапку с меховой опушкой. Внимание: никаких бомбошек и кисточек!
2. Нос Деда Мороза - обычно красный. (Никаких дурных аналогий! Просто на крайнем севере ОЧЕНЬ холодно!) Но также допускается вариант синего носа в силу снежно-ледяного происхождения Дедушки.
3. У Деда Мороза борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег.
4. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху. Изначально, совсем давно, цвет шубы был синим, холодным, но под влиянием красных шубок "европейских собратьев" изменился на красный. Хотя на данный момент допускаются оба варианта.
5. Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы.
6. Дед Мороз не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком (поясом). В крайнем случае, застегивается на пуговицы.
7. Дед Мороз предпочитает исключительно валенки. И не удивительно, ведь при - 50?С (обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у Снежного хозяина ноги отмерзнут.
8. С собой Дед Мороз всегда носит посох. Во-первых, чтобы легче было по сугробам пробираться. А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи "диким Морозко", этим самым посохом народ-то и "морозил".
9. Мешок с подарками - более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он неглядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.
10. Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжьим ходом. Случаев с использованием оленей не зарегистрировано.
11. Самое главное отличие русского Деда Мороза - его неизменная спутница внучка Снегурочка. Оно и понятно: в одиночестве да на крайнем севере, с тоски умереть можно! А с внучкой оно веселее. P.S. А еще Дед Мороз никогда не носит очки и не курит трубку!
Снегурочка, внучка деда Мороза
Нужно заметить, что Снегурочка - это чисто русское явление. Ни у одного заморского персонажа, символизирующего приход нового года, нет спутницы. Только наш Дед Мороз счастливчик.

Вот Такой он Даш Добрый Старичек Дедушка Мороз Которого мы так ждем каждый год и Которому загадываем желания, верим в сказку И ждем Чуда

Несомненно, что самые любимые персонажи новогоднего праздника - это Дед Мороз и Снегурочка. Образ Деда Мороза в русском фольклоре складывался на протяжении многих веков. Историки склонны считать, что прототипом нашего Деда Мороза был восточнославянский дух холода Трескун, или, как его еще называли, Студенец. Больше похож на нашего Деда Мороза персонаж старинных сказок Морозко, в более поздних версиях - Мороз Иванович, Мороз Елкич. Это Дух Зимы - строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом. К 1880-м годам в общественном сознании утвердился некий персонаж с мешком подарков у елки. Правда, звали его по-разному: Святочный старик, Рождественский дед или попросту Елочный дед. В литературной обработке Мороз Иванович появился в 1840 году в сборнике «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского. Этот добрый седой старик одаривает Рукодельницу за хорошую работу «горстью серебряных монет», а Ленивицу проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. В поэме же Некрасова «Мороз Красный нос» главный герой злой, любящий «кровь вымораживать в жилах и мозг в голове леденить». В детской поэзии конца XIX века Дед Мороз - добрый волшебник. К началу ХХ века образ Деда Мороза как доброго дарителя елок и подарков окончательно закрепился. Традиционно Дед Мороз одет в длинную, по щиколотки, красную шубу, отороченную белым мехом. Сначала шуба его была синей (указывая на северное, холодное происхождение персонажа), на дореволюционных открытках можно встретить и белого Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз чаще всего приходит в красном костюме. Шапка его полуовальная в тон шубы. На руках у любимца ребятишек варежки. В одной руке он держит посох, а в другой - мешок с подарками.

Образ Снегурочки также оформился в XIX веке. В 1860 году Г.П.Данилевский опубликовал поэтический вариант русской народной сказки об ожившей снежной девочке. Официальной датой рождения Снегурочки стал 1873 год, когда А.Н.Островский переложил эту народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка». Так местом рождения зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки. В 1874 году «Снегурочка» была напечатана в «Вестнике Европы», затем появилась опера, музыку к которой написал Н.А.Римский-Корсаков. Интересно, что при первом прочтении поэтичная драматическая сказка Островского не вдохновила композитора. Через пять лет, зимой 1879 года, Римский-Корсаков «снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем...». Первое представление «Снегурочки» состоялось 29 января 1882 года в Мариинском театре в бенефис хора русской оперы. Вскоре «Снегурочка» была поставлена в Москве, в Русской частной опере С.И.Мамонтова, а в 1893 году - в Большом театре. Опера имела громадный успех.

Образ Снегурочки и как дочки, и как внучки Мороза разрабатывался в детской и взрослой литературе, в изобразительном искусстве. Но именно благодаря красивой сказке Островского Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения - из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования от этого не потеряла. Внешний облик Снегурочки сложился благодаря трем великим художникам: Васнецову, Врубелю и Рериху. Это на их картинах Снегурочка «обрела» свои знаменитые наряды: светлый сарафан и повязку на голове; белое длинное снежное одеяние, подбитое горностаем, маленькую меховую шубку. До революции Снегурочка на празднике елки никогда не выступала в роли ведущей.

В двадцатые годы прошлого века страна вступила на путь борьбы с «религиозными предрассудками». С 1929 года были отменены все церковные праздники. Рождественский выходной день стал рабочим, но «тайные» елки иногда устраивались. Дед Мороз стал «продуктом антинародной деятельности капиталистов» и «религиозным хламом». Праздник елки вновь был разрешен лишь под новый 1936 год, после того как Сталин произнес знаменательную фразу: «Жить стало хорошо, товарищи. Жить стало веселее». Новогодняя елка, лишившись религиозного контекста, стала символом праздника счастливого детства в нашей стране. С этого времени Дед Мороз был полностью восстановлен в правах. Советский Дед Мороз приносил в мешке пакеты с одинаковыми подарками для всех детей. В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на празднике елки в московском Доме Союзов. Снегурочка стала бессменной спутницей Деда Мороза, помогающей ему во всем (традицию нарушали только в 1960-е годы, когда место Снегурочки на кремлевской елке несколько раз занимал космонавт). Так потом и повелось: девушка, то постарше, то помоложе, с косичками или без, в кокошнике или в шапочке, иногда в окружении зверюшек, иногда поющая, иногда танцующая. Она задает вопросы Деду Морозу, водит с детьми хороводы, помогает раздавать подарки. Вот уже много лет Дед Мороз и Снегурочка украшают любой новогодний праздник, будь то корпоративная вечеринка или детский утренник. Эти сказочные герои являются неотъемлемой частью Нового Года, точно такой же, как красиво наряженная елка и подарки.

Не так давно у российского Деда Мороза появилась собственная резиденция. Она находится в Великом Устюге, что в Вологодской области. К новому 2006 году была открыта усадьба Деда Мороза в Москве, в парке Кузьминки. В ноябре 2006 года в Кузьминках открылся терем Снегурочки. Деревянный двухэтажный терем выполнен по проекту костромских архитекторов в «луковичном» стиле. Внутри, на первом этаже, стоит прялка для Снегурочки-мастерицы. На втором устроена выставка подарков от детей. Это рисунки, поделки из глины, снежинки и другие сувениры, посвященные Новому году.

Новый год самый яркий, любимый и ожидаемый праздник. Люди всего мира с удовольствием его отмечают, но мало кому известна история Нового года в России и на Руси.

Из-за традиций, обычаев и религии разные народы встречают Новый год по-своему. Процесс приготовления к празднику, как и воспоминания, связанные с ним, вызывает чувство радости, заботы, счастья, любви и удовольствия.

Накануне новогодних праздников в каждом доме работа идет полным ходом. Кто-то занимается украшением елки, кто-то убирает в доме или квартире, кто-то составляет праздничное меню, а кто-то дружно решает, где можно встретить Новый год .

История Нового года на Руси

Новый год любимый праздник жителей нашей страны. К нему готовятся, ждут с большим нетерпением, весело встречают и надолго оставляют в памяти в виде приятных картин, ярких эмоций и положительных ощущений.

История интересует немногих. А зря, скажу вам, дорогие читатели. Она весьма интересна и продолжительна.

История до 1700 года

В 998 году киевский князь Владимир на Руси ввел христианство. После этого смена лет происходила 1 марта. В некоторых случаях событие приходилось на день Святой Пасхи. Такое летоисчисление просуществовало до конца 15 столетия.

В начале 1492 года по приказу царя Ивана III началом года начали считать 1 сентября. Чтобы народ зауважал «сентябрьскую смену лет», царь позволил крестьянам и знатным дворянам в этот день посещать Кремль в поисках государевой милости. Однако народ не смог отказаться от церковного летоисчисления. Двести лет в стране было два календаря и постоянная путаница в датах.

История после 1700 года

Исправить ситуацию решил Петр Первый. В конце декабря 1699 года он обнародовал императорский указ, согласно которому смену лет начали отмечать первого января. Благодаря Петру Первому в России появилась путаница в смене эпох. Он откинул один год и распорядился считать началом нового века именно 1700 год. В других странах отсчет нового столетия начинался с 1701 года. Русский царь ошибся на 12 месяцев, поэтому на Руси смена эпох отмечалась годом раньше.

Петр Великий стремился ввести в России европейский образ жизни. Поэтому он приказал праздновать Новый год по европейскому образцу. Традицию наряжать елку на новогодние праздники позаимствовали у немцев, для которых вечнозеленое дерево символизировало верность, долголетие, бессмертие и молодость.

Петр издал указ, согласно которому на новогодние праздники перед каждым двором должны выставляться украшенные сосновые и можжевеловые ветви. Богатое население обязали украшать целые деревья.

Изначально для украшения хвойного дерева использовали овощи, фрукты, орехи и конфеты. Фонарики, игрушки и декоративные вещички появились на елке гораздо позже. Елка впервые засверкала огнями только в 1852 году. Ее установили в Екатерининском вокзале в Петербурге.

До конца своих дней Петр Первый следил, чтобы Новый год в России встречали так же торжественно, как и в европейских государствах. Накануне праздника царь поздравлял людей, вручал из своих рук подарки вельможам, преподносил фаворитам дорогостоящие сувениры, активно участвовал в забавах и гуляньях при дворе.

Император устраивал во дворце шикарные маскарады и приказывал, чтобы в новогоднюю ночь устраивали фейерверки и вели огонь из пушек. Благодаря усилиям Петра I в России празднование Нового года стало светским, а не религиозным.

Русскому народу пришлось пережить множество изменений, пока дата Нового года не остановилась на первом января.

История появления Деда Мороза

Елка не единственный желанный атрибут Нового года. Еще есть персонаж, который приносит новогодние подарки . Как вы догадались, это Дед Мороз.

Возраст этого доброго сказочного дедушки превышает 1000 лет, а история появления Деда Мороза вовсе для многих тайна.

Точно неизвестно откуда появился Дед Мороз. В каждой стране свое мнение. Некоторые народы считают Деда Мороза потомком гномов, другие уверены, что его предки бродячие жонглеры из средневековья, третьи считают его святым Николаем Чудотворцем.

Видео рассказ

Прообраз Деда Мороза — Святой Николай

В конце 10 столетия восточные народы создали культ Николая Мирского, покровителя воров, невест, моряков и детей. Он был известен подвижничеством и добрыми деяниями. После смерти Николаю Мирскому присвоили статус святого.

Останки Николая Мирского много лет хранились в восточной церквушке, но в 11 веке ее ограбили итальянские пираты. Они переправили мощи святого в Италию. Прихожанам церкви осталось молиться за сохранение праха Святого Николая.

Спустя некоторое время культ чудотворца начал распространяться в странах Западной и Центральной Европы. В европейских странах его называли по-разному. В Германии — Никалаус, в Голландии — Клаас, в Англии — Клаус. В образе белобородого старика он перемещался по улицам на ослике или коне и раздавал детям из мешка новогодние подарки.

Немного позже Санта Клаус начал появляться и на Рождество. Не всем церковникам это нравилось, ведь праздник посвящен Христу. Поэтому раздавать подарки начал и Христос, в виде молодых девушек в белой одежде. К тому времени народ привык к образу Николая Чудотворца и не представлял новогодние праздники без него. В результате дедушка получил юную спутницу.

Одеяние этого сказочного старика также существенно изменялось. Изначально он носил плащ, однако в 19 веке в Голландии его нарядили трубочистом. Он прочищал дымоходы и опускал в них подарки. К концу 19 столетия Деда Мороза наградили красной шубой с меховым воротником. Наряд закрепился за ним надолго.

Дед Мороз в России

Поклонники праздничной символики посчитали, что отечественный Дед Мороз должен иметь Родину. В конце 1998 года его резиденцией объявили город Великий Устюг, который находится в северной части Вологодской области.

Некоторые считают, что Дед Мороз — потомок духа холода Мороза. С течением времени образ этого персонажа менялся. Изначально это был белобородый старик в валенках с длинным посохом и мешком. Он вручал подарки послушным деткам, а нерадивых воспитывал палкой.

Позже Дед Мороз стал более добрым старичком. Он не занимался воспитательной деятельностью, а просто рассказывал деткам страшные рассказики. Еще позже он отказался и от страшилок. В результате образ стал только добрым.

Дедушка Мороз — залог веселья, плясок и подарков, что превращает обычный день в истинный праздник.

История появления Снегурочки

Кто такая Снегурочка? Это юная девушка с длинной косой в красивой шубе и теплых сапожках. Она спутница Деда Мороза и помогает ему раздавать новогодние подарки.

Фольклор

История появления Снегурочки не такая продолжительная, как у Дедушки Мороза. Появлению Снегурка обязана древнерусским фольклорным традициям. Эту народную сказку знают все.

На радость себе, Снегурку из белого снега слепил старик со старухой. Снежная девочка ожила, получила дар речи и начала жить у стариков дома.

Девочка была доброй, милой и красивой. Она имела длинные светлые волосы и голубые глаза. По приходу весны с солнечными днями Снегурочка начала грустить. Ее пригласили погулять и попрыгать через большой костер. После прыжка ее не стало, так как жаркое пламя ее растопило.

Относительно внешнего облика Снегурочки можно сказать, что его авторы три художника — Рерих, Врубель и Васенцов. На своих картинах они изобразили Снегурочку в белоснежном сарафане и повязке на голове.

Праздновать Новый год начали давно. С каждым годом что-то менялось и добавлялось, но основные традиции прошли сквозь века. Люди вне зависимости от социального положения и финансовых возможностей весело проводят новогодние праздники. Они украшают дом, готовят, покупают подарки.

Все люди обожают получать подарки. Дети верят, что их приносит добрый волшебник, пока они спят. Взрослые, желая порадовать близких, выбирают для них на Новый год наиболее подходящие сувениры и кладут под елку. Всем настолько приятно приобщиться к созданию чудесного и радостного настроения, царящего в этот праздник, что впору поверить в сказку и ее главного чародея, которого каждый народ величает по-своему. Осталось понять, где живет Дед Мороз и откуда к нам попадает новогоднее волшебство.

Существует несколько версий появления на Руси Деда Мороза. У древних славян было поверье о хозяине зимы и холодной погоды. Звали его Морозко и описывали, как сердитого старика с длинной белой бородой. Он властвовал на земле с ноября по март, и все боялись его способности насылать холода и вьюгу.

Старец был строг, но справедлив. Он наказывал ленивых и злых людей и одаривал добрых и отзывчивых. С тех самых пор родители уговаривают детей быть послушными, чтобы Дед Мороз исполнил загаданные ими желания и принес хорошие подарки.

По другой версии, возникшей после прихода христианства, прообразом Деда Мороза послужил Николай Чудотворец, живший в III веке. Даже в детском возрасте будущий святой постоянно совершал добрые дела и, как мог, помогал окружающим.

Став архиепископом в Ликии, он защищал несправедливо гонимых, похищенных детей, неоднократно спасал моряков во время шторма, вознося молитвы Богу и успокаивая море. Ему приписывается еще множество волшебных деяний и необычайная щедрость к людям.

Николай-чудотворец дожил до глубокой старости и носил седую бороду, что дает основание историкам и исследователям считать Дедом Морозом именно его.

Дети мечтают увидеть волшебство своими глазами. «Где живет Дед Мороз?» – самый часто задаваемый родителям вопрос в канун Нового года.

Кто-то отвечает, что он живет в землях, засыпанных снегом, где в небе переливается разноцветное северное сияние.

Другие считают, что добрый чародей приезжает на оленьей упряжке из Лапландии.

Многие верят, что Дед Мороз живет в России, в городе Великий Устюг. С 1999 года это место официально считается его резиденцией.

Отправиться на экскурсию в дом волшебника – интересное приключение и для детей, и для взрослых.

Город Великий Устюг – краткая информация

Так где же живет Дед Мороз в России? Конечно, на севере, а точнее, в небольшом городе, расположенном в Вологодской области у истока реки Северная Двина.

Расстояние до него от Москвы – 920 км. Население составляет 31 тысячу человек.

Основали город в XII веке князья из Ростова и Суздаля. Поселение постоянно подвергалось набегам и разграблениям, пока в XIV веке не вошло в состав Устюжского княжества. Город рос за счет выгодного положения рядом с торговыми путями и окончательно укрепил свои позиции, присоединившись к Великому Московскому княжеству.

Урон его экономике нанес Петр I после победы над шведами и открытия судоходства по Балтийскому морю. Купцы постепенно покидали город, утративший торгово-транспортное значение. На смену им пришли ремесленники, прославившиеся на всю Россию искусным чернением серебра.

В XVIII веке в Великом Устюге случился страшный пожар, после чего в то время уездный город Вологодской губернии пришлось отстраивать заново. С Советских времен он относится к Вологодской области. Теперь его название широко известно из-за пребывания в нем Деда Мороза и открытия современного парка развлечений.

Достопримечательности города

Большинство памятников архитектуры разместились вдоль берега реки Сухоны. На одной стороне стоят древнейшие храмы Дымковской слободы, построенные и освященные в XIV веке.

На противоположном берегу находится Соборное дворище, отличительной чертой которого является множество возведенных рядом друг с другом церквей. В Великом Устюге, несмотря на пожар, сохранилось множество старинных монастырей, соборов и колоколен. Иконы и церковную утварь на протяжении веков бережно скрывали от разграблений в церковных помещениях, поэтому в настоящий момент их внутреннее убранство имеет огромную историческую ценность.

В Музее древнерусского искусства представлены интересные образцы старинной иконописи и шитья, а также инструменты, книги и летописи. Там можно ознакомиться с развитием зодчества северо-востока России.

В бывшем доме купца Усова открыт Музей истории Великого Устюга. В нем проводятся лекции о значении города в освоении северных земель. Также рассказывается о борьбе населения с племенами, нападавшими на поселение XII века. Оружие и военная амуниция того времени сохранилась, так как была сложена в подвале одного из монастырей. Есть необычные артефакты, найденные на раскопках археологами.

Фабрика «Великоустюгские узоры» представляет короба, шкатулки и корзины, собранные из бересты и украшенные резьбой и росписью. Многие изделия продаются. Туристам нравятся брелоки и подстаканники, которые напомнят о посещении города.

На родине Деда Мороза обязательно должна быть выставка, посвященная только ему. Музей новогодней и рождественской игрушки знаменит украшениями для елки и собранием поздравительных открыток дореволюционной и Советской России. С этого музея начинается путь в волшебную резиденцию.

Самая популярная достопримечательность города – Дом Деда Мороза. Это большой деревянный терем, окруженный соснами и елями. Архитектура дома настолько необычна, что легко поверить в его сказочную принадлежность.

По нему можно ходить часами, рассматривая диковинные вещицы и комнаты, где живет и работает Дед Мороз. Там же стоит его трон, на котором гостям разрешается посидеть. Визит к настоящему герою легенд заканчивается извлечением подарка из большого сундука, стоящего в Тронном зале.

В резиденции Деда Мороза есть настоящая русская деревня, где гостей угощают блюдами русской кухни, катают в санях и на паровозике. Для детей открыты игровые площадки, аттракционы и лавки с сувенирами и игрушками. Интересное путешествие можно совершить по Тропе сказок. В сосновом бору построены домики мудрой Совы, Лесовичка и волшебный колодец. Их обитатели сами встречают гостей и водят их по лесу.

Точный адрес для писем Деду Морозу

В Великом Устюге в отдельном деревянном доме бесперебойно работает Почта Деда Мороза. Именно сюда дети могут присылать письма с рассказом о желанных подарках и просить волшебника положить их в праздник под елочку.

Адрес, на который следует писать: 162390, Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Почта Деда Мороза или на сайт: pochta-dm.ru.

В здании выставлены предметы местного народного творчества, которые можно купить и отправить друзьям и близким вместе с открыткой, на которой будет стоять подпись и печать хозяина дома.

В западной Европе и Северной Америке дети верят в Санта Клауса. В основе легенды о нем лежит чудо, сотворенное Святым Николаем в Ликии. Дочери одного бедного горожанина никак не могли выйти замуж, поскольку были бесприданницами. Узнав об этом, Святой Николай подбросил им в дымоход кошели с золотыми монетами. Его дары упали в башмачки девушек, что помогло им найти женихов.

Именно поэтому в канун Рождества в Европе принято ставить к камину сапоги или вешать чулки. Санта Клаус летает на санях, запряженных оленями, и проникает в дом через печную трубу. У него есть свита, состоящая из злых и добрых сказочных существ. В зависимости от поведения в уходящем году ребенок получит подарок от Санты или козни Крампуса.

В остальное время волшебник живет за Полярным кругом, в Лапландии. Путь к дому чародея знают только его верные олени и гномы, людям трудно найти к нему дорогу.

На финской части Полярного круга стоит гора Корватунтури, похожая на огромное ухо. Просьбы детей со всего мира долетают через него до Санты, и он заранее готовит подарки к следующему Рождеству. Его резиденция, где в свободные часы он встречается с гостями, расположена в Кухмо, неподалеку от знаменитой горы.

Там можно прокатиться на оленьей упряжке или залезть в грот, чтобы осмотреть жилище Санты или понаблюдать за работой гномов. Множество развлечений и лавок с сувенирами привлекают туда туристов со всего мира.

Кроме того, местному волшебнику тоже можно написать письмо и отправить на его личную почту.

Заключение

Несмотря на утрату иллюзий, взрослым, как и детям, нужно знать, где живет Дед Мороз, чтобы ненадолго вернуться в детство. Это беззаботное время вспоминается с радостью, ведь тогда существовала вера в чудо, и в новогодние праздники оно сбывалось. Неважно, что подарки под елку укладывали родители. Найти их следующим утром было таким счастьем!

Идея встречи с Дедом Морозом дарит ожидание необыкновенных событий. Дети будут полны впечатлений от поездки в его волшебное жилище, встреч с героями сказок и гуляния по заснеженному бору. Чародей выглядит совсем, как настоящий, поэтому надежда на исполнение заветных желаний сохранится на всю жизнь.

Меня зовут Джулия Дженни Норман, я автор статей и книг. Сотрудничаю с издательствами "ОЛМА-ПРЕСС" и "АСТ", а также с глянцевыми журналами. В настоящее время помогаю продвигать проекты виртуальной реальности. У меня европейские корни, но большую часть жизни я провела в Москве. Здесь множество музеев и выставок, которые заряжают позитивом и дарят вдохновение. В свободное время я изучаю французские средневековые танцы. Мне интересны любые сведения о той эпохе. Предлагаю вам статьи, способные увлечь новым хобби или просто подарить приятные минуты. Нужно мечтать о прекрасном, тогда оно сбудется!



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS