Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
"и серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл". "И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл" В… - Обитательница села Серебряный век как явление в русской литературе |
«И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл»Серебряный век как явление в русской литературеРусский поэтический Серебряный век традиционно вписывается в начало XX столетия, на самом деле его истоком является столетие XIX, и всеми корнями он уходит в «век золотой», в творчество А. С. Пушкина, в наследие пушкинской плеяды, в тютчевскую философичность, в импрессионистическую лирику Фета, в некрасовские прозаизмы, в порубежные, полные трагического психологизма и смутных предчувствий строки К. Случевского. Иными словами, 90-е годы начинали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку 20-го века. С 90-х годов начинался литературный посев, принесший всходы. Сам термин «серебряный век» является весьма условным и охватывает собой явление со спорными очертаниями и неравномерным рельефом. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но вошло в литературный оборот окончательно в 60-е годы ХХ столетия. Вся поэзия Серебряного века, жадно вобрав в себя наследие Библии, античную мифологию, опыт европейской и мировой литературы, теснейшим образом связана с русским фольклором, с его песнями, плачами, сказаниями и частушками. Для того, чтобы яснее понять причину феноменального культурного подъема в конце XIX - начале XX века, который справедливо называют «русским ренессансом», необходимо прежде всего обратиться к атмосфере духовной жизни России на рубеже веков, ставшей условием развития поэтического творчества. Философ Н. Бердяев попытался охарактеризовать это культурное явление с позиции диалектики. Вот что он писал по данному поводу в книге «Самопознание»: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму... Но все это происходило в довольно замкнутом круге, оторванном от широкого социального движения. Изначально в этот русский ренессанс вошли элементы упадочности... Культурный ренессанс явился у нас в предреволюционную эпоху и сопровождался острым чувством приближающейся гибели старой России. Были возбуждение и напряженность, но не было настоящей радости... Культурно-духовное движение того времени было своеобразным русским романтизмом, оно менее всего было классическим по своему духу» . Поэзия как наиболее тонкий и чувствительный элемент культуры улавливала эти тревожные противоречия кризисной эпохи: всплеск духовности, с одной стороны, и предощущение близкой катастрофы - с другой, что не могло не сказаться на ее дальнейшем развитии. В поэзии, как, впрочем, и в других областях культуры начала XX века, получило распространение декадентство, основные мотивы которого нашли свое воплощение в различных направлениях модернизма. Причем происходило это не только в поэзии, но и в других видах искусства. Вопрос о хронологических границах Серебряного века является довольно спорным. Его началом принято считать 1890-е годы, когда стали пробиваться на свет первые ростки символизма. Так или иначе, но к моменту наступление нового столетия новая культурная (а в рамках рассматриваемого нами вопроса - поэтическая) эпоха, уже заявила о себе во весь голос. Своего апогея поэзия символистов достигла в годы первой русской революции (1905-1907), когда к вступившим в пору наивысшей поэтической зрелости основателям направления К. Бальмонту, Д. Мережковскому, 3. Гиппиус, Ф. Сологубу добавляются имена А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова. К концу первого десятилетия XX века символизм как школа утрачивает ведущую роль. Возникают новые литературные течения: позиции символистов активно оспаривают их фактические наследники: акмеисты и прямые оппоненты - футуристы. В эти годы на поэтическом небосклоне загораются новые звезды - А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Кузмин, И. Северянин, М. Цветаева, В. Хлебников, В. Маяковский, С. Есенин, Б. Пастернак, В. Шершеневич и многие другие. Словом, исходный рубеж и период расцвета Серебряного века подлежит достаточно точному определению. А вот вопрос о его окончании до сих пор является предметом дискуссий. Поэт Н. Коржавин полагал, что «серебряный век» начался в 10-е годы XX века и закончился... с Первой мировой войной» . Критик Е. Г. Эткинд пишет: «1915 - высший подъем «серебряного века» и, в то же время, конец его» . У других исследователей по-иному обоснованную точку зрения на хронологические границы: 1917-й, 20-е и даже 30-е годы XX века. О. Ронен сдвигает верхнюю планку Серебряного века еще дальше по времени, хотя к очертанию его границ он подходит с определением этой эпохи в целом как культурного феномена: «Когда бы этот век, прозванный «серебряным», ни пришел к концу - в 17-м году, или в 21-22-м - с гибелью Гумилева и смертью Блока и Хлебникова, или в 30-м - с самоубийством Маяковского, или в 34-м - со смертью Андрея Белого, или в 37-39-м с гибелью Клюева и Мандельштама и кончиной Ходасевича, или в 40-м, после падения Парижа, когда Ахматова начала «Поэму без героя», а Набоков, спасшись из Франции, задумал «Парижскую поэму», посвященную, как и ахматовская, подведению итогов, - наименование «серебряный век» было всего лишь отчужденной кличкой, данной критиками, в лучшем случае как извинение, а в худшем - как поношение. Сами поэты, еще живые представители этого века, Пяст, Ахматова, Цветаева пользовались им изредка со смутной и иронической покорностью, не снисходя до открытого спора с критиками» . И все-таки основным рубежом, верхней границей Серебряного века обоснованней было бы считать октябрьские потрясения 1917 года, трагически отразившиеся не только на поэзии, но и на всей русской культуре в целом. Краток был Серебряный век. Краток и ослепителен. Биографии почти всех творцов этого поэтического чуда сложились трагически. Время, отпущенное им судьбой, оказалось роковым. Но, как известно, «времена не выбирают - в них живут и умирают». Таким образом, главная особенность поэтического этапа Серебряного века состояла в том, что он создавался ярчайшими индивидуальностями, резко различными по особенностям мировоззрения и таланта. Их объединяли не только хронологические рамки рубежа веков, но и сознание своей эпохи как совершенно исключительной, и попытки выработать принципиально новую концепцию личности. Конец девятнадцатого века…Начало двадцатого… Рубеж веков… Ощущение кризиса, потрясений, катастрофичности… Двадцатый век…еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла, Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла. И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть, и ненависть к отчизне… И черная земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи… А.А.Блок
Серебряный век () ? Оцуп Н.А. По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия этого периода является достойным продолжением «золотого века» Русский культурный Ренессанс Бердяев Н.А.
Модернизм (фр. Moderne-новейший, современный) - художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале 20 века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций.
Символизм (Д.Мережковский) Символ- основная эстетическая категория Тематика произведений: отрицание действительности(мир- зверинец, тюрьма, келья); жизнь- сон, игра теней; самообожествление; метание человека от мрака к свету (мотив качелей); одиночество; Вечная Женственность, Душа мира
Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. В. Брюсов
Футуризм (будущее) Манифест « Пощечина общественному вкусу »: « Мы отрицаем правописание »; « Мы расшатали синтаксис »; « Нами уничтожены знаки препинания » « Мы новые люди новой жизни » Сборники: «Рыкающий Парнас», «Дохлая Луна», «Доители изнуренных жаб» Группы: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Будетляне»
Я знаю веселые строки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф Н. Гумилев
Cравнительная таблица модернистских течений рубежа веков Критерии для сопоставления СимволизмАкмеизмФутуризм 1.Отношение к миру Мир не познаваем Мир познаваемМир надо переделать 2.Роль поэта Поэт- пророк разгадывает тайны бытия, слова Поэт возвращает слову ясность, простоту Поэт разрушает старое 3.Отношеие к слову Слово многозначно И символично Четкая определен- ность слова Свобода в обраще- нии со словом 4.Особенности формы Намеки, иносказа- ния Конкретная образность Обилие неологиз- мов, искажений слов 5.Близкий род искусства Музыка Живопись,архитек- тура, скульптура Живопись
Слайд1 (Музыка тихая) Начало20 века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба, и каждого второго можно назвать Моцартом стиха. Поэты «серебряного века» - это целое созвездие в русской национальной галактике: Дмитрий Мережковский и его жена Зинаида Гиппиус –Анна Ахматова и Николай Гумилев, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, Сергей Городецкий, юные Борис Пастернак и Марина Цветаева, Осип Мандельштам и Сергей Есенин, Андрей Белый и Александр Блок, Константин Бальмонт – этот Паганини стиха и Игорь Северянин – официально признанный королем поэтов. Перечисление славных имен можно было бы продолжить. Слайд 2 Поэты образуют множество литературных направлений – символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Некоторые из них в творческом развитии меняли свое отношение к миру, социальным явлениям и представления о своем назначении. Неизменным оставался их божественный поэтический дар, благодаря которому они довели стих в поэтическом смысле до совершенства: звук, все краски мира и все тончайшие оттенки чувств обрели неслыханную до сих пор музыкальность. Если поэзию Серебряного века представить как многотомник, то сегодня мы приоткрываем лишь первую его страницу – предисловие. Слайд3 Серебряный век… Творческое вдохновение, вспыхнув ярким пламенем, не погасло в 1917 году, а ушло вглубь, скрылось в пепле от урагана истории. Прерванная душа, пресечённое слово, недопетая песня…В новом 21 столетии поэты Серебряного века вновь с нами. Слайд 4- Санкт-Петербург. Литейный, 24 - дом Мурузи. Зинаида Гиппиус с Дмитрием Мережковским прожили в этом доме много лет. Салон Мережковских был одним из самых известных литературных собраний Петербурга Серебряного века. Слайд 5 - "Дом Мурузи" играл ту же роль, какую впоследствии играла "Башня" Вяч. Ив. Иванова. Слайд 6 - В доме Мурузи у Мережковских бывали не только литераторы и поэты, но и художники, философы, все, кто только не был равнодушен к культуре. Слайд-7- Знаменитая башня Вячеслава Иванова. Этот дом станет одним из центров, где будут собираться поэты Петербурга. Они сутками будут спорить о жизни и о назначении поэта. Поэта, который, по их представлениям, играл большую роль в мироздании. Слайд-7 -Попова И.
Это было в башне В. Иванова. Читали стихи. От стихов тогда пьянели больше, чем от вина. Башня выходила на крышу соседнего дома, и было видно бледно-серое, без луны и звезд ночное небо, каким оно бывает в белые петербургские ночи, и высокую худощавую фигуру А. Блока, читающего своим монотонным, страстно-бессмертным голосом медленно и томительно печально-пронзительную по поэтической красоте «Незнакомку». Вся кровь во мне остановилась, когда после знаменитой строчки «духами и туманами она садится у окна», это обволакивающее А сменилось волшебным Е. (Входят все) Слайд-9 Жолнерович А. Больше 100 лет назад, в канун нового 1912года в Петербурге в подвале 2 дома Дашковых открылось артистическое кафе, арт-кабаре «Бродячая собака». Слава о кафе удивительно скандальная, легендарная произошла от сочетания скромности помещения и высочайшей концентрации блистательных талантов: Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский- список неисчерпаем. Все вместе Во втором дворе подвал, Просто пес бродячий. (на сцене ставят столы, стулья, застилают скатерти) все танцуют под музыку Слайд10 Видео Кафе «Бродячая собака» звучит песня А.Вертинского «Магнолия». Попова И. Заброшенный подвал, когда-то служивший винным погребом, замечательно преобразился. Стены украсили рукописями, архитектор Фомин собственноручно сложил огромный камин. У наружных дверей висели молоток и доска, в которую каждый входящий должен был стучать. Михаил : «Бродячая собака»- живой памятник культуры Серебряного века. Андрей: «Золотой век»- солнечный век поэтов 19 века. Инга: Серебряный- лунная хандра, бурный расцвет и предвосхищение близкого краха поэтов 20 века. М.: Луна, по древней мифологии, символ ущерба и неравенства. А.: Истинная поэзия- любовь, мужество и жертва.- Фредерико Гарсия Лорка И.: Сегодня мы вновь в «Бродячей собаке» Многим из них не хватало скромного достоинства поэтов – классиков 19 века. Стремление их к самоутверждению, возвеличиванию и самовосхвалению не может не вызвать улыбки. Шампанская сила в поэте бурлила, Слайд-12 (стук молотка, входит) Северянин: Татарчук А. Отныне плащ мой фиолетов, Снимите же маску, поэт! Слайд-14 М.: Бесспорно и то, что звездой первой величины в созвездии поэтов Серебряного века был Александр Блок . Преклонение перед ним и его творчеством было всеобщим, по воспоминаниям К. Чуковского, ни от кого так явственно, так ощутимо не исходил магнетизм. Инга.
Слова и строки выстраиваются в ряд и как бы уносятся на музыкальной волне. В беззвучной тишине возникают образы, в которых сливались горечь и восторг, безысходная тоска и радостное изумление перед чудом красоты. Слайд-15 М. Цветаева: Попова И. Имя твое – птица в руке, Слайд-16 (Видео Ночь, улица, аптека) Слайд-17 М.:
Пылающая и горькая рябина стала символом судьбы Цветаевой, тоже «горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.» Медведева Н. читает стихотворение М.Цветаевой Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, Нечитанным стихам! – Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берёт!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд. А. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы. Слайд-18 видео- «Под лаской плюшевого пледа» из к\ф Жестокий романс М.:
Цветаева – поэт «предельной правды чувств.» Слайд-20 Цветаева : Инга Вчера еще в глаза глядел, Звучит импровизация песни «Бесаме мучо» Пары танцуют под музыку М.Ведущий: А в это время возникают, как из воздуха, миллионные состояния, строятся банки, мюзик-холлы, великолепные рестораны, где люди оглушают себя музыкой, отражением зеркал, светом, шампанским, полуобнаженными женщинами. Слайд-21 -А.:
Русская Сафо - А. Ахматова. Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала – их только три! Между клёнов шёпот осенний Попросил: «Со мною умри!» Я обманут моей унылой, Переменчивой «злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…» Это песня последней встречи. Я взглянула на тёмный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-жёлтым огнём. После прочтения стихотворения под музыку к Ахматовой приближается Гумилев присаживаясь рядом на стул
.(Абдуллаев А.)
Н. (Медведева) Ахматова, сидя в кресле, наклонившись вперед, читает стихотворение « Любовь» То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует. То в инее ярком блеснёт, Почудится в дрёме левкоя. Но верно и тайно ведёт От радости и от покоя. Умеет так сладко рыдать В молитве тоскующей скрипки, И страшно её угадать В ещё незнакомой улыбке. Гумилев выходит на передний план и читает стихотворение, обращаясь к Ахматовой. Слайд-24 -Я и Вы - Абдуллаев А. Да, я знаю, я вам не пара, Я пришёл из иной страны, И мне нравится не гитара, А дикарский напев зурны. Не по залам и по салонам Тёмным платьям и пиджакам – Я читаю стихи драконам, Водопадам и облакам. Я люблю – как араб в пустыне Припадает к воде и пьёт, А не рыцарем на картине, Что на звёзды смотрит и ждёт. И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще, Чтоб войти не во всём открытый, Протестантский, прибранный рай, И туда, где разбойник, мытарь И блудница крикнут: «Вставай!» Стих.Ахматовой «Ты отступник» чит. Мытник П. 2АЭ Ахматова- Медведева Н. Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины жёлто-красной, Слагаю я весёлые стихи О жизни тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озёрной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу. Стих. Ахматовой «Сад» читает Блюденов Б. 2МЭ Слайд-25 Северянин: Жолнерович А. (Во время чтения стих. Маяковский В. (Дылюк Ю.) выходит на середину сцены, обращается к сидящим за столиками) Мой друг, Великий Маяковский, Маяковский : Дылюк Ю. Вашу мысль, Маяковский: Вы там, в третьем ряду, не размахивайте так грозно золотым зубом. Сядьте! (Человеку с газетой) А вы положите сейчас же свою газету или уходите вон из зала: здесь не читальный зал. Здесь слушают меня, а не читают. Маяковский! Вы что полагаете, что мы все идиоты? В. Маяковский читает стихотворение «Послушайте!» Послушайте! М.:
2 полюса любви – поклонение и жестокость, наивность и развязность. Маска. 2 полюса – поэзия и любовь, которые слились в одну ломаную черту – жизнь. Искусство называлось трагедия, трагедия называлась «Великий Маяковский». Современники относились в Маяковскому сложно. Кого-то раздражали его футуристические изыски, а кто-то завидовал его славе. Но многие оценили его безумно – нежный и оригинальный стихотворный язык. Он в жизнь вбегал рязанским простаком Дылюк Ю.-Маяковский : Почему вы таскаетесь по салонам, Есенин? М.
: Глядишь, понравлюсь и в люди выведут. Васинский В. (Н.Гумилев «Шестое чувство»). Прекрасно в нас влюбленное вино И добрый хлеб, что в печь для нас садится, И женщина, которою дано. Сперва измучившись, нам насладиться. Но что нам делать с розовой зарей Над холодеющими небесами, Где тишина и неземной покой, Что делать нам с бессмертными стихами. . Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать – Мгновение бежит неудержимо, И мы ломаем руки, но опять Обречены идти все мимо, мимо. Как мальчик, игры позабыв свои. Следит порой за девичьим купаньем И, ничего не зная о любви, Все ж мучится таинственным желаньем.. Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства. А . Они так мечтали сделать своих читателей героями «сильной, веселой и злой планеты» Я л юблю избранника свободы, Мореплавателя и стрелка, Ах, ему так звонко пели воды И завидовали облака. М. Выстрелами на дуэли были убиты Пушкин и Лермонтов, пробитое пулей, перестало биться сердце Маяковского, безумная жестокость оборвала жизнь Николая Гумилева... Сколько поэтов преждевременно потеряла Россия! И. Как воскресить их! Как оживить? Живой водой воистину может стать наше прикосновение к его стихам, наша память о них. Только тогда расцветут «сады души» погибших поэтов и удивят нас своей красотой и благородством. Васинский В . («Сады души» Н. Гумилев) . Сады моей души всегда узорны, В них ветры так свежи и тиховейны, В них золотой песок и мрамор черный, Глубокие, прозрачные бассейны, Растенья в них, как сны, необычайны. Как воды утром, розовеют птицы, И - кто поймет намек старинной тайны? – В них девушка в венке великой жрицы... Я не смотрю на мир бегущих линий, Мои мечты лишь вечному покорны. Пускай сирокко бесится в пустыне, Сады моей души всегда узорны. Слайд-30 М.
:Велик был новый век России Урок литературы в 11 классе «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл». Форма организации учебной деятельности: групповая. Форма урока: защита проектов. В основе урока – метод проектов. Цели урока: осознание поэзии «серебряного века» как духовного и эстетического феномена эпохи рубежа веков; развитие умений учащихся самостоятельно работать с текстом, анализировать художественное произведение, работать с критической и мемуарной литературой; развитие монологической речи учащихся и их творческих способностей. Оформление урока: стенд с портретами, иллюстрациями, книгами по теме семинара; презентации, подготовленные творческими группами. Согласно требованиям, предусмотренным данной технологией, одиннадцатиклассники за неделю до проведения урока разделились на три группы и выбрали себе задания: Тема “Серебряный век русской поэзии. Литературные течения ”. Подтемы в теме проекта Состав творческой группы Вопросы для раскрытия подтемы Форма выражения итогов проектной деятельности Символизм Эстетика и поэтика символизма. Основные принципы символизма. Роль символов. Основоположники. Сообщения о поэтах-символистах; Подготовить презентацию. Акмеизм Как обозначено было рождение акмеизма? Что такое акмеизм? Каковы его основные принципы? Основоположники. Что такое «Цех поэтов»? Какова роль журнала «Аполлон»? Сообщения о поэтах-акмеистах; Чтение и анализ стихотворения; Написать стихотворение-стилизацию; Подготовить презентацию. Футуризм Что такое футуризм? Основные группы. В чём заключались основные требования футуристов? Основные сборники и альманахи футуристов. Представители футуризма. Сообщения о поэтах-футуристах; Чтение и анализ стихотворения; Написать стихотворение-стилизацию; Подготовить презентацию. Данный урок является итоговым в работе учащихся, которая проводилась в течение нескольких уроков. Участники творческих групп поочередно защищают свои проекты, учитель же является связующим звеном в этой цепи и обеспечивает логическую стройность урока. Он же корректирует работы, задавая дополнительные вопросы ученикам, если есть необходимость. Ход урока: 1. Вступительное слово учителя. (Под музыку С. Рахманинова) Были святки кострами согреты, И валились с мостов кареты, И весь траурный город плыл По неведомому назначенью, По Неве или против теченья,- Только прочь от своих могил. На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка. И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл. Это строки из «Поэмы без героя» А.Ахматовой, где впервые в литературном творчестве было употреблено выражение «серебряный век». Рубеж веков стал подлинным Ренессансом, расцветом русской духовности, давшей миру блистательные открытия в области музыки, живописи, архитектуры, поэзии. Это был период, когда именно поэзия с её яркостью и силой переживания стала главным рупором настроений эпохи. Они были очень разными, поэты «серебряного века». Они жили сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями, чувствами, стихами. «Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта». Г.Гейне. На сегодняшнем уроке мы проверим, насколько вы смогли прочувствовать «дух эпохи», осознать это чудо-феномен «серебряного века», систематизируем и обобщим знания по изученной теме, познакомимся с вашими творческими работами. А ещё я вас прошу подумать над вопросом: чем объясняется наш возросший интерес к поэзии «серебряного века»? Что это – очередная дань моде? Что для нас, сегодняшних, близко в ней? К этому вопросу мы вернёмся в конце урока. 2. Выступление ученика с вопросом: «Серебряный век». Что это за век? 3. Учитель: Мы уже сказали, что русский модернизм был представлен разными течениями. Вот и давайте сейчас поговорим об этих течениях. Слово предоставляется символистам. 4. Выступление группы символистов по плану. Сообщения о поэтах-символистах; Подготовить презентацию. Стихотворение-стилизация. Мы можем любить, ненавидя, И можем любить мы, любя. Мы счастьем находим обитель, С разлукой идёт к нам беда. Что вижу в глазах твоих? Горечь, обиду и просто тоску... А может напротив?! Ты счастлив, купаешься В этом бреду! Что храм нам любви? – неизвестно. А что нам любовь? – пустота. Что счастье для нас? Если честно, ответ не найду я сама. Да. Мир наш прекрасен, Но больно уж сложно Найти ту частичку красы, Что взор бы ласкала неложно, А искренне, и для души! (Гурина Е., Савватеева Е.) 5. Учитель: Кризис символизма в 1910-1911-х годах породил новую поэтическую школу, исходившую из того, что запредельное – идеал символистов – нельзя постичь, сколь оригинальными ни были бы попытки это сделать. Итак, на литературной сцене утверждается новое направление с утончённой суровостью и изящной простотой – акмеизм. Слово акмеистам. 6. Выступление группы акмеистов по плану. Сообщения о поэтах-акмеистах; Чтение и анализ стихотворения; Написать стихотворение-стилизацию; Подготовить презентацию. 7. Учитель: Истоки акмеизма – поэзия пастельных полутонов, неторопливое легато, за которым, однако, - напряжённая, полная драматических противоречий жизнь. Другим противником Магов и Жрецов символизма – куда менее почтительным – были футуристы. Слово им. 8. Выступление футуристов по плану. Сообщения о поэтах-футуристах; Чтение и анализ стихотворения; Написать стихотворение-стилизацию; Подготовить презентацию. Стихотворение-стилизация Болтология. (Подражание футуризму) Что за наука болтология? Про неё много уже наболтано. Эй, болторукие и болтоногие, Это новая наука о болтах и болтиках! Эй вы, обглодыши и недоедыши, Болтатели и болтоглотатели! Вам болтать болтовнёй не надоело ещё? В болтовне бултыхаться не хватит ли? Кому нужны болтуны болторотые, У которых язык как невкрученный болт болтается? Говорю вам в девяносто девятый, в сотый раз, Хватит, довольно дурью маяться! Хватит баллотировать болтопутатов, Итак болтовнёй все уши завешены. Им бы побольше болтомандатов И болтизбирателей побольше, конечно же. Но нас ждут болты незавинченные, Гайки, резьбою не окаймлённые, Пускай болтунов исчисляют тысячами, Нас скоро будут исчислять миллионами! Если каждый по болтику – винтику Вкрутит в общее дело, с радостью Новую проведём болтополитику, А старую пустим на болты за ненадобностью. (Ковин Денис) 9. Учитель: Как видим, русская поэзия «серебряного века» прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она забрасывала свои семена в будущее. Поэзия «серебряного века» отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас – войной внутренней. Гражданской. В этом процессе, запечатлённом поэзией, есть подъёмы и резкие спады, светлые и тёмные, драматические и комические стороны, но в глубине своей – это процесс трагедийный. И хот время отодвинуло этот удивительный пласт поэзии «серебряного века», но он излучает свою поэзию и доныне. Русский «серебряный век» неповторим. Никогда – ни до, ни после – не было в России такой взволнованности сознания, такого напряжения исканий и чаяний, как тогда, когда, по свидетельству очевидца, одна строка Блока значила больше и была насущнее, чем всё содержание «толстовских журналов». Свет этих незабываемых зорь навсегда останется в истории России. И мне хотелось бы сейчас возвратиться к вопросу, прозвучавшему в начале урока: чем нам близка поэзия «серебряного века»? Возможный ответ: мне кажется, что мы переживаем то же кризисное время, что и поэты рубежа веков. Крушение старых идеалов, напряженные поиски новых, мечта о новом будущем добра и света... Они мучительно искали выход из тупика... А разве мы сейчас не на том же самом перепутье? 10. Учитель: Думаю, что прав был О.Мандельштам, сказав о поэтах «серебряного века»: «Ведь это всё русские поэты не на вчера, не на сегодня, а на всегда». Так пусть же навсегда останется с нами это удивительное чудо русской поэзии- Воплощение мечтаний, Жизни с грёзою игра, Этот мир очарований, Этот мир из серебра! В.Брюсов. Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Читая поэзию «серебряного века…»
Анализ стихотворения Ахматовой «Поэма без героя»Над итоговым произведением, заслужившим репутацию загадочного и мистического, поэтесса трудилась более двух десятков лет. В сложную и многогранную основную тему - судьбы соотечественников и жизнь страны в первой половине XX в. - включены все важнейшие направления ахматовского творчества. Камерные взаимоотношения влюбленных в ранней лирике, честная и бесстрашная гражданская поэзия позднего периода, петербургские мотивы - все это присутствует в тексте поэмы, все подлежит рефлексии и иногда приобретает новый смысл. «Поэма без героя» полна ребусов, и первый из них кроется в названии. Кто же стал главным действующим лицом? Однозначного ответа нет. Среди разноголосого хора, обилия имен и зашифрованных безымянных образов выделяется голос лирической героини, которую иногда называют истинной «хозяйкой» поэмы. Этот голос часто напоминает отрывочную речь, переполненную эмоциями, поток сознания медиума, транслирующего воспоминания в процессе спиритического сеанса. Более верным представляется мнение, которое выдвигает на роль героя образ Времени или Эпохи. Многослойное строение этого образа основано не на обычном поступательном движении, а на одновременном сосуществовании разных временных пластов. В настоящем вмещаются тени прошлого и проглядывает будущее, создавая основу для пророческих видений. Финал произведения остается открытым. Портрет «Гостя из будущего», который не явился героине в новогоднюю ночь, окружен мрачным ореолом, но лишен определенности. Повествование заканчивается трагическим и страдальческим образом женщины-России, измученной страхом и ждущей возмездия. Тема двойничества, актуальная для ахматовского творчества еще с первых сборников, здесь достигла апогея. В одной из ремарок автор заявляет о трех портретах-отражениях, но последующий текст умножает их количество. Кажется, что «зеркальное письмо» довело число отражений до бесконечности. Призраки из «адской арлекинады», навестившие героиню в праздничный вечер, тоже множатся в таинственном зазеркалье. Необычна и форма поэмы: автор наделил ее элементами пьесы. Ремарки не только определяют место действия, но подробно описывают декорации к каждой части или главе. «Поэма без героя» с рождения «просилась» на сцену, но театральные постановки, созданные на основе произведения, появились лишь в начале XXI в. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?