Главная - Голос
Проектная деятельность в хореографии. Проект по хореографии

«Хореографический портрет» – это творческий проект, имеющий своей целью творческое развитие личности ребенка посредством хореографии. Для его реализации мы обращаемся к синтезу педагогики, психологии, хореографии и других смежных дисциплин. Результатом реализации данного проекта будет являться индивидуальный хореографический портрет участника проекта - индивидуальный сценический номер (несколько номеров), построенный по результатам анкетирования ребенка и совместной его работы с руководителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

НА 36-ОЙ ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС СID UNESCO

ПО ТАНЦЕВАЛЬНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

"Хореографический портрет" как инструмент творческого развития личности ребенка

Санкт-Петербург 2013

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

«Хореографический портрет» – это творческий проект, имеющий своей целью творческое развитие личности ребенка посредством хореографии. Для его реализации мы обращаемся к синтезу педагогики, психологии, хореографии и других смежных дисциплин. Результатом реализации данного проекта будет являться индивидуальный хореографический портрет участника проекта - индивидуальный сценический номер (несколько номеров), построенный по результатам анкетирования ребенка и совместной его работы с руководителем.

Создание хореографического портрета должно быть связано с отражением индивидуальных особенностей, черт характера, темперамента, и наконец, внутреннего мира исполнителя-ребенка, для того чтобы ребенок понял, «кто я?», «какой я?», посмотрев на себя со стороны, а затем понял, «куда идти дальше?», «как и в каком направлении развиваться?». «Хореографический портрет» дает возможность, как самому воспитаннику, так и педагогам, родителям, его друзьям, увидеть индивидуальность, духовность личности, его вовлеченность в культуру через хореографическое творчество.

В рамках данной модели необходимо реализовать целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, одним из которых является анкетирование участников коллектива. Вопросы анкеты касаются индивидуальных интересов воспитанника к музыке и хореографии, особенностям сценического костюма, и что самое важное – к видению собственного «Я» в качестве художественного образа. Более того, анкета должна дать ответ на вопрос: «Почему я сделал такой выбор?». Это даст возможность педагогу более точно подобрать для ребенка весь спектр выразительных средств для работы над «хореографическим портретом».

Примерная анкета участника проекта:

  1. Ф.И.О.
  2. Возраст.
  3. Назови сильные и слабые стороны твоего характера.
  4. Почему тебе интересно участие в проекте «Хореографический портрет»?
  5. Какую музыку ты предпочитаешь?
  6. Какие стили и направления в хореографии тебе нравятся?
  7. Какой художественный образ тебе близок?

Самым сложным в этой работе является процесс окончательного совместного (ученик-педагог) выбора всех элементов будущего хореографического номера: название, музыкальное сопровождение, хореографическая лексика, костюм, сценография, а также его постановка и отработка.

В процессе создания «хореографического портрета» очень важно максимально полно использовать все доступные средства развития личности: тематические беседы о художественной культуре, посещение музеев, театров, выставок, тематических конкурсов, фестивалей, мастер-классов и т.д. Важно постоянно проводить совместный анализ увиденного, услышанного, что, несомненно, будет способствовать актуализации процесса вхождения ребенка в культуру.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация предлагаемого проекта предполагается посредством рабочей программы по курсу «Художественный образ в хореографии» (см. стр. 11).

Разделы, входящие в рабочую программу курса «Художественный образ в хореографии»:

  1. история танца;
  2. история сценического костюма;
  3. имиджелогия и основы актерского мастерства;
  4. «музыкальная азбука»;
  5. основы визажа.

Формы работы:

  1. коллективная творческая деятельность;
  2. индивидуальные занятия;
  3. мастер-классы;
  4. тренинги;
  5. беседы.

Целевая группа: участники хореографического коллектива «Планета».

Структура занятий:

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Повторение пройденного материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Рефлексия.
  6. Игры, конкурсы.
  7. Поклон.

Срок реализации проекта – 3 года. Данная образовательная программа рассчитана на три учебных года, по окончании которых участник проекта получит портфолио.

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация образовательной программы проходит ежегодно в три этапа.

Первый этап. Подготовительный:

  • распространение информации о проекте;
  • организация собрания родителей и педагогов;
  • отбор участников проекта;
  • заполнение анкеты на каждого учащегося.

Второй этап. Основной:

  • проведение педагогами творческих занятий;
  • проведение бесед, мастер-классов, тренингов педагогами;
  • проведение фотосессий и создание видеоклипов учащихся;
  • проведение отчетных концертов;
  • освещение хода реализации проекта на сайте Центра;
  • создание портфолио участников проекта.

Третий этап. Заключительный:

  • проведение встречи участников проекта (педагогов, родителей) с целью проведения анализа результатов проекта;
  • внесение изменений в план работы.

При реализации проекта возможно влияние следующих негативных факторов:

  • неуверенность учащихся в своих силах;
  • появление скованности и стеснения у ребенка при создании индивидуального номера;
  • неадекватное восприятие родителями цели и задач проекта.

Для того чтобы преодолеть перечисленные проблемы необходима тесная взаимосвязь педагог-родители-ребенок, а также в ходе реализации проекта необходимо постоянно учитывать возрастные, эмоциональные, психологические и прочие особенности каждого ученика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проект «Хореографический портрет» будут приглашены желающие участники хореографического коллектива «Планета».

Реализация проекта предполагается по специально разработанной авторской рабочей программе. Выдержки из программы:

Учебно-тематический план первого года обучения

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Партерная гимнастика

Основы акробатики

Уроки с предметами

Резерв

Итого

Теория.

Практика.

Тема 2. Постановка корпуса, рук, ног, головы.

Теория.

Практика. Изучение п

Тема 3. Партерная гимнастика .

Теория.

Практика.

Тема 4. Основы акробатики.

Теория.

Практика.

Тема 5. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).

Теория.

Практика.

Тема 6. Уроки с предметами

Теория.

Практика.

Тема 7. Игровые танцевальные миниатюры.

Теория.

Практика.

Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Развитие музыкальности и ритмичности

Постановка корпуса, рук, ног, головы

Партерная гимнастика

Основы акробатики

Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения)

Уроки с предметами

Игровые танцевальные миниатюры

Резерв

Итого

Тема 1. Развитие музыкальности и ритмичности.

Теория. Характер музыки (спокойная, энергичная, торжественная), темпы музыки.

Практика. Ритмические рисунки, акценты. Музыкальные этюды на заданную тему.

Теория.

Практика.

Теория. Разучивание точек класса (зала).

Практика. Изучение п онятия корпуса. Разучивание движений рук (всевозможные комбинации), движений ног. Повороты головы. Перегибы корпуса в стороны, назад, вперед.

Тема 4. Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии .

Теория.

Практика. Музыкально-игровые этюды .

Тема 5. Партерная гимнастика .

Теория. Упражнения, направленные на развитие физической силы.

Практика. Координирующие упражнения на полу, разгружающие позвоночник (лежа на спине и животе).

Поочередное поднимание ног на заданную высоту (45, 90 градусов) во всех направлениях.

Упражнения для развития стопы (натягивание и сокращение стопы) в положении сидя и лежа с подъемом и опусканием ног.

Упражнения на растяжку мышц в положении сидя и лежа (использование игрового элемента).

Перегибы корпуса упражнения на развитие гибкости (использование игрового элемента).

Тема 6. Создание художественного образа в истории сценического костюма .

Теория.

Практика.

Тема 7. Основы акробатики.

Теория. Роль и значение акробатических элементов в освоении хореографии.

Практика. Различные виды кувырков, бросков, перекатов.

Тема 8. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).

Теория. Роль и значение подготовительных и вспомогательных движений.

Практика. Различные виды шагов, шаги на полупальцах, элементарные прыжковые комбинации.

Тема 9. Уроки с предметами

Теория. Роль и значение предмета в выполнении танцевальных движение.

Практика. Различные упражнения с игрушкой, мячом и др. предметами.

Тема 10. Игровые танцевальные миниатюры.

Теория. Знакомство с понятием танцевальной миниатюры.

Практика. Постановка короткого танца с использованием игровых элементов.

Учебно-тематический план третьего года обучения

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Развитие музыкальности и ритмичности

Создание художественного образа в истории хореографии

Постановка корпуса, рук, ног, головы

Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии

Партерная гимнастика

Создание художественного образа в истории сценического костюма

Основы акробатики

Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения)

Мастерство визажа как инструмент создания художественного образа в хореографии

Уроки с предметами

Игровые танцевальные миниатюры

Резерв

Итого

Тема 1. Развитие музыкальности и ритмичности.

Теория. Характер музыки (спокойная, энергичная, торжественная), темпы музыки.

Практика. Ритмические рисунки, акценты. Музыкальные этюды на заданную тему.

Тема 2. Создание художественного образа в истории хореографии.

Теория. Этапы развития хореографии. Художественный образ в стилях и направлениях хореографии. Возникновение танца.

Практика. Постановочные этюды на заданную тему.

Тема 3. Постановка корпуса, рук, ног, головы.

Теория. Разучивание точек класса (зала).

Практика. Изучение п онятия корпуса. Разучивание движений рук (всевозможные комбинации), движений ног. Повороты головы. Перегибы корпуса в стороны, назад, вперед.

Тема 4. Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии .

Теория. Звуки и краски мира в музыке. Ритм в музыке. Музыкальные жанры.

Практика. Музыкально-игровые этюды .

Тема 5. Партерная гимнастика .

Теория. Упражнения, направленные на развитие физической силы.

Практика. Координирующие упражнения на полу, разгружающие позвоночник (лежа на спине и животе).

Поочередное поднимание ног на заданную высоту (45, 90 градусов) во всех направлениях.

Упражнения для развития стопы (натягивание и сокращение стопы) в положении сидя и лежа с подъемом и опусканием ног.

Упражнения на растяжку мышц в положении сидя и лежа (использование игрового элемента).

Перегибы корпуса упражнения на развитие гибкости (использование игрового элемента).

Тема 6. Создание художественного образа в истории сценического костюма .

Теория. Возникновение и этапы развития сценического костюма. Гармония костюма и танца. Дизайн сценического костюма как способ воплощения художественного образа в хореографии

Практика. Моделирование сценического костюма.

Тема 7. Основы акробатики.

Теория. Роль и значение акробатических элементов в освоении хореографии.

Практика. Различные виды кувырков, бросков, перекатов.

Тема 8. Роль имиджелогии и основ актерского мастерства в создании художественного образа в хореографии .

Теория. Сущность и структура имиджелогии. Имиджелогия личности.

Практика. Актерский тренинг .

Тема 9. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).

Теория. Роль и значение подготовительных и вспомогательных движений.

Практика. Различные виды шагов, шаги на полупальцах, элементарные прыжковые комбинации.

Тема 10. Мастерство визажа как инструмент создания художественного образа в хореографии

Теория. Основные типы и виды грима . Сценический макияж и прическа. Гармония визажа и танца.

Практика. Создание художественного образа средствами визажа..

Тема 11. Уроки с предметами

Теория. Роль и значение предмета в выполнении танцевальных движение.

Практика. Различные упражнения с игрушкой, мячом и др. предметами.

Тема 12. Игровые танцевальные миниатюры.

Теория. Знакомство с понятием танцевальной миниатюры.

Практика. Постановка короткого танца с использованием игровых элементов.

Дальнейшие перспективы развития проекта

Корректировка программы курса «Художественный образ в хореографии», увеличение числа участников проекта, интеграция проекта в различные творческие коллективы г. Кемерово.

Таким образом, реализация данного проекта позволит максимально эффективно работать педагогам с участниками хореографического коллектива в направлении развития их творческой индивидуальности и создания законченного художественного образа. Кроме того, участник проекта «Хореографический портрет», пополнив багаж теоретических знаний и практических навыков в области хореографии и портфолио, значительно повысит свой культурный уровень, а также расширит свой творческий потенциал.

Подписи к слайдам:

«Хореографический портрет» как инструмент творческого развития личности ребенка Гордеев Максим Юрьевич

Проект «Хореографический портрет» Цель проекта - создание условий для творческого развития личности ребенка. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: разработать рабочую программу по курсу «Художественный образ в хореографии»; организовать обучение детей по курсу «Художественный образ в хореографии»; создать портфолио участника проекта; организовать ежегодные отчетные программы для участников проекта, которые будут проводиться по окончании каждого учебного года в форме отчетного концерта, выставки материалов фотосессий, просмотра видеороликов.

Ожидаемые конечные результаты: повышение культурного уровня и расширение общего кругозора участников проекта; повышение уровня социализации участников проекта; установление позитивного эмоционально-психологического контакта между детьми, родителями и педагогами посредством участия их в отчетных концертах; ожидаемая модель участника проекта: активная, творческая личность, стремящаяся к самореализации на высоком уровне.

«Хореографический портрет» – это индивидуальный танец, построенный по результатам анкетирования ребенка и совместной его работы с руководителем

Примерная анкета участника проекта: Ф.И.О. Возраст. Назови сильные и слабые стороны твоего характера. Почему тебе интересно участие в проекте «Хореографический портрет»? Какую музыку ты предпочитаешь? Какие стили и направления в хореографии тебе нравятся? Какой художественный образ тебе близок?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Транскрипт

1 Структурное подразделение Детская школа искусств Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. п. Домашка муниципального района Кинельский Самарской области Социальный проект: «Танцевальный марафон» Без возрастных ограничений воспитанники хореографического коллектива «Формула счастья» Руководители проекта педагоги детской школы искусств Балан Н.В. и Балан А.В. Домашка 2016

2 Паспорт проекта Участники проекта: воспитанники хореографического коллектива «Формула счастья» Сроки осуществления проекта: проект краткосрочный и будет внедряться с 15 марта по 1 июня, будет состоять из нескольких этапов. Первый этап: подготовительный Второй этап: разучивание программы танцевального марафона Третий этап: презентация, выступление на празднике «День защиты детей» Место проведения: площадь перед сельским домом культуры Виды проекта: по срокам - краткосрочный по приоритетному виду деятельности социально-ориентированный, культурно- просветительный.

3 I.Вводная часть Проблема: проблема социального проекта тесно связана с проблемой темы самообразования одного из руководителей проекта Балан Н.В.: повышение интереса к занятиям хореографией, а также просвещение социума о существующих танцевальных направлениях. Рассказать и показать зрителям, что занятия хореографией интересны, многогранны и разнообразны и то, что каждый, в любом возрасте может танцевать, реш воспитанники и руководители проекта «Танцевальный марафон». Актуальность: Хореография замечательный способ развития музыкального слуха, координации, гибкости, формирования коррекции осанки, стать более уверенным в себе, веселым и открытым. В большинстве случаев так же это способ самоутверждения и эмоциональной разгрузки. Следует ли говорить, что танцы идут в ногу со здоровьесбережением и развивают культуру человека. Здоровьесбережение и культурное просвещение это приоритетные направления как правительства Российской Федерации, так и министерств образования и культуры. Цель проекта: Знакомство социума с различными танцевальными направлениями современной хореографии Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Выбрать танцевальные направления, которые будут показаны в проекте 2. Способствовать формированию интереса и мотивации к изучению выбранного материала 3. Изучить методический материал по данным направлениям

4 4. Способствовать культурному просвещению в современной хореографии 5. Развивать потребность в здоровом образе жизни Ожидаемые результаты: Результатом социального проекта будет мероприятие в форме мастеркласса под названием «Танцевальный марафон». Количество выступающих- 7 человек. В ходе мероприятия будут проведены мастер-классы по танцевальным направлениям «Зумба», «Сальса», «Реггитон». Завершит мероприятие выступление старшей группы хореографического коллектива «Формула счастья» с танцем в стиле хип-хоп.таким образом на протяжении всего мероприятия каждый из зрителей сможет попробовать себя в представленных танцевальных направлениях. Все кто, выдержат получасовой танцевальный марафон и примут участие до окончания мастерклассов, получат памятные значки участника танцевального марафона. План реализации проекта Мероприятия Сроки Ответственные Отметк а о ении 1 Выбор танцевальных направлений марта Балан Н.В. Балан А.В. Воспитанники коллектива «Формула счастья» 2 Подбор и изучение материала по выбранным танцевальным направлениям 3 Разработка логотипа коллектива «Формула счастья», для подготовки костюмов 25 марта 30 мая апреля Балан Н.В. Балан А.В. Воспитанники коллектива «Формула счастья» Балан Н.В. Балан А.В. Воспитанники коллектива

5 4 Создание костюмов для организаторов марафона 5 Подготовка значков участника танцевального марафона. 6 Разработка музыкального оформления проекта «Формула счастья» мая Балан Н.В. Балан А.В. Воспитанники коллектива «Формула счастья» 15 мая -31 Балан Н.В. мая Балан А.В. Воспитанники коллектива «Формула 25 марта 31 марта счастья» Балан Н.В. Балан А.В. Воспитанники коллектива «Формула счастья» 7 Налаживание связей с ДК, обсуждение условий проекта. 8 Проведение инструктажа по технике безопасности на массовых мероприятиях 9 Фото и видео съемка 1 июня Друзья, родители, педагог Бабушкин В.А. 10 мая-1 июня Балан Н.В. Балан А.А. 27 мая Балан Н.В. ила 10 Проведение проекта презентация 1 июня Балан Н.В. Балан А.В. Воспитанники коллектива «Формула счастья» 11 Отчет о проведении проекта Пед. совет август Балан Н.В. Балан А.В. Стоимость проекта 3750 рублей, 00 копеек. Затраты на памятные значки участника марафона взяло на себя МБУ «Культура, спорт и молодежная политика» с. Домашка рублей, аппаратура также былапредоставлена этой организацией. За счет организаторов танцевального марафона костюмы рублей. Термобумага для нанесения логотипов на футболки организаторам марафона была взята в детской школе искусств 0 руб.

6 Материально-техническое оснащение проекта. Костюмы: 7 черных футболок, 7 джинсов Музыкальная аппаратура: ноутбук, колонки, микшер, микрофон Фотоаппаратура: фотоаппарат cannon D650 Призы: Значки участника марафона 50 шт. Презентация проекта: -вывесить за пять дней до презентации объявление о танцевальном марафоне на главных точках села, а также сделать пост в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники»; -Подготовить внешний вид организаторов марафона, техническое оснащение и музыкальное сопровождение. -провести проект 1 июня в на площади перед ДК Подготовить отчет по проекту. Фото-отчет и краткое описание проекта разместить на сайте СП ДШИ Описание проекта 1. Обсудив тему проекта, его целевую аудиторию, возрастную направленность со всеми участниками и составами хореографического коллектива «Формула счастья», было решено, что непосредственными организаторами станут 7 человек- это старшая группа коллектива и 2 педагога. Остальные хореографические группы будут помогать по ходу мероприятия, находясь среди зрителей. 2. Было решено, что наиболее целесообразно будет презентовать проект на «День защиты детей» 1 июня на сельской дискотеке перед домом культуры. 3. Просмотрев в просторах интернета различные танцевальные направления, определсь, что наиболее подходящими и быстроусвояемыми станут: «реггетон», «сальса» и «зумба». Эти

7 направления и будут показаны в мастер-классах, а по завершении мастер-классов старшая группа «Формула счастья» выступит с номером в стиле хип-хоп. 4. Обязанности конкретно разделять не стали, договорсь ять все совместно по плану под руководством педагогов. 5. С 25 марта 2016 года началась подготовка к проекту в плане изучения танцевальных направлений, подбора музыкального материала. Девочки активно принимали участие в отборе танцевальной программы, внос свои предложения и обоюдно делали коррективы. Так же слаженно организаторы проекта поработали и над отбором музыкальных композиций. 6. Организаторами проекта было решено, что ни один участник танцевально марафона не должен уйти без памятного подарка. Мы разработали логотип марафона и совместными усями и с материальной помощью администрации СДК были заказаны памятные значки. 7. Для презентабельности было решено создать единый образ для организаторов проекта. Балан А.В. разработал дизайн футболок, руководителями проекта, за счет средств организаторов проекта, были закуплены черные футболки и с помощью термобумаги, которую предоставила администрация ДШИ, дизайн был нанесен на футболки. 8. Оповестить людей о танцевальном марафоне реш с помощью соц. сетей. Также в программе праздника СДК на общем объявлении была заметка и про наше мероприятие. 9. Так как все организаторы проекта были задействованы в программе, поэтому фото съемку попрос провести педагога ДШИ Бабушкина В.А., а видео съемку проводила друг коллектива Осипова Люба. 10. Мероприятие состоялось, как и было запланировано 1 июня. Все организаторы танцевального марафона приняли в нем участие, а остальные ребята из коллектива «Формула счастья» помогали находясь


1 Пояснительная записка. Современный эстрадный танец отражает наш сегодняшний мир и его жизненный ритм, который постоянно меняется и деформируется с большой скоростью. Он требует повышенной чуткости, физической

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Московского

I. Пояснительная записка к программе Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. Л.А. Старкова» «Создание стилизованного костюма для танца «Дымковская игрушка» (Проектная

Пояснительная записка Нормативно-правовая база для составления программы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Минобрнауки от 29 августа 2013 г.

Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Солнечный мир танца», далее Программа, разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации» N 7-ФЗ от

Информационная карта учебного занятия Разделы Содержание 1 Учреждение дополнительного образования ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» 2 Педагог дополнительного Ноздрюхина Лариса Федоровна

Проект: «Здоровый дошкольник». Руководитель проекта: зав. ДОУ Шулепина Н.Ю. Координатор проекта: ст. воспитатель Сойнова О.М. Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети ДОУ, родители.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Физкультурно-спортивная направленность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Танцуй, пока молодой» (далее программа) приобщает обучающихся к здоровому образу

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Основная школа п.усть-кара» Утверждаю: директор школы М.Г.Хатанзейскоя. «0» октября 06г. Дополнительная образовательная

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский городской центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

Педагог дополнительного образования, руководитель хореографического ансамбля «Мирадис» МАОУ «Кадетская школа 4 города Горно-Алтайска» Королькова Вероника Викторовна «Взаимосвязь традиционных и инновационных

УТВЕРЖДАЮ: Руководитель отдела по молодежной политике, физической культуре и спорту О.Я.Мельник 2013 г. СОГЛАСОВАНО: Руководитель управления образования О.П.Абрамович 2013 г СОГЛАСОВАНО: Директор МБУ «Районный

Проект включает в себя пять П: 1. Проблема 2. Проектирование (планирование) 3. Поиск информации 4. Продукт (что получилось) 5. Презентация Совместная работа взрослых и детей над проектом будет успешной,

Пояснительная записка и рабочая программа для танцевальной группы «Танцы +» младшего школьного возраста Образовательное и воспитательное значение занятий танцами огромно. Занятия танцами, при их правильной

Пояснительная записка. Каждый избирает для себя форму досуга в соответствии со своими вкусами, склонностям, самочувствием и даже настроением. Для одних нет ничего боле приятного, чем посвятить время книге,

Проект с детьми 6-7 лет. Паспорт проекта п/п Наименование проекта «Танцы народов мира» 1. Разработчик проекта Педагог дополнительного образования (хореограф), первой квалификационной категории 2. Проект:

Пояснительная записка Танец это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. Направленность: Образовательная программа направлена

ПЛАН ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБОУ СПО (ССУЗ) «Чебаркульский профессиональный техникум» на текущий год Цель: - создание эффективной системы профессионального сопровождения обучающихся в соответствии

Протокол согласований дополнительной общеразвивающей программы «Постановка танцевальных номеров» «СОГЛАСОВАНО» Руководитель подразделения Ляпунова С.И. 201 г. «СОГЛАСОВАНО» Методист. 201 г. Рекомендовано

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая рабочая программа рассчитана на обучение детей 7 10 лет. По содержанию программа относится к физкультурно-спортивному направлению, по степени авторства модифицированная,

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа по мужскому народнохарактерному танцу «Добры молодцы» разработана специально для ЦИ «Эдельвейс» и является составной частью комплексной

СОГЛАСОВАНО: Глава Русско-Теченского сельского поселения УТВЕРЖДАЮ: Начальник Управления культуры Красноармейского муниципального района Т.А. Граханова Л.Д. Присяжная «07»июня 2016г. «07» июня 2016г. МП

Дополнительная общеобразовательная программа «Студия спортивного и бального танца «Твист» Пояснительная записка Танец это дверь в удивительный мир отображения душевных чувств человека при помощи движения.

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 9 «Солнышко» Проект: ««Танцуйте вместе с нами!»» Разработала: Садыкова Лилия Сергеевна,

1. Цели и задачи: - профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - создание условий для популяризации альтернативных видов досуговой деятельности в молодежном сообществе; - художественно-эстетическое

Пояснительная записка Танец это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Байр» с.яшалта Республики Калмыкия Итоговые музыкальные мероприятия для родителей На основании Годового плана ДОО на 2015-2016

Презентация:628 Екатеринбургский музей изобразительных искусств Презентация по номинации: Лучший проект, направленный на социальное взаимодействие Наименование проекта: Ежегодный фестиваль "ROCK MUSEUM"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 14 ИМЕНИ Ю.А.ГАГАРИНА Щелковского муниципального района Московской области УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ лицея 14 им. Ю. А. Гагарина Е. В.Вороницына

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА БУЙНАКСКА» Республиканский этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В системе эстетического и физического воспитания подрастающего поколения значительная роль отводится танцу. Выплеснуть энергию, заполнить своѐ свободное время, раскрыть себя через

Краткая презентация дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности: хореографический кружок «Танцевальная капель» (для детей старшего дошкольного возраста) I. Название,

Приложение ПОЛОЖЕНИЕ об окружном молодежном фестивале танцев на Молодежном форуме Приволжского федерального округа «iволга-2017» 1. Общие положения 1.1. Окружной молодежный фестиваль танцев на Молодежном

Автономное учреждение «Образовательное учреждение дополнительного образования детей «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа Югры городской округ город Радужный

Информация о реализации регионального проекта «Танцующая школа» в МОУ СОШ села Поим за 2014-2015 учебный год. Статистический отчет Школа, участница проекта Количес тво классов (всего) МОУ СОШ с. Поим 15

Коммуникативные танцы, как одна из форм работы с детьми. Методическая разработка мастер-класса Андреева Е.С., педагог дополнительного образования, творческое объединение «Хореография» МКУДО «Детский (подростковый)

УТВЕРЖДАЮ Начальник управления образования Администрации города Иванова Е.А. Юферова «23» января 2017 г. ПОЛОЖЕНИЕ о проведении муниципального молодёжного фитнес-фестиваля «Движение Жизнь!» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Аналитическая справка об эффктивных формах взаимодействия музыкального руководителя МАДОО 3 Николаевой Алёны Олеговны с родительской общественностью и социумом На протяжении ряда лет Николаевой А.О. ведется

ШКОЛА СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ «НЕФЕРТИТИ» Школа основана в 2001г. Руководитель: Кравченко Елизавета Сергеевна Наш адрес: ГорДК, пр. Свободный 48, каб. 3-14. Тел. 89607550092 школа современной хореографии

Педагогический проект «Танцевальная школа» Авторы проекта:, преподаватели хореографии. Эксперт: Гуренкова Е.А., руководитель экспериментальной площадки. Сфера реализации предлагаемого в проекте нововведения:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы художественная. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дополнительного образования относится создание

1 Содержание Общие положения... 3 Порядок проведения вступительных испытаний... 3 Содержание вступительных испытаний... 4 Лист регистрации изменений... 8 Лист ознакомления... 9 2 1. Общие положения В соответствии

Диалог культур: «Пойми меня» Первый шаг к созданию поликультурного образовательного пространства Сроки: 01.09. 2012 г. 01.09.2015 г. География: Елабужский муниципальный район Целевая группа: обучающиеся

Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивные бальные танцы» (индивидуально) Уровень освоения программы: ознакомительный Направленность: физкультурно-спортивная Возраст детей: 6-15 лет Срок реализации:

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей 26» г. Подольска Московской области Учебно-методический комплекс открытого занятия по хореографии «Волшебная страна - хореография» Автор-составитель: педагог

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Л. И. Козловская, профессор, заведующий кафедрой педагогики социально-культурной деятельности Белорусского государственного университета

Паспорт 1) Наименование 2) Разработчик 3) Цели и задачи 4) Сроки и этапы реализации 5) Исполнители 6) Ожидаемые конечные результаты 7) Организация контроля реализации «Талант - как чудо» Педагог дополнительного

Клуб Любителей СПОРТА Летний проект подготовительной группы Свидницкой О.В., воспитателя первой категории Карпинск 2016 Актуальность. В современных условиях развития общества насыщение свободного пространства

Влияние танцев на жизнь и развитие ребѐнка Терехова Ирина Дмитриевна Почему я затронула эту тему? Я занимаюсь танцами уже 2 года, они имеют огромное значение для меня. Поэтому я решила рассказать вам про

ГБОУ СОШ 129 Дошкольное отделение Дополнительное образование Танцевальная ритмика студия «ЗАДОРНЫЙ КАБЛУЧОК» Педагог доп. образования: Мироненко Татьяна Анатольевна Программа по танцевальной ритмике:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Музыка величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей жизни. Наблюдая ритмичность движения в природе и в трудовых процессах,

1 ПОЛОЖЕНИЕ II Танцевальный Фестиваль-Конкурс «Кубок Победы - 2016» («Victory Cup - 2016») на призы Главы Городского Округа Мытищи Школа танцев «Акварель Dance» г.мытищи Ледовый дворец «Арена «Мытищи»

1 КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД» муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа 7 (МАОУ СОШ 7)

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества «Левобережный» Невского района Санкт-Петербурга 192131 Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д. 56 корп. 2, тел/факс (812)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ставропольский Дворец детского творчества ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА 170 им. А.П.Чехова Неделя профилактики экстремизма «ЕДИНСТВО МНОГООБРАЗИЯ» Москва, 2016 г. В ноябре в ГБОУ

Сегодня дошкольник, завтра успешный первоклассник! Разработали: Заведующий МБДОУ «Детский сад 163» г.чебоксары Ванеева Л.И. Директор МБОУ СОШ 50 Васильева И.В Директор МАОУ Лицей 4 Коновалова Н.В АКТУАЛЬНОСТЬ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 21 «Звездочка» Методический проект «Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ в организации

Муниципальное автономное образовательное учреждение-средняя образовательная школа 165 Кировского района г. Екатеринбурга Утверждено приказом Директор В.В. Васильева Программа Внеурочной деятельности театрального

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 2 VIII вида г. Улан-Удэ» ПРОЕКТ «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность,

МОУ «Солонешенская СОШ Солонешенского района» Социальный проект номинация: «Проект, направленный на развитие институтов социального партнерства и гражданского общества» «Подари детям радость» Авторы проекта:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Октябрьского района Рабочая программа «Студия современного «Новое поколение» рассмотрена и рекомендована к реализации

Конкурс проводит Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «Союз». Организационный комитет конкурса Члены комитета: Сбитнева Е.П. - Начальник отдела культуры

Пояснительная записка С древних времен танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Веками создавались формы народного танца, которые кровно связаны с жизнью наряда, его

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Крылатый» городского округа Самара Хореографические проекты подростков в дополнительном образовании Методические

Форма описания социально значимого молодежного проекта/программы Направление реализации проекта/программы (согласно пункту 5 Положения) Проекты и программы, направленные на развитие любительского и массового

Смолянова И. А., методист,

Чернявская С. И., педагог дополнительного образования,

Комскова Н. В., педагог дополнительного образования

муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» района Талнах г. Норильска,

Красноярский край

Одной из актуальных задач современной системы образования становится развитие личности будущего специалиста, его активности, самостоятельности при решении возникающих задач как профессионального, так и любого другого уровня. Общественные процессы, происходящие в современном образовании, находят своё отражение и в системе дополнительного образования, где исторически сложилась особая воспитательная, развивающая среда, позволяющая эффективно решать актуальные педагогические задачи, ориентируясь на свободу ребёнка, на реализацию его творческого потенциала, саморазвитие и самоопределение.

Хореография таит в себе уникальные возможности для всестороннего развития личности. Однако, методика преподавания хореографии достаточно традиционна и мало восприимчива к нововведениям, так как, учитывая специфику деятельности, педагоги выстраивают учебно-воспитательный процесс на основе научных знаний физического и физиологического развития детей. Перед педагогами по хореографии встала серьёзная проблема: как на занятиях, где каждый этап рассчитан поминутно (построение, поклон-приветствие, разминка и т. д.), найти время и какие использовать средства для формирования творческого мышления, исследовательских компетенций, социальной активности обучающихся?

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» совместно с филиалом ФГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» в городе Норильске (Кафедра народного художественного творчества) разработал и успешно реализовал научно-исследовательский проект на тему «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации творческого потенциала обучающихся и педагогов в условиях учреждения дополнительного образования». Цель проекта - включённость всех субъектов образовательного процесса в проектно-исследовательскую деятельность, развитие их творческого потенциала, социально-профессиональное и личностное самоопределение, самообразование, самореализация обучающихся. До начала работы в эксперименте все педагоги-хореографы были против изменений традиционной системы преподавания, введения проектных технологий. В результате работы экспериментальной площадки постепенно изменилось отношение даже самых скептически настроенных к нововведениям педагогов. Руководители хореографических творческих объединений поняли необходимость обновления подходов к образовательной деятельности, приобрели знания по основам организации проектно-исследовательской деятельности с обучающимися.

Уже обладая достаточными компетенциями по данной теме, педагоги понимали, что подготовка каждого хореографического номера - это всегда, своего рода проект, однако проект педагогический, в котором детям отводится, в основном, роль исполнителей. Чтобы обучающиеся стали полноправными субъектами проектной деятельности, пришлось пересмотреть устоявшиеся взгляды на методику и организацию обучения хореографии.

Так, в начале учебного года воспитанников старшей группы образцового ансамбля народного танца «Вдохновение» начали привлекать к обсуждению репертуара на год, к выбору тематики номеров. Ребята совместно с педагогами решили, что основным практическим результатом проекта должно стать создание новой танцевальной композиции, посвящённой победе в Великой Отечественной войне. Не смотря на то, что всё дальше в прошлое уходят годы страшной войны, мы не вправе забывать о её событиях, о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину. Глобальная перестройка нашего общества повлекла за собой разрушение идеалов и ценностей, коренное изменение образа мысли и деятельности и, как результат, духовный дефицит и моральное обесценивание понятия «патриотизм». Поэтому важнейшей составной частью воспитательного процесса в современном образовании является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. Патриотизм олицетворяет неразрывность связи с историей и культурой своего Отечества, его достижениями и проблемами.

Перед педагогами и детьми встала сложная задача: как с помощью средств хореографии пробудить в зрителях чувство сопричастности к событиям Великой Отечественной войны, чувство сопереживания к человеческим потерям и гордости героизмом и мужеством защитников нашей Родины?

В результате творческого взаимодействия педагогического и детского коллектива образцового ансамбля народного танца «Вдохновение» (24 подростка 12-17 лет), а также работников Центра, был разработан творческий проект «Чтобы помнили…», основная цель которого - реализация сущностных потребностей личности в самосознании внутреннего духовного мира, преобразования себя в движении к высшим духовным и нравственным ценностям (любовь к Отечеству, Родине, ближнему, к своему народу, уважение к его традициям, культуре, истории).

Реализация проекта осуществлялась в течение учебного года поэтапно. На организационном этапе вся творческая группа работала над идеей постановки хореографической композиции. Совместно решили, что танцевальный номер должен состоять из нескольких частей, отражающих довоенную, военную и послевоенную эпоху. Дети и взрослые обсуждали события тех времён, рассматривали иллюстрации, фотографии, слушали музыкальный материал и отбирали то, что, по общему мнению, наиболее ярко характеризует 1941-1945 годы. Когда был решён вопрос с музыкальным сопровождением, в общих чертах был составлен рисунок танца и сделаны эскизы костюмов, приступили к реализации практического этапа.

Работа над постановкой была интересна всем участникам творческой группы: педагоги отрабатывали с детьми движения, концертмейстеры занимались обработкой и аранжировкой музыкального материала, некоторые обучающиеся готовили сообщения для сверстников о событиях Великой Отечественной войны. К изготовлению костюмов были привлечены швеи Центра внешкольной работы. В результате дружной и сплочённой работы над проектом стало возможным достижение поставленных целей и задач, а также создание танцевальной композиции, музыкального сопровождения и видеоматериалов, которые впоследствии эффективно использовались при организации учебно-воспитательного процесса.

Через проектную деятельность решались следующие задачи: развитие познавательного интереса подростков к историческим событиям времён Великой Отечественной войны; формирование коммуникативных и проектно-исследовательских компетентностей, креативных способностей детей; совершенствование эмоциональной сферы обучающихся, воспитание эстетического вкуса, уважения и любви к музыкальному и танцевальному искусству как эффективному средству самовыражения и передачи образа.

На заключительном этапе практические результаты проектной деятельности были представлены в разных формах публичного выступления: на научно-практической конференции Центра обучающиеся образцового ансамбля народного танца «Вдохновение» успешно защитили работы, посвящённые событиям Великой Отечественной войны; в мае на мероприятиях, посвящённых Победе, коллектив «Вдохновение» выступал с танцевальной композицией «Чтобы помнили…», которую посмотрели более 500 зрителей разного возраста, в том числе и ветеранов. Таким образом, проект «Чтобы помнили…» показал возможности эффективного формирования гражданско-патриотических качеств средствами хореографии.

Форма проектной деятельности позволила реализовать деятельностный подход в патриотическом воспитании подрастающего поколения, активизировать всех участников проекта, всесторонне осветить тему, создать атмосферу, помогающую обучающимся прочувствовать события военных времён. Учитывая то, что в основе деятельности коллектива лежат народные танцы, работая над проектом, обучающиеся приобрели значительный коммуникативный опыт, освоили основы исследовательской и поисковой работы, совершенствовали исполнительские навыки и умения. В процессе проектной деятельности обучающиеся выразили своё личное отношение к Великой Отечественной войне, мужеству и героизму советского народа не только средствами хореографии, но и через исследовательскую работу.

Оценив преимущества проектирования образовательной среды, педагоги и обучающиеся ансамбля «Вдохновение» решили не останавливаться на достигнутом. Так, учитывая возросший интерес молодёжи к ирландским танцам, которые привлекают яркостью костюмов, выразительностью и ритмичностью исполнения, разработали и реализовали проект «Ирландский танец». Формирование культуры межнациональных отношений всегда было важнейшей составной частью воспитательного процесса в коллективе, так как это имеет огромное значение в развитии культуры танца. Уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям неразрывно связано с культурой межнациональных отношений. Образцовый ансамбль народного танца «Вдохновение» постоянно пополняет свой репертуар танцами народов мира (украинские, белорусские, молдавские, татарские и др.). В процессе подготовки танцевальной композиции дети знакомятся с историей и традициями народа, что помогает осознать характер и особенности исполнения танца, способствует воспитанию уважения к культуре разных наций.

Культура Ирландии интересна, своеобразна, но мало знакома россиянам. В процессе работы над проектом дети смогли проследить, как зарождался и видоизменялся танец в Ирландии, узнали о происхождении танцевального костюма, познакомились с наиболее характерными движениями и своеобразием рисунка современного ирландского танца. Обучающаяся ансамбля разработала свой исследовательский проект «Танец - воплощение культуры», который успешно представила на НПК Центра и Всероссийском конкурсе проектов «Созидание и творчество». Хореографический номер «Ирландский танец» удостоен высоких наград на конкурсах разного уровня и до сих пор является украшением мероприятий, проводимых на разных концертных площадках города.

В следующем учебном году был успешно реализован проект «Балетмейстер: воплощение образа в танце», ориентированный на обучающихся, которые уже освоили дополнительную общеобразовательную программу, но хотели продолжить занятия в коллективе. В ходе работы над проектом дети подготовили сообщения о творческой деятельности известных балетмейстеров, на практике познакомились с алгоритмом работы над танцевальным номером, получили возможность попробовать себя в роли хореографов-постановщиков. Выпускница ансамбля решила связать свою будущую профессиональную деятельность с хореографическим искусством, успешно сдала экзамены и сейчас обучается в Санкт-Петербургском государственном университете профсоюзов.

Все педагогические проекты были совершенно разными по целям и содержанию, но в целом проектная деятельность в коллективе имеет общие черты. Так, кроме организации системы мероприятий по теме, проекты включали сопровождение деятельности обучающихся над индивидуальными проектами. Среди задач таких педагогических проектов: расширение знаний и умений обучающихся по определённой теме и развитие проектно-исследовательских навыков. Продуктов проектной деятельности в таком случае предусматривается несколько: хореографический номер; сообщения и рефераты обучающихся; создание собственных проектов обучающимися в рамках общей темы с целью участия в НПК; создание мультимедийной презентации по теме и др.

Индивидуальные творческие проекты детей являются составной частью проектов педагогов. Проектирование образовательной среды в данных случаях способствует сплочению детского коллектива, повышению интереса к деятельности, вовлечению в жизнедеятельность творческого объединения родителей, повышению статуса коллектива в социуме и т. д.

Среди результатов каждого проекта - успешное участие обучающихся в научно-практических конференциях Центра (4 работы) и Всероссийском конкурсе. Это важное достижение, так как особенностью обучения хореографии является то, что на занятиях дети не работают за партами и компьютерами, поэтому вся исследовательская составляющая проектной деятельности обучающимися осуществляется самостоятельно во внеучебное время.

Педагоги коллектива «Вдохновение» на практике убедились в том, что проектная деятельность - это эффективное средство всестороннего развития обучающихся. Залогом успешной работы является атмосфера взаимопонимания и творческого поиска между всеми участниками проекта.

В статье рассматриваются проблемы сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры. В сoвременных условиях все более осознается опасность потери богатейшего наследия народного искусства, традиций русского фольклора во всем его жанровом многообразии, в ее исторической динамике. На первое местo выступает угроза – как сохранить свою самобытность многим национальным культурам, и не раствориться в среде других. Предлагается рассмотреть возможности сохранения и развития русской народной хореографии как неотъемлемой части русской культуры.

Ключевые слова: танцевальные традиции, фольклор, жанр, региональные особенности, форма.

Танец - один из самых древнейших видов народного искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Каждый народ хранит свои танцевальные сокровища, передавая их из поколения в поколение, накапливая и оттачивая гармонию составляющих их выразительных средств.

Искусство танца, мастерство и неповторимость оттачивались и шлифовались, ведь в танце народ мог выразить боль и радость, уважение и бесстрашие. Танец развивался вместе с человеком. Человек развивался вместе с танцем. Составляя часть ритуала, обычаев, традиционных праздников и гуляний, народный танец был и остается органичной частью этих событий. Танец позволяет создать своеобразную атмосферу, ритм общения и сам выступает как язык общения. Эта природа танца, заложенная еще при его зарождении, получая многообразные формы, остается неизменной. Красота народного танца известна издавна. Со временем искусство танца развивалось, многообразие форм и стилей было выделено в отдельные виды. Такие как: классический танец, историко-бытовой, эстрадный, бальный, модерн. Среди всего этого многообразия народный танец был и остается одним из основных видов хореографического искусства.

Народный танец - фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное.

Фольклорный танец - это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом - для зрителя (общества, группы, общества).

В наши дни встает проблема принципиального характера, связанная с освоением фольклора, русского народного танца. Фольклор является ценнейшим культурным достоянием народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Мы озабочены судьбой русского народного танца, как народной культурой в целом. Ведущие деятели русского хореографического искусства всегда осознавали важность сохранения и развития русского народного танца, в его традициях, в исторической динамике. Важнейшей задачей работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов – это сoхранить богатство традиций танцевальной культуры, бережно передать танцевальный фольклор в современных условиях.

С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и развивать лучшие традиций национальной хореографической культуры народов России. Выявляя возможности создания целенаправленной системы освоения основных черт русского танца, я подчёркиваю, что неотъемлемой частью русской танцевальной культуры является то, что несёт в себе богатство, природные свойства, стилистические черты, связанные с культурной традицией. Образы русской хореографии – это исполнительский эталон, в который необходимо “вписываться”.

Народно-сценический танец на современном этапе можно определить, как художественно-образовательную систему, сформированную в процессе становления и развития художественной и педагогической практики профессиональной и любительской сферы хореографической деятельности. Не одно поколение педагогов, балетмейстеров, исполнителей, критиков, методистов и теоретиков тем или иным образом участвовали в формировании школы народно-сценического танца, в основу которой положено разделение выразительных средств на элементы, отбор и систематизация движений, определение эстетических и этических норм, разработки понятийного аппарата, содержания и пр.

Один из важных вопросов на современном этапе – подготовка специалистов, способных достойно сохранить и развить народно-сценическую хореографию.

Проблема исследования вытекает из противоречия между требованиями современного общества к сохранению и развитию педагогических традиций хореографического образования. Проблема традиции в образовании была впервые квалифицированно поставлена великим русским педагогом К.Д.Ушинским.

Качественное обучение специалистов, способных в перспективе решить эту задачу может быть достигнуто при условии, что организация и осуществление процесса преподавания народно-сценического танца будет происходить с опорой на ряд принципов.

Принцип научности;

Принцип системности;

Принцип преемственности;

Аксиологический принцип;

Принцип активизации.

Хореографическое образование в силу своей специфики стремится как можно полнее охватить горизонты индивидуального развития каждого начинающего артиста балета сообразно представлениям эпохи, в связи с чем хореографическое образование в России становится показательным отражением, как приоритет педагогической мысли, так и культурно – исторических реалий каждого периода своего становления. Можно утверждать, что существуют особое культурно – историческое явление – отечественная школа хореографического образования. Это явление, не только теснейшим образом взаимосвязано с культурой нации, но и поднимает ее на новые высоты, определяет существование как одного из направлений высокого искусства – классический танец, так и предъявляет жесткие требования к педагогическим условиям своего существования, развивает педагогическую науку и практику. Формируя личность будущего артиста – балета, балетмейстера или педагога, школа как хореографическая система формирует его сознание, профессиональные и личностные качества.

Проблемой сохранения традиций танцевального фольклора и его органического включения в современную хореографическую культуру заняты отделы фольклора, созданные при центрах народного творчества, выпускающие монографии, методические рекомендации на основе исследований национального хореографического творчества.

К решению задачи выпуска научно – исследовательской литературы в этой области подключены высшие учебные заведения многих стран мира. Каждый день появляется новое количество публикаций, в число которых входят кандидатские диссертации, посвященные изучению истоков танцевальной культуры народов, выявлению стабильных ее форм и тенденций, характерных для современного этапа развития народной хореографии.

В современных социально – экономических условиях создание универсального справочника, имеющего цель не только включить максимальное количество публикаций, содержащих сведения о танцевальной культуре народов России, но и сделать его удобным для специалиста, сталкивается с рядом проблем, о которых следует сказать:

  • информация о выпуске того или иного издания не идет тем централизованным путем, что шла ранее;
  • повсеместное введение на территориях родного языка создает трудности в использовании этой литературы в других регионах без перевода;
  • результаты технического прогресса сказываются на всех сферах нашей жизни. Съемка на видеопленку хореографического произведения является наиболее современной формой его фиксации, чем описательно – графический способ. Но если это не учебный фильм, то огромный пласт информации остается “за кадром”.

Решением этих и других проблем может стать создание единой международной базы данных.

Проблема преподавания традиционной народной хореографии.

На сегодняшний день является важной темой обсуждения не только среди педагогов высших и средних учебных заведений, но и работников культуры. Это связано, прежде всего, с необходимостью направить усилия общества на сохранение культурно-воспитывающей среды и народных традиций, являющихся необходимым условием формирования полноценной духовной жизни современного человека. Решение этой проблемы поможет не только создать условия для более эффективной подготовки будущих специалистов, но и обеспечит преемственность поколений, выступающую фактором формирования национального самосознания, социального развития личности и духовного прогресса народа. Но в этом случае нужна государственная поддержка, выражающаяся в разумном планировании в области образования. Необходимо, чтобы в учебных заведениях, готовящих кадры для учреждений культуры и искусства, не только комплексно реализовывались в учебных программах занятия по изучению русского танца, областным особенностям русского костюма, праздникам и обрядам русского народа, но и отводилось достаточное количество учебных часов на изучение этих дисциплин.

Грамотному хореографу следует хорошо знать “генетический код” передачи наследственности, т.е. те музыкально-пластические мотивы, ритмоформулы, композиционные приемы, которые являются как бы квинтэссенцией национального в хореографии и могут стать живым ядром, основой нового сценического танца. Конечно, для полного успеха этого дела необходимо совмещение фольклориста и постановщика в одном лице. Но поскольку на практике это встречается далеко не всегда, актуальным становится требование” к балетмейстеру хорошо знать фольклор, а к фольклористу - специфику сцены.

Следующая проблема - это пути сценической интерпретации фольклорного танца. Их, по мнению В.И. Уральской несколько.

Первый – опыт воссоздания на сцене аутентичного образца. Скажу сразу, что аутентичность на сцене танец, конечно, теряется, но я имею в виду лишь подлинность источника образца. Эти потери танец несет, даже если его на сцене исполняют сами жители села, так как отдаленность (сцена, зал) и искусственное разделение на смотрящих и творящих разрушает характер сотворчества, изменяет процесс жизни данного танца. Есть потери и хореографические, связанные с изменением точки осмотра. Вступают в противоречие и временные законы фольклорного действия и сцены. Попытка отнести эти противоречия приводит к необходимости вмешаться в текст танца. А это уже следующий путь – сценическая обработка фольклора. Что она включает? Прежде всего, на основе законов сценической композиции уточнение рисунков танца. Так, к примеру, если танец весь исполняется в сомкнутом кругу, медленно вращающемся в одну сторону, то в условиях сцены - это будет восприниматься как утомительная монотонность и подлежит развитию, т е. изменению. Подлежит изменению и бесконечная (для сценических условии) повторность фигур в кадрили (характерная для исполнения в быту.

Современная сцена требует от русского танца новизны сценических форм, выразительных средств, актуальных тем и эстетической направленности. Но они не могут возникать у балетмейстеров без глубоких знаний природы русского танца, его фольклорных источников. Новые условия жизни, эстетические нормы повлияли на содержание танца и на взаимоотношение отдельных его форм. Значительные изменения произошли в женском танце, прежде не имевшем богатого и разнообразного лексического материала. В настоящее время огромное количество движений рук, ног, корпуса и т.д. украшает русский народный танец. Движения ног претерпели наиболее сильные изменения. Характер танцев стал более жизнерадостным.

Сегодня на мелодии современных песен профессиональные и самодеятельные хореографы сочиняют танцевальные композиции. В песнях наших дней сохранена национальная мелодика, своеобразие музыкальных оборотов. Это органически сливается с новыми темами, получает новую ритмическую организацию. Мелодии современных песен широко распространены, они являются спутниками бытовых и общественных праздников. Песен сегодня создано неизмеримо больше, чем танцев. Качество их значительно выше. Чем же объяснить, что многие танцы, созданные на определенные мелодии, быстро умирают, не получая широкого распространения. Хореографические рисунки их не утилизируются в дальнейшем и не получают лексического запаса. Думается, что одной из причин является механическое приспособление танцевальной схемы к той или иной мелодии. В этом случае ритмическая структура танцев совпадает с ритмом песен, и некогда органичный союз пластики и музыки оказывается односторонним. Выявляет себя и другая тенденция. Мелодии современных песен иллюстрируются модернизированным, “осовремененным” русским танцем. Нелепо смотрятся со сцены серебряные сапожки, пестро раскрашенные мини- юбки, причудливые головные уборы, совершенно не отвечающие эстетическим требованиям русского танцевального творчества. Балетмейстеры, сочиняя современную лексику, часто забывают о национальном характере движений, нарушают то, что делает танец красивым, а самих исполнителей - изящными и привлекательными. Много зависит от музыки современного танца, от инструментальной обработки фольклорного материала. На наш взгляд, в настоящее время хореографы, создающие свои новые произведения, находятся в зависимости от этой музыки, а она далеко не всегда подходит для сочинения хореографического произведения. Сравнивая тематику современных песен и танцев, предпочтение приходится отдавать песням. В них тематические жанровые границы очень широки. Темы любви, встречи, разлуки, расставания обретают новое звучание, новый смысл. В них запечатлен образ человека с его чувствами, переживаниями. Танец же замкнулся в круг ограниченных сюжетов, особенно, если говорить о лирике. А ведь она так же, как и лирические песни, более всего привлекает к себе зрителей и исполнителей. Создание оригинальных лирических танцевальных произведений – задача более сложная, чем создание темповых танцевальных произведений, где на помощь хореографу приходит фантазия. Вот почему необходимо обращаться к народным истокам, находить в них наиболее яркие национальные черты, определяющие характер того или иного народа, а также отличительные особенности танцев, бытующих в различных областях, краях, регионах России. А. Пермякова, художественных руководитель русского народного хора им. Пятницкого отмечает: “Если современные хореографы, работающие в сфере русского народного танца, не начнут, как корифеи прошлого, досконально изучать плясовой фольклор разных областей России, а продолжать готовить некий винегрет, да еще и “приперчив”, “посолив” его трюками, мы придем просто в никуда”.

Приходится отметить, что до сего времени встречаются еще досадные явления чрезмерной стилизации народного танца, можно сказать, когда от него остается лишь внешне эффектная, нарядная, виртуозно-техническая композиция, только по внешним признакам именуемая народным танцем. По мнению М.С. Годенко, в народные русские танцы должно входить современное веяние – ритмы и движения. Он создал определенный жанр современного русского танца. Многие специалисты в области хореографии не разделяют его концепцию, уверяют, что так не сохраняют традиционный народный фольклор. Однако большинство наших балетмейстеров стараются создавать свои танцевальные композиции на основе подлинных народных танцев и бережно относиться к стилистической интерпретации материала. Коллектив ансамбля “Березка” не преследует цель перенесения фольклора на сцену в чистом виде. Это настоящий академический хореографический ансамбль и, тем не менее, как подкупающе прекрасен образ русской девушки во всех его танцах. Сочиненный И.А. Моисеевым танец становится законченной хореографической миниатюрой. Постановщих обращается к самым различным народным традициям. Ощущение достоверности и подлинности “Подмосковной лирики” достигалось не только заимствованием движений из фольклора. Здесь были органично соблюдены и воплощены внутренние законы народной хореографии: непосредственность, живость общения партнеров, простота и четкость перестроений. В каждом движении найден свой, то насмешливый, то лирический подтекст, своя интонация.

Следует помнить, что возврат к прошлому, к традициям русского народа и его культуре не означает его копирование, механическое повторение, дословное использование. Прошлое переосмысливается, включается в контекст современности с учетом новых параметров культурного контекста, в том числе его художественно-технологических инноваций. Старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимовлияют друг на друга, творчески обогащая и развивая русский народный танец. Новое время рождает новые вкусы, направления, ритмы и пристрастия. Что бы ни происходило в жизни, каждое поколение должно знать свои корни и помнить родные истоки, иначе исчезнут духовность, патриотизм. Важно беречь и сохранять богатейшее наследие русского народного танца. Поэтому так ответственна роль балетмейстеров-педагогов, которые могут сохранить, сберечь традиционные оттенки в манере исполнения, оценить их и дать новую жизнь народной хореографии.

Список литературы

1. Балет: энциклопедия /гл.ред. Ю.Н. Григорович. – М.:Сов. энциклопедия.,1982. – 623 с.

2. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. - М.: Искусство, 1963.

3. Пермякова А.Б. Опираясь на наследие, искать новое// “Балет”, литературно-критический историко-теоретический иллюстрированный журнал. М.: Ред. журн. “Балет”. – 2010. -№3,c.24.

4. Уральская В.И. Природа танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1981. 24 c.

Руководитель-педагог

ФИО:Кинцель Елена Владимировна

E-mail (обязательно): [email protected]

Предметная область: педагог дополнительного образования

Регион: Томская область

Населенный пункт: с. Александровское

Название образовательного учреждения:МБОУДОД "ДДТ"

Актуальность

Основы детского музыкально – хореографического творчества – один из важных предметов обучения детей искусству. Детская хореография является одним из действенных средств приобщения подрастающего поколения к богатству танцевального и музыкального творчества. Хореография является неотъемлемой частью народного наследия и несет в себе неповторимый отпечаток каждого народа. Таким образом, сохранение богатства и традиций детского танцевального искусства, является необходимым условием для полноценного развития личностного потенциала ребенка.

Гипотеза

1год обучения - навыки музыкально – ритмической деятельности; - навыки правильного и выразительного движения (привычка прямо держать спину и голову, свободно двигаться в танцах); - усвоение подготовительных танцевальных движений и рисунков; -знакомство с ритмическим строением музыки, ее размерами, частями и фразами; -изучение легких народных игровых танцев; -раскрытие творческих способностей -развитие организованности и самостоятельности; -овладение детьми базовыми понятиями, специальной терминологией предполагаемыми программой. 2год обучения. -развитие музыкальности и пластичности -усвоение приемов классической, народной и современной хореографии; -выработка сильных натянутых ног, большого танцевального шага, высокого прыжка; -развитие координации движений; -знакомство с танцами народов мира; -развитие творческих способностей; -выработка правильности и чистоты исполнения позиций и поз, движений. 3год обучения. -выработка выразительности и чистоты выполнения экзерсиса; -развитие силы, выворотности и устойчивости ног; -усвоение учащимися приемов актерского мастерства; -ускорение темпа и разнообразия ритмического рисунка; -усвоение технически сложных элементов классического, народного и современного танцев; -развитие творческого потенциала в процессе обучения и в постановочной работе; -изучение учащимися истории мирового балета.

Цели

Духовное и физическое развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребёнка с помощью танцевального искусства. Оказание помощи в профессиональной ориентации и адаптации в современном мире.

Задачи

Образовательные: . формирование у детей музыкально – ритмических навыков. формирование навыков правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии. обучение детей приемам актерского мастерства. организация постановочной работы и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах, фестивалях) .расширение знаний (знакомство детей с историей балета) Развивающие: . обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля. организация поисков новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельного добывания знаний) Воспитательные: . создание базы для творческого мышления детей. развитие у детей активности и самостоятельности общения. формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе

Формы и методы исследования

1. Урок (групповые занятия) 2.Коллективно – творческая игра 3.Творческий конкурс 4.Индивидуальная работа 5.концерт Индивидуальная работа ведется как со слабыми (не успевающими осваивать программный материал в положенный срок детьми, так и с детьми участвующими в сольной постановочной работе. Методы обучения: 1.Словесные, рассказ, объяснение, беседа. 2.наглядные: демонстрация, показ приемов работы. 3.Практические: упражнение, самостоятельная работа. Методы воспитательного действия: 1.Убеждения. 2.Приучения. 3.Пример. 4.Аналитические методы, наблюдение, сравнение, анализ, опрос, анкетирование, контрольный срез.

Этапы (ход исследования)

РАЗДЕЛ 1. Музыкально – ритмическая деятельность (задачи для детей 7 -9 летнего возраста) -научить детей ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише), регистрами (высокий, средний, низкий). -отличать в движении сильную долю такта, метрическую пульсацию и простейший ритмический рисунок в хлопках и притопах; -менять движения в соответствии с 2, 3-ех частной формой и музыкальными фразами; - закрепить занятие о трех жанрах музыки (песня, танец, марш). Музыкально – ритмическая деятельность включает в себя различные задания, упражнения игрового плана и является составной частью урока 1-го года обучения. РАЗДЕЛ 2. Классический танец Занятиям по классическому танцу придается особое значение, так как классический танец является основой хореографической подготовки учащихся. Уже на первом году обучения, начиная с первых уроков проводятся занятия по постановке корпуса, рук, ног, головы, показываются 1,2,3 позиции ног и 4 позиции рук (подготовительная, 1,2,3,), а также изучают первые движения у палки (demi plie, вattements tendus), отрабатывается балетный шаг с носка и техника простого прыжка (sauté). В начале учебного года перед уроком классического танца выполняется партерная гимнастика. Начиная со 2 года обучения, занятия классического танца проводятся отдельным уроком два раза в неделю, урок состоит из упражнений у палки и на середине зала. На третьем году обучения в классический экзерсис вводится исполнение некоторых элементов на полупальцах. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся. РАЗДЕЛ 3. Народно –сценический танец. Народный танец имеет важное значение для развития художественного вкуса и танцевальной техники у учащихся. Знакомит их с разнообразием хореографического материала народов мира. Уже на первом году обучения дети изучают простейшие элементы русского народного танца. Проучивают положения рук и позиции ног. Отдельным уроком народный танец проводится один раз в неделю. На втором году обучения урок по народному танцу включает в себя: -тренировочные упражнения у палки -сценические движения (исполняемые на середине зала и по диагонали) -танцевальные композиции На третьем году обучения идет варьировка и усложнение движений. Ученики из предложенных педагогом движений должны суметь самостоятельно сделать связку для перехода с одного движения к другому. Так же в учебный процесс вводятся упражнения с предметами. В программе предусмотрено изучение русского, молдавского, польского, цыганского и др. танцев. РАЗДЕЛ 4. Историко–бытовой танец Изучение историко-бытового танца проводится на втором году обучения на специальном занятии 1 раз в неделю. Занятия историко-бытовым или бальными танцем органически связаны с усвоением норм этики, выработки высокой культуры общения между людьми: -выдержка -чувство меры -простота -скромность -внимание к окружающим -доброжелательность РЕЗДЕЛ 5. Актерское мастерство Задачи: - научить воспитанников связывать позы с движением, с музыкой (позы должны быть «говорящими»), а движения «рассказывающими». - научить законам перемещения в пространстве сцены; -ознакомить с принципами идентификации. РАЗДЕЛ 6. Творческая деятельность Организация творческой деятельности учащихся помогает педагогу увидеть характер ребенка, найти индивидуальный подход к нему с учетом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данного рода деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. Темы творческих занятий определяются спецификой хореографического воспитания. «Я– учитель танцев»; «Я – балетмейстер постановщик»; « Я – художник по костюмам». Творческие ситуации разыгрываются как для коллективной, так и для индивидуальной работы. Темы для постановочной работы должны вызвать интерес у детей. В постановочной работе используется метод совместного творчества педагога и воспитанников (коммуникативный вид деятельности учащихся). Процесс совместного творчества складывается из следующих этапов: 1 этап – сознательная подготовительная работа 2этап – осуществление композиционного замысла 3 этап – проверка всех композиционных решений РАЗДЕЛ 7. История хореографии (история мирового балета) Теоретический курс по истории мирового балета включает в себя 10 лекций и осваивается учащимися на 3курсе. Цель: помочь ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства.

Сроки реализации

3 года ==Выводы==В результате систематических занятий хореографией дети научились выражать свои чувства с помощью движений, стали менее скованным и стеснительным. Главной особенностью занятий хореографией явилось развитие не только физических способностей молодого организма, но и строение творческой основы личности: сочетание музыки, движений, драматического искусства, художественного вкуса ребенка, а также развитие его общей культуры и интеллекта. Подтверждением вышесказанного является выступление детей во многих районных мероприятиях. Дети неоднократно принимают участие на межрегиональных и всероссийских конкурсах.

Полезные ресурсы (источники информации)

1.Костровицкая В. "сто уроков классического танца" Москва "Просвещение" 1981 г.. 2. Базарова Н. , Мей Б. "Азбука классического танца" Ленинград "Искусство" 1983 г. 3. Бахрушин Ё. "История русского балета" Москва "Просвещение" 1974 г. 4. Захаров Р. "Радуга русского танца" Москва "Советская Россия" 1986 г. 5. Никитин В. "Модерн - джаз танец, начало обучения" Москва 1998 г.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS