Главная - Ораторское искусство
Мистическое шоу «Вернувшиеся. Краткая история иммерсивного театра в россии Что значит иммерсивный спектакль

Два года назад Москву захлестнула волна променад-спектаклей, в которых зрителям предлагается покинуть места в привычном зрительном зале и отправиться в путешествие по лабиринту комнат, коридоров, лестниц, а иногда улиц. Как только не называют это популярное нынче направление: променад-театр, спектакль-квест, site-specific театр. В народе такие спектакли нередко именуют «бродилками», по аналогии с соответствующим жанром компьютерных игр.

В них и правда много схожего: ты как участник существуешь в рамках определенного художественного мира с заданным сюжетом, но обладаешь свободой действий и перемещений. Сегодня все чаще можно услышать, как подобные постановки называют иммерсивными, от английского to immerse — «погружать». Именно так характеризуют свои спектакли члены британской театральной компании Punchdrunk, которых считают пионерами жанра. Свою первую постановку они сделали по «Войцеку» Георга Бюхнера в 2000 году, а на весь мир прославились в 2009-м спектаклем «Sleep no more» — интерпретацией «Макбета» в стилистике триллеров Хичкока.

«Sleep No More»

Разумеется, Punchdrunk не были первыми, кто заставил зрителя подняться на ноги и переместил их в центр действия. Можно вспомнить хотя бы легендарный спектакль «Неистовый Роланд», поставленный Лукой Ронкони в 1969 году, в котором актеры играли на подвижных сценических площадках в противоположных углах помещения церкви, а зрители могли свободно перемещаться между ними, выбирая разные сюжетные линии. Однако именно британцы сделали иммерсивность основным принципом своих постановок, где размывается грань между сценой и залом, актером и зрителем, созерцанием и действием.

Сохраняется только граница между внешним, привычным миром и игровым художественным пространством. Переступив ее, ты оказываешься погружен в иную реальность, где тебя захватывает продуманная до мелочей атмосфера, время движется циклично, и невозможно предугадать, что ждет за поворотом. Нужно следовать правилам этого пространства: скрыть лицо за маской, не произносить ни звука, но разрешено активно исследовать окружающие интерьеры и предметы в них и, если повезет, даже принимать участие в перформансах с актерами — при условии, что вас пригласят это сделать. Впрочем, никто не принуждает к прямому контакту: можно остаться и в роли пассивного наблюдателя, хотя это гораздо менее интересно.

«Remote Moscow» группы Rimini Protokoll

В России первым променад-спектаклем называют «День Леопольда Блума» — хэппенинг-читку «Улисса», развернувшуюся одновременно во всех помещениях Школы драматического искусства 16 июня 2004 года — в день столетия легендарного дня из романа Джойса. С тех пор количество «бродилок» в истории российского театра уже перевалило за два десятка, а их характер значительно разнообразился. Москва видела и постановки, где совсем нет актеров, каковы, например, спектакли-прогулки («Remote Moscow» группы Rimini Protokoll) или спектакли-экскурсии («Радио Таганка» режиссера Семена Александровского), и постановку, сделанную для одного зрителя («Твоя игра» бельгийской команды Ontroerend Goed). Были и есть многочисленные спектакли, где разные эпизоды играются в разных пространствах, а зрители последовательно переходят от одного к другому: самый яркий пример, пожалуй, «Шекспир. Лабиринт» в Театре Наций, где каждый эпизод был самостоятельным спектаклем на шекспировскую тему, отличным от других по жанру и замыслу. Из идущих в этом сезоне спектаклей здесь можно отметить «Декалог на Сретенке» Театра им. Маяковского — постановку, оригинально совместившую жанры променад и вербатим.

«Шекспир. Лабиринт» в Театре Наций

Отдельно существуют собственно иммерсивные постановки, к которым, помимо свежих премьер, можно отнести квест «Москва 2048» и спектакль «Норманск», созданный режиссером Юрием Квятковским и объединением Le Cirque de Charles la Tannes в Центре им. Мейерхольда (по кние братьев Стругацких «Гадкие лебеди»). Пять этажей центра превращались на несколько дней показов в Норманск — постапокалиптический город будущего, в 17-ти локациях которого, наряду с обычными людьми, можно было встретить «мокрецов», пораженных странной генетической болезнью. Там более десятка сюжетных линий — даже посмотрев спектакль трижды, вы бы не смогли увидеть все его эпизоды. Что выгодно отличает «Норманск» от других иммерсивных произведений — при всей устремленности создателей погрузить зрителей в мрачную атмосферу антиутопии, постановка Квятковского оставалась событием, прежде всего, театральным: со сложной драматургией, яркими актерскими работами и внятным режиссерским размышлением о тоталитарном обществе.

«Норманск» в Центре им. Мейерхольда

Постановщики «Норманска» были ограничены и скоромным бюджетом, и необходимостью при каждом показе заново встраивать масштабное художественное пространство в помещения ЦИМа — в результате спектакль был показан всего 13 раз. За рубежом иммерсивный театр с самого начала создавался в помещениях старых фабрик, ангаров и особняков, ведь только пустое пространство допускает полную свободу художника-постановщика. Но это требует финансовых вложений, которых жанр терпеливо ждал. И дождался — год назад сеть «Клаустрофобия», специализирующаяся на игровых квестах, пригласила для сотрудничества режиссера Александра Созонова.

Вместе они запустили проект «Москва 2048» — историю на стыке театра, квеста и ролевой игры, в которой помимо 40 игроков участвуют 12 актеров. В одном из корпусов завода «Кристалл» художники создали мир после атомной войны, где по сюжету участники должны выбраться из фильтрационного лагеря для беженцев и прорваться в столицу. Здесь можно выбрать «путь покорности» или же стать бунтарем и разрушить систему. Несмотря на чисто развлекательную оболочку проекта, он дает шанс пережить опыт существования в тоталитарной системе, а его сюжет весьма прозрачно отсылает к действительности. И то, и другое после завершения квеста заставляет задуматься.

Проект «Москва 2048»

Для постановки «Черного русского» по мотивам Дубровского продюсерами были приглашены театральные звезды — режиссер Максим Диденко, хореограф Евгений Кулагин, художник Мария Трегубова и телезвезда Равшана Куркова. На премьере в особняке Спиридонова в Малом Гнездиковском переулке собрался чуть ли не весь московский бомонд. Возможно, именно этим объясняется столь высокая цена на билеты: от 5 000 рублей (для сравнения — на «Норманск» можно было попасть всего за 700 р.). Выдавая маски, зрителям назначают определенный маршрут: «совы» бегают за Троекуровым, «лисы» — за Машей, «олени» — за Дубровским.

«Черный русский»

Привычно для себя Диденко отказался от большого количества текста в пользу пластических и вокальных этюдов, а также всевозможных «аттракционов» для зрителей: здесь вам предложат и погладить живого петуха, и покормить актера пельменями, и выпить черной водки с черной колбасой. Все очень эстетично и увлекательно — но, увы, режиссерское высказывание теряется в атмосфере светского безумия, творящегося в доме Троекурова.

В отличие от «Черного русского» проект «Вернувшиеся» по «Привидениям» Ибсена, сочиненный американскими режиссерами Виктором Карина и Мией Занетти, спектаклем не притворяется — создатели позиционируют его как «мистическое шоу». Особняк в Дашковом переулке художники превратили в усадьбу Альвингов, проработав пространство до мелочей — вплоть до аутентичных книг XIX века на полках.

«Вернувшиеся»

Зрителям предоставлена полная свобода действий: как и в «Норманске», каждый смотрит свой спектакль, свободно перемещаясь по четырем этажам здания. Можно засесть в одной локации, можно исследовать их по очереди, а можно «прицепиться» к главным героям и преследовать их. Последний, пожалуй, самый скучный вариант: так вы увидите почти традиционный драматический спектакль. Однако эта магистральная линия необходима с точки зрения драматургии: ведь яркие пластические и контактные этюды (чего стоит только оргия служанок в прачечной!) хоть и разворачиваются в стороне от сюжетных сцен, но основаны именно на подтексте пьесы. Общий совет — старайтесь попасть на сеансы в 18:00 и в 18:30, так вы сможете увидеть большее количество эпизодов.

В «Вернувшихся» иммерсивный жанр достиг, вероятно, своего самого точного воплощения: в шоу-спектакле соблюдены все заветы прародителя Punchdrunk. В какую сторону жанр пойдет в будущем — пока неясно. Но было бы крайне любопытно увидеть, например, иммерсивные постановки для детей — с одной стороны, сейчас явственно видна тенденция к все большей интерактивности в детском театре, с другой — развиваются красочные интерактивные выставки, где детям разрешается трогать экспонаты и лазить везде, где вздумается. Ведь попадая в атмосферу иммерсивного пространства, полного загадок и аттракционов, даже взрослый становится немного ребенком — готовым исследовать неизвестный мир и удивляться его явлениям.

Феномен иммерсивности (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения») – один из основных трендов современной индустрии развлечений. Сегодня иммерсивным стало буквально все: уже перестала казаться чем-то из области научной фантастики дополненная и виртуальная реальность; про компьютерные игры все и так понятно; иммерсивным медленно, но верно становится жанр кино (будете в Лондоне – обязательно загляните на Secret Cinema); уже появились первые иммерсивные книжки; все популярнее становятся городские квесты. Иммерсивный театр стал закономерным итогом нескольких тенденций – как в актуальной режиссуре, так и в области городского досуга.

Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где зритель – полноправный участник происходящего. В любой момент актеры могут начать прямое взаимодействие со зрителем – например, могут завязать зрителю глаза и отвести за руку в другую комнату и оставить там, могут обнять или поцеловать, а могут просто долго смотреть глаза в глаза.

Помните знаменитую формулу Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры»? В иммерсивном театре нет зрительного зала в традиционном смысле этого слова, а значит, нет и так называемой «четвертой стены», отделяющий актеров от зрителей. Действие театра-променада развивается одновременно в разных локациях. Режиссеры, в свою очередь, предлагают публике новые поведенческие сценарии, давая ей более активную роль: зрители спектаклей-бродилок могут сами выбирать свой маршрут – ту или иную линию сюжета – и переходить от одной локации к другой, а где-то даже влиять на происходящее. Такой спектакль складывается из разных сюжетов подобно тому, как кусочки складываются в мозаику.

Иммерсивный театр в мире

Sleep No More – обезличенный «тотальный» спектакль

Законодателями жанра иммерсивного театра принято считать лондонскую группу PunchDrunk, знаменитую тем, что она погружает зрителя в пространство, похожее по атмосфере на загадочные картины легендарных кинорежиссеров Стенли Кубрика, Альфреда Хичкока и Дэвида Линча.

Один из самых известных спектаклей жанра иммерсивного театра – знаменитая постановка Sleep No More, которая вот уже не один год захватывает воображение зрителей Нью-Йорка. В основе шоу лежит «Макбет» Уильяма Шекспира. Спектакль идет в огромном заброшенном пятиэтажном отеле McKittrick, который порой напоминает бесконечный лабиринт из вдруг материализовавшихся ночных кошмаров. При входе всех пришедших просят надеть белую венецианскую маску, которую они обязуются не снимать в течение всей постановки. Зрители оказываются предоставлены сами себе в обстановке психиатрического отделения, кладбища и отеля 30-х годов, где перформанс и инсталляция встречаются с site-specific-хореографией.

Многослойное действие завораживает: в Sleep No More можно легко почувствовать себя вуайеристом и увидеть, как похожие на призраков герои занимаются любовью, убивают друг друга, смывают кровь в ванной. Здесь можно все то, что строго запрещено в традиционном театре – трогать руками декорации и вступать в контакт с «реквизитом», но нужно быть готовым к тому, что и жители заброшенного отеля могут вступить с вами в контакт.

Then She Fell – камерное индивидуальное приключение


Актуальный иммерсивный театр нельзя представить без постановок креативной продюсерской команды Third Rail Projects, известной своими экспериментальными спектаклями в необычных локациях с соединением элементов театра, танца, звуковых и арт-инсталляций и необычной хореографии.

Один из наиболее амбициозных спектаклей этой команды – Then She Fell, действие которого происходит в заброшенной психиатрической больнице в Бруклине в Нью-Йорке. В отличие от Sleep No More, где около 300 обезличенных зрителей оказываются предоставлены сами себе, в Then She Fell обстановка гораздо более интимная и камерная. В этом спектакле, поставленном по «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, задействовано 8 актеров и всего 15 зрителей, которые разделены на маленькие группы, чьи маршруты продуманы и выверены режиссерами. Взаимодействие со зрителем здесь самое что ни на есть буквальное: зрители спектакля могут легко оказаться один на один с актером, скажем, причесывая актрису, играющую Алису.

Продюсерская команда Third Rail Projects недавно представила публике свой новый иммерсивный спектакль в Нью Йорке – Grand Paradise – постановку о семье, отправляющейся на каникулы на курорт, где с ними происходят разные метаморфозы.

А что иммерсивного есть в Москве?

Если вы пока не знакомы с театром вовлечения, то резонный вопрос: как выбрать постановку для первой пробы, чтобы не разочароваться? Вот четыре лучших иммерсивных спектакля, которые сейчас идут в столице.

1. «Твоя игра »


Этим летом бельгийская театральная команда Ontroerend Goed и импресарио Федор Елютин (ранее привезший в Москву спектакль-променад по городу Remote) представили Москве новый индивидуальный интерактивный опыт для одного человека «Твоя игра». Длится спектакль порядка 30–35 минут и идет в универмаге «Цветной». A Game of You – так спектакль называется в оригинале – уже был сыгран на театральных фестивалях в Эдинбурге и Авиньоне, но российская версия отличается тем, что дело происходит не в арт-кластере или здании театра, а в оживленном торговом центре.

«Самый волнительный спектакль сезона… это вы», – гласит сайт проекта. И действительно, вряд ли можно придумать более быстрый способ взглянуть на себя глазами другого человека и понять, каким вы кажетесь окружающим.

2. «Черный русский »


В сентябре этого года один из главных театральных ньюсмейкеров последнего времени Максим Диденко и театральная компания Ecstàtic представили Москве первый иммерсивный мюзикл по неоконченному роману А.С. Пушкина «Дубровский». Пространство старинного московского особняка Спиридонова превратилось в дом Троекурова, где появились свой бальный зал, столовая, cпальня, купальня, кабинет, хлев и даже лес. Всех зрителей в начале спектакля делят на три группы, которые следуют разными маршрутами за героями спектакля, и выдают соответствующие маски – сов, оленей и лис.

По словам создателей спектакля, «Черный русский» – это прежде всего спектакль ощущений, воздействующий на зрителя на уровне всех органов чувств. Так, в хлеву пахнет свежескошенным сеном, на кухне – блинами и мясом, в спальне Маши Троекуровой – цветами. Зрителей угощают черными пельменями, травяными настойками и прочими яствами.

3. «Москва-2048 »


«МСК 2048» – это новая масштабная игра в реальности от знаменитой сети квестов «Клаустрофобия» и режиссера «Гоголь-центра» Александра Созонова. «МСК 2048» развивает концепцию иммерсивного променад-театра, соединяющего в себе ролевую игру, театр-променад и квест. Сюжет разворачивается в мире, пережившем глобальную катастрофу, все игроки – беженцы, желающие поскорее перебраться из радиоактивных пустошей в Большую Москву. Для прохода в город необходима виза, получить которую можно в пропускном пункте убежища.

Трудно придумать лучший способ ощутить себя героем видеоигры «в реале»! «МСК 2048» полностью стирает барьеры между актерами и зрителями, сценой и зрительным залом, игровыми условностями и реальной жизнью. Игроки становятся главными действующими лицами собственных уникальных историй, выполняя задания актеров, – исход игры зависит от каждого.

4. «Русские сказки »


«Русские сказки» – спектакль-променад от Александра Созонова и Ильи Шагалова, поставленный по русским народным сказкам из знаменитого собрания Афанасьева. Идут «Сказки» в «Гоголь-Центре». Больше года артисты провели в экспедиции по стране, чтобы посмотреть, чем живет Русь, и послушать живой народный язык. В результате получился живой иммерсивный спектакль-променад, соединяющий в себе разные жанры – этюды, наблюдения, фантазии молодого актерского поколения на тему русских сказок, философские притчи, баллады, серенады, романсы, бардовские песни, рок и рок-н-ролл.

«Русские сказки» идут по всему театру одновременно. Перед началом спектакля зрители выбирают свою дорогу из предложенных трех – есть три группы зрителей, три выверенных пути и три разных впечатления от просмотра. В финале все соединяются в большом зале, эпилог у «Русских сказок» единый.

Погружение — это именно то, что происходит с участником иммерсивного шоу. Роль зрителя преображается — это больше не пассивный наблюдатель, а один из героев действия, который может двигаться, выбирать и иногда даже влиять на происходящее.

Первую широкую известность формату иммерсивных шоу принес британский театральный коллектив Punchdrunk со спектаклем «Sleep No More», показанным впервые в 2009 году. Пятиэтажный особняк, в котором можно найти психиатрическое отделение больницы с врачами и пациентами, кладбище с призраками, укромный уголок с парой влюбленных, рассчитывающих, что никто их не увидит. Все открыто для исследования участниками процесса — зрителю предлагается не только ходить и наблюдать, но и взаимодействовать с персонажами и окружающим пространством. Решение о том, где находиться и насколько включаться в происходящее, принимает каждый сам.

Свобода строить свою сюжетную линию в сочетании с игрой профессиональных актеров и продуманным антуражем создает уникальные условия для переживания опыта совершенно нового качества, нежели в обычном представлении. Опыта, больше похожего на живое прохождение компьютерной игры или путешествие по фильму в реальности.

Необычный формат был подхвачен зрителями и творческими группами в самых разных точках мира и разросся, приобретая новые очертания. Сегодня в Москве для желающим погрузиться в опыт иммерсивного шоу найдется из чего выбирать.

Можно встретить похожие по структуре на работы Punchdrunk театрализованные представления. « » Максима Диденко и театральной компании Ecstàtic — на участниках маска, вокруг — мир из «Дубровского» Пушкина, в котором можно трогать петуха, пить водку и кормить актера пельменями.

Центр имени Мейерхольда часто становится площадкой для иммерсивный действий — Юрий Квятковский и Le Cirque de Charles la Tannes превращают все 5 этажей центра в «Норманск» — город, придуманный братьями Стругацкими, который теперь открыт для исследования.

Все больше появляется иммерсивных игровых форматов, позволяющих быть главным (или одним из главных) героем действия, складывать совершенно свою индивидуальную историю и проходить еще дальше за рамки привычного восприятия.

Городская бродилка с элементами флешмоба и психологического тренинга« » делает местом игры город. Весь процесс становится перфомансом, который воплощают сами участники, перемещаясь по Москве и следуя инструкциям, звучащимодновременно в наушниках у всех 50 человек.

Сегодня театры и независимые коллективы всё чаще стали предлагать зрителю спектакли вне сцены, вне здания, в некоторых случаях и вовсе без актеров, и зачастую такие, которые невозможно посмотреть целиком. В конце прошлого года Москву буквально захлестнула волна необычных спектаклей -променадов или так называемых “бродилок”. Иммерсивный театр стал самым обсуждаемым явлением в сфере городской культуры, а своими впечатлениями от просмотра активно делились даже те, кто никогда не интересовался театральной жизнью . Интерес к жанру пробудился с новой силой, и на волне тренда иммерсивности многие столичные театры приняли решение расширить свой репертуар, предложив публике актуальные нетрадиционные постановки и новые поведенческие сценарии.

Иммерсивный театр - это, в первую очередь, театр вовлечения (от англ. immersive - создающий эффект присутствия, погружения). Зачастую установка делается на работу с разными органами человеческих чувств - это своего рода мультисенсорный театр , где особое внимание уделяется визуальной составляющей, звукам, запахам. Такая постановка вряд ли будет одинаковой для разных людей - это сугубо индивидуальный экспириенс , который напрямую зависит от конкретного человека. Иммерсивный театр может быть игровым, больше похожим на аттракцион, и неигровым, напоминая своего рода социальный эксперимент.

Более “традиционный” вариант -  игровой иммерсивный театр - предполагает наличие актёров в заданном пространстве, в котором действуют некие правила игры. Есть несколько параллельно развивающихся сюжетных линий -спектакль складывается из разных сюжетов подобно тому, как кусочки складываются в мозаику. Как правило, зрители вольны активно исследовать окружающие интерьеры и предметы, могут принимать участие в перформансах с актёрами - при условии, что их пригласят это сделать. К прямому контакту никто не принуждает: всегда можно быть в роли пассивного наблюдателя. Неигровой вариант иммерсивного театра выходит за привычные рамки представления о театре: в таком театре актёров может вообще не быть - могут быть модераторы, гиды, ведущие. Зрители становятся участниками некого перфоманса, где они - главные действующие лица, а их поведение служит основным источником сюжета постановки.

Москва успела увидеть самые разные постановки в жанре иммерсивного театра. Первым спектаклем нового жанра в России принято считать «День Леопольда Блума» в Школе Драматического Искусства - 24-часовой спектакль по «Улиссу» Джеймса Джойса. Особого внимания заслуживает яркий спектакль «Норманск», созданный режиссером Юрием Квятковским в Центре им. Мейерхольда по книге братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Были и постановки, где совсем нет актеров (променад по городу «Remote Moscow» от Федора Елютина и Rimini Protokoll), спектакли-экскурсии («Радио Таганка» режиссера Семена Александровского), постановка для одного зрителя («Твоя игра» от Федора Елютина и бельгийской команды Ontroerend Goed). Запомнился зрителям и спектакль «В гостях. Европа» от Rimini Protokoll, действие которого происходит в квартире, показанный в рамках театрального фестиваля «Территория».

Сегодня в Москве идёт целый ряд иммерсивных постановок на любой вкус. Что смотреть в поисках интересных ощущений?

1.“Вернувшиеся”

В декабре в Москве состоялась мировая премьера мистического шоу «Вернувшиеся» по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена «Привидения». «Вернувшиеся» - результат творческого союза молодых американских режиссёров Виктора Карины и Мии Занетти из нью-йоркской театральной компании Journey Lab и российских продюсеров Вячеслава Дусмухаметова и Мигеля, хореографа и наставника шоу «Танцы» на ТНТ. Это первый полноценный иммерсивный спектакль, поставленный в Москве в традиции театральной группы Punchdrunk, заложившей основы игрового иммерсивного театра. Действие происходит в четырехэтажном особняке в Дашковом переулке, пространство которого талантливые художники и декораторы превратили в абсолютно самодостаточный музей европейской культуры и быта конца XIX века: разглядывать декорации и бродить по особняку не менее увлекательно, чем следить за ходом постановки.

2. “Черный Русский”

Иммерсивный спектакль по неоконченному роману А.С. Пушкина «Дубровский» в сентябре прошлого года представили Москве один из главных театральных ньюсмейкеров Максим Диденко и продюсеры Дарья Золотухина и Елена Новикова. Пространство старинного московского особняка Спиридонова превратилось в дом Троекурова, где появились свой бальный зал, столовая, cпальня, купальня, кабинет, хлев и даже лес. Всех зрителей в начале спектакля делят на три группы, которые следуют разными маршрутами за героями спектакля, и выдают соответствующие маски сов, оленей и лис. “Черный Русский” - это спектакль запахов и ощущений, потрясающий мультисенсорный опыт. К примеру, зрителей угощают черными пельменями, травяными настойками и прочими яствами.

3. Ограбление “Века”и Москва 2048

«Ограбление «Века» - театрализованный квест-перформанс от крупнейшей в мире сети квестов “Клаустрофобия”, в котором игрокам предстоит поучаствовать в ограблении банка с кодовым именем «Века». Участников ждут актёры-соучастники и удивительно правдоподобные декорации, заставляющие почувствовать себя настоящими друзьями Оушена: в перформансе есть всё из классического кино об ограблении. Поражает реалистичность: вам предстоит прыгать с тарзанки в вентиляционной шахте, проползти десятки метров в трубе под землей, подслушивать переговоры охранников, надкусывать провода и отключать сигнализацию.

«МСК 2048» - ещё одна масштабная игра в реальности от «Клаустрофобии» и режиссера «Гоголь-центра» Александра Созонова. «МСК 2048» также развивает концепцию иммерсивного променад-театра, соединяющего в себе ролевую игру, театр-променад и квест. Сюжет разворачивается в мире, пережившем глобальную катастрофу, где все игроки - беженцы, желающие поскорее перебраться из радиоактивных пустошей в Большую Москву. Трудно придумать более простой и безопасный способ почувствовать себя героем кинофильма или видеоигры. Игроки обоих квестов становятся главными действующими лицами собственных уникальных историй, выполняя задания актеров иммерсивного театра.

4. Questioning / КТО ТЫ?

Недавно в Москве представили уникальный швейцарский спектакль от компании Magic Garden и режиссера Корин Майер «Questioning / КТО ТЫ?». В программе столичного «Гоголь-центра» постановка возникла по инициативе драматурга Евгения Казачкова и продюсера Ольги Андреевой. «Questioning / КТО ТЫ?» с большой натяжкой можно назвать спектаклем в традиционном смысле слова, это интерактивный перформанс: вы не смотрите его, вы сами в нем участвуете. Ваша задача - сесть напротив незнакомого вам человека и отвечать на вопросы письменной анкеты, придумывая незнакомцу жизнь, увлечения и мечту. Спектакль чем-то похож на театральный опыт для одного зрителя - “Твою игру” Федора Елютина - происходящее чем-то напоминает сеанс психотерапии. Так, делая суждения о других людях, об окружающем мире, человек на самом деле транслирует себя. Это театральный опыт наглядно демонстрирует, как сильно человек связан с обществом и насколько собственное восприятие зависит от отношения окружающих.

5. Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит

На днях в Театре на Таганке обладатель премии “Золотая маска” Алексей Франдетти представил первый в России иммерсивный мюзикл “Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит”. Это первая постановка одного из самых ярких произведений признанного классика современного музыкального театра - Стивена Сондхайма - на российской театральной сцене. Создатели спектакля специально создали масштабную конструкцию, которая превратила традиционный зрительный зал Таганки в уникальное пространство, больше похожее на кабаре. Зрители сидят за столиками вокруг сцены, а действие происходит на большом столе в центре зала, иногда в клетке, подвешенной наверху, а также между рядами. Зрителям отведена роль наблюдателей, а вот артисты мюзикла чувствуют себя свободно и сценой вовсе не ограничены. “Суини Тодд” Франдетти может составить серьёзную конкуренцию бродвейским мюзиклам - пожалуй, это один из самых интересных спектаклей музыкального жанра последнего времени.

,
редактор и журналист, последний романтик планеты Земля

Иммерсивные спектакли – один из трендов последнего времени. Все просто: иммерсив – это постановка, во время которой зритель погружается в театральное действо. Актеры взаимодействуют со зрителем, а зрители могут влиять на происходящее на сцене. Премьеры иммерсивных шоу, позволяющих по-новому взглянуть не только на театр, но и на реальность, появляются постоянно. Многие из них проходят в московских дворянских особняках, другие идут на театральной сцене. Элемент иммерсива вживляется в мюзиклы, квесты, экскурсии и даже в рестораны. Самая знаменитая, уже ставшая классикой постановка в иммерсивном жанре – нью-йоркский спектакль Sleep No More, созданный компанией Punchdrunk. Действие шоу основано на шекспировском «Макбете», а происходит в вымышленном пятиэтажном отеле. Говорят, Sleep No More – лучший способ провести вечер в Нью-Йорке.

А что интересного из иммерсивных постановок идет в Москве и Санкт-Петербурге?

«Вернувшиеся»

Место: Москва, Дашков переулок, 5

Мар 1, 2018 в 8:18 PST

Иммерсивный спектакль «Вернувшиеся» поставлен по пьесе «Привидения» Генрика Ибсена. Антураж в старинном особняке, где творится действо, продуман до мелочей. Здесь нет никакой сцены, а чтобы следить за сюжетом, нужно порой довольно шустро перемещаться по задымленным этажам, из комнаты в комнату. Впрочем, можно остаться на месте и следить за понравившимся героем, постепенно становясь актером больше, чем зрителем. Постановку осуществил хореограф Мигель, вдохновившись Sleep No More и максимально точно стараясь соблюсти все принципы иммерсивности, завещанные компанией Punchdrunk.

Купить билет

«Безликие»

Место: Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 20

Мар 4, 2018 в 1:54 PST

«Безликие» изначально создавались как приквел к спектаклю «Вернувшиеся» и, по задумке, должны были быть более компактными. Но площадка – особняк на Дворцовой набережной – стала диктовать свои условия. Разве можно было сделать что-то скромное в этих роскошных интерьерах! По «Привидению» Ибсена там играется около 600 (!) сцен.

Купить билет

«Кандидат»

Место: Москва, ТЦ «Цветной»

Ноя 3, 2017 в 9:00 PDT

Шоу сделал известный импресарио Федор Елютин, до того приглашавший в увлекательное московское приключение Remote Moscow. «Кандидат» – постановка о выборе. Несколько кандидатов, пять раундов, в финале которых зритель должен сделать выбор в пользу того или иного претендента на выборную должность. Каждому зрителю придется понять, насколько он подвержен мнению большинства, насколько он управляем или, наоборот, склонен к нонконформизму.

Купить билет

Спектакль-ужин «Зеркало Карлоса Сантоса»

Место: Москва, ул. Большая Дмитровка, 32

Мар 5, 2018 в 11:45 PST

Ужину с вином и мясом предшествует иммерсивное театрализованное шоу, сценарий которого написал Максим Курочкин, а поставил Талгат Баталов. Ответственный за еду – шеф-повар Руслан Закиров. Гастрономический спектакль, ресторан в трех действиях, тайная вечеря – как только не называют этот таинственный ужин! Как всегда в иммерсивных шоу, заранее лучше знать как можно меньше. Всего в ужине в испанском духе участвуют двенадцать человек. Им предстоит пройти увлекательный квест, а потом перекусить.

Купить билет

Опера-променад «Пиковая дама»

Место: Москва, ул. Яузская, 1/15, стр. 1

Мар 6, 2018 в 7:30 PST

Спектакль «Пиковая дама» поставил режиссер Александр Легчаков, в роли Германа – Петр Налич. Слова – Пушкина, музыка – Чайковского. В каждом спектакле ровно 54 зрителя, как в колоде карт, которая сводила с ума бедного Германа. Место действия – старинная усадьба Гончарова – Филипповых, которую, что символично, дед Натальи Гончаровой проиграл в карты.

Купить билет

«Не такие квесты»

Ближайшая дата: разные квесты идут каждый день

Место: Санкт-Петербург; у каждого квеста свой адрес. Например, «Белый крест» идет на Жуковского, 20

Янв 1, 2018 в 5:12 PST

Питерская команда «Нетакойквест» делает уникальные квесты, в которых истории важнее загадок, точнее отгадок. В этих квестах нет бутафории, а сюжет продуман лучше, чем у многих сериалов. Многие участники говорят, что им было не просто интересно, они буквально переродились. Сюда стоит идти не затем, чтобы проявить сообразительность, а за атмосферой и возможностью внезапно обнаружить себя внутри истории про Лилю Брик и Владимира Маяковского, например.

Купить билет



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS